Общество 
21.06.2020

«Между Турцией и Грецией идет невидимая война»: «заступится» ли Россия за Святую Софию

Азат Ахунов о том, как Эрдоган хочет превратить собор Айя-София в мечеть, а «Москва — третий Рим» молчит, занятая Конституцией

В Турции не утихает скандал вокруг знаменитого собора Айя-София в Стамбуле, на самом высоком уровне поставлен вопрос о лишении памятника статуса музея и обратном его превращении в мечеть, указывает казанский востоковед Азат Ахунов. Это стало одной из точек напряжения в отношениях между Анкарой и Афинами, причем официальные лица заявляют, что готовы даже к военным действиям. А что же Россия, где по-прежнему немало желающих «прибить щит на врата Царьграда»? Возможно, здесь ждут 2 июля.

Вот уже почти месяц в Турции не утихает скандал вокруг собора Айя-София (Святой Софии) в Стамбуле Вот уже почти месяц в Турции не утихает скандал вокруг собора Айя-София (Святой Софии) в Стамбуле By Arild Vågen - Own work, CC BY-SA 3.0, commons.wikimedia.org

«ВСЕ РЕШЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ СОБОРА СВЯТОЙ СОФИИ, ЯВЛЯЮТСЯ ВОПРОСОМ НАЦИОНАЛЬНОГО СУВЕРЕНИТЕТА»

Вот уже почти месяц в Турции не утихает скандал вокруг собора Айя-София (Святой Софии) в Стамбуле. На самом высоком уровне поставлен вопрос о лишении памятника статуса музея и обратного его превращения в мечеть. На этой почве обострились отношения между Анкарой и Афинами: МИД Греции выступил с резким заявлением. В ответ турецкая сторона посоветовала своим партнерам по НАТО «не лезть не в свои дела». Уже скоро в этом вопросе будет поставлена точка, но, возможно, и многоточие. Государственный совет Турции назначил на 2 июля заседание, где будет обсуждаться статус Айя-Софии. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган поручил правящей Партии справедливости и развития изучить возможность возвращения храму статуса мечети. Мало того, 16 июня на заседании высшего консультативного совета он прямо заявил: «Даст Бог, мы совершим молитву после решения Государственного Совета 2 июля». Была озвучена и конкретная дата. Это 15 июля — годовщина попытки госпереворота в Турции. Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу уже заявил в своем «Твиттере», что «все решения, касающиеся собора Святой Софии, являются вопросом национального суверенитета». Но это вовсе не значит, что принято окончательное решение. Демократию в Турции еще никто не отменял, да и среди граждан нет единого мнения по данному вопросу.

Реджеп Тайип Эрдоган поручил изучить возможность возвращения Айя-Софии статуса мечетиФото: kremlin.ru

«ТУРЦИЯ ДАСТ НАДЛЕЖАЩИЙ ОТВЕТ КАК ВРЕМЕННЫЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ИСЛАМСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА»

На самом деле эта проблема возникла не сегодня, она всплывает как минимум на протяжении последних лет 15. В 2008-м Государственный Совет Турции отказал в иске с требованием аннулировать правительственный указ 1934 года и вновь превратить Айя-Софию в действующую мечеть. Этот иск подало турецкое общество охраны исторических памятников и окружающей среды. Оно сначала обратилось с данным предложением к премьер-министру, а когда получило отказ, подало иск в Государственный Совет — высший административный орган страны.

В прошлом году президент Турции громогласно заявил, что скоро Айя-София станет мечетью. В марте 2019-го на митинге в Трабзоне глава государства сказал, что вернет собору подлинный статус после муниципальных выборов в Турции, которые пройдут 31 марта. Эрдоган назвал причину, по которой Софийский собор в Стамбуле станет мечетью. «Когда президент США Дональд Трамп объявляет Иерусалим столицей Израиля, а Голанские высоты — израильской территорией, Турция даст надлежащий ответ как временный председатель Организации исламского сотрудничества», — сказал он, выступая в Стамбуле.

В этом году 29 мая в Турции с огромным размахом отметили 567-ю годовщину завоевания Стамбула. Хотя дата вроде и не круглая. По сути, Турция таким образом отпраздновала ряд своих последних геополитических «викторий», а заодно и победу над коронавирусом.


В этот день в Айя-Софии прочитали суру из Корана «Ал-Фатх» («Победа») в память о завоевании Стамбула. В Афинах заявили, что акция оскорбляет международное сообщество и бросает вызов религиозным чувствам христиан во всем мире. Это лишь подлило масла в огонь греко-турецкого конфликта.

Софийский собор — памятник византийского зодчества. Он возводился в 532–537 годах по указанию императора Юстиниана, который решил увековечить славу Константинополя. Император мечтал, чтобы храм не имел равных в мире, и даже планировал сделать в нем полы из золотых слитков. После падения Византийской империи в 1453 году собор был переделан в мечеть. В 1935-м, согласно декрету правительства Турции, подписанному основателем современного турецкого государства Кемалем Ататюрком, собор стал музеем, а с фресок и мозаик счищены скрывавшие их слои штукатурки. В 1985 году собор был включен в состав памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сейчас в турецких СМИ идет яростная дискуссия на эту тему. Одни утверждают, что подпись «Ататюрк» под указом о преобразовании мечети в музей была поддельной, что якобы она поставлена еще до того, как Мустафа Кемаль получил эту фамилию. Другие говорят обратное. Из архивов достали султанские бумаги от 1462 года, подтверждающие законность превращения православного храма в мечеть. Кемалисты, сторонники светского государства, призывают ничего не трогать и оставить все как есть.

Софийский собор — памятник византийского зодчества. Он возводился в 532–537 годах по указанию императора Юстиниана, который решил увековечить славу Константинополя. В 1985 году собор был включен в состав памятников всемирного наследия ЮНЕСКОФото: By Tejaswi Yerukalapudi - Imported from 500px (archived version) by the Archive Team. (detail page), CC BY 3.0, commons.wikimedia.org

ПОВЕСТКА С АЙЯ-СОФИЕЙ ВОЗНИКЛА НЕ НА ПУСТОМ МЕСТЕ

В этот раз повестка с Айя-Софией также возникла не на пустом месте. Она несет четкий посыл конкретному получателю. Судя по крайне нервной реакции официальных Афин, месседж дошел до адресата. Между Турцией и Грецией сейчас идет невидимая война. Градус напряженности растет день ото дня, проблем накопилось немало, и они растут как снежный ком. Однажды в 1974 году это уже привело к боестолкновениям.

По «ливийскому кейсу» две стороны не могут найти общий язык. Афины поддерживают фельдмаршала Халифу Хафтара, а Анкара — правительство национального согласия (ПНС) во главе с Файезом Сарраджем. Благодаря военной поддержке Турции 4 июня ПНС вернула контроль над Триполи, а за день до этого правительственная армия выбила из столичного аэропорта отряды Хафтара. В настоящее время корабли ВМФ Турции конвоируют морской транспорт, идущий в Ливию, и не допускают его досмотра кем-либо. Все это вызывает раздражение греческой стороны, которая резонно считает себя законным игроком в данном регионе. Но и по понятиям Анкары бассейн Средиземного моря — зона жизненно важных интересов Турции.

Между Турцией и Ливией находится греческий остров Крит. Анкара опубликовала в конце прошлого года карту морских зон, построенную в соответствии с соглашением между Турцией и Сарраджем. Право на шельф за греческими островами сторонами не признается.

Не затихает «долгоиграющий» кипрский конфликт, который обострился также на нефтегазовой почве. Турция, вопреки протестам Афин, стала три года назад бурить свои скважины на подконтрольной территории турецкого Кипра. Она настаивает, что все энергетические ресурсы в регионе должны быть разделены между Республикой Кипр и турецкой частью острова.

В конце февраля Турция открыла границы и отправила в «европейское турне» почти 130 тыс. беженцев. Через турецко-греческую границу удалось просочиться нескольким десяткам тысяч человек

Эрдоган постоянно обвиняет Грецию в нарушении прав религиозных меньшинств, в первую очередь мусульман. По данным мусульманского союза Греции, в четырехмиллионных Афинах проживают около 500 тыс. мусульман, хотя, по оценкам греческих властей, их число не превышает 250 тыс., включая иммигрантов из Пакистана, Афганистана, Бангладеш и других стран. И вот под давлением международных правозащитных организаций год назад в столице Греции открылась первая построенная за почти 200 лет мечеть. Афины до сих пор оставались единственной европейской столицей, где не было дома Аллаха. Мечеть вместимостью 350 человек возвели на окраине города, на территории бывшей военно-морской базы. Власти запретили устанавливать минарет и произносить через громкоговорители азан. Проповеди можно будет произносить лишь на греческом или английском языках.

В начале этого месяца министр национальной обороны Греции Никос Панайотопулос заявил, что Афины для защиты своих суверенных прав готовы ко всему, в том числе и к военным действиям против Анкары. «Поведение Турции в последнее время довольно агрессивно. Я считаю, что единственный способ для Греции справиться с таким поведением, которое в целом имеет тенденцию к агрессии, — это, с одной стороны, использовать все свое дипломатическое оружие, а с другой — обеспечить увеличение сдерживающей силы вооруженных сил», — сказал он в интервью телеканалу Star. На уточняющий вопрос, готова ли Греция к военному решению конфликта, как говорил советник премьер-министра, Панайотопулос ответил: «Именно так!» 

Отношения между двумя странами сейчас обострены до предела. Но дело навряд ли дойдет до вооруженного конфликта. В посткоронавирусную эпоху у всех накопилось множество проблем, которые надо срочно решать. Ослабленные экономики не выдержат военных расходов. Турция таким образом успешно решает все свои геополитические вопросы. Поиграть лишний раз мускулами точно не помешает. Высока вероятность изменения статуса Айя-Софии. Эрдоган уже заявил, что если это и произойдет, то де-факто ничего не изменится. Так же, как и в расположенную напротив Голубую мечеть, туда будут допускаться все желающие.   


«ПРИБИТЬ ЩИТ НА ВРАТА ЦАРЬГРАДА»

Вопрос Айя-Софии — это еще и болезненная шпилька в тело православной России. И Эрдоган подобное прекрасно понимает. Сколько веков «Москва — третий Рим», считавшая себя единственной наследницей погибшей Византии, грозилась вновь «прибить щит на врата Царьграда» и сделать Черное море «русским озером».  Это могло случиться дважды в 1829 и 1878 годах, когда русские войска стояли на подступах к османской столице и ничто не мешало занять Константинополь, получив контроль над Босфором. Но в обоих случаях русские цари под давлением английских и французских союзников шли на попятную, давая отбой в самый последний момент.

Эта идея сошла на нет после прихода к власти большевиков, но в последние годы вновь стала будироваться в православно-патриотических кругах. Если посмотреть статьи об Айя-Софии в «Википедии» на разных языках, то только в русской версии она будет называться «Собор Святой Софии».

В 2010 году вице-спикер Государственной Думы России, лидер ЛДПР Владимир Жириновский написал письмо турецкому руководству, в котором предложил вернуть христианские храмы, расположенные на территории этого государства, русской православной церкви, сменить название Стамбула на Константинополь и объявить русский вторым языком в Турции. Спустя 6 лет он же заявил буквально следующее: «В Турции я мог бы быть военным комендантом освобожденных территорий, как Жуков в Берлине в 1945-м. Переименовать Стамбул в Константинополь, православные храмы восстановить, второй язык русский сделать».

Последняя инициатива президента Турции пока не вызвала какого-либо внятного ответа официальной Москвы. Патриарх Кирилл отреагировал устами главы отдела внешних церковных связей Московского патриархата, митрополита Илариона. Он сказал, что «любые попытки сейчас изменить статус храма Святой Софии, который на сегодняшний день является музеем, приведут к изменению и нарушению тех хрупких межконфессиональных и межрелигиозных балансов, которые сложились».

Как видим, прозвучала нейтральная, «беззубая» реакция. Хотя тема-то горячая. Можно было ожидать по этому поводу фонтан мнений депутатов, чиновников, тележурналистов, но его нет. Причины на поверхности: наша страна не хочет портить отношения с Турцией, которые удалось наладить неимоверным трудом. Кроме того, Россию вскоре ждет голосование по поправкам в Конституцию. Фактически «день тишины» настал уже давно — ничего не должно отвлекать от главного. А православная церковь со своей стороны как бы намекает: «Вот тебе ответка, вселенский патриарх, за томос. Держи!»

Турецкая сторона уже приготовилась дать симметричный ответ, но получилось пустое сотрясение воздуха. Телеграм-канал «Повестка дня Турции» приводит по этому поводу довольно характерное мнение журналиста телеканала Haber Türk Недима Шенера: «Я не могу рассматривать вопрос Айя-Софии с точки зрения музея или переживать, что скажут иностранные государства, или бояться, что патриархат (Константинопольский) начнет подрывную деятельность, или что скажет патриарх в России либо Путин. Я не думаю, что их заботит этот вопрос. Сколько лет назад они вообще познакомились с христианством? Я не говорю про царскую Россию. Сами во время коммунизма закрывали церкви и только в политических целях возобновили работу храмов. Что могут сказать? Пусть вначале узнают свою веру поближе перед тем, как вмешиваться в дела Стамбула. София не является символом христианства или православия. Ее символ — патриархат у залива Золотого Рога».

Если Россия живет по принципу «до и после 1 июля», то в Анкаре с нетерпением ждут 2 июля. При любом развитии событий мир не перевернется. Но, как это принято говорить сейчас, он не останется прежним.

Фото на анонсе: By Alexxx Malev - Imported from 500px (archived version) by the Archive Team. (detail page), CC BY-SA 3.0, commons.wikimedia.org

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (253) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
21.06.2020 10:05

Россия у себя в стране не в состоянии обеспечить приличный уровень жизни большинству населения и более менее ясную картину будущего а тут какие то надежды про Святую Софию)))

  • Анонимно
    21.06.2020 09:45

    Зря греки-киприоты отвергли план главы ООН Кофи Аннана по объеденению Кипра в 2004. А Евросоюз не должен был принимать в свои ряды половинку острова

    • Анонимно
      21.06.2020 11:25

      После того, что турки наделали при захвате Кипра, греки-киприоты не пойдут ни на какие договоры. У турков в крови ненависть к грекам, посмотрите историю их войн и геноцида. Они всегда или в открытую или хитростью чинили козни грекам. Тоже самое происходит и сейчас. Турция очень хитрая страна.

      • Рашид
        21.06.2020 12:03

        11:25 У татар тоже в крови не менее намешано того самого, да ничего. Мирно сосуществуем же. Хотя переживаем тоже што и киприоты.

        • Анонимно
          22.06.2020 08:24

          Перед самой Великой Отечественной Войной в СССР была принята морская программа по которой началось строительство 4 линкоров на каждом по 9 шт. 409 мм орудий, как жалко что не успели, а то нагнали бы жути на Турцию.

          • Анонимно
            22.06.2020 15:13

            22.06.2020 08:24
            Очень ХОРОШО, что НЕ успели! События 2 мировой войны, наглядно показали крайнюю УЯЗВИМОСТЬ линкоров, не только со стороны подводных лодок, но и со стороны авиации!
            Во время войны, мы тщательно БЕРЕГЛИ оставшиеся у нас 3 линкора: "Марат" и "Октябрьскую революцию" на Балтике, и "Севастополь" на Черном море! Первые два СПЕЦИАЛЬНО посадили на мель, чтобы ИЗБЕЖАТЬ потопления! Их использовали в качестве СТАЦИОНАРНЫХ мощных батарей при обороне Ленинграда!

        • Анонимно
          22.06.2020 23:25

          На сайте *Арийская аналитика*. Мировой татарский (булгарский ) лингвистический классификатор

      • Булгарин
        21.06.2020 12:40

        Это и у греков ненависть в крови у туркам. И что? И что наделали турки при захвате Кипра? Если помните историю, то как раз греки и наделали там много чего. Это ведь они при помощи черных полковников хотели присоединить Кипр к Греции вместе с живущими там турками. И с мечетью тут все в норме, не разрушили же турки этот храм как это делали те же христиане при захвате мусульманских стран, за примером далеко ходить не надо, все тут рядом. А могли и снести церковь, а на его месте возвести свою мечеть, да на тех же камнях.

        Да, и войны не будет. Та же Греция вся в долгах как в шелках. Опять скоро будет просить списать свои долги перед Германией. Кстати, в свое время когда обсуждали предыдущие долги Греции, бывший министр финансов Германии потребовал, чтобы греки сократили свой бюджет в том числе и за счет того, чтобы не платить зарплату попам, которые там числятся как госслужащие, не содержали церкви за счет казны, не платили пенсии попам.

        • Анонимно
          21.06.2020 14:14

          Кипр всегда хотел воссоединиться с Грецией. Греция всегда хотела того же.

          По поводу разрушенных храмов - съездите, поездите по Греции, тысячи храмов были либо разрушены, либо осквернены турками. До сих пор во многих храмах на ликах святых выколоты глаза. Их расстреливали и выцарапывали ножами.

          • Булгарин
            21.06.2020 16:19

            И что? Пусть сейчас и воссоединяются с Грецией, тем более в одном союзе. Чего сейчас то мешает? А Сев. Кипр останется за турецкой общиной Кипра.

          • Анонимно
            21.06.2020 17:12

            А сколько мечетей снесли в Греции??? Храмы турки не разрушали. Не надо тень на плетень наводить.

            • Анонимно
              21.06.2020 17:18

              Да что вы такое говорите! Они не разрушили, просто минарет проделывали и в мечеть превращает. Самим строить не охота было

            • Булгарин
              21.06.2020 17:33

              Там их не осталось ни одной, хотя Греция жила под турками почти семь веков.

              • Анонимно
                21.06.2020 17:44

                Булгарин, в Греции много мечетей, прекратите нести ерунду. Съездите хоть разок и посмотрите.

                • Булгарин
                  21.06.2020 18:41

                  С чего это? Неделю назад по настоянию мусульман, а их там сейчас около 200 тысяч, наконец открыли первую мечеть в Греции в Афинах, на окраине на территории какой-то военной базы. С условием, что читать там молитвы будут на греческом и английском языках. Это было неделю назад.

                  • Анонимно
                    21.06.2020 19:52

                    18.41 из этих 200 тысяч в основном беженцы и мигранты, гастарбайтеры, такие же как вы там в Германии.

                  • Анонимно
                    21.06.2020 21:01

                    Ты главное там с немцами по татарски разговаривай. Внедряй, то что здесь любишь внушать

                  • Анонимно
                    21.06.2020 23:37

                    Булгарин, вы прекрасно погуглили :) Но речь не про Афины, а про Греци. Также вы "не заметили" инфу, что в Греции очень много турков и очень много мечетей в районах их проживаний. Но вам же не выгодно об этом писать, да?

          • Анонимно
            22.06.2020 01:10

            Насчет глаз не знаю, а что разрушены не правда. Разрушены временем, невниманием греков которым по большому счёту самим эти храмы не особо нужны.

            • Анонимно
              22.06.2020 15:06

              22.06.2020 01:10
              ВИЛЯТЬ начали? Или ЛИЧНО греков опрашивали? У них кстати, НЕ было той волны атеизма, как у нас в 1917-1987 гг.!

        • Анонимно
          21.06.2020 16:48

          21.06.2020 12:40
          Греки живут на Кипре уже 3000 лет, а турки - с 1571 г.!
          А какое ВАМ дело до греческих денег? Сэкономленные средства ЛИЧНО вам пойдут?

          • Булгарин
            21.06.2020 17:36

            Во-первых, мало кто жил там и с какого века. Тут же вопросы не задают, кто тут жил из Московии. Во-вторых, мне дела нет до греческих денег, только для того, чтобы воевать им то как раз и нужны деньги. Просто констатация факта, что войны не будет, у греков нет денег, они бедны. Да и работать особо не любят.

            • Анонимно
              22.06.2020 07:23

              К Вашему сожалению, мы Греки готовы воевать с турками без денег, без еды и оружия. Так поступали наши предки, так поступим и Мы, потомки Александра Великого и царя Леонида, и как всегда победим.

            • Анонимно
              22.06.2020 11:57

              А вам, булгарин, и не с руки задавать такие вопросы "Кто тут жил из Московии", тем более - по-итальянски ("Московия"). Ибо именьковцы - славяне (восточная их часть) жили в Поволжье за несколько веков до прихода булгаров. Иными словами, предки русских здесь появились раньше предков татар.

              • Анонимно
                22.06.2020 18:03

                Это всего одна из версий, да и то не выдерживает никакой критики. Для того, чтобы ваша версия имела научный фактор, нужно множество версий и подкрепленные многочисленными источниками.
                Ни одного конкретного источника о славянском происхождении именьковцев нет. Увы.

              • Рашид
                23.06.2020 02:40

                11:57 Это тебе историк расказал пасущийся из ветки в ветку?) Тот расскажет... А море чёрное случаем не они же?))

                • Анонимно
                  25.06.2020 20:04

                  23.06.2020 02:40
                  Опять ты ошибаешься! Именьковцы славянами НЕ были! Но и тюрками - ТОЖЕ!

          • Булгарин
            21.06.2020 17:38

            Да, еще. Не оболщайтесь, сегодняшние греки - это не те греки, которые жил 3000 лет назад. Скорее уж так, они полутурки, но этим очень озабочены. Семь веков жить под ними и остаться непорочными, этого не бывает.

            • Анонимно
              21.06.2020 17:46

              21.06.2020 17:38
              Греки НЕ заключали браков с турками все эти семь веков! А от гречанок, взятых в гареме рождались ИМЕННО турки! никакого родства с греками они НЕ чувствовали! Это правило можно и на ИНЫЕ, более известные вам местности, перенести!

            • Анонимно
              21.06.2020 17:47

              Турки вообще не турки к вашему счведению. Очень много турков выходцев из греков. Греки в первую очередь это самосознание. И вот за века претязаний со стороны варварской Турции, они турков и не любят. Греки жили на этой земле многие тысячелетия, а турки пришли всего то несколько сотен лет назад. И начали с войн.

              • Булгарин
                21.06.2020 18:45

                14:47. Вообще-то они на территории Греции с 1347 года, когда захватили Солоники. А это не несколько сотен лет. А сами турки попали в современную Турцию под натиском монгол с Кавказа и нынешней Туркмении. Это те времена, когда половцы проиграли битву на Калке.

                • Анонимно
                  21.06.2020 19:30

                  21.06.2020 18:45
                  сАлоники - древняя Фессалоника!
                  Турки попали на территорию Турции на 2 века РАНЬШЕ -в 1046 г.!
                  Первое появления тюрок (в данном случае турок-сельджуков) на территории, населенной южными европеоидами (средиземноморцами) - это 1035 г., когда газневидский султан Масуд предоставил земли в современной Туркмении сельджукам, во главе с Тогрул-Беком.
                  Сельджуки провозгласили свое государство в 1038 г. (Тогрул стал султаном). В Туркмении начался процесс тюркизации и складывания туркменского народа (из сельджуков и местного ИРАНОязычного населения). Опираясь на Туркмению, как на базу, сельджуки провели грандиозные походы, покорив земли современных: Ирана, Афганистана, Ирака, Сирии, Закавказья, Турции.
                  Первый поход на территорию современного Азербайджана, сельджуки совершили в 1046 г. Обнаружив много пастбищ, сельджуки начали в массовом порядке там селится. Смешение сельджуков с местным, опять-таки ИРАНОязычным населением, положило начало формированию азербайджанского народа. В ОБОИХ случаях религиозного барьера НЕ было - и сельджуки и иранцы были мусульманами.
                  Наконец, с 1067 г. сельджуки начали вторгаться (и расселяться) в азиатских владениях Византии. Это было рождение Турции! Начался процесс исламизации и тюркизации местного населения (греков и армян), приведших к возникновению турецкого народа.
                  В 1077 г. на территории будущей Турции возник Румский султанат.
                  Вот так и появились тюрки - средиземноморцы!

                  • Анонимно
                    21.06.2020 23:43

                    Салоники основан в 315 году до н. э. македонцами/греками. Ни о каких турках тогда и в помине речи быть не могло. При этом именно сейчас турки правдами и неправдами бегут именно в Салоники..

                    • Анонимно
                      22.06.2020 15:58

                      21.06.2020 23:43
                      Ладно там Салоники! Анкару (Анкиру) греки основали!

            • Анонимно
              21.06.2020 17:49

              Сегодняшние турки на 15%либо греки либо армяне либо ассирийцы.... И продолжают этого стыдится и не навидеть эти народы...

              • Анонимно
                22.06.2020 01:13

                Кажется они уже ещё на 15 процентов Русские, Украинцы и Татары.

            • Анонимно
              21.06.2020 18:15

              21.06.2020 17:38
              вы лучше почитайте об ЭТНОГЕНЕЗЕ турецкого народа на ЗАХВАЧЕННЫХ ими землях Анатолии (Малой Азии) в XI-XV веках! И почему они так сильно ПОХОЖИ на ВСЕХ своих соседей, и так сильно ОТЛИЧАЮТСЯ от тюрок-кочевников!

              • Булгарин
                21.06.2020 18:46

                И чем они так сильно отличаются от тюрок-кочевников? Носы что ли не так выглядят?

                • Анонимно
                  21.06.2020 19:32

                  21.06.2020 18:46
                  Вы итальянцев и китайцев ТОЖЕ путаете?
                  Турки похожи на первых, а казахи и киргизы - на вторых!

                  • Булгарин
                    21.06.2020 23:04

                    19:32 А на туркмен они не похожи? Или на азербайджанцев? Или на татар? Или татары сплошь похожи на киргизов с казахами? Это вы чего с пальцем путаете!

                    • Анонимно
                      21.06.2020 23:56

                      21.06.2020 23:04
                      вы ЧЕГО расписались? вы же ПРЕКРАСНО знаете, что и туркмены, и азербайджанцы - южные европеоиды!

                    • Анонимно
                      22.06.2020 15:52

                      21.06.2020 23:04
                      вам нравиться опровергать ОЧЕВИДНЫЕ вещи? вы - субъективный идеалист?

                    • Анонимно
                      25.06.2020 20:06

                      21.06.2020 23:04
                      У вас казанские татары УЖЕ кочевниками стали?

            • Анонимно
              21.06.2020 18:34

              21.06.2020 17:38
              Интенсивная греческая колонизация Малой Азии началась после похода Александра Македонского, с 336 г. до н.э.
              Интенсивная турецкая колонизация Малой Азии началась с 1067 г. н.э.
              Разница: 1403 года!
              Прибрежные города основывались греками еще раньше! Трапезунд (Трабзон) основан греками в 756 г. до н.э. Захвачен турками в 1461 г. н.э.
              ВСЯ Малая Азия была усеяна греческими названиями городов: Анкара-Анкира, Анталья-Атталия (в честь греческого царя Аттала), Изник-Никомедия, Измир-Смирна, Эрзурум-Феодосиополь и т.д.
              ВСЯ Турция усеяна остатками древнегреческой архитектуры, подобные Пальмире!

              Греки заселяли Малую Азию в 3 этапа:
              1) в IX - X веках до н.э. - греки заселили восточный берег Эгейского моря, (современное западное побережье Турции), и основали там города: Милет, Галикарнас (Бодрум), Фокею (Фоча), Смирну (Измир), и знаменитую ТРОЮ!
              2) в VIII-VI веках до н.э. - в ходе греческой морской колонизации, они заселили черноморское (северное) и средиземноморское (южное) побережья Малой Азии, основав города: Трапезунд (Трабзон), Синопу (Синоп), Гераклею (Эрегли), Фаселиду, Сиде, Солы.
              3) После похода Александра Македонского, после 334 г. до н.э., когда греки заселили ВСЮ Малую Азию!

              • Булгарин
                21.06.2020 19:27

                И что с этого? Вы все какие-то странные. Надо исходить не с того, что там было две тысячи лет назад, а с сегодняшних реалий. Те греки, еще раз - это не нынешние греки. Те греки дали демократию, а нынешние на ней паразитируют. То как они попали в ЕС это еще умудриться надо, подтасовали финансовые отчетности за пять лет, показали, что по экономическим критериям они могут вступить в ЕС. Только потом уже обнаружили, когда долгов набрали выше крыши у ЕС, а платить им было нечем. Да и долги то набирали не на развитие своей экономики, а рассовали по своим карманам. Потом проводили ревизию, куда дели кредиты, выдаваемые и европейским ЦБ и другими банками под гарантию правительства. Все разворовали. Пришлось закрывать на это глаза, списывать долги, проводить реструктуризацию. И чем они похожи на тех, кого называют греками, жившими две тысячи лет на этом месте?

                • Анонимно
                  21.06.2020 19:33

                  21.06.2020 19:27
                  А это их прямые потомки! И ничего с этим вы сделать НЕ можете!

            • Анонимно
              21.06.2020 23:53

              21.06.2020 17:38
              ИНТЕРЕСНАЯ у вас формулировка!
              "сегодняшие ... - это не те ..."
              КОГО еще в пробелы ставим?

            • Анонимно
              22.06.2020 07:24

              Монголов вспомни, Булгарин.

          • Анонимно
            21.06.2020 21:48

            А до греков, кто там жил? Там жили турки.

            • Анонимно
              21.06.2020 22:16

              21.06.2020 21:48
              ДО греков там жили пеласги. А турок там - НЕ было! ДО XI века н.э.!

          • Анонимно
            22.06.2020 07:51

            Древние греки и греки современные разные народы по происхождению

            • Анонимно
              22.06.2020 15:23

              22.06.2020 07:51
              Это ОДИН народ!
              Например, Трапезунд (Трабзон) БЫЛ основан греками в 756 г. ДО н.э. Этот город был захвачен турками в 1461 г. НАШЕЙ эры, кстати, уже ПОСЛЕ падения Константинополя! И ВСЕ эти 2 217 лет, никто НЕ сомневался, что это город - греческий, и живут в нем - ГРЕКИ!
              Да и в 1461-1921 г. там сохранялась греческая община! И опять-таки никто, в т.ч. и сами турки НЕ сомневались, что это именно греки!

      • Анонимно
        21.06.2020 12:46

        На Кипре не турки "наделали", а греки всего западного мира совместно с греками-киприотами. Вопрос о церквях в Стамбуле снят при т.н. "обмене населением" между Грецией и Турцией в начале 20 века. Автору лучше освятить судьбу главных мечетей в Кордове и в целом в Испании, Греции, Сицилии, Крыму, на Балканах, в т.н. Новороссии, Китае и т.д.

        • Анонимно
          21.06.2020 13:13

          Возьми и освети. А заодно судьбу церквей в той же Испании с 8 по 15 века до Реконкисты, в Дамаске, в Израиле

        • Анонимно
          21.06.2020 14:15

          Что делали военные Турции на суверенном острове Кипр?
          Ни одна страна не признала турецкую часть Кипра.

          • Булгарин
            21.06.2020 16:20

            Что делали? Защищали турок-киприотов от резни со стороны греков.

            • Анонимно
              21.06.2020 17:20

              Для начала Турков столкнут с Греками... Следом подключат Курдов, Сирию,Болгарию, Армению.... Все решится от присоединения или неприсоединения к этой группе России, Ирана...

              • Булгарин
                21.06.2020 17:44

                И что, все они уже давно что-то имеют против Турции. А с Ираном еще проще. Только что было сообщение, что при осуществлении операции Турции в северном Ираке против РПК со стороны Ирана была оказана поддержка в ударе артиллерией по позициям курдов. Да, и просто туркам надо было только объявить, что им надо север Сирии очистить от курдов, так сразу им был представлен карт-бланш на эту операцию со стороны США. Сирия вообще уже не государство, а огрызок, который поделен на части. У Армении уже есть свой враг в лице Азербайджана, куда еще и Турции объявлять войну. А Болгария такая же нищая страна, со старыми самолетами и без танков. Какая им еще война нужна.

                • Анонимно
                  21.06.2020 17:51

                  Вы это Булгарин англо-саксам доказывайте или вы верите ,что турция для США и Европы партнёр на века?

                  • Булгарин
                    21.06.2020 18:49

                    17:51 Вроде ничего тут такого не доказываю. Отмечаю только, что у Турции есть свои интересы. И она выросла и поняла, что в ЕС ее не возьмут, она мусульманская страна, да и сама ЕС тихо так разваливается, кто-то из нее выходит, а кто-то свои границы закрывает по своему усмотрению.

            • Анонимно
              21.06.2020 23:45

              Резню затеяли турки живущие на греческой земле.

      • Анонимно
        22.06.2020 14:28

        А что греки наделали во время геноцида албанцев.
        Сейчас пытаются топить лодки с беженцами, протыкая их баграми, греческий фермер поливал беженцев мочой животных на границе с Турцией во время последней эскалации с молчаливого согласия греческих властей.

        • Анонимно
          22.06.2020 21:17

          Ну и собирай в собственном доме беженцев, корми и одевай. Пусть живут у тебя. Правильно делают греки, не хотят пускать беженцев. Их слишком мног, чужая вера и со временем начинают борзеть.

    • Анонимно
      21.06.2020 11:26

      Да, зря. Сейчас готовы, наверное, локти кусать, но не достанешь.

    • Анонимно
      21.06.2020 16:45

      21.06.2020 09:45
      Если бы Кипр объединился, греков бы ВЫТЕСНИЛИ оттуда! А так, они хоть ЧАСТЬЮ Кипра владеют!

  • Анонимно
    21.06.2020 09:49

    В Стамбуле у местных жителей нет особого спроса на православие. С уходом практически всей греческой общины города в первой четверти XX века, православие и православные в Константинополе не являются значимой частью общества. Времена Византии и былого могущества давно в истории. За будущее прогнозировать не будем. А вот о настоящем уже сказано выше.
    Собор Святой Софии, бывший на протяжении тысячи лет Главным храмом Православной Церкви, уже более пятисот лет (с перерывом) является мечетью, поэтому не совсем понятно, почему вопрос о возобновлении там чтения Корана воспринимается столь болезненно.
    Истанбул - это город с мусульманским населением, но с множеством великих памятников христианского прошлого, которые столетиями используются в качестве мусульманских молельных домов, в числе которых и Музей Святой Софии (Айя-София).
    Согласно легенде, в момент завоевания Константинополя войсками Османского султана, в Святой Софии шла Божественная литургия, а служащий священник чудесным образом спрятался в одной из колон храма и поныне служит, ожидая времени своего выхода, жабы продолжить служение Божественной тайны уже явно.
    Если Господь попустил в своё время Главному собору Византии стать Соборной мечетью Османской империи, значит так было нужно. Православное население сменилось мусульманским. В принципе, все логично. Мир всем.

    • Анонимно
      21.06.2020 12:11

      Важная поправка, не с уходом греческой общины, а с жестоким изгнанием. Стамбульский погром 1955 года - погромы носили чрезвычайно кровавый и разрушительный по европейским меркам характер, напоминая скорее геноцид.
      Погромы христианских народов в Османской империи стали неотъемлемой частью внутренней политики государства на протяжении XIX—XX веков

      • Булгарин
        21.06.2020 12:41

        А крестовые походы что вам напоминают?

        • Анонимно
          21.06.2020 14:04

          в 20-м веке? Какие крестовые походы?
          Турки в 20-м веке эти погромы и убиства чинили.

          • Булгарин
            21.06.2020 16:22

            А что делали немцы, да в конце концов, кто чеченцев или крымских татар истреблял. И во что там в Крыму превратили все то, связано с татарами?

            • Анонимно
              21.06.2020 16:33

              Булгарин. Все, что связано с крымские татарами, там отремонтировали. А при Украине там было все в руинах

              • Булгарин
                21.06.2020 17:45

                А что геноцида крымских татар не было уже? И что там отремонтировали? И что там принадлежит татарам из отремонтированного?

                • Анонимно
                  21.06.2020 21:19

                  Какой геноцид? Выселяли - да. Но выселяли многих, и русских в том числе

                  • Булгарин
                    21.06.2020 23:07

                    21:19 Да, выселяли, только в чистое поле без еды и теплых вещей на мороз. А по пути еще половина погибла в заколоченных теплушках, трупы сбрасывали в чистое поле на коротких остановках. И каких русских выселяли?

                    • Анонимно
                      21.06.2020 23:58

                      21.06.2020 23:07
                      Семьи полицаев - ВЫСЕЛЯЛИ!

                    • Анонимно
                      22.06.2020 05:33

                      Крымские татары поголовно фашистскую власть на курултае своем признали вот их и аыселяли поголовно другие национальности там не трогали. Ну и получили по заслугам.

                      • Анонимно
                        22.06.2020 15:25

                        22.06.2020 05:33
                        Почему НЕ трогали? Выселили еще крымских болгар и армян!

                    • Анонимно
                      22.06.2020 07:21

                      Русских точно так же в теплушках эвакуировали, миллионами, десятками миллионов даже) ведь не было пассажирских вагонов тогда уже) И никаких трупов не выбрасывали, хватит фейки-то распространять. Всех нормально довезли, обеспечили и жильём, и работой.

                      • Анонимно
                        22.06.2020 21:21

                        Крымские татары в Узбекистане хорошо разжились. Уезжая в Крым, очень дорого продавали дома свои дома. По соседству их очень много жили. Все мы были на равных, ущемленных не было

                  • Анонимно
                    22.06.2020 07:31

                    Про выселение русских я что то не слышал, может новая информация появилась, архиы открыаются.

                    • Анонимно
                      22.06.2020 15:27

                      22.06.2020 07:31
                      Про ЭВАКУАЦИЮ слышали? Это очень СТАРАЯ информация!

        • Анонимно
          21.06.2020 18:05

          21.06.2020 12:41
          А вы в КАКОЙ стране живете? Не в стране ли УЧАСТНИЦЕ крестовых походов?

        • Анонимно
          21.06.2020 18:37

          21.06.2020 12:41
          А имя вашего НОВОГО соотечественника Фридриха Барбароссы, одного их лидеров Крестовых походов, что вам напоминает?

        • Анонимно
          22.06.2020 12:00

          Крестовые походы напоминают попытки христиан западной части империи отвоевать земли восточной части империи, захваченные мусульманами (большую Сирию, Египет, Киренаику), т.е. отвоевать свои земли от захватчиков. А некоторые крестовые походы - отвоевать и западную часть (Испанию).

          А вы что подумали?

      • Анонимно
        21.06.2020 17:19

        Хватит уже врать про геноцид. Надоели уже. В Стамбуле 24 действующих церкви. В Белграде 1 из 250. Куда дели 249? Правильно, уничтожили

        • Анонимно
          21.06.2020 17:25

          21.06.2020 17:19
          Врете - вы! В Стамбуле 24 действующих церкви. А СКОЛЬКО их было в Константинополе?

        • Анонимно
          21.06.2020 17:53

          А про геноцид ты вообще зря.... Это признано цивилизованными странами куда уж тебе со своей оценкой....

    • Анонимно
      21.06.2020 13:37

      При этом в Стамбуле более сотни христианских храмов, в основном, православных и армянских.
      Рим Дашкин

      • Анонимно
        21.06.2020 14:05

        Не придумывайте. Менее 10 из тех сотен, которые были раанее. Причем только одна не была до этого переделанна в мечеть.

      • Анонимно
        21.06.2020 17:29

        И где эти храмы? Полуразрушенные конюшни,склады... Турки уничтожили все народы жившие до турков на этой земле... Где ассирийцы? Где греки в Турции? Где армяне? По версии турков 1,5 млн.армян переселились по пустыне не взяв еды,денег и сбережений... Где деньги,ценности,банковские вклады,здания,церкви этих перемещеных лиц???? Уж современный человек защищать турков не сможет, только националист и шовинист с мечтой о Великом Туране может оправдывать турецкую историю и политику. Это последняя империя без оснований быть империей и рухнет она всё равно. Хотелось бы ,что бы здравомыслящие турки сами навели порядок в своей стране и признали ошибки... Тогда и споров не будет у турков ни с кем... Турция не в ладах со всеми соседями: Иран, Армения, Греция, Кипр, Болгария,Сирия,курды....

  • Анонимно
    21.06.2020 09:52

    В 1453 г. Константинополь пал, султан Мехмет въехал на коне в храм и повелел перестроить здание в мечеть. На стене у алтаря все еще виден отпечаток его окровавленной руки.

    Турки возвели минареты, мозаики побелили, стены занавесили верблюжьими кожами с начертанными золотом сурами из Корана. На долгие 500 лет Айя-София стала крупнейшей после Каабы мусульманской святыней.

    Поэтому Эрдогану несложно будет возобновить работу мечети, которую султан Мехмет давно уже завоевал и она прочно вошла в состав Турции.

  • Анонимно
    21.06.2020 09:56

    Всегда с удовольствием слежу за Турцией и её активным развитием международным политики и экономики (в 2020 она обогнала Итальянскую экономику). Вернее смотрю с белой завистью. Потому что мы татары, должны были быть в международной политике и величии представлены как и турки. Мы были даже сильнее и крупнее, чем они

    • Анонимно
      21.06.2020 10:09

      Когда?Вас завоевали монголы, потом русские. Какое величие, успокойте свои амбиции и живите спокойно.

      • Анонимно
        21.06.2020 15:44

        По поводу завоевателей Монгол помолчу ! Великие монголы про свое величие узнали в конце 19 века , на территории монголии не найдено ни одной доменной печи , интересно где ковали оружие , По поводу завоевания русскими тоже загвоздка , Иван Грозный гораздо больше татарин чем русский ( погуглите академик Герасимов Грозный ) , А то что он является прямым потомком Мамая вообще не укладывается ни в какие схемы , но обьяснять и спорить с историей написанной немцем Миллером и отредактированной немкой Екатириной , в головах наших соотечественников весьма сложно !

    • Анонимно
      21.06.2020 10:22

      а что лично вы сделали для этого?

      • Анонимно
        21.06.2020 10:29

        он голосовал за партию Единая Россия. Так большинство татар проголосовало.
        Так что за величием - велкам в Госсовет

    • Анонимно
      21.06.2020 11:15

      Вы хотите также как османы и турки развиваться на захватах, убийствах, на крови? Сколько мирного населения османы перебили при захвате нынешней территории Турции. А сколько греков и армян уничтожили. Зачем вам это?
      Турция всегда была и будет очень ненадежным "партнером".

      • Анонимно
        21.06.2020 11:39

        Всё это в прошлом, сейчас 21 век. Если копаться в прошлом, то у всех народов и у государств можно обнаружить тысячи таких факторов. Я не считаю, что Турция ненадежный партнер, поскольку миллионы россиян едут туда по путевкам, тысячи скупили недвижимость и имею свой бизнес там, сотни десятки совместных русско-турецких браков. Узы с каждым годом укрепляются.
        Что касается Аль Сафи, лучше бы он остался музеем, это польза для всех. При всем уважении к Эрдогану и его политике, здесь он совершенно поступает неверно.

        • Анонимно
          21.06.2020 12:16

          Если вы только туризма и жтзни текущей касаетесь, то в Греции/Кипре со всем этим еще лучше. И семьи и недвижимость и бизнес и пр., а также религия одна с Россией, что немаловажно. Плюс у греков нет этой хитрецы/изворотливости, а часто и наглости, которая присутствует туркам.

          • Анонимно
            21.06.2020 13:19

            12.16

            да из этих балканцев страна сколько раз врюхивалась в войны

            к примеру в первую мировую и весь 19 век братушкам помогали, что бы они во вторую мировую немцам помогали

          • Анонимно
            21.06.2020 14:05

            Да, турки очень своеобразны. А как они отвратительно относятся к татарам ... Могу судить по "туркиш аэрлайн", качество обслуживания рейсов до Казани и рейсов, например, до Тель -а- вива несопоставимы. Зато татары их почитают за друзей)). На том и бизнес турки делают....

          • Анонимно
            21.06.2020 15:54

            До коронавирусной ситуации количество российских туристов перевалило за 5 млн. Сомневаюсь, что такое же количество российских туристов в Греции и на Кипре. И по количеству совместных браков тоже сомневаюсь. А вот насчет российского бизнеса на Кипре, то здесь вы правы.
            Духовная идентичность и духовные единые потребности это хорошо, оно сближает народы, но при этом вставлять фразу, что какие то народы с хитрецей и наглостью - это не красит.
            Турки работают по всему миру на стройках, создают свой бизнес, привлекают в свою страну инвестиции, в том числе и российские, а не живут на долги и подачки евросоюза.

            • Анонимно
              21.06.2020 16:35

              Офшоры наши Кипр и Греция, вот и вся духовность.

              • Анонимно
                21.06.2020 16:53

                21.06.2020 16:35
                Кипр вообще-то - НЕ самое лучшее место для офшоров!
                Там конечно, очень тепло, но как бы там ЖАРКО не стало бы!

            • Анонимно
              21.06.2020 16:40

              Турция дешевле, поэтому там много наших туристов. Это всем известно и очевидно. В Греции более дорогой отдых со всеми вытекающими плюсами.

        • Анонимно
          22.06.2020 01:27

          Вы не принимайте его мотивов, он не просто человек в нашем понимании. Он видит себя своё служение как миссию, это религиозный человек, это думаю также националист, он в зрелом возрасте, человек имея свои принципы и пониманиие своей исключительности миссии делает эти шаги во имя Всевышнего в его пониманиие я думаю. Это как мне кажется роднит его с Владимиром Владимировичем. Аналогичное мышление и схожее мировосприятие, призмы разные.

      • Анонимно
        21.06.2020 11:47

        Татарин Злой
        Поменяйте «турки» на «русские» - тоже интересно получается...

        • Анонимно
          21.06.2020 13:08

          Татарин злой. Поменяйте на монгол или американцев. Вообще классно получится.

      • Булгарин
        21.06.2020 12:43

        Вам бы в зеркало взглянуть? И скольких ваши предки уничтожили народу?

        • Анонимно
          21.06.2020 17:36

          Булгарин ты тут во всех турецких темах присутствуешь.... Не на тех равняешься. Гордость и слава татарского народа не на турков равнялась. Посмотри на своих достойны земляков!!! А ты все на турков равняешься.

          • Булгарин
            21.06.2020 18:55

            Ага, надо бы на русских ровняться, но вот вера не позволяет. Правда, некоторые очень быстро крещение принимают и идут вперед как пушечное мясо. И в чем же здесь гордость и слава? Быть пушечным мясом в чужих войнах? За примером ходить не надо. Вот война в Сирии. Там по сути воюют шииты, сунниты и курды. Россия встала на сторону шиитов в этой войне и курдов. Турция на стороне суннитов. Так мои "достойные" земляки за кого?

            • Анонимно
              21.06.2020 19:01

              Булгарин паспорт открой там написано за кого твои воюют. Если паспорт у тебя РФ значит наша Российско армия, воины, солдаты, в том числе татарской национальности за тебя в том числе борются с террористами в Сирии,

              • Булгарин
                21.06.2020 19:30

                Можно кого угодно и кем угодно назвать. Значит ли, что Турция воюет за террористов? А может и США тоже вместе с ними? Только вот почему то интересы России на стороне шиитов, а не суннитов. На стороне Ирана и Сирии, а не Турции.

      • Анонимно
        22.06.2020 08:01

        Греки сами много кого уничтожили

    • Анонимно
      21.06.2020 11:46

      09:56 абсолютно верно. Мы татары в международной политике и величии представлены гораздо выше и сильнее турок, как российский народ и огромная и сильная Россия. А как мелочь отдельная мы никому не интересы.

    • Анонимно
      21.06.2020 12:19

      09:56 Посмотрим, что сейчас будет с экономикой Турции в связи с полным прекращением туризма, с захватническими действиями в Сирии, Ливии.

      • Булгарин
        21.06.2020 12:45

        Она растет, как не странно. Во всяком случае ВВП не падает на растет, причем за первый квартал даже рекордно подрос. А все дело в том, что экономика Турции не опирается только на туризм. Самое главное растет промышленное производство.

        • Анонимно
          21.06.2020 15:33

          ВВП растет за счёт разграбления той же Сирии? Или за счет помощи Евросоюза беженцам? Вот и посмотрим, что стоит экономика Турции без притока туристов.

          • Булгарин
            21.06.2020 16:26

            И чего там грабить, все уже до них дограбили. А помощь идет не им в казну, и уж тем более не учитывается в ВВП. И смотреть нечего, туристов из России они пока пускать не собираются. Да и условия посещения будут изменены.

        • Анонимно
          21.06.2020 22:43

          К сожалению экономика Турции, в полной ж--пе. Это я вам,как гражданин этой страны говорю.

          • Анонимно
            22.06.2020 14:42

            /К сожалению экономика Турции, в полной ж--пе. Это я вам,как гражданин этой страны говорю./
            Если бы это было так, то страна не смогла бы проецировать силу на регион от Катара, Ирака, Сирии до Кипра, Ливии и Сомали.

        • Анонимно
          22.06.2020 14:40

          /Она растет, как не странно. Во всяком случае ВВП не падает на растет, причем за первый квартал даже рекордно..../
          Только две страны в мире за первый квартал показали рост ВВП - Турция и Индия.

  • Анонимно
    21.06.2020 09:59

    Церковь отделена от государства, зачем нам лезть в эту историю....

    • Анонимно
      21.06.2020 11:20

      Церковь и государство очень тесно связаны в Греции.
      Правильно греки возмущаются беспределом Турции.
      В Стамбуле что не мечеть, то бывший захваченный старый христианский храм. Греческий, византийский, но всегда христианский. При этом в Стамбуле осталась всего одна древняя церковь, которую никогда не переделывали под мечеть.

      • Анонимно
        21.06.2020 14:10

        Вот пусть Греция и разбирается со своей церковью.

      • Анонимно
        21.06.2020 14:17

        Спор пустой, так как Всевышний или Бог один. Остальное политика без логики.

        • Анонимно
          21.06.2020 15:06

          Вся фишка в том, что нету ни бога, ни всевышнего, и нечего дратся из за пустго. 21 век на дворе, люди в космос летают, а некоторые как в средние века...

        • Анонимно
          22.06.2020 07:50

          А индусы, религия которых на несколько тысяч лет старше авраамических религий, считают что богов много, кто прав?

      • Анонимно
        21.06.2020 15:50

        В Казанский Кремль вам пожалуйста ! найдите там мечеть старше 2005 года , ау не нашли ? вот странно то как , вроде Казань 1000 лет как мусульманский город ! Как в хорошей русской пословице в своем глазу и бревна не видно ! Впрочем Бог Один - провайдеры разные !

        • Анонимно
          21.06.2020 16:45

          Не строили тогда здесь мечетей, которые могли простоять сотни лет. А вот греческие соборы стоят, как их турки не грабили и не рушили. Поэтому турки в Константинополе христианские храмы под мечети и переделали. Хотя архитектура осталась византийской и греческой.

        • Рашид
          21.06.2020 16:46

          15:50 Всё верно, не найдёте. В отличие от фундамента из могильных плит мусульман одного православного храма. Адрес подсказать или направление сам догадаешься.

          • Анонимно
            21.06.2020 17:21

            Благодаря тому, что оказались в фундаменте, они и сохранились. А так ничего по 500 лет не хранится, если не ухаживать. Так что терпи

            • Булгарин
              21.06.2020 17:49

              Конечно, если варвары приходят и по ним молотками бьют, разрушают. Чего может сохраниться? Это ведь специально делали, разрушали историю. А потом на этих местах своих идолов ставили, чтобы исконность проявилась.

              • Анонимно
                21.06.2020 18:27

                21.06.2020 17:49
                вы очень ТОЧНО описали действия Батыя в захваченной им Волжской Булгарии!
                Почему НЕ сохранилась ни одна мечеть 922-1236 года постройки?

                • Рашид
                  21.06.2020 18:35

                  18:27 Батый сам тебе по секрету рассказывал о своих действиях? Или от своих коллег по цеху узнал.)

                  • Анонимно
                    21.06.2020 18:43

                    21.06.2020 18:35
                    А о нем ПИСАЛИ очень много! У тебя есть ОТВЕТ на поставленный мною вопрос?

                    • Рашид
                      22.06.2020 02:26

                      18:43 Какой ты хочешь услышать ответ когда всю твою историю немецкие учёные написали. Даже Ломоносов возмущался сиим фактом. А сейчас так уж и подавно аналогичные события каждый трактует исходя из своих политических предпочтений. Где сейчас и кто проводит раскопки в этих местах. Республиканские практически на грани развала. РАН это не выгодно в нынешних условиях строительства моногосударства. А про мечети ты у своих неангажированных политическими страстями коллег по цеху спроси, без афиширования результатов. Как так получилось што даже следа от мечетей не осталось.

                      • Анонимно
                        22.06.2020 15:31

                        22.06.2020 02:26
                        ОБЕЛИТЬ Батыя хочешь?
                        А что тебе ПЛОХОГО, твои предки, УБИТЫЕ Батыем сделали, что ты их хочешь ЗАБЫТЬ? И что тебе ХОРОШЕГО сделал ЯЗЫЧНИК Батый, уничтоживший МУСУЛЬМАНСКУЮ страну?

                        • Рашид
                          23.06.2020 01:48

                          15:31 Представь себе таки да. Я считаю что именно эта концепция историогрфии более способна сплотить наши народы чем уже наевший оскомину вечно на всех обиженный русский мир. Мои предки Батыя не помнят, в отличие от тех кто вынудил их бежать из насиженных мест под страхом насильного крещения в непроходимые леса вдоль реки Идель. Да и отреставрированные практически лишь вчера развалины Булгара говорят о многом кроме Чингиса с Батыем, где у последнего была главная резиденция. Ну а фундамент из могильных плит просто цементирует все мои представления о мире в этом мире...) ИншАлла скоро поеду в отпуск. Непременно детишек свезу туда на экскурсию. Для поднятия патриотического духа так сказать....)

                          • Анонимно
                            23.06.2020 18:10

                            23.06.2020 01:48
                            А ты аж до Москвы добежал?
                            А у твоих детишек и по линии матери ТОЖЕ предки есть! Не забудь ТУДА их на экскурсию свозить!
                            А то что и булгары, и русские, ГЕРОИЧЕСКИ сопротивлялись Батыю, это действительно сплачивает! И то, что БЕЖЕНЦЫ из Волжской Булгарии на Руси укрылись - ТОЖЕ!

                            • Рашид
                              23.06.2020 23:23

                              18:10 Да, и жену с собой возьму...)))

                              • Анонимно
                                24.06.2020 03:35

                                23.06.2020 23:23
                                НЕпонятливый что-ли?Ты их на то место свози, где раньше РАНЬШЕ Рязань была! Чтобы одностороннего взгляда НЕ было!

                                • Рашид
                                  24.06.2020 12:22

                                  03:35 Она как раз оттуда. Там до сих пор имеются удивительные заливные луга, где можно руками после разливов рыбу собирать в корзиночку. Обрусевший Касимов рядом есть. Но никаких следов пребывания орды там не видел в отличие от обиженного на весь белый свет населения, и на власть, и на орду, и на всё остальное... Хотя казалось бы власть даёт для них всё как всевышний эту рыбку на лугах в отличие допустим как тем же татарам из Касимова.

                          • Анонимно
                            23.06.2020 18:23

                            23.06.2020 01:48
                            Главная резиденция, говоришь? Так и после 1552 г. в Казани была главная резиденция русского воеводы! Под нее даже целый Кремль построили! Что же ты про нее НЕ забываешь?
                            Какая-то память у тебя выборочная! Тут помнишь - тут НЕ помнишь! Ты случайно, НЕ доцент?

                            • Рашид
                              24.06.2020 00:17

                              18:23 Кремль не на пустом месте построили балабол.) Хорошо сплачиваемся... Особенно в последние времена храмнЫх новостроек.) Булгары кончились не во времена монгол, а совсем не давно по историческим меркам, когда орды уже давно не было.

                      • Анонимно
                        23.06.2020 02:06

                        22.06.2020 02:26
                        " всю твою историю немецкие учёные написали."
                        Так значит, немцы действительно ВЕСЬ мир захватили!?
                        Они, получается ВСЕМ историю написали! Полякам, венграм, ТУРКАМ, арабам, иранцам, китайцам, корейцам, японцам!
                        ВСЕ примерно одинаково написали! Написали о КАТАСТРОФЕ!

                • Булгарин
                  21.06.2020 18:57

                  18:47 Монголы, руководствовались ясами Чингисхана, который напрямую запрещал разрушать религиозные сооружения. Даже дань с них не брал. Потому кстати, РПЦ и расцвела в те годы. Все уходило к ним, богатели под крышей монголов. Так что не в ту степь пальнул, уважаемый!

                  • Анонимно
                    21.06.2020 19:36

                    21.06.2020 18:57
                    Десятинная церковь в Киеве до сих пор стоит?
                    Захваченные деревянные города сгорали дотла, в т.ч. и деревянные храмы! Или все монгольское войско тут же прекращало грабежи и начинало самоотвержено тушить храм? Так что ли?
                    Так вы БУДЕТЕ отвечать на вопрос? ГДЕ булгарские мечети? ГДЕ мечети Хорезма?

                    • Булгарин
                      21.06.2020 23:12

                      19:36 Где булгарские мечети, так ваши соплеменники разрушили и растащили по камням. Из низ вон погреба себе отсроили, фундаменты своим домам заложили. И причем тут мечети Хорезма, они на месте. Как-то ваши соплеменники, видать, до них еще не успели добраться.

                      • Анонимно
                        22.06.2020 00:06

                        21.06.2020 23:12
                        Мечети Хорезма разрушены Чингизханом!
                        Сохранившиеся до наших дней мечети основаны ПОЗЖЕ! И Россия в XIX веке, по вашему выражению
                        "успела добраться"! но она их НЕ разрушала!

                      • Анонимно
                        22.06.2020 00:33

                        21.06.2020 23:12
                        в БУХАРЕ внимание Чингиса привлекла соборная мечеть, которую он принял за дворец правителя. По утверждению Ибн ал-Асира,
                        «сундуки со списками Корана превратили в конские ясли, бурдюки с вином свалили в мечети и заставили явиться городских певцов, чтобы они пели и танцевали. Монголы пели по правилам своего пения, а знатные лица (города), сейиды, имамы, улемы и шейхи, стояли вместо конюхов у коновязей при конях».
                        Далее он сообщает:
                        «Он (Чингис) сказал жителям Бухары: "Я требую от вас те слитки серебра, которые продал вам хорезмшах. Они принадлежат мне и взяты у моих людей (имеется в виду имущество разграбленного в Отраре каравана). Сейчас они у вас". Затем он приказал (жителям Бухары) уйти из города. Они ушли, лишенные своего имущества. Ни у кого из них не осталось ничего, кроме той одежды, что на нем. Неверные вошли в город и стали грабить и убивать всякого, кого находили… Неверные подожгли город, медресе, мечети и всячески истязали людей, домогаясь денег».

                        Затем монголы приказали всем жителям САМАРКАНДА покинуть город, объявив, что каждый, кто останется в нём, будет убит.
                        «Войдя в город, они разграбили его и сожгли соборную мечеть, а остальное оставили как было. Они насиловали девушек и подвергали людей всяческим пыткам, требуя деньги. Тех, кто не годился для угона в неволю, они убивали. Все это произошло в мухарраме шестьсот семнадцатого года».
                        (Ибн ал-Асир.)

                  • Анонимно
                    21.06.2020 21:35

                    21.06.2020 18:57
                    В Ясе МНОГО что написано! Например, про ЗАПРЕТ мыться, стирать и менять одежду? Ну и КАК? СОБЛЮДАЕТЕ?

                    • Булгарин
                      21.06.2020 23:13

                      21:35 Чушь не пишите, дурость свою не показывайте. Только и остается делать вывод, что придурков что-то стало тут многовато.

                      • Анонимно
                        21.06.2020 23:29

                        Дурость ты тут внушаешь. Ясно, у тебя ясы в голове. Все, дружок. Иго давно свергли. Бредни свои в тесном семейном кругу вещай

                      • Рашид
                        21.06.2020 23:41

                        23:13 Не обижай историка. Человек жизнь этому творчеству посвятил...)

                        • Анонимно
                          22.06.2020 15:54

                          21.06.2020 23:41
                          ты мыло-то ВЫБРОСИЛ?

                          • Рашид
                            23.06.2020 02:08

                            15:54 Ты што же, подумал я повешусь от твоих фантазий штоли...?)) Ни сколько. То што церкви расплескались от моря до моря можно видеть. А про мыло почитай Известие о Руссах Ибн Фадлана. Только детей убери подальше.)))

                            • Анонимно
                              23.06.2020 18:14

                              23.06.2020 02:08
                              Это НЕ фантазии! Это ТВОЙ Чингизхан сказал! Что НЕ нравиться?
                              А церкви НЕ плещутся! Плещется вода! А церкви до Тихого океана русские построили! До их прихода церквей НЕ было!

                      • Анонимно
                        22.06.2020 00:11

                        21.06.2020 23:13
                        "Запрещено, под страхом смертной казни, стирать бельё и купаться в водоёмах или как-либо их загрязнять. "
                        Так КТО придурок?

                  • Анонимно
                    22.06.2020 00:03

                    21.06.2020 18:57
                    Вот ПОСЛЕДСТВИЯ такого руководства.
                    Самыми свирепыми среди варварских захватчиков были монголо-татары. Они пришли из своих степей и подобно саранче распространились по мусульманскому миру. Это было страшное бедствие. Ибн Асир говорит: «Это несчастье было таким ужасным, что долгое время я не мог решить, говорить о нем или нет. Даже теперь я делаю это с большой неохотой. В самом деле, кто может решиться описать страшную трагедию в истории Ислама и мусульман или историю их унижения и позора? Хотел бы я вовсе не родиться или умереть и быть забытым до того, как произошло это бедствие. Но друзья уговорили меня написать о нем. Я и сам подумал, что умалчивание об этой трагедии не принесет никакой пользы.
                    Это бедствие не имеет себе равных в истории. Оно поражает весь человеческий род, в целом, и мусульман, в частности. Если кто-то скажет, что было еще какое-либо подобное событие от Адама до наших дней, это будет неправильно, потому что в истории нет ни единого примера, сравнимого с этим, и, наверное, ничего подобного не произойдет и впредь до самого Судного дня, кроме появления народов Йаджудж и Маджудж. Дикари не щадили никого. Они вспарывали животы беременных женщин и убивали детей в их чреве. Это была трагедия всемирного масштаба. Она возникла, как буря, и промчалась по всему миру».
                    В 1258 году, монголо-татары вошли в столицу Багдад, они превратили город в груду камней и устроили большую резню, продолжавшуюся сорок дней. Число жертв достигло восьмисот тысяч, а по некоторым данным, два миллиона человек. Был убит халиф Халид Аль-Мутасим, по преданию, его засунули в мешок и убили, пиная ногами. Ибн Асир приводит нижеследующее описание Багдадского разграбления: «Смерть и разрушение царили в Багдаде в течение сорока дней, после чего этот прекраснейший в мире город был сокрушен и разрушен до такой степени, что там можно было видеть лишь горстку людей. Мертвые тела громоздились на улицах грудами высотой до крыш. Шли дожди, и трупы разлагались. Их зловоние наполняло воздух, и разразилась страшная эпидемия, распространившаяся до самой Сирии. Голод, чума и смерть охватили страну».
                    Завладев Ираком и Сирией, монголо-татары обратили свое внимание на Египет. В этот период в Египте правителем был Сулейман Музаффар Кутуз Махмуд. Он был известен своей богобоязненностью, благочестием и глубокой преданностью Исламу. Он был учеником знатока Ислама того времени Ал-Изза ибн Абд Ас-Салама. Кутуз был отважным героем, добродушным и искренним в отношении мусульман и Ислама. Люди чтили его и желали благословения ему.
                    Не прошло и несколько месяцев его правления, как он столкнулся с проблемой монголо-татарской чумы. От Хулагу пришло письмо с требованием незамедлительно покориться. В нем говорилось: «Учитесь у других, вручите нам ваши дела. Мы не жалеем тех, кто плачет, не проявляем сочувствия к тем, кто жалуется. Какая земля даст вам приют? Какая дорога вас спасет? Какая страна защитит вас? Вам нет спасения от наших мечей, не убежать вам от страха. Ваши крепости нас не удержат. Армии, для войны с нами, ни к чему». Но командующий мусульманами Сайфуддин Кутуз, боялся Аллаха и знал, что победа только в руках Всевышнего Аллаха. По завершению подготовки сил для сражения, он решил объявить Священную войну, и просил помощи у Аллаха, чтобы Аллах даровал ему победу. После того, как он прочел письмо Хулагу, он схватил его посланцев и приказал казнить их. Головы этих посланцев были повешены на воротах Каира, их казнь была окончательным подтверждением решимости начать войну.
                    Сайфуддин Кутуз решил опередить врага своим наступлением на силы монголо-татар, вместо того, чтобы ждать их прихода. Поднимая дух мусульман, поддерживая их стремления стать шахидами на пути Аллаха на Священной войне, освобождая исламские земли. В 1260 году вспыхнуло одно из самых решительных сражений в истории, сражение при Айн-Джалуте. У монголо-татар было явное превосходство. Прежде всего, они обладали большой боеспособностью, опытом и высоким боевым духом, потому что они до этого ни разу не были побеждены, а также большим численным превосходством, сильной и маневренной конницей. Монголо-татары опирались на свои базы, расположенные неподалеку от места сражения.
                    Несмотря на огромное превосходство монголо-татар, войско Кутуза характеризовалось тем, что оно являлось исламской армией, опирающейся на помощь Аллаха и защищающей Его святые земли. Они призывали к добру и запрещали зло. Таким образом, армия, вышедшая из Египта, жаждала победы религии Аллаха и ее укрепления на Земле. Также у этой армии был предводитель, наделенный высочайшими качествами боевой воли и решимости, а эти качества одни из решающих в любом сражении.
                    Сайфуддин Кутуз выступил против монголо-татар с большой армией. При Айн-Джалуте произошла смертельная битва, и, вопреки прошлому опыту, монголо-татары были разбиты.
                    Во время боя была убита жена Кутуза Гюльнар, она принимала участие в сражении. Когда Кутуз подошел к ней, она была присмерти. Склонившись над ней, он сказал: «О, моя любимая!». Она ответила: «Больше не говори, о моя любимая, скажи: «О, мой Ислам». После того как она упомянула, что дело Ислама и джихада на пути Аллаха, важнее любви, она умерла, засвидетельствовав, что нет божества кроме Аллаха и Мухаммад Посланник Аллаха. Когда Кутуз поднялся, он повторял слова: «О, мой Ислам... О, мой Ислам». Армия тоже повторяла эти слова до окончательной победы.
                    Через пять дней после Айн-Джалута, Кутуз вошел в Дамаск, затем в течение одного месяца мусульмане освободили Шам.
                    Победа при Айн-Джалуте ознаменовала начало ряда побед, вынудивших монголо-татар уйти из Шама. Те из монголо-татар, кто остался жить в мусульманских странах, принимали Ислам и приходили в религию Аллаха толпами. Это была новая победа для мусульман.
                    После смерти Сайфуддина Кутуза, его преемником стал Захир Бейбарс, который полностью развеял миф о непобедимости монголо-татар, нанося им одно поражение за другим.
                    Шам - это Сирия.

      • Анонимно
        21.06.2020 22:38

        Это теперь Турция, турецкий суверенитет не хуже российского.

    • Рашид
      22.06.2020 01:55

      09:59 А на каком самолёте летает ваш патриарх поинтересйся пожалуйста. Церковь всех военных на какие средства строится. Отделена...

  • Анонимно
    21.06.2020 10:05

    Россия у себя в стране не в состоянии обеспечить приличный уровень жизни большинству населения и более менее ясную картину будущего а тут какие то надежды про Святую Софию)))

    • Анонимно
      21.06.2020 11:56

      Ну да ну да. Вы все тут лапшу вешали, как хорошо в США, Европе люди живут прилично. А по факту оказывается что не так - бунты и революции не от сытой жизни.

      • Анонимно
        21.06.2020 12:29

        Сравни средние зарплаты и ВВП и больше не говори таких глупостей))
        А протесты у них потому что умеют права требовать и не боятся
        А вы только на кухнях жалобиться умеете

        • Анонимно
          21.06.2020 12:42

          Средник зарплаты? А покупательская способность как? А расходы, которых в России нет? ВВП? Да Выше. А посмотрите некоторые страны с диким ростом ВВП, но это не позволило и не позволяет им развиваться. Так что все это условно

          • Анонимно
            21.06.2020 12:48

            Сравни цены на тряпки и еду и опять не неси чепухи))
            В инете есть сайты продуктовых например Edeka
            Покупательская способность в России стремится к нищенской

          • Анонимно
            21.06.2020 16:56

            21.06.2020 12:42
            вы ЗАБЫЛИ сравнить средний ВЕС жителей здесь и там!

            • Анонимно
              21.06.2020 17:26

              Тучных там больше, а значит и весят больше. Но у Фемиды глаза завязаны.

      • Булгарин
        21.06.2020 12:48

        Именно от сытой. Во всяком случае по помойкам простроченные продукты не достают на драку. И пенсию в размере в 100-150 евро не получают. Да и зарплату в 300 евро в месяц что-то не видел там вообще.

      • Анонимно
        21.06.2020 16:55

        21.06.2020 11:56
        Вот именно, что от СЫТОЙ! Это называется - "с жиру бесятся!"

  • Анонимно
    21.06.2020 10:17

    Автор статьи хочет, чтоб Россия влезла в конфликт? Насколько понимаю турки наоборот выступают на стороне россиян в конфликте между константинопольским патриарха и московским, а греки наоборот не поддержали Москву.
    Вспомнил, что когда отдыхал в Сочи увидел развалины тысячелетнего православной храма в посёлке Лоо, на вопрос, почему не восстанавливать, сказали, что он принадлежит Константинопольским патриарха ту, а в случае восстановления, там службу будет проводить священник, назначенный оттуда. Так что, это вполне внятно ответ всем конспирологам и сторонникам Третьего Рима, ни один патриархат не поддержит московский, если какой-нибудь храм, принадлежащий Константинополю перейдёт России.

  • Анонимно
    21.06.2020 10:39

    интересно со стороны понаблюдать за всем этим процессом

  • Анонимно
    21.06.2020 12:21

    Греки великая нация- у них даже недострой двухтысячелтний. Показывают его лохам за деньги и за счёт этого живут.

    • Анонимно
      21.06.2020 13:24

      греков давно нет

      это потомки армянских и сирийский легионов

      • Анонимно
        21.06.2020 14:06

        Какая чушь, лучше не пишите ничего, чем такое.

      • Анонимно
        21.06.2020 14:22

        Также нет и римлян, там давно живут другие народы.

        • Анонимно
          21.06.2020 17:00

          21.06.2020 14:22
          "другие народы", романские - ПРЯМЫЕ потомки римлян!

          • Анонимно
            21.06.2020 17:19

            Ага, угу. С другим цветом кожи и глаз. Сколько миграций было не счесть.

            • Анонимно
              21.06.2020 17:29

              21.06.2020 17:19
              С каким другим? Португальцы, испанцы, итальянцы, румыны и молдаване, относятся к южноевропеоидной средиземноморской расе, кстати, как и греки, турки и арабы!
              СОВРЕМЕННАЯ миграция началась только в 60-е годы ХХ века!
              А если вы латиноамериканцев имеете в виду, так они на ДРУГОМ континенте живут!

    • Анонимно
      21.06.2020 16:59

      21.06.2020 12:21
      У них НЕ недострой, а частичное РАЗРУШЕНИЕ древних храмов! В основном кстати, во время турецких завоеваний! И турки, с ОДНОЙ стороны, и венецианцы, с ДРУГОЙ стороны, широко использовали артиллерию!

  • Анонимно
    21.06.2020 12:47

    Друзья мои !
    Греки это древний народ ничего не скажешь.
    Но!! и очень хитрый народ.
    Всегда в народе имеются говорилки "МОЛ ХИТРЫЙ ГРЕК"
    Россия всегда шла навстречу Греции.
    Но!! Греки делали вид что они с Россией однако в итоге шли за ЗАПАДОМ.
    И в последние 5 лет,как Греция шумела как бузила.
    Однако тихо тихо идёт и пошла за ЗАПАДОМ.
    Мало того ГРЕК по национальности Констатинопольский Патриарх Варфоломей это который формально выше чем РПЦ в православном мире как будто сотрудничает с США и спецслужбами.
    Вот с кем приходилось иметь ЛИДЕРАМ РПЦ в России.
    А помните как Уважаемый ГЛАВА РЖД ПРИВОЗИЛ вечный ОГОНЬ из Иерусалима на самолёте??
    А помните как Россия выделяла СРЕДСТВА на ремонт МОНАСТЫРЯ на ГОРЕ АФОН??
    И всё это ПШИК для России,Греция с ЗАПАДОМ да ещё САНКЦИИ против России поддерживает.
    НЕ пойму для чего это нужно,когда собственное население нуждается???
    c уважением
    Простой человек


  • Анонимно
    21.06.2020 13:09

    «Троим не верь: бабе не верь, турку не верь, непьющему не верь» Пётр |. Истина.

    • Анонимно
      21.06.2020 13:30

      к алкашам у вас вера?

      крепкая?

    • Анонимно
      21.06.2020 17:27

      М-да. Петя то ваш был женофобом, ксенофобом, да ещё и трезвенников не долюбливал

      • Анонимно
        21.06.2020 17:36

        21.06.2020 17:27
        "Петя" ОБЩИЙ был! Вот и губернию в 1708 г. СОЗДАЛ! Казанскую... Она на юге до Терека и Урала (реки) доходила! А про его "женофобство" у Евдокии Лопухиной и ЕкатериныI, cпросите!

    • Анонимно
      21.06.2020 17:39

      Мать Пётра татарская княжна и бочку на земляков гнал был в плену при крымском походе и тишина об этом

      • Анонимно
        21.06.2020 17:57

        21.06.2020 17:39
        Мать Петра I, - Наталья Нарышкина, русская православная боярыня, абсолютно ЧУЖДЫЙ в духовном смысле современникам-татарам человек! Ее предки СОЗНАТЕЛЬНО ОТКАЗАЛИСЬ от своей татарскости в пользу православия и НОВОЙ этнической идентичности! Иначе они (предки) НЕ стали бы ДОБРОВОЛЬНО переселятся из Золотой Орды на Русь и принимать православие!
        А потом они, ПОКОЛЕНИЯМИ вступали в брак с русскими девушками, КАЖДЫЙ раз, получая ПОЛОВИНУ генов от матери!

        • Булгарин
          21.06.2020 19:00

          17:57 А у этих "русских"девушек откуда гены то были. Такие же как и у этой Нарышкиной, принявшая православие.

          • Анонимно
            21.06.2020 19:39

            21.06.2020 19:00
            Гены у девушек- от предков! А браки с мусульманами и язычниками были ЗАПРЕЩЕНЫ! НЕоткуда другим генам было взяться! Религия НЕ позволяла!

            • Анонимно
              21.06.2020 19:47

              270 лет солдаты хана чем занимались не приростом ли местного населения

              • Анонимно
                21.06.2020 20:20

                21.06.2020 19:47
                У хана НЕ солдаты, а воины!
                Естественно, при КАЖДОМ набеге, скажем так, складывались предпосылки к рождению детей!
                Но НЕ каждая предпосылка вела ИМЕННО к рождению!
                Иначе, современные русские ничем бы НЕ отличались от современных же монголов!
                Другое дело - пленницы, которых уводили в ОРДУ.
                Но от этих женщин рождались именно ТАТАРСКИЕ дети! Потому что они с самого рождения воспитывались в татароязычной и исламской (с 1312 г.) среде! Единственно - мать могла спеть им колыбельную, и то если свекровь разрешит. Хотя и у свекрови м.б. точно такая же судьба!
                Русского языка эти дети НЕ знали и никакого родства с русскими НЕ чувствовали! Тем более, их еще и религия разделяла!
                Но за счет этого, североевропейскости у татар явно прибавилось!
                История так распорядилась!

                • Анонимно
                  21.06.2020 20:52

                  Карамзин Державин И так далее вкл мать Ивана Грозного хорошие потомки

                  • Анонимно
                    21.06.2020 21:38

                    21.06.2020 20:52
                    ДЕМАГОГИЮ разводите?
                    Державин - русский, православный человек. Как и многие поколения его предков!
                    И он помнил, как его предок СОЗНАТЕЛЬНО ОТКАЗАЛСЯ от своей татарскости, в пользу православия и НОВОЙ этнической идентичности! Иначе он (предок) НЕ стал бы ДОБРОВОЛЬНО переселятся из Золотой Орды на Русь и принимать православие!
                    Его ПОТОМКИ, поколениями были по своему МЕНТАЛИТЕТУ абсолютно русскими, православными людьми! И будучи людьми ВОЕННЫМИ, они ВЕКАМИ воевали под русскими знаменами, в т.ч. и ПРОТИВ Османской империи и Крымского ханства!

                • Анонимно
                  21.06.2020 21:07

                  По этому скандинавы Рюриковичи и возглавили русичей и и же с ними

                  • Анонимно
                    21.06.2020 21:39

                    21.06.2020 21:07
                    Про монголов-Чинигизидов ничего сказать НЕ желаете?

                • Булгарин
                  21.06.2020 23:20

                  20:20 Монголов на всех девушек не хватило бы, там в армии у монголов, как раз и были те самые татары, которых в их армию набирали из местных, из тех самых, которые тут живут. Вот они и делали счастливыми девушек.

                  • Анонимно
                    22.06.2020 00:14

                    21.06.2020 23:20
                    вы наверное, в детстве ПЛОХО научились читать! Повторяю " НЕ каждая предпосылка вела ИМЕННО к рождению!
                    Иначе, современные русские ничем бы НЕ отличались от современных же монголов!"

                  • Анонимно
                    22.06.2020 05:50

                    Здесь что то очень много среди татар потомков чуаш.

              • Анонимно
                22.06.2020 14:29

                Если завоевание - это всегда про "прирост населения" и про секс, то после 270 (в реальности - меньше) лет мы с лихвой это степнякам возместили, делая то же самое, начиная с середины 16 века - насеяли своих генов среди степняков за полтысячи лет. Так что в вас нашего больше, чем в нас - вашего. Логично?

                • Анонимно
                  22.06.2020 15:41

                  22.06.2020 14:29
                  НЕ было, особенного "сеяния генов"! Браки между людьми исповедующими РАЗНЫМИ религиями были ЗАПРЕЩЕНЫ! Вплоть ДО 1918 г.!

            • Булгарин
              21.06.2020 23:17

              19:39 Еще как отдавали и в наложницы, а уж о замужестве в те времена могли только мечтать. Оттуда и брались гены. Да и холопство на Руси не отменялось. Девок на выданье барин сначала пробовал, такой был обычай. А кто там барином был, один бог знает. И дань брали девушками, как прислугу. Так что про гены бы вам молчать.

              • Анонимно
                22.06.2020 00:20

                21.06.2020 23:17
                Еще раз повторяю.
                У тех кого угоняли в Орду (а их было очень МНОГО), рождались именно ТАТАРСКИЕ дети, воспитанные с младенчества в татарской языковой среде! К русским эти дети отношения уже НЕ имели!
                У турок - то же самое!

              • Анонимно
                22.06.2020 00:21

                21.06.2020 23:17
                ВНЕШНОСТЬ современных русских ОПРОВЕРГАЕТ ваши ЭРОТИЧЕСКИЕ фантазии!

                • Булгарин
                  22.06.2020 12:29

                  00:21 И чем эта внешность отличается от внешности тех татар, которые живут тут?

                  • Анонимно
                    22.06.2020 15:47

                    22.06.2020 12:29
                    Причем здесь казанские татары - потомки покоренных булгар?
                    Я говорю о воинах Золотой Орды! Об их ПРЯМЫХ потомках - казахах!
                    А о СИЛЬНОМ притоке генов из Руси в Казанское ханство я уже НЕоднократно писал!

        • Анонимно
          22.06.2020 14:35

          С чего вы вообще взяли, что Нарышкины - от татар?

  • Анонимно
    21.06.2020 13:48

    Полностью за Турцию и за Эрдогана!

    • Анонимно
      21.06.2020 23:50

      Полностью за Грецию и честный мир, а не хитрую войну!

  • Анонимно
    21.06.2020 16:02

    Турки наследники ветвь Сельджукской династии и я его потомок этим горд христиане запада жгли и грабили Константинополь неоднократно и только Османы положили этому конец напомню что ключ от Врат Господня находиться у турка для предотвращения межхристианской бойни Сердар

    • Анонимно
      21.06.2020 16:57

      Помнят ещё народы Балкан предков Сердара. Помнят и янычар и башибузуков.

      • Анонимно
        21.06.2020 17:15

        Жандарм Европы это про кого не подскажете до 1917

        • Анонимно
          21.06.2020 17:42

          17 15. Что то этих жандармов Европа и не вспоминает худым словом и проклятьем отличии от........

          • Анонимно
            21.06.2020 17:57

            Вы это Полякам и Финнам расскажите им это ближе а вось поймут

      • Анонимно
        21.06.2020 17:31

        Янычары в своём преимуществе были бывшие христиане у вы но это факт

        • Анонимно
          21.06.2020 17:40

          Да, так точно! Янычары это оторванные, угнанные от родителей османами дети христиан.

    • Анонимно
      21.06.2020 17:05

      21.06.2020 16:02
      В вашем слове "неоднократно", надо первые две буквы убрать! Крестоносцы брали Константинополь ОДИН раз - в 1204 г.!
      А вот в 1096 г. они ПРЕДОТВРАТИЛИ его захват турками, которые уже стояли на азиатском берегу Босфора!

      • Анонимно
        21.06.2020 17:28

        Читайте матчасть Кордову и Андолузию мечети перепрофилированы в Собор и ничего это места молитв обращения ко всевышнему и он един я не ощибаюсь

      • Анонимно
        21.06.2020 17:42

        В Ниаполь свозили награбленное неоднократно чего стоитконный постамент четверки лошадей из Собора Айя София

    • Рашид
      21.06.2020 17:24

      16:02 Не только ключ наверно, а в первую очередь земля на которой стоит эта церковь.

  • Анонимно
    21.06.2020 16:41

    Верь "манне небесной" или лови "золотую рыбку".

  • Анонимно
    21.06.2020 16:59

    Это их внутренние дела. Оба они в ЕС и НАТО, договорятся. Россия уже "заступалась" за святую Сербию и получила Первую Мировую потянувшую Вторую."Можем повторить грабли" уже не пройдет. Аль других проблем своих нет.

    • Анонимно
      21.06.2020 17:28

      Вот именно, надоели уже. Вам какое дело до Греции и иже с ними? Опять войны захотелось?

  • Анонимно
    21.06.2020 17:38

    Жалко Эрдогана.....

  • Анонимно
    21.06.2020 20:06

    И в Крыму пусть наведут порядок.

  • Анонимно
    22.06.2020 07:27

    Вот уж не думал, что в Стамбуле туркам молиться негде, аж музей под охраной ЮНЕСКО хотят... А ещё жалуются, что в Москве проблемы с мечетями)

  • Анонимно
    22.06.2020 09:24

    Успокойся, Булгарин, ты со своей Великостью тебя заминусовали до нельзя...

    • Булгарин
      22.06.2020 12:35

      09:24 Так ведь и написал, что тут придурков много стало. Что не попадя пишут, высасывая из пальца, а может и из других мест. Даже отвечать уж стало тоскливо. Уймитесь только, все равно войны не будет, греки там совсем обнищали без русских туристов. Им еще долги надо возвращать, и поговорка, что война все спишет, тут не прокатит. Немцев на это не купишь.

      • Анонимно
        22.06.2020 15:50

        22.06.2020 12:35
        Вот о немцах и пишите! В них гораздо ЛУЧШЕ разбираетесь!
        ЦЕНЮ ваше САМОкритичное признание, которое вы в ПЕРВОМ предложении написали! И то что вы ПРИЗНАЛИ, что вы действительно НЕ один!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль