Машиностроение 
7.07.2020

Заработать на «автохламе»: КАМАЗу пора штурмовать рынок запчастей?

В кризис постгарантийное обслуживание подержанной техники принесло бы челнинскому автогиганту 25 млрд рублей в год

По оценкам экспертов, в нише продаж запчастей у КАМАЗа — поле непаханое. И сейчас, когда поставки новых грузовиков падают, самое время обратить на нее внимание. Правда, если автогигант решится отобрать отданный «мелким заводикам» предыдущими рулевыми КАМАЗа рынок автозапчастей, то придется жестко конкурировать с Китаем и серым контрафактом, который сам автогигант оценивает в 30%.

В условиях кризиса спрос на ремонт старых «КАМАЗов» будет явно выше желания потребителей покупать новые челнинские грузовики В условиях кризиса спрос на ремонт старых «КАМАЗов» будет явно выше желания потребителей покупать новые челнинские грузовики

продажи новых грузовиков рухнут на 40–60%

Коронавирус не только обнажил многие проблемы рынка большегрузов, в частности зависимость от китайских комплектующих, но и заставил изменить взгляды на дальнейшее развитие российского автопрома. Все громче высказываются мысли о том, что в период кризиса челнинскому автогиганту пора обратить внимание на незаслуженно забытый КАМАЗом вторичный рынок. Тем более что на первичном пока ничего хорошего ждать не стоить.

По данным аналитического агентства «Автостат», в январе – мае 2020 года объем рынка новых грузовых автомобилей в России сократился на 10,5% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го и составил 26 тыс. единиц. При этом первенство среди марок на рынке грузовиков по-прежнему удерживает КАМАЗ, занимая треть рынка: в этот период он продал 9 643 машины. 

Эксперты «Автостата» ранее отмечали, что рынок новых грузовых автомобилей в текущем году может рухнуть на 40–60%. Рынок коммерческих авто падает сильнее и глубже и в гораздо большей степени зависит от программ господдержки.

стратегия камаза на рынке запчастей: потеснить китайцев и прижать контрафакт

В условиях кризиса спрос на ремонт старых «КАМАЗов» будет явно выше желания потребителей покупать новые челнинские грузовики. По оценкам участников рынка, сейчас на ходу в стране около полумиллиона большегрузов made in Chelny. Доля ПАО «КАМАЗ», по оценкам самого автогиганта, на вторичном рынке составляет порядка 47%. За прошлый год емкость рынка обслуживания и ремонта камазовских грузовиков оценивалась в 39 млрд рублей без НДС. Общее количество поставщиков запчастей, по оценкам автогиганта, превышает 500 компаний. Наиболее крупными являются совместные предприятия «Федерал-Могул Набережные Челны» по выпуску деталей цилиндропоршневой группы; «ЦФ КАМА» по производству коробок передач; «Кнорр-Бремзе КАМА», специализирующееся на тормозных системах; и главный поставщик двигателей «Камминз Кама». Помимо этого, КАМАЗ развивает сотрудничество с более чем 20 независимыми поставщиками запасных частей.

Олег Афанасьев: «У нас около 100 комплектующих из Китая при общем объеме закупок свыше 1000 наименований» Олег Афанасьев: «У нас около 100 комплектующих из Китая при общем объеме закупок свыше 1 тысячи наименований»

При этом доля импортных запасных частей в общем объеме составляет порядка 30%, из которых производства Китая — порядка 10%. «У нас около 100 комплектующих из Китая при общем объеме закупок свыше 1 тысячи наименований. Среди них ось передняя (используется только на некоторых моделях), мосты (тоже только на ряде моделей), часть газовых двигателей», — пояснил нашему изданию руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев.

Сам КАМАЗ пока не слишком нацелен на отвоевывание рынка постгарантийного обслуживания сотен тысяч старых челнинских грузовиков, колесящих по стране. Руководство предприятия по-прежнему делает ставку на продажу новых машин. Так, автогигант отказался от перехода на трехдневную рабочую неделю в июне. На КАМАЗе утверждают, что увеличившееся после отмены основных «коронавирусных» ограничений в большинстве регионов России число заказов на новые большегрузы позволит полностью загрузить производственные линии.

Что же касается рынка запчастей, то здесь КАМАЗ собирается сосредоточиться на борьбе с контрафактом. Еще одна задача — снижение доли китайских комплектующих. Их нехватка в начале «коронавирусного кризиса» прибавила проблем автогиганту. В качестве примера замещения китайской продукции на КАМАЗе приводят реализацию запчастей под торговой маркой «КАМАЗ Эконом», которая уже позволила снизить долю китайской продукции с 12% до 10%.

Для борьбы с контрафактом ПАО «КАМАЗ» внедрил систему защиты от подделок «Оригинал», которая позволяет отличить поддельную продукцию не только специалистами автогиганта, но и конечными потребителями Для борьбы с контрафактом ПАО «КАМАЗ» внедрило систему защиты от подделок «Оригинал», которая позволяет отличить поддельную продукцию не только специалистами автогиганта, но и конечными потребителями

Как следует из официальной информации с камазовского сайта, доля постгарантийных автомобилей в общем парке грузовиков «КАМАЗ» составляет 70%. И, поддерживая именно владельцев таких автомобилей в желании сэкономить, предприятие еще в декабре 2015-го начало реализацию продукции, разработанной специально для постгарантийной техники. Хозяева автомашин приобретают оригинальные запчасти, одобренные КАМАЗом, по доступной цене.

По словам Афанасьева, на рынке запчастей сейчас встречаются два типа контрафакта: незаконное использование товарного знака КАМАЗа на деталях или упаковке и подделка сертификатов соответствия продукции. В среднем доля рынка некачественных запасных частей составляет, по оценкам самого КАМАЗа, 29%.

Для борьбы с контрафактом ПАО «КАМАЗ» внедрило систему защиты от подделок «Оригинал», которая позволяет отличить поддельную продукцию не только специалистами автогиганта, но и конечными потребителями. Каждое сообщение от потребителей о продаже контрафакта отрабатывает служба безопасности компании. Незаконные производители либо продавцы преследуются по закону. Кроме того, безопасники ведут регулярную работу по блокировке сайтов, реализующих контрафактную продукцию или использующих незаконно товарный знак. За два последних года заблокировано более 1 тыс. сайтов таких компаний.

Для потребителей с большим автопарком КАМАЗ предоставляет услугу совместной приемки запчастей от поставщика, где сертифицированные специалисты делают заключение об оригинальности поставляемых запчастей.

Намерен ли КАМАЗ конкурировать с производителями запчастей, которыми себя с давних пор сам и окружил в огромном количестве? Судя по ответу предприятия — нет. С основными поставщиками запчастей там планируют сотрудничать и дальше.

Рынок продажи автозапчастей КАМАЗ фактически утратил. В 90-е автогигант сам пытался продавать запчасти. Когда в 1998 году конвейер почти встал, выручка от продаж запчастей доходила до 70-80% Рынок продажи автозапчастей КАМАЗ фактически утратил. В 90-е автогигант сам пытался продавать запчасти. Когда в 1998 году конвейер почти встал, выручка от продаж запчастей доходила до 70–80% Фото: Владимир Зотов

«Важна система не запчастей, а сервисного обслуживания»

Между тем эксперты «БИЗНЕС Online» утверждают, что КАМАЗ по факту очень далек от заявленной им доли в 47% рынка постгарантийного обслуживания своих грузовиков. От силы компания контролирует 18% рынка запчастей, утверждает один из участников рынка на условиях анонимности. А могла бы получать от их продажи 25 млрд ежегодно. Эта сумма сопоставима с квартальной выручкой автогиганта. Например, в январе – марте 2020-го КАМАЗ выручил 32,3 млрд рублей. Кстати, в прошлом году за аналогичный период выручка составляла на 26,5% меньше — 25,5 миллиарда. Накануне «коронавирусного кризиса» потребители активно закупали большегрузы.

Тем не менее каждый завод КАМАЗа так или иначе производит автозапчасти не только на конвейер, но и на вторичный рынок: кузница и литейка в меньшей степени, автомобильный, «движки» и ПРЗ — в большей. За продажу запчастей отвечает камазовская «дочка» — ООО «Автозапчасть КАМАЗ». За 2018 год компания выручила 7,1 млрд, за последние несколько лет выручка неуклонно растет: в 2015-м она составляла 3,6 млрд, в 2016-м — 4,4 млрд, в 2017-м — 5,9 миллиарда.

Однако рынок продажи автозапчастей КАМАЗ фактически утратил. В 90-е автогигант сам пытался продавать запчасти. Когда в 1998 году конвейер почти встал, выручка от продаж запчастей доходила до 70–80%. Это направление, по сути, кормило КАМАЗ, правда, с огромным криминальным подтекстом, с борьбой за дефицитные запчасти типа коленвалов, с бартерными схемами и прочими «прелестями». Однако со временем доля запчастей начала падать, и сейчас выручка от них КАМАЗа составляет не более 10–15% в общих доходах компании. Экс-главбух автогиганта Евгений Гольдфайн связывает это с тем, что КАМАЗ после пожара так и не смог поддерживать в рабочем состоянии систему автоцентров и вынужден был перейти к системе продаж через дилерскую сеть.

Евгений Гольдфайн полагает, что КАМАЗ в условиях нынешнего кризиса продаж новых грузовиков вполне мог бы зарабатывать сам на полноценном сервисном обслуживании своей продукции и побороться на рынке запчастей с конкурентами Евгений Гольдфайн полагает, что КАМАЗ в условиях нынешнего кризиса продаж новых грузовиков вполне мог бы зарабатывать сам на полноценном сервисном обслуживании своей продукции и побороться на рынке запчастей с конкурентами

Гольдфайн полагает, что КАМАЗ в условиях нынешнего кризиса продаж новых грузовиков вполне мог бы зарабатывать сам на полноценном сервисном обслуживании своей продукции и побороться на рынке запчастей с конкурентами. Но для этого нужно ужесточить отношения с официальными дилерами, чтобы тем было невыгодно брать контрафактные запчасти. «Для этого КАМАЗу необходимо экономические, производственные и качественные имиджевые действия осуществлять. Но только эти действия КАМАЗ не спасут. Максимум, что могут дать такие усилия по запчастям и сервису, — это 20–30 процентов объемов выручки КАМАЗа. Разумеется, эта выручка будет с большей рентабельностью, чем производство. Но нужно переходить к комплексной системе. Когда-то камазовцы не хотели наращивать продажу запчастей, чтобы не увеличивать эксплуатационные расходы, а конкурентоспособность грузовиков оценивается в том числе и по такому показателю. И потребитель смотрит не только на цену, но и на стоимость обслуживания. Можно так повысить качество, что запчасти в большом количестве не понадобятся, но тогда будет провал на рынке запчастей. Поэтому тут нужна золотая середина, чтобы и конкурентоспособность обеспечить, и рынок не потерять, и получить максимальную маржинальность. Важна система не запчастей, а сервисного обслуживания», — говорит Гольдфайн.

Современные технологии позволяют сделать дистанционную диагностику. И, по мнению нашего собеседника, можно так отработать бизнес-процессы в дилерских сетях, чтобы диагностика либо ТО камазовской продукции проходили бы с оптимальными расходами для потребителя. «Раньше в каждом крупном городе был автоцентр КАМАЗа либо его представительство — более 200 точек. И там существовали неприкосновенные запасы запчастей, оборотный фонд двигателей и крупных узлов. Можно было за полдня сменить двигатель и уехать без проблем. Что-то подобное на основе дилерской сети можно восстановить. В Челнах есть люди, которые продвигают идею не столько увеличения продажи запчастей, сколько удовлетворения потребности клиентов в надежности автомобиля. Чтобы было как можно меньше затрат на эксплуатационные расходы. Чтобы потребитель мог сказать, выбирая „КАМАЗ“: „У Volvo ремонт вообще неподъемный, и система „КАМАЗа“ нам больше подходит“. До этого рекомендовали менять старый „КАМАЗ“ на новый через 10–15 лет. Но, к сожалению, покупают не только у КАМАЗа. Но, если увеличить эффективность сервисной системы обслуживания „КАМАЗа“, можно прийти к ресурсосбережению. Старый автомобиль немногим больше солярки потребляет, да и не такой затратный в обслуживании», — рекомендовал экс-главбух.

«мы даем китайским рабочим зарабатывать. Это патриотизм вообще?»

У идеи возвращения КАМАЗа на рынок запчастей есть и оппоненты. «Заклятый друг» руководства КАМАЗа, экс-депутат горсовета и акционер автогиганта Сергей Еретнов считает, что отыграть назад у КАМАЗа не получится, и приводит в пример ПО «Начало». «В свое время комсомольские лидеры и технический директор КАМАЗа Вадим Паслов вывезли с прессово-рамного завода оборудование, которое позволило создать завод „Начало“, вошедший в список крупнейших производителей запчастей и в число главных налогоплательщиков города. Они до сих пор на КАМАЗ осуществляют поставки. И таких заводиков очень много, которые КАМАЗ сам вокруг себя создал. Прежнее руководство само организовало этот рынок, а сейчас КАМАЗ пожинает плоды. Надо либо производить качественнее и дешевле, либо привлекать какими-то формами людей, чтобы они покупали на КАМАЗе», — считает эксперт.

Сергей Еретнов: «Но после того как мы узнали, сколько на КАМАЗе китайских комплектующих используется, это вообще ни в какие ворота не лезет! Это патриотизм вообще?! Этот кризис очень сильно обнажил ситуацию на КАМАЗе» Сергей Еретнов: «Но после того как мы узнали, сколько на КАМАЗе китайских комплектующих используется, такое вообще ни в какие ворота не лезет! Это патриотизм вообще?! Данный кризис очень сильно обнажил ситуацию на КАМАЗе»

Производство запчастей, по мнению Еретнова, — это прямой заработок любого производителя автомобилей, который либо сам ими занимается, либо предлагает данную работу другим производителям по лицензии. Конечно, всегда есть выбор между серыми запчастями и оригинальными. «Но после того как мы узнали, сколько на КАМАЗе китайских комплектующих используется, такое вообще ни в какие ворота не лезет! То есть мы даем китайским рабочим зарабатывать. Это патриотизм вообще?! Данный кризис очень сильно обнажил ситуацию на КАМАЗе», — возмущается Еретнов.

Наш собеседник предполагает, что дилерская сеть не является безусловной доминантой на рынке запчастей, и уверен, что на запчастях должен зарабатывать КАМАЗ. «Сейчас ГК „Кориб“ Олега Коробченко пытается создать рынок „КАМАЗов“ с вышедшим ресурсом, — обратил внимание Еретнов. — При этом еще и гарантию дает. КАМАЗ данную нишу игнорирует. Я не слышал, чтобы люди обращались к автогиганту за ремонтом. Хотя площади КАМАЗа могли бы охватить все».

«Говорят же, что два раза в реку не войдешь. КАМАЗ в свое время был единственным, кто занимался запчастями, но потом все предприятия распродали, все оборудование раздали. И сейчас я даже не знаю, как это все можно восстановить», — говорит Шамиль Латыпов, гендиректор ООО «Автотрак». По его мнению, сейчас всем заправляет китайский производитель, причем эксперт оценивает долю Китая на рынке камазовских запчастей до 50%. «Плюс еще контрафакт. Он есть. Правда, не такими объемами, как это было лет 5–7 назад. Он уменьшается, потому что потребители начали разбираться в качестве продукции и определять контрафактные запчасти. Но он все равно остается. Разница в цене между оригинальными и неоригинальными запчастями доходит до 30–40 процентов. Есть просто перекупщики, есть изготовители. Некоторые умельцы даже производят под Китай. Да и китайские запчасти бывают трех сортов», — объяснил нюансы Латыпов.

С ним согласен и руководитель ООО «Рави» Руслан Нигматулин, который тоже считает, что рынок серых запчастей сильно поменялся за последние пять лет в сторону улучшения качества контрафакта. А так как цены на него ниже, чем на оригинал, то зачем платить больше? При этом многие магазины в ассортименте держат и оригинал, и серые запчасти.

Долю КАМАЗа на рынке запчастей наши собеседники назвать затруднились. Но Латыпов не исключил, что автогигант «пытается этим заниматься», хоть и с сомнительными перспективами. Во-первых, из-за многолетней политики отойти от выпуска запчастей. Во-вторых, из-за отсутствия технически подкованных людей. «Я сам бывший камазовец, — признался Латыпов. — Разговаривал как-то с людьми на заводе двигателей, они пенсионеры, но до сих пор продолжают работать. Там технологов даже нет! Так что очень сложно КАМАЗу будет вернуться на рынок запчастей».

Предприятия: КАМАЗ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (41) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
7.07.2020 08:43

КАМАЗ досвиданья . Все врем ушло (

  • Анонимно
    7.07.2020 08:19

    Это так часто ломаются их новейшие нанотехнология не инновационные космолеты??

  • Анонимно
    7.07.2020 08:20

    Самое главное даже топ менеджеров, кто потянул бы производство и реализацию запчастей, нет

  • Анонимно
    7.07.2020 08:25

    А зачем тогда нужны сборочные цеха если камаз хочет продавать запчасти?

    • Анонимно
      7.07.2020 16:14

      А чем мешает одно другому? Что за глупость написали...
      Другое дело, что поезд ушёл, никто обратно эту нишу не сдаст, хотя КАМАЗ и смог бы не слабо оттянуть на себя этот рынок. Но интереса к этому нет ни там, ни там (по понятным для многих причинам)

  • Анонимно
    7.07.2020 08:26

    Легковую машину обслуживанию на официальном дилере, техобслуживания дорогие, но надежно. Один раз в неофициальный гараж заехал, неисправность не нашли, новую неисправность создали, исправную деталь поменял, матершина там такая, что можно записывать словарь Даля. У официалов нашли проблему сразу, и бесплатно машину помыли.
    На грузовых машинах техобслуживание на официальном дилере, понятно, не так распространено.

  • Анонимно
    7.07.2020 08:43

    КАМАЗ досвиданья . Все врем ушло (

    • Анонимно
      7.07.2020 13:06

      не надо путать славный автозавод КАМАЗ с бездарным управлением так называемых успешных топ-менеджеров

  • АН61
    7.07.2020 08:44

    Камаз давит конкурентов уже давно ,лет десять ,это привело к гигантскому росту цен на запчасти КАМАЗ,
    А надёжность наверно не улучилась , в 2008 году покупатели НОВЫХ ам Камаз проехав всего 60 км тут же сталкивались с проблемами .

    • Анонимно
      7.07.2020 09:36

      Какими проблема? Топливный бак становился пустым? Так надо заправлять

      • АН61
        7.07.2020 15:00

        Что бака Камаза хватает на 60 км ??
        Эта машина у меня во дворе стояла ,что-то с проводкой было .

  • Команданте
    7.07.2020 08:53

    поздно пить боржоми.
    При заказе одинаковых запчастей - на Сканию и Даф они идут 3 дня, а на Камаз 5490 - 9 дней, это как вообще?

    • Анонимно
      7.07.2020 14:40

      Это как Вася Рогов карбюратор на Волгу 21 привез из Америки.

  • Анонимно
    7.07.2020 09:05

    Большая проблема у Камаза в отсутствии стандартизации в области запчастей. Если у большинства грузовых иномарок я найду любую запчасть в электронном каталоге, просто забив vin, то с камазовскими запчастями это не так. Надо смотреть глазами и щупать руками. А если камаз самосборный, так совсем беда...

  • Анонимно
    7.07.2020 09:41

    Надо сначала навести порядок в магазинах и рынков Челнов где продают запчасти Камазам . Болльше половины контрафакт и китай с поддельными сертификатами. Почему Камазу на это наплевать. А потом навести порядок с дилерами у них тоже много левых запчастей.

  • Анонимно
    7.07.2020 09:45

    Вся страна продает и производит поддельные запчасти камаза. Открыто продается в Челнах а Камаз почему то молчит. Может им наплевать?

  • Анонимно
    7.07.2020 10:09

    КамАЗ это продукция иначе никак не назвать на которой зарабатывают абсолютно все кроме собственника и водителя. Постоянно что то ломается и без разницы новый КамАЗ или ему уже 30-40 лет... Ни раньше не было надёжности и сегодня её нет.

    З/ч действительно не факт что подойдут.вроде по вин коду она.марка совпадает но в гараж привозишь и выясняется что надо либо удлинить или укоротить и тд...

    Ни разу в жизни не слышал положительного отзыва о КамАЗ. На дороге увидишь КамАЗ и объежаешь его чтобы незадохнуться от выхлопа а зимой прямо страшно если рядом КамАЗ ....

    • Анонимно
      7.07.2020 10:33

      Про выхлоп и смрад вы в точку попали.
      Интересно, кто им выдает экологические сертификаты?
      Помнится, в Германии был скандал по дизелям, чуть босса фольксвагена не посадили отделался миллионными штрафами в евро.

      • Анонимно
        7.07.2020 12:57

        Можно учинить шкандалъ и конфузъ большей величины.
        Достаточно начать измерять содержимое выхлопных газов легковых автомобилей, к примеру KIA.
        Катализаторы в Нижнекамске к примеру удаляют бесплатно.

      • Анонимно
        8.07.2020 09:53

        А представьте, что он и беспилотным бы стал !
        По грунтовке бы пришлось ездить , рядышком )))

    • Анонимно
      7.07.2020 18:13

      Согласен с тем, что транспортники на Камазах не могут зарабатывать. Тут зарабатывают: 1) Банки, предлагающие кредиты; 2) Когогин; 3) Некоторые поставщики комплектующих (в том числе по цыпочке поэлементно до "металла") и запасных частей, являющиеся монополиями и "приближенными".
      Присутствуют в добавок еще "пустые" расходы завода в виде, например НИОКР, которые бесследно исчезают в ВУЗах типа КамПИ, которые готовят инженеров для завода, не умеющих начертить хотя бы прямую линию за компьютером.
      Это основные проблемы КамАЗа и схожих заводов России, при исправлении которых, можно было бы работать на ровне с зарубежными конкурентами

  • Анонимно
    7.07.2020 10:57

    Ничего не скажу о сборке и зап частей камазов, но на трассе они вообще не едут, видишь затор и впереди фура, 80% что это КамАЗ. Это пожалуй "лучшая" рекламная акция от производителя!

  • Анонимно
    7.07.2020 11:24

    Судьба предприятия - сначала : грузовики 150 т в год , далее 30 т в год, далее 10 т в год. А сейчас - перспектива ТОЛЬКО запчасти, рынок которого еще надо завоевать.

  • Анонимно
    7.07.2020 11:30

    кто может сказать когда КАМАЗ последний раз получил прибыль? и если такое было какова доля бюджета в этой прибыли?

    • Анонимно
      7.07.2020 21:55

      Если речь идёт о годовой, то в позапрошлом году. Доля бюджета, если Вы имели ввиду субсидии - ноль. Субсидии даются: лизинговая - потребителю. Газомоторная тоже: как разница в себестоимости дизеля и газового. Есть ещё субсидирование процента по инвесткредитам, но ей может пользоваться любой, кто соответствует определенным критериям. Там немного.

  • Анонимно
    7.07.2020 11:35

    Почему Камаз все время пытается с кем то бороться. Делай продукт качественно и по конкурентным ценам. И клиент сам пойдет к Вам. Создали кучу отделов. Результат ноль.
    А все дочки типа Нефаз, ТЗА, ремдизель, КЦК и тп сидят на шее КАМАЗа и в ус не дуют. Конкуренция ноль. Остальных просто душат.

    • Анонимно
      7.07.2020 15:55

      На камазе сотни всяких ооо и все там генеральные директора с пятью замами и у всех служебные машины с водителями. Вот куда идут деньги

  • Анонимно
    7.07.2020 11:48

    Татарин Злой
    Какие запчасти? О чем вы!? У меня знакомые есть, которые закупают шасси камаза для установкинадстроек.
    На прошлой неделе двадцать камазов выгоняли неделю! Неделю, Карл! Ждали неделю, хотя предоплата была в марте. Каков итог? Один КАМАЗ заглох на воротах, второй в 500 метрах от ворот завода. Брак 10%!!!!
    Это все, что нужно знать про эффективного менеджера Когогина...

  • Анонимно
    7.07.2020 12:49

    Как обычно произошла подмена понятий и тему резко увели в сторону.
    С точки зрения китайского ИЗГОТОВИТЕЛЯ Камаз не имеет никаких привилегий перед остальными перекупами в России. Поэтому те самые 100 китайских позиций Камаз под себя подмять не сможет в принципе.
    Так же Камаз не сможет подмять запчасти закупаемые у смежных заводов по России, рыночные мать её отношения.
    Оскал так сказать капитализма.
    Контролируется только то что делается на самом заводе.
    Знающие читатели, просветите пожалуйста, что сейчас делается на самом заводе?
    После чего мы сможем оценить чего стоят заявления Афанасьева.

    • Анонимно
      7.07.2020 13:24

      Просвещаю - некорректно задан вопрос про завод: какой имэнно вас интересует:-).

  • Анонимно
    7.07.2020 12:51

    Среди дальнобойщиков у а/м Камаз прозвище есть "Начальник колонны", это значит что если на трассе колона выстроилась то возглавляет ее Камаз. Сам не едет и другим не дает.

  • Анонимно
    7.07.2020 14:42

    сервис нужен хороший ,пока только можно делать лучшего

  • Анонимно
    7.07.2020 14:51

    Браво, Когогин!!!

  • Анонимно
    7.07.2020 15:59

    Камазы на трассе и в городе? Печально. Маз конечно лучше.

  • Анонимно
    7.07.2020 17:55

    Какие запасные части? Помнится, когда начался коронавирус, КАМАЗ встал по причине не поставки запасных частей из Китая.

    • Анонимно
      7.07.2020 20:54

      Да себя не могут обеспечить для сборки

    • Анонимно
      7.07.2020 21:57

      Такого не было. КАМАЗ стоял неделю по причине "карантина" или как его правильно назвать - самоизоляции

  • Анонимно
    8.07.2020 00:29

    "Заработать на «автохламе»: КАМАЗу пора штурмовать рынок запчастей?
    В кризис постгарантийное обслуживание подержанной техники принесло бы челнинскому автогиганту 25 млрд рублей в год"
    Уважаемые! Леси в кризис 25 млрд рублей в год? А в 2019 году, судя по телу статьи другая цифра: "За прошлый год емкость рынка обслуживания и ремонта камазовских грузовиков оценивалась в 39 млрд рублей без НДС.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://kam.business-gazeta.ru/article/473940"
    то получается, что получается, следует голосовать за второй по счету пункт голосования (выпуск ЗЧ)?
    Эт понятно и тривиально. Но безусловно, вектор на беспилотники модульные:-).

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль