Бизнес о COVID-19 
8.05.2020

Руслан Хабибрахманов: «Спада на рынке недвижимости мы ждем к лету, если не будет поддержки»

«Коронакризис» и бизнес: глава АН «Флэт» о вернувшихся на рынок инвесторах и планах расширить сеть агентов за счет новых безработных

«Сразу после объявления самоизоляции количество обращений упало в 3 раза», — констатирует руководитель одного из самых крупных агентств недвижимости Казани. Однако кризис учит работать онлайн, это время внутренней и внешней санитарии бизнеса. О том, когда упадут и как вырастут цены на жилье, что будет выгоднее покупать — «первичку» или «вторичку» — и почему «Флэт» будет наращивать штат, — в материале «БИЗНЕС Online».

Агентство недвижимости «Флэт» появилось на рынке республики в 2003 году. Его создал Руслан Хабибрахманов Агентство недвижимости «Флэт» появилось на рынке республики в 2003 году. Его создал Руслан Хабибрахманов

Герой

Агентство недвижимости «Флэт» появилось на рынке республики в 2003 году. Его создал Руслан Хабибрахманов, оказавшийся в сфере недвижимости после того, как окончил вуз и поработал на госслужбе, но затем решил, что бизнес — гораздо более привлекательное занятие.

«Сейчас перераспределяем задачи между сотрудниками, смотрим, кто что выполняет — от этой загрузки будет зависеть зарплата. Постараемся сохранить всех по максимуму» «Сейчас перераспределяем задачи между сотрудниками, смотрим, кто что выполняет — от этой загрузки будет зависеть зарплата. Постараемся сохранить всех по максимуму»

НАСКОЛЬКО ТЯЖЕЛО КРИЗИС УДАРИЛ ПО ВАШЕЙ КОМПАНИИ?

  • Офисы закрыты, работаем онлайн. На «дистанционку» переведены все сотрудники — порядка 200 человек, все в соответствии с законом.
  • Сейчас перераспределяем задачи между сотрудниками, смотрим, кто что выполняет — от этой загрузки будет зависеть зарплата. Постараемся сохранить всех по максимуму.
  • Сразу после объявления режима самоизоляции количество обращений упало в 3 раза. Спрос есть, но уже не такой высокий, как в середине марта. Многие люди думают, что ничего не функционирует, и сами в принципе отодвинули все дела до того времени, когда карантин закончится. Хотя на самом деле банки работают. У нас есть расписание, где можно проводить сделки, существует понимание, как их проводить. Конечно, если это сложные сделки, где требуется присутствие более двух человек, — когда необходимо присутствие в МФЦ, они невозможны. Есть вопросы по нотариальным сделкам. А все, что можно проводить онлайн, организовано.
  • Думаю, что люди сейчас потихоньку будут адаптироваться к этой ситуации. Первая встряска прошла, население постепенно привыкает, понимает, как можно передвигаться. Многие уже опробовали СМС-сервис. И я думаю, что мы будем выводить на сделки тех, кого можно. Тех, кого нельзя, станем пока формировать, подготавливать все, чтобы сделать это сразу после снятия режима самоизоляции.
  • За данное короткое время цены уже выросли процентов на 5. Я думаю, что они еще немного увеличатся. Сейчас как раз пик — когда можно все это продать, а месяца через два, я думаю, начнется спад. Даже, может быть, раньше. Люди, которым было на что покупать, приобретут жилье сейчас, а те, которые себе этого позволить не могли, после подобного и подавно не смогут.
  • Каждый кризис — это совершенно новые условия. Сейчас наложилась и эпидемия, и то, что нефть так подешевела, и рубль тоже. И общее настроение у людей не самое радужное. Но из любых условий можно извлечь выгоду: оптимизировать в своей организации многие процессы, выстроить их более качественно. Сразу вылезают те вещи, которые работали неэффективно, либо какие-то излишки, без которых можно было обойтись. То есть кризис — это своеобразный санитар на рынке.

«Накануне карантина мы разослали всем арендодателям письма. Я надеюсь, что они отнесутся к этому с пониманием, пойдут навстречу и сделают комфортные условия на время спада» «Накануне карантина мы разослали всем арендодателям письма. Я надеюсь, что они отнесутся к этому с пониманием, пойдут навстречу и сделают комфортные условия на время спада»

ЧТО ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ ДЕЛАТЬ?

  • Мы прошли через все кризисы последних десятилетий — в 2008, 2014 годах — и каждый раз прирастали. Потому что это очень сильно мобилизует. А в данном случае еще и весьма хорошо учит работать онлайн. Раньше мы на какие-то вещи не обращали внимания, а сейчас понимаем, что можно сэкономить много времени, не делая каких-то лишних перемещений.
  • Сокращать мы никого не планируем. Наоборот, будем, наверное, набирать персонал. До конца года мы планировали увеличить штатную численность в 2 раза. Я думаю, должны достичь этого. Сейчас очень много кандидатов на рынке, которых сократили. Уже накануне мы занимались подбором, и очень много было претендентов из ТТС. У них там очень сильные сокращения. И сейчас во многих организациях, я думаю, так.
  • Накануне карантина мы разослали всем арендодателям письма. Я надеюсь, что они отнесутся к этому с пониманием, пойдут навстречу и сделают комфортные условия на время спада. Потому что количество сделок сейчас действительно уменьшилось.

«В прошлый кризис на покупку квартир в новостройках давали специальные условия по ипотеке» «В прошлый кризис на покупку квартир в новостройках давали специальные условия по ипотеке»

ПОМОГУТ ЛИ ВАМ МЕРЫ ПУТИНА И ПРАВИТЕЛЬСТВА?

  • К лету мы ждем спада, если у нас не появится очень мощной поддержки от государства. Наподобие той, что была, допустим, в прошлый кризис, когда на покупку квартир в новостройках давали специальные условия по ипотеке. Ну и другие какие-то меры, которые поддерживают покупательский спрос.
  • Мне кажется, республика делает все, что в ее силах. Но я понимаю, что глобально там ничего, наверное, не изменить, из того, что просят, — налоги отменить или еще что-то. Понятно, что бюджет тоже должен как-то пополняться. Но отсрочка платежей по налогам сильно, наверное, не спасет, потому что придет время, и придется уже платить. Но это ведь не значит, что карантин закончится и все начнет работать с удвоенной силой — в 2 раза больше сделок, клиентов. Не будет такого всплеска, все это станет постепенно восстанавливаться. А налоги, оплата за помещение, зарплаты сотрудникам в любом случае надо выплачивать.
  • Если бы бизнес на какое-то время освободили от налогов — это было бы, конечно, замечательно. Такая поддержка очень нужна, но не знаю, насколько она вообще реальна. Все-таки бюджет был запланирован, расходы… Поэтому что будет, то будет — мы на это влиять особо не можем. Только надеемся, что нас понимают, видят наши проблемы и как-то начнут навстречу идти.

«С недвижимостью ситуация понятнее, нежели с валютами. Поэтому люди и принимают решение инвестировать в жилье. Даже если цены вдруг немного упадут — в конечном счете они в течение года восстановятся» «С недвижимостью ситуация понятнее, нежели с валютами. Поэтому люди и принимают решение инвестировать в жилье. Даже если цены вдруг немного упадут — в конечном счете они в течение года восстановятся» Фото: «БИЗНЕС Online»

ВАШ ПРОГНОЗ ПО СИТУАЦИИ

  • Какой процент компаний уйдет с рынка, сказать сложно. Но однозначно есть те, кто не сможет дальше продолжать работать — из-за множества издержек, из-за того, что они не готовы были работать онлайн. Наверняка появятся новые молодые компании, которые после этого кризиса на волне восстановления станут набирать обороты.
  • В прошлый кризис, в 2014 году, спрос сначала был очень ажиотажный, потом резкий спад, и в течение 2–3 месяцев плавно пошло восстановление. И только через полгода все вошло в более-менее активную фазу. То есть надо понимать, что где-то полгода продолжится пониженный спрос.
  • Цены будут падать из-за того, что кому-то надо продать быстрее — он начнет скидывать стоимость. Но потом, где-то, наверное, через год, цены отыграются. Но опять же — на «вторичку», потому что новостройки, я думаю, государство продолжит так же поддерживать. Это огромная отрасль, которая тащит за собой очень много смежных, и, если упадет спрос на новостройки, будет плохо всем. Но я думаю, что такой сценарий наименее вероятен — все это понимают, и государство приложит максимум усилий, чтобы их поддержать. Уменьшит, наверное, процентную ставку по ипотеке для людей, какие-то льготы сделает… Субсидировать ставку, может быть, станут при покупке новостроек.
  • Я думаю, что поддерживающие меры как раз обеспечат новостройкам небольшой рост, а у «вторички» цены могут упасть. Но они спустя какое-то время будут восстанавливаться.
  • С недвижимостью ситуация понятнее, нежели с валютами. Поэтому люди и принимают решение инвестировать в жилье. Даже если цены вдруг немного упадут — в конечном счете они в течение года восстановятся.

ВАШ СОВЕТ ДРУГИМ БИЗНЕСМЕНАМ, ОКАЗАВШИМСЯ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ

  • Не вешать нос, извлекать пользу из сложившейся ситуации, больше внимания уделять обучению, переводу бизнеса на онлайн-рельсы. Стараться оптимизировать процессы, думать над развитием. И по максимуму, конечно, сохранить людей.
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (43) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
8.05.2020 08:14

Пытались сдать квартиру через это агентство. Сразу же чётко обговорили, что ищем только семейную пару и с гражданством РФ. В итоге ни разу такой нам не было предложено, то какие то таджики, то парни-студенты. В итоге риэлтор начал подводить к тому, что если мы слишком часто отказываемся, надо бы повысить цену чтобы он себе мог бОльшую комиссию взять. Разорвали с ними договор, через частного агенства нормально сдали за неделю. Уже позже говорили с соседями, по их словам эти товарищи вместо поиска жильцов по нашему запросу просто сдавали нашу квартиру посуточно. Очередной "бизнес", который теперь будет жаловаться на притеснения и требовать поддержки государства...

  • Анонимно
    8.05.2020 08:14

    Пытались сдать квартиру через это агентство. Сразу же чётко обговорили, что ищем только семейную пару и с гражданством РФ. В итоге ни разу такой нам не было предложено, то какие то таджики, то парни-студенты. В итоге риэлтор начал подводить к тому, что если мы слишком часто отказываемся, надо бы повысить цену чтобы он себе мог бОльшую комиссию взять. Разорвали с ними договор, через частного агенства нормально сдали за неделю. Уже позже говорили с соседями, по их словам эти товарищи вместо поиска жильцов по нашему запросу просто сдавали нашу квартиру посуточно. Очередной "бизнес", который теперь будет жаловаться на притеснения и требовать поддержки государства...

    • Анонимно
      8.05.2020 11:29

      Тоже самое. Потом просто стал на стадии телефонного разговора обрывать и говорить, что мне надо. С наглыми только так.

  • ЛДПР
    8.05.2020 08:18

    Вам то поддержку с какой стати?
    Вы в своем уме? ЧТО СССР пришел?
    ХАХАХАХАХАХАХААХ

    Все кому не лень поддержку просят, с чего, с каких доходов?

    У мамы и папы просите...

  • Анонимно
    8.05.2020 08:44

    Про этих риэлторов что -то много очень пишут, эти охламоны даже на трудностях пытаются сделать себе пиар! В нашей стране в рт уж точно, профессия риэлтор синоним слова обманщики, недобросовестные наглецы, выманивающие деньги у людей, которым и так непросто! Уж кому, только риэлторам оказывать поддержку, они последнее отнимут и не подавятся!!!

    • Анонимно
      8.05.2020 19:07

      Мальчики и девочки в этом агентстве работают 2 месяца ровно. Потом не получив обещанных 60 т.р. в месяц (даже за 2 месяца) - сваливают. Руслан набирает новых касатиков. Надо ли говорить о компетентности этих "риэлторов" ? )))

  • Анонимно
    8.05.2020 08:59

    Проработала там несколько месяцев, оформляют официально якобы , но з/п 5-6тыс( как будто ты по 3 часа в день работаешь) официальную платишь из своего кармана да еще и налоги отчисляемые сама платишь, я была в шоке конечно от такой политики зато экономненько для руководства получается.....

    • Анонимно
      8.05.2020 09:27

      Это риэлторы, хочешь много заработать - крутись, ищи, бегай, заключай сделки. Агентство тебя только рекламкой и поддержит, да и то не всегда.

    • Анонимно
      8.05.2020 22:01

      Подскажите, в каком агентстве сейчас официально устраивают, кроме Флэт имею ввиду? Потому что Флэт то устраивает официально, все как положено, трудовая книжка, справка НДФЛ, все отчисления....

    • Анонимно
      9.05.2020 00:56

      Ну раз ушли значит не получилось у вас, зачем же агентство хаить... Проблема то в вас(((

  • Анонимно
    8.05.2020 08:59

    Зачем поддерживать прокладок.?

  • Анонимно
    8.05.2020 08:59

    Балласт! Пусть идёт на завод работать, или в деревню скотину держать !

    • Анонимно
      8.05.2020 09:47

      На какой завод им идти работать предлагаешь?

      На каких заводах есть вакансии?

      • Анонимно
        8.05.2020 20:19

        На всех, но работать руками с перспективой карьерного роста с подсобника до специалиста 3-4-5-6 разряда.

    • Анонимно
      8.05.2020 17:36

      Грамотные риэлторы всегда нужны, только их сейчас так много стало, знают-не знают, все что то продают, лишь бы комиссию получить и жить в шоколаде.

  • Анонимно
    8.05.2020 09:04

    Вот кому следует исчезнуть, так это таким вот посредника приживалам. Пользы от них никакой

    • Анонимно
      9.05.2020 00:58

      Так может рассуждать только человек не имеющий никакой недвижимости, и с продажей или покупкой никогда не сталкивался, иначе бы так не рассуждали.

  • Анонимно
    8.05.2020 09:17

    Смешно даже читать заголовок) вот кому кому, но риэлторам уж точно оказать поддержку только в том случае, когда у государства некуда денег девать будет. Кому они вообще нужны! Аппетиты убавьте свои риэлтора, никому вы не нужны!

  • Анонимно
    8.05.2020 09:55

    Тоже имели опыт "сотрудничества" с подобными "бизнесменами". Толку от них ровно ноль. Могут продавать квартиры только в идеальном состоянии, которые и без них продаются. В конечном итоге продали сами по объявлению.

  • Анонимно
    8.05.2020 10:50

    "Сокращать мы никого не планируем. Наоборот, будем, наверное, набирать персонал. До конца года мы планировали увеличить штатную численность в 2 раза. "

    Ну конечно - оклад платить не надо или какой-то мизер. Этим риэлторам можно хоть в 10 раз штат увеличивать.

  • Анонимно
    8.05.2020 10:54

    Это , конечно, из области анекдота - риэлторам государство должно помочь. Вы не офигели ли? В чем ваши убытки? квартиры, дома, дачи, как продавались, так и продаются. Сама лично ищу дачу на авито сейчас, напрямую общаюсь с собственниками. Не можете выстроить отношения с клиентами - ваши проблемы. А мы уж по-старому, через авито, и желательно без посредников, от которых толку нет, да еще и гребут, не стесняясь, ни за что. Посмотрели бы, как в других странах работают ваши коллеги. У меня подруга полгода назад купила квартиру в турецкой Алании, так представитель агентства ее на машине из аэропорта встретил, в апартаменты заселил и три дня ездил с ней по квартирам, все рассказал, показал, спокойно ждал, пока она с другими собственниками общается. Честно предупреждал о косяках того или иного комплекса.Все документы на выбранную квартиру оформили с переводом ее документов, да еще и постпродажный сервис провели - это уже совершенно бесплатно! С их помощью она оформила все счетчики в муниципалитете, купила мебель - все дистанционно, даже текстиль, ей фото и видео присылали, она выбирала. Когда приехала на Новый год, так там еще и подарки от агентства - газовый баллон на кухню, бутыль питьевой воды на 20 литров и полностью накрытый шикарный стол к празднику. Учитесь! За такое отношение и платить не жалко. И все вопросы и сейчас она решает с этим агентством. Там люди, кто давно на рынке, репутацию берегут.

    • Анонимно
      8.05.2020 16:02

      А вы готовы столько же платить и российским риэлторам. Я, кстати, как раз в Турции живу и поверьте мне здесь так же все хают местных риэлторов за высокие цены.

  • Анонимно
    8.05.2020 11:05

    Недооценивают уровень падения рынка,цены в городе уже просели на 3-5% и это без торга,объективно в последующие годы о каких продажах может идти речь?Инвесторы сами пыттся скинуть жилье,квартиру которую я смотрел и торговался со скрипом 2 месяца назад за 5,9 звонят и предлагают уже за 5,4 и это только стартовое предложение.

  • Анонимно
    8.05.2020 11:14

    Друзья мои ТАТАРЫ!!
    Спад уже идёт полным ходом.
    В Москве почти остановились продажи.
    Агенты просто не знают что делать ведь ихняя зарплата зависит от продаж.
    И они АГЕНТЫ почувствовали как жить на ОДНУ ПЕНСИЮ
    от 9 тыс до 14 тыс.
    Но что удивительно ЦЕНЫ не падают.
    Все эти АГЕНТЫ придумывают разные схемы и выводят покупателя на цены которые были до введения режима от ПАНДЕМИИ.
    Я удивляюсь КАПИТАЛИЗМУ в России.
    СПРОС катастрофически УПАЛ а ЦЕНЫ наоборот РАСТУТ.
    Ловкие СЕТЕВИКИ пользуются ПАНДЕМИЕЙ зарабатывая на небольшом повышении цен.
    Например АШАН ВЫСТАВЛЯЕТ на видное место какой нибудь незначительный спросом ТОВАР и немного пониженные цены на него а в остальном или СОКРАЩАЮТ ассортимент или ЦЕНЫ ВЫРОСЛИ на
    20-30 % .
    А про МОЛОДОЙ ЧЕСНОК который продают по 400 руб.или
    ИМБИРЬ который вырос в цене на 300 % доходит до 950 руб.
    И никакой реакции ВЛАСТЕЙ.
    с уважением
    Простой человек

    • Анонимно
      8.05.2020 17:02

      Имбирь и чеснок не относятся к продуктам первой необходимости.
      Их цены регулируются рынком.
      Это же не йод, хлеб или молоко

    • Анонимно
      8.05.2020 20:15

      Вы, на самом деле, Простой и в магазины не ходите, что ли. Видел я ваш имбирь по 250 неделю назад. И лимонов по 500 вы уже тоже не найдете.

  • Анонимно
    8.05.2020 11:27

    В силу специфики "профессии" риэлтора в 21 веке, у меня сформировалось впечатление, что их проф. навык - это в первую очередь эффективно навязываться людям. Заполонили собой весь авито и другие сайты с объявлениями, захватив объявления частников о продаже/сдаче жилья, не внося при этом от себя никакой добавленной стоимости. При съеме/покупке жилья всегда избегал их "услуг", для меня наличие прослойки риэлтора по ту сторону экрана всегда было стоп-фактором. Я надеюсь, до людей тоже со временем начнет доходить, какая реальная "работа" у этих агентств, и перестанут отстегивать подобным лицам "комиссии". В эпоху интернета, когда продавец и покупатель напрямую выходят друг на друга, они уже не нужны.

    • Анонимно
      9.05.2020 01:03

      Ну если у вас много свободного времени, и вы специалист в сфере недвижимости и знаете все тонкости, минусы и плюсы в покупке и продаже, то конечно зачем вам риелтор))

  • Анонимно
    8.05.2020 11:33

    Заройте ваши денежки в бетоний где,-на поле, поле, поле Чудес, в стране Дураков!!

  • Анонимно
    8.05.2020 17:48

    Граждане никак не поймут, что риэлтор никакой ответственности не несет, и все идут и платят им, самим попу тяжело поднять, съездить, посмотреть- удивительно...

    • Анонимно
      8.05.2020 19:10

      Без этих клоунов все прекрасно в МФЦ оформляют. Перестаньте уже платить этим паразитам. )

      • Анонимно
        9.05.2020 01:05

        А вы где работаете? Ваши клиенты интересно тоже считают вас паразитом?

  • Анонимно
    8.05.2020 17:54

    Также имел опыт и сдачи квартир, и продажи. Продавали почти год, цель достигнута не была. В итоге отказались от их услуг. Само агентство говорило, что цена адекватна, квартира была в хорошем месте с новым ремонтом. А когда сдавали квартиру, 2 месяца они не могли найти жильцов. Когда расторгли договор, я дал объявление сам и сдал в течение трех дней по цене выше.

    • Анонимно
      8.05.2020 23:06

      Ты сдал выше потому что нет комиссии риелтора.Но есть риск того что ты часто будешь менять квартирантов,поскольку их не напрягает что они платили комиссию за поиск квартиры.

  • Анонимно
    9.05.2020 10:46

    меня удивляют эти риэлторы, у них всегда цены растут, нет зарплаты и они снижаються, ну квартиры должны вырсти в цене, спад в экономике все болеют и умирают, цены на квартиры должны вырасти, ядерная зима и человечество вымерло, цены на квартиры должны вырасти и т.п. в реальности очень много людей осталось без работы, у большинства зарплаты рухнули, а цены на квартиры сейчас на пике, если посмотреть там за последние пару лет был рост 50%, с чего бы им не откатиться вслед за зарплатами?

  • Анонимно
    9.05.2020 13:38

    Нахлебники. предлагают продавать по цене срочного выкупа, как будто они нашли покупателя, а на самом деле свой из конторы, а потом будут продавать по рыночной стоимости. интересы собственника им не интересны. главное навар, хоть за 1р отдавай!!!

    • Анонимно
      9.05.2020 23:03

      тебе мерещится. Спросом пользуются только квартиры по более менее адекватной цене.

  • Анонимно
    10.05.2020 10:56

    почему то учиться надо и на слесаря и на повара, и на медика и на педагога и на строителя. А вот на риэлтора не надо ,набирают хоть гастарбайтеров, какие профессионалы эти риэлторы? никакого ответ очевиден. главное только после пту или вуза оденут узкий галстук и профессионалы рынка смешно)

  • Анонимно
    10.05.2020 17:13

    Не пользуйтесь услугами риэлторов! Это махровый пережиток! А сейчас, когда они без работы остаются, от них можно ждать любой развод на деньги!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль