Бизнес о COVID-19 
9.06.2020

Антон Грачев: «Идеальный сценарий сегодня – жить в России, а получать выручку за границей»

Бизнес и «коронакризис»: директор IT-парка о пустующем технопарке, просьбах об отсрочке аренды и заморозке офиса в Шэньчжэне

«IT — единственная отрасль, которая может быть более гибкой и более эффективной во время таких кризисов», — говорит директор IT-парка Антон Грачев. При этом 58% резидентов технопарков в Казани и Набережных Челнах заявили о снижении выручки, причем у многих она просела более чем в 2 раза, но правительственные меры поддержки на них не распространяются.

Об ударе коронавируса по IT-парку

  • Пандемия на деятельности IT-парка сказалась достаточно ощутимо. Во время нее из IT-парка съехало 9 компаний-резидентов (2 — из казанского, 7 — из Набережных Челнов). В основном это маленькие организации, масштабного оттока мы не наблюдаем
  • Наша выручка как управляющей компании за пять месяцев в совокупности упала на 19%. В первую очередь пострадал конференц-сервис: были отменены запланированные на апрель-май мероприятия, но мы достаточно быстро перестроились и вышли с услугой проведения онлайн-конференций. С 28 марта закрыт отель. Незначительно снизилась выручка и по дата-центру: некоторые небольшие компании, которые у нас размещали инфраструктуру, расторгли контракты
  • Технопарк же функционировал бесперебойно, для наших резидентов мы сервис не приостанавливали. Были приняты все меры предосторожности, расставлены санитайзеры, устройства автоматического контроля температуры. Мы рекомендовали резидентам переходить на «удаленку», но для тех, кому было необходимо трудиться из офиса, создали все условия. В самый пик самоизоляции в технопарке работали не более 7–8% людей, сейчас их чуть больше — порядка 20%.
  • IT-академия переведена в дистанционный режим. Детские курсы мы решили вообще отменить, потому что у детей и так загрузка в онлайне очень высокая. Обучение взрослых продолжается, но общая выручка тоже упала.
  • Мы заморозили инвестиционные активности, которые для нас не являются первостепенными. Например, мы планировали в 2020 году открыть офис в Шэньчжэне, у нас все было к этому готово: открыто юрлицо, найдено помещение, собирались набрать команду. Но, так как начался кризис, проект пришлось заморозить. В планах запуск офиса по-прежнему есть, но непонятно, насколько быстро ситуация придет в норму. И до этого было очень много сложностей, связанных с ведением бизнеса в Китае, которые нам пришлось пройти, а сегодня власти могут ввести новые меры валютного регулирования, так что, возможно, от китайского офиса придется отказаться. 

«С 20 марта мы уже перевели часть сотрудников на удаленный режим — тех, чей функционал позволяет работать вне офиса. Совокупно это чуть более 60% наших работников» «С 20 марта мы уже перевели часть сотрудников на удаленный режим — тех, чей функционал позволяет трудиться вне офиса. Совокупно это чуть более 60 процентов наших работников» Фото: «БИЗНЕС Online»

Об антикризисных мероприятиях

  • Мы начали просчитывать риски, которые могут возникнуть в связи с пандемией, наверное, даже чуть раньше остальных. С 20 марта мы уже перевели часть сотрудников на удаленный режим — тех, чей функционал позволяет трудиться вне офиса. Совокупно это чуть более 60% наших работников (всего в IT-парке Казани и Челнов трудятся 242 человека). Кроме того, все внутренние мероприятия были переведены в онлайн-формат. По мере улучшения обстановки постепенно будем переходить в обычный формат работы.
  • Самое главное — мы не пошли на сокращение персонала: никого не уволили. Для нас это приоритет: если даже ситуация ухудшится, данную статью оптимизации мы будем рассматривать в самую последнюю очередь. Были подразделения, которые уходили на простой (например, отель), — у них сократился оклад на треть. Но это касается около 15 человек, у всех остальных зарплата не изменилась. 
  • Мы распоряжаемся государственным имуществом, потому не можем повлиять на арендные ставки или делать отсрочку платежей для резидентов. Но некоторым компаниям, которые находятся в наиболее затруднительном положении, мы пошли навстречу и не стали требовать предварительную оплату (в IT-парке работает система депонирования). Рассчитываем на то, что те, кто не смог сразу оплатить аренду, сделают это в ближайшее время. Мы мониторим ситуацию, никто из данных компаний не обанкротился, все работают. Притом мы просили, чтобы органы исполнительной власти дали разрешение на официальное предоставление отсрочки, но на данный момент у нас его нет.
  • Мы максимально, насколько это возможно, корректируем статьи затрат. У нас были планы по обновлению инфраструктуры IT-парка, мы их пока остановили. В целом за последние годы удалось накопить неплохую прибыль, так что подушка безопасности пока есть. Кризис — штука непредсказуемая, поэтому мы всегда, даже при реализации инвестпроектов, старались ее сохранять. Тем не менее после пандемии — во второй половине года — планируем возобновить инвестиционные проекты. 

О самочувствии отрасли

  • Наверное, если брать среднюю температуру по больнице, в целом IT-отрасль должна себя чувствовать неплохо. Но надо понимать, что IT — понятие широкое и глобально его можно разделить на два условных блока: компании, которые занимаются сервисами и интеграцией, и фирмы, которые создают продукты. Первых в России большинство, и они пострадали сильнее всего, потому что тесно завязаны на офлайне. Там выручка либо просела, либо просядет, либо организации должны будут перестроиться во вторую категорию. Когда ты оказываешь услуги компаниям, которые не имеют отношения к IT, например, поддерживаешь инфраструктуру отелей и ресторанов как сервисный интегратор, конечно, теряешь клиентов. У тех, кто сотрудничает, например, с продуктовым ретейлом, ситуация лучше.
  • Фирмы, которые создают продукты и готовые решения, обладают существенной экспертизой. Они могут быстро перестроиться: даже если до пандемии делали продукты для отелей, их компетенции позволяют переориентироваться на другие направления.
  • В апреле мы провели опрос резидентов. В Казани 69% опрошенных сказали, что их выручка упала, у 23% не изменилась, у 8% выросла. В челнинском технопарке 78% компаний сообщило о ее снижении, а рост не зафиксировал никто. При этом у 40% резидентов выручка упала вдвое и более. Но надо понимать, что многие компании контрактуются на год, а тем, кто продает сервисы государству, основная часть выручки вообще приходит в последнем квартале, поэтому по итогам года, вероятно, картина улучшится.

«Основные затраты ИТ-компаний — это зарплаты, они составляют 70-80% в структуре расходов. И ситуация с мерами поддержки осложняется тем, что нет стандартов зарплат сотрудников» «Основные затраты IT-организаций — зарплаты, они составляют 70–80 процентов в структуре расходов. И ситуация с мерами поддержки осложняется тем, что нет стандартов зарплат сотрудников» Фото: «БИЗНЕС Online»

О мерах поддержки правительства 

  • Ни одной прямой меры поддержки правительства на IT-компании не распространяется. Но мы чувствуем некую свою ответственность за отрасль и пытались вынести на федеральный уровень следующую инициативу: мы просили о введении отсрочки на уплату НДФЛ и обнуление страховых взносов в фонд оплаты труда на персонал IT-компаний до конца 2020 года. Для фирм это было бы существенной мерой поддержки.
  • Основные затраты IT-организаций — зарплаты, они составляют 70–80% в структуре расходов. И ситуация с мерами поддержки осложняется тем, что нет стандартов зарплат сотрудников. В одной компании middle-разработчик может получать 50 тыс., а в другой — 150 тыс. рублей. И если запустить меры поддержки, все фирмы установят максимально высокие зарплаты. Если правительство знает, сколько стоит грузовой автомобиль для строительства и может дать соответствующую субсидию, то в IT механики поддержки нет до сих пор. И пока этот подход не установится на федеральном уровне, говорить о мерах не приходится.

«Мы понимаем, что переход на удаленную работу должен стать катализатором роста ИТ-сервисов, которых пока не было, и о которых многие даже не задумывались» «Мы понимаем, что переход на удаленную работу должен стать катализатором роста IT-сервисов, которых пока не было и о которых многие даже не задумывались» Фото: «БИЗНЕС Online»

Прогнозы и советы бизнесу

  • Я думаю, что отрасль изменится, но не так кардинально, как офлайн-бизнесы. Мы понимаем, что переход на удаленную работу должен стать катализатором роста IT-сервисов, которых пока не было и о которых многие даже не задумывались. Банальный пример — электронный документооборот. До кризиса многие обменивались счет-фактурами, хотя технически есть много решений для создания документооборота любого уровня, которые достаточно быстро можно внедрить. Вся механика уже существует, все зависит от того, насколько активны будут те, кто предлагает эти решения на рынке.
  • Другой вопрос в том, что когда в экономике происходят спады, то IT-направление их тоже чувствует, в отличие, например, от продуктового ретейла, это не является первичной потребностью людей, и на цифровизации начинают экономить. Но надо помнить, что IT — глобальный рынок. Так что не нужно думать только о России. В первую очередь любой кризис — это супервозможности. Если ты получаешь хотя бы часть выручки не в рублях, падение курса тебе скорее на руку.
  • Самый идеальный сценарий сегодня — жить в России, тратить деньги тут, а получать выручку за границей. Мы готовы оказывать содействие компаниям с прохождением процедур валютного контроля.
  • В кризис происходит быстрое перераспределение ресурсов, потому это всегда возможность отхватить кусок и очень сильно вырасти. Так что даже те бизнесмены, которые IT вплотную не занимались, могут попробовать собрать свою IT-компанию, понять, что такое продукт и сервис, выучиться, например, на разработчика мобильных приложений и выйти на глобальный рынок. Стоимость разработки мобильного приложения в России и мире несоизмерима. IT — единственная отрасль, которая может быть более гибкой и более эффективной во время таких кризисов.

Антон Грачев родился 30 сентября 1983 года в Ижевске. Окончил бакалавриат Казанского финансово-экономического института по специальности «банковское дело», магистратуру по специальности «экономика производства» и аспирантуру КГФЭИ по специализации «маркетинг». Владеет английским, итальянским, французским и татарским языками.

2003–2005 — специалист фондового центра, менеджер корпоративного отдела, руководитель отдела внебиржевых операций и новых рынков в ЗАО «ИК „Элемте“».

2005–2008 — заместитель руководителя казначейства в ОАО АИКБ «Татфондбанк».

2008–2012 — исполнительный директор «Автолайф Групп».

2012–2013 — заместитель директора ГУП «Центр информационных технологий РТ», руководитель проекта «Иннополис».

С апреля 2013 года — директор ГАУ «Технопарк в сфере высоких технологий „IТ-парк“».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (36) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
9.06.2020 08:37

Жить в России сказал очередной чиновник. Тебе конечно только жить в РФ, иначе придется самому деньги зарабатывать печаль беда...

  • Анонимно
    9.06.2020 08:37

    Жить в России сказал очередной чиновник. Тебе конечно только жить в РФ, иначе придется самому деньги зарабатывать печаль беда...

    • Анонимно
      9.06.2020 09:56

      Директор ИТ-парка - не чиновник. Он наемный менеджер. И в, данном случае, толковый и эффективный

    • Анонимно
      9.06.2020 11:10

      Зря вы так говорите. Парень- трудяга и очень честный

      • Анонимно
        9.06.2020 19:46

        Согласен. Учился с Антоном в одной группе. Чувак очень порядочный.

        • Анонимно
          9.06.2020 22:30

          Учили учили его в КГФЭИ. теперь даже неловко, за недальновидные умозаключения, что получать заработанные деньги надо за рубежом. То есть и там их тратить. И это выдается как прогрессивная точка зрения!!

        • Анонимно
          10.06.2020 19:21

          Я тоже с Антоном училась в одной группе в КФЭИ! Он прекрасный человек, очень умный, порядочный и скромный. Приехал из Ижевска обычным парнем и всего добился своим трудом. Успехов и роста тебе, Антон!

  • Анонимно
    9.06.2020 09:03

    "Самый идеальный сценарий сегодня — жить в России, тратить деньги в России, а получать выручку не в России"

    прямо покоробила фраза. и это говорит человек близкий к властным структурам. ужасно.

    • Анонимно
      9.06.2020 10:16

      А что не так? Все правильно пишет: лучше продавать камазы зарубеж (получать валютную выручку там) и жить в россии за счет экспорта, а не только внутреннего спроса

    • Анонимно
      9.06.2020 11:20

      Сказал прямо и открыто.
      Действительно, выгодно зарабатывать там, а тратить здесь.
      Качать нефть тут, а продавать ее за рубеж.
      Жить в пригороде, а работать в городе.

      • Анонимно
        9.06.2020 12:29

        Да, давайте все продавать туда а сами без штанов ходить! Вам лиш бы все продать, продаваны несчастные!

    • Анонимно
      9.06.2020 12:07

      А вас не коробит, что большинство провластных жвут за границей, а зарабатывают здесь?

  • Анонимно
    9.06.2020 09:09

    Вот никому нельзя верить. Сдать в аренду многотысячный новый ангар в аэропорту за три копейки это можно сделать государству, а тут понизить немного арендные ставки , говорит Айти начальник, мы не имеем права, типа ставки государственные и мы блюдем закон. Тогда вопрос : как так бывает? Может прокуратура посмотрит почему одним можно, а другим нельзя? Или кто то говорит неправду?

  • Анонимно
    9.06.2020 09:29

    Даже не сомневаюсь что голове у него одна мечта -уехать из России!! Он просто оговорился по Фрейду.

  • Анонимно
    9.06.2020 09:40

    Насколько я понимаю: срубить весь лес, потом его продать китайцам, затем, на полученные от заграницы деньги, поехать в Сочи и потратить все в казино. И этот вариант предлагает надежда Айти индустрии?

    • Анонимно
      9.06.2020 11:24

      да какая надежда на айти от продавца машин?

    • Анонимно
      9.06.2020 20:47

      Он предлагает продавать высокотехнологичные интеллектуальные продукты за рубеж, а заработанные деньги тратить в России, вкладывая в экономику страны как минимум налогами. ИТ не продаёт нефть и лес за границу.

      • Анонимно
        9.06.2020 22:24

        А этому эффективному менеджеру в голову не приходит внедрять эти самые высокотехнологичные продукты здесь, в России.
        Он видимо считает нашу страну настолько отсталой, что этим продуктам здесь нет применения?
        Короче, он сам то понял что ляпнул?

  • Анонимно
    9.06.2020 09:59

    Чего то он напутал, оговорился наверное. Идеальный сценарий жить за границей, но чтобы в России тебе денежки капали. Многие именно к этому стремятся, как только наладят бизнес, найдут нормального управляющего чтобы работало без них, тут же сваливают в теплые страны.

  • Булгарин
    9.06.2020 10:01

    Человек по делу высказался, а тут сплошной негатив. Ну, сказал, что лучше жить и работать в России, а деньги за работу получать в баксах. И что? Правильно же для многих тут. Или все хотят рвануть отсюда? Не получится. Там может быть и уровень жизни высокий и комфортность повыше, но, если честно, и программистов хороших дофига.

    • Анонимно
      9.06.2020 10:54

      Здешние псевдоспециалисты считают себя пупом земли, думая, что легко смогут найти работу заграницей! Чудаки, там таких как вы выше крыши и вы сгодитесь только полы у них мыть!

  • Анонимно
    9.06.2020 10:33

    Слишком раздутый штат персонала, сократить в 2 раза и эффективность не изменится. Что удалось достичь прорывного за 7 лет? Понятно, что административный ресурс активно продвигает ИТ-парк и резиденты около государственные компании.

  • Анонимно
    9.06.2020 11:30

    "Пандемия на деятельности IT-парка сказалась достаточно ощутимо" - да, повезло тебе Антон с вирусом, теперь все на него свалить можно.

    "В первую очередь пострадал конференц-сервис" - как красиво звучит "конференц-сервис"! Т.е. почасовая сдача в аренду зала - это "конференц-сервис"

    "Мы заморозили инвестиционные активности, которые для нас не являются первостепенными. Например, мы планировали в 2020 году открыть офис в Шэньчжэне" - заморозили инвестиции, которые не являются первостепенными, но настоятельно рекомендуем всем "получать выручку за границей"

    "Мы распоряжаемся государственным имуществом, потому не можем повлиять на арендные ставки или делать отсрочку платежей для резидентов" - что Антон, всерьез не знаком с постановлениями РТ и РФ?

    "планируем возобновить инвестиционные проекты" - а за этой фразой что? Строительство баскетбольной площадки?

    "в отличие, например, от продуктового ретейла, это не является первичной потребностью людей" - Антон, а ты вообще "в теме" что давало и дает ИТ в условиях "самоизоляции" помимо электронного документооборота? Или по твоему человеческая активность строится только вокруг "первичной потребности" (есть, пить, испражняться, размножаться)?

    "... любой кризис — это супервозможности", другими словами "всегда возможность отхватить кусок и очень сильно вырасти". Поэтому читатели, настоятельно рекомендую прислушаться к совету человека, отягощенного жизненным и трудовым опытом - "IT — единственная отрасль, которая может быть более гибкой и более эффективной во время таких кризисов"

  • Анонимно
    9.06.2020 12:08

    Первый раз познакомился с ним в мечети. Толковый парень, целеустремленный, за такими будущее страны, если им дадут свободу в реализации идей!

  • Анонимно
    9.06.2020 12:59

    Да нормально все говорит, четко и по делу. Спасибо за информацию.

  • Анонимно
    9.06.2020 13:31

    Антон 8 лет уже в IT парке, что странно, у парня потенциал отличный - ему бы в рост

    • Анонимно
      9.06.2020 14:02

      Министром по цифре. Айрат не справляется:(

      • Анонимно
        9.06.2020 15:22

        сократить вообще это министерство нужно, вот зачем оно?

        • Анонимно
          10.06.2020 10:21

          Зачем нужно министерство молодёжи, когда они исполняют функции минстро, судя по последним новостям??

  • Анонимно
    9.06.2020 14:29

    Очередное мифотворчество.Ну не заработал на Западе еще почти никто кроме некоторых очень умных наших.Почти фсе так называемые успешные зарабатывают в России а живут или их счета и активы там в офшорах и прочая.

  • НЕТАТАРИН
    9.06.2020 15:43

    отличная карьера, вчера продавец чего-то там ненужного, а завтра чиновник и сразу начальник

  • Анонимно
    9.06.2020 17:47

    Нормальный расклад дал Грачев, без всякой воды. Молодец, успехов в работе

  • Анонимно
    9.06.2020 18:31

    Каждый трактует как хочет.
    Знаком с Антоном, он ерунду говорить не будет. Лично я интерпретировал его слова так: "нужно создать такой продукт/услугу, который(ая) бы продавалась в мире/на экспорт и зарабатывать с этого с минимальными валютными рисками, но при этом оставаться патриотом и тратить деньги (и кстати платить налоги) тут в России"
    Что не так?

  • Анонимно
    9.06.2020 20:20

    Уважаемый Антон Олегович. Желаю вам всего самого хорошего.
    Не слушайте эти злые языки.
    Пусть Всевышний укрепит ваши стопы и не даст споткнуться о «глаза завистников».
    От тех, кто знал вас лично по работе, слышала только самые добрые и хорошие отзывы о Вас.

    • Анонимно
      9.06.2020 21:49

      Если вы имели ввиду, укрепит ваши стартапы, то сдача в аренду помещений не имеет никакого отношения к айти-бизнесу.

  • Анонимно
    9.06.2020 22:38

    Все по делу озвучил. Толковый руководитель и порядочный человек.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль