Общество 
11.04.2020

«Российские муфтияты поспорили из-за коронавируса»

При этом на фоне ДУМ РФ и ДУМ РТ некоторые исламские религиозные организации самоизолировались в публичном поле от главного вызова дня

Пока минздрав России остается на передовой в борьбе с инфекцией, ДУМ РФ и ДУМ РТ заочно поспорили о том, как следует хоронить ее жертв, рассказывает известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр. Впрочем, механика похорон важный, но не главный вопрос, требующий сегодня осмысления в контексте исламского богословия. Дело в другом — не превратят ли грядущие глобальные социальные изменения к тому, что мусульмане превратятся в печенегов и половцев, канувших в Лету на задворках истории…

С каждым днем мусульманская умма, надо полагать, будет все чаще сталкиваться с проблемой захоронения умерших в разгар мировой пандемии С каждым днем мусульманская умма, надо полагать, будет все чаще сталкиваться с проблемой захоронения умерших в разгар мировой пандемии Фото: «БИЗНЕС Online»

«МИНЗДРАВ РОССИИ ПОКА НЕ ВЫРАБОТАЛ НИКАКИХ ОСОБЫХ ПРАВИЛ ДЛЯ ЗАХОРОНЕНИЯ ЖЕРТВ COVID-19»

Коронавирус, пришедший вслед за печенегами и половцами, продолжает терзать Россию. Шутки шутками, но количество его жертв в нашей стране уже приближается к сотне человек. Есть среди них и последователи ислама. С каждым днем мусульманская умма, надо полагать, будет все чаще сталкиваться с проблемой захоронения умерших в разгар мировой пандемии. Как быть в такой ситуации, учитывая, что похороны предполагают не только скопления людей во время траурной церемонии, но и проведение обряда омовения усопшего, который подразумевает близкий контакт с зараженным телом? На этой неделе сразу два российских муфтията задались подобными вопросами. Однако их трактовки в понимании норм ислама разошлись между собой.

Прежде всего, следует отметить, что в настоящее время минздрав России пока не выработал никаких особых правил для захоронения жертв COVID-19. По крайней мере, в его методических рекомендациях, касающихся новой коронавирусной инфекции, об этом не сказано ни слова (при этом документ постоянно обновляется). По телефону горячей линии штаба по борьбе с коронавирусом мне также подтвердили, что никаких особых регламентов по захоронению людей, умерших от заражения коронавирусом, в России не принималось. Впрочем, не исключено, что они появятся позднее. По крайней мере, в соседней Украине их уже разработали и утвердили. В частности, тамошний минздрав рекомендует хоронить жертв вируса в присутствии не более 10 лиц, соблюдая безопасную дистанцию в 1,5 метра и находясь в помещении из расчета не более 1 человека на 10 квадратных метров. Также украинскими властями запрещается целовать тело умершего из-за риска инфицирования и рекомендуется осуществлять захоронение в плотно закрытом гробу. Последний пункт особо чувствителен для мусульман. Однако в России, повторюсь, подобных специальных ограничений пока не вводилось.

Камнем преткновения между ДУМ РФ и ДУМ РТ стала процедура омовения тела усопшего, которое, согласно канонам ислама, должно быть совершено до погребальной молитвыФото: «БИЗНЕС Online»

«ПОЗИЦИИ ДУМ РФ И ДУМ РТ ВЕСЬМА СУЩЕСТВЕННО РАСХОДЯТСЯ МЕЖДУ СОБОЙ»

Пока минздрав остается на передовой в борьбе с инфекцией, ДУМ РФ и ДУМ РТ заочно поспорили о том, как следует хоронить ее жертв. Первый принял богословское заключение совета улемов (председатель — Шамиль хазрат Аляутдинов), а второй разъяснил свою позицию через телеграм-канал муфтия РТ Камиля хазрата Самигуллина, по совместительству возглавляющего и совет улемов ДУМ РТ.

Камнем преткновения между ДУМ РФ и ДУМ РТ стала процедура омовения тела усопшего, которое, согласно канонам ислама, должно быть совершено до погребальной молитвы. Напомню, полное омовение (гусль) тела умершего исламскими богословами признано условием действительности джаназа намаза. Но как быть, если омовение усопшего сопряжено со смертельной опасностью или если государство по соображениям эпидемиологической безопасности запрещает проводить данную процедуру?

Совет улемов ДУМ РФ решает вопрос достаточно просто. «Ввиду опасности распространения коронавирусной инфекции и заражения ей других людей, в первую очередь тех, кто участвует в омовении тела покойного, — говорится в богословском заключении № 220, — совет улемов ДУМ РФ считает допустимым захоронение тела без омытия (гусль) и без совершения таяммума (символического очищения песком — прим. Б.Р.), если совершение этого становится невозможным». 

При этом улемы ДУМ РФ напоминают: «Мусульманин, заразившийся инфекционной болезнью и умерший в результате этого заболевания, имеет особый статус пред Богом и получает такую же награду, как и отдавший жизнь в защиту веры или Родины». Другими словами, жертвы коронавируса приравниваются по статусу к шахидам, тела, которых, согласно правилам ислама, омывать необязательно. Правда, совет улемов ДУМ РФ здесь упускает из внимания один небольшой нюанс: шахиды, погибшие на джихаде, и шахиды, погибшие в результате неких трагических событий, не совсем равны между собой. В исламском праве их различают как шахидов дуньи (в хорошем смысле: как павших воинов) и шахидов ахирата. Последние в потусторонней жизни получат свою награду за страдания, но в этом мире с ними поступают так же, как с обычными покойниками, ибо нет стопроцентной уверенности в том, что они действительно были на пути Аллаха в момент гибели. Поэтому приведенная параллель с «отдавшими жизни в защиту веры или Родины» хоть и преисполнена литературной красоты и пафоса, но лишена в контексте обсуждаемой проблемы какого бы то ни было практического смысла.

А к какому мнению склоняются в ДУМ РТ? Отвечая на заданный вопрос, Камиль хазрат цитирует в «Телеграме» энциклопедию фикха «Аль-Маусу’а Аль-Фикхия», в которой сказано:  «По мнению ханафитских ученых, большинства шафиитских и маликитских ученых, намаз джаназа для них (умерших мусульман, полное омовение которых не произвели) не читается, поскольку, по их мнению, гусль умершего человека является условием действительности джаназа намаза. Более того, наличие тела умершего или большей его части, также является условием. Следовательно, намаз не читается при отсутствии гусля или таяммума из-за потери условия действительности».

Так неужели ДУМ РТ считает, что жертв коронавируса следует оставить совсем без похоронной молитвы? Нет. Татарстанский муфтий в этом вопросе предлагает руководствоваться мнением известных авторитетов ханафитского мазхаба. Так, он приводит слова Ибн Абидина (умер в 1836 году), который писал: «Если тело умершего человека было помещено в могилу и закопано, а намаз джаназа над ним не был прочитан или был прочитан, но без полного омовения покойного <…>, то намаз должен быть прочитан перед могилой». Признанный классик ханафитской школы аль-Кархи (умер в 1022 году), который также цитируется в ответе муфтия, разъясняет богословский смысл такой позиции: «Поскольку до погребения намаз не мог быть прочитан по причине отсутствия условия (действительности намаза) при наличии возможности осуществить полное омовение покойного. Сейчас же (после погребения) возможность осуществить полное омовение отсутствует, следовательно, обязательность омовения аннулируется». Из всего сказанного муфтий ДУМ РТ делает следующий вывод: «В случае, если возможность произвести полное омовение умершего человека будет безвозвратно утрачена, намаз джаназа должен быть прочитан перед могилой после погребения покойника».

Как видим, позиции ДУМ РФ и ДУМ РТ весьма существенно расходятся между собой. Однако, несмотря на расхождение, оба муфтията в контексте эпидемиологической безопасности занимают вполне благоразумную позицию: они озвучивают подходы, которые призваны обезопасить людей от заражения. А в нынешней ситуации это самое главное.

«КАКОВЫ БУДУТ В ДАННОЙ СВЯЗИ ГРЯДУЩИЕ КОНТУРЫ УММЫ?»

Удивительно, но данная дискуссия двух муфтиятов развернулась на фоне полной тишины со стороны других коллег по цеху. Некоторые исламские религиозные организации целиком самоизолировались в публичном пространстве от главного вызова сегодняшнего дня. И хотя большинство российских муфтиятов все же сделали определенные наставления верующим в части профилактических мер, которых в эти дни стоит придерживаться, кажется, только ДУМ РФ и ДУМ РТ пошли дальше, задавшись вопросами богословского характера, невольно возникающими на фоне COVID-19. Получается, в стране существует только два мусульманских богословских центра, способных оперативно реагировать на запросы текущей повестки дня.

Впрочем, механика похорон хоть и важный, но на самом деле далеко не главный вопрос, который требует сегодня осмысления в контексте исламского богословия. Все дело в том, что, как указывают аналитики, коронавирус вывел мир на порог грандиозных тектонических изменений или, точнее, ускорил их приход. Эксперты сейчас ожидают возрастания роли эпидемиологической угрозы как постоянно действующего социального фактора. Не исключено, что за COVID-19 последует COVID-20, 21, 22 и так далее. Самоизоляция в той или иной форме станет привычным делом. В результате общество ждет колоссальная трансформация. Увеличится наше присутствие в виртуальном мире: офисы по большей части будут переведены на удаленный режим работы, возрастет роль интернет-торговли, дистанционного обучения и оказания медицинских услуг, значительно переформатируется индустрия развлечений под режим онлайн и т. д. Все эти изменения коснутся и мусульман.

Возникает вопрос: каковы будут в данной связи грядущие контуры уммы? Захотят ли мусульмане будущего строить свою религиозную практику в древних формах, посыпанных слоем нафталина и пыли? Или ныне появившиеся совместные онлайн-богослужения смогут превратиться из временной вынужденной меры, как сейчас, в нечто само собой разумеющееся и постоянное? Будущим поколениям мусульман отмахнуться от этих вопросов, пока нам еще кажущихся диковинными, вряд ли получится. Впрочем, можно и не ломать себе голову лишний раз, а уйти в интеллектуальную самоизоляцию, заперевшись за закрытыми дверями иджтихада. Только так есть опасность превратиться в печенегов и половцев, навсегда канувших в Лету на задворках истории…

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (32) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
11.04.2020 10:45

Читай сам. Не плати за джаназа.

  • Анонимно
    11.04.2020 08:57

    Статья не о чём. Автор сравнил мнения двух муфтиятов, наш и "тамошний", в начале и в конце вспомнил печенегов с половцами, и для того чтобы впихнуть сюда самого Батрова, в завершении сказал, что нас ждут новые вызовы. А где ваши сплетни, скандалы, интриги, демагогия?

    • Анонимно
      11.04.2020 09:29

      Батров очень грамотно все рассказал, в чем суть ваших претензий? Личную неприязнь напоминает. По существу вопроса ничего, только оскорбления.

      • Анонимно
        11.04.2020 10:49

        Эта статья Батрова не носит характер наезда. Хотя это и присутствует, например, обвинение Аляутдинова, который строит из себя ученого и знатока, в невежестве.
        Нормальная статья.

        • Анонимно
          11.04.2020 20:50

          Вы грубы. Аляутдинов хороший учёный, мудрый человек. Не чета вам,

    • Анонимно
      11.04.2020 09:30

      Вы правы, надо запретить религиозные организации в стране.

  • Анонимно
    11.04.2020 08:58

    Есть ещё один вариант, кроме онлайн джаназа и погребения без него, точнее два.
    Первое, мусульманам самим научиться делать омовение и читать джаназа и не зависеть от мулл. Второе зависеть от мулл, которые будут совершать омовение тела умершего в специальной одежде и включать процедуру дезинфекции. Например заворачивать ещё и в непроницаемый для вируса ткань и обрызгать антисептиком.
    Вообще, ДУМ РФ выдал какую-то сектантскую фетву, и показала, что не отличает виды шахидов, о чем сказал автор статьи. Позиция ДУМ РТ, впрочем тоже не очень. Они следуют всему устаревшему и не способны отвечать требованиям времени.

    • Анонимно
      11.04.2020 13:03

      Муллы и не делают гусль, они джаназа намазы читают. Проблема не в том, что самому сделать, сложного там ничего нет, а в том, что скорее всего покойника из морга не будут выдавать на руки родственникам.

      • Анонимно
        11.04.2020 15:12

        В таком случае вопрос и вовсе отпадает. Но ведь всё это можно сделать в морге

    • Анонимно
      11.04.2020 18:17

      Сколько в России мусульман умерло от коронавируса? Два? А в Турции тыща. Такой же мазхаб, почему бы не делать также как турки?
      Рим Дашкин

      • Анонимно
        11.04.2020 21:18

        Ну, у нас же свой - традиционный ислам. Не имеющий аналогов мире.

  • Анонимно
    11.04.2020 09:26

    Как всегда очень интересно было почитать, спасибо за такую возможность.

  • Анонимно
    11.04.2020 09:44

    Пусть сначало Дум рт повышает уровень образования своих имамов, а то они читают одну молитву, что на джаназу, что на никах

    • Анонимно
      11.04.2020 11:35

      9.44. А какая разница. Всё равно никто ничего не понимает. Лишь бы по-арабский был.

  • Анонимно
    11.04.2020 09:50

    Бизнес на Вере

  • Анонимно
    11.04.2020 09:52

    Ждем ответа от Камиля Александровича

  • Анонимно
    11.04.2020 09:53

    Интересный материал, спасибо Батыр!

  • Анонимно
    11.04.2020 10:09

    Этот вирус показал полную беспомощность и отсутствие компетенции у исламских религиозных деятелей России. Особенно у дум рт и дум рф.

  • Анонимно
    11.04.2020 10:15

    Совет автору: зайдите на сайт ЦДУМ, там Таджутдин написал свою позицию. Хватит пиарить Гайнутдина и Самигуллина только, Рустам

    • Анонимно
      11.04.2020 10:25

      В обращении ЦДУМ нет ничего про похороны. Там лишь стандартные профилактические меры оговорены и не более.

  • Анонимно
    11.04.2020 10:40

    Кипчаки и есть природные татары!

    Достаточно открыть знаменитый словарь кыпчакского языка Codex Cumanicus, составленный для торговцев и путешественников из Рима, Генуи, Венеции и т.д. В нем кыпчакский язык назван tatar til.

  • Анонимно
    11.04.2020 10:42

    Кипчаки

    Территориально делились на восточных (заволжских) кипчаков и западных кипчаков – до Прииртышья (в восточных источниках эта территория называлась Дешт-и-Кипчак – Кипчакская степь).

    В XI – начале XIII вв. у кипчаков сложились племенные объединения (союзы) во главе с ханами (хаканами).

    Кипчаки вели кочевой образ жизни. Основным занятием населения было скотоводво. В XIIв. в городах Подонья, Нижнего Поволжья и Приаралья, где, наряду с саксинами, булгарами и другими, проживали кипчаки, развивалось ремесленное производство.

    Кипчаки часто совершали набеги на русские княжества, Волжскую Булгарию. Кипчакское войско состояло из лёгкой и тяжёлой конниц и отличалось большой подвижностью.

    В начале XII в., после ряда поражений от войск киевских князей Святополка Изяславича и Владимира Мономаха, часть кипчаков перешла на службу к грузинскому царю Давиду Строителю.

    Во второй половине XII в. племенные союзы заметно укрепились, и кипчаки стали совершать набеги на русские земли. В 1223 г. они были разбиты монголами на Северном Кавказе, затем в битве на Калке.

    Восточные кипчаки составляли основную часть населенияЗолотой Орды, они ассимилировали пришлых монголов. Кыпчакский язык был основным средством общения, развития литературы и делопроизводства.

    Западные кипчаки переселились в Венгрию. Они оказали сильное влияние на формирование этнокультурного облика многих тюркских народов, в том числе татар, башкир, ногайцев, казахов, каракалпаков, узбеков и др

    В памятнике древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (конец XII в.) отражён эпизод русско-кипчакских войн – неудачный поход Игоря Святославича в 1185 г.

    Литература

    Бартольд В.В. Сочинения. М., 1968. Т. 5.

    Фёдоров-Давыдов Г.А. Курганы, идолы, монеты. М., 1968.

    Рыбаков Б.А. «Слово о полку Игореве» и его современники. М., 1971.

    Ахинжанов С.М. Кипчаки в истории средневекового Казахстана. Алма-Ата, 1989.

    Плетнева С.А. Половцы. М., 1990.

    Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1993.

    Кляшторный С. Кимаки, кипчаки и половцы // История татар с древнейших времён. Казань, 2002. Т. 1.

    Автор – Ф.Г. Калимуллина

  • Анонимно
    11.04.2020 10:45

    Кыпчакский (половецкий) язык лёг в основу башкирского, казахского, караимского, каракалпакского, карачаево-балкарского, киргизского, крымско-татарского, крымчакского, кумыкского, ногайского, татарского, сибирско-татарского языков

  • Анонимно
    11.04.2020 10:47

    ДЕШТ-И-КИПЧАК

    “Дешт-и-Кипчак” в переводе с персидского означает “Степь половецкая” (половцы – это летописное название кипчаков). Тюркоязычные кипчаки известны, по китайским источникам, с III – II вв. до н. э. как племена, проживавшие на Северном Алтае. Значительно позднее, на рубеже VII–VIII вв., они оказались в подчинении Тюркскому каганату, а с середины VIII до конца Х в. составили западную ветвь населения Кимакского каганата.

    В XI в., когда власть каганата ослабла, часть кипчаков начала переселяться в более плодородные и теплые земли, вытеснив печенегов и часть северных огузов. Подчинив себе эти племена, кипчаки пересекли Волгу и дошли до устьев Дуная, таким образом став хозяевами Великой Степи от Дуная до Иртыша, которая и вошла в историю как Дешт-и-Кипчак (сокращенно Дешт). В западноевропейских источниках кипчаки названы “куманами” (есть мнение о том, что куманы – это западная группа кипчаков).

    Мощное движение к западу в XI в. как бы явилось обретением родины. Помимо печенегов и огузов (гузов), кипчаки ассимилировали также остатки булгар в низовьях Дона, тем самым укрепив свои позиции в Восточной Европе. В то же время кипчаки разделились на две основные, тесно связанные между собой группы: западную – между Днепром и Днестровско-Дунайским междуречьем и восточную – от Днепра до Волги и Яика. Западной частью половецких степей правил хан Боняк, получивший позднее титул “великий хан”, восточной – Тогур-хан (в русских летописях – Тугоркан).

    Непросто складывались отношения кипчаков с русскими княжествами: в период с 1061 по 1097 г. произошло около десяти сражений между ними, победа в которых в основном принадлежала кипчакам. Однако в начале XII века под предводительством киевского князя Владимира Мономаха русские воины совершили двенадцать успешных походов на Дешт; в результате этих походов множество половецких пленников оказались на Руси, началась славянизация кипчаков, продолжавшаяся и в период правления сына Мономаха – Мстислава. После его смерти в 1132 г. положение существенно изменилось: отношения русских и половцев перестали быть напряженными, хотя отдельные очаги былой вражды еще вспыхивали.

    Дешт-и-Кипчак переживает возрождение, начинается новый этап половецкой истории. Появляются могущественные ханы, среди них знаменитый Кончак – тот самый хан, который взял в плен новгород-северского князя Игоря в победном сражении 1185 г., захватил города Переяславль и Путивль. Помимо русских летописей, эти события были описаны и в известной многим поэме “Слово о полку Игореве”.

    Именно в этот исторический период разрозненные племена объединяются и в более крупные орды, расширяются сферы их кочевий, численность населения возрастает. Укрепляются феодальные отношения, устанавливается феодальная иерархия: хан – султан (сын хана) – бек (крупный феодал) – би (аристократ рангом ниже).

    С началом монгольского нашествия на Восточную Европу кипчаки также включились в борьбу с монгольскими завоевателями. В битве на реке Калке в 1223 г. объединенное русско-половецкое войско потерпело поражение от полководцев Чингиз-хана. В 1237 – 1238 гг., после Волжской Булгарии, пал и половецкий мир. Вскоре обширные кипчакские степи превратились в основные земли Золотой Орды.

    Необходимо коротко назвать три круга ценнейших памятников половецкого мира, кипчакского этноса. Один из них – знаменитый “Кодекс Куманикус”, кипчакско-латинско-персидский словарь, созданный в 1303 г., уже в период существования Золотой Орды. Язык этого словаря очень близок к современному татарскому. Второй круг – богатые захоронения кипчакского воина вместе с останками коня и с вооружением (они являются весьма ценным историко-археологическим и антропологическим материалом). Наконец, третий – знаменитые кипчакские балбалы (“каменные бабы”), поставленные, как и в Тюркском каганате, в честь воинов, павших в борьбе за свою землю. Это прекрасные памятники материальной культуры, отражающие богатый духовный мир их создателей.

  • Анонимно
    11.04.2020 10:54

    Половцы — это один из элементов этнических компонентов многих народов России: татар, башкир, казахов, ногайцев, киргизов и так далее — более десятка народов, каждый с численностью более 100 тысяч человек, имеют половецкие корни.

  • Анонимно
    11.04.2020 10:59

    Батров наступил на те же грабли что и Путин. Их объединяет то что они оба не имеют исторического образования. Попытка предстать перед общественностью этнологии потерпела фиаско!

  • Анонимно
    11.04.2020 11:51

    Хорошо, что религиозные организации самоизолировались, хоть голову замбировать не будут, хоть и всячески пытаются денег им подай

  • Анонимно
    11.04.2020 14:40

    Ну да ,самое время сеять раздоры в головах. Когда люди живут под страхом будущих напастей -это самый лучший продукт для озвучивания во время коронавируса.Наконец-то очнулся минобр. Это столько истерик в течение прошедшей недели пришлось перенести из-за сбоя учебных платформ.Ребенок просто рвется в школу.

  • Анонимно
    11.04.2020 16:16

    почему попам все и целый канал тв а нам ничего

    • Анонимно
      11.04.2020 21:33

      Патамушта у нас Батров есть. Наверно они читают этого хватит, чтобы нам не дать ничего. (Шутка)

  • Анонимно
    12.04.2020 11:02

    Вроде умный парень,но не находит,чем бы стоящим заняться.Сначала показать бы,чего стоишь и что можешь делать сам.А потом критиковать действия других.Надоел и набил оскомину своими" умозаключениями"

  • Анонимно
    16.04.2020 12:06

    Здравствуйте. Батрову конечно хочется по пиарится на фоне всего этого и блеснуть своим знанием. При придании тела земле нет прямого контакта с телом умершим, тело в саване, при омовении мойщик может одеть костюм и перчатки с длинным рукавом вот и все. Зачем раздувать, по бойся Аллаха Батров, так как всем нам придется отвечать перед Аллахом.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль