Общество 
8.04.2020

Владислав Жуковский: «Россиянам надо готовиться к выживанию – будут спасаться на огородах»

Известный аналитик о «терминальной стадии наркомании» в мировой экономике, которая выльется в сильнейшую депрессию за столетие

«Ситуация будет хуже, чем в 90-е: налоги, тарифы на электроэнергию, бензин не копеечные, как тогда», — предупреждает экономист Владислав Жуковский. В интервью «БИЗНЕС Online» он рассказал, как на мировых рынках уже сгорело $43 трлн, куда катятся цены на нефть и выдержат ли Россия и мир в целом удар коронавируса.

Владислав Жуковский: «Было понятно, что мировая экономика стоит на грани сильнейшего обвала на финансовых рынках»Фото: Алексей Белкин

«КОРОНАВИРУС СТАЛ ТРИГГЕРОМ, КОТОРЫЙ ЗАПУСТИЛ РАЗРУШЕНИЯ»

— Как вы оцениваете происходящую сейчас в экономике ситуацию в мире и России?

— Наши прогнозы, о которых мы с вами говорили в конце 2019 года, к сожалению, сбываются с опережающими темпами. Имею в виду сдувание «пузырей», которое происходит гораздо быстрее, стремительнее и с гораздо более разрушительными последствиями, которые мы в конце прошлого года не могли предположить. Но уже тогда было понятно, что есть гигантские «пузыри» на финансовом, фондовом, нефтяном рынках, что мировая экономика с 2009 года просто накачивалась колоссальным объемом долларов, евро, иен, фунтов стерлингов, юаней под низкие ставки в 1–1,5 процента и даже нулевые, как в Европе. Это все привело к надуванию «пузырей» на фондовом рынке, переписыванию исторических максимумов на американских площадках: S&P, Dow Jones, NASDAQ и др.

Было понятно, что мировая экономика стоит на грани сильнейшего обвала на финансовых рынках. Оставалось говорить, когда это произойдет и утащит ли за собой обвал на финансовых рынках мировую экономику в состояние новой рецессии. Уже в 2017–2019 годах было видно, что затухают все крупнейшие экономики, падают темпы роста китайской экономики, других «азиатских тигров». Было понятно, что мировая экономика больше не может жить одними денежно-кредитными стимулами, низкими процентными ставками, горячим капиталом.

Ключевая проблема в том, что из кризиса 2008 года мировая экономика толком не вышла. Базовые причины того кризиса остались неизменными, их просто залили огромным количеством денег. Та же самая ФРС влила в американский финансовый рынок больше 3,5 триллиона долларов, финансовая система Еврозоны — около 3,5 триллиона евро, а Банк Японии, печатая деньги рекордными объемами, скупал все, что было на рынке, даже до обвала. То же самое — Банк Китая. Было понятно, что выход из кризиса 2008 года держался только на надувании долгового кредитного «пузыря», на наращивании долга. Например, госдолг США вырос с 63% ВВП при Бараке Обаме в 2007 году до примерно 105–106 процентов ВВП сегодня. То же самое с совокупным госдолгом стран Еврозоны, Великобритании, Японии. То есть во всем мире была кредитная накачка, эмиссия, которая поддерживала спрос у населения. За счет падающих процентных ставок люди рефинансировали долги, брали новые ипотеки, потребительские кредиты, а бизнес брал дешевые кредиты на расширение производства. Деньги колоссально утекали на финансовые рынки и надували «пузыри». Тот же самый американский индекс S&P, условно говоря, за последние 12 лет вырос более чем в четыре раза — с 800 пунктов в 2009 году до 3,2 тысячи пунктов до нынешнего обвала. Такие же «пузыри» были в европейской, отчасти в азиатской и российской экономиках. Поэтому перекосы в мировой экономике никуда не делись, просто на них навесили еще больше долга, еще больше низких процентных ставок. Ставки в Европе уже давно были отрицательными с учетом инфляции, как и в Америке. Иными словами, денежно-кредитная эмиссионная педаль была дожата до упора.

— А сейчас ставки продолжили снижать.

— Да. И получается, с одной стороны, пирамида долгов увеличилась, «пузырь» на производных финансовых инструментах — деривативах, тоже увеличился. Соответственно, финансовый сектор экономики бесконечно отлетел от реального сектора экономики. Американская экономика выросла за 12 лет примерно на 19 процентов, а фондовые рынки — в 4–4,5 раза. И так было практически во всем мире. Пропасть между богатыми и бедными росла беспрецедентными темпами, и сегодня она рекордна со времен Великой депрессии. Иными словами, было понятно, что экономика росла абсолютно нездоровым образом только за счет надувания пены, пузырей и на безумном расширении эмиссии. То, что экономика повалилась в пропасть в 2020 году, неудивительно. Смутили только темпы: мы не думали в декабре 2019 года, что будет такое внешнее потрясение в виде глобального коронавируса.

— То есть спусковым крючком стал именно коронавирус?

— Да, он не является причиной кризиса, он стал поводом для обрушения рынков. Коронавирус, как черный лебедь, черный птеродактиль, дракон, взмахнул крылом и запустил обрушение костяшек по принципу домино. В итоге повалились рынок за рынком. Коронавирус ударил прежде всего по торговле, движению людей, по международному туризму, по авиасообщению, ресторанному и гостиничному комплексу, в целом по коммуникациям, ударил по производственным и сбытовым цепочкам, создал некий шок и разбалансировал мировую экономику окончательно. От этого уже пошло все остальное. Коронавирус стал триггером, который запустил разрушения.

Мы видим, что за последние два месяца на глобальных фондовых рынках сгорело больше 43 триллионов долларов — сумма, которая превышает американский ВВП примерно в два раза, а российский — раз в 30. Да, это виртуальные деньги, но тем не менее это актив, и деньги потеряли не только самые богатые (Уоррен Баффетт, Билл Гейтс или Илон Маск), но и розничные инвесторы от Лондона и Нью-Йорка до Мумбаи и Пекина. Люди просто стали беднее на 30–40 процентов.

Когда мировая экономика затухала, темпы роста китайской замедлялись, то дополнительный удар по глобальной торговле дал понять, что мировой экономике просто не надо уже столько нефти, промышленных металлов, она уже не вывозила те цены на энергоносители, которые были в прошлом и позапрошлом годах. Сейчас мы видим обрушение нефти с 71 доллара за баррель до 2325 долларов за бочку. Сразу понятно, что мировая экономика будет не в плюсе и даже не на нуле, как считали еще месяц назад, а она упадет, по самым скромным прогнозам, на 35 процентов.

«Коронавирус, как черный лебедь, черный птеродактиль, дракон, взмахнул крылом и запустил обрушение костяшек по принципу домино. В итоге повалились рынок за рынком» «Коронавирус, как черный лебедь, черный птеродактиль, дракон, взмахнул крылом и запустил обрушение костяшек по принципу домино. В итоге повалились рынок за рынком» Фото: Василий Иванов

«БУДЕТ САМОЕ ГЛУБОКОЕ ПАДЕНИЕ ЗА ПОСЛЕДНИЕ СТО ЛЕТ»

— Как вы оцениваете глубину падения?

— Думаю, станет гораздо хуже, счет будет идти на десятки процентов, по крайней мере во втором квартале этого года. Если посмотреть на второй квартал (с апреля по июнь), то будет экономическая катастрофа, самый сильный кризис со времен Великой депрессии, самое глубокое падение за последние сто лет. Ни 2008-й, ни 1998-й, ни атака террористов на башни-близнецы в 2001-м, ни конец 1980-х не сравнятся с тем, что происходит сейчас. Глубина падения будет исчисляться десятками процентов. Если еще месяц назад я говорил, что мировая экономика упадет на 3–4 процента, а российская завалится на 7–8 процентов, то сейчас понятно, что падение будет глубже.

Уже на днях Morgan Stanley опубликовал свой прогноз по ситуации в мировой и американской экономиках. По их оценкам, во втором квартале обвал американской экономики превысит 30 процентов. И это не наш прогноз, не биржевых аналитиков, а самых посвященных людей с Уолл-Стрит. Но и это еще далеко не самый худший прогноз. Например, руководитель Федерального резервного банка Сент-Луиса Джеймс Баллард заявил, что во втором квартале этого года американская экономика потеряет около 50 процентов от паралича бизнеса, от того, что люди сидят дома, не ходят по магазинам и ресторанам, не покупают недвижимость, автомобили, не путешествуют. Суммарный эффект коллапса — до 50 процентов. Такого не было даже в Великую депрессию. Поэтому сейчас диапазон падения американской экономики от 30 процентов (умеренный) до 50 процентов (жестко пессимистичный), если ситуация с пандемией будет протекать так же, как сейчас, когда за неделю количество заболевших американцев выросло в пять раз. При таком коллапсе американской экономики мировая просядет квартально на 25–30 процентов. Дальше вопрос, будет ли отскок, как быстро будет восстановлено авиасообщение, логистика, транспорт, торговля, новые контракты, промышленное производство.

В конце прошлого года мы говорили, что падение мировой экономики до нуля или затухание до 1,5–2 процентов автоматически обрушит нефть до 32–35 долларов за баррель. Сейчас мы видим, что нефть переписала даже мои пессимистичные прогнозы. Я считал, что это будет 42 доллара за бочку — это был понятный сценарий: нефть вернулась бы туда, где была до заморозки добычи. Но российское руководство и одна нефтегазовая компания, «Роснефть» с Игорем Ивановичем Сечиным, его глубочайшим аналитическим талантом, со своими советниками, очень убеждали президента, что нам надо ударить по носу американцев и их сланцевую нефть: «А то получается, что Америка нарастила объемы добычи с 9 миллионов до 13 миллионов баррелей, а мы подсократили, не качаем, при этом нефть падает с 71 доллара в январе до 52 к началу марта. Это не дело! Да, коронавирус, но почему мы несем убытки, а Америка качает нефть?» А давайте-ка мы на падающей нефти, которая и так потеряла 20 баксов, поедем на совещание со странами ОПЕК и поведем себя максимально по-хамски, высокомерно!

Насколько мне известно, министру энергетики Александру Новаку дали команду не соглашаться на продление заморозки более чем на квартал и не идти на дополнительное сокращение добычи. Саудиты настаивали на заморозке до конца года. Насколько мне известно от людей, работающих в правительстве, саудиты знали, что вся эта история готовится. Кронпринц Саудовской Аравии Мухаммед ибн Салам предпринимал несколько попыток связаться с Путиным по телефону, когда уже было понятно, что китайская промышленность встала, азиатский регион парализован, спроса на нефть нет, торговля и авиасообщение нарушены. Уже было понятно, что будет дальнейшее падение цен на нефть. В этой ситуации Путин просто передал через своих помощников, что не будет разговаривать, что решение принято и у России большой детородный орган и плевать, что вы, арабы, считаете себя слишком могучими и великими.

Для арабов очень важно уважение к собеседнику, а тут его посылают на фиг, даже не берут телефонную трубку. Замечу, что Саудовская Аравия на Ближнем Востоке — главная страна, которая влияет на весь ОПЕК. Россия — это добыча 11 миллионов баррелей нефти, а Саудовская Аравия — около 10 миллионов, но с учетом всех стран ОПЕК они добывают в пике 33–35 миллионов баррелей. Так что все равно они мощнее нас, как ни крути. В этой ситуации посылать их подальше, как в питерской подворотне, — это политика как в 1990-х. Их послали, и саудиты сказали: «Раз вы объявили войну, то мы включаем на полную катушку наши вентили, даем скидки». В итоге они устроили «кровавую баню», войну всех против всех. Они объявили, что наращивают объемы добычи нефти на 20 процентов. Одновременно с этим в три раза увеличивают отгрузку нефти в Европу, а это традиционно российский рынок. Китаю нефть сейчас и так не нужна.

«Ни 2008-й, ни 1998-й, ни атака террористов на башни-близнецы в 2001-м, ни конец 1980-х не сравнятся с тем, что происходит сейчас» «Ни 2008-й, ни 1998-й, ни атака террористов на башни-близнецы в 2001-м, ни конец 1980-х не сравнятся с тем, что происходит сейчас» Фото: pixabay.com

— Еще и «Силу Сибири» сейчас приостановили.

— Да, Россия по уши в долгах. При такой цене все это не окупится, десятки миллиардов долларов будут списаны в убытки. Соответственно, саудиты увеличивают поставки нефти в Европу, их нефть более качественная, менее сернистая и продается еще и со скидкой на европейский рынок 8–9 долларов, в Азию — 6–7 долларов, в Америку — около 7 долларов. Условно говоря, Brent еще на той неделе стоила 25 долларов за бочку, а арабы уже продавали нефть в Европу по 16–17 долларов, а Россия пыталась за 19. Насколько мне известно, за несколько недель российскую нефть никто почти не покупал, заключили всего два контракта.

Поэтому сейчас ситуация критическая. Коронавирус нанес удар по процессам глобализации, международному разделению труда, цепочкам создания добавленной стоимости. Он создал эффект судороги. Когда у человека в холодной воде случается судорога, то единственный вариант спастись — проколоть плоть булавкой, чтобы кровь вышла. Так вот случилась глобальная судорога: нефть никому не нужна, газ никому не нужен, промышленность стоит, спроса нигде нет, крупнейшие рынки сбыта китайской продукции — Америка и Европа — парализованы, люди не выходят и ничего не покупают.

— Каковы ваши ожидания, прогнозы по цене на нефть?

— Сейчас прогноз по нефти действительно страшный. В 2014 году, когда нефть рухнула со 120 долларов за баррель до 40 долларов за бочку, а к 2016-му до 27,5, тогда избыток нефти превышал 1,5–2 миллиона баррелей. Американцы наращивали сланцевую добычу с 5,5 миллиона до 9,5 миллиона баррелей. И даже накопившееся превышение предложения над спросом в 1,5–2 миллиона обрушило цену на энергоносители, а на это наложились Украина, Крым, санкции и контрсанкции, и мы рухнули. Сейчас избыток нефти будет не 1,5 миллиона баррелей и даже не 2, а от 5 миллионов баррелей в лучшем случае до 12 миллионов при наихудшем сценарии. Понятно, что за полгода в мире может скопиться 1,5 миллиарда баррелей, которые некуда девать. Америка устами Трампа заявила, что экстренно закупает нефть в стратегические резервы, госрезервы, хранилища по 23 доллара за бочку. Но и там не резиновые мощности, которые рано или поздно наполнятся. Уже сейчас закачивают нефть в танкеры, и стоимость фрахта взлетела в 10 раз: была 30 тысяч в сутки, а стала 300–350 тысяч долларов. Скоро все они будут наполнены, и некуда будет нефть продать.

Соответственно, потенциально, по оценкам моим и нефтетрейдеров, ситуация может быть апокалиптической, когда в апреле в моменте нефть может упасть до 5–6 долларов. Реально может случиться ситуация, когда стоимость нефти станет рекордно низкой со времен дефолта 1998 года.

«Ситуация может быть апокалиптической, когда в апреле в моменте нефть может упасть до 5-6 долларов. Реально может случиться ситуация, когда нефть может быть рекордно низкая со времен дефолта 1998 года» «Ситуация может быть апокалиптической, когда в апреле в моменте нефть может упасть до 5–6 долларов. Реально может случиться ситуация, когда стоимость нефти станет рекордно низкой со времен дефолта 1998 года» Фото: Алексей Белкин

«Я НЕ ВЕРЮ, ЧТО У НАС НЕТ ДЕСЯТКОВ ТЫСЯЧ ЗАБОЛЕВШИХ!»

— Вы не рассматриваете ситуацию, что оправившийся от коронавируса Китай будет увеличивать потребление нефти и спрос подрастет?

— На самом деле с Китаем ситуация не очень радостная. Есть ощущение, что они очень сильно мухлюют со статистикой. Уже неделю или две у них не увеличивается количество заболевших, тогда как в Италии за это же время число заболевших выросло с 5 тысяч до 101 тысячи, в Испании — с 3 тысяч до 88 тысяч, в США — с 5 тысяч до 160 тысяч.

— Может, Китаю удалось локализовать?

— Все равно выглядит странно. Есть динамика выздоровевших, но нет динамики заболевших. Да, они локализовали, жесткими командными методами смогли остановить, самую острую фазу купировали. Но при этом, учитывая плотность населения, количество городов-миллионников, как плотно друг к другу живут, какая у них гигиена и санитария, чем они питаются, у меня очень большое сомнение, что удалось полностью остановить вспышку коронавируса. А ведь буквально недавно министр здравоохранения Италии допустил, что количество заболевших в стране в 10 раз больше официального.

— Верите, что в России гораздо меньше?

— В России ситуация сказочная, похожая на басни, при этом у нас сухопутная граница с Китаем 700 километров, речная — более 4 тысяч километров. Много китайцев живет на Дальнем Востоке. Я сам из Иркутска и знаю ситуацию в Сибири и Дальнем Востоке. Там китайцев тьма! Я не верю, что у нас нет десятков тысяч заболевших! Буквально вчера я звонил своим родственникам в Иркутск, и все они говорят, что болеют какой-то легочной инфекцией, у всех температура 38–39, кашель. Мои двоюродные дядя, дедушка и бабушка — все болеют, но никто не сдает тест на коронавирус. Говорят, что это сезонный грипп, пневмония. Все лечатся дома и пьют жаропонижающее. Но все больны коронавирусом! Сейчас в Сибири и на Дальнем востоке вспышка легочной пневмонии, люди массово болеют по всем признакам атипичной пневмонией, это тот же коронавирус.

— Но врачи утверждают, что при COVID-19 симптомы те же, что при ОРВИ.

— Так и у SARS, и MERS были такие же симптомы. Это все одно и то же. Но при этом разные осложнения.

— Тем не менее ни SARS, ни MERS не приводили к такой ситуации, которая сложилась сейчас в мире.

— Насколько я знаю от знакомых вирусологов, китайцы до последнего отвергали информацию, что коронавирус передается от человека к человеку. Вплоть до конца января в мире была гипотеза, навязанная китайцами, что вирус передается от животного к человеку через непроваренную пищу. В конце января, когда вспышка пошла за пределы Китая, они согласились, что это не так. При этом Тайвань и Южная Корея просили в декабре ВОЗ принять во внимание ситуацию с коронавирусом, потому что, по их оценкам, болезнь передавалась от человека к человеку. Но китайцы в ВОЗ имеют серьезное положение, поскольку являются крупнейшей экономикой мира, соответственно, у них огромное влияние. Поэтому они в ВОЗ просто закрыли рот Тайваню, и их аналитика не публиковались. До какого-то момента китайцы думали, что смогут своими силами остановить эту заразу, но не смогли.


— Вам не кажется, что ситуация с коронавирусом искусственно раздувается? И если да, то кому это может быть нужно?

— Мои знакомые вирусологи говорят, что у этого коронавируса главная проблема в том, что он легко передается, он очень агрессивный. Если больной гриппом заражает максимум двух человек, то коронавирусом — от 2,5 до 5 человек. Вторая история — длинный инкубационный период. У обычного вируса три-четыре дня, и появляются симптомы. Коронавирусом человек может болеть две недели, но, если не понимает этого, в итоге может заразить всю округу, в том числе стариков, которые будут вымирать.

Третья история — высок риск осложнений. В среднем, насколько мне известно, при гриппе случаи осложнения в развитых странах не превышают 2–3 процентов. А при коронавирусе — 12–15 процентов, из них 5 процентов попадают на искусственную вентиляцию легких. То же со смертностью. Ни у какого гриппа нет смертности в 5–10 процентов. От гриппа ежегодно умирают несколько сотен тысяч человек, но им и болеют несколько миллиардов. Заболевшие от гриппа умирают в США, Германии, Португалии, Японии и даже Китае не 0,5–1, а 0,05 процента. У коронавируса сейчас смертность 4–5 процентов, а среди старшего поколения —до 12 процентов.

А премия Дарвина должна достаться в этом году иранскому журналисту Хамеду Джалали Кашани, который кричал громче всех, что коронавируса нет, что это мировой заговор, информационная бомба, которая создана, чтобы отвлечь внимание от проблем. Он приезжал и целовал святыни мусульманского мира, показывал, что коронавируса нет, и мы победим. И вот он скончался. Считал, что заразился обычной простудой, его госпитализировали. Но он, продолжая лежать на койке, утверждал, что уже завтра пойдет гулять. Но никуда больше не вышел, а поехал вперед ногами в белых тапках.

— Что для России страшнее — коронавирус или падение цен на нефть?

— Это взаимосвязанные вещи. Сам по себе коронавирус, повторюсь, лишь запустил процесс скатывания мировой экономики в рецессию. Уже было накоплено много проблем в виде госдолга, корпоративных долгов и долгов населения, которые выросли в Америке, Европе, Китае и даже в России (с 3 триллионов рублей в 2008 году до 19 триллионов сейчас). Сейчас по большому счету для России опасна глобальная суперрецессия, спровоцированная коронавирусом, который нарушил все производственные, логистические, транспортные цепочки и обрушил спрос на нефть. В этой ситуации, когда страны ОПЕК наращивают экспорт нефти, а ее потребление сокращается, конечно, Россия попадает в ужасную ситуацию. У нас будет самый сильный кризис с 1998 года, со времен дефолта. Ни 2008-й, ни 2014 год уже сейчас не сравнятся в тем, что будет в 2020-м, даже если сценарий будет максимально оптимистичным и мировая экономика отскочит и начнет восстанавливаться летом или в начале осени.

«Насколько я знаю от знакомых вирусологов, китайцы до последнего отвергали информацию, что коронавирус передается от человека к человеку» «Насколько я знаю от знакомых вирусологов, китайцы до последнего отвергали информацию, что коронавирус передается от человека к человеку» Фото: pixabay.com

«ТО, ЧТО ДЕЛАЕТ ФРС, — ЭТО НОВАЯ ЭПОХА, НОВАЯ НЕНОРМАЛЬНОСТЬ»

— МВФ прогнозирует рецессию в этом году и восстановление экономики в 2021 году. Согласны?

— Это очень оптимистичный сценарий. МВФ, ООН и Всемирный банк пытаются убедить себя, что спад будет V-образным, то есть резкое падение и резкий отскок и дальше рост. Проблема в том, что нет источника роста, нет спроса, но есть чудовищные долги, которые надо оплачивать, а низкие ставки некуда уже снижать дальше. Пока прогноз, что это не Великая депрессия, а коллапс, вызванный коронавирусом, но из него быстро выйдут. Велика вероятность, что этого не произойдет.

— То есть вы пессимист.

—  Колоссальные проблемы, которые накоплены в мировой экономике, невозможно залечить деньгами. ФРС сейчас идет на беспрецедентные меры поддержки, которых не было никогда — ни в 2008-м, ни в 1987-м, ни даже в Великую депрессию. Буквально неделю назад ФРС, казалось, нанесла удар по рынкам из всех орудий, которые у них были, объявив, что они снижают ставку сразу на 1 процентный пункт до нуля. Такого вообще никогда не было — никогда ФРС не снижал ставку на 1 процент за одно заседание. Одновременно с этим анонсировали запуск программы количественного смягчения, объявили, что будут покупать активы на 750 миллиардов долларов, не указав ни сроки, ни тайминг. Плюс они снизили до нуля ставку для банковского резервирования, то есть банки вообще ничего в резерв не отчисляют. Такого не было даже в Великую депрессию при Рузвельте. ФРС экстренно открыл безлимитные долларовые своп-линии с крупнейшими центробанками мира — Японии, Швейцарии, Еврозоны, Великобритании, Канады. Во всем мире возник острейший дефицит долларов из-за того, что продавали рисковые активы, сырье, акции, облигации, валюту. Пообещали всем сколько угодно долларов нарисовать. То есть бесплатные триллионы денег всем, кому надо.

Плюс они объявили экстренное краткосрочное рефинансирование банков в рамках операций РЕПО, то есть краткосрочные кредиты под залог ликвидных ценных бумаг — до 4 триллионов долларов. Российская экономика — это 1,5 триллиона, а ФРС готов влить 4 триллиона 250 миллиардов в течение месяца, если необходимо. Я считаю, что федеральный резерв признал наступление глобальной рецессии. То, что он совершил, не делал никогда. Они признали, что будет мегацунами, и они из всех орудий устроили огонь. Но вместо этого рынки не выросли, а рухнули. Казалось, что дальше двигаться некуда. Но нет, ФРС, переоценив свои модели, сказала, что все хорошо, но теперь увеличим в разы, и теперь будет не просто выкуп 700 миллиардов когда-то там, а теперь ежедневно выкупают на 75 миллиардов долларов гособлигаций и 50 миллиардов долларов ипотечных ценных бумаг, то есть то, что должны были выкупить за два-три месяца, будут выкупать за неделю. Это нереальная накачка! Они будут скупать все: ипотечные ценные бумаги, гособлигации, секьюритизированные ценные бумаги, в которые зашиты кредитные карты, потребительские кредиты, кредиты на обучение и автокредиты. Они все скупают! Дальше запустили программу на 300 миллиардов долларов на экстренное прямое кредитование предприятий. Так что теперь предприятие, выходящее на рынок, будет занимать деньги не у банка, а напрямую у ФРС. ЦБ США уже кредитует корпоративный сектор, чего никогда не было! То, что делает ФРС, — это новая эпоха, новая ненормальность. По большому счету, это терминальная стадия наркомании. Уже нельзя ничего придумать, куда бы еще можно было влить деньги и надуть пузырь. Все это будет скупаться под ноль процентов, бесконечно рефинансироваться, потому что все понимают, что кредиты невозможно вернуть. Мы приходим в эпоху другой глобальной экономики, которая на пределе.

Ту же самую программу объявил ЕЦБ по скупке всего и вся на рынке на 850 миллиардов евро. Банк Японии уже скупает долги компаний и скоро начнет скупать акции. По большому счету, это признание мировыми регуляторами того факта, что, если бы их не было на рынке, они не скупали бы все это никому не нужное, то оно бы упало в цене в разы и был бы глобальный супердефолт. Мы входим в ситуацию, когда вся эта экономика становится мегапузырем.

Таким образом можно остановить коллапс рынка (но не факт), однако коллапс реального сектора так остановить невозможно. Поэтому американцы сейчас объявили планы по спасению реального сектора и населения. Семьям из четырех человек дают по 3 тысячи баксов, плюс рефинансируют их долги по ипотеке, авто- и потребительским кредитам. Но для реальной экономики этого может быть недостаточно, если будет реальное падение спроса. Тогда никакими даже триллионными вливаниями не остановить коллапс и падение экономики на десятки процентов. Тогда они могут скупить весь фондовый рынок Америки, но это никак не скажется на уровне жизни населения.

В этой ситуации они тушат пожар деньгами, причем в беспрецедентных объемах. Если еще в 2008 году они заливали цистернами, то сейчас обрушили все стратегические резервы. Самое страшное в том, что страдает именно реальный сектор, который был задавлен ценами на сырье, долговой нагрузкой, общим кризисом. С точки зрения политэкономии капитализма, кризисы перепроизводства неизбежны, просто они постоянно заливались деньгами, падающий спрос компенсировали не повышением доходов населения, а снижением ставок, новыми кредитами для населения. Условно говоря, если человек мог взять 5 тысяч долларов под 10 процентов годовых, то при ставке 5 процентов он уже возьмет 20 тысяч, при ставке 1 процент — 100 тысяч долларов, а при ставке 0,1 процента возьмет 1 миллион долларов. Таким снижением ставок за десятилетие накачали мировую экономику огромным количеством денег. Что сейчас с ними делать, никто не понимает, поэтому пока принято решение все это скупить.

Поэтому что страшнее для России? То, что это не циклический кризис, не паника на финансовых рынках, не локальный удар по мировой торговле и по крупнейшим экономикам из-за коронавируса, не просто какой-то черный четверг, вторник или среда, а именно системный кризис глобальной мировой экономики. Причем кризис, в котором можно падать еще несколько кварталов и который может быть не V-образным, а падением на дно с переходом на плато и дальнейшим новым падением вниз.

— Есть еще куда ниже упасть?

— Есть. Смотрите, американские фондовые индексы даже после падения на 40 процентов все равно сейчас стоят так же, как в 2016 году. Например, S&P после всех этих «кровавых бань» упал примерно с 3 360 до 2 237 пунктов. Для сравнения: в 2012 году индекс был 1 500 пунктов. Примерно там был перед обвалом 2008 года. На минимумах в 2002 и 2009 годах он был 800 пунктов. Так что еще даже американским фондовым индексам есть куда падать минимум в два раза. Я думаю, что такой сценарий реализуем, потому что все мировые правительства готовятся к тому, что это будет циклический провал, после которого случится резкий отскок.

Проблема будут, если сейчас мы увидим, что коронавирус дальше распространяется, а динамика ужасная. Чтобы заболели первые 100 тысяч человек, во всем мире понадобилось три месяца. Вторые 100 тысяч заболели спустя 30 дней, новые 100 тысяч заболели через три дня, еще 100 тысяч — через два дня. Все станет понятно в ближайшие недели. Возможно, произойдет слом тренда хотя бы в Америке, Франции, Италии, Испании; про неразвитые страны не говорим, они болеют, но лечатся, как россияне, подорожником от гриппа. Если вирус не удастся остановить, то счет пойдет на десятки миллионов. Сейчас наступает момент истины. Не от хорошей жизни американцы и европейцы убивают свою экономику, на полную катушку включают печатный станок, раздают населению деньги, освобождают от уплаты ипотечных платежей, кредитов, налогов. Поэтому вся эта история может быть в минусе для нас всех.

У российского руководства общий интеллектуальный уровень настолько низок, настолько прошла деградация правящего класса, что они не верили в коронавирус до начала марта. Поэтому даже была шутка, дескать, давайте в Конституции пропишем, что коронавируса не существует, и таким образом победим. Закрывают города на карантин, значит, история с поправками откладывается минимум на полгода, а ведь править хочется вечно. Нам же предлагали поправки не из-за горячих школьных обедов, не ради материнского капитала и индексации пенсий затеяли переписывание Конституции — за это все хотели купить народ по дешевке оптом и в розницу.

Вторая история в том, что они до последнего не понимали, что творят с нефтью.

«Американские фондовые индексы даже после падения на 40% все равно сейчас стоят, как в 2016 году. Например, S& P после всех этих «кровавых бань» упал примерно с 3360 до 2237 пунктов. Для сравнения, в 2012 году индекс был 1500 пунктов» «Американские фондовые индексы даже после падения на 40% все равно сейчас стоят так же, как в 2016 году. Например, S&P после всех этих «кровавых бань» упал примерно с 3 360 до 2 237 пунктов. Для сравнения: в 2012 году индекс был 1 500 пунктов» Фото: pixabay.com

«СПЕЦОПЕРАЦИЮ ПО ОБРУШЕНИЮ КОТИРОВОК УСТРОИЛИ В КРЕМЛЕ СПЕЦИАЛЬНО, ЧТОБЫ ПЕРЕИЗБРАТЬ ТРАМПА»

— Если честно, то для меня удивительно, что никто не просчитал последствия такого опрометчивого шага.

— Я знаю Михаил Леонтьева и людей вокруг него, которые десятилетиями хоронят доллар, а сейчас — американскую сланцевую нефть. 2 марта Путин и Сечин собрали нефтяников во Внуково-2 и провели совещание, на котором объяснили, что надо заканчивать с заморозкой добычи, что мы должны нанести удар под дых американцам, потому что по калькуляции и расчетам великих аналитиков «Роснефти» и администрации президента, американские сланцевики должны умереть. В тот день нефть стоила 52 доллара. 6 марта они хлопнули дверью в Саудовской Аравии, 7 марта нефть падает до 45 долларов, а 9 марта нефть в моменте теряла 33 процента (такого не было никогда) и упала до 32 долларов.

Так что уровень интеллектуальной деградации и отрыва от реальности этих людей таков, что они не понимают ни глобального финансового рынка, ни механизмов, которые там есть и как они устроены. Они были уверены, что нефть в лучшем случае будет стоит 45 долларов, в худшем — 42 и не больше недели, а потом случится отскок. По факту они своими руками ушатали нефть с 52 до 23 долларов за бочку. «Роснефть», которая все время хотела дать оплеуху Америке и кричала, что нарастит добычу нефти, по факту ничего не нарастила. Россия имеет потенциал наращивания добычи максимум на 1 миллион баррелей в течение года. А из-за раздрая с саудитами мы обрушили нефть в два раза. Мы хотели заработать 5 процентов, а в итоге профукали 50. В этом все российское руководство и стратегический менеджмент управления.

— Такие низкие цены все-таки убьют сланцевиков?

— У меня ощущение, что всю эту спецоперацию по обрушению котировок устроили в Кремле специально, чтобы переизбрать Дональда Трампа. Правящая элита зачем-то поставила своей задачей угробить российскую экономику, опустить ее в нищету, спровоцировать гиперинфляцию, системный кризис, развал бюджета, уничтожение малого бизнеса, всплеск социального недовольства и протестных действий ради того, чтобы переизбрать Трампа.

В Америке, с точки зрения нефти, все прекрасно. Она в пике добывает 13 миллионов баррелей нефти, все равно еще 5 миллионов покупали за рубежом. Они нетто-импортеры, для них дешевая нефть — это низкие издержки, низкие цены на топливо, на бензин, дизель — плюс для потребителей и промышленности. Да, они нарастили добычу за счет сланца за последние 7–8 лет с 6 миллионов до 13 миллионов баррелей. Но сланцевые месторождения тем и отличаются от традиционных, что они гибкие, у них короткий цикл производства, их можно заморозить в течение 7–10 дней и вернуться к разработке скважины через полгода или год, когда нефть отрастет.

Для американцев нет проблемы, чтобы печатать деньги и рефинансировать долги сланцевых компаний либо дать налоговые льготы или сделать так, чтобы их купили крупнейшие нефтегазовые компании типа ExxonMobile. Так что крупные компании скупят подешевевших сланцевиков, у них будет прекрасный бизнес: с традиционной нефтью при низких ценах и сланцевой при высоких. Бороться с Америкой и сланцевиками — это утопия. Надо иметь два класса образования в приходской сельской школе, чтобы догадаться сделать такое.

У Трампа сейчас стратегическое преимущество — подешевевший бензин на 15–20 процентов. Он будет дешеветь и дальше. Российские чиновники не могли не выстрелить себе во вторую ногу. Они на всех каналах рассказывали о том, что сделать, чтобы убить сланцевиков. Масштаб деменции таков, что российские чиновники сами подписали смертный приговор и сами приводят его в исполнение. Сенаторы уже пишут письма Трампу о том, что против России нужно ввести новые санкции за то, что она обрушила цены на нефть, чтобы убить американских сланцевиков. Мы можем сейчас получить новый виток санкционной войны, получить запрет на продажу российской нефти в Европу, где она сейчас никому не нужна. Поэтому такое ощущение, что Кремль у нас сделал все возможное, чтобы Трамп был переизбран президентом. А то, что экономика развалится, население будет с пустыми карманами, — так это издержки производства.

«Такое ощущение, что Кремль у нас сделал все возможное, чтобы Трамп был переизбран президентом. А то, что экономика развалится, население будет с пустыми карманами, то это издержки производства» «Такое ощущение, что Кремль у нас сделал все возможное, чтобы Трамп был переизбран президентом. А то, что экономика развалится, население будет с пустыми карманами, — так это издержки производства» Фото: pixabay.com

«РЕАЛЬНАЯ «ДЫРА» В РОССИЙСКОМ БЮДЖЕТЕ БУДЕТ 4 ТРИЛЛИОНА РУБЛЕЙ ВЫПАДАЮЩИХ ДОХОДОВ»

— В таком случае что будет с рублем, если вы допускаете, что нефть опустится до 5–6 долларов?

— Пиковая просадка может быть такой. Мой прогноз был 33 доллара в течение года-полутора, а мы улетели туда за полтора месяца и даже ниже. Поэтому сейчас вопрос только один. Если случится чудо и удастся купировать пандемию коронавируса, остановить его распространение, быстро снять карантин в Штатах, Европе и азиатских странах, то действительно мировая экономика могла бы начать выживать на колоссальных вливаниях денег к концу лета – началу осени. Тогда нефть могла бы отскакивать до 35–40 долларов уже летом. А если бы еще была заморозка добычи, то могли бы поднять ее стоимость до 45 долларов. Но вероятность этого сценария низкая, практически нереализуемая, поэтому, скорее всего, сейчас увидим очередную попытку поднять нефть до 32–35 долларов за баррель. Если это случится, то это один сценарий, тогда курс будет 73–75 рублей за доллар и будет временная стабилизация перед дальнейшим падением. Но есть вероятность, что нефть не смогут утащить до 30 долларов и она пойдет до 24,7 доллара — это ключевой рубеж для Brent. Если его пробьют, то тогда открывается коридор падения до 20 и далее 18 долларов. Причем эти уровни могут быть взяты буквально за неделю. В этом случае мы увидим курс по 85–90 рублей за доллар.

— А 100 рублей за доллар возможно?

— Уже сейчас могло быть так, если бы не было интервенций ЦБ и минфина, которые увеличили продажу валюты в три раза — 210–220 миллионов долларов в сутки, и это только официально. Плюс попросили экспортеров продавать часть валютной выручки. Тогда мы бы уже сейчас при нефти по 25 долларов увидели бы курс 100–110 рублей за доллар.

Если мы возьмем такой индикатор, как стоимость бочки нефти в рублях (это ключевой показатель для экономики, для бюджета), то окажется, что в бюджете России прописано следующее: есть бюджетное правило — 42,4 доллара, все, что больше, забирается в резервы, и курс примерно 65 рублей за доллар. Получается, что критический уровень по нефти — 2,8 тысячи рублей. Для сравнения: в конце прошлого года бочка нефти была 4,4 тысячи. Сегодня нефть торгуется по 2,1 тысячи рублей. В пересчете на рубли бочка нефти упала более чем в два раза. Сейчас она ниже критического уровня примерно на 25 процентов. Уже сегодня, чтобы в бюджете был дефицит не более триллиона (а он будет более 3,5 триллиона рублей), им нужно делать курс 115 рублей за доллар.

— Так сделают?

— Их пугает и сдерживает только голосование по Конституции и обнуление сроков. Сейчас голосование по поправкам отменили, поэтому, в принципе, ничего их уже не держит.

— Что делать обычным гражданам? Запасаться гречкой?

— В конце прошлого года я вам говорил, что потенциал падения рубля — 68 рублей, а далее 72–73. А уже оттуда, если нефть будет дешевле 50 баксов, до 79–80 рублей. Я не ожидал, что мы дойдем за два месяца.

— Вы успели купить доллары?

— Да, с 2018 года, когда курс был 57–58 рублей за доллар.

— Может, сейчас продавать их?

— Можно продать часть, но продолжать смотреть на нефть. Так что мы бежим с опережением графика, так как дело пахнет керосином, новой великой депрессией, сильнейшей за последние сто лет.

Поэтому для россиян это значит следующее. Первое. Реальная «дыра» в российском бюджете будет 4 триллиона рублей выпадающих доходов. Когда министр финансов говорил, что все под контролем, я уже понимал, что надо молиться, креститься и двигаться на кладбище.

— Тем не менее Эльвира Набиуллина утверждает, что не факт, что по итогам года темпы роста будут отрицательными.

— Они будут трижды отрицательными. Если серьезно, то еще три недели назад Антон Силуанов говорил, что выпадающие доходы не более 1–1,5 триллиона рублей. Потом через неделю он говорил, что будет 2,5 триллиона рублей. А теперь уже 3,5 триллиона. Этим подтверждается мой прогноз, что реально мы недополучим нефтегазовых доходов более 4 триллионов рублей, то есть вместо 8 триллионов будет 4 триллиона.

— Что тогда с бюджетом произойдет?

— Соответственно, вместо профицита в 1,8 триллиона будет «дыра», по их оценкам, в 2 триллиона , а по моим — 3–3,5 трлн рублей. Это даже не самый худший сценарий, а умеренно негативный, если нефть уйдет ниже 32 долларов, но не будет дешевле 23–24.

К чему готовиться россиянам? Есть несколько традиционных способов залатать «дыры» в бюджете. Первая история: прилетят инопланетяне и решат наши проблемы, то есть будут введены меры по стабилизации экономики, будет введена обязательная продажа экспортной валютной выручки. Сейчас экспортеры до сих пор от этого освобождены и держат заработанные доходы на счетах в американских банках. В 1998 году самой первой мерой Геращенко, Маслюкова и Примакова было введение 100 процентов продажи экспортной валютной выручки. Отчасти эта же мера была введена в 2014 году, но тогда уже было поздно. А сейчас, наоборот, ее отменили.

Есть вариант ввести прогрессивную шкалу НДФЛ, бороться с вывозом капитала, офшорами, дать налоговые стимулы для экономики, снизить налоги для промышленности, малого бизнеса, раздать деньги населению, чтобы поддержать спрос — всего этого не будет. Но такой сценарий мог бы оживить экономику к концу лета-осени. Можно было бы предотвратить коллапс, который, с моей точки зрения, неизбежен. Уже сейчас ТПП официально заявляет, что в результате этого кризиса, коронавируса и обрушения нефти в России будут уничтожены 3 миллиона предприятий и 9 миллионов человек окажутся на улице без работы. У нас и так шесть лет подряд падали реально располагаемые доходы населения, экономика вообще никуда не росла с 2008 года, и в этой ситуации давайте еще потеряем 9 миллионов рабочих мест. В регионах будут голодные бунты, это не просто вымирание среднего класса, как мамонта во время Ледникового периода. Это будет катастрофа в «лучших» традициях 1990-х годов.

Еще один сценарий, который может быть, — стравливание валютных резервов. Уже началась их продажа, пока она идет по линии вкладывания денег ФНБ в Сбербанк, то есть ЦБ продает валютные резервы минфина и тем самым держит рубль. Но этого недостаточно. В любом случае придется распаковывать кубышку и тратить деньги на финансирование бюджетного дефицита.

— Как видите, ФНБ пригодился.

— Если бы 10 лет не разваливали экономику, то сейчас не надо было бы заниматься ажиотажным спасением самих себя. Если человек 10 лет сидит на героине, ест чипсы, смотрит зомбоящик и не занимается спортом, то потом ему будет тяжелее выбегать из горящего дома.

Третий сценарий — повышение налогов на население, то есть увеличение тарифов, пошлин, цен на бензин, на газ, электроэнергию, повышение всех остальных поборов. Сейчас мы видим адресные меры поддержки, но еще будем наблюдать сокращение соцрасходов, отказ от каких-нибудь программ, нацпроектов и прочего.

«Когда министр финансов говорил, что все под контролем, я уже понимал, что надо молиться, креститься и двигаться на кладбище» «Когда министр финансов говорил, что все под контролем, я уже понимал, что надо молиться, креститься и двигаться на кладбище» Фото: kremlin.ru

«ЖИТЕЛЯМ СТРАНЫ НАДО ПОНИМАТЬ, ЧТО МЫ ВАЛИМСЯ В 1990-Е ГОДЫ»

— То есть на нацпроектах можно ставить крест?

— Думаю, эта история зарублена как минимум до конца года. На бумаге их будут реализовывать, но по факту ничего не будет происходить.

— Владимир Путин в начале года обещал раздачу денег уже даже за первого ребенка.

— Да, и с бедностью пообещал бороться, и рабочие места создавать, и доходы россиян повышать, а по факту повысил пенсионный возраст и ввел налог на самозанятых.

Четвертая история — это дальнейшая девальвация рубля к доллару. Если нефть будет оставаться 25–30 долларов в течение месяца, двух, трех, а тем более если пойдет ниже 20, то власти все равно пойдут на девальвацию до 85–90–100 рублей за доллар. Так что латать «дыру» в бюджете будут через повышение налогов, сокращение соцрасходов, дальнейшую коммерциализацию здравоохранения, образования, культуры, через дальнейшее повышение тарифов и цен на «коммуналку» и девальвацию рубля к доллару. Поэтому россиянам надо готовиться к физиологическому выживанию.

— То есть гречку не зря закупили?

— Я сразу говорил, что надо без ажиотажа покупать крупы, тушенку, соль…

— Если вы продолжите, у меня в магазинах возле дома снова сахар и соль пропадут.

— Такое тоже не исключено, но маловероятно, если только не будет какой-то мегапандемии, апокалипсиса. Просто все будет дороже. Уже сейчас крупы подорожали на 30–60 процентов. Поэтому если власти говорят, что у них все под контролем, они держат руку на пульсе, то однозначно мы на пороге обвала, хаоса и серьезных потрясений.

Жителям страны надо понимать, что мы валимся в 1990-е годы. Сейчас уже официально депутат Госдумы от «Единой России» Вячеслав Никонов подтвердил мою фразу о том, что россиянам нужно готовиться к голоду.

— Картошку пора выращивать?

— Россияне будут спасаться на огородах, дачах, приусадебных участках, на 6 сотках. Никонов уже сказал, как пережить коронавирус: «Идите обратно на огороды, выращивайте себе овощи». Так что мы возвращаемся в 1990-е с точки зрения девальвации, затяжного системного кризиса, роста безработицы, нищеты, затягивания поясов, людоедской политики властей. Единственное отличие, что, получив в советские годы дачу, люди в 1990-е ее приватизировали и выжили, пережив гайдаровско-чубайсовско-ельцинские реформы. Сейчас ситуация будет хуже, поскольку у вас уже есть тарифы на электроэнергию, но не копеечные, как тогда; цены на бензин, налоги на недвижимое имущество и землю — все в десятки раз дороже. Так что содержание дачи будет дорогим, но другого варианта нет.

— Что скажете про антикризисные меры, предложенные правительством?

— Смехотворные. Это попытка вылечить рак легких, гангрену, сифилис и СПИД горчичниками и рисованием сеточки йода на груди. Например, в Штатах антикризисная программа будет превышать 10 процентов ВВП, из них огромная часть пойдет населению, предпринимателям, на рефинансирование долгов. В Европе, Великобритании тоже направят 7–12 процентов ВВП на борьбу с кризисом. Сколько выделила Россия? 300 миллиардов рублей, хотя российская экономика составляет 110 триллионов, то есть мы выделили 0,3 процента. А если учесть, что экономика не росла, а население беднело, то можно было даже не выделять, а украсть. Такими копейками ничего не спасти. У нас традиционно создается список системно значимых компаний, который составляют неизвестные чиновники. Там даже появились такие, как «Макдоналдс» и «Бургер Кинг». Да, там есть нормальные компании, но мы же все понимаем, что помощь на самом деле пойдет Игорю Ивановичу Сечину, устроившему коллапс на нефтяном рынке. Они первые сейчас побегут к государству просить триллионы рублей на рефинансирование долгов.

— Тогда каков ваш прогноз по ВВП по итогам года?

— Если случится чудо и история с коронавирусом закончится в апреле – мае, то по итогам года мировая экономика может упасть всего на 5–7 процентов, а российская упадет примерно на 12 процентов. Если ситуация с коронавирусом будет минимум до конца лета в тяжелой форме проходить, то во втором квартале будет мощнейших коллапс, а по итогам года мировая экономика потеряет 20 процентов. В таком случае нефть будет стабильно дешевле 20 долларов, потенциально падая до 12–15 долларов. Тогда для российской экономики будет сокращение на десятки процентов. Если у вас паралич экономической активности произошел в марте – апреле, обрушение экспортных доходов, падение инвестиций, закрываются рестораны, общепит, пустые гостиницы, в преддефолтном состоянии аэропорты и перевозчики, то падение может быть легко до 30–50 процентов. И это еще не апокалиптический сценарий, а тот, когда в мире заболеют не более 5 миллионов человек. Я не понимаю, как Африка борется с эпидемией. Если США все закрывают, а Латинская Америка продолжает гулять и веселиться, то я допускаю, что в мире переболеют коронавирусом сотни миллионов человек, может, и миллиард. Поэтому пока тяжело сказать. А то, что в Италии признают, что в реальности заболело больше людей, чем по официальным данным, говорит о том, что цифры можно умножать в десять раз.

Если весь мир упадет из-за того, что разрушаются связи, удар по промышленности, по бизнесу, то для России самый главный удар — обрушение цен на сырье. Если нефть будет 15–20 долларов, то вообще не пойми, что будет. Ничего хорошего. Мировая экономика уже скатывается в новую великую депрессию. Россия даже в случае местечковых кризисов падала в разы сильнее, чем мир.

Поэтому надо затянуть пояса, приготовиться, предстоит свободный полет, экономический рывок в пропасть мы сейчас увидим. А дальше — по экспоненте: рост смертности, снижение рождаемости, затягивание поясов, всплеск бандитизма, криминала. По всем показателям будем возвращаться в 90-е: по уровню жизни, по инфляции, по бюджетному дефициту, по утечке капитала, умов, по вымиранию. Поэтому, когда мы говорили про бунт среднего класса, оказалось, что у Владимира Владимировича другие цифры: 17 тысяч рублей — средний класс, зажиточный человек. А то, что во всем мире 20 тысяч рублей — это не бедность, а нищета, то ничего, у нас это средний класс.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (119) Обновить комментарииОбновить комментарии

пока есть макароны 6 сорта из фуражного зерна, пока есть бичпакеты, пока пальмовое техническое масло закупается тысячами тонн (в обмен полезных ископаемых РФ на техническую пальму) пока есть крапива и подорожник, народ России даже не шелохнется.
вера в хорошего царя и холопско-рабский менталитет убили страну, экономику, промышленность, образование, медицину!!!

  • пока есть макароны 6 сорта из фуражного зерна, пока есть бичпакеты, пока пальмовое техническое масло закупается тысячами тонн (в обмен полезных ископаемых РФ на техническую пальму) пока есть крапива и подорожник, народ России даже не шелохнется.
    вера в хорошего царя и холопско-рабский менталитет убили страну, экономику, промышленность, образование, медицину!!!

    • Анонимно
      8.04.2020 09:04

      Как всегда Реалист приврал.

      Пальмовое масло не покупается за полезные ископаемые, а идет как часть оплаты за поставку Малайзии нашей военной техники.

      Потребление «пальмы» в России на человека в год составляет около 5,3-5,5 кг. Примерно столько же потребляют в Великобритании. В Бельгии этот показатель достигает 30 кг, в Швеции — почти 12 кг, в Дании — 15,4 кг.

      • Анонимно
        8.04.2020 09:32

        Значит и масла не будет?!

        • До чего довёл коронавирус,
          Кошелёк тонким стал как папирус.
          Купить не на что стало лимон,
          Почти доллар уже стоит он.

          Выходить перестал я из дома,
          Говорят, в экономике кома,
          Но бодрит, как всегда, президент.
          Нарывается на комплимент…

        • Анонимно
          8.04.2020 19:10

          В армии служил этот "эксперт"?

          • Анонимно
            8.04.2020 21:23

            В армии служил этот "эксперт"?
            ——----------------------

            Это вы к чему? "Если ты такой умный, то почему строем не ходишь?". Так, что ли, по-вашему?

            • Анонимно
              9.04.2020 05:38

              Армия - это важный опыт выживания. Опыт влияет на образ мыслей, систему ценностей, прогнозирование событий. Пессимистический прогноз - самый беспроигрышный. "Эксперт" купил доллары и поет "долларовую" песенку. Он интерпретирует происходящее без учета множества других факторов. Никто не говорит, что будет хорошо. Но роли разных стран в мировой экономике могут кардинально поменяться. Выиграет тот, у кого будет больше вариантов выживания.

              • Анонимно
                9.04.2020 16:37

                я вас уверяю, что зона к примеру - не менее важный опыт выживания

              • Анонимно
                9.04.2020 20:34

                Покраска травы - ценнейший жизненный опыт!

      • Россия в сентябре 2019 года увеличила импорт пальмового масла и его фракций на 31,2% в натуральном выражении по сравнению с сентябрем прошлого года - до 87,8 тысячи тонн, следует из материалов Росстата.

        Импорт пальмового масла и его фракций в Россию увеличился в январе 2020 года на 4,2% в годовом сопоставлении (после снижения в декабре-2019 на 17,9%) до 78,4 тыс. тонн. Такие данные сегодня приводит Федеральная служба государственной статистики.

        За последние 10 лет Россия увеличила ввоз пальмового масла почти в 2 раза. В текущем сезоне в страну ввезут более 1 млн тонн «пальмы» – это рекордный объем.

        • Анонимно
          8.04.2020 10:02

          Реалист, вы видимо любите наступать на грабли).


          Еще раз и с удовольствием напоминаю что пальмовое
          масло поставляется в Россию как частичная оплата за поставленную Малайзии наше оружие..

          • Анонимно
            8.04.2020 11:19

            Мурат Сиразин! Ну хватит болтать великий политолог Жуковский! В деревне Щас никто скот не держит и в огородах бурьян растят! А городские хрен поедут в деревню! Кто по шустрей а Росгвардию запишутся и с автомаитами пропуска будут проверять,у кого задница привыкла протирать штаны пойдут в чиновники выписывать пропуска,а кто по наглее полезут в депутаты!

            • Анонимно
              8.04.2020 12:59

              Все мои соседи разъехались по деревням и сёлам, поэтому не надо ту чепуху говорить. Все стараются выращивать своё и ухаживать за садом.

            • Анонимно
              8.04.2020 20:17

              Мурат прав, такого вруна как Жуковский еще поискать! Днем с огнем не найдешь. Внешне вроде так красиво все звучит, но если внимательно вдуматься в его пустозвонство- за каждой фразой и цифрой стоит полувранье, полуправда, все передергано. Жуковский уже известен стал сразу своим словоблудием и серьезно его в нормальных кругах не воспринимают по одной причине- у него нет своей базы мышления и анализа, он все вытаскивает из "трудов" других "великих" в силу возраста деятелей и переделывает от себя.

          • Экспорт из России в Индонезию за 2019 составил $770 млн, уменьшившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 11.3%. В основном экспортировались:
            33% - Минеральные продукты: «нефть и нефтепродукты» (89%), «соль, сера, земли и камень, штукатурные материалы, известь и цемент» (11%).
            22% - Продукция химической промышленности: «удобрения» (92%), «органические химические соединения» (6%), «продукты неорганической химии» (2%).
            19% - Металлы и изделия из них: «черные металлы» (80%), «алюминий и изделия из него» (16%), «изделия из чёрных металлов» (2%).
            10% - Продукты растительного происхождения: «злаки» (94%), «кофе, чай и пряности» (5%).
            6% - Книги, бумага, картон: «бумага и картон; изделия из бумажной массы, бумаги или картона» (85%), «масса из древесины; регенерируемые бумага или картон» (15%).
            6% - Скрытый раздел: «секретный код» (100%).
            2% - Пластмассы, каучук и резина: «каучук, резина и изделия из них» (70%), «пластмассы и изделия из них» (30%).
            1% - Машины, оборудование и аппаратура: «реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части» (57%), «электрические машины и оборуд.; звукоаппаратура, телеаппаратура; их части» (43%).
            2% - Все остальные.

            Импорт в Россию из Индонезии за 2019 составил $1.68 млрд, уменьшившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1.95%. В основном импортировались:
            40% - Жиры и масла: «жиры и масла» (100%).
            13% - Машины, оборудование и аппаратура: «электрические машины и оборуд.; звукоаппаратура, телеаппаратура; их части» (62%), «реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части» (38%).
            8% - Пластмассы, каучук и резина: «каучук, резина и изделия из них» (95%), «пластмассы и изделия из них» (5%).
            7% - Обувь, головные уборы, зонты и др.: «обувь, гетры и аналогичные изделия; их детали» (100%).
            6% - Текстиль: «предметы одежды и принадлежности, кроме трикотажных» (46%), «предметы одежды и принадлежности, трикотажные, маш. или ручн. вязания» (24%), «химические волокна» (19%).
            6% - Пищевые продукты, напитки, табак: «какао» (82%), «разные пищевые продукты» (11%), «табак» (3%).
            5% - Продукция химической промышленности: «органические химические соединения» (42%), «прочие химические продукты» (28%), «продукты неорганической химии» (18%).
            3% - Продукты растительного происхождения: «кофе, чай и пряности» (72%), «фрукты и орехи» (21%), «шеллак, смолы и прочие экстракты» (6%).
            3% - Разные промышленные товары: «игрушки, игры и спортивный инвентарь; их части и принадлежности» (73%), «мебель; постельные принадлежности; лампы и освет. оборуд., световые вывески» (21%), «разные готовые изделия» (7%).
            2% - Металлы и изделия из них: «черные металлы» (76%), «изделия из чёрных металлов» (18%), «олово и изделия из него» (4%).

          • уважаемый берегите мозг и выбросьте ЗОМБОЯЩИК.

            • Анонимно
              8.04.2020 13:44

              12.52 Беречь свой мозг можно только не читая бред "реалистов реальных" и не слушая либеральное зомбо-СМИ , ныне как с цепи сорвавшиеся в распространении тонн фейков

              • Анонимно
                8.04.2020 21:28

                13.44
                Но с цифрами-то вас Реалист уделал как ребёнка. Оказалось, что это вы фейк распространяете про поставки пальмы в обмен на якобы вооружения.

                • Анонимно
                  9.04.2020 05:44

                  6% скрытый раздел: "секретный код". Там, как правило, оружие и скрывается. Проценты, соответственно, могут быть другими.

        • Анонимно
          8.04.2020 13:03

          И до арифметики ещё не дошла? 6 кило в год на человека.

      • Анонимно
        8.04.2020 09:37

        Крик и вой "либерально-патриотической общественности" уже достал.
        Не ввели ЧС - визжат о "преступности" власти, требуют закрыть всех по домам и объявить комендантский час.
        Ввели бы ЧС - выли бы про "безумство режима" и начавшийся тоталитаризм.
        Самое смешное, это наблюдать, как в едином порыве объединились Сонины, Алексашенко, Жуковские, Квачковские...

        • Анонимно
          8.04.2020 10:06

          09.37.

          Вы абсолютно правы. Есть тут некоторые комментаторы, которые утром топят за изоляцию, а вечером его уже осуждают.

          Изменение мнения идет в зависимости от посыла статьи.

          Такие они критики-нытики, суть и факты им не нужны.
          Им главное поистерить против Путина,России и россиян. При этом прикрываясь мнимой заботой о народе..

        • 09:37 Вы не на эхо москвы пишете , а на БО . Здесь люди более адекватные . Поэтому не надо про "либерально- патриотическую общественность "
          Обратите внимание , режим ЧС или Карантина не вводили , то что происходит назвали иезуитским словом "самоизоляция" . Бюджет экономим , понятно. А вот карательные меры в виде штрафов , запрет на работу , передвижение далее 100 м от дома - это пожалуйста. Вот это лицемерие - да , достало.

          • Анонимно
            8.04.2020 12:16

            )))
            Вы про адекватность местных пенсионеров что ли?
            Которые, судя по их воспоминаниям, все из системы НКВД?

          • Анонимно
            8.04.2020 13:00

            Ограничения законны и допускаются и без введения режима ЧС.
            "Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 01.04.2019) ""О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"""
            Статья 8. Основания ограничения права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации
            Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено:
            • на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;

    • Анонимно
      8.04.2020 09:06

      Вы плохо думаете о людях.

    • Анонимно
      8.04.2020 09:56

      Образование - основа всех бед страны! Отстали по всем параметрам. Оценки покупают, преподавателей не проверяют на знания, не остались реально-работающие лаборатория, практики нет. Взяться решить эти вопросы кто мешает? Больших затрат тут не надо. Сделайте соответствующие специальностям учебные планы и рабочие программы. Уважаемые преподаватели! Учите предмет в соответствии учебным планам и программам. Развивайте программы исходя из потребностей экономики! Не ленитесь и не обижайтесь!!! Не возможного нет! При этом кризис - это время для перемен! (Лучше каждому заниматься любимым своим делом и жить достойно, чем каждому копаться в огороде и молится богу)
      Простой студент

      • Анонимно
        8.04.2020 10:59

        Если преподавателю для выживания нудно работать на полторы ставки - 1200 часов в год говорить в аудитории, то как он еще должен проверять домашние задания?

        Чтобы подготовить лекцию на 1,5 часа иногда приходится два дня искать материал.
        Живем уже не выпуская ноутбука из рук. В туалет с ноутбуком хожу.
        Куда еще больше работать?

        Зрение быстро ухудшается. Поможешь, простой студент?

        • Анонимно
          8.04.2020 11:22

          Сейчас у всех дети сидят за компами и делают уроки онлайн.

          Понравилось?

          Родители заняты сейчас только детьми.

          Поняли ценность школы и вуза, когда там учат, а дома можно отдыхать?

          Теперь каждый родитель - учитель и воспитатель.
          И при этом идет деградация.

          Поэтому скоро всех фантезеров, пророчивших переход на онлайн-формат в образовании пошлем в дальний поход. Не получается школьникам учиться онлайн. Это все только фантазии. Дети должны ходить в школу, даже если там в классе 25 человек и у учителя мало времени на каждого ребенка.

          • Анонимно
            8.04.2020 14:27

            Не надо так "наезжать" на дистанцонное образование. Вы, похоже, учитель "со стажем", которого так задевает массовый уход школьников в дистанционную сферу получения заний. Если не знаете всех деталей "дистанционки", не знаете как работают лучшие московские платформы - не пишите. И нельзя сравнивать сегодняшний хаос в "очных" школах с отлично работающими и усовершенствованными за последние годы дистанционными программами. Просто школьная система не идет в ногу со временем, учителя показывают свою неспособность ориентироваться в цифровой реальности, а тем более подавляющая часть родителей. Но не все таковы. Нас устраивает дистанцонка на 100%, и мы в этом преуспели. Нужно просто иметь очень гибкий и пытливый ум, внутреннюю собранность, высокую работоспособность. Для остальных, пожалуйста, есть школа с полным набором разнообразных учительских характеров, разноколиберных компетенций, причудливых женских эмоций, с арсеналом шаблонных требований и жалким подобием беспристрастия. Не смущайте умы. Пусть у каждого будет выбор.

            • Анонимно
              8.04.2020 17:40

              Т.е. речь идет о постоянной дистанционной форме обучения, которая предложена в законе об образовании как альтернативная.

            • Анонимно
              9.04.2020 06:23

              Никто на дистанционное образование не наезжает. Это даже хорошо, потому что разгрузит учителей. Пожилым учителям безработица не страшна: они давно на пенсии, прошли огонь и воду девяностых, их ничем не испугаешь. А вот молодых учителей мало. Это очень плохо, потому что дети инстинктивно тянутся к тем, кто помоложе. Дистанционное образование - хорошее подспорье для родителей, у которых есть время и силы заниматься детьми. Обычно это бывает в семьях, где отец хорошо зарабатывает, а мама имеет высшее образование, разбирается в психологии. Но в большинстве российских семей ситуация не так безоблачна: матерям надо добывать средства на пропитание, отцы заняты низкоквалифицированным трудом и быстро теряют здоровье или вовсе отсутствуют. А ребенку для получения образования и общего психического развития нужен учитель. Человек со стороны не понимает и не видит объем психической нагрузки, который "вытягивает" педагог. Учителям дети часто рассказывают то, что не скажут любимой маме. При этом даже не самый лучший педагог знает азы педагогики и психологии, позволяющие решать детские проблемы. Часто только из-за большой нагрузки учителя не успевают помочь ребенку в том, в чем обязательно помогли бы, будь меньше отчетов и всякой бюрократической белиберды. Ребенку нужен любой учитель: строгий, злой, добрый, веселый, эмпат, сухарь ... Все типы учителей в школе - это, можно сказать, разные специалисты-медики, как терапевт, ЛОР, хирург, стоматолог, окулист ... Каждый тип учителя играет свою роль, помогая маленькому человеку социализироваться, формироваться в зрелую личность, найти свое призвание.
              Дистанционное обучение не сильно отличается от самостоятельной учебы по книгам и учебникам. Если бы дети сами могли учиться только по книгам, человечество давно отказалось бы от учителей. Зачем нужен преподаватель, если можно взять учебник и самостоятельно освоить программу? Увы, не все способны на это. А те, кто способен, как правило, все же какое-то время получали поддержку педагогов. Хотя бы на начальном уровне.
              Мой вам совет: забудьте свои детские обиды на учителей. На жизнь общества вы своими высказываниями не повлияете. Человеку всегда нужен человек. Машина не сможет на 100% заменить человека, потому что она предсказуема.

          • Анонимно
            8.04.2020 15:12

            А мою семью устраивает дистанционное обучение. Дети с удовольствием приняли новшество. Учителям, конечно тяжело - их вклад в обучение могут наблюдать и оценивать онлайн неравнодушные родители.

            • Анонимно
              8.04.2020 21:42

              В дистанционке есть огромный минус: дети не проходят социализацию. Если вы планируете что они этим узким мирком так до старости и будут существовать,тогда ок. Пусть 11 лет учатся онлайн. Но они не будут уметь общаться в большом незнакомом коллективе, налаживать отношения, общаться с враждебно настроенным окружением и тд. То есть, не будут уметь выживать в человеческом обществе (что бы там не говорили, это нужно уметь делать в ЛЮБОМ обществе, и в Европе, и США).

              Впрочем, может быть, к моменту взросления ваших детей уже появятся роботы-жены и роботы-мужья, и вопрос у них сам собой снимется. Запрограммируют себе семью и буду жить долго и счастливо, пока аккумулятор не умрёт.

      • Анонимно
        8.04.2020 13:29

        Про образование полностью согласен, это стратегическое направление которое очень грамотно разваливается диверсантами на высшем уровне определенного ведомства. Но, уважаемый, это дело не учителей переписывать учебные планы, это стратегия государства, чиновников которые переделывают планы, не апробируя принятые, переделывают их же, сами не дня не проработав в учебных заведениях (фиктивно возможно кто то числился). Заставляют переделывать планы задним числом даже уже выпустившихся учеников. И учителю остаётся только бумаги переделывать раз за разом, а на обучение физически не остаётся время. Конечно нужно идти в ногу со временем,но педагог это призвание, например школа даёт базовые знания и они не меняются только бюрократия, и в этом случае основа это педагогический талант учителя. Практически развалилось то фундаментальное образование, наследие Союза, а ведь там было реально сильное образование. В университетах тоже самое, не понятно куда это все идёт, потому что сейчас если умеешь красиво отчитаться и преподносить то ты молодец. Студентов нельзя отчислять, так как за это сократят ставки кафедр. Подобное оценивание уровня образования просто не допустимо, это ещё только начало и
        а аукнется дальше.

        • Анонимно
          8.04.2020 14:58

          Угу, а потом люди с сильным советским образование ставили банки перед телевизором.

          • Анонимно
            26.04.2020 15:51

            у которых было действительно сильное советсвкое образование - не ставили.

    • Анонимно
      8.04.2020 09:58

      Этот малый предсказывает на столетие?! Вот это даааа!!! То что в ближайшее время не стоит ждать ничего хорошего, сегодня даже школьник знает. Но сидеть и разглагольствовать на этом фоне на столетие вперёд, это только курей смешить...

      • Анонимно
        8.04.2020 21:12

        А по-моему, этот «малый» очень даже не глуп. Весьма неплохая статья.
        А что можете вы, старый вы наш?

  • Анонимно
    8.04.2020 08:37

    Те, кто считает, что экономика первична, а духовная составляющая вторична, - главная беда человечества.
    Этот экономист утверждает, что смертность от коронавируса 5% процентов, лукаво обходит вопрос, как выводится эта цифра.
    Руководителям Ирана, которые слили Сулеймани, вообще нет доверия.
    Давно считал, что этот "вундеркинд" - засланный казачок.

    • Анонимно
      8.04.2020 09:13

      В Северной Корее духовная составляющая первичная, нам нужно с них брать пример!

      • Анонимно
        8.04.2020 09:45

        Вы полагаете, руководители Беларуси и Швеции менее информированы, чем другие?

        • Анонимно
          8.04.2020 13:01

          правительством республики принят план экономического развития на ближайшее полугодие в связи с коронавирусом и падением цен на нефть, там указан огромный перечень мер поддержки экономики

  • Анонимно
    8.04.2020 08:45

    Молитесь, поститесь, слушайте радио Радонеж.

  • Анонимно
    8.04.2020 08:57

    Пора уже смириться перед Всевышним.

  • Анонимно
    8.04.2020 08:59

    Статья лишь подтвердила интуитивное мое видение действительности. И что нам делать ?- на этот вопрос придётся отвечать каждому самому. Надеяться на то , что кто то поможет бессмысленно. ....

  • Анонимно
    8.04.2020 09:03

    Сколько лет этому аналитику, что бы рассуждать о конце 80-х и 90-х годах?

    • Анонимно
      8.04.2020 17:14

      люди могут рассуждать о звездах и планетах, Римской империи и Чингисхане и т.д..
      Не обязательно жить в это время, тем более 90-е они тоже для всех были немножко разные.

  • Анонимно
    8.04.2020 09:08

    Очередной мировой управляемый "хаос" , слишком много финансовых паразитов появилось , нужна чистка . Словами Лукашенко -"Нужно пертрахнуть ".

  • Man_16rus
    8.04.2020 09:14

    Весёлый чудак, вся аналитика типа верю - не верю.
    Продолжение яблочный линии, "А мы против"
    Ну и Алешкиной: " всё украли, всё пропало"!

  • Анонимно
    8.04.2020 09:16

    Спокойствие, только спокойствие.
    У нас есть "Штаб Татар", он нас спасёт.
    Наши люди в входят число богатейших людей мира, они поделятся с народом!
    Верю!

  • Анонимно
    8.04.2020 09:30

    Интервью Жуковского доказывает, что первопричина происходящих событий - это не короновирус, а кризис.

    • Анонимно
      8.04.2020 10:02

      Кризис вызван вирусом, а не наоборот.
      Посмотрите последовательность событий, начиная с 1 января 2020.

    • Анонимно
      8.04.2020 10:54

      А разве не эпидемией он спровоцирован? Не путайте причинно-следственные связи

  • Анонимно
    8.04.2020 09:30

    То что ничего хорошего нам не светит -это и без аналитиков понятно ,а так вернемся в 90 е ,начнут раздевать тех кто получше одет -отнимать у кого что-то есть ) Вот нынешней молодежи в штанишках с подворотами несладко придется )))

    • Анонимно
      8.04.2020 09:48

      9:30 Да ладно, пора перестать поминать про девяностые.

      Уже не первый аналитик указывает, что сравнимого кризиса по глубине начального провала не было столетие.

      Сейчас, по примерным оценкам, остановили работу 2 - 2,5 миллиарда человек на планете.

      Это не девяностые, это скорее сороковые года 20 века близко маячат.

      • Анонимно
        8.04.2020 10:13

        Ну я по своей молодости сужу ,как донашивал штаны за братом старшим ,как отец подрабатывал ночным грузчиком в хлебном магазине ,как если 3 раза в день макароны и тд,ничего-выжили,и сейчас выживем

        • Анонимно
          8.04.2020 11:06

          Конечно выживете, куда вы денетесь, но причинно-следственной связи так и не заметите, кто вас довел до такой ситуации.
          Вы такие и дальше будете гордится ракетами и советскими победами, продолжая восхвалять царей и шельмовать тех чьё мнение отличается от вашего.

          • Анонимно
            8.04.2020 12:10

            Никогда не восхищался ни царем ни ракетами ,голосовал всегда по своему видению и не всегда оно совпадало с большинством ,это сугубо мое личное мнение -готовьтесь к тяжёлыми временам ,а то такое ощущение ,что для многих ещё не дошла вся серьёзность ситуации

    • Анонимно
      8.04.2020 10:55

      Разве? В 90 тоже говорили все - ахтунг. И ничего пережили, и даже очень хорошо пожили в 00-ые

  • Анонимно
    8.04.2020 09:46

    Вот подсказал бы выход из ситуации цены бы ему не было, а то что будет это народ России без аналитики подсказать сможет.

  • Анонимно
    8.04.2020 09:50

    Фантазер, молодежь городская не выживет, она не умеет в огороде и со скотиной. Тем более посевную проведут все в изоляции и проспят посадки. Будут отнимать продукты у стариков.

  • Анонимно
    8.04.2020 09:55

    Раз он считает, что придется спасаться на огородах ,то правительство и этот вопрос возьмет на налоговый контроль... с каждой ягодки - НДФЛ, с каждой бани и уличного туалета - экологический сбор.
    Сергей

    • Анонимно
      8.04.2020 10:12

      9:55 Дополню.
      С каждой ягодки вряд введут. У нас любят налоги не с результата, а с процесса.

      Вдруг ягодки не вырастут, что теперь родному бюджету загибаться что ли?

      Скорее введут налог, с каждой лопаты, с каждого деревца, с каждой доски, с сарая и главное, Вы правы, с туалета.

      • Анонимно
        8.04.2020 14:36

        За туалеты типа сортир и сейчас можно штрафовать. Так как многие понятия не имеют о санитарных нормах устройства и расположения таких сортиров.

  • Анонимно
    8.04.2020 10:11

    Никак не пойму почему будут проблемы с продуктами?
    Все растет и у нас и у соседей, нефть и газ все равно будут продаваться.
    Ну будет курица по 400р. ну в 2 раза меньше ее будем есть и больше овощных дней.
    Работа в принципе у всех есть и после эпидемии появится. У нас в основном не какая то высокотехнологическая сфера труда, а все ближе к земле и производству уже давно.

    • Анонимно
      8.04.2020 11:08

      Да вам все по барабану, даже если полностью придется перейти на макрошки так и дальше будете гордится своим великим царем и не менее великим прошлым.

      • Анонимно
        8.04.2020 22:38

        а при чем тут царь?
        я про панику с продуктами. нам впаривают как будто еды не будет.

        все будет, но будет чуть тяжелее, чем сейчас.

        • Анонимно
          9.04.2020 16:40

          а вы заметили, что он у вас всегда ни при чем? зачем он вообще тогда нужен? но подпись на всех указах- его, поэтому он и должен нести ответственность за все. кроме того в одном из интервью он сам признавал без всякого нажима, что считает себя ответственным за все происходящее в стране

    • Анонимно
      10.04.2020 03:50

      А откуда работа появится, если весь бизнес встал, и деньги у народа кончаются? Нет денег, нет спроса, нет развития.

  • Анонимно
    8.04.2020 10:11

    Всяким Жуковским будет тяжело конечно. В кризис никто не будет таких людей финансировать.

  • Анонимно
    8.04.2020 10:24

    Молодой этот "профессиональный" экономист Жуковский, но на редкость толковый.

    • Анонимно
      8.04.2020 11:17

      Для глупых читателей да. А для тех, кто анализирует - видны противоречия говорящего. Например, во всем мире у него апокалипсис из-за вируса, а в США все равно шоколад. Хотя цифры мы знаем. И со сланцевой нефтью у них тоже шоколад. Бензин падает, Трамп избирается. Захотели - деньги напечатали. Но это умышленная ложь.

      А в России наоборот, все плохо, даже низкие цифры эпидемии.

      Он пропагандист, этот Жуковский. Факты подтягивает под свои идеи.

      • Анонимно
        10.04.2020 03:51

        Цифры эпидемии низкие, как и доходы, а вот цены уже растут. Скоро "средний класс", кроме коммунальных благ, больше ничего купить не сможет.

  • Анонимно
    8.04.2020 10:41

    даже читать не стал, Жуковский , как всегда начинает паниковать , помню его высказывания и в 2014 г и о том что к концу 19 года доллар будет 100 руб и т.п. Не слушайте, он просто хайпует !

  • Анонимно
    8.04.2020 10:48

    Боже. В каким мы таких долгах? Даже мне известно, что у России внешнеэкономических долгов практически нет. Занимай себе сколько душе угодно. Или может он имел какой-то новый вид долгов, внешнеполитических, или социальных. Эксперт блин.

    • Анонимно
      8.04.2020 12:18

      10:48, например Роснефть - долги более $70 млрд (в том числе Китаю $45 должны). А стоимость всех акций всего лишь $30 млрд.
      И так, практически во всех отраслях.

  • Анонимно
    8.04.2020 10:50

    Солидарен с 09:03. Чтобы рассуждать про 90-е, мало родиться в те годы, нужно прожить то время в сознательном возрасте, и с соответствующим уровнем образования чтобы корректно анализировать.
    У нас в стране сколько диванов столько диванных руководителей которые знают как правильно управлять страной. Политика это наука, объядиняющая в той или иной степени многие направления науки, практических знаний и жизненного опыта, а экономика хоть и одна из важнейших составляющих, но лишь одна из них.
    Поэтому когда экономисты или аналитики, или юристы, или производственники многие из которых ни дня не проработавшие в гос. управлении или даже в частном бизнесе (бизнес подразумевается настоящее дело, а не просто спекулятивный набор) говорят, что у нас не правильно управляют государством, это как минимум не корректно. Возможно вы и специалисты в своих областях, но гос.управление это, как уже упоминалось выше, многонаправленная деятельность, и субъективно было бы приятнее читать когда специалисты раскрывают свою тему.
    Конечно есть фактические ошибки и проблемы признаваемые руководством страны, но они есть везде, и будут всегда, конечно над ними нужно работать, но ведь это работа ведётся, пусть получается не так активно как хотелось бы. Конечно можно было бы с нашими ресурсами и жить эффективнее, но и это проблема у нас была всегда, и не одно поколение руководителей это не могут решить, так как есть множество внешних факторов.

    • Анонимно
      8.04.2020 22:02

      Ваше РАБОТА ВЕДЁТСЯ... уже даже не смешно слышать. Скорее, плакать хочется. 20 ЛЕТ у нас эта власть с этим президентом. 15 ЛЕТ как пресловутая вертикаль выстроена. Где результат? Покажите мне экономические показатели, только реальные - сколько предприятий, какой объём выпускают (только не в деньгах, а в физическом выражении) и так далее.

      За 20 лет можно было добиться хоть каких-то позитивных результатов. И не надо вещать, что жить лучше стали. Дело не хитрое - раздать малую часть халявных нефтяных денег населению. Теперь деньги кончились, и король оказался голым. Вместо нормальной экономики РАБОТА ВЕДЁТСЯ, видишь ли. Если директор компании не способен её вытащить из кризиса даже при не ограниченном финансировании и благоприятной коньюнктуре, его увольняют. Если супруг растратил весь семейный бюджет, наделал долгов и проиграл всё в рулетку - с ним разводятся.

      Может, пора и этими развестись?

      Надо просто

  • Анонимно
    8.04.2020 10:52

    Всегда, когда натыкаюсь на размышления Жуковского - вижу, насколько озлоблен, всегда все плохо в России и все хорошо в США.

  • Булгарин
    8.04.2020 10:53

    Идиоты забыли, что США не только поставщик нефти на рынок, но и его потребитель. Это России некуда девать ту нефть, которую добывают, а США ее проглатывает и не поморщится. Ей достаточно ввести таможные пошлины на нефть и все. Внутренняя цена на нефть будет вполне комфортной и для сланцевой. Что она скорее всего и сделает, а заодно еще и санкции введет против всех этих Сечиных с их нефтяными компаниями.

    • Анонимно
      8.04.2020 11:17

      ЧЕКА

      Булгарин, вы меня огорчаете, я считал что вы выше пристрастий и умеете смотреть на ситуацию сверху.

      Для США поддержать сланцевиков -дело хорошее, но второстепенное.
      Если США ограничат пошлинами внутренний рынок, то возникнет разница между высокими ценами на нефть в США и низкими в остальном мире.
      И от этого сильно выиграет Китай и проиграет США.
      Введением пошлин США выстрелит не толко в ногу

      • Анонимно
        8.04.2020 11:30

        ЧЕКА

        НЕ закончил коммент от 11.17.

        Введением пошлин США выстрелит себе в обе ноги и еще отстрелит то что между ног)..

  • Анонимно
    8.04.2020 11:09

    ПРОЧИТАЛ его биографию. 88г.р. , 15 лет назад окончил школу!
    2009 -бакалавр, потом начитавшись, стал сам строчить статьи.
    Теоретик - теоретик. Сколько ещё таких теоретиков с молоком матери на губах учат с умным видом .

    • Анонимно
      8.04.2020 23:42

      Очередной высокомотивированный и низкоквалифицированный

  • Анонимно
    8.04.2020 11:13

    Жуковский как всегда прав на все 100. Молодой и талантливый. Уважение таким.

    • Анонимно
      8.04.2020 11:39

      Через неделю будет отвечать на вопросы М.ХАЗИН
      так вон он не просто теоретик , как этот молодой человек который пошёл в первый класс, когда Ельцин на сценах танцевал . Он ещё и практик. И на своей шкуре знает как работает система.

  • Анонимно
    8.04.2020 11:14

    Жуковский - умница! У него есть канал на youtube. Смотрю его ежедневные вечерние стримы о ситуации в нашей загибающейся стране. Все по делу! БО, спасибо что пригласили!

  • Анонимно
    8.04.2020 11:21

    У Жуковского во всей статье мне интересна только одна мысль: “как спасается от вируса Африка и Латинская Америка?»

    Ответ: никак. Они настолько отстала, что забыли или не знают, как играть в коронавирус. И сидят себе на обочине. В то время как россияне в Иркутске болеют себе и об этом никто не ведает и трусы на улицах как в Италии почему/то не лежат.

    • Анонимно
      8.04.2020 12:21

      11:21, так и Россия никак не спасается от коронавируса. Сидение по домам - это не борьба, не спасение. Самоизоляция - это "моя хата с краю, я ничего не знаю"!

  • Булгарин
    8.04.2020 11:25

    Для меня странно то, что говорят и пищут, что при цене в 9-10 долларов за бочку нефти наступит конец света. Этот чел все вроде правильно рассуждает, но кроме двух - трех вещей. Начну с конца. Все они в свое время выступали против создания нефтяных кубышек. Предлагали, что надо пускать нефтяные деньги на развитие экономики, раздавая их в виде кредитов и т.д. Мер предлагалось много. Но вот наступили черные дни. И так понимаю, что последняя надежда и властей и народа вот на эту "подушку безопасности". Правда, не известно на сколько ее хватит, сколько смогут продержаться и кому ее подложат, да и есть ли она в полном объеме. Тут ведь прошла информация, что за март месяц из ее запасов куда-то испарилось почти 30 млрд. долларов. Как потом объясняли, все оказалось просто, запасы были вложены в юани, которые успешно так просели. Ну, это уже наша политика ухода от доллара. А могли бы на эти 30 млрд. еще месяца два-три прокормить как раз около 50 млн. человек неработающих.

    Второй момент. Разговор по привычке в основном о том, как Запад с Китаем страдает от кризиса, о том, как влияет падение производства в мире на цену нефти. Понимаю, у мировой бензоколонки нет других перспектив как только служить местом заправки для локомотивов экономики чужих стран. Но ведь как иногда говорят, кризис и есть время новых возможностей. Тот, кто сможет эти воможности раскрыть, тот и будет на коне после кризиса. Может и об этом чаще писать и говорить, а не о цене на гречку и спички. Или все так безнадежно, что тут уже ничего не поможет?

    И в третьих. Упомянул, что конец света не наступает при цене нефти в 9-10 долларов за бочку. Большинство экономистов видят в этом катастрофу и развал всей мировой экономики. Но почему? Да, согласен, что многие поставщики нефти на рынок потерпят крах, точнее перекупщики. Допускаю, что и вторичные ценные бумаги накроются медным тазом в этих условиях. Ну, кто их будет покупать, если нефти будет навалом, и нефть будет уже ждать покупателя прямо в резервуарах? Да, тот навес из нефтедолларов, который возник на том, что к реальной цене нефти в 10-15 долларов еще рисовали примерно 50-60 долларов довеска. Конечно, этот довесок куда то должен осесть, если опять цену не вознесут до 60-70 долларов. Но вряд ли мировая экономика грохнется от этого. Даже, больше. Она вздохнет полной грудью, если цена на энергоносители упадут. Правда, экология пострадает. Но это уже другая задача.

  • Анонимно
    8.04.2020 11:25

    Все, кто были, - сразу встали.
    Крик и вой, визг и вой.
    На манеж выходит Сталин
    кормчий наш и рулевой.

  • Анонимно
    8.04.2020 11:57

    У нас все плохо. мы дураки, все пропало. Один он умный и всех предупреждал. Всегда этот товарищ говорит одно и тоже. Хоть бы что новенькое сказал.

  • Анонимно
    8.04.2020 12:05

    Помогать надо садоводам, особенно со снабжением электричеством, в 1-ю очередь качать воду. Пенсионеры привычны к трудностям, еще детям и внукам помогут выжить.Не зря по 6 соток раздали, и Ельцин отдал их в собственность в обмен чтоб население не роптало при реформах.

  • Анонимно
    8.04.2020 12:42

    никто не сдает тест на коронавирус. Говорят, что это сезонный грипп, пневмония. Все лечатся дома и пьют жаропонижающее. Но все больны коронавирусом!

    ***
    не интервью, а феерия... Никто тест не делал, но товарищ точно знает как правильно)) клоунада... Молодой еще, работать бы пошел...

  • Анонимно
    8.04.2020 13:20

    как же далеки они от народа.... на огороды то бишь дачи людей просто не пускают, если до конца апреля все это продлится там ничего не вырастет

  • Анонимно
    8.04.2020 15:41

    Почему можно утверждать, что экономисты — это мошенники или пособники мошенников?

    Научным руководителем у В.Жуковского был профессор Валентин Катасонов.
    Так вот В.Катасонов разъясняет:
    «Экономика» – комбинация двух греческих слов: «дом» и «правило». В результате слово «экономика» можно перевести на русский язык как «правила ведения дома». В несколько упрощенном виде «экономика» в русском языке выражается одним словом «домостроительство», «домострой».
    ...В учебниках произведена мошенническая подмена понятий. Словом «экономика» подменено то, что экономикой не является, а называется «хрематистикой» — накоплением богатства. Слово «хрематистика» нашему человеку непривычно, поэтому его можно заменить более понятным синонимом «капитализм».

    В Новом Завете сказано:
    «Итак не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или «что пить?» или «во что одеться?».
    Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
    Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам»
    Мф.6,31-33.

    • Анонимно
      8.04.2020 15:57

      Такими подменами понятий вся жизнь переполнена. Особенно страдают богатые языки, в таких культурах легче проводить подмены понятий и таким образом управлять людьми и ситуацией. Особенно русский язык хорош для этого (по Бродскому - язык завихрений придаточных предложений)

  • Анонимно
    8.04.2020 15:59

    В такой тяжёлой ситуации надо ли продолжать бороться с образованием на языках коренных народов страны?

    • Анонимно
      8.04.2020 16:23

      В этой тяжелой ситуации все уже забыли про ваши коренные языки и никому нет дела них и вас ними.

      • Анонимно
        8.04.2020 18:22

        Правильно, вы так нормальную жизнь и забываете регулярно, а потом на весь мир злобитесь.

  • Анонимно
    8.04.2020 16:40

    Владислав Жуковский:
    «Я сам из Иркутска и знаю ситуацию в Сибири и Дальнем Востоке».

    А на различных сайтах читаем:
    Владислав Сергеевич Жуковский родился 30 июля 1988 года в Москве.

    Биржевой спекулянт учит людей жить.

    • Анонимно
      8.04.2020 17:02

      То что он родился в Москве не отменяет того, что он он значительный период жизни прожил в Иркутске.

  • Анонимно
    8.04.2020 17:29

    Придется брать просрочку в кредит и место у теплотрассы в ипотеку!

  • Анонимно
    8.04.2020 17:30

    Подскажите, как свалить с этой планеты? Хочу на Луну вместе с американцами!

  • BigeR
    8.04.2020 18:03

    А я так думаю, что открывается и довольно широко, окно возможностей..... Сейчас тем, кто живет не только сегодняшним днем, надо думать о том, что будет востребовано завтра и готовиться уже сегодня.
    На мой взгляд, раз уж пошел тренд на разрушение глобализации и атомизации всего и вся, то спросом будет пользоваться все то, что делает вас независимыми.... думайте господа!

  • Анонимно
    8.04.2020 19:27

    Сей вьюноша с горящим взором 1988 г.р. Что он знает о 80-х и 90-х кроме того, что его в школу за ручку водили? Мамкин аналитег.

  • Анонимно
    8.04.2020 19:31

    Давно слушаю и читаю Жуковского и Потапенко, их давние предсказания и анализы сбываются, а раньше над ними смеялись...вот так.

  • Анонимно
    8.04.2020 20:49

    Что он несет? Через 2-3 мес. будет вакцина, потом массовая вакцинация населения, затем рост экономики скачкообразный. В Китае, это уже спрогнозировали- нефть закупают впрок по дешевке. За такие копейки её вообще не нужно продавать, подождать нужно, может внутренний рынок заполнить ГСМ и уменьшить цену внутри страны.

  • Анонимно
    9.04.2020 00:15

    Молодец Жуковский! Дал полный анализ ситуации в стране и экономике! Умный, честный и последовательный аналитик, давно слежу за его рассуждениями, по различным ситуациям, все сходится! А то что кто то не согласен, скажу не для средних умов, пусть и дальше смотрят и верят зомбоящику, для них авторитет Сечин и подобные, которые не ведают, что творят , ставя на кон судьбы людей целой страны, и при этом ничего не теряют, потому что их бездарность есть кому и чем прикрыть! Такие молодые должны сидеть во власти, в ГД, а не старые "пердуны", которые "одобрямс", а там хоть трава не расти!

  • Анонимно
    9.04.2020 07:00

    А если к осени сельхозку порежут во благо топливников. Все будут сеять на дешевеньгой соляре наши насуперркнтабельной. Зернышки то в загранку тазом медным. Когда нефтянщики подвигались есть исторические примеры.

  • Анонимно
    9.04.2020 07:25

    Это несколько лет назад сказал Жириновский, когда отвечал на вопросы журналистов по инновации жилья в Москве.

  • Анонимно
    9.04.2020 07:48

    даже Жуковскому до конца не ясно ,что все очень,очень плохо.Страна без станкостроения,производств,механизмов,средств производство и дешевой энергетики для производителей и населения обречена даже не выживания,а существования ниже рабов.

  • .
    «КАЖДЫЙ(!!!) человек с МОМЕНТА РОЖДЕНИЯ

    должен быть ВКЛЮЧЁН в общество, экономику, государство

    на РАВНЫХ условиях, путём наделения каждого

    равной долей в природных ресурсах…

    «КАЖДОМУ РАВНУЮ ДОЛЮ В КАЖДОМ ПРИРОДНОМ РЕСУРСЕ» ©.»
    -------------

    Первый пункт "Конституции ..." должен быть ТОЛЬКО таким :

    "КАЖДОМУ РАВНУЮ ДОЛЮ В КАЖДОМ ПРИРОДНОМ РЕСУРСЕ" ©.

    https://maxpark.com/community/7668/content/7043133

  • Анонимно
    12.04.2020 21:02

    кризис будет только в сфере услуг , финансов, туризма, общепита и прочих паразитов...в россии еды достаточно,выживем.... ну не сьездите за границу ничего страшного

    • Анонимно
      13.04.2020 18:08

      Вы к "паразитам" отнесли те отрасли, которые делают общество цивилизованным. Хотите возврата к натуральному хозяйству?

  • Анонимно
    26.04.2020 16:04

    "Я не верю, что у нас нет десятков тысяч заболевших!" - дальше можно не читать. Когда человек свои умопостроения делает не на фактах, а "я не верю" - то есть на вере, это уже неинтересно. Интересен научный подход на фактах, а вера - это уже религия.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль