Пандемия китайского коронавируса 
1.06.2020

10 уроков «дистанта»: «решение против нации» или прорыв в будущее?

Как наши школы и их инфраструктура оказались не готовы к вызовам XXI века: какие адекватные выводы минобрнауки и минсвязи РТ нужно сделать

Последний звонок – 2020 прозвенел в режиме онлайн, так же прошла вся последняя четверть. Большинство опрошенных «БИЗНЕС Online» учителей и родителей вспоминают вызванное коронавирусом обучение на дому как страшный сон, хотя некоторые «по должности» пытаются сохранять оптимизм. Один из ключевых выводов (кроме неготовности технологической) такой: образование только в режиме онлайн — это для сверхорганизованных людей, а таких даже среди взрослых всего лишь 3%.

урОК 1: «с трудом можно найти школу, класс, где полноценно освоили программу»

Качество получаемых знаний на дистанционном обучении существенно снизилось по сравнению с очными уроками Качество получаемых на дистанционном обучении знаний существенно снизилось по сравнению с очными уроками Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Большинство опрошенных нами экспертов сходятся во мнении, что качество получаемых на «дистанте» знаний существенно снизилось по сравнению с очными уроками. Усредненное мнение образовательного сообщества Татарстана: первый блин комом, был бардак, но масштабный опыт дистанционного обучения может привнести кое-что новое и ценное в традиционное школьное образование.

Сильнее всего пострадали ученики 9-х и 11-х классов: им пришлось спонтанно завершать школу с нарушением образовательного цикла. ОГЭ после 9-го класса отменены, а основная часть ЕГЭ перенесена на июль. Готовиться к экзаменам в условиях «дистанта» и так было непросто, а перенос сроков проведения экзаменов выбил почву из-под ног абитуриентов. Тем более что остаются и вопросы с правилами зачисления в вузы в этом году, которое должно пройти в августе.

«Ущерб системе образования был нанесен, с трудом можно найти школу, класс, где полноценно освоили программу», — говорит лингвист, основатель центра инновационно-коммуникативной лингвистики «Полиглот 16» Дмитрий Петров. Он уверен, что не все дети и не только младших возрастов в состоянии заставить себя заниматься дома, без прямого «надзора» учителя; если не будет жесткого контроля со стороны родителей, то процентов 80 вообще не будет учиться.

Создатель и директор казанской школы «СОлНЦе» Павел Шмаков признает, что за два месяца ученики освоили «явно меньше, чем ожидалось: процентов 60–70 программы», но и это удалось осилить ценой перегрузки детей. В условиях «дистанта» учитель не может полноценно объяснить тему, в итоге ученикам приходится больше читать, учеба растягивалась на 10–12 часов в день, что гораздо дольше рабочего дня взрослого человека. 

«Качество образования, конечно, пострадало, потому что опыта не было. Приходилось постоянно менять типы заданий, пытаться как-то развлечь ребят. Сложно было в плане обратной связи, ученики стесняются задать вопросы, теряют концентрацию», — говорит учитель русского учителя и литературы Школы Иннополис Евгения Гараева.

Даже в таком продвинутом учебном заведении, как Международная школа Казани, где учатся дети татарстанской элиты, отметили отставание от программы. «Когда мы начинали „дистант“, все думали, что это на две недели. На минимально необходимом уровне мы свою функцию выполнили, а обогащенную программу, конечно, не удалось пройти на 100 процентов», — говорит директор школы, депутат Госсовета РТ Нияз Гафиятуллин.

урОК 2: «Один ноутбук на троих, дети в нервном напряге»

Главная проблема –  недостаток компьютеров или планшетов с выходом в интернет у школьников, особенно в сельской местности и в многодетных семьях Главная проблема — недостаток компьютеров или планшетов с выходом в интернет у школьников, особенно в сельской местности и в многодетных семьях Фото: SHAWN THEW/TASS/EPA

Главной проблемой наши эксперты назвали недостаток компьютеров или планшетов с выходом в сеть у школьников, особенно в сельской местности и многодетных семьях. Учителя же в основном были хорошо оснащены. «Один ноутбук на троих, дети в нервном напряге, — описывает свои „дистантные“ будни в „Инстаграме“ мама троих детей под ником urazaykina78. — Давление 140, лежу. Больше не пытаюсь помочь с уроками». 

Столкнулись с нехваткой технических средств даже в элитных заведениях, таких как школа «СОлНЦе». «У большинства есть ноутбук, но он часто один на семью, у папы», — говорит ее директор. В итоге было решено задавать детям больше письменных заданий. А в Школе Иннополис даже составили расписание: в первой половине дня училась начальная и средняя школа, а во второй — старшеклассники, чтобы, если в семье больше одного ребенка и один ноутбук, они могли использовать его по очереди.

Тем, кто не смог решить проблему с гаджетами самостоятельно, пришли на помощь высокопоставленные выпускники школ. Ректор КФУ Ильшат Гафуров кинул клич подарить школьникам необходимые им устройства. Вскоре соцсети чиновников и депутатов запестрели фотографиями облагодетельствованных учеников: 124 планшета подарили ректоры, еще 1 391 гаджет собрали обычные татарстанцы и представители бизнеса в рамках благотворительных акций «#Отдайзапаснойгаджетвсвоюшколу!» и «Помоги учиться дома!». Кроме того, по инициативе президента РТ Рустама Минниханова из бюджета выделено 30 млн рублей для приобретения 2 тыс. планшетов, их вручили школьникам республики 9–11-х классов из малообеспеченных и многодетных семей. Также 4 116 компьютеров предоставлено ученикам в безвозмездное пользование до конца учебного года, сообщили «БИЗНЕС Online» в минобрнауки РТ.

Но реальная картина пока далека от идеальной. «Сверху чиновники говорят, что у нас с „дистантом“ все замечательно, но это не так. В селе часто плохой интернет — просто ужасный. Если в семье трое детей, они просто не могут одновременно подключиться — трафика не хватает! У меня в классе 29 человек, из них у 15 нет ни компьютеров, ни ноутбука — ничего, кроме телефонов», — говорит учительница 5-х и 9-х классов одной из школ в пригороде Казани, которая пожелала сохранить анонимность.

Урок 3: «Цель — организовать Wi-Fi в классе как дома»

Сейчас из 1683 школ Татарстана более трети подключено по  устаревшей технологии. Было принято решение — во всех школах РТ должен быть хороший интернет, причем уже к новому учебному году Сейчас из 1 683 школ Татарстана более трети подключено по  устаревшей технологии. Принято решение — во всех школах РТ должен быть хороший интернет, причем уже к новому учебному году Фото: © Яков Андреев, РИА «Новости»

Другой серьезнейшей проблемой стало невысокое качество интернета в школах. Чиновникам из министерства образования совместно со специалистами из «Таттелекома» пришлось обойти все учебные заведения РТ. Где смогли, пропускную способность во всемирную паутину усилили и сняли ограничения на доступ в социальные сети.

Сейчас из 1 683 школ Татарстана (с учетом филиалов) более трети подключено по «оптике», половина — по АDSL, устаревшей и медленной технологии. В общем, в XXI веке, когда постиндустриальная экономика и общество — это не мечта, а данность нам в ощущениях, Татарстан оказался не готов обеспечить новые стандарты (в первую очередь качественный интернет) в важнейшем сегменте общества — образовании. Коронавирус и карантин подобное мгновенно выявили… После такого, конечно, четко понимаешь архаичность минобрнауки РТ и минсвязи (сейчас это минцифры) — чем люди годами занимались, если даже такой достаточно элементарный вопрос «проворонили»… 

Надо отдать должное высшему руководству республики: после получения такой печальной диагностики оперативно принято решение — во всех школах РТ должен быть хороший интернет, причем уже к новому учебному году. «К 1 сентября к высокоскоростному интернету будет подключено порядка 1 050 школ республики», — сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе минцифры РТ.

Также принято решение дивиденды «Таттелекома» за прошлый год в размере около 400 млн рублей направить на улучшение интернета в школах республики. Об этом заявил Минниханов в интервью телеканалу «Татарстан-24».

Гендиректор «Таттелекома» Айрат Нурутдинов пояснил нашему изданию, что в зависимости от количества обучающихся скорость интернета в разных школах будет различной. «Школа школе рознь. 100 мегабит в секунду для большой школы мало, ей нужен 1 гигабит в секунду, — уверен он. — Сегодня цель — организовать Wi-Fi в классе как дома». 

урОК 4: «говорят, что есть образовательная среда и цифровые технологии, — ничего этого нет!»

Еще одна проблема, с которой столкнулись учителя — это недостаток или полное отсутствие «дистантных» учебных пособий Еще одна проблема, с которой столкнулись учителя, — это недостаток или полное отсутствие «дистантных» учебных пособий Фото: «БИЗНЕС Online»

Еще одна проблема, с которой столкнулись учителя, — это недостаток или полное отсутствие «дистантных» учебных пособий. Немногое, что могли сделать педагоги в столь короткие сроки, — выдавать задания с уже готовых интернет-площадок, таких как «Учи.ру» или «Яндекс.Учебник». Однако перечень учебных предметов на них весьма ограничен (в основном русский язык, математика и окружающий мир). Для того чтобы отыскать онлайн-уроки технологии, музыки или физкультуры, учителям приходилось самостоятельно серфить сеть. Доходило до абсурда — по физкультуре вместо разминки детям задавали выписать названия видов спорта из видеоролика.

«У нас нет достаточного количества эффективных учебных платформ», — делится наболевшим директор 170-й школы Мария Дергунова. «Педагогам приходилось очень серьезно искать материал», — говорит директор лицея №159 Савия Загидуллина

Сюда же стоит добавить и проблему нехватки адаптированных площадок, посредством которых преподаватели могли бы коммуницировать с учениками. Сайт edu.tatar.ru, который был рекомендован учителям РТ для размещения классных работ, обрушился в первые же часы работы «дистанта» из-за резко возросшего трафика. Возможности для видеосвязи с учениками портал и вовсе не предоставляет. Решение проблемы каждая школа искала по-своему — письменные задания отправляли по почте или в WhatsApp, а онлайн-уроки устраивали на ресурсах Zoom или «Скайп». При этом домашнее задание по-прежнему приходило в электронный дневник, из-за чего возникала путаница.

Свои решения были найдены в Иннополисе. «Пробовали разные площадки: и Zoom, и Google Classroom. Последнюю нам помогли настроить учителя информатики: у каждого класса был отдельный кабинет, педагог прикреплял задания, ребенку приходили оповещения. А девятиклассники предложили для допзанятий использовать Discord — изначально это площадка для геймеров, они все там зарегистрированы и общаются. Были десятиклассники, которые выходили в онлайн со двора — там у них лучше ловит интернет. Было забавно», — с улыбкой вспоминает Гараева. 

У сельских же учителей под боком не имелось оравы продвинутых компьютерщиков. Педагоги тратили очень много сил, чтобы изучить платформы. «Нас бросили как котят, которые учатся плавать. У нас всегда гордо говорят, что есть образовательная среда и цифровые технологии, — ничего этого нет! Мы должны сами найти, придумать, сделать, отыскать», — рассказывает педагог из пригорода Казани. 

Народный учитель РФ, член Общественной палаты РФ и директор московской школы №548 «Царицыно» Ефим Рачевский также обращает внимание на то, что учителям не хватает современных электронных учебников, которые были бы не просто сканами обычных книг. «Электронный учебник должен быть отдельной платформой, где предполагается коммуникация между учеником и гигантским объемом информации, присутствующей в интернете. То есть должны быть ссылки, интерактивность», — объясняет он. 

урОК 5: «Во время трансляции кто-то отключает камеру и спит, кто-то ест — слышно, как ложкой по тарелке стучит»

Помимо технических сложностей, возникали и организационные Помимо технических сложностей, возникали и организационные Фото: © Александр Гальперин, РИА «Новости»

Помимо технических сложностей, возникали и организационные. Формально контроль посещаемости вел учитель — по количеству учеников, подключившихся к онлайн-трансляции. Но, во-первых, такие видеоуроки проходили далеко не каждый день, во-вторых, подсчет велся не столь скрупулезно. Фактически контроль посещаемости был возложен на родителей.

Казанские учителя, впрочем, не склонны драматизировать ситуацию с прогулами. «Посещаемость была чудесная, хотя тоже есть забавные наблюдения. Один мальчик у нас и до „дистанта“ все время опаздывал на уроки — и продолжал опаздывать на подключения в Zoom. Бывает, и просыпают — даже на урок, который начинается в 12 дня!» — говорит учительница Школы Иннополис. «Некоторых приходилось будить, звонить родителям, иногда дети пытались пропустить уроки, когда родители уходили на работу», — вспоминает Загидуллина.

Дергунова отмечает, что поначалу «была некоторая растерянность», но к концу четверти интерес ребят к онлайн-обучению стабилизировался, посещаемость редко отличалась от обычного очного посещения школы. «Сложности с посещаемостью были различные. Например, некоторых детей родители ради безопасности вывезли подальше от города в деревни, где нет технической возможности подключиться к платформе Zoom, но эти дети получали задания и материал на электронную почту и в мессенджеры», — заверила нас директор школы.

Однако у некоторых преподавателей впечатления совсем другие. «Во время трансляции кто-то отключает камеру и спит, кто-то ест — слышно, как ложкой по тарелке стучит, кто-то вообще уходит. Много времени затрачивалось, чтобы дождаться ответа на простой вопрос по теме, которую вчера проходили! И это пятиклассники, у которых родители рядом. В девятых классах, бывало, половина учеников не подключались к урокам — говорили, что проблемы со связью. А так это или нет, мы проверить не можем», — разводит руками учительница из пригорода.

урОК 6: «учителей просили двойки не ставить»

Поговаривают, что учителям была дана установка — не ставить «двойки» и «тройки» ученикам на дистанте Поговаривают, что учителям была дана установка — не ставить двойки и тройки ученикам на «дистанте» Фото: © Кирилл Каллиников, РИА «Новости»

Поговаривают, что учителям была дана установка не ставить двойки и тройки ученикам на «дистанте». Сами педагоги в этом не признаются, официальная версия — система оценки знаний стала чуть более лояльной, со скидкой на сложившуюся ситуацию. Однако отличников и хорошистов в школах оказалось больше. «В 4 раза выросло количество отличников (по словам классрука на собрании)», — сообщили нам админы группы «Поборы в школах и детсадах» в соцсети «ВКонтакте», которая традиционно освещает проблемы образования в татарстанских школах.

«Могу сказать, что отличников в четвертой четверти станет больше, чем в третьей», — соглашается Дергунова. Она говорит, что в разговорах между учителями мелькали мысли о том, что «нельзя еще сильнее давить на психику ребенка в такой ситуации», и при выставлении оценок педагоги «могли стать менее категоричными». 

«Первое время двоек мы не ставили вообще. Если задание не сделано, связывались через классного руководителя с учеником, он все равно досдавал, но позже», — говорит ее коллега из Иннополиса, но добавляет, что завзятым двоечникам это все равно не помогло — как были неорганизованными, так и остались.

Шмаков отмечает любопытный парадокс: часть учеников школы «СОлНЦе», которые раньше учились средне, стали заниматься «просто блестяще». «Оказалось, что им школа мешала учиться! Видимо, сказывалось общение с детьми и прочие отвлекающие факторы», — рассуждает директор школы. 

На селе обнаружилась обратная картинка. Дивные виды пробуждающейся природы напрочь отвратили школьников от учебы. «В классе успеваемость снизилась — те, кто мог получить пятерку, закончили год с четверками. Хотя мы задавали домашнее задание в конце уже просто для галочки — только для того, чтобы они хоть что-то делали», — эмоционально рассказывает учительница одной из школ из пригорода Казани. Кстати, она оказалась единственной, кто честно признался: педагогов действительно просили двойки не ставить, обосновывая это так: «Мало ли, у человека проблемы со связью, а мы ему рубим оценки». «Но мы все равно ставили, иначе вообще никто ничего бы не присылал. А если ребенок не отправляет ничего — как ему оценки ставить?» — удивляется преподаватель.

урОК 7: «Отсутствие живого общения со сверстниками — самая негативная часть «дистанта»

При обучении дома дети лишаются социализации При обучении дома дети лишаются социализации Фото: pixabay.com

Эксперты отмечают, что во многом нагрузка перешла с учителей на родителей, а это не есть хорошо. Далеко не все родители, во-первых, обладают хоть какими-то педагогическими талантами, во-вторых, способны выкроить в своем рабочем графике достаточно времени для работы с детьми. «Какой родитель за время вынужденной изоляции будет садиться и изучать книги по педагогике?» — удивляется председатель совета директоров школ России, заслуженный учитель России Яков Турбовской.

Дергунова же, напротив, считает, что родители из-за загруженности порой «забывают о своих правах и обязанностях, отдавая детей, скажем так, на воспитание учителям». Теперь она довольна, что хотя бы пандемия заставила родителей больше общаться со своими чадами и помогать им.

Есть и такой отрицательный психологический эффект, что при обучении дома ребенок лишается социализации. Петров уверен, что дети должны обучаться вместе, а во время «дистанта» они были этого лишены. «Дети на онлайн-занятиях говорили, что хотят вернуться в свои классы, им этого очень не хватало. Отсутствие живого общения со сверстниками — самая негативная часть „дистанта“», — соглашается с ним директор 170-й казанской школы.

Наконец, еще один негативный фактор — это здоровье учеников. «Маленьким детям нельзя много сидеть за компьютером, нельзя нагружать зрение, а сейчас в большинстве школ четвероклассники проводят по 6 часов за телефоном и ноутбуком — это ужасно вредно. Мало у кого дома стоит нормальный экран. Об этом Роспотребнадзор многократно писал до эпохи коронавируса, а сейчас все закрыли на это глаза», — обращает внимание директор школы «СОлНЦе».

урок 8: «Обычная школа перестала быть «районной» — она стала глобальной»

В удаленном режиме ученик из любой точки страны получает неограниченный доступ к самому лучшему образованию В удаленном режиме ученик из любой точки страны получает неограниченный доступ к самому лучшему образованию Фото: JEAN-CHRISTOPHE BOTT/TASS/EPA

Почти все опрошенные нами учителя уверены, что получить «полноценное образование в режиме „дистанта“ в том виде, в котором он есть сейчас, невозможно». Но нет худа без добра. Эксперты находят и ряд положительных моментов, которые привнесло дистанционное обучение в российскую школу с ее слегка застаревшими методами. 

«Для меня и для школы это хороший опыт. Круто, когда ты можешь связаться с детьми в любой момент, вести уроки в любую погоду, даже если будет минус 30», — радуется педагог из Иннополиса. Также возможности «дистанта» выручают, если ребенок по той или иной причине не может прийти в школу. В этом случае можно записать урок и просто отправить ему видео. Школьники могут учиться в удобное для них время и в комфортном месте. Дистанционная форма пригодна и для детей, имеющих особенности здоровья.

Радует и то, что компетенции педагогов с точки зрения работы в информационном пространстве заметно повысились, продвинулись их технические навыки, были освоены новые образовательные платформы. «Обычная школа перестала быть „районной“ — вдруг стала глобальной. Она уже сейчас конкурирует со многими платформами за внимание своего ученика», — говорит руководитель казанского филиала образовательного проекта «Школа 21» Айрат Хасьянов.

Дистанционная форма обучения дает детям важный навык — умение брать на себя ответственность, считает он. «При очной форме ребенок или взрослый находится в организующих рамках. Обучаясь онлайн, школьник самостоятельно должен спланировать свое время, рабочее место, последовательность выполнения заданий и уроков», — отмечает Хасьянов.

«Из положительных моментов я бы отметил то, что появляется возможность распределения объемов материала, который доводится до школьника, — считает Петров. — Обычно на каждого ребенка в классе хватает всего по несколько минут учительского внимания, а в „дистанте“ есть возможность больше подключить каждого ученика к самостоятельной работе».

Еще один плюс — это экономия времени, которое тратится на дорогу в образовательное учреждение и ожидание родителей после школы. Это время ученик может потратить на получение дополнительных знаний или же на отдых. Плюсом «дистанта» является и то, что учащийся может пересматривать пройденный материал, ставить запись на паузу, иметь под рукой справочные материалы. Для учителей также имеется удобство — платформы автоматически оценивают знания, причем сразу с указанием на ошибки. Так что педагогам не нужно портить зрение, разглядывая школьные каракули.

Наконец, в удаленном режиме ученик из любой точки страны получает неограниченный доступ к самому лучшему образованию. Достаточно найти и прослушать лекции известных специалистов, заслуженных учителей, которые сейчас размещаются в бесплатном доступе, в том числе и на сайте минпросвещения РФ.

урок 9: большинство так и не открывают онлайн-курсы, которые сами же оплатили

Необходимые составляющие хорошего дистанта: высокоскоростной интернет, оснащение, платформа и ПО, формирование контента и обучение и вовлечение в процесс учителей, школьников и родителей Необходимые составляющие хорошего дистанта: высокоскоростной интернет, оснащение, платформа и ПО, формирование контента и обучение, а также вовлечение в процесс учителей, школьников и родителей Фото: © Евгений Одиноков, РИА «Новости»

Каким должен быть «дистант» в идеале, мы спросили у наших экспертов. Нурутдинов приводит в качестве положительного примера работу Московской электронной школы (МЭШ) — практика дистанционного обучения предсказуемо развита в столице. На сайте организации указано, что она охватывает уже почти 1,5 тыс. зданий школ, а хотя бы частично ее используют 55 тыс. учителей. Вот основные необходимые составляющие хорошего «дистанта»: доведение высокоскоростного интернета до школы, оснащение внутри образовательного учреждения, выбор платформ и ПО для учебного процесса, формирование контента, а также непосредственно обучение и вовлечение в процесс учителей, школьников и родителей.

Вместе с тем эксперты отмечают, что даже самый лучший «дистант» будет эффективным только при высокой степени самоорганизации обучающегося. По статистике, даже среди взрослых всего 3% слушателей онлайн-курсов проходят обучение до конца, а большинство так и не открывают онлайн-курсы, которые сами же оплатили. 

Другой (не самой приятной) особенностью онлайн-образования, которую отмечают наши собеседники, является то, что оно в основном все же шаблонное и нацелено на усредненный уровень. Часто ученик не успевает за программой или она, наоборот, кажется ему слишком простой, а у учителя при этом меньше возможностей повлиять на ход урока. В то же время возможность слишком широкого выбора в образовательном процессе приводит к тому, что не всегда учитель или школа останавливаются на понятных и доступных учебниках и программах, так что, возможно, выходом будет разумно унифицированный электронный учебник.

Нурутдинов уверен, что даже при «дистанте» обычные школы не должны быть исключены из образовательного процесса. «Школы все равно должны сохраняться в качестве неких институтов, куда дети приходят и что-то делают. К тому же вести уроки однозначно лучше из школы, чем из дома: имеется нужная атмосфера, оборудование, материалы. Наконец, есть коллеги, которых можно привлечь по тому или иному вопросу», — уверен глава «Таттелекома». Возможно, даже во время событий, подобных нынешним, есть смысл все же организовывать присутствие учителя в школе, ведь если педагог один в классе, то социальное дистанцирование сохраняется в полной мере.

В качестве примера хорошего дистанта можно привести опыт Международной школы Казани. Там и до эпохи коронавируса все пользовались мобильным приложением Seesaw (правда, платным), где конструируются и аккумулируются учебные задания, а начиная с 5-го класса ученики носят с собой ноутбуки. «Мы считаем, что у нас и так процессы хорошо выстроены: по субботам мы не учимся, коммуникации с родителями успешно происходят через электронные системы, родительские собрания проводятся только для тех, кому нужно, часть совещаний и так проходила в онлайн-формате», — говорит Гафиятуллин.

Однако есть определенные медицинские требования, под которые пришлось подстраиваться. Например, первокласснику нельзя проводить за компьютером более 30 минут, а учитель каким-то образом должен провести в онлайн 5–6 уроков по 45 минут. «На время „дистанта“ мы построили учебный процесс следующим образом: по 15 минут идут уроки, а во второй половине дня учителя доступны для индивидуальных консультаций. Мы ждем, чтобы дети связались с нами и обсудили ту часть темы, которую они не поняли», — рассказал руководитель школы. При этом Гафиятуллин уверен, что дистанционное обучение не может заменить школьного образования. 

Шмаков согласен, что целиком дистанционное обучение без личных встреч учителя с учениками неэффективно. «Вот если учитель провел очно пять уроков, а шестой перенес в „дистант“ (допустим, если заболел, уехал или тема урока какая-то особенная, которую показать можно только в Африке) — это работает. Должна быть „химия“ между тем, кто учит, и тем, кто учится. На какое-то время данный контакт можно машиной заменить, но не навсегда. Сейчас — после „коронавирусного“ стресс-теста — интеграция офлайн- и онлайн-обучения пойдет быстрее», — рассуждает директор школы «СОлНЦе».

«Идеальная форма обучения — это очная индивидуальная или смешанная, когда онлайн-активности сочетаются с очными практиками, а у каждого ученика своя индивидуальная траектория обучения», — говорит Хасьянов. По его мнению, такой вариант может быть великолепным решением для малокомплектных школ.

«Идеальное дистанционное образование должно быть мобильным, максимально персонализированным, технологически оснащенным, основанном на диалоге и, разумеется, дополненным личными и групповыми контактами. Но нужно уйти от иллюзий, что школа — это единственное место, где чему-то можно научиться. На самом деле образовывает не только школа, но и весь окружающий мир», — считает Рачевский.

урок 10: «Если не внедрим практики «дистанта» в традиционное образование, то будем полными идиотами»

«Все слухи и вбросы о том, что дистанционное образование полностью заменит и вытеснит очное, что будут закрыты традиционные школы и университеты, рассматриваю как откровенную провокацию», — заявил Владимир Путин «Все слухи и вбросы о том, что дистанционное образование полностью заменит и вытеснит очное, что будут закрыты традиционные школы и университеты, рассматриваю как откровенную провокацию», — заявил Путин Фото: kremlin.ru

Так стоит ли забыть о «коронавирусном» «дистанте» как о страшном сне или отработанные в ходе него практики все же стоит привнести в систему традиционного образования?

Сельская учительница в шоке даже от мысли о повторении эксперимента. «Кто-то из власти сказал же, мол, у нас так замечательно „дистанционка“ работает, давайте ее узаконим. Такое решение было бы направлено против нации, чтобы окончательно отупить людей», — констатирует она. Но беспокоиться не о чем: во время недавнего совещания по проблемам образования президент РФ Владимир Путин четко сказал, что «цифра» и телекоммуникации не заменят живого общения учителя и ученика. «Все слухи и вбросы о том, что дистанционное образование полностью заменит и вытеснит очное, что будут закрыты традиционные школы и университеты, рассматриваю как откровенную провокацию», — заявил Путин.

Петров считает, что достойные для подражания практики «дистанта» стоит поискать в скандинавских странах. Эти государства технологически хорошо развиты, у них относительно небольшое население проживает на больших расстояниях друг от друга. «Имеющиеся программы нужно переработать, разделить: где для преподавания необходимо непосредственное участие учителя, а где оно необязательно и ученик может сам освоить материал. Эту вторую часть и стоит переводить в режим „дистанта“», — считает известный лингвист. В России примером дистанционного образования он назвал проект «Онлайн гимназия №1», в котором обучение могут проходить школьники с 5-го по 11-й класс и в конце учебы получить аттестат государственного образца.

Рачевский говорит, что, поскольку главной загвоздкой эксперимента стало отсутствие современных электронных учебников, впредь нужно сильнее развивать это направление. «Технология дистанционного обучения от нас, к счастью, не уйдет, даже если не будет никаких эпидемий. Но мы оказались в ситуации „мобилизационной инновации“, когда обстоятельства быть изолированными вызвали к жизни такие технологии, способы и дидактики. В обычной ситуации я не знаю, сколько бы лет потребовалось, чтобы всем этим овладеть, — рассуждает ученый. — Если мы не внедрим какие-то практики „дистанта“ в традиционное образование, то будем полными идиотами». Он уверен, что в традиционной школе ученики перегружены не информационными потоками и знаниями, а тем временем, которые они тратят на «высиживание» в образовательном учреждении и гигантские объемы домашних заданий.

«Из „дистанта“ в традиционное обучение надо перенести такую практику, как самостоятельное познание нового материала с использованием современных технологий. Если посмотреть на первую сотню самых выдающихся людей XX и XXI столетия, то большая часть из них как раз „продукты“ такого подхода к обучению, например Лев Толстой, Альберт Эйнштейн, Сергей Королев», — заключает Рачевский.

Хасьянов считает, что из «дистанта» в очную форму образования можно перенести инструменты совместного творчества, когда дети за компьютерами или планшетами вместе выполняют какие-то задания. Учитель может периодически включать экран одного ученика или другого даже на очном занятии в классе, используя проектор или большой экран. При этом в классе может происходить живая коммуникация, дополняющая совместную деятельность школьников на платформе типа Miro.

Формат групповых домашних заданий поможет сделать выполнение скучной домашки более увлекательной. «Дети получат опыт командной работы, а обучающие взаимодействия переносятся во внеклассную работу. Разумеется, не следует полностью отказываться от индивидуальных заданий», — говорит Хасьянов.

«Некоторые практики „дистанта“ мы будем использовать и дальше. Я, например, для себя совершил открытие, что правильнее родительские собрания проводить в Zoom», — отмечает Шмаков.

В качестве итога хочется привести слова главы «Таттелекома». Нурутдинов уверен, что со временем образование «неминуемо разделится на цифровое и классическое», как в изобразительном искусстве: кто-то пишет картины маслом, а кто-то занимается компьютерной графикой. «На мой взгляд, через три-пять лет адаптивные системы образования будут конкурировать со средним учителем. Роль учителя окажется скорректирована в сторону воспитания, мотивации, контроля, — говорит Айрат Рафкатович. — Технологии VR (виртуальная реальность — прим. ред.) сейчас обеспечивают глубочайшее погружение и позволяют даже приобретать социальный опыт — в свое время Сбербанк их использовал, чтобы тренировать сотрудников выступать перед аудиторией. Да, сейчас технологии очень дорогие, но со временем будут все дешевле».

В общем, недалек тот день, когда в виртуальном классе виртуальный учитель станет преподавать виртуальным ученикам, но вряд ли это выйдет за рамки особо продвинутых методик обучения для избранных.

Ваши дети во время «дистанта» учились или только вид делали?
28%Это профанация, практика дистанционного обучения должна быть запрещена
5%Если обеспечить всех учеников и учителей ноутбуками или планшетами, «дистант» постепенно вытеснит очное обучение
34%На случай форс-мажора дистанционное обучение возможно, но только ограниченное время
33%Учиться надо в школе, но какие-то элементы онлайн-образования внедрять необходимо
Прием голосов по опросу закрыт
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (157) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
1.06.2020 08:21

Минобр РФ полностью провалил дистант
Нет единой платформы
Школьники в Кургане вынуждены были выезжать на федеральную трассу делать уроки, потому что только там есть интернет
Каждый регион выживал сам
Единого командования нет
Позор

  • Анонимно
    1.06.2020 08:03

    Наверное, кому как, но я бы предпочел, чтобы мой ребенок отучился в школе, а на дистанте.

    • Анонимно
      1.06.2020 08:21

      Согласна на 100%. Мы еще не готовы к постоянной удаленной учебе. Самоорганизация нужна на порядок другая. С детского сада надо детей готовить в бОльшей самостоятельности.

      • Анонимно
        1.06.2020 08:43

        Идея дистанта сама по себе хорошая, разумная. Правда, с некоторыми "но".

        • Анонимно
          1.06.2020 09:10

          Россия на 94 месте в мире по финансированию образования
          Среди африканских стран
          Соотвественно и результат такой же
          Иного ждать глупо

          • Анонимно
            1.06.2020 15:44

            На первом месте - Куба, потом идут Вануату и Лесото. США позорно ниже Малави и Свазиленда.

        • Анонимно
          1.06.2020 09:22

          Ничего хорошего. Сразу видно, вы не имели этого счастья. Посидите с учеником часов 8-10 тогда узнаете. Еще и оценки не получите за проделанную работу.

          • Анонимно
            1.06.2020 13:22

            Не у каждого ребёнка есть ноутбук, им что делать?

            • Анонимно
              1.06.2020 15:45

              Не у каждого ребёнка есть авторучка. Пора изымать детей из нищих семей?

        • Анонимно
          1.06.2020 13:11

          08.43 Идея дистанса порочна в своей основе .. Интересно посмотреть на Вас вживую - вы существуете.. Некоторые "но" даже нашли в этом маразме и будущем без образованных людей. Не родственник (ца) Грефа?

      • Анонимно
        1.06.2020 12:13

        Вот это правильно. Не перекладывать свои родительские обязанности ни на школу, ни на государство.

        • Анонимно
          1.06.2020 12:50

          может ты уникальный родитель и твои дети получат отличное образование. Но как твоим детям потом жить среди огромного количества людей не получивших хорошего образования???? Кого будешь винить? Первый будешь голосить куда государство смотрело!!!!

          • Анонимно
            1.06.2020 14:58

            Так и сейчас уже есть неравенство между детьми, школа - это дело десятое!

    • Анонимно
      1.06.2020 08:21

      Минобр РФ полностью провалил дистант
      Нет единой платформы
      Школьники в Кургане вынуждены были выезжать на федеральную трассу делать уроки, потому что только там есть интернет
      Каждый регион выживал сам
      Единого командования нет
      Позор

      • Анонимно
        1.06.2020 08:46

        Согласен! Минобр и Минцифра РТ тоже провалили, где оргвыводы, где отставки?

        • Анонимно
          1.06.2020 09:04

          Тяжелое наследие Васильевой
          Вместо того что бы религии в школы тащить надо было ноутбуками школы обеспечивать
          Министр вредитель

          • Анонимно
            1.06.2020 10:12

            что, за три года она разрушила "самое лучшее" образование в мире?)
            наше образование губят уже давно и очень успешно, так что не в Васильевой дело.

          • Анонимно
            1.06.2020 10:40

            Руковрдителям регионов нужно знать ситуации в семьях. Это их политика и экономика.

          • Анонимно
            1.06.2020 11:50

            Причём тут Васильева? Она всего лишь продолжала то, что начали в 1991 году. Было советское образование. Одно из самых лучших в мире. Стало российское. Одино из худших.

        • Анонимно
          1.06.2020 10:29

          08:46 лошадей на переправе не меняют. ))

          • Анонимно
            1.06.2020 14:17

            Во первых не лошадей, а коней. Чувствуете разницу? Во вторых, где переправа то? Мы так живем всегда!

        • Анонимно
          1.06.2020 10:33

          А минобрРТ разве самостоятельная организация и может выдвигать требования? С чего это они "все провалили", если у них ни денег, ни средств, ни прав нет?

          • Анонимно
            1.06.2020 11:19

            10.33 Ах ты батюшки.. как только говяшки бросать в сторону федерального центра, так.. А как отвечать за собственную бездарную работу, так сразу нет прав, нет возможностей.. Удобно... А зачем тогда вы тут со своими местными министерствами вообще нужны. ? Зачем министерства содержать если они (якобы) ничего на местах не решают?

            • Анонимно
              1.06.2020 12:27

              Речь не про Татарстан
              По всей России провал
              Полный

              • Анонимно
                1.06.2020 15:43

                В то числе и речь о татрстан. О нашем минобр непосредственно. Вовремя подтянуться - никак

              • Анонимно
                1.06.2020 17:06

                Статья именно о проблемах в Татарстане. Идёт "разбор полётов" по Татарстану.

                • Анонимно
                  2.06.2020 15:04

                  17.06. А Татарстан с каких пор стал самостоятельным в вопросах образования? Вы,случайно, РФ с ФРГ не перепутали? Это там каждая фед.земля имеет собственные права и обязанности в вопросах образования, а в РФ -жесткая централизация. Значит, виновата фед власть, раз не смогла наладить нормальное дистанционное образование по всей стране.

          • Анонимно
            1.06.2020 11:37

            В смысле у минобр РТ нет денег. А куда они деваются? Посмотрите на каких они машинах катаются. Если убрать хотя бы одну машину, а это сама машина + з/плата водителя + бензин + мойка + постоянное ТО и так по мелочи, то набегает огромная сумма, на которую можно по несколько ноутбуков ежемесячно покупать. Также много чего хорошего сделать. Вы посмотрите какими ручками они пишут, и всё покупается не за личный счёт. Так что деньги есть, только куда их тратят, вот в чем вопрос.

          • Анонимно
            1.06.2020 12:27

            Васильеву хоть в глаза все видели, фамилию ее знали, в регионах она не раз была, а что вы про нового министра образования РФ знаете? Ничего! Возможно при Васильевой и дистант лучше бы был организован!!!

      • Вы правы. Из высших учебных заведений вышли на дистант только 25 процентов!
        В КФУ дистанционка пошла и проходит на достаточном уровне.

        • Анонимно
          1.06.2020 21:19

          Ну откуда вы знаете? Объяснитесь. У нас в вузе все нормально. Даже двоечники подтянулись. Со словами - можно и ночью делать контролки.

      • Анонимно
        1.06.2020 10:39

        Минобр РФ при чем?
        В регионах 85 умных голов и при них куча замов за бюджетные деньги.

        • Булгарин
          1.06.2020 11:53

          А тогда Минобр РФ для чего нужен? Может там куча замов за бюджетные деньги? Не приходило в голову?

          • Анонимно
            1.06.2020 13:53

            Хорошо, тогда напишем им, чтобы промониторили наличие средств для дистанта и качество/доступность связи

          • Анонимно
            1.06.2020 15:45

            Зачем минобр татарстана вообще нужен? Куча зам замов. У нашего народе нет социалки, а тут бездарное министерство

            • Анонимно
              1.06.2020 17:07

              А кто это ваш народ?
              Уточните?
              По социалке Татарстан первый в ПФО, 12й в России

              • Анонимно
                1.06.2020 17:37

                Я рыдаю! Оказывается, мы первые в ПФО! С конца, что ли? В Ульяновске бесплатный проезд для школьников, если что! А у нас даже проездных нет!

                • Анонимно
                  1.06.2020 21:40

                  Первый в ПФО
                  Ульяновск 10й

                  • Анонимно
                    1.06.2020 23:01

                    Ульяновск - 10-й! И есть бесплатные проездные школьника!!! Наш школьник заплатит по полной! Все что надо знать про заботу о наших детях

      • Анонимно
        1.06.2020 11:17

        08.21 При чем тут Мин обр РФ? Вы в суверенной же республике живете, чем в других комментариях так гордитесь...Здесь свое министерство со своим целым министром.. Что и кто мешал организовать работу более успешно , чем в других регионах.. или в целом по стране?

        • Анонимно
          1.06.2020 11:49

          Вопросы образования в России и минобр РФ не при чем?
          Зачем тогда он нужен
          Закрыть его, и пусть вопросы образования решаются в регионах
          И деньги распределить по регионам

          • Анонимно
            1.06.2020 15:47

            КАК раз местечковый минобр совсем ни к чему. И при чем минобр? Объединить надо наш минобр и мин сельхоз. Руководство все равно одно, оптимизация напрашивается

            • Анонимно
              1.06.2020 17:08

              Российский минобр по дистанционке ничего не смог сделать
              Развел руками и сказал регионы разбирайтесь сами

              • Анонимно
                1.06.2020 21:20

                И наипервейший смог разобраться? НЕТ, НЕ смог

                • Анонимно
                  2.06.2020 15:06

                  21.20. Так ему по рукам постоянно дают за самостоятельность, вот и отбили желание что-то делать.

        • Анонимно
          1.06.2020 11:50

          В РТ организовано лучше чем в среднем по России

        • Анонимно
          1.06.2020 11:53

          Да какая суверенная республика))). Не обращайте внимание на этот бред. Мания величия.

        • Булгарин
          1.06.2020 11:54

          С каких пор тут живут в суверенной республике? Дурака не включайте. Тут даже свой родной язык без приказа из Москвы изучать не могут.

          • Анонимно
            1.06.2020 15:48

            Ты там в германии с немцами учи татарский. Возьми на себя такое приятное дело

      • Анонимно
        1.06.2020 12:51

        Зато страна строит стратегические ракетоносцы. Вы уж определись что хотите: или показать всем кузькину мать, или жить по-человечески.

      • Анонимно
        2.06.2020 09:54

        Похоже Вы не имеете представления, что такое единая платформа и дистант. Про РЭШ не слышали?

    • Анонимно
      1.06.2020 08:39

      Если есть, с кем ребенку сидеть, и он достаточно организован, дистант может быть эффективным.

      • Анонимно
        1.06.2020 09:39

        много ли вы видели "достаточно организованных" детей? вот чтобы совсем без родительского и учительского контроля сами выполняли всё? разве что в 11 классе, когда егэ на носу.

      • Анонимно
        1.06.2020 10:13

        а если нет, то пусть потом идет работать дворником?

      • Анонимно
        1.06.2020 12:49

        Тот, кто сидит, должен быть учителем тогда, а не дворник, рабочий, строитель, кассир из пятерочки

        • Анонимно
          1.06.2020 21:58

          Рабочим тоже нужно хорошее образование.У наших рабочих где я работаю,у многих высшее образование.И совсем не для галочки.Сложная техника, сложные системы.Где прежде чем браться за что то руками,надо 100 раз подумать головой.Прочитать десятки схем, инструкций, тех процессов.

          • Анонимно
            2.06.2020 08:49

            21:58
            У вас, получается, рабочие работают самостоятельно сами по себе? Над ними нет мастеров, инженерных работников, которые и должны прежде всех читать схемы, инструкции, техпроцессы? Потом доводить ЭТО до "работяг", потом строго контролировать процессы?

      • Анонимно
        1.06.2020 12:52

        Очередной "тЭоретик". Свои дети есть, или только по книжкам знаете об их существовании? Ребенка младших классов невозможно (!) заставить учиться на дистанте без постоянных семейных скандалов, ругани, траты нервов с обеих сторон.

        • Анонимно
          1.06.2020 15:47

          Учителя заменить ботом по рассылке заданий, а его зарплату отдать родителям.

    • Сейчас в Институте психологии и образования КФУ проходит международный форум по педагогическому образованию. Проходит дистанционно. Главная тема - дистанционное образование. Форум превратился в интернет-лабораторию. Актуально! Педагогам советую посетить. Зайти на сайт КФУ. Форум будет проходить до 9 июня.
      Приглашаю к себе на секцию "Буллинга и травли в образовании" 5 июня в. 15.30. Обещаю, что будет полезно и интересно!

    • Анонимно
      1.06.2020 11:15

      Вывод тут только можно один сделать: не готовы оказались.. От слова совсем. И еще, и еще раз: образованием должны руководить профессионалы, а не назначенцы из числа родственников и знакомых, которых перебрасывают в качестве "успешных администраторов, или "кризисных управленцев". Полный провал дистанционного эксперимента..

      • Анонимно
        1.06.2020 12:06

        Ну а с какой вот стати все должны были быть готовы к такому всеобщему карантину. Кто нибудь из вас предупредил лет за пять минобр, чтоб подготовили всё к возможности обучать детей на удаленке? Хотите чтоб за пару дней после решения правительства все школы как по маслу вдруг стали готовы обучать детей по интернету. Ещё полгода назад за такую идею освистали бы любого. И без того дети по дурости сутками сидят в интернете, вы хотите чтоб это уже теперь стало их обязанностью.

      • Анонимно
        1.06.2020 15:48

        Образованием должны руководить родители. Им же отдать зарплату директоров школ и прочих бездельница.

    • Анонимно
      1.06.2020 12:03

      Обучение и воспитание (о нём в нынешних реалиях уже практически не говорят) возможно только при живом человеческом общении. Человеку нужен человек. В любой школе во все времена, именно через живое общение, через слово, через учителя к ученику приходило знание. Книга в этом случае тоже является посредником между учителем и учеником, не говоря уже о современных гаджетах. Как говорят, благими намерениями вымощена дорога в ...
      Может к месту, может нет, слова Анны Ахматовой, но что-то вспомнилось.

      Анна Ахматова
      Мужество
      Мы знаем, что ныне лежит на весах
      И что совершается ныне.
      Час мужества пробил на наших часах,
      И мужество нас не покинет.

      Не страшно под пулями мертвыми лечь,
      Не горько остаться без крова,
      И мы сохраним тебя, русская речь,
      Великое русское слово.

      Свободным и чистым тебя пронесем,
      И внукам дадим, и от плена спасем
      Навеки.

      1942 г.

      • Анонимно
        1.06.2020 12:29

        Это вы к чему?

      • Анонимно
        1.06.2020 12:57

        Ой, да ладно. У меня знакомые в прошлом году 11 класс заканчивали, так дочка даже в школу перестала ходить, поскольку все равно все сидели с репетиторами к ЕГЭ готовились.

    • Анонимно
      2.06.2020 00:40

      Для тех кто и раньшеучился, а не балду гонял, дистант никакой особенной роли не сыграл. Мотивированные на учебу дети не нуждались в контроле родителей. Спецшколы, лицеи, гимназии не нуждались в мотивации своих учеников принять новый вызов времени.

  • Анонимно
    1.06.2020 08:05

    С кем будет сидеть ребенок на дистанте? Тут нужны другие заработки, чтобы ещё и няню содержать.

    • Анонимно
      1.06.2020 09:04

      Еще один плюс — это экономия времени, которое тратится на дорогу в школу и ожидание родителей после школы. Это время ребёнок может потратить на получение дополнительных знаний или же на отдых
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/470431
      вот вот,встал в туалет .поел и сразу к компу,ходить не надо даже,дышать воздухом необязательно,больше знаний за единицу времени! Вместо физры-больше математики! опять плюс! На выходе получим сгорбленного старикашку в очках с плюс 10,но головастого ,с тонкими ножками,бледного и рюкзачком за спиной для планшета чтобы в туалете время не терять зазря

      • Анонимно
        1.06.2020 09:49

        Вообще все хорошо в меру, и уж если сравнивать, то физ. культура всего 1 раз в неделю

    • Анонимно
      1.06.2020 12:59

      Дистант наконец то сорвал маски. Стало понятно, что кто хочет учится, тот учится, а кто просто 11 лет в школе сидит, тот и дома просто сидит. Пока в обществе не будет запроса на знания, образование так и будет плестись в хвосте. С медициной тоже самое.

      • Анонимно
        1.06.2020 15:50

        Запрос на знания массовым не бывает. Фрики - это меньшинство.

  • Анонимно
    1.06.2020 08:06

    Все должно быть в меру. Можно основное время учиться в школе, а допом, вечером и с родителями - онлайн. Иначе никак как ребенок будет социализироваться онлайн, без живого общения?

  • Анонимно
    1.06.2020 08:08

    Дети татарстанской элиты? Это те, чьи родители из районов республики в Казань понаехали?

    • Анонимно
      1.06.2020 11:58

      Ну типа да. В Казань приехали в фуфайках и валенках на рейсовых автобусах. Сейчас пересели на лимузины и вертолёты))

  • Анонимно
    1.06.2020 08:15

    Дистант для бедных
    Учитель для богатых

  • Анонимно
    1.06.2020 08:17

    Если бы учиру меньше зависало, неплохо было б.

  • Дистант как и самоизоляция с СМС- это проверка системы для внедрения ее в будущем.

    1) Бесплатным образованием будет 3 класса церковно приходской школы - это без иронии.
    2) для избранных будут частные школы, где будут готовить для поступления в лучшие Универы страны. (Их останется не более 10) и вузы мира.
    3) для охраны газонефтекачек , для отверточной сборки образования не надо.
    Для вождения трактора и комбайна так же.
    Доярке и конюху тем более.

    45% никак не хотят и упорото это не собираются понять!!!

    Следующие 12 лет нас окончательно к этому подведут!

    Добавлю:

    - мэдрэсе до 3 классов;
    - вузов в этой стране не останется;
    - трактористов , комбайнеров , конюхов не будет- будут роботы и беспилотники.
    - врачи будут доступны для элиты, остальных будут лечить роботы или знахарки.
    - из промышленности останется только добыча и самая грязная переработка с максимальным уровнем автоматизации.

    Дальше сами додумывайте зачем нужна обязательная вакцинация..

    Этого частично можно избежать если не обнулять....

    Дальше минусуйте..
    Если живы будем вернемся к этому вопросу чз лет 7-10.

    • Анонимно
      1.06.2020 11:41

      Вы повторяетесь. Из темы в тему. 2-й день. Тест как под копирку. Не интересно, хоть отредактируйте и что-то новенькое добавьте.

      • я свое повторяю, не ваше.

      • новенькое вы скажете на ширме голосовании по поправкам.

        • Анонимно
          1.06.2020 14:37

          Не хамите. По себе людей не судят!
          На голосовании я скажу то, что думаю, а не то, что вам приказывают.
          Копировать один текст из статьи в статью много ума не надо. Начинайте думать своей головой. Пригодится.

          • вы уже 20 лет думаете, как бы думаете..
            поэтому так и живет народ.
            и где Вы увидели хамство, уважаемый.?

          • Анонимно
            1.06.2020 15:55

            14.37 На голосовании твой голос посчитают как надо, в угоду тому, кому надо. Так для интереса, кто это у нас что то своей головой думает? Никого не видно. Одни сладкие пиар речи

  • Команданте
    1.06.2020 08:23

    Я бы предложил проводить дистанционно неделю в зимние месяцы: эпидемия гриппа опять же в это время гуляет, учителя будут привыкать работать по дистанционке и про очное обучение не забудут.
    А уж родительские собрания по Зуму - это сам бог велел, тащиться после рабочего дня в школу, сомневаюсь, что кто-то на них с удовольствием ходит

    • Анонимно
      1.06.2020 09:02

      Собрание по зуму, это чудо! Захотел, выключил, захотел делами занялся - это просто ПРЕКРАСНО! А уж "встретиться с учителем после уроков" я себе больше никак иначе не представляю!

  • Анонимно
    1.06.2020 08:33

    Буранова пора в отставку. Он совсем не технологичен, специфику школы не чувствует.

    • Анонимно
      1.06.2020 09:04

      Не Буранова, а Рафиса Бурганова. С остальным согласен на что процентов.

      • Анонимно
        1.06.2020 10:50

        Как же его в отставку,он же выпускник сельхозинститута,к тому же инженер механик,в отличие от бурганова фаттахов пару лет проработал ассистентом кафедры сельхозмашин,опыт в образовании был

      • Булгарин
        1.06.2020 11:55

        И кто у нас тут такой технологичный и чувствует специфику школы? Может вы?

        • Анонимно
          1.06.2020 13:23

          1.06.2020 11:5
          Булгарин, а Вы то тут причем? Мы свои дела в своей стране обсуждаем - мнения иностранцев не спрашивали. Вы для чего здесь?

  • Анонимно
    1.06.2020 08:50

    Если школах везде будет хороший доступ к интернету. труднее будет отказать в установке камер на выборах.

  • Анонимно
    1.06.2020 09:00

    Дистанционка, в целом, отработала. Не без проблем, но в целом норм. На мой взгляд, было бы не плохо сделать один день в неделю дистанционным, лучше субботу. Это и тренировка и экономия времени.

    • Анонимно
      1.06.2020 09:32

      И учителям давно перестать быть ретроградами. 21 век а им все кто-то должен прийти, настроить компьютер, за них поискать в сети... Это что за безобразие!

    • Анонимно
      1.06.2020 09:56

      Все было хуже не куда.

      Я будучи на самоизоляции следил за этой дистанционкой. За все время было всего несколько уроков с живым общение учителя и учеников, все остальное это выдача заданий для самоподготовки и решение тестов на чужих платформах.

      Минобр Татарстана полностью провалил дистант.

    • Анонимно
      1.06.2020 11:04

      9.00 дети должны учиться в школах,как же без общения,как же потом жить если они не умеют общаться?

      • Анонимно
        1.06.2020 13:24

        Ваш ребенок не может выйти на улицу после дистанционного обучения? или после онлайн уроков не сможет сходить в бассейн, и там пообщаться с детьми?

      • Анонимно
        1.06.2020 13:24

        а с Вами ребенок вообще общается?

  • Анонимно
    1.06.2020 09:02

    Можно основные предметы традиционно в школе, факультативные дистанционно из дома по пятницам

  • Анонимно
    1.06.2020 09:03

    Соглашусь с вариантом род собрания в зум. Удачный вариант. Возможны элементы дистанта в части лекций ведущих вузовских педагогов по отдельным темам отдельных предметов в старшей школе.

    • Анонимно
      1.06.2020 09:36

      это был единственный плюс - никогда раньше не было таких коротких собраний по существу ))

      • Анонимно
        1.06.2020 11:49

        8 мин собрание (засекала). Я думаю -это рекорд. 9 класс.
        Тема: подготовка к ОГЭ.
        3-4 мин перекличка.
        4-5 мин СУТЬ: Завуч - ничего не знаем, когда узнаём, сообщим.
        Всё- конец.
        Зачем собирались, никто из родителей не понял. Тк все реальные постановления узнавали из СМИ. Видимо для отчета в РОНО.

    • Анонимно
      1.06.2020 13:01

      Зачем сейчас с ватсапами родительское собрание???? Я в течение дня десятки сообщений от классной получаю. Что она мне может нового на собрании сказать???

      • Анонимно
        1.06.2020 13:30

        Она - ничего. Зато когда она тактично выйдет из кабинета, за дело возьмётся родкомитет.

        • Анонимно
          1.06.2020 14:56

          Этот комитет прекрасно делает свое дело в другом чате ватсапа.

  • Анонимно
    1.06.2020 09:17

    Мы, взрослые, понимаем и знаем: выучился и знать можно только самому! Но, если детей не принуждать/контролировать,то они и зубы чистить не будут.
    Все дело в потребностях мозга. Потребности у всех разные. Одни- в столовой на раздаче и вполне счастливы. Другие хотят дойти до самой сути.

  • Анонимно
    1.06.2020 09:27

    Почему учитель не в форме?

  • Анонимно
    1.06.2020 09:30

    Пытался решить пример из урока 4.
    В первой строке =52, а во второй уже =56.
    Очень нелепые ошибки изза удаленки!

  • Анонимно
    1.06.2020 09:32

    я мама выпускника. в субботу был последний звонок в зуме. это просто чудовищно! бесплатно 40 минут, 15 минут все подключались. Родители и дети сели перед экранами компьютеров в парадной одежде и ждали . Директор не смогла подключиться и 20 минут полного бреда и переключения от одного на другого. Итог: ребенок после отключения с полными глазами слез. Услышьте наши дети гуляют, общаются на улице все вместе ПОЧЕМУ???!!! нельзя сделать на школьном дворе 22 ученикам одному единственному классу линейку красивый последний звонок!!! БРЕД зашкаливает. Можно замуж выйти несколько раз и сыграть свадьбу повторно, можно перенести день рождения или отметить на следующий год НО!! последний звонок и выпускной. и еще вопрос к администрации города куда и как потрачены деньги налогоплательщиков запланированные на выпускной, алые паруса? Как наши дети будут отмечать выпускной? Так же как последний звонок? ПОЗОР!

    • Анонимно
      1.06.2020 11:59

      У нас в школе сразу поняли, что невозможно сделать в ЗУМе. Поэтому поступили проще, просто заранее раздали детям четверостишья и потом смонтировали. Учителя песенку спели. Я прослезилась. Хотя с вами согласна на 100%. Последний звонок можно было провести в школе. Все гуляют, все празднуют. Это не секрет. Собираются сами. А школа самоустранилась. Минобр не хочет за детей «воевать». Им и так хорошо. Прикрываются короной.
      Если бы местный минобр захотел, то сделал бы. Ведь вон как быстро штрафы ввели. Но это ведь последний звонок это для детей, а не для ...
      Очень печально.

    • Анонимно
      1.06.2020 13:02

      В чем проблема ученикам встретиться и побухать после эпидемии или в частном порядке?

      • Анонимно
        1.06.2020 15:25

        Директор школы и классный руководитель жестко и детям и родителям заявили что если вдруг где то что то организуют или просто на улице встретятся наши выпускники ТО! не допустят до ЕГЭ и не дадут аттестат. Мы понимаем что это не законно но лучше не рисковать!

  • Анонимно
    1.06.2020 09:33

    Я думаю, что коронавирус дал старт новому глобальном изменению мира. Как промышленная революция. Мир станет дистанционным. Можно будет из глухой деревни учиться в лучших школах (на самом деле у лучших учителей) , работать из любой точки мира в любое время. Только технический обслуживающий персонал останется на местах и небольшая часть научно-производственных предприятий. Прикольно будет.

    • Анонимно
      1.06.2020 13:04

      Пока не станет. Возможно когда нынешняя молодежь, выросшая в сети, станет родителями, мир действительно изменится, но пока у власти все еще люди, живущие идеалами совка.

      • Анонимно
        1.06.2020 15:54

        Куба! На первом месте в мире по расходам на образование.

  • Анонимно
    1.06.2020 09:35

    Не было одной платформы, приходилось работать на трех, не считая Зум. С каждой надо было разбираться. В каждой есть свои серьезные косяки. Особенно РЭШ, в которой одно неправильное движение мышкой - и ребенок получает снижение бала. Оценки там больше за владение компьютерной техникой, а не за знание предмета. Еще одна из проблем - контроль знаний. Родительский чат активизировался, раза в 3 больше вопросов и просьб сфоткать и выслать, что получилось. Давайте посмотрим правде в глаза - дистанционно учились в основном родители.

    • Анонимно
      1.06.2020 20:07

      О ,я физику выучила,всю за 7 класс).Интересный предмет оказывается.

  • Анонимно
    1.06.2020 09:44

    Нурутдинов он кто!? Его мнение в дистанционном образовании вообще никому не нужно (кроме него самого для увеличения продаж).

    • Анонимно
      1.06.2020 11:04

      Дистанционное образование невозможно без телекома, поэтому его мнение важно.

    • Анонимно
      1.06.2020 11:21

      А дистанционку кто обеспечивает? Вот если бы Нурутдинов комментировал содержание программ по школьным предметам и пр., действительно было бы странно )

  • Анонимно
    1.06.2020 09:46

    В общем практика показала, что организация никакая и дистанционного образования пока не существует.
    Но это не помешало Метшину заявить, что "не совсем на пять". По моему это называется вранье и лицемерие.

  • Анонимно
    1.06.2020 09:48

    Сначала из РОНО убрали букву Н ( народное ), теперь детей переводят на удаленку.... Дети должны общаться в процессе образования, нет?

  • Анонимно
    1.06.2020 10:00

    Дистанционка теперь такой же инструмент в руках людей. Это не значит, что дистанционным методом обучения следует заменить привычные. Постепенно сложится баланс, там где дистанционка удобнее, будут применять ее, где удобнее и эффективнее присутсвие челевека, там так и останется.
    Самолет не заменил поезд, а дополнил.

  • Анонимно
    1.06.2020 10:36

    Есть ответ почему: физическое тело развивают не удаленно, гимнасты, например, а мозг можно удаленно?

  • Анонимно
    1.06.2020 10:48

    Помнится еще при Никифорове было масштабное оснащение школ компьютерами и во все колокола трезвонили о цифровизации.

    • Анонимно
      1.06.2020 15:55

      Компьютеры времен Никифорова давно стали музейными реликвиями. Это не счеты в абакус переименовать!

  • Анонимно
    1.06.2020 10:53

    Это диверсия и преступление против наших детей. Информация вся есть в открытых источниках. Кто интересуется образованием своих детей, найдет всю нужные материалы по теме. Зачем рожали? Для чего? Чтобы из них сделали киборгов и доноров органов, для обслуги удащливых? Вы этого хотите для своих родных детей?

  • Анонимно
    1.06.2020 11:20

    10.00., ну ты и сравнил: самолет и поезда с детьми и дистационкой...., мда.

  • Анонимно
    1.06.2020 11:42

    А почему вдруг все забыли про магнитно-импульсное излучение? Почему во Франции Wi-FI запрещен в школах, а у нас наоборот ударными темпами разворачивают? Может все-таки у же расскажете народу, кто ваши инструкторы, кураторы и конечная цель ваша? Разделить Родину между транснациональными корпорациями, организовать населению обслугу из рабов под контролем электронным. С куриным интеллектом. Все еще продолжаете сидеть на диване в инстаграмме, а ваш ребенок в игры на смартфоне играет, вместо того, чтобы социально развиваться - общаться со сверстниками, читать классические книги. Тогда не нужно обижаться, что штрафы увеличиваются, налоги и т.д. Думать нужно заново учиться.

  • Анонимно
    1.06.2020 11:58

    А разве путин ккогда-нибудь сдерживал свои слова и обещания? Ну ну...

  • Анонимно
    1.06.2020 12:09

    А прикладные навыки как выработать у детей, как онлайн преподавать прикладную, профессиональную деятельность?!

  • Анонимно
    1.06.2020 12:14

    Замечательная статья и в большой степени все выводы, можно распространить и на ВУЗы! Конечно, в ВУЗах больше компьютерщиков, очень помог ( тем у кого был) опыт работы с Moodle, но в целом проблемы очень похожи!

  • Анонимно
    1.06.2020 12:24

    Очевидно, что большое количество образованных людей в стране сейчас просто не нужно. Отсюда и выбранная стратегия...
    Подходы в обучении, ведущие к тому, что дети зазубривают предметы до дня контрольных испытаний, не вникая в их логику.
    Я сейчас помогаю младшему, используя учебники советского времени, где предельно ясно и понятно, без искусственной путаницы изложен материал по основным базовым предметам.
    Современные учебники и нагрузка делают бессмысленным обучение для большинства детей.
    Они выходят из школы без знаний!

  • Анонимно
    1.06.2020 12:41

    Было полезно послушать ведение уроков - когда оно было. Правда, приятных сюрпризов не случилось. Бессистемно и убого - вот состояние нынешнего образования. И такие же убогие презентации, скачанные с "Инфоурока", да еще с грамматическими ошибками. В школе "в оффлайн", думается, происходит то же самое. Учителей жалко. Детей еще больше.

    • Анонимно
      1.06.2020 13:37

      Ребенок мне переслал фото с видео-урока по географии, в котором белый северный зверёк подписан как "пИсец". Или феноменальное заявление в другом видео-уроке, что для земледелия подходит степь И ВСЁ...
      Орфографические шибки в теоретических материалах по русскому языку, счётные - по математике. И эти люди учат детей...

      • Анонимно
        1.06.2020 16:35

        Если это география России в 7 классе, то ответ верен.

        • Анонимно
          1.06.2020 17:03

          Нет, не 7. Но формулировка у вас интересная: если география не для 7 класса, то ответ становится НЕверным?
          Ребенок проезжает мимо полей, огородов, и, видимо, должен сделать вывод, что живёт в степи... Ребенок читает учебную литературу про традиционные занятия населения в разных природных зонах, видит там: "земледелие", но так как это не степь и видео-урок про это не говорит, то надо забыть?
          В школах из детей сейчас шизофреников делают?

          • Анонимно
            1.06.2020 18:23

            Что такое "земледелие"? В Исландии выращивают бананы и ананасы. Покажите в учебнике географии для 8 класса, что на широте Норильска выращивают тропические фрукты?)

          • Анонимно
            2.06.2020 08:52

            17:03
            А Целину наша страна поднимала разве не в Степи?

      • Анонимно
        1.06.2020 19:24

        Пробуйте вы учить! Приходите в школу, попытайтесь! Нет, сначала в педвузе образование получите!!!

  • Анонимно
    1.06.2020 12:49

    Безобразно перегружали детей начальных классов 19 гимназии Казани! Занятия с 8:30 до 12 каждый день с перерывом 10 минут. После уроков у ребенка полопанные сосуды глаз и головная боль. Диктанты и контрольные онлайн по нескольку раз в неделю. При этом программа не пройдена. Двойки и тройки ставили только так. Например, если у ребенка в течение 1 урока 3 раза "глючил" интернет.

  • Анонимно
    1.06.2020 13:01

    Всем было непросто,конечно очное обучение не заменит дистанционка,но путь пройден достойно в нашей школе...

  • Анонимно
    1.06.2020 13:33

    Он уверен, что в традиционной школе ученики перегружены не информационными потоками и знаниями, а тем временем, которые они тратят на «высиживание» в образовательном учреждении и гигантские объемы домашних заданий.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/470431

    ОЧЕНЬ ПРАВИЛЬНО СКАЗАНО!!!

    • Анонимно
      1.06.2020 19:28

      Мне хочется ответить грубо. Ну как? Позанимались со своими чадами? Понравилось? Хорошая работа у учителей???? А у нас их сорок в классе!!!! И каждый со своими проблемами, своими трудностями. И мы с ними 9 месяцев в году, на не месяц, как у вы!

      • Анонимно
        1.06.2020 20:16

        Да,понравилось,на карантине дала ребёнку больше,чем он получил бы в школе,использовала все ресурсы интернета,фильмы,мультики,книги.Если бы в это время ещё кто-то деньги домой приносил,всё было бы прекрасно!А вот учителя в школе с седьмого класса тетради по полгода не проверяют,как и на дистанте,письменные задания ,отправленные лень проверить.

      • Анонимно
        2.06.2020 10:12

        У учителей отличная работа! Просто ее надо знать и уметь.
        У детей все на подъеме: физическое, моральное, умственное.

      • Анонимно
        2.06.2020 11:23

        Родители дают человеку физическое тело. Общество учит его м ставит в определенные рамки. Хотите и эту функцию спихнуть на семьи?
        Тогда отгадайте, что из него получится?

  • Анонимно
    1.06.2020 14:24

    Хотела два слова сказать о дистанте в вузе. Надо продолжать! И ещё. Летние длинные каникулы были придуманы, когда надо было родителям помогать на поле. А богатым путешествовать, пока тепло. Сейчас все лучшие вузы проводят дополнительные занятия и дополнительные курсы летом. короновирус стал волшебным толчком. Менять надо образовательные не только технологии, но и время для учебы. И принципы .

    • Анонимно
      1.06.2020 14:38

      короновирус - вообще для много стал волшебным толчком, это волшебство не прекращается уже 2,5 мес. Но вы не переживайте, все будет хорошо. Скоро вам будут выдавать очки виртуальной реальности бесплатно, за чем вам поле и чистый воздух на природе. Сидите за компом 24 часа в сутки. А потом в очереди еще среди онкобольных после облучения магнитного посидите, в первую очередь ведь будут обслуживать ваш волшебный короновирус.

  • Анонимно
    2.06.2020 09:53

    Если знания и умения ведут к социальной активности, то в РТ будут самые не активные)) уже есть!!!
    Пару-тройку буйных аристократов и булды...

  • Анонимно
    2.06.2020 09:58

    Шесть лет с ребенком в школе и никогда ни от кого не слышали про отсутствие РС или его недоступность. Приехали в РТ и впервые столкнулись с фактом отсутствия данного необходимого средства в семьях.
    Где политика и экономика?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль