Машиностроение 
27.04.2020

Сергей Майоров: «Наш кластер не попал в список пострадавших. Здесь нет никакой логики»

Антикризисные идеи от председателя правления машкластера РТ

Снижение объема заказов, возросшие неплатежи, сложности с персоналом и рост сырья — все это лишь часть проблем, которые ставят под угрозу деятельность машиностроителей, уверяет Сергей Майоров: «Мы практически каждый день пишем обращения в адрес Мишустина по подготовке изменений работы в антикризисных условиях». Подробнее о мерах, которые, по мнению председателя правления машкластера РТ, помогут выправить ситуацию, — в материале Майорова, подготовленном специально для «БИЗНЕС Online».

Признаться, машиностроителей разочаровало то, что наш кластер не попал в список наиболее пострадавших «Признаться, машиностроителей разочаровало то, что наш кластер не попал в список наиболее пострадавших»

ОТНОСИТЕСЬ К РАБОТОДАТЕЛЯМ С ПОНИМАНИЕМ. ОНИ ВАМ НЕ ВРАГИ

Сегодня предприятия по максимуму пытаются сохранить персонал, пусть и со снижением переменной части зарплаты, исходя из падений объемов загрузки. Учитывая специфику машиностроения, массового перехода на удаленную работу тоже не наблюдается. Для функционирования предприятий большинство работников физически должны находиться у станков. На «удаленку» переведены лишь офисные сотрудники и часть конструкторов, с которыми также обсуждают вопрос о снижении зарплат.

Части персонала предложено уйти по собственному желанию. Большинство людей с пониманием относятся к этому, ведь проблемы возникли не по желанию руководителя предприятия, а на глобальном уровне, поэтому рабочие пишут заявления и уходят в центр занятости с тем условием, что, как только ситуация улучшится, их сразу вернут назад. Есть отдельные случаи, когда некоторые говорят: «Мы смотрим телевизор, вы нам обязаны платить. Никаких заявлений писать не станем, нас не волнуют ваши трудности. Вы нас приняли на работу, поэтому будьте добры — платите в прежнем объеме и как положено». Жаль, что такое происходит… Пользуясь случаем, хотел бы обратиться ко всем сотрудникам предприятий, чтобы с пониманием относились к работодателям. Они не враги, а ваши союзники. Только вместе мы сможем преодолеть эту ситуацию. И все неразумные требования в условиях кризиса, вызванного коронавирусной инфекцией, вполне возможно, навредят вашим предприятиям. Вам же не предлагают уйти навсегда? Говорят так: «Мы не можем вам платить. Вы хоть пока 12 130 рублей будете получать».

Признаться, машиностроителей разочаровало то, что наш кластер не попал в список наиболее пострадавших. Здесь нет никакой логики. Вся экономика несет убытки. Но почему-то есть особо пострадавшие, а есть не особо? Надо поддерживать всех. Мы сейчас всячески пытаемся добиться попадания в этот самый список, чтобы можно было воспользоваться рядом мер поддержки. С другой стороны, позитивно воспринято предложение по снижению налогов на социальное страхование с 1 апреля с 30% до 15% для всего малого и среднего бизнеса, вне зависимости от отрасли. Но и тут обнаружились подводные камни. Если предприятие начислило сумму 22 130 рублей зарплаты, то на 12 130 из общей суммы (МРОТ) обязаны все равно платить 30% налога, только на превышающую сумму — 15%. Какие-то половинчатые решения… Хотелось бы, чтобы все то, что было объявлено по телевизору, «заходило» в реальность без каких-либо искажений всякими чиновниками. Раз президент РФ Владимир Путин сказал 15% для всех, то 15% для всех! Если бы он добавил, что подобное только для тех, кто платит зарплату свыше 12 130 рублей, то так и должно это всеми толковаться. Не нужно выдумывать потом то, чего он не говорил по телевизору.

«Жизнь на месте не останавливается. Предприятия в любом случае должны делать новую продукцию» «Жизнь на месте не останавливается. Предприятия в любом случае должны делать новую продукцию»

РАЗВЕ МОЖНО ПОВЫШАТЬ ТАРИФ НА ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ В ТАКОЙ ПЕРИОД?!

Есть великолепные меры по поддержке экспорта — сертификация продукции и услуг за счет федерального бюджета. 80% затрат покрывается. Великолепно действующая мера. В тому году Татарстан перевыполнил план — более 300 предприятий из малого и среднего бизнеса. Появились новые экспортеры, которых никогда не было, в том числе за счет этой услуги. Но и там есть оговорка: не более 1 млн рублей. Все сертификаты выписывают либо европейские, либо американские компании. Сейчас рубль упал на 30%. Наверное, на 30% нужно и минимальную сумму поднять? Вот у нас в данном плане отставание идет, к сожалению.

Трудности имеются и с переходом на онлайн-продажи. Банальный пример: мы приходим в магазин и видим на прилавке 10 видов питьевой воды. Нас это не удивляет. Мы выбираем по бренду, качеству и цене. Но машиностроение — сложная техническая продукция. Прежде чем подписать договор о купле-продаже, покупатель своими глазами осматривает предприятие, изучает его опыт, репутацию, то, сколько лет оно на рынке. Сегодня подобного нет, потому предприятия машиностроительной отрасли надо также субсидировать, чтобы они могли зарегистрироваться на интернет-площадках, делать таргетированную рекламу, доработать свои сайты по интернет-продажам, чтобы они создали какие-то серийные изделия, которые можно продавать онлайн, и, самое главное, чтобы сделали видеоролики, которые могли бы совершать виртуальные экскурсии по заводам, дабы потенциальные потребители могли посмотреть. Но это все денег стоит.

Жизнь на месте не останавливается. Предприятия в любом случае должны делать новую продукцию, но сегодня совсем нет средств на создание конструкторской документации. Тоже неплохо было бы внедрить, поддержать предприятия. Очень сильно тревожит то, что на сайте антимонопольной службы РФ размещена информация о повышении с 1 июля оптовых цен на газ на 2,99%. Разве можно увеличивать тариф на энергоноситель в такой период?! Наоборот, необходимо заморозить. Есть вопросы по организации обеспечения санитарно-эпидемиологических требований. Сегодня всем говорят: «Давайте маски, респираторы, антисептики, аэрозоли, перчатки…» А цены-то все на такие продукты по сравнению с докризисными стали запредельными. Естественно, надо бы как-то зафиксировать государству стоимость данной продукции. И такие фиксированные цены пусть будут не в магазине, а обеспечиваются по заявкам предприятий. Это же тоже для организаций затраты, на которые никто не рассчитывал. Нужно хоть как-то их снизить.

Кроме того, надо понимать, что прежнее законодательство не совсем действует в кризис, например, касаемо увольнения сотрудников. Считаю, что надо разрешить на время кризиса предприятиям сокращать работников за 15 дней с выплатой зарплаты за указанный период. Подобное тоже позволит компаниям сохранить денежные средства, иначе завтра мы недосчитаемся бизнеса.

«Машиностроение — более инновационно, чем, допустим, сфера услуг. А тут раз — и остановились» «Машиностроение более инновационно, чем, допустим, сфера услуг. А тут раз — и остановились»

«У ВСЕЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ СТОИТ ВОПРОС О ВЫЖИВАНИИ»

Все говорят про кредиты на зарплаты… Но это вообще нас не касается, потому что пока мы не попали в список пострадавших отраслей, а оборотку надо как-то поддерживать. Сегодня брать в банке кредит под 15% — это самоубийство.

Путин сказал хорошую фразу: «Давайте кредитовать предприятия под гарантии Внешэкономбанка». Очень хорошо! Но опять не прозвучало, под какие проценты. Это хотя бы надо сделать 3%. Было бы очень хорошо, если бы предприятия заплатили 3%. Посмотрите на Германию — 100-процентная гарантия. А мы опять 75% даем… В очередной раз не изучаем мировой опыт и почему-то делим риски с предприятиями. Сегодня не надо ни с кем их делить. Если мы как государство хотим сохранить такие сложные технические отрасли, то, конечно, их надо поддерживать.

Сегодня у всей экономики России стоит вопрос о выживании. Есть предприятия, которые, например, отдохнули две недели, а сейчас работают в две смены. Это организации, которые занимаются нефтегазовым машиностроением. Дай бог, чтобы нефтяники продолжали свои заказы давать. Им тоже непросто — цены на нефть упали. Есть предприятия, которые сегодня сохранили одного-двух заказчиков из десяти и на них работают, что-то делают. Хочется верить, что завтра эти заказчики не откажутся от продукции. Потому что все работают по отсрочке платежа: где-то 30 дней, где-то 60, где-то 90. Предприятия машиностроительной отрасли сначала отгружают товар и только потом получают деньги. А заказчики запросто могут сказать: «Ребята, кризис! Пусть продукция полежит до лучших времен». Это тоже не очень хорошо. Поэтому было бы неплохо субсидировать факторинг. Неплохая форма поддержки. Он дороже в два раза, чем кредит. Давайте ставку по факторингу обсубсидируем? Для машиностроения очень хорошая поддержка. Тогда если бы предприятия отгрузили продукцию, то хотя бы 90% сразу получили бы на счет. Тоже пополнение оборота. Про лизинг вообще никто ничего не говорит? Лизинг — тот же самый кредит, но по-другому называется. Вообще никакой поддержки нет. Ну и, конечно, рост цен на черный и цветной металл на 30%, о котором почему-то молчит федеральная антимонопольная служба. 

2 апреля мэр Москвы Сергей Собянин объявляет новые меры поддержки субсидий для московского инновационного кластера. Об этом тоже не надо забывать. Есть знаковые предприятия, которые сейчас надо поддерживать. После Второй мировой войны одно предприятие Германии вытащило всю экономики страны — это был Mercedes-Benz. Давайте поддержим те знаковые предприятия, которые неплохо себя чувствуют, которые, вполне возможно, на экспорт ориентированные. Давайте придумаем им различные виды субсидий. Кластерная модель развития экономики — одна из самых эффективных в мире. А у нас с 22 февраля 2019-го никаких субсидий нет, кроме московского инновационного кластера. В России насчитывалось несколько десятков хороших и мощных кластеров. Самый большой машиностроительный кластер — наш. Самый крупный инновационный кластер — «Иннокам» — татарстанский кластер. Самый крупный IT-кластер в России — тоже Татарстана. Наверное, не зря мир идет по пути совместной деятельности государства, бизнеса и науки. Это же эффективно. Поэтому нужно рассматривать не только антикризисные меры, но и меры поддержки.

Машиностроение — более инновационно, чем, допустим, сфера услуг. А тут раз — и остановились. Многие предприятия просто не смогут подняться с колен, это не открыть двери парикмахерской и посадить там мастера. Я не хочу никого обидеть, но, растеряв весь персонал из машиностроения, мы очень многое потеряем. Не каждая страна имеет отрасль машиностроения, показывающую, на самом деле, уровень развития страны. Мы должны сохранить машиностроение. Всеми силами. Вместе с руководителями и персоналом, который работает., и с руководством городов, руководством Республики Татарстан, которая беспрецедентно поддерживает машиностроение. По поддержке РТ вообще вопросов нет. Вот еще бы федералы нас услышали… Мы каждый день стучимся во все двери. Мы очень переживаем за наши предприятия.

Сергей Майоров

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (11) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    27.04.2020 08:44

    Господин Майоров! Именно Путин сказал по телевизору, что пониженная ставка в 15% будет применятся к той части зарплаты, которая превышает МРОТ. Прослушайте его ещё раз.

  • Анонимно
    27.04.2020 09:13

    Все правильно сказал Майоров! Мы еще со времен Сталина стали одной из 3-4 стран в мире, которая могла производить все виды промышленной продукции. И, конечно, когда в список стратагических для страны предприятий попадает американский Макдональдс и не оказывается российского машиностроения, это просто уму непостижимо! Кто и на основании каких критериев составляет эти списки поддерживаемых государством предприятий? Почему в нем уже появились или могут появиться СМИ и стоматология, и в то же время нет машиностроителей? Что за чепуха? У нас в машиностроении и так квалифицированных кадров не хватает. Откуда они возьмутся, если сейчас рабочие уйдут в поисках другой работы? Всем ведь надо свои семьи кормить!

  • Анонимно
    27.04.2020 12:03

    Части персонала предложено уйти по собственному желанию. Большинство людей с пониманием относятся к этому. Ведь проблемы возникли не по желанию руководителя предприятия, они возникли на глобальном уровне.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://kam.business-gazeta.ru/article/466435

    Предложено так, что не могут отказаться. Кто в здравом уме согласиться уйти по собственному вместо положенного сокращения.

  • Анонимно
    27.04.2020 12:10

    Есть, конечно, спорные моменты. Но в основном все правильно говорит. Надо меры поддержки оказывать

  • Анонимно
    27.04.2020 12:24

    В России насчитывалось несколько десятков хороших и мощных кластеров. Самый большой машиностроительный кластер — наш. Самый крупный инновационный кластер — «Иннокам» — татарстанский кластер. Самый крупный IT-кластер в России — тоже Татарстан.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://kam.business-gazeta.ru/article/466435
    Очень рад снова услышать про Иннокам!
    Но в данном восклицании больше боли и разочарования, т.к. в 2014 с какой помпезностью данный кластер открывали, а также, слюной на ПМЭФ2016 брызгали и цокали языками, а в результате - пшик.
    Майоров! Вы же челнинец коренной как и я. Вернись назад и начни претворять задумки 2014...2016 годов. Будь канкретным (Канечнож согласен, Иннокам - это не магнолией управлять:-).

  • Анонимно
    27.04.2020 15:37

    Проснулись ждуны?

  • Анонимно
    27.04.2020 20:00

    Майоров же бывший председатель представительства партии Е.Р в наб челнах. За что как говорится боролся, на то и напоролся

  • Анонимно
    28.04.2020 13:42

    С учетом что КАМАЗу, ГАЗу, Автовазу дали возможность работать, логично было бы дать работать и их поставщикам не только первого уровня, но и второго. А вторые это и есть МСП, которые вероятно и образуют кластер вокруг якорных заказчиков. По логике вещей закрытые границы должны стать подспорьем для развития сети поставщиков внутри страны, нужны заказы и нужна поддержка государства. Поддерживаю!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль