Пандемия китайского коронавируса 
13.05.2020

«Коронакризисные» настроения россиян: каждый второй экономит, у пятой части нет сбережений

Соцопросы показывают: люди устали от карантина, но большинство из них поддерживают строгие меры самоизоляции для других

Треть россиян не имеют никакой стратегии по преодолению «коронакризиса» и просто продолжают жить — к таким выводам пришли в центре стратегических разработок после опроса граждан. О том, какой процент населения боится заразиться COVID-19, зачем люди выходили из дома в режиме самоизоляции, кто поддерживает электронные пропуска и штрафы для нарушителей, чего больше всего боятся россияне и у кого доходы упали до нуля, — в материале «БИЗНЕС Online».

«То, что ситуация будет осложняться, — так считает каждый четвертый россиянин — 26% (месяц назад было 20%)» «Ситуация будет осложняться, считает каждый четвертый россиянин — 26% (месяц назад было 20%)» Фото: Алексей Белкин

«66 ПРОЦЕНТОВ ГОВОРЯТ, ЧТО ИХ ОБРАЗ ЖИЗНИ ИЗМЕНИЛСЯ В ХУДШУЮ СТОРОНУ»

Большинство россиян считают, что пандемия коронавируса и девальвация рубля изменили их образ жизни в худшую сторону. К такому выводу пришли в центре стратегических разработок в результате опроса 3,2 тыс. человек.

«66 процентов говорят, что их образ жизни изменился в худшую сторону и он им не нравится», — заявила накануне во время пресс-конференции директор центра социально-экономических исследований центра стратегических разработок (ЦСР) Лора Накорякова. По ее словам, чаще всего ухудшение образа жизни отмечают жители столицы, владельцы собственного бизнеса, те, кто получает доход от сдачи в аренду помещений и проценты от инвестиций. Однако есть лишь 11%, кто признался, что их образ жизни изменился в лучшую сторону. Чаще всего, по словам Накоряковой, так отвечали студенты. «40 процентов учащихся и людей до 25 лет отмечают, что их образ жизни изменился, и им это нравится», — добавила она.

Тем не менее оптимизм относительно будущего у россиян, согласно исследованию, уменьшился. Так, на сегодня только половина жителей говорят о том, что ситуация в ближайшее время разрешится, скорее всего, в лучшую сторону, хотя еще месяц назад этого ожидали 64%. «Ситуация будет осложняться, считает каждый четвертый россиянин — 26 процентов (месяц назад было 20 процентов)», — уточнила Накорякова.

А вот страх россиян заразиться коронавирусом за месяц не изменился — это все те же 60%. Зато есть динамика по показателю вероятности заражения — доля таких респондентов выросла на 6 п. п. — до 30%. Повышенный страх заразить отмечается среди жителей Центрального федерального округа, женщин, людей старше 60 лет, работников коммерческих организаций, людей с доходом выше среднего. Оптимистов больше среди жителей Северо-Кавказского федерального округа, студентов и тех, кто проживает один.

При этом почти каждый второй хотел бы сдать тест на COVID-19. Но 61% из них не знают, есть ли такая возможность в их регионе. Чаще всего о таком желании заявляют жители Приволжского, Уральского и Дальневосточного федерального округов. Однако порядка 18% россиян отмечают, что в их регионе есть возможность сдать тест, но для них это недоступно: либо по собственному желанию, либо дорого.

При этом почти каждый второй хотел бы сдать тест на COVID-19. Но 61% из них не знают, есть ли такая возможность в их регионе При этом почти каждый второй хотел бы сдать тест на COVID-19. Но 61% из них не знают, есть ли такая возможность в их регионе Фото: «БИЗНЕС Online»

«МЫ ВИДИМ ОБЩЕСТВЕННУЮ УСТАЛОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ОГРАНИЧЕНИЙ И МЕР КАРАНТИНА»

Из-за режима самоизоляции и нерабочих дней, которые действовали по всей стране до сегодня, среднестатистический россиянин проводил дома 3,8 дня в неделю. При этом треть россиян выходили на улицу почти каждый день, прежде всего чтобы сходить в магазин, вынести мусор. Еще 42% из тех, кто выходил из дома, говорили о необходимости посещать работу. А 21% респондентов признавались в желании просто прогуляться и подышать свежим воздухом, и эта доля растет: еще месяц назад об этом говорили только 11% «Мы видим общественную усталость населения от ограничений и мер карантина», — отметила Накорякова. Тем не менее в течение месяца большинство старалось соблюдать рекомендации по ограничению контактов не только с людьми старшего поколения, но и со всеми остальными категориями. Так, две трети респондентов заявили, что сократили или вовсе прекратили контакты с другими людьми.

Впрочем, за шесть недель нерабочих дней изменилось восприятие принимаемых мер по ограничению распространения коронавируса. К маю на 9% снизилось количество тех, кто поддерживает режим удаленного обучения (27% против). Зато выросли следующие показатели: абсолютное большинство считает, что необходимо сохранить запрет массовых мероприятий (90%), должны быть полностью закрыты границы (87%), общепит и места развлечений (84%). «По мнению россиян, это три ключевых риска, которые могут способствовать риску развития коронавирусной инфекции», — указала директор центра социально-экономических исследований ЦСР. Любопытно, что за месяц на 20 п. п. (до 58%) увеличилось число тех, кто поддерживает строгий режим самоизоляции для всех граждан, еще 56% одобрительно отзывались о введении электронных пропусков, а 50% положительно оценили наличие штрафов для нарушителей режима самоизоляции.

Из-за режима самоизоляции и нерабочих дней, которые действовали по всей стране до сегодняшнего дня, среднестатистический россиянин проводил дома 3,8 дня в неделю. При этом 34% выходили на улицу почти каждый день Из-за режима самоизоляции и нерабочих дней, которые действовали по всей стране до сегодняшнего дня, среднестатистический россиянин проводил дома 3,8 дня в неделю. При этом 34% выходили на улицу почти каждый день Фото: Василий Иванов

«КАЖДЫЙ ВТОРОЙ РОССИЯНИН ГОВОРИТ, ЧТО ВЫНУЖДЕН ЭКОНОМИТЬ»

Тем не менее, как уже было сказано, настроения наших сограждан за прошедший месяц стабильно ухудшались. По словам Накоряковой, тому две причины. Первая связана с моральным состоянием людей, они обеспокоены неопределенностью. Вторая причина лежит полностью в экономической плоскости и связана с необходимостью экономить. «Если месяц назад дополнительная экономия касалась 25 процентов населения, то сейчас таких уже 49 процентов, то есть каждый второй россиянин говорит, что вынужден экономить на тех товарах и услугах, на которых ранее не экономил», — пояснила Накорякова. По ее словам, еще 45% респондентов изменили планы своих поездок, что также отразилось на моральном состоянии, а 43% стали внимательнее относиться к своему здоровью и здоровью близких.

При этом в ЦСР не видят предпосылок до конца 2020 года для быстрого восстановления потребительского спроса. Наибольший потенциал, по данным исследования, имеет сектор внутреннего туризма, поскольку каждый третий респондент говорит, что планирует поездки по России с целью отдыха. «По нашим оценкам, объем внутреннего туризма на ближайший год может составить порядка 1 триллиона рублей — это достаточно большая цифра в условиях кризиса», — отметила Накорякова. По ее словам, желание и возможность россиян выезжать за рубеж при этом будет уменьшаться, сокращение может составить до 30%. В среднем на внутренний туризм россияне готовы тратить не более 23 тыс. рублей на человека. Впрочем, максимальная готовность платить будет зависеть от мер поддержки населения и скорости восстановления экономики.

Наибольший потенциал, по данным исследования, имеет сектор внутреннего туризма, поскольку каждый третий респондент говорит, что планирует поездки по России с целью отдыха Наибольший потенциал, по данным исследования, имеет сектор внутреннего туризма, поскольку каждый третий респондент говорит, что планирует поездки по России с целью отдыха Фото: Сергей Елагин

35% РОССИЯН НЕ ИМЕЮТ НИКАКОЙ СТРАТЕГИИ

В то же время большинство — 58% респондентов — признались, что их доходы уменьшились, а 5% говорят, что снизились до нуля. Наиболее уязвимыми в этом смысле оказались те, кто получает зарплату в «конверте», предприниматели и жители Южного федерального округа — все они чаще всего отмечали снижение доходов.

При этом каждая пятая семья не имеет финансовой подушки безопасности — это те, кто говорит, что у них нет сбережений, чтобы пережить бездоходный период. Еще 22% отметили, что их сбережений хватит не более чем на четыре недели, 21% имеет запас на срок от одного до трех месяцев. «Однако в среднем в силу того, что высокая доля россиян, которые говорят об отсутствии финансовой подушки безопасности, приводит к тому, что средний период финансовой стабильности, возможности прожить без дохода составляет не более четырех месяцев», — уточнила Накорякова.

В будущем ситуация с занятостью тоже не внушает оптимизма. Так, по данным ЦСР, безработица может увеличиться до 17% (краткосрочный эффект), а к концу года, вероятно, индикатор достигнет 12%, что существенно выше, чем в 2019 году, — это данные на основании ожиданий бизнеса.

Зато среди населения растет обеспокоенность из-за риска потери работы, снижения доходов и обесценивания накоплений. Однако, как заявила Накорякова, на первом месте по-прежнему остается риск роста цен и существенное подорожание жизни. «На фоне этого глобального риска усиливаются все страхи по потери денежного дохода, что вполне логично», — добавила директор центра социально-экономических исследований ЦСР.

Большинство — 58% респондентов — признались, что их доходы уменьшились, а 5% говорят, что снизились до нуля. Наиболее уязвимыми в этом смысле оказались те, кто получают зарплату в конверте Большинство — 58% респондентов — признались, что их доходы уменьшились, а 5% говорят, что снизились до нуля. Наиболее уязвимыми в этом смысле оказались те, кто получает зарплату «в конверте» Фото: Алексей Белкин

При этом, по ее мнению, еще одним барьером для дальнейшего быстрого восстановления экономики и жизни в стране является то, что 35% россиян не имеют никакой стратегии, просто продолжая жить. Однако почти каждый второй (48%) признался, что продолжит сокращать затраты и экономить. Накорякова отметила, что уже месяц назад стали экономить на электронике, одежде и обуви, сейчас произошло усиление в сегменте именно одежды и обуви. «Более того, россияне говорят, что будут усиливать экономию после отмены ограничений на онлайн-услугах, в том числе на заказах продуктов питания и готовой еды», — добавила она.

Однако 24% респондентов заявили, что хотят наращивать накопления в рублях, 21% собираются хранить накопления в банке, а 13% собираются хранить сбережения в наличном виде.

«За последний месяц настроения динамично меняются — к сожалению, не в оптимистическую сторону. Меняется потребительская активность, режим экономии, происходит трансформация в потребительском сегменте, в чеках. В каких-то категориях есть потенциальное восстановление потребления (например, внутренний туризм). В каких-то категориях (скажем, ресторанные услуги) есть сдерживающие тенденции. Поэтому сфера общепита будет восстанавливаться сложнее всего», — подвела итог Накорякова.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (80) Обновить комментарииОбновить комментарии
Оптимист
13.05.2020 08:08

Сбережений нет наверно у 80% россиян
Почему то мне так кажется

  • Анонимно
    13.05.2020 08:02

    Вот интересно. Почему у этих 20 процентов нет сбережений. Куда они все потратили.

    • Оптимист
      13.05.2020 08:08

      Сбережений нет наверно у 80% россиян
      Почему то мне так кажется

      • не было, нет и в ближайшие 12 лет не будет, в случае принятия поправок...

        • Анонимно
          13.05.2020 10:57

          Без всяких правок и многих если

          • Анонимно
            13.05.2020 11:58

            Потому что большинство до сих пор думает, что живет в совке и ждёт подачек от гос-ва. Надо самим зарабатывать, тем более сейчас полно возможностей и для переобучения и для работы через интернет.

            • Анонимно
              13.05.2020 19:51

              Вы наверно в прислугах ходите у миллиардеров, работы нет, заводов нет. все что приносит прибыль в руках клановой родни. да и руководят этими организациями все из родни, тупые, но свои.

          • Анонимно
            13.05.2020 12:24

            У нас во двор посмотреть если, у каждого есть машина, а то и две. Работала в кредитном отделе банка, так там все кредиты брали

            • Анонимно
              13.05.2020 12:40

              Вот про машны: я ужасаюсь, скоро дворы лопнут от количества автомобилей. Люди, давайте на велосипеды пересядем, так и экологичнее, и экологичнее, ну и спорт нам друг!

            • Анонимно
              13.05.2020 13:50

              Работнику кредитного отдела кажется, что все берут кредиты )) Напоминает притчу про слепых и слона )

          • Анонимно
            13.05.2020 12:38

            Реалист, попровки то куда приписываете, коронавирус без них пришёл. К тому же, он по всему миру, а изменения в конституции только нашу страну коснутся.

      • Анонимно
        13.05.2020 09:32

        Ну если кажется, тогда да.
        Путину кажется другое. Олигарху третье. Молодцы.

      • Анонимно
        13.05.2020 11:21

        есть или нет, жить надо по скромным потребностям, а не понтоваться как 80% нищебродов!

        • Анонимно
          13.05.2020 11:41

          Жить надо по потребностям, соглашусь, однако 80% населения уже давно наше с вами живет на широкую ногу: ночные клубы, кафешки, доставка еды (лень готовить), маникюр, педикюр, ноутбуки и тд. А вы не знали?

          • Анонимно
            13.05.2020 11:58

            Многие сейчас машины покупают, так как цена выгодная. Спрашивается откуда деньги у них??

        • Низами
          13.05.2020 17:24

          А вы не задумывались, почему появились эти "80% нищебродов"?...
          Может дело не в том, что они "пантуются" или не желают найти более высокооплачиваемую работу?!
          Может дело в том, какие зарплаты имеют (именно имеют, а не зарабатывают) так называемые "эффективные менеджеры", члены советов директоров и прочие "рукойводители"?!

      • Анонимно
        13.05.2020 12:37

        Странно только то, что у жителей казани в среднем 1-2 машины на семью. Видимо жители предпочитают вкладывать свои сбережения в недвижку, машины, технику или еще что-то существенное. Хранят не в деньгах, а в вещах.

      • Анонимно
        13.05.2020 13:25

        08-08 Оптимист пессимист(( -ответь пжлста,почему тогда в Казани,думаю и во всей .нищей. России-все дороги и даже тротуары дворов плотно забиты новенькими иномарками от 1млн. и выше! -пройти негде от транспорта нищих граждан! А на отечественных Ладе Гранте и Калине считают ездить западло!!! Ты скажешь-все это взято в кредит!?! отвечу,ездят,меняют дорогие авто как перчатки и кредиты свои все граждане выплачивают исправно,не считая 1% бездельников и разных авантюристов, нариков алкашей.....а значит и нищих 80% в природе Расейской просто Нет!?!

        • Анонимно
          13.05.2020 13:50

          13-25 не знаю ни одного знакомого,кто бы взял кредит,не смог его выплачивать и коллекторы отняли у него кредитный автомобиль или квартиру! берут м.л.н. ные кредиты ,не маргиналы и бомжи,а только платежеспособные граждане с небедными поручителями!

        • Анонимно
          13.05.2020 17:24

          все дороги и даже тротуары дворов плотно забиты новенькими иномарками
          Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/468291

          Ну, по счет новеньких, вы очень сильно заблуждаетесь.
          А главное, если бы был развит и доступен ОТ, не было бы такой острой необходимости в личном транспорте.

      • Анонимно
        13.05.2020 14:01

        Возможно. Только почему то эту проблему переносят не на самих людей, а на все государство. Это я не очень понимаю.

    • Не курю
      13.05.2020 08:18

      Глупый вопрос,70 %населения живет от зарплаты до зарплаты,иногда копили на Турцию с семьей и эти деньги теперь потеряли!

      • Анонимно
        13.05.2020 08:25

        Так зачем ехать в турцию? Сделали бы сбережения

        • Не курю
          13.05.2020 08:42

          У нас лето бывает -не покупаешься совсем,а детям и родителям нужен полноценный достойный отдых!

          • АН61
            13.05.2020 09:32

            Нормальное у нас лето ,сейчас теплее чем было раньше .
            Я не знаю сколько Вам лет и насколько Вы застали СОЮЗ .
            Так вот я в 70е и 80е НЕ ВЫЛЕЗАЛ с водохранилища нашего .Для отдыха у нас ТОГДА было всё , два катера по воде ходили катали народ , две базы было лодочных по очень доступным ценам буквально копейки , пляжи и главное ЧИСТАЯ вода .Сейчас нет НИЧЕГО . Водохранилище загадили до невозможности и купаемся только выезжая куда-то на море.

            • Анонимно
              13.05.2020 10:07

              я живу на Юго-востоке республики у нас наоборот в 80-е вода была грязнее, купались в мазуте можно сказать.

            • Анонимно
              13.05.2020 11:27

              говорят дошло дело до самозагрязнения.
              это когда токсичные отходы накопились на дне реки и теперь сам ил отравляет воду

          • Анонимно
            13.05.2020 10:57

            Всегда есть вариант озерка на даче, чем не достойных отдых? Тишина, спокойствие. Здесь кто что выбирает.

          • Анонимно
            13.05.2020 14:04

            Звучит как банальная отговорка своей безалаберности. Если бы люди жили не одним днем а имели планы и выстраивали хоть какую нибудь простую цель в жизни, то многое было бы иначе.

            • Анонимно
              13.05.2020 17:39

              Меня поражают такие не безалаберные. Кто вам деньги платит? Чем вы зарабатываете, если не можете применить простейшую логику и понять, что любая работа должна достойно оплачиваться, чего в нашей стране не наблюдается.

        • АН61
          13.05.2020 08:46

          Затем .
          Я объехал наше побережье от Новороссийска до Абхазии ,был в Крыму и такого чистого моря и главное БЛАГОУСТРОЕННОГО не видел нигде в России .

          • а вы до этого вообще где нибудь были в Европе, Доминикане, Багамы, .....

            • АН61
              13.05.2020 09:27

              Благоустроенного КАК В ТУРЦИИ имел в виду.



              вы до этого вообще где нибудь были


              Был , в Средней Азии ,на Урале , на Дальнем Востоке , за Полярным кругом.
              Я просто дольше пяи часов лететь не хочу Турция и Египет меня вполне устраивали .
              В прошлом году был на Адриатике и Ионическом море.С женой посчитали ,были в жизни на семи морях .Ещё вопросы есть ??



              • Анонимно
                14.05.2020 08:00

                есть. на Дальний Восток летели с пересадками? раз больше 5 часов лететь не хотите?

          • Анонимно
            13.05.2020 11:44

            Соглашусь, ездил автостопом на юга наши, через Краснодар, Ростов, Туапсе, Геллинджик и итд. Такую красоту я бы ни на что не променял

      • Анонимно
        13.05.2020 10:56

        Те, кто могут себе ежегодные поездки в Турцию позволить, спокойной живут и сейчас, а таких больше половины. Откройте инстаграмм и посмотрите, сколько молодых незамужних девушек могут себе это позволить.

      • Анонимно
        13.05.2020 11:58

        это раньше жили от зарплаты до зарплаты...щас от кредита до кредита

      • Анонимно
        13.05.2020 14:02

        А кто виноват, если у нас население финансово неграмотное? Точно не государство.

    • Анонимно
      13.05.2020 08:33

      Потому что они не относятся к путинскому среднему классу с 17 000 руб/мес дохода!

      Вот средний класс который получает 17 000/мес однозначно имеет гигантские сбережения

    • АН61
      13.05.2020 08:45

      У них и не было , причём не у 20 % ,а у гораздо большей части населения.
      Разговаривал на эту тему с сестрой ,живёт в Челнах , в новом доме , сестра уже давно на пенсии по инвалидности ,у неё с деньгами норм ,откуда не спрашиваю.
      Так вот говорит ,МИНИМУМ пол подъезда молодых ,квартиры взяли в ипотеку .Вот пойдут сейчас увольнения сокращения ЧТО они делать будут ?? И так эта иМпотека петля на шее на полжизни ,а так и вовсе на улице можно оказаться ни денег ,ни квартиры.
      Зато инет знатоки постоянно пишут ,что мол в СССР стояли в очереди полжизни . Челны ГОРОД построили лет за 15 .

    • а их и не было.
      откуда сбережения, если эти минимум 55% живут от аванса до зплаты, при этом до конца жизни сидят в ипотеке и в кредите на авто и сотовый телефон.
      с доходами 12000-25000 руб, запасов не создашь.
      но при этом эти 45-55% молятся на режим и Лидера.

    • Анонимно
      13.05.2020 13:34

      все дружно скулят про нищету и плохое правительство,а сами хорошо все одеты,оборванцев нищих на улицах нет! Многие имеют по 1 дорогому ино-авто на каждого члена семьи и выкатывают из ТЦ дорогие продукты огромными тележками. Про новостройки и речи нет,все дворы,даже ободранных старых хрущевок забиты новенькими иномарками-плюнуть негде,попадешь в Лендровер нищего россиянина... В новостройках-1 кв.м. стоит уже почти 100тыс.-а в отделах продаж огромные очереди нищих граждан с мешками налички! и все дружно скулят-как плохо живем,в стране уже 90% савсим нищих патамушта!?!

  • Не курю
    13.05.2020 08:17

    Нужна организованная регулярная смена власти, иначе — застой, очень опасный застой и тромбирование сосудов всех — экономических, политических, социальных — неизбежно. Это то, что мы сейчас имеем.

    • Анонимно
      13.05.2020 08:43

      20 лет прошло.
      Вся информация о тех политических событиях известна.
      Всё в сети.
      В массе воспоминаний, интервью.
      Разрозненных, но понятных уже, когда их складываешь в единый пазл.
      Понятно следущее: Вся эти либеральные группировки поддержали в 2000 году одного кандидата на президентство.
      И тот же Немцов и тот же Ходор, Кох и т.д.
      Какого Человека - все уже знают.
      В 2004 году планировался Касьянов.
      Но в 2003 году Человек смахнул фигуры с доски и пошёл своим путём.
      Но все тешили себя, особенно в период 2008-2012 годов что всё можно вернуть на круги своя.
      И именно с 2012 года и началась вакханалия либералов, понявших, что их кинули.
      И , практически, навсегда.

      Вопрос: Кого вы видите в регулярных сменах власти?






    • сейчас Вам ПАТРИОТЫ объяснят что кто то страну с колен поднял и замены ему нет, при этом эти 45% как раз и не имеют сбережений.

    • Анонимно
      13.05.2020 08:59

      Нужно открыть границы и спортклубы летом, с сентября обязательно открыть школы.
      Кто боится водить детей, переходите на семейное обучение, кто боится ходить на работу, переходите на подножный корм.
      Чего вы все ждете , я не пойму. Вирус с нами надолго, лекарство и вакцину скорее всего не изобретут. Вирус не печенег, дома не отсидитесь. И его опасность со временем может не измениться, если в это верите.

      И да, и в московских и в казанских много мест в тех клиниках, которые заточены сейчас под корону. Не переживайте, мест точно хватит.

      Или вам нужны гарантии, что вы никогда никогда не умрете?

  • Анонимно
    13.05.2020 09:33

    Карантина не было и нет! Есть произвол на почве формального и неформального бардака!

  • Анонимно
    13.05.2020 09:41

    В свое время долго со СПИДом носились, кондомы раздавали, много передач про это на тв было, потом успокоились, типа ну есть и есть СПИД. То же самое и с короной будет. Люди ко всему привыкают.

  • Анонимно
    13.05.2020 09:50

    Россияне хотят зарплату как в Европе, но выходить на митинги и объявлять забастовки с этими требованиями считают зашкваром
    Хотят медицину как в Германии, но зарплату врача в 20 тысяч считают нормальной
    Посмотрите на количество протестов в Европе и их уровень жизни, это следствие

    • Анонимно
      13.05.2020 11:03

      Современные врачи и 20 не заслуживают, еще и в карман к пациенту регулярно залезают, Гиппократа на вас нет

    • Анонимно
      13.05.2020 12:02

      Россияне боятся, что сверхдержава развалится от народного схода, в котором участвуют несколько десятков человек.

  • Анонимно
    13.05.2020 09:54

    Идет спецоперация и все больше людей понимают это

    • Анонимно
      13.05.2020 21:28

      Я тоже поддерживаю "строгие меры изоляции для других". Пусть изолируют больных коронавирусом в больницах, санаториях и проч. Но здоровых-то кошмарить не надо! Почему мы должны от всех шарахаться, подозревая, что они больны? Выявите больных наконец!

  • Анонимно
    13.05.2020 09:56

    Чтобы погасить напряжение в обществе, Госдума приняла закон, разрешающий окрошку на квасе и кефире одновременно.

  • Анонимно
    13.05.2020 10:05

    Благодаря вышеуказанным мерам стала копиться зарплата на карте, приятно черт возьми. Если еще месяц не будут работать рестораны и кафе нормальная такая экономия получится. Машину один раз за 1,5 месяца заправлял

    • Анонимно
      13.05.2020 11:06

      На самом деле человекам не так много надо, после вов индекс счастья наверняка был гораздо выше, а в 90ых экология рф была гораздо лучше

  • Анонимно
    13.05.2020 10:12

    в годах 2000-2008 у меня была НАДЕЖДА! НАДЕЖДА на то что станет лучше жить , жить стало гораздо хуже чем 2007, нет осталось ни какой надежды на улучшение более того есть уверенность что станет еще хуже.

  • Анонимно
    13.05.2020 11:41

    Сомневаюсь, что студентам стало жить лучше. Если родители потеряли в доходах, студентам прожить на стипендию невозможно!

  • Анонимно
    13.05.2020 11:47

    кому живется весело вольготно на Руси

  • Анонимно
    13.05.2020 12:23

    Те кто ноет что денег нет, все плохо, нет надежды это те же самые, кто сейчас сидит по домам и также ноет, что рано карантин закончился, что люди без масок ходят.
    нет денег - идите работайте в яндекс доставку, в деливири, да много где сейчас доставка нужна.
    Но нет же, вам рано выходить на работу, вам страшно.

    Но вам надо, чтобы было электричество в доме, поэтому пусть работники тэц не боятся, а идут на работу. Вам надо, чтобы была канализация в доме, поэтому сантехработники идут на работу, и не боятся
    Вам нужна гречка и туалетная бумага в магазине - и девчонки кассиры и работники зала идут в свои и работают, хотя тоже наверное предпочли бы сидеть по домам и жать дотаций от государства.
    Идут и работают медсестры и врачи, воспитатели детсадов и нянечки, работники транспорта.

    вы считаете, они менее ценные части общества, чем вы, поборники карантиносидения? да они гораздо важней и нужней вас.

    • ПутчДемона
      13.05.2020 15:28

      Маниакальное "карантиносидение" превращается в диагноз, как последствие распространения коронавирусной инфекции в стране независимо от наличия заболевания у конкретного человека.

      • Анонимно
        13.05.2020 21:32

        Плюсую неистово! Больных на всю республику маловато, а заставляют бояться всех и каждого - а вдруг эти все и каждые больны? Можно подумать, что больны все те, кто на болеет)))

  • Анонимно
    13.05.2020 15:01

    Расходы нашей семьи снизились ровно в 3 раза. И всё равно уже пришлось занимать. Никаких зарплат без работы работодатель на намерен платить, приходиться понижать свой статус и находить работу хотя бы за копейки, которые позволят не голодать. Сбережений хватило на месяц. Надо платить по кредитке и ипотеку.



  • Анонимно
    13.05.2020 15:03

    поймите: иметь в семье машину - это нормально, ездить в отпуск - это нормально, ходить в театры и ночной клуб (особенно для молодежи) - это нормально, покупать красивые и модные шмотки - это нормально, приобретать хорошую и современную бытовую технику - это нормально, сходить с женой/семьей/девушкой/друзьями в кафе/ресторан - это нормально, иметь личный компьютер или смартфон - это нормально, иметь отдельную комнату в квартире на каждого члена семьи - это нормально. мы ведь живем уже в 21 веке - и все перечисленное уже давно не роскошь, а повседневная необходимость, и не нужно равняться на тех кто слабее или имеет меньшие способности/возможности, всегда нужно равняться на реально успешных. аскетизм, скромность, ограничения - это персональный выбор личности. алчность и безудержное потребительство - это пороки и человечество давно определилось как с ними бороться, но комфорт и сервис - это то без чего уже человек не мыслит настоящего и будущего...

    • Анонимно
      13.05.2020 16:43

      Вы пишете "нормально". Но сдаётся мне, что ваше "нормально" кем-то воспринимается, что вы слишком хорошо стали жить....

    • Анонимно
      13.05.2020 19:02

      Нас всех много, а Всего (добра) этого мало. Вот и решили ПиКомпания и некоторые др.компании, раз на всех не хватит, то пусть хватит хотя бы на них самих горячолюбимых. Остальным - работа за прожиточный минимум и макарошки. Грубо, но по сути. Я не чиновник, годами выживаю на кашах, макарошки уже не лезут. Спасибо Путину, что пока еще на кашу хватало. Дальше, видимо, перейду на трехразовое питание (вторник, четверг, воскресенье).

  • Анонимно
    14.05.2020 17:31

    Для чиновников и миллиардеров чем меньше народа тем лучше платить не надо, народ бросили на самовыживание, где миллиардер председатель Госсовета со своими предложениями о помощи, где советы и предложения гаранта суверенитета госсоветника для своего народа, как жить дальше и на что жить, где инвестиции дельные предложения от Минуллиной Т. раз не масок можно ли носить паранджу без хиджаба?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль