Старая элита 
27.06.2020

«Ошибся адресом, малай, здесь не митинг»: к 90-летию Мансура Хасанова

Табеев доверил ему курировать научную и творческую интеллигенцию, а Шаймиев дал карт-бланш при создании Академии наук РТ

«Запомни: сейчас он единственный человек в этих сферах, имеющий свою четкую позицию. «Да» и «нет» у него адекватны звучанию данных слов», — говорил об этом человеке знаменитый композитор и ректор Казанской консерватории Назиб Жиганов. В связи с круглой датой видного научного и политического деятеля республики Мансура Хасанова корреспонденту «БИЗНЕС Online» об этом и многом другом рассказывает историк, профессор Булат Султанбеков.

Фикрят Табеев (второй слева), Мансур Хасанов (в центре) и  Виктор Садовничий (второй справа) Фикрят Табеев (слева), Мансур Хасанов (в центре) и  Виктор Садовничий (второй справа) Фото: Шамиль Абдюшев

«У НЕКОТОРЫХ НЕ РАБОТА, А СПЛОШНОЙ БЕКАР»

— Булат Файзрахманович, вы знали Мансура Хасанова более 40 лет. Какое воспоминание приходит на ум первым, когда речь заходит о нем?

— Знаете, говорить или писать о Мансуре Хасановиче вроде бы легко и в то же время сложно. С одной стороны, полная прозрачность биографии и ее вроде бы прямолинейность. С другой — сложнейшие политические и психологические ситуации, в которых он побывал и когда нередко существовал единственный достойный выход, который всегда находил! Но вы спросили о воспоминаниях… Начну с одного личного.

Судьба одарила меня общением со многими незаурядными личностями. К 1982 году, когда я стал заведующим кафедрой общественных наук консерватории, Хасанов являлся уже первым заместителем председателя Совета министров ТАССР и курировал образование, науку и культуру. Ректор консерватории Назиб Жиганов постоянно имел дело с ним по ряду проблем. Во время одной из бесед, когда мы обсуждали какой-то вопрос, который был сложным и требовал государственной поддержки, он сказал, что, пожалуй, без Хасанова тут не обойтись. В моем ответе, очевидно, прозвучала скептическая нотка: есть, мол, еще и отдел обкома.

Жиганов никогда не отличался подобострастием, в том числе и по отношению к власть имущим, а скорее даже наоборот, прервал меня: «Запомни: сейчас он единственный человек в этих сферах, имеющий свою четкую позицию. „Да“ и „нет“ у него адекватны звучанию данных слов». И добавил: «А у некоторых тамошних вроде (он показал пальцем наверх и назвал пару фамилий — прим. авт.) не работа, а сплошной бекар». У Жиганова это было любимое словечко из музыкальной нотации, которое для него обозначало все негативное.

— И как вы, поверили мастеру?

— Мне потом при дальнейшем и более тесном деловом общении с Хасановым не раз приходилось убеждаться в правоте жигановских слов. В правоте великого музыканта и уникального ректора, не имевшего себе равных в стране — как по сроку пребывания, так и по и успехам на этой должности. Полагаю, что к словам Жиганова присоединятся многие из тех, кто работал вместе с этим неординарным человеком. Вплоть до своей смерти Назиб Гаязович постоянно поддерживал контакты с Хасановым, да и сам Мансур Хасанович нередко посещал консерваторские мероприятия. Их последние встречи проходили во время подготовки проведения Дней литературы и искусства Татарии в Башкирии.

Делегацию ТАССР тогда возглавил секретарь обкома по идеологии Наиль Кадырметов, правительство представлял первый запредсовмина Хасанов. Вот на него и легли все организационные дела и хлопоты. Встречаясь по таким делам, Жиганов не раз с удовлетворением говорил: «Раз за это дело взялся Хасанов, то все пройдет нормально». Тем более что Кадырметов, недавно еще возглавлявший оборонный отдел обкома, в творческие вопросы тактично не вмешивался, предоставив все это Хасанову. К сожалению, блестящая, ставшая большим событием в жизни двух братских народов поездка была омрачена внезапной смертью композитора. Его встреча с публикой в Уфе 1 июня на концертном исполнении оперы «Джалиль», когда зал в течение 15 минут стоя аплодировал, не отпуская со сцены Жиганова, дирижера Фуата Мансурова, исполнителей главных ролей Зилю Сунгатуллину и Хайдара Бигичева, оказалась последним триумфом при жизни. В ночь на 2 июня 1988 года сердце великого композитора остановилось… Хасанов выполнил и скорбную миссию по организации отправки Жиганова в «последний полет» в Казань на вертолете.

Первый заместитель Председателя Совета Министров Татарской АССР Мансур Хасанов (слева) и председатель Союза писателей РСФСР Сергей Михалков. Май 1984г. Первый заместитель председателя Совета министров Татарской АССР Мансур Хасанов (слева) и председатель союза писателей РСФСР Сергей Михалков. Май 1984 года Фото: Владимир Зотов

«ТЕПЕРЬ У ОБКОМА С ЭТОЙ ПУБЛИКОЙ ПРОБЛЕМ ПОУБАВИТСЯ»

— Насколько наслышан, Хасанов был больше человеком науки. Что он забыл в политике — в обкоме, правительстве?

— В начале 1960-х в обкоме на должности первого секретаря оказался университетский доцент Фикрят Табеев. Ну и произошли определенные подвижки и передвижки. Естественно, что новый первый стремился укрепить идеологический компонент людьми, которых знал лично. И на руководящую работу были выдвинуты доценты КГУ Мунавар Тутаев, Хасанов, журналист Булат Гизатуллин и другие. Я уже работал в пединституте, но поддерживал контакты со многими своими сослуживцами в обкоме. Один из них говорил: Табеев сказал Хасанову при назначении на должность, что знает его такт и дотошность и надеется на то, что проблем с такой беспокойной публикой, как писатели и прочие деятели культуры, у обкома убавится.

Работая заведующим отделами культуры, а затем науки и учебных заведений, Хасанов хорошо усвоил принципы деятельности сложнейшего и в то время весьма эффективно функционировавшего механизма партийной работы. Замечу, что при всех недостатках партийного аппарата, хотя бы в целях своего самосохранения, в него, как правило, отбирали наиболее динамичных, воспитанных и обладавших определенным кругозором людей, причем с перспективой роста не только по партийно-советской, но и хозяйственно-управленческой линии. Партийная работа, тем более на должности заведующего отделом обкома, была хорошей управленческой школой: здесь усваивалась психология общения с людьми, завязывались и неофициальные отношения, тем более важные, когда имеешь дело с деятелями науки и культуры. Конечно, все это в рамках той идеологии, которая нами всеми исповедовалась.

— В каком своем качестве Хасанов был наиболее эффективен — как политик, как управленец или как ученый?

— В 1971 году начинается, как мне недавно казалось, наиболее значительный этап его государственной деятельности: он назначается заместителем председателя Совета министров ТАССР, а с 1984-го — первым заместителем. Другими словами, входит в первую десятку наиболее влиятельных и, что особенно важно, обладавших реальными рычагами власти политиков республики. Я как историк, сравнивая руководителей, занимавших влиятельные посты в республике за последние 80 лет, могу сказать, что после уникальной фигуры Салиха Батыева наиболее крупным и эффективно работавшим государственным деятелем в области управления наукой, культурой, здравоохранением и образованием, на мой взгляд, был Хасанов. И не только потому, что обогнал по времени пребывания на этом посту всех своих предшественников. Его энциклопедическая эрудиция и аналитический подход к решению самых сложных проблем создали ему огромный авторитет и за пределами той сферы, которую он курировал.

По многим позициям социально-культурного развития республика была лидером. Координатором всех программ являлся Хасанов. Разумеется, за всем этим, если говорить о роли управленцев, стоит и работа министров, а также постоянный контроль обкома КПСС, без которого нельзя было закрыть ни одного крупного вопроса в Москве. А ряд их могли решить через ЦК КПСС только первые секретари обкома. Замечу, что Хасанов работал с Табеевым, Рашидом Мусиным, Гумером Усмановым и Минтимером Шаймиевым. Все они люди весьма требовательные, но каждый из них ценил его высокий профессионализм и управленческое мастерство. Причем двое из этого списка побывали и главами правительства, а Хасанов являлся у них первым заместителем.

Чтобы увеличить, нажмите

«СЛУЧАЙ УНИКАЛЬНЫЙ И ДАЖЕ НАСТОРОЖИВШИЙ НЕКОТОРЫХ РАБОТНИКОВ ЦК»

— Будучи политиком, он стал доктором наук… Сам или ему помогли, как это случалось в советской практике?

— После прихода Табеева люди, имевшие ученую степень, перестали быть редкостью в аппарате обкома и Совмина. Однако и на этой стезе Хасанов совершил, казалось бы, невозможное. Скажу, что партийная работа того времени не оставляла свободного времени и даже кандидаты наук практически прекращали или существенно замедляли научный рост. Думаю, что только сам Мансур Хасанович и его жена Разия Багаутдиновна знали, чего ему стоила подготовка и защита докторской диссертации в 1971 году — без единого дня отпуска или хотя бы перехода на щадящий режим работы. Одновременно он, жертвуя свободным от нелегких служебных обязанностей временем, не прекращал научно-педагогическую работу в своей альма-матер — Казанском университете: читал курсы по истории татарской литературы, спецкурсы по истории Татарстана и татарского народа, руководил дипломными работами и кандидатскими диссертациями. В 1974-м стал профессором. Замечу, что по тем временам очень жесткого и требовательного отбора по защите диссертаций и тем более присвоения ученых званий лицам, не работавшим в вузах и научных учреждениях, это был, пожалуй, случай уникальный и даже настороживший некоторых работников ЦК. Тем более что докторская диссертация писалась о сложнейшей и противоречивой фигуре Галимджана Ибрагимова — большого писателя и одновременно крупнейшего политика и организатора науки и образования.

— Он считался в советской истории фигурой, так скажем, неоднозначной…

— Да, диссертация и книга о нем по тем временам были смелыми и даже рискованными. Хотя вроде и состоялась реабилитация писателя, но ряд моментов его жизни обходился или просто умалчивался, и вообще в преподнесении широкой публике противоречивой фигуры Ибрагимова имелось много недомолвок. Наверное, нужна была определенная смелость. Я в числе других историков участвовал в написании очерков о видных политических деятелях прошлого, большинство из которых были репрессированы. По негласной традиции того времени нам рекомендовалось писать: «Умер верным ленинцем». А где и как — оставалось за кадром. Когда книга об Ибрагимове заканчивалась строкой «Умер в тюремной больнице», это вызвало даже недовольство некоторых людей, воспитанных на традициях «Краткого курса», а они были и в науке. Но обошлось. Возможно, и потому, что диссертация защищена в Москве. Кстати, после защиты Хасанов получил ряд соблазнительных предложений, в том числе и из Москвы. Но здоровый почвенный консерватизм — по принципу «где родился, там и пригодился» — взял верх. Думаю, что это было везение и для него, и для нас.

«ЕГО ПОЗИЦИЯ ДЛЯ МНОГИХ СЛУЖИЛА СВОЕОБРАЗНЫМ ОРИЕНТИРОМ»

— Мансур Хасанович занимал видные посты в руководстве республики в переходное, даже можно сказать, переломное время…

— Непростыми были для него годы перестройки, породившие многие радужные надежды и завершившиеся непредсказуемыми результатами. И если Татарстану удалось выйти из сложнейших кризисных ситуаций сравнительно безболезненно, в этом немалая заслуга и таких крупных и умудренных опытом политических деятелей, как Хасанов. Я согласен с тем, что его позиция для многих деятелей науки и культуры в это смутное время служила своеобразным ориентиром. Сейчас у национального движения оказалось много «отцов и матерей». Но замечу, что серьезный импульс национальному движению — впервые на таком высоком уровне — был придан пленумом обкома КПСС, на котором 3 августа 1990 года первый секретарь обкома Шаймиев заявил, что коммунисты республики рекомендуют рассмотреть вопрос о государственном суверенитете республики на сессии Верховного совета ТАССР.

Эмоциональное и хорошо аргументированное выступление на нем члена обкома КПСС Хасанова убедило даже колеблющихся еще участников пленума (я хорошо помню горячее обсуждение этого выступления в перерыве) в необходимости совершенно нового подхода к проблеме государственного суверенитета. Фактически в выступлении в концентрированной форме содержались многие положения, которые потом легли в основу судьбоносных документов. И сейчас весьма актуально звучат слова Хасанова: «Время, перестройка предоставили нам возможность, как говорится, великий исторический шанс реализовать право на самоопределение. Непростительно не воспользоваться этой возможностью. Но мы должны подойти к его решению трезво, по-государственному мудро, руководствуясь не национальными и иными амбициями, а здравым рассудком, осознавая всю ответственность перед народом и грядущими поколениями». Как сегодня сказано!

Вот этот принцип осознания своей ответственности перед народом, ныне живущими, и грядущими поколениями составляет, на мой взгляд, доминанту поведения Хасанова и определяет его научную и государственно-общественную деятельность.

— Большая ответственность предполагает оптимальные, взвешенные решения и действия. Как правило, они исходят от человека не только знающего, но и обладающего определенными чертами характера. Что можно сказать про Хасанова в этом отношении?

— При своей внутренней интеллигентности и стремлении к возрождению великой культуры татарского народа, но без ущерба для других народов Мансур Хасанович мог быть и жестким в разговорах и действиях, когда видел воинствующую демагогию некоторых лиц, «присосавшихся» к национальному движению, стремящихся дестабилизировать обстановку. Помню, в разгаре митинговых настроений в Казани в Камаловском театре проходила научная конференция, посвященная, кажется, Мирсаиду Султан-Галиеву. На трибуне — докладчик Хасанов. Вдруг на сцену выбегает какой-то молодой человек и, сделав в сторону зала странный приветственный жест — вскинув руку вверх то ли по-рот-фронтовски, то ли что-то другое, пытается взять в руки микрофон и о чем-то объявить: или в армию не хотят идти, или еще что-то.

Так вот в этой ситуации Мансур Хасанович спокойно отодвинул микрофон, который вначале пытался схватить юнец (а тот, уже сбавив тон, просил дать ему пару минут для объявления чего-то там очень важного для всей татарской нации), и сказал: «Ошибся адресом, малай, здесь не митинг». Затем продолжил доклад. А малай, потоптавшись минуту, сконфуженно ретировался. Реакция зала была положительной, в перерыве говорили: «Ну наконец-то, нашелся человек, интеллигентно, но жестко давший отпор политдемагогии».

Из деловых и нравственных черт Хасанова особо отмечу бескорыстие, готовность предложить помощь, не дожидаясь просьб. Когда в разговоре о своих архивных находках, будущих публикациях и других институтских делах сказал, что ученый совет избрал профессором и документы направляются в Москву, он внимательно расспросил об опубликованных работах, их было более 100, в том числе 5 книг, а потом неожиданно сказал: «Давай для надежности я добавлю и свое ходатайство как президент академии, оно не помешает». Через два дня позвонила его секретарь Альмира Исмагиловна и заявила: «Ходатайство подписано, можете взять». Через три месяца я получил диплом профессора. Знаю еще немало случаев, когда Мансур Хасанович помогал людям решать различные проблемы без лишних слов и просьб.

— А были вещи, которые он особенно не любил?

— Прежде всего угодничества и чрезмерного преклонения перед титулами. Знаю несколько примеров этого. Хасанов требовал и сам придерживался принципа уважения к труду других.

Но порой в управленческих делах он не мог где-то переступить черту. Бывало, что не увольнял и продолжать держать человека, хотя тот своими действиями уже наносил вред не только делу, но и его личной репутации. А может, Мансур Хасанович был тогда и прав по большому счету: ему виднее… Во всяком случае, злопамятность — это не его черта.

Кстати, другая важнейшая черта характера Хасанова — он не любил неряшливости и разгильдяйства ни в науке, ни в управленческих делах. Бывал в таких случаях жестким и порой нелицеприятным. Как правило, этого хватало.

Открытие бюста Мансура Хасанова на его могиле на Арском кладбище Казани Открытие бюста Мансура Хасанова на его могиле на Арском кладбище Казани Фото: tatarstan.ru

АКАДЕМИЯ НАУК РТ: ОЦЕНКА ПРЕЗИДЕНТОМ ДРУГОГО ПРЕЗИДЕНТА

 Ну а теперь о главном детище его жизни. Общеизвестно, что Мансур Хасанович стоял у истоков создания республиканской Академии наук.

— Я считал период пребывания в правительстве самым важным в его биографии. Однако предстоял новый этап политической и научной судьбы, совершенно непредсказуемый еще в конце 80-х годов прошлого века. Я имею в виду образование Академии наук Татарстана.

И хотя эта идея, очевидно, обсуждалась и ранее, но первым с обоснованием, конкретными сроками и этапами ее формирования высказался первый заместитель председателя правительства, профессор, доктор филологических наук Хасанов. Формулировки были точны, юридически и экономически обоснованны — в общем, сделано по-хасановски четко и, я бы сказал, управленчески грамотно. Кто имеет дело с государственной деятельностью, знает, насколько важно грамотно и обоснованно представить свои соображения «наверх».

— Какие трудности встретились на начальном этапе становления академии?

— Академия наук Республики Татарстан была создана в начале 1992 года во многом благодаря усилиям Хасанова, использовавшего на первых порах и свои возможности первого заместителя председателя правительства. Он сумел получить под центр науки одно из лучших зданий позднесоветского периода — Дом политпросвещения на улице Баумана, на который уже положили глаз довольно авторитетные госструктуры. Весьма важным было и то, что президент РТ дал карт-бланш руководителю новой академии и он его оправдал. Вспоминая эти судьбоносные дни, Шаймиев, роль которого в создании АНТ огромна, говорил: «Если бы не было Мансура Хасановича, мы бы, возможно, понимали, что нужна Академия наук Татарстана, но не создали бы ее в столь короткий срок и быстро завоевавшей признание и за пределами республики. По сути дела, менее чем за 10 лет удалось благодаря его способностям найти общий язык между учеными Татарстана и президиумом Российской академии наук, обеспечить плодотворное их сотрудничество. Главное — нам удалось запрячь в одно русло и обеспечить необходимыми условиями наших ученых в такое сложное время… А многие не верили в то, что мы это сумеем сделать…» Полагаю, что к такой оценке президентом другого президента присоединятся многие.

— Что можно сказать о взглядах Хасанова на энциклопедическую отрасль науки и ее место в обществе?

— Понял вас, вы насчет татарской энциклопедии, не так ли? Еще являясь заместителем председателя Совета министров РТ, он выдвигал идею ее создания. И с его подачи первые рабочие группы по отраслям знаний были созданы еще в конце 1980-х годов. А затем, будучи уже президентом АН РТ, Мансур Хасанович добился создания института и в 1994 году возглавил его. Он неоднократно подчеркивал, что одним из важных факторов, определяющих зрелость нации, является и наличие у нее своей энциклопедии.

Однажды Хасанов шутливо, но со смыслом заметил, что в наше время первые лица должны бы приносить присягу, положив одну руку на Конституцию, а другую — на энциклопедию. Своим главным достижением он считал не только создание АНТ РТ, но и Института татарской энциклопедии и его многопрофильного коллектива, в который сумел подобрать весьма квалифицированных ученых и организаторов, включая и пару лиц, по разным причинам не вписавшихся в другие вузы или НИИ, но оказавшихся полезными в новом коллективе.

В 1999 году пригласил меня на презентацию первого детища, созданного им в Институте энциклопедии, — Татарского энциклопедического словаря, экземпляр которого с его теплой дарственной надписью храню. На ней, кроме меня, были академик Индус Тагиров и еще один историк. На презентации присутствовал Шаймиев и другие VIP-персоны. Она прошла великолепно, он сказал, что выход такого издания — событие историческое и авторы заслуживают поощрения. Коллектив ученых во главе с Хасановым вскоре был удостоен госпремии РТ.

***

— Хасанов — человек, поднявший в науке целые новые пласты, — завершает разговор Булат Султанбеков. — Он стоял у истоков возрождения искусственно преданных забвению людей и явлений, имеющий свою научную школу, создавший Академию наук и Институт энциклопедии, не единожды отмеченный самыми высокими наградами страны и научными званиями у нас и за рубежом.

Таким я вижу Мансура Хасановича — ученого, государственного деятеля и просто высоконравственного человека, который 25 июня 2020 года мог бы отметить свое 90-летие, но не было суждено… Полагаю вполне обоснованным в связи с этим юбилеем присвоить имя Хасанова его детищу — Институту татарской энциклопедии и регионоведения — и установить мемориальную доску на доме, в котором он жил, а возможно, и на здании АН РТ, которую возглавлял в 1992–2006 годах. Думаю, что это явится достойным признанием сделанного Мансуром Хасановичем для развития Республики Татарстан, 100-летие которой сейчас отмечается, и будет одобрено общественностью, причем не только научной.

Мансур Хасанович Хасанов — первый заместитель председателя Совета министров Татарской АССР, президент Академии наук Республики Татарстан.

Родился 25 июня 1930 года в селе Бегишево Заинского района Татарской АССР. В 1948-м окончил Елабужский библиотечный техникум, работал заведующим библиотекой. В 1955 году окончил с отличием историко-филологический факультет Казанского государственного университета, находился на преподавательской работе.

1958–1961 — главный редактор газеты «Татарстан яшьлэре», затем заместитель декана историко-филологического факультета Казанского государственного университета.

1961 год — в КГУ защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук по теме «Творчество Галимджана Ибрагимова (дооктябрьский период)».

1961–1971 — заведующий отделом культуры, заместитель заведующего идеологическим отделом, заведующий отделом науки и учебных заведений Татарского областного комитета КПСС.

1971 год — в Институте востоковедения АН СССР защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора филологических наук по теме «Эволюция творчества Ибрагимова в послеоктябрьский период».

1971–1984 — заместитель председателя Совета министров Татарской АССР.

1984–1992 —  первый заместитель председателя Совета министров Татарской АССР.

1992–2006 — президент Академии наук Республики Татарстан.

1993–2010 — директор Института татарской энциклопедии.

Избирался депутатом Верховного совета Татарской АССР 6 созывов (1963–1990).

Скончался в Казани 13 марта 2010 года. Похоронен на Арском кладбище Казани.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (53) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
27.06.2020 08:55

От того АНТ давно ничего не осталось, ни целей, ни задач!

  • Анонимно
    27.06.2020 08:53

    Табеев - крутой руководитель.

    • Анонимно
      27.06.2020 09:15

      Табеев- это глыба! После него все стали мельче и мельче!

  • Анонимно
    27.06.2020 08:55

    От того АНТ давно ничего не осталось, ни целей, ни задач!

  • maximteregul
    27.06.2020 09:19

    Да, это были Личности: Мансур Хасанов, Миркасыйм Усманов, Мирфатых Закиев (Председатель Верховного Совета Татарской АССР (1980—1990). Они создавали академии, факультеты, институты, а сейчас что? Нынешние делят, сливают эти институты, дерутся между собой за гонорары, должности.

    • Булгарин
      27.06.2020 11:17

      К сожалению, эти личности не смогли заложить основу для новых подходов к науке, построить новую систему научной деятельности в республике, а просто скопировали ту, которая была при совках в Москве. Нельзя было создавать Академию наук в том виде, в котором она создана. Они скопировали АН СССР. Но она могла еще работать при совках как большое министерство науки, но уже в других условиях она вырождалась некое подобие министерства с чиновниками от науки и со степенями и званиями, но без всякой ответственности за научную деятельсности в республике. Мы больше слышим и читаем о том, как проходит заседания с участием Минниханова в Татинвестхолдинге, где делают доклады по нефтехимическим темам или даже несколько шире.

      Может в те времена и некогда было продумывать как построить иначе АН РТ и всю научную сферу в республике, было и не до этого, но все же. То, что вы написали и есть следствие такого подхода.

  • Анонимно
    27.06.2020 10:12

    По масштабу сделанного им для республики и науки Мансур Хасанов уникален, сравнения с Усмановым, а тем более Закиевым неуместны.

  • Анонимно
    27.06.2020 10:57

    Господин максимтерегул.Назовите ,что создал Закиев, везде приходивший в учреждения созданые другими и задолгл до него? Сравнение его с Хасановым явно неуместно.

    • maximteregul
      27.06.2020 12:05

      Мансур Хасанов руководитель организатор регионального масштаба. Согласен, уникален. Миркасым Усманов ученый международного уровня, еще в советские годы, когда тема была не очень популярна, занимался исследованием Золотой Орды. Изданная в 1979 году монография «Жалованные акты Джучиева Улуса XIV—XVI веков» — документальное исследование тюркоязычных первоисточников социально-политического строя Золотой Орды получила высокую оценку тюркологов и принесла международное признание ученому. В 1985—1991 гг. был проректором Казанского университета по учебной работе. Два года был и.о. ректора КГУ - тогда одного из ведущих вузов страны.

      Мирфатых Закиев же, тюрколог с мировым именем. Председатель Верховного Совета Татарской АССР (1980—1990), 1967—1986 — ректор Казанского педагогического института, 1986—1996 — директор Института языка, литературы и истории КНЦ РАН (с 1992 г. — АН РТ), 1996—2000 — директор Института языка, литературы и искусства АН РТ. Создал научные школы в области языковых, межнациональных и межъязыковых контактов, двуязычия и многоязычия. М. З. Закиевым подготовлено более 40 научных кадров, 12 его бывших аспирантов стали докторами, профессорами и академиками различных общественных академий. Опубликовал около 800 научных работ, в том числе около 60 монографий, учебников и учебных пособий по проблемам татарского языка, истории татарского народа, этнической истории тюркских народов, межнациональных и межъязыковых контактов, двуязычия и многоязычия.

      • Анонимно
        27.06.2020 12:34

        Ув.Максимтерегул. Перечисляя деяния Закиева, администратора, успешно руковоодившего учреждениями куда его направляли и число публикаций и прочий антураж ,забыли упомянуть о его главном открытийй,впервые опуболкованном в БО. Имею ввиду его вброс,что Казани не 1 т. лет, а 3000! Осталось монетку какую нибудь отыскать.Правда ученые от кандидтов до академиков,пока молчат,то ли из зависти, или в себя еще не пришли о такого эпохального открытия.

        • Анонимно
          27.06.2020 16:43

          Закиев в этом вбросе, добавил,что для актиивизации мыслительного процесса, использует иогу и ежедневно 5 минут "стоит" на голове. Возможно в этой позе и сделано открытие о 3000 летии Казани. Шутка конечно, и если сумеет это доказать то сенсация мировая,только вот историки до сих пор не отреагировали на открытие маститого филолога. Возможно известные новаторы в хронологии истории: Фоменко и Носовскии оценят его?

  • Анонимно
    27.06.2020 11:01

    Спасибо за очень интересное интервью!

  • Анонимно
    27.06.2020 11:06

    Интересно.
    Очень.
    Спасибо.

    Но История любит точность:

    "...для развития Республики Татарстан, 100-летие которой сейчас отмечается...".
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/473028

    Сейчас отмечается 100-летие создания ТАССР - классовой республики ДИКТАТУРЫ "пролетариата".

    Республика Татарстан намного моложе - и это совсем другая История.

    • Анонимно
      27.06.2020 12:14

      Ув.10:06. История конечно должна быть точной, особенно в датах событий. В 1920 г.образована АТССР, и слово автономная не случайно было первым и отражало ряд надежд, к сожалению не сбывшихся в 1922г.во время создания СССР. ТАССР, республику стали именовать только с 1936 г.о чем забывают в некоторых юбилейных статьях и выступлениях.

      • Анонимно
        27.06.2020 14:57

        Спасибо за уточнение.

        Согласен - конечно же международные марксисты-терористы Ленин и Троцкий создали в 1920 году именно АТССР - классовую Автономную Республику диктатуры "пролетариата", в которой вырезали по классовому признаку всю предыдущую элиту - учёных (интеллектуалов, имеющих собственное мнение), купцов (средний бизнес), промышленников, (крупный бизнес), дворян, религиозных деятелей, успешных крестьян (кулаков) и др.

        Да, это Исторический факт - спасибо за уточнение.

        А какой логотип 100-летнего юбилея - ТАССР или АТССР?

        То-то и оно.
        И профессиональные историки молчат.
        Да ещё и утверждают, что "отмечают" 100-летие Республики Татарстан, которая было образована - в каком году?

        Конечно же юбилейную дату надо отметить - но отметить правдиво - народ имеет право знать Историческую Правду.

        • Анонимно
          27.06.2020 17:31

          А по существу вопроса - кроме "минусов" - о том, какую же юбилейную дату мы отмечаем, есть что сказать?

          100-летие создания международными марксистами-террористами Лениным и Троцким (этот то Исторический и признанный всеми независимыми учеными-историками Факт, надеюсь, не подлежит сомнению?) чего?
          АТССР, ТАССР, РТ?

          Уважаемый Б.Султанбеков утверждает, что отмечаем 100-летие создания РТ.
          Но это же не так.

          Все могут посмотреть - хотя бы в Википедии - когда и кем была создана Республика Татарстан.
          Кстати, М.Хасанов активный участник создания РТ.
          А когда создавали АТССР, он ещё даже не родился.

          • Анонимно
            27.06.2020 19:19

            Да, извините, пропустил - между ТАССР и РТ была ещё ТССР.

            И, безусловно, РТ является правопреемницей АТССР, ТАССР и ТССР.

            И юбилейную дату 100-летия создания АТССР надо достойно отметить - но без искажения Истории и Исторических Фактов.

          • Анонимно
            27.06.2020 19:23

            Что то путаете, Султанбеков наоброт писал,что в 1920 г. создали АТССР,в статье привел начало пстановления ВЦИК и СНК РСФСР об этом.Процесс поисков модели национальных республик был долгим и сложнчм,вначале Сталин и Вахитов видели ее в Татаро-Бшаирской республике декрет о котрой за их подписями опубликован весной 1918 г.но Валиди еще до этого создал отдельную Башкирскую.

            • Анонимно
              27.06.2020 19:47

              Где товарищ Сталин все эти модели видел, легко проследить, например, по судьбе Сахиб-Гарея Саид-Галиева, а также упомянутых в данной статье Галимджана Ибрагимова и Мирсаида Султан-Галиева, всех которых убили в сталинских застенках в короткий период с января 1938 по январь 1940 года.

            • Анонимно
              27.06.2020 20:01

              Может и путаю.

              Но прочитайте последнюю фразу интервью - там прямо написано, что отмечаем 100-летие РТ, а не АТССР.

              Буржуазная элита поволжских тюркских мусульман предлагала создать территориальный Волго-Уральский штат в составе демократических свободных Российских Соединённых Штатов.

              Но марксисты Ленин и Троцкий искусственно разделили уже единый этнос поволжских тюркских мусульман на "башкир" и "татар", создав АБССР в 1919 году и АТССР в 1920 году.

              Если бы не это искусственное разделение, то поволжских тюркских мусульман ныне было бы 30-40 миллионов и говорили бы они на едином литературном языке.

              • Анонимно
                27.06.2020 21:10

                20:01. Не надо заниматься маниловщиной, о 40 миллионах единоговорящих мусульманах в место,якобы созданных Лениным и Троцким башкир и тататар. Это два боизких но разных народа.Равно как чеченцы и ингуши,говоряшие на еще более близком друг другу вайнахском языке.

                • Анонимно
                  27.06.2020 23:05

                  Вы ещё скажите - "два близких, но разных народа. Равно, как ярославцы и владимирцы, говорящие на ещё более близком друг другу русском языке".

                  Не соблазни марксисты Ленин и Троцкий молодых тюркских марксистов, стремившихся к власти, БАССР и ТАССР и поволжские тюркские мусульмане объединились бы в единый этнос с единым литературным тюркским языком.

                  Как ярославцы, владимирцы, костромичи и др. объединились в единый этнос с единым литературным русским языком.

  • Анонимно
    27.06.2020 11:19

    Огромное, чистосердечное спасибо за интересное интервью. Спасибо Булату Султанбекову и Михаилу Бирину, что помните нашего уважаемого ученого и академика. Я знал Мансура Хасановича и его жену с 80-тых годов, работал под его руководством многие годы в Совмине ТАССР. Спасибо Минтимеру Шариповичу Шаймиеву и Хасанову за все. Благодаря, этим людям, у нас есть республика, есть своя Академия Наук. Желаю процветания нашей республике и нашей Академии Наук.
    Р.

  • Анонимно
    27.06.2020 11:21

    Мансур Хасанович, прежде всего, был мудрым человеком, широко эрудированным большим ученым и только потом крупным общественным деятелем и созидателем. Он знал и любил свой народ, высоко ценил роль творческих личностей в развитии страны и Республики. В то же время оставался скромным, заботливым, щедрым руководителем, мыслящим в планетарном масштабе...
    Вечная ему память!
    Ринат Мухамадиев

  • Анонимно
    27.06.2020 11:26

    Забыл сказать спасибо нашему молодому просветителю Булату Хамидуллину, пишущему в социальных сетях в фэйсбуке и инстаграме о наших знаменитых писателях и ученых. Он тоже вспомнил добрым словом Мансура Хасановича. Спасибо Булат. Р.

    • Анонимно
      27.06.2020 20:46

      Уважаемый Р.! Огромное Вам спасибо за такую высокую оценку моего скромного труда на страницах фейсбука. 25 июня intertat.tatar дал наш совместный с директором ИТЭР АН РТ академиком Искандером Гилязовым текст (на татарском языке), посвященный 90-летию М.Х.Хасанова. Он действительно выдающийся государственный деятель нашей республики и талантливый ученый, заслуживающий светлой памяти. Спасибо Вам еще раз. БХ

  • Анонимно
    27.06.2020 13:15

    \\Через два дня позвонила его секретарь Эльвира Исмагиловна и заявила...\\ - Вообще-то, секретаря президента АНТ М.Хасанова звали Альмира Исмагиловна, замечательная женщина, между прочим, выросшая в Ново-Татарской слободе Казани. Умел Мансур Хасанович подбирать кадры. Он и его коллега, ученый секретарь АНТ академик (РАН и АНТ) Ильдус Бариевич Хайбуллин за короткий срок сумели поставить работу татарстанской академии на должный уровень, особенно, в области гуманитарных наук. В сложных условиях 90-х годов ученые вовремя получали зарплаты и гранты на свои исследования. Когда 2005 году меня пригласили на другую работу, я зашел к Мансуру Хасановичу посоветоваться, он сказал: "Соглашайся, я, наверное, тоже недолго здесь буду оставаться, кто знает, какие перемены тут произойдут". Как в воду глядел, с приходом Мазгарова на президентский пост, начался развал академии и ее работы. Он был категорически против кандидатуры Мазгарова на этот пост, отлично разбирался в кадрах великий человек, выдающийся государственный деятель и организатор науки.

    • Анонимно
      27.06.2020 14:03

      13.15 Вина Мазгарова только в том, что он так и не разглядел свое окружение, какой руководитель позволит, чтобы твои замы, вице ходили по высоким кабинетам и меняли структуру самой Академии, в министерствах выдавали своё мнение от первого лица академии, и не только, заявляли, что они высказывают мнение всех руководителей научных структур у которых даже мнение никто не спрашивал! И что в результате, переизбрали-убрали одного Мазгарова и всё! До смешного, даже расчетчика зарплаты Мазгарова не наказали, а ведь как громко заявили аудиторы вернуть неправильно зачисленные три рубля к копеешной зарплате Мазгарова! Что-то про сегодняшний заработок в пол миллиона в месяц у руководства АНТ никто не возмущен! Не было никакого развала, настоящий развал это сегодня, что региональные, что международные взаимоотношения, да и сама академия уже превратилась только в объект!

      • Анонимно
        27.06.2020 15:15

        Как можно сравнивать масштаб личности Хасанова с Мазгаровым и Салаховым? Второй и третий это мелочь пузатая, бездарности.

      • Анонимно
        27.06.2020 16:21

        Дело же не зарплате Мазгарова, будучи некомпетентным человек в науке и откровенным "блатмейстером", он раздул штаты, набрал бездельников, вице-президентом по гуманитарным наукам назначил технаря-односельчанина, под предлогом, что тот руководил художественной самодеятельностью в Нижнекамске. Не обладая элементарной эрудицией и широтой взглядов, простодушно говорил, что овладеет любой гуманитарной наукой, прочитав какую-нибудь книжку. А уж кого только не напринимали в члены академии, в бытность его президентом АНТ. Он широко открыл врата академии для членства в ней людям, весьма далеким от науки.

        • Анонимно
          27.06.2020 16:56

          P.S.Еще одно неблаговидное деяние Мазгарова - ликвидация Библиотеки академии наук Татарстана, там был богатейший книжный фонд по гуманитарным наукам.

          • Анонимно
            27.06.2020 17:49

            А куда ушли эти книги?

          • Анонимно
            27.06.2020 19:20

            Не может быть.
            Не верю.
            Без Библиотеки не может быть научного учреждения.

            • Анонимно
              27.06.2020 19:38

              Да, тов Мазгаров ликвидировал библиотеку АНТ и разместил на ее месте т.н. Институт прикладной семиотики. При нем происходило много вещей уровня "не может быть", но они, к несчастью, случались.

  • Анонимно
    27.06.2020 15:41

    При переходе на грантовую систему, которая успешно используется в бывших союзных республиках, где оплата производится по научным отчётам, есть шанс возрождения фундаментальной науки, а так это бесполезная суета! АНТ превратилась в прибежище для родственников, знакомых, для всевозможных околонаучных кадров, для отставных кадров, почти миллиард в месяц, а на выходе мелочевка!

    • Анонимно
      27.06.2020 16:04

      15:41 Только не забудьте перед переходом на грантовую систему проконсультироваться с такими опытными учёными из КХТИ, как Абдуллин, Дьяконов, Кочнев, Юшко и другие, как именно надо составлять научные отчёты по грантам, чтобы не оказаться там, где уже несколько лет находится Абдуллин.

      • Анонимно
        27.06.2020 17:17

        Абдуллин и Кочнев сознались в воровстве бюджетных денег.

        Дьяконов и Юшко утверждают, что бюджетные деньги не воровали.

        Через месяц Су вынесет приговор - тогда и узнаем истинное положение "вещей".

    • Анонимно
      27.06.2020 16:28

      Заявки на научные гранты, выдаваемые Москвой, проходят предварительную чистку в АНТ. Эти околонаучные кадры решают, кому можно дать грант, а кому нельзя. Думаю, что гранты получают одни и теже люди каждый год, люди приближенные к руководству АНТ. Многие ученые давно уже даже заявки не пишут, потому что не видят смысла.

      • Анонимно
        27.06.2020 17:19

        "Научная корпорация" самая закрытая и жёсткая из всех корпораций - не терпит никакого контроля над бюджетными деньгами, хочет сама распоряжаться деньгами налогоплательщиков.

        • Анонимно
          27.06.2020 18:41

          17.19 как я понял по последним событиям, что даже аудиторы в их подчинении!

  • Анонимно
    27.06.2020 17:39

    В 2012 и 2013 дважды подавал заявку на грант Российского гуманитарного научного фонда через АН РТ. Обе заявки АН РТ отклонила. В 2014 подал заявку напрямую в РГНФ. Заявка прошла с первого раза.

  • Анонимно
    27.06.2020 18:04

    Мне всегда было непонятно: зачем вроде бы серьезный человек Мансур Хасанов создал в структуре АН РТ философский центр "Динамизм" во главе с дворником Фаном Валишиным? Вот реально зачем? Валишин - это же олицетворение неадекватности, помноженная на тщеславие! Вместо того, чтобы создать Институт философии с серьезными учеными (да, большинство докторов философских наук русские по национальности), он создает мало понятный философско-методологический центр "Динамизм" под дворника, воображающего себя Аристотелем и якобы открывшим свое философское учение "Динамизм".

    Пусть те, кто в теме, ответят тут в комментариях (надеюсь сам Булат Султанбеков попробует ответить на этот вопрос).

    • Анонимно
      27.06.2020 18:49

      А вы попробуйте, от этого Валишина отбиться, если вцепится, это же клещ натуральный, в любую щель пролезет и достанет до печёнок. А так, его "центр динамизм" - копеечная подачка, чтобы откупиться от буйно активного неадеквата.

    • Анонимно
      27.06.2020 19:22

      Каждый человек философ.
      В том числе и дворник.
      А поэт Мухаммедьяр был кладбищенским сторожем и философом одновременно.

      • Анонимно
        27.06.2020 19:40

        Как раз на двери дворницкой дома по ул Муштари и висела вывеска ФМЦ "Динамизм".

      • Анонимно
        27.06.2020 21:00

        Поэт Мухаммедъяр был послпм Казанского ханства в Московском царстве. Его и убили по дороге из Казани в Москву. Во времена Мухаммедъяра не было нужды в кладбищенских сторожах.
        "В июле 1549 года царица Сююмбике направляет Мухаммедьяра своим представителем в Москву. Но дипломатическая миссия из Казани по пути в Москву загадочно пропадает. Правитель Ногайской Орды Юсуф письмом от 28 июля 1549 года обращается к Московскому правительству с вопросом о судьбе представительства и просит вернуть переводчика Мухаммедьяра обратно на родину. В своем ответе от 8 августа 1549 года Великий князь Иван Васильевич отвечает, что "Мухаммедьяра-толмача Казанского убили наши люди в Муроме".
        https://www.personalguide.ru/rossiya/kazan/story/poet-kazanskogo-hanstva-muhammedyar

        • Анонимно
          28.06.2020 07:01

          Т о л м а ч это переводчик, а не посол,а в остальном все правильно написано. Из множества книг и других публикаыий о взаимоотношаниях русских и татарских государств, наиболее информатина и правдива книга В. Похлебкина,которую надо бы переиздать.

          • Анонимно
            28.06.2020 09:33

            Вы совершенно правы: толмач - это русская калька немецкого слова Dolmetscher=переводчик.

  • Анонимно
    27.06.2020 18:52

    Видимо не хотят шокировать общество, а то бы давно проанализировали деятельность АНТ.

  • Анонимно
    27.06.2020 19:06

    Этот Валишин ,судя по газетным опусам, неадекватен,но профессия дворника тут не причем. Первый раз слышу о центре "Динамизм" и причастности к нему Хасанова.Думаю никто,в т.ч. "сам Булат Султанбеков", не ответят на вопрос о приинах появления такого "новообразования ", и отсутствия у нас философсого института.

  • Анонимно
    27.06.2020 19:54

    Ну почему сегодня нет таких лидеров? Одна мелкота

  • Анонимно
    27.06.2020 20:50

    В посте были названы меры по увековечению памяти Хасанова,в т.ч. установление мемориальеых досок. Считаю наиболее целесообразным установить ее на здании АН РТ,в создании которой он сыграл огромную роль и 14 лет бы ее президентом. Если установлены доски на зданиях прокуратуры и бывшего минюста, оставившим добрую память в их истории И.Х Хамидуллину и А.Г.Тазетдинову,то подобное увековечение памяти первого президента АН РТ будет вполне обоснованым.

  • Анонимно
    28.06.2020 16:09

    Увековечить память о М.Х.Хасанове, безусловно, необходимо. Лучше это сделать путем наименования улицы или Института татарской энциклопедии и регионоведения. Приемники Мансура Хасановича, сознавая, что смотрятся бледно на его фоне, палец о палец не ударили в этом отношении. Установка мемориальной доски тоже необходима, однако у варианта с Баумана 20 в перспективе могут возникнуть проблемы. Неизвестно сколько еще времени руководство РТ будут терпеть Академию наук в нынешнем ее плачевном состоянии. Рано или поздно придется решать судьбу этого бессмысленного бюрократического учреждения, по инерции считающегося научным. Если АН РТ в итоге закроют, здание могут передать другой организации и мемориальная доска в честь М.Х.Хасанова окажется неуместной. Кроме того, за передачей здания в новые руки практически неизбежно последует ремонт, в ходе которого, как показывает практика, старые мемориальные доски снимаются и часто уже не возвращаются на прежнее место. Не хотелось такого исхода...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль