Машиностроение 
8.06.2020

Деньги из воздуха: ПФР обнаружил у руководства татарстанских авиакомпаний подпольный налет

Среди «воздушных хулиганов» — гендиректора «ЮВТ Аэро», Казанского авиапредприятия, «Тулпар Эйр» и бывший шеф-пилот Рустама Минниханова

Уникальный спор разворачивается между пенсионным фондом России и боссами небольших авиапредприятий РТ: их лишили специальной летной пенсии и требуют вернуть якобы переплаченные пособия. Эксперты «БИЗНЕС Online» указывают на странный момент: даже если ПФР прав, то почему, обладая всей информацией, он дождался, когда суммы взысканий вырастут до сотен тысяч и только после этого предъявил претензии?

«Мне приходит письмо о том, что Пенсионный фонд провел проверку и выяснил, что я до сих пор летаю, а потому не могу получать надбавку к пенсии» «Мне приходит письмо о том, что пенсионный фонд провел проверку и выяснил, что я до сих пор летаю, а потому не могу получать надбавку к пенсии» Фото: «БИЗНЕС Online»

ЧТО ОБЩЕГО У ЛеТЧИКОВ И ШАХТеРОВ

В начале 2020 года ряд руководящих работников татарстанских авиакомпаний «ЮВТ Аэро», Казанское авиапредприятие, «Авиасервис», «Тулпар Эйр» получили от районных отделений пенсионного фонда сообщения о том, что они больше не будут получать надбавку к пенсии, полагавшуюся им как бывшим членам летных экипажей.

«Мне приходит письмо о том, что пенсионный фонд провел проверку и выяснил, что я до сих пор летаю, а потому не могу получать надбавку к пенсии», — рассказал «БИЗНЕС Online» списанный с летной работы еще в 2015 году Владимир Синдяков, ныне работающий главным штурманом авиакомпании «ЮВТ Аэро».

Речь идет о доплате к пенсии, которую гражданские летчики пробили для себя в 2001-м «в качестве дополнительной гарантии в области социального обеспечения в связи с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер» (из гражданских профессий аналогичная доплата есть еще только у шахтеров). Эти доплаты финансируются за счет дополнительных ежемесячных перечислений авиакомпаний на специальный счет ПФР 14% от зарплатного фонда. Сегодня максимальный размер надбавки — примерно 29 тыс. рублей  в месяц, средний — 20,7 тысячи.

Право на доплату имеют авиаторы со стажем члена летного экипажа не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 — у женщин (если летчик списан по состоянию здоровья, то это, соответственно, 20 и 15 лет). Обязательное условие для получения надбавки — авиатор должен уйти с летной работы. В законе (№155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации») специально оговаривается то, что в случае возвращения к полетам выплата надбавки прекращается.

Право на доплату имеют авиаторы со стажем члена лётного экипажа не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 — у женщин Право на доплату имеют авиаторы со стажем члена летного экипажа не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 — у женщин Фото: «БИЗНЕС Online»

«нам надо доказывать, что это абсурд»

Как полагает Синдяков со товарищи, ПФР почему-то решил, что нынешние менеджеры авиапредприятий вернулись на летную работу. Например, в письме Синдякову от бугульминского управления ПФР указано, что в ходе проверки «обнаружен факт осуществления вами работы как члена летных экипажей в должности главного штурмана ЮВТ Аэро“». «Получал доплату, занимая должность главного штурмана „ЮВТ Аэро“, включенную в список должностей, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии», — говорится еще в одном письме. Имеется в виду утвержденный правительством России «Список должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии». В перечне есть и должность Синдякова — главный штурман.

«ПФР полагает, что раз наши должности находятся в списке, значит, мы члены летных экипажей, а мы уже давно списаны подчистую, — возмущается в беседе с „БИЗНЕС Online“ генеральный директор „ЮВТ Аэро“ Петр Трубаев, который тоже получил уведомление о прекращении выплаты надбавки (должность генерального директора есть в перечне). — То есть пенсионный фонд руководствуется чисто формальным признаком. А нам надо доказывать, что это абсурд».

По мнению Синдякова, само название перечня («Список должностей членов летных экипажей…») говорит о том, что речь идет только о тех, кто летает. «Что такое летная работа? — рассказывает он. — Выполнение задания на полет, что могут делать только действующие летчики. Нелетных должностей, дающих право на доплату, никогда не было и нет, но, по логике ПФР, если ты работаешь на определенной должности в авиакомпании, значит, летаешь. Однако налет подтверждается только одним документом — летной книжкой. У меня ее никто не запрашивал. Я так и написал в ПФР: так как вы установили, что я выполнял работу члена летного экипажа, предоставьте мне сведения о налете, а заодно в таком случае пересчитайте мне пенсию. Ответа до сих пор нет».

Но пока «пересчета» требуют от самого Синдякова. Вердикт бугульминского управления ПФР гласит: «Установлено, что Синдяков получал доплату, работая в должности главного штурмана „ЮВТ Аэро“, включенной в список должностей, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии. О своем трудоустройстве ответчик в пенсионный орган не сообщил. Следовательно, за указанный период доплату к пенсии получал без законных оснований. В связи с несообщением в управление ПФР об устройстве на работу произошла переплата ежемесячной доплаты к пенсии за период с 01.05.15 по 31.12.2019 года».

Эти аргументы ПФР повторил и в ответе на запрос «БИЗНЕС Online».

Петр Трубаев: «ПФР полагает, что раз наши должности находятся в списке, значит, мы члены лётных экипажей, а мы уже давно списаны подчистую» Петр Трубаев: «ПФР полагает, что раз наши должности находятся в списке, значит, мы члены летных экипажей, а мы уже давно списаны подчистую» Фото: «БИЗНЕС Online»

«потребуют вернуть полмиллиона рублей»

Что касается момента «не сообщил о трудоустройстве» (имеется в виду — на летную работу), то Синдяков указывает, что ПФР не мог не знать, на какой должности он трудится: авиакомпания, как и положено, подает такие данные.

Авиационных менеджеров удивляют и другие особенности действий ПФР. Например, Синдякову уведомление об отказе в надбавке пришло без даты и исходящего номера. «Вроде ПФР — серьезная государственная организация и должна иметь определенный регламент действий с документами, но вот мне пришло письмо, а моего коллегу — инвалида по слуху, который  не летает с 1993 года, — лишили надбавки вообще без всяких оповещений, — рассказывает главный штурман. — Он даже в суд не может обратиться, потому что у него нет никаких документов. При этом, когда я захожу в личный кабинет на сайте пенсионного фонда, там указано, что доплату мне по-прежнему платят. Получается, авиакомпания продолжает перечислять деньги, но до меня они не доходят».

«Я заметил, что пенсия пришла на карточку не в таком размере, как обычно, и подумал, что мошенники деньги сняли, — рассказал „БИЗНЕС Online“ еще один пострадавший — генеральный директор Казанского авиапредприятия Магомед Закаржаев. — Начал разбираться, и только тогда в отделении пенсионного фонда мне сказали о том, что меня лишили доплаты, и предупредили, что потребуют вернуть где-то полмиллиона рублей».

Магомед Закаржаев: «Я заметил, что пенсия пришла на карточку не в таком размере как обычно, и подумал, что мошенники деньги сняли. В отделении Пенсионного фонда мне сказали о том, что меня лишили доплаты» Магомед Закаржаев: «Я заметил, что пенсия пришла на карточку не в таком размере, как обычно, и подумал, что мошенники деньги сняли. В отделении пенсионного фонда мне сказали о том, что меня лишили доплаты» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Некоторых наших коллег, у которых точно такая же ситуация с пенсиями и должностями, фонд почему-то тревожить не стал, — говорит Трубаев. — С меня возврата денег не требуют, а с других — да. Уведомление о снятии доплаты почему-то пришло и генеральному директору аэропорта „Бугульма“ Ренату Шакирову — его посчитали моим заместителем, которым он никогда не был. Потом проверили и извинились».

«Мне никаких уведомлений не приходило, — рассказал „БИЗНЕС Online“ командир эскадрильи авиакомпании „Авиасервис“, бывший шеф-пилот экипажа президента РТ Валерий Портнов. — Я обратил внимание, что пенсия стала заметно меньше. Позвонил. Мне сказали, что доплату с меня уберут. Потом прислали бумагу: просим явиться в пенсионный отдел, чтобы решить, как вы будете возвращать незаконно полученную сумму. При этом работница отдела мне сказала, что вопрос о том, будут меня лишать доплаты или нет, пока рассматривается — очередь до меня не дошла. То есть еще не решили, а доплату сняли… Попросил предоставить юридические документы, на основании которых меня лишили надбавки. Ответа жду второй месяц».

Валерий Портнов: «Я обратил внимание, что пенсия стала заметно меньше. Попросил предоставить юридические документы, на основании которых меня лишили надбавки. Ответа жду второй месяц» Валерий Портнов: «Я обратил внимание, что пенсия стала заметно меньше. Попросил предоставить юридические документы, на основании которых меня лишили надбавки. Ответа жду второй месяц» Фото: tatarstan.ru

«ПФР ДОВЕЛ СУММЫ ВЗЫСКАНИЙ ДО СОТЕН ТЫСЯЧ И ТОЛЬКО ПОСЛЕ ЭТОГО ОБРАТИЛСЯ В СУД»

«Закон №155 связывает факт наступления выплаты только с одним обстоятельством — прекращением летной работы либо ее невыполнением, — подчеркнул в беседе с „БИЗНЕС Online“ московский адвокат Константин Горлов, специализирующийся на пенсионных делах летчиков. — Поэтому мое мнение: суду надо подойти к вопросу не с формальной стороны (дескать, должности штурмана, гендиректора и другие относится к членам летного экипажа), а дать оценку тому обстоятельству, что они не выполняют летной работы».

Казанский юрист по пенсионным спорам Лариса Лазарева полагает, что руководству авиапредприятий не следует питать особых надежд: раз, к примеру, главный штурман есть в списке летных должностей, то, невзирая на то, были полеты или нет, доплата производилась неправомерно и менеджерам придется выплачивать некогда полученное.

Вместе с тем она отметила один существенный момент: «Пенсионный фонд вряд ли не знал, в какой должности работают эти люди (сведения, включая наименование  должности, работодателем предоставлялись), следовательно, он должен был сразу среагировать на данный факт. Более того, этот орган руководствуется положением о пенсионном фонде России, утвержденным постановлением Верховного совета РФ от 27.12.1991 года №2122-1, где указано, что пенсионный фонд с участием налоговых органов осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств. Однако мы видим, что ПФР на протяжении многих лет халатно относился к своей работе как контролирующий орган, довел суммы взысканий до сотен тысяч и только после этого обратился в суд. В соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса, в данной позиции усматривается злоупотребление правом, что может служить основанием к отказу в удовлетворении исковых требований пенсионного фонда».

Невзирая на то были полеты или нет, доплата производилась неправомерно и менеджерам придется выплачивать некогда полученное Невзирая на то, были полеты или нет, доплата производилась неправомерно, и менеджерам придется выплачивать некогда полученное Фото: «БИЗНЕС Online»

Любопытно, что, по данным наших собеседников-авиаторов, такие претензии ПФР выдвигает только в Татарстане. Не сталкивался с подобными делами в своей обширной практике и Горлов. Не слышал о таких случаях в других регионах и президент шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов. По его мнению, правда на стороне авиаторов, а подоплека дела — дефицит средств в ПФР (на этот год дефицит фонда запланирован в размере 118,5 млрд рублей), деньги на покрытие которого и пытаются наскрести любыми способами. Он указал на то, что «идет битва за каждый рубль». Это видно по возросшей сложности прохождения пенсионных споров в судах. «Видимо, сверху давят — денег не хватает, чтобы содержать эти их безумные здания: настоящие же замки в каждом городе построили», — говорит о недвижимости ПФР профсоюзный лидер. Дельдюжов советует татарстанским летчикам никаких денег в ПФР не возвращать и тщательно готовиться к суду.

P. S. Сегодня отделение пенсионного фонда по РТ прислало дополнительный комментарий по теме. Приводим его полностью:

«Отделение пенсионного фонда России по Республике Татарстан сообщает, что дополнительные выплаты к пенсии летчикам производятся только при оставлении гражданином летной работы, дающей право на дополнительное материальное обеспечение.

При оформлении доплаты граждане заполняют соответствующее заявление, где обязуются безотлагательно извещать пенсионный фонд о любых обстоятельствах, влияющих на выплату доплаты к пенсии, во избежание возникновения переплат.

Напомним, что, согласно федеральному закону от 27.11.2001 №155-ФЗ „О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации“, доплата к пенсии выплачивается только при условии оставления членами летных экипажей летной работы в должности, дающей право на доплату к пенсии.

Список должностей членов летных экипажей и должностей, тождественных должностям, работа в которых дает право на доплату к пенсии, а также правила исчисления выслуги лет для установления доплаты к пенсии утверждаются правительством Российской Федерации.

Дополнительно сообщаем, что действующее законодательство о персонифицированном учете предусматривает заполнение сведений, в том числе с определенным кодом, только в целях пенсионного обеспечения. Формы отчетности работодателей, представляемые в ПФР (ежемесячная СЗВ-М и ежегодная СЗВ-СТАЖ), не содержат данных о наименовании должности, в которой работает сотрудник.

Юридически значимые факты для установления доплаты к пенсии летному составу гражданской авиации подтверждаются трудовыми книжками, летными книжками, справками работодателей, а в необходимых случаях — справками установленной формы, выдаваемыми федеральным агентством воздушного транспорта, но не данными индивидуального (персонифицированного) учета».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (33) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
8.06.2020 08:39

ПФР РФ и в голову не придет, что в Татарстане своя система начисления пенсии, она зависит не только от летных часов, но и от касты, если ты крестьянин, то вот тебе три рубля, готовый расчет, ну а если руководитель организации, да ещё и бюджетной и не важно, что у тебя зарплата была средняя по республике, то пенсия достойная! Почему такое возможно, ведь живём же все по одним законам?!

  • Анонимно
    8.06.2020 08:39

    ПФР РФ и в голову не придет, что в Татарстане своя система начисления пенсии, она зависит не только от летных часов, но и от касты, если ты крестьянин, то вот тебе три рубля, готовый расчет, ну а если руководитель организации, да ещё и бюджетной и не важно, что у тебя зарплата была средняя по республике, то пенсия достойная! Почему такое возможно, ведь живём же все по одним законам?!

    • Анонимно
      8.06.2020 10:52

      Лет 20 назад с удивлением увидел на столе одного высокопоставленного чиновника в Татарстане письмо фермера с одного района РТ.
      С просьбой разрешить вывозить на продажу в соседний регион (область) 1 тонну молока в месяц.
      10 трёхлитровых банок молока в день.
      А вы про Пенсионный фонд удивляетесь.

  • Анонимно
    8.06.2020 08:49

    Обязательное условие для получения надбавки — авиатор должен уйти с лётной работы. В законе (№ 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации») специально оговаривается то, что в случае возвращения к полётам выплата надбавки прекращается.

    Закон для всех един, значит такие же условия надо ввести для всех струдников МВД и МЧС, военных МО, всех силовых ведомств, которые миллионами составляют армию пенсионеров, выходят на пенсию в 38-40 лет, получают высокие пенсии, плюс ещё работают в службах безопастности на высоких окладах. Или отстаньте от авиаторов, которых в России уже мало, они рискуя жизнью тысячи пассажиров, выполняют ответственную работу, иначе нет стимула им работать, зная, что их единицы и государству на пенсии они не нужны.

    • Анонимно
      8.06.2020 09:30

      Не завидуй и пытайся дожить до 65.

    • Анонимно
      8.06.2020 09:44

      А кто тебе мешал идти работать, служить В ВС, В МЧС ит.д., лишая себя всех благ гражданской жизни и выйти на хорошую пенсию!!!

    • Анонимно
      8.06.2020 11:00

      Всех силовиков надо на пенсию в 65 лет.
      И гиках выслуг и 2 года за 1 итп.
      Нет войны - обычные условия жизни.

      • Анонимно
        8.06.2020 12:14

        Мечтай и надейся. Тебе еще много трудиться до пенсиона. Хомячек завистливый.

      • Анонимно
        8.06.2020 19:03

        Силовики служат там, где прикажут!
        А гражданские - дома, рядом с мамкой!

  • ПанАлекс
    8.06.2020 08:53

    Демонтаж государства продолжается!
    Бюджета ПФР практически нет, потому все эти отказы от надбавок и пересчеты в сторону уменьшения будут массовыми! И ситуация настолько серьезная и патовая, что не боятся судебных разборок - суды продлятся месяцы и годы, а "обнулять" пенсионные выплаты нужно срочно сегодня!

    • Анонимно
      8.06.2020 13:12

      Паналекс! с чего вы взяли, что в ПФР денег нет? Вы же не делали анализ текущего бюджета нашего пенсионного? А как же корпоративки на 8 марта и на новый год, а закупки, а содержание таких дворцов, а автопарк, всякие льготы для сотрудников, а зарплаты начальствующему составу и премии, да вы просто обладаете от расточительства! А тут положенную пенсию за многие годы работы, ходишь и просишь, а получишь прослезишься!

  • Анонимно
    8.06.2020 09:16

    Прокуратуре нужно тщательно проверять пенсионные фонды! Периодически пишут об обнаружении в ПФР неучтенных денег! И эти бесконечные ремонты зданий ПФР

  • Анонимно
    8.06.2020 09:23

    Нам , не летчикам пенсионерам , нет индиксации пенсии для работающих...Только в РТ такие пенсии , не смотря на стаж и зарплаты в прошлом, ставят коэфф. 1.2
    Какая та странная внутренняя инструкция

  • Анонимно
    8.06.2020 09:47

    Не пойму, ПФРу какое дело до чёрного налёта? Чёрные часы в пенсионный стаж не включаются, за них пенсия не выплачивается. Чёрный налёт-не от хорошей жизни. Это позволяет существенно поднять зарплату авиаторам. Потому что в белую
    зарплаты сделать конкурентоспособными невозможно. Я сам ушёл из белой авиакомпании, потому что зарплата не превышала в среднем 60-80. Руководство говорило, что это предел из-за налогов, дальше повышать нельзя, разоримся. Сейчас ушёл в другую, получаю в несколько раз больше. Спасибо государству, что вытесняет в серую зону.

  • Анонимно
    8.06.2020 09:48

    Когда уже хоть одна серьезная проверка будет у ПФР? Уверена, что не все летчики-пенсионеры получали надбавку в республике, это касается и другие сферы.

  • Анонимно
    8.06.2020 11:06

    Издержки прогнившего либерализма, бесконтрольности, по другому - анархия.

  • Анонимно
    8.06.2020 12:12

    В Совфеде предложили возобновить выпуск Ту-334 из-за «недостатков SSJ-100»
    8 июня 2020, 08:33Текст: Дмитрий Зубарев
    Глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов подготовил и в ближайшее время направит на имя помощника президента Максима Орешкина письмо с предложением возобновить производство пассажирского ближнемагистрального самолета Ту-334 для использования на внутренних рейсах из-за «наличия технических проблем» у Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) и жесткой конкуренции со стороны иностранных производителей.

  • Анонимно
    8.06.2020 13:05

    ПФР пусть проверит уход летчиков на пенсию по "ушам" вот там клубок хитросплетений диагнозов и т.д.

    • Анонимно
      8.06.2020 15:13

      Не переживай сильно..На ЦВЛЭК всех вылечивают..Скоро,разрешат глухим и слепым,летать до 80 лет.Родственники,будут возить пилотов ,на вылет ,в инвалидных колясках..:))
      И да,здоров ,годен..,но с женой воюем,чтобы звук у «ящика» сделал потише..

  • Анонимно
    8.06.2020 22:02

    Вообще не жалко этих чертовых авиаторов! Надо было давно и еще больше у них отобрать! Объясню почему. У нас в стране представители всех профессии (ну, кроме многоуважаемых депутатов, фед. судей и больших чиновников) получают мизерные деньги, которые хватает только оплатить коммуналку (если вообще есть жилье), телефон, газ и т.п., т.е. просто чтобы не умереть с голоду. То ли дело наши дорогие во всех смыслах авиаторы. Мало кто знает, что пилоты в среднем по РТ получают 200-250 тыр. По России цифра где-то на 100 тыр больше. Причем это такая каста людей, которая вечно ноет и им вечно не хватает денег.

    • Анонимно
      8.06.2020 22:36

      Поступай в училище,заплати за учебу 5 млн рублей.,и «флаг тебе в руки».В чем проблема?Кто не пускает?
      С пивасиком в руках,на диване,чужие карманы ближе глазу?Ах, да с рублями проблема..Но и это не беда!Можно на бюджет поступить,бесплатно!Только придётся про пиво,водку и девочек,а также родительских деньгах забыть.Все нужно будет делать самому.Чтобы «в чертовы пилоты» попасть.:))

    • Анонимно
      9.06.2020 08:35

      Почитайте на досуге в чем заключается вред частых полетов на больших высотах, один из них это повышенная радиация.
      Сам с авиацией не связан

      • Анонимно
        9.06.2020 12:20

        хех, про космонавтов еще расскажите

      • Анонимно
        10.06.2020 15:03

        Не пишите ерунды, полно профессий с гораздо большей вредностью, но их зарплаты не сравнить с пилотскими.

    • Анонимно
      9.06.2020 15:51

      “Чертовых».. поработайте-ка месяц другой в скитаниях по стране в грязных гостиницах, на сссровских или уже списаных «омериканских» самолетах НЕ ЗА ТЕ СУММЫ, которые вы написали... интересно, кто Вам поведал эти космические тысячи рублей)))

  • Анонимно
    8.06.2020 22:42

    Забрать надо у ПФР деньги летчиков, чтоб не тратили на дворцы, и решить с профсоюзом кто будет распределять. И доплаты я думаю поднимутся.

  • Анонимно
    8.06.2020 23:34

    Пфр в рт вообще разогнать надо. Пообщались тупых тётек. Хорошо что сейчас начисления страх. Взносов перешло в налоговую, так они начали придумывать всякие требования и через налоговую или фспп снимать со счета, не всегда успеваешь предупредить налоговую, о том что это выдуманные требования. А раньше у них была вообще лада, догачисляли как хотели, а когда спрашивал, с какого перепугу с моего счета снимают бабки ведь в отчётах видно, сколько должно быть страх взносов, говорили, типа ты сам это платишь. Надо разогнать эту бандитску
    Организацию, явно у них там все не что то неладноео раз бабки снимают не по закону, наверное налево уходят, или себе на премии. Их давно проверить надо....

  • Анонимно
    9.06.2020 08:27

    В Татарстане вообще пенсия маленькая. Отталкиваются от базовой ,которая составляет 7700. Третье место с конца по всей России..

  • Анонимно
    9.06.2020 10:08

    Где в законе 155 написано о тождественности летной работы и работы в должностях, под которые попали вышеуказанные СПИСАННЫЕ С ЛЕТНОЙ РАБОТЫ пилоты?

  • Анонимно
    9.06.2020 11:27

    Молодёжи похоже нужно смириться с тем, что пенсии у нас просто не будет, и не рассчитывать не неё в старости.

  • Анонимно
    9.06.2020 22:30

    22:02 кем работаете, скажите честно

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль