Машиностроение 
13.04.2020

«КАМАЗ и создавался, чтобы выживать в катастрофах»: найдет ли Когогин «окно возможностей»?

Челнинский автогигант работает на всех парах, хотя спрос, по словам дилеров, упал практически до нуля. Самое время вспомнить опыт 90-х

В марте продажи КАМАЗа провалились на 24,5% — и это лишь начало проблем, которые вызвал коронавирус. На самом предприятии пишут предложения в правительство на случай критического развития событий, но надеются и на лучшее — например, на отвоевание рынка у иностранцев. Эксперты «БИЗНЕС Online» и вовсе советуют в кратчайшие сроки довести возможность локализации до 100% — пусть даже с потерей качества. В нынешней ситуации страна может рассчитывать только на себя.

Финансовое положение КАМАЗа к моменту начала коронакризиса нельзя назвать блестящим. По итогам прошлого года убыток, согласно отчетности по РСБУ, составил 1,5 млрд. рублей, хотя при этом выручка компании росла Финансовое положение КАМАЗа к началу «коронакризиса» нельзя назвать блестящим. По итогам 2019 года убыток, согласно отчетности по РСБУ, составил 1,5 млрд рублей, хотя при этом выручка компании росла Фото: president.tatar.ru

КАМАЗ ВЫШЕЛ НА РАБОТУ — челны ОЖИЛи

Штаб по реагированию на риски распространения коронавируса на КАМАЗе создали еще в конце января, но тогда никто не мог и помыслить, каких масштабов достигнет бедствие. Боялись срыва поставок из Китая и других стран, переживали, что, например, топливное оборудование Bosch заменить крайне сложно. В итоге удалось запастись комплектующими вплоть до конца апреля. «В настоящий момент ведется работа по обеспечению мая и июня. Оперативно решаются вопросы как замены поставщиков, так и корректировки модельного ряда в случае невозможности обеспечить отдельные модели агрегатами», — сообщал руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев.

В марте предприятие резко ускорило работу и шло с превышением бизнес-плана на 10%, темп производства вырос до 170 машин в сутки (ранее было 160). Апрель начался с «путинских коронавирусных каникул», из которых КАМАЗ в числе первых среди крупных предприятий вышел неделю назад, 6 апреля. В Челнах сразу стало заметно оживление — на улицах снова появились люди и транспорт. Планы производства пока не пересматриваются, по крайней мере, официальных сообщений об этом не было. Напомним, в общей сложности за 2020 год планировалось продать 35 709 «КАМАЗов», из них 29 тыс. — на российском рынке, остальное — за рубежом. 


Как говорят наши источники, в первую очередь старт работы связан с тем, что компания хочет создать задел готовых машин. Есть риск, что ситуация будет ухудшаться и персонал опять придется отправить на самоизоляцию. Тогда-то и пригодятся запасы — когда режим самоизоляции снимут, компания окажется готова к битве за оставшихся покупателей благодаря нынешней интенсивной деятельности.

КАМАЗ прервал коронавирусные каникулы и вышел на работу. Компания стремится создать задел готовых машин на тот случай, если ситуация будет ухудшаться и персонал опять придется отправить на самоизоляцию КАМАЗ прервал «коронавирусные каникулы» и вышел на работу. Компания стремится создать задел готовых машин на тот случай, если ситуация будет ухудшаться и персонал опять придется отправить на самоизоляцию Фото: kremlin.ru

А кому продавать?

Вот только будут ли эти покупатели? Еще задолго до «коронакризиса» КАМАЗ оказался на распутье. Было заметно, что в компании глубоко задумываются о нерадужных перспективах автомобильного рынка в России. Осенью прошлого года гендиректор автогиганта Сергей Когогин в своем интервью прямо заявил о том, что рынок грузовых автомобилей «схлопывается». Именно поэтому предприятие в последние годы начало активно развивать другие направления: автобусы, электробусы, стал прорабатываться проект «КАМАЗ-Компас» — потенциальный конкурент «Газели».

Сейчас российский рынок грузовиков обваливается на глазах. По итогам марта он упал на 17,9%, сообщает агентство «Автостат». Продажи КАМАЗа уменьшились на 24,8%, при этом он остается лидером рынка (34%, или 1,9 тыс. штук) новых грузовиков. Вторую строчку занимает другой отечественный производитель — GAZ, реализация которого упала еще сильнее (минус 32,8%) и составила 518 автомобилей. На третьем месте — шведский Volvo (минус 27,5%), продавший 422 машины. Но, судя по развитию событий, это лишь начало. Техника КАМАЗа является в первую очередь товаром инвестиционного спроса, а какие в кризис инвестиции? Неудивительно, что апрельские продажи замерли — как говорят источники «БИЗНЕС Online» в кругах камазовских дилеров, интерес покупателей сейчас вообще нулевой.


Особенно обидно, что буквально перед кризисом КАМАЗ сделал масштабные инвестиции, которые теперь сложно будет окупить. Весной прошлого года открыли крупнейший проект предприятия за всю его постсоветскую историю — завод каркасов кабин, созданный совместно с Daimler. Пока на нем выпущено около 500 кабин для грузовика К5. Эти машины, по сути, предсерийные, эксплуатируются самим автогигантом и некоторыми его партнерами в тестовом режиме. На этот год официальный план КАМАЗа предусматривал продажу 1 тыс. таких машин, но Когогин заявлял в СМИ о намерениях реализовать 5 тыс. грузовиков. Однако машина в 1,5–2 раза дороже предыдущих серий, так что о таком спросе, скорее всего, придется забыть. 

Финансовое положение КАМАЗа к моменту начала «коронакризиса» нельзя назвать блестящим. По итогам прошлого года убыток, согласно отчетности по РСБУ, составил 1,5 млрд рублей. Имея годовую выручку в 160,8 млрд, автогигант отягощен долгами в размере 101 млрд, из которых 74 млрд, правда, составляют долгосрочные займы.

Сергей Когогин имеет широкие лоббистские возможности благодаря тому, что через своего патрона, шефа «Ростеха» и одного из ближайших путинских соратников Сергея Чемезова вхож в самые высокие кабинеты Сергей Когогин имеет широкие лоббистские возможности благодаря тому, что через своего патрона, шефа «Ростеха» и одного из ближайших путинских соратников Сергея Чемезова, вхож в самые высокие кабинеты Фото: kremlin.ru

В ПОИСКАХ «ОКНА ВОЗМОЖНОСТЕЙ»

«Мы не склонны закапывать голову в песок и понимаем, что, скорее всего, ближе к лету ситуация на российском рынке грузовиков будет развиваться по заранее не предусмотренному сценарию. У нас уже есть пример Китая и США, где в феврале рынки грузовиков обвалились на 50 и 22 процента соответственно, — говорит Афанасьев. — У нас нет уверенности, что и нас ждет такой же обвал, но не учитывать данные факторы мы не можем».

При этом камазовцы находят в нынешней ситуации и плюсы. «Мы также считаем, что у нас может открыться так называемое окно возможностей, — отмечает руководитель камазовской пресс-службы. — Традиционно на падающем рынке КАМАЗ наращивает свою долю за счет высокой локализации, развитого сервиса и сбалансированной ценовой политики. Тем более сейчас за счет нового модельного ряда мы готовы заменить импортную продукцию во всех сегментах рынка. Таким образом, в настоящий момент мы оцениваем потенциальные риски. Говорить о каких-либо прогнозах преждевременно, так как ситуация развивается непредсказуемо».

На КАМАЗе отмечают, что направляли в госорганы предложения на случай критического развития событий и нарушения экономических связей внутри страны. Но детально эти идеи озвучивать Афанасьев не стал — видимо, речь идет о неких чрезвычайных мерах. Отметим, что Когогин имеет широкие лоббистские возможности благодаря тому, что через своего патрона, шефа «Ростеха» и одного из ближайших путинских соратников Сергея Чемезова, вхож в самые высокие кабинеты. По нашим данным, одна из предлагаемых схем — субсидирование из федерального бюджета покупки коммунальной техники для муниципалитетов всей страны. Субсидии могут достичь 50% стоимости, вот только захотят ли истощенные местные бюджеты тратить даже эти деньги на товар не первой необходимости?

В октябре 1988 года с конвейера Камского завода сходит миллионный автомобиль КАМАЗ В октябре 1988 года с конвейера Камского завода сходит миллионный автомобиль «КАМАЗ» Фото: Владимир Зотов

два лекарства для камаза

Сегодняшняя ситуация заставляет обратиться к опыту 90-х, когда КАМАЗ пережил тяжелейшие для себя годы: вопрос тогда стоял о существовании предприятия, ради которого был построен город с полумиллионным населением. Полную параллель провести, конечно, невозможно, т. к. сейчас кризис охватил весь мир, а тогда был вызван процессами внутри страны. И характер его другой. Но есть опасность, что последствия могут оказаться сопоставимыми.

Напомним, пик производства на КАМАЗе был достигнут в 1988 году, когда он выпустил 127 тыс. грузовиков. В 1989-м на фоне нарастающих проблем в советской экономике производство начало падать, а в 1993-м произошел настоящий обвал. В тот год сгорело крупнейшее и технологически очень сложное производство — завод двигателей. Для понимания масштаба трагедии: на нем тогда работали около 22 тыс. человек (сегодня на всем КАМАЗе заняты 34 тыс.). Пожар и спад активности в сочетании с политическим и экономическим кризисом в стране погрузили автогигант на самое дно. Производство пикировало несколько лет — в 1998 году выпущено всего 3,3 тыс. машин, это был исторический минимум.  

На заводе несколько лет систематически задерживали зарплату, рабочие месяцами находились в административных отпусках либо трудились по усеченному графику. Идти на прямые сокращения персонала компания не решалась, но, фактически не получая денег, множество людей вынуждены были сами покинуть завод в поисках другого заработка. Ситуация затронула практически каждую семью в Набережных Челнах: до 1990 года общая численность персонала предприятия достигала 110–130 тыс. человек. 

В апреле 1993 года сгорело крупнейшее и технологически очень сложное производство — завод двигателей. Пожар и спад производства в сочетании с политическим и экономическим кризисом в стране погрузили КАМАЗ на самое дно В апреле 1993 года сгорело сложное производство — завод двигателей. Пожар и спад активности в сочетании с политическим и экономическим кризисом в стране погрузили КАМАЗ на самое дно Фото: vestikamaza.ru

В городе возник гигантский серый рынок запчастей для «КАМАЗов»: часть похищалась с заводов, часть изготавливалась в гаражах и нелегальных цехах бывшими специалистами предприятия. В посткризисный период команде Когогина пришлось приложить немало усилий, чтобы ликвидировать этот массовый нелегальный бизнес. Кстати, часть из тех «гаражных» коммерсантов со временем легализовались и превратились во вполне уважаемых предпринимателей. 

В 90-е в автограде была очень низкая собираемость налогов, из-за чего местные власти в лице Рафгата Алтынбаева жестко конфликтовали с руководством КАМАЗа (его тогда возглавлял Николай Бех), который всегда выступал для Челнов налогоплательщиком номер один. В городе в то время сложилась крайне непростая обстановка: рос криминал, в том числе и организованная преступность, была явная и скрытая массовая безработица, наблюдалась нехватка средств для больниц и школ. Автоград испытывал отток населения, его численность едва не ушла ниже полумиллионной отметки.  

Совокупный долг КАМАЗа достиг тогда $1,14 миллиарда. Речь шла о банкротстве предприятия, но в итоге при активном участии властей РФ и Татарстана было все-таки принято решение рассчитаться со всеми долгами и восстановить производство. Долги перед банками были реструктуризированы — в значительной степени путем конвертации в акции. Причем компания все еще платит по тем долгам, и окончательно они будут закрыты только в 2035 году. 

Начал оживать завод в конце 1998-го, сразу же после дефолта и обвала курса рубля. В августе в России рухнула пирамида ГКО, доллар за два месяца вырос с 6 до 18 рублей. В тот момент российское правительство предоставило КАМАЗу кредит, благодаря которому компания возобновила работу и уже в четвертом квартале кризисного 1998-го показала рост продаж на 66%. Низкий курс рубля тогда быстро сделал свое дело: уже в первом квартале 1999 года рост продаж КАМАЗа составил фантастические 8 210%. Хотя, конечно, при этом нужно учитывать, что годом ранее завод практически стоял. И с того момента КАМАЗ, у руля которого в 2002-м оказался Когогин, переживал длительную фазу роста, сопровождавшуюся небольшими коррекциями.

На максимум компания вышла в 2007 году, выпустив почти 53 тыс. машин. По сути, до мирового кризиса, вызванного обвалом рынка ипотечных бумаг в США, КАМАЗ переживал почти целое десятилетие роста. И даже в 2008-м была произведена 51 тыс. машин, но уже в следующем году — всего лишь 26 тысяч. Но и тут ослабевший вдвое рубль и массированная господдержка в виде закупок и общественных работ сыграли свою роль: КАМАЗ вновь быстро стал расти и уже в 2012 году выпустил свыше 47 тыс. машин. С тех пор производство постепенно сползает вниз. 

Одним словом, для КАМАЗа есть два рецепта оздоровления в кризисной ситуации: господдержка, прежде всего через закупки, и слабый рубль. Наш источник, близкий к топ-менеджменту КАМАЗа, считает, что такой быстрый оздоровительный эффект и в этот раз мог бы принести рост курса рубль/доллар до 100–120 рублей в сочетании с крупными инфраструктурами проектами в России наподобие Крымского моста. И как знать, может быть, такой курс рубля не за горами, учитывая, что цена российской нефти ушла ниже $20 за баррель. С бюджетными расходами сложнее — скорее расходы казны ждет секвест, если, конечно, правительство не решит бросить на разогрев экономики все резервы, не говоря уже о включении печатного станка.

Евгений Гольдфайн: «Всю нынешнюю ситуацию я расцениваю как большие учения по гражданской обороне. КАМАЗ и создавался для того, чтобы выживать в катастрофах» Евгений Гольдфайн: «Всю нынешнюю ситуацию я расцениваю как большие учения по гражданской обороне. КАМАЗ и создавался для того, чтобы выживать в катастрофах» Фото: Олег Спиридонов

«бросили атомную бомбу, все встало, а трехосный вездеход тушенку на Чукотку доставил»

Бывший главбух автогиганта Евгений Гольдфайн считает, что сегодняшняя ситуация для КАМАЗа все-таки лучше, чем в 90-е, хотя макроэкономические риски очень высокие. «КАМАЗ очень сильно зависит от потребности экономики государства в грузоперевозках и стройках. Одно время КАМАЗ вообще можно было назвать заводом автосамосвалов, которые составляли большую часть продукции. Если продолжатся тенденции на съеживание реальной экономики страны, разумеется, уменьшатся и грузоперевозки, все резервные фонды пойдут на затыкание дыр бюджетников, пенсионеров. Если бизнес перестанет зарабатывать, то надежды КАМАЗа на крупные инфраструктурные стройки не оправдаются», — отмечает Гольдфайн.

Но в тех непредсказуемых условиях, в которых оказался мир, автогиганту, по мнению экс-главбуха, надо готовиться к полной автономии от поставок из-за рубежа. Если кризис будет долгим, в этом и залог спасения предприятия. «КАМАЗ и создавался для того, чтобы выживать в катастрофах. Эти нежданные учения по ГО помогут лучше подготовиться к более серьезным техногенным катастрофам, горячим или холодным войнам и эпидемиям. Меня очень вдохновляют кадры, как „КАМАЗы“ разъезжают по Италии с нашими военными, поэтому здесь нужно искать определенные ниши. Если судьба преподнесла лимон, надо делать из него лимонад. Например, добиваться заказов на передвижные лаборатории на базе шасси „КАМАЗа“. Это, конечно, мелочи, но из таковых можно хотя бы набрать одну неделю в месяц работы и дождаться роста экономики», — приводит примеры наш собеседник.

Долг в 101 млрд и убыток в 1,5 млрд за прошлый год для предприятия не катастрофа, уверен бывший главбух автогиганта. КАМАЗ достаточно надежен, чтобы переварить такие объемы убытков и при этом получить от государства какую-то поддержку. «Когда все в стране остановлено, тушенку на большие расстояния возить как-то нужно. Все эти иномарки через год-два из-за запчастей встанут. А „КАМАЗ“ предназначен для того, чтобы, условно говоря, бросили атомную бомбу, все встало, а трехосный вездеход тушенку на Чукотку доставил. Сейчас подобное может быть конкурентным преимуществом — именно по гражданской обороне, по линии МЧС обеспечивать транспортом. Иномарки — это ненадежно. Есть яркий пример — Чили. Когда нужно было свалить режим Альенде, американцы наложили санкции на запчасти к грузовикам и автобусам. Через несколько месяцев встали иномарки, которые на медных рудниках работали, потом — автобусы. Произошел коллапс всей экономики. Запчасти и сервисное обслуживание иномарок не предполагают длительных санкций, катастроф, эмбарго. Правительство должно в любом случае сохранить завод, который обеспечивает транспортную безопасность страны», — уверен Гольдфайн.

«КАМАЗу нужно мыть руки, ходить на работу в повязках, но не останавливаться» «КАМАЗу нужно мыть руки, ходить на работу в повязках, но не останавливаться» Фото: nabchelny.ru

Проблемы с поставкой комплектующих, которые уже сейчас испытывает производство, Гольдфайн предлагает решать путем расконсервации старых станков и линий, «если их еще не окончательно порезали и не убрали оснастку». «Может быть, еще раз пересмотреть варианты, чтобы, не останавливаясь, возобновить производство советских запчастей и комплектующих, если все новые подвержены санкционным или карантинным катастрофам», — говорит наш собеседник.

Вариант с остановкой производства Гольдфайн также не рассматривает. «КАМАЗу нужно мыть руки, ходить на работу в повязках, но не останавливаться, — считает он. — Ситуация показала, что страна не может эпидемии переносить с минимальными потерями для бизнеса. И нужно сделать выводы. КАМАЗ научился в 90-е работать на минимальные потребности рынка. И сейчас надо из крупных партий делать мелкие — оригинальные модификации какие-то создавать. И эта тренировка, которая сейчас идет, должна пойти на пользу».

«Вы видели, какие дороги строят вокруг Москвы? Там такие дороги, такое количество развязок! И там все — и КАМАЗы, и европейские грузовики, и китайские, и МАЗы. Строить-то есть что» «Вы видели, какие дороги строят вокруг Москвы? Там такие дороги, такое количество развязок! И там все: и «КАМАЗы», и европейские грузовики, и китайские, и «МАЗы». Строить-то есть что» Фото: Сергей Елагин

Ситуация напоминает Америку в период Великой депрессии

Заместитель главного редактора отраслевого журнала «Рейс» Николай Мордовцев считает, что Россия очень близка к ситуации, когда рубль может обвалиться очень серьезно, и в целом ситуация напоминает Америку в период Великой депрессии. «Тогда весь мир лихорадило, не только Америку, почти до начала Второй мировой. Поэтому сейчас очень сложно говорить о том, как там будет КАМАЗ. Он неотделим от страны, а страна — от КАМАЗа. Выживать стране, и КАМАЗу, и группе ГАЗ придется всем вместе. Но я не думаю, что автогигант будет обанкрочен. Государство не допустит этого. Вы видели, какие дороги строят вокруг Москвы? Центральная кольцевая автодорога — думаете, это менее значимое событие, чем Крымский мост? Там такие дороги, такое количество развязок! И там все: и „КАМАЗы“, и европейские грузовики, и китайские, и „МАЗы“. Строить-то есть что. Не факт, что именно Крымский мост двигал производство тяжелых грузовиков. Но тяжелые времена — как все это повернется, никто предсказать не сможет», — предположил Мордовцев.

Собеседник согласен с Гольдфайном в том, что КАМАЗ до сих пор делает очень хорошие самосвалы, на которые и надо сохранять ставку. Кроме того, удачным вариантом получились седельные тягачи семейства К4 — «КАМАЗ-54901». «Это машина, с которой считаются все европейские производители грузовиков. На российском рынке она оказалась очень удачной. Дай бог, чтобы ее запустили в серию. Автомобиль очень интересный и перспективный. Конечно, затрат на запуск данной машины нужно немало», — сказал Мордовцев.

«Не думаю, что мы будем деньги в ближайшее время вкладывать в электротранспорт. Возить просто некого может стать» «Не думаю, что мы будем деньги в ближайшее время вкладывать в электротранспорт. Возить просто некого может стать» Фото: Алексей Белкин

По электробусам же у заместителя главного редактора отраслевого журнала «Рейс» более скептичный настрой. Рынок электромобилей ограничен буквально двумя городами — Москвой и Санкт-Петербургом. Туда можно поставить ограниченное количество таких машин, больше никто и не потянет их эксплуатацию. «Да и в целом ситуация такая, что мы внезапно осознали, что у нас в медицине очень серьезные проблемы, — говорит, намекая на пандемию, эксперт. — Не думаю, что будем деньги в ближайшее время вкладывать в электротранспорт. Возить просто некого может стать. Дай бог, чтобы мы вылезли спокойно из этой ситуации за полгода. Я даже не о коронавирусе говорю, а в целом».

Спрос на КАМАЗы не упадет, считает руководитель ГК «Кориб» Олег Коробченко, потому что автомобиль этот  очень простой в эксплуатации и безотказный, как автомат Калашникова Спрос на «КАМАЗы» не упадет, считает руководитель ГК «Кориб» Олег Коробченко, потому что этот автомобиль очень простой в эксплуатации и безотказный, как автомат Калашникова Фото: Олег Спиридонов

Спрос на «КАМАЗы» не упадет, считает руководитель ГК «Кориб» Олег Коробченко, потому что этот автомобиль очень простой в эксплуатации и безотказный, как автомат Калашникова. Его можно легко отремонтировать в любых, полевых или северных, условиях. Но самую большую проблему для автогиганта наш собеседник видит в правилах ВТО, по которым вынуждены играть отечественные производители. «Это, например, экологические стандарты. Понятно, что нужно бороться за экологию. Но когда нам диктуют условия, то наши заводы-смежники не успевают за этими евростандартами, и мы, например, не успеваем собрать двигатель „Евро-5“. В жесткой конкуренции с китайскими или европейскими производителями не получается работать в рынке. Но сейчас как раз складывается такая ситуация, когда мы можем отказаться от ВТО и начать развивать свои производства. У нас есть замечательные заводы на Алтае, которые начали производить новую топливную аппаратуру, имеются заводы, которые создают аналоги всей импортной аппаратуры, комплектующие. Можем собрать хороший отечественный автомобиль», — считает Коробченко. 

По его мнению, на КАМАЗе могут собирать автомобили полностью из оригинальных запчастей или из запчастей отечественного производства, но понадобится время на переформатирование технологий: «Да, это будут грузовики не такие, которые мы сейчас видим — красивые магистральные тягачи уровня „Евро-5“, „Евро-6“. Но раз высокая зависимость от импорта сложилась… Если дадут послабление по экологическому классу или нормам ВТО, то всем нашим автопроизводителям станет гораздо легче».

*  *  *

КАМАЗа имеет опыт самого тяжелого и разрушительного кризиса продаж и производства. Это, безусловно, вкупе с лоббистскими возможностями руководства предприятия — большие плюсы в нынешней ситуации КАМАЗ имеет опыт самого тяжелого и разрушительного кризиса продаж и производства. Подобное, безусловно, вкупе с лоббистскими возможностями руководства предприятия — большие плюсы в нынешней ситуации Фото: Алексей Белкин

В качестве резюме. На ситуацию на КАМАЗе стоит обратить внимание как минимум всем промышленникам республики. Ситуация с производством и продажами на этом предприятии — один из самых достоверных индикаторов процессов в экономике просто в силу самой привязки к реальному массовому рынку, а не только к различным формам госзаказа (это болевая точка прежде всего оборонки в РТ). Плюс именно КАМАЗ имеет опыт самого тяжелого и разрушительного кризиса продаж и производства. Подобное, безусловно, вкупе с лоббистскими возможностями руководства предприятия — большие плюсы в нынешней ситуации.

Но есть и немало слабых мест. Главное из них — спрос. Если паралич экономики затянется, то есть высокий риск, что автогигант может скатиться к уровню производства 90-х, когда речь шла о нескольких тысячах машин в год. Вероятно, власти будут помогать закупками машин, но одна эта мера не может развернуть ситуацию. И она чревата проблемами социального характера для Челнов и республики в целом. Сейчас КАМАЗ работает — и подобное, безусловно, благо: на него завязаны тысячи поставщиков и партнеров. Но это и риск: кто может гарантировать, что компании удастся на все 100% проконтролировать здоровье тысяч сотрудников? Еще одно слабое звено — привязка КАМАЗа к импортным технологиям. Конечно, доля локализации высока, но в случае самого худшего сценария способен ли будет завод перейти на 100-процентный ее уровень и, возможно, возврат к технологически более примитивным автомобилям? Конечно, это был бы шаг назад, даже не один. Но, вероятно, упрощение всего и вся — неизбежное последствие кризиса. А сколько он продлится, никто не знает.

Как КАМАЗ переживет нынешний кризис?
13%Спрос на грузовики упадет, но года через два все вернется на место
8%Если рубль упадет к доллару до 100–110, КАМАЗ выиграет, избавившись от конкурентов
18%Автогигант может попасть в новые 90-е и на этот раз не выжить
59%КАМАЗу не дадут пропасть – это ключевое предприятие в масштабах страны
2%Свой вариант (в комментариях)
Прием голосов по опросу закрыт
Предприятия: КАМАЗ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (124) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
13.04.2020 08:27

"Давай, Камаз, черпай бюджет"?)

  • Анонимно
    13.04.2020 08:07

    Окно всегда есть! Банкротство физлиц называется

    • Анонимно
      13.04.2020 10:03

      Хватит про убытки, вы о другом скажите сколько людей вышло из самоизоляции для работы на заводе?
      Главный вопрос зачем?

      • Анонимно
        13.04.2020 15:21

        Прочитайте внимательно (!) статью, и вы поймёте. Увы, всё написано в формате скучного текста, но надо, надо учиться читать.

    • Анонимно
      13.04.2020 13:25

      Телеги для гужевого транспорта надо начинать производить на КамАЗе и фанерном заводе, больше спроса будет с 2021 году чем КАМАЗы .

      • Анонимно
        14.04.2020 18:11

        Где ж вы лошадей возьмете? Или сами впряжетесь?

      • Анонимно
        14.04.2020 20:50

        "В жесткой конкуренции с китайскими или европейскими производителями не получается работать в рынке" - это все что надо знать о Камазе.
        Из этого:
        дайте денег
        выйти из ВТО
        снизить экологический класс

      • Анонимно
        16.04.2020 18:06

        С кого налоги и Платон драть, с черепах)?

  • Моисей
    13.04.2020 08:10

    Пожар на заводе двигателей пережили, и это переживём
    Давай Камаз
    Теперь похоже настает ваш час

    • Анонимно
      13.04.2020 08:27

      "Давай, Камаз, черпай бюджет"?)

      • Анонимно
        13.04.2020 09:00

        Можно отказаться от Вто , отменить для них утилизационный сборы и ввести пошлины на импортные грузовики , можно тогда обойтись без субсидий. Лучше работа и развитие технологий здесь, чем далеко за границей

        • Анонимно
          13.04.2020 09:32

          Дорогуша, все эти мероприятия уже пройдены. Утиль сбор возмещается государством, цены на иномарки задрали вверх посредством пошлин. А КАМАЗ и ныне там.

          • Анонимно
            13.04.2020 14:24

            И ныне где? камаз уже давно не только грузовики. Уверен, что и выхлоп больше всего явно не с грузовичков.

        • Анонимно
          13.04.2020 12:00

          Запомните раз на всегда: натуральное хозяйство (мы сами все производим) всегда будет уступать рыночному капитализму с разделением труда. Заниматься всем в одной стране с 150 млн населением глупо и недальновидно.

      • Анонимно
        13.04.2020 09:02

        Этот камаз даже в более менее нормальные годы в миллиардных убытках был, а что сейчас будет?

        • Анонимно
          13.04.2020 11:39

          О9.20 КамАЗ в убыток,не понятно,как же тогда руководство в шоколаде

        • Анонимно
          13.04.2020 12:49

          Правда? Я вот читал иначе, он приносит только прибыль в основном. И сейчас переживут. Кризис - окно возможностей для всех, кто умеет перестраиваться

          • Анонимно
            13.04.2020 14:35

            А вы статью-то читали?
            100 млрд долгов и каждый год по 1-1,5 млрд уюытков!

        • Анонимно
          13.04.2020 14:28

          Удивительно, а я помню что у камаза была прибыль, а не убытки. Наверное, вы помните какой-то другой камаз.

      • Анонимно
        13.04.2020 11:00

        Татарин Злой
        Даже если конечные продажи КАМАЗа убыточны (прямые субсидии государства), то цепочка смежников, которые выплачивают налоги в бюджеты разных уровней с лихвой перекрывает эту господдержку.
        Не буду голословным. За прошлый год мое предприятие (очень маленькое) по мехобработке при выручке около 8 миллионов выплатило НДС на сумму около 200 тысяч и налога на прибыль около 100 тысяч (после всех оптимизаций). НДФЛ и страховые взносы около 100 тысяч. Итого около 400 тысяч различных налогов только с моего предприятия, в котором числятся 1,5 человека. Плюс посчитайте выручку моих контрагентов, начиная от продаж металла, инструмента и заканчивая термообработкой, упаковкой и покупкой энергоресурсов. Надеюсь Вам не нужно разжевывать понятие «мультипликативный эффект»?
        Сюда добавьте налоги с моего другого предприятия, которое связано с оказанием услуг командировочным. Суммарные налоги за прошлый год составили более 500 тысяч. Про зарплату работников, которые тратят свои деньги я уже не говорю. То есть только благодаря тому, что КАМАЗ работает, мои налоги составили почти 1 миллион рублей в год. А ведь я даже не малое, а микроскопическое предприятие, где штат работников меньше 10 человек.
        Именно благодаря таким горе-экономистам и была разрушена кооперация в советском союзе. Находили производство, кричали, что оно убыточно, закрывали его, а в результате сыпалась вся цепочка по кооперации. И вместо условных 500 безработных мы получали 5000, уволенных с предприятий смежников.

        • Анонимно
          13.04.2020 13:23

          С лихвой это сколько? Прямо новое слово в экономике - вливать бюджетные деньги в убыточное предприятие чтобы присоски жили. Можете привести мировые примеры такой модели?

          • Анонимно
            13.04.2020 14:32

            Да вы, батенька, наверное "економистом" себя считаете. Открою страшную тайну - если вы покупаете товары категории "Эконом" - вы не становитесь спецом в экономике.

          • Анонимно
            13.04.2020 14:37

            Сев. Корея, Куба, Венесуэла.
            А ещё СЭВ, Африка.
            Последние - не долго правда, да и эти - не вечны.

          • Анонимно
            13.04.2020 16:19

            Татарин Злой
            Уважаемый, а сколько бабла вваливали и вваливают в предприятия в тех же Штатах, Европе и прочих Китачх? Напомнить Вам Фанни Мэй и Фредди Мак? Напомнить Джи Эм? Напомнить историю с Опель, который фактически стал банкротом в нулевые, но тем не менее его не продали Сберу, а тупо влили бабло из бюджета Германии (прямо или косвенно), чтобы он не сдох и не утянул за мобой всех, кто связан. Если убыточно одно звено цепи- это не значит, что убыточна вся цепь. Объективно убыточное звено можно субсидировать из прибыли других звеньев. Ферштейн? Или Вас отправить учить матчасть?

            • Анонимно
              13.04.2020 16:35

              Вы не путайте единоразовую поддержку, с перманентным содержанием. Ваши примеры совершенно ни к месту. И что приведённые вами примеры до сих пор ежегодно убыточны?

              • Анонимно
                13.04.2020 16:55

                А кто говорит, что поддержка единовременна?Ознакомьтесь с тем, на каких машинах ездят армейцы в Европе. И смиритесь уже с тем, что "рыночек" ничего сам, по настоящему не регулирует.

              • Анонимно
                13.04.2020 19:31

                Татарин Злой
                Ну нельзя же быть таким альтернативно одаренным!!! Какая разница, как идёт поддержка - разово или на постоянной основе! Если вся цепочка от производителей комплектующих и смежников генерирует больше прибыли и налогов, чем вливается в убыточное звено, то производство прибыльно. Убыточное конечное звено можно сделать прибыльным, если оно есть. А если его нет - смотри историю распада СССР. Сейчас единственное, что мы умеем - гнать за бугор нефть и газ, да и то все хуже и хуже.
                Если не секрет, кем работаете? Руководили хотя бы ИП, или так просто, знаток всего и вся? Боюсь, не ответите и сольетесь...

                • Анонимно
                  13.04.2020 20:02

                  Ну нельзя же быть таким бездарным, а вы умудряетесь. Может всю страну в одну производственную цепочку выстроить? Вы видимо себя со своим штатом 1,5 человека великим мыслителем и руководителем возомнили. СССР развалился именно в силу таких "экономистов" как вы.

                  • Анонимно
                    13.04.2020 21:00

                    Татарин Злой
                    Вот амеры- то тупые оказывается, когда взяли на вооружение труды Леонтьева и стали выстраивать свои технологическиецепочки. И китайцы с японцами, которые при необходимости дотируют (чаще косвенно) производство для внутреннего спроса, а уж для экспорта вообще готовы впрямую субсидировать конечного поставщика, ибо там мамкиных экономистов близко к рулю не подпускают.
                    А насчёт 1,5 человека - это официальная численность, которая платит вбелую. Остальные на оутсорсе и кооперации. Указал, чтобы было понятно, какой уровень налоговых платежей из- за работы «убыточного» КАМАЗа. Если бы не было его, то не было бы и этих платежей.
                    Ну уж подкалывать меня тем, что у меня 1,5 человека очень неумно с Вашей стороны. У меня и до 40 человек штат доходил. И? Сейчас эти условные 1,5 человека мне обеспечивают доход примерно а 2,5 раза меньше, чем раньше 40. Но это в разы больше, чем зарплаты у подавляющего большинства населения. Я имею достаточно свободного времени, чтобы посвящать его семье, детям, на себя, на путешествия. Причём отдыхаю тогда, когда мне хочется, а не тогда, когда находишь время в плотном графике. Так что, мой дорогой друг, засчитываю Вам слив. Причём слив позорный...

              • Анонимно
                14.04.2020 18:16

                И камаз не ежегодно убыточен, не сочтите за труд, ознакомьтесь с отчетностью. А то голословно и безаппелляционно утверждаете чушь...

          • Анонимно
            14.04.2020 18:14

            Новое слово? С историей автомобилестроения США, хотя бы, знакомы? В общих чертах? Очевидно, нет, раз такие вопросы задаете

      • Анонимно
        13.04.2020 12:48

        КАМАЗ приносит деньги в бюджет, инвестиции и тд. В целом экономика региона от этого только выигрывает. И нам повезло, что именно у нас в Татарстане это предприятие, а не в соседней Башкирии

        • Анонимно
          13.04.2020 14:33

          А его в Башкирии и не хотели строить, зачем. В Волгограде думали, это да, было дело.

      • Анонимно
        13.04.2020 14:23

        Вперед, Камаз! ДаФай, даФай! как говорил Швейк в австрийском фильме...

  • Анонимно
    13.04.2020 08:14

    вообще то персонал отправляют на самоизоляцию, ЧТОБЫ ситуация не перестала ухудшаться. А не ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО ситуация стала ухудшаться. Разница в возможных жертвах (тьфу 3 раза) в руководстве КамАЗа похоже никого не волнует.

    • Анонимно
      13.04.2020 14:35

      Какие жертвы, я вас умоляю. Это не холера, и не оспа. Это вирус. Да, заразен, да, осложнения. Но хватает простых мер типа масок и перчаток. А вы тут панику наводите.

  • Анонимно
    13.04.2020 08:26

    Предложение: Надо начать раздавать грузовики малому бизнесу. Правительству нужно это оплатить. Сам возьму с/х самосвал. После пяти лет программы все эти грузовики вернуть обратно, чтобы наш рынок не пересытить и КамАЗ не грохнуть.

    • Анонимно
      13.04.2020 11:25

      А деньги в бюджете откуда??? Денег то нет. Ну раздадут вам самосвалы, а оплатим это мы все вместе, путем увеличения налогов, цен на топливо и т.д.

    • Анонимно
      13.04.2020 13:31

      Что не могут создать производство небольшого дизельного грузовика по типу чешского грузовика" Avia" и небольшого трактора с разным навесным универсальным спецоборудованием.Сейчас в связи короновирусом нужно поддерживать производство продуктов растеневодства и животноводства,у такой техники был бы спрос в сельском хозяйстве.

      • Анонимно
        13.04.2020 14:43

        Создают же маленький грузовичок, аналог Газели. МБ сделают полноприводную версию, будет то, что вы хотите.

  • Анонимно
    13.04.2020 08:33

    Конечно, что такое моя жизнь , жизнь и здоровье моих детей, моей семьи по сравнению о возможных убытках такого "колосса на глиняных ногах" как КамАз.?

    • Анонимно
      13.04.2020 12:50

      О вашем здоровье заботиться от государства до вас самой. Поэтому найдите в себе силы не утрировать, а позитивно мыслить. Ваша жизнь в ваших руках.

    • Анонимно
      14.04.2020 18:19

      А здоровье ваших детей от камаза каким образом зависит, не уточните? Вы камазовец? Или так, паникер?

  • Анонимно
    13.04.2020 08:35

    КамАЗ создавался чтобы работать, на благо людей, города,
    а не чтоб выживать в катастрофах.
    А красивый лозунг может прикрывать промахи руководства.

    • АН61
      13.04.2020 09:21

      Вот именно .
      Трудовую деятельность начал в 1976 году фрезеровщиком на Казанском моторостроительном заводе.
      Когда КАМАЗ создавался Когогин понятия не имел для чего .
      Гигант строился в нормальной стране где понятия не имели что такое кризис ,машины крупнотоннажники были нужны для нужд НАРОДНОГО хозяйства ,а не для катастроф.
      Вот бредовая же фраза.

      • Анонимно
        14.04.2020 18:21

        Ну в ссср каешна катастроф не было. Никогда. И камазы пожарные не нужны были, нееее. И скорые по северу не ездили в камазах. Нееее. Золотыми ложками манну небесную все хлебали исключительно в те достославные времена.

    • Анонимно
      13.04.2020 11:47

      Руководство неоднократно доказало свою профессиональную несостоятельность.

  • Tatarmalai
    13.04.2020 08:38

    Давай КАМАЗ, работай на склад.
    Поднимай китайскую промышленность (ведь большую часть комплектующих там закупают)

    • Анонимно
      13.04.2020 09:44

      Большую - это сколько в процентах?

      Уверен что не ответишь, потому что ты Татармалай -малограмотный малай и максимум способен желчь изливать, а не на цифрах аргументировать свою позицию..

      • Анонимно
        13.04.2020 10:45

        Электрика, даже если будет занимать 1%, без неё камаз (машина) никуда не поедет. А своего комплекса по электрооборудованию для Камаза в РФ нет, только железки сами сможем делать

        • Анонимно
          13.04.2020 14:46

          Согласен, электрика китайская. Только проблема ли это КАМАЗа? Ведь такие вещи, насколько я знаю, делали не у нас, их поставляли с других заводов. Помнится, фары делали одно время аж в Грузии, например.

          • Анонимно
            13.04.2020 15:32

            В первую очередь, это проблема Камаза, наладить производство электрооборудования не так сложно, а вот нормально рассчитываться с поставщиками это для Камаза не модно, отсрочку просят 45 дней, а потом делают вид, что ты ещё должен бегать за долгами, без хождения по кабинетам ничего не решается. А как импортный поставщик, так сразу нельзя просрочить. Поэтому в местные цены приходиться много добавлять, как повышенный коммерческий риск.

            • Анонимно
              13.04.2020 16:29

              Татарин Злой
              Вы, как я посмотрю, тот ещё мамкин «еканамизд»...
              КАМАЗ должен наладить выпуск электрооборудования? Что за бред! Этим должны заниматься смежники. Желательно, чтобы это были отечественные предприятия. Но не сам КАМАЗ! Сапоги должен тачать сапожник, а торты печь пирожник... Не слышали, не?

              • Анонимно
                13.04.2020 16:55

                Но если нацелились делать электробусы ,то неплохо наладить и собственно производство электрооборудования.Это перспективная вещь .Все одно в дальнейшем будут переходить на электрическую тягу.Кпд у электромоторов повыше, чем у моторов ДВС.Или же будут гибридные установки основной мотор ДВС для выработки электричества ,а на колесах электродвигатели .

                • Анонимно
                  13.04.2020 19:37

                  Татарин Злой
                  О Мама миа!!! Ну создаст КАМАЗ своё производство электрики. И что ? Сколько комплектов он будет делать? Сто тысяч? Двести? Это слёзы! Себестоимость будет бешеная. Специализированные производители делают миллионы комплектов, у них есть оборудование, кадры, опыт. Пооому и себестоимость копеечная. Сидят и рассуждают крупнейшие специалисты, которые в жизни даже производство табуреток организовать не могут.

              • Анонимно
                13.04.2020 17:15

                вот так вы непрофильные активы и разбазарили

                • Анонимно
                  14.04.2020 18:23

                  Непрофильные потому и непрофильные, что от них избавляются, когда основное не тянут

  • Анонимно
    13.04.2020 08:45

    Спасать всех не хватит денег. Нужно менять экономическую модель страны. Восстанавливать Госплан. Нужны долгосрочные планы развития страны. Тогда есть шанс у камаза и других гигантов. Но их придётся С условием возврата из офшоров вывезенных капиталов. Много чего нужно делать. Но для этого нужно иметь голову, чистые руки и пламенные сердца.

    • Анонимно
      13.04.2020 10:20

      Ну с планами то у нас все в порядке. Говорить и планировать чекисты умеют. Где реальные дела?

    • Анонимно
      13.04.2020 13:06

      У такого глупого народа нет хорошего будущего. Опять Госплан требуют! Хотя прошлый век отчетливо доказал, что плановая экономика всегда будет проигрывать рыночной.

      Ну будет ваш Госплан обязывать продавать скажем мясо по 150 рублей. И он сразу исчезнет с полок магазинов. Но его можно будет купить за 300 рублей из под полы -- по его рыночной цене. И так по всем параметрам.

  • Анонимно
    13.04.2020 08:47

    Помощь КАМАЗу может оказать Генеральный директор, его супруга и «журналист Вестей КАМАЗа». Думаю, у них достаточно денег для поддержки завода.

  • Анонимно
    13.04.2020 08:49

    Ошибка вывести людей на работу ..без экономического обоснования тем более .. Понятно что лобби Когогина и Когогиной может все .. Но вирус большая угроза и создавать риски в Набережных Челнах не стоило .. Ещё раз говорю .. что темболее нет экономического обоснования как так спрос на нуле , об этом и в статье написано ! Кто будет решать возможно взрывное распространение Коронавируса в Челнах ? На это хватит лобби Когогиных .. Или они отстраняться оставив город и республику решать критический вопрос когда он возникнет ... Отстранятся как оставили один на один федеральные власти регионы в начале этой напасти - Коронавируса ..

    • Анонимно
      13.04.2020 10:01

      Челны образно говоря могут стать Нью-Йорком Татарстана...

      • Анонимно
        13.04.2020 10:47

        А если наоборот, то Детройтом!
        NY во всех смыслах по интереснее будет.
        От беспорядков будут гибнуть и здоровые и слабые. От болезней только слабые

  • Анонимно
    13.04.2020 08:49

    Менеджмент недееспособный, единственный шанс - снова просить из бюджета. Следовательно предприятие не является коммерческим в своей основе.

  • Анонимно
    13.04.2020 08:53

    Запчасти из Китая, Италии, Германии сборка Россия! Далеко ходить не надо.

  • Анонимно
    13.04.2020 09:11

    Бизнес по Российски. Убыточные, дотационные предприятия работают, а самоокупаемому бизнесу работать не дают.

    • Анонимно
      13.04.2020 14:49

      Если вы всерьез сравниваете большое предприятие на 35000 человек и очередную кофейню с салоном красоты - мне вас жаль.

    • Анонимно
      13.04.2020 16:02

      У вас наверняка боГатый опыт ведения другого крупного бизнеса, без господдержки, без займов и кредитов. Ждём ваши примеры в комментариях.

  • Анонимно
    13.04.2020 09:11

    Сейчас за талоны никто работать не будет, всем нужны живые деньги. Про 90 можно забыть, так как пенсионеры уже не будут работать даром, а молодежь сбежит.

    • Анонимно
      13.04.2020 11:51

      09:11 А куда вы денетесь, если везде так будет. На Марс полетите? На хлебе и воде будем жить, не в первый раз. Кто помнит первые послевоенные годы, посмеивается вашей панике. Жили в сто раз хуже и даже не думали что живем бедно. Считалось что так и должно быть. Никто не ныл как сейчас.

      • Анонимно
        13.04.2020 12:48

        11:51, после войны была понятна причина разрухи, и был эмоциональный порыв выйти из этой разрухи победителями. А сейчас какая война у нас случилась? Какова причина сегодняшней разрухи? Коронавирус? Нет! Коронавирус - это спусковой крючок!

        • Анонимно
          13.04.2020 13:54

          12.48 от знания причины работать за хлеб и воду вам легче не будет.
          А вот за хлеб и воду работать маячит перед нами.
          Когда завод двигателей сгорел зарплаты во многих местах не платили по 2-3 года, считай работали бесплатно. И было это не 75 лет назад.

  • Анонимно
    13.04.2020 09:13

    А где бравая ПСК (бережливое производство) о которой так много было шумихи и специалисты которые ведут это направление сидят на штатной единице главного специалиста или мастера? Где оптимизация структуры с Департаментами в 10-12 чел? Одна строка управленческих (прочих) расходов составляет 12, 6 млр.....

    • Анонимно
      13.04.2020 11:05

      Бережливое производство работает под Генерального директора!!!Вторя его указаниям! На КАМАЗЕ ОНО КУДА ТО пропало!!!

    • Анонимно
      13.04.2020 11:59

      Руководит бережливым производством человек который кое-как закончил вуз. Если такие будут руководить, то завод будет в катастрофическом состоянии.

    • Анонимно
      13.04.2020 15:26

      Подумайте о том, сколько они экономят. И сколько экономят те работники, которые придумывают реально толковые идеи по оптимизации и улучшению техпроцесса, хотя бы в рамках выполняемых ими самими операций.

      • Анонимно
        13.04.2020 16:33

        Вы работали на Камазе чтобы так уверенно о этом говорить?

  • netatatrin
    13.04.2020 09:24

    а маркетингом на камазе вообще занимаются?
    в условиях кризиса сначала рынок нужно изучить, а потом клепать грузовики, сейчас окушки будут гораздо актуальнее

    • Анонимно
      13.04.2020 13:22

      Сначала в руководстве дилерской сети кое как, потом продуктовый менеджмент (сам не знал что это такое), сейчас маркетинг. С должности на должность с огромной ( по меркам рабочих) зарплатой. Вот вам МАРКЕТИНГ!

    • Анонимно
      14.04.2020 18:32

      Клепают, как вы изволили выразиться, только под закпз. И давно. Склады уже годы не затовариваются, прошлый кризис многому научил.

  • Анонимно
    13.04.2020 09:25

    Кризис это возможность, желаю КАМАЗу использовать кризис и стать лучше. Главное сейчас сохранить в живых людей.

    • Анонимно
      13.04.2020 13:37

      09:25. Согласен! КАМАЗу кроме повышения производительности нужно обязательно расширить линейку выпускаемой продукции: грузовики малой и средней грузоподъёмностей, автобусы малого и среднего класса, а также возобновить производство на ЗМА.

  • Анонимно
    13.04.2020 09:40

    Вот в такой момент государство должно покупать машины и отдавать их на нужды муниципалитетов, районов арамей стране!

    • Анонимно
      13.04.2020 20:28

      Дак потому и вызвали на работу камазовцев, что заказ срочный из-за этих событий. Не бортовые и самосвалы же делаете сейчас?

  • Анонимно
    13.04.2020 09:43

    Фюрер привел КамАЗ к катастрофе. И я не вижу выхода из создавшегося положения. Мюллер (настоящий)

  • ПанАлекс
    13.04.2020 09:56

    В статье содержится масса причин, по которым настоящий хозяин завода уволил бы гендиректора:
    1. "Импортные комплектующие" - с момента назначения работа шла в направлении постепенного перехода на импортные комплектующие и агрегаты - апофеоз - линия 5390 и электробусы, где доля местных производителей особо мала!
    2. "Создать задел" - это ввести в убытки! Не зная, какие модели понадобятся. Вот в 2018 был "создан задел" на 10-15 тыс. грузовиков таких моделей, которые не покупались - до конца 2009 продавали со скидками до 30-50% (новые!!!), что принесло заводу миллиардные убытки. Опять те же грабли! Вместо гибкой системы подстраивания под покупателя!
    3. Полный провал инвестиций - видимо завод каркасов кабин построили ради самого строительства! Вот возьмите слова Коробченко о преимуществах а/м КАМАЗ и посмотрите на эту "инвестицию" - себестоимость а/м с новой кабиной увеличилась, простота ремонта и эксплуатации - ухудшилась, да и благосостояние всего КАМАЗа упало - кредиты на 26-40 млрд. не в состоянии выплачивать "тело"!
    4. Ну и "генерация убытков" - кто компенсирует убытки - это не ТК Россия и RT, которым из бюджета компенсируют "убытки" в 36 и 20 млрд., соответственно - бюджет денег не дает на компенсацию убытков!

    • Анонимно
      13.04.2020 11:09

      Вывод один завод надо срочно закрывать хотя бы на месяц! Если начнут болеть люди и не продаваться продукция и негде будет взять комплектующие в основном импортные будет апокалипсис! Не завидую Генеральному директору даже при его связях.

  • Анонимно
    13.04.2020 10:12

    ну и сколько страна сможет покрывать убытки камаза авиазавода и других подобных предприятий при резко упавшей цене на нефть

  • Анонимно
    13.04.2020 10:39

    Закрыть давно уже пора этот никчёмный камаз. Неконкурентоспособный и дорогой для бюджета.

    • Анонимно
      13.04.2020 12:05

      Шансы на удачу в нынешних условиях у КАМАЗа, к сожалению критически ничтожные.

    • Анонимно
      13.04.2020 15:44

      Вам лишь бы все на свете позакрывать. Даже не буду задавать очевидные вопросы:
      Где будет работать население
      Кто будет производить автомобили для страны
      Кто будет пополнять налогами казну города
      Чем будут заниматься мелкие предприятия, которые находятся в цепочке КАМАЗа.

      Если вы знакомы с крылатой фразой Д.Ю.Пучкова , то вы знаете, кем вы являетесь

      • Анонимно
        13.04.2020 21:05

        Татарин Злой
        Зря вы так мамкиных экономистов. Они ведь от таких вопросов заплачут и к мамке побегут жаловаться...

    • Анонимно
      13.04.2020 21:03

      Татарин Злой
      Интересно, а что такого Вы сами создаёте, конкурентное на мировом рынке? Поделитесь, плз!

  • Анонимно
    13.04.2020 11:00

    Каким образом КаиАЗ может рассчитывать только на себя, если он превратился практически в отвёрточное производство! Вся начинка - импортная!

    • Анонимно
      13.04.2020 14:58

      вы лукавите, далеко как не вся начинка. Либо вы просто не разбираетесь в вопросе, и тогда непонятно, что вы тут делаете.

      • Анонимно
        14.04.2020 18:36

        Хейтерит он тут, что ж ещё? Услышал когда-то красивую фразу про отверточное, выучил - и пихает всюду

  • Анонимно
    13.04.2020 11:50

    Когда такие бонусы и накладные расходы руководства то не удивительно)) аппетиты то поумерить надо

  • Анонимно
    13.04.2020 13:29

    Бонусы у руководства, они хозяева. А вот какую зарплату надо иметь (допустим руководителю дилерской сети) чтобы ездить на лексусе, покупать брендовые сумки в Москве. А депутатам от КАМАЗа только официально декларировать свои многомиллионные накопления! Где ваш экономическая безопасность?

  • Анонимно
    13.04.2020 13:49

    Вывод людей на работу и сохранение рабочих мест позволит КАМАЗу получить денежные компенсации от государства. В этом смысле, решение вывода людей верное.

  • Анонимно
    13.04.2020 14:34

    Опять сожгут Камаз наверно . Кражи ,списывания ,страховка ,проекты восстановления . Весело денежно . Думую ничего нового придумывать не будут .

  • Анонимно
    13.04.2020 14:38

    Не для кого не секрет КамАЗ является градообразующим предприятием для города Набережные Челны. Я являюсь жителем Челнов и прекрасно знаю чем оборачивается для города любые катаклизме на заводе. Я прекрасно помну пожар на заводе двигателей и последствия пришедшие за ним, не одна кризисная ситуация на заводе не обходила стороной мой город. Мы все должны понимать остановка КамАЗа приведет только к одному, город Набережные Челны перестанет существовать.

  • Анонимно
    13.04.2020 15:39

    Сергей Анатольевич можно производить автомобиль ока

  • Анонимно
    13.04.2020 16:00

    Мне кажется, что наша страна в постоянном кризисе, начиная с 2004-го. И учитывая, что КамАЗ все это время работал - меня не особо страшат дальнейшие перспективы. Выкарабкивались раньше - выкарабкаемся и сейчас.

  • Анонимно
    13.04.2020 18:22

    КАМАЗ и создавался, чтобы выживать в катастрофах»:
    Думаю почему мирное время без катастроф,люди предпочитали бу иномарки чем камаз. Зачем надо было создать целый завод,чтобы выжит в катастрофах. Алтернатив не было наверное

  • Анонимно
    13.04.2020 22:08

    Тем, кто живет в Татарии, думаю даже объяснять не надо. КАМАЗ - градообразующее предприятие, многие семьи так или иначе связаны с ним. Я не сведуща в экономике, но помню, как в 90-е госпредприятия намеренно обонкрочивали и продавали за копейки. Тогда люди выживали. Я не хочу повторения данного сценария.

    • Анонимно
      13.04.2020 22:13

      тогда милок по смскам не ходили! нет аналога этим временам, даже в сталинские годы дышалось свободнее!

  • Анонимно
    13.04.2020 22:11

    КАМАЗ - сердце Челнов. Нельзя просто взять и закрыть предприятие, это повлечет финансовый крах города.

  • Анонимно
    13.04.2020 22:23

    Когогин вывезет предприятие, справился тогда, справится сейчас.

  • Анонимно
    13.04.2020 22:40

    Тем, кто кричит об убыточности,хочется сказать - идите лесом. То, что смогли спасти в годы разрухи, хотят опять развалить. На КАМАЗе работают 35 000 человек, скажите это им в лицо

  • Анонимно
    14.04.2020 00:03

    Может закрыть импорт грузовиков? Это евро-5 как вредительство для нашей страны, ведет к деиндустриализации, кто может позволить дорогущие машины? Верните евро-2 доступные. Разница в выхлопе не такая значительная.

  • Анонимно
    14.04.2020 11:00

    Когда японская компания оказывается в тяжелом положении, первый кому урезают зарплату - ее президент. Если ситуация более сложная - именно он первым уходит в отставку. В Японии не начинают с увольнения рядовых сотрудников- японцы считают , что не бывает плохих солдат, бывают лишь плохие генералы. ИЦХАС АДИЗЕС.

    • Анонимно
      14.04.2020 12:48

      КАМАЗ даже в очень трудные времена никого не увольнял. Предприятие всегда старалось поддержать рабочих, другое дело, когда платить нечем и зарплату платить нечем, то тут уж. как получится. КАМАЗ выстоит, он просто обязан

      • Анонимно
        14.04.2020 13:39

        Но, продолжение этой цитаты таково:... к сожалению , в большинстве стран принято первым увольняют рядовых сотрудников, а плохой руководитель остается на своем месте да еще получает дивиденды и премии".

  • Анонимно
    14.04.2020 17:38

    Закроется дверь, значит, камаз откроет окна возможностей. безвыходных ситуаций нет. для тех, кто спекулирует на желании закрыть наш завод, мы, все тут понимаем, для чего это делается. камаз - один из гарантов суверенности страны. ключевой элемент транспортной системы!

  • Анонимно
    15.04.2020 13:42

    Закрыли бы уже этот КАМАЗ, и денег бюджетных сэкономили.

    • Анонимно
      15.04.2020 20:44

      Вы готовы содержать 30 000 человек? вы, вообще, в своем уме? КАМАЗ - градообразующее предприятие, хотя судя по Вашему комментарию, не уверен, что Вам знаком этот термин

  • Анонимно
    18.04.2020 13:31

    «КАМАЗ и создавался, чтобы выживать в катастрофах» - Какая чушь!
    КАМАЗ создавался, чтобы в стране были СВОИ грузовики! ПОЛНОСТЬЮ СВОИ, ДО ПОСЛЕДНЕГО ВИНТИКА!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль