Бизнес о COVID-19 
11.05.2020

Фоат Комаров: «Банкротами станут 50 процентов компаний, у населения сгорит много денег»

Коронавирус и бизнес: владелец «СМП-Нефтегаз» о том, почему «не должно быть страха» и как пройти через предстоящие испытания

«Если раньше денежная выручка в месяц составляла 800 миллионов рублей, то в марте и апреле — около 100 миллионов, то есть в 8 раз уменьшилась», — говорит создатель АО «СМП-Нефтегаз» Фоат Комаров. Обедневшая нефтедобыча все же продолжает поддерживать его предприятия. О том, почему нефтедобытчика не коснулось соглашение ОПЕК+, как бизнес стригут «ножницы Кудрина» и почему строительство платной автодороги и производство носков не будут остановлены ни при каких кризисах, — в новой «коронаистории» «БИЗНЕС Online».

«Фоат Комаров — соучредитель компании АО «СМП-Нефтегаз». В прошлом он был главой администрации Альметьевского района и Альметьевска, депутатом Госдумы РФ, депутатом Госсовета» Фоат Комаров — соучредитель АО «СМП-Нефтегаз». В прошлом он был главой администрации Альметьевского района и Альметьевска, депутатом Госдумы РФ, депутатом Госсовета Фото: «БИЗНЕС Online»

О ГЕРОЕ

61-летний Фоат Комаров — соучредитель АО «СМП-Нефтегаз». В прошлом он был главой администрации Альметьевского района и Альметьевска, депутатом Госдумы РФ, депутатом Госсовета Татарстана II, III и V созывов. В настоящее время работает на скромной должности консультанта «СМП-Нефтегаз»: непосредственное управление предприятием передал своим сыновьям, но по-прежнему остается его наставником и куратором. Делом всей жизни нашего героя стало проектирование и строительство российского участка международного транспортного коридора Европа — Западный Китай. Свой кусочек нового «Шелкового пути», не дожидаясь бюджетной поддержки, Комаров возводит с 2003 года (АО «Автострада»). В этот проект уже вложено более 23 млрд рублей. Помимо того, в 2002-м он приобрел Альметьевскую чулочно-носочную фабрику (ООО «АЧНФ „Алсу“»), которая выпускает продукцию под торговой маркой «Носкофф», а в 2003 году — сельскохозяйственное предприятие АО им. Токарликова, которое занимается производством зерновых, молока, мяса. В состав группы компаний экс-депутата также входит АвтоКредитБанк, ООО «Уралстройщебень» (карьер на Урале) и ООО «СМП-Механика» в Лаишевском районе РТ (производство базальтовой ваты и нити). 

«Выручка от нефти очень интересная. Больше половины — это сразу налоги. То есть из 800 млн выручки 500 миллионов — это сразу чистые налоги» «Выручка от нефти очень интересная. Больше половины — это сразу налоги. То есть из 800 миллионов выручки 500 миллионов — сразу чистые налоги» Фото: «БИЗНЕС Online»

О ВЛИЯНИИ КРИЗИСА НА ПРОИЗВОДСТВО

  • Мы никого не сокращали, деятельность по всем направлениям идет: фабрика, сельское хозяйство работают, дорога строится, нефть добывается. Единственное — часть сотрудников мы перевели на «удаленку». Детально я в деятельность компании не вникаю, я же пенсионер, но как основатель предприятия осуществляю внешний контроль.
  • Мы отмечаем резкое снижение поступления денежных средств. Если раньше выручка в месяц составляла 800 млн рублей, то в марте и апреле этого года — около 100 млн, то есть в 8 раз уменьшилась!
  • В основном просела, конечно, нефтянка — из-за снижения цен на нефть. Но выручка от нее очень интересная. Больше половины — это сразу налоги. То есть из 800 млн выручки 500 млн — сразу чистые налоги. Но при снижении стоимости нефти налогов, акцизов, НДПИ придется заплатить тоже меньше. Поэтому я не могу сказать, что оперативный простор финансового обеспечения у нас сократился аналогичным образом, то есть в 8 раз. Но порядка 100–150–200 млн мы потеряли оперативного простора.
  • В мае, как ожидаем, выручка будет 200 млн, то есть снижение в 4 раза. Работают «ножницы Кудрина». Нефтяное налогообложение опаздывает — оно формируется на основании цен на нефть в предыдущие месяцы. Например, майский налог сформирован исходя из средней стоимости нефти с 15 марта по 15 апреля, апрельский налог — по ценам с 15 февраля по 15 марта, а мартовский — с 15 января по 15 февраля. В этот период нефть стоила около $60, потому и мартовский налог посчитали, как будто цена нефти — $60. Хотя реально после 5–8 марта она обрушилась и стала стоить $20. Вот так и получаются так называемые ножницы Кудрина, когда налог превышает выручку. Но потом, когда цена нефти растет, налог снова «опаздывает», то есть сумма налоговых отчислений становится меньше, таким образом прибыль в течение года выравнивается.
  • 1 мая вступило в силу новое соглашение ОПЕК+ о сокращении добычи нефти. Но я удивился: мы майские объемы добычи продали без сокращения, видимо, это касается только крупных компаний. А мы подписали контракт с тем же среднемесячным объемом, который у нас был ранее. Нефти мы добываем порядка 34 тыс. т в месяц.
  • Как воспринял информацию о резком снижении цен на нефть 21 апреля? Вокруг товарной нефти существует группа финансовых инструментов: фьючерсы, опционы, облигации и пр. И цена нефти ушла в минус только потому, что наступил срок закрытия фьючерсов. Людям было важно закрыться по любой цене, потому что после той даты фьючерс превращался бы в ноль. То есть получилось, что цена нефти составляет доллар, но это не так, товарная нефть имеет инерционность, ее невозможно по щучьему велению или по интернету передать. Нужно танкерами везти или трубопроводами переправлять. И когда говорится о резком росте добычи нефти Саудовской Аравией (после срыва первого соглашения в марте 2020 года — прим. ред.), так не бывает. Она заявила, что добудет такое количество нефти, но фактически не смогла. Нефтеперерабатывающие заводы не могут перерабатывать любую нефть. Технологическая цепочка НПЗ подстроена под определенный сорт, потому все это больше информационный обвал, психологическое давление на рынок.
  • Цены упали, потому что люди начинают паниковать и хвататься за соломинку. Если бы они были спокойны, то такого падения бы не случилось.

«Молочное производство (сельскохозяйственное предприятие АО им. Токарликова) у нас работает, ежедневно доим 20 с лишним тонн молока» «Молочное производство (сельскохозяйственное предприятие АО имени Токарликова) у нас работает, ежедневно доим 20 с лишним тонн молока» Фото: tatarstan.ru

планы на будущее

  • Строительство платной автодороги мы не прекращаем, наоборот, сейчас переходим на более сложные виды работ. Мы начали строить мост через реку Шешму. Земляные работы уже завершены. Сейчас количество техники сокращается, но мы начинаем работать с искусственными сооружениями. Стройка будет длиться года три-четыре.
  • Молочное производство (сельскохозяйственное предприятие АО им. Токарликова) у нас работает, ежедневно доим 20 с лишним тонн молока. В прошлом году производство показало убыток, потому что там был построен современный молочный комплекс, который стоит миллиард рублей. Ну и сельское хозяйство априори не может быть рентабельным. Вы представьте, что зерно стоит 8 тыс. рублей за тонну, топливо — 45 тыс. за тонну. Тонна зерна — это тонна хлеба, а она стоит в 5 раз дешевле дизельного топлива! Как сельское хозяйство может быть рентабельно? Во всем мире оно дотационное, за исключением Новой Зеландии. Для нас АО им. Токарликова — это социальная ответственность, мы взяли на себя ведение сельского хозяйства и сейчас стараемся уменьшить его убыточность. Прибыль появляется, только когда дотации дает государство — на удобрение, молоко, но это бухгалтерская прибыль.
  • На швейном производстве (чулочно-носочной фабрике «Алсу») мы организовали пошив масок для собственных нужд. Затем были планы закупить материал и шить [медицинские] костюмы под заказ, востребованность у них большая, так что швейное производство налаживает эту работу.
  • Из-за курсовой разницы у нас подорожала пряжа для нашего чулочно-носочного производства, по другим направлениям бизнеса из-за падения курса рубля мы не чувствуем затруднений.
  • Не могу сказать, что этот кризис для нас стал самым тяжелым. Мы и 90-е проходили, и 1998 год, и 2008-й. Морально и технологически мы подготовлены к таким событиям. Но настоящий кризис-то еще не наступил. Он будет к концу года — на будущий. Это пока первые отголоски, цветочки.

«В сельском хозяйстве мы закладывали более 50 килограмм действующего вещества на гектар, если денег не будет, то вложимся в 20-30 (кг д. в./га)» «В сельском хозяйстве мы закладывали более 50 килограммов действующего вещества на гектар, если денег не будет, то вложимся в 20–30» Фото: «БИЗНЕС Online»

  АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ  

  • Сейчас мы смотрим, где можем сократиться в расходной части. Правление сразу же приняло решение, бюджеты сократили. Поставлены дополнительные задачи, и далее ежемесячно обсуждаем бюджет, чтобы решать, как действовать. Бюджет апреля мы закрыли более или менее. В мае у нас проблема: нужно гасить кредит в 350 миллионов. Мы сейчас этот вопрос утрясаем, но у нас есть финансовая подушка, то есть компания была готова к возникшей критической ситуации.
  • Мы увеличиваем кредитную массу, доверие со стороны банков к нам есть, так что с этим проблем не возникает. Я не вижу колоссального дискомфорта в происходящих событиях, просто нужно правильно распределить финансирование разных видов деятельности.
  • Инвестиционные планы мы не пересматривали и не будем. Как дорогу строили, так и продолжим. Ежегодно мы осваивали порядка 1,5–2 млрд рублей, так и ведем эту работу.
  • Мы сделали расчет финансирования нашей деятельности, исходя из стоимости нефти в $15 за баррель. По моим расчетам, при цене нефти в $15 мы все равно можем вкладывать 200–300 млн, это позволяет нам сохранить производственный потенциал дорожного строительства. Дорога — самый емкий потребитель наших финансовых ресурсов.
  • В сельском хозяйстве мы закладывали более 50 кг действующего вещества на гектар, если денег не будет, то вложимся в 20–30. Вместо того, чтобы купить два комбайна, приобретем один, вместо нескольких тракторов — один. То есть уменьшим расходы, но деятельность не будет сокращаться.
  • Зарплаты мы посмотрели, я четко сказал: в выручке людей, которые продолжают работать на линейных объектах, не будем урезать. Если офисные сотрудники перешли на «удаленку» и сейчас выполняют меньший объем работы, то может быть снижение заработков.
  • До этого уровня ($15 за баррель — прим. ред.) мы абсолютно проблем не чувствуем. Производственную деятельность, объем выпускаемой продукции не сокращаем.
  • Вариант ниже $15 мы тоже рассматривали. Сложности могут начаться, если уровень ниже $15 за баррель станет держаться какой-то длительный период — полгода, например. Но, даже если $10 будет за баррель, все равно мы работать продолжим!  

«У вахтовиков смены увеличены. Раньше было 15 дней, сейчас первая смена проработала месяц, то есть люди не выезжали, жили прямо в городках» «У вахтовиков смены увеличены. Раньше было 15 дней, сейчас первая смена проработала месяц, то есть люди не выезжали, жили прямо в городках» Фото: «БИЗНЕС Online»

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

  • У вахтовиков смены увеличены. Раньше было 15 дней, сейчас первая смена проработала месяц, то есть люди не выезжали, жили прямо в городках. К минимуму сведены контакты персонала между собой, коммуникации сокращены даже внутри смены.
  • Ну и антисептические мероприятия. У нас работает служба техники безопасности. Есть свой фельдшерский пункт, медицинский персонал, на объектах постоянно находится медбрат или медсестра, так что вопросы противоэпидемической безопасности контролируются непрерывно. 

«К сожалению, государство не заинтересовано в развитии производства. Той финансовой поддержки, о которой говорится в прессе, в реальности нет» «К сожалению, государство не заинтересовано в развитии производства. Той финансовой поддержки, о которой говорится в прессе, в реальности нет» Фото: «БИЗНЕС Online»

О МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ  

  • Меры поддержки, которые были объявлены правительством России и Татарстана, на нас не распространяются. Мы попытались, заявились, но нет.
  • Все эти виды поддержки скорее декларации. Никакой реальной помощи нет. Я был депутатом Госдумы, когда в 2008 году приняли решение выдать деньги Сбербанку и другим крупным кредитным организациям на поддержку производств. В 2008-м ни одно предприятие Татарстана не получило ни рубля. Думаю, эта ситуация будет аналогичной. Декларация есть, а реальное получение средств отсутствует.
  • Все меры, которые необходимо было бы предпринять, уже продекларированы: налоговые каникулы и кредиты под 2–4%. Это стало бы великолепно для малого и среднего бизнеса. Но, к сожалению, государство не заинтересовано в развитии производства. Той финансовой поддержки, о которой говорится в прессе, в реальности нет.

«Даже после отмены коронавирусных ограничений прежний спрос уже не вернется. Уже сейчас, если у человека в кармане есть деньги, он очень расчетливо относится к их расходованию» «Даже после отмены коронавирусных ограничений прежний спрос не вернется. Уже сейчас, если у человека в кармане есть деньги, он очень расчетливо относится к их расходованию» Фото: «БИЗНЕС Online»

ПРОГНОЗЫ НА БУДУЩЕЕ

  • Кризис будет развиваться, идти по возрастающей до определенного предела. Даже после отмены коронавирусных ограничений прежний спрос не вернется. Уже сейчас, если у человека в кармане есть деньги, он очень расчетливо относится к их расходованию. Не покупает дорогостоящие продукты и товары длительного спроса. Люди же не знают, что будет завтра. На всякий случай они сократят все свои траты. Туризма не станет, покупка автомобиля окажется отложена, поездки — сокращены. А раз туризма нет, то и самолеты не летают, нет основания для развития потребления.
  • Такая ситуация будет нарастать постепенно, пока не начнут банкротиться банки. Думаю, это начнется ближе к концу 2020 года — в начале следующего. Когда сгорит «денежный навес», начнется уже явный, ощутимый кризис, он ударит по гражданам очень серьезно, потому что у населения сгорит много денег.
  • В перспективе года-двух лет банкротами станут порядка 50% компаний. Это не значит, что производства половины фирм остановятся. Заводы не исчезнут, автомобили — тоже. Как скважина была, так и продолжит работать, но если она принадлежала Комарову, то станет принадлежать Петрову или Ибрагимову. А вот банки, финансовые накопления исчезнут.
  • Но этот кризис необходим для снятия «финансового навеса». В мире существует около $50 трлн, которые не обеспечены товаром. Нас же как учили: товар — деньги — товар. А сегодня: деньги — деньги — деньги. Бизнес процветает за счет увеличения не производства товара, а финансовой массы. Но так не бывает, финансы — это эквивалент, они не являются товаром сами по себе.
  • Какой отходной путь? Скважины будут работать, чулочно-носочное производство — тоже: носки же изнашиваются, значит, мы их будем производить. Землю нам все равно каждую весну нужно пахать и сеять, осенью убирать урожай. Корову надо доить и кормить, если ты не будешь этого делать, она погибнет. У нас предпосылок останавливаться не существует.  

«Нельзя отчаиваться и опускать руки. Нужно трудиться, каждая копейка дорога, нужно ее ценить и аккуратно расходовать» «Нельзя отчаиваться и опускать руки. Нужно трудиться, каждая копейка дорога, надо ее ценить и аккуратно расходовать» Фото: «БИЗНЕС Online»

СОВЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ, ПОПАВШИМ В ТРУДНУЮ СИТУАЦИЮ

  • Страха не должно быть, всегда же выживали, приспосабливались. Просто нужно резко сократить расходы, все, что можно убрать и продать, нужно реализовать. И максимально освободиться от кредитной массы. Людей станут губить кредиты. Те, у кого они есть, будут сильно страдать, а те, у кого их нет, смогут ужаться и с минимальными расходами жить на пропитание.
  • В 1998 году мы работали с минусом в 10%, потому что, если бы мы не трудились, у нас был бы минус 18%. Я рассчитал и сказал: «Пусть убыточно, но мы будем работать». Нельзя отчаиваться и опускать руки. Нужно трудиться, каждая копейка дорога, надо ее ценить и аккуратно расходовать.
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (85) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
11.05.2020 08:59

Если коротко.
Прибыль от нефти он вкладывает в дорогу.
Что бы потом, через федеральный центр, возместить эти расходы.
Рубль к рублю - доллар в кармане.
А вы думали что он филантроп? )))

  • Анонимно
    11.05.2020 08:39

    Не понимаю, зачем он строит дорогу.
    Может кто-то объяснить в двух словах?

    • Анонимно
      11.05.2020 08:59

      Если коротко.
      Прибыль от нефти он вкладывает в дорогу.
      Что бы потом, через федеральный центр, возместить эти расходы.
      Рубль к рублю - доллар в кармане.
      А вы думали что он филантроп? )))

      • Анонимно
        11.05.2020 09:05

        Откуда уверенность, что будет возмещения расходов?
        И потом, он строит на своей земле? Я могу тоже начать строить дорогу?

        • Анонимно
          11.05.2020 10:47

          В тему погрузитесь.
          Почитайте его интервью.
          5-7 летней давности.
          А вы думали что человек 20 ярдов ради Родины в землю зарыл? )))
          Бабушка всё сказки читает на ночь?
          И в Деда Мороза всё верите?

          • Возмещение. Пробовали от государства хоть раз получить? Скажем, хотя бы полагающийся при экспорте НДС?

          • Анонимно
            13.05.2020 11:36

            Посмотрите на ответы Комарова повнимательнее Он патриот Не все решают деньги есть и долг перед обществом

        • Анонимно
          11.05.2020 15:19

          Бог дал, Бог забрал! Не горюй, Фоат!

      • Анонимно
        11.05.2020 09:09

        08.59.

        Никакого возмещения он не получит и по-факту он реально филантроп.

        Возникает только вопрос, а зачем вы пытаетесь исказить этот факт -от зависти или глупости?

        • Анонимно
          11.05.2020 09:47

          Да в том и дело, что непонятно что это за дорога и для чего она! По ней вообще можно ездить?
          На эти деньги можно было сделать гораздо больше полезного.
          Государство дороги само построит, зачем ему в этом помогать!

          • Анонимно
            11.05.2020 09:59

            Он начал строить дорогу после того как в страшной аварии погибли по-моему 8 его сотрудников..

            Строительство современной дороги которое ведет Комаров, государство может никогда не построить или построить через 50 лет. Потому что есть определенные нормативы ..

          • Анонимно
            12.05.2020 01:47

            Татары всегда создавали инфраструктуру, еще со времен Золотой Орды. Почта, таможня, курьеры... Он продолжает традиции, так сказать.

        • кузяка
          11.05.2020 11:09

          ладно, он хоть в дорогу вкладывает, а не в оффшоры переводит.

          • Анонимно
            11.05.2020 13:11

            В офшорах ставка банковская минус 2 процента годовых.
            А в дороге в России - плюс 50 %.
            Наивный вы наш. )))

            • Анонимно
              11.05.2020 14:52

              В данном случае у Комарова минус 50%, потому что он строит не на федеральные, а на собственные.

              • Анонимно
                11.05.2020 16:13

                ))))
                Вы по Госзакупкам тоже половину стоимости товара на себя берёте. До Полного расчёта с вами.

            • Анонимно
              11.05.2020 23:28

              а другие почему в офшоры шлют,
              ти па дураки?

              • Анонимно
                12.05.2020 08:26

                Отжима боятся.
                Считают, что лучше 2 % будут терять ежегодно.
                Чем 100 % потеряют здесь.
                Это, в основном, мелкие .
                Украл-вывез.
                Украл-вывез.
                Что бы никто не заметил.

        • Анонимно
          11.05.2020 23:08

          09.09, у нас таких "филантропов" - целая республика.

      • Анонимно
        11.05.2020 09:18

        Боюсь вам этого не понять
        У вас рамочное мышление

      • Нефть продавать -это самое последнее, что умеет Россия. И даже этого нас пытаются лишить ...

        Деградационно-бездарное купипродайство китайского и импортного скоро приведет экономику и политику России к тому, что мы всё-таки научимся кое-что сами делать и продавать!...Это будут платные билеты в бомбоубежища, построенные опять-таки не нами, а гастарбайтерами.

        • Анонимно
          11.05.2020 21:29

          Ну у нас теперь и производство появилось - мы маски научились шить

      • Анонимно
        12.05.2020 18:35

        Там скорее азартная игра с огромной постоянно увеличивающейся ставкой - пробьёт возмещение\выкуп(работа в этом направлении однозначно велась и наверное ведётся) значит на коне, если нет то моральное удовлетворение получит и благодарность от народа- дорогу точно им. Фоата Комарова назовут)

      • Анонимно
        13.05.2020 10:03

        кто строит дорогу заново, того и прилегающая территория становится.
        Дорогу федералам продаешь , а земелька с инфраструктурой твоя, тут и сотовые вышки и отели заправки и аренда землипод нефте-газопроводы, оптоволокно и куча всего

      • Анонимно
        14.05.2020 17:43

        А вы сами попробуйте поработать! А потом пытайтесь умничать куда и зачем вкладывать деньги! Кого кого, но Комарова учить как работать не уместно!

    • Анонимно
      11.05.2020 09:16

      Дорога будет платная. С каждого авто едущего по его дороге будут ему деньги капать.

      • Анонимно
        11.05.2020 09:48

        Он эту дорогу не отобьет никогда или отобьет лет через 100..

        Поэтому строительство дороги носит не экономический, а гуманитарный характер..

        • Анонимно
          11.05.2020 10:00

          А кому она нужна? Этот предприниматель закопал безвозвратно в землю 23 миллиарда?Не верю!
          Может он клад ищет?

          • Анонимно
            11.05.2020 10:34

            10.00.

            Вас никто не заставляет верить.

            Можете считать что он клад ищет, если вам так легче жить)..

          • Анонимно
            14.05.2020 17:45

            А вы свои деньги считайте, а не комарова.

    • Анонимно
      11.05.2020 17:10

      Заработать хотел и хочет наверное, но не все так просто в нашем королевстве

  • Анонимно
    11.05.2020 08:42

    О чем это он? Какие предприятия рухнут -коммерческие прокладки, которые выкачивают деньги ЖКХ из населения!!!!!!!!!!!!Туда им и дорога.

    • Моисей
      11.05.2020 09:01

      Они то как раз и останутся
      Рухнут другие

    • Анонимно
      11.05.2020 09:01

      С какой стати эти коммерческие прокладки сдохнут? Управляющие компании как кровососы на артериях страны продолжат существовать в любом случае. Всем паразитам у нас зеленый свет. Что-что, а все обязательства народ заставят платить.

  • Анонимно
    11.05.2020 08:50

    Молодец, Комаров
    Люблю читать его советы
    Человек дела

  • Анонимно
    11.05.2020 08:50

    Хорошо сказал про государство . Государство тебя кинет , сынок.Не надеется на государство и делает правильные дела.

  • Анонимно
    11.05.2020 08:52

    Личность Комарова вызывает уважение. Деятельной и основательный человек. Удачи Вам и вашей команде!

  • Анонимно
    11.05.2020 09:03

    все налоги . например. до 500 т.р., населению простить

  • Анонимно
    11.05.2020 09:16

    ЧЕКА

    Комаров - единственный человек в России вкладывающий деньги в строительство дороги.

    Много споров идет о том где пройдет - Шелковый Путь , разные варианты которого лоббируют регионы .

    Не исключено что благодаря Комарову , ШП пройдет через Татарстан по дороге Комарова.
    А это даст новый толчок развитию Татарстана.

    • Анонимно
      11.05.2020 10:50

      )))
      Северное ответвление Шёлкового пути шло через Ургенч и Самарканд.
      Вот всё не пойму никак.
      То ли у пенсионеров - комментаторов БО детство играет?
      То ли молодёжь - татаринцы умом в стариков?

      • Анонимно
        11.05.2020 15:07

        Нет, просто вы живете прошлым. Вот у вас и Шелковый Путь столетия назад проходил через Ургенч.
        Тут речь про Новый Шелковый Путь - современный китайский проект общеевразийской транспортной системы. Он, разумеется, вполне может пройти и через Татарстан, т.к. Татарстан находится на прямой линии между Китаем и Европой.

        • Анонимно
          11.05.2020 16:18

          )))
          Новый Шёлковый путь давно уже, несколько столетий, проходит как Морской, Южный.
          Где за эти времена выстроены логистические портовые терминалы на сотни миллиардов долларов.
          Где живёт- по пути - больше половины, 4 млрд, населения Земного шара.
          И кому вдруг понадобилась ваша Татария.
          С населением 3,5 млн, получающих в среднем 250 долларов в месяц?

          • Анонимно
            11.05.2020 16:49

            Новый шёлковый путь (Евразийский сухопутный мост) — концепция новой паневразийской (в перспективе — межконтинентальной) транспортной системы, продвигаемой Китаем, в сотрудничестве с Казахстаном, Россией и другими странами, для перемещения грузов и пассажиров по суше из Китая в страны Европы..

  • Анонимно
    11.05.2020 09:34

    Интересно посмотреть на список системообразующих предприятий, получающих господдержку. Наверняка там есть МираТорг, всегда пользовавшийся дешевыми кредитами от госбанков. Еще в него недавно попал американский МакДональдс. Странные дела творятся в государстве, не правда ли ???

    • Анонимно
      11.05.2020 14:29

      09:34, одно из предприятий, которое получила несколько десятком млн помощи - это дальневосточная "контора" по добыче дальневосточного краба. Среди учредителей этой крабовой конторы - Ксения Собчак и её мамаша.

      • Анонимно
        11.05.2020 14:51

        14.29.

        Уже исключили это предприятие из списка и более того в СФ планируют обсудить вопрос исключения из числа сенаторов маму Собчак -Нарусову..

  • Анонимно
    11.05.2020 09:38

    Очень грамотный и хороший анализ происходящего и будущего. Но что он имеет ввиду когда говорит что много денег образно говоря сгорит у населения? Очередную девальвацию или дефолт? Уж очень происходящие события напоминают события когда Черномырдина заменили на Кириенко и потом через несколько месяцев произошел.....

    • Анонимно
      11.05.2020 10:17

      Может он имеет ввиду, что сгорят деньги у населения, потому что рухнет ряд банков?

    • Анонимно
      11.05.2020 13:34

      Очевидно, что для покрытия собственных расходов, государство будет печатать деньги. И путем высокой инфляции эти расходы будет оплачивать население.

  • Анонимно
    11.05.2020 09:57

    Умный, рассудительный, воспитанный, интеллигентный, уважает и понимает и свой труд, и труд народа! Дай, Бог здоровья ему и близким! Вот бы именно таких людей по больше было среди нас ?!

  • Анонимно
    11.05.2020 10:17

    Насколько я понял из статьи, доход генерирует только добыча нефти.
    Остальной бизнес - убытки.
    Это все, что нужно знать про бизнес в России.

    • Анонимно
      11.05.2020 10:38

      10.17.

      Речь об убытках в сельском хозяйстве.
      Вы видимо далеки от экономики и открою вам что сельское хозяйсвто везде датируется.
      Без дотаций даже в странах с хорошим климатом сельское хозяйство убыточно.

      Хотя его легко можно сделать прибыльным, если вы согласны платить за булку хлеба и литр молока - по 100 рублей..

  • Анонимно
    11.05.2020 10:24

    Вчера Гиниятов говорил, что зерно стоит 13-15 тыс и даёт прибыль.
    Комаров говорит о стоимости в 8 тыс. и ждёт поддержки государства так как оно убыточное.
    Сколько стоит на самом деле?

    • Анонимно
      11.05.2020 17:36

      Дизель 45 000 за тонну. Вот зерно будет стоить за тонну 60 000, то тогда можно говорить о развитии.

  • Анонимно
    11.05.2020 10:25

    10:17. Это вряд ли.У большинства населения больших денег в банках нет.Даже если будут рухнувшие банки то государство по закону вроде до 1 400 000 рублей возместит.У большинства населения вклады в банках в пределах этой суммы.Значит он говорит о чем то другом.Он как бы намекает на что то масштабное.Но на что именно прямо не говорит.

    • Анонимно
      11.05.2020 14:10

      Государство по закону очень хорошо может замораживать. Совсем недавно пенсионные накопления заморозили.

  • Каменты показывают, что люди не верят, что есть увлеченные люди, которые продвигают полезные проекты, которые оставят след в истории.
    Конечно же, никакой уверенности, что КФФ получит какое то вознаграждение (ни материальное, ни моральное) за автотрассу нет

    • Анонимно
      11.05.2020 11:07

      Конечно не верим или вы думаете мы не знаем как он получил нефтяные скважины и с каким условиями. Он должен был построить дороги в деревни из прибыли от нефти, а если бы как он говорит что строит дорогу для безопасности то просто бы построил бы ещё две полосы к дороге Р239. А по поводу государства у него выкупит то как раз федералы и выкупили дорогу от шали до сорочьих гор и мост через Каму достроили на федеральные деньги.

      • Анонимно
        11.05.2020 20:09

        А вы сами не попытались получить нефтяные скважины ?

      • Анонимно
        14.05.2020 17:48

        Кто каким образом построил свой бизнес, не вашего ума дело. Только в отличие от того же гарифуллина, комаров живет и тратит деньги в татарстане

  • Анонимно
    11.05.2020 10:48

    Больше всех пострадает простой народ, так было и будет всегда. Поддержку получат "приближенные" фирмы. К гадалке не ходи.

  • Анонимно
    11.05.2020 11:00

    Спасибо за советы!

  • Анонимно
    11.05.2020 11:26

    Деньги просто так не сгорят - это же не купюры в шкафчике в горящем доме. Если в карманах 100 млн россиян денежной массы станет меньше, то, вполне понятно, в чьих-то карманах их станет больше. Больше нищих - больше всерхбогатых. Если родителям нечем накормить детей, то обязательно найдутся те, кто предложит работу за миску баланды, или даст в долг с последующим порабощением. Вот так и вернётся в Россию крепостное право.

  • Анонимно
    11.05.2020 11:48

    Вклады в банках могут просто "заморозить". Как это уже было свое время со Сбербанком. Если кто забыл - пенсионные накопления граждан РФ "заморожены" уже с 2014 г. Именно с этого года в России действует мораторий на формирование накопительной части пенсии. Мораторий, или заморозка, означает временное приостановление формирования взносов из ПФР на накопительную часть. Все средства, уплаченные работодателем в Пенсионный фонд, переходят на нужды государства, то есть в страховую часть.

    • Анонимно
      11.05.2020 12:08

      11/48/

      Надо быть сильно "одаренным" чтоб предполагать заморозку вкладов)..

      • Анонимно
        11.05.2020 14:41

        12:08

        Государство уже дважды обмануло население — заставляя его копить вынужденные сбережения, а потом фактически изъяв их у Сбербанка. И окончательную точку в этом «большом ограблении» поставила павловская денежная реформа. 22 января 1991 года, через неделю после своего назначения премьер-министром СССР, Валентин Павлов провел памятный многим обмен купюр с целью изъятия больших наличных денежных сбережений. Стоит заметить, что за десять дней до этого тогда еще министр финансов Павлов заявлял на заседании Верховного Совета, что никакой денежной реформы не готовится. Реформа обернулась пшиком, налично-денежных сбережений у населения страны оказалось совсем немного, все хранили деньги в «сберегательной кассе». Павлов обвинил иностранные банки и государства в срыве денежной реформы. Тогда же были заморожены все сбережения населения в Сбербанке (разрешили снять со счетов только 500 рублей). С этого момента все вкладчики «попали» — использовать свои деньги со сберкнижки они больше не могли. Эти деньги и до сих пор лежат в Сбербанке и используются им совершенно бесплатно.

      • Анонимно
        11.05.2020 15:05

        12:08. Уничтожение сбережений граждан было проведено следующим образом.

        Средства граждан, накопленные к 1990 году на счетах в Сбербанке СССР (369 млрд руб.), правительство Николая Рыжкова изъяло и направило на финансирование дефицита союзного бюджета. Своим постановлением от 11 декабря 1990 года Верховный Совет СССР поручил Совету министров СССР до 31 декабря 1991 года оформить надлежащим образом возникшую задолженность перед Сбербанком. Несмотря на неоднократные обращения Сбербанка СССР и Госбанка СССР по этому поводу, ни правительство Рыжкова, ни правительство Павлова этого не сделали.

        Своим письмом от 15 апреля 1991 года глава Госбанка СССР Виктор Геращенко известил правительство о том, что Госбанк приступил к начислению платы за пользование правительством кредитными ресурсами (в том числе полученными от Сбербанка) в размере 5% годовых. К тому времени инфляция в годовом измерении составляла уже примерно 95% годовых. Таким образом, реальная процентная ставка по изъятым у граждан сбережениям с самого начала оказалась сильно отрицательной. По итогам всего 1991 года индекс потребительских цен в России вырос до 168%, величина номинальной ставки по займам осталась неизменной, а реальной ставки снизилась еще более.

        Проведение гайдаровским правительством открыто проинфляционной политики сразу же после частичной ценовой либерализации 2 января 1992 года, сопровождалось многократным ростом цен — в 1992 года индекс инфляции составил 2608%. Т.е. цены в стране выросли в 26 раз, а правительство Гайдара продолжало пользоваться ими за 5% годовых. Такая ситуация поставила на повестку дня вопрос о значительном повышении процентной ставки по средствам, заимствованным правительством у Сбербанка. Неоднократные обращения Сбербанка России и Центробанка России к вице-премьеру, первому вице-премьеру, и. о. премьера Гайдару по этому вопросу последствий не имели.

    • Анонимно
      12.05.2020 07:57

      Когда понял, что бесконечность пенсреформы муть мутная, перестал слушать кого-либо на эту тему. Пенсия будет если хорошо сидишь на бюджете.

  • Анонимно
    11.05.2020 12:21

    Работу людям дает с хорошей зарплатой. А так по факту как уже писали, мог все деревни заасфальтировать.

  • Анонимно
    11.05.2020 12:58

    12.08 все деревни Юго Востока должен заасфальтировать Татнефть.Они миллиарды выкачивают а народу пользы ноль.

  • Анонимно
    11.05.2020 15:27

    Всё верно говорит ФФК, действия его продуманны и обоснованы( всё таки мехмат универа, это не нынешние мутно-плюшевые высшие школы) а многое из того о чём он прежде предупреждал и предостерегал впоследствии точно сбывалось. И эта Дорога будет нужна и востребована и в Татарстане и в России.

    • Анонимно
      11.05.2020 19:14

      Я может что-то не понимаю, объясните мне: после переезда моста через Каму в районе Алексеевского есть закрытая дорога - эту дорогу строит Комаров?
      Откуда до куда она уже построена?

      • Анонимно
        11.05.2020 19:36

        Да - это та самая дорога и построена она почти до Альметьевска, если смотреть по карте..

        • Анонимно
          11.05.2020 20:13

          От Алексеевского до Альметьевска 150 км.
          23 млрд. делим на 150 км. - получается 150 млн. за километр - с учетом того, что строит уже давно (то есть по старым ценам) цена явно завышена !!!

          • Анонимно
            11.05.2020 20:47

            Может там предполагается этап Формулы-1 "ГранПри Алексеевск"

          • Анонимно
            11.05.2020 20:54

            Он строит на свои, поэтому ваши расчеты не в тему.
            1 км. дороги по 2 полосы в каждую сторону стоит от 250 млн. и выше..

          • Анонимно
            11.05.2020 20:58

            20:13- это автострада по параметрам 1категории , за капустой и гусём в свою деревню не съедешь, пересечения только в разных уровнях. БКК -800м, уже 3 лярда нащёлкали.

  • Анонимно
    11.05.2020 20:48

    Автомобильная дорога -Алексеевск- Альметьевск- Бавлы -гр.Оренбургской обл. проектировалась как участок транснационального коридора Западная Европа(Балтика)-Казахстан-Китай, Федеральной Целевой Программы, и как линейный объект большой протяженностью (только по территории РТ более 180км) сооружается участками, которые впоследствии будут соединены. Построено: земляное полотно, большую часть искусственных сооружений; водопропускные трубы, мосты и путепроводы. Кстати, мост через р.Кама начинал строится ещё перед ВОВ.

  • Анонимно
    12.05.2020 00:45

    Пусть сокращают управленческий аппарат, учстановят им нормальные оклады - 70 тыс. Сотни директоров у них с миллионными зарплатами.

  • Анонимно
    12.05.2020 09:55

    Молодец, Фоат Комаров! Не вывозит капитал заграницу, а вкладывает в производства, создает рабочие места, пытается продвигать свои проекты. Руководители советской школы менеджмента всегда мыслят масштабно и государственно!!!

  • Анонимно
    12.05.2020 11:53

    Я не знаю, честно ли он заработал свой первоначальный капитал, судя по биографии наверное нет. Но это первый человек из небедных людей про которых я читал в деловых изданиях (в т.ч. и форбсе), который не жалуется и не просит у государства, не заявляет что он пострадавший от короновируса, не ноет в конце концов, а продолжает работать.
    За это ему респект и уважуха.

  • Анонимно
    12.05.2020 17:39

    И все равно непонятно что имелось ввиду:"Когда сгорит «денежный навес», начнется уже явный, ощутимый кризис, он ударит по гражданам очень серьезно, потому что у населения сгорит много денег." Хождение валюты отменят?

  • Анонимно
    12.05.2020 17:48

    Красивое одностороннее ЛЯ-ЛЯ с "лапшой".
    Он рассказывает о том, что запас егоишных прибылей и заначек обеспечивает ЕМУ подтуманенное выживание даже если ситуация падением нефтяных доходов в стране продлится более 0,5 года.
    А то, что затраты на Армию, Науку, Космос,Педагогику. Медицину, Пенсии ... никто (даже Путин), не может отменить, он совершенно не принимает во внимание. За него можно только порадоваться.
    Жизнерадостный недальновидный делец, неплохо устроившийся в своей "НОРКЕ". (Дюймовочка).

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль