Общество 
21.06.2020

В ожидании ренты: российский IT-сектор объявят «новой нефтью»?

Александр Виноградов о том, как наш правящий класс ищет «такую штуку», которая при относительно скромных вложениях даст серьезные деньги

Фактически жить без ренты страна уже разучилась, констатирует экономический обозреватель «БИЗНЕС Online» Александр Виноградов, напоминая о том, какую роль в жизни СССР/РФ уже более чем полвека играет нефтяной сектор. Но даже профильный министр Александр Новак заявляет об отсутствии в перспективе двух-трех лет восстановления этой сферы в условиях устойчивых низких цен на нефть. Значит, пора искать новую ренту? Вариантов не так много.

«В настоящий момент осуществляется попытка назначить «новой нефтью» российский IT-сектор» Фото: «БИЗНЕС Online»

Люди — вторая нефть.

Сергей Иванов, вице-премьер (2009)

У РОССИЙСКИХ ПРАВЯЩИХ ПЕРСОН ВОЗНИКАЕТ ОСТРАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ОТЫСКАТЬ ИЛИ СОЗДАТЬ НОВЫЙ ИСТОЧНИК РЕНТЫ

Завершающаяся неделя прошла для меня под знаком ощущения скорого наступления некоей точки (точнее, отрезка) полифуркации. Краткая рефлексия показала, что дело не в начинающемся через три дня карнавальном периоде голосования по поводу изменений в Конституции — со всей этой досрочностью, недельной длительностью, принудительным сгоном бюджетников в формате а-ля сетевой маркетинг «приди сам и приведи троих друзей», масками, одноразовыми ручками и прочими милыми прелестями. А раз дело не в нем, то тогда в чем же?

Ключевыми стали, на мой взгляд, иные события: совещание по вопросам развития информационно-коммуникационных технологий и связи, проведенное Владимиром Путиным, и две программные статьи, написанные секретарем совета безопасности Николаем Патрушевым и заместителем председателя совбеза Дмитрием Медведевым. К тому стоит добавить заявления министра энергетики Александра Новака об отсутствии в перспективе двух-трех лет восстановления нефтяного сектора и ожидаемой цены нефти Urals в $35 за баррель. Полирует это все внезапное решение о «разбанивании» мессенджера «Телеграм», который два года был вне закона, и внезапно проявившийся дискурс о неопределенном пока «цифровом пролетариате» и Михаиле Мишустине как «цифровом Столыпине». Из данных событий можно выстроить гипотезу о том, что в настоящий момент осуществляется попытка назначить «новой нефтью» российский IT-сектор — и на эту тему мне бы хотелось дать несколько суждений, а заодно слегка прокомментировать сами инфоповоды.

Для начала надо бы еще раз напомнить о рентном характере советской/российской экономики, а также о длительности этого периода — более полувека; фактически жить без ренты страна уже разучилась. Притом понятие ренты я здесь употребляю в сугубо практическом смысле: экспорт нефти и газа приносит существенный избыток средств по сравнению с издержками. Наличие ренты позволяет обеспечивать существование не только тех, кто непосредственно занят в этой отрасли, но и множества людей, не имеющих отношения к добыче и транспортировке энергоресурсов. Все остальное: черная и цветная металлургия, химическая промышленность (нефте- и газохимия), лесная и целлюлозно-бумажная отрасли, производство пшеницы и подсолнечника — это низкорентабельные высококонкурентные сырьевые отрасли, динамика которых задается мировым спросом, который вот уже десятилетие как стагнирует. Стоит нефтяным ценам упасть (а ренте, фактически даровым деньгам, — резко усохнуть), как экономика начинает сжиматься, а доходы населения падают. Соответственно, у российских правящих персон возникает острая потребность отыскать или создать новый источник ренты, т. е. такую штуку, в которую денег можно вкладывать относительно немного, получая при этом достаточно серьезный финансовый выхлоп.

Указанные выше торгуемые товары никаких сверхприбылей не приносят. Атомная отрасль с деловым циклом длительностью в четверть века тоже не подходит под категорию рентной. Ситуация с космосом также печальна: Россия заметно теряет позиции на мировом рынке коммерческих запусков, но, даже если бы этих потерь не было, все равно стоит помнить, что данный сектор на мировом космическом рынке очень невелик. Так, по данным на 2015 год, из общего космического рынка объемом в $208 млрд $127 млрд приходилось на рынок спутниковых услуг (РФ там практически нет), $59 млрд — на наземное оборудование (аналогично), $16,6 млрд — на рынок производства спутников (аналогично), только лишь $5,4 млрд (менее 3%) — на сами запуски. Иначе говоря, из космоса денег тоже не достать. Медицина, лучшие по качеству, эффективности и себестоимости медуслуги в масштабах планеты? Не вариант. Создать крупный финансовый центр, зарабатывать на оказании финансовых услуг? Опять же не вариант, этим надо было заниматься лет 15 назад, собирая капиталы со всего экс-СССР (кроме Прибалтики, ориентирующейся на Скандинавию). Соответственно, на вопрос «Почему именно IT?» появляется ответ: потому что никаких альтернативных вариантов не просматривается вообще.

ПРОДУКЦИЯ ПОЛУЧАЮЩЕГО ТАКОЕ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ IT-СЕКТОРА БУДЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ ИЗВЛЕЧЕНИЯ РЕНТЫ ИЗ ПОДАТНОГО ЭЛЕКТОРАТА

Притом понимание того, что рента будет усыхать, растет и ширится. Ладно я, который пишет об этом уже который год, но уже два года назад вышеупомянутые Патрушев и Новак заявили о проблемах нефтедобывающей отрасли в силу санкций и грядущем сокращении нефтедобычи. Соответственно, новый источник ренты надо добыть как можно более оперативно, в идеале в формате «вынь да положь». Но подходит ли IT-сектор на роль такового источника?

Здесь, очевидно, возможно два варианта работы, реализуемые параллельно. Первый заключается в том, что продукция получающего такое особое внимание IT-сектора будет использоваться для извлечения ренты из податного электората. Второй же предполагает продажу на внешние рынки сбыта тех или иных IT-технологий российской разработки, причем не на уровне единичных решений, пусть даже очень выгодных, но в массовом порядке. Оба способа несут свои прибыли, но и свои издержки тоже.

Относительно извлечения ренты из населения (да, никто не говорит, что она будет тратиться обратно на население — не стоит здесь питать каких-либо надежд) можно предварительно отметить следующие тезисы.

Во-первых, основной целью стоит считать российский эксполярный сектор экономики, тех самых гаражников, приходящих нянь, мужей на час, барышень, делающих бровки и ноготочки, бабушек с грибами на обочинах федеральных трасс — в общем, те самые 38 млн россиян вице-премьера (2013) Ольги Голодец, которые «непонятно где заняты, чем и как». В достоинства (с государственнической точки зрения) нынешнего премьера Мишустина стоит внести тот факт, что он сумел резко повысить собираемость налогов, соответственно, идея наступления на эксполярный сектор тоже прямо подходит для него. Этой цели послужит в том числе и создание антиконституционного (не чокаясь) единого федерального информационного регистра, закон о котором был подписан в начале данного месяца. Вопрос — насколько хватит этого самого электората?

Во-вторых, такой путь, вполне возможно, не будет усыпан розами с точки зрения элитных раскладов. Это можно видеть по нефтяной истории: если при Никите Хрущеве нефтяникам на пленумах жали руки и говорили фразу «Молодцы, хорошо работаете», то в дальнейшем роль данного сектора и его представителей стала закономерно расти, что кульминировалось в «кейсе Сечина — Улюкаева». Усиление российского IT, направленного внутрь страны, спровоцирует аппаратно-элитное усиление тех, кто будет реализовывать эти меры, — и такому, безусловно, найдется противодействие. Собственно говоря, подобное видно уже сейчас: в своей статье Медведев прямо пишет, что «критически важно провести четкое разграничение между благами, которые дает цифровизация, и угрозой появления „цифрового Большого Брата“, ограничения фундаментальных прав и свобод человека». По его мнению, экономическая эффективность, которую несет цифровизация, не может быть куплена ценой «цифрового тоталитаризма». Я не думаю, что Медведев такой уж сам по себе сторонник прав человека, но в целом данный пассаж, да и вся статья в целом, выдержанная в умеренно-либеральном тоне, выглядят как предупреждение.

Что касается второго варианта, работы на внешние рынки, то здесь ситуация иная. Источниками всей «новизны» в IT-сфере являются США, с ними здесь конкурирует работающий в иной парадигме Китай (об этой истории чуть ниже) — соответственно, все прочие игроки оказываются обреченными на определенную вторичность и запаздывание, в результате чего относительно немного продуктов данной отрасли получает признание на мировом рынке. Это видно по финансовым показателям: в целом российский внутренний IT-рынок оценивается примерно в $6 млрд, экспортируется IT-услуг на $10 млрд, а общий размер мирового рынка превышает $1 трлн в год. Да, в августе 2019 года правительство утвердило стратегию поддержки экспорта IT-услуг, но даже в случае ее успешной реализации до рентного уровня остается еще очень далеко, предполагается, что к 2025-му масштабы экспорта слегка превысят $12 миллиардов. Для сравнения: в 2019 году РФ экспортировала нефти на $125 миллиардов.

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ, КОТОРАЯ ВХОДИТ В КЛИНЧ С ДРУГОЙ ПРОГРАММНОЙ СТАТЬЕЙ, ГДЕ АВТОРОМ БЫЛ ПАТРУШЕВ

Кроме того, взятие такого курса и рост соответствующих надежд потребуют, вообще говоря, уступок самим айтишникам. Особенность этой почтенной профессии (которой я отдал без малого полтора десятка лет) в том, что такие специалисты не имеют географической привязки к орудию труда, условному станку, намертво вмонтированному в пол цеха. Их орудие труда — ноутбук, подключенный через VPN к корпоративным дата-центрам, и физически они могут быть расположены где угодно по миру. Значит, чтобы этот сектор развивался, увеличивался и приносил рентный доход, таких людей надо будет растить внутри и привлекать извне хорошими условиями жизни — от приятных налогов до адекватной городской среды, социальной сферы и достаточно либеральной политической системы. Да, опять либерализация, которая входит в клинч с другой программной статьей, где автором был Патрушев и где упоминается всякая прелесть вроде культурного и духовно-нравственного суверенитета и приоритета духовного над материальным на фоне служения Отечеству, морали и нравственности. Увы и ах, я как-то не могу представить себе программиста, который с такими установками делает продукт, приносящий с мирового рынка многие миллиарды долларов.

Есть у всей этой ситуации и еще один любопытный аспект. Российскую элиту можно условно разделить на прозападную и прокитайскую, причем последнюю сильно привлекают именно то, что механизмы контроля над податным электоратом — от «социального рейтинга» (фактически уровня лояльности) и до камер, которые в Китае кое-где ставят прямо в квартирах. С другой стороны, та же Европа в 2018 году приняла весьма строгий закон по защите личных данных от несанкционированного сбора и продажи (General Data Protection Regulation, GDPR), более того, он стал моделью для аналогичных законов в других частях света (Чили, Япония, Бразилия, Южная Корея и др., включая закон штата Калифорния). Очевидно, данные подходы, особенно в деле создания holy grail IT-сферы — организации полноценного искусственного интеллекта, — разнятся фундаментально, и, на первый взгляд, китайский имеет преимущества для государства. Действительно, у КНР нет проблем с правами, конфиденциальностью и прочими либеральными штуками, на свои и даже чужие IT-компании у государства есть управа, кроме того, у авторитарного Китая куда выше мотивация вкладывать средства в ИИ, чем у либеральных США. Но буквально на днях стало известно, что в США была предложена контрстратегия; если кратко, ее можно свести к отходу опоры на big data в сторону самообучения ИИ, фокусировке на поддержании демократической легитимности и, главное, особому упору на разработку систем, мешающих мерам социального контроля, девальвирующих их. Примером последнего может быть разработка масок в форме линз, делающих их пользователей не обнаруживаемыми для алгоритмов распознавания лиц. Увы, на таком уровне в России вопрос работы с IT не ставится никак.

В заключение отмечу, что одним лишь IT-сектором дело не ограничится. Поиски новой ренты будут вестись везде. Оно и логично — беднеть и уходить на периферию ой как не хочется.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (27) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
21.06.2020 10:19

все к чему прикасаеться наше правительство стагнирует и умирает, вот и добрались до ИТ которое неплохо жило, в прошедшем времени.

я не помню за последние лет 5 хоть одного положительного события, все что есть это стагнация, повышение налогов, падение доходов, куда не сунулось государство все умерло, достаточно вспомнить строительство, лет 10 назад строилось просто массово жилье, люди могли себе позволлить купить и жить, теперь умеем запредельные цены и типа дешевую ипотеку в стране где с работой и зарплатой происходит падение, государство засунуло все новые и новые изменения сначала в ДДУ, а потом вообще его отменило и ввело эксроу переложив все издержки на покупателей и цены взлетели в 2 раза

  • Анонимно
    21.06.2020 10:19

    все к чему прикасаеться наше правительство стагнирует и умирает, вот и добрались до ИТ которое неплохо жило, в прошедшем времени.

    я не помню за последние лет 5 хоть одного положительного события, все что есть это стагнация, повышение налогов, падение доходов, куда не сунулось государство все умерло, достаточно вспомнить строительство, лет 10 назад строилось просто массово жилье, люди могли себе позволлить купить и жить, теперь умеем запредельные цены и типа дешевую ипотеку в стране где с работой и зарплатой происходит падение, государство засунуло все новые и новые изменения сначала в ДДУ, а потом вообще его отменило и ввело эксроу переложив все издержки на покупателей и цены взлетели в 2 раза

    • Анонимно
      21.06.2020 22:52

      Исл жил неплохо и без прграммирования, ростелеком тоже, госзаказы рулят, только почему то они первыми кричали что их надо поддержать во время короны

  • Анонимно
    21.06.2020 10:24

    Это из области алхимии и чудес.

  • Анонимно
    21.06.2020 11:35

    Я тож хочу 1 руб. ивестировать, а 5 руб. выручить и на эти 4% жить...

    • Анонимно
      21.06.2020 19:48

      Видимо, будете стоять в очереди следом за государством - судя по статье, государство захотело немного раньше Вас.

  • Булгарин
    21.06.2020 11:48

    У России и его правящего класса есть еще один довольно емкий источник рентного дохода - это земля. Еще в начале 90-х годов, когда с финансами было туго и в казне ветер гулял, была идея - помириться с Японией и отдать им те самые острова за 12 млрд. долларов. Теперь за них можно просить и больше, японцы, думаю, заплатят. Та же идея была в те годы и с частью Карелии, которую в свое время оттяпали у финнов. Даже вот недавно скандал на эту тему вышел, обвинили Горбачева в этом замысле, но он отнекивается, кивает на других. Почему бы и эти земли не выставить на продажу. Так насоберется и лет так десять-двадцать можно будет жить безбедно и властям и народу тоже. И мир с той же Японией подпишут. Да и вариантов то много. Можно китайцам предложить трастовое управление Приморьем на 49 лет, а японцам тот же Сахалин с Курилами. А чтобы никому обидно не было, тем же американцам дать на таких же условиях те самые земли, где газ для газопровода Сила Сибири добывают с Чукоткой впридачу, но с очень большой премией для России, так в триллион долларов, кроме рентной платы. Только на этом можно будет лет десять вообще не о чем не думать, а там кроме комаров то и никто не живет. Пусть американцы с китайцами мучаются, осваивают там, а Россия будет ренту снимать и туда на отдых, если кому надо ездить, разрешат поди. Да и жителей там оставить, кто там живет на попечение этих самых американцев с китайцами, оговорив их права. Вот и решение проблемы на 49 лет. А чтобы уж совсем и индусам обидно не было, у них ведь тоже земли мало, предложить им оренбургские степи, да и казахам будет весело.

    • Булгарин
      21.06.2020 16:49

      Правда, забыть при этом предупредить, что через 50 лет из-за глобального потепления всю карту России уже будет не узнать. Так что впереди еще много будет споров о границах и землях. Да и про водные ресурсы не стоит забывать.

      • Анонимно
        21.06.2020 20:06

        а глобальное потепление есть?
        холодная весна холодное лето похолодание видим,глобальное

        • Булгарин
          21.06.2020 23:25

          Вам бы посмотреть на сегодняшние сообщения о температурных аномалиях в Якутии, так сегодня на полюсе холода около 36 градусов тепла, а в некоторых местах там до 38 доходит. Из вечной мерзлоты выходят скопившиеся газы, оставляя большие кратеры, увеличивая парниковый эффект. Пожары в тайге начались на 990 тыс гектарах. Тушить и не собираются в такую жару.

          • Анонимно
            22.06.2020 07:27

            В Якутии всегда летом Жара , а зимой - Холод.
            Вы, уважаемый Булгарин, сначала страну ножками пройдите, а потом выводы будете делать.
            Пожары всегда были.
            На моей памяти в советское время их вообще не тушили.
            Но и посторонних в леса старались не пускать.

            • Булгарин
              22.06.2020 12:40

              Да, были, но в этот раз жара ставит рекорды. Таких температурных рекордов еще не было. И что вы хотите опять опровергнуть? То, что признают даже самые упертые, что климатические изменения ведут к катастрофе. То, что таяние ледников и на Севере и на Юге ускорилось. И даже то, что вдруг неожиданно Индия и Китай начали пограничные стычки высоко в горах, тоже к этому же относится. Они там уже делят воду идущие с гор, чтобы без воды не остаться из-за изменения климата.

  • Анонимно
    21.06.2020 12:39

    Тогда всем становится программистами что-ли. Насколько я понимаю ситуацию. ИТ в госсекторе это непонятные проекты, пожирающие гос.деньги, не имеющие внятного обоснования и не учитывающие потенциал возврата вложенных средств. В частном секторе это компании которые связаны с гос сектором и история там примерно такая же, проект ради проекта. Но имеются те кто работает с зарубежом. В целом вклад ИТ индустрии в экономику крайне невелик. Максимум 3% в ВВП.

    • Булгарин
      21.06.2020 13:01

      Не совсем так. Начну пожалуй просто с обычных вещей, например, с ваших компьютеров. Как вы думаете, те же западные компании, которые выпускают программные продукты, они свою продукцию сами адаптируют к российскому рынку, то есть сделают ее дружественной к российскому пользователю, установят команды на русском языке и многое другое без участия российских программистов? Вы открываете свой комп и просто так с ней работаете, можете открыть свою электронную почту, отправить письма, открыть скайп и поговорить со своими знакомыми и родными, а может и по делу, и ведь все на русском. Неужели думаете, что американцы учат русский язык, чтобы писать вам эти программы. Или дальше. Вы пришли на свою работу, а там локальная сеть и ваш рабочий компьютер, с которого вы принимаете заказы на поставку товара, подключенный к нему, а через сервер общается через интернет с вашим заказчиком, тоже откуда то с неба прилетели? И та же бухгалтерия вся сплошь компьютеризирована и все делает только через компьютеры и с программами установленными на ней, тоже с неба свалились? Могут очень долго перечислять, чем заняты программисты и без госсектора. Хотя и тут много чего можно порассказать.

      • Анонимно
        21.06.2020 13:21

        Ну это и есть те самые 3%. Вы сами заметили, что продукт создаётся зарубежом, а адаптируется нашими программистами. Сервера все китайские, тайваньские, да вообще все железо. Это наша страна покупает готовый продукт, а не китайцы и американцы, они себя в плане ИТ сами обеспечивают. Базы аналитические SAP Oracle . Что адаптация это такой трудоемкий процесс? У вас уже все сделано, есть готовое решение, ничего с нуля делать не нужно. Проблема нашей страны да и людей в целом в том, что они не определяют вектор развития. На Западе создают решения и говорят, вот таким путем пойдет ИТ индустрия. Мы ничего не создаём и как следствие ничего не определяем мы просто покупаем то что есть и пользуемся. Поэтому о какой ИТ индустрии может идти речь если не у страны ни у людей нет вектора. Это вечное следование за кем то.

        • Булгарин
          21.06.2020 14:06

          Понимаете, когда вы пишите про 3%, то возникает вопрос, эти 3%, когда 80% были за нефтью и газом? И что будет, когда эти 80% сдуются, какой вес будет у IT? Согласен с тем, что Россия не в лидерах в этой области и даже не в десятке. Но речь то идет о поиски ниши в отсутствии тех самых 80% или как некоторые оценивают в 60% долю нефти и газа и ему сопутствующем производстве.

          Согласен с автором статьи, что Россия без нефти и газа будет на уровне, а может и ниже той же Польши, правда с населением почти в три раза больше.

        • Анонимно
          21.06.2020 14:27

          и так, и не совсем так. И так - в теории. И не сапсем так - в практической плоскости. На практике проминдустрия берёт за якорь, в частности, платформу SAP, заключает рамочное соглашение на полный цикл, а затем, посчитав, начинает в аутсорсере искать варягов, под кривое ТЗ (тобишь под существующие реалии), - до(за)пиливать, размазывая на горизонт в 3...5лет, что выгодно аффилированцам, поскольку в расчетке появляется строка-код "За результативность (эффективность) по итогам года с 6 порядками дерева (причем, независимо от статуса, к слову, приближённых):-). ЗЫ: тело статьи - супер!!!

      • Анонимно
        21.06.2020 18:49

        По слогу так айти манагер прям!

  • Анонимно
    21.06.2020 17:08

    На ипешниках где сядешь там и слезешь. вот бабок с редиской всех сосчитают.

  • Анонимно
    21.06.2020 18:39

    Что такое it ? В чем ценность ? Только мираж в головах. Это даже не искусство . Простое орудие труда, которое не сможет заменить ни с/х ни Нефть

    • Булгарин
      21.06.2020 19:02

      Да, вы правы, она не заменит ни с/х, ни Нефть. Но зато вас заменит. В этом ее ценность.

      • Анонимно
        21.06.2020 20:07

        айти ни заменит людей.
        непугайте

        • Булгарин
          21.06.2020 23:28

          Да, уверен, что в постели не заменят. Но вот во многих других профессиях уж точно. Счетоводов уж точно заменили, вы, наверное и не знаете, что такая профессия была. В ближайшем будущем многие профессии или вовсе исчезнут, либо потребность в таком количестве, например, бухгалтеров, водителей, пилотов, машинистов и т.д резко уменьшится.

      • Анонимно
        21.06.2020 22:12

        Кормить придётся все равно и вкусно. Иначе поднимут на вилы и не поморщатся . А это значит себестоимость it вырастит , а значит стоимость упадёт ну и ценность

  • Анонимно
    21.06.2020 19:58

    Замахнулись на отрасль с одним из самых высоких порогов входа. IT-услуги, к счастью, не добывают из земли несколько избранных государств. Конкурировать тут уже придется со всем миром, в первую очередь с информационными постиндустриальными экономиками - с США, развитой Европой и Азией. И да, IT-сектор это ни черта не низкие издержки - компании вроде Google, Facebook, Apple на всех этапах своего становления собирали бесчисленные миллиарды у инвесторов, прежде чем переросли в монстров мирового уровня. Плюс к этому требуется далеко не один год, прежде чем IT-компании начинают приносить прибыль. В России идеи модернизации экономики высказывались еще со времен Медведева, к чему-нибудь существенному это привело? Увы, с текущим политическим режимом не идет речи об уходе с рентной нефтяной модели. Сама система выстроена так, что вливать деньги в сектора с высокой добавленной стоимостью в России не имеет смысла.

  • Анонимно
    21.06.2020 20:44

    Государство само задушило IT. Вспомните закон Яровой, из-за него многие IT-проекты затормозились или вообще отменились. А практического смысла в нём не было. Вспомните Дурова, создал неплохую соц. сеть, при должной поддержке мог завоевать мировой рынок. Отобрали. Вспомните Телеграм, его создал тот же Дуров, при должной поддержке государства он мог его создать на территории РФ и завоевать весь рынок. В итоге его заблокировали, и только недавно разблокировали. Вспомните РосКомНадзор, который блокировал ip-адреса налево и направо. И так со всем IT-рынком в РФ, он может быть уничтожен в один миг. Многие хорошие проекты уже ушли из РФ из-за рисков и высоких налогов.

  • Анонимно
    22.06.2020 00:57

    Я онлайн репетитор по математике. Чистая прибыль 5-8 тыс в день.
    Поймай меня, если сможешь

  • Анонимно
    22.06.2020 14:50

    Объявите что-нибудь! Вон компьютеры Байкал объявили, а они ни на что не годны.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль