Пандемия китайского коронавируса
28.03.2020

Микробиолог из КФУ: «В конце апреля эпидемия в России подойдет к своему пику»

Павел Зеленихин разъясняет, почему при коронавирусе может не помочь «препарат от Трампа» и ждет ли нас сценарий Италии. Часть 3-я

«Я бы не надеялся на то, что острая фаза ситуации с COVID-19 разрешится раньше, чем через три-четыре месяца», — считает доцент кафедры микробиологии Института фундаментальной медицины и биологии КФУ Павел Зеленихин. В своем очередном материале для «БИЗНЕС Online» на самую животрепещущую тему на планете ученый объясняет, как ситуация с коронавирусом на Украине коснется нашей страны и почему наступление лета радикально не поможет Испании.

Павел Зеленихин: «Пренебрежение мерами безопасности ударяет не только по беспечному человеку лично, но в итоге и по всем его близким»Фото предоставлено автором

ПЕРВЫЕ ЖЕРТВЫ САМОЛЕЧЕНИЯ ХЛОРОХИНАМИ СО СМЕРТЕЛЬНЫМ ИСХОДОМ УЖЕ ЕСТЬ

В данном материале коснемся последний информации, касающейся коронавируса, которая появилась на этой неделе. Итак, наверняка многие видели новость о том, что глава минздрава Чешской Республики заявил, что в борьбе с COVID-19 потенциально помогает Plaquenil («Плаквенил»). Этот же препарат начнут выдавать и в США, о чем уже заявил президент Штатов Дональд Трамп

Что ж, да, «Плаквенил» — это представитель противомалярийных препаратов из группы хлорохинов и применяется в лечении малярии уже больше 50 лет. Но эффективность хлорохинов в борьбе с малярийным плазмодием (род паразитических одноклеточных организмов) в основном доказана эмпирически, то есть опытным путем, а вот конкретный молекулярный механизм действия до конца не ясен. Предполагается, что, помимо прочего, такие препараты влияют на внутриклеточный везикулярный транспорт (перенос внутри клетки из одного места в другое различных молекул при помощи специальных мембранных пузырьков — везикул). Поэтому, в принципе, возможно, эти препараты смогут что-то сделать и при вирусной инфекции, поскольку многие вирусы выходят из клетки именно при помощи таких транспортных систем.

Но меня настораживает вот что: коронавирус не уникален в плане поведения в клетке, поэтому противовирусные свойства этих препаратов должны были быть обнаружены раньше и для других вирусных инфекций. Хотя, возможно, раньше этого просто не замечали или не обращали внимания. Если это так, то на наших глазах происходит открытие и становление нового класса противовирусных препаратов. Но пока я рассматриваю подобные заявления с большой осторожностью. Это связано с тем, что пока нет обоснованных заключений инфекционистов о пользе от хлорохинов при коронавирусной инфекции с хотя бы приблизительно описанным механизмом действия. А вот первые жертвы самолечения хлорохинами со смертельным исходом уже есть. Эти препараты сами по себе не безвредны, имеют серьезные побочные эффекты и должны применяться только под наблюдением врача.

Вообще, можно предположить несколько точек воздействия на коронавирус в клетке. Например, можно нарушить метаболизм генетического аппарата вируса, его нуклеиновой кислоты, которая представляет собой РНК — рибонуклеиновую кислоту. Поэтому особое внимание с самого начала эпидемии обращают на препараты, ломающие нормальные (для вирусов) процессы жизнедеятельности других РНК-содержащих вирусов, таких как вирусы гриппа, гепатита С, ВИЧ, желтой лихорадки и многих других (о чем я говорил в прошлом тексте). Такие лекарства уже показали эффективность и против нового коронавируса, что отмечено в документах ВОЗ и CDC.

У нас в КФУ также разрабатывались препараты, действующие на вирусную РНК. Они были созданы на основе ферментов бактерий, разрушающих РНК — рибонуклеаз. Рибонуклеазы были с успехом испытаны против, например, вирусов бешенства и ящура. А в 2016 году сотрудники кафедры микробиологии совместно с коллегами протестировали РНКазы и на коронавирусах: одном из четырех, вызывающих сезонную простуду, и на MERS, причем тоже успешно. Также сейчас препарат из РНКазы поджелудочной железы применяют в терапии инфекции, вызванной вирусом клещевого энцефалита. Казанские медики и биологи решили поработать и над вакциной нового коронавируса. Его геном прочтен и опубликован. А современные молекулярно-биологические методики позволяют не иметь целого жизнеспособного коронавируса для работы над вакциной, а нарабатывать какие-то компоненты патогена, способные стать основой препарата, используя лишь его генетическую информацию. Так будет сделано и в данном случае.

«Пока нет обоснованных заключений инфекционистов о пользе от хлорохинов при коронавирусной инфекции. А вот первые жертвы самолечения хлорохинами со смертельным исходом уже есть» Фото: pixabay.com

ЕЩЕ РАЗ: ВИРУСАМ НЕВЫГОДНО, ЧТОБЫ ХОЗЯИН ПОГИБАЛ

Еще в сети распространялась информация о том, что при симптомах коронавируса нельзя принимать ибупрофен, нурофен и прочие препараты с противовоспалительным эффектом. На самом деле, противовоспалительные и обезболивающие препараты в целом показаны для купирования симптомов ОРВИ, включая COVID-19. Действительно, ранее ВОЗ выпускала рекомендацию не использовать ибупрофен и родственные ему препараты при коронавирусной инфекции. Однако на сегодняшний день эта рекомендация уже отозвана как ошибочная, поскольку данные, на основе которых она выдана, не подтвердились.

А еще появилась новость: в Исландии зафиксирован уникальный случай заражения коронавирусом — у пациента одновременно обнаружены два штамма. Глава компании deCODE, занимающейся исследованиями в области генетики, это подтвердил, а это значит, что вирус мутировал.

Да, мутации, изменение генетического материала происходят у всех — у вирусов, бактерий, грибов, растений и животных. Это нормально и естественно, когда в следующем поколении потомки несут в геноме информацию, которой не было у родителей. Новые варианты (штаммы) вирусов появляются и внутри организма хозяина. Только там вирусы способны размножаться и во время копирования вирусного генома могут по разным причинам появляться и закрепляться мутации.

Поэтому в том, что у исландца обнаружили сразу два штамма вируса, нет ничего необычного. Это был штамм вируса, который его заразил, и штамм-потомок, который в нем появился. В той же заметке упоминается о более чем 40 вирусных штаммах, все они также появились в результате мутаций внутри кого-то из зараженных ранее. Чем это отразится на конкретном пациенте, зависит от свойств нового штамма вируса. Изменились ли эти свойства и в какую сторону, мы не знаем. Какие могут быть последствия для человечества? Повторю то же, что и в первых двух статьях: если проводить аналогии развития COVID-19 с другими вирусными инфекциями, то обычно тренд изменений вируса, недавно сменившего хозяина, направлен в сторону снижения его патогенности. Вирусам невыгодно, чтобы хозяин погибал, им нужно, чтобы тот распространял его. Точка.

под боком у России находятся страны, где ситуация с коронавирусом контролируется плохо

И снова о прогнозах. К сожалению, обрадовать особо нечем. Инфекция постепенно распространится, и рано или поздно, может быть, в течение года-двух, коронавирусом переболеет бо́льшая часть восприимчивого населения планеты (примерно каждый третий). Впрочем, у подавляющего большинства болезнь пройдет в легкой форме.

Все меры сейчас направлены на сдерживание вспышек, чтобы они не приводили к перенапряжению системы здравоохранения на эпидемическом пике. Никто не хочет повторения сценария в Италии. Что касается нашей страны, думаю, что в конце апреля эпидемия в России подойдет к своему пику, но у нас не будет такого безобразия, как в Италии. Разумеется, тут многое зависит от нас самих. Пренебрежение мерами безопасности ударяет не только по беспечному человеку лично, но в итоге и по всем его близким.

Но наступление теплого времени года, возможно, поможет в борьбе с вирусом, так как он нестоек и легко убивается ультрафиолетом (что, конечно, тоже поможет страдающей сейчас Испании, но это не главный, а лишь облегчающий фактор). Постепенно накопится прослойка переболевшего иммунного населения, которая обеспечит устойчивость популяции к новым вспышкам инфекции. Но я бы не надеялся на то, что острая фаза ситуации с COVID-19 разрешится раньше, чем через три-четыре месяца, возможности для этого были упущены, когда началось распространение коронавируса в Европе. Кроме того, под боком у России находятся страны, где ситуация  контролируется плохо. Например, Украина, куда сейчас стекаются ее же граждане из всех уголков мира. При этом контроль за потенциально зараженными лицами осуществляется там в недостаточной мере. Об этом можно судить, например, по количеству сделанных тестов на коронавирус. Если в России проверили уже порядка 200 тыс. людей, то на Украине — только сотни.

Павел Зеленихин