Бизнес 
2.06.2020

Место под маркетплейсом: успех в онлайн-ретейле определят кадры

Пока одни готовятся к выходу на экспорт, другие делают миллиарды на сельской доставке

Онлайн-розница — это эволюция ретейла или все же временная «мутация»? Где учат на «идеального поставщика» нового поколения? Эти и другие вопросы обсудили участники круглого стола «Онлайн-ретейл: новая реальность осознанного потребления», организованного Казанским кооперативным институтом в формате интернет-конференции по итогам Недели предпринимательства.

Алсу Набиева: «В те знания и навыки, которые мы даем сегодня нашим студентам, мы уже „вшиваем“ компетенции, связанные с электронной торговлей» Алсу Набиева: «В те знания и навыки, которые мы даем сегодня нашим студентам, мы уже «вшиваем» компетенции, связанные с электронной торговлей» Фото предоставлено ККИ РУК

«ВШИВАЕМ» КОМПЕТЕНЦИИ, СВЯЗАННЫЕ С ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛЕЙ»

По данным ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в 2020 году внутренний рынок e-commerce* в России вырастет с 25% до 30%. Но готовы ли участники рынка к такой акселерации? И вообще, надолго ли такой прирост — возможно, скоро все вернется на офлайн-круги своя? Допустим, мир розницы никогда не будет прежним. Но откуда брать готовых специалистов для онлайн-ретейла, где найти столько smart-поставщиков**?

«Данный круглый стол для нас важен тем, что мы хотели бы получить от вас, уважаемые участники, напрямую самые актуальные запросы отрасли. В те знания и навыки, которые мы даем сегодня нашим студентам, мы уже „вшиваем“ компетенции, связанные с электронной торговлей. Это позволит нам предложить вам готовые кадры, приспособленные уже сегодня к реалиям завтрашнего дня», — пояснила, открывая дискуссию, модератор круглого стола, ректор ККИ РУК Алсу Набиева. Спикерами мероприятия выступили руководители министерств и ведомств, курирующих вопросы развития ретейла и поддержки  МСБ, федеральные эксперты в сфере международной электронной торговли и экспорта, представители ведущих федеральных и региональных торговых сетей, предприниматели и кооператоры.

Напомним, Казанский кооперативный институт реализует специальности, связанные с торговлей и товароведением, — как на уровне средне-профессионального, так и высшего образования, а также в рамках программ повышения квалификации. Но выпускать просто хороших, стандартных специалистов сегодня недостаточно. По словам ректора, уже с этого учебного года в учебные планы вносится ряд обязательных требований — это и профессиональный профиль специалиста в соцсетях, и обучение визуальному мерчандайзингу (в рамках соответствующей компетенции WorlSkills), который включает не только 3D-моделирование витрин, но и навыки продаж в соцсетях и на маркетплейсах.

Рашид Хабипов: «Был создан Агропромпарк, используем возможности сезонных ярмарок выходного дня… Но коронавирус, как вы знаете, внес свои коррективы» Ришат Хабипов: «Был создан агропромпарк, используем возможности сезонных ярмарок выходного дня… Но коронавирус, как вы знаете, внес свои коррективы» Фото предоставлено ККИ РУК

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ СТОРИЗ ДЛЯ КООПЕРАТОРА

Очевидно, что торговля — это гибкий, но не односторонний процесс. «Что предпринимается у нас в Татарстане, чтобы малые сельхозпроизводители могли максимально безболезненно переходить на онлайн-сбыт? Каким образом наши кооператоры вовлечены в процесс электронной торговли?»  — поинтересовалась модератор у первого спикера, заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия РТ Ришата Хабипова.

«Вопрос реализации был всегда для нас самым напряженным. Фермеры и кооператоры говорят: мы готовы вырастить любую продукцию и вас завалить всем, что востребовано сегодня на рынке, но кто у нас ее осенью купит и, главное, по какой цене? Был создан агропромпарк, используем возможности сезонных ярмарок выходного дня… Но коронавирус, как вы знаете, внес свои коррективы», — описал ситуацию Хабипов.

По данным минсельхозпрода РТ, за последние годы объем продукции, произведенный кооператорами, вырос многократно и только за прошлый год составил более 2 млрд. рублей. По словам Хабипова, в республике есть 20 успешно работающих онлайн-продавцов, через которые малые сельхозпроизводители стали все активнее предлагать свой «натурпродукт». Однако есть и проблемы — логистические, организационные, в том числе со скоропортящейся продукцией. При этом у местных ретейлеров, по словам Хабипова, как таковой онлайн-торговли нет — они работают по старинке. Решение проблемы Хабипов видит в высшей школе — подготовке эффективных менеджеров, уже адаптированных к современным реалиям продвижения и онлайн-продаж.

По словам Татьяны Лазутиной, нужно срочно учить кооперативных управленцев электронному документообороту, взаимодействию с категорийным менеджментом, внедрению систем  качества и продвижению через соцсети По словам Татьяны Лазутиной, нужно срочно учить кооперативных управленцев электронному документообороту, взаимодействию с категорийным менеджментом, внедрению систем качества и продвижению через соцсети Фото предоставлено ККИ РУК

Тему готовности малых сельхозпроизводителей к онлайн-продажам продолжила заместитель руководителя дирекции по развитию сельскохозяйственной кооперации АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП) Татьяна Лазутина. По ее словам, нужно срочно учить кооперативных управленцев электронному документообороту, взаимодействию с категорийным менеджментом, внедрению систем качества и продвижению через соцсети — прежде всего в «Инстаграме». Вместе с тем Лазутина ожидает, что в свете расширения онлайн-сбыта ретейлеры станут более демократичными. «Для сегмента малого сельхозбизнеса подобное было нехарактерно, и сейчас это все с нуля. Считаю, стратегически важно развивать сотрудничество с кооперативами, которые получают господдержку и могут наладить взаимодействие с сетями», — подчеркнула представитель корпорации МСП.

Марат Хайрутдинов: «Тема онлайн-торговли будет развиваться, и мы должны готовить наших предпринимателей к выходу на внешние рынки в новом формате, чтобы они не  боялись» Марат Хайрутдинов: «Тема онлайн-торговли будет развиваться, и мы должны готовить наших предпринимателей к выходу на внешние рынки в новом формате, чтобы они не  боялись»

 НОВАТОРЫ И КОНСЕРВАТОРЫ

Пандемия показала важность развития онлайн-площадок, подтвердили в минпромторге РТ.  Как сообщил следующий спикер, начальник отдела развития потребительского рынка министерства Иван Леонов, если объемы онлайн-торговли за первые месяцы 2019-го были в пределах 2 млрд рублей, то в 2020-м налицо двукратный рост — более 4,8 млрд рублей! Данный формат, по словам Леонова, получает поддержку на уровне руководства республики и подтверждение тому — новые логистические проекты Ozon и Wildberries в Татарстане. «Онлайн-торговля развивается семимильными шагами, и коронавирус нам еще раз показал, как надо действовать», — заявил Леонов, и с ним трудно было не согласиться.

Сегодня разместиться на маркетплейсах не составляет труда: по словам руководителя центра поддержки экспорта РТ Марата Хайрутдинова, ЦПЭ уже принял более 50 заявок для размещения на 85 площадках — причем безвозмездного. Однако у потенциальных экспортеров нет то одного, то другого — то качественные фото не подготовлены, то сайтом на английском не озаботились. И здесь центр готов оплатить до 80% такой «предпродажной» подготовки, заверил спикер. «Тема онлайн-торговли будет развиваться, и мы должны готовить наших предпринимателей к выходу на внешние рынки в новом формате, чтобы они не  боялись», — убежден Хайрутдинов.

Пока одни претендуют на экспортный статус и переживают, как перевести «талкыш калеве» на английский, других, как выяснилось, кризис не застал врасплох. В числе невозмутимых — как раз сфера потребкооперации. «Мы и ранее обслуживали сельское население с доставкой, и в условиях самоизоляции активно включились в снабжение товарами первой необходимости. За четыре месяца у нас произошел рост на 12 процентов по сравнению с 2019 годом, и общий объем реализованных товаров составил 4,658 миллиарда рублей», — сообщил Ильдус Хатыпов, начальник управления торговли Татпотребсоюза. Другое дело, что сельчане — люди консервативные, поэтому акцент пока был сделан больше на доставку по индивидуальным заказам, чем на онлайн-торговлю.

Если раньше доля онлайн-транзакций была не более 25%, то сегодня доходит до 40% в зависимости  от региона Если раньше доля онлайн-транзакций была не более 25%, то сегодня доходит до 40% в зависимости  от региона Фото предоставлено ККИ РУК

 КУРС МОЛОДОГО ПОСТАВЩИКА, ИЛИ КАК ЗАСТОЛБИТЬ МЕСТО НА МАРКЕТПЛЕЙСЕ

Второй блок выступающих составляли непосредственно представители крупнейших торговых сетей и маркетплейсов. Оперируя позитивной статистикой, эксперты убеждали: скоро покупки на маркетплейсах станут такой же повседневностью, как ранее поход в торговый центр.

Так, если раньше доля онлайн-транзакций была не более 25%, то сегодня доходит до 40% в зависимости  от региона, рассказал руководитель управления по работе с государственными органами и СМИ макрорегиона «Волга» Х5 Retail Group Тимур Баймуллин. Он сообщил, что в Казани на базе 10 магазинов «Пятерочка» реализуется пилотный проект доставки без звонка — через мобильное приложение. «Мы ко всем поставщикам относимся одинаково, вне зависимости от того, „малый“ он или „большой“. Но нужно повышать свой уровень менеджмента!» — дал Баймуллин «рецепт входа» претендентам на партнерство с X5.

«Рост онлайн-формата — более чем в 3 раза по сравнению с обычной ситуацией», — поделился наблюдениями Евгений Мищенко, руководитель дивизиона электронной торговли METRO Cash& Carry. «Мы магазин для бизнеса и уже два года работаем в формате онлайн-торговли, поэтому вошли (в период самоизоляции — прим. ред.) подготовленными». По мнению Мищенко, онлайн-торговля и после пандемии останется на высоком уровне: «Многие впервые попробовали, и им понравилось!»

Не собственный сайт и не соцсети, а только и именно маркетплейсы нужны сегодня поставщику, уверял коллег Артем Красоткин — директор по развитию ZoneSmart (оператор российского экспортного центра по работе с электронными площадками), партнер eBay в России и Восточной Европе. Аргумент Красоткина был прост: маркетплейс — это готовая аудитория, причем очень доступная. «Сейчас есть возможность разместиться бесплатно, в том числе через центр экспорта. Главное — это качественные исходные материалы и готовность работать!» — заявил эксперт.

«Маркетплейс позволяет очень быстро масштабировать бизнес, предложить продукт большой аудитории — у нас свыше 3 миллионов пользователей ежедневно! У нас множество инструментов для продвижения товара!» — поддержал коллегу директор макрорегиона Поволжье в Ozon Рустем Касимов. По словам Касимова, сегодня до 20–25% продаж осуществляется через постаматы, в разрезе спроса стремительно растет доля продуктов питания. Комментируя тенденцию, ректор ККИ Набиева сообщила, что в стенах вуза вскоре будут установлены постаматы Ozon: не исключено, что таким образом будут доставляться и натуральные, свежие продукты от кооператоров.

На правах рекламы

Казанский кооперативный институт — крупнейший филиал Российского университета кооперации. На сегодняшний день в Казанском кооперативном институте осуществляется подготовка по 47 образовательным программам, из них по 29 программам высшего образования — бакалавриата, специалитета, магистратуры,  аспирантуры; 18 программам среднего профессионального образования (9 — на базе 9-го класса; 9 — на базе 11-го класса).

Для сферы ретейла ККИ РУК ведет подготовку специалистов по направлениям «Товароведение» и «Торговое дело» (высшее образование), «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров», «Коммерция (по отраслям)» на уровне факультета среднего профессионального образования). В рамках дисциплины «Мерчендайзинг и витринистика» (вариативная часть профессионального цикла) по специальности СПО «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» планируется изучение раздела, посвященного размещению результатов деятельности на маркетплейсах.

В ККИ РУК предлагается широкий спектр программ дополнительного профессионального образования, в том числе — «Электронная коммерция: розничная интернет-торговля», «Маркетинг и IT-решения в ретейле», «Категорийный менеджмент», «Мерчендайзинг в ретейле», «Бизнес-стратегии в ретейле».


*электронная коммерция

**умный поставщик

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (5) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    2.06.2020 15:02

    Очень интересный материал! Хочу развиваться в данном направлении, возьму на заметку!

  • Анонимно
    2.06.2020 15:17

    Кооперативный собрал на своей площадке известнейших представителей власти и предпринимателей . Много тем было рассмотрено , много вопросов было задано . Ждём следующее . Кооперативный - крут !

  • Анонимно
    3.06.2020 06:03

    Ну когда уже откроют наконец торговые центры!

  • Анонимно
    3.06.2020 06:06

    Интуиция человека, пережившего четыре кризиса, подсказывает мне, что не все так просто с этими маркетплейсами И дело даже не в комиссии.

  • Анонимно
    4.06.2020 15:21

    Статусно. Порадовало, что такие крупные спикеры быстро ответили на мои вопросы в режиме онлайн.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль