Общество 
7.05.2020

«Сейчас пассажиры кредитуют авиакомпании и их будущую работу за счет личных средств…»

Перевозчикам разрешат раздавать ваучеры вместо компенсаций за невозвращенные билеты

«Представьте, что случится, если в банк придут сразу все вкладчики забрать свои деньги», — проводят параллели эксперты на ту ситуацию, в которой из-за карантина оказались авиаперевозчики. Им вместе с речными и железнодорожными компаниями могут легализовать ваучеры на будущие поездки вместо возврата денег за билеты. В отрасли уверены: без этого после карантина все станут банкротами. О том, почему не помогает бюджет и не приведут ли ваучеры к повальным обращениям в суд, — в материале «БИЗНЕС Online».

К концу марта пассажиропоток у авиаперевозчиков упал примерно на 80% — примерно настолько же снизилась и выручка, а расходы остались на прежнем уровне К концу марта пассажиропоток у авиаперевозчиков упал в среднем на 80% — примерно на столько же снизилась и выручка, а расходы остались на прежнем уровне Фото: «БИЗНЕС Online»

ПЕРЕВОЗЧИКИ ВЗЯЛИ ПАУЗУ

Перевозчикам пассажиров по воздуху, воде и железной дороге могут разрешить не возвращать деньги за проданные билеты. Правительство России в настоящий момент готовит законопроект, которым перевозчикам в условиях режима повышенной готовности или ЧС легализуют возможность выдавать ваучеры на будущую поездку взамен возврата денег.

Как сообщает сегодня «Коммерсантъ» со ссылкой на источники, подготовкой соответствующего документа занималось минэкономики РФ, а главным идеологом инициативы был минтранс России. В ведомствах факт существования такого законопроекта подтвердили. Одобрение инициатива получила уже в комиссии по повышению устойчивости экономики во главе с первым вице-премьером, а ныне и. о. премьера Андрея Белоусова. Не исключено, что документ рассмотрят в Госдуме уже в мае.

Главная причина, почему этот документ увидел свет, кроется в текущей ситуации в отрасли, находящейся в условиях «коронакризиса». Карантинные меры привели к тому, что компании столкнулись с резким падением пассажиропотока. В частности, указывается, что уже к концу марта пассажиропоток у авиаперевозчиков упал в среднем на 80% — примерно на столько же снизилась и выручка, а расходы остались на прежнем уровне, а по каким-то статьям даже и выросли. Объем возвратов билетов за отмененные рейсы может достигать в отрасли 70 млрд рублей. И в текущих условиях авиакомпании не могут вернуть деньги всем ввиду почти отсутствия операционных средств.

С аналогичными трудностями сталкивается железнодорожное и круизное речное сообщение. По информации «Коммерсанта», ОАО «РЖД» уже вернуло своим пассажирам 8 млрд рублей по билетам — спрос на поезда дальнего следования в отрасли сократился на 70%. А судоходные компании, продававшие билеты задолго до открытия навигации, бо́льшую часть средств потратили на ремонт флота, оплату топлива и прочее. Речные туры сейчас никто не заказывает из-за карантина. В апреле Российская палата судоходства оценила возможные убытки отрасли в 15 млрд рублей. Немудрено, что если все компании начнут возвращать пассажирам их кровные за билеты, то страну просто захлестнет.

В случае одобрения депутатами разработанного правительством РФ законопроекта компании, которые занимаются воздушными, морскими, речными и железнодорожными перевозками, получат право перевести на личный счет пассажира зарезервированные суммы, равные стоимости билета, чтобы он потом их мог использовать при покупке другого билета. Или начнут выдавать ваучеры на будущую поездку. К слову, такая практика распространена во всем мире. Правда, уточняется, что такое особое право перевозчиков будет действовать в случае объявления правительством режима повышенной готовности или ЧС.

РЖД уже вернул своим пассажирам 8 млрд рублей по билетам — спрос на поезда дальнего следования в отрасли сократился на 70% ОАО «РЖД» уже вернуло своим пассажирам 8 млрд рублей по билетам — спрос на поезда дальнего следования в отрасли сократился на 70% Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЕСЛИ УЖ ВЫ БИЛЕТ КУПИЛИ, ТО ЛУЧШЕ ЛЕТЕТЬ»

Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты неоднозначно восприняли новость о готовящейся инициативе правительства.

Азамат Сабиров — генеральный директор AVT:

— Сейчас какая ситуация складывается со стороны агентства? Если брать корпоративные заказы, то возникает такой вопрос: если компания отправляет сотрудника в командировку и оплачивает ему, соответственно, поездку, то у агентства возникает непонимание: как с этими ваучерами работать? Если физлицо купило этот билет самому себе, а компания вернула ему деньги на его личный счет, то есть какие-то баллы или мили, то здесь все более-менее понятно. А вот как с корпоративным бизнесом работать, у нас пока нет информации.

А насчет того, согласятся ли пассажиры на эти ваучеры… Пока законодательно ваучеры не оформлены, соответственно, по закону о защите прав потребителей человек может обратиться в суд по вопросу взыскания средств. Но я думаю, что если Госдума примет такой документ, то эта практика закрепится. Потому что у нас ничто временное не остается таковым. Теперь если уж вы билет купили, то лучше лететь. Так, наверное, будет. А потом, возможно, появится и биржа ваучеров, где люди смогут продавать их друг другу…

Рамиль Мифтахов: «На самом деле данный инструмент позволит перевозчикам отложить свои финансовые обязательства перед клиентами. Такая мировая практика уже существует, она реализована в Европе» Рамиль Мифтахов: «На самом деле данный инструмент позволит перевозчикам отложить свои финансовые обязательства перед клиентами. Такая мировая практика уже существует, она реализована в Европе» Фото: «БИЗНЕС Online»

Рамиль Мифтахов — президент ассоциации турагентств РТ:

— На самом деле данный инструмент позволит перевозчикам отложить свои финансовые обязательства перед клиентами. Такая мировая практика уже существует, она реализована в Европе, и это даст возможность компаниям одномоментно не отвечать на претензии и не выплачивать сразу колоссальные суммы. Представьте, например, что случится, если в банк придут сразу все вкладчики забрать свои деньги. Даже Сбербанк, каким бы крутым он ни был, не выдержит подобной нагрузки. И здесь такая же история. Если у авиакомпании существует определенная рассрочка по ваучерам, то есть нет необходимости возвращать деньги, а клиентов они все равно будут обслуживать по тем ваучерам, которые им выдадут, то это позволит данным авиакомпаниям остаться на плаву, не обанкротиться. И, соответственно, если это государственная компания, то на возврат денег из бюджета придется вливать колоссальные суммы, а где их брать? Их надо будет забирать из зарплаты (бюджетников — прим. ред.), еще каких-то инструментов, чтобы компенсировать убытки и не обанкротить государственные компании.

Я считаю, что данная мера (выдача ваучеров — прим. ред.) однозначно будет популярна среди пассажиров. И если примут постановление правительства о ваучерах, то суды не станут принимать такие заявления пассажиров по поводу возвращения денежных средств перевозчиками. Ссылаясь на это постановление, суды начнут говорить, что есть такой инструмент, как ваучер, и вы можете воспользоваться данным видом услуг транспорта позже, когда вам это будет необходимо.

Илья Зотов: «По нашей оценке решение будет принято не ранее конца июня. А до этого времени никаких операций по возврату или обмену денег, потраченных на билеты, выполняться не будет» Илья Зотов: «По нашей оценке, решение будет принято не ранее конца июня. А до этого времени никаких операций по возврату или обмену денег, потраченных на билеты, выполняться не станет» Фото: «БИЗНЕС Online»

Илья Зотов — председатель общероссийского объединения пассажиров, член общественного совета при министерстве транспорта РФ:

— По ваучерам еще предстоит только узаконить вопрос. По нашей оценке, решение будет принято не ранее конца июня. А до того времени никаких операций по возврату или обмену денег, потраченных на билеты, выполняться не станет. При этом данный закон не имеет действия обратной силы, а значит, текущие совокупные проблемы решить не сможет. То есть он будет распространяться на билеты, которые продадут в будущем.

Наша позиция по вопросу компенсации билетов заключается в том, что нужно выплатить деньги за билеты из бюджетных средств. Это окажет серьезную поддержку транспортным компаниям, а пострадавшие пассажиры смогут вернуть свои средства. Если такие действия не предпринять, то коллективное обращение пассажиров в суд будет грозить авиационным, железнодорожным и речным перевозчикам полным банкротством. Суд в 100 процентах случаев встанет на сторону пассажиров. Чтобы не допустить волну банкротств, государство должно вмешаться уже сейчас.

Мы сегодня видим ситуацию, когда идет грубейшее нарушение закона. Задним числом пассажирам меняют правила продажи и возврата билетов в угоду одной из крупнейших авиакомпаний России. В самих авиакомпаниях говорят, что они столкнулись с финансовыми проблемами и не могут произвести выплаты. Но есть и обратная сторона медали, что граждане также столкнулись с серьезными обстоятельствами. И по факту сейчас именно пассажиры кредитуют деятельность авиакомпаний и их будущую работу за счет личных средств. Нам кажется, что все же этой миссией должно заниматься государство.

Сложно дать однозначный совет тем, кому сейчас авиаперевозчики предлагают так называемые ваучеры. Есть угроза, что стоимость билетов в будущем увеличится. Мы уже сейчас прогнозируем, что рост составит в 2 раза. Более того, ряд авиакомпаний к концу пандемии может обанкротиться. И у вас этот ваучер просто останется на память. Поэтому мы рекомендуем обращаться в суд и требовать обратно деньги. Все судебные и моральные издержки можно также сразу внести в сумму иска. Все исковые заявления, которые подаются пассажирами, решаются в пользу граждан.

Уже сейчас мы видим, что многие авиакомпании отменяют питание на борту, сокращают сервисы, которые были заложены в стоимость билетов. Мы также прогнозируем, что какие-то авиакомпании откажутся от прессы, которая закупается и в огромном количестве предоставляется пассажирам. Конечно же, максимально сократят все издержки. Мы прогнозируем, что после пандемии будет одна авиакомпания, которая работает достаточно хорошо и успешно, а все остальные станут работать в сегменте лоукост и снижать издержки.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (35) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
7.05.2020 15:32

Э нет, сначала разрешите оплату ваучерами, потом ими и возвращайте.

Это риски перевозчиков, и нечего их оплачивать из чужого кармана.

Перевозчики пусть свои риски страхуют за свой счет

  • Анонимно
    7.05.2020 15:32

    Э нет, сначала разрешите оплату ваучерами, потом ими и возвращайте.

    Это риски перевозчиков, и нечего их оплачивать из чужого кармана.

    Перевозчики пусть свои риски страхуют за свой счет

  • Анонимно
    7.05.2020 15:46

    Люди не требуйте денег с авиаперевозчиков им еще яхты надо заправлять, Аскер Заде всяких там перевозить со скидками, жен серьезных приличных людей, что вы тут пишите со своей дешевой некрасивой одеждой

  • Анонимно
    7.05.2020 16:08

    Не понимаю, кто может разрешить не возвращать деньги? Это уже получили какое то судебное решение ? Или это опять писанина типа бумаг о всяких там правилах поведения от какого нибудь чиновника? Этой бумагой можно..... Существуют граж. Правовые отношения. И нарушать гражданский кодекс и конституцию бумагами типа постановлений от кого то - это просто смешно. Это говорит о том, что государство и законы не работают. Это правовой беспредел.
    Пройдёт ещё месяц и опять чего нибудь придцмают типа и зарплату можно платить или не платить. По желанию какого нибудь хозяина. Похоже законы уже перестают действовать.

  • Анонимно
    7.05.2020 16:19

    Ну, Аир Балтик так и сделала,плюс 40 евро к билету в подарок.
    Авиакомпания просто разорится всем живые деньги возвращать.

    • Анонимно
      7.05.2020 16:40

      Пусть все разоряются.

      Если разрешают не возвращать долги компаниям - обязаны разрешить оплачивать иппотеку ваучерами. Иначе пассажиры разорятся, а этого допустить нельзя.

      Или откладывать оплату иппотеки до оплаты своего долга компаниями? А что нет так? Почему их - спасать, пассажиров - топить?

      • Анонимно
        7.05.2020 16:46

        Так ты когда ипотеку брал, хоть немного занимался планированием? Для авиакомпании это форс-мажор, а у тех кто в ипотеку влезает должна быть финансовая подушка на несколько месяцев - без работы можно остаться всегда.

        • Анонимно
          7.05.2020 18:03

          Вы продолжайте, не стесняйтесь: ... у Вас должна быть финансовая подушка, чтобы оплачивать издержки перевозчиков, у которых может быть форс-мажор и которые своей подушки не имеют?

          Только непонятно, почему у них может быть форс-мажор, а у меня нет?

      • Анонимно
        7.05.2020 16:46

        Сразу видно ипотечника, которому в принципе перелеты не по карману.

      • Анонимно
        7.05.2020 17:50

        Все верно.
        Все, все мы в форс мажоре и ипотечники и компании (тебе 16:46 в частности). Так что не надо: если ваучеры то и на ипотеку тоже ваучеры. Когда ипотеку брали тоже не ждали недокарантина. А вообще очень странно куда это наш фантастически огромный ФНБ подевался, тот которым мы все эти годы так хвалились. Похоже, денег нет ребята

        • Анонимно
          8.05.2020 13:19

          ФНБ никогда их не было, так сказка для лохов, чтобы не спрашивали где деньги от нефти

    • Анонимно
      7.05.2020 17:13

      Эйр Балтик предлагает на выбор либо ваучер либо возврат денежных средств. Живые деньги принимали, вот и возвращайте.

    • Анонимно
      7.05.2020 18:37

      Нам деньги должны вернуть за перелет в сентябре.У них есть еще два месяца.

  • Анонимно
    7.05.2020 16:42

    Почти ни одна авиакомпания в мире не возвращает деньги за билеты. И это можно понять. Как только начнут возвращать - мгновенно обанкротятся.

    • Анонимно
      7.05.2020 17:52

      Ну да, дорогой ВСЕ авиакомпании возвращают а если невозвращаемые билеты то они супер дешевые и об этом заранее информируют.
      Извините меня - но Вы по моему лоббируете не интересы народа.

    • Анонимно
      7.05.2020 20:49

      пусть банкротятся - будут другие хозяева, более рачительные
      может вместо ваучера Вам выдадут акции новой компании

  • Анонимно
    7.05.2020 16:47

    А давайте тогда малому бизнесу, которому работать запретили, а платить зарплаты и налоги обязали, тоже разрешим эти налоги зарплаты ваучерами отдавать, а? Бумажками.

    • Анонимно
      7.05.2020 17:53

      И кредиты и ипотеки чтобы ваучерами тоже принимали тогда!

      • Анонимно
        7.05.2020 21:59

        И вообще... Нужно гражданам разрешить расплачиваться в продмагах и других местах ваучерами! Вот потерял работу, доход - нарисовал себе ваучеры и пошел в магазин за покупками!

  • Анонимно
    7.05.2020 17:14

    В случае отмены рейсов все возвращают, ЧС не введено в стране.

  • Анонимно
    7.05.2020 17:15

    Как прибыль всю выводить в офшоры то никакая помощь не нужна...банкротства полезны в любом бизнесе,пусть на свою прибыль пока поживут

    • Анонимно
      7.05.2020 17:54

      Точно сказал! Как делить деньги то они сами а как убытки делить то "люди помогите надо потерпеть"

  • Анонимно
    7.05.2020 17:35

    Вот мне интересно, кто все эти люди...президенты/директоры всяких ассоциаций и объединений??? Чем эти ассоциации и объединения занимаются?

  • Анонимно
    7.05.2020 17:56

    Сейчас предлагают их бизнес проспонсировать народу а потом не то дивидентов так и тот же билет втридорога продадут с кучей причин и обьяснений. Не пройдет!

  • Анонимно
    7.05.2020 18:10

    "Представьте, например, что случится, если в банк придут сразу все вкладчики забрать свои деньги"

    - Представил, отвечаю: на то и существует государство и ФНБ чтобы не допустить кризиса либо чтобы его сгладить.
    - Что за привычку взяли все убытки покрывать за счет народа/МСБ???

    У народа и МСБ тоже денег, на те же кредиты, ипотеки, налоги и т.д..

    И вообще с начала коронакризиса - государство только увеличило поборы с населения!(штрафы какие то непонятные, налог на процент с вкладов, саски за свой счёт обязательные, сейчас вот ваучеры хотят и т.д. и т.п.)
    Это безобразие должно прекратиться, оно не может бесконечно продолжаться. Народ голодает и злость увеличивается народная.

    Где наш ФНБ? Неужели его уже нет?

  • Анонимно
    7.05.2020 18:12

    Ипотечники типа должны заранее планировать и думать о подушке какой то. Как будто в теле ипотечника живёт и финансовый директор и целый плановый отдел. А компании воздушные , имеющие целый штат финансистов и десятки всяких директор планировать не умеют оказываются, просчитывать риски это они тоже не умеют. И подушку на будущее создавать они не должны. Отличная логика. А как миллиардные дивиденды делить, вот это они умеют. Так пусть сейчас возвращают дивиденды ,для создания страховой подушки. И не нужно плакаться правительству. А поступят как настоящие предприниматели.

    • Анонимно
      7.05.2020 18:20

      Замечательно сказано!
      Добавлю, что вся эта куча финанистов и эффективных менеджеров бешено оплачивалась

  • Анонимно
    7.05.2020 18:16

    Не забывайте про ключевую идею капитализма: приватизация прибылей и национализация убытков.

    Всё было бы как по учебнику, но у нас еще круче: убытки за счет населения

  • Анонимно
    7.05.2020 18:17

    У меня есть ощущение что скоро кроме субботников введут ещё обязательные пожертвования разным авиакомпаниям, банкам и другим нефтяникам кто сейчас "страдает больше всех".
    Либо просто будут напрямую высчитывать, а строку придумают как назвать

  • Анонимно
    7.05.2020 18:27

    Ой! Отдали, хотя бы, ваучерами! С ними нет настроения иметь дело, вообще! Остаётся использовать этот ваучер, чтобы улететь надолго отсюда...Да и то, кучу препонов создадут! Лететь только с младенческой сумочкой, в нижнем белье, без кормёжки, да ещё и с не откидываемыми креслами!(((
    Знаю. Не опубликуют.

  • Анонимно
    7.05.2020 18:32

    В 90е гопники часто "отжимали" деньги приэтом говоря всегда что надо кого то "выручить". При этом, выбора "не выручать" не было, приходилось платить.
    Очень сильно напоминает ситуацию в нашей стране в последние годы.

  • Анонимно
    7.05.2020 18:39

    Не надо было так флот раздувать,и самолеты регистрировать на Вирджинских Островах.Ну и лизинговые платежи в евро тоже так себе решение.

  • Анонимно
    7.05.2020 20:14

    А на сколько эти компании отечественные? А то не придется ли за счет нашего народа спонсировать международный капитал? В 1917 году это плохо кончилось. Китайцы, говорят, как начался коронавирусный психоз и упали акции, быстренько выкупили их у иностранных держателей задешево

  • Анонимно
    7.05.2020 22:07

    А зачем мне ваучер? Я может в ближайшие пять лет никуда не полечу. Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Так и в этом случае... Ну а "пригретый" Аэрофлот и так выживет. Ему правительство не даст обанкротиться. Наоборот, еще и активы бедствующих других авиакомпаний передаст за дешево...

  • Анонимно
    7.05.2020 22:15

    Ну... Как билеты продавать за дорого, так это пожалуйста. А как возвращать деньги за невыполненные перевозки... Спасите! Мы бедные авиакомпании! Что-то никаких поблажек бедствующему населению не делают - ни отсрочки по оплате ЖКХ, кредитов и т.п., ни помощи от государства. Более того, после того как заговорили по ТВ и в прессе о кредитных каникулах, так сразу активизировались банки - шлют СМС-ки "Напоминаем, мы работаем в прежнем режиме, в том числе он-лайн, не смотря на пандемию. Не забывайте своевременно вносить ежемесячный платеж по кредиту. Погасить до..."

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль