Бизнес о COVID-19 
20.05.2020

Руслан Сагидуллин, «Орион-Вендинг»: «Потеряли порядка 90% выручки за время самоизоляции»

«Коронакризис» и бизнес: вендинговый бизнесмен о нулевом спросе на аппараты, взвинченных ценах на ингредиенты и тараканах в кофемашинах

«После открытия точек будет падение спроса: у простых людей нет денег», — уверен директор казанской сети торговых аппаратов и их сервисного центра Руслан Сагидуллин. По его прогнозам, экономический кризис еще не наступил, ситуация станет катастрофичной осенью. Треть точек бизнесмена с кофе и снеками простаивает, сервис заглох, сотрудники сидят на окладе, а аренду нужно платить. О том, помогают ли меры Путина и как выжить в «несезон», — в материале «БИЗНЕС Online».

Сагидуллин называет Казань одним из немногих городов страны, где лидирующие позиции занимают не федеральные компании, а местные, оттого конкуренция в вендинговом бизнесе высокая Сагидуллин называет Казань одним из немногих городов страны, где лидирующие позиции занимают не федеральные компании, а местные, оттого конкуренция в вендинговом бизнесе высокая

О ГЕРОЕ

Руслан Сагидуллин — 36-летний директор вендинговой компании, работающей под брендом «Орион-Вендинг». В эту сферу он пришел в 2012 году, покинув автобизнес. Начинал с четырех аппаратов и кредита, а сейчас у предпринимателя более 200 точек по продаже кофе, напитков и снеков — он входит в тройку крупнейших игроков в Татарстане. Аппараты расположены в Казани, Зеленодольске и Иннополисе — на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, в аэропорту, здании аэроэкспресса, на различных предприятиях. Фирма занимается продажей самих автоматов, кофемашин и их сервисным обслуживанием. Сам Сагидуллин называет Казань одним из немногих городов страны, где лидирующие позиции занимают не федеральные компании, а местные, оттого конкуренция в вендинговом бизнесе высокая.

«Вопрос о выживании для нас не стоит. Вопрос в том, что мы работаем в ноль или в небольшой убыток. Мы, слава богу, практически не закредитованы» «Вопрос о выживании для нас не стоит. Проблема в том, что мы работаем в ноль или небольшой убыток. Мы, слава богу, практически не закредитованы»

НАСКОЛЬКО ТЯЖЕЛО КРИЗИС УДАРИЛ ПО ВАШЕЙ КОМПАНИИ?

  • Фактически мы потеряли порядка 90% выручки за время самоизоляции. Бо́льшая часть точек была либо закрыта, либо практически там не шло никакой деятельности. То есть формально, например, точка работает в метрополитене, а проходимости никакой нет. Люди же почти никуда не ездили, не ходили. В торговых центрах сейчас нет аппаратов, мы в «Савиново» сняли последний ввиду низкой рентабельности и высокой стоимости аренды.
  • Сейчас у нас начинается «несезон», одно на другое накладывается. Из 200 точек полностью не работает 30–40%, может быть, даже больше. Многие спортивные объекты и учебные заведения ведь не открылись. Подойти к аппарату, допустим, можно, но там нет вообще никого. Занимаемся вендингом 9-й год, и на моей памяти в другом бизнесе был и 2008-й, 2014-й прошел, но такого формата кризиса еще не было.
  • Мы бо́льшую часть времени не работали, сотрудники находились дома, но зарплату мы им выдали в полном объеме без премиальной части. От выручки компании формируется премиальная часть, они фактически получали оклад, но в полном объеме, это существенно больше, чем минимальная зарплата. Сейчас в штате около 10 человек.
  • Никого не сократили, не уволили, на 100% все места рабочие сохранили, но в зарплате люди все потеряли. Я как руководитель без зарплаты практически, работникам мы старались сохранить по максимуму.
  • Продажи автоматов полностью встали, их нет. После 2014 года, когда евро вырос в 2 раза, продажи упали очень сильно и до сих пор не восстановились. Тогда если аппарат стоил, условно, 150 тыс. рублей, то сейчас — 300 тысяч. Автоматы у нас в основном производства Италии и Испании. Из-за роста курса евро в марте стоимость аппаратов выросла на 20%. Спрос на них сейчас близок к нулю.
  • Выросла и цена всех ингредиентов, которые закупаем. Мы одни из немногих, кто работает на европейском сырье, а не на российском, потому что оно низкого качества. Бо́льшая часть компаний сейчас перешла на российское. Оно, по сути, китайское, но расфасовывается в России. Проблем с закупкой же из-за самоизоляции не возникло, мы были готовы к этому и предвидели развитие ситуации.
  • Мы также занимаемся сервисным обслуживанием автоматов и кофемашин, их профессиональной мойкой. Но рестораны и кафе сейчас закрыты, поэтому там нет заказов.
  • Многие сейчас экономят на обслуживании аппаратов и кофемашин, а их нужно регулярно обслуживать. За время работы мы насмотрелись таких ужасов, что я сейчас в некоторых ресторанах кофе никогда не пью — гигиены там нет никакой, там может быть и плесень, и кое-что похуже. Самый страшный наш случай — мы обнаружили в кофемашине какого-то червяка в несколько сантиметров, сушеную мышь, тараканов регулярно находим. Я сейчас только чай в ресторанах пью. Мы в своей компании 2 раза в неделю каждый аппарат моем, промываем, это регламент. Только единицы так делают, в основном крупные компании.

«В целом мы считаем, что все делаем правильно, просто надо потерпеть. У нас нет каких-то шикарных зарплат, офисов, расходов,  которые надо резать, мы их давно порезали, с самого начала» «В целом мы считаем, что все делаем правильно, просто надо потерпеть. У нас нет каких-то шикарных зарплат, офисов, расходов, которые надо сокращать, мы их давно порезали, с самого начала»

ЧТО ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ ДЕЛАТЬ?

  • Вопрос о выживании для нас не стоит. Проблема в том, что мы работаем в ноль или небольшой убыток. Мы, слава богу, практически не закредитованы. Большое количество компаний, которые сильно закредитованы, жили не по средствам, совершали управленческие ошибки — они либо полностью уйдут с рынка, либо серьезно пострадают.
  • В целом мы считаем, что все делаем правильно, просто надо потерпеть. У нас нет каких-то шикарных зарплат, офисов, расходов, которые надо сокращать, мы их давно порезали, с самого начала. Возможно, что-то и выиграем, если все будет развиваться, как мы прогнозируем. Рассчитываем принадлежать к эффективным компаниям.

ПОМОГУТ ЛИ ВАМ МЕРЫ ПУТИНА И ПРАВИТЕЛЬСТВА?

  • Мы изначально находились в списке пострадавших отраслей, потому что по ОКВЭД у нас было «общественное питание». Самое полезное пока, что сделали, — отсрочка по налогам. Единственное, у нас отсутствует полное понимание, как это станет работать. Налоги надо было заплатить до 30 марта, и как раз объявили «нерабочие дни», мы налоги не оплатили и вроде как подходим под эту отсрочку. Но четкого разъяснения, когда и как платить, что с этим делать, —  нет. Бухгалтер в налоговой не может ничего выяснить, налоговая ссылается на свой сайт, а на нем внятных разъяснений мы пока не видели.
  • До конца мая был мораторий на налоговые проверки и блокировки счета, но ничто не мешает, чтобы 1 июня нам заблокировали счет. Заявление на отсрочку мы отправили, а как дальше — непонятно. Было бы неплохо списать какую-то часть налогов. Если же дадут отсрочку, потом ведь станет надо платить. А это только начало кризиса.
  • Арендная часть — самая большая из расходов. С отдельными арендодателями удалось договориться о скидке. Самые адекватные пока дали нам скидку 85%, надо им сказать спасибо, но это единицы. В Казани одна из самых высоких арендных плат за вендинговое оборудование, выше, наверное, только в Москве.
  • Самыми несговорчивыми в данной ситуации оказались госкомпании, которые вроде бы должны были  оказать нам поддержку, исходя из ряда выступлений первых лиц нашего государства. Они сделали даже не отсрочку, а рассрочку. Например, за аренду за данные месяцы мы будем платить частями через какое-то то время, через 3–5 месяцев. Но эти же деньги все равно надо потом им заплатить. А фактически мы не осуществляли никакой деятельности, теряли средства, а аренда — рыночная и очень даже не дешевая. Самая дорогая на моей памяти была на торгах 65 тыс. рублей за 1 кв. метр. В 90% случаях все идет через торги.

«После открытия точек не будет все, как прежде. Первое: у простых людей нет денег. Второе: потребительские привычки населения изменятся —  правило никуда не ходить, не тратить»

ВАШ ПРОГНОЗ ПО СИТУАЦИИ

  • После открытия точек не будет все, как прежде. Первое: у простых людей нет денег, назовем вещи своими именами. Даже про обещанную поддержку, о которой много говорится, — я еще мало знаю людей, которые реально что-то получили. Будет падение спроса. Второе: потребительские привычки населения изменятся —  правило сидеть дома, никуда не ходить, не тратить.
  • Мало кто понимает, что экономические последствия появятся намного позже. Если не предпринимать мер, падение экономики станет катастрофическим, такого не было никогда с 90-х. ВВП по итогам этого года упадет на 5–7%, будут вычеркнуты последние лет пять из деятельности всех компаний и страны.

ВАШ СОВЕТ ДРУГИМ БИЗНЕСМЕНАМ, ОКАЗАВШИМСЯ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ

  • Не совершать поспешных решений и не тратить глупо деньги. Потому что у кого есть средства, в этой ситуации проживут дольше. Уже ряд знакомых продают бизнесы, кто-то обанкротился, а ведь буквально два месяца прошло. Надо понимать, что это только начало. Даже кризиса еще не было и чисто экономических последствий. Настоящие проблемы начнутся осенью или чуть позже.
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (9) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    20.05.2020 08:57

    Вам и так списали налоги за 2 квартал, как раз когда вы не работали, но зарплату должны были заплатить. Ну дали вам 12 с копейками, это как раз должно уйти в ПФР в виде взносов. Ну а зп из своего кармана выплачивай. Короче поддержка такая, какой нигде в мире нет. Одной рукой даем, а двумя забираем!

  • Анонимно
    20.05.2020 09:46

    Так у большинства компаний ни отсрочки по налогам, ни возможности компенсировать МРОТ нет, т.к. ОКВЭД не проходит. А по факту 2 месяца просидели дома -продаж не было, но зарплату сотрудникам, налоги, аренду, охрану, телефонию все оплатить необходимо. Очень тяжело.

  • Анонимно
    20.05.2020 10:05

    "Кофе с собой" был искусственно раскрученным бизнес- пузырём в РФ. В кризис сначала лопаются пузыри.

  • Анонимно
    20.05.2020 10:22

    Хорошо ,что пришел кризис .В нашем доме УК без разрешения собственников установила все не динговый аппарат аренду брало себе ,а счёт за электроэнергию выставляло жильцам.Никакие жалобы не помогали .Лишь с приходом кризиса аппарат увезли .

  • Анонимно
    20.05.2020 11:34

    на поезд из казани до симферополя билетов нет даже в августе. а стоимость у них не маленькая 4900 плацкарт. значить есть деньги у людей. все нормально будет.

    • Анонимно
      20.05.2020 14:20

      Коронавирус экспресс, потом на отдыхе переболевшие, довольные, домой едем, красота!

    • Анонимно
      20.05.2020 14:20

      Коронавирус экспресс, потом на отдыхе переболевшие, довольные, домой едем, красота!

  • Анонимно
    20.05.2020 17:25

    Дело говорит: рассчитывай на лучшее, готовься к худшему. А кофемашины промывать святая обязанность, у меня дома стоит и то промываю))

  • Анонимно
    20.05.2020 22:05

    Про чистку два раза в неделю аппарата насвистел конечно. У нас в организации стоит ваш аппарат. Никто его два раза в неделю не моет, в месяц раз моют. И цены снизьте, пить будут больше, возьмете оборотом. У нас зарплаты неплохие, но все же 37 рублей за 100 мл кофе из аппарата - это много. 25 рублей - норм.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль