Интервью экспертов по COVID-19 
2.04.2020

Глава ВЦИОМа: «Элиты полагают, что избраны Богом и могут не соблюдать правила для «плебса»

Социология самоизоляции: растет алкоголизм, рушатся семейные союзы и увеличивается поддержка Путина

Большинство россиян живут в малогабаритных не самых удобных квартирах, не рассчитанных на круглосуточное пребывание всей семьи под одной крышей. Самоизоляция для них становится пыткой, оценивает введенный режим глава ВЦИОМа Валерий Федоров. В интервью «БИЗНЕС Online» он рассказал о том, насколько граждане верят официальной информации, почему многие из них безответственно отправились на шашлыки и курорты, как коронавирус скажется на привычках элиты и изменит ли эпидемия национальное сознание.

Валерий Федоров: «Эволюция произошла довольно быстро. В январе все это казалось, как говорит Трамп, китайской болезнью. А в марте мы уже видим, что у нас больше двух третей опрошенных говорят, что им тревожно» Валерий Федоров: «Эволюция произошла довольно быстро. В январе все это казалось, как говорит Трамп, китайской болезнью. А в марте мы уже видим, что у нас больше двух третей опрошенных говорят, что им тревожно» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ШАПКОЗАКИДАТЕЛЬСКИЕ НАСТРОЕНИЯ — В МЕНЬШИНСТВЕ. Большинство считает, что угроза есть и она серьезна»

— Валерий Валерьевич, какие сейчас настроения преобладают в российском обществе в связи с распространением коронавируса: спокойные или тревожные и как они могут меняться в ближайшее время?

— Разумеется, преобладают тревожные настроения. Это естественно. И они, кстати, преобладают не только в России, но и во всем мире. Эволюция произошла довольно быстро. В январе все это казалось, как говорит Трамп, китайской болезнью. А в марте мы уже видим, что у нас больше двух третей опрошенных говорят, что им тревожно. Спокойных осталось меньше пятой части. Все изменилось под влиянием пандемии. Экономические подвижки пока вторичны — и понятно, почему: вспоминаем теорию Маслоу. Когда возникает угроза жизни, становится не до материальных благ. Что станет дальше, будет зависеть от того, удастся ли нам пройти пик пандемии быстро и при низком уровне зараженных и умерших. Если удастся, то начнем постепенно успокаиваться и переключаться на другие проблемы. Прежде всего экономические. Если не удастся — тревожность перерастет в напряжение, фрустрацию и прочие негативные чувства. Спектр их широк и известен.

— То есть сейчас уже есть понимание того, что эпидемия действительно серьезная?

— Да, и более того, информированность об этой теме практически стопроцентная. Даже в «медвежьих углах» не осталось тех, кто о коронавирусе ничего не слышал. Слышали все. И тревожность большая. Шапкозакидательские настроения — «вируса не существует, он не опасен, меня он точно минует» — в явном меньшинстве. Большинство считает, что угроза есть и она серьезна.

— Сейчас ситуация наверняка изменилась, но на 25 марта было исследование «Левада-Центра», согласно которому, 59 процентов опрошенных россиян не доверяют официальной информации о ситуации с коронавирусом в России, которая распространяется в СМИ. Почему?

— У нас другие данные. У нас порядка 47 процентов полагают, что в СМИ говорят о пандемии не все, то есть о чем-то говорят, а о чем-то умалчивают. Тех, кто СМИ в принципе не доверяет, только 16 процентов. И 29 процентов доверяют полностью. Ситуация, как видим, не черно-белая, а скорее серая, что связано с двумя вещами. Первое — исторический фактор: в нашей стране СМИ не очень принято доверять. Это касается и старшего поколения, и среднего. И в советское время, и в 90-е годы СМИ транслировали такой поток ложной информации и пропаганды, что приучили общество все исходящее от них делить на 10. Вторая причина — конъюнктурная и описывается русской поговоркой «у страха глаза велики». То есть, когда ты находишься в ситуации стресса и, самое главное, не знаешь и не понимаешь, что будет завтра, ты склонен лихорадочно искать информацию, чтобы снизить непредсказуемость и неопределенность, а значит, и твой страх перед миром. Если ты такой информации не находишь, то можешь решить, что ее от тебя скрывают либо что-то не договаривают. На этой благодатной почве и произрастают фейк-ньюс в огромном количестве. Например, фейк о комендантском часе в Московской области, который появился в воскресенье. Не говоря уже о том, что целая отрасль в современных средствах массовой коммуникации (это не СМИ, а нечто другое, большее) целенаправленно заточена на производство таких фейков — это дает им аудиторию, трафик. А в конечном счете через хитрые механизмы монетизации — и деньги. 

«Даже в «медвежьих углах» не осталось тех, кто о коронавирусе ничего не слышал. Слышали все. И тревожность большая» «Даже в «медвежьих углах» не осталось тех, кто о коронавирусе ничего не слышал. Слышали все. И тревожность большая» Фото: Алексей Белкин

«СЕМЬЯ НЕ РАССЧИТАНА НА КРУГЛОСУТОЧНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ ВМЕСТЕ ПОД ОДНОЙ КРЫШЕЙ. ЭТО ВСЕГДА ШОК»

— Несмотря на призывы оставаться дома, некоторые граждане подались на курорты, а в минувшие выходные в Москве в торговых центрах и на улицах была масса гуляющих, царило праздничное настроение, веселые компании в парках жарили шашлыки. Чем объяснить этот праздник непослушания? Простая безответственность?

— Я бы назвал целый набор причин. Первое. Пока мы достаточно успешно проходим ситуацию с эпидемией. По сравнению с другими странами и заболевших, и умерших у нас кратно меньше. Сравните с той же Италией, которая в три раза меньше России по населению.

Второй момент: Москва — это 12-миллионный (как минимум) мегаполис. И умников, и дураков тут хватает. Даже если в процентном соотношении их мало, в абсолютных цифрах много. Сотни тысяч людей, которые недооценивают опасность: в процентном отношении их немного, но если выглянуть на улицу — понимаешь, что не так уж и мало. В-третьих, известный элемент нашего национального характера, описываемый как «русский авось» или даже «на миру и смерть красна». Такая демонстративная брутальность, мужественность, презрение к опасности и даже смерти.

В-четвертых, ситуация весьма проблемная, а по каждому такому поводу у людей обычно возникают так называемые бытовые теории, ее объясняющие — упрощенно и не всегда верно, конечно. Например, медицинская статистика показывает, что заражаются в основном люди старшего возраста, а молодые переносят легко и часто — даже бессимптомно. Отсюда многие делают вывод, что ничего страшного не происходит, они не в группе риска, так что можно без особых последствий игнорировать правила самоизоляции.

В-пятых, недоверие — в мире постправды, в котором мы живем уже довольно давно, все подвергается сомнению (и вполне резонно), а значит, неизбежны альтернативные объяснения общепринятых фактов. Чаще всего это разновидности конспирологии, от рептилоидов до Ротшильдов с Рокфеллерами. Кто-то винит в эпидемии Китай, кто-то усматривает происхождение вируса в активности американских военных биолабораторий, кто-то напоминает про тайное мировое правительство (которого, как недавно посетовал один из европейских бюрократов, нет, но которого сейчас явно не хватает).

В-шестых, есть люди, которые всегда против мейнстрима («а Баба-яга против!»), они привыкли плевать против ветра и страшно любят это делать, почему бы сейчас изменить любимой привычке? Их немного, но они есть и всегда будут.

В-седьмых, сказывается негативная динамика — она нарастает, увеличиваются и ограничения, психологическое напряжение усиливается, не у всех психика выдерживает. Если она и до пандемии была не в порядке (а в больших городах такое — давно уже не исключение), то теперь ненормальность получает подпитку за счет ухудшения условий жизни, исчезновения ее важных привычных элементов: прогулки, общение с друзьями, посещение кафе и магазинов…

«Весна! Естественный природный цикл требует перемен, зовет нас гулять и общаться, заводить знакомства, меняться к лучшему, а тут — приходится сидеть дома» «Весна! Естественный природный цикл требует перемен, зовет нас гулять и общаться, заводить знакомства, меняться к лучшему, а тут — приходится сидеть дома» Фото: «БИЗНЕС Online»

Восьмое: весна! Естественный природный цикл требует перемен, зовет нас гулять и общаться, заводить знакомства, меняться к лучшему, а тут — приходится сидеть дома. Естественные побуждения и социальные требования входят в острый конфликт, который не каждому получается преодолеть.

Девятое: жилищные условия. В свое время жилищный вопрос, как известно, испортил москвичей. С тех пор поменялось многое, но далеко не все: жилья у нас по-прежнему маловато. Все где-то живут, но большинство — в квартирах малогабаритных, не слишком удобных, они совершенно не рассчитаны на круглосуточное пребывание всей семьи дома. Есть счастливые люди, кому-то по наследству что-то досталось, кто-то своим трудом заработал на трех-четырехкомнатную квартиру или загородный дом. Но таких мало, а большинство ютится в одно-двухкомнатных квартирах с не самым лучшим набором бытовой техники и прочих сервисов. И это становится пыткой, когда самоизоляция длится неделями…

Десятое: семья как важнейший социальный институт не рассчитана на круглосуточное пребывание вместе под одной крышей. Она живет распределенно, у всех свои дела, а встречаются и проводят несколько часов вместе люди обычно утром и вечером. Резкий слом устоявшегося графика — всегда шок, сначала он может быть позитивным, а затем — по-разному. Семья подвергается испытанию на прочность, и если она изначально была с червоточинкой, семьей скорее по обстоятельствам, чем по взаимному влечению, то она это испытание может не выдержать. Отсюда желание членов неудавшейся семьи сбежать из дома, наплевав даже на правила самоизоляции.

Итак, мы видим широкий спектр причин. Но та статистика, которую мэрия заявила о шашлычных выходных (на шашлыки вышли 20 процентов), на мой взгляд, не драматична. 20 вышли, но 80-то остались дома! Значит, большинство старается вести себя дисциплинированно и понимает, что нужно посидеть дома, а не греться на весеннем солнышке.

«Та статистика, которую мэрия заявила о шашлычных выходных (на шашлыки вышли 20 процентов), на мой взгляд, не драматична. Двадцать вышли, но восемьдесят-то остались дома!» «Та статистика, которую мэрия заявила о шашлычных выходных (на шашлыки вышли 20 процентов), на мой взгляд, не драматична. 20 вышли, но 80-то остались дома!» Фото: «БИЗНЕС Online»

«КОРОНАВИРУС ПОКАЖЕТ ЭЛИТАМ, ЧТО ОНИ ДО БОГА НАХОДЯТСЯ НА ТОМ ЖЕ РАССТОЯНИИ, ЧТО И ОБЫЧНЫЕ ЛЮДИ»

— Может быть, ситуация изменилась, но совсем недавно некоторые представители элит веселились в Куршевеле под песню «плевать, если я заболею». Даже супруга Дмитрия Медведева, как пишут в соцсетях, неоднократно вылетала в страны, где уже бушевала эпидемия. Эти люди думают, что у них есть сверхвозможности, их болезнь минует?

— Это касается не только представителей элит. Ощущение, что смерть ловит кого-то другого, а не тебя, весьма широко распространено, особенно если ты пока молод и здоров. Если ты живешь в достаточно спокойном, безопасном, относительно сытом обществе. Конечно, элиты имеют больше возможностей чисто материальных проводить время так, как им хочется — и на основании этого они полагают, что избраны Богом, что им все дозволено и они могут не соблюдать правила, которые установлены для «плебса». Таково их всеобщее негласное убеждение. Но коронавирус, я уверен, им покажет, что они до Бога находятся на таком же расстоянии, что и обычные люди. И многочисленные случаи заболевания представителей этой прослойки, думаю, приведут многих в чувство. И они станут вести себя несколько проще. Разумеется, пока не пройдут «шок и трепет». А потом все вернется на круги своя: элита всегда будет вести себя иначе, это ее атрибут, выражающийся в демонстративном потреблении и других поведенческих особенностях. Где-то, в странах, где элита в основном состоит из «старых денег», они выглядят более цивилизованно. У нас страна «новых денег», нуворишей, поэтому смотрится это безобразно. Нашим деньгам надо «постареть», а на подобное требуется время.

— А как бы вы оценили разъяснительную работу в СМИ и социальных сетях о необходимости соблюдать предписания медиков и властей, чтобы обезопаситься от заражения коронавирусом и находиться на самоизоляции? Насколько они эффективны?

— На мой взгляд, достаточно эффективны. Народ уже напугали нормально, и большинство стремится соблюдать все предписания. Но доля тех, кто идет против ветра, у нас, россиян, исторически тоже достаточно высокая. К тому же мы просто не умеем договариваться. Жить в согласии любим, но как его на практике организовать? Эта наука большинству из нас совершенно не ведома.

Но сейчас эффект, на мой взгляд, неплохой. Есть внешние признаки того, что он есть. Я уже говорил о достаточно низкой скорости распространения вируса. Посмотрите невооруженным взглядом на улицы. Если вы видите толпы праздношатающихся людей, то вы, наверное, живете не в Москве. Исключения, безусловно, будут. Но пока они массового характера не приняли.

Есть, разумеется, вещи, которые нужно доделать. Эта нерабочая неделя, с одной стороны, воспринимается праздничной для любого работающего человека, с другой — это нестандартный праздник. Ты должен его проводить не так, как привык проводить праздники. То есть ходить в гости, принимать друзей у себя, выезжать на природу, шашлыки, дачу, участок. Это самые распространенные способы провести свободное время. А дальше уже идет шопинг, кинотеатры и другие культурные учреждения, но они все сегодня закрыты. То есть людям дали время, но не дали возможности его использовать так, как они привыкли! И вот народ находится в мучительном поиске, чем себя занять. Водкой и закуской? Или все-таки шашлыками, но так, чтобы другие не видели? Людям объяснили, что на работу ходить не надо, теперь осталось донести, чем заняться дома. Дмитрий Медведев вечером в воскресенье предложил гражданам: посмотрите кино, займитесь детьми, книжку почитайте в конце концов. Посмотрим, сработает ли этот совет.

Кстати, я бы здесь провел аналогию с тем, как в начале нулевых у нас впервые ввели длинные январские каникулы. Но что делать-то в длинные выходные зимой? Результат — вспышка алкоголизма и пьяных разборок, рост смертности. Но прошло несколько лет, и люди адаптировались к длинным январским выходным, нашли нетравматичные способы использовать это время. Не все, конечно: медики по-прежнему фиксируют пик алкогольных отравлений и смертоубийств на данной почве в первые дни года. Но он сильно ниже, чем был в самом начале, когда люди вообще не знали и не понимали, что делать. Сейчас научились, и ворчание на тему переноса длинных каникул с зимы на май затихло, привычка сформировалась. Хотя на старте было даже не ворчание, а мощный гул недовольных голосов. И сейчас тоже нужно время на адаптацию к новым, непривычным условиям жизни. Проблема в том, что этого времени практически нет, все происходит очень быстро. 

«Для значительной части наших соотечественников культурные потребности могут быть реализованы только за пределами квартиры. Сходить в кино, пошопиться, прогуляться по парку. Вот распространенные формы досуга» «Для значительной части наших соотечественников культурные потребности могут быть реализованы только за пределами квартиры. Сходить в кино, пошопиться, прогуляться по парку. Вот распространенные формы досуга» Фото: «БИЗНЕС Online»

«…а потом люди удивленно озираются на свои маленькие квартиры, забитые гречкой и солью»

— Кстати, по поводу пьянства. Эксперты предсказывают, что во время самоизоляции многие люди, особенно в глубинках, именно этим и займутся. А значит, стоит ждать увеличения бытовых преступлений и убийств на данной почве.

— Это предсказывать уже не надо. Есть статистика по продажам спиртного в магазинах Москвы. За минувшую неделю она выросла чуть ли не на 30 процентов. Это тоже говорит о том, что наши дома не приспособлены для того, чтобы проводить в них много свободного времени. Это во-первых. Во-вторых, люди заливают страхи и тревожности известной жидкостью. Стресс можно заедать, а можно запивать. Третий момент заключается в том, что для значительной части наших соотечественников культурные потребности могут быть реализованы только за пределами квартиры. Сходить в кино, пошопиться, прогуляться по парку или по набережной, посидеть в кафе, потусоваться с друзьями. Вот распространенные формы досуга. Почитать книжку? Нет. Посмотреть видеотур по Лувру? Нет! Посмотреть трансляцию оперы из Ла Скала или Метрополитен-опера? Нет! Это все элитные развлечения для очень узкого круга. Они доступны, но не имеют широкого распространения в силу того, что нет навыка, привычки да и особого желания. Все-таки высокое искусство — удел элитарных и субэлитных слоев. У широких масс — развлечения все больше другого рода. Это телевизор, который никуда не делся и в котором уйма интересных каналов; интернет с разнообразнейшими развлечениями. Это все, конечно, приедается. Немножко однообразно. А человек все-таки существо подвижное, у него две ноги и две руки, сидеть на месте долго — мука, хотим двигаться, и это нормально. Движение — жизнь, неподвижность — смерть. А когда твоя мобильность ограничена малоразмерной квартирой, это противоположно всему, что нам привычно и считается нормой.

— Значит, будет всплеск преступлений и бытовых убийств?

— Ну пик разводов точно появится.

— В Китае он уже наблюдается. Нам тоже ждать таких последствий, если самоизоляция и карантин продлятся несколько недель?

— Статистики пока нет. Но, конечно, подобное вполне вероятно, потому что люди помещены в нестандартные условия и это испытание на прочность для любого человеческого союза. Будь то брак, семья, сожительство, дружба в конце концов. Не только же близкие люди живут вместе. Кто-то снимает квартиру на паях с малознакомыми людьми, а тут вдруг они оказываются перед необходимостью круглосуточно общаться без возможности выйти. Здесь можно провести аналогию с космонавтами в космическом корабле, но только их предварительно тестируют, готовят, обучают, подбирают по взаимной совместимости. А нас — нет! Поэтому может привести в том числе и к печальным последствиям. Нужно всего этого ожидать, но есть горячая линия психологической поддержки, туда можно звонить, обращаться за помощью.

— А можно ли назвать побочным психологическим эффектом набег на магазины, когда люди скупали гречку, туалетную бумагу и прочие товары? Правда, в вашем исследовании этого вопроса ситуация представляется несколько иной (по данным опроса ВЦИОМ, абсолютное большинство, 87% россиян, не видит необходимости закупаться впрок продуктами питания прим. ред.), но мы же видели сюжеты с пустыми полками в магазинах.

— Мы видели такие картинки на пике и в Москве прежде всего. По стране вроде все поспокойнее. Что это такое? Рефлекторная реакция на сигнал опасности, когда ты не думаешь над рациональностью действий, а просто берешь и делаешь. Это наш общественный навык: когда ты уже несколько раз попадал в подобную ситуацию, выработался навык, что надо делать, чтобы не было хуже. А мы действительно много раз оказывались в ситуации кризиса и первым делом бежали скупать все что можно. Потому что понимали, что деньги наши подешевеют, их покупательная способность снизится. А может, мы работу потеряем и денег вообще не будет. Так что надо потратить их прямо сейчас на что-то насущное, которое точно понадобится.

Есть и более глубинный слой исторической памяти, связанный с советской экономикой дефицита, где вечно ничего не хватало. Тогда кризис означал, что не просто цены вырастут, но еще и необходимые продукты и товары из торговли исчезнут. То есть сразу два стимула. Первый — рыночный, связанный со слабостью нашей валюты, второй — с советской экономикой дефицита.

Таковы причины набегов на магазины. Почему я называю это рефлекторной реакцией? Потому что все происходит очень быстро и в массовом порядке, а потом заканчивается и люди удивленно озираются на свои маленькие квартиры, забитые гречкой и солью. С одной стороны, им теперь спокойно и хорошо на душе, с другой — возникает вопрос, что со всем этим делать. Понятно, что фаза осознания еще не наступила, пока неопределенность весьма высокая, период рационализации еще впереди. Но в целом набеги на магазины уже закончились — и это тоже ценный опыт для людей. Они все раскупили и видят, что на самом деле магазины не опустели, товароснабжение работает. Это им хорошее психологическое подкрепление. Пусть они поступали иррационально, бог с ними, в конце концов, создали себе продуктовый гарантийный фонд. Но главное, они видят, что продукты в магазинах есть и наш привычный мир еще не окончательно разрушился. А значит, в нем сохраняются важные структуры, которые устойчивы и за которые можно держаться в нестабильное и непредсказуемое время.

«Главное, они видят, что продукты в магазинах есть и наш привычный мир еще не окончательно разрушился» «Главное, они видят, что продукты в магазинах есть и наш привычный мир еще не окончательно разрушился» Фото: «БИЗНЕС Online»

«МЕМ — ЭТО ОТРАВЛЕННАЯ ТАБЛЕТКА, ДАНАЙСКИЙ ДАР И ТРОЯНСКИЙ КОНЬ. МЕМ ВСЕГДА УПРОЩАЕТ СИТУАЦИЮ, В ЭТОМ ЕГО ТОКСИЧНОСТЬ»

— Кроме фейков и страшилок, в соцсетях очень много шуток, анекдотов, смешных мемов. О чем подобное говорит? Это здоровая реакция?

— Мемы захватили мир. Не сегодня — еще вчера. Уже лет 7–8 мем — это универсальное средство коммуникации в целом ряде сред. В России мемы практически вытеснили анекдоты, к примеру. В чем секрет распространенности, вирулентности мема? Четыре главных элемента.

Первый секрет — в простоте, элементарности мема, он легок для понимания, а значит, не требует от нас много времени на понимание. Это сверхценное качество в ситуации информационной перегрузки — якорь спасения в море информации, в котором мы тонем.

Во-вторых, мем просто объясняет сложное. Не нужно читать лонгриды, самостоятельно разбираться в прочитанном, сопоставлять разные точки зрения, искать в них истину, советоваться со знающими людьми — ничего не надо, достаточно увидеть мем — и вот уже: эврика, ты все понял! В мире, где никто не хочет разбираться в ситуации глубоко и времени нет для подобного, и сил моральных, мем — отличная возможность буквально за секунду понять, осознать, что происходит, и сформировать к этому некое отношение.

В-третьих, мем обычно юмористичен, а то и сатиричен, то есть создает приподнятое настроение. В любом случае связан со смехом, в крайнем случае — с ухмылкой. А это всегда востребовано и ценится в нашем сложном и серьезном мире. Юмористическая упаковка позволяет информацию легче принимать. В каком-то смысле это элемент терапии.

Наконец, четвертое: мем — отличный повод и инструмент для общения с другими людьми. Его можно переслать, поделиться им, вместе с другими — посмеяться и пофантазировать по поводу обыгрываемых этим мемом тем.

Но если серьезно, то мем — это отравленная таблетка, данайский дар и троянский конь. Мем всегда упрощает ситуацию и в огромном большинстве случаев —таким образом, что никакого понимания уже не остается. Зачастую никакой связи между тем, что реально происходит, и тем, как это отражается в меме, нет. А восприятие происходящего все бо́льшим числом людей формируется именно через мемы. В этом их токсичность и опасность. Они нам помогают осознать и сформировать отношение, но данное отношение крайне искаженное.

Я бы даже сказал — индуцированное. Ведь мем кем-то создается, придумывается, верно? Это былины у нас народные, а каждый мем имеет своего автора — пусть даже часто он стремится остаться неизвестным. Хорошо, если это просто веселый человек. Неплохо, когда он на подобном деньги зарабатывает: существует целая индустрия создания мемов. Плохо, когда мемостроительство преследует политические цели.

— Такое тоже есть?

— Безусловно. Достаточно давно и работает очень эффективно. Поэтому давайте смеяться, от мемов нам скрыться не удастся! Это суперэффективный инструмент, он будет жить, пока на смену ему не придет что-то еще более эффективное. Пока же главное, чтобы наши источники знания о происходящем в мире не ограничивались мемами. Это главная проблема, на мой взгляд. Особенно для самой уязвимой части нашего народонаселения и самой большой потребительницы мемов. Я имею в виду молодежь.

«До кризиса безработица в России была аномально низкой, по сути, отсутствовала. Зарплаты были низкие, а занятость — почти полной. Теперь всё поменяется» «До кризиса безработица в России была аномально низкой, по сути, отсутствовала. Зарплаты были маленькими, а занятость — почти полной. Теперь все поменяется» Фото: «БИЗНЕС Online»

«До кризиса безработица в России, по сути, отсутствовала. Теперь все поменяется»

— Насколько серьезно могут возрасти беспокойства и страхи людей из-за коронавируса, если эпидемия будет развиваться неблагоприятным образом?

— Прогнозы — дело неверное. Пока мы паники не видим, «продуктовая» волна закончилась. Волны самоубийств пока не фиксируется. Отдельные эксцессы вероятны, массовые волнения — не слишком. Но в таких ситуациях все развивается и меняется крайне быстро, поэтому нужно внимательно наблюдать за происходящим и очень живо реагировать. Чем власти, собственно, и заняты. Благо и финансовые возможности для этого есть, и технологические, и авторитет власти высок, и люди решительные и ответственные нашлись.

— А серьезные ли переживания из-за вынужденных нерабочих дней, в результате которых наемные работники могут стать безработными, а представители МСБ разорится?

— До кризиса безработица в России была аномально низкой, по сути, отсутствовала. Зарплаты были маленькими, а занятость — почти полной. Теперь все поменяется. Первыми это поняли работодатели, которые сейчас активно пересматривают свои планы. Государство тоже видит огромные риски и быстро разработало экстренные меры по поддержке занятности и тех, кто работы лишится. Скоро понимание серьезности ситуации дойдет и до самих работников — кого-то уже переводят в принудительные отпуска, у кого-то урезают зарплату, кого-то просто увольняют. Сейчас страхи по поводу безработицы не на первом месте, но по мере того, как пандемия будет отступать, обострятся именно экономические проблемы, и это неизбежно скажется на опасениях людей.

— Как восприняты населением предложенные Путиным социально-экономические меры в связи с эпидемией коронавируса?

— Как своевременные и потенциально эффективные. Рейтинг оценки работы президента после его выступления 25 марта рос на протяжении пяти дней.

— Насколько увеличился рейтинг президента?

— За неделю, с 16 по 22 марта, показатель одобрения деятельности президента по среднему значению составил 60,3 процента. На вопрос о доверии Владимиру Путину положительно ответили 67 процентов респондентов (не доверяли 28,4 процента). Уже опрос 25 марта, в день обращения, показал, что уровень одобрения вырос до 63,5 процента, уровень доверия — до 69 процентов. И это только за один день! В последующие дни рост продолжился.

— Удалось ли президенту своим обращением снизить напряжение в обществе, которое стало нарастать из-за некоторых поправок в Конституцию и особенно истории с обнулением, что подогрели обрушение цены на нефть и девальвация рубля?

— Тема обнуления не стала поводом к политическим раздорам и конфликтам, наоборот, она «притушила» эти конфликты, все в элитах вздохнули с облегчением. Масс-медиа, за редчайшим исключением, тоже не стали делать из обнуления трагедию. Для людей тема обнуления — значимая, но далеко не на первом месте, впереди нее — и экономика, и пандемия. Резюмируя, все прошло спокойно и в краткосрочном измерении — удачно. Что будет на более длительном горизонте — сегодня предсказывать невозможно.

— Однако некоторые эксперты считают, что из-за вирусной турбулентности отношение к поправкам в Конституцию и обнулению ухудшится. Тем более что, по данным Левада-центра, мнения россиян по этому вопросу уже разделились почти поровну. 48 процентов одобряют, 47 процентов — нет. Стоит ли власти всерьез беспокоиться по этому поводу?

— У нас данные другие, но не буду критиковать коллег. Главное, что надо иметь в виду: мнение о поправках к Конституции уже сформировалось. Оно следующее: поправки нужны, будем голосовать за них. Социальные и патриотические новеллы более популярны, чем политические. Но из принятых Государственной Думой поправок нет ни одной, которую поддержали бы менее 50 процентов опрошенных нами. Поправка про обнуление — не исключение.

«На вопрос о доверии Владимиру Путину положительно ответили 67% респондентов (не доверяли 28,4%). Уже опрос 25 марта, в день обращения, показал, что уровень одобрения вырос до 63,5%, уровень доверия — до 69%» «На вопрос о доверии Владимиру Путину положительно ответили 67 процентов респондентов (не доверяли 28,4 процента). Уже опрос 25 марта, в день обращения, показал, что уровень одобрения вырос до 63,5 процента, уровень доверия — до 69 процентов» Фото: kremlin.ru

— Как вы думаете, может ли эпидемия коронавируса и все, что сегодня происходит, повлиять на общественное сознание? Может быть, мы станем более ответственными?

— Уже повлияло. Не только на сознание, но и на поведение. Вопрос в том, что из благоприобретенного нами опыта удержится, а что — через короткое время забудется как страшный сон. Эта развилка далеко еще не пройдена. Решение зависит от того, насколько продолжительной и эффективной будет борьба с пандемией. И есть еще один фактор, о котором пока почти не говорят: что, если через несколько месяцев или год после завершения текущей пандемии нас накроет новая? Если это действительно произойдет, уверен: и устройство нашего мира, и привычки людей изменятся бесповоротно.

— А в целом можно ли оценить то, как изменятся наша жизнь, экономика и политика после эпидемии коронавируса?

— Рынок прогнозов на этот счет уже переполнен. Есть в целом оптимистические, как, например, у ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, есть и более пессимистичные, как у болгарского политолога Ивана Крастева. Собственного целостного видения у меня пока не сложилось, а повторять за другими не хочется. Главных сложностей в прогнозировании, как известно, две: легко предсказать, что произойдет, но трудно — когда; легче предсказать технологические изменения, чем социальные. Исходя из этого, от прогнозов пока воздержусь, сосредоточусь на наблюдении за тем, что уже происходит. Благо для этого у ВЦИОМа есть весь необходимый набор исследовательских техник и инструментов.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (78) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
2.04.2020 08:15

Поддержка Путина, как и экономика, демонстрирует динамику отрицательного роста?

  • Анонимно
    2.04.2020 08:15

    Поддержка Путина, как и экономика, демонстрирует динамику отрицательного роста?

    • Анонимно
      2.04.2020 10:39

      8.15. Какая динамика роста экономики? Вы кто и откуда вешаете?
      До снятия карантина забудьте разговоры про рост экономики.

    • Анонимно
      2.04.2020 10:41

      Сейчас главное - минимальными потерями преодолеть эту беду.
      Потом начнём говорить о занятости, безработице, росте экономики.

    • Анонимно
      2.04.2020 10:42

      Мы знаем, что будет завтра. Завтра будет снятие карантина.
      Вопрос в том, когда эта завтра наступит.

    • Анонимно
      2.04.2020 10:43

      Пик пандемии связан с положением в США.

      • Анонимно
        2.04.2020 11:45

        США продолжает управлять миром.

      • Анонимно
        2.04.2020 11:46

        Трамп должен достойно победить короновирус. Иначе не видать ему второго срока.

      • Анонимно
        2.04.2020 11:47

        Может быть, Трамп придумал короновирус, чтобы его победить и остаться на второй срок?

      • Анонимно
        3.04.2020 11:18

        10.43. В США самый высокий уровень заражения.

    • Анонимно
      2.04.2020 14:11

      "Элите" предстоит убедиться , что они не выбраны Богом..

      • Анонимно
        2.04.2020 16:46

        Бог проснулся со спячки и ужаснулся тому, что творится на Земле.И решил всех сравнять-"илитку-ворье" и холопов.

  • Оптимист
    2.04.2020 08:34

    Не знают совсем чем живет народ

    • Анонимно
      2.04.2020 10:45

      Испытание семейных отношений. Кто как пройдёт?

      • Анонимно
        2.04.2020 11:52

        Какие уж там семейные отношения.У таких половина даже в официальном браке не живет, другая женились от небольшого ума, вот и результат.

      • Анонимно
        2.04.2020 13:10

        Я против того, что творится сейчас и как с народом обходятся, но что за семейные отношения такие, если 2 недели дома посидеть вместе - серьезное испытание? У меня муж летом ногу сломал, 1,5 месяца дома лежал, а у нас еще ребенок годовалый. Никто ни с кем не ругался.

      • Анонимно
        2.04.2020 15:10

        произойдет осмысление того а правильно ли я выбрал себе партнера и думаю что будет очень большой процент разводов - тут и гадалке не ходи

    • Анонимно
      2.04.2020 10:48

      Нет худа без добра. Общество выйдёт из карантина очищенным.

    • Анонимно
      2.04.2020 10:48

      Терпение, терпение, терпение и дисциплина!

    • Анонимно
      2.04.2020 11:26

      Перед ними не стоит задача узнать, чем живет народ. У них задача убедить народ, что он думает так, как они скажут. Это не социология. Это пропаганда

      • Анонимно
        2.04.2020 12:02

        Каждый должен думать о себе и своих близких, тем более сейчас, когда есть время провести с семьей

  • Анонимно
    2.04.2020 08:41

    Когда человек чишет затылок, значит говорит неправду!

    • Булгарин
      2.04.2020 10:30

      Да, уж. По поводу доверия народа Путину. Вообще-то не удивлен. Путин для большинства российского народа, что то же что и бог на небесах. Для верующего человека - он безгрешен, он же бог.

    • Анонимно
      2.04.2020 10:51

      Человек неправильно воспринимает мир. И каждый человек по-своему неправильно воспринимает мир.
      Из Кама-Йоги.

    • Анонимно
      2.04.2020 11:55

      Держу в курсе, но психология не наука.

    • Анонимно
      2.04.2020 11:55

      Если человек чИшет затылок,значит у него перхоть)))

      • Анонимно
        3.04.2020 19:52

        Если человек чешет затылок значит у него есть затылок и чем чесать и еще есть кто за этим наблюдает иначе откуда бы мы знали что он чешет. Может не затылок и не чешет.

  • Анонимно
    2.04.2020 08:52

    скоро введут понятие "парадокс Федорова". подгоняя вопросы анкетирования под заранее установленный результат, тем самым загоняя в темную глубокую пещеру неведения объективный анализ, потом удивленно восклицать :" и как же так вышло, что обломилось дышло?" оставив по дороге несколько десятков штанов, выпрыгивая из которых вциом гвоздями загонял в сознание населения уверенность в величии и гениальности российского "нулевого кучера". залепив пластилином лжи проржавевшие свищи коммуникации власть-народ, потом удивиться всеобщему озверению.

    • Анонимно
      2.04.2020 10:53

      ВЦИОМ - гос орган, способствующий выполнению задач власти.

    • Анонимно
      2.04.2020 10:54

      Путин должен достойно победить короновирус. Тогда гарантирован достойный уход с должности.

      • Анонимно
        2.04.2020 12:02

        Да все пройдет, мы даже метеорит в Челябинске пережили!

        • Анонимно
          3.04.2020 19:54

          Не примазывайтесь к чужой славе!
          Метеорит в Челябинск пережили Челябинсчане.

  • Анонимно
    2.04.2020 08:53

    Растет поддержка? Где? Или вы про отрицательный рост?

  • Мюллер)))
    2.04.2020 09:13

    Забавный глава ВЦИОМА))
    Элиты оторваны от народа, экономика катится в пропасть, растет алкоголизм и рушатся семьи НО поддержка Путина растет!
    Как то некреативно врет господин
    Вообще рынок путинских подхалимов и врунов сильно просел))
    Примитивно и серо работают- как собственно и их объект почитания))

    • Анонимно
      2.04.2020 10:58

      Не бывает власти без подхалимов.

      • Мюллер)))
        2.04.2020 11:17

        Бывает! Когда нахождение у власти не дает никаких сверхбогатых пряников и возможностей обогащения то и подхалимов нет потому что нет такого количества желающих припасть в корыту госбюджета

        • Анонимно
          2.04.2020 17:26

          Мюллер, что думает немецкая разведка про ситуацию в России?

          • Анонимно
            3.04.2020 19:59

            Она думает на основании аналитики Мюллера.
            А ему делают аналитику в США.

      • Анонимно
        2.04.2020 11:40

        "везде подхлимы" "везде воруют" "у них тоже коррупция"- любимые мантры адептов культа Скрепы

        • Анонимно
          3.04.2020 11:22

          РТ досрочно доложит о победе короновируса в регионе. Ну очень хочется.

        • Анонимно
          3.04.2020 11:24

          Короновирус РТ лучший чем в соседних регионах. По любимому пропагандистскому клише РТ.

      • Низами
        2.04.2020 12:34

        Лучше впасть в нищету, голодать или красть,
        Чем в число блюдолизов презренных попасть,
        Лучше кости глодать, чем прельститься сластями
        За столом у мерзавцев, имеющих власть

        Омар Хайям

    • Анонимно
      2.04.2020 11:41

      Скажет правду, придется идти простым интервьером в Леваду

    • Анонимно
      2.04.2020 15:39

      Очень рада, что Вы снова пишете! Не покидайте нас!) С интересом читаю Ваши комментарии! :)

  • Анонимно
    2.04.2020 09:34

    Много воды. Сейчас никто не воспринимает длинные пространные тексты. Надо писать кратко и по возможности тезисно. Что то верно. Но высказывание о высоком авторитете " царедворцев, боярь и везирей" в обществе и предпоследний раздел о росте доверия к "гл.царедворцу" очень сомнителен. Мэнге Тау

  • Анонимно
    2.04.2020 09:35

    растет поддержка Путина??? какой же врун этот Федоров . комментарии почитай и все сразу станет ясно. Они сами сначала рисуют эти 60%поддержки а потом в нее верят.

    • Анонимно
      2.04.2020 10:59

      В данной ситуации чем жестче власть, тем больше к ней доверия.

    • Анонимно
      2.04.2020 11:59

      Разве врет? Посмотрите комментарии, рейтинги в конце концов, увидите, что он прав

      • Анонимно
        2.04.2020 12:24

        Ядерный электорат в принципе под угрозой, из-за коронавируса

  • Анонимно
    2.04.2020 09:42

    У него работа такая - всех успокаивать, поэтому еще тревожнее в голове стало.

    • Анонимно
      2.04.2020 12:00

      От обратного идете? Странный вы. Как по мне наоборот довольно рассудительно и полно сказал товарищ эксперт.

  • Низами
    2.04.2020 09:42

    Где-то неделю (или чуть больше) назад мне позвонили и, представившись "специалистом ВЦИОМ", предложили ответить на вопросы. Я согласился...
    Отвечать надо было либо "доверяю", либо "не доверяю". Однако на большинство вопросов невозможно было ответить так однозначно, и я начал об этом говорить "специалисту". А она требовала отвечать только так.
    И когда опрос дошел до вопросов про наш регион, то, на мои замечания о неоднозначности вопросов и ответы "не доверяю", "специалист" сказала, что не желает со мной больше общаться и отключилась...

  • Анонимно
    2.04.2020 09:56

    Постправда, вы только вдумайтесь в это сюр, нам это говорят и пишут как про норму жизни и бытия. "Откуда вы только такие беретесь" (кф Ворошиловский стрелок)

    • Низами
      2.04.2020 10:26

      — Сильно достали?
      — Да...
      — А законная власть?
      — А где ты её видел, законную-то? Одни кабинеты с флагами, и в каждом кабинете — хмырь…

      «Ворошиловский стрелок»

  • Анонимно
    2.04.2020 10:28

    «До кризиса безработица в России, по сути, отсутствовала. Теперь все поменяется» - Что за "наивность", лукавит ведь, за 900 руб. в месяц кто пойдет в центр занятости, там еще замучают бессмыслицей бывшие парторги.

  • Анонимно
    2.04.2020 11:26

    Кошки могут заболеть короновирусом?И как переносят? Кто знает?

    • Анонимно
      2.04.2020 13:46

      У животных свои вирусы. И корона в том числе. Ротокороновирусные инфекции есть у крупного рогатого скота. Кто работает с животными, тот более устойчив и к человеческому. Но они разные и не передаются.

  • Анонимно
    2.04.2020 11:27

    Парторги это мелочь, здесь первый секретарь обкома всем кланом в Форбсе, имея нефтяные скважины и прибыльные химзаводы, который 25 лет обещал народу райскую жизнь как в Арабских Эмиратах, но увы они там, а мы нищие.

  • Анонимно
    2.04.2020 11:56

    Какой-то странный эксперт, где вы таких находите?

    • Анонимно
      2.04.2020 12:25

      Это придворный социолог, что прикажут, он то и исследует

  • Анонимно
    2.04.2020 12:04

    Барыгыз да бу афәттән исән котылыгыз!

  • Анонимно
    2.04.2020 12:21

    Приступили к убаюкиванию по заказу.Похоже сам то "нулевой" в цейтноте.

  • Анонимно
    2.04.2020 14:06

    Страх безработицы был и сейчас он самый угнетающий показатель для жителей. особенно в городах которые на сороковом месте или даже в третьей десятке по
    уровню жизни. Там все еще больше усугубится в в связи с отсутствием работы для массы людей в сотни и сотни граждан.

  • Анонимно
    2.04.2020 19:58

    Рейтинг Путина как цена на нефть - отрицательный!

  • Анонимно
    2.04.2020 21:27

    Про доверие смешно наврали, забыли запятую поставить между 6 и 7 %

  • Анонимно
    2.04.2020 22:34

    Сколько у нас в Республике депутатов всех партий, мастей и кланов, руководители предприятий, бизнесмены, миллиардеры и их бессменный председатель, где ваши предложения по оказанию помощи своему народу в этот трудный период, или все в своих дворцах поместьях в несколько гектаров отсиживаетесь на всем готовом, с пожизненными льготами по всем направлениям. От всех вас все эти десятилетия никогда не было толку и сейчас наверно не будет. один президент пытается что то сделать, но у него нет достойной команды помощников единомышленников, одни пиарщики, дизайнеры по паркам и хиджабам. Он сразу сам взял полный контроль над данной ситуацией в свои руки и навел полный порядок.

    • Анонимно
      2.04.2020 23:33

      22.34. Какой порядок? Попираются конституционные права граждан, гарантированные конституцией, на свободу передвижения!

  • Анонимно
    3.04.2020 22:37

    Ближе к делу.

    1. Действительно, при поиске партнёра "на всю жизнь" мы часто полагаемся на авось. Нет, слова любви мы как бы, конечно, говорим...
    А надо бы подбирать, как космонавтов в экипаж, через психолога. Отсюда и проблемы.
    2. Из личных наблюдений: с двумя своими "партнёршами" мы разбежались, именно после совместного отдыха. А с сегодняшней "общаемся" достаточно долго, и стараемся отдыхаем вместе. С ней после совместного отдыха отношения только укрепляются. Тьфу-тьфу!
    3. Квартиры тесные, говорите? В конце 30-х годов прошлого века (перед Отечественной Войной) у работников авиазавода в Казани обеспеченность жильём была 1 (Один) квадратный метр на человека. И только к концу ВОВ добились 3 (Три) квадратных мера на человека. И ничего: строили самолёты для Великой Победы. И не ныли...
    4. Из "развлечений" во время самоизоляции могу ещё подсказать:
    - начать делать наконец-то каждый день (раньше же не хватало времени?) физические упражнения, например, для "убрать живот";
    - посмотреть в инете те ролики, о которых давно мечтал;
    - начать (продолжить) ежедневные практики в иностранном языке, есть много бесплатных ресурсов для этого, для разного уровня подготовленности;
    - каждый день перебирать по одной полке в шкафу/кладовке/балконе/антресолях. Узнаете много интересного о себе, найдёте много забытых вещей, сформируете пачку макулатуры, тряпья для гаража/дачи, мусора на вынос, книг для подарка в деревенскую библиотеку, и т. д.;
    - починить сломанную мебель;
    - позаниматься с ребёнком по тем предметам, по которым у него в школе "не очень";
    - честно просмотреть папки и файлы в компе/ноуте/смартфоне с целью удалить ненужное;
    - создать и систематизировать папки "мои фото" и "мои видео" с целью оставить на память потомкам;
    - один раз в день готовить для всей семьи новое, ранее нераспробованное блюдо, благо продуктов прикупили;
    - придумайте сами что-нибудь, в таком же роде.

    Выше голову!

    • Анонимно
      6.04.2020 16:05

      ну это день-два, ну три,а потом? полки-ролики кончились, языками столько времени умом тронешься заниматься, на дачу хлам не увезешь перемещение ограниченно... что дальше?:-)

    • Анонимно
      7.04.2020 07:48

      В квартире чистота уже как в реанимации))) собака прячется от гуляния под кроватью)) кошка сыта даже ночью) , фото сам дурак разобрал заранее, даже карандаши заточил и разложил по цвету, вдруг дети/зять/внук когда нибудь захотят рисовать.. жрать не хочу.. Пойду все таки водки хлопну )) процесс захватывает больше))

  • Анонимно
    8.04.2020 21:46

    А этот Федоров дураковат. Был о нем лучшего мнения. Все советское виновато, а он не причем, манипулирующий опросами.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль