Общество 
26.07.2020

Лето-2020 в Сочи: «Чужие ноги плывут мимо лица, или ты выныриваешь рядом с чьим-то торсом»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» узнала на юге России, что в Адлере нет коронавируса, как записать «видос» с Кобой и почем нынче «Мужские слезы»

Вывод, сделанный корреспондентом закамской редакции «БИЗНЕС Online» Валентиной Шистеровой, побывавшей в отпуске в Краснодарском крае, гласит, что изможденные «коронакризисом» россияне уже не боятся вируса. За неделю до отпуска не забронироваться, масочный режим позабыт как страшный сон, на пляжах и в кафе — столпотворение. Местные же сетуют на то, что нынешний турист стал весьма скуп на траты, предпочитая лишь валяться на пляже.

Если судить по «Инстаграму», то махнуть в Сочи коротать ночи отправились даже многие представители московского бомонда «Если судить по «Инстаграму», то махнуть в Сочи коротать ночи отправились даже многие представители московского бомонда»

НА НАШИ ЮГА 20 ЛЕТ СПУСТЯ 

На наших югах я не была давно. Лет 20. Так сложилось. Первая поездка на море была еще в студенчестве, в Анапу бесплатно отправляли общественных активистов и отличников учебы. Оплатить надо было только билеты на поезд. Жили в корпусах детского лагеря, удобства на улице. Кормили три раза в день столовской едой. Больше таких шикарных возможностей искупаться в Черном море судьба не предоставляла.

Коронавирус же заставил под другим углом посмотреть на пляжный отечественный отдых, тем более при отсутствии альтернативы в виде заграничного all inclusive. Если судить по «Инстаграму», то махнуть в Сочи коротать ночи отправились даже многие представители московского бомонда. Да и некоторые солидные татарстанские бизнесмены рискнули вывезти семьи под теплое крымско-краснодарское солнышко. Поэтому решено было махнуть рукой на инфекцию (разумеется, махнув в маске и облившись антисептиками) и тоже рискнуть ради моря. Размышляла философски: нам всем жить с этим вирусом еще долго, значит, надо как-то привыкать с ним же и отдыхать. И потом должно же там что-то измениться в лучшую сторону за 20 лет. И как-то кстати вспомнился старый советский лозунг «Если есть на свете рай, то это Краснодарский край…».

Начну с бронирования. Несмотря на то что ковид-скептиков становится все меньше, наше Черноморское побережье нынче пользуется бешеной популярностью. Я думала, что за неделю до вылета смогу подобрать себе приемлемый вариант. Раньше не занималась этой темой именно из-за коронавируса — вдруг заболеешь, а путевка уже оплачена, билеты взяты. Но, оказывается, нынче заниматься планированием срочного отпуска надо сильно загодя. За пять дней нам много-много раз меняли отели, локации и даже регионы. С «Крымнаш», к которому изначально тяготела душа из-за более бюджетных цен и живописной местности, пришлось переориентироваться на Краснодарский край, потому что забронированные гостиницы в Крыму на ближайшие даты уже были забиты под завязку или оставались только дорогие варианты. За среднего качества отели в Сочи, впрочем, тоже просили по 70–80 тыс. на двоих за 6 дней / 7 ночей вместе с дорогой. А это было уже много выше отведенного на отпуск бюджета. Уложиться надо было в 50–55 тыс. целковых.

Места в самолетах и брони в гостиницах разбирали как горячие пирожки. Пока менеджер турагентства скидывает приемлемое по цене предложение, пока ты смотришь отзывы, фото отеля, этот вариант перехватывает другой более расторопный турист. Причем в некоторых отелях тоже несильно торопятся подтверждать или отказывать в размещении. Ответа можно ждать несколько суток. «Это всегда так было с отечественными отелями в высокий сезон, — тяжело вздохнув, объяснил менеджер. — Плюс нынче закрытая граница».

Когда на двери я увидела наклейку программы «Ревизорро», стало понятно, что я не единственный журналист, посетивший это уютное местечко и удовлетворенный сервисом «Когда на двери я увидела наклейку программы «Ревизорро», стало понятно, что я не единственный журналист, посетивший это уютное местечко и удовлетворенный сервисом»

В итоге от пакетного тура пришлось отказаться и подбирать все вручную. Когда до вылета оставался один день, а подходящий отель все еще не был найден, я уже с тоской стала прощаться с морем. Но в самый последний момент отыскался наконец гостевой дом на побережье Адлера, который обещал нас встретить как родных и даже кормить завтраками. Турагент убеждал, что этот вариант действительно очень приличный. «Ну и ладно. Адлер так Адлер», — смирилась я и положила в чемодан паспорта и страховые медицинские полисы — на тот самый случай.

Позже оказалось, что отель претендует даже на турецкую троечку. Хотя бы уже тем, что в нашем южном жилище были чистота и порядок — убирались каждый день и даже заправляли постель. Разве только лепестками роз кровать не усыпали. Удобства в номере, в наличии пакетики с шампунем и гелем для душа. Для бюджетного отеля просто предел мечтаний. Имелись в комнате холодильник, телевизор и работающий кондиционер (на наших югах эти предметы обихода встречаются не в каждой гостинице). На этаже чайник и гладильная доска с утюгом. Все полы устланы толстенными ковровыми дорожками. Персонал вежливый. Есть кухня с необходимой утварью. Прогресс, как говорится, налицо. А так все по советским ГОСТам гостеприимства. Наконец, когда на двери я увидела наклейку программы «Ревизорро», стало понятно, что я не единственный журналист, посетивший это уютное местечко и удовлетворенный сервисом.

На ресепшен нам сразу раздали маленькие талончики на завтрак, что заставило поностальгировать по 1980-м, когда по талонам жила вся страна. На утреннюю трапезу всегда подавали два вида каш на выбор, яичницу, блинчики-сырники, кофе-чай. Кофе, правда, растворимый. Настоящий шел за отдельную плату. В сравнении с турецкими яствами, понятно, выбор откровенно скудноват. Но я настраивалась на худшее, потому была приятно удивлена сервисом.

Про пляжи… Народу много. Очень много. Но найти свободное место на песке можно, даже с дистанцией, подальше от воды «Про пляжи… Народу много. Очень много. Но найти свободное место на песке можно, даже с дистанцией, подальше от воды»

⠀ЧЕТВЕРО В МАСКЕ, НЕ СЧИТАЯ ОХРАННИКА

Сколько раз за отпуск я вспомнила о коронавирусе? В аэропорту Казани при входе измеряют температуру бесконтактным термометром. В самолет следует заходить в маске и перчатках. Тем, кто без перчаток, стюарды льют на руки антисептик. Пилоты по громкой связи напоминают, что и на борту нужно сидеть в масках и соблюдать социальную дистанцию. Если первое требование еще худо-бедно выполняет полсамолета, то как быть со вторым — большой вопрос. Все места в воздушном судне заняты. Свободен только клозет. Если лететь в нем всю дорогу, наверное, можно как-то уберечься от COVID-19. В сочинском аэропорту уже на обратном пути нас попросили надеть маски на входе. Градусников там, видимо, в наличии не было, или не решились пугать ими отдыхающих.

В Адлере о коронавирусе не напоминает ничего. Его там нет. Нигде. Ни в магазинах, ни в общественном транспорте, ни на пляже, ни на экскурсиях, ни в кафе. За 6 дней я насчитала четырех человек в масках, это если не брать сотрудников аэропорта и охранника в местном гипермаркете. Судя по бледности кожных покровов, в масках были только что приехавшие туристы. Местные все как один игнорируют масочно-перчаточный режим. Встретивший нас в аэропорту водитель, уроженец Удмуртии, уехавший на ПМЖ в Адлер 20 лет назад, сказал, что коронавируса не видел. Хотя семью его дочери сморила какая-то инфекция. «Лежали влежку все. Хотя дочь у меня как лошадь — ее обычно никакая зараза не берет», — восхищенно объяснил он.

В гостинице, впрочем, нам тоже измерили температуру при заселении и внесли данные в клетчатую тетрадочку. Предупредили, что будут мерить каждое утро. Однако потом благополучно забыли об этой обязанности. Последний раз с контрольными измерениями мы столкнулись на курорте «Роза Хутор». У входе на подъемники стояли двое ребят в масках, которые подносили к шее каждого проходящего термометры. Больше о вирусе ничто не напоминало. Разве что желтые наклейки на автобусах, предупреждающие, что вход в транспорт возможен только в маске и перчатках.

Про пляжи… Народу много. Очень много. Но найти свободное место на песке можно, даже с дистанцией, подальше от воды. А вот в самом море сложнее. Там как в муравейнике — то чужие ноги проплывают мимо лица, или ты сам выныриваешь рядом с чьим-то торсом. Спасатели работают неустанно. В моменты морских волнений выгоняют всех из воды, бегая по пляжу с мегафоном. Бабушки ходят между расслабленными телами, предлагая выпечку собственного изготовления. В общем, атмосфера самая что ни на есть релаксирующая.

Если отталкиваться от официальной статистики, то Краснодарский край в вирусном плане опаснее Крыма. Заразившихся там более 7,5 тыс., 100 умерших, и показатель смертности в 1,8 смерти на сотню тысяч населения. В Крыму же всего чуть более тысячи заболевших, 14 смертей и показатель смертности 0,7. Но кто нынче верит в статистику?

Один подъем на канатной дороге до Поляны обойдется в 960 рублей, подъем на «Роза Пик» на курорте «Роза Хутор» — 1,9 тыс. рублей на одного «Один подъем на канатной дороге до Поляны обойдется в 960 рублей, подъем на «Роза Пик» на курорте «Роза Хутор» — 1,9 тыс. на одного»

шагнуть в бездну за 8 тыс. рублей или подняться на подъемниках за 1,9 тысячи

Нам, наверное, не очень повезло, но именно в дни путешествия многие развлекательные заведения были закрыты. Не работали аквапарки, аттракционы в «Сочи Парке», океанариум. Функционировал только дельфинарий, но дельфинов мы и на пляже в открытом море видели  совершенно бесплатно. До 15 июля закрыта была и Абхазия, хотя до границы с ней в Адлере можно доехать на общественном транспорте. Потом дату открытия перенесли еще дальше — на 28 июля.

Меж тем, пытаясь обойти ограничения и как-то заработать, некоторые заведения меняют формат своего общения с туристами. Например, в Сочи имеется дача Сталина, куда до пандемии охотно ездили путешественники. Теперь же экскурсии как таковые запрещены. Поэтому бродить по дачным комнатам вождя советского народа можно без экскурсовода и хоть до конца рабочего дня. Аудиогид же представляет собой вынесенную на окно колонку — слушаешь себе, сидя на скамеечке в тени вековых сосен, представляя, как когда-то под сенью деревьев располагался и Иосиф Виссарионович. Кстати, живого Кобу тоже можно увидеть, а за 800–1000 рублей даже заказать ему видеопоздравление и сфотографироваться на память. Красоты сталинской дачи обойдутся взрослому в 350 рублей, детям от 7 лет — в 200 рублей.

Живого Кобу тоже можно увидеть, а за 800–1000 рублей даже заказать ему видеопоздравление и сфотографироваться на память «Живого Кобу тоже можно увидеть, а за 800–1000 рублей даже заказать ему видеопоздравление и сфотографироваться на память»

Из-за ограниченности «развлекаловки» большим спросом пользуются парки. В Сочи это парк «Дендрарий», в Адлере — «Южные культуры». Цена там примерно одинакова: в сочинском дендропарке за вход взрослые заплатят 320 рублей и 150 рублей за детей от 7 до 14 лет, в адлерском — 300 рублей и также по 150 за детей. Сочинский, конечно, крупнее и богаче. Но из Адлера на автобусе по пробкам и жаре до него добираться больше часа. Поэтому мы удовольствовались «Южными культурами», подышали там в эвкалиптовой роще, покормили в водоемах черепах и налимов.

Морские прогулки в зависимости от длительности и насыщенности (встреча с дельфинами, рыбалка) варьируются от 500 до 1 300 рублей. В целом же экскурсии подорожали в сравнении с прошлым годом на 50–100 рублей. Об этом можно судить по старым прайсам на сайтах и рекламным буклетам, где прежние цены перечеркнуты, а поверх написаны свежие. Однако и сильно задирать цены местные не могут — по признанию продажников, спрос на экскурсионную программу сильно упал. Люди ограничиваются лишь лежанием на море, т. к. приезжают в основном на 5–7 дней. Тут каждая минута на счету.

Если денег нет, а зрелища хочется, можно самостоятельно приехать в Олимпийский парк и посмотреть на светомузыкальные фонтаны «Если денег нет, а зрелища хочется, можно самостоятельно приехать в Олимпийский парк и посмотреть на светомузыкальные фонтаны»

Самые дорогие утехи связаны с экстремальным отдыхом и поездками на горнолыжные курорты. Трансфер из Адлера до Красной Поляны стоит в пределах 400–500 рублей на человека. Плюс подъемники — один подъем на канатной дороге до Поляны обойдется в 960 рублей, подъем на «Роза Пик» на курорте «Роза Хутор» — 1,9 тыс. на одного. Готовьтесь сразу к тому, что большую часть времени вы проведете в очередях на подъемники. Поэтому советуют быстрее добраться до пика, спуститься к водопадам в парке «Менделиха», а уже на обратном пути гулять по Олимпийской деревне и прочим горным окрестностям. Для любителей острых ощущений на самом пике предлагают покачаться на качелях или пройти по подвесному мосту за 600 рублей.

Еще одна замануха для экстремалов — «Скайпарк» в Ахштырском ущелье. Место живописное, цены — тоже. Один прыжок на эластичном канате стоит 8 тыс. рублей. Экскурсовод называла цену и вовсе в 17 тысяч. Говорят, что оплатившим, но так и не решившимся шагнуть в бездну, дается еще один шанс приехать с этим же билетом на будущий год. Но таких случаев местные гиды не припомнят.

Если же денег нет, а зрелища хочется, можно самостоятельно приехать в Олимпийский парк и посмотреть на светомузыкальные фонтаны. Каждый вечер в чаше Олимпийского огня дважды проходит шоу под известные рок-хиты и классическую музыку. Зрителей обычно много, но, т. к. площадь огромная, места хватит всем даже с учетом социальной дистанции.

Удивительное дело — в краю, где урожай картофеля можно снимать по два раза, цены на овощи и фрукты такие же, как и в Челнах «Удивительное дело — в краю, где урожай картофеля можно снимать по два раза, цены на овощи и фрукты такие же, как и в Челнах»

⠀ФРУКТЫ ПО ЧЕЛНИНСКИМ ЦЕНАМ И «МУЖСКИЕ СЛЕЗЫ»

«А у вас персики местные?» — спрашиваю я у продавца южной внешности. «Местные-местные. Турецкие!» — говорит «анапчанин». Этот диалог 20-летней давности вспоминался каждый раз при подходе к овощным лавкам. Удивительное дело — в краю, где урожай картофеля можно снимать по два раза, цены на овощи и фрукты такие же, как и в Челнах. Разница лишь в спелости. Абрикосы — по 170 рублей, черешня — по 200–220 (мы урвали за 150), инжир — 350, баклажаны — 100, помидоры — 70–100 рублей.

Основная масса питается в столовых типа казанской сети «Добрая столовая». Цены вполне приемлемые. Уха по-царски — 120 рублей, харчо — 80, картошка по-деревенски — 60, оливье — 60. Однако и столпотворение в обеденное время, в которое не хочется лишний раз лезть.

В качестве презентов родным и друзьям на рынке предлагают специи, упакованные в прозрачные пластиковые контейнеры по 50 рублей за штуку. Специями же выложены красивые надписи вроде «Привет с моря», «Брату», «Любимой теще». Лавки, словно бусами, увешаны грузинской национальной сладостью — чурчхелой. В зависимости от длины ее продают по цене от 50 до 100 рублей.

В качестве презентов родным и друзьям на рынке предлагают специи, упакованные в прозрачные пластиковые контейнеры по 50 рублей за штуку «В качестве презентов родным и друзьям на рынке предлагают специи, упакованные в прозрачные пластиковые контейнеры по 50 рублей за штуку»

Впрочем, чаще из Краснодарского края везут не специи, а вино и чачу. В каждой лавке предлагают продегустировать напитки и приобрести 1,5-литровый баллон за 400–500 рублей. Сначала мы взяли на пробу бутылочку красного — «Мужские слезы». Нам его продавал грузин Бенджамин (надеюсь, не Франклин) и уверял, что такого вина мы больше нигде не найдем. Было в этом что-то садистски приятное — упиваться слезами. Однако местные жители утверждают, что настоящее вино не может стоить 500 рублей и то, что в баллонах, — это просто разбавленный порошок. К тому же в Адлере нет виноградников, и на продажу данный эликсир почти не делают. Поэтому настоятельно рекомендовали лучше идти в сетевой магазин, специализирующийся на местной алкопродукции. Для справки: та же чача там продается по цене от 380 до 720 рублей — в зависимости от литража и крепости. Ну а на вина ценник еще разнообразнее.

Продавщица, пробивая нам наше винное приобретение, спросила, откуда мы. «Из Набережных Челнов», — говорю. Женщина некоторое время пытается что-то вспомнить и уточняет: «Вот в Туле пряники делают…» «А у нас „КАМАЗы“», — с гордостью отвечаю ей. «И туалетную бумагу», — озаряется улыбкой продавщица.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (98) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
26.07.2020 10:20

Предпочли в этом году никуда не ездить по нескольким причинам :
1. Эпидемия
2 нет денег
3 заграница закрыта
4 жаль тратить деньги на отдых в Крыму или Сочи, поскольку понимаешь, что за эти деньги зарубежный отдых был бы гораздо комфортабельнее длительнее и интереснее.
В прошлом году был в командировке в Крыму. Неделю. Потратил много не своих командировочных денег. За свои бы ни за что не поехал.
Грязные пляжи, дорого и везде забор из профнастила как местная достопримечательность

  • Анонимно
    26.07.2020 09:10

    Совок ещё пару поколений продержится в РФ.

    • Анонимно
      26.07.2020 10:02

      Нет, современный Сочи - полностью отличается от советского Сочи.

      • Анонимно
        26.07.2020 10:38

        Армяне на месте ?

      • Анонимно
        26.07.2020 15:56

        Пару развязок и дворцы спорта со стадионом построили. Больше изменений нет...

        • Анонимно
          27.07.2020 00:18

          Я не видел ни одного сочинца мечтающего посетить Казань, но знаю много казанцев мечтающих посетить Сочи. Сочи - это курорт, здесь мало работы, но много веселья. Это очень дорогой город и по недвижимости и по ценам на все. Недвижимость дорогая потому что мало земли, мало электроэнергии, воды и т.д. Стройка в Сочи - это как в Казани два-три дома построить. Все фрукты привозные (Турция,Кубань, Крым) - здесь только мандарины, хурма, фейхуа, инжир - остальное все привозное. И привозят по серпантину, доставка очень дорогая. Но Сочи - это море, горы, воздух, экология, спорт.

    • Анонимно
      26.07.2020 11:24

      Даже после одной реконструкции города перед Олимпиадой , Сочи лучше выглядит - чем Казань после 5 реконструкций перед "1000-летием", "Универсиадой", "Вордскилс", "чемпионатом ВВС", "чемпионатом по футболу".

      • Анонимно
        26.07.2020 12:11

        Сочи не реконструировали, а просто застроили Имеретинскую бухту, где раньше были болота

      • Анонимно
        26.07.2020 12:18

        В Сочи вложено 52 млрд. Скокп украдено? Тайны за семью печатями. На Универсиаду одну треть вложил центр,одну треть кредиты,одна треть Республика. На все другие мероприятия уже были копейки,ибо все уже готово: развязки,дороги,объекты,общежития... Самара,Екатеринбург и др. получили на Чемпионат в разы больше ,чем Казань. Так штаа..... А Сочи для армян построили?

      • Анонимно
        26.07.2020 13:19

        11:24 Вы, похоже, нигде не были, ни в Сочи, ни в России. Сочи "лучше выглядит" - в каком месте?
        Где новая застройка, возможно. А сам город гадюшник, как и прежде.
        Много езжу по России- Казань чуть ли не самый удобный и современный город в России, не считая Москвы. ВСЕ, миллионники, кроме Е-бурга, рядом с Казанью- совковый отстой. Практически везде сделан только центр, который и показывают туристам и начальству, а сами города, где люди живут, запущены. Неделю назад был в Красноярске. Ощущение, что город все еще живет в лучшем случае в начале нулевых. А ведь там тоже Универсиаду в 2019 проводили. Но на городе это вообще не отразилось.
        К хорошему привыкаешь быстро, и многие все равно недовольны.

        • Анонимно
          26.07.2020 14:26

          Исторический Сочи очень красивый. Я имею в виду прогулки от Театра до морвокзала, от морвокзала вверх через Макдак и на Навагинскую.
          Капитально отремонтировали великолепнейший дендрарий и виллу "Надежда" в нем (сотрудники сами мне говорили, что не верили. Отправили заявку перед олимпиадой на ее ремонт и сделали капитально!).
          Но! Вы наверное из-за скромного бюджета были не в историческом Сочи, а в Адлере, Мацесте, Хосте, Кудепсте (нужное подчеркнуть). Там конечно ничего не сделали. Особенно в Курортном городке.

      • Анонимно
        27.07.2020 05:50

        Казань и без реконструкции прекрасно. А в Сочи всё сделано на авось. Дорогая грязная помойка.

  • Анонимно
    26.07.2020 09:16

    Хороший журналистский ход - про Камазы и туалетную бумагу...Пять за придумку...

    • Анонимно
      26.07.2020 21:36

      Это не придумка, а реалии 90-х, тогда только ленивый в Челнах не шутил про то, как скупали в стране челнинскую туалетную бумагу и по ней только город и опознавали. Челнинцы с этой присказкой вросли. Придумка. Улыбнуло)

  • Анонимно
    26.07.2020 09:20

    Поразительно, бесплатно человек 20 лет назад отдыхал, но хотел, чтобы был пятизвездочный отель.

  • Анонимно
    26.07.2020 09:46

    Даром не надо такой отдых.Да еще при такой скученности.
    P.S.Болел ковидом с двухсторонней пневмонией.Узнал что это такое.Типа со мной не случится-это самообман.

    • Анонимно
      26.07.2020 19:33

      А если просто двусторонней пневмонией без ковидла думаешь легче было бы, врядли

  • Анонимно
    26.07.2020 09:47

    Не все правда, что написано. Народу столько же, как в 2018 и 2019 году. Еда стала дороже. Масок и перчаток точно ни у кого. А так - обычный Адлер. Вчера прилетели.

    • Анонимно
      26.07.2020 18:04

      В Адлер- не езжу, там море всегда грязное микробами, многие жаловались, может канализация стекает. 1 раз отдыхал: не выходил из туалета, практически, замучился пить бифидобактерин. Нужно севернее отдыхать.

      • Анонимно
        26.07.2020 19:28

        Руки надо чаще мыть! А не Адлер обвинять.

        • Анонимно
          27.07.2020 00:24

          Ну вообще то сами местные в Адлере говорят, что в июле-августе море самое грязное.

        • Анонимно
          27.07.2020 03:16

          Сочи всегда называли"муравейник в унитазе!" Так и есть! Море грязное, каждое лето люди болеют ротовирус ом, так что мытьё рук от этого далеко. Зараза и инфекция в море!!! В прошлую осень были в Абхазии в Гагре, казалось бы далеко от Адлера и Сочи, людей мало, море якобы чистое... Но все в нашем отеле переболели ротовирусной инфекцией, со всеми прелестями и ещё температура высокая у многих была на скорых забирали. Вот вам и морской отдых!!!

      • Анонимно
        27.07.2020 11:18

        Вон оно че оказывается. А я то думаю, почему там Олимпийскую деревню построили. Оказывается, чтобы иностранцев в канализации выкупать.

  • Анонимно
    26.07.2020 09:51

    Ужас, какое убожество на нашем отдыхе стандартного формата..хотя понятно, пока будет спрос на убожество никогда не будет улучшения и развития..

    • Анонимно
      26.07.2020 11:34

      Море- вот что главное. Остальное - ерунда. Еда, выпивка, развлечения....

      • Анонимно
        27.07.2020 05:53

        Да оно ужасно грязное там это море.

        • Анонимно
          27.07.2020 10:12

          Сейчас отдыхаю в Сочи, Центральный р-н. Море чистое. Утром видны дно и рыбки, бывают и дельфины. Особенного роста количества отдыхающих визуально .в городе не заметила. Как обычно, город оживленный.

  • Анонимно
    26.07.2020 10:20

    Предпочли в этом году никуда не ездить по нескольким причинам :
    1. Эпидемия
    2 нет денег
    3 заграница закрыта
    4 жаль тратить деньги на отдых в Крыму или Сочи, поскольку понимаешь, что за эти деньги зарубежный отдых был бы гораздо комфортабельнее длительнее и интереснее.
    В прошлом году был в командировке в Крыму. Неделю. Потратил много не своих командировочных денег. За свои бы ни за что не поехал.
    Грязные пляжи, дорого и везде забор из профнастила как местная достопримечательность

    • Анонимно
      26.07.2020 11:26

      Надо бы ввести выездную пошлину для любителей отдыхать в других странах. Преклонение перед всем заграничным - неизлечимая болезнь совка.

      • НЕОЛЬГИНО
        26.07.2020 12:04

        11.26 скажите, а вы этот комментарий написали с дискового стационарного телефона? или прислали с голубями?

      • Анонимно
        26.07.2020 16:20

        Сделайте лучше, поднимите уровень жизни, и пусть не мы, а нам завидуют. Но вы ведь не сможете, вам бы свои карманы из бюджета набить, других интересов у вас нет.
        У вас даже все мысли направлены на ободрать, чтобы не ездили. На созидание вы и ваши хозяева работать не способны.

        • Анонимно
          27.07.2020 00:17

          Вы так правы, про то, что нашим просто слабо сделать, чтобы нам завидовали, и к нам приезжали! Пять звёзд! Раболепство перед заграницей -это проще и легче.

          • Анонимно
            27.07.2020 10:29

            Просто нет закона и нормальной власти которая обяжет бизнес поднять уровень сервиса за свой счет, а не за бюджетный. А про заграницу, я не думаю что это раболепство, ведь все равно допустим Тай не сравнить с Сочи ни по климату ни по атмосфере, каждая страна уникальна своим колоритом и в этом прелесть.

        • Анонимно
          29.07.2020 00:21

          Не завидуйте другим.В Библии уже давно сказано : «не ропщите на своего правителя, ибо каждый народ достоин своего правителя»

      • Анонимно
        27.07.2020 09:15

        По молодости на машине много раз ездил в Сочи, тогда про турцю еще не знали, 90...,было нормально.Потом полетал по заграницам, в смысле отдыха, не был в сочи лет10, и вот в 2011 отправился в Лазаревское подлечить спину, там у известного хиропрактика клиника. Что касается условий проживания, 4+хотя хабальский менталитет обслуги даже там проявлялся. Все остальное же вызывало жутчайший дисонанс по сравнению с той же Турцией, денег улетело гораздо больше чем за границей. Вывод- лучше уж никак, вместо как нибудь

        • Анонимно
          27.07.2020 10:19

          Есть санатории с нормальным обслуживанием. С лечением и без. При этом стоимость пребывания в них выше 70 тыс. / чел.за две недели.

  • Анонимно
    26.07.2020 10:28

    Побережье Краснодарского края от Адлера до Тамани. Можно найти абсолютно безлюдные пляжи и разнообразное жилье: от кемпингов по 200 руб за сутки до царских апартаментов полупустых санаториев Газпрома.

    • Анонимно
      26.07.2020 13:05

      Ага, и где самое грязное море - из-за течений, именно туда сносящих стоки горных рек

  • Анонимно
    26.07.2020 10:43

    Это тотальный гадюшник. И отдыхать в этих фекалиях -себя не уважать.

    • Анонимно
      26.07.2020 12:20

      Нет там никаких "фекалий". Перед Олимпиадой в Сочи построили очистные сооружения.

      • Анонимно
        26.07.2020 13:21

        12:20 Ничего подобного. Канализация как сливалась, так и сливается в воду. Может, объемы только меньше.

  • Анонимно
    26.07.2020 10:53

    Это хуже совка. В совке хоть всё дешево было. А сейчас за такие деньги получать такой быдло-отдых. Не, спасибо, ждем открытия границ с нормальными странами.

    • Анонимно
      26.07.2020 12:46

      В СССР был чудесный отдых и я был на многих курортах,а так же в пионерских и спортлагерях на юге,хотя мы тогда жили в Заполярье

    • Анонимно
      26.07.2020 16:19

      Ничего дешевого в советские времена в Сочи не было. Целый год мы копили, чтобы комнату снять на Мамайке на 10 дней. Билетов на самолет не достать было, еле еле в плацкартном вагоне 2 дня добирались. Так что, сейчас там рай земной. А где за границей летом хорошо? В Турции сауна с 40 градусами. А где еще? Я все обьездил, может откроете мне чего я не знаю? Спасибо заранее!)

      • Анонимно
        27.07.2020 09:06

        Вьетнам не пробовали? Вот очень советую. Летом там прекрасно. Чисто, вкусно, дёшево, все свежее морепродукты, фрукты... Очень много красивых мест, куда можно добраться на экскурсию самостоятельно.

        • Анонимно
          29.07.2020 00:25

          Во Вьетнаме уже бушует новый вид ковида он в разы хуже старого.Мутировался.По гуглите.

      • Анонимно
        27.07.2020 09:47

        Все объездил - это что именно? Расскажите, очень интересно.

    • Анонимно
      26.07.2020 19:31

      Ну вас никто, собственно, не заставляет. Можете искать себе отдых в деревне, на даче.... там, скорее всего, чище и лучше. Каждый выбирает себе по желанию и возможностям

  • Анонимно
    26.07.2020 11:22

    Лучше в этом году поработаю!

    • Анонимно
      26.07.2020 19:32

      Неплохой вариант! А семья? Дети? Ждут, пока вы наработаетесь?

  • Анонимно
    26.07.2020 12:34

    Мы в конце сентября планируем туда (июльский тур в Испанию накрылся медным тазом), надеюсь народа будет поменьше уже.
    Автору спасибо за статью, на одном дыхании прочитал.

    • Анонимно
      26.07.2020 13:49

      Так и делать там в конце сентября вообще нечего будет. Шторма одни. Для себя решили, что на наш юг никогда не поедем больше. Клоака.

      • Анонимно
        27.07.2020 06:45

        В сентябре нормально вмкраснодарселм крае, народу меньше , местные фрукты поспевают (инжир, виноград, гранат и т.п. )

    • Анонимно
      26.07.2020 18:07

      В сентябре лучше в Абхазию, и то, как погода будет неизвестно.

    • Анонимно
      26.07.2020 19:33

      Если детей нет или дети не учатся - конечно, конец сентября очень подходит .

  • Анонимно
    26.07.2020 13:02

    Крым и Краснодарский край - волшебно красивые и немногодюдные места с октября по апрель.

    Находиться там в убийственную жару в толпах людей за тройную цену... Лучше в Калининград слетать.

    • Анонимно
      26.07.2020 17:21

      Убийственная жара как раз была в Татарстане две недели назад. А в Сочи были комфортные 28 градусов

  • Анонимно
    26.07.2020 13:25

    Довелось побывать в командировке в Сочи в начале октября. Погода позволяла купаться, тепло, вода теплая, пляжи пустые. Но даже тогда я побрезговал окунуться. Цвет воды не понравился.
    Она даже при пустых пляжах реально грязная! Плюс сами пляжи галечные, неприятные. Даже не говорю о "сервисе".
    За свои деньги в этот гадюшник ни в жисть!

    • Анонимно
      26.07.2020 16:22

      Там море часто неспокойно, поэтому и вода мутная, но не грязная. В Каннах вода грязная на пляже и местные жители ездят подальше. Так что не надо про Сочи гадость писать!

      • Анонимно
        27.07.2020 06:00

        Нет. Она там именно грязная.. Грязнее чем в Сочи я море не видела. Везде отдыхаем хорошо, в Сочи 7 дней с температурой, рвотой и диареей лежали, после моря. И видок у моря прямо не айс.

    • Анонимно
      26.07.2020 17:42

      Таксисты в командировки не ездят, не надо рассказывать

  • Анонимно
    26.07.2020 13:26

    Кстати про соблюдение коронавирусных мер - Казань в этом плане хоть что-то соблюдает на фоне других регионов. В Казани нельзя войти без маски в Парк Хаус, на входе стоит несколько человек. В целом, есть критическая масса людей в масках, с которой не чувствуешь себя дураком, соблюдая правила.

    Неделю нахожусь в Москве, здесь маски носит от силы 10 процентов, реально неуютно быть в маске, когда ты один в ней на весь магазин (у кассиров маски в кармане или приспущены)

    • Анонимно
      26.07.2020 17:56

      Маски, в основном из карма достают или с руки снимают. Ну, плотно, как положено, тоже бодьшинство не одевает. А так да, соблюдается))

    • Анонимно
      27.07.2020 10:46

      маски желательны в замкнутом пространстве, лифт одно из таких мест.

  • Анонимно
    26.07.2020 13:49

    По поводу туалетной бумаги...В 2008 году в Америке прожил около месяца и там откуда то знали про челнинскую туалетную бумагу...

  • Анонимно
    26.07.2020 14:36

    Написано с юмором. Читать приятно.

  • Анонимно
    26.07.2020 15:40

    Сочи очень красивый город. И можно подумать, что в Турции канализация по трубам на небо подаётся. В Сочи современные очистные сооружения с глобуководными выпусками в 250 метров от берега. Ежедневно сдаются пробы в Роспотребнадзор

  • Анонимно
    26.07.2020 15:58

    Мы целый год работаем чтобы там недельку отдохнуть. А они несколько неделько неднль работают чтобы весь год отдыхать. Из-за запрета авиарейсов за границу еще больше денег заработают, вдобавок сервис еще ухудшится.

    • Анонимно
      26.07.2020 19:45

      Кто целый год у них отдыхает? Фантазер ленивый!

    • Анонимно
      27.07.2020 10:33

      Персонал санаториев Сочи едва пережил самоизоляцию. Многие не получали совсем. Экскурсовод говорит, что детей нечем было кормить. Горничная получала 8 тыс. в месяц. Только люди старше 65 лет жили на выплаты по больничному листу. До сих пор весь штат не выведен на работу. Многое закрыто (фитнесс-центр, салоны, бассейны...). Похоже, часть персонала зарплату не получают.

  • Анонимно
    26.07.2020 16:27

    Завидуем молча! Я был в Сочи! Мне понравилось! Я отдохнул. Сейчас на работе. Вкалываю, как бог. Заработаю, поеду на Кипр. Если откроют.

  • ПанАлекс
    26.07.2020 17:04

    Видимо журналистка не в курсе, что значительная часть приезжавших ранее в Сочи (особенно в Адлер) привыкли заезжать в Абхазию на пляжи, что там куда получше галечных, и достпримечательности! Тем более что для однодневного заезда не требуется виза или как их там - регистрация! А обратно вечером через Дюти -Фри народ шел!
    Но Абхазия до сих пор закрыта и так до революции власти Абхазии могут довести! Понятно что коронавирус это только повод - из 30 с лишним официально заболевших это ничто!
    Так что вынуждены россияне в Адлере-Сочи кучковаться!
    Ну в сентябре я там тоже побывал, включая подъем на гору в 2,5км., но не в самои Роза-Хуторе а в "Город".
    Но честно мне больше в Крыму понравилось!
    Буду там через неделю и могу поделиться...

  • Анонимно
    26.07.2020 18:51

    Ну зачем много слов,много споров? Обьективно по цена-качество Турция лучше.Ну ЭТО реально так.

  • Анонимно
    26.07.2020 19:43

    Если сравнивать сервис и море то мне нравится Египет. Главное отель на первой линии и чуть дороже чем на автобусе на море ездить и проблем нет. Море в Египте очень тёплое и красивое.
    Две недели загарать,нырять с маской и диета фрукты и местный алкоголь.
    Турция конечно лучше чем Сочи и море теплее но как то разницы большой нет что Сочи что Турция.море одинаково грязное и холодное. Турция дешевле чем Сочи и только этим выигрывает.

  • Анонимно
    26.07.2020 20:08

    Очень симпатично написано! Оказывается, вот чем знамениты Челны - туалетной бумагой. Но это же очень хорошо.

  • Анонимно
    26.07.2020 21:04

    Если в Сочи то санаторий Металлург, Актер, Знание еще есть. Там мы отдыхали по 2 раза уже. Хороший сервис, в Актере кормят лучше Турции. Даже наливают по пятницам. А так вне санатория есть на берегу бары, кафешки. Терренкур, прогулки.все классно было!

  • Анонимно
    26.07.2020 22:34

    А я не понимаю почему все говорят, что заграницей дешевле отдыхать? Может если одному, ну максимум двоим, а как быть тем у кого дети? У меня совесть не позволит их оставить дома, типо, " чао крошки, сама с папой поехали отдыхать, а вы тут как нибудь перетопчитесь". А теперь посчитаем: четыре билета на самолет туда и 4 обратно, и вот только на самолет сумма будет около стольника колебаться, а еще нужен отель на сетверых а не на двоих, это как два двухместных, а еще денег с собой нужно взять, и в итоге нужно тысяч под 200? У нас мы тратим от 50-70 , едем на машине на бензин и платную дорогу ну 17-18 тысяч, но это туда и обратно за 4-х, если заселяться в гостевые дома это на порядок дешевле чем в отели. Готовить в принципе по желанию, столовых, кафе на каждом шагу. Экскурсии, львиная доля забирвет дорога ДО, а мы на машине сели и куда хочу туда и еду и платим только за саму экскурсию.

    • Анонимно
      27.07.2020 08:41

      Аналогично, ездим на гранте в Крым, по суммам тоже самое как и у Вас, но на двоих, много тратим на гостинцы. Газовая плитка с баллончиками выручает в дороге и гостевые дома, где сварить кашку, макарошки 10-15 мин. И для здоровья полезно и знаешь, как приготовлено и из чего и дешево. Но у нас принято возводить в культ заграницу. Плюс в поездках на машине есть свои преимущества, особенно если получается на одном месте забронировать на пару дней, а дальше на другое место. Иногда в целях экономии, да и романтика спим в палатке в кемпинге (600р на двоих) или на базе отдыха (Любимовка). Купили в прошлом году палатку в декатлоне fresh&black, реально днем темно в ней. Хотя все на работе летают заграницу. Ну не знаю, по мне так скучно лежать все 9-10 дней в одном месте, а если экскурсии за границей, то отдых уже далеко не бюджетный. Плюс вино привозим на гостинцы, в прошлом году понравились вина Инкермана.
      В Крыму оч. понравилась тропа Голицына, мыс Меганом, Севастополь (2 дней реально не хватило), Алупка. Хотелось бы еще в этом году посмотреть Оленевку, Севастополь, Фиолент, Генеральские пляжи ну и с серпантинов красивые виды. Каждому свое.

      А теперь минусуйте, даже подскажу слоганы - гранта не машина, отечественный отдых дороже и хуже.

      • Анонимно
        27.07.2020 09:55

        Все стало понятно после фразы "лежать все 9-10 дней в одном месте". Если переступите через стереотипы, своих коллег, и копнете немного глубже (подальше турции на 10 дней), для вас откроется много интересного.

        • Анонимно
          27.07.2020 10:15

          "Подальше Турции на 10 дней" озвучьте ценник.
          Извините, я не готов, тратить несколько среднемесячных зп на отдых. Для меня золотая середина среднемесячная з/п по Татарстан на каждого работающего на отдых 1 раз в год. Тратить больше не хочу, пока есть другие приоритеты в жизни.

          • Анонимно
            27.07.2020 11:37

            Озвучиваю что ценник будет околотурецкий если открыть шенген, купить оптимальные по цене билеты с перелетом из москвы (в большинство европейских городов), бронировать для жилья апартаменты по airbnb, при этом хватит еще на аренду небольшого авто для поездки по окрестностям.
            Даже если брать экскурсии заграницей, то не обязательно покупать в отеле у наших туроператоров втридорога, почти в любой стране есть местные агентства которые за в разы меньший ценник предлагают аналогичный и то и лучший сервис.

            • Анонимно
              27.07.2020 12:49

              Не понимаю, как вы находите через airbnb/booking жильё в Европе дешевле России. Может быть вы ориентируетесь на цены 2012 года. Из-за скачка евро это нереально. Максимум - это Черногория или Кипр, там можно найти сопоставимые цены на жильё. Но еда, проезд, сервис - курс евро не даст сэкономить.

      • Анонимно
        27.07.2020 17:36

        и зачем так рвать пятую точку? тур с перелетом 92 тыс. на троих , 3 дня красная поляна 3 дня в Сочи. на завтраках

    • Анонимно
      27.07.2020 11:39

      Ну сравнили березу с пяткой!
      сопоставимые вещи надо сравнивать.
      А вы сравните авиаперелет и проживание в 5 звездах в Сочи и в Турции на первой береговой линии, тогда разница будет очевидна.
      Или путешествие на машине дикарем в Турцию , с арендой недорогого жилья через букинг, питаться с рынка, в местных кафешках, с таким же , но в КК или Крым!
      А ваше сравнение доказывает только то, что у вас недостаточно средств, поэтому вы отдыхаете по эконом варианту)))

  • Анонимно
    26.07.2020 22:38

    Я впервые съездил в Сочи, больше не поеду, они цены взвинтили выше крыши, в Греции и в Праге мне по деньгам меньше выходило...а тут обычный русский город, с морем...местные всем видом показывают «понаехали» к нам, мол езжайте отсюда...полиция внимание, иногородние номера и каршеринг останавливают и внаглую разводят (запах есть, поехали в наркологию и тд), причём все все знают и нормально я так понимаю...ну больше не приеду, колхоз

  • Анонимно
    26.07.2020 23:58

    У меня только один вопрос, я как житель Сочи хочу у вас спросить - где вы в Адлере отдыхали на песчаном пляже? Где вы нашли место на песочке? (Интересуюсь, потому что хочу на песчаный пляж съездить, а Турция закрыта) Народу конечно тьма! Даже наши дикие пляжи забиты, а они чаще всего пустые, потому что о них знают только местные, а тут прям понаехали. И да про короновирус - у нас в масках ходили первые два дня карантина, потом все повыбрасывали - потому что здесь влажность ужасная и в маске можно задохнуться.

  • Анонимно
    27.07.2020 03:38

    Мы в июне поднимались на Роза пик за 1500. С собой лучше брать дождевик, даже если внизу жара.

  • Анонимно
    27.07.2020 08:46

    Отдыхаю в Адлере не первый год. Всё терпимо - солнце, море, питание.Публика в этом году заметно приличнее - некуда деваться, детей привезли. На пляже меньше народу с 11час. - уходят обедать и вечером с 17 час. Лето пропускать не хотелось, надеюсь на благополучный финал.

  • Анонимно
    27.07.2020 09:58

    Когда говорим про Сочи и грязное море, то надо разделять – именно Сочи, или Адлер. В Адлере всю грязь в море несёт Мзымта. Особенно всё плохо после дождей. А поскольку Адлер от верховий Мзымты отделяют горы, то находясь в Адлере дождей можно и не видеть, а вода в море всё равно будет грязная ) Также масса мелких ручьёв, которые текут по городу и впадают в море. Кто бывал в трущобах Адлера, тот знает, что можно увидеть в этих ручьях ))
    В Абхазии таких крупных рек, как Мзымта, нет, а значит море по определению чище. Именно поэтому в Крыму море чище, чем в Краснодарском крае вообще, и в Адлере в частности – там нет рек.
    В Турции есть крупные речки, но в сезон они практически пересыхают. Про Египет даже говорить не стоит )
    Поэтому, если ехать в Краснодарский край, то чем более безлюдное и глухое будет место, тем чище вода. Местные это подтвердят, поскольку сами отдыхают только в таких местах ) Но в безлюдных и глухих местах нет гламура и комфорта. Дилемма ))

  • Анонимно
    27.07.2020 10:39

    Вернулся из Сочи. Приятно удивлен сервисом, чистотой, вежливостью. Горы захватывают дух! Из минусов - столпотворение на пляжах и цены в ресторанах )

    • Анонимно
      28.07.2020 14:40

      Этот комментарий написан или туристом, который отдыхал в очень дорогом отеле и не выходил за его территорию, или сочинцем, который зарабатывает на отдыхающих и старается скомпенсировать негативные, но реальные отзывы ...

      • Анонимно
        28.07.2020 16:49

        оба предположения не верны, расстрою вас ) в горах жил действительно в неплохом отеле (4тр за ночь). В Адлере жил в ооочень простой гостинице на Имеретинке

  • Анонимно
    27.07.2020 11:10

    Только прилетели с Сочи две разные компании, друзья и родные. У всех с деньгами все хорошо, но даже они говорят что все значительно подорожало в сравнении с прошлым годом. На пляжах кошмар. Как написано в статье никакие меры профилактики не выполняются.

    Так что откройте господа чиновники чартеры в Турцию! Посмотрите как там организовали отдых, уже пошли первые отзывы от украинцев.

  • Анонимно
    28.07.2020 06:54

    Сейчас отдыхаем в Эмеритинке. Зачем сравнивать то, что сравнить сейчас нельзя? Закрыто все. Есть только отдых в России. Ждать? А дети как? Отдыхаем хорошо. Море чистое. Вокруг ни одного с ротовирусом. Народу немало. Так так всегда и было тут. Отдых на любые кошельки. От кемпингов до Рэдисона. Не нужно все поливать грязью. Лето, солнце, море, фрукты. Покажите детям пример позитива.

    • Анонимно
      28.07.2020 09:48

      а что, дети годик подождать не могут? избаловали вы их, значит - ну тогда и переплачивайте за низкопробный отдых, позволяйте на вас наживаться

  • Анонимно
    28.07.2020 14:35

    Если вам предлагают подержанный автомобиль Ладу Калину по цене нового Мерседеса вы же не станете платить, а подождёте более адекватного предложения цена - качество.... Другое дело, что нас вынуждают покупать самокат по цене самолёта. У Сочи был шанс продемонстрировать огромному количеству людей все прелести курорта, НО... Сочинцы ведут себя так, как будто это последние месяцы в их жизни - просто дерут цены, не напрягаясь на тему качества услуг и товара. После такого вынужденного отдыха в России, у многих на долгие годы отобьют желание повторять этот печальный опыт. Жаль! Потенциал то хороший, но лень и жадность погубят российские курорты....

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль