Машиностроение 
22.06.2020

Первый «послевоенный»: как «Нижнекамскшина» задышала без каучука от ТАИФа

До того как коронавирус подрезал крылья, объем производства у шинников подскочил на 45%

Сегодня трудно найти традиционную отрасль или компанию, которой не подпортил отчетность COVID-19, сопровождаемый разрывом производственных связей и падением спроса. Но не все игроки уже к приходу пандемии были готовы падать. Так, «Нижнекамскшина» в январе – марте нарастила производство и долю на российском рынке с 24% до 33%, отмечается в отчете компании. Главной причиной слабых прошлогодних показателей его авторы называют перебои в поставках сырья. Документ в деталях изучил «БИЗНЕС Online».

ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ КВАРТАЛОВ НКШ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ

Самым ярким моментом ежеквартального отчета ПАО «Нижнекамскшина» за январь – март текущего года, безусловно, стал мощный рост его производственных показателей. «Физический» объем выпуска шин на предприятии в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года (АППГ) вырос на 45% до 1,937 млн штук, отмечается в опубликованном на днях отчете компании, который прочитали аналитики «БИЗНЕС Online».

Производство легковых шин в Нижнекамске увеличилось на 36% до 1,567 млн единиц, легкогрузовых шин — на 105% до 346 тыс. единиц. Вместе с «обувью» для сельхозтехники разница с АППГ составляет 598 тыс. шин. Для сравнения: суммарный выпуск шин всей российской шинной отраслью подрос на 420 тыс. до 5,9 млн штук. То есть, если исключить татарстанскую прибавку, прочие заводы — а всего в различных отраслевых каталогах насчитывается от 10 до 15 предприятий — суммарно «отминусовали» квартал к кварталу около 178 тыс. шин.

Вполне логично и доля НКШ в общероссийском производстве шин увеличилась квартал к кварталу с 24,4% до 32,8%, причем последний показатель НКШ уступает только уровню «межкризисного» первого квартала 2018 года (34,8%).

Перспективы второго квартала, увы, не радужные. Из-за борьбы с пандемией COVID-19 нарушено большинство логистических цепочек. А в самой автомобильной отрасли в мире временно было остановлено множество предприятий — как для соблюдения карантинных норм, так и в связи с падением спроса. Например, в России в апреле на неопределенный срок приостановил производство завод Hyundai в Петербурге, паузу также взяли Volkswagen и Peugeot Citroen в Калужской области.

РАЗВОД С ТАИФОМ И ДЕВИЧЬЯ ФАМИЛИЯ ДЛЯ «ДОЧКИ» СИБУРА

Откуда же такая динамика производства «Нижнекамскшины» в первом квартале? Составители отчета НКШ говорят, что подобная динамика роста производства обусловлена слабой базой января – марта 2019-го, возникшей с его перебоев поставок сырья. При этом авторы не вдаются в подробности перебоев и не сообщают, как они были устранены.

Мы же со своей стороны напомним, что до недавнего времени шинный комплекс «Татнефти» зависел от своего единственного поставщика и соседа по нижнекамской промзоне — «Нижнекамскнефтехима» (НКНХ), входящего в группу компаний «ТАИФ». И это партнерство никак нельзя было назвать добрососедским. Шинники несколько лет разбирались с нефтехимиками в ФАС и судах из-за цен на каучук, недаром этот период в СМИ получил название «каучуковых войн». Например, как ранее писал «БИЗНЕС Online», в 2018-м НКНХ поднял цены шинному комплексу «Татнефти» на 10−27%, в зависимости от вида каучука. По нашим сведениям, дополнительные расходы шинников из-за этого за год превысили 500 млн рублей.


Понятно, что такое положение дел «Татнефть» не устраивало, и в конце прошлого года нефтяники объявили о покупке двух активов в Тольятти с совокупным оборотом в 14 млрд рублей в год. Соответствующая  договоренность была достигнута в сентябре, а закрыли сделку 1 ноября. В результате в собственность «Татнефти» перешли завод по производству синтетических каучуков «СИБУР-Тольятти» (которому позднее вернули историческое название «Толяттикаучук»)  и индустриальный парк «Тольяттисинтез». Сумма сделки составила 11,3 млрд рублей.

В итоге команда Наиля Маганова избавилась от опостылевшего «брака по расчету» с ТАИФом. Каучук из Тольятти обеспечит сырьем шинный комплекс «Татнефти», а, кроме того, ТАНЕКО будет получать от родственных структур высокооктановые добавки для производства топлива. Любопытно, что тольяттинские активы, видимо, не прочь был заполучить и ТАИФ: по крайней мере, Rupec называл «Казаньоргсинтез» в числе претендентов.

Что касается НКНХ, то его выручка в первом квартале 2020-го упала на 17% до 38,1 млрд рублей, при этом операционная прибыль компании снизилась на 47% до 5,3 млрд рублей.

СЫРЬЕВЫЕ ЗАТРАТЫ УПАЛИ, УБЫТКИ СМЕНИЛИСЬ ПРИБЫЛЯМИ

Оценим динамику финансов самой «Нижнекамскшины». Ее выручка в январе – марте 2020 года снизилась относительно АППГ на 38% до 1,76 млрд рублей. Самый общий показатель не радует: мало произвести, нужно еще и удачно продать, но основные затраты (в первую очередь сырье — тот самый каучук) упали еще сильнее — на 47% до 1,53 миллиарда. И такое опережающее снижение производственных издержек обеспечило НКШ валовую прибыль в размере 235 млн рублей против 33 млн валового убытка в первой четверти 2019 года. К слову, в этой части отчетности наши эксперты видят странность, о которой речь пойдет ниже.

Далее, управленческие затраты прибавили 14% до 162 миллионов. А после сведения к общему знаменателю расходов и доходов на этом уровне отчетности у компании обозначилась прибыль от продаж в размере 73 млн против прошлогоднего убытка в 175 млн рублей.

Также улучшился баланс прочих статей. Отрицательное сальдо прочих расходов и доходов сократилось на 7 млн до 4 млн рублей. И в сухом остатке в январе – марте 2020 года «Нижнекамскшина» получила чистую прибыль 49 млн рублей против чистого убытка 155 млн в первом квартале 2019 года.

А теперь о том, что в отчетности «Нижнекамскшины» удивило экспертов, об их оценках и прогнозах.

«ШИННАЯ ОТРАСЛЬ БУДЕТ ВЫНУЖДЕНА СНИЗИТЬ ОБЪЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА ИЛИ РАБОТАТЬ НА СКЛАД»

Алексей Калачев — аналитик ГК «Финам»:

— Представленная в квартальном отчете эмитента финансовая отчетность по РСБУ за первый квартал 2020 года не дает полной картины происходящих процессов. В частности, в отчете эмитента указывается (на страницах 23–24), что в этот период слуичлся переход на давальческую схему работы с ООО «ТД „Кама“». В консолидированном отчете по МСФО по группе связанных предприятий мы бы не заметили больших изменений. Но в отдельно взятом отчете ПАО «Нижнекамскшина» за январь – март 2020 года видим как бы парадоксальную ситуацию: производство шин в натуральном выражении выросло на 45 процентов, но при этом выручка упала на 37 процентов, а себестоимость — на 47 процентов. В результате предприятие получило по РСБУ чистую прибыль вместо убытка, полученного годом ранее.

А между тем за этот период не произошло существенных и сопоставимых изменений в ценах на сырье и произведенную продукцию. Просто если в первом квартале 2019 года в структуре затрат на сырье и материалы приходилось 48,3 процента, то в первом квартале 2020-го — ноль процентов. А наибольший удельный вес в структуре затрат теперь занимают работы и услуги производственного характера — 27,9 процента, а также затраты на оплату труда со страховыми взносами — 27,8 процента. Ну и продажи, соответственно, должны были снизиться, ведь они тоже должны были перейти к ТД «Кама».

Таким образом, из представленной отчетности сложно сделать вывод о тенденциях, поскольку данные в годовом выражении стали несопоставимы. Но уже можно предположить, что результаты второго квартала 2020 года будут существенно хуже. Спрос на шины в период пандемии сильно упал, поскольку в России и мире в апреле 2020-го в 3–4 раза уменьшились продажи новых автомобилей и автопроизводители снизили объемы производства. Выпуск легковых машин в РФ в январе – апреле 2020 года упал на 33,5 процента, в том числе в апреле — на 79,2 процента. Выпуск грузовых автомобилей за первые четыре месяца уменьшился на 16,7 процента, в том числе в апреле — на 36,5 процента. Шинная отрасль также будет вынуждена снизить объемы производства или какое-то время работать на склад.


Анна Бодрова — старший аналитик ИАЦ «Альпари»:

— Судя по отчетности, первый квартал 2020 года для «Нижнекамскшины» был довольно успешным. Скорее всего, в производственных планах компании опирались на уверенный 2019-й, когда спрос на автомобили и комплектующие был выраженным, а платежеспособность населения — как минимум стабильной. Отсюда, вероятно, и рост объема выпуска шин на 45 процентов. Сомнительно, что компания предполагала работать на склад, хранение тоже требуется оплачивать, а шины не тот товар, который можно хранить бесконечно. Вероятно, себестоимость продукции ранее удавалось сократить и за счет накопленных запасов сырья, и на фоне понижения цены на каучук.

Результаты очень неплохие, но вряд ли они устойчивые: производство сильно зависит от спроса на продукцию, и с этим как минимум до конца года будут проблемы.

Предприятия: Нижнекамскшина
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (26) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
22.06.2020 09:32

Для чего публиковать отчёт только одной Нижнекамскшины? Это неверно, поскольку цифра может быть искусственно нарисована. Ведь многие знают, что экономикой правит УК "Татнефть-Нефтехим". Следовательно, необходимо подсчитать отчётность всех предприятий Холдинга, иначе у политически и экономически продвинутого директора появляется возможность скрыть убытки ТД Кама, к примеру, и показать неплохую отчётность у НКШ.

  • Анонимно
    22.06.2020 08:35

    Шины не хлеб за 3 дня не испортятся.

    • Анонимно
      22.06.2020 09:17

      ага, а держать то шины где? затоваренность складов никто не не отменял

      • Анонимно
        22.06.2020 21:09

        Срок хранения шин не три дня, а 5 лет и в этом году работникам предприятий УК "Татнефть-Нефтехим" предлагали к покупке шины с истекшим и истекающим сроком хранения за полцены. Грузовые шины с истекшим сроком хранения утилизируют.

    • Анонимно
      22.06.2020 17:55

      К сожалению ведь еще не понятно, сколько вся эта канитель будет длиться, и к каким последствиям приведет.

  • Анонимно
    22.06.2020 08:48

    ТАИФ за что боролся таки и на адекватное решение Татнефти напоролся Уважуха

    • Анонимно
      22.06.2020 16:51

      С НШЗ, которое ПАО, договориться было попросту невозможно. Там все прибыли крутятся в прокладках - "торговых домах" и "управляющих компаниях" от Татнефти. А Татнефть хочет и нефть подороже продать и каучук подешевле, а так не бывает. Пусть с Тольятти снимают сливки)

      • Анонимно
        23.06.2020 05:14

        По крайней мере Татнефть прозрачная, а ТАИФ и зарплаты всем урезал ради начисления себе дивидендов, народ пашет -10 людей Пользуется, ещё 10 пытается рядом быть поклевывать.
        Посмотрим что будет 29.06.!?

  • Анонимно
    22.06.2020 09:32

    Для чего публиковать отчёт только одной Нижнекамскшины? Это неверно, поскольку цифра может быть искусственно нарисована. Ведь многие знают, что экономикой правит УК "Татнефть-Нефтехим". Следовательно, необходимо подсчитать отчётность всех предприятий Холдинга, иначе у политически и экономически продвинутого директора появляется возможность скрыть убытки ТД Кама, к примеру, и показать неплохую отчётность у НКШ.

    • Анонимно
      22.06.2020 10:39

      А вот тут поподробней пожалуйста без намёков

      • Анонимно
        22.06.2020 13:38

        какие тут намёки. экономисты и бухгалтера это и так понимают.

  • Анонимно
    22.06.2020 10:09

    К сожалению нет у наших шинников прорывных идей, плетутся в хвосте западных компаний.

    • Анонимно
      22.06.2020 17:52

      О каких прорывных технологиях Вы говорите? Все прорывные технологии, которые демонстрируют западные компании на поверку оказывают лишь прожектами, шины как были круглыми и черными, такими и остались. И наши шины ничем не хуже подавляющего большинства импортных, на себе проверено, и это не только нижнекамских касается.

  • Анонимно
    22.06.2020 10:52

    Китай рулит.супер резина по сравнению с Камой

    • Анонимно
      22.06.2020 17:49

      Всяк кулик хвалит свое, тебе нравится китайские шины и ради бога пусть будет так, но если сравнивать, то делать это надо предметно по конкретным маркам и моделям, а не так чохом. Опять же, я сам езжу на Виaтти, на мой взгляд очень хорошие шины.

    • Анонимно
      22.06.2020 19:02

      На счет китайских супер резины это ты загнул, на Тазике у меня стоял с завода Линг-Лонг, и прямо скажем не впечатлил, Кама до чего простая шина, но и она получше будет.

    • Анонимно
      22.06.2020 20:11

      Китайские шины покажут результат сезон, но потом они износятся и очень быстро. У них нет такой долговечности, какая есть у той же Камы.

  • Анонимно
    22.06.2020 10:57

    себестоимости на каучук из тольяти определяет сама Татнефть, соответственно если надо показать красивую прибыль, покажут. И можно в натуральном выражении наштамповать легковых шин, а грузовые провалить хотя по стоимости они в разы дороже. и уверенное производство 1 квартала уверенно лежит на складах

  • Булгарин
    22.06.2020 13:42

    По-моему у вас там в таблице "Объем производства шин" где показатели выручка и т.д. знаки не те поставили. Вроде выручка увеличилась в 1 кв. 2020 года по отношению к 1 кв. 2019 года, а все в отрицательных значениях. То есть вроде как упало все.

    • Анонимно
      22.06.2020 21:12

      А если продажи с отсрочкой платежа? В какой квартал тогда попадет выручка 4 квартала?

  • Анонимно
    22.06.2020 14:26

    Производство шин 1 кв 19 года и 20 года разница не 45%, а около 35.

  • Анонимно
    22.06.2020 17:52

    В общем понятно, что ничего пока не понятно, дальше видно будет.

    • Анонимно
      22.06.2020 21:13

      Все европейские шинные компании упали на десятки процентов, а Нижнекамск впереди планеты всей?

  • Анонимно
    22.06.2020 21:12

    Не мы китайские шины, а они наши должны покупать!

  • Анонимно
    22.06.2020 21:59

    30 лет работают в рынке, но так и не научились продавать товар. На склад не хотят работать, в мире 220 стран, продавай, не умеют продавать. Не учатся и не хотят учится коммерции, в голове советское мышление и без инициативность.

    • Анонимно
      22.06.2020 23:40

      Что касается работы на рынке, вот в другом месте пишут «Шинный бизнес компании, работающий под брендом Kama Tyres, удерживает одну из лидирующих позиций в России, обеспечивая около 20% рыночного спроса. В 2019 году произведено 10,3 миллиона шин по 400 товарным позициям. Мы расширяем международные каналы сбыта, поставки шин осуществляются в 50 стран. При этом на внутренний рынок направляется 64% продукции»
      И что значит советское мышление? Если Вы про рациональность и планирование, то это действительно было отличительной чертой советского мышления. А что касается экспорта, то и в советское время об этом никогда не забывали.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль