Интервью экспертов по COVID-19 
20.04.2020

Георгий Малинецкий: «Должен возникнуть новый порядок, вирус стал дымовой завесой»

Известный математик о том, почему пандемия COVID-19 — это лишь репетиция бактериологической войны и каким будет мир после

«Как поросята из сказки, мы совершенно неадекватно считали, что абсолютно защищены», — говорит об эпидемии коронавируса Георгий Малинецкий, заведующий отделом моделирования нелинейных процессов Института прикладной математики РАН им. Келдыша. В интервью «БИЗНЕС Online» он рассказал о том, почему госаппарат не слышит прогнозов ученых, как дистанционное образование лишает страну перспектив и почему цивилизации в эру постглобализации нужно самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым.

Георгий Малинецкий: «На мой взгляд, коронавирус является скорее либо поводом, либо дымовой завесой, но никак не причиной того, что происходит» Георгий Малинецкий: «На мой взгляд, коронавирус является скорее либо поводом, либо дымовой завесой, но никак не причиной того, что происходит» Фото: Lzermolaeva, wikimedia.org (CC BY-SA 4.0)

«ПРИРОДА НАНОСИТ НАМ ОТВЕТНЫЙ УДАР»

— Георгий Геннадьевич, вы неоднократно представляли  модели того, как могут развиваться в мире разного рода кризисы, в том числе экономические, геополитические. С вашей точки зрения, то, что сейчас мы наблюдаем с эпидемией коронавируса, действительно способно вызвать полноценный мировой кризис? Причем одновременно и экономический, и социальный, и так далее. Или это все-таки преувеличение и делать такие выводы рано?

— На мой взгляд, коронавирус является скорее либо поводом, либо дымовой завесой, но никак не причиной того, что происходит. Давайте посмотрим на современный мир. В нем глобальный ВВП составляет примерно 80 триллионов долларов. А объем финансовых инструментов, которые, казалось бы, должны обслуживать реальный сектор, составляет почти 1000 триллионов долларов. Разница на порядок. Естественно, долго так продолжаться не может. Бывали кризисы и обвалы и до этого, но здесь ситуация хуже и глубже. Потому что хвост вилял собакой некое время, и сейчас американцы тоже разбрасывают деньги с вертолета, но корпорации их уже не берут, они и так закредитованы. По сути, все механизмы, которые позволяли бороться с кризисами до этого, перестают работать. Мы имеем дело с беспрецедентной ситуацией.  

Кроме того, мы видим, что усилился Китай. Сейчас многие страны, региональные державы — посмотрите на ту же Сирию —  тоже начинают активно участвовать в мировой политике. И поэтому, естественно, должен возникнуть новый мировой порядок. Как он появится? Раньше, когда противоречия достигали такой остроты, все кончалось мировой войной. Сейчас, как я понимаю, впервые сделана попытка разобраться на уровне элит и договориться. То есть элиты решили, отодвинув и не вовлекая в это ни общество, ни прессу, не бизнес, договориться между собой. Но для того чтобы подобное сделать, всех остальных надо отвлечь чем-то. Коронавирус оказался очень подходящей дымовой завесой, и, конечно, они этим воспользовались.

— А откуда такие выводы? Что приводит вас к этой мысли?  

— Давайте посмотрим на цифры. Возьмем азиатский грипп 1956–1958 годов — погибли более 2 миллионов человек. При гонконгском гриппе 1968–1969 годов погиб миллион человек, то есть примерно 15 процентов населения Гонконга. Но и мысли о самоизоляции, о том, что нужно рушить огромные сектора экономики, не возникало. Поэтому мы имеем дело с совершенно новой и очень серьезной ситуацией.

— Может быть, тогда такие методы не применялись просто потому, что человеческую жизнь не так сильно ценили? Ведь раньше и к войнам относились иначе. Сейчас решения о том, что экономику приносят в жертву, принимаются (по крайней мере, официально) для того, чтобы спасти жизни людей.

— Давайте вспомним, как американцы входили в Ирак. Американские потери — порядка 300 человек, а вот Ираку это вторжение принесло, по разным оценкам, почти миллион жертв. Поэтому человеческие жизни не стали ценить больше. Такая риторика сохранения человеческой жизни действительно успокаивает людей, создает у них ощущение, что о них заботятся. Хотя на самом деле у нас есть много других очень опасных болезней и проблем.

Например, очень важная проблема состоит в том, что у нас перестают действовать антибиотики. Появились штаммы, которые оказываются устойчивы ко всем антибиотикам. Что это означает? Очень горькую вещь. Потому что антибиотики позволяют проводить хирургические операции, и, если они не действуют, это конец хирургии, каждая операция будет смертельно опасна. Ведь антибиотики нужны для родовспоможения, для любой сложной хирургической операции. Они широко применяются в животноводстве.  И как обходиться без антибиотиков — гораздо более острая проблема. Но на это внимание не обращается. А вот от устойчивых к антибиотикам штаммам, по независимым данным, каждые 15 минут в мире умирает человек. Поэтому коронавирус как угроза не является чем-то выдающимся.

Ведь мы проводим фантастический эксперимент как человечество. Мы решили проверить Дарвина и с помощью медленной переменной, антибиотиков, решить вопрос с другой переменной — бактериями. Но мы живем в разных временных потоках. У нас поколение — это 20 лет. А у бактерий — несколько часов. И поэтому естественно, когда мы делаем такие вещи, то ускоряем отбор. Отбираем самых жестких, самых живучих. И в результате мы получили больничные инфекции, когда человек не долечился, а тем, что принимал антибиотики, он просто натренировал свою популяцию бактерий и потом может передавать их другим. В результате мы получили действительно очень серьезную проблему. Мы с вами являемся как вид абсолютным хищником, очень жестко обходимся с биосферой, и можно сказать, если мы вспомним «Звездные войны»: природа наносит ответный удар.

«Вспомним, как американцы входили в Ирак. Американские потери — это порядка трехсот человек, а вот Ираку это вторжение принесло, по разным оценкам, почти миллион жертв. Поэтому человеческие жизни не стали ценить больше» «Вспомним, как американцы входили в Ирак. Американские потери — порядка 300 человек, а вот Ираку это вторжение принесло, по разным оценкам, почти миллион жертв. Поэтому человеческие жизни не стали ценить больше» Фото: pixabay.com

«НАШИ ГОРЕ-РЕФОРМАТОРЫ УНИЧТОЖИЛИ ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО БИОЛОГИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ, ЛАБОРАТОРИЙ»

 Пока еще нельзя судить, насколько коронавирус опаснее других болезней, но зато видно другое: системы здравоохранения тех же европейских стран оказались совершенно не готовы к серьезной эпидемии, не хватает базового медицинского инвентаря. Означает ли это, что в принципе здравоохранение в капиталистических социально-экономических системах, ориентированных на постоянную «оптимизацию» всего в пользу прибыли, не способно полноценно отразить удар чрезвычайной ситуации? Ведь возможно, что это не последняя такая эпидемия и могут быть и более опасные.

— Здесь можно сказать следующие. Доктор Рошаль в одном из первых интервью по данной теме заметил: то, что происходит, — это прекрасная репетиция бактериологической войны. Замечу, именно репетиция. Потому что если мы посмотрим статистику, то для стран первого мира смертность от коронавируса пока не видна, то есть на общем фоне смерти от других заболеваний это немного. Хотя каждая смерть — трагедия.

А вот в какой мере общество готово к этому всему? Давайте вспомним: у нашей страны существовала прекрасная служба, которая была ориентирована на борьбу с эпидемиями, эпизоотиями, очень высокого уровня биология. Когда мир столкнулся с полиомиелитом, то мы производили для многих стран эти вакцины. И вот в ходе реформ, перестроек и всего остального мы поступили примерно как персонажи из сказки «Три поросенка». Вспомните: Ниф-Ниф, который строил домик из соломы, полагал, что ничего с ним не случается: «Где ты ходишь, глупый волк?» Похожие вещи были сделаны в Испании и Италии.

И дальше происходит следующее. Когда мы активно работали с МЧС, мы об этом неоднократно говорили, что вы должны иметь необходимые государственные запасы на случай чрезвычайной ситуации. Более того, ситуация, что, лишь когда гром грянет, мужик начинает креститься, должно быть исключена. На первой стадии ситуации с коронавирусом в России все результаты анализов везли в Новосибирск. Одна лаборатория на всю страну, как это возможно? И что подобное означает? А то, что наши горе-реформаторы уничтожили все остальное, огромное количество биологических институтов, лабораторий, разогнали квалифицированных людей. Слава богу, что остался один «Вектор». Это в каком-то смысле позволяет подвести итог: ну, может быть, мы жили не как Ниф-Ниф, а как Нуф-Нуф. Который не из соломки, а из прутиков строил дом. Поэтому ощущение, что мы от таких вещей абсолютно защищены, что с нами такого не случится, совершенно неадекватное, но оно имеет место.

Были попытки это изменить. Российская академия наук в свое время, в 2002 году, разработала программу, которая называлась «Национальная система научного мониторинга опасных явлений и процессов  в природной, техногенной и социальной сфере». И, в частности, одним из пунктов этой программы (которая была согласована с массой министерств, прошла утверждение на президиуме РАН, активно всеми поддерживалась) стало следующее: нужна карта рисков, надо четко понимать, к чему мы должны быть готовы. Потому что ситуация, когда в аптеках нет защитных масок, конечно, вызывает удивление. Та программа являлась междисциплинарной, в ней участвовать должны были и инженеры, и биологи, и военные. Но тогда, поскольку не имелось регламента принятия междисциплинарных программ — даже не потому, что денег нет, — ее отклонили. И это просто худшее, что может быть в случае опасности, если жертва еще и закрывает глаза и не видит, что происходит.

— Это особенно удивляет на фоне опыта СССР, когда такая координация была даже в самых тяжелых, военных условиях. Может быть, сейчас считают катаклизмы подобного масштаба маловероятными? Например, привыкли, что, если есть ядерное оружие, это гарантирует, что серьезная война не начнется.

— Мы просто не хотим слушать, что говорят в мире. Например, генсек ООН Антониу Гутерриш, выступая в январе этого года, сказал, что нынешняя ситуация в мире является очень острой, и привел аналогию с одной из священных книг христианства — Апокалипсисом, Откровением Иоанна Богослова. Там концу мира предшествует появление всадников апокалипсиса, и вот Гутерриш сказал, что он их видит. Первый всадник — это война. Вы уверенно говорите, что страны, имеющие ядерное оружие, его не применят. Но понимаете, это как у Чехова: если ружье висит в первом акте, то оно должно выстрелить. За то время, пока существует ядерное оружие, мир несколько раз был на грани ядерной катастрофы, в том числе и из-за технических сбоев. Еще один всадник — это неравенство. Две трети населения Земли живут в странах, где очень сильно увеличился уровень социального неравенства. Сейчас 8 богатейших людей имеют такое же состояние, которое есть у 3,5 миллиарда человек.

— И год от года это соотношение только ухудшается: богатые все богатеют, а бедные — беднеют.

— Конечно. Как американцы любят говорить, это Один процент. С большой буквы, Один процент, который живет в другой реальности, полагает, что все равно будет защищен от всего, которому закон не писан. И этот Один процент руководит всеми остальными.

И если мы говорим, что приоритетом является человеческая жизнь, то нужно посмотреть, какие есть угрозы, в том числе и в биологии, и понять, как мы будем на них реагировать. Я об этом неоднократно говорил и писал, что одна из закрытых приоритетных программ американского министерства обороны так и называется: «Защита биологического пространства». Они видели, что войны будущего станут происходить не в тех сферах, которые были до этого. То есть это не земля, воздух, подводная стихия, а освоят другие сферы — космос, информационное пространство и биологическое. Есть огромная вероятность, что удар будет наноситься здесь. Но тут, как в известной поговорке: текст писан, но не читан, текст читан, но не понят, текст понят, но не так.

«Доктор Рошаль (слева) в одном из первых интервью по данной теме заметил: то, что происходит — это прекрасная репетиция бактериологической войны. Замечу, именно репетиция» «Доктор Рошаль (слева) в одном из первых интервью по данной теме заметил: то, что происходит, — это прекрасная репетиция бактериологической войны. Замечу, именно репетиция» Фото: kremlin.ru

«ЕСТЬ ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНЫЙ БАРЬЕР МЕЖДУ ЭКСПЕРТАМИ И УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ВЕРТИКАЛЬЮ»

— Уже было замечено, что американскими think-tank (мозговые центры, тресты — прим. ред.) в последние годы проводились такие вот именно игры на моделирование пандемии, причем со сценарием, очень напоминающим нынешнюю ситуацию, где появляется похожее на атипичную пневмонию заболевание. Такое моделирование, с участием в том числе военных, это совпадение?

— К сожалению, у нас всегда есть ощущение, что следующие возможные войны будут такими же, как и предыдущие. Для того чтобы отвечать на угрозы, нужно иметь ясное представление, насколько эти угрозы серьезны и велики. И действительно, надо моделировать. Но моделировать мало — нужны имитационные игры. Допустим, есть угроза X. И существует математическая модель, которая показывает, как будет меняться обстановка. И есть действия людей, причем разных, — это военные, МИД, администрация президента и так далее. Как они будут в данной ситуации действовать? Готовы ли они к ней?

Мысль о необходимости таких игр принадлежит Юрию Леонидовичу Воробьеву, заместителю председателя Совета Федерации, а тогда он был первым заместителем министра по чрезвычайным ситуациям. Первые игры, которые провели в 90-е годы, показали поразительные результаты: они продемонстрировали, что ни к чему сама управленческая структура не готова. И поэтому, естественно, была идея, что нужно этим заниматься серьезно. Потому что здесь нельзя набрать статистику, нужно осмыслить, и как работает модель, и как реагируют люди. Приняли решение снять по каждой такой игре фильм. И, исходя из этого, должны были быть приняты государственные решения. Одно из которых очень легко реализовать, и оно само напрашивается. Например, вы хотите водить машину. Но для того чтобы это делать, вам нужно выучить правила, надо на площадке потренироваться, как вы ее водите, и вам необходимо сдать экзамен. Мы избираем губернатора, у него большой регион, огромные ресурсы в руках. Казалось бы, он должен понимать, какие угрозы существуют и как реагировать. По крайней мере, пройти несколько командных учений для того, чтобы как-то просто почувствовать регион. Иначе, когда случается беда, он оказывается в положении дилетанта. Но это решение не прошло.

— То есть идея таких игр, «учений», тогда не нашла поддержки?

— Нет, абсолютно. Поэтому водить машину у нас учиться надо, а, например, руководить регионом — не нужно. Мне это напоминает Сервантеса, как у него в «Дон Кихоте»: «Сколько таких губернаторов, которые и читают-то по складам, а насчет управления сущие орлы!»

— Вы говорите о 90-х, тогда многое в стране было в плачевном положении. Но в последние годы мы видели эффективную работу, например, МЧС при ликвидации последствий стихийных бедствий. Можно ли говорить о том, что сейчас ситуация с подготовкой к чрезвычайным ситуациям в стране изменилась к лучшему?

— Лучше я приведу конкретный пример. В 2008 году Академия наук анализировала список возможных бедствий и их последствия. Наш Институт прикладной математики имени Келдыша РАН, в частности, участвовал в моделировании и анализе того, что произойдет, если будут лесные пожары. Наше моделирование показало простую вещь — что ближайший засушливый год выведет Россию в сфере лесных пожаров на уровень национальной катастрофы. Ущерб порядка триллиона рублей и преждевременная гибель большого количества людей. И понятно почему. Потому что, во-первых, 70 тысяч лесничих сократили, чтобы сэкономить денег со словами, что люди, которым принадлежат леса, сами должны ими заниматься. Во-вторых, была по существу ликвидирована Рослесавиаохрана. Самолеты раздали по регионам, а у бедных областей не на что их содержать. И имелась идея, что сможем следить за лесами с помощью больших самолетов, пожары по данным из космоса тушить. Но было показано, что подобное очень неэффективно по сравнению с теми же вертолетами. Все это было опубликовано нашим институтом. Я это вручал министру МЧС, я являюсь членом экспертного совета МЧС России. Это исследование все хвалили, все было чудесно. Но читать его начали в 2010 году, когда Москва уже находилась в дыму, вспомните этот дым даже в метро. Мне рассказывали люди, которые работали в мэрии, что Юрий Михайлович Лужков тогда тряс этой нашей работой перед своими чиновниками и говорил: читать, читать надо, тут все написано, не бумаги подписывать, не деньги считать. И это типичная ситуация. Когда есть научные работы, но существует очень серьезный барьер между экспертами и управленческой вертикалью.

— Вы привели пример с моделированием лесных пожаров. Было ли подобное моделирование относительно каких-то эпидемий, то есть ситуаций, похожих на нынешнюю?

— Думаю, что, конечно же, это делалось в ряде институтов. Не в нашем. Почему? Потому что, для того чтобы заниматься такой работой, нужны междисциплинарные исследования. Есть французская пословица: «Для того чтобы сделать рагу из кролика, нужно иметь хотя бы кошку». То есть надо брать специалистов-биологов, эпидемиологов, географов, которые понимают, в каких условия все это будет происходить, и так далее. Но начиная с 2014 года Российской академии наук как научной организации не существует. Решениями Госдумы 2014-го был принят закон, в соответствии с которым институты отняли у всех трех академий — Академии медицинских наук, Академии сельскохозяйственных наук и у большой Академии наук. Все член-корреспонденты и академики были собраны в том, что сейчас называется Академией наук. Реализовали мечту, которую высказывал Андрей Александрович Фурсенко, что академия должна быть клубом выдающихся ученых. И действительно, то, что сейчас мы называем Академией наук, — это клуб заслуженных, выдающихся ученых. А в уставе написано, что Академия наук не является научной организации и не может проводить научные исследования. На это обращалось внимание президента Путина на одной из встреч ученых с ним. И РАН теперь как отрубленная голова из пушкинской сказки: она может думать, говорить, дуть, но институтов нет.

Я слышал несколько очень интересных докладов от коллег из нашего Института вычислительной математики. Это научная школа академика Марчука, академика Дымникова. Они очень серьезно работали с биологами, и у Марчука были работы по моделированию иммунитета. Но каждый научный институт сейчас как ремесленник. Раньше были возможны крупные междисциплинарные проекты. А теперь каждый за себя — должен найти себе какой-нибудь грант, договор и кормиться. Поэтому рассчитывать на то, что в такой ситуации наука сыграет значимую роль даже не в экономике, а в предупреждении рисков (как, собственно, и предполагалось сделать в 2002 году), пока возможности нет.

«Я постоянно говорю о том, что нам надо быть готовыми. Абсолютно все самостоятельно производить не надо. Но все необходимые вещи — да. Например, те же самые маски. Мы должны уметь их быстро производить» «Я постоянно говорю о том, что нам надо быть готовыми. Абсолютно все самостоятельно производить не нужно. Но все необходимые вещи — да. Например, те же самые маски. Мы должны уметь их быстро производить» Фото: «БИЗНЕС Online»

«МЫ СЕЙЧАС ИДЕМ К МИРУ РЕГИОНОВ, ЦИВИЛИЗАЦИИ»

— Мы начали интервью с того, что, с вашей точки зрения, данная пандемия используется для какого-то передела влияния на мировом уровне. Каким он станет и кто будет его бенефициаром?

— У нас была Первая мировая война, Вторая мировая война, холодная война. Сейчас действительно меняется мировая система. Мы даже не можем сказать, кто в результате всего этого окажется в выигрыше, возможно, это будут элиты нескольких стран. Давайте посмотрим на последствия всех других войн — однозначно это резкое падение уровня жизни населения после войны, не сравнимое с тем, что было. Другое ожидаемое следствие — крах проекта глобализации. И американцы, и европейцы полагали, что теперь есть только либерализм. Американские демократы мечтали о том, что будет мир без границ и Pax Americana. Но выяснилось, что Америка не тянет во многих отношениях роль единоличного мирового лидера. И это стало понятно, как только появились другие центры силы, более того, это выяснилось и экономически, поскольку Китай развивается гораздо быстрее, чем Соединенные Штаты. И реагирует на такие чрезвычайные ситуации гораздо более успешно, чем США. Америка — уходящий гегемон.

Но дело не только в экономике. Стало понятно, что проект мира без границ не получается. Потому что мир отторгает либеральные ценности. И мы сейчас идем от либерализованного мира к миру регионов, каждый из которых должен будет искать свой путь в будущее, потому что достаточно очевидно, что смысл и ценности китайской цивилизации, исламской цивилизации, миры России, Европы — кардинально иные. Давайте посмотрим. Казалось бы, такие близкие цивилизации, как США и Европа. В Европе права человека выше, чем права общества и тем более государства. Только Бог дал жизнь, только Бог может ее отнять. И поэтому Брейвик сидит с комфортом, и никакой смертной казни быть не может. А США — это демократия, но если народ считает единственным искуплением за совершенное преступление смерть, то конечно, там существует смертная казнь. И примирить одно с другим не удается.

Поэтому вместе с глобализацией либеральные иллюзии, скорее всего, будут отброшены, а нас ждет мир цивилизаций. И очень важно в этой ситуации то, что называется системной достаточностью. Цивилизация должна уметь себя кормить, лечить, учить, обогревать и все необходимое делать. А мы сейчас таковы или нет?

— К сожалению, нет.

— Я постоянно говорю о том, что нам надо быть готовыми. Абсолютно все самостоятельно производить не нужно. Но все необходимые вещи — да. Например, те же самые маски. Мы должны уметь их быстро производить в чрезвычайной ситуации и иметь запас, как и многого другого.

Как можно, например, говорить о какой-то цифровой экономике, об искусственном интеллекте, если мы не делаем сами компьютеры? Я был экспертом по соответствующей программе цифровой экономики. Мне довелось говорить с ее руководителями, обсуждать с разработчиками. Это впечатляет — там есть телемедицина, умный город, упрощение делопроизводства. Но вот что касается экономики производящей…

— Этого там нет?

— Нет. И это просто показывает очень низкую квалификацию нашего управленческого аппарата.

Берем следующий пример. Послание президента 1 марта 2018 года. Очень впечатляет, как там все сказано: что перед Россией стоят цивилизационные задачи. Не экономические, а цивилизационные! То есть президент в 2018-м мыслил РФ как цивилизацию, как то, что имеет свойство самодостаточности. Наступает новая технологическая волна, все будет решаться в ближайшие годы, и если мы ее оседлаем, то взлетим, а если нет — то она нас утопит.

Но если мы смотрим на программу развития искусственного интеллекта, цифровой экономики, мы не находим там того, что говорилось на политическом уровне. В свое время Георгий Константинович Жуков, выдающийся полководец, сказал такую фразу: «Армией управляю я и младший командир». Что он имел в виду? Что остальные просто должны конкретизировать все указания, которые даются на уровне верховного командования, отслеживать их и доводить до исполнения. А у нас получается, что президент говорит одно, внизу мы прекрасно понимаем абсурдность многих вещей, которые творятся, а среднего слоя, который связывает нас с президентом, как-то нет его. Обратите внимание, показатель этого — прямая линия с президентом. Если у нас к президенту более 2 миллионов обращений там, то подобное значит, что госаппарат не работает.

Поэтому если мы говорим о мировой системной войне, то в ней нам требуется радикальное повышение эффективности работы госаппарата.

«Мы будем жить в новом мире. Давайте посмотрим на этот постиндустриальный мир. Из  100 человек в нем 2 работают в сельском хозяйстве, кормят себя и всех остальных. 10 человек работают в промышленности, 13 управляют» «Мы будем жить в новом мире. Давайте посмотрим на этот постиндустриальный мир. Из 100 человек в нем 2 работают в сельском хозяйстве, кормят себя и всех остальных. 10 человек трудятся в промышленности, 13 управляют» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ОБЩЕСТВУ ЕСТЬ ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ, КРОМЕ КАК СМОТРЕТЬ В ЭКРАН КОМПЬЮТЕРА»

— Если мы говорим о новом технологическом укладе, о том, что каждая цивилизация должна сама найти свою модель будущего, то надо признать, что далеко не все из таких моделей, даже если они окажутся жизнеспособными, выглядят оптимистично. Куда может пойти мир или общество в случае ухудшения обстановки? Один из путей хорошо виден уже сейчас — это цифровое Средневековье, кастовое общество, где есть богатые, слой, обслуживающий их, а остальные — прекариат, люди без постоянной работы и занятости, без доступа к медицине и образованию, при этом все находится под тотальным цифровым контролем. Как нам избежать такого пути? Какова альтернативная модель для нашей цивилизации и как ее воплотить?

— Есть один способ работать непосредственно с будущим — образование. Это, в частности, и школьное образование. В советские времена у нас была во всей стране единая программа. Мое поколение училась математике по Киселеву, физике — по Кикоину. До этого было поколение, которое учило физику по Перышкину. Что подобное давало? Возможность учителям, пусть даже невыдающимся, имеющим среднюю квалификацию, использовать опыт лучших.

Так что, во-первых, мы пытались всех учить как элиту. Например, если вы посмотрите на британские или американские школы, то там в математике нет доказательств. Если миссис Смит сказала, что «а квадрат» равно «b квадрат» плюс «c квадрат», то ей надо верить. Формулы надо только применять. А у нас был очень высокий уровень образования.

И второе — для тех, у кого способности были выше, существовала огромная сеть физико-математических, спортивных, музыкальных школ.

— То есть социальные лифты?

— Да, то есть, с одной стороны, для школьников — твори, выдумывай, пробуй. А с другой — здравствуй, страна героев, мечтателей, ученых. Это ориентация на будущее, на высокие научные, моральные, культурные стандарты. Я сейчас смотрю у себя в библиотеке, какими тиражами тогда издавался Пушкин. Или, например, научно-популярная книга «Теория относительности для миллионов». Характерные тиражи — это сотни тысяч. А сейчас огромным успехом научной и научно-популярной книги считаются 5 тысяч экземпляров. В советское время журнал «Квант» для школьников и студентов младших курсов, которые увлекаются физикой и математикой, имел тираж 350 тысяч, а сейчас речь идет о нескольких тысячах. По сути дела, мы сократились более чем в 100 раз. Кто будет заниматься высокими технологиями?

Те, кто управляет рисками, говорят: если вы оказались в кризисе, проанализируйте, как вы в него зашли, и, может быть, есть обратный путь. Огромная опасность — это цифровое образование. Когда вместо профессора у вас есть видео, а вместо доцента — набор текстов. Но дистанционное образование — это лишение страны всех перспектив. Есть такой анекдот. «Почему воробей и соловей по-разному поют, хотя закончили одну консерваторию? Потому что соловей заканчивал по очной форме, а воробей — по заочной».

— В чем смысл навязывания этих форматов?

— Мы будем жить в новом мире. Давайте посмотрим на этот постиндустриальный мир. Из 100 человек в нем 2 работают в сельском хозяйстве, кормят себя и всех остальных. 10 человек трудятся в промышленности, 13 управляют. А что должны делать остальные 75?  Это и решается в нынешнем кризисе сейчас.

Есть два варианта, что делать с этими людьми. Первый — они не нужны. Это мир, где есть страны, которые, соответственно, будут мозгом мира, есть государства, которые станут рабочими руками: сейчас это Китай, потом — Индия и так далее. Что делать с ненужными людьми? Надо брать и сжигать их свободное время. Главная функция компьютеров сегодня — не экономическая, а социальная. Это социальный регулятор, как сжечь свободное время. Когда 10 лет назад я рассказывал, что российские мужчины уделяют женщинам и своим детям примерно 45 минут в сутки, а 6 часов — социальным сетям, телевизору, то есть чужой жизни, то подобное вызывало шок. А сейчас это совсем другие цифры.

— То есть задача, чтобы люди максимальное время проводили в цифровой реальности?

— Конечно. Все в стиле фильма «Матрица». Когда не могут решить реальные проблемы общества, то его погружают в наркотический сон, в такую наркотическую культуру.

Но есть и другой способ, чем занять людей. Еще Маркс говорил, что огромным богатством общества является свободное время. В это время человек может заниматься творчеством, наукой. Я думаю, что если смотреть в светлое будущее, то одной из главных профессий должны стать профессии учителя и родителя. Потому что это поразительно творческое дело — научить человека творить и помочь ему сделать больше, чем умеешь сам. Мы знаем примеры известных родителей — например Ласло Полгар, папа, который научил своих дочерей играть в шахматы лучше, чем мужчины. У него была своя система.

Поэтому на самом деле обществу есть чем заняться, кроме как смотреть в экран компьютера. Жизнь может быть наполнена очень глубоким интересным смыслом.

— И ключевую роль здесь играет образование?

— Обратите внимание — мы считали, что советское образование лучшее. И действительно, мы были в различных рейтингах в первой тройке всегда. Сейчас есть такой международный тест для школьников PISA, он проводится c 2000 года в 70 странах, это тест для среднего 15-летнего школьника по трем номинациям — математика, естественные науки и понимание прочитанного. В начале 2000-х мы были в середине третьего десятка. А теперь мы, Украина и Беларусь уже в четвертом десятке. Наши реформы нас тянут в минус. А кто идет в плюс? Финляндия, Южная Корея, Китай. В первой десятке находится Эстония, она копирует финскую модель. Например, очень сильно развивает интеллект ребенка игра на каком-нибудь музыкальном инструменте. Поэтому там начинается музыка с детского сада и до 9-го класса, каждый ребенок должен освоить один музыкальный инструмент. Там люди относятся очень серьезно к образованию. А у нас?

— Куда должно быть направлено это образование и развитие?

— Мне кажется, у нас есть будущее и интересные цели. Посмотрите, с 1973-го у нас нет пилотируемой космонавтики. Человечество променяло дорогу к звездам на виртуальную реальность. Нам надо вернуться к звездам. Есть Мировой океан, про который мы очень мало знаем. Кроме того, важнейшей наукой в ближайшие 10 лет будет биология. Здесь перед нами целый мир.

Если следовать постиндустриальной теории Дэниэла Белла, то сначала было традиционное общество, где человек чувствовал себя частью природы, потом — индустриальное, общество машин. А постиндустриальное общество — общество людей. Человек — это же чудо, это удивительно и интересно. Поменять данное право первородства, жизнь как вызов, как путь в будущее на виртуальную реальность, на компьютерные игры? Просто люди должны задуматься, что второго дубля не будет.

— Но все-таки есть основания оставаться оптимистами?

— Конечно. Пессимизм вообще эволюционно не оправдан.

Малинецкий Георгий Геннадьевич (родился в 1956 году) ― российский математик, заведующий отделом моделирования нелинейных процессов Института прикладной математики РАН им. Келдыша. Профессор, доктор физико-математических наук. Лауреат премии Ленинского комсомола (1985) и премии правительства РФ в области образования (2002). Вице-президент нанотехнологического общества России. Постоянный член Изборского клуба.

Родился в Уфе. В 1979 году окончил с отличием физический факультет МГУ им. Ломоносова (кафедра математики). В 1982-м окончил аспирантуру ИПМ АН СССР и защитил кандидатскую диссертацию, в 1990 году — докторскую. С 1982-го и по настоящее время работает в ИПМ, с 2000 по 2010 год — в должности заместителя директора по науке.

Специалист в области прикладной математики, математического моделирования нелинейных процессов и нелинейной динамики, автор и соавтор более 550 научных работ, в том числе 6 монографий, выдержавших более 20 изданий в России, США, Испании. Основная область научных интересов — прикладная математика, компьютерный анализ, прогноз поведения сложных систем, методы анализа данных, управление риском, математическая история. Кроме того, Малинецкий активно занимается популяризацией науки.

Ведет большую педагогическую деятельность, читает курсы в МИФИ, МГТУ им. Баумана, РУДН. Организатор ряда международных конференций по прикладной математике, математическому моделированию и нелинейной динамике, научный редактор многих сборников научных трудов по этой проблематике.

Действительный член Академии военных наук (с 2009 года), член экспертного совета МЧС России, член общественного совета по проблемам военно-промышленного комплекса при заместителе председателя правительства РФ (с 2012-го).

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (116) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
20.04.2020 08:39

Хорошая статья. Но мое мнение мы зашли уже слишком далеко сейчас управленцы большинство без образования горлопанить умеешь хорошо и отлично. Их слишком много там и уже не вычистишь.

  • Анонимно
    20.04.2020 08:20

    слишком много стало математиков, вот как защита от них и появился вирус.

    • Анонимно
      20.04.2020 10:29

      Математиков может и много, но умеющих решить задачи очень мало.

      • Rimma - Karamnisa
        20.04.2020 13:47

        10:29

        Да, физика и математика сегодня тесно связаны с биологией, и синергетика рассматривает человеческий организм и его популяцию, как сложные открытые системы с нелинейно протекающими процессами.
        Читала, что сегодня на этой основе развивается ментальная медицина и эпидемиология, поэтому, я думаю, что ставится этический диагноз всему человечеству....
        то есть, то, что происходит в мире в настоящем - это экспертиза в биомедицинских исследованиях.
        Отсюда, основываясь на ней и ставится синергетический функциональный диагноз для повышения адаптации человека в новом мире, как нам его уже преподнесли, что жить по старому уже не будем.
        Человечество развивается и продвигается вперед конечно же своими исследованиями и методами, открывая и доказывая себе законы Мироздания, но Всевышний Творец Аллах уже давно все сотворил как надо.......

        Я считаю....Иман - является ментальным иммунитетом мусульманина.
        Его биопсихосоциодуховной матрицей идентичности.
        Иман, как метальный иммунитет мусульманина, является основой безопасности его личности и общества в целом.

        Получается человек идет таким сложным путем и, как всегда, придумывает "велосипед", когда на самом деле, все уже есть и все очень просто, покорись Всевышней Воле Творца Всего и Вся.... и будешь жить счастливо и спокойно по заданным законам Свыше, не напрягаясь, в отведенный тебе срок.....

        Это мое субъективное мнение, я его опубликую, если модератор пропустит, вы его узнаете...

        • Анонимно
          20.04.2020 18:22

          13.47. Правильно. Искренне верующие мусульмане вверяют себя Воле Всевышнего и на Одного лишь Аллаха уповают всегда.

        • Анонимно
          22.04.2020 05:11

          выходит свои мозги не утруждай-делай как сказал имам и будет тебе счастье,Так и возникают фанатики,Очень опасно

        • Анонимно
          22.04.2020 08:01

          И Вашим доверием воспользуются сатанисты типа иудеев. Так уже было и не раз.

        • Анонимно
          23.04.2020 07:22

          Нет чтобы учиться, вы хотите в средневековье, жить по законам написанным в средние века.
          Молитва еще никого от чумы или полиомиелита не спасла.

        • Анонимно
          26.04.2020 19:40

          Совершенно правильный подход и анализ.Основные религии дают верные установки как жить .

          • Анонимно
            6.05.2020 23:57

            Если подходить к их постулатам по-философски, что исключает тупой фанатизм.

        • Анонимно
          4.05.2020 05:35

          Люди загнали себя в ловушку , с завязанными глазами и с комками ваты в ушах плутают в трёх соснах ! Всемогущий Бог сделался человеком ,претерпев страдания на кресте говорит -придите ко мне нуждающиеся и обрящите и насытитесь...Но не слышат люди Его

      • Анонимно
        23.04.2020 01:09

        Решить не могут потому,что условия задачи не полноценно представлено

      • Анонимно
        11.05.2020 18:26

        в нашей стране не нужны образованные и умные (опасно!).
        Поэтому "добивают" и образование

    • Анонимно
      21.04.2020 11:23

      Очень тонко, но в корне верно.

    • Анонимно
      22.04.2020 12:28

      Эта статья для умных думающих людей. Для Вас, видимо, слишком сложно.

  • Анонимно
    20.04.2020 08:39

    Хорошая статья. Но мое мнение мы зашли уже слишком далеко сейчас управленцы большинство без образования горлопанить умеешь хорошо и отлично. Их слишком много там и уже не вычистишь.

  • Анонимно
    20.04.2020 08:50

    Суперкризис, вызванный пандемией коронавируса и обрушением цен на нефтяном рынке, а также нежелание клана "силовиков" идти на заклание, ставят политическое руководство России перед выбором: повторить судьбу Ирака и Саддама Хусейна или вместе с российским народом спастись. У России есть татарское открытие о двусмысленности главной заповеди Христа (заповеди любви к ближнему), в которой заключен "весь Закон". Это открытие позволяет России призвать народы к построению Царства Божьего на земле.

    Христос есть Слово. Когда Он говорил своим ученикам, что будет предан смерти и в третий день воскреснет, то Он имел в виду свое учение. Написано, что у Господа один день как тысяча лет и тысяча лет как один день.
    Учение Христа было искажено (т.е. предано смерти) в период раннего христианства в начале первого тысячелетия — первый день. Сейчас идет третье тысячелетие — третий день. Настало время воскресения Слова — учения Христа.

    • Анонимно
      21.04.2020 18:22

      Лучше не скажешь. Но поймут только верующие. Потому что для неверующих все эти слова ни о чем. Заповеди читайте, народ! Тогда понятно станет почему все так складывается в мире эгоизма и денег. Отказавшись от суеты каждодневной, может и откроются очи . Хотя открываются они обычно только через страдания. На себе проверено.

  • Анонимно
    20.04.2020 08:52

    Спасительный ресурс России.

    Христос есть Слово. Когда Он говорил своим ученикам, что будет предан смерти и в третий день воскреснет, то Он имел в виду свое учение. Написано, что у Господа один день как тысяча лет и тысяча лет как один день.
    Учение Христа было искажено (т.е. предано смерти) в период раннего христианства в начале первого тысячелетия — первый день. Сейчас идет третье тысячелетие — третий день. Настало время воскресения Слова — учения Христа.

    Российский исследователь обнаружил двусмысленность в тексте библейской заповеди любви к ближнему. Это не простая заповедь — это заповедь, в которой заключён «весь Закон» (Гал.5:14), в которой заключена «вся Тора» (Гилель, Акива).

    Профанный смысл заповеди является "бременем тяжелым и неудобоносимым" и культивирует разделение людей. Сакральный смысл заповеди заключается в том, что заповедь любви к ближнему является не предписанием, не бременем, а формулой сущности человека: Возлюби ближнего своего как (в качестве) самого себя; Возлюби ближнего своего — самого себя. Человек и его ближний являются частями единого организма: это есть в иудаизме — "Израиль как один человек", и в учении Христа — "тело Христово".

    Человек и его ближние имеют единосущность, имеют совместную сущность. Отдельный индивид не имеет сущности, не имеет смысла: "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут".

    Знатоки Торы так объясняют смысл заповеди любви к ближнему: “Он мой ближний в том же смысле, в каком одна рука является ближним другой руке. Если ты представляешь, как одна рука не мстит другой за то, что она ее порезала, то ты можешь понять, каким образом ты можешь не мстить и не злопамятствовать другому человеку из народа Израиля, поскольку он принадлежит тому целому, живому организму, частью которого являешься и ты”.

    Апостол Павел так объясняет смысл заповеди: “Так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены” (Рим.12,5).

    Обнаружены и другие сакральные смыслы, которые объясняют необходимость перехода к общественным отношениям, основанным на любви к ближнему.

    Во-первых, тайный смысл имеет и "наибольшая заповедь в Законе" — заповедь любви к Богу: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим” (Мф.22,37).

    Библейские понятия “Сердце”, “Душа” и “Разумение” — это три составляющие человеческой психики, которые сопоставимы с психоаналитическими понятиями Сверх-Я, Оно и Я соответственно.

    Сопоставимы, но не идентичны. Если в психоанализе Сверх-Я (сопоставимое с библейским “Сердцем”) выполняет положительную функцию по обузданию и окультуриванию “диких” душевных страстей, а Оно (сопоставимое с библейской “Душой”) является убежищем скрытых демонических сил, то в учении Христа эти области человеческой психики имеют прямо противоположную ценность. Так "Душа" в учении Христа является безусловной ценностью, а источником скрытых демонических сил является "Сердце".

    Иисус говорит: “Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?” (Мк.8,36).
    Про сердце человеческое Иисус говорит: “Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления” (Мф.15,19).

    Психоанализ говорит, что внутрипсихические конфликты являются неразрешимыми.
    Иисус же говорит: "Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен Сердцем, и найдете покой Душам вашим" (Мф.11, 29).

    Во-вторых, анализ библейского текста об изгнании Адама и Евы из рая позволяет определить природные потребности человека. Таких потребностей, которые актуализировались в результате изгнания из рая и отныне лежат в основе социального поведения человека, всего четыре:
    — потребность в питании;
    — потребность в поддержании благоприятного микроклимата;
    — сексуальная потребность (“тайна сия велика”);
    — потребность в признании, уважении.

    Учение Христа дает уникальные сведения о природе и сущности человека. Единственным верным способом разрешения внутренних психических конфликтов и удовлетворения природных потребностей является любовь — совершенный закон человеческого общежития.

    Иисус говорит: "Итак не заботьтесь и не говорите: "что нам есть?" или "что пить?" или "во что одеться?". Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" Мф.6,31-33.

  • Анонимно
    20.04.2020 08:55

    Этот академик один из ведущих специалистов в России в области синергетики, управления рисками и проектирования будущего, автор более 800 научных трудов и более 100 научно-популярных статей.
    Невольно возникает вопрос, а почему не провели моделирование последствий разрыва ОПЕК+? Он же во экспертные советы входит.

    • Анонимно
      20.04.2020 09:47

      А кто просил?

      • Анонимно
        20.04.2020 09:55

        Ха, судя по откровениям в статье, он на всех фронтах при делах.

    • Анонимно
      20.04.2020 16:27

      Жора очень крут!!!

    • Анонимно
      20.04.2020 21:13

      Вы статью читали? Между учёными и чиновниками пропасть- чиновники не привыкли слушать специалистов

      • Анонимно
        21.04.2020 11:24

        До сих пор чиновники действуют по старой формуле : Я - начальник, ты - дурак.Умных специалистов травят и гонят отовсюду, и так везде - в образовании, медицине, на производстве. Наша страна держится на нефти и ядерном оружии. Взялись учиться дистанционно- интернет не тянет,как выйти в скайп не знают ни учителя, ни ученики. Компьютеры жиденькие, все одноразовое. И накрылось медным тазом дистанционное обучение. Один плюс - народ понял, что без учителей никак не обойтись, может, теперь хоть начнут уважать и ценить.

        • Анонимно
          7.05.2020 00:11

          Вот ведь какая жестокая ирония судьбы: как в России растоптали докторов с учителями, принизили авторитет профессии до плинтуса. И вот она -- расплата. Чиновничья свора, от которой стране только горе, получает в тысячи раз больше, чем вся совокупная рать докторов с учителями. Ответьте себе, люди: кто важнее и нужнее стране. Думайте, прежде чем опустить бюллетень в избирательную урну!

      • Анонимно
        11.05.2020 18:53

        Да, но пропасть еще между учёными и реальным сектором. Словом , ничего не изменилось. Лишь на отдельных , разве что , стратегических направлениях

    • BigeR
      22.04.2020 17:34

      А потому, что управленцы у нас никудышные. Как гласит военная наука, прежде чем идти в атаку - проведи разведку, проанализируй ситуацию и оцени свои шансы.
      Так вот, они простую разведку проводить не научились, а уж анализировать и оценивать подавно.

      • Анонимно
        22.04.2020 19:32

        Если по факту мы видим, что по факту не получаем, что хотим, это не значит, что они не могут (не умеют). Всегда надо иметь ввиду и второй вариант - не хотят..

        • BigeR
          23.04.2020 12:47

          Цитата - Если по факту мы видим, что по факту не получаем, что хотим...

          Это означает только одно - Разведка, Анализ и Оценка были проведены не верно, или вообще не проводились...

    • Анонимно
      23.04.2020 07:24

      Политика рулит. Иные задачи стояли.

  • Анонимно
    20.04.2020 09:12

    Все правильно.

  • Анонимно
    20.04.2020 09:35

    Умный человек. Сильное интервью.

  • Анонимно
    20.04.2020 10:04

    что потеряли люди в космосе зачем человеку двое пар новых штанов когда можно спокойно ходить в одних старых зачем человеку летать в турцию египет канары все это отвлечение человека от каких то нехороших мыслей направление его мысли на жизни удалась я крутой вот когда придет время что нехорошие мысли не будут возникать тогда и наступит время мессии как сказано и лев будет пастись вместе с ягненком и перекуют мечи на орала а копья на садовые ножницы а пока у людей кипит разум возмущенный и в смертный бой вести готов нужно какое отвлечение его от этого этими отвлечениями служат и полеты в космос и образование и цифровая индустрия и все что сейчас называется прогрессом развитием общества и те страны у которых население более адекватно и более отвечает на законы и не орет мы можем повторить тем у этих государств и народов большие шансы пережить до времени мессии с меньшими потерями ну а те страны которые привыкли к борьбе с воображаемыми врагами те наверное не выживут погибнут а коронавирус это одно из способов наказание людей за вот такие грехи такой же как война наводнения и если в сирии не могут мирно жить то война к ним пришла россия то же нарывается на это пожары возникают от людской безалаберности безответственности

  • Анонимно
    20.04.2020 10:17

    а у минусующих что типа зависти к интеллекту?

    • Анонимно
      20.04.2020 11:20

      минусующие считают себя народом которые всегда правы при этом у них интеллекта нет от слова совсем именно поэтому они минусуют ибо сказать нечего

  • Анонимно
    20.04.2020 10:21

    В дополнение к статье инфо к размышлению.
    В Якутии набирает обороты петиция против Иркутских лесозаготовительных предприятий, они вместе с иностранными инвесторами собираются рубить леса возле Амги. Пишут, Вилюй уже испорчен алмазодобывающими компаниями. Кроме того, в Якутию сбрасывают космический мусор, оказывается.
    Беда в том, что все регионы России находятся в положении Якутии.

  • Анонимно
    20.04.2020 10:24

    Свободных людей много, а канализацию отремонтировать некому, подвалы годами залиты канализационными стоками

  • Анонимно
    20.04.2020 10:29

    "Дарья Петровна: Истинно вам говорю: 4 мая 1925 года Земля налетит... на небесную ось!"
    кф "Собачье сердце."

  • Булгарин
    20.04.2020 10:47

    Хочу тут по одной теме подискутировать. Это о социальном неравенстве и о том, что миром руководит небольшая группа людей, а с углублением кризиса этот круг людей будет только сужаться, или это будет элита нескольких государств. И это звучит и в статье с оттенком того, что это неправильно. Неправильно то, что Один процент населения Земли правят остальными 99%. Но что является альтернативой?

    Давайте взглянем на нашу страну, а тут разве не так? Да и в той системе, о которой говорит товарищ, о АН СССР или в старом виде РАН разве это было не так. Разве не избранные управляли наукой в стране. Разве это не противоречит тому, о чем говорит чел? Или так понимаю, все что в свое время совковые идеологи внушали, так и запечатлелось в голове и у этого товарища. Да, Один процент в российской науке сидят в РАН и пытаются управлять всей наукой, то есть 99% тех ученых, кто не имеет званий акалемиков и не входит в эту организацию. Это плохо? Но вот по его мнению как раз это хорошо, а вот то, Один процент тех, кто входит в клуб миллирадеров - это плохо. Но кстати, есть еще и отличие. Миллирадер может все же раззориться, а вот академики уже пожизненно.

    Нет, ничего плохого про академиков не скажу, просто сам подход не логичен. Тут можно, а там нельзя. И

    Или управление страной. Тут же чел с большим пиететом к Путину, но ведь тут даже про Один процент не скажешь. Тут просто Один человек всем управляет, собрав вокруг себя небольшую гвардию. И ничего, опять не вызывает протеста. Так как будто так и надо. Да и не сегодня это было. Не сегодня возникла такая система управления.

    • Анонимно
      20.04.2020 15:28

      Булгарин, ненависть к социализму затмевает Ваш разум, ВСЁ что ТАМ было вы всегда не глядя очерняете и отметаете. А человек трезво показал нашим "либералам" на некоторые полезности той системы. Вас это бесит как всегда.

      • Булгарин
        20.04.2020 16:36

        Вы бы поконкретней что ли! Я написал о социальном неравенстве и о том, что в любых проявлениях 1% населения и будет управлять остальными 99%. И не надо видеть в этом что-то ужасное. Так было и про совках, так есть и при капитализме. Да и в той же Академии, о котором он написал, что его лишили возможности управлять институтами, тоже сковизить та же идея, избранные академики управляют наукой в стране. То есть не вообще ученые, а именно должны этим заниматься академики. И где тут ненавсит в социализму. Хотя вы правы, считаю, социализм некой утопией, а людей, кто этим занимался, экспериментаторами над человеческим сообществом, которое не к чему хорошему не привело. Опять те же избранные во главе с Генсеками, а остальное то же быдло.

        • Анонимно
          22.04.2020 18:21

          социализм не утопия. Посмотрите на Финляндию - отличный социализм получился

        • Анонимно
          7.05.2020 00:23

          Социализм -- не утопия, а общественно-историческая формация, основанная на принципе "от каждого -- по способности, каждому -- по труду". Но беде а том, что принцип этот в СССР не соблюдался, и социальные болезни пустили метастазы, что и привело к коллапсу страны. И вот что ещё никак не выдерживает критики: недооценка роли личности в истории и неадекватная оценка взаимоотношения личности и народа.

  • Анонимно
    20.04.2020 10:57

    Математик правильно посчитал что скоро 75 человек из 100 будут лишними.А чтобы этого не произошло вот и нужны вирусы.У нас очень гордились что придумали гибридные войны.Но генералы всегда воюют по старому.А сейчас на яву уже третья мировая бактереологическая.И ни кто не знает как мы из неё выйдем.Первый шаг очень простой.Сейчас вирус прячется за воспалением лёгких практически не разбирая ни рас ни народов.Но уже вторая или третья модификация будет очень хорошо разбираться например в расах.И вполне может случиться что вновь придуманное цифровое рабство будет не нужно.И единственное что сейчас хоть как то спасает нас от полномасштабной биологической войны это то что ни кто пока не может точно сказать кто у него были предки.Но мир не стоит на месте и математики с программистами наверняка решат эту проблему чтоб создать вирус тонко направленного действия.

    • Анонимно
      20.04.2020 12:55

      1. Из серии свежих конспирологических статей о происхождения коронавуруса уже ясно, что новое биологическое оружие будет иметь расовую и далее этническую ориентацию!
      2. Этим ныне особо озабочены в в больших монорасовых странах - Китае и Индии, но не в США (где много белых, черных и латиноамериканцев)! Россия в военном и научном отношении здесь уже не игрок, что прежде всего показывает странная ситуация с обеспеченностью населения простыми примитивными защитными масками (!) Что говорить о тестах и сложных медицинских приборах?
      3. По сценариям скорых глобальных мировых войн первой важной жертвой должна стать опасная для мира наша явно мафиозно-олигархическая Россия, как обладательница 1,5 тыс. ядерных боеголовок и технических средств их доставки (в включая тактические ядерные радиоуправляемые мины, якобы, уже доставленные ГУ/ГРУ на территорию потенциальных противников)!
      4. Странно, что проблема нужной защищенности России от нового биооружия многие годы игнорировалась высшим руководством РФ, особенно "юристом" Д.А. Медведевым!
      5. Многим аналитикам внутри России ответ видится в большой некомпететности высшего управленческого персонала в рамках созданной В.В. Путиным узкокорпоративной "вертикали власти". Спасибо за публикацию позиции эрудированного Малинецкого!

  • Анонимно
    20.04.2020 11:35

    Отличная статья! Одна из лучших. Поздравляю бизнес онлайн.

  • Анонимно
    20.04.2020 11:38

    Нужно наращивать ресурс образования. И для этого привлечь лучшие умы мира, непокорных, непослушных, оригинальных людей. Тех, кого система ломает в своих странах. Кто не поддакивает власти. И не боится высказывать свои мысли, идеи.

    • Анонимно
      20.04.2020 12:53

      да это уже было в нашей истории, так с середины 20-х до начала 30-х в СССР немало приехало этих самых "лучших умов, непокорных, непослушных и оригинальных", а потом они в большинстве своём поехали кто в ГУЛАГ, а кто и на Коммунарку...

    • Анонимно
      20.04.2020 20:32

      ваши слова относятся только к россии где менталитет богоборчества всегда с кем то бороться в других странах система никого не ломает и ученые там занимаются наукой а ни с кем не борются

      • Анонимно
        21.04.2020 10:39

        Ну зачем вот такой бред писать. Разве мы "боремся" во ВСЕХ уголках мира, навязывая всем свой мировой порядок. Разве мы окружили Америку своими военными базами. И ещё: разве Россия первой применила химическое оружие в Первой Мировой войне, разве СССР применил атомное оружие и газовые камеры во Второй Мировой войне. Разве мы выжгли напалмом миллион вьетнамцев и уничтожили химией вьетнамские джунгли. Продолжить подобные перечисления НЕ НАШИХ мерзостей. Наберите в гугле "трагедия Сонгми" посмотрите там фото застреленных и заколотых штыками беременных женщин и грудных детей этой мирной вьетнамской деревни. Всё это сделали ваши белые и пушистые " занимаются наукой а ни с кем не борются" Вы хотите чтобы и снами всё это проделали?

      • Анонимно
        7.05.2020 00:45

        Ой, да что вы говорите! Это из серии одесского юмора? ВЕЗДЕ система ломает. Наблюдала "ломку" вблизи и на себе тоже и в СССР, и пост-СССР, и в США, и на Ближнем Востоке. Уж казалось бы разные страны, а условия игры -- всё те же.

    • Анонимно
      7.05.2020 00:40

      Я их их числа. Уже не при делах. А за всю жизнь сколько энергии потрачено на войну с мельницами! И эксклюзивность и важность моих знаний не помогли в академическом мире, за исключением периода, когда я сама взяла бразды судьбы в свои руки -- образовала свою академ. корпорацию. Академический мир отражает свою социальную матрицу. Поэтому очень вас понимаю, но с оценочной улыбкой (не ехидной). Есть в бизнесе принцип водопада: как вода падает сверху, так и движение в науке или в любом деле вообще направлено сверху вниз. Или другая народная мудрость в помощь: "рыба тухнет с головы".

  • Анонимно
    20.04.2020 11:40

    Прекрасное интервью, как там солнцеликий говорил, СССР только галоши для Африки делал, но про своих дочек не забыл. Великий философ Зиновьев "православие ведёт Россию в тьму средневековую". Царь хороший бояре плохие, да и с народом не везёт.

  • Булгарин
    20.04.2020 12:06

    Еще одна тема. Это образование и чем человек должен заниматься в свободное время.

    Во-первых, человек как и многие сегодня головой повернут назад. Как было хорошо в СССР, какое там было образование. Но ведь развал той страны в какой-то мере и определялось и системой образования и досугом человека. Чем была плоха та система образования? В первую очередь тем, что она была на 100% политизирована. Ее цель была не дать образование, как таковое, а воспитать человека в духе покорности и преданности коммунистическим идеалам и, конечно, же самой партии, ее вождям. И потом она должна была производить ту рабсилу, которая и должна была работать на производстве. И тут тоже была некая система отбора. Да, она отбирала по способностям, но все же в первую очередь должна была быть исключительная лояльность самой системе. Тут даже академики, трижды Герои Соцтруда попадали в немилость и их отправляли в ссылки за сомнения идеалам, да просто верности тем, кто сидел во власти. Сегодня вот Путину сложно все таки, его подвергают критике, ему приходится как-то менять Конституцию, чтобы обнулить сроки своего прибывания на посту, да того же Генсека. А в то время, такие сомнивающиеся или во времена Брежнева в ссылке сидели или работали кочегарами, а во времена Сталина так вообще превращались в лагерную пыль. Потому когда начинают расхваливать ту систему, где были социальные лифты и отличная система образования, просто не надо забывать, что все эти лифты и способности работали только при полной лоялности самой системе и его вождям. Любая критика приводила к одному, невзирая на спосбности и регалии, человек мог оказаться на свалке. Потому и не было обратной связи в той системе. Потому и развалилась та система. Кстати, не зря чел вспоминает Маркса, видать, крепко в голове засели те идеологические установки.

    Второе. Когда чел сравнивает западную систему образования и советскую, когда упирает на то, что в западной системе было важны в той же математике не доказательства, а как использовать ту или иную формулу. А может это и было правильно. Ведь люди характеризуются различными складами ума, а потому у очень небольшого количества людей аналитический или математический склад ума. В основном у людей гуманитарный и практический склад ума. Вот с этого и надо бы плясать. Потому обучать математике и приводить при каждом случае доказательства теорем не самый правильный способо учить математике. Правильней как раз учить тому, где и как можно испоьзовать те или иные формулы. Потому запад и обходил постоянно совков, потому как при обучении они в основном ориентировались на то, что ученик все обладает практическим складом ума, а не аналитическим. Это так.

    Правда, не скажу, что сегодня российская система образования лучше той, советской. Тут все как то намешали. Ведь учителей готовят те же, кто их готовил и при совках, а потому откуда у них другие методы и взгляды. Но и дополнительно к тем недочетам советской системы прибавились еще и свои тут, уже более современные.

    • Анонимно
      20.04.2020 16:43

      Булгарин: "Правильно учить тому, можно где и как можно использовать те или иные формулы" (а знать доказательства и смысла их не нужно). Ну чушь же, это из той же оперы, что нужны не производственники, а ушлые менагеры, знающие как воспользоваться коньюктурой, как срочно купить и продать. Не важно будет ли толк для страны. А ведь разбор доказательств в точных науках, развивает аналитическое мышление, которое потом даже не в точных науках пригодится, человек не слепо будет воспринимать информацию, а анализировать. В отличие от простой зубрежки формул. У меня внуки нормально решают примеры с логарифмами, но что же это такое сам логарифм не знают. Вот корень или степень знают, а логарифм для них это что то отвлеченное, не поддающееся прощупыванию. Пришлось растолковывать на пальцах, оказалось всё просто. А ведь больше полувека прошло у меня от ТОЙ школы. Вот похоже и Вы также лишены аналитического аппарата. Вбили себе две истины : 1)Запад богаче нас 2)У нас был социализм. и на этих двух, вообщем то правильных, исходных делаете вывод : Чтобы быть богатыми как Запад, нужно делать всё как у них. Не пытаясь проанализировать, достаточно ли простого перенося их ценностей на нашу почву. В очень грубом приближении попробуйте перенести сегодня же Западные ценности какой нибудь Папуасии, разве они станут тут же немцами или шведами и заживут как в европах. А Вы постоянно пытаетесь натянуть западное одеяло на нас. Мы конечно уже очень далеко не папуасы , но ведь и не немцы же. Нам нужен свой путь. Мне вот кажется что именно социалистическим планированием мы могли бы достичь быстро чего то путного. Ну может как то по другому, но не слепым копированием Европы.

      • Булгарин
        20.04.2020 17:39

        Попытаюсь вам ответить немного из математики. Одним из самых известных разделом математики, дифференциальное и интегральное исчисление основано на исчислении бесконечно малых величин. Можно, конечно, для математиков и физиков-теоретиков весь этот раздел начать как раз исчисления бесконесно малых величин. Там довольно много теорем, они и определяют в последующем то, как построено диффернциальное и интегральное исчисление. Да, можно, как иногда и делают, с этого начать обучение предмета матанализа тех же химиков, биологов и т.д. на первых курсах университета. Думаю, они вынесут из этого курса мало, что путного. Но вот можно начать с того, что определяют дифференциалы и интегралы, где они находят применение. И посвятить курс как раз решению различных прикладных задач с использованием этих самых диффернциалов и интегралов. Речь как раз об этом. И ваш пример с логарифмами тут не проходит. Речь идет немного о другом. Инженеры должны уметь пользоваться многими математическими инструментами, а для этого уж точно надо знать не только о логарифмах, но и что немного посерьезней. Но вот что им может быть и не надо знать, так это, например, признак сходимости рядов Вейерштрасса и его доказательство. Хотя, ессли ваш внук любопытен и у него аналитический склад ума, то вполне допустимо, что и это его заинтересует, в каких-то задачах. Но ведь я уже писал, что людей с аналитическим складом ума, также как и абсолютным музыкальным слухом или голосом не так и много. И даже, если вы будете петь до отупения или пытаться играть на скрипке, если не дано, то это пустая трата времени. А развивать ум надо, но надо знать какой он у вас.

      • Булгарин
        20.04.2020 17:57

        Да, еще. Когда обычно говорю о науке, то, простите, не сравниваю Запад и Россию по тому кто богаче. Для меня интересен другой критерий. Это сколько тратят на науку, хотя бы в долях от своего ВВП. Сколько университетов и по каким критериям они занимают ведущие места в мире. Сколько издают научных журналов и каков их статус в мире. Сколько открытий было сделано и каких. Сколько, в конце концов, лауреатов Нобелевской премии или той же Филдовской для математиков в нашей стране работает сегодня, а сколько их было вообще.

        И да, западные ценности автоматически не перенести в российские реалии. Но есть универсальные приниципы и ценности, которые переносятся, но вот проблема, не хотят. И при этом постоянно ссылаются на свой особый путь. А он пока приводит только к воровству и коррупции вселенского масштаба. И, кстати, в науке тоже, к прескорбию. А то, что вы написали про социалистическое планирование, оно неотделимо от строительства социализма, а это уже проходили. И не надо маскировать под этим термином обычную попытку бывших комуняк опять свернуть назад в прошлое.

        • Анонимно
          22.04.2020 16:34

          "Для меня интересен другой критерий. Это сколько тратят на науку, хотя бы в долях от своего ВВП. Сколько университетов и по каким критериям они занимают ведущие места в мире. Сколько издают научных журналов и каков их статус в мире. Сколько открытий было сделано и каких. Сколько, в конце концов, лауреатов Нобелевской премии или той же Филдовской для математиков в нашей стране работает сегодня, а сколько их было вообще."

          В этом вашем принципе проявляется лишь то, что барышники не напрасно тратят огромные средства на саморекламу.

    • Анонимно
      21.04.2020 21:35

      Что- то заминусовали Вас «умники». Абсолютно согласна с Вами!
      Хвалить советскую школу можно за то, что могло стать трамплином для теоретиков, наделённых особыми мозгами .
      Политизированности, отсутствие практических навыков на основе полученных знаний , а так же обучение по принципу всем сёстрам по серьгам независимо от интересов и возможностей каждого ученика .
      Вероятно, наиболее прогрессивными были в СССР ПТУ, если исключить существование в них полной анархии и отсутствия элементарных норм законности во взаимоотношениях учащихся- признак стихий него протеста и видимости сильной власти в СССР

      • Анонимно
        7.05.2020 00:56

        Не обращайте внимания на минусы. Многие читают поверхностно и кликают не вдумываясь. Ожидаю, что и мой невинный пост "заминусуют". Ха-ха!

  • Анонимно
    20.04.2020 12:14

    Не знаю как вы, но у меня всю жизнь у выхода висят два противогаза. Спасение утопающих- это.. Сожалею, из жизненно необходимого не научился только роды принимать и обувь шить. Но вот почему хотя бы данный товарищ не управляет страной? Почему уже который год страну пытаются поднять (да и пытаются ли страну поднять?) люди, которые в своей жизни даже табуретку не сколотили? Куда не ткнись, ничего нет. Стране нужны прорабы, профессора, а не просто потребители. Теперь весною пора всех, вт.ч. и лишних, гнать на Работу.

    • Анонимно
      7.05.2020 01:05

      В моей академической среде популярно такое мнение: кто не умеет учить, становится директором школы. Оглянитесь вокруг: ведь вся чиновничья рать -- это профессиональные лузеры, главное умение которых -- грести под себя. А ведь менеджеру тоже нужен талант. О полководцах принято говорить "талантливый" или "бездарный", а управленцы априори получают зелёный свет от покровителя. (Мнение народа уже мало учитывается, коль в ходу разговорчики о преемнике и о трансфере власти.)

  • Анонимно
    20.04.2020 13:27

    Друзья мои читатели БО!!
    В Польше есть поговорка.
    Каждый Поляк ГЕОСТРАТЕГ.
    Такая и у нас в России позиция потомков поляков ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКАЯ..
    Уважаемый ПАН Малинецкий решил из математики ринутся в ГЕОСТРАТЕГИ и поразмышлять.
    Дааа в 16 веке католическая церковь руками Польских КАТОЛИКОВ пыталась прибрать Россию Татарскую к своим рукам.
    Удалось на некоторое время.
    Однако Татарин МИНИН и татарин Пожарский объединнёными силами прогнали.
    Однако они вернулись в качестве военных инструкторов,идеологов,чиновников во времена Петра 1 и далее с немцами и шотландцами,вообщем европейцами.
    Я Вам скажу сколько не пугали народы ЕВРАЗИЙЦЕВ в России так и не смогли запугать.
    И это пройдёт.
    с уважением
    Простой человек

  • Анонимно
    20.04.2020 14:20

    Разочаровал меня этот математик. Видимо, есть большое желание показать себя. А занимает он очень жизненно необходимое направление математики, которое должно быть маяком для деятельности людей всей планеты, всех стран и народов. А вот все его умственные построения искусственны и ничтожны. Почему?
    1. Есть Всевышний. Отвергать, игнорировать его удел погрязшего в грехе. Вместо этого искать замену в какой-то мистической элите-это еще большее погружение в грех.
    2. Энтропия всегда стремится к увеличению, все стремится к большему беспорядку. Человечество беспрерывно занимается и будет заниматься решением возникающих
    проблем. В том числе найдется замена и антибиотикам.
    3. Полагать, что Китай что-то прогрессивное-это просто глупость. Можно не обосновывать. Сама экология это наглядно обосновывает в данный момент. Мир сразу очистился, заблестел. Только надо достойно выйти из этого коронавируса.
    4. Цивилизации существуют и существовали. И будут мирно существовать. Только уже на еще более равноправной основе. Христианская мир (цивилизация) уже не будет так высокомерен.
    5. Заняться людям всегда найдется чем. Совершенству нет предела. Каждый человек может заняться садоводчеством, агрономией, ботаникой, биологией, углубиться в познание природы. Заниматься спортом. И ,конечно, духовное совершенство. Заниматься наукой-это уже блаженство. И все для блага людей.
    6. Но мы "в руках" Господа Миров. Как Он решит, так и будет! Иншалла! На все воля Аллаха!

    • Анонимно
      20.04.2020 16:55

      почитайте , что думал про религию Зигмунд Фрейд. Воспринимать реалии мира через призму религии, ну это мягко говоря- утопия.

      • Анонимно
        20.04.2020 17:55

        16:55. Для Вас Зигмунд Фрейд -авторитет.
        А где он сейчас находится? Куда путь держит его душа: в ад или рай?

        • Анонимно
          21.04.2020 12:07

          На это нет ни у кого ответа.

        • Анонимно
          23.04.2020 07:43

          Нет рая или ада. Есть трава, земля, есть печь.
          Вас закопают или сожгут, когда придет время и это очевидно. Всё! Про другое никто не знает, ибо на доказано.
          Можно придумывать что угодно или верить средневековым книгам и тешить себя надеждой.

    • Анонимно
      21.04.2020 00:48

      Верно!
      Вселенная создана и управляется единственным Всевышним Аллахом !!!

  • Анонимно
    20.04.2020 14:25

    Почему в Израиле нельзя заниматься сексом на газоне? — Потому что прохожие замучают советами
    сороновирусь узнала бы столько специалистов по этой сфере в россии обходила бы стараной.

    • Анонимно
      20.04.2020 16:14

      страна советов это россия и тут хотели бы заниматься любовью на газонах но в россии все газоны вытоптаны заниматься негде но в израиле газоны есть но люди предпочитают выполнять супружеские обязанности дома в постели гораздо удобнее и приятнее

  • Анонимно
    20.04.2020 14:48

    Хотите жить безопасном мире меняйтес,и вокруг себе поменяйте все до неузнаваемости. Это необходима,по старому жить не можем . Одно из простых причин: Какому либо диктатор накурился или наколося или напилься, пиимер. Северная Корея. Или он понял что он скоро умрет и решил часть человечество с собой брать на тот свет. Что может или кто можеть ему в этом помещать,никто обсолютна никто. Небольшой чемодан с вирусами типа сороно 19 или другим вирусом заразить людей. У этого сумашедшего власть,деньги не меренные в руках и не кому его остоновит. Раньше таких стран решение принимала несколько людей а сейчас это сумашедший один принимает решение. И таких сумашедших случайно захвативших диктаторов сколько на планете? Достоточно. Потому ради безопасности планеты у этих ребять надо забрать спички,или они подожгут наш обший дом,планету. Потому если не глобальную то материковый контрол над такими психами нужен. Африка управляетса из одного города и есть одно армия и то она для спасение жизнь мирное время или катострофах,не для того что атаковать другие страны. С каждой страны несколько преставительи приставляет свою страну.Африка из одного города аэия тоже,европе уже легче у них евросоюз и он с брюсселя управляется. Скоро они уменшать до минимума чиновников

    • Анонимно
      20.04.2020 17:19

      Короче Ваша мысль сводится к Мировому правительству, и желательно чтобы оно базировалось в Вашингтоне. Так я Вас понял? Вы не одиноки в этих мечтах. Надейтесь и ждите.

    • Анонимно
      23.04.2020 07:46

      Как они справились с пандемией видно наглядно.
      Ищите хозяина?

  • Анонимно
    20.04.2020 15:05

    У нас крутых математиков маловато что то инновационных пока. Даже не знают, что складывать два или больше неоднородных предмета нельзя. Модели обрезования везде устарели, никто не готовит нравственного в первую очередь Человечного.

  • Анонимно
    20.04.2020 16:23

    Опять параноидальный бред старых комсомольцев. Теории заговоров, новый мировой порядок. Жду, когда появиться статья про рептилоидов.

    Математик этот вроде должен знать, что такое доказательство, какие критерии должны путь у доказательств, как строить аргументы. Вместо этого какая-то каша, вдохновлённая телеканалом РЕН ТВ.

    • Анонимно
      20.04.2020 19:21

      да этот академик не один такой у нас, еще живы академик А. Фоменко и Г. Носовский, хорошо бы БО и у них взять развёрнутый рассказ.

  • Анонимно
    20.04.2020 16:34

    Тема хорошая. Образовательный контент надо возрождать. За этим настоящее и будущее.
    Очень активно надо обсуждать цифровую трансформацию образования и общества. Куда нас ведут. После кризиса пандемии на самом высоком уровне скажут, что система дистанционного обучения себя успешно проявила и можно так учится. Телевидение это уже навязывает. Традиционную систему образования будут нащадно "мочить". Привить матричное мышление проще через онлайн обучение. Чипизация и нейротехнологии будут в этом помогать. Люди машины - совсем не фантастика, это новая форма общественного устройства. Достаточно посмотреть на стратегические документы АСИ, ВШЭ
    проч. Поднимите эту тему бизнес онлайн, то о чем говорит профессор - там написано. Причем выводы о перспективах и для чего это - можно сделать совсем неоднозначные. Это серьезные вопросы касающиеся свободы личности, волеизьявления, этики и философии Модератор на тормози.

    • Анонимно
      7.05.2020 01:22

      На днях по интернету посмотрела последний выпуск "Бесогона". Никита Михалков всё то же изложил в чёткой и доходчивой форме, да ещё с визуальным подкреплением. И вдруг выпуск сняли с эфира. Оказывается, Билл Гейтс каким-то образом узнал (ну, может себе позволить банду переводчиков-референтов) и возмутился Михалковскому концепту. Правда-то глаза колет.

  • Man_16rus
    20.04.2020 17:23

    Спасибо за хороший материал для размышлений!

  • Анонимно
    20.04.2020 17:57

    Не понимаю, почему так много восторженных отзывов. Обычная статья о том, как раньше всё было хорошо и как стало всё плохо. Но при этом ни слова о том, кто виноват! ))
    Предлагаю вместо подобных интервью "на злобу дня" указывать за кого голосовал персонаж.

    • Анонимно
      7.05.2020 01:24

      Перечитайте статью! А впрочем, не стОит, всё равно не поймёте. Займитесь лучше ребусами или играми (в зависимости от возрастных и преференций).

  • Анонимно
    20.04.2020 18:31

    Очень сильная статья! На меня произвела большое впечатление.
    Талантливый и абсолютно разносторонний человек , настоящий патриот, говорит аргументированно , опираясь на профессиональный опыт и способность просчитывать ситуацию (математическое моделирование в помощь! ). Мне понятна и близка точка зрения академика на происходящие мировые события. Только вот как в нынешних условиях оперативно обучить управленцев , улучшить преподавание в школах, чтоб и школьники и преподаватели выиграли, наладить производство в больших объёмах отечественной цифровой техники?
    А после трёх недель самоизоляции уже есть обращения людей, которым просто нечего есть... У них нет работы, нет возможности трудоустроиться... И растёт преступность (из официальных источников).

  • Анонимно
    20.04.2020 19:59

    профессор!

  • Анонимно
    20.04.2020 20:02

    професор! хороший расклад!

  • Анонимно
    20.04.2020 20:54

    Ведь было во дни Ноя: ели, пили женились и выходили замужъ... Такъ будетъ и во дни Пришествiя Сына человеческого.

  • Анонимно
    20.04.2020 22:06

    Пока есть такие умные, думающие ученые-есть и надежда на будущее.

  • Анонимно
    21.04.2020 01:39

    тогда для начала давайте вернем советское образование

  • Анонимно
    21.04.2020 08:37

    1. Знания прежде слов и дел.
    2. Человек человеку помощник, но не конкурент.
    3. Укрась себя хорошим нравом и вокруг тебя будут ЛЮДИ.

    Но мешает высокомерие и низость души быть ЧЕЛОВЕКОМ.

  • Анонимно
    21.04.2020 12:29

    Все началось очень давно. Извините, брошу камень в Иисуса Христа. Блажен, кто верует. Не тот, кто умеет работать, а просто верует. Так начался новый неестественный отбор. Отбирались те, кто делал вид, что верил. Остальных - на костер. И что изменилось? Изменился масштаб лжи и предательства. Луцык Александр Фёдорович.

  • Анонимно
    21.04.2020 12:40

    Насчет управленцев и текущей ситуации с ними еще Стругацкие в "Трудно быть богом" написали: "...Умные нам не надобны. Надобны верные..." Посему - что имеем, то имеем.

  • Анонимно
    21.04.2020 16:49

    Выступая против глобализации, доктор физмат наук забывает, что и в социальной жизни Второе Начало- директор, а закон сохранения - лишь бухгалтер. Так бывает, когда рационально мыслящие люди вовлекаются в идеологии типа Изборского клуба и начинают делать выводы о политике. В физике он не подгоняет факты под теории, а вот в размышлениях о мире людей, увы.

    • Анонимно
      7.05.2020 01:37

      Всё ценное рождается на стыке наук, т.к. природа многомерна. А вы видите мир одним глазом да ещё и через трубочку. Избавьтесь от "тунельного" мышления и тогда поймёте (хотя не гарантирую), что помогло Эйнштейну создать теорию относительности.

  • Анонимно
    21.04.2020 17:11

    верУУ придумали , чтобы бедные не грабили богатых. НАПОЛЕОН. Этот спектакль придумали богатые , чтобы еще стать богаче , а бедные еще беднее.

  • Анонимно
    21.04.2020 17:19

    Спасибо за интервью - заставляет задуматься.

  • Анонимно
    21.04.2020 21:40

    Спасибо!
    Информация была полезной для меня!

  • Анонимно
    21.04.2020 23:47

    Прочла с огромным интересом!

  • Анонимно
    22.04.2020 03:50

    Александр Власов.
    Каким-то чудным образом в СССР удавалось организовывать процессы, которые решали комплексные задачи во многих отраслях жизни общества, ведь обратите внимание на то, что страна великолепно жила и работала, при условии, что почти всё производилось в ней силами самого СССР.
    Многое в СССР отличалось от западного, но то что отличалось от западного очень часто было гораздо интереснее, чем западное, при том что часто было и наоборот, этого нельзя отрицать.
    На планете Земля нет такого государства, где бы всё было идеально. Тот же Запад, имеет хорошие и очень нехорошие стороны.
    Россия, Русь (в т.ч. СССР) всегда шли своим путём. Бытовые успехи Запада (именно бытовые), часто и во все времена, заставляли наших государственных деятелей привязываться именно к западным ценностям, забывая о своих родных ценностях. С этого всегда начинались ошибки в государственном управлении.
    Запад никогда не был точкой отсчета. Этот факт осознавали в СССР. Однако сейчас, очень многие хотят видеть эту точку отсчета именно в западной культуре, что и по сей день является большой ошибкой и заблуждением.
    Удивительная статья на фоне многих бессодержательных статей в Интернете.
    Одна из глубоких мыслей, которая напрашивается из этой статьи - это то, что после распада СССР, подобных процессов, направленных на комплексное решение жизненно важных вопросов выживания на территории России - никто так организовать и не смог, я говорю о первых лицах государства.

  • BigeR
    22.04.2020 18:20

    Все таки каждый должен заниматься своим делом. Математики не должны лезть в управление, ибо управление это прежде всего ответственность...

    • Анонимно
      23.04.2020 07:51

      Ответственность? Это вы у наших либералов спросите. Для них главное это прибыль, бабки любой ценой.

      • BigeR
        23.04.2020 12:44

        Не о либералах речь, а об управленцах.... Что касается нынешней системы власти, то им умные не нужны, им нужны верные...

    • Анонимно
      7.05.2020 01:48

      Тогда и филологи (Сечин) не должны лезть в нефтяной бизнес, и спортсмены не должны заниматься законотворчеством в ГД. Меня вот тоже пытались отговорить от междисциплинных исследований. А не вышло! Зато вышла квантовая лингвистика.

    • Анонимно
      7.05.2020 01:49

      Академик-то показал как раз несравненно более высокий уровень ответственности, чем вся свора чинуш у власти.

  • Анонимно
    23.04.2020 19:49

    Хорошая статья. Автор не учитывает главный момент короны- управляемый хаос, паника. Цивилизационный мир?- Сильно сказанно, но не учтён один факт: мировая элита не выпустит власти из своих рук!

  • Анонимно
    24.04.2020 00:23

    Герою статьи аплодирую стоя! Не так много мудрых и грамотных ученых мужей в наше время, время торгашей. Достойны уважения его речи. Досадно, что утеряна ценность науки, как и патриотизма! При планомерной работе, проводимой с нашими согражданами, направленной на их примитивизацию и внушение принципа: "где тепло - там и Родина" могли логично привести лишь к ситуации описаний в данной статье. Каждый не равнодушный человек должен донести изложенные мысли до своих детей, дабы прекратить дальнейшее скатывание нашей страны в канаву.

  • Анонимно
    24.04.2020 00:37

    На первый взгляд, Да, кажется хаос и паника, но это верхушка айсберга, то что мы видим, но это то что нам можно видеть, это то на что нам хватает нашего видения,!
    шикарная статья,,, а ведь у нас не все потеряно, у нас есть гениальные люди,!
    Всё проходит, как задумано, я хочу сказать, мы не против, мы поймём, кто то раньше, кто то позже,
    На мой взгляд, опасность в том, чтоб мировая элита не заигралась!
    Власть будет у того, кто хочет её иметь, нам простым жителям планеты, хочется видеть наших детей счастливыми, развитыми они будущие жители нашей земли, а она с космоса очень красивая, ведь её кто то создал для прекрасного, так вот пусть эта элита не много помнит о том, что в их руках будущее всей планеты, и игры имеют свойство заканчиваться,. Они несут ответственность перед поколениями.
    А всем хочется чтоб конец был радостным и счастливым!

    • Анонимно
      7.05.2020 01:57

      Да погодите вы с мировой элитой-то! Со своей разберитесь сначала! Тогда, может, и мировое закулисье не будет беспокоить. А пока что домашний олигархат льёт воду на мельницу глобалистов, ухудшая жизнь народа.

  • Анонимно
    24.04.2020 20:47

    Георгий Малинецкий недооценивает ситуацию с пандемией, так как это не "одна из...", а первая планетарная пандемия. Мир разрушается.
    Сценарий описан в книге "Земля пробуждается: Пророчества 2012-2030 гг." (Сэл Рэйчел), только там события прошедших годов удержаны искуственно свыше. Это развитие описывается в первой главе.

    Он прав в том, что возникнет НОВЫЙ образ жизни, и это естественно, так как старый будет разрушаться. Концепция нового образа жизни уже разработана, и её реализация зависит только от самих "утопающих", от инициаторов. Её можете найти на tmlife орг -- "Концепция социально-устойчивой жизни ― Автономные эко-сообщества".

  • Анонимно
    25.04.2020 12:39

    Самое главное что эта статья заставила многих задуматься потому-что она написана умным Человеком обладающим практическим опытом

  • Анонимно
    7.05.2020 02:05

    Как много умных людей в России. Ну почему же так тяжко им жить в своей стране? И актуальность исконных вопросов "кому на Руси жить хорошо?" и "что делать?" не проходит.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль