Старая элита 
17.05.2020

Эксперименты от профессора Гарифьянова – made in USSR, проверено в США

15 мая исполнилось 100 лет со дня рождения знаменитого казанского физика Нургаяза Гарифьянова, чьим именем названа улица в Казани

Почему легендарному Завойскому были особенно по душе эксперименты Гарифьянова, как часы в нагрудном кармане могут спасти жизнь, для чего молодой ученый приносил с собой на работу разные подстилочки… Корреспонденту «БИЗНЕС Online» о профессоре Гарифьянове рассказывает его ученик Ахат Ильясов, доктор физико-математических наук, академик АН РТ.

Под руководством Нургаяза Салиховича Гарифьянова (на фото) защитили кандидатские диссертации 10 его учеников Под руководством Нургаяза Салиховича Гарифьянова (на фото) защитили кандидатские диссертации 10 его учеников

«У НЕГО БЫЛА ПОТРЯСАЮЩАЯ НАУЧНАЯ ХВАТКА»

— Ахат Вахитович, в документальном фильме о Гарифьянове «Наука жить» вас представляют как его первого ученика.

— Да, совершенно точно. Потом, конечно, были и другие; в целом под руководством Нургаяза Салиховича Гарифьянова защитили кандидатские диссертации 10 его учеников. Но вообще, помимо его, так сказать, официальных учеников, не было, наверное, человека в Казани, да и не только у нас, который бы занимался парамагнитным резонансом и не пользовался бы его советами и помощью.

А я в 1958 году на четвертом курсе университета пришел в Казанский физико-технический институт, который сегодня носит имя Евгения Константиновича Завойского, делать курсовую работу. Поскольку институты казанского филиала Академии наук СССР в те времена располагались довольно близко от главного корпуса КГУ, мы ежедневно общались и со своим факультетом. Тогда сотрудники Казанского физтеха были увлечены развитием и применением магнитно-резонансных методов. В этом институте с 1949 года и до конца жизни интенсивно и плодотворно работал в области магнитной радиоспектроскопии Нургаяз Гарифьянов. Открытие электронного парамагнитного резонанса (ЭПР) в середине 1940-х казанским физиком-экспериментатором Евгением Завойским до сих пор сравнивают по значимости с неевклидовой геометрией Лобачевского или таблицей Менделеева.

Борис Михайлович Козырев, заведующий лабораторией радиоспектроскопии, направил меня к Гарифьянову. Потом по его предложению я готовил там же и свою дипломную работу. Нургаяз Салихович являлся тогда старшим научным сотрудником. Черноволосый, стройный, высокий, громогласный, он сразу как-то располагал к себе, был оптимистичным таким, веселым. В его руках, что называется, все горело. У него имелась потрясающая научная хватка. И для меня поначалу было удивительно, как такой солидный, прошедший войну мужчина мог так заразительно хохотать и радоваться, как ребенок, когда сталкивался с чем-то необычным. Когда ему что-то удавалось, он непременно громко сообщал коллегам: «Нет, ты посмотри, что получилось!» Он всегда и со всеми делился своими идеями, открытиями.

Общение с ним постепенно переросло в крепкую дружбу. С того времени он стал моим наставником и учителем не только в науке, но и в жизни. Уже гораздо позже, в 1968 году, со мной случилось несчастье: я попал в серьезную автомобильную катастрофу, чудом остался жив. Он приходил ко мне в больницу каждый день, и я всегда считал и считаю, что именно Нургаяз Салихович вернул меня к жизни, вытащив из глубокой депрессии.

— Его именем названа улица в Казани, все, наверное, знают и остановку Гарифьянова. Если в честь каждого хорошего человека улицу называть, тут не то что улиц — городов не напасешься!

— Понимаю, о чем вы — о заслугах, результатах. Так вот, Гарифьянов был одним из тех, кто стоял у истоков, кому посчастливилось прийти в науку после фундаментального открытия Евгением Завойским явления электронного парамагнитного резонанса. После этого открытия, как раз во времена Гарифьянова, зарождалась новая область физики — магнитная радиоспектроскопия. Как физик-экспериментатор он стал в ней одним из признанных мировых лидеров.

Исследования парамагнитного резонанса оказались весьма плодотворными для ядерной физики, изучения сложнейших вопросов течения химических реакций, строения твердых и жидких веществ. Да и сегодня дальнейшие работы, бесспорно, откроют еще много новых возможностей использования этого интереснейшего физического явления.

Научное наследие профессора Гарифьянова состоит более чем из 100 научных работ, а среди его многочисленных учеников есть и представители других городов — Воронежа, Баку, Саратова, которые в свое время сами встали во главе значительных научных групп. Среди его научных трудов можно выделить несколько основных разделов. Ведущее место среди них как по объему, так и по значимости занимают исследования комплексных соединений переходных групп и редкоземельных элементов, а главная заслуга Нургаяза Салиховича в том, что он разработал ЭПР как аналитический метод установления строения вещества. Как устроено то или иное вещество, какова его геометрия, расположение атомов в молекуле, теперь можно узнать с помощью магнитного или ядерного резонанса. Эти исследования и принесли ему мировое признание.

— Буквально недавно Кев Салихов, научный руководитель КФТИ, сказал в разговоре, что еще в 1960-е годы, работая в Новосибирском академгородке, слышал от коллег-ученых такую вещь: американцы, которые очень внимательно следили за нашими открытиями в области ЭПР, перепроверяли каждый полученный у нас новый результат. Единственным исключением был Гарифьянов — его результаты не проверялись, они принимали их на веру безоговорочно.

— Да, в науке Нургаяз Салихович проявил себя как блестящий исследователь-экспериментатор с необычайно богатой и творческой интуицией и неиссякаемой инициативой. Наверное, Гарифьянова-экспериментатора вполне можно поставить на одну ступень с самим Завойским. Но, несмотря на доброжелательность, уживчивый характер, Нургаяз Салихович от своих подчиненных всегда требовал строжайшей научной дисциплины, соблюдения правил. Он все время говорил: «Самое главное — нам, экспериментатором, дать точные, верные параметры. Ни в коем случае никаких приближений!» И очень строго спрашивал с тех, кто проявлял небрежность. Это было и в его научной жизни, и на фронте.

— Он рассказывал о войне?

— В общем-то почти ничего. Во всяком случае сейчас не могу припомнить. У нас в основном были другие темы для разговоров и обсуждений. А вот в фильме «Наука жить», о котором уже упоминалось, и рассказывается о его пребывании на фронте, и есть интересные моменты из биографии Гарифьянова.

ЭТИ ЧАСЫ ЕМУ СОХРАНИЛИ ЖИЗНЬ

Нургаяз Салихович Гарифьянов родился 15 мая 1920 года в деревне Нижний Чугай Цыпьинского района ТАССР (упразднен 16 июля 1958 года, территория передана в состав Балтасинского района  прим. ред.).

«Отец его, Салих Гарифьянов, и мать, Галима Идрисова, занимались крестьянским трудом, — сообщает сайт gorki68. — Когда Нургаязу исполнилось 6 лет, родители переехали в город Малмыж (административный центр Малмыжского района современной Кировской области — прим. ред.), где отец поступил работать маляром в строительную контору. Биография Нургаяза Салиховича весьма типична для многих его сверстников того времени. Он сначала учился в татарской начальной школе, потом — в Малмыжской школе колхозной молодежи и в Малмыжской средней школе имени Ленина.

В 1938–1939 годах Нургаяз работал радиотелефонным надсмотрщиком в конторе связи городка Малмыжа. В 1939-м поступил на физико-математический факультет Казанского университета, а с 1942-го участвовал в Великой Отечественной войне».

«Сначала он попадает в военное училище связи в городе Муроме, — рассказывается в документальном фильме „Наука жить“. — Спустя год — на Южный фронт. Воюет в качестве командира радиовзвода. Как и всем на войне, Гарифьянову приходилось тяжко, но, несмотря ни на что, он шел только вперед. То же самое он будет делать и в мирной жизни, науке».

Гарифьянов воевал на Украине, в Бессарабии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии. В боях при прорыве на Днестре был ранен. «В годы войны у Нургаяза Салиховича имелась особенность носить в левом нагрудном кармане ручные часы, — говорится в фильме. — Как-то в самом разгаре боя он получает ранение. Вражеская пуля попадает Гарифьянову в грудь, те часы принимают часть ее удара на себя и таким образом спасают ему жизнь. Чудом спасают…» Но последствия этого ранения сказывались затем всю жизнь на здоровье.

— Вашего коллегу по физтеху Юрия Яблокова, известного ученого в области радиоспектроскопии твердого тела, считают хранителем истории и традиций Казанского физико-технического института. Он много писал о Завойском, есть у него работы и про Гарифьянова…

— Да, с Юрой, Юрием Васильевичем, мы вместе учились в Казанском университете, только он на курс старше. На последних курсах мы были уже хорошо знакомы, а потом попали в Казанский физтех, в одну лабораторию к Козыреву. Впоследствии, правда, разошлись по разным институтам. Да, у него есть работы о коллегах, которые вызывают интерес.

«После демобилизации по инвалидности в 1946 году Гарифьянов восстановился на физико-математическом факультете КГУ, — писал Юрий Яблоков в статье к 90-летию ученого, опубликованной на официальном сайте КФТИ им. Завойского. — Окончил его в 1949-м. Поступил в аспирантуру Физико-технического института казанского филиала АН СССР, в сектор физики, руководимый Козыревым. Нургаяз Салихович был первым его учеником и стал бесценной опорой в создании научной школы ЭПР в Казанском физико-техническом институте.

Научная судьба Нургаяза Салиховича складывалась непросто. Первые его шаги относятся к началу 50-х годов XX века. Борис Михайлович [Козырев] предложил ему заняться исследованием парамагнитного резонанса в соединениях редкоземельных элементов. Первые годы научной работы Гарифьянова были годами поиска своего стиля и собственного направления исследований.

В результатах его исследований был заинтересован и [известный казанский физик] Семен Альтшулер. Они с Борисом Михайловичем частенько заходили в лабораторию, интересовались, как идут дела. „Ну что же, продолжайте“, — говорили они, слыша о неудачных попытках Нургаяза Салиховича обнаружить сигналы парамагнитного резонанса. Он продолжал. Варьировал схемы генератора, лампы перебирал — ничего. Сначала задерживался в институте допоздна, потом притащил какие-то подстилки и нередко вообще ночевал в лаборатории. „Не получается? Ну что же, трудитесь, трудитесь. У других получалось, должно и у вас получиться“, — советовали руководители.

Чем закончилась эта история? Нургаяз Салихович опубликовал статью в ЖЭТФ („Журнал экспериментальной и теоретической физики“, один из старейших и наиболее авторитетных российских научных журналов по физике, — прим. ред.) и в 1953 году защитил кандидатскую диссертацию на тему „Парамагнитное поглощение в некоторых соединениях редкоземельных элементов“. После этого началась полнокровная научная жизнь, продолжавшаяся до его внезапной кончины в марте 1970 года».

КАК САЖА БЫЛА ИСПОЛЬЗОВАНА В СОВЕТСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

— Не только злопыхатели, но и просто несведущие, вполне вероятно, зададутся вопросом: «А на что этот ЭПР, все мудреные штуки? Какая нам-то от них польза? У нас лишних денег не бывает».

— Что касается конкретных денег и дел, то есть и вполне ощутимый эффект от внедрения ЭПР в прикладных областях. Для нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, например, Гарифьянов в свое время предложил экспресс-метод определения содержание ванадия в нефтях. Все продукты, которые делаются из нефти для ракетного топлива, содержат ванадий. И если присутствие в них этого металла будет превышать одну десятитысячную процента, то в турбинах может произойти так называемая ванадиевая коррозия. Это было еще в 1960-е, годы освоения космоса. Химики, конечно, как могли определяли данный процент, но Нургаяз Салихович предложил более эффективный метод, который работал мгновенно. В этой его работе тогда поучаствовал и я, будучи еще аспирантом. Коррозия — штука опасная, она ведет к разрушению лопастей и прочих внутренностей турбинного двигателя. Подобное было очень нужно, но, к сожалению, внедрить гарифьяновский метод в промышленность так и не удалось. Как это часто бывает, его потом подхватили и успешно доделали американцы.

Или возьмем автомобильные шины. В те же годы Фикрят Табеев, первый секретарь Татарского обкома КПСС, задался вопросом: «Как же так — зарубежные шины ходят по 100 тысяч километров, а наши выдерживают не более 30–40 тысяч?» И поставил перед физтехом соответственную задачу — догнать и перегнать в данном вопросе Америку. За это взялся Гарифьянов. При изготовлении шин, при вулканизации каучуков они заполняются сажей. Сажи бывают разные — пиролизные, газоканальные, печные. С помощью ЭПР Нургаяз Салихович экспериментально определил оптимальный сорт, который нужно использовать в качестве наполнителя. Но опять, как и в истории с ванадием, дальше эксперимента дело не пошло. Помню, меня, тогда молодого специалиста, направили на шинные заводы — в Барнаул, в наш Нижнекамск… Директора этих заводов мне говорили примерно так: «Очень хорошо, что вы все это придумали. Вот только откуда мы возьмем вашу „правильную“ сажу? У нас производство, план. Какую сажу нам привезут, такую мы и бу́хаем». То же самое и с заводами, которые эту сажу производили: главное — план, а наука подождет. Так вопрос и закрылся.

ТОМОГРАФ КАК ДЕТИЩЕ ПАРАМАГНИТНОГО РЕЗОНАНСА

— Но были и положительные примеры. Скажем, в медицине. При переломе, когда хирурги соединяют кость, они на время вставляют в место соединения металлические стержни. Но врачи толком не знали, когда их нужно вынимать. Тогда казанскому институту травматологии был предложен метод на основе ЭПР, с помощью которого можно было точно определить, когда образовалась костная мозоль и перелом зарос. Данный метод разработал и предложил Гарифьянов, казанские медики его успешно внедрили. Сейчас, конечно, появились иные, более продвинутые, методы. Но тогда это было новым словом в науке и практической медицине, а главное — людям помогло.

Если бы не открытие Завойского, если бы не дальнейшие усилия его коллег — продолжателей и учеников — в области магнитной и ядерной радиоспектроскопии, не появились бы современные методы диагностики, скажем, раковых опухолей, не было бы такого прибора, как томограф. То, что он появился в медицине, — это великая вещь. Один мой коллега как-то сказал: «То, что в медицину внедрили томографию, оправдывает все расходы, которые были потрачены на изучение резонанса».

Считаю, что самое главное мое достижение как ученика Гарифьянова — внедрение магнитного резонанса в медицине, в частности в Казани. В РКБ-2, что рядом с Чеховским рынком (раньше — Республиканский диагностический центр), мы занимались этой проблематикой вместе с главным врачом. В 1978 году нам удалось получить первый томограф зарубежного производства, немецкий, дорогущий, за валюту, через Москву, через самые высокие инстанции. На весь Советский Союз тогда было получено всего три аппарата. Кроме Казани, еще в Москве и Новосибирске. Мы этот томограф освоили, запустили и, что называется, поставили на поток. Томограф определял онкологию на начальных стадиях, видел головной мозг и позвоночник. Мы внедрили методы, которые позволяли значительно ускорить эту работу. Если на первых порах пациенты проходили диагностику час-полтора, а то и два, то мы внедрили быстрый метод — и процесс сократился до нескольких минут. Потом мы организовали обучение персонала, семинары, подтянули зарубежные связи и даже провели три международные конференции, на которые приезжали медики из-за рубежа. У меня с тех времен хранится благодарственное письмо от одного английского ученого, в котором тот с восторгом написал, что приятно удивлен, насколько глубоко в Казани внедрена томография. А сейчас без нее трудно представить себе современную медицину.

«СГОРЕЛ НА РАБОТЕ — ЭТО ИМЕННО О НЕМ»

— Был ли знаком Гарифьянов с первооткрывателем ЭПР Евгением Завойским?

— Да, конечно. Особенно по душе Евгению Константиновичу стали эксперименты Гарифьянова. Они всегда были необычны, интересны и приносили результаты, которые достигались простейшими средствами. Отношения Завойского и Гарифьянова переросли в крепкую дружбу двух ученых. Достаточно сказать, что Завойский стал оппонентом докторской диссертации Гарифьянова в 1965 году. Этой чести удостоились только два казанских ученых. Другим был Максут Зарипов, будущий директор КФТИ.

Внезапная кончина Гарифьянова в 1970 году (а он не дожил два месяца до своего 50-летия) потрясла весь ученый мир — иначе не скажешь. Тогда Завойский выступил с инициативой ежегодно проводить в Казани «Гарифьяновские чтения», сам приезжал на них. На первой встрече с докладом о профессоре Гарифьянове, о его жизни и вкладе в науку выступил Борис Козырев. У меня сохранился текст данного выступления. Борис Михайлович тогда, в частности, сказал о Нургаязе Салиховиче: «Его творческий энтузиазм передавался всем ученикам и сотрудникам. Работа у него и у них буквально кипела. Если о ком и можно сказать, что он сгорел на работе, так это именно о нем. Все мы, знавшие его и работавшие с ним, пережили его преждевременную и неожиданную кончину как утрату самого родного и близкого человека. Имя его останется в науке как инициатора целого ряда интереснейших направлений применения ЭПР. Многочисленные ученики и последователи профессора Гарифьянова продолжают его дело как у нас, в Казани, так и во многих других лабораториях в стране и за рубежом. Его широкую международную известность характеризует, например, такой случай. Один из известнейших английских радиоспектроскопистов Ингрэм, встречаясь со мной в Лондоне, спросил первым делом: „Чем занимается сейчас доктор Гарифьянов?“ Ссылками на его работы пестрят как наши, так и зарубежные журналы. Память о нем сохранится навсегда в наших сердцах, в памяти всех знавших его и в анналах науки. Мы потеряли Нургаяза Салиховича, но созданное им живет и развивается дальше и дальше».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (49) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
17.05.2020 09:56

Спасибо,что вспомили о выдающемся ученыом, тем более с безупречной моральной репутацией, что особенно необходимо
,на фоне разного рода "дьяконовщины". Надеюсь БО, напомнит еще о двух лицах такого же уровня, выходцах из татарстанских сел : Первом президенте АНТ М.Х.Хасанове и основателе советской микроэлектроники, академике РАН К.А.Валиеве. Оба могли бы отметить 90- летие, первый в июне этого года,второй в январе 2021г.

  • Анонимно
    17.05.2020 09:48

    Явление резонанса изучал и Никола Тесла,а вот насчет исследований по инфразвуку до 5-6 Гц мало пишется.

    • Анонимно
      17.05.2020 09:58

      В огороде - бузина, а в Нью-Йорке - Тесла! Исследования Н. Тесла от ЭПР так же далеки, как и от создания электромобиля.

  • Анонимно
    17.05.2020 09:56

    Спасибо,что вспомили о выдающемся ученыом, тем более с безупречной моральной репутацией, что особенно необходимо
    ,на фоне разного рода "дьяконовщины". Надеюсь БО, напомнит еще о двух лицах такого же уровня, выходцах из татарстанских сел : Первом президенте АНТ М.Х.Хасанове и основателе советской микроэлектроники, академике РАН К.А.Валиеве. Оба могли бы отметить 90- летие, первый в июне этого года,второй в январе 2021г.

  • Анонимно
    17.05.2020 10:17

    Интересно.
    Спасибо.

    Да, энтузиазм - от трудового физического до научного творческого - любили эксплуатировать марксисты-ленинцы.
    На том и держался СССР - закончился энтузиазм, исчез СССР.

  • Анонимно
    17.05.2020 11:36

    ЭПР изменил мир! Многих просто спас (томография). И очень приятно, что честь открытия ЭПР и дальнейшего развития исследований принадлежит казанским ученым.
    Казань - это вообще научный город, с сильными научными школами!

    • Анонимно
      17.05.2020 12:05

      Вот только упорные попытки Казанского ФИЗТЕХа собрать прототип нормального серийного томографа для медиков потерпели фиаско: в нашей стране путь от теории к практике быстро и эффективно всегда преодолевали лишь для различных видов оружия - от АКМ до гиперзвуковых ракет, если они, конечно, есть.

    • Анонимно
      17.05.2020 12:21

      "Научные школы" остались, а физики и химики почему-то перевелись.
      Интересно, почему?

      Зато постоянно судят профессорские банды и не только в Казани, а по всей РФ.
      Опять интересно, почему?

      Почему ныне научные дети и внуки профессора Гарифьянова отказываются работать "за энтузиазм"?

      Может в советское время профессора вовсе и не "за энтузиазм" работали?

      • Анонимно
        17.05.2020 12:39

        Н.С. Гарифьянову посчастливилось застать самое счастливое время в советской науке, когда наиболее престижной и удачной профессией была должность профессора или старшего научного сотрудника, чья зарплата в 2-4 раза превышала среднюю в СССР.

  • Анонимно
    17.05.2020 12:33

    Горжусь моим легендарным дядей Нургаязом! Очень жаль, что такие люди рано уходят! Человек с большой буквы, добрейшей души, волевой , скромный и честный, с огромным потенциалом ученый-физик, участник ВОВ! Прожил всего 50 лет, а оставил такое наследие!Спасибо , прекрасная статья!
    Гарифьянова Диана, г. Казань.

    • Анонимно
      17.05.2020 14:03

      Уважаемая Диана.Уверен,что крома гордости за легендарного дядю и сами, что то полезное сделали для общества. К вам это не относится,но всегда есть кучка существ,о которых написали: Мы не пашем, не сеем ,не стороим.А гордимся общественным строем.

      • Анонимно
        17.05.2020 17:24

        Не совсем поняла Вашу точку зрения относительно моего вклада в жизнь общества. Если интересно, то я -врач со стажем более 30 лет. Думаю, что польза от меня все же есть.
        А что касается " кучки", то она все же могучая☝️. У нас есть примеры для подражания!

        • Анонимно
          17.05.2020 19:13

          Диана. Не надо кокетничать в "непонимайку".Написал,что уверен в вашем вкладе, надо было поблагодарить за уверенность и назвать свой стаж и не более того.

        • Анонимно
          17.05.2020 20:42

          Большая просьба сходить на мазарки к могиле профессора Гарифьянова, у могилы растёт очень старое дерево в два обхвата и оно начинает подгнивать, рядом уже падали деревья и разбивали памятники, так было задето надгробие С. Сайдашева, надо с этим старым деревом что-то делать, обратите внимание, иначе оно запросто упадёт на мраморный памятник профессора, будет очень жалко.

          • Анонимно
            17.05.2020 21:33

            А на какой аллее могила Гарифьянова?

            • Анонимно
              18.05.2020 11:10

              15 аллея справа при движении на выход в сторону макоронки.

          • Анонимно
            18.05.2020 16:21

            А кладбище то до сих пор не охраняется после извесного нападения?

    • Анонимно
      18.05.2020 16:19

      С такими родственниками есть, что помнить.

  • Анонимно
    17.05.2020 13:04

    //15 мая исполнилось 100 лет со дня рождения знаменитого казанского физика Нургаяза Гарифьянова, чьим именем названа улица в Казани//

    Статья об улице Гарифьянова на Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0_%D0%93%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%84%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0_(%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8C)

  • Булгарин
    17.05.2020 14:01

    Хотелось бы развести тут две темы, иначе получается некая путаница, которая начала проявляться в комментариях. В первую очередь это связано с томографом и с вопросом о применении ЭПР. Просто надо иметь в виду, а в статье об этом не сказано, что есть ЭПР – электронный парамагнитный резонанс, а есть ЯМР – ядерный магнитный резонанс. Так вот они имеют нечто общее только как магнитный резонанс, а вот далее уже идут различия. И тут надо сразу отметить, что томограф построен на явлении ЯМР, а не ЭПР. И потому, когда начинают рассуждать про то, что у наших физиков не получилось построить томограф, надо это иметь в виду. Хотя, думаю, при нормальной организации науки и это было бы под силу. У ЭПР есть своя область, где его довольно успешно применяют. И еще, все же надо иметь в виду, что ЭПР – это явление, которое в первую очередь подходит для исследовательских задач. Это в первую очередь инструмент науки, а не прибор, которым надо оснащать промышленные предприятия. И чем мощнее и надежней этот инструмент, тем больше научных знаний он способен обеспечить. И в первую очередь для тех, кто занимается физикой твердого тела, изучением кристаллических полей в твердых телах, структурой их, парамагнитными включениями в них. Все это дает уникальные знания в этой области, а уж потом эти знания могут помочь в исследованиях и в последующем практическом использовании, например, в микроэлектронике, да, просто в самых различных направлениях, их даже сложно все охватить и перечислить настолько все многообразно. Или такой пример, исследования в области фотосинтеза, где существуют свободные радикалы с неспаренными электронами в них. Это изучение процессов, которые происходят при фотосинтезе, а затем попытка перенести эти процессы уже в реальные технологии. Кстати, все эти исследования проходят и в Казани. О них мог бы рассказать К.М. Салихов. Без ЭПР все это было бы невозможно. Это еще одно очень мощное направление использования ЭПР в исследованиях протекания химических реакций там, где есть свободные радикалы.

    • Анонимно
      17.05.2020 14:17

      Дело не в "нормальной организации науки", а в крайне слабой связи советской фундаментальной науки с приборостроением. Займитесь своим ликбезом и найдите в "Науке и жизни" примерно 2-х летней давности отличную статью о том, почему в СССР так и не удалось наладить серийное производство ЭПР-спектрометров, которые могли бы конкурировать с западными.

      • Анонимно
        17.05.2020 16:38

        «Наука и жизнь» №12, 2016.
        От открытия — к производству. Драма магнитного резонанса. В. Птушенко.

      • Булгарин
        17.05.2020 16:57

        ТОварищ, я эту проблему изнутри знаю. Не надо тут ля-ля гнать. Вам же прочел тут лекцию, значит еще не дошло, видать совсем бестолковый, надо уж тогда лекбес устраивать.

        • Анонимно
          17.05.2020 17:13

          Не надо считать себя всезнайкой, тем более, что Ваши размышления об ЭПР полны ошибок и дилетантства: эффективность ЭПР для физики твёрдого тела осталась в прошлом - в 50-80-х гг. прошлого века. В последние 3 десятилетия для изучения кристаллов, как правило, применяются новые, более информативные методы, и количество научных статей в данной области значительно уступает исследованиям с применением метода ЭПР в химии и биологии. Лекции Ваши читайте внукам и правнукам, в актуальной науке Вы разбираетесь, как нарком Ворошилов в ракетно-ядерном оружии.

          • Булгарин
            17.05.2020 17:33

            Может почитайте внимательней, а если не можете, то попейте риталин, у вас явные признаки СДВГ.

            • Анонимно
              17.05.2020 17:35

              Я так и понял, что никаких аргументов у Вас нет. Хамство - не довод!

              • Булгарин
                17.05.2020 17:45

                Так какие вам аргументы нужны. То что ЭПР используют для исследований в физике твердого тела - это аксиома, а то что его используют и в исследованиях, как уже привел пример химических реакций и процессов в фотосинтезе, так вы видимо, мало что знаете и об этом. Да и в исследованиях химических процессов с участием свободных радикалов тоже врожде написал. Так какие аргументы вы ждете. То что диагноз вам поставил - СДВГ, ну это вам видней. Можете обратиться к более сведущему в этой области врачу, может что другое посоветует принимать.

                • Анонимно
                  17.05.2020 19:51

                  Аноним "Булгарин", Вы просто хам.
                  Вы пыьаетесь оскорбить, обидеть, нахамить всем, кто не согласен с Вашей точкой зрения - это свидетельство крайне низкого уровня Вашего интеллекта.

                  Вы знаете "всё" и всех всему учите - Вы, "Булгарин" просто смешны.

                  • Булгарин
                    17.05.2020 21:20

                    Простите, тут вроде вы постоянно пишите под моими комментами всякую чушь и считаете это как нечто не согласное с тем, что я написал. Да, еще про уровень интеллекта рассуждаете, давая ей оценку. Смешно, ей богу!

                    • Анонимно
                      17.05.2020 21:32

                      Вам пишут несколько разных людей, но если Вы даже этого не поняли, то это реально отражает Ваш IQ. Кстати, фразу из Вашего первого предложения правильно надо было написать так:
                      "Вы постоянно пишЕте".
                      Ваш вариант:
                      "вы постоянно пишите" - это призыв писать Вам постоянно.

                      • Булгарин
                        17.05.2020 21:50

                        21:32 Простите, не знал, что тут общаюсь с учителем русского языка, который будет выискивать ошибки в моем тексте. Писал бы внимательней и перечитывал то, что написал в поиске ошибок. Вот ведь, какой прокол!!!

                        • Анонимно
                          17.05.2020 22:33

                          А вы что, мимикрируете в зависимости от того кто ваш собеседник? На феню, как, быстро переключаетесь? ))) Вообще-то, смущают конечно эти постоянные ваши ляпы, типа "лекбес", или "может почитайте" (см. выше). Такая нестабильность в изложении мысли, как, впрочем, и всеядность ваших суждений, не могут быть показателем высокого профессионализма. Ничего личного.

                      • Булгарин
                        17.05.2020 21:51

                        Да, еще. Дураки у меня все на одно лицо, так что еще раз простите, что не различаю вас.

      • Булгарин
        17.05.2020 17:00

        И еще. Нормальная организация науки и есть хорошая связь как с приборостроением, так и просто с промышленностью. Или до вас и это не доходит? Ну, тогда вам и лекбес не поможет.

        • Анонимно
          17.05.2020 17:20

          17:00 "Нормальная организация науки" и связь науки с производством - две принципиально разные сферы. В СССР была отлично организована фундаментальная наука, но всё промышленное производство было нацелено на прикладную, оборонную науку, в которую исследования по ЭПР, за очень редким исключением, не попадали.

          • Булгарин
            17.05.2020 18:21

            Что все постоянно несете тут "пургу", а на меня валят. Причем тут организация фундаментальной науки. Речь идет вообще об организации науки. До вас доходит? Или все же свой диагноз подтвреждаете?

            • Анонимно
              17.05.2020 19:24

              Наука, как, вероятно, Вам неведомо, делится на фундаментальную и прикладную. Те ведомства в СССР, которые должны были наладить выпуск серийных ЭПР-спектрометров, были порой настолько далеки от любой науки, что из-за многочисленных бюрократических преград, столь свойственных социалистической экономике, они так и не смогли создать нечто близкое по качеству и эффективности к продукции таких западных фирм, как Thomson, JEOL или Bruker. Поэтому и возник когнитивный диссонанс: казанские учёные, работавшие на родине ЭПР и выполнявшие исследования по мирового уровня, были вынуждены работать либо на самодельных, либо на импортных установках.

              • Булгарин
                17.05.2020 19:41

                Идиот, больше сказать нечего. Вы опять несете чушь. Причем тут разделение на прикладную и фундламентальную науку. Речь идет вообще о науке и ее организации. Это у вас в примитивном мозгу все делится, и не знаете на чем остановится. Вам не надо изобретать велосипед, просто посмотрите как организована наука в тех же западных странах, да, в той же Германии, США, Японии. Нет там такого деления. Фундаментальная наука развивается в университетах и больших специализированных научных центрах. Нет там академии с его институтами и академиками, которые получают огромные деньги только потому что академики. Там все по другому. Организация науки, именно науки, досталась России от совков, а там наука была организована по принципу большого такого министерства, где заводами являлись академические институты, а само министерство с различными главками была и сейчас есть АН СССР. За каждым направлением был закреплен академик. Ну в роли зам. министра. И это министерство (АН СССР) всегда соперничала за ресурсы с другими министерствами. И они, чтобы не зависить от министерства науки сами организовывали некие институты, которые вы тут называете прикладными. Да, они были. И их взаимодействие с АН было минимальным, так как принадлежали к другим министерствам. Вот примерно такая вот организация науки была, да и по сей день остается. Может только вот прикладные институты или их еще называли отраслевыми поисчезали. Так что сегодня вообще не очень понятно как все взаимодействует. Скорее так как это делают в Сколково, в Сбербанке и т.д.

                • Анонимно
                  17.05.2020 20:23

                  19:41 Очень трудно спорить со старым человеком, у которого поток сознания опережает мысль. Прикладные институты АН СССР с 60-х-70-х гг. прошлого века так и не смогли договориться с советским военным ведомством, от которого зависело разрешение на взаимовыгодное сотрудничество советских учёных с западными фирмами с целью использования в своих разработках новых методов сбора и обработки данных эксперимента, по которым СССР начал тогда серьёзно отставать. Без этого так и не удалось наладить выпуск отечественных качественных томографов и ЭПР-спектрометров. Другими словами, имея отличные достижения в области фундаментальной науки по развитию методов магнитного резонанса, советские учёные не смогли организовать промышленный выпуск соответствующих установок для прикладных целей. Сравнивать же институты АН СССР с теми, что выживают сейчас из последних сил на их руинах в РАН, занятие бесполезное и неблагодарное. Однако ещё больший урон в последние 30 лет понесло отечественное приборостроение: как показали недавние события, оно сейчас не в состоянии изготовить даже относительно примитивные, но безопасные ИВЛ.

                  • Булгарин
                    17.05.2020 20:52

                    "Очень трудно спорить со старым человеком, у которого поток сознания опережает мысль." Ну, как тут не хамить. Потом читаю то, что написана далее. Может все же напряжете свое внимание. Или по совету примете, что-то от СДВГ. Вроде о том же написал, что при совках были разные министерства, в том числе и министерство науки, которые не могли между собой договорится. Вроде тут о том же пишите, но с каким-то ампломбом всезнайки. Остается опять назвать вас тем, кем уже многократно называл. Но вы считаете это за хамство, а я вроде как за диагноз вам.

                    • Анонимно
                      17.05.2020 21:25

                      Вы настолько безграмотно пишете по-русски и настолько путано излагаете свои мысли, что возникают серьёзные сомнения в уровне и качестве Вашего образования. Постоянный Ваш переход на оскорбления дополнительно убеждает и в серьёзных недостатках Вашего воспитания. До ответных ругательств опускатЬся не собираюсь, но советую Вам на склоне лет изучить, наконец, правила написания глаголов в 3 лице и в неопределённой их форме, которые преподают в 5 классе средней школы. Вынужден Вас удивитЬ, но в СССР, наряду с АН СССР, не было никакого "министерства науки", а только Государственный комитет СССР по науке и технике (ГКНТ СССР) и Министерство высшего и среднего специального образования СССР (Минвуз СССР). Однако договоритЬся все эти учреждения и ведомства по обсуждаемой теме не смогли с Министерством приборостроения, средств автоматизации и систем управления СССР и с Минобороны СССР. Учиться никогда не поздно - "науки юношей питают, отраду старым подают!"

                      • Булгарин
                        17.05.2020 21:40

                        21:25 Идиот, понимаю, что сложно понять нечто большое, чем позволяют ваши мозги. Простите, ради бога, когда пытаюсь немного писать более абстрактно, когда под министерством понимаю саму АН СССР. Видимо, тут уж наступает предел вашему понимаю. Так может не стоит вам вникать в то, что пишу. Пропускайте, видимо, не для вашего интеллекта.

    • Анонимно
      17.05.2020 16:34

      Татарин Злой
      Вот приятно и познавательно Вас читать, когда Вы пишете о науке и технике.
      Но когда пишете на общественно- политические темы, зачастую «несёте такую пургу»(с), что прямо рука-лицо. Ещё раз повторяю, не всегда, но часто...

      • Булгарин
        17.05.2020 17:10

        Может и согласился бы с вами, что несу пургу, но вот жизнь то показывает обратное. Это вы согласны жить при такой общественно-политической системе, а я нет, потому и возникает такое ощущение, что несу пургу. Конечно, дело ваше, если вас большинство и вы готовы принимать все как есть. И уверен, что реально Путина поддерживают более 80% населения, его политику, его мысли, его способ управления государством. А остальные 20% может не на прямую поддерживают, но многое. Во всяком случае, лет так 15 назад, хлопали в ладоши и кричали "Браво!" многие такие как вы. Только вот что будет через год, через два, не говоря про пять и десять лет. Думаю, моя пурга многим покажется уже как откровение.

        • Анонимно
          17.05.2020 17:26

          Если Вы, Булгарин, несёте пургу из Германии, это совершенно не означает, что Вы лучше нас разбираетесь в реальной ситуации в России. Не надо мнить себя Герценом и Огарёвым в одном лице, а если уж и прислушиваться к эмигрантам, то намного интереснее к таким из Вас, как Ходорковский или Акунин.

          • Булгарин
            17.05.2020 17:38

            Это дело вашего вкуса. И у них своя цель, у меня несколько иные причины писать тут, нести, как вы пишите, "пургу".

      • Булгарин
        17.05.2020 17:36

        Да, еще. Этой общественно-политической системой управляют люди, которые даже работу на стройке не смогли бы выполнять, да им даже кирпичи носить не доверил бы. Или разобьют, или украдут. В этом проблема. Да и народ им под стать. С лишней хромосомой.

        • Анонимно
          18.05.2020 09:11

          До расистских оскорблений скатился наш бывший соотечественник из Германии с "псевдонимом" "БУЛГАРИН".

          Советский народ дал "БУЛГАРИНУ" возможность получить высшее образование, а в ответ хамство, злоба и ненависть.

          • Булгарин
            18.05.2020 10:07

            Если честно, читая ответные комментарии, у меня возникает мысль, а с адекватными ли тут людьми переписываюсь? Может в палатах уже интернет провели и в качестве лечебного средства используют. Ту припели и расизм, да про то, совки дали мне образование тоже вспомнили. Видать крепко задело по голове.

            • Анонимно
              18.05.2020 10:08

              „Дурак думает, что он мудр, но мудрец знает, что он дурак.“
              — Уильям Шекспир

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль