Пандемия китайского коронавируса 
11.04.2020

«Не повредит дома иметь баллон кислорода»: советы от российского бизнесмена из Майами

Бывший медик рассказывает, что творится в США: патроны в дефиците, врачам дают одну маску на неделю. В России будет хуже, считает он

«У нас ликвидацией эпидемиологической ситуации занимаются в основном политики и прочие сопричастные люди», — говорит российский бизнесмен, живущий за океаном. Борис Фридман уверен, что в этих условиях главные функции должны брать на себя профессиональные врачи, эпидемиологи, но этого не происходит ни в России, ни в Штатах. Кроме того, Фридман в интервью «БИЗНЕС Online» рассказал о главных симптомах при коронавирусе, успехах грузин и тевтонцев в борьбе с ним, а также побеждающем на планете хаосе.

Борис Фридман — российский бизнесмен, проживающий в Майами, рассказывает о том, что творится в США в условиях пандемии Борис Фридман — российский бизнесмен, проживающий в Майами, — рассказывает о том, что творится в США в условиях пандемии Фото: pixabay.com

НАШ ЧЕЛОВЕК В МАЙАМИ

Борис Фридман — бизнесмен, проживающий ныне  в Майами, имеющий базовое медицинское образование. Живя в Европе, Израиле и Штатах, он имел возможность наблюдать за тем, как работают медицинские системы разных стран. Сейчас, в разгар пандемии, он, поговорив с врачами по разные стороны Атлантического океана, самостоятельно вывел полную картину течения болезни — от первого дня до полного выздоровления, которое может занять от трех до шести недель. Кроме того, Фридман объясняет, какую роль в происходящем играет паника и кого именно необходимо изолировать для блага самого человека и человечества, в целом.

«НЕПЛОХО С ЭПИДЕМИЕЙ СПРАВЛЯЮТСЯ В ГРУЗИИ, ХОТЯ ТАМ ОЧЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАСЕЛЕНИЕ»

— Борис Львович, хотелось бы в целом понять, что вы думаете о коронавирусе, победоносно шагающем по планете. Поделитесь собственными наблюдениями. К тому же вы в Америке раньше, чем в России, столкнулись с этой проблемой, ставшей уже планетарной.

— Думаю, все столкнулись приблизительно в одно время, разница только в расстоянии. Из чего складывается масштаб любой эпидемии? Во-первых, из опасности заболеть и риска заражения; во-вторых, из уровня паники, охватывающей население; в-третьих, из уровня профессионального подхода к ликвидации. Паника составляет примерно 50 процентов в нынешних сложившихся условиях. Еще 25 процентов — непрофессиональный подход, потому что у нас ликвидацией эпидемиологической ситуации занимаются в основном политики и прочие сопричастные люди.

Можно я вам задам вопрос: как зовут главного санитарного врача РФ?

— Анна Попова.

«Анна Попова должна солировать. А председатель правительства России, в моем понимании, должен заниматься принятием экстренных мер по поддержанию экономики. А не вакцинами, тестами, масками...» «Анна Попова должна солировать. А председателю правительства России, в моем понимании, необходимо заниматься принятием экстренных мер по поддержанию экономики, но не вакцинами, тестами, масками...» Фото: kremlin.ru

— Правильно. И вы первые из последних 10 человек, кто в курсе, как ее зовут. Она профессиональный доктор, эпидемиолог, я ее знаю. И в данной ситуации Анна Попова должна солировать. А председателю правительства России, в моем понимании, необходимо заниматься принятием экстренных мер по поддержанию экономики, но не вакцинами, тестами, масками, средствами от поноса, туалетной бумагой и прочим.

Для разрешения ситуации с эпидемиями есть эпидемиологические службы. К слову, в Советском Союзе эпидемиология и вирусология были хорошо развиты. И до сих пор в России есть сильный кадровый состав: в Питере — в Институте имени Пастера, на Дальнем Востоке, в Москве. У нас есть сильные вирусологи, но их мнением интересуются в последнюю очередь.

— А в Штатах или в Италии кто солирует?

— Никто. Весь мир находится в хаосе. Я знаю несколько примеров, где эффективно борются с коронавирусом разными методами. Есть китайская модель — она негуманная, такая военно-карательная, но эффективная. И есть модель тевтонских рыцарей в Швеции. Они просвещены, обеспечены медицинской аппаратурой, они достаточно планомерны и хладнокровны, привыкли слушать своих руководителей. Это к вопросу о национальном характере и его применении в данном случае.

Кстати, неплохо с эпидемией справляются в Грузии, хотя там очень эмоциональное население. Единственное, у них абсолютно выбило экономический фундамент, основная отрасль там — туризм, который в это время сильно пострадал. Поэтому им надо кричать: «Мы здоровы, но вы нам помогите!» Но, повторю, справляются они неплохо, вовремя начали принимать меры. Разумные меры. Потому что бояться «не знаю чего» и бороться «не знаю как» — это, наверное, самое страшное.


— Значит, паника — главный элемент во всем происходящем сегодня в мире?

— А самым главным фундаментом паники является интернет. Я всегда говорил, что человечество не готово к сети. Сеть — это хаотическое формирование народного мнения, неконтролируемое. Потому что абсолютное большинство пользователей сети не оценивает качество источников информации. А дальше эта информация по сарафанному радио перетекает из уст в уста, еще с какими-то правдоподобными и неправдоподобными ссылками. Причем я такие новости получаю от образованных людей, от членов собственной семьи, которые присылают мне абсолютно идиотические трактаты. И главное, что эти информационные цепочки не отслеживаются, — это абсолютно броуновское движение. 

Потому сам процесс работы, которая ведется, должен заключаться в том, чтобы на телевидении, в интернете выступала говорящая голова, которая профессионально бы рассказывала о необходимых мерах предосторожности. Потому что делается много вещей, которые делать вообще не надо. Вот мы взяли и закрыли людей дома, и, чтобы пойти в магазин, нужно получить пропуск. Давайте поймем, что этот пропуск дает, что дает вот эта регистрация человека. Он что, менее заразен с этой бумажкой? Или у него с бумажкой меньше рисков заразиться?

— Тут имеется в виду, что он меньше ходит по городу.

— Послушайте, организованные люди бумажку закажут все равно, а неорганизованные выйдут в любом случае и без бумажки. Поэтому ее наличие практически ничего не дает. Ну, изолировали три-пять процентов населения и что? Нужны категории риска, понимание, кто в этой категории и кого нужно посадить на жесткий карантин. Остальным же надо объяснить пра-ви-ла! Нет мер, которые обнуляют риск заражения.

«Вы думаете, в Америке эффективна мера «не покидать дом»? В США служба вирусологов очень слабая» «Вы думаете, в Америке эффективна мера «не покидать дом»? В США служба вирусологов очень слабая» Фото: © Брайан Смит, РИА «Новости»

«ПОКА 40–55 ПРОЦЕНТОВ ЛЮДЕЙ НЕ ПЕРЕНЕСУТ ЭТУ БОЛЕЗНЬ В ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ФОРМЕ, ЭПИДЕМИЯ ПОЛНОСТЬЮ НЕ ЗАКОНЧИТСЯ»

— То есть жесткий карантин для всех вы считаете неоправданным?

— Неоправданным абсолютно. Потому что его надо вводить для тех, кто входит в зону риска, — для пожилых людей, если они нам дороги и мы не хотим уменьшить количество пенсионеров в стране (если это не демографическая политика, конечно). Жестко звучит, но пусть принимают решение государственные мужи.

Другая категория — люди с пониженным иммунитетом в силу какого-то лечения вроде химиотерапии, а также те, кто ослаблен после обширных хирургических вмешательств. Эти люди подлежат изоляции.

Знаете такую истину, что ОРВИ проходит, если ее лечить, за неделю, а если не лечить — за семь дней? Этот же принцип касается эпидемиологической ситуации. Пока 40–55 процентов людей не перенесут  болезнь в той или иной форме, эпидемия полностью не закончится. Потому что эпидемия заканчивается формированием иммунитета. А есть статистика его формирования. Если иммунитет в социуме, в популяции не создан, то эпидемия не завершена. Во всяком случае, возможность повторной вспышки не исключена. Да, ее можно купировать (временно), но не ликвидировать.

— Но это не относится к эпидемиям типа чумы, холеры и прочего?

— Давайте не будем путать смертельные бактериальные инфекции и сегодняшнюю ситуацию. Посмотрите статистику смертей от бубонной чумы и статистику от вирусных заболеваний. При сегодняшней панике есть тем не менее цифры, что тяжелых случаев коронавируса по максимальным данным 14 процентов. Это значит, если у нас все заболеют, умрут 14 процентов. А бубонная чума в XIV веке унесла больше 60 процентов населения Европы.


— Коронавирус, по-вашему, не смертельная болезнь? 

— Опять же смотря для кого. Например, рак — смертельная болезнь для кого? Рак эпидермиса, выявленный на первой стадии, — это не смертельная болезнь в случае правильного лечения. Сифилис — смертельная болезнь? Я к тому, что есть болезни, с которыми иммунитет справляется самостоятельно.

— Допустим, грипп обычно большинство населения переносит на ногах.

— Вот точно так же и коронавирус. Куча людей переносит его на ногах. Многие не ощущают его в принципе.

— Каковы его главные симптомы?

— Основной симптом — сухой кашель. Обычно начинается параллельно с першением и болью в горле (порой это может быть просто боль в шее, типа мышечной, и в мышцах шеи, вероятно, идет воспаление лимфатических узлов), продромальные явления. В общем, все как при гриппе. Один-два дня температура 37,0–37,5 или вообще без температуры. Но, как правило, нет ринита (воспаления слизистой оболочки носа). Часто может встречаться головная боль, заложенность ушей, легкие признаки синусита. Ничего необычного нет, просто отек слизистых. На второй-четвертый день боль по ходу трахеи и за грудиной, сухой кашель усиливаются. С пятого дня может появиться боль в грудной клетке (уже более латерально, не по центру), затрудненное дыхание (периодами). И это вот продолжается без лечения около 15–20 дней. Потом, если осложнений нет, все это отступает и наступает улучшение. Длиться это может от трех до шести недель. Если осложнений нет, то отсутствует и температура (или гипотермия — 36,0–36,3 градуса).

Важно! Если после первых трех дней нет субфебрильной температуры (это в пределах 37,1–38,0 градуса), она в какой-то момент поднимается выше 38 градусов — это проблема. Нужно в больницу, где назначат противовирусную терапию. А так сидите дома, ничего не делайте и пейте горячее.

«Любая из предыдущих эпидемиологических ситуаций могла стать такой же. Просто точку невозврата не пересекали, а здесь пересекли. Паника она в сознании, она нематериальна» «Любая из предыдущих эпидемиологических ситуаций могла стать такой же. Просто точку невозврата не пересекали, а здесь пересекли. Паника — в сознании, она нематериальна» Фото: pixabay.com

«КАКУЮ СЕМЬЮ ОБОШЛА ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА? НИКАКУЮ. А МЫ КОРОНАВИРУС ПРИЗНАЛИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КАТАСТРОФОЙ»

— Почему тогда приняты такие беспрецедентные меры по всему миру — от Америки до Китая, России? Во время SARS, MERS о подобном даже и не думали. 

— Как я уже сказал, 50 процентов здесь занимает паника. Понимаете, в чем дело: тогда, в случае с другими вирусами, выпускали джина из бутылки, но успевали ее вовремя закрыть. В итоге игрались, игрались и… Это как мальчики развлекаются с карбидом. В первый раз интересно, нормально, во второй, третий разы — тоже. А на четвертый раз карбид взорвался и выжег глаза. Любая из предыдущих эпидемиологических ситуаций могла стать такой же. Просто точку невозврата не пересекали, а здесь пересекли. Паника — в сознании, она нематериальна. Еще раз повторю: 50 процентов ситуации, ее болезнетворности находится в зоне панического состояния общества. Оно уже допущено, и надо его гасить. А гасить надо как раз тем, о чем я говорил уже неоднократно. Извините за вопрос: у вас из близких кто-то скончался от коронавируса? Или вы лично знакомы с человеком, у которого кто-то от него умер?

— Пожалуй, нет.

— Вы не знакомы. Пройдите по своей редакции и, «дай бог», вы найдете одного такого, кто знает человека, который скончался бы от коронавируса.  Давайте тогда зададим себе вопрос (что-то масштабное): какую семью обошла Великая Отечественная война? Никакую. А мы коронавирус признали национальной катастрофой. Поэтому нужны абсолютно четкие регламентации! Понимаете, эпидемиологическая ситуация — это регламентная ситуация, а не паническая.

Надо, повторю, людей разделить на категории и зоны риска. Вы думаете, в Америке эффективна мера «не покидать дом»? В США служба вирусологов очень слабая. Я на днях беседовал с доктором из национальной системы госпиталей Маунт-Синай (один из старейших и крупнейших в США медицинских комплексов в Нью-Йорке — прим. ред.), знаете, сколько масок получает врач на неделю? Одну.


— Почему только одну?

— Потому что вырвались спекулянты, которые в такое время приравниваются к мародерам. Продавая маски врачам, не заработать, поэтому они их продают населению.

И давайте поймем эффективность маски. Половина людей их носит абсолютно бесцельно и бессмысленно. Это даже не я должен рассказывать, это ведь все написано. Маска эффективна на человеке зараженном. Но маска может служить не столько защитой от инфекции, сколько механической преградой для ваших собственных рук. Чтобы вы руками, которыми трогаете предметы и поверхности и на которых потенциально могут находиться вирусы, не дотронулись до слизистой рта, носа или глаз. Поэтому ношение маски и очков одинаково необходимы. Маска — это защита от себя. Людям говорят: надевайте перчатки! Что они дают? Если вы их надели, вы должны их снять так (и этому тоже надо людей обучить!), чтобы не трогать поверхность перчатки незащищенной рукой. Это предохранение рук от того, чтобы они не стали носителями инфекций.

А вот течение коронавирусной инфекции очень сильно зависит от количества вирулентного материала, который попал в момент заражения на человека. Если вы получили маленькую порцию вируса (вирионов), — это одна ситуация. Если на вас, извините, плюнул заболевший, то другая. Вот от этого зависит течение заболевания. Это тоже все известно.

— Судя по вашей логике, можно вообще не защищаться? Давайте быстрее переболеем — и быстрее все будет нормально.

— Давайте для этого отделим мух от котлет. Напоминаю: нужно выделить категории рисков. Да, надо избегать массового скопления народа, вовремя изолировать больных, надо изолировать группы риска, вести санитарно-просветительскую работу. Три раза по часу на центральных каналах показывать в эфире вирусологов, которые бы объясняли, для чего нужна маска, как пользоваться перчатками, как и чего избегать, что вообще делать.

Зачем человеку знать, сколько аппаратов ИВЛ есть в стране? Да, их мало, но от того, что об этом постоянно говорят, люди начинают паниковать. От этого аппаратов что, больше становится? В итоге люди ходят по больницам и ищут свободный аппарат. И там заражаются!

«Что такое простейшее существо, что такое вирус? Неклеточная форма жизни. Это кусочек РНК, генетический материал в виде моноспирали. Эти штучки помогают садиться на клетку из клетки взаимодействия» Фото: pixabay.com

«ВОЗБУДИТЕЛЬ СИФИЛИСА ПРАВИЛЬНЫМ АНТИБИОТИКОМ ВЫЛЕЧИВАЕТСЯ ОДНИМ-ДВУМЯ УКОЛАМИ»

—  Насколько все-таки опасна эта болезнь? Как она протекает, с вашей точки зрения?

— У большинства она протекает, я уже говорил об этом выше, как обычная респираторная вирусная инфекция. В некоторых случаях это тяжелое течение болезни: у людей со сниженным иммунитетом, у тех, кто принимает определенные категории препаратов, хотя это до конца не доказано, поэтому не хочу их перечислять. У меня точных данных нет, есть коррелятивные данные.

Ведь что такое простейшее существо, что такое вирус? Неклеточная форма жизни. Это кусочек РНК, генетический материал в виде моноспирали (ДНК состоит из двух цепочек, а РНК — из одной). Эти штучки помогают садиться на клетку из клетки взаимодействия.

Поэтому, что касается опасности, я считаю, надо вести профилактическую, санитарно-просветительскую работу и правильно направлять людские потоки. А не создавать вот этот хаос, которые возникает сейчас массово.

— Заметьте, не только в России, не только в одной стране такое.

— Интернет-то есть везде. Я же сказал, очаг паники — интернет.

— Как вы считаете, это рукотворный вирус? Об этом немало ходит разговоров.

— Есть такое мнение, но оно не доказано. А позиция ученого складывается так: пока она не доказана, это лишь гипотеза. Я же, честно говоря, чем дальше, тем больше в этом сомневаюсь. Форма коронавируса известна давно, он, понятное дело, мутирует, возникают другие штаммы. Это же касается и бактериальных инфекций. Мы в разговоре коснулись сифилиса — в памяти поколений он является опасным заболеванием. Почему? Мы ведем сейчас речь о третичном сифилисе из прошлого.

— Не было антибиотиков.

— Верно. В нашем веке человек до третичной стадии не должен вообще дойти (только она опасна). Да, опасность сифилиса заключалась в отсутствии антибиотиков. Поэтому его невозможно было вылечить ни на первой, ни на вторичной стадии, ни на шанкроидной. Потому на критичной стадии люди гибли. Дело в том, что возбудитель сифилиса — Treponema pallidium, бледная трепонема, она потому и называется бледная, что она не красилась ни одним известным органическим красителем. И микробиологи ее тривиально не могли увидеть, пока не был изобретен метод визуального наблюдения в теневом поле. Так вот, на сегодняшний день, если мы говорим об этой группе заболеваний, гонорея опаснее. Потому что гонококк, гонококковая инфекция, одним и тем же антибиотиком во второй раз не лечится. А возбудитель сифилиса правильным антибиотиком вылечивается одним-двумя уколами — и в первый, второй и в четвертый разы с одинаковой эффективностью. Моментально возбудитель гибнет.

Поймите, во главу угла надо ставить знания, а не информацию, которую люди черпают из непонятных источников.

«Почему такой всплеск заболеваний? Потому что людьми никто не руководил. И меры, которые там принимались, например, сначала закрыли пляжи на океане, а потом только бассейны, были неграмотными» «Почему такой всплеск заболеваний? Потому что людьми никто не руководил. И меры, которые там принимались (например, сначала закрыли пляжи на океане, а потом только бассейны), были неграмотными» Фото: pixabay.com

«БОЛЬШИЙ ДЕФИЦИТ, ЧЕМ ТУАЛЕТНАЯ БУМАГА В АМЕРИКЕ, — ПАТРОНЫ В МАГАЗИНАХ. БОЕПРИПАСЫ СКУПАЮТСЯ С ФАНТАСТИЧЕСКОЙ СКОРОСТЬЮ»

— Скажите, почему в разных странах такие разные сценарии? Мы видим ужас, который творится в Италии, Испании. В Германии почти 100 тысяч зараженных, но смертность очень низкая.

— Разное развитие вирусологических служб, наличие вирусологов. В Германии это всегда была упорядоченная система, поэтому она работает. А итальянцы давно уже не попадали в стесненные условия, у них хорошие продукты, высокий уровень жизни, который привел к огромному количеству пожилых и старых людей.

Помню историю: одна моя приятельница еще во времена Советского Союза устроилась гидом в «Интурист». И ей дали в июне или в июле группу пожилых американцев. У них был тур в Среднюю Азию — Бухара, Фергана, Ташкент. А в это время там жара +70 градусов. В итоге моя приятельница за первые два дня отправила четыре цинковых гроба оттуда.

— То есть в Италии, вы считаете, в первую очередь такие показатели из-за состава населения?

—  Если одним словом — то это разгильдяйство. Итальянское разгильдяйство. Раз большое количество пожилого населения — значит, высокая зона риска. В Италии очень плохая госпитальная ситуация. Она у них в зачаточном состоянии.

— Хорошо. Почему же тогда в Америке беспрецедентный рост идет?

— Беспрецедентный рост идет в нескольких штатах. Откройте диаграмму, посмотрите: большинство случаев там, где были «распахнуты двери», — это все на побережье: Нью-Йорк, штат Флорида (в какой-то части), Калифорния и Вашингтон. В том же Техасе никакой эпидемии, все спокойно.

— Почему именно в этих штатах?

— Смотрите, в Майами сейчас на Песах приехала куча евреев из Нью-Йорка. У них такая традиция — на Пасху приезжать в теплый Майами. В Нью-Йорке еще холодно. И, несмотря ни на что, они все равно приехали, хотя во всех синагогах надо было объявить: «Ребята, мы никуда не едем!» И потом, поймите, в этих крупных городах, есть свои чайна-тауны, свои черные районы.

Я выглянул в окно в Майами: на пляже ни одного человека, все цивилизованно, люди предохраняются, уединяются. Загляните на Сауз-Бич в черный район — они все хотят на пляж. Хоть одного афроамериканца в маске вы видели? Не увидите. Это люди с пониженной социальной ответственностью. И таких в городах много. 

В Америке масса таких подводных камней. А больший дефицит, чем туалетная бумага здесь, — патроны в магазинах. Боеприпасы скупаются с фантастической скоростью. 

— То есть страх обуял Америку?

— Отвечу так: в 90-е я приехал в Филадельфию, у меня там училась и жила сестра. Тогда же там выпал обильный снег. У сестры была квартира в таком кондо, где внутри двора стояли машины. Так как мне срочно нужно было уехать в Нью-Йорк, а снегоочистительная техника мобилизована не была, я начал руководить людьми, которые там живут, чтобы они помогли мне выехать. Так вот они меня приняли практически за мессию. И с этого момента весь двор, все жители кондоминиума ходили и спрашивали, когда надо убирать снег, где брать лопаты, если место занято или засыпано снегом, можно ли поставить машину в другом месте и так далее. Я веду к тому, что, если над жителями брать руководство, они тут же подчиняются.

Возвращаясь к вашему вопросу о том, почему именно в этих штатах и городах такой всплеск заболеваний. Потому что людьми там никто не руководил. И меры, которые там принимались (например, сначала закрыли пляжи на океане, а потом только бассейны), были неграмотными. Вот где выше контагиозность между людьми — в бассейне или на пляже?

— А как вообще экономика — остановились торговые центры, предприятия и т. д.?

— В продуктовых магазинах полно людей — я вчера сам был на шопинге. А вот по торговым центрам сейчас не хожу — это не очень разумно.

Риски поражения экономики в Америке? Штаты сейчас будет на коне. Они, во-первых, напечатали 2 триллиона долларов — это годовой бюджет матушки России. Во-вторых, у них есть возможность получить займы облигационные, подтвержденные, еще на 4 триллиона. Плюс они будут сейчас скупать активы по всему миру.

— Комендантского часа там у вас нет, как мы понимаем?

— Есть: с 23:00 до 5:00. А в Нью-Йорке введен более жестокий карантин. Но все, кто мог, уехали в Хэмптонс (респектабельный пригород Нью-Йорка — прим. ред.), отдыхают на нью-йоркской Рублевке.

— Но нет запретов ходить по улицам людям без пропусков?

— Нет. Вообще, что такое Майами? Это конгломерат, состоящий из кучи маленьких прибрежных городков. Некоторые из них имеют протяженность около километра, как, к примеру, Голден-Бич. Живет там полтора человека, но есть свой мэр, у которого есть свое мнение, свои инициативы. В общем, в Америке эпидемиологией тоже занимаются политики. Бардак.

— Как вообще американская медицина справляется?

— Как я уже сказал, врачам дают одну маску на неделю. Плохо.

— Но в целом, что касается обеспеченности койко-местами, аппаратами ИВЛ и т. д.?

— Они разворачивают отделения. В том же Маунт-Синай в Майами развернули еще три отделения, где будут находиться люди на ИВЛ.

— Ну с материально-техническим обеспечением не должно быть проблем в Америке.

— Думаю, материальная база гораздо лучше, чем в России. Что касается организационной деятельности, боюсь оценивать, где лучше, где хуже.

— Но ощущение складывается, что сейчас Америка вырвалась вперед и близка к критической ситуации. Или это ложное ощущение?

— Нет, никуда она не вырвалась. В Америке справятся. Просто у них сейчас идут перегибы на каких-то местах, и российские средства массовой информации очень активно освещают проблемы США вместо того, чтобы просвещать собственных граждан.

«Когда отступит эпидемия? В моем понимании перспектива полутора-двух месяцев приведет уже это все на спад. Просто если за это время мы не справимся, то социальные проблемы значительно превысят проблемы эпидемиологические» Фото: pixabay.com

«НЕ ПОВРЕДИТ ДОМА ИМЕТЬ БАЛЛОН КИСЛОРОДА. ЭФФЕКТИВЕН КРЕПКИЙ АЛКОГОЛЬ»

— Можете дать советы властям и простому человеку?

— Властям сложно советовать, они: а) не слушаются, б) никогда не бывают благодарными. Совет врачам: главный тут принцип — не навреди. Поэтому вопрос в том, чтобы разработать какой-то свод мер.

Для населения — например, что я советовал своим близким: стараться меньше находиться в местах массового скопления. Но изоляция типа «я не пущу к себе ни парикмахера, ни массажиста, ни домработницу, когда она нужна», — такого не надо. Надо выделить время, чтобы людям рассказывали, как им надо действовать. И не призывать к чему-то непонятному. У нас же все призывы в духе «давайте потерпим, давайте сплотимся». Но никто не рассказывает, как мыть руки, как носить маску, как снимать перчатки.

— А лекарства? Может, какие-то профилактические средства принимать?

— Есть абсолютно точно какие-то вещи, которые не вредят, — скажем, прием витамина С. Но вот эта ерунда, которую раздули вокруг имбиря, и теперь он подорожал в 500 раз… Да не является имбирь панацеей! Вообще, люди, которые фитопрепаратами занимаются, вам расскажут лучше.

А так, говорю уже в которой раз, необходимо соблюдать определенные меры, смотреть, чтобы люди с клиническими признаками респираторного вирусного заболевания держались более изолированно. Когда приглашаете гостей, просите их, заходя к вам в дом, снимать обувь, тут же пользоваться санитайзером и обрабатывать им открытые части тела. А все вещи оставлять в прихожей.

Или, скажем, не повредит дома иметь баллон кислорода (просто потом баллона может не всем хватить). Например, у нас его уже нет, нет даже аскорбинки (но мы ее успели купить из расчета 30-40 граммов на человека).

Вспомните про кварцевую лампу — чудесная вещь для профилактики (дома или на работе), которая отлично помогает и во время лечения. А вот хлорка слабо эффективна для дезинфекции (по крайней мере для того, чтобы был эффект, ее нужно очень много). Эффективен крепкий алкоголь, и я не шучу. Он денатурирует (лишает естественных свойств) белок фурин, благодаря которому вирус имеет высокую вирулентность. Тому есть научные наблюдения. Но надо понимать, что это меры профилактики, а не повод напиться. Ну и что с кварцевой лампой, что с алкоголем — осторожно, могут быть ожоги.

«В Майами вышел приказ мэра о закрытии — все закрылись. Только здесь никто не предлагает платить всем зарплату, как это делают у вас» «В Майами вышел приказ мэра о закрытии — все закрылись. Только здесь никто не предлагает платить всем зарплату, как это делают у вас» Фото: pixabay.com

«ЗДЕСЬ УЖЕ ДАЖЕ ПОЯВИЛСЯ АНЕКДОТ: «ПРИХОДИТ ПУТИН В БАР И ГОВОРИТ: «ПРОШУ УГОСТИТЬ ВСЕХ ЗА СЧЕТ ЗАВЕДЕНИЯ»

— Ваш прогноз: когда закончится паника и отступит эпидемия?

— Понимаете, в чем дело, — пока не закончится паника. А как быстро с ней справятся, я не могу сказать. Когда отступит эпидемия? Одно с другим очень связано. В моем понимании перспектива полутора-двух месяцев приведет уже это все на спад. Просто если за это время мы не справимся, то социальные проблемы значительно превысят проблемы эпидемиологические.

— Пойдут социальные издержки.

— Это будут не издержки, а именно социальные проблемы. Издержки — это, знаете, когда кому-то чего-то где-то не хватает. А сейчас люди выйдут на улицы. В Америке выросла безработица — за два дня на 21–22 процента.

— С чем это связано?

— Потому что во всех предприятиях, которые закрылись, где люди работали по договорам: рестораны, клубы и т. д., всех уволили.

— А их закрыли принудительно, как и в России, или нет?

— Да, принудительно. Скажем, в Майами вышел приказ мэра о закрытии — все закрылись. Только здесь никто не предлагает платить всем зарплату, как это делают у вас. Здесь уже даже появился анекдот: «Приходит Путин в бар и говорит: „Прошу угостить всех за счет заведения“». У хозяев бизнесов есть семьи, и в первую очередь они направят свои средства туда, а не на выплаты сотрудникам. Да всем и не хватит, это точно.

Еще одна проблема — она немножко отдаленная, но сейчас люди поймут: содержание такого количества офисов и ведение канцелярско-управленческой работы в офисных помещениях абсолютно не является необходимостью. Очень большое число людей окажется ненужным в управленческом процессе. А дальше надо думать, что с ними делать.

— По итогам этой ситуации, думаете, так и будет?

— Конечно. Я сам общался с достаточно крупными менеджерами и руководителями корпораций, и они говорят, что обдумывают такую идею. Один рассказал, что у него было четыре офисных здания и два из них он может безболезненно ликвидировать и перейти к другому режиму работы.

— Есть версия, что вирус способствует, осознанно или нет, переходу к постиндустриальному обществу, к цифровой экономике.

— Знаете, философскую и причинно-следственные связи мы должны будем устанавливать после ликвидации текущих проблем. Во время критических ситуаций надо решать проблемы по мере их поступления, а не философствовать. Мы уже не сможем открутить назад, не сможем устранить те причины, которые вызвали это все. Потом разберемся. Давайте вначале поможем тем, кому нужна помощь, и сбережем тех, кто пока в ней не нуждается. 

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (75) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
11.04.2020 08:59

В который раз убеждаюсь что все таки Германия это сила и немцы не зря так поднялись хотя после 2 мировая тоже в пепле лежали- одна из сильнейших наций

115 тыс случаев инфекции и при этом уже 52 тыс вылечились и всего 2200 умерло и те старики за 75

Для сравнения во Франции на 118 тыс инфекции выздоровело 25 тыс и умерло 11 тыс

  • Анонимно
    11.04.2020 08:47

    И правильно считает!!!

    • Анонимно
      11.04.2020 09:56

      С ума сошли??? Представляю в многоквартирном доме у каждого по баллону. Парочка жахнет и никому уже реанимация не понадобится.

      • Анонимно
        11.04.2020 10:33

        В америке только нищета живет в многоквартирных

        • Анонимно
          11.04.2020 11:50

          Чушь. В особняках копеечных живут Гомеры Симпсоны. А элита частенько в кондоминиуме из звёзд. Трамп где живет? В многоквартирном небоскребе

          • Анонимно
            11.04.2020 13:49

            Да, согласен, но Башня Меркурий в Москва сити и многоэтажка в салават купере - очень разные многоэтажки

            • Анонимно
              12.04.2020 17:16

              Но даже многоэтажка в "Салават күпере" - это не барак или хибара на Макаронке. В сто раз лучше!

      • Анонимно
        11.04.2020 10:46

        Это не такие баллоны, как у нас. Это маленькие пластмассовые баллончики для альпинистов. Они не взрываются, у них давление низкое.

        • Анонимно
          11.04.2020 11:04

          Поверьте, одно время в аптеках такие маленькие баллончики продавались, в Казани на 17 литров стоил около 1000 руб. Покупал больным родственникам. Во время приступов астмы. Польза чуть около нуля. Деньги впустую.

        • Анонимно
          11.04.2020 13:36

          10.46 и толку от них никакого при ковиде. Там сутками под ИВЛ под давлением и конкретной концентрацией О2
          Тут уже не самолечение афишируют (что всегда не одабривалось) , а самореанимацию, народ совсем без мозгов, что ведётся.

  • Анонимно
    11.04.2020 08:58

    Хорошее интервью. Человек все объяснил простыми, доступными и понятными словами

    • Анонимно
      13.04.2020 02:09

      Только почему-то он объяснил всё один в один словами некоего врача Алексея из Италии. Эта байда появилась в нете в 20 числах марта. Хохлы говорят, что этот Алексей родом из незалежной. Может и есть толика правды, но в первоначальном варианте упоминались некоторые лекарства. Поэтому в сети заподозрили, что инфа была пущена специально создать ажиотаж. Туда же история с кислородом.

  • Анонимно
    11.04.2020 08:58

    Да, опыт показывает, что все уехавшие на ПМЖ из России мечтают чтобы в России было хуже чем куда они уехали

    • Анонимно
      11.04.2020 10:46

      Чей опыт показывает такую ерунду?

      У многих уехавших на ПМЖ остались здесь родные, близкие, друзья!

    • Анонимно
      11.04.2020 11:00

      Скорее пытаются оправдать свой отъезд.

    • Булгарин
      11.04.2020 14:59

      Да, вот проблема. Трамп пытается всех таких отправить по домам. Он использует коронавирус, чтобы те, кто не является гражданином США, уехал из штатов. И даже грозит тем государствам, которые не забирают своих граждан, санкциями.

  • Анонимно
    11.04.2020 08:59

    В который раз убеждаюсь что все таки Германия это сила и немцы не зря так поднялись хотя после 2 мировая тоже в пепле лежали- одна из сильнейших наций

    115 тыс случаев инфекции и при этом уже 52 тыс вылечились и всего 2200 умерло и те старики за 75

    Для сравнения во Франции на 118 тыс инфекции выздоровело 25 тыс и умерло 11 тыс

    • Булгарин
      11.04.2020 11:15

      Могу назвать три причины такого положения с этим вирусом в Германии. Почему умерших много меньше, чем в той же Италии, Испании, Франции. Первая причина, как считают и основаная. Вирус в Италии стал поржать изначально старых, а в Германии молодых. Это молодые привезли вирус из отпуска на горнолыжных курортах, куда они часто наведуются во время каникул зимой. Они стали первыми болеть, а потому приняли первый удар на себя. И еще одним источником заражения стал весенний фестиваль молодежи, откуда тоже пошло распространение вируса. Это тоже молодые. И уже государство как бы успело подготовится к волне эпидемии. В Италии и Испании этого не случилось. И первыми, кто стал и источником заразы и основными больными стали медики и церкви, куда в основном и приходили старые люди. Потому они и стали первыми, кто стал нести основные потери от вируса.

      Вторая причина. Это то, что немцы все же более дисциплинированы, чем те же итальянцы и испанцы с французами. Раз государство ввело ограничительные меры, они и стали их без вопросов соблюдать. И реально, на улицах не всретишь людей без масок и перчаток, и они в основном ходят одни или в двоем, соблюдая дистанцию. В магазины запускают ограниченное количество людей, все стоят снаружи, тоже на удалении друг от друга. Специально нанятый человек протирает тележки, следит за порядком. И все равно, немцы понимают, что эпидемия будет разрастаться, но все эти меры нужны, чтобы не создавать массовый наплыв больных в клинику.

      Третья причина. Медицина готова там к этой болезни. Уже сегодня у них в клиниках стоят на готове аппараты ИВЛ, их там 25 000 штук по всей Германии. Пока они даже наполовину не загружены, потому они привозят больных из Италии, Испании и Франции, где ситуация довольно сложная. И немецкие клиники уже в марте и до конца апреля должны получить еще дополнительно 10 000 аппаратов ИВЛ, кстати, от той немецкой фирмы, которая ее и изобрела 100 лет назад. Они полагают, что им пока этого количества хватит для помощи больным. У них не будет выбора врача, кого вылечить, а кому объявить смертный приговор.

      Да, еще интересно, как они отбирают больных. Если позвоните своему врачу и скажите. что болит горло и вроде бы у вас тот самый вирус, то ответ будет следующим. Лечитесь как от обычной простуды, объяснит как, но если возникнут затруднения с дыханием, сразу вызывайте скорую. Она приедет и заберет вас уже в клинику. Но там уже в палату для первичных больных, которым сделают экспресс-тесты на вирус. Писал уже как. Сразу у пяти-десяти больных берут пробы, все вместе собирают в одну пробирку, потом анализ. Если тест отрицательный, то сразу же этих "больных" отправляют обратно домой, если проба положительная то делят десятерых, например, на группу из пяти и у них берут уже пробы. И опять по результатам определяют, в какой группе есть больной коронавирусом. Так экономят и время и сами тесты. Правда и тех, кого привезли на тестирование, держат уже в строгой изоляции.

    • Анонимно
      11.04.2020 11:40

      У меня вопрос: вы пишете Франция из 118 тыс инфицированных....выздоровело 25 тыс...умерло 11тыс !
      Куда же делись остальные 82 тыс инфицированных ?)

      • Анонимно
        11.04.2020 12:03

        118 тыс случаев инфицирования из которых 25 тыс уже выздоровели и 11 тыс умерло а 82 тыс еще считаются больными- все просто
        Это официальные данные на 09/04/20
        Сегодня конечно они иные

      • Анонимно
        11.04.2020 12:32

        А еще болеющие у вас в параллельной вселенной?

      • Анонимно
        11.04.2020 13:08

        Болеют ещё :)

      • Анонимно
        11.04.2020 14:41

        11:40 продолжительность заболевания 3-6 недель, а не 1-2 дня. Еще раз сами подумайте, что же происходит с 82 тыс инфицированными?

    • Анонимно
      11.04.2020 12:37

      Мало этого, они не только после 2 мировой, но и после первой мировой поднялись. Но больше всего конечно шведы поражают. Спокойно, без паники, с минимальным карантином где надо, без лишних понтов и величий. Вот действительно с кого пример надо брать.

      • Анонимно
        11.04.2020 13:09

        Вот не надо брать пример со Швеции, совсем.

        Поднимите статистику.
        Возьмите две страны с близким уровнем жизни, с близким, и весьма высоким уровнем медицины. Там где первые заболевшие появились примерно в одно время.

        Вот Израиль и Швеция. Израиль закрылся сразу и кардинально. Швеция проводит эксперимент.

        Если по общему количеству выявленных заболевших в обеих странах полный паритет (около 10 тысяч), то количеству умерших, разница в десять раз.
        В Швеции умерших 870 человек,
        В Израиле 95 человек.

        источник:
        https://en.wikipedia.org/wiki/2019%E2%80%9320_coronavirus_pandemic



        • Анонимно
          11.04.2020 13:27

          Закрываться глупо, это вам автор статьи выше уже сказал. Инфекция уже никуда не денется из человеческой популяции. Переболеют все, как и гриппом. Ну или ждите прививок, хотя на них как и при гриппе скорее всего полагаться будет нельзя. Сегодня один штамм, завтра другой. Изолируйте группы с повышенным риском, чтобы они разом не загремели в больницы, а постепенно переболели инфекцией под контролем медиков. Другого не дано.

          • Анонимно
            11.04.2020 16:24

            Закрыться не глупости плохо у нас с медициной, на всех коек не хватит и врачей тоже, нам надо растягивать во времени. Пусть перебооеют все но постепенно

    • Анонимно
      11.04.2020 17:17

      Аккуратность, логика и дисциплина немцев сказываются. На русском "авось" и "море по колено" далеко не уедешь.

  • Анонимно
    11.04.2020 09:04

    Очень толково. Не убавить ни прибавить. Спасибо за публикацию.

  • Анонимно
    11.04.2020 09:11

    Инетересно

  • Анонимно
    11.04.2020 09:20

    Когда начинается паника и страх - когда одни говорят, что все плохо, а другие - все это ерунда....!!!

    • Мюллер)))
      11.04.2020 09:35

      Панику и страх вкупе с истерией и психозом успешно нагнетают российские СМИ
      Зачем это делать причем когда люди на месяц заперты в самоизоляцию а многие потеряли доход??

      В Германии например наоборот публикуют статьи обнадеживающие и вселяющие определенную уверенность- начиная от того что все умершие были людьми с сопутствующими серьезными болезнями и до того что как успешно их медицина справляется и что скоро все пройдет

      • Анонимно
        11.04.2020 09:58

        09.35 в Германии, видите ли, принято правду народу говорить и прямо смотреть им в глаза. Есть такая черта у их руководства - быть храбрыми и отвечать за свои слова.

        • Анонимно
          11.04.2020 17:23

          Да, если человек при разговоре часто моргает, то врет)) Мимика выдает человека. Так нам в школе говорили учителя. Менталитет и ценности у нас разные "что немцу хорошо, то русскому плохо". Уж какие есть, вирус пройдет, у нас просто попозже.

    • ПанАлекс
      11.04.2020 09:42

      "Паника и страх чрезвычайно способствуют распространению и утяжелению заболеваемости вирусными инфекциями, потому что во время страха вырабатывается много гормона стресса - кортизола.
      Он в буквальном смысле парализует иммунную систему, подавляет механизмы защиты и борьбы : угнетает синтез Т- и В-лифоцитов ( синтез защитных антител) , нарушает активацию макрофагов( клеток, атакующих вирусы) и продукцию интерлейкинов ( курьеров между звеньями иммуной системы). А эндорфины - гормоны радости и удовлетворения - иммунную систему активизируют и защищают сосуды, нагрузка на которые так высока при инфекциях."

      А теперь посмотрите на действия правительств и контролируемых ими СМИ:
      если диагноз "коронавирус" в Италии гарантирует его тяжелое протекание, то в Германии или Ю.Корее (не говоря уж про Швецию) - только небольшой стресс, с почти гарантией его пережить!

      • Анонимно
        11.04.2020 10:00

        09.42 в общем, понятно, нашу иммунную систему все равно добьет или сам вирус или страх.
        А что делать людям с аспленией((

  • Анонимно
    11.04.2020 09:27

    Похож на клон. Задорнова

  • Анонимно
    11.04.2020 09:40

    Зачем бизнесмен рассуждает про симптомы коронавируса? Учился на медика? Курам на смех!

    • Анонимно
      11.04.2020 10:26

      Видать, не доучился. Или платил за зачеты.

    • Анонимно
      11.04.2020 10:33

      Вообще-то, написано, что он имеет базовое медицинское образование.

      • Анонимно
        11.04.2020 11:51

        Ну рассуждай об обстановке, о бизнесе. Причём здесь симптомы и лечение? Что, некого спросить о медицине в США?

      • Анонимно
        11.04.2020 13:39

        10.33 базовое образование ни в какое сравнение с практикующим врачом!! Уровень врача напрямую зависит от стажа практики!!!!

  • Анонимно
    11.04.2020 09:44

    Очень интересная статья. Согласна с ним. Закройте тех,кто в риске. А детям гулять надо. Вы самоизоляцией всех под риск ставите. Иммунитет на 0

  • Анонимно
    11.04.2020 09:49

    Какой баллон кислорода? Зачем он без Ивл? Вот уровень говорящего виден!

    • Анонимно
      11.04.2020 09:54

      Кислород нужен.Если плохо дышится он и без ивл помогает.
      вотуждувас уровень 09:49 БАЛЛОН нужен
      а еще лучше концентраторы кислрода

      • Анонимно
        11.04.2020 10:27

        Везде написано, что при короне - неудачном течении - слипаются клетки в лёгких. Без опрелеленных лекарств кислород здесь ничто. Товарищ рекомендует иметь кислородный баллон для того, чтобы привезти его в больницу в случае необходимости, когда там закончатся. А они, конечно, закончатся, если каждый гражданин домой себе баллоны начнёт покупать. И кто не паникер?

        • Анонимно
          11.04.2020 11:53

          А что, медики просят баллоны кислорода привозить с собой? Зачем? ИВЛ нужны

      • Анонимно
        11.04.2020 10:30

        Баллон, концентраторы кислорода... А вы обучены обращению с этим? Вы же вряд ли стали бы боевые гранаты раздать обезьянам в зоопарке.

  • Анонимно
    11.04.2020 10:10

    Спасибо за интересное интервью!

  • Анонимно
    11.04.2020 10:31

    Много отсебятины конечно, но и чуток здравомыслия есть. Только непонятно почему в России будет хуже? Все будет нормально. Кстати ситуация с выплатами так и не ясна. Понятно, что владелец ресторана не будет платить работнику, что в Америке, что в России. Трамп по 1000 долларов обещал раздать. Но это достаточно если ты живёшь один. Можно заплатить за аренду очень маленькой комнаты в пригороде и что то останется на скромно поесть. В России конечно 19 тысяч от Собянина это комната в Москве и все.

  • netatatrin
    11.04.2020 10:38

    дорогая медицина в СШП показала себя во всей красе

    а немцам респект

  • Анонимно
    11.04.2020 10:47

    у автора какая то каша в голове. я понятно, что в россии человек давно не живет. и пока не видно, что америка справляется с короной. на сегодня уже более полмиллиона инфицированных и только за последние сутки 2500 смертей от короны.

  • Анонимно
    11.04.2020 10:48

    У меня дома есть концентратор кислорода.Никогда не рванет,в отличии от баллона.В обычной жизни делаю кислородные коктейли детям.Для больных стариков - чтобы продышаться Аппарат достаточно дорогой ,даже любительский.100% кислородом дышать нельзя(только очень короткое время).Поэтому баллон иметь глупо.Лучше тогда кислородную подушку с ограниченной емкостью.

  • Анонимно
    11.04.2020 10:56

    Если бы у нас было хуже, то хитромудрые не рвались бы назад, вспомнив, что они из России. А наши хитромудрые давно бы уже нашли способ в США просочиться. Очередной сторож склада с просроченным виски пытается доказать, что он не зря уехал.

  • Анонимно
    11.04.2020 11:39

    "Да, принудительно. Скажем, в Майами вышел приказ мэра о закрытии — все закрылись. Только здесь никто не предлагает платить всем зарплату, как это делают у вас".

    Как видим в США никто не планирует платить сидящим дома, хотя тут многие утверждали что в США колоссальная поддержка бизнеса и населения..

    • Анонимно
      11.04.2020 12:12

      11:39 Вы путаете местами телегу и лошадь.

      Похоже только в нашей стране исхитрились оказывать поддержку населения за счёт кармана предпринимателя?

  • Анонимно
    11.04.2020 11:49

    Коммерческая недвижимость подешевеет, коммерсанты кто живет на арендной плате взвоют - сос, помогите, как нам теперь без денег, нам же хочется на мальдивы и гоа

    • Анонимно
      11.04.2020 16:28

      Если без обркменений не подешевеет, удавятся уйдут с рынка, а будет ли рынок

  • Анонимно
    11.04.2020 12:13

    В Грузии смертность выше, чем в России, тестов в десять раз меньше проводят относительно, но справляются лучше, конечно

  • mad big
    11.04.2020 12:39

    По спутниковому каналу ХИТ закончился фильм "Эпидемия" и тут же начинается "Заражение". Весьма жизнеутверждающе! Первый закончился хорошо. Как второй пока не знаю.

  • Анонимно
    11.04.2020 13:19

    Интересная публикация,спасибо бизнес онлайн за информацию!

  • Анонимно
    11.04.2020 13:32

    небулайзер не поможет при болезни?

    • Анонимно
      12.04.2020 00:53

      Для профилактики очень даже помогает, перед сном делаю ингаляции мирамистином, разбавленным физраствором (50:50). Никаких проблем не знаю, нос дышит хорошо, горло и трахеи не болят, во рту всегда свежесть. Японский ингалятор - отличный аппарат.

  • Анонимно
    11.04.2020 14:59

    Спасибо редакции и Борису Фридману! Исключительно полезная, толковая и обнадеживающая информация. Больше бы таких умных собеседников, чтобы наши граждане осознали жизненную необходимость переключиться с бессмысленного нытья и поиска виновных к конструктивной деятельности каждого. Мы все в одной лодке, давайте грести в одном направлении, выявлять слабые моменты и объединять усилия для их ликвидации.

  • Что касается предполагаемых законов об обратных акцизах на этан.
    В настоящее время оргпреступность в России перешла на иной, высший уровень и распространилась в область принятия законов, когда ОПС разрабатывают и продвигают через Правительство и Госдуму преступные законы, с целью заполучения миллиардов и триллионов бюджетных денег, захвата собственности конкурентов через банкротство целых отраслей.
    То, что на поверхности - проект ВСМ, мусоросжигательные заводы, "зеленая энергетика" через программу ДПМ, и вот обратные акцизы

  • Анонимно
    11.04.2020 16:17

    А в каком месте это российский бизнесмен ? Он им являлся живя в Израиле, Европе или Майами ? Очередной эксперт по всему без флага и родины. ИМХО.

    • Анонимно
      11.04.2020 19:35

      Он землянин, не привязан к флагам. Дельный подход и хороший обзор.

  • Анонимно
    11.04.2020 19:09

    ... "2 триллиона долларов — это годовой бюджет матушки России"...

    Шта?

  • Анонимно
    11.04.2020 19:34

    Америка большая и разная. Посмотрите на ютубе "Жизнь во время эпидемии: Что там в Гарлеме" Сегодняшние сьемки.
    Очень впечатляет.

  • Анонимно
    11.04.2020 23:08

    Про крепкий алкоголь услышал, спасибо, ушел на профилактику)

  • Анонимно
    12.04.2020 12:17

    //Помню историю: одна моя приятельница еще во времена Советского Союза устроилась гидом в «Интурист». И ей дали в июне или в июле группу пожилых американцев. У них был тур в Среднюю Азию — Бухара, Фергана, Ташкент. А в это время там жара +70 градусов. В итоге моя приятельница за первые два дня отправила четыре цинковых гроба оттуда.//

    На счет температуры явно приврал. При +70 градусов умирали бы не только завозные амеркианцы, но и местные аборигены, причем штабелями. Будучи уроженцем Ташкента и прожив там 18 лет, я помню в 1980-х годах, когда температура зашкаливала за 45 градусов и это было очень тяжело, люди не могли спать ночью и плескались в детских бассейнах во дворах (здесь в Казани такого понятия вообще нет, как дворовые детские бассейны, а в Ташкенте в советское время это была норма). Но 30-35 градусов переносится терпимо, потому что воздух сухой. А вот в Казани это тяжко, потому что влажность высокая.

    • Анонимно
      12.04.2020 17:22

      Много лет уже в Казани не было 30-градусной жары, даже забывать стали, как это. А в Ташкенте кому как, лично у меня при 30-35 градусах Цельсия слизистая носа высыхала и появлялось неприятное жжение в носу.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль