Пандемия китайского коронавируса 
27.05.2020

Александр Лебедев: «Ничего вернуть из украденного триллиона долларов Россия не сможет»

Медиамагнат и бывший разведчик о том, почему ВОЗ закрывала глаза на эпидемию COVID-19

«Все эти ооновские организации, честно говоря, давно пора закрыть. Там понятия не имеют, что реально в мире происходит. Кроме того, ООН давно поражена колоссальной коррупцией и бесплодием», — говорит бизнесмен Александр Лебедев. В интервью «БИЗНЕС Online» совладелец «Новой газеты» рассказал, что изменится после «коронакризиса», почему лучшей помощью россиянам стало бы упрощение процедуры личного банкротства и как мог бы накормить 15 млн человек, не тратя денег.

Александр Лебедев: «Это безвыходная ситуация для всех в одинаковой степени. Поэтому я бы, честно говоря, не особо критиковал российские власти» Александр Лебедев: «Это безвыходная ситуация для всех в одинаковой степени. Поэтому я бы, честно говоря, не особо критиковал российские власти» Фото: Ulf Mauder / dpa / Фотохроника ТАСС

«НА 8–10 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ ПИТАТЬСЯ НОРМАЛЬНО НЕВОЗМОЖНО»

— Александр Евгеньевич, официальные телеканалы говорят о том, что Россия подготовилась к наложившимся друг на друга кризисам лучше многих западных стран и выйдет из них с минимальными потерями. Однако другие эксперты считают, что власть провалила кризисный экзамен: сначала металась с нефтью и трижды меняла объяснения, почему сорвала сделку с ОПЕК+, потом так же металась с коронавирусом, не зная, какую позицию занять. В итоге ни люди, ни бизнес, ни экономика в целом оказались не готовы к экстремальной ситуации. Кто ближе к правоте в этом споре?

— Я бы не стал обвинять российскую власть в том, что она не справилась с пандемией. На самом деле все страны мира, за исключением тех, которые вообще карантин не объявляли, оказались к эпидемии плохо подготовлены. Отдельно нужно рассмотреть вопрос, как лучше действовать в подобной ситуации: объявлять карантин или нет. Вот это интересная тема. А так у всех есть свои недостатки в том, как управлять карантином, пандемией или ценами на нефть. Что нам делать с ценами на нефть, если они обвалились, во-первых, сами по себе, а во-вторых, в результате карантина? Это безвыходная ситуация для всех в одинаковой степени. Поэтому я бы, честно говоря, не особо критиковал российские власти. Они действуют так, как подавляющее большинство стран мира. Вводят карантин, какие-то деньги выделяют. Правда, меньше, чем, условно говоря, Америка или Англия, но тут их и вправду поменьше, поэтому это не предмет для серьезных дискуссий. Какие-то аспекты заслуживают критики, какие-то — нет, но ничего такого совсем неудачного не делает Российская Федерация. Можно спорить по статистике, почему у нас такая низкая смертность. В «Новой газете» недавно была статья на эту тему. Но я бы, честно говоря, не стал на этом выстраивать критические теории. Власти делают что могут.

— Какими, по вашей оценке, будут социально-экономические последствия почти идеального шторма, который мы сейчас переживаем? Общие экономические потери ВВП, бизнеса?

— Последствия будут очень плохие. Это очевидно. Можно спорить о том, насколько упадет ВВП — на 8, 12 или 15 процентов, но он точно снизится намного. И среднедушевые доходы населения тоже сильно сократятся. К этому еще курс рубля добавьте и падение доходов бюджета от цен на нефть.

— А вообще, в поведении людей, в их модели экономических отношений что-то изменится? Может, в поведенческой психологии произойдет какой-то сдвиг?

— Я практик, и мне неинтересно спорить о том, изменятся ли какие-то поведенческие вещи у населения нашей страны, других государств. Поэтому я честно пытаюсь убедить ту более здоровую часть российского общества, которая себя чувствует лучше, в том, что она может накормить без серьезных материальных затрат ту часть населения, которая совсем плохо питается. Это большая проблема, потому что на 8–10 тысяч рублей питаться нормально невозможно. Я привожу пример Лондона. Там есть большое благотворительное общество, «Феликс» называется, которое при поддержке в том числе нашей газеты и всего общества в целом сегодня кормит 100 тысяч человек каждый день. Дома кормят, они им привозят все это дело. Начали четыре года назад путем привлечения 50 волонтеров, которые забирали продукты питания из сетей — те, что нельзя продавать, но у которых сроки годности еще не вышли. Сейчас в этом фонде работают тысяча волонтеров, практически все кухни города задействованы, лучшие повара Лондона почитают за честь готовить, а начинали с 300 бездомных. Сейчас фонд кормит, повторяю, 100 тысяч человек, включая врачей госпиталей, инвалидов, матерей-одиночек и бездомных в том числе. Мы тоже участвовали в этом деле, с женой ездили, готовили целый день в приюте.

Все то же самое можно делать в России. Я, например, кормлю почти тысячу человек малоимущих в своих кафе уже год. Или дотирую. Но это неважно. Если, скажем, «Магнит», «Пятерочка» и другие сети станут отдавать волонтерам продукты по аналогии с Лондоном, они будут везтись на кухни, которые сегодня стоят. Там какое-то очень небольшое количество людей в разные смены начнут 2–3 часа готовить. У меня три сотрудника работают каждый день два часа, и благодаря этому мы кормим в Алуште 150 человек. Вот на подобное бы раскачать общество, 15 миллионов человек вполне могут быть накормлены другими несколькими миллионами, если будут правильно распределены ресурсы общества. Никто деньги тратить не станет. Дайте мне волонтеров, разрешение владельцев сетей отдавать продукты, готовность ресторанов и кафе, чтобы какое-то количество человеко-часов использовать на этих кухнях, и я точно решу проблему с малоимущими в плане их регулярного, нормального и здорового питания!

Но у нас получается удивительная ситуация. Власти — за. Хотя власть у нас не любит, когда не она делает что-то хорошее. В данном случае проблема не в ней. Но дело в большой проект не разворачивается. Поэтому я делаю вывод о том, что психологию человека очень сложно поменять. Чтобы мы вдруг стали раздельно хранить мусор, или его перерабатывать тщательно, или ездить на электрических машинах — нет. И вряд ли это произойдет. Да, какое-то количество людей будут дистанционно работать. Да, какое-то число граждан привыкнут и продолжат покупать продукты в онлайне. Но это все 10 процентов лишних будет.

— То есть ничего особо не изменится.     

— Да нет. Все наши проблемы, которые мы сами создаем, останутся. Никаких эволюционных преобразований в результате эффекта коронавируса не будет.

«Последствия будут очень плохие. Это очевидно. Можно спорить о том, насколько упадёт ВВП на 8, на 12 или на 15%, но он точно упадёт намного. И среднедушевые доходы населения тоже сильно упадут» «Последствия будут очень плохие. Это очевидно. Можно спорить о том, насколько упадет ВВП — на 8, 12 или 15 процентов, но он точно снизится намного. И среднедушевые доходы населения тоже сильно сократятся» Фото: «БИЗНЕС Online»

«НАШЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ВЕСЬМА СТАБИЛЬНО»

— Во все последние кризисы, и в особенности после них, у нас говорили, что страна в тяжелые моменты была на ручном управлении, подразумевая, что ключевые решения принимал лично Путин. Что происходит сейчас — та же история или в ручное управление активно вмешиваются иные влиятельные силы: силовики, так называемые либералы, друзья президента?

— Слушайте, сколько лет Путин у власти, уже больше 20, и все эти годы интрига по поводу борьбы либералов и силовиков раскручивается. Я лично в это не очень сильно верю. Думаю, что на самом деле групп влияния на президента практически нет. Большинство вопросов он решает сам. Просто, видимо, по какой-то причине он делегировал чуть больше полномочий губернаторам и на места в рамках управления процессом карантина. Это вполне логично, потому что страна огромная, я не вижу здесь ничего такого. Одно дело — Чукотка и Сахалин, куда практически не приезжают чужие, ни из Италии, ни из Москвы, другое дело — Москва, Санкт-Петербург и прилегающие к столице области, куда приехал один инфицированный и перезаражал 50 человек. Но подобное на месте виднее. Это телеграм-каналы, чтобы их читали, придумывают всякие такие истории.

Наше политическое устройство весьма стабильно. Думать о том, что президент решает, кому и где какие скрепки купить в Российской Федерации, в каком муниципалитете, — конечно, неверно. Это не так. Можно до бесконечности спорить об особенностях нашей политической системы, чем она отличается от американской или английской. Но, если честно, я в последние годы все меньше отличий вижу. Вот у меня очень сильно изменилась точка зрения. Я же раньше весьма активно критиковал наше политическое устройство, едва ли не активнее, чем люди, которых принято считать диссидентами или оппозиционерами. А потом перестал, потому что у меня изменилась картина мира. Я составил мозаику большую. В частности, раньше думал, что это только у нас сильно воруют и прячут деньги в офшорах, а потом выяснилось, что во всем мире такая история создана. И офшоры почему-то находятся под контролем крупных западных стран. В Лондоне, например, скрываются 100 банкиров, которые украли в России 100 миллиардов долларов. Почему именно в Лондоне, почему их невозможно оттуда достать, почему все суды проигрываются в отношении этих людей? Наверное, не просто так.

— В наиболее острый момент, когда решалось, как будем бороться с COVID-19, у некоторых экспертов, в том числе зарубежных, создалось впечатление, что Путин пытается дистанцироваться от всяческого негатива. В частности, устраивает бесконечные совещания, растворяя в них ответственность за принятые решения, делегируя, как вы уже сказали, полномочия регионам и так далее. Такая тенденция действительно имеет место?

— Любой мировой политик всегда хочет ассоциироваться с какими-то позитивными для людей движениями и дистанцироваться от негативных. Подобное делают и Трамп, и Джонсон, и Меркель, и Путин. Это вполне нормальное поведение для любого политика. Каждый из них хочет сказать, что если я что-то дарю, например, то это я делаю. А если заставляю дома сидеть, или платить налоги, или денег никому не даю, то это типа не я, а министр финансов или премьер-министр. Нормальное поведение, тут ничего такого нет: все политики одинаковые. И вы бы так на месте Путина себя вели.

— На фоне «коронакризиса» новыми красками заиграл Собянин. Отчего-то именно его сделали главным борцом с заразой: например, он объявляет, что в Москве заработают стройки и некоторые предприятия, и лишь потом Путин говорит о подобных мерах, отдавая их на откуп регионам. Может быть, слухи верны и Собянина готовят для какой-то более важной роли?

— Не знаю, наверное, у президента есть свои, те или иные, взгляды на всех российских политиков. Другое дело, что пока каких-то реальных действий или шагов в их направлении или с их участием не произойдет, мы ничего об этом не узнаем.

Мне кажется, Собянин большую работу делает на посту мэра Москвы. По сравнению с Лужковым он город преобразил стократно. Я не подписывался Собянина пропагандировать, но мне думается, он по городу делает огромную работу. Заслуживает ли он чего-то большего или нужен кому-то для какой-то другой работы, я не знаю. Но опять же, это все такая интрига, которая прямого отношения к делу, реальности не имеет. Он просто обязан больше всех делать по борьбе с пандемией, поскольку основное количество заболеваний — в Москве, и отсюда же это разносится в основном. Поэтому в чем-то он действительно вынужден и должен опережать правительство и Кремль в своих решениях, но которые ни в коей мере не подрывают авторитет вышестоящих инстанций. Да, он первый разрешил какой-то отрасли приоткрыться, ну и что? Кстати, по-моему, Воробьев там даже больше по строительству выступал. Так что давайте повнимательнее смотреть за этими нюансами. 

«Любой мировой политик всегда хочет ассоциироваться с какими-то позитивными для людей движениями, и дистанцироваться от негативных. Это делают и Трамп, и Джонсон, и Меркель, и Путин» «Любой мировой политик всегда хочет ассоциироваться с какими-то позитивными для людей движениями и дистанцироваться от негативных. Это делают и Трамп, и Джонсон, и Меркель, и Путин» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Почему сейчас не стали активно помогать бизнесу и раздавать людям так называемые вертолетные деньги, как предлагали Константин Сонин, Гуриев и другие экономисты? В ФНБ ведь средств вроде бы достаточно.

— Ну они кое-что уже начали делать. На днях Путин решил списать налоги за второй квартал. Плюс они увеличили пособия на детей. Несколько сотен миллиардов рублей раздают прямо сейчас. Я думаю, что по мере углубления проблем будут и дополнительные денежные вливания. В том числе и в том, что принято называть раздачей денег с вертолета. Хотя это слишком общее название, потому что каналы, по которым можно раздавать средства, — множественные. Это могут быть совсем списанные налоги и кредиты, может быть мера, от которой никуда не денешься. Население набрало потребкредитов, а также автомобильных и ипотечных, которые рано или поздно придется списать, потому что эти люди вообще никогда данные кредиты не погасят. У них денег даже на проценты ни при каких условиях не хватит. Поэтому лучше бы упростили процедуру личного банкротства. Забрали бы, например, подобное из компетенции арбитражных судов. Это на самом деле сумасшедшая была бы история по облегчению жизни российского народа, поскольку, по разным оценкам, от 50 до 70 процентов населения имеют различного рода кредиты, в том числе потребительские, которые никогда не смогут обслужить. Они болтаются на балансах банков и непонятно зачем нужны. Это не прямая раздача денег, но огромная льгота. Поверьте мне, люди бы огромное спасибо сказали, а делать так все равно придется. Никуда не денешься. Поэтому в том или ином виде российская власть все равно будет оказывать поддержку российскому населению. Понятно, почему она, так скажем, не сильно торопится это делать. Во-первых, потому, что действительно несопоставимы материальные и финансовые ресурсы по сравнению с Америкой или европейскими странами. Притом что американцы вообще занимают на мировом рынке под очень низкую ставку, и понятно, что они могут до бесконечности так делать. Во-вторых, потому, что им свойственно смотреть на эти деньги как на свои, а отдавать надо чужим. Я иронизирую.

— А может, никакой кубышки уже нет? Все уже попилено и выведено за рубеж, как заявляют отдельные  конспирологи? Мол, в лучшем случае денег гораздо меньше, чем заявляется, поэтому и нет масштабной помощи. Вы, как известный эксперт по ситуациям с выводом капиталов за рубеж, скажите, насколько справедливы такие утверждения?

— Это ерунда все. Куда попилено, куда выведено за рубеж? Есть резервы у Центрального Банка, у ФНБ, существует возможность заимствований, поскольку внутренний и внешний долг Российской Федерации — очень маленький, весьма низкий. Поэтому, если ЦБ эмитирует дополнительное количество денег и эти средства выпущены будут в облигациях федерального займа, данные ОФЗ купит банк и зарепует их — вот вам отличный способ получить несколько триллионов рублей и не тратить их из ФНБ. Это, кстати, Иноземцев и Гуриев давно пропагандируют, и я недавно что-то слышал от минфина на данную тему. По-моему, они так и будут действовать. В конечном счете здравого смысла у нашей власти достаточно, поверьте мне. Это все не бином Ньютона, не какие-то открытия.

— А вообще сколько денег, скажем, за последние 15 лет выведено из России? И можно ли их вернуть?

— Есть деньги, которые просто были украдены, существуют те, которые в виде дивидендов и погашения собственных кредитов официально и легально двигались туда российскими олигархами. По суммам, я думаю, что за последние 15 лет где-то под триллион долларов было украдено и полтора триллиона покинуло страну официальными каналами. Пока, кроме создания международного суда над мошенниками, я больше ничего предложить не могу. А что такое создать международный суд, если у нас Гаагский трибунал не особо работает? В свою очередь, такие двусторонние меры, когда Российская Федерация борется с Пугачевым или еще с кем-то, пока никакого результата не дают, тем более что лучшие мировые юристы обычно защищают мошенников.

Вообще в год в мире воруется триллион долларов. Все эти деньги попадают примерно в одно и то же место и защищаются примерно одними и теми же юристами. И количество людей, которые воруют все данные средства, составляет всего несколько тысяч, а бенефициаров — несколько десятков тысяч. Такая огромная проблема, но ее никто не хочет пока изучать, исследовать, реагировать на нее. Хотя и пытаются, и говорят на эту тему, но какой-то единой, скоординированной политики по данному вопросу пока не выработано.

«В принципе, правда, распространение коронавирусной инфекции не сильно отличает страны с карантином от стран без карантина» «В принципе, правда, распространение коронавирусной инфекции не сильно отличает страны с карантином от государств без него» Фото: «БИЗНЕС Online»

«НЕ ДУМАЮ, ЧТО ЕСТЬ КАКОЙ-ТО ВСЕМИРНЫЙ ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ПОЛеТАМИ, КОТОРЫЙ ПЫТАЕТСЯ ЧИПИРОВАТЬ НАСЕЛЕНИЕ»

— Белорусский президент Лукашенко не стал вводить карантин. Он, вопреки всему, провел в государственном масштабе субботник, военный парад и продолжает утверждать, что все происходящее вокруг коронавируса — некий политэкономический перформанс, преследующий определенные конспирологические цели, не имеющие ничего общего со здоровьем людей. У него нашлось немало сторонников, иногда неожиданных, та же Екатерина Гордон и многие другие. Как считаете, в словах Александра Григорьевича есть хотя бы доля истины?

— Помимо Лукашенко, таким же образом действует ряд других стран — Швеция, Новая Зеландия, Норвегия, где практически никакие карантинные меры не применялись. Во-первых, это государства, в которых у народа присутствует отменная самодисциплина, а во-вторых, надо посмотреть по результатам. В принципе, правда, распространение коронавирусной инфекции не сильно отличает страны с карантином от государств без него. Поэтому, я думаю, через 2–3 месяца, когда смертность и заболеваемость от коронавируса в Беларуси станет всем понятной, мы сможем наглядно убедиться, прав Лукашенко или нет. Я не исключаю, что он прав. Во всяком случае баланс между карантином, который сдерживает темпы роста инфекции и одновременно наносит удар по экономике и жизни людей, должен быть и соблюдаться. Поэтому я бы очень внимательно изучал опыт Лукашенко, и пока просто рано говорить о том, прав он или нет.

Насчет того, что это какая-то конспирологическая история, — может быть, но не заговор. Просто власти любой страны активно реагируют на средства массовой информации. Поэтому если СМИ разгоняют большие опасения у населения, то власти просто обязаны реагировать методами сдерживания пандемии. А это карантин, социальная дистанция, удар по экономике, поэтому я не думаю, что есть какой-то всемирный центр управления полетами, который пытается чипировать население планеты.

— Но почему-то программу Никиты Михалкова про такое чипирование сняли с эфира, да и вообще волна с данной темой нарастает. Вот Гейтса к этому делу подтянули.

— Гейтс просто критикует Трампа, и мы не очень понимаем внутриполитический дискурс Соединенных Штатов, поэтому часто автоматически мажем всех американцев одним миром, а это неправильно. Там острейшая политическая борьба идет, поэтому то, что Гейтс сказал, было очень сильно извращено и вынуто из контекста в Российской Федерации. Мы сами себе медвежью услугу оказываем. Просто наши политические комментаторы не привыкли разбираться в сложностях политической жизни в Соединенных Штатах. Там непросто разобраться, что именно хотел сказать Гейтс — совсем не то, что мы ему приписываем.

— Трамп объявил, что главным виновником пандемии является Китай: тот многое скрывал, вводил в заблуждение мировую общественность, подкупал и так далее. Поэтому китайцы должны заплатить за все. В экспертных кругах заговорили о надвигающейся второй волне американо-китайской экономической войны. Возможно ли это все?

— Возможно, а почему нет? Я понимаю резоны Трампа, и они есть в известной степени. Американский президент традиционно был антикитайски настроен. Получив в руки такой серьезный предлог и называя коронавирус «китайской болезнью», он просто усиливает свои пропагандистские позиции. Да и экономическая война между Китаем и Соединенными Штатами, которая была начата до пандемии, не закончилась. Почему бы сейчас Трампу всем этим не воспользоваться, тем более что китайцы дали основания? Скажем, вот история с ВОЗ — я отлично понимаю президента США, когда он говорит, что они взяли министра иностранных дел Эфиопии, которую они очень сильно поддерживают кредитами, продвинули его во Всемирную организацию здравоохранения, и он до последнего момента закрывал глаза на то, что китайцы не очень сильно рассказывали всем про пандемию. Трамп оперирует достаточно серьезными фактами.

Я, конечно, не думаю, что китайцы специально затеяли всю эту пандемию и сами первыми ей переболели. Слишком абсурдные предположения. Виноваты или нет — другой вопрос. Точно, что они не все так хорошо делали, как хотелось бы.

«Я, конечно, не думаю, что китайцы специально затеяли всю эту пандемию, и сами первыми ей переболели. Это слишком абсурдные предположения» «Я, конечно, не думаю, что китайцы специально затеяли всю эту пандемию и сами первыми ей переболели. Слишком абсурдные предположения» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Теперь эксперты Международной организации труда прогнозируют ухудшение ситуации с безработицей в мире. По их оценкам, более миллиарда человек потеряют средства к существованию, а свыше 300 миллионов могут лишиться работы. А в апреле ООН предупредила о возможности «библейского» голода из-за эпидемии, количество нуждающихся в продовольствии в мире может вырасти со 130 до 265 миллионов человек. В этой связи президент аналитического центра International Crisis Group Роберт Мэлли ожидает усиления напряженности в мире. «Мы находимся в начале эры беспорядков, которые будут нарастать во многих странах друг за другом», — цитирует его Deutsche Welle. По вашему мнению, насколько он прав и может ли случиться в России что-то подобное — протесты, беспорядки и так далее?

— Нет, у нас невозможны никакие протесты и беспорядки. А эта вся статистика про увеличение количества голодающих вилами на воде писана. Я вот Африку отлично знаю, и поверьте мне, у племен самбуру, покот или кикуйю ничего не изменится. Они как ели один раз вечером, как пасли свой скот, так и продолжат это делать. Там главное, чтобы не было засух и саранчи, а подобное не связано никак с пандемией. Поэтому все эти ооновские организации, честно говоря, давно пора закрыть. Там понятия не имеют, что реально в мире происходит. Кроме того, ООН давно поражена колоссальной коррупцией и бесплодием. Поэтому не верю я в эти апокалиптические прогнозы, и, кроме того, в Соединенных Штатах каждый год на помойку выбрасывается продуктов питания на 160 миллиардов долларов. В тех же США 45 миллионов человек плохо питаются или недоедают, что у них там изменится? Если бы человечество в результате пандемии научилось правильно распределять ресурсы, это была бы действительно важная веха, влияющая на будущую жизнь. На самом деле современная мировая производительность труда и количество продовольствия, которое производится, давным-давно могут перекрыть потребности 7 миллиардов человек, проживающих на Земле. Но никто не хочет это перераспределять правильно. Еще раз повторяю, только представьте себе: продуктов питания на 160 миллиардов долларов в экономике Соединенных Штатов ежегодно уничтожается. Вот что можно было бы перераспределить. Другое дело, что племенам в Африке это не нужно. Они привыкли, что утром пьют чай, а вечером едят кусок козлятины или говядины и пьют молоко. Иногда они выращивают небольшое количество бобовых. Кстати сказать, физически они выглядят лучше нас и продолжительность жизни у них в целом неплохая. А Международная организация труда наверняка их записывает как голодающих. Да они просто понятия не имеют, что там, в Африке, происходит. А это между прочим полтора миллиарда человек.

Лебедев Александр Евгеньевич — владелец холдинга «Национальная резервная корпорация» и ряда СМИ, государственный и общественный деятель, бывший депутат Госдумы, доктор экономических наук, подполковник внешней разведки в отставке, писатель, благотворитель, меценат.

Родился в 1959 году в Москве.

В 1982-м окончил экономический факультет МГИМО и получил распределение в Институт экономики мировой социалистической системы, где начал писать кандидатскую диссертацию по теме «Долговые проблемы и вызовы глобализации». Вскоре ему было предложено перейти на работу в Службу внешней разведки, где Лебедев и проработал до 1992 года, занимаясь, в частности, вопросами предотвращения утечки капитала за рубеж.

Уволившись в запас в звании подполковника, Лебедев решил заняться финансовым бизнесом и создал свое первое детище — «Русскую инвестиционно-финансовую компанию» (РИФК). В 1995-м РИФК приобрел карликовый и проблемный Национальный резервный Банк (НРБ). За два года он превратился в одно из крупнейших финансовых учреждений страны. НРБ наряду с Альфа-банком — единственные из 10 крупнейших частных банков страны, сохранившиеся после кризиса августа 1998 года.

Лебедев — бенефициар созданного на базе НРБ в 2004-м финансово-промышленного холдинга «Национальная резервная корпорация», включающего около 100 предприятий различных отраслей экономики.

В 2003 году Лебедев был избран депутатом Госудумы. После окончания полномочий депутата в 2007-м вернулся в бизнес.

В 2019 году вышел из банковского бизнеса, продав принадлежащий ему пакет акций Национального резервного банка Государственной транспортной лизинговой компании.

Является основным акционером «Новой газеты», а также издателем британских газет The London Evening Standard и The Independent.

Ведет активную благотворительную деятельность. В частности, на выделенные им средства была построена крупнейшая в России детская онкологическая клиника в Санкт-Петербурге, финансируется лечение детей в Российском онкологическом научном центре им. Блохина, осуществляются закупки медицинского оборудования и стажировки российских врачей в ведущих мировых клиниках.

Автор бестселлеров «Охота на банкира» и «Погоня за украденным триллионом».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (96) Обновить комментарииОбновить комментарии

Один из многих овладевших
Играть искусно в поддавки,
Был из числа разбогатевших,
Входя в элитные кружки.

За счёт бэкграунда чекиста
Сумел богатство сколотить.
И на правах капиталиста,
Вальяжно начал всех учить.

  • Анонимно
    27.05.2020 08:11

    Это тот хулиган, что поклонскому на передаче в харю треснул? И поделом что раскулачили.

    • Прочитал биографию . Ну, просто волшебник. В этом волшебстве все ответы на то, почему Россия пришла к тому, к чему пришла!

      • Анонимно
        27.05.2020 09:53

        Вот такие "разведчики" продали и продолжают торговать Россию, "эксперт"-затейник...

        • Анонимно
          27.05.2020 11:01

          В конце 80-х - начале 90-х вовремя оказался в определённом месте, в определённый час, с определёнными людьми.
          Так сказать - "Товарищ по Партии" с тем же Бутом.
          Но Бут ввязался в другую историю и сидит сейчас в тюрьме США.
          А Лебедев сосредоточился сначала на России.
          И дышит хорошо.

          Но, что интересно: лебедевы, гусинские, березовские, буты, абрамовичи.
          Это к тому, что некоторые ждут каких то изменений.
          Вопрос: А они им нужны?

        • Анонимно
          27.05.2020 21:09

          Совершенно с вами согласен!!!Респект!!!

    • Анонимно
      27.05.2020 08:53

      Полонскому, нашел безответного, запомнился хулиганом, что учитывая профессию лебедева не так. Запланировал стукнуть, стукнул. Как мягко ответил на вопросы по внутренней политике-разведчик!

    • Анонимно
      27.05.2020 08:54

      Раскулачили его вроде за то, что он... Даже не он, а его газета, написала как есть про Алину и Вову.

    • Анонимно
      27.05.2020 10:00

      Поклонского тоже раскулачили! И ему поделом!)) Всех кулаков надо раскулачить, оставить одну бедноту! Вот будет жизнь!! За власть советов! Ура товарищи!

    • Анонимно
      27.05.2020 10:26

      и брак у него гражданский, а то мало ли...

    • Один из многих овладевших
      Играть искусно в поддавки,
      Был из числа разбогатевших,
      Входя в элитные кружки.

      За счёт бэкграунда чекиста
      Сумел богатство сколотить.
      И на правах капиталиста,
      Вальяжно начал всех учить.

      • Анонимно
        27.05.2020 14:02

        Молодец Абдрахманов! Все правильно оценил.

      • Анонимно
        27.05.2020 17:42

        Господин Абдрахманов! 5 баллов!
        Я бы добавил (не в рифму) - это спящий агент.

      • ЛДПР
        28.05.2020 12:16

        Отлищнэ)))

      • Анонимно
        28.05.2020 16:00

        гениально

      • Анонимно
        28.05.2020 17:03

        Вам завидно? Умный человек! Сумел заработать честно своим умом, молодец! Мне он нравится! Говорит правду и все правильно! Честный человек!!!

        • Анонимно
          29.05.2020 07:15

          Здесь коренное слово "честно", "честный"... Прямо ангел во плоти

      • Анонимно
        29.05.2020 08:11

        У Вас , уважаемый - прям пушкинский слог. Очень точно и емко . Удачи и Здоровья Вам.

  • Анонимно
    27.05.2020 08:36

    Издатель Новой газеты, а такиеивещи говорит!

    • Анонимно
      28.05.2020 17:07

      Вот и делайте вывод! Человек порядочный! Говорит, как есть, независимо от этой газеты, потому что, он самодостаточный человек и не надо пресмыкаться за копейку перед разными лжецами, ненавистниками, завистниками и т.д.

  • Анонимно
    27.05.2020 08:47

    Человеку свойственно изменяться в течении жизни.

    • Булгарин
      27.05.2020 11:16

      Точно, но сомнительное изменение. Занимался до 1992 года в СВР вопросами утечки капитала, а потом и без СВР. Но постоянно при капитале.

  • Анонимно
    27.05.2020 08:52

    работает под негласным прикрытием Путина, поэтому многое прощается...

  • Ну, сравнивать Россию и (условный) Запад - это абсурд чистейший. Ибо, в России нувориши разбогатели засчёт разграбления собственного государства и народа. На Западе всё таки прослеживается технологический уклад в этом. Если не лень, посмотрите на Ютубе, как у них организовано производство, какие силы и средства в нём задействованы. А значит за счёт чего появляется прибыль.
    И потом. лично я вообще (пока) никаких перспектив будущности в России не вижу. Опять же, ибо, у нас, в нашем социуме, превалирует в общественных отношениях в лучшем случае взаимо неприязнь друг к другу, в худшем - неприкрытая малообъяснимая ненависть.
    Таким образом страна существовать не может в принципе.

    • Анонимно
      27.05.2020 10:06

      Раз такая страна существовать не может, то и все достижения этой страны тоже не существуют. Достижения в науке, в войнах, в культуре и пр.
      Раз страны нет, то и твое существование можно поставить под сомнение. Нет, никто тебя убивать специально не будет, но существовать ты будешь таким образом, что как будто тебя и нет. Тоже самое касается всех твоих родственников и детей.
      Это твое будущее в придуманной тобой реальности. Для тех же кто существует в этой реальности весь твой текст полный бред. Начиная про хороший Запад и кончая несуществующей страной.

      • 10.06. Вот говорю же судя даже по вашему комментарию - в стране и в обществе либо существует неприязнь, либо ненависть, либо вражда. Какое будущее у этой страны? Страны воров, жлобов и дураков.
        И ещё есть другая категория людей, неадекватов, которые требуют восхищаться ею и ими. Иначе де, говорят, не будите патриотами, а причислены будете к русофобам.
        Дебилизм одним словом.

        • Анонимно
          27.05.2020 11:57

          Вы сами читаете, что пишите? Помоему заканчивая предложение вы уже забываете, что в нем сами и написали.
          Называю нашу страну страной воров, жлобов и дураков вы почему то в неприязне обвиняете меня. Вы и есть, кто сеет эту неприязнь.
          Неадекваты? К вам это очень подходит именно по тем причинам, которые я выше написал.
          Что касается патриотов. Чаще всего это слово я слышу в исполнении российской либерды. Они сами почему то себя относят к либералам, но они так далеки от идеалов либерализма, что просто удивляет. Поэтому слово либерда очень хорошо к ним подходит.
          Так вот когда пишите о неприязне, то может она направлена именно на вас, называющих других ворами, жлобами и дураками.

        • Анонимно
          27.05.2020 12:03

          Так ты отказался от всех благ предоставляемых страной? От пенсии отказался? От медицины отказался?Квартиру свою ты как получил?Не от государства ли? А образование, которое ты получил в этом государстве тебе в голову ветром надуло? А в полицию ты обращаешься если припрет? А в суд и другие гос.органы?

          • Булгарин
            27.05.2020 13:06

            Что за дурацкие утверждения, что квартиру получил от государства, чтот оно и образование там кому-то дало. Государство и есть тот же Габдель. Нет такого субъекта как государство, которое там одаривает и квартирами и образование дает. Квартира возникает не по волшебному слову, а тот же Габдель трудился в поте лица и в том числе строял себе и квартиру. Это ведь тоже самое говорить, что банк купил вам квартиру, в которое вы вкладывали заработанные деньги и держали их там всю свою сознательную жизнь. Банк пользовался вашими деньгами, а когда вы оплатили ими купленную вами квартиру, вы заявляете, что это банк купил ему квартиру. Включите голову, потому и пишет про дураков тут. Их тут реально много. И с образованием тоже самое. Так, будто в той же Германии или США, да просто в другом государстве, люди и образование не получают. Да, оно там на порядок получше, чем той стране, в которой потом инженер получал чуть больше уборищицы на заводе. Значит и стоило то образование на этом уровне.

            • Анонимно
              27.05.2020 15:14

              Хватит эту ерунуду тут тулить.
              Очень хочется узнать, а какое государство давало или дает своим гражданам бесплатно квартиры? Может в США? Може тв США образование в США бесплатное?
              И где же так трудился комментатор 10.41, что своим трудом заслужил бесплатную квартиру и почему сейчас так не получается?
              По факту он получил и образование и жилье от государства бесплатно!
              Аналогия с банком глупа.

              • Булгарин
                27.05.2020 15:35

                Идиот, государство само не плодит квартиры, чтобы их раздавать. А бесплатно квартиры раздают в той же Германии. Плати только за ЖКУ. А если не в состоянии и это делать, то тебе еще и пособие выпишут, многострадальный ты наш. И образование дает, тоже кстати, бесплатное. И живут не как совки. Хотя чего уж человеку без мозгов то объяснять. Если не понимает

                • Анонимно
                  28.05.2020 17:27

                  Бред не неси! Ты поедь без денег и поживи в Германии! И не надо сравнивать Германию и Россию, это не сопоставимо! Во-первых, по территории, а во вторых, по вливанию американского капитала! Может быть Германия и сама бы процветала, но не в такой степени. Бесплатный сыр только в мышеловке, тебе это известно Булгарин. По всей видимости - нет!

            • Анонимно
              27.05.2020 15:19

              Вот человек который не был в США пишите о том, какое замечательное в США образование.Забыли еще про медицину добавить.
              Я там жил 3 месяца. И мне от ваших комментариев о США просто смешно)))))
              В Нью Йорке встречал людей которые до сих пор верят, что в России по улицам ходят медведи и пьют водку.
              Вот вы такой же. Только в обратную сторону. И вас таких тут много)))

              • Булгарин
                27.05.2020 15:39

                Немного в сторону от Москвы пройдись, увидишь не медведей, но запойных пьяниц точно. А то, что в США образование на уровне, судите по результатам, а не тому как тут всякие Кисилевы, да Соловьевы вещают. Да, опять таки, они ведь и жить до собираются не в России. Да, та же Малышева сколько, оказывается вложила для проживания в Нью-Йорке, как для себя, так и для своих сыновей. И жил я там. И не только в Нью-Йорке и в других городах США. Все там прекрасно для человека, который готов пахать, и который имеет голову на плечах и руки с нужного места растут. Все там есть, а главное возможности.

                • Анонимно
                  28.05.2020 17:37

                  Булгарин, почему вы до сих пор не в США или Германии. Потому что, вы там никому не нужны и мозгов у вас таких нет, что бы были востребованы в США или Германии. А как там живут такие, как ты по разному, вот ты почему-то не остался там жить, если для тебя там лучше? Не логично!

            • Анонимно
              28.05.2020 17:22

              Ты пишешь бред! Видно тебе не дало образование прибавление ума и интеллекта! Дураки действительно прочитают и подумают, что человек пишет умную правду. Даже объяснять не хочется эту ахинею!

          • Анонимно
            27.05.2020 22:27

            Вы все это всегда анонимно пишите и говорите? Если вы всем в этой стране довольны значит вы шагаете в ногу с властью! Невозможно быть всем довольным даже в Америке!

          • Анонимно
            28.05.2020 17:18

            А почему он должен отказываться, ведь это его страна, он работал, учился, т.е. прилагал усилия для своей страны. Сумел человек работать на себя в последствии, молодец! Ему 60 лет, поэтому за это время, т.к., он умный человек научился многому и соответственно, это ему пригодилось!

      • Анонимно
        3.06.2020 06:06

        Расскажите про достижения поподробнее! Пользуясь пиндосским интернетом! Нажимая на пиндосские клавиши!

    • Анонимно
      27.05.2020 10:11

      Дайте подумать. Судя по нику вы себя позиционируете как пожилого человека, мудрого и с большим жизненным опытом.
      Но почему же, то что вы пишите это какой то детский сад?
      Это полное отсутствие жизненного опыта, ссылки на ютуб, рассуждения о том, в чем вы вообще не понимаете( разграбление и производство на западе).
      Возможно это все специально, так сказать для хайпа, но зачем это нужно в комментах в БО делать?

    • Анонимно
      28.05.2020 17:10

      Вы правы, присутствует и то, и другое!

    • Анонимно
      28.05.2020 18:52

      Россия веками жила живёт и будет жить !!! России отведена ключевая роль в мире. Мир будет справедливым. Россия не уступит и Китаю с США придётся смириться. доллар и экономика сша упадут. а пока сша посылает армию агентов в россию. как им обидно за потерю русского крыма!!! и вообще им бы хотелось разорвать россию на части. иначе как же выживать.они привыкли.

    • Анонимно
      29.05.2020 08:17

      На Западе разбогатели за счёт разграбления других государств и народов. Да и свой народ грабить не забывали, это они "гуманистами" только в 20 веке стали. Да и сейчас мало что поменялось, все также грабят тех, кто слабее. Только технологии стали другими.

  • Анонимно
    27.05.2020 09:25

    бывших разведчиков не бывает. по крайней мере живых

  • Анонимно
    27.05.2020 09:26

    В 80-е годы уже была СВР?

  • Анонимно
    27.05.2020 09:50

    про еду правильно говорит.
    ЛЕНТА принципиально уничтожает абсолютно нормальные продукты с истекшим сроком годности. Часто бывает, что ночной смене хдеба не хватило, а в пресс выбрасываются сотни кг хдеба, булок.

  • Анонимно
    27.05.2020 10:04

    Друзья мои !!
    Уважаемый автор грамотный человек.
    И грамотным он уже был в 90 годах.
    То есть ЭКОНОМИКС международного характера он изучал с 80-90 годах.
    Так что не обессудьте ЧЕЛОВЕК грамотный.
    И заработал своим умом.
    Я уважаю тех кто сам ЗАРАБОТАЛ.
    Это не сын МИНИСТРА или ЗАМ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГОССНАБА СССР и не сын Ген.Прокурора. СССР.
    И его мнение оно важно и можно почитать.
    с уважением
    Простой человек

  • Анонимно
    27.05.2020 10:42

    приятно, когда мысли сходятся с людьми и умными, и немало достигшими. Разумное потребление, минимизация отходов, переработка по максимуму - правильный и экологичный путь, но когда это дойдет до большинства, непонятно. И да, у нас в Казани тоже гиперы после ревизии контейнерами на помойку вывозят и продуктов, и промтоваров - но персоналу запрещено даже кусок хлеба из списанного взять

  • Анонимно
    27.05.2020 10:51

    Понятно. Владелец новой газеты. А я то думаю, что так антироссийским душком от интервью попахивает.

  • Анонимно
    27.05.2020 10:52

    Удивительны отдельные комменты, по поводу которых вспоминаются слова хорошо известного человека: "Не согласен - критикуй, критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай, делаешь - отвечай! "

  • Анонимно
    27.05.2020 10:53

    Все эти откровения и им подобные означают что с поставленной задачей реальная власть справилась: промышленность разрушена, медицина оптимизирована,пенсионный возраст и налоги повышены,уровень жизни приравнен к плинтусу.

    Человек такими откровениями как бы доносит до сознания россиян что негативный сценарий запущен он не загорами.

    Денег нет но Вы держитесь!!! Здоровья Вам...помните ???

  • Анонимно
    27.05.2020 11:04

    "Власти делают что могут. Не надо их критиковать" - власти должны делать то что надо, а не то что могут от своего небольшого ума.

  • Анонимно
    27.05.2020 12:41

    А почему Новая газета собирает с читателей пожертвования.Чет Я не пойму.

  • Анонимно
    27.05.2020 13:22

    Он правильно сказал, все то же самое что и у нас происходит во всем мире. И никакой принципиальной разницы между жизнью в России и в большинстве других стран нет. Просто часто ездим видели, знаем.

    • 13.22.
      Александр Евгеньевич Лебедев обманывает, когда утверждает, что принципиальной разницы между жизнью в России и в большинстве других стране нет. Есть. И разница существенная. И он знает об этом.

      • Булгарин
        27.05.2020 15:41

        Так ему и ему подобным надо же по штату бренчать про это. А иначе как им там спокойно то жить. И ведь живут же там и не тужат, не бегут обратно в Россию. В крайнем случае в Москве обитают. Да, Москва уж точно не Россия.

  • Анонимно
    27.05.2020 13:55

    Раз скинул банк из своих активов продав его, то видимо знает или просчитывает ситуацию понимая, что не за горами день когда левые придут к власти и возьмут руль в свои руки. А что благотворительностью занимается и серьезные темы на этой ниве поднимает то респект ему.

  • Анонимно
    27.05.2020 14:08

    Лебедев многие вещи правильно оценивает. Но в то же время он не способен на конструктивизм, на определение верного направления развития РФ и мира. Много чего еще будет в этой России.

  • Анонимно
    27.05.2020 15:07

    Несколько раз повторил: "правильно распределять ресурсы". Но если ресурсы, еда, например, будет бесплатна, то роль вывезенных и спрятанных денег существенно уменьшится.
    В Казани уже несколько лет Аннетта развозит на своей машине продукты, которые ей дают в торговых сетях, ресторанах, пекарнях. Развозит и отдает бесплатно тем, кто в них нуждается, прежде всего мамам с детьми-инвалидами.

  • Анонимно
    27.05.2020 17:15

    удивительно как этот индивид работал разведчиком. Видимо не читал детскую книгу Незнайка на Луне. Любые бабло триллион, сек сил Лион,это только макулатура.Ценность это земля,территория проживания,природные ресурсы на ней и люди в ней живущие.Очень много безмозглых рулят и комментируют.

  • Анонимно
    27.05.2020 18:23

    Швецию даже не смешно упоминать в теме про чипировании, они там почти все прочипированы уже давно. Читать смешно, не в темек или просто......

  • Анонимно
    27.05.2020 18:31

    Неправда, в Новой Зеландии был карантин.
    Причем в разное время, уровень изоляции разный.
    И сидели все по квартирам и домам.
    Сейчас карантин отменили.

  • Анонимно
    27.05.2020 19:44

    Не ожидала, что Лебедев такой глупый. Раньше, когда видела его с критикой власти, появилось какое-то уважение. Но сегоднешняя статья доказала только одно, что круто столкнувшись с властью, он просто обмяк, переобулся и занялся персонально собой. А на одну ступень ставить нашу, разграбленную "своими" же "олигархами"(вылезшими из грязи в князи), -это, даже не знаю, как выразиться, просто тупость доктора экономических наук. Лебедева, видимо, хорошо ударили мордой об стол, вот и результат: обо всем и ни о чем.

    • Анонимно
      27.05.2020 19:56

      Просто ранее прихватизированное потихоньку заканчивается, и очень хочется снова попасть в обойму, потому и подмахивает теперь.

  • Анонимно
    27.05.2020 20:38

    Ну себя то он успел откормить, но из этого не следует,что он что-то хорошее сделает для людей.
    Опять что-то очень знакомое - "разведка".

  • Анонимно
    27.05.2020 20:49

    Жаль, что нет ни одной выдающейся мысли. Серо и скучно. Проблемно: кормим 150 человек-потом эти люди будут требовать привычных подачек: зачем работать? Столько управленцев и никто не предложил ничего даже гипотетически нового, как организовать жизнь людей в пандемию. Где головы?

  • Анонимно
    27.05.2020 21:12

    ПОЛНОСТЬЮ СОГЛАСЕН НА СЧЕТ ООН. ЗАКРЫТЬ ЭТУ БЕСПОНТОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ГДЕ УЖЕ 60 ЛЕТ ТРИ СТРАНЫ ГОЛОСУЮТ ЗА , ОДНА ПРОТИВ (РОССИЯ) И ОДНА ВОЗДЕРЖАЛАСЬ (КИТАЙ)

  • Анонимно
    28.05.2020 00:21

    Цены на нефть не сами вдруг обвалились. Их обвалили. В результате вопиющей безответственности и некомпетентности. И никто не наказан.

  • Анонимно
    28.05.2020 06:02

    Все сказки. Страну предали в 91 году Горбачёв, генералы и разведчики. Все предатели получили свои 30 сребреников и процветают. Но, во всем мире этих папуасов презирают, терпят, пока воруют и переводят в офшоры. Все плохо закончат. Карма.

  • Анонимно
    28.05.2020 08:37

    Там три триллиона тут три, "свои " три украденных вывезли в лице футбольной команды в Лондон, а нам то как жить лебедь ты мой ненаглядный

  • chsmol
    28.05.2020 08:42

    Это тот человеческий капитал, который выковался на службе в разведке России. Там дерьма не держали. Нашел себя и после увольнения со службы за это ему респект. Одного не поймет: большую экономику не поправить благотворительными обедами для голодающих. Здесь надо репу морщить и делать это основательно и с толком. Бла-бла-бла не прокатит...

  • Анонимно
    28.05.2020 09:09

    Не слышно ни Сечина, ни Ротенберга. Умничают в основном те,которые ,,не при делах,или делают вид,что работают.

    • Анонимно
      28.05.2020 09:35

      Он себя давно на один уровень с Полонским поставил.
      Смешно было смотреть, как изображал боксёрскую стойку.
      С очумевшим от испуга "десантником".
      Два сапога- пара.

  • Анонимно
    28.05.2020 10:00

    Да, нормальный мужик, чего привязались. Гладко излагает, ну, так, ему есть чего терять. Оказался в нужный момент, в нужном месте. При Совдепии ( если бы не развалили), то тоже нормально был бы устроен. Такие люди умны, грамотны, всегда востребованы и всегда нормально устроены, хоть при царе, хоть при большевиках, хоть при бандитах... А, что вы ему предлагаете? Критиковать и спонсировать оппозицию в экстремистском виде? На фига? Толку не будет, а по миру пойдёт. А, так, многим поможет реально. Благотворительность в мелкобритании, от которой меня лично колбасит не по-детски ( ибо хороший британец - мёртвый британец, увы , ничего личного, исторические факты всего лишь) - также объяснима желанием защитить свои экономические интересы на Западе, ибо держать все интересы в РФ может оказаться "себе дороже". Его мысли на этот счёт мы, естественно не узнаем, на я подозреваю, что попал в точку. Мне нравится логичность, плавность хода его рассуждений. Ну, его банчик? В смысле банк? Там история, суть которой , видимо, не нашего ума дело....

  • Анонимно
    28.05.2020 10:28

    Лебедеву респект, зачётное мнение, побольше таких в Госдуму!!!

  • Анонимно
    28.05.2020 12:08

    Ну вернуть можно теоретически.. Поставив опять всю Европу раком...

  • Анонимно
    28.05.2020 13:32

    Трепаться не мешки ворочать, пусть с себя начнет, "честнейший" банкир., он между прочим как Микоян, котрому Сталин сказал, что идет дождь и почему он без зонта, "А я между струйками товарищ Сталин", вот и этот "учитель" и "правдивец", между струйками. Презираю таких.

  • Анонимно
    28.05.2020 15:06

    Понравилась статья. Есть здравомыслящие люди и с большими деньгами. Я думаю, что тем кто пишет гадости и глупости нужно бы для начала пару книжек прочесть не в интернете и пожить в где то кроме России. Тогда можно будет вам какие то выводы делать, а пока это все трёп и "одна бабушка сказала".

  • Анонимно
    28.05.2020 17:00

    достойная работа,достойная зарплата,достойное образование.медицина и т/д и т/п слабо!

  • Анонимно
    28.05.2020 17:54

    Умный, хитрый, неискренний. Но за Полонского мерси!

  • Анонимно
    28.05.2020 18:05

    Наелся, похоже, Лебедев. Подобрел и облагообразился. Похвально. И печально.
    Мы сами проголосовали когда-то за Ельцина, чтобы такие как Лебедев, сделали нашу страну такой, где народ чувствует себя как на чужом празднике жизни

  • Анонимно
    28.05.2020 22:38

    1. жоржик. понятно, что для людей с партбилетами из вооружённого отряда партии, просравших идеальную, созданную по науке извлечения наивысшей прибыли, машину эксплуатации рабочего класса под названием СССР это НЕВОЗМОЖНО; 2. но это не означает, что это невозможно для других - Сталин же смог имея 10 000 000 стали против 40 000 000 у гитлеровской Германии вместе с западной Европой и чехами, создать больше танков; 3. войны выигрываются мозгами тех, кто верит в будущее своего народа и его ПОБЕДУ - в русском нет "Я ПОБЕДЮ", в русском МЫ ПОБЕДИМ; 4. и правильно про праздник жизни - тогда, по факту мы голосовали не столько за Ельцина, сколько против бардака устроенного членами КПСС под руководством ЦК КПСС. 5."на нас глядят в бинокли, трубы сотни глаз, и видят нас от дыма злых и серых, но никогда им не увидеть нас прикованными к вёслам на галерах, наш капитан сказал ещё не вечер" - мы медленно запрягаем и всё ещё впереди

  • Анонимно
    29.05.2020 00:06

    логика махрового капиталиста . с начало обобрать народ довести до нищеты а потом кормить бесплатно почти негодными продуктами. в тюрьме тоже бесплатно кормят.

  • Анонимно
    29.05.2020 02:47

    Уж кто, кто, а Лебедев - "герой' КГБ (по совместительству, банковский кресник бывшего наперсточника О.Бойко), который благополучно кинул своего "крестного отца", знает, о чем говорит.
    Ограбили Россию, а теперь из-за "благополучного" бугра поучают
    своих бывших соотечественников.

  • Анонимно
    29.05.2020 06:40

    Прочитал комментарии. Вывод: зависть никто не отменял. Наверное многим бы хотелось попасть в элитные кружки....Но, увы... Мой взгляд: у Лебедева достаточно выверенная и реалистичная позиция по многим аспектам внутренней и внешней политики России и Запада. Реалполитик...

  • Анонимно
    29.05.2020 12:33

    По суммам, я думаю, что за последние 15 лет где-то под триллион долларов было украдено и полтора триллиона покинуло страну официальными каналами

    Ноу коммент!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль