Общество 
23.05.2020

Иван Грачев: «Они кричат: «Нет, ты скажи, гад этакий, как прожить на 5 тысяч рублей?!»

К 30 миллионам нищих россиян эпидемия добавит еще до 2,5 миллиона. Где смогут найти работу те, кто ее лишится или уже лишился?

Какие отрасли экономики совершенно точно будут испытывать из-за «коронакризиса» проблемы, а какие, наоборот, воспрянут — анализирует экс-депутат Госдумы РФ, доктор экономических наук, главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Иван Грачев. Он считает, что молодым людям вряд ли сегодня стоит идти в политику, а у тех, кто имеет хорошее образование — математическое, физическое, естественнонаучное, — проблем из-за безработицы будет меньше.

Иван Грачев: «Сегодня высказывают довольно много замечаний, что если мы людям даем деньги — а я говорил, что порядка 7-8 трлн рублей можно задействовать в антикризисных программах — то это вызовет бешеную инфляцию» Иван Грачев: «Сегодня высказывают довольно много замечаний, что если мы людям даем деньги — а я говорил, что порядка 7–8 трлн рублей можно задействовать в антикризисных программах, — то это вызовет бешеную инфляцию» Фото: «БИЗНЕС Online»

«НАДЕЮСЬ, РОССИЯ ВЫЙДЕТ В КОНЦЕ МАЯ НА УСТОЙЧИВОЕ ПРЕВЫШЕНИЕ ЧИСЛА ВЫЗДОРОВЕВШИХ НАД ЧИСЛОМ ЗАБОЛЕВШИХ»

Начну с частной истории. Сегодня высказывают довольно много замечаний, что если мы людям даем деньги — а я говорил, что порядка 7–8 трлн рублей можно задействовать в антикризисных программах, — то это вызовет бешеную инфляцию. Это такое классическое либерал-фундаменталистское утверждение. Но на самом деле советую провести очень простой мысленный эксперимент. Представьте себе, что в стране на три месяца остановились предприятия, которые производили нужную людям продукцию. И зарплата работникам не платится. А у правительства есть в запасе большие доллары и рубли, которых гораздо больше, чем те самые 7–8 триллионов. Это значит, что на доллары можно купить товары, например, в Китае или еще где-то, и одновременно по 60 тыс. рублей раздать людям вместо недополученной зарплаты. Достаточно очевидно: если сделать это сбалансированно, никакой дополнительной инфляции не произойдет. Я к тому, что если правильно, разумно реализовывать эти 7–8 трлн, то никакой значимой инфляции в стране не случится.

О том, что еще для меня безусловно важно. Москва с 7 по 19 мая действительно вышла на пик, 7 мая был первый день, когда число выписанных оказалось больше, чем число размещенных на больничных койках, а 19 мая эта тенденция стала устойчивой — уже порядка 3 тыс. заболевших и где-то 5 тыс.  выздоровевших. Это значит, пик был примерно таким, как я и оценивал в варианте средне-бездарного управления эпидемией плюс день толпы в московском метро. В максимуме число заболевших в столице вышло на 115 тыс. — у меня по прогнозу ожидалось где-то 120 тыс., то есть оценка того, что будет в Москве происходить, была очень точная. Думаю, что и дальше пойдет примерно по тому графику, который я публиковал в «БИЗНЕС Online». Надеюсь, и Россия примерно так, как я и просчитывал, выйдет на устойчивое превышение числа выздоровевших над числом заболевших в последнюю неделю мая.

Что касается прогноза по ценам на нефть, они тоже идут примерно так, как я прогнозировал.

«Реально медиков в стране заведомо больше миллиона. И на том же совещании называлась цифра, сколько было выделено денег на эти выплаты — 52 млрд рублей» «Реально медиков в стране заведомо больше миллиона. И на том же совещании называлась цифра 52 млрд рублей — столько было выделено денег на выплаты медработникам» Фото: «БИЗНЕС Online»

НАВЫКА БЫСТРО И УВЕРЕННО ОЦЕНИВАТЬ СИТУАЦИЮ, К СОЖАЛЕНИЮ, У НАШИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НЕТ. И НЕ ТОЛЬКО У НАШИХ

Все это позволяет мне и, надеюсь, моим читателям, еще раз убедиться, что оценивать и считать я все-таки умею — в отличие от многих европейских руководителей. Думаю, что я умею оценивать, потому что получил хорошее образование на физфаке Казанского университета плюс к каким-то исходным данным. Настоящее, хорошее образование. В этом плане то, что большинство стран, в том числе и с демократически избранными руководителями, а иногда и с авторитарными, прошло эту эпидемию бездарно, на мой взгляд, как раз показывает, что подавляющее большинство этих руководителей хорошего образования не имеют и оценивать ситуацию они тоже не умеют. В этом смысле мне просто резануло слух на одном из недавних совещаний, когда Путин говорил, что всего 56 тыс. медиков получили обещанные им деньги, и что это примерно половина от того, что нужно.

Но любому человеку, который умеет считать и оценивать, эта цифра сразу режет мозги. Потому что такого просто быть не может! Реально медиков в стране заведомо больше миллиона. И на том же совещании называлась цифра 52 млрд рублей — столько было выделено денег на выплаты медработникам. Ну поделим на 50 тыс. и тоже получим цифру — примерно миллион. То есть ясно, что в программе должно было обеспечиваться деньгами порядка миллиона, а скорее, и полтора миллиона медицинских работников. Но это означает, что, в силу другого образования, как раз навыка быстро и уверенно оценивать, кто говорит правильно, кто неправильно, кого надо поддерживать в части управления этой эпидемией, а кого не надо, к сожалению, нет ни у наших руководителей, ни у руководителей подавляющего большинства даже демократических стран.

после эпидемии в мире обязательно будут какие-то изменения. Сейчас идет много дискуссий на эту тему — о том, кардинально изменится мир или не кардинально После эпидемии в мире обязательно будут какие-то изменения. Сейчас идет много дискуссий на эту тему — о том, кардинально изменится мир или не кардинально Фото: «БИЗНЕС Online»

А ЕСЛИ БЫ СМЕРТНОСТЬ ОТ КОРОНАВИРУСА ДОХОДИЛА ДО УРОВНЯ ВИРУСА ЭБОЛА, СО СРЕДНЕЙ ЛЕТАЛЬНОСТЬЮ В 50%?

Это, вообще говоря, означает, что после эпидемии в мире обязательно будут какие-то изменения. Сейчас идет много дискуссий на эту тему — о том, кардинально изменится мир или не кардинально. Не думаю, что все же первое: некоторые тенденции, которые так или иначе уже имели место, продолжатся. Тем не менее понять, в том числе и с точки зрения личной судьбы, как дальше будет изменяться мир, как дальше будет изменяться наша страна, на мой взгляд, важно. И здесь, опять-таки, как меня учили на физфаке Казанского университета, все равно надо начинать с каких-то аксиом. Любая наука начинается с неких аксиоматических утверждений. Для меня самым важным и в экономике, и в политике, и вообще в оценке жизни является утверждение, которое я приводил в своих публикациях, — что целью жизни, целью деятельности любых живых систем является повышение вероятности выжить. Думаю, это самая фундаментальная аксиома. И в период эпидемии, полагаю, она станет более понятна и читателям, поскольку стала менее абстрактной.

Большинство демократических стран, прежде всего Соединенные Штаты, эпидемию прошли плохо. Чтобы это подчеркнуть и сделать будущие оценки, можно провести тоже мысленный эксперимент: а вот если бы смертность у этого коронавируса доходила до уровня вируса Эбола, вызывающего геморрагическую лихорадку, тяжелую и часто смертельную болезнь? Летальность при ней составляла от 25% до 90%, в среднем — 50%. Стоит только представить себе, что с нынешней эпидемией было бы так же… А исключить это вряд ли возможно. Совершенно очевидно, что развалились бы и Европа, и Соединенные Штаты. Их системы точно не выдержали бы такого удара, побежали бы врачи из больниц, ну и так далее. Думаю, Китай бы справился, что видно по результатам эпидемии коронавируса. Умерло бы там больше граждан, но он бы выдержал, выжил бы. То есть его вероятность выживания существенно выше, чем вероятность выживания многих других стран той же Европы, США. Россия, скорее всего, тоже, поколебавшись, но выжила. Просто роль армии, Шойгу была бы существенно усилена. Очевидно, что сейчас они работали эффективно.

Все-таки довольно затруднительно представить себе, что в тех же Соединенных Штатах человек радуется выбору между Трампом и Байденом, и думает, что это и есть настоящая демократия… Все-таки довольно затруднительно представить себе, что в тех же Соединенных Штатах человек радуется выбору между Трампом и Байденом и думает, что это и есть настоящая демократия… Фото: © Стрингер, РИА «Новости»

ЗАТРУДНИТЕЛЬНО ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЕ, ЧТО В США ЧЕЛОВЕК РАДУЕТСЯ ВЫБОРУ МЕЖДУ ТРАМПОМ И БАЙДЕНОМ

Так что можно сказать, что коронавирус отчасти сделал прививку всему человечеству. И это, несомненно, скажется на дальнейшем развитии и нашей страны, и других — тех, у которых фундаментальная проблема в том, что, как один не сильно любимый мною, но умный человек сказал: «Колеса права вертятся очень медленно, а вирус атакует быстро». Система демократического принятия решений, демократического выдвижения лидеров, которые оказываются совсем не лидерами в критических ситуациях, абсолютно не справляется с тяжелыми задачами типа войны, типа вирусной атаки. А таких задач в ближайшей исторической перспективе, думаю, будет достаточно много.

Это значит, такая система обязательно будет меняться. Полагаю, будет два конкурирующих направления, в разных странах по-разному. Первая тенденция — станет развиваться скрытый электронный тоталитаризм. Вторая — начнет развиваться скоростная электронная демократия. Думаю, она будет не такой, когда все равны при принятии всех решений, а станет делить людей на тех, кто в той или иной области в состоянии что-то оценивать, и тех, кто не в состоянии.

Но другие страны нас, может быть, не так беспокоят. Но важно, что розового града на холме не будет. То есть не возникнет притягательного образа, который появился в СССР на заре перестройки, в начале 90-х, когда появились шансы на демократические преобразования. Все-таки тогда нам этот образ казался и симпатичным, и эффективным. Но, считаю, такого в западных странах не будет у следующих поколений политиков. Все-таки довольно затруднительно представить себе, что в тех же Соединенных Штатах человек радуется выбору между Трампом и Байденом и думает, что это и есть настоящая демократия…

Какие отрасли совершенно точно будут испытывать проблемы? Про малые предприятия я уже говорил — считаю, что примерно треть их обанкротятся. Реально занятых там было порядка 15 млн Какие отрасли совершенно точно будут испытывать проблемы? Про малые предприятия я уже говорил — считаю, что примерно треть их обанкротятся. Реально занятых там было порядка 15 миллионов Фото: «БИЗНЕС Online»

КАКИЕ ОТРАСЛИ СОВЕРШЕННО ТОЧНО БУДУТ ИСПЫТЫВАТЬ ПРОБЛЕМЫ?

Как эпидемия скажется на России? Понятно, что у нас, скорее всего, авторитарные тенденции будут усиливаться. В ближайшие избирательные цикл-два никаких действительно оппозиционных партий не появится. Поэтому для себя лично оцениваю, что, скорее всего, значимые усилия в политике для меня смысла не имеют. Я буду сосредоточен в основном на науке. Наверное, эта оценка в какой-то степени важна и для тех молодых людей, которые будут выбирать между политикой, наукой и так далее.

Дальше про тех россиян, которые потеряют работу. С оценками президента Всемирного банка Дэвида Мэлпаса, что в России будет 60 млн нищих, я, безусловно, не согласен. Думаю, что картинка будет не такая мрачная. В январе 2020-го вице-премьер РФ Татьяна Голикова говорила, что за чертой бедности находятся около 18,5 млн россиян. Допустим, их было вдвое больше, миллионов 30. Думаю, что реально в России действительно бедных порядка трети и среди них максимум половина реально нищие. Это означает, что их где-то 30 миллионов.

Кто к ним добавится? Какие отрасли совершенно точно будут испытывать проблемы? Про малые предприятия я уже говорил — считаю, что примерно треть их обанкротятся. Реально занятых там было порядка 15 миллионов. Другие цифры искусственно завышены — это, на самом деле, скрытые крупные предприятия, замаскированные под систему малых. Соответственно, безработными станут 3–5 млн россиян, и примерно половина из них не смогут в короткие сроки найти другую работу. Порядок величины такой — на 1,5–2,5 млн число нищих в стране, несомненно, увеличится. Не кардинально, но…

Это из серии вопросов, которые практически всегда задают депутату в конце его встречи с избирателями. Обязательно поднимается пенсионер и кричит: «Нет, ты мне скажи, гад ты этакий, как прожить на пять тысяч рублей, на такую пенсию?!» На самом деле, ответа на этот вопрос нет. Таким людям, что бы ты им ни говорил, как бы ни убеждал, что никогда в жизни не голосовал за эту пенсионную реформу, что реально ту власть, которая предложила такую пенсионную реформу, переломить сегодня не можешь — для них это все равно не ответ. И ответить на такие вопросы, по большому счету, ты не можешь. И этим полутора-двум с половиной миллионам людей, которые станут нищими, я ответить тоже не могу. Но попытаться им рассказать, наверное, можно.

Понятно, что будут процветать и люди типа Касперского, владельцы Яндекса и так далее — те, кто расширяют онлайн-бизнес. Большинство сотрудников они перевели на удаленку Понятно, что будут процветать и люди типа Касперского, владельцы «Яндекса» и так далее — те, кто расширяет онлайн-бизнес. Большинство сотрудников они перевели на удаленку Фото: «БИЗНЕС Online»

ОТРАСЛИ, ГДЕ ТОЧНО БУДУТ РАБОЧИЕ МЕСТА

Какие отрасли не проиграют и не потеряют? Я совершенно уверен, поскольку мои прогнозы по нефти в целом оправдываются, что ТЭК, включая и электроэнергетику, и все прочее, по итогам года особо не потеряет. То есть не такие будут потери, чтобы люди средние, которые там работают на зарплату, вдруг стали нищими. Соответственно, и дергаться оснований нет.

Дальше, совершенно уверен, будет в плюсе аграрный сектор России. Ни малейших сомнений нет. Потому что прогнозируемый, в том числе американцами, урожай ожидается высоким. И экспортные цены в этом году будут очень высокими, так как из-за коронавируса европейские и другие западные страны не смогут, и уже не смогли, как следует обработать свои поля. Соответственно, уверен, что цены на экспорт аграрной продукции, повторю, будут высокими. Это означает, что доходы по итогам года будут выше, чем в прошлые годы.

В результате выиграют не только фермеры, но отчасти и малые предприятия. Потому что сейчас продукты стали больше доставлять на дом. В Москве и в Подмосковье есть такая система «Ешь деревенское» — команда, которая объединяет полторы сотни фермеров и локальных производителей. Это на самом деле малое предприятие, которое обеспечивает доставку фермерской продукции на дом. На мой взгляд, это образец правильно устроенного малого предприятия, которое, конечно, очень здорово выиграет по итогам этого года. Будет нанимать и дополнительных курьеров, и тех, кто принимает заявки по телефону и в интернете. Это, собственно, происходит уже сегодня. С ними работают — насколько мелкие фермеры туда пробиваются, не уверен, но крупные и средние совершенно точно работают. Это пример тех, кто не только выживет, но будет процветать в данной ситуации.

Понятно, что благополучие будет сопутствовать и людям типа Евгения Касперского, владельцам «Яндекса» и так далее — тем, кто расширяет онлайн-бизнес. Большинство сотрудников они перевели на «удаленку». Как Касперский в шутку высказался, его сотрудники захватили с работы только кресла, потому что те более удобные. На самом деле, объективно такие фирмы усилят свои позиции. Соответственно, им потребуется больше квалифицированных математиков. Не просто конвейерных программистов (они в Индии в среднем дешевле и лучше), а чтобы более сложные задачи решать, может быть, какие-то криптодела, включая криптовалюту, — ясно, что для этого нужны более квалифицированные специалисты. Они будут востребованы даже больше, чем раньше.

Несомненно, усилится не только фармацевтика как таковая, но и в целом исследования, связанные с человеком, биофизика, биоматематика, биоинформатика, вплоть до лекарств на финише, исследования, связанные с проблемами бессмертия и так далее. Совершенно очевидно, что они будут больше финансироваться. Президент России даже провел на эту тему совещание. Ясно, что в этой сфере потребуются не только исполнители, лаборанты, младшие научные сотрудники, но и люди с идеями.

В части оружия — то же самое. Что характерно, президент РФ, по-моему, в первый раз сказал, что без фундаментальной науки ничего не будет. Это то, о чем я говорил, — власти когда-нибудь дорастут до понимания этого, начнут с того, что без оружия у них все просто отберут. Потом начнут финансировать простую разработку оружия., а потом дорастут до понимания, что без фундаментальной науки никаких достижений не будет. И вот в этот кризис до такого понимания доросли — что в биологии, в создании и производстве лекарств, в разработке оружия нужна и фундаментальная наука, так что финансирование ее тоже будут увеличивать. 

Что касается логистики и транспорта, думаю, здесь тоже будет рост по итогам года, несмотря на провал в пассажиропотоках. Но совершенствование логистики, и международной, и внутренней, уже в этом году тоже будет значимое.  

Вот те отрасли, где точно будут рабочие места. И тот, кто окажется безработным, может как минимум стать курьером в этих отраслях, если вообще ничего не умеет. А если имеет хорошее образование — математическое, физическое, естественнонаучное, — может попытаться найти и более квалифицированную работу уже в этом году.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (39) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
23.05.2020 13:07

Это не эпидемия... а реальные люди с помощью своих вассалов подрезали и задушили экономику...

  • Анонимно
    23.05.2020 13:07

    Это не эпидемия... а реальные люди с помощью своих вассалов подрезали и задушили экономику...

    • Анонимно
      24.05.2020 09:51

      иван грачев сам часть системы - поэтому давать объективную оценку он не может . Кризис власти в стране - демократия 20 лет деградирует как и зарплаты россиян . Растет доход только вокруг любимого президента , остальные нищенствуют

  • Анонимно
    23.05.2020 13:10

    Многие забывают еще одну проблему. Это не только в России,всех республиках бывшего союза. До сех пор пользовались наследием СССР. Подземных и наземных комуникации,которые после развала союза ,не обнавлялись. Пользовались и все . Прошло время и их срок экспулатация этих комуникации истекает. Когда нефт 150$ ,думали потом. А сейчас нет денег.

  • Анонимно
    23.05.2020 13:12

    Не думаю,что так все мило и уютненько будет в обществе как описывает господин Грачев.Пока нет эффективного лечения от ковида раздражение и растерянность в обществе будет нарастать,а в такой обстановке невозможно строить планы на жизнь, бизнес т.д.

  • Анонимно
    23.05.2020 13:15

    Заявка на соискание должности советника руководителя европейского государства или советника декана физфака КФУ.

  • Булгарин
    23.05.2020 13:21

    Товарищ опять понес чушь.
    "... А у правительства есть в запасе большие доллары и рубли, которых гораздо больше, чем те самые 7–8 триллионов. Это значит, что на доллары можно купить товары, например, в Китае или еще где-то, и одновременно по 60 тыс. рублей раздать людям вместо недополученной зарплаты. "

    Ну, полное не понимание законов экономики, а еще доктор этих самых наук. Как он реальтно представляет эти операции. Кто будет закупать эти товары за доллары? Из каких источников будут раздавать эти самые триллионы рублей? Напечатают что ли? 7 триллионов напечатенных и запущенных в оборот 7 триллионов, когда весь бюджет страны в 19 триллионов. И это чел говорит, что не будет инфляции. Ведь купив даже товары в Китае за доллары и даже как-то раздав их народу, в оборот будет запущено дополнительно 7 триллионов рублей. Не понимает чел, глуп настолько? Товары (одежда там, еда, ну что еще? Компьютеры что ли из Китая за доллары?) завтра раздадут и эти доллары из оборота выпадут, а рубли запущенные останутся в обороте.

    Ну, не понимаю, чел все это серьезно тут впаривает эти идеи или так, фишка у него, должен свой хлеб в институте отрабатывать?

    • Анонимно
      23.05.2020 13:33

      В инфляции участвуют только деньги из денежной массы, а не все деньги. Если деньги лежат в далеких карманах или копилке - они не влияют на инфляцию (только если копилку начнут тратить). Если деньги выведены в Китай, они тоже будут выведены из нашей денежной массы, тем самым на нашу инфляцию влиять не будут (а на обесценивание рубля будут, но мы тут про инфляцию говорим)

      • Анонимно
        23.05.2020 14:54

        Как говорил Остап Бендер, «убивать надо таких знатоков»!
        Недавно США напечатали несколько триллионов долларов и никто в мире не говорит, что так нельзя было делать и сами включили печатные станки.
        Но рубль всё равно упал больше, чем в 2 раза!
        Государства думают о своих жителях, только не наше, наше думает за весь мир, чтобы рублей много не было.

        • Анонимно
          23.05.2020 19:55

          23.05.2020 14:54
          Ну и напиши нам "слепоглухонемым, не местным, ничего не помнящим" когда именно рубль в 2020 году упал "больше, чем в 2 раза"?

          • Анонимно
            23.05.2020 21:37

            Официально 19 Марта 2020 79 с лишним руб за бакс, в обменниках фактически нет или по 100 руб. Ошибся, написав «больше, чем в 2 раза», надо было написать «чуть ли не 2 раза».
            А про напечатанные несколько триллионов долларов почему не спрашиваете, хотя вот именно здесь вся СУТЬ!

      • Булгарин
        23.05.2020 15:51

        Во-первых, что означает "В инфляции участвуют только деньги из денежной массы, а не все деньги."? Денежная масса и есть все деньги. О каких еще деньгах ведете речь. Если то, что находится в ФНБ, то тут тоже ошибаетесь. В ФНБ деньги тоже просто так не лежат. Там есть та часть, которая в рублях и она находится в обороте, то есть присутсвует в денежной массе. Эта часть лежит в ВЭБ, который ее потратил на выдачу кредитов, я уже писал, около 600 млрд. рублей из 990 млрд., которыми он располагает из ФНБ. Еще на 300 млрд. он купил привилигированные акции трех банков. Согласно определению, только в Великобритании кредиты и вложения в акции считаются денежными агрегатами (М4). В России они не входят в денежную массу. Также и другая часть ФНБ, вложенная в облигации иностранных государств.

        Вот тут как раз и возникает проблема. Как превратить все эти средства в денежную массу, чтобы выдавать их бизнесменам, физическим лицам, чтобы помочь им, но при этом не увеличить инфляцию, точнее тут даже уже может идти о гиперинфляции.

        Первая часть ФНБ, выданная в виде средств на финансирование проектов, на покупку акций вряд ли можно вернуть. А это в совокупности больше 1 млрд. долларов. Другая часть уже не в рублях, а в валюте иностранных государств. Это где-то свыше 10 млрд. долларов. Даже, продав с потерей облигации иностранных государств, на счету появятся доллары. Как быть с ними. Так понимаю, как раз автор и предлагает на нирх покупать товары из Китая, а потом как-то их раздавать или продавать. Тут два момента. Кто тот счастливец, кто заимеет 10 млрд. долларов от государства и будет ими так распоряжаться? Но ведь как раз и получается, чтобы влить эти деньги в экономику, надо как раз и напечатать на эту сумму бумажные рубли. Вроде хорошо, напечатанные рубли как бы уравновесили теми товарами из Китая. Но вот что там уравновесится. И кто этим будет заниматься? Тут столько вопросов, что вся эта конструкция просто не выдерживает критики. Как только начнут раздавать по счетам деньги, так сразу они окажутся в обороте, а вот товары, которые закупили на эту же сумму в Китае, так и зависнут на складах. А раздавать по копейке, чтобы эти копейки соответсвовали тому количеству денег, чтобы не вызвать инфояцию, уже просто глупость.

    • Анонимно
      24.05.2020 08:22

      Раздать товары нуждающимся точно так же, как в штатах продукты раздают.

      • Булгарин
        24.05.2020 10:06

        И я об этом писал, но тут ведь другое предлагается. Раздавать деньги, причем всем. Вообще-то и с этим согласен. Но как? Печатать и раздавать, тогда инфляция, то есть рост цен, и часто безудержный. Есть другой способ. Перераспределять деньги. ТО есть сверхвысокие налоги на богатых, на их имущество, на их доходы, на наследство. И эти деньги направлять на поддержку бедных слоев. А у нас плоская шкала налогов на доходы, низкие налоги на имущество богатых, на наследование. Кстати, самое интересное и то, что в эти месяцы очень значительная часть сверхбогатых, становится еще богаче в России.

        А с товарами тут все просто. Есть такое понятие как талоны для бедных, не имущих. Вот и создавать продуктовые наборы для них по этим талонам,

        Есть еще один выход. Допустить к обращению доллар и евро. Как это было в начале 90-х годов. Помню ценники стояли в магазинах с у.е. и в рублях. Почему нет? Тогда раздача денег из валютных резервов будет очень простой задачей. Каждый имеет валютный счет и на него зачисляется сумма в долларах или в евро. Тогда можно ими просто пользоваться, можно обменять на рубли по выгодному курсу, можно наоборот прикупить доллары. Тогда и будет, кстати, понятно, что реально Россия производит у себя, а что покупает за валюту. А валюта должна поступать на счет, например, спецфонда из отчислений экспортных налогов предприятий. Сейчас все это в руках ЦБ, а будет в руках народа.

  • Анонимно
    23.05.2020 13:24

    выход в легализации скрытых отраслей..проституции,легких наркотиков,гражданского вооружения,там найдут свой кусок хлеба миллионы нуждающихся.

  • Докукин
    23.05.2020 13:24

    К сказанному добаывить нечего.

    Хотя, вызывает недоумение, что предприятия работащие (РЕАЛЬНО) по программе "ИМПОРТОЗАМЕЩЕНЯ" , наконец-то, смогут расчитывать на СЕРЬЁЗНУЮ государственную подлдержку, например: Полное освобождение от налогов или их большей части на ТРИ года, как в Казахстане !!!

    • Анонимно
      23.05.2020 20:14

      вам стоило бы присмотреться к программе РФ "Комплектующие изделия" (тогда б не стучали дичь, уважаемый Докукин:-).

  • Анонимно
    23.05.2020 13:24

    Математика-инженерия - это определенный склад ума + щепотка аутичности (в хорошем смысле). А вот остальным людям такая работа счастья не принесет. Кусок хлеба - да, но в целом за бортом остался целый пласт нетехнарных/естественнонаучных людей. Им то что делать?

    • Анонимно
      24.05.2020 06:24

      Да, но они сами выбирали свою дорогу, и каждый - не пыльную. Каждый должен сам решать - как и куда.

  • Анонимно
    23.05.2020 14:07

    Доктор наук должен понимать что сейчас главное не вирус а закат нефтяной эры.На нашем веку был закат угля а сейчас закат нефти.И достаточно вспомнить Англию с её черчилями и их потомками чтоб понять что как Англии понадобилась железная леди с новым мышлением так и нам нужны новые лидеры чтоб выйти из болота былого благополучия а не стабильность в нищете.Не будет ни какой фундаментальной науки пока диссертации можно купить в московском переходе и не будет ни какого вставания с колен пока на всех постах сидят постаревшие а значит и поглупевшие прихватизаторы ещё мечтающие вертеть целые страны на газовых трубах вместо шашлыка.И поэтому миллионам нищих надо готовиться к выживанию собственными силами.Государство на этом этапе в лучшем случае будет стараться прокормить армию чиновников и гвардейцев а для остальных денег нет но вы держитесь.

    • Анонимно
      24.05.2020 09:04

      Если пишете для того, чтобы это кто-то прочитал, вспомните про запятые.

      • Анонимно
        24.05.2020 11:31

        Когда нечего возразить по существу начинают выискивать блох.

  • Анонимно
    23.05.2020 15:12

    14.07 Насчет новых лидеров в стране соглашусь,обновление требуется, но никак не "обнуление" имеющихся.Черчиль кстати был эффективным,если не сказать гениальным премьером,никогда не прогибал конституцию под себя."Мне очень не нравится демократия,но человечество увы не выдумало ничего лучше".

    • Анонимно
      23.05.2020 19:57

      23.05.2020 15:12
      Как можно прогнуть конституцию Великобритании, когда ее нет в природе??? Вам бы к медикам

  • Анонимно
    23.05.2020 15:17

    Вот у нас: чем выше урожайность- тем ниже цена на зерно. Богатый урожай- это хорошо или плохо (в прибылях)? Пишет, что хорошо, а на практике- не совсем: перепроизводство урожая, например, сахарной свеклы, - хорошо?

    • Анонимно
      23.05.2020 19:58

      Для производителя не очень, а для экспортеров - очень хорошо (закупка по дешевке внутри, а вывоз и продажа дорого)

    • Анонимно
      23.05.2020 20:11

      Про сахарную свеклу. Канечнож хорошо! Вспомни прошлое лето - Заинский Сахар за бугор за валюту все 100 процентов ушли, да так, шо в магазине у дома не сыскать ее было, но альтернатива стОила не 33...42 за кило, как в позапрошлом году, а под 20...25 (канечнож ужо за 0,8...0,9 кг). Т.о. Богатый урожай это для конечного пользователя всегда рай (да и для производителя, волокущего в маркетинге и имеющего крышу верхнюю:-).

  • Анонимно
    23.05.2020 15:21

    При таком раскладе точно нужны будут полицейские и Росгвардии. Они-то точно без работы не останутся)))

  • Анонимно
    23.05.2020 15:22

    Ну 2.5 миллиона не так уж и много на фоне 30

  • Анонимно
    23.05.2020 15:44

    Козьма Прутков "Специалист подобен флюсу, полнота его одностороння". Ну раздадут эти 7-8 миллиардов, ну закупят у Китая соответствующее количество товаров, ну скажут китайские производители спасибо за подарок, ну прибавится в наших семьях по смартфону и кофеварке. Неужели уважаемому аналитику не пришли в голову другие варианты потратить с толком эти миллиарды, кроме как закупить на них китайских товаров? Может у себя как то произвести их? И людям работа и деньги у нас останутся?

    • Анонимно
      23.05.2020 17:55

      раньше что мешало? денег завались на разные бизнес проекты.учеба дорогая, конкурсы огромные а где применение уму? то есть я не пойму где проблема в деньгах или в умах?

  • Анонимно
    23.05.2020 17:23

    Замана Замана мелких жуликов и махинаторов
    Остап курит в стороне

  • Анонимно
    23.05.2020 18:19

    Так как прожить на пять тысяч рублей?вопрос таки остался открытым.

  • Анонимно
    23.05.2020 19:23

    Всё восстановится быстро через месяц - два и
    не слушайте всё-пропальщиков! Им просто тоже хочется кушать)

  • Анонимно
    23.05.2020 19:55

    Пока не исчерпаем ФНБ и депозиты физиков в банках - всё будет супер! 30 триллионов на счетах в банках - квартиры авто будут в цене, люди долго копили и сейчас будут тратить

    • Анонимно
      24.05.2020 08:25

      Депозиты принадлежат горстке людей. У основной массы накоплений нет

  • Анонимно
    23.05.2020 22:39

    Пока 10000 детям обещали. Деньги если и раздадут то не всем и скорее всего немного перед выборами. На детское пособие пока не могут сразу оформить документы, протянут наверное все лето.

  • Анонимно
    24.05.2020 00:06

    Предлогаю ставит на голосование. Зачем страдать в России столько людям. Лучше пусть страдает один челоек. Например Чубайс. Обонкротит его и его состояние раздать населению. Его самого обявит светым,что трудный момент для страны все свои "трудно" заработанные денги отдал (вернул) народу. Увеень счет на електричество придет 80% скидкой. Если национализировать еше у него одну компанию. Предложит надо ему может все таки совесть проснулось вернет народу то что украл.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль