Общество 

«Айя-София, став мечетью, восславит единого для всех Бога»

Рустам Батыр
2020-07-11 08:15

«Религиозный Реджеп Тайип Эрдоган вознамерился положить конец возмутительному святотатству и вернуть святыню верующим, которым она принадлежала до прихода к власти кемалистов», — так оценивает известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр решение турецких властей сделать одну из главных достопримечательностей Стамбула вновь мечетью. Противников же такого вердикта автор «БИЗНЕС Online» называет людьми, желающими банально сорвать куш дешевого популизма.

Вполне закономерно, что религиозный Реджеп Тайип Эрдоган вознамерился положить конец возмутительному святотатству и вернуть святыню верующим, которым она принадлежала до прихода к власти кемалистов «Вполне закономерно, что религиозный Реджеп Тайип Эрдоган вознамерился положить конец возмутительному святотатству и вернуть святыню верующим, которым она принадлежала до прихода к власти кемалистов» Фото: kremlin.ru

В СВОЕМ ПРЕДВЫБОРНОМ УГАРЕ НАШИ ДЕПУТАТЫ ПЕРЕШЛИ КАК МИНИМУМ ДВЕ ДЕМАРКАЦИОННЫЕ ЛИНИИ

Власти Турции недавно объявили о своем намерении спасти великий храм единобожия Айя-София от кандалов атеистического наследия Ататюрка, а вчера приняли соответствующее юридическое решение. Как известно, кемалистские богоборцы в XX веке превратили древнюю святыню в музейный комплекс, желая остановить там многовековое прославление Бога и позволить толпам зевак и туристов осквернять намоленное место неподобающим видом и, как нынче, вульгарными селфи. Вполне закономерно, что религиозный Реджеп Тайип Эрдоган вознамерился положить конец возмутительному святотатству и вернуть святыню верующим, которым она принадлежала до прихода к власти кемалистов. Данное решение президент нашей страны устами своего пресс-секретаря назвал «внутренним делом Турецкой Республики», а вот депутаты Госдумы не удержались от соблазна сорвать куш дешевого популизма и в преддверии осенних выборов разыграли на этой теме постыдную карту националистическо-религиозных настроений. В погоне за электоральным хайпом особенно усердствовали элдэпээровцы и коммунисты. Однако, проанализировав их страстные речи и заявления, нетрудно прийти к выводу, что «короли»-то у нас голые.

В своем предвыборном угаре наши депутаты перешли, как мне кажется, как минимум две демаркационные линии. Во-первых, они замахнулись на ценности межрелигиозного мира, а во вторых — на историю, неуклюжее ворошение в которой грозит высвобождением из подземелий прошлого весьма опасных демонов и шкафных скелетов.

Так, лидер ЛДПР Владимир Жириновский, вспоминая падение Константинополя, в свойственной ему манере, весьма далекой от норм приличия и дипломатии, назвал турок захватчиками, совершенно позабыв о том, что адресаты его выпадов в ответ могут достать историческое зеркало и справедливо задаться встречным и неудобным вопросом: «А судьи кто?» В рамках разгоревшейся дискуссии о будущем Айя-Софии, к которой российских депутатов, собственно, никто не приглашал, народные избранники вспоминали и эпигонскую концепцию «Москва — третий Рим», отрицающую за РФ право на автохтонный исторический путь развития, да к тому же будоражащую со дна веков мутную тину колониального дискурса, крайне опасного для современной многонациональной страны. Словом, депутаты повели себя как слон в посудной лавке: то ворошат длинным хоботом в делах суверенного государства, то размазывают массивным седалищем хрупкие религиозные символы и смыслы. Другими словами, на алтарь предвыборной алчности они швырнули багаж добрососедских отношений России с ее важнейшим экономическо-политическим партнером в исламском регионе, а заодно в топку своих непомерных амбиций тщатся отправить наработки на ниве межрелигиозного согласия, которое всегда чувствительно к всякого рода неосторожным телодвижениям. 

Владимир Жириновский, вспоминая падение Константинополя, в свойственной ему манере, весьма далекой от норм приличия и дипломатии, назвал турок захватчиками «Владимир Жириновский, вспоминая падение Константинополя, в свойственной ему манере, весьма далекой от норм приличия и дипломатии, назвал турок захватчиками» Фото: «БИЗНЕС Online»

КОНЦЕПТ «МОСКВА — ТРЕТИЙ РИМ» БЫЛ ПЕРЕОСМЫСЛЕН В КОЛОНИАЛЬНОМ КЛЮЧЕ ЛИШЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

В чем же, скажем так, оказались неточны наши депутаты? Начнем с имперской идеологемы «Москва — третий Рим», к которой они так охотно апеллировали в эти дни и в которой усмотрели «первую национальную идею нашей страны — создание крупнейшего христианского государства на планете».

Историками вопроса уже давно показано, что концепт «Москва — третий Рим» был переосмыслен в колониальном ключе лишь во второй половине XIX века. Изначально же он носил совершенно другой смысл — увещевательно-предостерегающий. Когда монах Филофей первым произнес свое знаменитое «Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать», он не предлагал никакого расширенного, имперско-колониального, толкования этой доктрины. В своих посланиях, где приводится данная фраза, инок осуждал зло астрологии и католицизма, а в этих словах заключалось просто увещевание власти, коим должно уничтожить ереси и защитить Церковь, дабы не повторить плачевную судьбу византийских греков. Это было предупреждение церковника, а не ода идеям вселенской империи.

Затем доктрина «Москва — третий Рим» вообще попала под церковный запрет. Все дело в том, что ее взяли на вооружение противники никонианской реформы, которые видели в России Третий Рим постольку, поскольку ее церковь считали чище греческой. Поэтому в 1667 году на Большом Московском соборе подверглась осуждению «Повесть о белом клобуке», собственно, пропагандирующая идею Третьего Рима, как «лживая и неправая».

Далее о Третьем Риме надолго забыли. Да, поздние историки в экспансионистской политике Петра I и Екатерины II склонны видеть влияние идеи Филофея, но сами российские самодержцы свою внешнюю политику так не воспринимали. Сравнение Российской империи с Римской не редкость в ту эпоху, но ссылки на доктрину Третьего Рима в письменных памятниках того времени, как заметили исследователи, не встречаются. Так, в 1697 году греки братья Лихуди поднесли Петру Великому оду, в которой описывали царя как наследника трона в Константинополе, но ни в этой оде, ни в других подобных произведениях формула «Третий Рим» не появляется.

Она остается малоизвестной за пределами староверских общин и в первой половине XIX века. Даже в текстах славянофилов, ряд которых верили, что Москва превзошла и Рим, и Константинополь, нет указания на концепт Филофея. Конечно, священнослужители знали о существе идеи Третьего Рима, но церковные исторические работы, которые содержали отсылку к ней, не раскрывали ее подробно: упоминание Третьего Рима обнаружило бы связь между взглядами раскольников и доминирующими во многих православных церковных текстах XVI века антигреческими настроениями и тем самым легитимизировало бы раскольническую теологию. 

Перелом происходит лишь во второй половине XIX века, когда историк Владимир Иконников предложил радикально новую интерпретацию доктрины, переиначив ее в имперском ключе, а затем ретроспективно опрокинув на всю российскую историю, в свете чего прежние факты стали интерпретироваться совершенно иначе.

Поэтому конструкт «Москва — третий Рим» никак не может быть первой национальной идеей российского государства, как уверяют нас отдельные депутаты. Впрочем, суть не в том, чтобы придираться к их осведомленности по части исторической фактуры, главная претензия к ним заключается совсем в другом — в том, что они из недр небытия зачем-то воскрешают призрак почившей в Бозе имперской идеи. Сможем ли мы построить крепкую современную демократическую страну, если кому-то в России будет лепиться одиозной образ захватчиков, пользуясь терминологией Жириновского? Полагаю, что нет. Это мина замедленного действия. Гораздо продуктивнее опираться на идею, высказанную госсоветником Татарстана Минтимером Шаймиевым на одном из болгарских жиенов: «Все плохое надо оставлять в прошлом, а в будущее брать только хорошее».

Местные жители с турецкими флагами у собора Святой Софии в Стамбуле, который снова стал мечетью «Местные жители с турецкими флагами у собора Святой Софии в Стамбуле, который снова стал мечетью» Фото: © Бурджу Окутан, РИА «Новости»

ГРЕКИ НИКОГДА НЕ ГНУШАЛИСЬ НАВЯЗЫВАНИЕМ СВОЕЙ КУЛЬТУРЫ

Возведение России к греческой Византии, как это предполагается в доктрине «Москва — третий Рим», ущербно еще и потому, что подрывает основы духовного суверенитета нашей страны.

Греки никогда не гнушались навязыванием своей культуры. Вспомним грандиозную аферу с подменой азбуки Кирилла и Мефодия. Эти великие равноапостольные святые всю жизнь боролись за равноправие верующих. Во-первых, в непростых богословских дебатах, потребовавших от них известной доли мужества, солунские братья одолели «догмат треязычия», по которому отправлять богослужения разрешалось лишь на трех языках, коими была начертана фраза «Иисус — Царь Иудейский» на кресте Христа. Они опрокинули это богословское ограничение и добились для славян права молиться на родном наречии. Во-вторых, разработали для славянских народов абсолютно уникальную азбуку — глаголицу, которая учитывала все фонетические нюансы славянской речи. Это был подлинный и не имеющий в мире аналогов лингвистический шедевр. Чего только стоит глубочайший христианский символизм использованных графем. Так, все буквы созданной ими азбуки состояли из комбинации трех элементов: креста, круга (символ вечности) и треугольника (символ Троицы). Эта была истинно христианская азбука. Неслучайно многие склонны верить, что она была явлена равноапостольным святым не иначе как через Откровения от Бога.

Но что сделали с этим шедевром греки и их последыши — грекофилы? Они подменили творение Кирилла и Мефодия на фактическую кальку с греческого, которую издевательски назвали кириллицей, хотя великий Кирилл не имел к ней ровным счетом никакого отношения. Пронизанная духом христианства азбука была заменена на алфавит, придуманный некогда греческими язычниками и совершенно не приспособленный к славянской речи (отсюда, к слову, и целый ряд буквенных повторов, которые постепенно устраняли в рамках нескольких алфавитных реформ). Согласитесь: неслыханное святотатство!

Однако на этом греки не успокоились. Веками они держали Русскую церковь в полном подчинении Константинопольского патриархата. Пользуясь своим привилегированным положением, несколько столетий греки Византии не давали учредить на Руси патриаршество. Это случилось лишь в 1589 году (через 6 веков после крещения Руси), кстати, во многом благодаря туркам, взявшим Константинополь и сбившим спесь с надменных византийцев, вынужденных отныне быть более сговорчивыми. Но до того греки смотрели на русских пренебрежительно: они практически не подпускали их к руководству духовными делами на собственных землях. Так, 22 из 24 известных до начала XIV века митрополитов Руси — греки. Греками были и большинство епископов в почти двух десятках древнерусских епископий, а также настоятели монастырей и прочие иерархи. 

«Реальным выражением власти Константинопольского патриарха и византийского императора над русской церковью, — отмечал Михаил Рейснер в книге „Духовная полиция России“, — был целый ряд существенных прав церковно-административного характера, каковы, например, право изменения и направления русского церковного устройства, назначения и посвящения митрополитов, право надзора и высшего суда в русской церкви, а также право на получение денежной дани, которую ежегодно русские митрополиты отправляли в Константинополь». Более того, константинопольские «патриархи требовали от русского духовенства, чтобы императоры греческие поминались в русских церквях в качестве „высочайших и святых самодержцев“». «„Высочайший и святой самодержец“ Византии, — делает вывод исследователь, — оказывался таким образом владыкою церкви православной, духовным властителем русской земли».

Чем обернулась такое владычество для моих соседей? Достаточно вспомнить печально известную никонианскую реформу, которая была проведена во имя приведения русских церковных порядков в соответствие с новогреческими религиозными законоположениями. В результате русские люди, пожелавшие сохранить верность исконному древлеправославию, в одночасье превратились в изгоев на родной земле, которых нещадно ломали и преследовали полицейскими карательными методами. Подлинные масштабы этой катастрофы, ставшей одной из главных трагедией в истории Русской церкви, только сейчас начинают осознаваться историками. Разве не странно, что на подобном фоне депутаты Госдумы возводят нашу страну к зачинщикам данной трагедии — в полном смысле иностранным агентам влияния?

Самое любопытное, что депутатам совсем недавно представилась возможность лицезреть подлинное отношение Константинополя к России. Вспомним, как в украинско-российском противостоянии, которое не без стараний американской дипломатии, к сожалению, разгорелось в последние годы между нашими странами, Константинопольский Вселенский Патриарх не захотел принимать сторону РФ и грубо наплевал на духовное единство двух братских славянских народов. В нашей стране скандальное предоставление автокефалии Украинской православной церкви восприняли как пощечину, и Священный Синод РПЦ принял решение о полном прекращении евхаристического общения с Константинопольским патриархатом. Может быть, отдельным депутатам уже пора проснуться и осознать, что застарелый концепт «Москва — третий Рим», провозглашающий третьесортность России и делающий ее производной от Византии, работает явно не в российских интересах?

ЧЕМ МЕНЬШЕ ДЕПУТАТЫ ВСТРЕВАЮТ В ОТНОШЕНИЯ ВЕРУЮЩИХ ЛЮДЕЙ, ТЕМ КРЕПЧЕ ВЕКОВОЙ СОЮЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ТРАДИЦИЙ

На ниве религиозных по форме, но предвыборных по сути баталий депутаты Госдумы умудрились запустить камень и в огород мусульман. Призывая Эрдогана равняться на Ататюрка и вместо возвращения в стены Айя-Софии мусульманского храма оставить там музей, созданный воинствующими богоборцами в рамках антирелигиозной кампании, наши депутаты неосознанно совершили акт ксенофобского камингаута. Фактически они сознались — сознательно или не совсем осознанно — в своем неприязненном отношении к исламу. Мы-то, наивные идеалисты, верим, что христианство и ислам — родственные ветви одного монотеистического древа, что устами мусульман и христиан возносится хвала Единому для всех нас Богу, а вот отдельные депутаты, как оказалось, считают совсем иначе. Они даже готовы пойти на международный скандал, лишь бы не допустить в стенах древней святыни возобновления мусульманской молитвы.

Депутат от ЛДПР Леонид Слуцкий, как глава международного комитета Госдумы, инициировавший принятие обращения российских депутатов к их турецким коллегам в связи со сменой статуса Айя-Софии, не скрывает своих внутренних мотивов. «Мы защищаем христианские ценности, — заявил он, сотрясая четками в воздухе, — и никогда не останавливались в их защите». Российские избиратели наивно полагают, что законодатели нашего светского государства должны защищать ценности всего поликонфессионального общества многонациональной России, ан нет: вскормыши Жириновского пекутся (по крайней мере, на уровне риторики) лишь об одной конфессии. Стоит ли после такого рода заявлений удивляться, что ЛДПР традиционно набирает на выборах в Татарстане, жители которого не на словах, а на деле дорожат межрелигиозным согласием и равноправием, мизерное число голосов?

Депутат от КПРФ, координатор межфракционной депутатской группы по защите христианских ценностей (есть и такая в парламенте светской страны) Сергей Гаврилов решил переплюнуть и ЛДПР. Несколько лет назад он заявлял: «Мы ожидаем от турецкой стороны дружественного шага — возвращения собора Константинопольской Софии христианской Церкви». Нынче же на фоне разгоревшейся дискуссии депутат скорректировал позицию, заявив, что можно принять предложение армянского патриарха Турции о том, чтобы предоставить возможность служить в Айя-Софии разным конфессиям.

Хотя данные заявления продиктованы, как мне представляется, антиисламским/ксенофобским настроем, все же нельзя не согласиться с некоей разумностью последнего предложения. Действительно, было бы прекрасно, если бы в стенах одного храма молились представители разных конфессий. В свое время, когда к нашему Пророку прибыла делегация наджранских христиан, исповедовавших христианство ромейского (то есть византийского) толка, он позволил им совершить обрядовый молебен внутри мединской мечети, что в назидание потомкам описал авторитетнейший классик ислама Ибн-Хишам. Продолжение/возобновление этой сунны/практики Пророка пошло бы на пользу и современному миру.

Однако для того, чтобы подобное произошло, надо не только требовать от других высоких стандартов духовности, но и самим соответствовать им. Как учил великий святой Серафим Саровский: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Почему бы Гаврилову с аналогичным призывом не обратиться к российскому народу, скажем, не призвать его к совместным межконфессиональным молебнам в стенах храма Василия Блаженного на Красной площади, который, как известно, является, по одной из версий, «реинкарнацией» разрушенной при штурме Казани мечети Кул Шариф? Если о таком и помыслить страшно, тогда не надо лезть со своим уставом в чужой монастырь, тем более что конфессиональные потуги коммунистов и жириновцев, к тому же предвыборного замеса, истинно православным людям и мусульманам вовсе не нужны, а применительно к нашей стране так и подавно: чем меньше депутаты встревают в отношения верующих людей, тем крепче вековой союз отечественных религиозных традиций ислама и православия.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (301) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
11.07.2020 08:41

Наши депутаты не могут никуда не встревать. Они же все проблемы внутри страны решили и теперь им совершенно нечем заняться. А заработную плату надо за что- то получать.

  • Анонимно
    11.07.2020 08:41

    Считаю ровно наоборот.
    Айя-София изначально собор, и кемалисты это понимали, в отличие от вас.
    Представьте, что на месте Кул-Шарифа сделают церковь, которая восславит единого Бога. Многие мечети, которые при советах забрали, вернулись мусульманам назад.
    А вы, в данном случае, за логику советов

    • Анонимно
      11.07.2020 09:48

      Я за то, чтоб снести этот новодел в Кремле и разбить там сквер.

      • Анонимно
        11.07.2020 13:14

        Всё когда то было новоделом. Через 300 лет Кул-Шариф будет внесён в охраняемый ЮНЕСКО. Зачем сносить? Потерпи немного.

        • Анонимно
          12.07.2020 02:52

          Каких то 300 лет. Кто то сдохнет или ишак или падишах. Подумаешь. Пару тройку лет назад, на Евровидение победила Джамала. Что творилось на страницах БО! Какая эйфория! Слезы пробивались сквозь строки. Она спела на татарском. Татарский конечно не наш а крымский. Что случилось с певицей, кот принесла победу Украине, ее даже не выпустили по традиции открывать следующий финал. Да и то выступление, кот закрыли рекламой, не обошлось без курьеза. НЕ повезло ей на сцене, именно ее выступление выбрал хулиган, не позволительно пытавшийся оголить свой ...ад. Естественно службы его удалили. Но кто сегодня знает эту певицу? Вот вся цена победы

          • Анонимно
            12.07.2020 14:06

            02:52 Меня умиляют такие люди, которые думают, "если я не знаю, значит, никто не знает".
            Вы знаток украинской эстрады?
            Или победитель Евровидения должен сразу стать мировой суперстар? Кроме Аббы, это никому не удавалось. Когда несколько лет назад там победил Дима Билан, кто о нем помнил за границей уже через 3 дня? А сколько было пафоса, патриотической истерики, "мы всех порвали!". Ага, порвали, только свои штаны.

      • Анонимно
        11.07.2020 14:20

        А я за то, чтобы снесли все и поставили 9 мечетей, который были изначально при Казанском ханстве. Надо быть справедливым.

      • Анонимно
        11.07.2020 14:22

        Новоделы это все то, что построили на месте снесённых мечетей, помимо которых ничего там не было, если Вы не забыли и память не подводит. Если сносить, то только то, что построили на месте мечетей. И да, Кул Шариф это визитная карточка Казани, которая нравится всем национальностям по России и не только. Мои друзья из Казахстана были очарованы этой красотой и все остальное, что находится в Кремле, им даром не нужно было. Надеюсь, намёк понятен

        • Анонимно
          12.07.2020 13:29

          Так чтобы оценить исторические здания, образование нужно, хотябы минимальное и вкус.. Дорого-бохато-и размером побольше привлекло? сочувствую. А кремль у нас и правда хорош, который древний, с историей.

    • Анонимно
      11.07.2020 11:01

      Дорогой мой, учи матчасть, после захвата Казани Иван грозный на территории Казанского кремля снёс все мечети и построил там церковь, так что Кул-Шариф это историческая справедливость!

      • Анонимно
        11.07.2020 11:09

        а все что построено после - это новоделы

      • Анонимно
        11.07.2020 11:39

        11.01 Учитель мат части. Грозный взял Казань, он завоевал и сделал то что положено победителю

        • Анонимно
          11.07.2020 11:47

          11.39 Вот турки и делают, что положено победителю!

          • Анонимно
            11.07.2020 14:01

            Они итак на этой территории живут и мечетей там сколько необходимо, а то что опять из Святой Софии сделали мечеть это позор Турции!

          • Анонимно
            11.07.2020 20:35

            Тюрки не победители. Османская империя пала. Турция была участником первой мировой, терпела поражение и подписав перемирие вышла из войны,
            с потерей территорий и империи. После поражения нужна была идеология, для новой Турецкой республики. Что провел Ататюрк, и сделал Ай Софию музеем. Как оказалось дальновидно. Что там дальше будет - никто не знает. После подлого сбитого нашего летчика, самого Эрдогана ждал госпереворот Гюлленовцев . Гюллена сша не выдал. КТО там победитель?. Кстати Россия не стала мелко пакостить, и предупредила службы эрдогана о непонятной возне перед покушением

            • Анонимно
              11.07.2020 21:51

              аналогично про Россию и Ленина

              • Анонимно
                12.07.2020 02:30

                НЕТ. НЕ аналогично. Турки потеряли территории, сжались. Россия вышла и перешла в гражданскую. Потери территории, не столь значительны, да и скорее естественны. Это мешало образованию СССР.

                • Анонимно
                  12.07.2020 11:48

                  02:30 согласен с вашими мыслями, но и 21:51 тоже прав, где сейчас Польша, Финляндия, Манчжурия, все бывшие советские республики. Тоже самое можно сказать про Великобританию. Победитель пока только один - США

            • Анонимно
              11.07.2020 23:27

              20.35 бла бла бла. Эта Айя София сейчас где? В Турции! Так что её они уж точно захватили и делают, что хотят!!!

      • Анонимно
        11.07.2020 13:59

        Вот и со Святой софией необходимо восстановить историческую справедливость. А то что из нее опять сделали мечеть - глухое средневековье!

        • Анонимно
          11.07.2020 15:27

          13.59 глухонемых средневековье это превращать в 21-м веке федеративное государство в монархию и прописывать верховенство одного народа над другими в основном законе и лицемерно гордиться этим!

    • Анонимно
      11.07.2020 13:41

      "Многие мечети, которые при советах забрали, вернулись мусульманам назад.".
      __________

      Вот и мечеть Айя София после кемалистов вновь стала тем, чем и была до кемалистов на протяжении 500 лет - мечетью.

      Ситуацию вернули до того положения, которое было до кемалистов/коммунистов.

      • Анонимно
        11.07.2020 21:41

        11.07.2020 13:41
        а КАК с турецкого переводится София?

        • Анонимно
          11.07.2020 23:30

          22.41 Это вы так выговариваете. На турецком Суфия!

          • Анонимно
            12.07.2020 22:18

            11.07.2020 23:30
            Я НЕ спрашиваю КАК выговаривается, я спрашиваю КАК переводится!

        • Анонимно
          12.07.2020 03:14

          Имя женское такое есть у арабов, а от них и у татар, турков и других исламских народов.

        • Анонимно
          12.07.2020 16:20

          Суфия- "мудрая". Встречается у татар.

    • Анонимно
      11.07.2020 22:44

      единственный здравый комментарий

  • Анонимно
    11.07.2020 08:41

    Наши депутаты не могут никуда не встревать. Они же все проблемы внутри страны решили и теперь им совершенно нечем заняться. А заработную плату надо за что- то получать.

  • Анонимно
    11.07.2020 08:44

    РУССКИЕ (славяне) И ТУРКИ (тюрки)

    исторически соревновались кто больше победит Византийцев и "освободит" к своим рукам еще один кусок земли

    Турки здесь выиграли и это хорошо.

    а то бы в 1917 году после русской октябрьский революции
    этот красивый комплекс взорвали бы как храм Христа спасителя и построили бы там бассейн.

    а из Стамбула бы сделали Воронеж или Киров

    Благодаря туркам-тюркскому народу мы можем видеть это здание во всей красе и молиться в нем.

    Список походов русских против Византийцев прилагается.

    Набег «рати великой русской» на крымский византийский город Сурож(Сугдею) на рубеже VIII—IX веков под предводительством князя Бравлина.

    Поход руси против Византии (830-е годы) — набег руси на Пафлагонию в правление императора Феофила. Русы разграбили город Амастриду и удалились.

    Поход руси против Византии 860 года — поход на Царьград. Хотя Царьград не был захвачен, русы увезли большую добычу. Предположительно поход возглавляли киевские князья Аскольд и Дир.

    Русско-византийская война 907 года — легендарный поход на Царьград князя Олега. Согласно «Повести временных лет», успешный поход князя Олега на Царьград привел к подписанию мира в 907 году. В 911 году состоялось заключение выгодного для Руси торгового договора.

    Русско-византийская война 941—944 годов — походы на Царьград князя Игоря. Во время первого похода войско русов потерпело неудачу на море, второй поход закончился подписанием мирного договора и данью от Византии.

    Русско-византийская война 970—971 годов — поход князя Святославасначала в союзе с греками против Болгарии, а затем в союзе с болгарским царём Борисом II против Византии. Война окончилась уходом русских войск из Болгарии и гибелью Святослава от рук печенегов.Русско-византийская война 988 года — осада Корсуни в Крыму князем Владимиром. После захвата Корсуни последовало постепенное крещение русского народа.

    Поход руси против Византии 1024 года — самостоятельный негосударственный поход отряда русов под предводительством Хрисохира на остров Лемнос произошёл в смутную пору борьбы за власть на Руси. Все 800 участников похода погибли.

    Русско-византийская война 1043 года — нападение флота (400 кораблей) Ярослава Мудрого на Царьград. Закончился неудачей, часть флота погибла во время бури, часть сожжена греческим огнём

    • Анонимно
      11.07.2020 09:49

      Много и не правильно

      • Анонимно
        11.07.2020 11:10

        обоснуй

        • Анонимно
          11.07.2020 11:33

          Лучше историю перечитай в правильном контексте.

        • Анонимно
          11.07.2020 17:24

          Я обосную за другого комментатора:целых 8(!!!) походов славян на Византию. Тем временем Османы начиная с битвы при Манцикерте в 1071 году и кончая Падением Константинополя в 1453 году воевали практически 400 лет(!!!) и там количество воин более 8, которые длились порой годами, а не какие-то жалкие 8 походиков. Благодаря туркам-сельджукам мы не можем видеть тысячи храмов, которые они разрушили в Анатолии. А ваши рассуждения 08:44 это невежество и копипаст Википедии. Рассуждения в таком ключе крайне опасны

          • Анонимно
            11.07.2020 17:56

            17.24

            зато РУСИЧИ воевали с 800 годов

            потом Батый образумил их

            и перестали они войнами идти на Византию

            • Анонимно
              11.07.2020 21:03

              Ну и где ваши татаро-монголы? В пыли веков

              • Анонимно
                11.07.2020 21:27

                Как где? Все они живут на своих землях.

              • Анонимно
                12.07.2020 21:50

                21.03 мы здесь, живем на своей земле, приезжай в гости. А где мордва, мокшанин, варяги, викинги или дети монгольских воинов?

                • Анонимно
                  12.07.2020 22:25

                  12.07.2020 21:50
                  Речь идет о татаро-монголах, а не о булгарах!

                • Анонимно
                  13.07.2020 03:01

                  12.07.2020 21:50
                  Мордва по всему Поволжью живет, в т.ч. и в Татарстане, гражданина по фамилии Мокшанин, разыщите в адресном столе, раз в интернете не можете найти, варяги, они же викинги, живут в Скандинавии, дети монгольских воинов живут в Монголии, а русские расселились от Балтики до Тихого океана, и на ВСЕМ этом пространстве звучит русская речь, и даже посты в инете на русском языке составляют!
                  Еще вопросы ЕСТЬ?

            • Анонимно
              12.07.2020 11:51

              17:56 1043 год, последний поход, как указан, до похода Батыя еще около 200 лет, кто кого образумил? Может единая религия все-таки, принятая в 988 году?

            • Анонимно
              12.07.2020 22:23

              11.07.2020 17:56
              ПОСЛЕДНИЙ поход русских на Византию - 1043 г.
              Вторжение Батыя - декабрь 1237 г.

          • Анонимно
            11.07.2020 21:59

            11.07.2020 17:24
            В XI веке были еще не османы, а сельджуки! В 1077 г. они основали Румский султанат - первое турецкое государство в Малой Азии.

            • Анонимно
              12.07.2020 11:49

              21:59, а я и написал турки-сельджуки, читайте внимательно, 5 строчка

          • Анонимно
            12.07.2020 16:26

            В Анатолии никогда не было тысяч храмов. Ана Дала- это "родная земля", исконная территория тюрков-мусульман, которые жили там тысячи лет ещё до прихода туда Сельджуков. Сочинители фейковых историй подают дело так, как будто тюрки там появились только с Сельджуками. На самом дел Сельджуки только захватили власть и образовали государство там, где всегда жили тюрки. См. "Тюркские термины в поэмах Гомера".

            • Анонимно
              13.07.2020 03:06

              12.07.2020 16:26
              Анатолия -это ГРЕЧЕСКОЕ слово, означает "восточная", т.е. территория к востоку от Греции!
              Этнический состав Малой Азии в античные времена был чрезвычайно пестрым! Хатты, хетты, каппадокийцы, пафлагонцы, ликийцы, лидийцы, кАрийцы, писидийцы, киликицы, мизийцы, фригийцы, вифины.
              вы, наверное, ПЕРВЫЙ раз слышите о существовании этих народов!
              А о них писали и древние египтяне, и ассирицы, и вавилоняне, не говоря уж о древних греках. Так вот, ВСЕ эти народы, после похода Александра Македонского, с 336 г. до н.э., растворились среди греческих переселенцев. Которые и ДОМИНИРОВАЛИ в Малой Азии вплоть ДО вторжения турок-сельджуков, в середине XI н.э.
              До тюркизации, население Малой Азии (Византии) говорило по-гречески, на востоке полуострова - по-армянски!
              ВСЯ Малая Азия была усеяна греческими названиями городов: Анкара-Анкира, Анталья-Атталия (в честь греческого царя Аттала), Изник-Никомедия, Измир-Смирна, Эрзурум-Феодосиополь, Асшехир -Филадельфия и т.д.
              ВСЯ Турция усеяна остатками древнегреческой архитектуры, подобные Пальмире!
              А вот Диярбакыр назывался Тигранакерт, Эрзерум - Карин.
              Греки заселяли Малую Азию в 3 этапа:
              1) в IX - X веках до н.э. - греки заселили восточный берег Эгейского моря, (современное западное побережье Турции), и основали там города: Милет, Галикарнас (Бодрум), Фокею (Фоча), Смирну (Измир), и знаменитую ТРОЮ!
              2) в VIII-VI веках до н.э. - в ходе греческой морской колонизации, они заселили черноморское (северное) и средиземноморское (южное) побережья Малой Азии, основав города: Трапезунд (Трабзон), Синопу (Синоп), Гераклею (Эрегли), Фаселиду, Сиде, Солы.
              3) После похода Александра Македонского, после 334 г. до н.э., когда греки заселили ВСЮ Малую Азию!
              Интенсивная греческая колонизация Малой Азии началась после похода Александра Македонского, с 336 г. до н.э.
              Интенсивная турецкая колонизация Малой Азии началась с 1067 г. н.э.
              Разница: 1403 года!
              Прибрежные города основывались греками еще раньше! Трапезунд (Трабзон) основан греками в 756 г. до н.э. Захвачен турками в 1461 г. н.э. Уже ПОСЛЕ падения Константинополя!

    • Анонимно
      11.07.2020 14:26

      Историческая ложь в каждом предложении

    • Анонимно
      11.07.2020 21:45

      11.07.2020 08:44
      Взорвали бы?
      Да в РЕАЛЕ красные в гражданскую войну, и Молдавию НЕ смогли взять, на Днестре остановились!

  • Анонимно
    11.07.2020 08:51

    Турцию нужно поставить на место...и вернуть все как было!!!!

    • Анонимно
      11.07.2020 09:06

      Вы сперва своих депутатов поставьте на место указанное в Конституции)))

      или слабо?

      • Анонимно
        11.07.2020 10:30

        . Жириновский уже давно изжил себя своими непоследовательными высказываниями. В связи с последними событиями возникает вообще вопрос о самой партии, которая соревнуется с правящей по наличию уголовников

    • Анонимно
      11.07.2020 09:44

      Молодцы турки, все правильно сделали

      • Анонимно
        11.07.2020 10:41

        А что они сделали правильно? Вы это говорите как приверженец арабской религии или гражданин России?

        • Анонимно
          11.07.2020 11:11

          А причём здесь гражданин России. Не далее как вчера большенство комментариев к статье о танцах под кремлем, писали, что они атеисты.

        • Анонимно
          11.07.2020 11:12

          Поздравляю всех мусульман! Спасибо Эрдогану! Хорошая новость.

          • Анонимно
            11.07.2020 11:40

            Замедленная мина. С чем поздравить?

            • Анонимно
              11.07.2020 14:28

              Для кого мина, для кого нет. Я рад, после коронавируса лечу в Турцию отдыхать и помолюсь в этой мечети. Меня все устраивает

              • Анонимно
                12.07.2020 13:35

                Вот да, разумно было бы теперь не поддерживать туристических отношений с Турцией. Дикие и непредсказуемые они, и чем дальше , тем больше.

                • Анонимно
                  12.07.2020 14:11

                  13:35 "дикие и непредсказуемые" для всего мира как раз мы. А Турция- вменяемая страна с четким пониманием своих интересов и четкой стратегией по их отстаиванию. Это все в мире видят и понимают. От Турции выкрутасов не ждут.

                • Анонимно
                  13.07.2020 10:09

                  Работал в турецкой строительной компании два года. Совершенно нормальные люди, никакой дикости в них не видел.
                  М изменение статуса музея резко не согласен.

        • Анонимно
          11.07.2020 11:12

          а у вас какая религия? греков?

          • Анонимно
            11.07.2020 13:26

            А атеист. И мне не нравится этот выпад Турции, не потому что христианин, а потому что это памятник культуры. Ваши братья мусульмане в Афганистане уже лишили человечество многих памятников.

            • Анонимно
              11.07.2020 13:53

              13.26 так атеист или христианин? Определитесь. Как и ваши братья христиане лишили человечество многих памятников.

              • Анонимно
                11.07.2020 14:47

                Написал же, что атеист. Вы же думает, что все кто против это христиане.

                • Анонимно
                  11.07.2020 16:42

                  Он написал атеист и христианин. Внимательно читайте

            • Анонимно
              11.07.2020 15:18

              У атеистов начало ничто и конец ничто. Им не стоит переживать, ибо мир их лишён смысла. Разве не так?
              А вот Эрдоган один из нас. Да будет у него всё окей!

            • Анонимно
              11.07.2020 16:41

              Атеист-христианин? Хм. Это даже похлеще, чем коммунист с крестом на шее

              • Анонимно
                11.07.2020 19:06

                Я написал, что возмущаюсь, не потому что я христианин. Я атеист. Так понятно?

            • Анонимно
              11.07.2020 22:45

              Не все турки приветствуют решение парламента, даже религиозные, но раз такое решение принято, то это дело турков. К тому же Эржоган пообещал, что доступ в мечеть будет доступен для представителей всех конфессий, да ещё бесплатно теперь, в отличие от прежнего музейного статуса.
              Рим Дашкин

          • Анонимно
            11.07.2020 14:28

            Славянская религия была язычество

            • Анонимно
              11.07.2020 17:29

              14:28 Булгары вроде тоже всего на 60 лет опередили славян со сменой религии, так что хвастаться нечем

            • Анонимно
              12.07.2020 13:36

              Князь Владимир Русь крестил, все что было до того- не в счет.

              • Анонимно
                12.07.2020 16:28

                "На Руси пити- веселию быти"- так князь Владимир обосновал свой выбор религии. Выбор алкоголика.

                • Анонимно
                  13.07.2020 02:54

                  12.07.2020 16:28
                  Турецкий султан Селим Пьяница 1566—1574, сын того самого Сулеймана Великолепного, что выбрал?

        • Анонимно
          11.07.2020 11:18

          10.41 Во-первых, у религии нет национальности. Во-вторых, гражданин России не имеет права свободно исповедовать любую религию??? Разрешение надо просить у государствообразующего или у царя? Смотрите, чем выше нос задираете, тем больнее будет падать)))

        • Анонимно
          11.07.2020 14:27

          Он писал, как приверженец религии мира, религии всех людей, именуемой исламом.

      • Анонимно
        12.07.2020 13:33

        Да уж, опозорились на весь мир, захватили музейную реликвию на своей же территории. А с фресками и мозайкой древней что делать будут? краской замажут? дикость какая.

        • Анонимно
          12.07.2020 14:18

          13:33 А про Исаакиевский собор в Спб не хотите ничего сказать? Точно такая же история. Был музеем. Потом РПЦ положила на него глаз. И все, перестал быть музеем. Причем, если как музей, он сам зарабатывал на свое обслуживание, то теперь РПЦ требует финансирование из бюджета, типа, это "памятник архитетуры", а "у нас нет денег его содержать". Что-то не слышу возмущения.
          Турки, кстати, объявили, что для туристов ничего не изменится. Все фрески и мозаики останутся на месте. А люди смогут посещать и смотреть. Если бывали в Стамбуле, там напротив Софии стоит Голубая мечеть (Султан-Ахмет). Действующая. Но туристы туда ходят толпами, не меньше, чем в Софию. Женщинам на входе бесплатно дают платки и шали (покрыть голову и обернуть бедра, если в слишком короткой юбке или шортах). Никто не напрягается.

  • Анонимно
    11.07.2020 08:52

    Нечего соваться в чужую страну, в чужие решения политические. Это их территория, их президент. Как решил, так и будет. У вас в стране свои храмы, мечети, синагоги вот там свой устав применяйте.

    • Анонимно
      11.07.2020 09:52

      Айя София - всемирное наследие. 1500 лет Византии и этот Собор памятник не турков. Весь мир вмешивается в дела в друг друга, санкции, если не война. Обязательно должны вмешаться - на политическом уровне

      • Анонимно
        11.07.2020 12:15

        09.52 «весь мир вмешивается»... нет не весь, а только вечно суют свой нос две страны на планете. Одной простительно, она гегемон, у неё порядок во всем, а вот другой, которая у себя ничего в порядок привести столетиями не может, а ещё лезет к другим, не простительно и глупо!

        • Анонимно
          11.07.2020 14:04

          ооой, да что выы, расскажите как неграм в США какой там порядок)))

          • Анонимно
            11.07.2020 14:28

            14 04 Вам на каком языке рассказать? На английском, не поймёте. Так как даже на русском, так и не умеете писАть))

            • Анонимно
              11.07.2020 17:31

              14:28 у вас самого(-ой) со стилистикой русского языка большие проблемы

              • Анонимно
                11.07.2020 20:35

                17.31 А мне плевать, какой у меня уровень русского))) Я стремлюсь совершенствовать английский и татарский! А вы даже свой русский, который всячески пропагандируете, не хотите выучить грамотно))

                • Анонимно
                  11.07.2020 21:31

                  Согласен. Татарин

                • Анонимно
                  12.07.2020 02:56

                  Это точно заметно, слушая наших чинов. Но там английского нет. Думаю и грамотного татарского тоже

                  • Анонимно
                    12.07.2020 22:01

                    02.56 а вы слышали их татарский, и что поняли? Судите стереотипами недалекими?

                • Анонимно
                  16.07.2020 02:49

                  11.07.2020 20:35
                  Когда ВЫ сдавали выпускные экзамены в школе, и вступительные в ВУЗ, вам было очень НЕ наплевать на этот уровень, потому что, от этого уровня ТОГДА зависело ВАШЕ будущее!

  • Анонимно
    11.07.2020 08:54

    Слабенькая статья.

  • Анонимно
    11.07.2020 08:57

    интересная статья по качеству доводов и смелости

    впервые прямо указаны на многочисленные двойные стандарты "политики или политиков"

    • Анонимно
      11.07.2020 10:40

      Приятно читать, написано весьма остроумно и с красивыми оборотами.

  • Азат Д
    11.07.2020 09:03


    Вся политика Эрдогана, это тонкий троллизм России. Как с Сирией, газом, вооружением , религией, крутят Россией. Россия второй номер, только реагирует.

    • Анонимно
      11.07.2020 09:57

      Ну если реальных сил на политику не хватает, остается троллить. И ты тут ошибься
      , назвав турков номер один. Исподтишка хулиганить это номер один? Это подличать, так испподтишка как и в Сирии, сбив нашего летчика? Замахнуться на империю силенок нет, но очень хочется - вот и гадят втихую. Это по другому называется

      • Азат Д
        11.07.2020 10:15


        Какой исподтишка? Если у оппонента мозгов нет, надо это по максимуму использовать.
        Например: газопровод, турки (наверное даже азербайджанцы им) Танап построили, пока Россия туркам трубу тянула. Теперь вентилями будет играться.
        Вы думаете туркам нужны с400? они теперь тоже ими играться будут между НАТО и Россией.
        Сирия, это территория бывшей Порты, тюркскиий мир так сказать. Сбили они так, что России нечего было ответить.
        Это мечеть, чисто религиозный вопрос. К Византии Россия мало отношение имеет, там рулит не РПЦ, тем более ее чуть ли нет же её отлучили. Но Россия взявшая на себя ношу защитника всего православия, решили дернуть за это, посмотреть на реакцию. Уверен как обычно будет, когда много пафоса, жиденько будет.

        • Анонимно
          11.07.2020 10:42

          1) Играть вентилями - это политика( наши тоже играют). Статья дохода ( как туризм). 2)С- 400 тоже игра турков между НАТО и Россией. Пусть играет, говорю же силенок то нет, на что либо существенное. Сирия была когда то тюркской территорией - была да сплыла. ВСЕ баста, мечтал Эрдоган об имерии, но только пока мечты. А сбил - просто подленько, шакально. По другому не назовешь. И правда - Россия на эту подлость не смогла ответить адекватно, много причин, а так только помидорами и туристами, да уж. 3)Россия к Византии имеет прямое отношение, именно прямое. Во первых она приняла Православие от Византии, и была единственной защитницей Православного мира и материальной поддержкой, после падения Царьграда. 500 лет прошло, а люди всего мира помнят и чтут эту Айя Софию и Византию. НЕ только Россия помнит и чтит. Тут Эрдоган вступил на путь, с шатающимися досками. Прежде всего для него самого. А России достаточно политических заявлений и будет. Не то освобождает братушек, кровью своего народа, а те тут же предают. Правда не народ предает, а их предательская верхушка.( И ничего с этим не поделаешь.) Но это действо не останет равнодушным не только православных и адекватных мусульман, но и католиков, буддистов и иудеев. Всего адекватного мира

          • Анонимно
            11.07.2020 11:39

            Как-то много у вас противоречий. Россия -великая империя, но на подлость смогла ответить только помидорами, и на то есть причины(а как иначе?).. От России достаточно политических заявлений. Да уже давно никто ничего серьезного не ждет, денег нет, но вы держитесь. Может туркам мультик про ракеты показать, чтобы испугались? Турецкий мультик, кстати..

            • Азат Д
              11.07.2020 13:48


              Российские власти, как во внутренней политике с народом так и во внешней, решила повилять. Но, тут узнали, что и другие так могут, просто не применяли.

        • Анонимно
          11.07.2020 10:46

          Азат, вы не в теме. Или вы предлагаете объявить Туркам войну за сбитый самолёт? Наши лоханулись, что вообще освещать эту тему стали, а ничего не предприняли реального. Намного умнее был СССР. Во время Афганской войны Пакестан сбил не один и не два советских самолёта над своей территорией. Но Союз не истерил и не объявлял войну Пакистану, хотя у него было намного больше влияния и сил. Учи историю. Ты ж вроде бы как пиджак из авиаполка.

          • Азат Д
            11.07.2020 11:00


            А ты геополитик?

          • Анонимно
            11.07.2020 14:33

            Советский Союз проиграл бы войну Пакистану

            • Анонимно
              11.07.2020 16:44

              100% проиграл бы.

              • Анонимно
                11.07.2020 17:34

                Смотря какую войну проиграл бы. Третью мировую нет, а локальную да

                • Анонимно
                  11.07.2020 21:09

                  14.33 Победители в танчиках...С головой все в порядке? Паистан что за супердержава? Тем более перед СССР. НЕкоторым пора голову включить

                  • Анонимно
                    12.07.2020 16:24

                    21:09 Пакистанские летчики успешно сбивали советских летчиков. Руцкого 2 раза сбивали.

                  • Анонимно
                    12.07.2020 22:04

                    21.09 вы сами то включаете иногда голову? Мы Афганистан не могли победить, а вы уже Пакистан победили?

        • Анонимно
          11.07.2020 16:43

          Какие же молодцы турки. Знают, как на место ставить

      • Азат Д
        11.07.2020 10:16


        А как назвать обещание не повышать пенс возраст, забирать пенсионные накопления у народа? А потом в тихаря сделать наоборот?

      • Анонимно
        11.07.2020 14:31

        Россия Империя? У турков пенсия и зарплата выше, хотя, абсолютно ничего нет. Не позорьтесь, имперец Вы наш.

      • Анонимно
        11.07.2020 15:32

        09.57 империя? Не смешите свои и мои тапочки, посмотрите курс «имперического» рубя к доллару и все ваши империалистические фантазии относительно нашей с вами страны отпадут сами собой.

    • Анонимно
      11.07.2020 14:31

      Если бы у Турции были такие ресурсы, это было бы самым мощным государством мира. А, Россия лишь бензоколонка, которая симулирует, что она страна

  • Анонимно
    11.07.2020 09:22

    В Казани нудно срочно строить самую большую высокую мечеть на 15- 20 тысяч приходан. Мечетей мало в Казани.а церквей стало многовато

    • Анонимно
      11.07.2020 09:34

      Чтобы не только танцевать девчонкам, а пройти даже не было возможности????

      • Анонимно
        11.07.2020 09:42

        танцевать или попой вертеть?

        • Анонимно
          12.07.2020 13:39

          И танцевать, и попой вертеть- светская страна, что не запрещено законодательством, то разрешено!).

      • Анонимно
        11.07.2020 14:34

        Вообще-то, родители этих детей уже назвали это позорищем. Посмотрите видео, может тоже таких детей хотите, где практически с голыми пятыми точками крутят перед парнями на машинах? Подумайте

  • Анонимно
    11.07.2020 09:28

    Реджеп Тайип Эрдоган: мы сделали большое дело, открыв Айя-Софью для поклонения

    Турция сотни лет следила и реставрировала храм Святой Софии и теперь делает большое дело, открывая его для богослужений, заявил 10 июля в телеобращении президент Турции Эрдоган.


    По его словам, турецкие завоеватели Константинополя нашли храм в плохом состоянии и в паутине.

    "На протяжении 560 лет наши предки смотрели за Айя-Софьей, как за жемчужиной, постоянно реставрируя ее и добавляя красоту этому великолепному строению. Мы уверены, что мы совершим большое дело открыв это место для поклонения, а также сохранив культурную составляющую этого здания», — заявил Эрдоган.

    Ранее он подчеркнул, что любые комментарии по поводу превращения храма Святой Софии в мечеть будут расцениваться как вмешательство в суверенитет Турции.

    Как сообщалось 10 июля госсовет Турции отменил декрет 1934 года о превращении мечети Айя-Софьи в музей. В тот же день президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписал указ о начале мусульманских богослужений в этой мечети.

  • Анонимно
    11.07.2020 09:29

    Больные , 21 век !

  • Анонимно
    11.07.2020 09:31

    Мечеть — это священное место, награда за намаз в котором возрастает в 25-27 раз, место, куда нисходит милость Аллаха. Посланник Аллах, да благословит его Аллах и приветствует, считал мечеть лучшим из мест. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передает:

    «Мечети — это дома Аллаха на земле. Они светят обитателям небес подобно тому, как звезды в небе светят обитателям земли» (Табарани).

    Мечеть в соответствии с шариатом представляет собой место, которое навечно было посвящено Аллаху — для проведения намазов, дуа' (молитв), чтения Корана и Его поминания (зикр). Любой клочок земли, который навечно отведен для проведения коллективных намазов, также становится, в шариатском смысле, мечетью. Великий ханафитский ученый Египта алляма Тахтави (да помилует его Аллах) сказал:

    «Знай, чтобы место (участок земли) считалось мечетью, наличие здания (постройки) необязательно» (Тахтави, Китаб аль-вакф, Ахкям аль-масджид; Кади Хан, 4:712).

    Мечеть обычно передается в вакф или становится общественным имуществом (иногда в зависимости от местных законов сделать это бывает проблематично). Тем не менее, как только мечеть возведена, она всегда будет мечетью и собственностью Аллаха. Она не может вернуться в собственность какого-то человека или общины, даже если они потратили свои средства на ее строительство. Алляма Хаскафи пишет:

    «Если жизнь в поселении вокруг мечети угаснет и мечеть останется безлюдной, она всё равно останется мечетью, по мнению имамов Абу Ханифы и Абу Юсуфа, до Судного Дня, и фетва за этим мнением (Хави аль-Кудси)» (Ад-Дурр аль-Мухтар, 3:371).

    Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

    «Вся земля исчезнет в День Суда за исключением мечетей, которые соединятся друг с другом» (Суюти, Джами’ ас-Сагыр).

    • Анонимно
      11.07.2020 20:12

      Я тоже могу доказывать о существовании Змея Горыныча, приводя ссылки из книги со сказками про Змея Горыныча.

    • Анонимно
      11.07.2020 23:02

      В чём святость если у кого то отняли?Чертовщина.

    • таубистәсе
      12.07.2020 08:53

      распыляетесь знаниями или ссылками, а от вас смердит невежеством. То что вы приводите от учёных истолкованы вами в угоду вашим амбициям.
      => Милость Аллаха и его Благодать не только приоритет мечетей, а она охватывает всю землю и всех рабов, как верующих так и не верующих. А то атеисты или хуже того кто унижает Всевышнего Господа не смогли бы и глоток воды испить. В других религиях к святым местам приписывают благодать, а в Исламе в мечете благодать только в поклонении а не в смысле все виды благодати. Именно возвеличивание Аллаха и только так как Он пожелал, является благодатью и милостью к избранным РАБАМ за что им обещан Рай.
      => В День Суда мечети не останутся и тем более не соединятся, Земля будет развернута, станет плоской, без единого выступа и низменности. (Коран 18:47, 20:105-107)
      => Мечеть это дом Аллаха только тогда когда ее оживляют (строят и присутствую в ней) верующие.
      (Коран 9:17-18) Не полагается многобожникам оживлять мечети Аллаха, свидетельствуя о собственном неверии. Тщетны их деяния, и они вечно пребудут в Огне. Только тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, кто совершает намаз, выплачивает закят и не боится никого, кроме Аллаха. Возможно, они окажутся на верном пути.

  • Анонимно
    11.07.2020 10:09

    Аналогично... Рустаму Батыру не лезть со своим уставом в чужой монастырь. Не следует предъявлять претензии другим, обсуждать их поступки, при этом действуя такими же методами. Раз сказал, что турки сами должны определится, так и не лезь в эту тему со своими советами.

    • Анонимно
      11.07.2020 15:55

      10:09 А вы кто такой, чтобы указывать? Сами-то лезете везде, во все дырки затычка. А тут по носу щелкнули, так имейте мужество признать, а не затыкать рот другим, если мнение не нравится.

  • Анонимно
    11.07.2020 10:17

    Собор Святой Софии — Премудрости Божией, Святая София Константинопольская, Айя-София - бывший патриарший ПРАВОСЛАВНЫЙ СОБОР. Всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника на сегодняшний день — Мечеть Айя-София.
    Во времена Византийской империи собор находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом. В настоящее время находится в историческом центре Стамбула, район Султанахмет. В 1453 году ПОСЛЕ ЗАХВАТА города османами Софийский собор был ОБРАЩЕН В МЕЧЕТЬ, а в 1935 году он приобрёл статус музея. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.
    Ну и что первично, а что вторично?!
    Рустам Батыр, не лезь со своим уставом в чужой монастырь!

    • Анонимно
      11.07.2020 11:58

      почему православный?

      может все таки христианский?

      почему Вы это самое главное забываете?

    • таубистәсе
      12.07.2020 09:16

      наберитесь силы, сделайте экономику самодостаточной, и восстанавливайте историческую справедливость. А пока вы жрете турецкие продукты, пока потребляете их продукцию, пока привязаны к инвестициям и самое главное получаете сотни миллионов долларов за продажу сырья и сырьевых ресурсов, то будьте добры умерить свой пыл. И просите Господа чтоб амбиции турецких юнцов (а у них их больше нашего) не выросли в желание "восстанавливать" историческую "справедливость" на территории нашей страны.
      Христианам (и не только православным) Айя-Софья теперь доступна без платы в 700 рублей, если вы там ищите благодать то за нее не надо платить, вход свободный просто надо скрыть срамные места. В мечетях мусульмане не поклоняются лже богам, там не взывают святым, там поклоняются и возвеличивают Всевышнему Господу - Господу Авраама, Исусуса и его материи Марьии много больше чем в православных храмах - 5 раз в день. Этот храм на протяжении 500 лет был местом поклонения Господу. А последние года в ваш храм (потому что он музей) заходили все кому не лень и делали богохульные фото и селфи. Теперь будет чище и для вашей веры, и вашего религиозного чувства - если вы искренне в своих словах. И если вы будите поклонятся Господу Единому не поклоняясь никому на ряду с Ним, то перед вами откроются ваши храмы. И вы не будите продавать ваши храмы мусульманам как это делают атеисты-дети католиков в ЕС.

  • Анонимно
    11.07.2020 10:44

    Если бог един то какая ему разница где ему поклоняются в церкви или мечети.И если это здание первоначально было церковью то зачем его переделывать в мечеть.Желательно от самого автора получить на эти вопросы прямые ответы.

  • Анонимно
    11.07.2020 10:51

    Ничего своего создать не могут, остаётся только захватывать, переименовывать, копировать

  • Анонимно
    11.07.2020 11:10

    Молодец Эрдоган!!!

  • Анонимно
    11.07.2020 11:14

    Какая разница, что там в каком то храме в какой то Турции? Кто там какому богу как служит... Пережитки прошлого, удивительно, что это кого то волнует вообще. Даже смешно. Сейчас ещё и про Константинополь вспомним)))

    • Анонимно
      11.07.2020 11:46

      Византия просуществовла 1500лет. Блестящая империя, пала. НЕ то что Константинополь, это ЦАРЬГРАД И все помнят. И ВОЛНУЕТ ВЕСЬ МИР. Эрдогану нравится эпатировать

      • Анонимно
        11.07.2020 12:08

        весь какой мир?

        тюркский мир рад что появилась такая мечеть!!!

      • Анонимно
        11.07.2020 12:26

        11.46 Турция есть, а где эта ваша империя? Все нет ее и хватит ваших плачей и истерик, идите работайте!

        • Анонимно
          13.07.2020 10:21

          Россия преемница Византии. третий Рим, . Напоминаю вам пророчество пророчество Филофея - "Россия третий Рим, первые два погибли, а третий не погибнет, а четвертому не бывать"
          Так что преемственность Византии существует.

          • Анонимно
            13.07.2020 22:35

            10.21 не смешите с вашим третьим Римом и преемственностью. Не смешно!

            • Анонимно
              14.07.2020 04:26

              13.07.2020 22:35
              А чего смешного?
              Москва - 3 Рим! А за океаном - четвертый!
              Не просто же там сенат, Капитолий?

  • Анонимно
    11.07.2020 11:15

    А как же Исаакий?

    • Анонимно
      11.07.2020 13:56

      11.15 а здесь уже двойные стандарты выходят в свет. Как у детей- не считается.

      • Анонимно
        11.07.2020 15:58

        А что Исаакий? Вроде в мечеть переделывать не собираются?

  • Анонимно
    11.07.2020 12:24

    Ну вот какое нам дело а? Почему мы лезем туда, куда не просят! Да пусть делают, что хотят!!!!! На свою страну оглянитесь! Посмотрите, что у нас не так и займитесь этим.

  • Анонимно
    11.07.2020 12:25

    Эрдоган "камня на камне не оставил" от наследия Ататюрка.

    До этого 70 лет Турция ориентировалась в своей долгосрочной политике на европеизацию и на Европу.

    Теперь Эрдоган отошёл от европеизации - и поставил саму Турцию в центр внимания и на самостоятельный путь Турции в истории.

    Что это изменит?
    Изменит, но не много. США и Европа всё простят Турции и примут её любой - из-за того, что Турция является ценным членом НАТО.
    Однако путь Турции в ЕС - закрыт, и похоже навсегда. В арабских странах - Турция тоже не очень популярна, сказывается долгая борьба арабов против Турции.

    Самостоятельная Турция - на коротком историческом пути для России более выгодна. А вот на длительном пути России была бы более выгодна европеизированная Турция.

    • Анонимно
      11.07.2020 12:41

      Эрдоган понял что Европа обманыет Турцию

      и никогда её на равных не примет в ЕвроСовет

    • Анонимно
      13.07.2020 10:23

      Согласен, уже лет тридцать Турция просится в Европу, но Европа не принимает, приняли страны бывшего соцлагеря, а вот Турцию нет.

  • Анонимно
    11.07.2020 13:06

    Турция, покорившая Византию - символ силы тюрков.

    • Анонимно
      11.07.2020 13:20

      Османы пришедшие из средней Азии

      • Анонимно
        11.07.2020 14:06

        13.20. Осман - имя предводителя-организатора империи. Из Тюрк каганата пришли тюрки-сельджуки.
        Никаких противоречии.

      • Анонимно
        11.07.2020 14:39

        Ничего страшного, славяне тоже не коренные жители бескрайних российских простор.

    • Анонимно
      11.07.2020 15:34

      А развалившаяся Османская империя?

    • Анонимно
      11.07.2020 23:33

      Сколько турок здесь, однако. )))) Забавно. столько лет прошло , а все как встарь. Протурецкая партия, промосковская партия.

  • Анонимно
    11.07.2020 13:15

    Хагия София далеко и меня не слишком трогает. Церкви там нет уже почти 600 лет. Захотело мусульманское правительство откатить решение правительства атеистического и передать музей мусульманам - и ладно. Плевок разве что в кемалистов (утёрлись в тысячный раз, утрутся ещё тысячу раз) да в фанариотов (которые ведут подрывную работу по расколу Русской церкви).
    Что меня реально трогает - так это то, что в самом сердце в Казани, в Кремле, есть Введенская церковь. Несмотря на то, что коммунистического режима нет уже 30 лет, верующим её так и не отдали. Там находится музей. И не просто музей, посвящённый истории этого храма и в целом не мешающий религиозным службам - каковой, скажем, находится в Исаакиевском соборе в Петербурге. Нет, там находится Музей истории государственности татарского народа. Решение разместить там этот музей было принято не при "богоборческой власти", а в мирном и толерантном 2006 году. Купола церкви кресты не венчают, а какое-то время назад на них вообще хотели повесить эмблему UNESCO. В бывшем алтаре церкви, когда я был в ней последний раз, стояла, кажется, какая-то реплика ханского трона. Вот совершенно близкая и понятная нам история, на которую мы в силах повлиять.
    Церковь должна снова стать церковью (в чей собственности - государственной или церковной, иной вопрос). А Музей истории государственности татарского народа должен обзавестись собственным достойным помещением, в идеале - более вместительным.
    Надеюсь, модерация БО пропустит комментарий.

    • Анонимно
      11.07.2020 14:09

      13.15 мне тоже не понятны некоторые аспекты в нашей истории. Почему у нас есть памятник захватчикам и агрессорам, но нет памятника защитникам Казани? Почему нет памятника нашим предкам, защищавшим наш город, наши земли от войска безумного царя? И мы в силах повлиять на эти перегибы в истории, вот над чем стоит задуматься. История не должна быть переписанной и откорректированной в угоду одного, пусть и большего, народа.

      • Анонимно
        11.07.2020 16:01

        14:09 Вот точно. Я в детстве был совершенно уверен, что на Казанке стоит памятник ЗАЩИТНИКАМ Казани. Потому что памятники ставят только защитникам, а не захватчикам, это логично и естественно. Помню, был в полном шоке, когда узнал, что этот памятник- именно захватчикам.
        И несправедливость до сих пор не устранена.

        • Анонимно
          11.07.2020 21:36

          Половина жителей Казани наступала, другая половина оборонялась. Надо рядом точно такой же поставить.

          • Анонимно
            12.07.2020 09:13

            Вообще то ставить памятник захватчикам чужой земли - это моветон и странно.

          • Анонимно
            12.07.2020 16:31

            Половина жителей Казани разгромила собственный город? У тебя коронавирус, лечись.

      • Анонимно
        12.07.2020 00:08

        Кул Шариф памятник защитникам

      • Анонимно
        13.07.2020 12:28

        А не надо было на Москву набеги устраивать. И воевать получше тоже не помешало бы...

    • Анонимно
      11.07.2020 14:15

      Поддерживаю, очень важный комментарий

  • Анонимно
    11.07.2020 14:04

    Сами не в состоянии подобное построить, пользуются чужим. Всё равно Айя София будет всегда христианская, тысячелетний дух не вытравишь чужими молитвами

    • Анонимно
      11.07.2020 14:40

      Сами не в состоянии? Турки одни из лучших строителей мира, всю послевоенную Германию они отстроили, половину СНГ и так далее. Вы что можете без узбеков с таджиками то? Пивас попивать на диване и критиковать? Уверен, что турки могут построить то, что Вы никогда не сможете

      • Анонимно
        11.07.2020 15:33

        Германию отстроили, а у себя ничего нет. Не умеют

        • Анонимно
          11.07.2020 16:48

          У себя нет? Вы в Турции были когда-нибудь? Советую стамбульский аэропорт новый посмотреть и на наши аэропортики

      • Анонимно
        11.07.2020 16:03

        14:40 Так и в Казани и в Москве самые ответственные объекты строят турки. Раньше еще югославы (бывшие) строили, тоже строители знатные. Сейчас не знаю.

      • Анонимно
        11.07.2020 22:10

        11.07.2020 14:40
        Турки, конечно, строители, но Софию построили НЕ они!

        • Анонимно
          11.07.2020 23:16

          Не строили, но до строили.

        • Анонимно
          12.07.2020 16:33

          Греки свой Парфенон 2000 лет достроить не могут, так и демонстрируют лохам свой недострой. Наверняка Айя-Софию строили турецкие рабочие.

          • Анонимно
            13.07.2020 02:36

            12.07.2020 16:33
            Парфенон как раз турки и РАЗРУШИЛИ, правда, совместно с венецианцами, в ходе турецко-венецианских войн!

          • Анонимно
            13.07.2020 19:31

            12.07.2020 16:33
            В VI веке еще НЕ было турецких рабочих!

    • Анонимно
      11.07.2020 14:41

      Азан для Всевышнего приятен и единственен.

  • Анонимно
    11.07.2020 14:09

    Рустам несёт ахинею, если бог един то и поклонялись бы в христианской тысячелетней церкви Христу, а зачем притеснять нагло христиан

  • Анонимно
    11.07.2020 14:12

    Турки обнаглели, ислама ещё в природе не существовало, а София уже стояла. Выжигание другой культуры.

    • Анонимно
      11.07.2020 14:42

      Ничего, по России же повсеместно другую культуру выживают, Вас же это устраивает. Вот и турки молодцы, они объединят и тюркский и исламский мир, вопрос времени.

    • Анонимно
      11.07.2020 15:27

      Иван Грозный тоже обнаглел, когда в 1551 году снес на территории Казанского Ханства и в Болгарах все мечети и построил на их местах церкви из этих же камней, выжег культуру навязал свою.

  • Анонимно
    11.07.2020 14:13

    Религиозный Реджеп Тайип Эрдоган вознамерился положить конец возмутительному святотатству и вернуть святыню верующим, которым она принадлежала до прихода к власти кемалистов»,
    Таких слов не может себе позволить лидеры духовенство Российской Федерации в адрес Турецкой Республики. За таких слов Турции могут возбудит уголовное дело и ставять запрет на везд в страну. Это вмещательство внутренние дела страны. Рустем Батыр голосовал за поправки, считал законным обнуление сроков. Турция на это не реагировала потому что считал это внутренние дела России. Такие слова могут вызват дипломатический скандал. Турциии очень много ,больше половины страны кемалисты. Как основатель страны и сам Эрдоган это признает и посешает мовзолей и цветы несет. Мой русский язык не может вам донести все,посоветуйтес с юристом которые знает международное права.

  • Анонимно
    11.07.2020 15:13

    Когда буду в Стамбуле, Ин шаа-Аллаh, обязательно зайду для прочтения коллективной, мусульманской молитвы в мечеть "Айя-София".

    • Анонимно
      11.07.2020 17:15

      это мечта каждого татарина

      посетить все лучшие мечети мира и помолиться

      • Анонимно
        11.07.2020 21:13

        Оттого что эрдоган назвал софию мечетью она не перестала быть церковью. Тысяча лет молений пронизали её христианством насквозь.

        • Анонимно
          11.07.2020 21:54

          волею Всевышнего она передана тюркам Османа и стала мечетью

          • Анонимно
            11.07.2020 23:50

            Откуда тебе знать волю Всевышнего? Поступай по совести, а не радуйся тому , что нашел чужой кошелек. Может, Всевышний этого ждет от вас, а не здание музея.

        • Анонимно
          12.07.2020 03:20

          Она вот уже как 600 лет мечеть. У Вас запаздало понимание приходит.

        • Анонимно
          12.07.2020 09:52

          тогда и волноваться не стоит

  • Анонимно
    11.07.2020 15:24

    Многие статьи в «бизнесе» , к сожалению, В последне время являются «разогревающими и раздорными». Комментарии показывают определенную разобщенность народа. Радоваться здесь нечему, а вот опасаться таких настроений напротив! Как верно говорил наш президент России, .. надо опасаться удара в своих «окопах» и от своих.... Уважаемые комментаторы , складывается впечатление что у вас радость и от подбитых наших самолетов и от унизительного поведения наших Иностранных «партнёров»! Печально!

    • Анонимно
      11.07.2020 18:37

      15:24 "Неча на зеркало пенять, коль рожа крива!".
      БО- на данный момент и является таким зеркалом, дающим довольно точный срез общественных умонастроений.
      Особенно это важно для Казани, учитывая специфику нашего города, когда вслух многие вещи произносить нельзя (пока еще), но люди это чувствуют и думают.
      То, что эти умонастроения довольно неприятны и не внушают оптимизма, и вам не нравятся, не означает, что нужно зарывать голову в песок. Когда видишь проблему, легче найти пути решения.

  • Анонимно
    11.07.2020 16:40

    Москва — третий Рим!

    • Анонимно
      11.07.2020 17:43

      16.40. Мечтать не вредно.

      • Анонимно
        11.07.2020 20:08

        17.43
        Казань третья столица? Мечтать не вредно.

      • Анонимно
        11.07.2020 20:28

        Мечтать не вредно о третьей столице России!

      • Анонимно
        12.07.2020 03:06

        Мечтай не мечтай. Москва - третий Рим. Это не пожелание. Так сложилось исторически. А вот Казань еще пытается стать третьей столицей. Т о бренд не понятный приобретет, то есть соперник, но это современность, и попытки возможны. А почему Москва третий РИМ, надо найти в поисковике. Много информции, начиная со средневековья

        • Анонимно
          12.07.2020 22:18

          03.06 ваш «третий Рим» зимой со снегом справится не может, какой то хиленький ваш Рим.

          • Анонимно
            13.07.2020 22:31

            Главное ИГО СВЕРГ. А со снегом справляется лучше чем казань

    • Анонимно
      11.07.2020 17:45

      16.40. В ХХ веке уже было много "претендентов" на мировое господство и величие "нового Рима". А закончилось всё весьма печально для них.

    • Анонимно
      11.07.2020 21:28

      Москва давно уже первый Душанбе, и пока еще тысячепервый Шанхай..

  • Анонимно
    11.07.2020 16:47

    Первый Азан, прозвучавший в этом 2020 году, после длительного времени далёкого 1935 года, это новая эра, новая эпоха в историческом развитии турецкой республики. И это значимое событие для всех мусульман не только Турции.

  • Анонимно
    11.07.2020 17:01

    Не кто не должень стараться повредить другим. Написать правду . Многих странах правяшая элита место того сделат планету еше лучше а бегают или за мимолетной выгоды или за безумними идеями. Человек сожелению не развить на столько что думать более масштабно. Не получается это у него пока. Планета должно быть идеальное место для проживания,и все ресурсы должны тратиться на поиск других обитаемых планет. Пока их не обнаружили, обитаемых планет , сделат демографию контролируемый. Это один из главных проблем который человек раньше решал войной и разрушением. Сейчас,не зависимо какого ты бога вериш какой там правильный какой не очень,какой цвет кожи людей идеально или язык. От этих маленьких ,узких мышлениях избавиться и думать масштабно. Планете земля всем место хватит,главное надо следит своим состоянием здоровье. Планета она одна и его управление должны все участвовать в равных правах. Никто не особенный

    • Анонимно
      11.07.2020 17:29

      17.01. Пожалуйста, можете уже сейчас отправляться на поиски гуманоидных планет по примеру "Приключения Алисы" писателя Кира Булычева.

  • Анонимно
    11.07.2020 17:20

    Уважаю господина Реджеп Тайипа Эрдогана за этот смелый и мужественный поступок. Лично пожал бы ему руку.

    • Анонимно
      11.07.2020 17:28

      А в Татарстане уже 2 года выбирают место под Соборную мечеть, вместо того, чтобы построить её на месте НКЦ вместе с библиотекой и нацмузеем.

      • Анонимно
        11.07.2020 21:22

        А за чем ее строить? Кул Шариф и так пустует

        • Анонимно
          11.07.2020 23:42

          21.22 вы же не мусульманин, раз против Соборной мечети. Так что вы околачиваетесь в Куль шарифе и следите, как там наполняемость? Работа такая или от безделья?)))

  • Анонимно
    11.07.2020 17:25

    Что-то царские власти не испытывали никакого сожаления или чувство вины, когда на рубеже XVI-XVIII веков сносили мусульманские мечети, а на их месте возводили соборы и церкви.

    • Анонимно
      11.07.2020 19:46

      источники приведи тогда и поверим

      • Анонимно
        11.07.2020 21:36

        Ищи в гугле

      • Анонимно
        11.07.2020 23:21

        В 1743 году в Казанской губернии было разрушено 418 мечетей и ещё несколько сотен было разрушено в других губерниях.

      • Анонимно
        12.07.2020 10:00

        съездите в Булгары и посмотрите фундамент тамошней церкви.Он полностью сложен из могильных камней мусульманских захоронений.
        правда сейчас оштукатурен ,чтобы не вызывать лишних вопросос

        • Анонимно
          12.07.2020 11:03

          10.00 В болгаре все новодел. Приедет турист и будет определять камни 500летней лавности. Там ученные разобраться не могут. В юнеско как протащили - тоже не секрет. Здесь много вопросов, а не твои местечковые амбиции

  • Анонимно
    11.07.2020 17:39

    Что-то не стеснялись царские власти и не испытывали чувство стыда, когда на рубеже ХVI-XVIII веков строили соборы и церкви на месте древних мечетей и памятников, оставшихся со времён Волжской Булгарии и Казанского Ханства.

    • Анонимно
      12.07.2020 11:06

      17.39 Какой стыд? чем речь? Царьские власти выполняли то что решил сам монарх и победитель. Беспредел глупости.

  • Анонимно
    11.07.2020 18:03

    Пожалуйста, можете поехать на ознакомительную экскурсию в древний Булгар и воочию убедиться, как рядом с древней булгарской соборной мечетью был воздвигнут Успенский собор, где материал использовался от этой самой мечети и мусульнские надгробные плиты.

    • Анонимно
      11.07.2020 19:54

      18.03. Действительно, если обойти по периметру здание Успенского собора в Булгаре, то можно совершенно отчётливо увидеть, что для строительства фундамента использовали камень и мусульнские надгробные плиты времён Золотой Орды.

      • Анонимно
        11.07.2020 21:05

        В Булгаре нет могил, еще ни одной косточки не нашли. Назначение плит пока неясно

        • Анонимно
          11.07.2020 21:17

          Похоже там никто не жил, плиты с другого места привезли сами булгары непонятно зачем

        • Анонимно
          11.07.2020 21:37

          Там их много. Поезжай и не сочиняй

          • Анонимно
            11.07.2020 21:50

            Плит много, а могил нет

          • Анонимно
            12.07.2020 11:08

            21.37 И ЧТО ? Это что то меняет? Ждешь покаяния? И кто ты таков, чтобы требовать ответа? Средневековая инквизиция? БРЕД

  • Анонимно
    11.07.2020 19:47

    Автор знает православие лучше чем ислам

  • Анонимно
    11.07.2020 20:09

    София -это церковь, а не мечеть и надо правду говорить.

  • Анонимно
    11.07.2020 20:13

    Рустам Батыр капитально опростоволосился с поддержкой эрдогана. Растерял свою аудиторию, показав свои затаённые мысли.

  • Анонимно
    11.07.2020 20:52

    Из современной архитектуры Казанского Кремля из эпохи Казанского Ханства нетронутой осталась только башня Сююмбике, которая, по-сути являлась башней-манарой Ханской мечети.

    • Анонимно
      11.07.2020 21:19

      В сказки не верьте)) это русская дозорная башня 18 века

      • Анонимно
        11.07.2020 22:07

        21.19. ваш бред поменьше распространяйте.Вы же православный и должны знать, что без надвратной иконы проездные башни в Рос.империи не строились. Зарубите это себе на носу. Сююмбике - это татарская постройка.

        • Анонимно
          11.07.2020 22:36

          Извините, что задел ваши чувства, но это не мое мнение, а ученых. Она там вполне могла быть, на многих проездных башнях в России она отсутствует.

    • Анонимно
      11.07.2020 21:51

      На старых картах и рисунках 17 века и ранее никакой башни не было

  • Анонимно
    11.07.2020 21:12

    При проведении реставрационных работ внутри Дворцовой (Введенской) церкви Казанского Кремля, рабочие и реставраторы обнаружили под старой, опавшей штукатуркой традиционные мусульманские узоры и арабскую каллиграфию. После изучения, всё зашпатлевали обратно.

    • Анонимно
      11.07.2020 21:20

      Ха ха! Фейк без зазрения совести

      • Анонимно
        11.07.2020 22:49

        21.20. Конечно же Вы по своей неграмотности и неосведомлённости вряд ли когда-либо читали исторические труды по истории Казанского края.

    • Анонимно
      11.07.2020 22:37

      Говорят на пирамидах в Гизе аналогичная ситуация

  • Анонимно
    11.07.2020 22:46

    вот уж воистину религия опиум для народа, эпоха мракобесия

    • Анонимно
      12.07.2020 00:39

      22.46. Эпоха мракобесия- это однополые браки, убийства невинных людей, распространение алкоголизма, наркомании, разврата и проституции.

      • Анонимно
        13.07.2020 02:50

        12.07.2020 00:39
        Насчет гаремов из мальчиков ничего НЕ хотите сказать?

      • Анонимно
        13.07.2020 03:39

        12.07.2020 00:39
        В дворцовой школе - эндеруне - пажи находились под наблюдением белых евнухов днем и ночью, и были приняты все меры предосторожности для предотвращения противоестественных отношений между ними. Хорошо известно, что некоторые султаны предпочитали мальчиков, или добавляли их к женщинам, и следующая запись из архива генуэзского банка св. Георгия оставляет мало сомнений на этот счет:
        «Они [белые евнухи] выглядят в точности как мумифицированные старухи, и чаще очень худы и сморщены. Их обязанность - присутствовать при Великом Синьоре, когда он выезжает за пределы дворца, а также поддерживать порядок среди белых пажей, в основном христианских мальчиков, уведенных у родителей; их ежегодно поставляют в количестве около 300-400. Некоторые из этих мальчиков очень красивы и носят великолепную одежду. У них пухлые щеки, а накрашенные брови сходятся на переносице. О них говорят очень странные вещи, но все это так распространено здесь, что никто не обращает особого внимания».
        "The Harem" by Penzer, N.M.

  • Анонимно
    11.07.2020 23:05

    Нормально же ... У турков принято на чужих святынях свое строить...

    Площадь Таксим была построена на некогда располагавшемся здесь армянском кладбище «Сурб Акоп» (Святого Акопа), основанном в XVI веке во времена султана Сулеймана I[1]. В ходе продолжающегося строительства на площади Таксим были обнаружены 16 армянских могил и остатки стен зданий XIX века[2]. Википедия

    • Анонимно
      12.07.2020 16:36

      В фундаментах многих русских церквей в Татарстане лежат Булгарские надмогильные камни. В своём глазу бревна не видишь.

  • Анонимно
    11.07.2020 23:16

    Пора вновь вспомнить про Босфор и Дарданеллы...

  • Анонимно
    11.07.2020 23:23

    В середине ХVIII века по Поволжью прокатилась новая волна насильственной христианизации. Особенно отличился печально известный Лука Конашевич. Именно при нём ломались мусульманские мечети, осквернялись татарские кладбища, а могильные плиты шли на постройку церквей.

  • Анонимно
    11.07.2020 23:29

    Только во время правления Екатерины II было прекращена политика насильственной христианизации и преследований по религиозному признаку.

  • Анонимно
    11.07.2020 23:31

    Турки-османы никогда не рушили и не оскверняли христианские церкви! Ислам это категорически запрещает.

    • Анонимно
      12.07.2020 11:14

      Турки османы вытворяли невиданные зверства. Ты больной? Ислам этого запрещает? ИГИЛ прикрывался именем ислама и это садизм сегодня

      • Анонимно
        12.07.2020 16:41

        В России в 17 веке нововеры-никонианцы вытворяли страшные зверства против староверов. Петр 1 был маньяком-садистом, лично пытал и казнил людей. При нем население России уменьшилось на 25% . И что? Давай клеймить православие?

        • Анонимно
          13.07.2020 02:49

          12.07.2020 16:41
          При Петре I, население России УВЕЛИЧИЛОСЬ!

          • Анонимно
            13.07.2020 10:23

            02:49 Почитайте источники.
            Весь Северо-запад России- практически все пространство между Москвой и Спб было обезлюдено. За целый день можно было не встретить ни одного человека. Крестьян целыми деревнями сгоняли на строительство "Санктпитербурха", где они гибли тысячами. Уцелевшие бежали в глухие леса и исчезали.

          • Анонимно
            13.07.2020 13:35

            При всем уважении к императору, (а я его , действительно, уважаю и считаю, что он сделал очень много для России) насчет увеличения населения сомневаюсь, поскольку социальная политика была не очень, при нем были введены 26 новых налогов, вплоть до ношение бороды и за синие глаза. Тысячи деревень были переселены на Южный урал к медеплавильным мануфактурам и на строительство Санкт-Петербурга.
            Было сотни восстаний, наиболее мощное Кондратия Булавина и башкирские восстания.
            При такой социальной политике прирост населения просто невозможен.
            При этом, отмечаю ещё раз, это делалось во имя могущества России, которое и было достигнуто.

  • Анонимно
    11.07.2020 23:36

    Многие татарские деревни Юго-Востока Татврстана были основаны именно в середине ХVIII века, которым пришлось спасаться от политики насильственной христианизации и переезжать из под Казани дальше на Восток.

  • Анонимно
    11.07.2020 23:38

    Не видать эрдогану ЕС как собственных ушей. Впрочем, на последних выборах он еле-еле вытянул... Так, что, думаю, прогрессивные турки-европейцы сумеют всё развернуть в цивилизованном направлении.

  • Анонимно
    11.07.2020 23:45

    Лука Конашевич получил печальное прозвище среди татар как: "аксак каратун"- хромой черноризец за своё жестокость и бесчеловечность.

  • Анонимно
    11.07.2020 23:46

    Именно благодаря насильственной политике христианизации, татары присоединились к восстанию Пугачёва. К этому их подтолкнула политика миссионеров и царской администрации.

  • Анонимно
    12.07.2020 00:04

    Турки-османы никогда не оскверняли христианские церкви и кладбища, не вмешивались в чужую культуру, язык и традиции, в отличие от белоцарской администрации, которая всегда пыталась уничтожить все инородное и бусурманское.

  • Анонимно
    12.07.2020 00:21

    Многие комментаторы так и ёрзают, как на ежа сели. Если так переживаете за христианские церкви, то идите и помогите по мере своих сил и возможностей своим приходам. А не языком здесь воздух сотрясайте.

  • Анонимно
    12.07.2020 00:28

    Ислам - это крайне агрессивная религия с достаточном количеством таких же агрессивных адептов , что и поддвержают коментарии и минусы к ним . Этот храм -задумывался и стороился как христианский и никак иначе. То что кочевники с ближнего востока его захватили не значит что он должен быть мечетью . Это мировое наследие. Напомню что ислам как религия младше христианства на 700 лет. Превращение его в мечеть это только подтверждение агрессивности и отрицание здравого смысла в 21 веке , это невежество !

  • Анонимно
    12.07.2020 00:43

    Турки начинают осознавать свою причастность к великой Османской истории. И понемногу возвращаются к своим корням.

    • Анонимно
      12.07.2020 11:16

      Там тоже есть нацики, как и местечковые. Великая османская империя почила

  • Анонимно
    12.07.2020 00:46

    Благодаря Исламу турки-османы из кочевых сельджуков превратились в мощную и передовую нацию того времени! А европейские короли вынуждены были с ними считаться.

  • Анонимно
    12.07.2020 00:49

    Турки переживут новый духовный и культурный ренессанс, если будут руководствоваться в своих делах и правлении мудрым установлениям и положениям Ислама. Тогда их ждёт новый восход в Истории.

  • Анонимно
    12.07.2020 00:54

    Если турецкие власти постепенно запретят продажу алкоголя, переловят всех наркоторговцев, закроют публичные дома, ужесточат наказания за воровство и коррупцию! Разве это будет плохо?

  • Анонимно
    12.07.2020 01:03

    Почему во многих российских городах местные власти, под разными предлогами, не дают возможности мусульман строить мечети на свои же средства?

  • Анонимно
    12.07.2020 01:08

    Даже тогда, когда царские власти стали более лояльными к Исламу, при строительстве первой московской мечети, запретили строить её в восточном стиле, ставить манару и произносить азан на улице.

  • Анонимно
    12.07.2020 01:22

    Зачем за примером куда-то далеко ходить? Иван Грозный любил, когда трупы бояр, подвешенные на крыльце домов, висели до полного разложения!

  • Анонимно
    12.07.2020 01:26

    Царь Пётр I в порыве гнева приказал выкопать труп своего политического противника и выставить его на всеобщее обозрение.

  • Анонимно
    12.07.2020 01:29

    Взяв Константинополь турки-османы проявили великодушие и прощение, отпустив всех желающих восвояси. Ушли и родители Софьи Палеолог и прочие аристократы и простой народ.

  • Анонимно
    12.07.2020 01:31

    После взятия Казани войсками Ивана Грозного город горел три дня, на улицах чинилось насилие и мародёрства! Мужчин и всех детей выше оси телеги- вырезали поголовно.

  • Анонимно
    12.07.2020 01:43

    Турки-османы никогда не рушили христианские церкви, молельные дома, не вмешивались в чужую культуру и традиции, не отнимали родные языки, не оскверняли кладбища и могильные плиты. Плати "джузью"- налог и живи как хочешь.

    • Анонимно
      13.07.2020 02:42

      12.07.2020 01:43
      Правда, РЕЗНЮ периодически устраивали, детей у матерей ОТНИМАЛИ, по налогу девширме, с кем ни бывает! А слово РАЙЯ, оно такое ласковое-ласковое...

    • Анонимно
      14.07.2020 04:28

      12.07.2020 01:43
      "не отнимали родные языки"
      А почему тогда ВСЯ Анатолия сменила греческий язык на турецкий?

  • Анонимно
    12.07.2020 02:03

    В жизни существует принцип бумеранга. Ведь те, кто громче всех кричал о необходимости установки памятника стоянию на Угре, Ермаку или Ивану Грозному, теперь молча будут слушать Азан из минаретов мечети Айя-София на отдыхе в Стамбуле.

    • Азат Д
      12.07.2020 12:54


      "В Адлерском районе Сочи местные власти демонтировали памятник "Подвигу русских солдат", посвященный героям Кавказской войны. Поводом стала жалоба черкесских активистов."

    • Анонимно
      13.07.2020 02:46

      12.07.2020 02:03
      ваши слова следует расценивать как ПРЕДЛОЖЕНИЕ?
      Так что ли? А что касается хана Ахмата, того самого, что продул на Угре, так русские его и пальцем НЕ тронули! Его через три месяца, сибирский хан Ибак УБИЛ! Совместно с ногайцами!

  • Анонимно
    12.07.2020 03:19

    Волжские булгары всегда славились искусством земледелия, торговлей и городской архитектурой. Часто помогали соседним русским княжествам в неурожайные годы, возили хлеб. Чем ответил Фёдор Пестрый? Разорил, разграбил и сжёг древний Болгар.

  • Анонимно
    12.07.2020 03:22

    Бог защитил и миловал Турцию от больших бед и потрясений ХХ века. Надеюсь и дальше всё у них будет хорошо и благополучно.

  • Анонимно
    12.07.2020 03:29

    Культура и воспитание у турков другие, оставшиеся ещё со времён Ислама. Там принято уважать и слушаться своих родителей, поддерживать родственные связи, уважительно относиться к соседям, помогать сиротам и инвалидам.

  • Анонимно
    12.07.2020 03:34

    В турецких гипермаркетах и пекарнях есть прилавки, где специально выставляют свежую продукцию для всех желающих, кто оказался в трудном финансовом положении. И забрать продукты люди могут совершенно бесплатно.

  • Анонимно
    12.07.2020 03:38

    Турция не самая богатая страна в сфере природных ресурсов, но благодаря работоспособности и упорству, турецкая экономика и производство значительно выросли за последние двадцать лет.

  • Анонимно
    12.07.2020 03:50

    Традиции взаимопомощи и уважения к пожилым людям и сиротам- это культура, которая осталась ещё с мусульманского воспитания.

  • Анонимно
    12.07.2020 03:51

    Кто жил в Турции хорошо знает, как там с уважением относятся к пожилым и старшим людям.

  • Анонимно
    12.07.2020 03:54

    Русские девушки с удовольствием выходят замуж за турков и бегут от российской нищеты и беспробудного пьянства.

    • Анонимно
      12.07.2020 14:19

      -3.54 Гораздо больше противоположных случаев. Там свои невежества и крайности. Если в турции так прекрасно, чтоже турки здесь работу ищут? НЕ все так благополучно в благословенном раю?

      • Анонимно
        12.07.2020 15:06

        14.19. В Стамбуле есть целые кварталы русских и русскоязычных выходцев из бывшего СССР. Живут, работают, ведут бизнес.

      • Анонимно
        12.07.2020 16:47

        14:19 Мир открыт (пока еще). Турки приезжают сюда на работу, так же, как и немцы, и чехи и другие. Кто-то едет на работу в Африку. Это не значит, что они бегут туда.
        Кто-то влюбляется, женится. Это происходит во всем мире.

    • Анонимно
      13.07.2020 13:26

      Интересно а они благословение у своих пьяных родителей получили.Раз так презренно пишете.

  • Анонимно
    12.07.2020 14:43

    Рустам Батыр откликнулся!
    Вполне удачные подходы и обоснования, особенно в части кртитики предвыборных шагов депутатов...

  • Анонимно
    12.07.2020 15:08

    Много русскоязычного населения живёт в самом Стамбуле: работают, воспитывают детей, ведут свой частный бизнес. Всё у них хорошо. И обратно в Россию возвращаться не хотят.

    • Анонимно
      13.07.2020 13:24

      Пусть там и остаются они на родине никому ненужны.Уже чужие.Они сделали свой выбор став турками.

  • Анонимно
    12.07.2020 16:20

    Величественным и значимым это здание делают минареты и Османская пристройка. А так , нечего особенного.

  • Скиф
    19.07.2020 01:13

    Панисламисты восхищаются гопником Эрдоганом? Рано радуетесь. Он исполняет свою роль в спектакле. Главный персонаж еще не появлялся на сцене. Читайте Шекспира. По сценарию хозяина мировому халифату не бывать. Для объединения 60 исламских государств у Эрдогана нет ресурсов и кадров. А без этого любые планы остаются только в воображении в виде голубой мечты.))) Эрдогану остается только мелкая пакость, что он с успехом и делает.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль