Общество 
2.07.2020

Марат Зяббаров: «Опытные работники говорят, что давно не помнят такого удачного года»

Министр сельского хозяйства РТ о беспилотных тракторах, победе над лейкозом за три года и молодых наследниках агроимперий

«Слава богу, посевной кампании коронавирус не помешал», — констатирует Марат Зяббаров, подводя итоги первого сева в роли министра. Урожай ждут богатый. Но проблем хватает: из-за COVID-19 резко упал спрос на молочную продукцию, катятся вниз цены на сахарный песок, неприлично подешевела свинина. Какую позицию министр занял в конфликте пчеловодов с аграриями, зачем ТАИФ строит еще один агропромпарк за 25 млрд рублей и чего ждать от стартующих сегодня «Дней поля», узнал «БИЗНЕС Online».

Марат Зяббаров: «Районы хорошо отсеялись, все в срок успели, и дожди были вовремя, и погода радовала теплом» Марат Зяббаров: «Районы хорошо отсеялись, все в срок успели, и дожди были вовремя, и погода радовала теплом» Фото: Андрей Титов

О ПОСЕВНОЙ И КОРОНАВИРУСЕ

— Марат Азатович, поздравляем с завершением первой посевной кампании, которая полностью прошла под вашим руководством. Все ли было гладко, как чувствуют себя поля республики?

— Посевную мы довольно оперативно провели. В этом году начали намного раньше, чем обычно. Апрель был очень теплым, но потом пошли дожди, начались холода, сев остановился. Так что завершили мы посевные работы примерно в тот же период, что и в прошлом году. Районы хорошо отсеялись, все в срок успели, и дожди были вовремя, и погода радовала теплом.

Сейчас опять нужны дожди, но нам в любом случае с погодой не угодишь (смеется). Например, для кормозаготовки, наоборот, сухая погода нужна. По удобрениям хозяйства отработали хорошо, около 65 килограммов действующего вещества на гектар (дв/га) было заготовлено в среднем по республике. План в 70 килограммов дв/га мы поставили аграриям, к концу года в среднем так и выйдет.

— Коронавирус как-то мешал проведению весенних полевых работ?

— Слава богу, посевной кампании COVID-19 не помешал, в хозяйствах мы этой проблемы серьезно не ощутили. Были разовые вспышки в отдельных районах — в Апастовском, например, выявлен коронавирус у работников в нескольких хозяйствах, но это штучные случаи. Дрожжановский район зацепило — там много людей уезжает работать вахтовым методом (в Москву и другие города), видимо, они привезли вирус. Несколько начальников наших сельхозуправлений переболели, но, слава богу, все обошлось, уже все на местах, все работают. Не могу сказать, что это создало глобальную проблему для нас.

Больше всего мы переживали за промышленные предприятия: птицефабрики, свинокомплексы, хлебозаводы. Там был организован серьезный контроль, дважды в день температуру сотрудникам замеряли, другие меры безопасности соблюдались. Слышал, что в «Ак Барс Холдинге» выявляли по один-два случая коронавируса в хозяйствах, но чтобы закрылся целый производственный цех... такого не было.

Куда бы мы ни приезжали, даже на животноводческие комплексы, нам всегда температуру замеряют. Может, только перед моим приездом, конечно (улыбается), но по тому, что я вижу, работа поставлена хорошо.

— Как сейчас чувствуют себя посевы? Из-за теплой зимы были опасения, что буйным цветом расцветут сорняки, вредителей слишком много выживет в почве…

— У нас, слава богу, пересев был всего 2–3 процента, но это мизер. Озимые очень хорошо сохранились, опытные работники говорят, что давно не помнят такого удачного года. Проблема с сорняками и вредителями есть. Дожди и солнце — все это также благоприятно на них воздействует. Сегодня серьезная работа ведется по обработке полей против вредителей и сорняков. 

— Сама структура посевов как-то изменилась в этом году в республике?

— По рекомендациям минсельхоза России, да и после общения с коллегами в текущем году мы на 14 тысяч гектаров (или на 24 процента) снизили площади сахарной свеклы. Эти участки были засеяны зерновыми культурами. Подобное произошло из-за общей ситуации в стране и мире, связанной с перепроизводством сахарной свеклы и сахарного песка.

— В продолжение темы о коронавирусе. Границы многих стран оказались закрыты, да и спрос упал. Сказалась ли пандемия на развитии экспорта продовольственной продукции из РТ? Какие компании пострадали?

— Глобально сказать, что из-за закрытия границ снизился экспорт, нельзя. Наоборот, мы целенаправленно эту работу вели и ведем. Цифры по экспорту у нас по сравнению с прошлым годом выше на 50 миллионов долларов. Если в 2019-м (по данным на середину июня — прим. ред.) на экспорт было реализовано сельхозпродукции на 76,9 миллиона долларов, то в 2020-м — уже на 126,3 миллиона. Конечно, основная подготовительная работа проведена еще в прошлом году, из-за коронавируса все контакты были приостановлены, но сейчас мы понемногу возобновляем эту деятельность.

Серьезный рост показал Казанский маслоэкстракционный завод, который заключил несколько новых контрактов в конце прошлого года. Казанский молочный комбинат готовит документы, чтобы поставлять свою продукцию в Китай, такая же работа ведется у «Агросилы». Мы в министерстве создали целое подразделение, которое ведет работу с нашими экспортерами, и знаем все компании, которые готовы поставлять продукцию за границу. В Китай, Европу были отправлены пробные вагоны с мукой («Казанская мельница»), шротом (МЭЗ), подсолнечным маслом бугульминской компании ООО «Вивид», с ними мы также плотно работаем по экспорту.

Отдельный специалист у нас контролирует экспорт халяльной продукции — в Татарстане огромное количество халяль-товаров производится и реализуется. Мы стараемся сейчас их объединить в кооперативы, чтобы также организовывать работу по экспорту продукции в арабские страны. Ведется много переговоров и встреч в этом направлении.

«Больше всего мы переживали за промышленные предприятия — птицефабрики, свинокомплексы, хлебозавод» «Больше всего мы переживали за промышленные предприятия — птицефабрики, свинокомплексы, хлебозавод» Фото: agro.tatarstan.ru

— Сегодня установились высокие мировые цены на зерно, но говорят, что экспортировать из Татарстана невыгодно — слишком далеко везти. Кому-то из аграриев республики все же удалось заработать на хорошей ценовой конъюнктуре, пока не ввели ограничения на вывоз?

— Экспорт зерна из Татарстана всегда был: водным транспортом, вагонами отправляли зерно за рубеж. У российского экспортного центра (РЭЦ) есть меры поддержки, стимулирования экспорта — он субсидирует экспортерам транспортные расходы, дает кредиты под 1–2 процента. Да, с теми краями, которые находятся на юге, около моря, мы не можем тягаться. В самый пик возникает нехватка железнодорожных вагонов, но все равно некоторым нашим предприятиям удалось заработать на высокой цене на зерно, запасы же имелись. У «Красного Востока Агро» остатки были и у более мелких хозяйств. Те компании, у которых есть возможность хранить зерно, это делают (справочно: объем экспорта злаковых в 2019 году составил $14,9 млн, а в 2010-м — $9,6 млн — прим. ред.).

— Известно, что в России проводятся исследования возможности передачи коронавируса от человека сельскохозяйственным животным и наоборот. Вы сами как расцениваете эту информацию? Нет ли в Татарстане случаев заражения животных COVID-19?

— Пока доказано, что из домашних животных коронавирус бывает только у кошки. По другим животным, слава богу, доказанных фактов нет, будем надеяться, что подобного не произойдет. Если такое случится, это окажется очень страшный момент, как я считаю.

— «Дни поля» в 2020 году, несмотря на коронавирус, пройдут в очном формате. Какие меры предосторожности планируется предпринять? Изменят ли традиционную программу мероприятий с учетом ограничений?

— Выставка пройдет на открытом воздухе. Понятно, что мы будем соблюдать все санитарные меры. Обсудили это с Роспотребнадзором, его специалистов обязательно пригласим. Обязательны маски, перчатки для всех участников. Покажем наши опытные поля, новые виды сельскохозяйственных культур, пройдет выставка техники, крупные инвесторы продемонстрируют свою продукцию, много будет посвящено теме цифровизации сельского хозяйства, на которую мы делаем сегодня упор. Много компаний из других регионов планирует приехать, и с «Росагролизингом» мы выстроили серьезную работу, он тоже посетит выставку. Только в этом году мы через его различные программы приобрели техники на сумму более 2 миллиардов рублей, заявки еще на 5 миллиардов сегодня рассматриваются. Большого совещания не будет. Но проведем тематические круглые столы, чтобы люди небольшими группами могли обсудить насущные проблемы.

«Выставка [Дни поля] будет проходить на открытом воздухе. Мы будем соблюдать все санитарные меры» «Выставка [«Дни поля»] пройдет на открытом воздухе. Мы будем соблюдать все санитарные меры» Фото: «БИЗНЕС Online»

О СИТУАЦИИ НА МОЛОЧНОМ РЫНКЕ

— В связи с коронавирусом резко сократились закупки молока и молочной продукции: люди стали экономить. Молкомбинаты начали работать «на склад». Закупочные цены на сырое молоко упали. Не спровоцирует ли эта ситуация новый молочный кризис?

— Мы данную проблему знаем, недавно с молочниками встречались отдельно. Школы, садики были закрыты, рестораны тоже только начали открываться. У переработчиков молока спрос пошел на самый дешевый сегмент. Обороты снижаются, прибыль тоже сокращается. Уже есть небольшое снижение закупочных цен на сырое молоко. Хотя мы считаем, что здесь играет роль и сезонный фактор — летом традиционно много молока в хозяйствах, так что цена на него обычно снижается. Мы и с минсельхозом России эту проблему обсуждали, спрашивали, нельзя ли остановить завоз в Россию молочной продукции из Беларуси, стран СНГ. Пока видим, что еще месяца два у нас будет сохраняться такая же напряженная ситуация.

— Молочники говорят, что на 2–3 рубля молокозаводы скинули свои закупочные цены на сырое молоко…

— Пока в среднем по Татарстану мы видим снижение на 60 копеек по сравнению с прошлым годом. Средняя закупочная цена — 23 рубля 60 копеек, но проблема есть, мы ею занимаемся.

— В России жители и так «недопивают» молоко, если говорить о рекомендуемых ВОЗ нормах потребления. Может быть, государство должно стимулировать потребление? Та же программа «Школьное молоко» действует в некоторых регионах России…

— Мы знаем, что в некоторых регионах такая программа есть, мы сейчас ее изучаем. Она требует немалого количества средств. Обсуждаем эту идею с Лейлой Ринатовной (Фазлеева — вице-премьер РТ прим. ред.), министерством образования РТ.

«Молокозаводам мы рекомендуем изучать вопросы экспорта, чтобы работать не только на татарстанский рынок и «яйца» лежали не в одной корзине» «Молокозаводам мы рекомендуем изучать вопросы экспорта, чтобы работать не только на татарстанский рынок и яйца лежали не в одной корзине» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Есть ли у фермеров и молочных заводов запас прочности, чтобы пережить этот период «большого молока» и низких цен? Не начнут ли фермеры снова резать коров, как в 2018-м?

— Сказать, что цены ушли в никуда, я не могу. 23 рубля 60 копеек — базовая стоимость, совсем неплохая. Считаю, что запас прочности есть, в этом ключе будем дальше трудиться. Молокозаводам мы рекомендуем изучать вопросы экспорта, чтобы работать не только на татарстанский рынок и яйца лежали не в одной корзине.

— Один из факторов, который тормозит экспорт молочной продукции, — это лейкоз скота. Тот же Китай не станет закупать молоко из «лейкозных» регионов. Как данная проблема решается в Татарстане?

— Она у нас есть, но каждый год количество такого скота снижается. Этим занимаются специалисты ветеринарного управления кабмина: решают вопросы лечения, обновления стада. «Лейкозная» корова — это низкоудойное, проблемное животное. Так, совместно с «Агросилой» мы выработали «дорожную карту» по уходу от лейкоза. Около 2 тысяч «лейкозных» голов она уже полностью реализовала, сейчас ведется обновление стада. «Агросила» строит новый животноводческий комплекс в Азнакаевском районе.

Мы знаем, что будет снижение поголовья, но подобное нужно делать. Мы прошли это в Буинском районе (в 2017–2019 годах Зяббаров был главой муниципалитета — прим. ред.): решили, что «лейкозное» поголовье нужно реализовать, взамен было приобретено новое. Для частных подворий реализуется программа частичного возмещения расходов — при замене «лейкозной» коровы выплачивается 10 тысяч рублей.

— Можно ли сказать, что в этом причина того, что в Татарстане, несмотря на строительство новых животноводческих ферм, снижается поголовье КРС?

— В основном да. Но также мы целенаправленно ведем работу над повышением продуктивности коров: улучшаем системы кормления, вводим новые технологии. Так что даже при условии снижения поголовья КРС Татарстан показывает рост производства сырого молока. «Лейкозные» коровы являлись просто потребителями корма — и все, особой отдачи от них не было.

— Есть ли план, к какому году нужно очистить республику от лейкоза?

— Думаю, что в течение трех лет мы практически должны свести на нет эту проблему.

— Сколько новых молочных комплексов планируется ввести в текущем году в Татарстане?

— 31 новый высокотехнологичный комплекс строится сегодня в республике, их общая стоимость — 16,5 миллиарда рублей.

«Уже на российском уровне говорят, что пчеловодов нужно слышать. У них своя жизнь, своя судьба, есть те, кто живет только за счет меда, который они получают» «Уже на российском уровне говорят, что пчеловодов нужно слышать. У них своя жизнь, судьба, есть те, кто живет только за счет меда, который они получают» Фото: pixabay.com

О БУНТЕ ПЧЕЛОВОДОВ

— Марат Азатович, вы сказали, что в текущем году идет усиленная обработка полей от вредителей. Делать это нужно, но, с другой стороны, пасечники жалуются на гибель пчел. Как здесь быть?

— Для нас что растениеводство, что пчеловодство — это отрасли сельского хозяйства, отношение к ним одинаковое. Сегодня мы наладили взаимодействие и с пчеловодами, и с сельхозпредприятиями. Во всех районах созданы группы в WhatsApp, в которые включены руководители наших сельхозуправлений, пчеловоды, агрономы хозяйств, контрольные органы, чтобы хозяйства заранее перед опрыском полей информировали пчеловодов. Для этого с начала года ведем работу по регистрации всех пасек в республике: мы должны знать, где находятся наши пасеки, чтобы любой агроном мог открыть карту, посмотреть и проинформировать их. Но сегодня у нас только процентов 60 официально зарегистрировалось. Видимо, боятся прихода налоговой инспекции или чего-то еще.

— Нельзя ли создать единую геосистему, на которой бы отражалась карта полей республики и куда бы стекались данные об обработке всех полей?

— При принятии решения, когда выходить на опрыск, хозяйства обычно ориентируются по погоде, то есть решения принимаются довольно оперативно. Зная, что будет дождь, не выходят, если сильный ветер — тоже. Также мы агитируем, чтобы работа по обработке полей велась вечером (когда пчелы возвращаются в ульи — прим. ред.), поэтому была выбрана такая форма оповещения — через WhatsApp. Период цветения растений — один-два месяца в году, когда мы должны все вместе, сообща продержаться.

Есть такая пара хозяйств, которая не хочет считаться с пчеловодами, слышать об их проблемах, работает самостоятельно, без предупреждения. С ними мы взаимодействуем в индивидуальном порядке. Уже на российском уровне говорят, что пчеловодов нужно слышать. У них своя жизнь, судьба, есть те, кто живет только за счет меда, который они получают.

— В чем сложность за трое суток предупредить об опрыскивании?

— Да подобное невозможно! В лучшем случае за сутки можно эту информацию довести, что будем выходить на такие-то работы.

 Говорилось, что будет СМС-оповещение организовано…

— WhatsApp-группы! В них включены все заинтересованные люди, территориально они друг друга оповещают. Это самый оперативный формат. Можно дать информацию главе поселения, тот будет передавать пчеловодам, но это долгая история, а в WhatsApp написал — и все в курсе. Нужно просто вовремя информировать и отслеживать сообщения.


— Были жалобы на ООО «Нива» в Заинском районе, что оно отказывается оповещать пчеловодов…

 Изначально сложно было, но потом общий язык нашелся и с «Агросилой». Недавно в Тетюшах тоже произошел случай… По каждому моменту мы обязаны разбираться, а как по-другому?

— Как можно добиться компенсации за гибель пчел? У пчеловодов пока не получается.

— Сегодня прямой компенсации за гибель пчел нет, но у нас есть гранты, агростартапы для пчеловодов, начинающих фермеров. Я говорю им: «Почему вы не заявляетесь?» Это же гранты на обновление пчелодомиков, техники, оборудования. В 2019-м только 13 пчеловодов приняли участие в данных программах и получили около 36 миллионов рублей поддержки, в этом году уже 23 участника выиграли гранты на 68,4 миллиона. На будущий год я предлагаю всем пчеловодам целенаправленно готовиться к участию в данной программе, делать хорошие проекты. У нас новое руководство пришло в управление аквакультуры и пчеловодства, новая команда, новые люди. Может быть, у них тоже есть какие-то недоработки, но научатся.

— Была идея вернуть контроль за применением хозяйствами агрохимикатов.

— Мы начали поднимать вопрос, кто должен контролировать применение гербицидов, от которых идет гибель пчел. Раньше этот контроль был за Россельхознадзором, потом его с данного ведомства сняли и никому не передали, а такой контроль, как я считаю, обязательно нужен. Мы будем готовить на сей счет обращение, чтобы пересмотрели вопрос. На своем уровне этим уже начали заниматься — и Роспотребнадзор попросили усилить контроль, и управление ветеринарии. Экстренные рабочие группы в районах созданы.

«Для фермеров сегодня много программ, в которых они могут принять участие» «Для фермеров сегодня много программ, в которых они могут принять участие» Фото: agro.tatarstan.ru

О МЕРАХ ГОСПОДДЕРЖКИ ФЕРМЕРОВ

— В связи с сокращением поступлений в бюджет республики уменьшилось ли финансирование отрасли сельского хозяйства? Какие программы пришлось урезать?

— Ни рубля мы не сократили, все программы, которые были согласованы президентом, сохранены. И мы эти средства по мере поступления документов доводим до сельхозпроизводителей.

— Какова общая сумма поддержки сельского хозяйства РТ на этот год?

— Более 14 миллиардов рублей. Порядка 9 миллиардов  — республиканские средства, еще около 5 миллиардов — федеральные.

— Стоит ли фермерам ожидать новых программ господдержки? Кто их получит?

— Для фермеров сегодня много программ, в которых они могут принять участие, — это «Агростартап», «Развитие семейных животноводческих ферм на базе КФХ», «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации». По ним уже подведены итоги конкурсов, идет перечисление средств грантополучателям.

63 фермера стали победителями конкурса «Поддержка начинающих фермеров», им будет перечислено в общей сложности 250 миллионов рублей. Также мы провели конкурсы «Фермерская династия» и «Лучший глава ЛПХ, КФХ, СП, председатель кооператива», победители получат денежные призы. Помимо этого, татарстанцы, ведущие личные подсобные хозяйства, смогут получить поддержку по пяти направлениям (строительство молочных мини-ферм, приобретение племенного поголовья КРС, молодняка птицы, возмещение части затрат по содержанию дойного стада, содержание кобыл старше трех лет) на общую сумму 477,5 миллиона рублей.                                               

Что касается программ будущего года, при обсуждении бюджета можно будет вносить какие-то коррективы. Мы готовимся к защите бюджета на будущий год, месяц-полтора у нас еще есть.

— В прошлом году существовала проблема, что заявок на льготное приобретение сельхозтехники было больше, чем компенсаций, средств на всех не хватало. Сейчас эта сложность сохраняется?

— Она есть. Те 1,6 миллиарда рублей, которые нам президент ежегодно выделяет (на компенсацию 40 процентов стоимости техники), кончились очень быстро. В 2019-м было много заявок, мы практически деньгами этого года закрыли заявки прошлого. Конечно, хочется больше, но на последнем заседании Госсовета РТ Радик Рауфович (Гайзатуллин — министр финансовприм. ред.) докладывал, и мы все прекрасно слышали, что за пять месяцев бюджет республики недополучил 32 миллиарда, а как раз такие деньги нам выделяют из дополнительных доходов. Мы за эту ситуацию очень переживаем и надеемся, что проблема со стоимостью нефти скоро урегулируется.

«Спрос огромный, желание получить сельскую ипотеку у населения большое. Всего по республике на сегодня поступило более 5 тысяч заявлений от граждан на общую сумму кредитов порядка 12,6 млрд рублей» «Спрос огромный, желание получить сельскую ипотеку у населения большое. Всего по республике на сегодня поступило более 5 тысяч заявлений от граждан на общую сумму кредитов порядка 12,6 миллиарда рублей» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Из года в год нефтяники спонсируют проведение посевной, выделяя топливо по льготной цене. Сохранилась ли сегодня эта поддержка?

 Да, в Татарстане хозяйства находятся в более выгодном положении, так как компания «Татнефть» выделила нам в текущем году лимит на приобретение солярки — 140 тысяч тонн. Несмотря ни на что, весь объем, который мы просили, был выделен. Аграрии у нас имеют возможность приобретать дизельное топливо на 5 рублей дешевле, чем на рынке. Цены в 2020-м для аграриев в некоторые месяцы опускались даже ниже прошлогодних отметок, в апреле дизельное топливо стоило 41,2 тысячи рублей за тонну, в мае цены снизились до 39,95 тысячи, в июне сильно выросли — до 43,4 тысячи за тонну.

— Вместе с растущим долларом дорожают и удобрения. Какая-то поддержка хозяйствам оказывается?

— В этом году была хорошая бюджетная поддержка: тем хозяйствам, которые накапливали по 35 килограммов дв/га, мы еще по 515 рублей на гектар давали господдержки. В среднем на эти деньги можно купить еще 10–12 килограммов удобрений. Благодаря тому, что президент выделил средства на предоставление субсидий, мы оказали государственную поддержку на общую сумму 1,25 миллиарда рублей. Эти деньги хозяйства целенаправленно должны потратить на приобретение удобрений. Есть хозяйства, которые недотянули, конечно, но ничего не поделаешь.

— Каковы результаты программы сельской ипотеки в Татарстане? Говорят, буквально за несколько часов все лимиты были разобраны, что дальше?

— Это суперпрограмма — «Сельская ипотека» — предоставляется по ставке от 0,1 процента до 3 процентов. Но на всю страну пока выделен лимит субсидий в 1 миллиард рублей. Татарстан на 1 июня уже 106 миллионов от этого объема забрал — выдано 503 кредита на общую сумму 1,09 миллиарда рублей.

Спрос огромный, желание получить сельскую ипотеку у населения большое. Всего по республике на сегодня поступило более 5 тысяч заявлений от граждан на общую сумму кредитов порядка 12,6 миллиарда рублей. У нас состоялся разговор с президентом на эту тему, было подготовлено обращение к руководству минсельхоза России, мы попросили дополнительные средства. Министерство строительства сейчас вопросом также занимается. Правительство РФ планирует выделить на данную программу в текущем году дополнительно 1 миллиард рублей.

«Нурлатский завод [Нурлатский сахар] был очень старый, плюс подкосили цены на сахарный песок, которые очень сильно упали» «Нурлатский завод [«Нурлатский сахар»] был очень старый, плюс подкосили цены на сахарный песок, которые сильно упали» Фото: «БИЗНЕС Online»

ОБ ИГРОКАХ РЫНКА

— В силу трагических событий (в связи с гибелью Айрата Хайруллина и Габделхая Каримова) эта посевная оказалась первой для их сыновей — молодых руководителей компаний «Красный Восток Агро» и «Сервис-Агро». Все ли у них получилось?

— Компанией «Сервис-Агро» руководит сын Габделхая Юсуповича — Марат, парень опытный, раньше работал с отцом на данном предприятии, знает, что это такое. Другое дело, что сейчас вся ответственность на него свалилась… Но команда есть, он тоже человек очень активный, часто мы видимся на совещаниях и к ним в хозяйства приезжаем. «Красный Восток Агро» возглавил сын Айрата Назиповича — Адель Айратович, с ним мы также часто встречаемся, объезжаем хозяйства. Они ведут целенаправленную работу по обновлению стада, завозят новое поголовье, внедряют современные технологии, приглашают специалистов аутсорсинговых компаний по тем направлениям, по которым у них своих работников не хватает. Посевные они провели очень хорошо, слаженно. Конечно, мы переживали, как все пройдет, для всех гибель их отцов стала шоком. Надеюсь, что они вырулят.

— Вы сказали про перепроизводство сахара в России и крайне низкие цены. В феврале в республике закрылся «Нурлатский сахар». Не так давно стало известно о больших долгах по зарплате на Буинском сахарном заводе (относится к «Ак Барс Холдингу»). Есть ли предпосылки для его банкротства?

— Нурлатский завод был очень старый, плюс подкосили цены на сахарный песок, которые сильно упали. Представьте, раньше песок стоил около 40 рублей за килограмм, а теперь — где-то 20. Это серьезный удар по предприятиям. Только Буинский сахарный завод недополучил выручки в размере более 1 миллиарда рублей, остальные заводы, соответственно, так же, но думаю, что риска банкротства нет.

— Что планируется организовать на месте старого Нурлатского сахарного завода?

— И мы, и район, и агентство инвестиционного развития РТ — все занимаются поиском инвестора на эту площадку. Предлагаем и нашим инвесторам, и иностранным компаниям. Сегодня там освободилась большая площадка: инженерные сети подведены, железнодорожные пути имеются. Но пока завод законсервирован, конкретного инвестора, с кем бы велась работа, на данный момент нет.

— У «Ак Барс Холдинга» периодически случаются проблемы: то невыплата зарплаты, то банкротство очередной фирмы холдинга. Но он очень закрытый. Что сейчас происходит с ним? Нет ли угроз встать на путь обанкроченного «Вамина»?

— Проблемы возникают периодически, особенно в пик сезона, когда денег не хватает, проблемы с выплатой зарплаты случаются. Но сегодня, что касается проведения посевной кампании, они довольно-таки хорошо отсеялись, хорошие поля стоят, уход за посевами проводится. Ситуация напряженная, так как много кредитов, самая большая проблема — это старые татфондбанковские кредиты (миллиардов на 5–6), которые перешли им от «Золотого колоса», они тянут вниз. Есть земельные участки, которые не использовали, пустующие фермы — сейчас передают их желающим фермерам. Хотелось бы лучшего, но есть то, что есть.

— Какова судьба проекта по строительству в РТ мукомольного завода турецкой компанией «Агропро»? Выбрана ли площадка, намечены ли планы по возведению?

— Эта работа у нас тихо-тихо движется. Из-за коронавируса ситуация немного замедлилась. Турки планировали муку в том числе отправлять на экспорт. Сегодня инвестор определенную работу ведет, выбрана перспективная площадка — это ОЭЗ «Алабуга», переговоры находятся в процессе.

«Сегодня, что касается проведения посевной кампании, они довольно-таки хорошо отсеялись, хорошие поля стоят, уход за посевами проводится» «Сегодня, что касается проведения посевной кампании, они довольно-таки хорошо отсеялись, хорошие поля стоят, уход за посевами проводится» Фото: «БИЗНЕС Online»

— В каком состоянии сейчас находятся другие крупные проекты по переработке сельскохозяйственного сырья: по производству биопластика из отходов переработки сахарной свеклы, по переработке зерна на биоэтанол, глюкозно-фруктозный сироп и крахмал?

— Пока все на том же уровне, ничего нового нет: изучаем, огромное количество проектов в работе. С разными инвесторами ведется обсуждение, но пока все на уровне расчетов, что производить, куда продавать. Мировую ситуацию смотрим.

— Считаете ли вы перспективным проект по строительству агропромышленного парка «М7 Высокая Гора» в Высокогорском районе (проект реализует фонд прямых инвестиций, соучредителем которого является Тимур Шигабутдинов, брат гендиректора ТАИФа Руслана Шигабутдинова, прим. ред.), который вам недавно презентовали? Каковы шансы его реализовать?

— Считаю, что проект очень хороший и мы сможем его осуществить. Сейчас идет оформление земли — она находится в федеральной собственности, выработана «дорожная карта». Территориально парк планируется построить на Высокой Горе, в районе поселка Дачное. Не думаю, что он станет конкурировать с агропромпарком «Казань». Казанский агропарк — это скорее большой рынок, а «М7 Высокая Гора» — территория для компаний-переработчиков, которые захотят создать переработку сельхозпродукции, открыть склады. В пределах столицы РТ нужно хранилище, где фермеры могли бы собирать свою продукцию в одном месте, чтобы потом ее перерабатывать, фасовать и отправлять в Казань — в рестораны, кафе и так далее.

— Не кажется ли вам чрезмерной заявленная сумма инвестиций — 25 миллиардов рублей? Например, казанский агропромпарк обошелся примерно в 5 миллиардов…

— Вы площадь там видели? 100 гектаров! Коммуникации, газ, электричество, вода, канализация, очистные. Самое дорогое сегодня — инженерные сети. Финансирование заявлено полностью частное. Это будет готовая площадка со всеми коммуникациями для инвесторов, любой желающий туда сможет зайти. На каких условиях (продажа участка или аренда), я пока не знаю, потому что парк будет частный. А так — заходишь и строишь.

— Спрос-то будет на их продукцию, если все начали экономить, даже на еде?

— Надеюсь, что такой период кончится, экономика в любом случае придет к прежнему состоянию.

«Цифровизация АПК — это минимальные вложения с максимальной отдачей, которая достигается за счет быстрого доступа к информации для своевременного принятия решений как на местах, так и руководителями» «Цифровизация АПК — это минимальные вложения с максимальной отдачей, которая достигается за счет быстрого доступа к информации для своевременного принятия решений как на местах, так и руководителями» Фото: «БИЗНЕС Online»

О ЦИФРОВИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

— Идейно вы будете менять концепцию ведения сельского хозяйства в Татарстане? Каковы планы по цифровизации агробизнеса в республике?

— Цифровизация АПК — это минимальные вложения с максимальной отдачей, которая достигается за счет быстрого доступа к информации для своевременного принятия решений как на местах, так и руководителями. Если животноводство более-менее предсказуемо, то в растениеводстве не все так просто, как кажется. Слишком много факторов, влияющих на непредвиденные расходы и риски. Ты можешь быть как в профите, так и в минусе и, чтобы вовремя принимать решения, должен вовремя получать информацию, иметь возможность ее быстро анализировать.

При помощи цифровых систем мы сегодня можем следить, какие земли в республике используются, какие — нет, в каждом районе целенаправленно ведем работу, встречаемся с собственниками заброшенных земель. В каждом районе у нас есть опытные хозяйства, где внедряются современные технологии. Они стоят не глобальных денег, но дают ощутимую выгоду.

— Можете привести конкретные примеры, как это работает?

— К примеру, в ООО «Тойма» (производитель семян в Кукморском районе РТ — прим. ред.) в данный момент ведется система автоматического учета, позволяющая руководителю в режиме реального времени вести план-фактный анализ работы предприятия с мобильного устройства. Руководитель видит, насколько его реальные расходы отклоняются от запланированных в любом разрезе в графиках. Данное решение внедряется еще в четырех хозяйствах республики в качестве пилота, впоследствии решение будет доступно всем аграриям, в том числе и фермерам. Куратором по пилотным проектам является АО «РИВЦ».

Сегодня каждый аграрий может бесплатно пользоваться спутниковым мониторингом полей, анализировать состояние растений, не выходя на поле, принимать точечные решения сразу же и только после этого выезжать на поле. Как правило, все сервисы спутникового мониторинга полей используют одни и те же спутники, и если ранее это все было дорогим удовольствием, то сейчас такие данные можно получить и бесплатно. Нужно доплатить только за более высокое разрешение — и все. Подробнее узнать, как такое работает, можно на YouTube-канале «Агрополия».

— Это правда, что тракторы сами могут работать на поле, без участия тракториста?

— То, что трактор может ехать сам, уже ни для кого не секрет, в большинстве случаев тракторы идут с подготовкой к системе автопилотирования с завода. Это решение позволяет снизить перекрытия и «пробелы» при обработке поля, а также сэкономить на комплектации сеялки. Например, если хозяйство покупает энергонасыщенный трактор с комплектацией в автопилоте, то ему уже не надо приобретать дорогостоящий маркер на сеялку, оно может его использовать на всех операциях: почвообработка, сев, опрыскивание, причем сэкономит на всех статьях расходов 5 процентов за счет снижения перекрытий, а это значительная сумма. В итоге данные расходы окупятся ему 3–4 раза в течение года при больших площадях обработки. Примером может служить работа компании «Агросила», которая оснастила все свои тракторы системами подруливания и автопилотирования.

— Одна из основные статей расхода — это топливо. Как здесь цифровизация помогает экономить?

— В республике сегодня идет тренд на автоматические системы выдачи топлива, работающие без человека, выдача ведется по картам, в соответствии с лимитами как на самом предприятии, так и на поле, а поступление топлива в бак контролируется диспетчером системы «ГЛОНАСС». Хорошим примером является Сабинский район, который оснастил почти все хозяйства карточными системами выдачи топлива и системами «ГЛОНАСС». Экономика тут простая: в среднем старая колонка, как показывает опыт, недоливает до 5 процентов топлива. Если контроль на предприятии не поставлен, то это остатки, которые уходят впоследствии непонятно куда, кроме того, вы точно не знаете, все ли топливо попало в бак. Данный вопрос закрывает диспетчер, контролирующий ГЛОНАСС. Там, где ведется ручной журнал выдачи топлива, неизбежны ошибки, человек забывает и путает цифры, тут же вся информация автоматически попадает в бухгалтерию, минуя рукопись.

Во время сева также важно успеть в агросроки. Здесь, как говорится, один день целый год кормит, но многие механизаторы просто не имеют возможности мониторить состояние сеялки, просматривать, не забиты ли сошники, а это впоследствии приводит к «проплешинам» на полях. В Казани создана система контроля высева «Зилан», она контролирует не только вероятные неисправности сеялки, забивание сошников, но и работу самого механизатора. Выявление одного забитого сошника дает окупаемость системы на 200–300 гектаров, а если сошников забивается больше, то система окупается еще быстрее.

— Много говорится о цифровизации животноводства — здесь и «электронное стадо», и роботы-дояры, и системы кормления. Окупаются ли вложения на такие дорогостоящие штуки?

— В животноводстве наиболее быстро дают отдачу правильно выстроенные процессы — сбалансированное питание и исполнение приготовления рационов. Это тоже своего рода тренд на рынке республики — спросом пользуются системы, контролирующие процесс приготовления кормов для животных. Система устанавливается на кормосмеситель, на компьютере зоотехника задается рацион, и она контролирует правильность и количество компонентов рациона. Эффект наблюдается в виде прибавки молока уже в первую неделю использования, в случае чего руководителю тут же приходит отчет об отклонении от заданного рациона. Чтобы правильно рассчитать рацион и различные добавки, используют анализаторы кормов. Они помогают оценить кормовую базу в хозяйстве. На рынке есть компании, предлагающие услуги экспресс-теста кормов в течение 5 минут, также хозяйства могут купить анализаторы для себя.

Ввиду того, что животноводство — линейный процесс, можно автоматизировать все регламенты работы, их можно прописать в мобильные устройства и раздать всем сотрудникам, установив мобильное приложение для контроля удаленно. Сотрудникам приходят задачи с подробным описанием того, что необходимо сделать. Одно из таких приложений разработано в Татарстане и успешно внедряется в ряде хозяйств. Программа еще дорабатывается — и скоро мы увидим полностью законченное решение.

«С 1 сентября 2021 года чипизация животных станет обязательной, по крайней мере, пока готовится такой законопроект на федеральном уровне» «С 1 сентября 2021 года чипизация животных станет обязательной, по крайней мере, пока готовится такой законопроект на федеральном уровне» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Айтишники придумали даже чипы, которые выполняют работу ветеринарных врачей. Как их разработки внедряются в жизнь?

— Контроль состояния животных очень важен. Раньше ветеринары и зоотехники ходили и осматривали каждую корову: хромает или нет, много времени на это уходило. Сегодня есть ошейники, чипы, которые цепляются на ноги и показывают состояние скота. Есть датчики, которые мониторят активность животных, выявляют период «охоты». При большом поголовье невозможно выявить вовремя «охоту», а упущение этого момента ведет к снижению вероятности оплодотворяемости животного и, как следствие, к потере дорогого семени и еще 21 дня.

Вы спрашивали про роботизацию ферм, подобное — еще один тренд в республике. Пока их не так много, но процесс запущен, это достаточно капиталоемкая процедура, но она позволяет минимизировать влияние человека на процесс доения и ухода за животными. На ферме уменьшается количество персонала, повышается качество молока за счет автоматического исполнения всех операций, а система в автоматическом режиме собирает все основные показатели и передает их оператору в виде отчета. То, что за роботизацией будущее, тяжело сказать, так как оно уже в настоящем.

— Недавно вышла информация об обязательной чипизации коров. Для чего это необходимо?

— С 1 сентября 2021 года чипизация животных станет обязательной, по крайней мере, пока готовится такой законопроект на федеральном уровне. Мы эту работу в режиме пилота начали в хозяйствах Арского и Балтасинского районов. Более 100 новорожденных телят уже внесено в систему единой идентификации животных. Как это происходит? Телятам на одно ухо устанавливают бирки с уникальным номером и QR-кодом, а на другое — электронные чипы, куда заносятся все данные о животном.

В Европе как происходит? Берешь мясную продукцию, к штрихкоду подносишь телефон, и он показывает, где вырос этот бык, в каком хозяйстве. Здесь будет то же самое, подобное ведет к абсолютной прозрачности всех данных по ферме не только для руководителя предприятия, но и для специалистов министерства и ветеринарных служб. Покупатель тоже станет иметь возможность проверить, откуда мясо животного, где оно выращено, было ли здорóво и какие ветеринарные мероприятия проводились. Система позволит полностью отслеживать жизнь животного от рождения до прилавка.

— Не слишком дорого будет внедрение этой системы для хозяйств?

— Данная программа окупит себя максимум за полгода.

— Сколько хозяйств в республике уже оцифровано?

— У каждого разная степень цифровизации: у кого-то просто GPS-передатчики на технике стоят, у кого-то — контроль топлива, у кого-то — спутниковое сопровождение полей. Процентов 70 хозяйств какие-то элементы цифровизации у себя уже внедрило.

«Марат Готович в нашу работу не вмешивается, но мы чувствуем его большую поддержку как вице-спикера Госсовета» «Марат Готович в нашу работу не вмешивается, но мы чувствуем его большую поддержку как вице-спикера Госсовета» Фото: «БИЗНЕС Online»

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

— Помогает ли вам в работе бывший министр Марат Ахметов или он полностью сконцентрировался на новой работе?

— Марат Готович в нашу работу не вмешивается, но мы чувствуем его большую поддержку как вице-спикера Госсовета, знаем, что, если нужно помочь в решении каких-то вопросов, он всегда будет поддерживать агропромышленный комплекс.

— Какие ключевые задачи вы ставите перед собой и перед отраслью на ближайшие годы?

— Одна из главных задач — это обучение наших специалистов, подбор новых кадров, работа с вузами. Считаю, что нам не хватает знаний о современных технологиях. Аграрный и ветеринарный вузы с нами совместно ведут данную работу. Сейчас из-за коронавируса она практически остановилась, но мы ее обязательно возобновим. В районах не хватает квалифицированных кадров, системности в работе. Мы вводим много новых регламентов, касающихся вопросов кормления, содержания животных, — нужно обучать специалистов, чтобы они их соблюдали. Упор делается на экономику производственных процессов, чтобы люди не просто выполняли какую-то работу, а умели считать экономику. Это вопрос номер один сегодня.

Второе — взаимодействие с проблемными, убыточными хозяйствами. Выезжаем к ним, делаем анализ работы, ищем точку проблемы, вносим свои предложения. Причины бывают разные: где-то экономим, где-то не видим, где-то плохо считаем. С каждым убыточным хозяйством мы провели такую работу. Ищем выход из ситуации, закрепляем своих специалистов и контролируем всю деятельность, смотрим динамику. Таких хозяйств не так много — около 30.

Третье — вопросы цифровизации, о которых мы подробно поговорили выше. Это глобальная тема, в которую входит абсолютно все: контроль, учет, сопровождение…

— По итогам коронавирусного 2020 года будет больше убыточных хозяйств?

— Думаю, что нет. Надеюсь, коронавирусная ситуация нас не коснется, пока сезон проходит нормально, но все будет зависеть от спроса на ту продукцию, которую мы производим.

— Какие риски вы видите для сельского хозяйства?

— Та же цена на молоко: изучаем, что будет дальше. По ценам на сахар перспектив особых не видно. Стоимость свинины упала до серьезного минимума. Хотелось бы, чтобы цена на продукцию была выше, поэтому мы стараемся, чтобы у нас имелась своя переработка, она дает хорошую маржу. Изучаем вопросы экспорта.

— В связи с «коронакризисом» отменены ли какие-то крупные проекты?

— Отмены не было, но есть проекты, которые пока в «заморозке». Например, компания «Камский Бекон» собирается строить молочный комплекс на 1,2 тысячи голов в Мензелинском районе, пока коронавирус остановил данный процесс. Но для Мензелинска это был бы хороший проект.

— Какие районы в самом низу рейтинга по ведению сельского хозяйства?

— Агрыз, Камское Устье, Верхний Услон… Ведем с ними целенаправленную работу. В Камском Устье по грантам фермерам хорошо поработали — 7 из 8 заявок у них вышли победителями, везде же нужны инвесторы. В Камском Устье «Татагролизинг» забрал бывшее акбарсовское хозяйство, там серьезную модернизацию проводят, поголовье будут закупать — это даст району какую-то динамику к концу года. В Верхнем Услоне проблема с землями, много собственников, которые себе паи повыделяли, но не обрабатывают землю. Агрыз практически весь относится к «Ак Барс Холдингу», как я уже сказал, там пустующие фермы сейчас передаются заинтересованным фермерам.

— В завершение беседы наш традиционный вопрос — о видах на урожай. Получится ли собрать 5 миллионов тонн зерна?

— Пока рано об этом говорить, переживаний много, непонятно, как погода себя поведет, будут ли дожди, потому сегодня я не готов называть какие-то цифры, но все, что соберем, будет наше!

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (160) Обновить комментарииОбновить комментарии
Азат Д
2.07.2020 08:01


Зачем нужен минсельхоз, если урожай засвистит от удачливого года?

  • Оптимист
    2.07.2020 08:01

    Погодные условия формируют до 50% будущего урожая

    • Анонимно
      2.07.2020 08:35

      Мы и с минсельхозом России эту проблему обсуждали, спрашивали, нельзя ли остановить завоз в Россию молочной продукции из Белоруссии, стран СНГ. Пока видим, что еще месяца два у нас будет сохраняться такая же напряженная ситуация.

      • Анонимно
        2.07.2020 08:47

        Закрывать надо ввоз молочки в Россию, пусть наши фермеры развиваются

        • Анонимно
          2.07.2020 09:55

          Наши фермеры тоже кормят биокормами

        • На селе как на войне
          Победит отважный.
          То, что будет на гумне,
          Секрет очень важный.

          Знает только командир,
          Но хранит молчанку.
          Зачитал Коран до дыр,
          Чтоб не звать цыганку.

          Урожай любой ценой
          Дан приказ из Ставки.
          Он рискует головой,
          Там найдут удавки.

          Пережил он много гроз,
          Обещать не пылок.
          От того не дал прогноз,
          Почесав затылок.

          Глав гоняет как Тарзан,
          Был не зря в партшколе.
          Слава Богу в Рамазан
          Пьяных меньше в поле.

          Молодняк опять подвёл,
          Что за поколенье?
          Кто их к власти –то привёл,
          Просто удивленье.

          Вроде бы у них всё есть.
          Дом, коттеджи, джипы.
          В дефиците только честь,
          Все отчёты липы.

          Нет любви у них к земле,
          Не бояться Бога.
          Трудно, трудно на селе,
          Командиров много.

          03 августа 2011

          • Анонимно
            2.07.2020 13:01

            — Говорилось, что будет СМС-оповещение организовано…

            — WhatsApp-группы! В них включены все заинтересованные люди
            Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/473479

            заинтересованные люди - это владельцы пасек. В нашем селе никто не знает ни о какой группе.

            • Анонимно
              2.07.2020 13:15

              В нашем кстати тоже
              Это я думал что я отсталый

              • Анонимно
                2.07.2020 13:31

                да они похоже сами себя в группу записали - и все, проблема решена.

                - Что сделали для предотвращения мора пчел?
                - Создали группу в вотсапе!
                - Молодцы! Татарстан всегда впереди, всегда передовые решения! Без булды рабыс!

              • Анонимно
                2.07.2020 18:27

                Так есть ветслужбы, сельхозуправления везде, почему не обращаетесь?

            • Анонимно
              2.07.2020 15:49

              блокирнули вас - чтобы лишний раз своих пчел не показывали), неучтенный доход с народного достояния - это УК.

      • Анонимно
        2.07.2020 09:01

        Обращался в несколько кафе и ресторанов, кондитерских, с просьбой купить у меня мед, со своей пасеки
        Никому не надо
        А как они тогда кормят народ?
        Чем?
        Химией?

        • Анонимно
          2.07.2020 11:03

          А я вот живу в Казани и не могу купить для себя нормальный мед. Вы, как профессионал, наверняка знаете, что рынок переполнен фальсификатами. У папы был друг детства, со своей пасекой, - в Ульяновской области. Пока был жив, каждое лето покупали у него, мед был прекрасный. Есть покупатели, есть продавцы, а встретиться не могут. Дай Бог Вам решить эту проблему!

          • Анонимно
            2.07.2020 12:41

            Для этого и нужен Минсельхоз что бы покупателей свести с продавцами

          • Почему бы в Казани не открыть специализированный магазин по продаже меда ?

            • Анонимно
              2.07.2020 20:33

              Имеются уже специализированные магазины по продаже мёда - и не один.
              Это не перспективный путь.

              Весь мир идёт по другому пути - фасовки мёда, и продажа его через обычные торговые сети.

            • Анонимно
              2.07.2020 23:23

              Вот ты и открывай, торговля нынче вся частная.

        • Анонимно
          2.07.2020 11:35

          Если что мёд тоже из химических элементов состоит.

        • Анонимно
          2.07.2020 15:50

          не знали?

        • Анонимно
          3.07.2020 11:59

          Медом кормят. Просто конкретно Ваш мед им не нужен. Они покупают у давних проверенных поставщиков, которые еще и скидки дают. А Вы им неизвестны. Все просто.

      • Анонимно
        2.07.2020 09:09

        Я пенсионер
        Держу 2 коровы, 2 телки, 2 бычка
        20 куриц
        Пасека 15 ульев
        Огород 20 сотк
        Я думаю со свои хозяйством 10 горожан прокормлю
        Рассказать свои проблемы?
        Услышит меня кто нибудь?

        • Анонимно
          2.07.2020 09:48

          Смотря кому расскажете.

        • Анонимно
          2.07.2020 10:03

          Продолжу
          В год произвожу около 2 тонн картошки, полтонны лука, свеклу, ну и фрукты, смородину, яблоки малина
          Куда мне все это девать?
          Молоко по 30 литров в день сейчас
          Живу в райцентре
          Продаю от силы 10 литров
          Больше никому не надо
          Люди идут в Пятерку и Магнит, покупают там
          Говорят вкуснее и долго не портится
          Из оставшихся 20 литров делаю творог и сметану
          Тоже немного продаю
          Выехал сено косить где много лет косил, на луга, в этом году все занято, один большой участок арендовал узбек, второй азербайджанец
          Ну тут сам виноват, надо было и мне оформить, не думал что так можно
          Пришлось покупать сено у них, по 1 тысяче за тюк

          • Анонимно
            2.07.2020 11:25

            Сейчас очень сложно купить нормальные продукты, и если человек для себя решает, что он хочет пить нормальное молоко, есть качественное масло и т.п., то дальше начинаются проблемы, потому что в магазине этого просто нет. Так что, вы ищете, кому продать, а я ищу где купить . В итоге есть несколько знакомых , которые приезжают в город и продают мне и другим покупателям. Вам, как вариант, это СНТ поблизости от вас. К нам раз в неделю в СНТ приезжают - молоко, масло и картошка уходят влет, если качество хорошее ,конечно.

            • Анонимно
              2.07.2020 11:53

              Какое снт
              Я 200 км от Казани живу

            • Азат Д
              2.07.2020 11:53


              Фермеры на продажу думаете не сыпят всякую отраву для выращивания? их тем более не проверяют когда из рук в руки продают.

              • Анонимно
                2.07.2020 12:43

                Ничего не сыплю
                И нечего
                Все натуральное

              • Анонимно
                2.07.2020 16:00

                Согласна с вами. Приезжают например на московский рынок продавать, думают городским и так пойдет). Как раз их деткам понаехавшим, в магдагах и пекарнях нажравшихся - любой суррогат пойдет), потом на каникулах их дома натуралкой откормите, потом они опять будут в городе жрать все подряд. Алга селяне! Зато есть 20 коров,30 кур, только пасти негде). А глава поселения, района где свои комбайны и трактора ремонтирует? В какую мечеть новую ходит? Самообложились или попозже?

          • Анонимно
            2.07.2020 12:49

            Не хотите сыром заняться, да таким чтобы у вас его с руками отрывали? Я вот очень люблю адыгейский сыр.

          • Анонимно
            2.07.2020 15:52

            их участки оспариваются-не переживайте. Какой район?

          • Азат Д
            2.07.2020 16:24


            Так у нас продавцов в обществе гнобят, спекулянтами считают, барыгами, мироедами, так что уж сам сами продавайте свои товары.



        • Анонимно
          2.07.2020 10:05

          Расскажите мне! Я - психотерапевт. А другим, думаю, вряд ли будет интересно.

        • Анонимно
          2.07.2020 12:48

          По африканским меркам - вы очень богатый человек. Там скот держат не для мяса, а в основном как валюту. Свадьба или похороны, продают скот, тем и платят.

          • Анонимно
            2.07.2020 16:02

            зря заминусовали - это реально так(. Дочерей за коров отдают(

      • Анонимно
        2.07.2020 09:17

        25 млрд - Агропарк в Высокой горе ?
        Что они там собрались перерабатывать?
        Зачем там перерабатывать, если самый лучший вариант - это переработка в каждом районе.
        Что позволяет быстро перенастраивать упаковку и переработку под изменяющиеся условия.
        И координировать развитие сельхозпроизводство непосредственно в районе.
        2 млрд стоил Агропромпарк в Казани.
        30 % площадей под крышей до сих пор пустые стоят.
        И 100 ГА в Высокой горе.
        Что это?
        Для чего?
        Или для кого /кого ?

        • Оптимист
          2.07.2020 10:38

          В каждом районе должен быть аналог советской заготконторы для приема и первичной обработки сельхозпродукции
          А район должен заключать договор с торговыми сетями на поставку продукции

          • АН61
            2.07.2020 11:56

            Этот аналог теперь есть и называется по новомодному агропарк .Не знали ??

          • Азат Д
            2.07.2020 11:57


            Не надо ещё чинуш плодить.
            Надо в шаговой доступности мини рынки, с общим доступом и ветконролем.
            Всё придумано уже. И без минсельхоза с таким штатом и бюджетом.

            • Анонимно
              2.07.2020 12:36

              В начале 80-х ещё, помню, в нашем сибирском городке, был рынок.
              Деревянный, как из фильма "Операция Ы".
              Там и мясо продавали, и молоко из фляг.
              Из деревень привозили.
              Зимой молоко замороженное, из больших мисок было.
              Без проблем можно было прийти и купить.

            • Анонимно
              2.07.2020 12:46

              Не понимаете вы оба
              Какой минирынок?
              Когда я торговать буду?
              Я работаю
              Мне надо что бы я приехал и сдал кому нибудь свой продукт
              Как в Союзе было
              А за 200 км в город не поеду торговать
              Бензина больше потрачу
              И времени

              • Азат Д
                2.07.2020 12:53


                Продайте перекупам.

              • Азат Д
                2.07.2020 16:25


                В союзе кто продает, барыгими и спекулянтами считают, и сейчас тут тоже об этом пишут, советуют на завод идти. Наверное ушли, так что у сами продавайте свои продукты, чтобы "спекулей" с "барыгами" не кормить.



        • Если собираются строить там завод глубокой переработки зерна, 25 млрд будет как раз

        • АН61
          2.07.2020 11:27

          И что толку от этого в "каждом районе " ??
          У нас ,в Заинске , агропарк сделали у чёрта на куличках ,народу туда добираться крайне неудобно , чтобы хоть как-то оправдать его существование ЗАСТАВЛЯЮТ бюджетников ездить туда .
          Зато кто-то наверняка денег намыл.

          • Анонимно
            2.07.2020 12:48

            Речь не про агропарк а про заготовительные пункты
            Вы смотрите глазами покупателя
            Я смотрю глазами производителя
            Не пишите о том в чем не понимаете

            • АН61
              2.07.2020 13:50

              В таком случае Вы , понимающий , опишите разницу между агропарком и заготконторой .

              • Оптимист
                2.07.2020 14:22

                В сельских районах Агропарк не нужны
                Кому там продавать?
                В крупных городах нужны
                Казань, Челны, Нижнекамск, Альметьевск
                В Заинске он зачем?
                Он не сможет потребить больше чем производит
                Заготконторы болжна быть максимально приближенный к производителю
                Причёска и первичная обработка
                Агропарк максимально приближенный к покупателю
                Переработка и продажа

                А если райпотребсоюз заключит соглашение с Магнитом и Пятеркой , то это будет вообще шикарно
                Заготконторы могли бы формировать товарные объемы интересные этим сетям, с соответствующей первичной обработкой
                Похоже ТАИФ со своим агропарком на это нацелился

                • АН61
                  2.07.2020 16:54

                  Не знаю на что он там нацелился ,только что был в нашем АГРОпарке , покупателей нет ,совсем ,потому что крайне неудобное место .

          • Анонимно
            2.07.2020 16:09

            так и заправки надо окупать)

          • Анонимно
            2.07.2020 18:35

            Так то так, но молочка там отменная, сметана, масло из Сабов, рекомендуем, собстаенная продукция не очень, пельмени лучше не брать.

        • Анонимно
          2.07.2020 16:08

          хотите скажу как вижу и частично анализировала тамошних "арендаторов" - деньги были из-вне, скорее всего кредит/лизинг на очередной стартап, очередных отпрысков. Граждане увидели деньги и решили для отмазки глаз накупить оборудования и удивить упаковкой, фасовкой и транспортировкой. Но не смогли( Ладно бы нашим, нормальным специалистам помогли, но нет....(

        • Анонимно
          2.07.2020 18:30

          Так это ж не государственные деньги. Люди свои вкладывают. Ни у кого ничего не просят.

        • Анонимно
          2.07.2020 18:32

          В Заинске построили небольшой агропромпарк, всех устраивает.

    • Анонимно
      2.07.2020 08:42

      Стоит ли фермерам ожидать новых программ господдержки? Кто их получит?

      — Для фермеров сегодня много программ, в которых они могут принять участие: это «Агростартап», «Развитие семейных животноводческих ферм на базе КФХ», «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации». По ним уже подведены итоги конкурсов, идет перечисление средств грантополучателям.

      63 фермера стали победителями конкурса «Поддержка начинающих фермеров», им будет перечислено в общей сложности 250 млн рублей. Также мы провели конкурсы «Фермерская династия» и «Лучший глава ЛПХ, КФХ, СП, председатель кооператива», победители получат денежные призы.

      Приличные суммы, тоже в фермеры пойти?
      Как думаете?
      Пасека, пара коров, гекторов 20 земли
      Картошку, лук, чеснок вырашивать

      • Анонимно
        2.07.2020 08:48

        Готов работать с утра до вечера, а иногда и по ночам?

      • Анонимно
        2.07.2020 08:50

        Помимо этого, татарстанцы, ведущие личные подсобные хозяйства, смогут получить поддержку по пяти направлениям (строительству молочных миниферм, приобретение племенного поголовья КРС, молодняка птицы, возмещение части затрат по содержанию дойного стада, содержание кобыл старше трех лет) на общую сумму 477,5 миллионов рублей.
        А как попасть в эти программы?
        Что для этого нужно?
        Я точно наверно в фермеры пойду

        • Анонимно
          2.07.2020 18:32

          обращайтесь в министерство, это реально работающие программы, а не халява. Свои средства тоже нужно вложить.

      • Азат Д
        2.07.2020 08:51


        Интересно сколько выделяют средств, в том числе агрохолдингам, и сколько они потом в бюджет налогов платят?

        • Ситуация по всей России в течение многих лет следующая: сумма бюджетной поддержки сельского хозяйства равна уплаченным сельхозпредприятиями налогам

      • Азат Д
        2.07.2020 09:01


        Субсидировать надо спрос. Например соц поддержку не деньгами оказывать, а соцкартами, на которые можно купить продукцию, социально значимые, с НДС 10 проц, местных производителей.

      • Анонимно
        2.07.2020 09:26

        Это смехотворная суммана республику. В основном уже сформировавшимся фермерам у которых есть хозяйства у некоторых не одно просто где то на дочь где то на зятя оформлено. А таким как вы 20тгектаров и с 10 коров навряд ли дадут.

        • Анонимно
          2.07.2020 18:15

          В Пестречинском районе понастроили семейных ферм и многие даже не открылись.
          Бизнес этот выгоден на стадии строительства.

    • Анонимно
      2.07.2020 09:39

      рынок молочной продукции рухнул из за пандемии и молочные комбинаты исчерпали свой ресурс работая на склад, при этом не попадая ни в одну из программ господдержки.

  • Азат Д
    2.07.2020 08:01


    Зачем нужен минсельхоз, если урожай засвистит от удачливого года?

  • Анонимно
    2.07.2020 08:07

    Денег и урожая ещё нет, а год уже удачный?

  • Анонимно
    2.07.2020 08:08

    Значит осенью будет плач Минсельхоза, что цена зерна опять очень упала. Крестьянам платить нечем, слишком дешевое зерно. Закрома переполнены. Но хлеб в магазе, правильно подорожает.

    • Анонимно
      2.07.2020 18:33

      В этом году зерно нового урожая уже пошло на продажу с Южных регионов, цены высокие

    • Анонимно
      2.07.2020 18:34

      А причем тут министерство, они зерно не продают. Плачут аграрии

  • Анонимно
    2.07.2020 08:08

    катятся вниз цены на сахарный песок, неприлично подешевела свинина.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/473479

    Это должны писать крупными буквами, как достижение . Типа всё для народа.
    А пишут как огорчение, даже не скрывая.

    • АН61
      2.07.2020 08:21

      Не скажу про песок , но молочка прёт неприлично ,сметана уже 100 рублей 430 грамм .

      • Анонимно
        2.07.2020 08:43

        Пальма дорожает

        • Анонимно
          2.07.2020 08:49

          Вот так и вернемся к советской жиденькой сметане.

          • Анонимно
            2.07.2020 11:28

            Без пальмового масла, антибиотиков, удержателей воды, крахмала и прочего г..на. Но из молока, зато.

      • Анонимно
        2.07.2020 08:50

        Вы же хотели натуральное, пусть подороже. Это тут писал Оптимист, Моисей, Булгарин.

        • Анонимно
          2.07.2020 11:29

          а что подорожает-то? масло и молоко у частников стоят примерно столько же как и в пятаке.

          • Анонимно
            2.07.2020 12:50

            Я продаю молоко соседям 35 р литр
            Сколько стоит в магазине?

            • Анонимно
              2.07.2020 15:10

              Сернурское молоко (считаю, оно лучшее) в 3,2 процента жирности стоит около 90 руб за литр. Покупаю такое в "Бахетле", по базарам и частникам ходить некогда.

        • Анонимно
          2.07.2020 11:51

          А вы сами кто?

      • Анонимно
        2.07.2020 09:58

        Песок тоже не катится вниз, потихоньку ползет вверх, как и все остальное

        • Анонимно
          2.07.2020 15:11

          Я покупаю только тростниковый сахар, цена держится в районе 200 руб за кг.

    • Азат Д
      2.07.2020 08:25


      Цены то по России падают, из за более эффективного производства, а плачут тут. Конкуренция однако. А были бы закрыты границы Татарстана, то они бы были "незаменимыми" кормильцами, при высоких ценах.


    • Анонимно
      2.07.2020 08:29

      потому что у нас капитализм в худшем его проявлении..

  • Анонимно
    2.07.2020 08:36

    Марат Готович неправильно молился что ли? Тут первый год и сразу к погоде никаких вопросов

  • Анонимно
    2.07.2020 08:38

    Министру и всем сельчанам удачи!

    • Анонимно
      2.07.2020 09:00

      Труд сельчан очень тяжелый. Для помощи тут все хорошо и погода и молитвы министра. Для процветания нашего родного края!

  • Анонимно
    2.07.2020 08:51

    Ну наконец-то, а то прошлому солнце плохо, дождь плохо, все плохо

  • Сегодня мы наладили взаимодействие и с пчеловодами, и с сельхозпредприятиями.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/473479
    Также необходимо наладить взаимодействие с налоговиками и торговыми сетями, чтобы мед нашел достойное место на прилавках по приемлемой цене, для чего выйти с инициативой в Госдуму и Правительство РФ установить на мед пчелиный ставку НДС в размере 10 процентов путем внесения соответствующих дополнений в подпункт 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ.

    • Анонимно
      2.07.2020 08:58

      Сбыт надо помогать организовывать
      Мед стоит с прошлого года
      Живу далеко от города, самому торговать времени нет

      • Малай №1
        2.07.2020 13:21

        Сбыт организует каждый сам в меру своих способностей. Не надо ожидать от кого-то помощи. А почему стоит ваш мед я вам так скажу. Не надо загибать цены. Попробуйте сбыть ниже остальных, к вам люди и перекупы сами дорогу найдут. Испытанный метод. А цена вашего меда прошлогоднего уже нулевая. Разве что на чак-чак

        • Анонимно
          2.07.2020 13:40

          Ниже себестоимости продавать?
          В городах продаётся в полтора раза дороже сахарный сироп под название мёда
          Берут же

      • Анонимно
        2.07.2020 18:35

        про сбыт надо подумать прежде чем начать производить

      • Анонимно
        2.07.2020 18:36

        вы ж не покупаете свадебное платье, если нет жениха. зачем производить, если продать не можете

    • Азат Д
      2.07.2020 09:08


      По приемлемой цене его и так возьмут, с приемлемым качеством.
      Постоянно беру алтайский мед в Метро по акциям.
      Еще недавно полно коробейников было с башкирским медом.
      А у нас без господдержки, в конкуренции не как. А господдержка одним, это неравная конкуренция.
      Ничего не кому не надо давать, надо снижать налоги, уменьшая содержание чинуш распределяльщиков.

      • Анонимно
        2.07.2020 09:54

        Алтайский мёд))
        Насмешил
        А что не цыганский сразу?

        • Азат Д
          2.07.2020 12:01


          Ну и где хороший мед? только без квеста, и заряженного ценника.
          Да и мед нафиг нужна эта сахароза, есть ее, так, когда пить хочется разбавил ложку в воде, типа энергетического напитка

          • Анонимно
            2.07.2020 12:53

            Мёда навалом
            Не покупай в магазинах, и всяких продавцов левых
            Приезжай ко мне на пасеку
            Вместе качать будем, вот у меня и возьмёшь

            Ты похоже не пробовал настоящий мёд
            И медовуху

  • Анонимно
    2.07.2020 08:58

    Ничего толком нет в россии кроме фуражного зерна. Сравните с другими странами доход от экспорта. РФ на 20 месте

    • Анонимно
      2.07.2020 10:23

      Это да. Не берут за границей Байкал и дюшес. Надо Кока-Колу и пенный напиток экспортировать!

  • Анонимно
    2.07.2020 08:58

    Мед продают на рынках и ярмарках частники за наличку, какой там НДС никто не знает и не может узнать.

  • Анонимно
    2.07.2020 09:06

    Да уж такого удачного года трудно представить. Вообще то цыплят по осени считают
    Видно будет удачный или нет. Я бы не зарекался

  • Анонимно
    2.07.2020 09:14

    Не слава богу нало говорить ему а Слава Аллаху....

    • Анонимно
      2.07.2020 10:06

      Не все же такие религиозно одержимые, как ты.
      Это просто разговорная фраза в русском языке.

      Кстати, чем он мне нравится, что он в стиле Марата Хуснуллина - деловой, энергичный и хорошо говорит по-русски. Он со временем тоже может перерасти Татарстан.

      • Азат Д
        2.07.2020 12:03


        Поменьше болтать, побольше делать.
        Озвучивать результаты, а не прожекты.

        • Анонимно
          2.07.2020 17:30

          Что не говори, но руководитель обязан хорошо уметь говорить. Это рабочий "инструмент" у любого нормального руководителя.

    • Азат Д
      2.07.2020 12:01


      Аллах не бог что ли?

      • Анонимно
        2.07.2020 17:26

        У арабов-христиан слово "Бог" по-арабски звучит совершенно аналогично, как и у арабов-мусульман - "Аллах".

  • Анонимно
    2.07.2020 09:16

    11 миллиардов, минсельхоз условно насос который прокачивает 11 миллиардов. Фермерам выделяется 250 миллионов, условно сколько до них доходит сколько оседает в кабинетах конвертах раз личного уровня вопрос? Остаётся свыше 10 с половиной миллиардов. Эти деньги не идут ЛПХ. Под соусом поддержки сх по факту идут капиталистам. Часть банкирам как рефенансирование процентов. Капиталисты олигархов от их как я понимаю используя эти деньги проводят цифровизацию, чипирование и модернизацию при который до минимума снижается потребность в сх в человеке. Что такое цифровизация это тотальный контроль, модернизация исключения человека из технологических цепочек. Цифровизация и модернизация к слову за счёт государства условно равно геноцид сельского населения.Капиталист сокращает издержки максимизирует прибыль. Ну и что бы в глаза это не бросалось дымовая завеса в виде сельской ипотеки. Сельское хозяйство Татарстана полностью должно отказаться от химии в виде гербецидов, фунгицидов, пестицидов. Только зелёные технологии. Только 100 процентное фермерское движения с ограничением по площади во избежание монополизации. Нет промышленному свиноводству. Дешёвая химозная свинина поставленная на поток это удар по сложному производству мяса КРС, овцеводству и фермерам и большой урон экологии. Мензелинцы молодцы, что не пускают. При грамотном развитии фермерства оживет деревня, прекратиться отток населения в город, за 5-8 лет фермеры смогут заменить полностью гангстеров олигархов сх капиталистов при этом полностью обеспечивая Республику и соседние регионы в разы более качественной продукцией. 10 миллиардов направить нужно Фермерам и ЛПХ. В виде техники, семян, племенного поголовья и помогать ЛПХ дорасти до уровня Фермера. В СССР Бирюли был одним из лучших зверосовхозов. Как там интересно дела обстоят с поголовьем. Наверное увеличили в сотни раз.

  • Анонимно
    2.07.2020 09:19

    Одни слова, никакой конкретики. В сеседнем Башкортостане, в апреле этого года Главой Республики подписан Указ о субсидировании транспортировки продукции местных производителей на экспорт. В Татарстане все застряло на уровне создании кооперации халяль производителей, исламских саммитов и т.д. затратных мероприятии. Соседи конкретно и уже результативно шагнули вперед.

  • Анонимно
    2.07.2020 09:25

    Принадлежащий Главе РАЦИНА Денису Самодурову Агрокам на этой неделе (01 июля 20202 г.) "добил" ферму в Рыбной слободе (с.Козяково-Челны).
    Республика потеряла действующую ферму, поголовье более 7 000 голов, оборудование фермы и заборы пилят и вывозят на сдачу металлома, а целая деревня осталась без работы.

    Это как понимать??? И это делает человек министра, которого он только в этом году привел на РАЦИН - Денис Самодуров.

    Что субсидии в РАЦИНЕ интереснее, чем работа на своих фермах?

  • Анонимно
    2.07.2020 09:51

    Зачем нужен Республике еще один агропарк вблизи Казани? Уже же есть парк, на него были затрачены деньги, адекватно если подойти, то его развивать лучше. Предпринимателей на селе не выращиваем, столько переработчиков нет.

  • Анонимно
    2.07.2020 10:13

    для рядового крестьянина погода никакого значения не имеет. ему платят минимальку независимо от урожая, вся выгода хозяевам, "помещикам"

  • Анонимно
    2.07.2020 10:20

    Хорошая статья, аграриям и минсельхозу успехов!

  • Анонимно
    2.07.2020 11:01

    Где он видел сахар по 20 рублей?

  • Анонимно
    2.07.2020 11:04

    вообще-то цены на сахарный песок с 22 рублей возросли до 31 рубля. И это явно "не катятся вниз цены на сахарный песок.."

  • Анонимно
    2.07.2020 11:09

    Верхнеуслонский район не застраивайте коттеждами .а отдайте под поля

    • Анонимно
      2.07.2020 16:12

      Зачем? Верхнеуслонский район и без коттеджей в хх веке не занимались сельским хозяйством.

  • Анонимно
    2.07.2020 11:25

    хотели масло продавать на экспорт, не тут то было, гемор с сертификацией..

    • Анонимно
      2.07.2020 15:21

      Я удивился, когда увидел в магазинах Белоруссии растительное масло от нашего татарского "Нэфис". Полно его там, народ охотно берет, нахваливает, за Татарстан появилась гордость.

  • Малай №1
    2.07.2020 11:44

    какой толк от этих 5 миллион тонн зерна, если большая часть этого урожая идет на фураж, а не на хлебопечение. Да и не верю я в эти 5 миллион тонн, не было никогда такого урожая. Приписки это все.

  • Анонимно
    2.07.2020 11:47

    а когда начнут собирать урожай скажут что все высохло или сгнило, проходили знаем

  • Анонимно
    2.07.2020 11:55

    Минсельхоз вообще не нужен если честно,сколько раз пытался получить гранты поддержку как горох об стену,все своим дают. Так,что даже статю до конца не дочитал.

    • Анонимно
      2.07.2020 21:35

      Среди вас ушлых полно, берете деньги и с концом. Правильно, что не дают, как в трубу а то улетают деньги

  • Анонимно
    2.07.2020 12:39

    Бог пишется с заглавной буквы

  • Анонимно
    2.07.2020 13:45

    ЧЕКА

    Основными покупателями российского сахара являются Казахстан,Узбекистан и Азербайджан.

    Учитывая что сахар стоит недорого, то существенную часть при поставке сахара в эти республики сьедает дорога, а точнее немаленькие тарифы Ж.Д.

    У меня возникла мысль , которая при проработке может оказаться рабочей.

    Сахар в теплых условиях хранится до 8 лет.
    Исходя из этого может сахарным заводам Татарстана есть смысл обьединившись арендовать склады в городах Казахстана,Узбекистана и Азербайджана находящихся на берегу Каспийского моря и имеющих связь по ж.д. с другими городами у себя в стране.

    Завезти туда осенью или ранней весной сахар по воде теплоходами и там хранить и отправлять местным клиентам.

    Выигрыш:
    - по-воде дешевле перевозка.
    - близость товара к клиенту .
    - там теплее и рабочая сила дешевле - экономия на хранении.

  • Анонимно
    2.07.2020 13:53

    Вообще не покупаю мясо,молоко у частника,или кфх,только в супермаркетах!!!
    В деревнях уже все,кормят и колят гармоны роста из КНР!!!

  • Анонимно
    2.07.2020 18:38

    Труд аграриев очень не простой, пусть будет год урожайным!

  • Анонимно
    2.07.2020 18:40

    Сельхозбизнес не простой, но прибыльный если грамотно выстроить, а не на авось все делать

  • Анонимно
    2.07.2020 18:41

    Желаю чтоб побольше татарстанских продуктов на полках наших магазинов было. Удачи фермерам!

  • Анонимно
    2.07.2020 18:43

    Сельское хозяйство почти как медицина очень благородный труд, но эту работу никто не видит, нет глобальных изобретений, просто обеспечиваем хлеб изо дня в день на ваших столах. А все только любят покритиковать, лучше бы то или это делали... банального спасибо не дождешься

  • Анонимно
    2.07.2020 18:44

    Без сельского хозяйства никуда

  • Анонимно
    2.07.2020 18:44

    Удачного сельхозгода Татарстану!

  • Анонимно
    2.07.2020 18:45

    Интересная статья, согласен, за цифровизацией будущее

  • Анонимно
    2.07.2020 20:21

    Спасибо белорусам,дешевые вкусные продукты по госту,особенно сгущенка рогачевская!!!
    Нашим,по меньше помощи с бюджета,цены только повышают!!!

    • Анонимно
      2.07.2020 20:41

      Алексеевская Татарстанская сгущенка Рогачевской ее в чем не уступает, и эту эту беру. А вот многие другие туфта на пальме.

  • Анонимно
    2.07.2020 20:55

    Каждый мнит себя стратегом,видя бой со стороны.Вот я всю жизнь работаю в с.-х.всю жизнь изучаю,учусь,перенимаю опыт и если спросят то могу дать совет.Например знаю законы аэродинамики,термодинамики,но не лезу же к авиаторам с советом как строить самолеты или двигатели к ним .,Малай и иже с ним,но не разбираетесь в с.-х.,не лезьте с советами.Обидно иногда ,каждый кто работает в этой отрасли начиная от Министра до тракториста работает на износ,там простых решении нет,во -первых производство разноплановые ,во-вторых растянута в пространстве,это тебе не контора с проходной,в -третьих зависишь от погоды,от цен,от чего угодно.Короче уравнение с множеством переменных,а решение этой задачи на людях.Каждое растение или животное это сложный организм,намного сложнее чем даже суперкомпьютер.В этой отрасли работают только люди любящее это дело по настоящему,иначе трудно это вынести просто физически.Поэтому ребята которые топчут асфальт те,горожане имейте уважение к этим людям.Бог не ярмошко,видит по немножку.Не дай бог перебои с продуктами,я этого не желаю у меня мать пережила голод и холод в войну,тогда понятен будет труд сельчанина,его величина.У вас ,у горожан весь запас на 3дня,а потом что ,машины БМВ,или брюлики есть невозможно.Надо любой ценой сохранить село,это ваше спасение в случае чего,не дай бог.Услышьте это ,кто пишет гадости,подумайте,открой холодильник и прикинь на сколько это хватить,а потом что ,куда и как.А что касается интервью нашего Министра,дельная,охватил всю и вся,все реперные точки с.-х. Республики .Молодой ,но очень энергичный,прошедшии все этапы от специалиста до Министра.Где бы не работал ,люди с теплотой вспоминают время работы с таким руководителем.Здоровья,терпения и удачи желают ему сельчане. ФФ

    • Анонимно
      2.07.2020 23:38

      Вы передёргиваете. Да не дай Бог голода, да сельчанин достоин уважения. Но то, что происходит в сх в последние лет тридцать , планомерное , медленное избавление от деревни. Создания класса помещиков латифундистов предприятия которых как понятно из статьи будут обслуживать роботы, трактора без трактористов. Взять к примеру эту статью, далеко ходить не надо, навскидку вывод травят пчел. Кто такой пчеловод- работяга. Травит кто- крупные предприятия считай помещик. Что говорит чиновник у которого работяга пчеловод ищет поддержку. Говорит все нормально, группу в ватцапе создали за день будем предупреждать. При этом не менее половины пчеловодов там зарегистрироваться не могут. Они в тени. Из тени выходить себе дороже налоги,и проверки, прессинг служб. Да если за день предупредили не всегда просто взять 50-100 ульев перевезти. На мой взгляд это удар по настоящему крестьянину в пользу помещиков и их детей которые сх по видеороликам знают а что такое труд на земле не ведают. И экология им по боку они за бугром отдыхают. Второй момент 11 млр в год господдержки. 250 миллиона фермерам а 10 млрд получается опять На счета ООО,ЗАО где учредители далеко не простые крестьяне работяги. А если посмотреть Валовую продукцию в процентном соотношении ЛПХ и Фермеры дают в гораздо большем соотношение в сравнении как даются субсидии. Я уверен отчётность по ЛПХ и фермерам ей можно верить , у нас сельсовет каждый двор проверяет. Каждую скотину в лицо знает. А отчётности больших организаций веры нет. У них гонки, надо себя показать перед министрами, другими крупными руководителями. Раз всю жизнь в сельском хозяйстве видите же что происходит. Работает на износ крестьянин в деревне. С утра до ночи. С чиновниками не сравнивай. В одном с вами согласен, не дай бог голода, войны и прочих бед и напастей.

    • Анонимно
      3.07.2020 07:26

      Нн нахваливайте,цыплят по осени считают

  • Анонимно
    3.07.2020 12:37

    Марат Азатович я хочу к Вам обратиться . Вы были главой администрации Буинского района знаете все проблемы района. Одна просба есть , там на границе с Чувашией есть деревни Вольнистан, Янтуганы, Сорок Сайдаки , Каменный брод, Тимбаево народ там трудолюбивый но нету рабочих мест молдеж мучается от безделия , может быть построить там животноводческий комплекс или что то придумать там же вообще никакого хозяйства нет. Там такая природа,чернозем. Если это сделаете Вас на руках будут носить , помогите пожалуйста возродить это хозяйство . Этим деревням всем хватит работы. Спасибо за внимание.

  • Анонимно
    3.07.2020 14:47

    А я прошу заметить, шикарная карьера у Марата Заббаровича...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль