IT 
5.05.2020

Миссионеры свободы или рабы постмодерна: завидовать ли героям фильмов Дудя из Штатов?

Альфрид Бустанов уверен, что наступил тот короткий момент философии, после которого нас ждет безжалостная перестройка мира

Резонансным оказался недавний фильм Юрия Дудя из Кремниевой долины об историях успеха наших соотечественников в американской «Мекке IT-индустрии». Кино, после просмотра которого у зрителя возникает желание искать счастье за границей, не оставило равнодушным ассистент-профессора Амстердамского университета Альфрида Бустанова. Автор «БИЗНЕС Online» размышляет о том, почему хорошее образование станет еще более элитарным, а судьба патриархальных обществ с правящими бал «игроками в домино» печальна.


ГЕРОИ ФИЛЬМА ГОВОРЯТ О ТОМ, ЧТО КРЕМНИЕВАЯ ДОЛИНА И АМЕРИКАНСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ — ЭТО СВОЕОБРАЗНАЯ ФЕРМА

11 лет назад, когда я только поступил на учебу в амстердамскую аспирантуру, у меня состоялось знакомство с одним крупным бизнесменом. В своем стеклянном особняке он заявил мне, не вынимая сигары изо рта: «Как можно бросить Родину?!» Эта картина крепко запомнилась мне. С тех пор Родину я не продал и не бросил, но джаз иногда слушаю.

Два недавних фильма Юрия Дудя, посвященных современной науке в США, не могли оставить меня равнодушным. Не только из-за качества картинки, подбора героев и журналистского таланта автора; проблемы, поднимаемые в обоих фильмах, волнуют меня давно. Правда, после просмотра у зрителя возникает жгучее желание уехать в поисках счастья за границу. Отчего же?

Напомню уважаемому читателю, что фильм «Батыгин — русская звезда мировой науки» посвящен астрофизику, работающему в Калифорнийском технологическом институте, а недавняя картина о Кремниевой долине показывает успешный опыт взаимодействия науки и IT-бизнеса в Калифорнии. В обоих фильмах мы видим молодых профессионалов и шикарные кампусы современных университетов, а также постоянно слышим о грандиозных суммах, которые вращаются вокруг них. Свобода и деньги, молодость и успех — вот основные темы у Дудя. Все это существует где-то там, за океаном, и кажется потенциально достижимым для любого троечника из условного Ульяновска. Я думаю, что каждый из нас знаком с историями эмиграции из нашей страны. В моем родном Омске были сибирские немцы, в какой-то момент обнаружившие свои корни 300-летней давности. Были и те, кто поехал искать счастье за рубежом: программа Work& Travel в начале нулевых была прекрасной возможностью увидеть Америку и… остаться там. К сожалению, среди моих знакомых нет ни одной глянцевой истории: никто не стал там миллионером, хотя они получили доступ к высокому уровню жизни, образованию и интересным занятиям.


Нельзя сказать, что Дудь обходит стороной негативные аспекты жизни в Америке. Успешность соседствует с бедностью (о которой, правда, можно только мечтать некоторым категориям наших сограждан), как нет и гарантии успешности бесконечных стартапов. Кроме того, герои фильма говорят о том, что Кремниевая долина и американские университеты — это своеобразная ферма, где выращиваются личности определенного склада с целью распространения культуры свободы и предпринимательства по всему миру. Герои Дудя даже называют данный процесс миссионерством. Именно этот момент оказывается красной тряпкой для известных служб: нельзя допустить, чтобы выпускники зарубежных университетов создавали центры «свободомыслия» в нашей стране. До сих пор это удается делать великолепно: талантливые студенты предпочитают не возвращаться, потому что дома их ждет остракизм. Впрочем, у студентов тоже рыльце в пуху.

Я убежден, что университеты должны быть местом критического обсуждения разных идеологий, а не миссионерскими центрами по индоктринации. Ведь в первую очередь научная критика — это критика собственной позиции. На деле, увы, нередко получается по-другому: многие неокрепшие умы, вместо того чтобы погрузиться в разнообразие интеллектуальных споров и подходов, с упорством, достойным лучшего применения, оказываются неофитами модных идеологий. Зачастую в ущерб себе, карьере и без позитивного выхлопа для общества. Интересно, что касается это как светских, так и религиозных вузов: ал-Азхар в этом отношении мало отличается от Стэнфорда.

Альфрид Бустанов: «Нельзя сказать, что Дудь обходит стороной негативные аспекты жизни в Америке. Успешность соседствует с бедностью, как нет и гарантии успешности бесконечных стартапов»Фото: «БИЗНЕС Online»

У МЕНЯ АМБИВАЛЕНТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТОМУ, ЧТО ПОКАЗЫВАЕТ В СВОИХ ПРОЕКТАХ ДУДЬ

У меня амбивалентное отношение к тому, что показывает в своих проектах Дудь. С одной стороны, я разделяю менталитет внутренней свободы, стремление делать крутые вещи и конвертировать их в разные формы капитала. Не только потому, что я тоже учился и работаю за границей. Помню, как меня выворачивало в школе от того, что некоторые учителя пытались убедить нас в значимости заботы правящей партии. Мне было все равно, я был юн, хотел заниматься наукой и путешествовать. С другой стороны, если самые энергичные и талантливые станут навсегда уезжать из нашей страны, какое будущее нас ждет?

Откровенно говоря, наиболее успешной личной стратегией для меня было бы уехать сразу после завершения университета (что я и сделал) и уже не возвращаться. Однако за годы обучения в аспирантуре у меня сформировалось представление о социальной ответственности современной науки: ученые должны приносить пользу обществу и быть с людьми. Именно поэтому, получив докторский диплом, я не стал искать работу в Европе, а прямиком поехал в Казань, где у меня не имелось ни родственников, ни влиятельных покровителей, чтобы заниматься каталогизацией татарских рукописей в университетской библиотеке. Моя зарплата была меньше аренды квартиры, но я чувствовал себя счастливым. Неизвестно, как бы развивались события, если бы я не получил должность профессора в Европейском университете в Санкт-Петербурге. Мне тогда повезло, но обычно молодым студентам сопутствует удача гораздо меньше.

Данные строки я пишу в Старо-татарской слободе, в Казани. В этих кварталах веками ковалась высокая мусульманская культура, здесь по-прежнему пронзительно звучит азан и порой даже слышно красивую татарскую речь. Да, это не Кремниевая долина. Да, здесь нет той среды и духа свободы, что в Стэнфорде. Но мне хочется верить, что магия этого места в какой-то момент конвертируется в проблески успеха. Чувствую ответственность перед людьми, книгами и камнями. Для многих моих коллег они просто источники для статьи или книги, а для меня — все это часть моего естества. Я готов критически воспринимать данную позицию и именно поэтому предлагаю повестку постнации как интеллектуальную альтернативу в душном мире затянувшегося совка, чтобы равноудалиться от неоколониализма и махрового национализма.

«Успешные бизнесмены из фильма Дудя признают, что значимость локальности уже сейчас уходит на второй план. Теперь не так важно, находишься ли ты в Кремниевой долине или Куркачах»Фото: «БИЗНЕС Online»

ИМЕННО СЕЙЧАС СУБЪЕКТНОСТЬ, ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ ОКАЗЫВАЕТСЯ В ЦЕНЕ КАК НИКОГДА

Прямо сейчас в мире происходят серьезные перемены. Хотим мы этого или нет, но характер социальных отношений кардинально меняется. Кризис и коронавирус стали лишь катализатором тех изменений, что уже напрашивались. Патриархальные институты и отношения «игроков в домино со двора» уже вчера были неадекватны нашему времени, а в послевирусную эпоху они станут совершенно нефункциональными, как бы ни надували щеки состарившиеся комсомольцы.

Успешные бизнесмены из фильма Дудя признают, что значимость локальности уже сейчас уходит на второй план. Теперь не так важно, находишься ли ты в Кремниевой долине или Куркачах. С этим можно согласиться лишь отчасти: в новых условиях доступ к престижным локальностям станет еще большей привилегией. Неслучайно, что в фильме несколько парадоксально утверждается нерелевантность образования: якобы, если ты умеешь что-то классно делать, можно не учиться! Кажется, что такой подход будет актуален для широкой когорты исполнителей (рабов постмодерна), а хорошее образование в престижных местах станет еще более элитарным. Можно критиковать социальную несправедливость и властную иерархию Кремниевой долины, но с чем сравнивать? Практика показывает, что критики капиталистических отношений предпочитают делать это на хорошо оплачиваемых местах в западных университетах и в основном позволяют себе неоколониальную риторику в отношении приютивших их обществ.

Какова же перспектива обществ, где правят бал патриархальные «игроки в домино»? Если в докризисную эпоху еще можно было попробовать создать свои престижные локальности и на их основе войти в современную конкуренцию в виртуальном мире, то сейчас, кажется, шанс уже упущен. Страх потерять ресурсы будет заставлять «игроков» консервироваться и наверняка отгораживаться от «внешних угроз», ведь доказать конкурентоспособность комсомола в мире глобального бизнеса оказывается невозможно. В реальных категориях это будет означать, что интеллектуальные и финансовые ресурсы станут по-прежнему концентрироваться в престижных локальностях и элитарных группах, а остальной мир останется на функциях потребления и дешевой рабочей силы. Конечно, все это будет происходить не одномоментно, но достаточно стремительно.

Можно ли что-то предпринять? Очевидно, что сейчас самое время для напряженной работы по выработке новых форматов, творческого переосмысления всех общественных отношений. Это короткий момент философии перед безжалостной перестройкой мира. Именно сейчас субъектность, осознание себя оказывается в цене как никогда.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (131) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
5.05.2020 08:23

Размышления автора слишком субъективны: заниматься проблемами мусульманской культуры и философии намного эффективнее в Старо-Татарской слободе, чем в Амстердаме или Кремниевой долине. Но запускать свои проекты в информационных технологиях или проводить исследования по астрофизике, коллоидной химии или микробиологии всё же лучше, легче и проще именно на Западе, чем делать это в пилящем бюджет КХТИ, огромном, но бездарном КФУ или в малоэффективном Иннополисе.

  • OPEN
    5.05.2020 08:08

    Один из кремниевой долины пишет, другой из татарской слободы. Это очень символично что происходит в россии

    • Анонимно
      5.05.2020 10:57

      ну извините... Каждому своё. Человеку нравится то, чем он занимается. И не все хотят сидеть в кремниевой долине. Что за ограниченность?

      • Татарской старой слободы отшельник,
        Поведал нам про бренность бытия.
        Профессор амстердамский не бездельник,
        Архивы ворошить - его стезя.

        Тем более приятной стало новость,
        Которую учёный рассказал.
        Не глядя на советскую суровость,
        Дух Стэнфорда в Казани завитал.

        Безжалостная будет перестройка,
        Изменится глобально внешний мир.
        Элитная рулить начнёт прослойка,
        В неё попасть - мечта и ориентир.

        Об этом говорил витиевато,
        Знаток ислама и востоковед.
        И хоть звучит всё это мрачновато,
        Но люди сами источники всех бед..

        • Анонимно
          6.05.2020 08:22

          //...И хоть звучит всё это мрачновато,
          Но люди сами источники всех бед.//

          Простите, но в оригинале, кажется, - "...но люди
          сами источники своих бед."

    • Анонимно
      5.05.2020 17:53

      Кому интересно это существо: Дудя? Плохо представляю себе , что его всерьез кто-то смотрит, слушает.. Кроме конечно этих наших 2%

      • Анонимно
        5.05.2020 19:11

        А кого Вы слушаете?

      • Анонимно
        5.05.2020 19:48

        Радной, 15 млн просмотров. Сравни - сколько человек читают труды вот этого ассистента профессора?

      • Анонимно
        5.05.2020 20:13

        Касаемо существа и 2%.
        Я не его сторонник, но коротко по факту.
        Видео посмотрели более 14 миллионов людей- то есть более 10%нашей страны.
        Теперь вопрос: выходит ты балабол с 2% и кто ты есть вообще?!

  • Анонимно
    5.05.2020 08:12

    в Америке хотя бы действует закон и спецслужбы никогда не будут отжимать твой успешный, развивающийся бизнес как это нередко бывает в России.

    • Анонимно
      5.05.2020 08:34

      Именно. Поэтому в Иннополисе никогда ничего не будет. Все боятся, что отожмут

    • Анонимно
      5.05.2020 09:11

      Согласен, поэтому мы с компаньонами перевезли свое производство из Татарстана в Башкирию, когда здесь нам представители одного из кланов Республики фигурирующих в Форбс, дали понять что хотят видеть наш бизнес в своем портфеле.

    • Анонимно
      5.05.2020 09:48

      США, этот этап развития своего капитализма, когда бизнес отжимался, уже прошли.

      • Анонимно
        6.05.2020 05:49

        Неверно. Элиты перешли на новый уровень. Теперь отжимается бизнес целыми странами. Например, раскатать Ирак, показав всему миру пробирку с белым порошком, и прибрать к рукам всю нефтянку отдельно взятой страны.
        Зачем тратить время на захват каких-то бизнесов?

    • Анонимно
      5.05.2020 10:40

      США готовятся отжать крупную долю финансов и бизнеса Китая. США разбомбили Ливию и Ирак, за их попытки уйти от доллара и за их нефть. США нагнули Фейсбуки, Твиттеры и Инстаграммы, заставив предоставлять необходимую им информацию. Не будьте такими наивными. Зантересуетправительство США ваш бизнес, отожмут не моргнув глазом.

      • Анонимно
        5.05.2020 11:36

        Жду не дождусь когда отожмут бизнес Елены Малышевой...

        • Анонимно
          5.05.2020 13:52

          Тама таких успешных стартаперов много - Андрей Малахов, Леонид Якубович, Владимир Соловьев, Дмитрий Киселев и многие другие.

        • Анонимно
          5.05.2020 17:52

          Чистая зависть, хотя с тобой рядом множество таких же примеров.

      • Анонимно
        5.05.2020 23:56

        Ну вроде бы все по факту же сказал, почему минусуете? Какие аргументы?

    • Анонимно
      5.05.2020 12:31

      вы попробуйте развестись, или попасть под закон 11 сентября, останетесь ни с чем. а если вы успешны, то вас купят за копейки, поглотители. закон зависимости ни кто не отменял.

    • Анонимно
      5.05.2020 17:00

      Татарин Злой
      Дело в том, что первоначальное накопление капитала в Америке и Европе произошло до появления спецслужб. Спецслужбы появились там, когда капитал окреп и укрупнился, то есть спецслужбы - защитники капитала. Ну а мы имеем то, что имеем...

  • Анонимно
    5.05.2020 08:12

    Успех этих ребят в сша нельзя сравнить с успехом успешных ребят из татарстана. Даже в татарстане, не говоря даже о всей россии, можно снять такой фильм.

    Например, взять интервью у пары миллиардеров из Таифа, рассказать про Нефис, будет достаточно чтобы оценить успех

    • Анонимно
      5.05.2020 09:12

      Взять интервью у миллиардеров,которые о каких своих достижениях могу рассказать? Как они в поте лица качали нефть? Которая сейчас ничего не стоит

      • Анонимно
        5.05.2020 09:37

        Когда нефть будет 5 $, то и Нэфиса не будет.
        Будет опять Баумана в каналье и колдобины на дорогах.

      • Анонимно
        5.05.2020 09:46

        Качать нефть тоже надо уметь, а стоит она уже 28,76 долларов за бочку Брент, значит Юралс 27

    • Анонимно
      5.05.2020 09:44

      Взять интервью у Наиля Маганова, братьев Шаймиевых, Сергея Когогина было бы круто!
      Интервью в таком же простецком стиле как у Дудя.
      Без официоза. За чашкой кофея

      • Анонимно
        5.05.2020 15:00

        что вы там хотите услышать? Какие он и все белые и пушистые и всего добились сами?

      • Анонимно
        5.05.2020 15:24

        Маганову до Батыгина пилить и пилить и всё равно не допилить.

  • Анонимно
    5.05.2020 08:18

    Смотрел. Парни понравились, но такое ощущение, что им просто нечем заняться....

    • Анонимно
      5.05.2020 08:53

      А мне наоборот показалось, что заняты по уши и забывают жить

      • Анонимно
        5.05.2020 10:58

        Ага...девушек там нет. Но им и не надо. Только мешают работать. Вот жизнь-то )))) Будет, о чем вспомнить в старости )))

    • Анонимно
      5.05.2020 12:30

      Бустанов чел сильно оторванный от рос действительности. Полная бесполезная абстракция.

  • Анонимно
    5.05.2020 08:23

    Размышления автора слишком субъективны: заниматься проблемами мусульманской культуры и философии намного эффективнее в Старо-Татарской слободе, чем в Амстердаме или Кремниевой долине. Но запускать свои проекты в информационных технологиях или проводить исследования по астрофизике, коллоидной химии или микробиологии всё же лучше, легче и проще именно на Западе, чем делать это в пилящем бюджет КХТИ, огромном, но бездарном КФУ или в малоэффективном Иннополисе.

    • Анонимно
      5.05.2020 09:08

      Полностью согласен... был в лёгком недоумении от того, что человек, занимающийся проблемами мусульманской культуры, рассуждает о Кремниевой долине. Очень странно...

      • Анонимно
        5.05.2020 09:39

        Даже странно не это. )))
        Странно то, что человек рассуждает о мусульманских делах, а в это время в Саудовской Аравии думают о том, как изменить религиозную составляющую, что бы вписаться в Западный мир.

        • Анонимно
          5.05.2020 12:47

          а зачем саудитам вдруг стало это нужно-вписаться в западным мир? даже смертную казнь детей отменили.

          • Анонимно
            6.05.2020 05:57

            Ирак, Ливия, Сирия...

            Они почувствовали, что через одну итерацию их тоже могут назначить диктаторским государством, куда следует принести демократию на бомбардировщиках?

    • Анонимно
      5.05.2020 09:26

      Как практика показывает заниматься изучением мусульманской филисофии и культуры эффективнее всего в условном Амстердаме.

      • Анонимно
        5.05.2020 12:37

        Откуда взялся этот умник?
        В чём заключаются его заслуги перед РТ, РФ?

    • Анонимно
      5.05.2020 16:17

      А ваши рассуждения ограничены.
      Понятно, что его рассуждения субъективны, это нормально. Так же как и рассуждения героев Дудя. Проблема в том, что часть населения у нас думает, что мы круче всех, а остальная часть населения думает, что мы щелей всех. А истина, как и всегда, где-то посередине.

    • Анонимно
      5.05.2020 16:45

      В точку. В конце один из главных героев о том и говорит, что он как программист поехал туда, где он может лучше себя реализовать.

  • Анонимно
    5.05.2020 08:36

    Если выдаёшь выстреливающие идеи проекты, то без разницы где работать, но атмосфера Кремниевой долины уникальна

  • Анонимно
    5.05.2020 08:52

    мир совершенствуется и эволюционизируется. в том числе и благодаря нашим соотечественникам, не потерявшим дух свободы не только человеческой, но и исследовательской и предпринимательской. смогли бы они развиваться в россии? назовите нобелевских лауреатов последних тридцати лет, работающих в нашей стране. научное поле отравлено гербицидом идеологии, вероисповеданий, кумовства и коррупционности, как впрочем и все общество. кроме кандидатов в лауреаты Старобинского и Линде и назвать некого, да и тот же Линде в штатах работает. скажи мне, кто тобой управляет, и я скажу кто ты.

  • НЕТАТАРИН
    5.05.2020 09:04

    в сырьевой экономике высокие технологии не нужны
    нужна дешевая рабочая сила
    мрот в 180$ этому пример

  • Анонимно
    5.05.2020 09:04

    Главный посыл фильма идёт власти, если от вас уезжают молодые таланты, значит вы работаете не эффективно и не выдерживаете мировой конкуренции.

  • Анонимно
    5.05.2020 09:16

    У Дудя тоже прибыльный проект. Миллионы просмотров.

    • Анонимно
      5.05.2020 09:37

      Просто рассказывает популярные стереотипы. Люди любят слушать то, что сами думают

  • Анонимно
    5.05.2020 09:22

    Автор бесусловно умница, но что бы он писал, если бы его наука не была привязана бы к локальным ресурсам, источникам и поддержке властей. Не до конца Альфрид пошел в раскрытия сценариев развития будущего. 'Консервирвация ресурсов и огораживать общество" -вот что нас ждет. Тут можно и поподробнее бы попросить автора написать новую статью или предложить другим развить тему. А " осознание своей субъектности в новых условиях" это что на практике-поговорить на кухне без водки, но под виски или айваску?

  • Анонимно
    5.05.2020 09:25

    Сомнительное чтиво, молодёжь не купишь приоритетом в национальной теме

  • Man_16rus
    5.05.2020 09:32

    Если принять во внимание, что дудь это проект мбх, становится всё понятно!

    • Команданте
      5.05.2020 10:21

      а если докрутить вашу мысль, и принять во внимание, что Дудь еще и проект рептилоидов с планеты Нибиру, то все становится еще интереснее и понятнее!!

  • Анонимно
    5.05.2020 09:38

    пусть едут в свою США а тут ключами от Мерседеса вертеть не надо

  • Анонимно
    5.05.2020 09:46

    Многим не до конца понятен похоже смысл выпусков Дудя.
    Он показывал лучшие перспективы в мире. А лучшие они потому что там:
    - лучшая экономика
    - лучшая социалка
    - независимые суды
    И как следствие туда стекаются лучшие умы, которые двигают прогресс вперёд. Не отдельно взятой станы, а всего человечества.
    Поэтому, кстати, все верят в доллар, а не повторяют «чем же обеспечен доллар?». Вот этим и обеспечен.

    • Анонимно
      5.05.2020 10:04

      это вчерашний день, лучшее можно получать, не обязательно находясь в штатах. Митио Каку писал об этом сценарии ещё 30 лет назад

      • Анонимно
        5.05.2020 11:35

        Вы всё-таки посмотрите фильм Дудя

        • Анонимно
          5.05.2020 13:14

          11.35. Не смотрел и не буду смотреть фильм Дудя, но осуждаю.
          Наша позиция крепкая.

    • Анонимно
      5.05.2020 10:10

      Считаете что Европе никогда не догнать США?..

      • Анонимно
        5.05.2020 11:38

        В ближайшей перспективе вряд ли. Именно в части новых технологий Америка впереди. В тч за счёт мозгов из РФ и Европы.
        Плюс передача культуры, скажем так, по наследству

        • Анонимно
          5.05.2020 13:16

          Европа с 1914 г сателлит США. Сателлит не обгоняет своего ведущего.

        • Анонимно
          9.05.2020 10:58

          5.05.2020 11:38
          Думаю, в Норвегии, Финляндии и Швейцарии качество жизни будет повыше, нежели в США.

      • Анонимно
        5.05.2020 19:07

        Европа никогда не догонит США. Европа забюрократизирована, в ней права человека важнее предпринимательства. Очень сложно кого-то уволить, очень сложно делать какие-то инновации, в отличии от Китая и США. Фишка Европе не в инновациях, там приятно жить, ты там не впахиваешь, а просто живешь. Не надо в старушку Европу тащить вашу беготню, пусть она в Шанхаях-Ньюйорках остается

        • Анонимно
          9.05.2020 10:59

          Европа разная, там есть страны по качеству жизни намного опережающие США.

    • Анонимно
      9.05.2020 10:55

      5.05.2020 09:46
      Вы невнимательно смотрели фильм Дудя, если говорите, что в США лучшая социалка. Там как раз ребята, ставшие миллионерами, говорят, что летают лечить зубы в Восточную Европу потому, что там это делают лучше и качественнее.

  • Анонимно
    5.05.2020 10:26

    Прикольная статья. У автора голова варит хорошо! Молодец!

  • Анонимно
    5.05.2020 10:36

    нашли у кого брать интервью , у мальчонка который сидит и мечтает почему он такой как они)))

  • Анонимно
    5.05.2020 10:41

    Фильм банален. Сказочники. У дудя глаза горят от денег кремниевой долины. Но ребята занимаются чепухой - чат- боты и прочая ерунда. Станок денег у фрс, вот главная причина успеха и долины, и гугла и прочих стартапов. Денег просто некуда девать.

    • Анонимно
      5.05.2020 11:35

      Если вы не понимаете куда идёт развитие и сути бизнеса ... то можно и дальше до поры до времени сидеть на советском прошлом, но ...

      • Анонимно
        5.05.2020 14:06

        И куда идет развитие и в чем суть бизнеса? Все "развите", откотрром вы говорите, идет на развлечение, потеху. Соцсети, игры, ютуб - это что, пропывные технологии необходимые обществу? А заводу как работали, так и работают, нигде более не образуются деньги, как в производстве. Все остальное направлено на проблему как их потратить...

        • Анонимно
          5.05.2020 17:07

          Не соглашусь что все на развлечение. Беспилотное вождение автомобиля, софт электромобиля (если не брать в расчет потехи разработчиков Теслы чтобы машина открывала двери и создавала цветомузыку, но даже в этом случае это просто тренд геймификации мира), поисковые системы, gps-карты и т.п. Помимо развлечений думаю много создается полезного софта. Тот же Ютуб, почему вы считаете что он для развлечений? Решает сам пользователь для чего он, для получения видеолекций на интересующую тему, видеоинструкций как что-то устроено, поднятие культурного уровня через просмотр культурных и документальных фильмов и т.д.

    • Анонимно
      5.05.2020 13:02

      Любая страна печатает деньги.
      И никто не ограничивает это право.
      (Сразу оговорюсь, золотой стандарт - миф, никто не печатает деньги с оглядкой на наличие золота, этим уже лет 100 никто не занимается. И да СССР от золотого стандарта отказались в 1925 году.)
      Что госзнаку мешает так же печатать рубли чтобы их "..просто некуда девать..." было?
      (Или Китаю и КНДР?)
      Ну чтобы построить свои долины и гуглы?)

      • Анонимно
        5.05.2020 14:12

        Мешает образоварие экономическое и понимание экономики, а так же реального распределения сил в мире и последствий обусловленных этим распределением сил, в том числе в вопросе эмиссии денег.

      • Анонимно
        6.05.2020 11:39

        Никто не ограничивает это право?)) Мда...

  • Анонимно
    5.05.2020 10:41

    Почти 300 россиян возвращаются из США на родину вывозным рейсом Лос-Анджелес — Санкт-Петербург — Москва. Среди них есть жители Татарстана.


  • Анонимно
    5.05.2020 10:46

    "ал-Азхар в этом отношении мало отличается от Стэнфорда"...

    Рука-лицо.
    Без комментариев.

  • Анонимно
    5.05.2020 11:03

    А я считаю, что в каких бы ты не жил отличных условиях в какой-либо не родной стране, с возрастом любовь к родине и тоска по ней будут преобладать над надоевшим комфортом. Поэтому пускай работают пока молодые за границей, набираются опыта и нужных навыков. А после, я всё равно надеюсь, они вернутся на Родину и поделятся этим накопленным багажом знаний и навыков с более молодым поколением. Чем больше там наших мозгов, тем безопаснее здесь нам. Надо всегда иметь своего агента внутри конкурента.

    • Анонимно
      5.05.2020 14:13

      Та, та, именно. Вернутся, разогнать тоску дней на 10-12. Как туристы.

  • Анонимно
    5.05.2020 11:08

    У меня ребенок учится в одной из сильнейших школ казани, стоболльники, олимпиадники, все дела. И я так смотрю, большинство детей, и их родители, видят будущее за границей. Хотят туда поступать и жить там.
    Так что да, самые умные и преспективные уезжали, уезжают и будут уезжать.

    • Анонимно
      5.05.2020 12:42

      11.08. Уезжать можно, никто не держит. Только потом оттуда не учите нас жить.

      • Анонимно
        5.05.2020 13:09

        Ну и бред.
        Опыт жизни как товар.
        Вы пишите с Омериканского компьютера, собранного в Китае.
        Виндовс айфон андроит офис и т.д.
        Вам не тяжко этим пользоваться?
        Ведь вам приходится играть по правилам США и Китая.
        Это они решают как вы будете пользоваться, чем пользоваться и сколько заплатите за это?
        Не давит этот факт?
        Конечно нет)
        На скрепах далеко в этом мире не уедешь)

    • Анонимно
      5.05.2020 14:08

      100-бальники и олимпиадники не всегда самые успешные. Упение (способность) учиться не равно таланту. У меня в классе было около 10 золотых медалистов, в группе 12 красных дипломов. На проценте успеха в должностиях и бизнесе это никак не сказалось.

  • Анонимно
    5.05.2020 11:16

    Статья ни о чём. Словоблудие. Доказательство тому, почему там Долины, а здесь Иннополисы.

  • Анонимно
    5.05.2020 11:18

    дудь певец капитализма.

  • Анонимно
    5.05.2020 14:12

    Мы, старые комсомольцы, еще переживем вас три раза. Мы запускали в космос спутник и автоматический Буран. Это вам не китайские айфоны собирать. Дельцы хаха. Не умеешь играть в домино, значит и бабы наверное нет. Был в Амстердаме, там везде наблевано на улице

    • Анонимно
      5.05.2020 15:39

      Мухаметшин опомнись, понимаю, что парламент закрыт, но все же... =)

      • Анонимно
        5.05.2020 23:02

        У нас так говорили, хлеб всему голова. Будет хлеб, будет и пища.

  • Анонимно
    5.05.2020 14:17

    Бустанов - хороший пример для молодежи, у Татарстана большое будущее

    • Анонимно
      5.05.2020 16:55

      14.17. Бустанов не из РТ.

      • Анонимно
        9.05.2020 11:04

        Причем тут "не из РТ"? В настоящее время он проживает в Казани и занимается исследованиями в области мусульманской культуры и старинных татарских текстов.

  • Анонимно
    5.05.2020 14:18

    Бустанов и есть наш ассиметричный ответ Дудю. Что ещё ждать.

  • Я никогда не понимал термина - хорошее образование.
    Что значит хорошее образование - может кто пояснить?!
    Мне кажется - это бред чистейшей воды.
    Человек в силу как объективных, так и субъективных факторов, если поступил в ВУЗ и смог его окончить, сдавая без взяток экзамены и зачёты, уже успешен - уже получил хорошее образование. Дальнейшее его применение зависит больше не от него самого, а от тех обстоятельств (иногда случайных), которые погрузят обладателя образования в ту или иную социальную субстанцию, в котором будут применены его познания и будут востребованы. То есть, само по себе получение образования, ничего ещё не значат, так как знания в последующей жизни коррелируются, шлифуются, оттачиваются.
    А что если, допустим, не существует или недоразвита та социальная площадка, на которой можно было бы применить полученные в ВУЗе знания - тогда как замерить качество полученного образования?!
    Например, знание культуры эпохи ренессанса нужно и применимо в высокоразвитом обществе, так же и как спрос на знание в высоких IT технологиях. Оно же высокоразвитое общество по достоинству и оценит эти знания.

    • Анонимно
      5.05.2020 14:55

      Оксфорд и Принстон дают хорошее образование даже троечникам, КФУ и КХТИ - плохое, а иногда и просто зашкварное - даже отличникам.

      • Анонимно
        5.05.2020 15:25

        Проблема в том что троечников там не принимают, поэтому шансов у них нет.

        • Анонимно
          5.05.2020 15:37

          Я имел в виду троечников-магистров - такие на выходе и в Оксфорде бывают.

    • Анонимно
      9.05.2020 11:14

      \\Я никогда не понимал термина - хорошее образование.
      Что значит хорошее образование - может кто пояснить?!
      Мне кажется - это бред чистейшей воды\\ - Самые знаменитые и успешные бизнес-айтишники покойный Стив Джобс и ныне здравствующий Билл Гейтс, вообще, не окончили вузы. Первый после 6 месяцев обучения бросил колледж, второй учился в Гарварде и был отчислен за неуспеваемость. Жизнь состоит из разных практик, часто, не вписывающихся в наши привычные представления.

  • Анонимно
    5.05.2020 14:50

    Что такое США? Долг в 69 триллионов долларов из всего глобального долга в 264 триллиона долларов. Из этих 69 триллионов 22 триллиона - долг непосредственно государства. После отказа в 1973 г.от золотого стандарта доллара шло накачивание всей мировой экономики долларовой денежной массой. Время от времени во всем мире происходят так называемые кризисы перепроизводства. Активы по всему миру резко дешевеют. ФРС США печатает и раздает своим компаниям триллионы долларов, на которые они по дешевке скупают реальные активы по всему миру. После кризиса 2008 г.они купили таким образом ряд компаний в РФ - концерн Лебедянский, шоколадную фабрику Коркунов и т.д. Американцам удалось то, чего не смогли сделать средневековые алхимики. Они научились превращать бумагу в золото. И за этот же счет они, как пылесос, выкачивают умные головы со всего света. Потому что знают: главное в нынешнем мире и в будущем - интеллект. Стоит миру отказаться от доллара как средства международных расчетов - и от могущества и успешности США не останется и следа. Однако проблема в том, что громадная доля мирового долга номинирована именно в долларах.
    А.В.

    • 14.50.
      Вы правильно всё говорите. На фантики - бумажки, ничем не обеспеченные США сумели практически если не всё скупить, то закабалить (политику и экономику) большинства субъектов мирового социума и стала гегемоном. Не знаю, насколько это плохо.
      Но и сама экономическая мощь Америки колоссальная. Она ведь зиждется не только на долларах, но и на науке, промышленности, торговле, ВПК и вооружённых силах. Поэтому, даже с космическими долгами, Америка не позволит себе разорится. Разорять будет других. Это плохо, конечно. Но внутри Америки тоже не всем нравится такая её политика. Что ж будем посмотреть.

      • Анонимно
        5.05.2020 16:08

        Наибольшую тревогу вызывает Китай, где экономика не одно десятилетие развивается за счет все новых кредитов. В результате долг вырос в четыре раза — почти до 300% ВВП. Корпоративный сектор, где преобладают госкомпании, взял взаймы 21 триллион долларов — 155% ВВП. Это почти две трети общей задолженности. Для сравнения, корпоративный долг Японии — 100% ВВП, США — 74%.

        Чтобы оценить масштабы проблемы, достаточно взглянуть на рынок корпоративных облигаций. В 2018-м в КНР этих бумаг было на 1,72 триллиона долларов — показатель, уступающий только американскому (5,81 триллиона). В этом году 42% нового корпоративного долга развивающихся экономик обеспечили китайские компании, что резко повышает риск дефолтов в ближайшем будущем.

        Уже сейчас множество компаний допускает дефолты по облигациям, объявляя себя банкротом. В прошлом году в КНР обанкротились 18 тысяч фирм, а уровень дефолтов по облигациям в пять раз превысил показатель 2015-го. В 2019-м ожидается очередной рекорд.

        На то, что высокий и неустойчивый уровень задолженности Китая грозит массовыми корпоративными дефолтами, ранее указала Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

  • Анонимно
    5.05.2020 15:07

    Вы никогда не задумывались почему в России Власть все время вспоминает только о том выдающемся что было создано учеными , инженерами научной мысли еще во времена Советского Союза, и постоянно на этом не стесняясь играет. Только они забыли что сейчас 21 век и эпоха другого технологического прогресса. Власть не хочет задать себе вопрос : " А чем сегодня может похвастаться Россия???" в 21 Веке.
    Правильно, похвастаться нечем. Финансирование образования и исследований почти на нуле. Легче всего вкладываться в нефть и газ.

    • Анонимно
      5.05.2020 15:36

      А они не виноваты. Они встроены в долларовую финансовую пирамиду, матрица. Все ресурсы, а также научные идеи и головы выкачиваются в США. Как это работает на примере? Возьмем квантовый двигатель Леонова, который существует уже в экспериментальном образце. И что с ним происходит. Следите за пальцами фокуса. РАН признала достижения Леонова (квантовый двигатель и его теории Суперобъединения) лженаучными. И, внимание, в то же время Леонова приглашают зарубежные физики и математики читать лекции!

    • Анонимно
      5.05.2020 23:45

      в союзе половина ворованное с запада было

  • Анонимно
    5.05.2020 15:45

    Да, по удельному весу затрат на науку в ВВП (1,1%) Россия пока существенно отстает от ведущих стран мира, находясь на 34 месте. Лидерами являются Израиль (4,25%), Республика Корея (4,24%), Швейцария (3,37%), Швеция (3,25%) и Тайвань (3,16%). США и Китай, имеющие наибольший объем внутренних затрат на ИР (исследования и разработки – ред.), по доле данных затрат в ВВП занимают соответственно 11 и 15 места (2,74% и 2,12%)", - говорится в отчете.
    Да. Маловато. Но - никак не "почти на нуле".

  • У нас не с образованием проблема, а с прикладной наукой, то есть практической реализацией знаний в материальной продукт.
    А образование - что образование, оно всегда базировалась на фундаментальности, на фундаментальных знаниях и теориях.
    Все достижения во времена СССР ДОСТИГАЛИСЬ (прошу прощения за каламбур) ни в институтах, университетах и академиях, а в НИИ, так называемых шаражках, которые практически все упразднили в современную российскую эпоху. Это что касается техническим дисциплин.
    В чём ещё проблема? Проблема не в Высшей Школе, а в начальной, так как Начальная Школа не даёт знаний и не обучает с детства двум вещам: логике и риторике.
    Россияне умные, но вот выразить свои мысли не имеют. Нет практического опыта. А уж излагать свои мысли на бумаге, на литературном языке, это ВААЩЕ - тёмный лем.
    И это правда, между прочим. Порой люди россияне имеют 2 высших образования и абсолютно, парадокс, безграмотные и 2-х слов порой связать не могут.
    С 1 класса, примерно до 5, дети должны плотно обучаться логике и риторике.

    • Анонимно
      6.05.2020 01:42

      Родители школьников 1-5 классов люто, неистово аплодируют вашему предложению. Не говоря уже об учителях начальной школы.

  • Анонимно
    5.05.2020 16:14

    Всё это в принципе не имеет смысла. Почти никто из читающих эту статью не доживет до 22-го века. Поэтому и переживать о чем-то смысла нет, и нет большой разницы - в кремниевой долине мы проведем свою жизнь или на теплоконтроле.
    И вся эта кремниевая долина тоже не имеет никакого смысла в глобальном плане - когда нибудь солнце остынет и человечество вымрет. А если даже и успеет перелететь к другим звездам то и они когда нибудь остынут.

    Это просто какое-то копошение, переливание из пустого в порожнее. Они придумывают стартапы и смартфоны, люди фотографирует на них еду, и себя, выкладывают это в интернет. А потом умирают, страницы их исчезают, смартфоны отправляются на переработку в Африку, а внуки и правнуки этих людей начинают жить своей жинью не особо интересуясь что те люди ели и фотографировали, какие стихи писали.
    Бесполезный круговорот кремния и электричества в природе.

    • 16.34.
      С Вами трудно не согласится.... Вот говорят прорывные технологии, прорывные технологии...... Как говорится по форме всё правильно, а по содержанию издевательство.
      Ведь что такое сотовый телефон в изобретение и модернизацию которого влито множество человеческих знаний, умений, потрачено триллионы долларов за несколько десятилетий?
      По сути - это лишь игрушка, в том числе для взрослых.
      Да-а-а, человечество деградирует. Неужели нельзя был потратить множество материальных и человеческих ресурсов на более полезную вещь, чем сотовый телефон? И даже не на него, а на его ПРИЛОЖЕНИЯ.

      • Анонимно
        5.05.2020 18:12

        Телефон это товар. Товар это деньги полученные с покупателей. Наверное в этом вся проблема - вся экономика основана на потреблении и его стимулировании.
        Но дает надежду то, что современные гаджеты уже по сути приблизились к границам человеческого восприятия. Фильмов в формате full-hd и музыки в формате mp3-320 человеческим глазам и ушам хватает с излишком. Память телефона позволяет иметь в кармане чуть ли не всю любимую фонотеку, книги и т.д. Некуда больше стремиться. Поэтому, возможно, мощности производства и инженерный гений наконец-то направят в какое-то более поленое русло.

        • 18.12.
          Вот и нахрен мне вся моя любимая фонотека в гаджете, извольте спросить? Он всё равно не даст всего того великолепия звучания, которое излучает музыкальный проигрыватель. Честно говоря, я и не пользуюсь гаджетом по этому поводу. Поэтому прогресс не всегда благо. К сожалению. И не всегда прогресс, извиняюсь за каламбур.

  • Анонимно
    5.05.2020 16:25

    Элитное образование - это "золотой стандарт", который является основой, но не гарантией прорывных идей. Идеи могут посетить и тех, кто самообразовывался не системно, а "кинжально", в области интереса/прорыва. Но элитное образование необходимо для того, чтобы прорывные идеи эффективно реализовывались, пример Кремниевой долины, основанной на Стенфорде, ярко показан Дудем.

  • Анонимно
    5.05.2020 17:00

    Взгляд Дудя- всего лишь один из многих точек зрения. Кому-то. прекрасно живется и без высшего образования и без Теслы.

    • Анонимно
      9.05.2020 11:18

      В том числе, знаменитые и успешные Стив Джобс (покойный) и Билл Гейтс не имели высшего образования.

  • Анонимно
    5.05.2020 20:36

    СССР рухнул в том числе и потому, что слишком много стало людей с высшим образованием и слишком мало - людей рабочих профессий. Помните, как очень многие говорили своим детям во времена позднего Союза: будешь плохо учиться пойдешь в ПТУ и будешь работать на заводе. Эта тенденция продолжилась и в 90-е и в 2000-е гг. У нас стало слишком много юристов, экономистов, риэлторов, менеджеров и продавцов. И слишком мало токарей и фрезеровщиков. В США новации всегда внедрялись гораздо быстрее. Они не боялись рисковать и вкладывать огромные средства в проекты с сомнительной отдачей. В Российской империи было гораздо больше бюрократии, отчетности и боязни впустую потратить государственные деньги. Эта же традиция была в дальнейшем перенята СССР.

  • Анонимно
    5.05.2020 23:31

    В Америке прекрасно то, что люди рабочих профессий спокойно зарабатывают 70к$ в год! Если ещё жена хотяб 30-ку сделает, то вот оно счастье! Дом, две-три машины, Лодка, будет у них в первые 10 лет.

  • Анонимно
    6.05.2020 01:32

    С первого прочтения я не понял его сквозную идею, его концепцию. Могу только эскизно предположить, что он хотел сказать. Он говорит о том, что именно в таких локациях , как Кремниевая долина, создаются творения, определяющие жизнь на Земле. Это предполагает, что это доступно людям с настоящим элитным образованием, со свободным мышлением, без диктата от какой-либо партии - "комсомола". Простым инженерам, экономистам и прочим, учившимся для получения корочки-диплома, там делать нечего. Также как лесорубам, фермерам, уборщикам и т.д. Но можно это воплотить через своих детей, побольше их рождая и достойно воспитывая. Чем больше детей , тем больше вероятность, что среди них будет гений. Такого не так страшно отправлять и за моря, так как с тобой остаются другие дети с твоими внуками.
    Пусть Иннополис станет такой локацией, и сюда будут стягиваться со всего мира творцы будущего.

    • Анонимно
      6.05.2020 21:58

      01:32"Но можно это воплотить через своих детей, побольше их рождая и достойно воспитывая. Чем больше детей , тем больше вероятность, что среди них будет гений. Такого не так страшно отправлять и за моря, так как с тобой остаются другие дети с твоими внуками."

      Да, был такой тренд (отправлять своих детей за границу для учебы и , если у них получится реализоваться , то и для жизни там ) до пандемии даже у татарского среднего класса , но теперь это не будет уже так актуально, скорее всего , все развитые страны будут закрываться от приезжих.

      • Анонимно
        7.05.2020 00:19

        Отправлять не учиться , а ехать на работу в Кремниевую долину и т.п. Вот у меня сын закончил МГУ, математик, но я не хочу его отправлять туда, так как он у меня один, и я хочу, чтобы он остался настоящим татарином, гражданином РФ и дал нам внуков здесь. А вот если бы у меня было много сыновей, то одного я мог бы спокойно отправить за моря, даже настаивал бы.
        А вот у моего близкого знакомого сын Салим после МГУ уехал в Японию, закончил там аспирантуру, после устроился работать в Гугл в Токио, получает более 12 тыс. долларов в месяц, женат на японке, имеет 4 детей, активно знакомится с татарами в Токио, чтобы разговаривать по татарски, настоящий татарин.

  • Man_16rus
    6.05.2020 08:13

    А если не считать сколько они зарабатывают, осмотреть сколько у них остаётся, выглядит уже не так радужно!
    С учётом того, что век программиста недолог, так как подрастают более умная, более продвинутые молодые и амбициозные, понятно, что этот ролик - последний крик о помощи последний сверхдержавы!
    Врождённая Штаты Америки уезжают тысячи, находят себя - единицы!

  • Анонимно
    6.05.2020 08:40

    Успешные бизнесмены из фильма Дудя признают, что значимость локальности уже сейчас уходит на второй план. Теперь не так важно, находишься ли ты в Кремниевой долине или Куркачах.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://kam.business-gazeta.ru/article/467381

    Автор то ли не смотрел фильм, то ли смотрел его урывками. Но то, что он не понял главного посыла фильма, это очевидно. Речь идёт не о Кремниевой долине как таковой – как оказалось, это вполне себе американское захолустье, типичная одноэтажная Америка. Правда, дорогая ) Речь не о миллионах, хотя зарабатывать такие деньги, именно ЗАРАБАТЫВАТЬ, а не ПОЛУЧАТЬ, когда тебе нет ещё и тридцати – это, безусловно, успех. Речь не о набивших оскомину стартапах – сегодня их можно создавать даже в Куркачах, в чём автор, безусловно, прав.
    Речь в фильме о другом. О том, что они смогли, а мы всё ещё нет, несмотря на наследие Новосибирского академгородка и создание «с нуля» Сколково. О том, что простые российские парни, без связей и денег, закончив не самые раскрученные, но при этом российские, вузы, имея ЖЕЛАНИЕ работать и зарабатывать, смогли реализовать себя благодаря тому самому феномену Кремниевой долины. Речь о том, что «их» система смогла создать такие условия для реализации идей, а наша – нет. Как-то так )

  • Анонимно
    6.05.2020 10:22

    Наверное есть места в мире,где тебе работается и головой и руками, окружающая среда способствует этому, плюс минимизирована бюрократия и чинопочитания.Но это не Россия.

  • VasiliyTerzi
    7.05.2020 00:42

    Наконец-то Кремниевая долина дошла до РТ и Казани, и для первого раза комментарии приличные, особенно показательны дизлайки. Плохо только, то, что Дудю не удалось показать над какими новыми прорывными технологиями заняты многие ИТ гиганты и их стартапы, и это уже совсем другая Кремниевая долина. Но хорошо, что там живут и работают молодые люди из РФ и даже РТ. И справляются даже после обучения в КГУ, КАИ и КХТИ. И ничего страшного нет, если попробовать создать свою КД в Казани, только надо сначала решить все проблемы, которые постоянно повторяют многие комментаторы выше. Но и КД в США была создана как особый промышленный парк при Стэнфордском университете, потом он стал исследовательским парком.

  • VasiliyTerzi
    7.05.2020 01:00

    Не надо думать, что в КД работать очень легко, там банкротств гораздо больше, чем в других регионах, даже в РФ и вкалывать там надо сутками, и решать не простые проблемы.

  • Man_16rus
    11.05.2020 15:12

    Где-то далеко на островах хитро улыбается мбх)

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль