Политика 
5.07.2020

Глеб Павловский: «Трансфер не отменился, он ускорился. И Путину не удастся это остановить»

Известный политтехнолог о том, как «обнуление» стало неожиданностью для истеблишмента и когда президента сдадут его друзья

«В марте Путин не пытался возглавить борьбу с эпидемией, он тихо отошел в сторону, и его сторонники ему такого не простили. Но это сработало, потому что российская Система хорошо умеет только одно — она гений выживания», — говорит политтехнолог Глеб Павловский. В интервью «БИЗНЕС Online» он объяснил, почему голосование по поправкам в Конституцию не решило проблемы транзита власти, а главным итогом плебисцита стал оформившийся и официально зафиксированный массив оппозиции Владимиру Путину.

Глеб Павловский: «Все знали, что явка и одобрение будут объявлены в пределах 70-80%, то есть цифр голосования за Путина на выборах 2018 года. Незачем сегодня делать вид, что это какая-то неожиданность» Глеб Павловский: «Все знали, что явка и одобрение будут объявлены в пределах 70–80 процентов, то есть цифр голосования за Путина на выборах 2018 года. Незачем сегодня делать вид, что это какая-то неожиданность» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЛЮБОЕ ЧИСЛО ГОВОРЯЩИХ «НЕТ» СТАНОВИТСЯ ОФИЦИАЛЬНО И «НОТАРИАЛЬНО ЗАВЕРЕННЫМ» МАССИВОМ ОППОЗИЦИИ ПУТИНУ»

— Глеб Олегович, как вы оцениваете итог голосования по поправкам? Согласны ли вы, что это, как выразился Дмитрий Песков, «триумфальный референдум о доверии» Владимиру Путину?

— Во-первых, это не референдум, а «голосование о доверии», специально устроенное таким образом, чтобы случайно не быть законным. Оно не является референдумом или выборами. Об этом приходится напоминать, потому что многие пытаются рационализировать ситуацию, а она нерациональна. Это просто уловка, причем откровенная, ее не скрывали. Организаторы не верили, что по закону все пройдет хорошо, и устроили некую лотерею, всероссийский happening, а его результат приравняли к референдуму.

Во-вторых, у общественных сил, у партий (даже парламентских) не имелось возможности серьезно повлиять на результат. Еще в марте до того, как был перенесен день плебисцита, все знали, что явка и одобрение будут объявлены в пределах 70–80 процентов, то есть цифр голосования за Путина на выборах 2018 года. Незачем сегодня делать вид, что это какая-то неожиданность. Подобное — вранье. Сама конструкция голосования исключает возможность получить проверяемый результат. Неожиданностью стало другое — проявленная и теперь официально заверенная мощность «группы „Нет“».

— То есть вы считаете, что набранный процент графы «Против» достаточно велик?

— Не просто велик, а невообразимо велик. Это же не выборы одного из двух человек, даже при массе нарушений кто победил, тот победил. Можете спорить, но у одного больше голосов, а у другого — меньше. Но 1 июля был не выбор, а, как сказал Песков, «вопрос о доверии». И это главная ошибка Кремля. Там не сообразили, что в таком случае любое число говорящих «нет» становится официально и «нотариально заверенным» массивом оппозиции Путину. Причем конституционной оппозиции!

И это притом, что подтасовки были явными, демонстративными. Как с голосованием в Коми, когда более 60 процентов против превратили в 60 процентов за одним щелчком кнопки. По стране дорисовали, как я понимаю, порядка 15–20 процентов бюллетеней. Обычно досыпание радикально не меняет итога: можно схимичить 2–3 процента, а даже 10 процентов уже почти невозможно. А в Питере дорисовали 20 процентов. Видимо, просто ночью привезли в мешках перевязанные веревочками бюллетени и загрузили, но работали в спешке, неровно, и Выборгский район, обычно лояльный, оказался районом «Нет», как, вероятно, было бы и по всему городу без вмешательства властей. И зачем говорить «власти», если все это делали российские спецслужбы? Нелегальная спецоперация.

Тем не менее по стране официально зафиксирована группа «Нет», от 20 до 40 процентов по крупным городам — вот главный политический результат. С группой «Да» властям делать нечего, кроме как надрывно твердить о «триумфе», — это декоративная цифра без последствий. Если не считать разрушенной Конституции, но ту успели разрушить еще в марте. С этим «Да» невозможно политически работать, потому что обыватель консервативен — он не за Путина, а за то, чтобы не было потрясений. При этом, как мы знаем по результатам фокус-групповых исследований (группы Сергея Белановского, но и других), нарастает буквально ярость населения, в том числе лояльного, поддерживавшего Путина.

Ярость путинского большинства выше, чем у оппозиционной публики, потому что оно считает, что предано. Возьмем даже официальные цифры — это очень большой массив: 10–15 миллионов человек гарантированно выступают против президента. Их отношение к Конституции может быть разным, потому что данные поправки на самом деле никто не читал, толком не понимает, в чем их значение. Они конституционно похабны, они неправовые и порождают неправовой антиконституционный смог, повисающей в зоне власти. Но люди не это видят. Им не нравится обнуление — и они говорят нет. А дальше возникает вопрос: будет ли кто-то работать с данной группой или нет? Кремлю придется с ней взаимодействовать, потому что, как выяснилось, у Путина нет безусловной поддержки. А без Владимира Владимировича вся эта кампания друзей — кандидаты в Басманный суд. Они думали, что получат консолидацию вокруг лидера, а приобрели проблему. Так бывает с плохими игроками.

— Я правильно понимаю, что они ожидали, что данное голосование за Конституцию будет условным объединяющим фактором, как «Крым наш», а в итоге не получилось?

— Думаю, ожидали больших цифр и не думали о простой вещи, что подсчет, даже фальсифицирующий, даст людям возможность сосчитать себя. Они видят: нас столько-то. Им сейчас надо как-то возвращать эту выпавшую треть народа в конструкцию власти, а треть народа не шутка.

— А те, кто не пошел голосовать, на какую сторону бы встали?

— В основном почти наверняка они бы голосовали против. Социологи это подтверждают. И не забывайте, что там были и те, кто не пошел на выборы по совету Навального.

— Получается, оппозиция внесла некоторый раздрай.

— Нет, это не раздрай. На важный результат сработали обе стороны.

— А почему тогда Ненецкий автономный округ, где так мало народа, оказался самым оппозиционным регионом? Только ли из-за потенциального объединения с Архангельской областью?

— Я думаю, что, конечно, из-за объединения. Это фига, которую центру показал аппарат. Последний отказался фальсифицировать результат, но было бы наивно представлять, что люди бросятся в дальнейшие протестные приключения. Сегодня, когда не ушла эпидемия, когда граждане продолжают умирать, народ на всякий случай сохранит то, что я называю сделкой с властью. Наша система держится на базовой сделке с властью. Суть ее проста: да, начальники — сволочи и воры, но без них мы не выживем. Данное представление сложилось в 1990-е годы. Оно материализовалось, поскольку люди действительно выжили и на самом деле стали жить лучше, оно очень прочное. Фактически эта сделка сохранилась, и она так легко не уйдет.

«Ярость путинского большинства выше, чем у оппозиционной публики, потому что они считают, что они преданы» «Ярость путинского большинства выше, чем у оппозиционной публики, потому что оно считает, что предано» Фото: «БИЗНЕС Online»

«КОНСТИТУЦИЯ ДО ТАКОЙ СТЕПЕНИ ПЕРСОНАЛИЗирОВАНА ПОД ПУТИНА, ЧТО теперь вообще НЕ ВОСПРИНИМАЕТСЯ КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКУМЕНТ»

— В интервью по итогам 2019 года, когда еще не было речи про конституционную реформу, вы как раз говорили, что изменения в Основной Закон нужны. Для чего они вообще затевались, ведь сначала столько месяцев обсуждали эти непонятные социальные «бантики»?

— Правильный ответ на вопрос «Зачем?» такой: мы это делаем, потому что можем подобное делать, а вы не можете такому помешать. Вы слышали за это время хотя бы какую-то попытку объяснить смысл данных поправок? Ведь ее не было. А потом ввели сюжет с обнулением, который ошарашил даже большую часть управленческого класса. Это был одновременно вызов и управленцам, которые думали: «Ну ладно, пусть хоть стабильно будет». А тут вдруг бац — человек говорит в пятницу, что это четверг. Потому мы будем тратить время и превращаться в дураков, если станем искать разумный смысл в данной реформе. Там много было мотивов и побуждений. Имелось прежде всего желание Кремля вернуть полностью потерянное к началу 2020 года лидерство, показать, что он в центре повестки, опережает всех, у него инициатива. И он это сделал, оппозиция не смогла ему помешать, она проявила вялость и растерянность.

Одновременно было желание увенчать правление Путина. Это какие-то глупые желания, потому что на самом деле Конституция ничему не мешала, все это можно было сделать законом. А когда затеяли смену Основного Закона, пришлось имитировать совершенно хулиганским образом конституционную комиссию, состоявшую как минимум на две трети из клоунов. Их позвали, и они наперебой стали что-то предлагать. А ты ведь им не скажешь теперь нет, потому что сам их позвал. Ты должен был по закону создать комиссию, а организовал клуб дураков, где каждый предлагает свое, что-то можно отвергнуть, а что-то — нет. И дальше поехало, все пошло в разнос: откуда появились эти 200 поправок, которых сначала никто в Кремле не планировал?

— Их поступило, по-моему, то ли 600, то ли 900.

— От начала до конца это постановка государственности силами провинциального ТЮЗа. Все понарошку. Референдум понарошку, потому что не референдум, конституционная комиссия понарошку, потому что не конституционная комиссия. Наконец, продление сроков Путина так, как подобное было сделано, — это же просто комедия. Выходит Терешкова — кто такая вообще Терешкова здесь? Почему она должна являться и что-то такое говорить заплетающимся языком? А ей и Путин отвечает заплетающимся языком, потому что боится, понимает, что идет на преступление, но он играет азартно. И в сумме все это превратилось в поправки в Основной Закон, которые разрушили остатки конституционного строя.

Когда эти ребята уйдут, возникнет проблема, которая бы не появилась в такой форме, пока оставалась старая Конституция. В переходный период достаточно было привести в действие Конституцию 1993-го: провести выборы, сформировать правительство, перестать запрещать прокуратуре и судам возбуждать уголовные дела в отношении друзей Путина — и все пойдет более-менее на лад, а теперь на переходный период у нас нет регламента. Конституция до такой степени персонализирована под Путина, что теперь вообще не воспринимается как государственный документ. Это такая фотография Владимира Владимировича с автографом. И теперь, когда уйдет Путин, обнулится все. К сожалению, я думаю, что вместе с остатками старой Конституции, потому что их исписали похабными рисунками.

— Я надеюсь, не со страной вместе обнулится.

— Россия не обнулится, но возникнет острая проблема ее государственности. Изобретать государственность в переходные времена очень трудно, опасный момент, мы уже прошли через такое. Лучше если на время есть нечто бесспорное — и у нас таким бесспорным регламентом была Конституция 1993 года, а нынешняя только раскалывает страну.

«Я думаю, что идея обнуления сначала могла быть у Путина в голове, в резерве, но я думаю, что он даже не решался ее высказывать» «Я думаю, что идея обнуления сначала могла быть у Путина в голове, в резерве, но считаю, что он даже не решался ее высказывать» Фото: kremlin.ru

«ИДЕЯ ОБНУЛЕНИЯ СНАЧАЛА МОГЛА БЫТЬ У ПУТИНА В ГОЛОВЕ, В РЕЗЕРВЕ»

— Идея с обнулением, на ваш взгляд, изначально задумывалась или она возникла экспромтом?

— Данный вопрос должен ставить журналист-расследователь и после этого проводить расследование, как оно было. Я бы с удовольствием прочел хороший очерк о том, как возникла идея, как она развивалась. Мне видно, что она рваная, что несколько раз пересматривалась. Первый вариант 15 января уже был рваный, потому что о нем не знал даже премьер Медведев. Это оказалось что-то совсем неожиданное даже для высшего истеблишмента. Второй разрыв, когда туда напихали социальных положений, а третий, когда туда стали вписывать разную идеологию. Конечно, я думаю, что идея обнуления сначала могла быть у Путина в голове, в резерве, но считаю, что он даже не решался ее высказывать.

— Значит, было что-то, что его подвигло на это — достать из резерва.

— А он так мыслит, действует, не строит на самом деле планов. Смотрит, как фишка ляжет. Вдруг поднялось бы в обществе движение «не трогайте Конституцию»? Ему пришлось бы трудно. Но оппозиция не сумела: Путин выступил с этой идеей, а она все еще обсуждала какие-то проблемы протестов лета 2019 года, которые уже стали полностью неактуальны. Я думаю, что Путина вообще не покидает мысль о том, что же делать. Она была и у Ельцина, он честно признавался: «Вот лягу спать, все заснуть не могу, ворочаюсь и думаю, кому отдать страну». Только за одно такое высказывание можно сместить президента, потому что оно выдает его антиконституционные намерения. Я думаю, что Путин тоже ворочается.

— Только, наверное, его мысль не о том, кому оставить, а как самому остаться.

— Да, он создал невыносимую ситуацию, окружив себя людьми, без которых ничего не может делать, а они являются не чиновниками, а просто хорошими знакомыми, не имеют на самом деле никаких прав находиться там, где они находятся. Они его обманывают, и он в курсе, а главное, знает, что в какой-то момент они его сдадут, потому что у них больше нечего сдавать. Что они могут сдать? Свою собственность? Нет, они ее не сдадут, по возможности где-нибудь ее запрячут. Единственный актив, с которым они могут расстаться, — Путин, потому что он все-таки президент, он принимал решения как президент, а они сами вообще неизвестно кто. Это люди, которых почему-то пускают в Кремль. И у них нет иного способа защититься, поэтому они будут защищаться Путиным. Пока он станет крепко стоять, они будут за его спиной. Это надежная ситуация. А если пойдет дальше волна отрицания Путина его собственным народом, у них, конечно, возникнет такая мысль. Когда умер Сталин, его соратники поняли сразу, что никакой другой игры, кроме антисталинизма, у них нет. Просто Берия осознал подобное раньше, поэтому его и съели. Здесь будет то же самое.

— Вы упомянули Сергея Белановского, он недавно давал нам интервью, в котором, в частности, высказывал мысль, что если Путин снова изберется, то его будет ненавидеть вся страна, потому что искренних сторонников у него уже не осталось. Вы согласны?

— Сторонники, несомненно, остались, но их мало. Таковых недостаточно для того, чтобы их можно было противопоставить, как раньше Путин противопоставлял элитам доверие масс. Он говорил: «Вы что, хотите с ними поговорить? Я могу это устроить. Напущу на вас массы — и посмотрим, как вы с ними будете договариваться». А перед массами он говорил прямо обратное: «Это же сволочи, которые поураганили в 1990-е годы и могут еще поураганить. Только я их сдерживаю. Да, они воруют, но все-таки не все уносят». Сейчас у Владимира Владимировича для такой игры мало поддержки. Путинское меньшинство, образовавшееся внутри фиктивного большинства плебисцита, есть, но его недостаточно, чтобы на него опереться.

«Если Путин начнет гражданскую войну (будем называть вещи своими именами), развяжет острый гражданский конфликт с кровью, то исчезнут остатки лояльности, люди будут драться» «Если Путин начнет гражданскую войну (будем называть вещи своими именами), развяжет острый гражданский конфликт с кровью, то исчезнут остатки лояльности, люди будут драться» Фото: kremlin.ru

«РОССИЙСКАЯ И БЕЛОРУССКАЯ СИСТЕМЫ ПОСТРОЕНЫ НА ОЖИДАНИИ ЭКСЦЕССОВ И ПОДГОТОВКЕ К НИМ»

— Есть мнение, что Путин этим голосованием хотел получить мандат от народа, поскольку разочаровался в элите. Если так, то как он может данным мандатом воспользоваться? Будут ли посадки, жесткие чистки — все, что нравится народу?

— Это опасная игра, потому что Владимир Владимирович может начать войну, но не знает, сможет ли ее продолжить и тем более выиграть. А если Путин начнет гражданскую войну (будем называть вещи своими именами), развяжет острый гражданский конфликт с кровью, то исчезнут остатки лояльности, люди будут драться. А драться они станут не так, как либералы на улицах Москвы. Совершенно невозможно будет положиться на Росгвардию. В таких случаях подобное не работает, потому у Путина остались только сложные, тонкие, ненадежные политические пути — восстановления своего большинства как коалиции. Это уже может быть только коалиция, куда входят люди разных взглядов, по разным причинам и мотивам, которые поддерживают какие-то его действия, но не все. Очень трудная политическая работа. Я не знаю, кто в Кремле сможет строить такую коалицию. Сейчас там нет такого человека.

Второй вариант — перейти к экстремальным действиям. Путин ведь латентный экстремист. Так часто бывает у оппортунистов: они вечно уходят от решения и однажды вынуждены прибегать к каким-то вещам, как с Крымом, которые и в голову не придут более радикальному человеку. Наверное, Путин может устроить погром какой-то группы в стране, может быть, группы в своем окружении. Он укрепит этим свое окружение? Нет. Добьется подобным доверия у людей внизу? Нет. Но может спровоцировать контрпереворот. Путин может устроить погром либералов, поскольку те беззащитны, не умеют политически драться насмерть, но этим он напугает не либералов, а управленческий класс, которому уже не понравилось обнуление. Сделав такое, Владимир Владимирович перейдет к еще более рискованной игре и не создаст тем самым прочного положения.

— Сейчас, кстати, такое же непрочное положение у Александра Лукашенко. В Беларуси тоже есть вероятность, что электорального большинства у него не будет на грядущих выборах. А в начале года у нас обсуждалась тема чуть ли не объединения с Беларусью. Ваш взгляд на данную тему какой?

— При пожаре в двух домах объединение их нельзя назвать способом пожаротушения. Путин не очень знает, как справиться с Россией, и не знает, что ему делать с Донбассом. Каким образом в этой ситуации можно полезть еще в Беларусь? Кто для него будет гасить Беларусь — Лукашенко? Вот в чем вопрос. Ему придется оккупировать Беларусь? Чем — российскими войсками? Пустить их в бой против белорусской армии? Нельзя исключать и белорусских партизан. Это очень похоже на Третью мировую войну как способ излечения головной боли.

Нет, не прослеживается решение. Лукашенко контролирует ситуацию, но в этой независимой Беларуси. Если он станет гауляйтером Беларуси при Путине, то сразу потеряет всю власть, его откажутся слушать его же собственные силы. Потому как разумный человек Александр Григорьевич понимает, что этого делать не надо, иначе он потеряет все, а Путин не приобретет. Вот в чем дело.

Белорусский вопрос — вопрос двух человек. Каждый из них относительно успешен, пока находится во главе своего государства. Но представьте, если исчезает один из этих двух (Путин или Лукашенко) и если отношения двух стран уже нельзя сбалансировать. Их надо выстраивать заново, начинать неизвестно с чего. Путин, несомненно, часто бывает в ярости от Лукашенко (я его наблюдал в этом состоянии), но для него было бы катастрофой, если бы Александр Григорьевич исчез. А Лукашенко, который очень боится Путина, зависит от него. Никакой другой президент России не будет платить ему за его игру, скажет: «Не хочешь —  ладно, мы выведем военную базу из Беларуси и сам разбирайся». Никто ему не заплатит, кроме Путина, который Лукашенко ненавидит. Так они и живут.

Есть такие патологические семьи, которые развестись не могут, но и жить вместе нормально — тоже. Здесь нет решения. Я не могу исключать, что люди, которые довели себя, как Путин, до края, не совершат какого-то безумства, как в свое время аргентинские военные диктаторы бросили вызов Британии, считая, что та далеко и просто плюнет на Фолклендские острова. А она не плюнула, в итоге их не стало. Так что я не могу исключать какого-то эксцесса. Российская и белорусская системы построены именно на ожидании эксцессов и подготовке к ним.

«В аппарате война идет всегда, хоть в российском, хоть в американском. Посмотрите, Болтон нарушил своей книгой все правила поведения в американском аппарате» «В аппарате война идет всегда — хоть в российском, хоть в американском. Посмотрите, Болтон нарушил своей книгой все правила поведения в американском аппарате» Фото: kremlin.ru

«ПУТИН, кстати, ЛИШЬ ПРОЕКЦИЯ ИМИТАЦИОННОЙ МАШИНЫ, ОН ТЕНЬ НА СТЕНЕ СИСТЕМЫ»

— Если вернемся к России, то голосованием, внесением поправок Путин решил проблему 2024 года? Он перестал быть «хромой уткой»?

— Триумфализм — это единственная идеология Кремля, потому что у нас есть три власти в стране: формальная (которая перечислена в законах и Конституции), неформальная (та, которая осуществляется по телефонному звонку) и демонстрационная. Последняя непрерывно имитирует мощь, победу и триумф. Она дорого стоит и включает в себя «Останкино», RT, все то, что называют кремлевской пропагандой. Все вместе сводится к одной простой функции — имитирующая машина должна изображать то, чего нет, но что нужно в данный момент. Нужно изобразить военную силу? Мы изобразим. Нужно изобразить конфликт с Западом? Мы изобразим и его. Надо изобразить ценности, в которые эти люди ни в грош не ставят? Изобразим! Так эта демонстрационная власть существует, но ветшает, распадается и плохо работает. Путин, кстати, лишь проекция этой имитационной машины, он тень на стене Системы.

— Грядут ли у нас внутриэлитные разборки? Например, идет заочная дискуссия, которую в последнее время часто устами своих представителей ведут кураторы внутренней политики Кремля в разные годы: Сурков, Володин, Кириенко. Что это за спор, просто личное выяснение отношений или в каком-то смысле важная тема о дальнейшем развитии страны? 

— В этом ничего нового. В аппарате война идет всегда — хоть в российском, хоть в американском. Посмотрите, Болтон нарушил своей книгой все правила поведения в американском аппарате. Так что в подобном ничего удивительного нет. Это аппаратная зоология, она описывается законами поведения мелких грызунов, как и политическими концепциями. В ней присутствует элемент конкуренции больших кланов. Такая конкуренция всегда опасается за что-то конкретное, большое, красивое и дорогое. Она тоже идет всегда. Но авторитаризм может быть эффективным, если там есть работающая бюрократическая система, которая умеет получать приказы и выполнять их. У нас подобного нет. Путин в свое время не дал построить независимую от себя систему аппаратного управления, потому и образовалась толпа друзей вокруг него.

В авторитарном строе особенно важна площадка по выработке стратегии. Приведу позитивный пример с негативным финалом. Российская система (разрушенная, с распавшимися институтами) не имела, я думаю, ни одного шанса выжить при пандемии. С управленческой точки зрения мы должны были бы развалиться, превратиться в стадо, ревущее от ужаса, но произошло вот что. Путин в своей жизни совершил два-три хороших поступка, возможно, случайно и по недоразумению. В марте 2020-го он не стал пытаться возглавить борьбу с эпидемией и тихо отошел в сторону. Это оказалось наилучшим решением. Ему такого не простили его сторонники, которые ожидали увидеть могучего Путина, который побеждает коронавирус, а Владимир Владимирович просто отошел в сторону, понимая, что не имеет средств для этой борьбы — он их не создал. И кто тогда действовал? Решение упало на нижний уровень — уровень местных минздравов, врачей, губернаторов. Роспотребнадзор превратился в политбюро на какое-то время, а московская мэрия управляла страной простыми пресс-релизами. И это все сработало! Почему? Потому что российская Система хорошо умеет только одно: она не умеет развиваться и модернизироваться, не способна к военной мобилизации (и слава богу!), но может выживать. Система РФ — это гений выживания. Как замерзающий мужик, который бросает вожжи... и лошадь сама в метель вывозит дурака домой. Так примерно и произошло — Система умнее своего начальства.

— И кто же создал такую систему выживания?

— Нашей Системе ровно 30 лет. Она возникла из жуткой катастрофы русского коммунизма 1990–1991 годов. Вся Система РФ — аппаратура выживания в катастрофе, потому те, кто надеется на ее коллапс, на деле ей помогают. Кризисы и угрозы тонизируют аппарат выживания. Мы выжили — это успех, но не успех Путина. Опыт, который был накоплен в течение данного времени (создание новых процедур спасения, медицинских, карантинных, административных)... такому опыту негде накапливаться, потому что в федеральном центре нет штабного места, места выработки стратегии. Если сравнить с Отечественной войной, там тоже была масса ошибок, плохих решений и назначений, но опыт накапливался в Ставке верховного главнокомандующего. Постепенно, дорогой ценой, но накапливался. В Кремле же нет Ставки, опыт не может накапливаться в финансовом казино ребят, которые выбивают госконтракты на миллиарды и триллионы. Там негде накапливаться опыту, а Путин самостоятельно тоже не может подобное делать. Это работа не для одного человека.

Потому все это действительно похоже на хаос, где идет постоянная грызня, но опыт не накапливается. Накапливается только опыт личного выживания и личной коррупции.

— Получается, что даже после голосования вопрос транзита власти и преемника остался нерешенным?

— Да, правильно. Даже будучи противником Путина, можно пожелать ему, чем он должен был бы заниматься — как автократ, у которого его работа подходит к концу. Он должен готовить систему к своему уходу. Должен упрощать ее, а то, что насоздавали под него, должно уходить. Должен расчистить место для следующих — это большая работа. Вместо такого Владимир Владимирович пошел на авантюру с вторжением в Конституцию, на плебисцит по доверию, который он по меньшей мере не выиграл. Теперь трансфер ускорится, все люди, которые имеют планы на будущее, в том числе в его окружении, станут быстрее действовать, искать выходы, решения.

Этим решением явно не может быть преемник, хотя некоторые начнут практически обдумывать проблему преемника. Кто-то должен будет обдумывать проблему государственной конструкции. Под Путиным исчезло былое основание массового доверия, начинается придонное бурление. У донышка кастрюли закипает масса. Трансфер не отменился, он ускорился. Теперь мы уже вошли в состояние трансфера, и обсуждения других концепций государства, иных кандидатур выйдут в придонную форму. Путину и Кремлю не удастся это остановить. Закрыть крышкой вскипающую кастрюлю не получится.

Глеб Олегович Павловский родился 5 марта 1951 года в Одессе в семье инженера-строителя.

В 1968–1973 годах — обучение на историческом факультете Одесского государственного университета.

В 1969 году был исключен из комсомола «за анархизм и левоэкстремистский уклон».

До 1974 года работал учителем в сельской школе.

С 1976 по 1982 год трудился рабочим в Москве.

1978–1980 — один из соредакторов самиздатского журнала «Поиски». 

В апреле 1982-го арестован по обвинению в издании журнала «Поиски», хотя тот не выходил к тому моменту уже полтора года. В ходе следствия покаялся, начал сотрудничать со следствием (получил агентурный псевдоним Седой) и вместо лагерей получил 3 года ссылки в Коми АССР.

С декабря 1985-го — в Москве, был одним из учредителей первой в России легальной политической оппозиционной организации — «Клуб социальных инициатив» (КСИ). Позже недолго участвовал в создании «Московского народного фронта».

В 1987 году — среди идеологов и учредителей информационного кооператива «Факт». Позже — учредитель информационного агентства «Постфактум», директор программы «Гражданское общество» фонда «Культурная инициатива», главный редактор журнала «Век XX и мир». Член клуба «Перестройка» (Москва).

1991–1992— заместитель председателя правления издательского дома «Коммерсантъ».

В октябре 1993-го выступил против указа №1400. Был противником программы приватизации Анатолия Чубайса.

1994–1995 — редактор и издатель ежеквартальника «Пределы власти».

1995–1996 — учредитель и соредактор журналистского обозрения «Среда».

С 1995 года по настоящее время — соучредитель и директор фонда эффективной политики.

С октября 2005 по апрель 2008 года — ведущий программы «Реальная политика» на НТВ. 

В 2012 году перешел на сторону политической оппозиции и стал артикулировать либеральные политические взгляды.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (153) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
5.07.2020 09:21

Главы государств, в строю 20 лет:
1979 Гвинея/Мбасого
1982 Камерун/Бия
1986 Уганда/Мусевени
1990 Чад/Деби
1991 Эритрея/Афеверки
1992 Таджикистан/Рахмон
1994 Руанда/Кагаме
1994 Беларусь/Лукашенко
1997 Республика Конго/Нгессо
1999 Джибути/Гелле
1999 Россия/Путин

  • Анонимно
    5.07.2020 09:09

    Я за обнуление, но против новой конституции.

    Не надо было убирать слово «подряд», теперь максимум только два срока можно, каким хорошим бы ты не был. Абсурд.

    • Ведьмы, бесы, ведьмаки
      Жуткой телепропаганды,
      Вместе, наперегонки
      Варят зелье из баланды.

      Каждый день потом поят
      Страшною отравой.
      Зомби из людей творят
      Всей своей шалавой.

      Мерзость, гадость, нелюбовь,
      Льют в мозги в тупую,
      А чтоб в жилах стыла кровь
      Врут напропалую.

      Рад - радёшенек колдун,
      Сверху ухмыляясь.
      Он ведь тоже говорун,
      Лгать не затрудняясь…

      • Анонимно
        6.07.2020 11:22

        Павловский-гений!

        • Анонимно
          6.07.2020 18:02

          он что то угадал?Кроме бла бла бла ничего не может..

        • Анонимно
          6.07.2020 20:07

          Ну, уж гений! Но не дурак - точно.

        • Анонимно
          7.07.2020 05:35

          сначала Немцова гадил, по указке кремля, когда выборы прошли его программу тут же закрыли и выдворили из кремля, а теперь на кремль бочку катит, ага , кушать хочется, приходится самому себе возражать да еще публично))

    • Анонимно
      5.07.2020 10:20

      Рабская, невольничья, тюремная, каторжная культура в России — гигантский слой. Вот где надо изучать это левым профессорам и проводить деколонизацию

  • Анонимно
    5.07.2020 09:10

    Берия стал антисталинистом? Это вообще за гранью.

    • Анонимно
      5.07.2020 11:40

      А так и было. Следующим, кого бы Сталин отправил на то свет, и был Берия. И он это знал. Потому и есть версия, что если даже он и не был его убийцей, то вполне мог просто приказать не входить к нему, когда у Сталина начался припадок. Так и умер на полу в собственной моче. Никто и не подумал к нему заходить, чтобы помочь.

      Sheldon

    • Анонимно
      5.07.2020 12:46

      Он был следующим в спсике сталина на расстрел.

    • Анонимно
      6.07.2020 00:41

      5.07.2020 09:10
      Берия ратовал за ОБЪЕДИНЕНИЕ Германии!
      Ему это кстати, ВМЕНИЛИ в вину!

  • Анонимно
    5.07.2020 09:21

    Главы государств, в строю 20 лет:
    1979 Гвинея/Мбасого
    1982 Камерун/Бия
    1986 Уганда/Мусевени
    1990 Чад/Деби
    1991 Эритрея/Афеверки
    1992 Таджикистан/Рахмон
    1994 Руанда/Кагаме
    1994 Беларусь/Лукашенко
    1997 Республика Конго/Нгессо
    1999 Джибути/Гелле
    1999 Россия/Путин

    • Анонимно
      5.07.2020 09:35

      Еще забыли тандем демократов и республиканцев в США, уже больше 100 лет

    • Моисей
      5.07.2020 09:54

      Таджикистан то как в этом списке?
      Неплохие же вроде люди, с древней богатой историей

      • Анонимно
        6.07.2020 00:43

        5.07.2020 09:54
        Что значит, как в списке? Рахмон (тогда еще Рахмонов), у власти с 1994 г.!

    • Анонимно
      5.07.2020 10:39

      Назарбаева еще забыли дописать!

    • Анонимно
      5.07.2020 11:11

      It's all over for Mugabbe! Помню видел такой плакат пару лет назад )))

    • Анонимно
      5.07.2020 11:15

      А чего после Путина Меркель забыл написать? И почему Путин с 1999, а не с 2000г?
      Кстати Меркель была министром еще в 1991г.

    • Анонимно
      5.07.2020 11:40

      ЧЕКА

      США вы забыли упомянуть..Это государство ,где несменяемость больше 100 лет.

      С Байденом демократы конечно начудили. Неужели не было другого кандидата, чем 81-летний старик путающий жену и сестру..

      • Анонимно
        5.07.2020 12:28

        Так и Трамп по возрасту тоже себе такое. Политбюро американского розлива.

      • Анонимно
        5.07.2020 17:40

        11.40 если бы мы жили как в США или Германии и не было бы повального воровства со стороны чиновников, была бы справедливая судебная и правоохранительная система, думаю никто бы не возражал против президентства Путина хоть до 2050 года. Но за 20 лет не только ничего не сделано, но ещё и разграблена страна, уровень коррупции хуже чем в Азии и Африке.

        • Анонимно
          6.07.2020 12:17

          Слетайте в сша, посмотрите как живет обычный народ, средняя зп в США, средняя квартира, долговая нагрузка, страховка, медицина, и даже от ставшая от СССР Россия выше чем США, , не рассуждаете кока-колы и джинсами, другой мерой ориентируйтесь, человеческой, и был глубокий экономики, то есть умел судить о том, как государство богатеет.......

        • Анонимно
          6.07.2020 16:21

          Да ну?
          Вот только Кристофер БАкли являвшийся спичрайтером Президента Буша утверждал что в США откаты составляют порядка 20% от публичных сделок.
          Ну, а по результатам скандалов этого года выходит, что сумма откатов в ходе демократизации США стран Ближнего Востока и Центральной Азии колебалась в районе 50+%

        • Анонимно
          6.07.2020 18:30

          Вот если бы у нас была сменяемость власти, тогда была бы надежда на достойную жизнь, на то что государство повернется лицом к человеку.

    • Анонимно
      5.07.2020 13:17

      2005 Германия Маркель

      • Анонимно
        5.07.2020 13:29

        Германия - парламентская страна!

        • Анонимно
          5.07.2020 16:09

          Меркель 15 лет руководитель страны. Демократия в опасности.

          • Анонимно
            5.07.2020 17:41

            Прежде чем трещать про Германию прочитайте какое гос устройство в Германии)) Там партийная коалиция правит и эта коалиция выбирает канцлера
            Канцлер ограничен во многих вопросах и без одобрения Бундестага не может "что хочу то ворочу" делать
            А как в России?? Декоративная Госдума состоящая из спортсменов/артистов и пенсионеров которые голосуют по команде

    • Анонимно
      5.07.2020 13:28

      Круто ! Белоруссия, мы и Африка! Кругом демократия !

    • Анонимно
      5.07.2020 15:43

      Это вип список что-ли?

    • Анонимно
      5.07.2020 21:38

      чем Белоруссия плоха?тем более Россия?

    • Анонимно
      6.07.2020 10:50

      А где Германия, как же так забыли?

      • Анонимно
        6.07.2020 16:59

        6.07.2020 10:50
        А вы про арифметику ЗАБЫЛИ? В посте написано - ДВАДЦАТЬ лет! Меркель находится у власти ПЯТНАДЦАТЬ лет! С 2005 г.!

      • Анонимно
        6.07.2020 22:16

        У Меркель нет дрессированной думы, и нет полномочий творить все, что захочет. Бундестаг не позволяет.

    • Анонимно
      7.07.2020 09:11

      Нам какая разница? У нас своя страна. Как решим - так и будет.

    • Анонимно
      8.07.2020 20:52

      Правильно: 20 лет и больше.

    • Анонимно
      27.07.2020 08:08

      А Роберт Мугабе в Зимбабве правил 42 года. Через военный переворот на пенсию отправили с золотым парашютом. Тихо умер на пенсии…

  • Анонимно
    5.07.2020 09:39

    ЧЕКА

    Павловский -человек Медведева,которого отодвинули вместе с Медведевым, отсюда его негативное отношение к Путину.

    Такие люди ведут себя как некоторые неумные бывшие жены или мужья.
    Яркий пример из этой серии -Илларионов, бывший советником у Путина.

    Если внимательно читать, то Павловский в одних абзацах противоречит ранее сказанному.

    Он обвиняет в пропаганде ТВ, где в свое время сам был отьявленным пропагандистом.
    Отьявленными пропагандистами я называю тех, кто ведет передачу без оппонентов.
    В отличие от него тот же Соловьев или 60 минут приглашают людей из оппозиции..

    • Анонимно
      5.07.2020 11:05

      Не вяжется с логикой. ДАМ не в отставке, а в резерве. Они в одной упряжке. Не будет ввп, не будет его. Так какой смысл Павловскому, если он работает на ДАМ, создавать негативный фон своему протеже? Очень просто, П. оценил ситуацию и дистанцировался от титаника.

    • Анонимно
      5.07.2020 11:44

      Он просто знает, что говорит. В этом и ценность его интервью.

      Sheldon

  • Анонимно
    5.07.2020 09:54

    К сожалению, все эти прогнозы и рассуждения о будущем России похожи на сочинения в свободной форме "Как я провел лето в деревне"...

  • Анонимно
    5.07.2020 10:00

    А как всё хорошо начиналось.

  • Анонимно
    5.07.2020 10:00

    Ох уж эти сказочки, ох уж эти сказочники...

  • Анонимно
    5.07.2020 10:07

    В ходе следствия покаялся и начал сотрудничать со следствием (получил агентурный псевдоним Седой).
    Его интервью пустышка.
    Я за сильную Россию во главе с Путиным.
    Не забиваешь ты - забивают тебе!!!

    • Анонимно
      5.07.2020 10:22

      Объясни патриоту, почему чем больше у Путина величия, тем дороже курица

    • Анонимно
      5.07.2020 11:47

      Страна сильная,когда у каждого гражданина есть возможность работать на хорошем рабочем месте,с достойной зарплатой,когда есть перспектива карьерного роста,когда работают социальные лифты.

      • Анонимно
        5.07.2020 11:58

        11.47.

        В России с этим намного лучше, чем допустим в США, где изначально большая часть не белого населения лишена возможности получить хорошее образование еще со стадии школы и несколько поколений таких ненужных людей занимают половину районов в городах США, куда даже полиция не заезжает вообще.

        • Анонимно
          5.07.2020 12:47

          Если Вы не родственник/земляк/друг,шансов продвинуться,даже при наличии образования-минимальны.

          • Анонимно
            6.07.2020 08:24

            Что значит «даже при наличии образования»? Образование в современной России давно уже перестало быть основным критерием отбора кандидатов на вакантную должность. По корочке, которых пруд пруди сейчас, (каждый второй с высшим образованием) качества работника не определишь. Вот и скатываемся к клановым механизмам пробивания дороги в жизнь. В тех же США для большей части населения дай бог ПТУ бы закончить. А кто высшее захотел получить, потом лет пять-семь кредиты закрывает образовательные. Не идеализируйте Штаты! Правда в том, что большая часть людей, которые у нас тут разглагольствуют на тему отсутствия в России социальной справедливости и нищенского существования, эти люди вообще бы существовать не смогли в США! (По причине не способности справится с обстоятельствами, работая, засучив рукава. В Америке слабаков не любят, предпочитают вообще забыть об их существовании. Успех любой ценой поставлен в догму! Потому то и услышите вы от американца всегда ответ на вопрос о делах - Все прекрасно!)

      • Анонимно
        5.07.2020 14:38

        Статья 7 конституции РФ: Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
        Может быть надо было за 20 лет создать реально социальное государство и обеспечить достойную жизнь и свободное развитие всех людей, а не горстки избранных? А потом уйти и спать спокойно, или по мере возможности поддерживать и отстаивать этот курс?
        Модератор не пропустит.

        • Анонимно
          6.07.2020 17:52

          14-38 А Вы не хотите посмотреть, в каком состоянии Путин страну принял- армию разрушили, в одностороннем порядке оружие уничтожили ,внешних долгов- море. Не вспомните, какая инфляция была?
          А то , что государственную собственность кучка людей к рукам прибрала, так и это до прихода Путина было. Скажите спасибо, что страну от развала сохранили. , Правда, может этим Путин и раздражает?
          Прошу модератора опубликовать мое мнение, не надо создавать иллюзию, что все против. Людей , поддерживающих Путина ,много, будьте уверены.

          • Анонимно
            6.07.2020 22:25

            За 20 лет можно было что-то и в социальной политике сделать. А получается что? Медицина, образование, социальная сфера... Что прогрессивного сделано. Плюс нарушения всех данных обещаний... Принимал присягу президент на Конституции 1993 года. Помню обещание, что пока ВВП президент, повышения пенсионного возраста не будет... Сам лично обещал. Что в результате? То же и со сроками президентства. В период пандемии Конституцию уже растоптали, а уж внесенными поправками и вовсе превратили в невесть что...

          • Анонимно
            7.07.2020 10:51

            Вы во многом правы.

          • Анонимно
            23.07.2020 15:01

            Повезло с ценами на нефть.

    • Анонимно
      6.07.2020 11:33

      Страна не может сильной, если в ней вся власть базируется на одном человек. Это аксимома.

  • Анонимно
    5.07.2020 10:14

    Спасибо за статью. Глеб Павловский всегда на высоте. Умное и необычное размышление. Следует знать, что много комментариев не будет. Павловский не для всех.

  • Анонимно
    5.07.2020 10:18

    Чем ближе крах империи, тем безумнее ее законы

    Цицерон

    • Анонимно
      6.07.2020 08:26

      Ну тогда все, забираем весь попкорн себе(как образ жизни) и наблюдаем за закатом империи Отцов основателей)

  • Анонимно
    5.07.2020 10:19

    Наговорил, наговорил.
    А по факту продолжает рассказывать сказочки

    • Анонимно
      5.07.2020 10:36

      Сказочки вам кое кто другой уже 20 лет рассказывает)))

  • Анонимно
    5.07.2020 10:29

    Второй Соловей, у которого прогнозы не сбываются. Выдают желаемое за действительное.

    • Анонимно
      5.07.2020 10:51

      Псевдолибералы и либералы поют в одну и ту же дудуку, которую им прислали из США и запада! Всякие виноградовы-павловские-белковские-быковы - уже так их прогнозы похожи на прогнозы погоды от гидрометцентра - что уже всё предсказуемо наперёд...

    • Анонимно
      5.07.2020 11:46

      Тут нет прогнозов, только аналитика. И скорее всего очень близкая к реальности.

      Sheldon

      • Анонимно
        6.07.2020 08:41

        Реальность для данного господина понятие видимо весьма относительное. По крайней мере о том гласит биография, предоставленная БО в конце статьи. Человек В 1969 году был исключен из комсомола «за анархизм и левоэкстремистский уклон».(а кому не совсем ясно- левые взгляды и либерализм находятся по разные стороны политического спектра) 2012 перешел на сторону политической оппозиции и стал артикулировать либеральные политические взгляды.(то есть человек обычный политический перевертыш , коих в нашей политике мы можем встретить сколько угодно). Да и использование редкого слова АРТИКУЛЯЦИЯ тоже не случайно видимо, указывающее нам что он просто говорящая голова. В чьих интересах говорит?.... сдается мне, что не в наших...

  • Анонимно
    5.07.2020 10:32

    Даже сама формулировка вопроса по поправкам в изменения конституции исключала серьезные последствия - одобряю, или не одобряю, и далее что?

  • Анонимно
    5.07.2020 10:45

    ПУТИНА больше 50% поддерживают, остальное все не важно, курс сохранится прежний
    никаких перемен сердца не требуют

  • Анонимно
    5.07.2020 10:46

    Глеб Павловский! Не знаешь ты народа, поэтому и несешь всякую чушь!

    • Анонимно
      5.07.2020 12:04

      Может просветите. Думаю, что тут многие его не знают. Только не забудьте про то, что это народ живет на пенсию в 13 тысяч рублей в месяц, а заплатив за ЖКУ, оставляет себе на жизнь, если можно так назвать, где-то 7 тысяч рублей в месяц. Да и работники получают примерно так 20-25 тысяч рублей. И на эти деньги надо еще не только заплатить за ЖКУ, но и детей поднимать, а если жена не работает, то и всю семью содержать. Что тут еще надо знать про народ? То, что он безумно поддерживает Путина? Может быть. Потому как безумно.

      Sheldon

      • Анонимно
        5.07.2020 12:34

        Павловский не знает написанного вами и поэтому аноним 10.46. прав в оценке Павловского.

        Народ поддерживает Путина и особенно пенсионеры, которые в 90-е не получали свои мизерные пенсии по полгода..

        И рвущиеся к власти оппозиционеры вообще плевать хотели на пенсионеров и людей получающих по 20-25 тыс.

        • Анонимно
          5.07.2020 12:48

          В 90-е годы пенсии НЕ задерживали.

          • Анонимно
            5.07.2020 13:09

            Это возможно у вас в Татарстане не задерживали, а по России везде задерживали.

            • Анонимно
              5.07.2020 18:45

              И сколько сейчас лет тем пенсионерам, которым задерживали пенсии в 90-х? И сколько их?

            • Анонимно
              6.07.2020 07:34

              в России пенсии не задерживали в 90е

            • Анонимно
              6.07.2020 23:07

              И по России- НЕ задерживали! Проблемы были с задержками зарплаты.

          • Анонимно
            5.07.2020 20:35

            12.48.в 90е пенсию залерживали,я лично получал только 50% своей пенсии,обещали что вощместят,потом благополучно об этом забыли и начали опять считать по новому

          • Анонимно
            6.07.2020 22:42

            Вы правы, не задерживали, а просто не выдавали

        • Анонимно
          6.07.2020 09:37

          Ни пенсии, ни детские пособ я, ни зарплаты! Выживали как могли.. Это было очень трудное время

          • Анонимно
            6.07.2020 13:16

            Если сидеть на напредприятии то да трудно былов 90е
            А ЕСЛИ РАБОАТЬ!!! ТО ЛЕГКОЕ И БОГАТОЕ!!лодыри сидели на заводах а умные работали и зарабатывали!

            КТо что что умел кто мебель собирал, кто стиралки ремонтировал кто холодльники ремонтировал кто телевизоры, кто то ремонт в квартирах делал ах кто подсобником шел на стройку там если работать то подсобнику можно было долларов тысяч две зарабатывать в месяц.
            Много было возможностей а ваши копеечные пособия и ненужны были

            • Анонимно
              7.07.2020 08:38

              Так может написать только человек, который не понимает совсем разницы между человеком при социализме только что жившем (которого только недавно(на тот момент) могли осудить по 153,154 статьям УК РСФСР ровно за ту деятельность, что написали) и человеком современным(буржуазным до мозга костей). Как ни странно для вас может показаться, но перестроиться на новую жизнь человеку с четко уложившимися в голове за годы советской власти представлениями о жизни не так то просто! Ну разумеется при условии что были в голове эти самые представления!

        • Анонимно
          7.07.2020 11:00

          Пенсионеры 90-х уже все ушли... Многие не дожили до своей пенсии. А пенсионные накопления - ИСЧЕЗЛИ, нарушив закон сохранения материи. И самое ужасное, что "гаранту" до этого никакого дела НЕТ.

    • Анонимно
      5.07.2020 16:06

      Павловский глаголит истину. Редко сегодня таких умных и нормальных экспертов услышите.

  • Анонимно
    5.07.2020 10:54

    ЧЕКА

    Даже по Донбассу Павловский умудрился выставить себя не очень умным аналитиком, а скорее ляпнул не подумавши - лишь бы что-то против Путина сказать..

    Россия действует по отношению к Донбассу очень выверенно.

    Помогает Донбассу во всем и раздает паспорта - это самое оптимальное что можно сделать сегодня.

    • Анонимно
      5.07.2020 12:04

      И что здесь неправильного? Признайтесь, вы неравнодушны к П.

    • Анонимно
      5.07.2020 12:06

      Вы не знаете, что там происходит, а уже раскритиковали Павловского. Паспорта то раздает, но им нужны деньги. То есть их надо реально содержать. То есть отобрать у вас и передать им. Так что там только еще все начинается.

      Sheldon

      • Анонимно
        5.07.2020 14:29

        ЧЕКА

        Павловский:
        - Путин не знает что ему делать с Донбассом.

        Если П. не предлагает ничего взамен, то разумеется я его критикую.
        Потому что видя что Россия делает на Донбассе, считаю что это на сегодня оптимальное решение.

      • Анонимно
        7.07.2020 01:54

        12-06 Донбасс, между прочим, невзирая на ведущиеся Украиной обстрелы, работает, производства запускает и договоры имеет не только с Россией, но и с рядом других стран.

  • Анонимно
    5.07.2020 11:07

    все великие империи проходят в своей истории существование несколько этапов зарождение развитие максимум а дальше начинается стагнация угасание и конец правда у некоторых конец не катастрофа а просто возникают на месте этих империй множество национальных государств в том числе государство на месте метрополии ну возьмем британскую империю а вот некоторые империи переживают крах метрополии она не сохраняется гибнет древняя империя в египте где эти египтяне которые контролировали большую часть земной цивилизации и поддерживали ее существование осталось в египте небольшой народ копты которые подвергаются ужасающему угнетению со стороны арабов российская империя пик могущества прошла в советский период период сталина сейчас идет угасание конец прошлого века распад варшавского договора и ссср по какому пути идти стране по пути британии или древнего египта все зависит от самой империи властей и имперского народа власти может и захотели бы пойти по примеру британии но народ у которого кипит разум возмущенный и в смертный бой вести готов что бы разрушать весь мир до основания не позволит вот кто вынудил власти к этой афганской авантюре идеология которая вдалбливалась в людям с яслей о том что наш строй самый лучший и весь мир хочет к нему перейти и нам нужно помочь нашим угнетаемым братьям в том что бы скинуть власть капитала и феодалов с шеи народа но к 80м стало ясно всем руководителям что на западе не ждут войска ссср к себе и осталось только афганистан и что бы показать массе народов право на власть они влезли в афганистан то же самое с украинской авантюрой сирийской ливийской авантюрами трон под властями шатался народ готов был их скинуть нужно было перенаправить эмоции народа на что то вот и направили чем это кончится тем же чем и афганская авантюра крах которой предшествовал краху страны большой империи они это понимали конечно понимали но выхода не было народ озверел

  • Анонимно
    5.07.2020 11:09

    В какой стране мы живём?

  • Анонимно
    5.07.2020 11:12

    В стране господ,в стране рабов!

    • Анонимно
      5.07.2020 14:52

      Самое правильное определениеработаем на сколько их там 140тысяч богатенькихили уже прибавилось, за списком не успеваем следить

    • Анонимно
      5.07.2020 15:17

      У кого есть подчиненные, тот и господин и раб одновременно. Это правильная система. Везде должен быть порядок.

      • Анонимно
        5.07.2020 18:08

        А я против такого порядка типа барин и холоп А вы знаете есть такое слово самоорганизация, и ещё порядок обеспечивается не кнутом, а нормами права.

        • Анонимно
          7.07.2020 08:45

          Прежде чем быть против, надо точно знать за что вы! Отсылки к нормам права не ясны- право лишь регулятор общественных отношений, не более того. Оно как барские традиции, так и холопские вполне регулировать может. А с самоорганизацией сейчас вообще лучше чем когда-либо в нашей стране. Пробуйте, организуйтесь. Право сейчас вам даже форму для этого предлагает- самозанятый называется.

          • Анонимно
            7.07.2020 11:13

            Ну, конечно же, нормы гражданского права. Прежде всего мы должны стремиться к гражданскому обществу.
            А так я разделяю ваш скепсис насчет самоорганизации и прочее. Не в воздухе витаю, на земле живу. Но это не отменяет стремление к этому. Я крайне не разделяю тоже, когда за все происходящее в стране отвечает только один человек или небольшая группа людей, считаю это анахронизм, 18 век. Не вижу в нем развитие, да и вы сами тоже видите, наверное.
            Моё мнение, власть должна быть у МСУ, но с изменением налогового законодательства. Налоги должны прежде всего оставаться на местах, как во всяких цивилизованных странах. Не должно быть финансовой зависимости никакой.

      • Анонимно
        5.07.2020 20:43

        Не смешите своими "нормами права". Ещё смешнее - "самоорганизация".

  • Анонимно
    5.07.2020 11:49

    пока народ не отрезвеет от иллюзии страна так и будет бултыхаться как сейчас.Просто она все больше и больше будет деградировать , потому что она должна развиваться экономически ! А если нет экономики и промышленности она не конкурентно способна и не сможет на равных уже противопоставить себя во всем ! Только сильная экономически держава может стоять сильно на ногах , а у нас мнимые патриоты не дальновидные живут в иллюзиях и искушениях что Путин один выведет страну в рай !!! Узость мышления людей и зомбирование результат того что происходит в стране ! Страна -сырьевой придаток ! Не ни кого развития ! Показывают армию флот , хотя это все при СССР было построено и произведено почти . Новых технологий нет ! Один танк один ту-160 и один дымящийся авианосец ! И практически ни одного мощного завода не построено , который выпускает конкурентноспособную продукцию , кроме нефтехимии ! И то на котором украли наверно половина денег выделенных .

    • Анонимно
      7.07.2020 09:00

      Да, и наша промышленность всё больше деградирует, всё менее конкурентноспособная. А значит мы будем жить всё хуже и беднее. Даже если отнять часть денег у олигархов.

  • Анонимно
    5.07.2020 11:54

    Кто был никем, тот станет всем.

  • Анонимно
    5.07.2020 12:16

    У него уже есть список тех, кого он может поставить, о чем он явно недавно намекнул, типа не рыскайте взглядами. Власть просто так неизвестно кому не отдают. Но её могут забрать силой и хитростью. (у Хруща, у Горби, например).

  • Анонимно
    5.07.2020 12:57

    Мне безразлично то ,кто будет у власти .Эта стратосфера власти и борьба вокруг нее нахрен не упала простым людям ,их судьбам . Всю жизнь мою за 68 лет , постоянно кто-то борется с кем-то и зарабатывают деньги и постоянно мимикрируют ,меняют окрас .Вопрос -кто вообще-то работает и приносит достаток и комфорт этим силовикам ,судебной системе ,депутатам. Всю жизнь производил продукт и даже в очень больших объемах для страны. И пользовалась этим страна . Как пойдет ,так и пойдет в дальнейшем. Пытались в 1991 году . Когда один человек ощутил себя вершиной пирамиды ,то конец эпохи. Теперь уж точно убежден ,покоя не будет .

  • Анонимно
    5.07.2020 14:37

    Необходимо установить праздничный День Системы.
    Отметить 30-летие Системы РФ торжествами и военными парадами.

  • Анонимно
    5.07.2020 14:54

    Это интервью я прочла от начала до конца. Во всем согласна с ним. Только не известно что будет дальше с нашей Россией. Глеб Павловский - человек умный, всё анализировал! Это не какой-нибудь Иван Грачев, который загибается как тростинка в любую сторону, куда ветер дует.
    БО, большое спасибо за интервью.

  • Анонимно
    5.07.2020 15:15

    Для меня политик - это командир, как в кино, когда враг наступает, а вы лежите в окопах и хотите открыть огонь, а он говорит, что рано, пусть подойдут ближе. Политик - это выдержка, понимание момента. Когда рано. Чтобы не стрелять в холостую. Это я про участие в "выборах".

    • Анонимно
      5.07.2020 16:10

      В России сегодня нет политиков, какие то случайные люди окопавшиеся у власти. Политики это в демократических США и Англии.

      • Анонимно
        5.07.2020 16:19

        Сравнивая Путина с Байденом,Хиллари и Трампом, вижу что Путин на голову выше их вместе взятых..

        • Анонимно
          5.07.2020 17:02

          Только вот у меня вопрос. Где Россия, а где США?

          Sheldon

          • Анонимно
            5.07.2020 18:09

            Именно это особо и ценно что при явном раскладе в пользу США ,Путин на голову выше всех ведущих политиков США вместе взятых.

            И Павловский чтобы не говорил , авторитет Путина высок в мире и России..

            • Анонимно
              5.07.2020 18:43

              Это может и плохо для страны. Должны работать институты власти, а не личности, у которых есть друзья.

            • Анонимно
              5.07.2020 18:51

              Авторитет высок- уровень жизни низковат

        • Анонимно
          5.07.2020 18:10

          Может и Путин выше, бесспорно, но хотелось, чтобы наши пенсии были тоже как у них.

          • Анонимно
            5.07.2020 22:11

            Надоело ваше нытье про пенсии и зарплаты "как у них". А жилье снимать за 4 тысячи долларов в месяц тоже готовы?

            • Анонимно
              6.07.2020 10:06

              "А жилье снимать за 4 тысячи долларов"

              Это где такие цены?

              Скажу про Вену. Цены на аренду жилья где-то в 3 раза выше, чем в Казани. Однако живущие в Вене 5-ть и более лет имеют право на социальное жилье. Это жилье хорошего качества, отнюдь не гетто. Цена аренды где-то в 2-а раза выше, чем в Казани.

            • Анонимно
              7.07.2020 11:20

              При чем жилье и 4 тысячи, не вникаю. У меня собственная квартира, приватизированная кстати, и но на ЖКХ приблизительно такая сусса уходит.

          • Анонимно
            6.07.2020 07:55

            Для того, чтобы пенсии были как у них, надо каждому самому копить на пенсию, с начала трудовой деятельности, КАК ОНИ. Вот и будет пенсия как у них

            • Анонимно
              6.07.2020 11:43

              А мы разве не копим? Всю жизнь отдаём 20% от зарплаты в накопление.

            • Анонимно
              6.07.2020 13:12

              Как копить?
              Они же, деньги меняют проводят политику управляемой инфляции.
              Копить то невозможно.Нет инструментов чтобы надолго в долгую откладывать деньги валюта?
              А завтра её запретят иметь?

            • Анонимно
              7.07.2020 11:22

              Ох, уважаемый. У меня стаж с 17 лет, сейчас седьмой десяток пошел, сколько у меня отчислений было за 45 лет трудовой деятельности, один всевышний только знает. Так что не стоит упрекать нас в этом.

  • Анонимно
    5.07.2020 16:30

    Спасибо за это интервью, ребята! Потому и читаю вас не первый год. Спасибо! Москвич.

  • Анонимно
    5.07.2020 17:00

    Зауважала Павловского! Четко сказал!

  • Анонимно
    5.07.2020 18:35

    Националисты всегда приводят своё государство к упадку и разрушению.

  • Анонимно
    5.07.2020 20:28

    Какой проницательный и умный взгляд.Сразу видно мудрец человек.
    И в интервью много чего намудрил

  • Анонимно
    5.07.2020 23:06

    Сделка: "начальники сволочи и воры, но без них мы не выживем" - это не правильно. Правильно - вторая часть должна звучать так: "мне больше других что ли надо". Лет десять назад сделка была на основе: " эти уже наворовались, а новые придут ещё больше воровать будут". Но за последние 10 лет мнение о "наворовавшихся" изменилось.

  • Слепая любовь электората к вождю бесконечно велика. Даже знаючи о всех его прегрешениях.

  • Анонимно
    6.07.2020 07:51

    власть держать можно очень долго.
    Но есть такая вещь как экономика,в этих условиях экономика испытывает кризис, постоянно идут девальвации( по сути экспроприация денег у граждан) это и спасает от краха но рано или поздно девальвация станет неуправляемой.

    Плюс осенние простуды и грипп который примут за ковид и опять введут самоизоляцию, добьют экономику..
    Остановка инженерных сетей это катастрофа но к тому и идет,, как результат карантина, и все.

    Ни армия ни гвардия ни МВД в этих условиях не будут сохранять верность.


    так что ждет нас опять 92 год

  • Анонимно
    6.07.2020 08:11

    Выводы Павловского частично ошибочны и предвзяты... я думал он более глубокий политолог.

    • Анонимно
      7.07.2020 09:17

      Частично ли?) кажется полностью они ошибочны! И вот почему- весь этот либеральный треп, который так популярен в нашей стране (артикулированием которого в том числе и
      Павловский занимается) не имеет позитивной программы для нашей страны. По сути линия современного либерализма такова- вы все такие замечательные «свободные художники», которых угнетает ненавистный путинский(лукашенковский, эрдогановский, асадовский и далее по списку) режим. Он не дает вам достойно жить, мало платит за ваш Очень ценный труд, губит на корню вашу выдающуюся частную(обязательно частную, разве бывает другая) инициативу, мешает развитию институтов гражданского общества и прочее, и прочее! Но неужели так сложно заметить, что все эти высвечивания « пороков режима» делаются лишь для того, чтоб негативная повестка присутствовала у нас и дальше. Как придумали эти господа (кажется в 80ее) теорию управляемого хаоса, так и продвигают ее в жизнь(больше хаоса на местах, больше зависимость от внешних центров принятия решений). Надо возвращаться к позитивной повестке с доказательствами ее выполнимости. А не так- давай гражданское общество, это же хорошо. Да, хорошо, только вот может для начала мусорки вокруг себя научимся хотя бы не создавать, а уж потом возьмемся за выполнение куда более сложных задач...

  • Анонимно
    6.07.2020 10:00

    "Все вместе сводится к одной простой функции — имитирующая машина должна изображать то, чего нет, но что нужно в данный момент".

    Из статьи "Левый поворот" Ходорковского:

    "Летом 1999 г., когда здоровье Ельцина вызывало все больше сомнений и вопросов, новое поколение кремлевских кукловодов просто решило, что для выживания режима необходим гигантский блеф. Надо сделать вид, что мы отвечаем на все ключевые вопросы застывшей в неизменности с 1995 г. повестки дня, а в настоящей жизни, где власть, собственность и деньги, делаем все как раньше. Этот блеф и стал основным содержанием проекта "Путин-2000". Авторитарного проекта, который явился прямым логическим продолжением и следствием проекта "Ельцин-1996".

  • Анонимно
    6.07.2020 10:55

    С удовольствием прочитал текущий политический анализ ситуации Глеба Олеговича, как впрочем и всегдашние его размышления на дискуссионных площадках. Не стремление поразить своей фантазией, не красивые фигуры речи, а точный политический диагноз - это успех автора. При этом он очень аккуратен в формулировках, не подвержен особым эмоциям - это несомненные достоинства настоящего политического консультанта тяжеловеса. Большое спасибо за интервью.

  • Анонимно
    6.07.2020 11:14

    Замечательная статья !

  • Анонимно
    6.07.2020 14:22

    Классно местные борцы с ковидом сами разобрались с ситуацией, в мурманске госпиталь построили якобы за лярд, из крайне горючих материалов, так и стоит пустой, а в городе их не принимают, мест в больнице нет.

  • Анонимно
    6.07.2020 14:38

    C Россией не надо бороться, борясь укрепляешь. Здесь самое страшное средство - равнодушие.

  • Анонимно
    6.07.2020 18:49

    Мне про лошадь и крестьянина сравнение понравилось. И смешно, и в точку!

  • Анонимно
    6.07.2020 22:02

    А что Глеб предлагает в замен? Он просто льет грязь, не предлогая ничего нового.....

  • Анонимно
    6.07.2020 23:26

    Верить не верю власти, но и "дорисовки" процентов зафиксированы? Или опросы что то другое показали? Одно бла, бла, бла

  • Анонимно
    7.07.2020 09:14

    Павловский, безусловно, умный мужик, но чужой для нашей страны. К тому же обиженный из-за того, что его отлучили от возможности быть при власти. Грош - цена его рассуждениям.

  • Анонимно
    7.07.2020 11:52

    Слабое место Глеба Павловского - отсутствие четкой идеологии.
    На самом деле, "обнуление сроков" - это пустые бантики в сравнении с истинными задачами и проблемами развития России.
    Перикл в Древней Греции переизбирался в руководство Афин 15 раз - и лишь благодаря ему, его законам и состоявшемуся по ним "золотому веку Афин, в истории Человечества появился цивилизационный феномен Древней Греции.
    Зачем все зациклились на сроках правления, не копая в суть проблем?
    Путин сделал катастрофическую ошибку, не прогнав либералов в мае 2018 года из власти и пойдя, на поводу у них, на пенсионную реформу.
    Эти два факта - сохранение команды либералов у власти в 2018 году плюс экономически безграмотная пенсионная реформа - запрограммировали крах нынешней системы.
    Единственное спасение для неё и, в частности, для Путина - отмена пенсионной реформы, упразднение прозападной банковской системы, замена её народной цифровой платформой, и провозглашение русского глобального проекта.

  • Анонимно
    7.07.2020 20:59

    Уважаемые господа демагоги здравствуйте. Мне шестой десяток. Столько потрясений за тобой короткий срок жизни, людям на мой взгляд нужна прежде всего стабильность , а её нет и мне что-то подсказывает что и не будет. Вы можете и дальше слушать политиков и призидентов ( сколько бы их не было), но пока на земле существует человек будет " пипец" т.ч.без нас земле будет гораздо лучше.

  • Анонимно
    7.07.2020 21:50

    И в продолжение сказанного - нет такого общества , всегда будет какой нибудь Павлоаский , Жириновский , Путин или новый Иванов ,Петров , Сидоров. Всегда будет кто-то выше, умнее , богаче или просто удачливее. Всегда будет власть и народ( рабы) . Остаётся или преспасибливаться -или бунтовать , но второе не нужно никому ( история уже показала) . Обществу нужна стабильность , но опять "но" при всех паползнавениях в конструкции ,изменений базы ,строя , системы найдется недовольный или группа таковых и всё пойдёт по кругу. Павловский поднять очень интересные темы и очень опасные умозаключения. Во всяком случае тот кто читал эту статью сделает для себя определенные выводы.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль