Машиностроение 
10.08.2020

Как пара «оборонщиков» заработала 2 млрд рублей для Колесова и Ко

«Завод Элекон» продал акций на 1,6 млрд рублей, выручка КОМЗа стала худшей за пять лет, и оба сократили производство оборонной продукции

Пара заводов из оборонного кластера РТ, «Элекон» и КОМЗ, весной отчиталась о падении оборотов и чистой прибыли. Сократив выпуск «специзделий», первый отделался снижением выручки на 15%, у второго же она рухнула почти вдвое. При этом КОМЗ резал издержки (с высокой долей вероятности под пресс оптимизации попал КВЗ), а «Элекон» обзавелся абсолютно новым акционером, пакет которого можно оценить в 600 млн рублей. Отчеты производителей электрооборудования и оптических приборов изучил «БИЗНЕС Online».

Последние три года больший объем выработки демонстрирует именно «Элекон». Выручка производителя электротехнической продукции в 2019 году упала на 15% по сравнению с предыдущим годом до 5,97 млрд рублей Последние три года больший объем выработки демонстрирует «Элекон» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЗАВОД ЭЛЕКОН»: МЕНЬШЕ СОЕДИНИТЕЛЕЙ, БОЛЬШЕ КАБЕЛЕЙ

«БИЗНЕС Online» продолжает подводить итоги сезона отчетности крупнейших компаний РТ, который в текущем году пришелся на разгар «коронакризиса». В частности, весной о своих финансовых успехах отчитались два предприятия из оборонного кластера, входящие в сферу влияния генерального директора КРЭТ Николая Колесова: производящее электросоединители АО «Завод Элекон» и выпускающее оптические приборы АО «Казанский оптико-механический завод».

Последние три года больший объем выработки демонстрирует именно «Элекон», с него и начнем обзор достижений, которые можно оценивать по-разному. Выручка производителя электротехнической продукции в 2019-м упала на 15% по сравнению с предыдущим годом, до 5,97 млрд рублей. С другой стороны, чистая прибыль за 2019-й уменьшилась только на 6% до 1,6 миллиарда. Давайте оценим, где именно «Элекон» терял деньги и чем компенсировал часть этих потерь.

Около 90% выручки заводу приносит производство различных соединителей, и такие поступления сократились на 8% до 5,3 млрд рублей. Выручка от опытно-конструкторских работ (ОКР) упала на 64% до 213 млн, таким образом, отдача от основного и второго по доходности направлений — во всяком случае, по итогам предыдущего года — вернулась на уровень 2017-го. Аналогичная картина с доходами от выпуска так называемых специзделий: взлетев на две трети в 2018-м, теперь они вернулись практически к стартовой отметке. Напротив, поступления от реализации кабельной продукции выросли в 2,2 раза, но итоговая сумма продаж составила лишь 106 млн деревянных.

Из прочих составляющих выручки интерес могла бы вызвать продажа сувенирных «КАМАЗов», но второй год подряд компания не отражает ни копейки поступлений в этой графе. Напомним, выпускать легендарные сувениры «Элекон» начал еще в 1978 году по прямому указанию сверху, подтвержденному распоряжением министерства электронной промышленности СССР. Однако в 2007-м челнинцы в полном соответствии с духом времени зарегистрировали свои товарные знаки и начали бороться с нелицензионным производством брендовых продуктов. Полученная было «Элеконом» лицензия истекла в 2010-м, после чего КАМАЗ затеял судебные тяжбы с предприятием. Хотя, например, в 2012 году миниатюрные грузовички принесли заводу 7,8 млн рублей, но уже летом 2013-го руководивший на тот момент заводом Николай Ураев был краток: «Лицензионное соглашение было не продлено по причине снятия с производства ввиду низкого спроса. Выпуск уменьшенных моделей сейчас не ведется». Мы же заметим, что в упомянутую доходную статью могут входить продажи уменьшенных копий не только «КАМАЗов», но и грузовиков «Урал» и «МАЗ». Вслед за этим в 2014 году объемы реализации сувениров резко упали до 3,5 млн рублей — похоже, предприятие просто распродавало складские запасы. Какое-то время продажи катились по инерции на остатках продукции, докатившись в 2017-м до уровня 107 тыс. рублей. И, по признанию оптового покупателя сувениров от «Элекона», миниатюрных «КАМАЗов» в продаже не появлялось уже давно.

Николай Ураев был краток: «Лицензионное соглашение было не продлено по причине снятия с производства ввиду низкого спроса. Выпуск уменьшенных моделей сейчас не ведется» Николай Ураев: «Лицензионное соглашение было не продлено по причине снятия с производства ввиду низкого спроса. Выпуск уменьшенных моделей сейчас не ведется» Фото: «БИЗНЕС Online»

И опять «ДРУГИЕ»

Издержки в таком же темпе, как и поступления, «Элекон» сократить не смог, оно и понятно: те же ОКР — продукт высокомаржинальный, хотя и на рентабельность соединителей грех жаловаться. И все-таки валовая прибыль просела в относительном выражении даже чуть больше выручки: на 16% до 2,9 млрд рублей. И хотя коммерческие расходы (хранение, транспортировка, реклама, сбыт) сократились на 9 млн до 27 млн, это практически нивелировали управленческие затраты (оплата труда непроизводственного персонала, содержание административных зданий), которые подросли на 7 млн, до 949 млн рублей.

Результатом основной деятельности стала операционная прибыль в 1,92 млрд рублей — на 23% меньше, чем в 2019-м. «Выхлоп» оказался меньше, чем в 2016, 2017 и 2018 годах, став четвертым по размеру за всю историю завода.

Так на каком этапе компании удалось отыграть существенную часть потерь производственников? Настоящей палочкой-выручалочкой для татарстанских предприятий в прошлом году стали прочие доходы и расходы, и «Элекон» исключением не стал, получив здесь плюсовое сальдо в 95 млн, в то время как в 2018-м речь шла о минус 224 млн рублей.

Пара любопытных фактов из этой части отчетности. Расходы завода на благотворительность выросли в прошлом году на 3,2 млн, до 10,3 млн рублей, а взносы в госжилфонд при президенте РТ увеличились на 3,3 млн, до 11,6 млн (годом ранее снижались на 1,7 млн).

Главную же роль в улучшении «прочего» баланса сыграло восстановление из резервов по сомнительным долгам в 575 млн рублей (статья также нежно любима бухгалтерами предприятий РТ). Для сравнения: в 2017-м завод залил в эту «кубышку» 520 млн, в 2018-м еще 82 млн — теперь же деньги двинулись в обратную сторону.

Собственно, потому чистая прибыль и уменьшилась только на 6% с 1,7 млрд рублей в 2018 году до 1,61 млрд в 2019-м. И вряд ли бенефициары завода (в стане которых прошли рокировки, о которых будет сказано ниже) сильно этим расстроились, ведь финальный результат стал «бронзовым» после рекордного 2017-го и «серебряного» 2018-го (2,05 млрд и 1,7 млрд рублей соответственно). За последнюю же пятилетку «Элекон» заработал «чистыми» 7,37 млрд, а за 2009–2019 годы — 10,46 млрд рублей.

И еще один интересный момент, оставшийся необъясненным. В прочих доходах составители отчета отметили продажу с баланса акций на 1,558 млрд рублей при их балансовой стоимости в 1,552 миллиарда. Дело, разумеется, не в заработке 6 млн рублей, а в нетривиальной сумме самой сделки: ничего подобного за годы раскрытия информации не происходило. Вариант о снижении доли в Татсоцбанке можно отмести, так как пакет «Элекона» в 48,75% остался неизменным. «БИЗНЕС Online» направил запрос в компанию с просьбой уточнить, о каких именно акциях идет речь, но обращение осталось без ответа.

Если ранее «КАНФинанс» был оформлен на Наталью Румянцеву, а «ИнГрупп» на Диляру Последнову, то теперь компании открыто записаны на дочь Николая Колесова — Анастасию Колесову Если ранее «КАНФинанс» был оформлен на Наталью Румянцеву, а «ИнГрупп» — на Диляру Последнову, то теперь компании открыто записаны на дочь Николая Колесова — Анастасию Колесову Фото: «БИЗНЕС Online»

«звездный» акционер

Итак, в декабре произошли изменения в составе акционеров общества и долей у них на руках. Так, доля ЗАО «КАНФинанс» сократилась с 26,71% до 20,05%, а ЗАО «ИнГрупп» — с 21,7% до 19,23%. Уточним, что если ранее первая была оформлена на Наталью Румянцеву, а вторая — на Диляру Последнову, то теперь компании открыто записаны на дочь Колесова — председателя правления Татсоцбанка Анастасию Колесову.

Сохранили свои пакеты АО «Высокие технологии» (19,99%) и ЗАО «РиверПарк» (21,7%). Но опять же, если ранее «РиверПарк» был оформлен на Елену Матину, то теперь — на самого Николая Александровича. Доля прочих акционеров, владеющих каждый менее чем 5% акций, выросла с 9,9% до 10,72%.

При этом в перечне держателей акций появился новый крупный участник — АО «Стар» с долей в 8,3%. В общей сложности «Элекон» выпустил 10,662 млн акций номинальной стоимостью в 10 рублей. Таким образом, на долю фирмы «Стар» должно приходиться около 885 тыс. акций номинальной стоимостью в 8,85 млн целковых. На самом деле с учетом собственных средств в объеме 7,2 млрд по минимуму сделку (если та проходила на рыночных условиях) можно оценить в 597 млн рублей. Нашу просьбу прокомментировать изменения в акционерной структуре в АО «Завод Элекон» также оставили без ответа.

И кто же наша новая «звезда»? Согласно базе «Контур.Фокус», капитал компании «Стар» единолично контролирует Николай Шадрин, причем иных актуальных бизнесов у него нет и других руководящих постов он не занимает. Но в связанных лицах Татсоцбанка единственным владельцем предприятия указана бизнес-леди с казанской пропиской Людмила Тэнно. Впервые она засветилась в июне 2018-го в качестве учредителя ООО «Спецдоставка», прописанного в Казани на Короленко, 58, — там же, где и «Элекон». Но с июня 2019 года 67% «Сцецдоставки» контролирует курское АО «„Авиаавтоматика“ им. В.В. Тарасова», среди прочих совладельцев — «Элекон», «Стелла-К», КОМЗ.

Тэнно также единолично владеет казанским ООО «Капелла» (учреждено в октябре 2019-го), а его директором до декабря числился действующий руководитель колесовского «РиверПарка» Денис Дрантусов — похоже, сын исполнительного директора «Завода Элекон» Владимира Дрантусова.

Руководит фирмой «Стар» Анна Семерикова, которая одновременно возглавляет ООО «Пальмиро», чьей специализацией заявлено управление промышленными группами. Эта УК владеет 25% в капитале АО «Национальные туристические технологии», где еще по четверти контролируют КРЭТ, ООО «Скиф» (оформлен на Екатерину Малютину) и ООО «Столыпин» (владелец — гендиректор «Высоких технологий» Александр Покаместов). Официальный сайт компании сообщает, что АО «Национальные туристические технологии» создано 13 ноября 2017 года в рамках трехстороннего соглашения между федеральным агентством по туризму, «Ростехом» и КРЭТом. Здесь же указано, что 100% акций компании контролирует КРЭТ.

Распоряжением правительства РФ от 26 июля 2019 года АО «Национальные туристические технологии» определено оператором единой информационной системы электронных путевок.

Резюмируем: в капитале «Элекона» уменьшились доли компаний, оформленных на Николая и Анастасию Колесовых, и появился новый акционер, близкий к структурам КРЭТа. Чужие здесь по-прежнему не ходят.

Обороты КОМЗа, трудящегося на оптическом направлении дела, тормознули существенно резче хуже. Выручка предприятия упала в 1,9 раза до 2,8 млрд в 2019 году, что стало худшим результатом за последние пять лет Обороты КОМЗа тормознули существенно резче. Выручка предприятия упала в 1,9 раза до 2,8 млрд в 2019 году, что стало худшим результатом за последние пять лет Фото: «БИЗНЕС Online»

КОМЗ: ОБОРОНЗАКАЗ ОБМЕЛЕЛ, ВЫРУЧКА ХУДШАЯ ЗА пять ЛЕТ

Обороты КОМЗа, трудящегося в оптическом направлении дела, тормознули существенно резче хуже. Выручка предприятия упала в 1,9 раза до 2,8 млрд в 2019 году, что стало худшим результатом за последние пять лет. Снижение объема продаж составители отчетности объясняют падением отгрузок «продукции специального назначения», то есть оборонной. Прокомментировать или оценить сей факт каким-либо образом, как вы понимаете, сегодня просто невозможно. Отметим лишь, что в своей истории КОМЗ без каких-либо обломов выиграл господрядов на 31,4 млрд рублей. Из них 21 млрд был получен летом 2014-го на поставку дооборудованных вертолетов Ми-8, еще 3,4 млрд рублей датировано маем 2017-го, а их назначением заявлена поставка вертолетов Ми-8МТПР-1 с СНО и ЗИП. Напомним, что на базе завода было создано специальное предприятие по производству средств радиоэлектронной борьбы «Рычаг», которыми оборудовались винтокрылые машины. Тут же открылось еще одно околовертолетное предприятие — АО «Стелла-К», которое производит и устанавливает на вертушки бортовые комплексы самообороны «Витебск» и «Президент-С».

Как бы то ни было, заводу удалось приемлемым темпом снизить основные издержки на 42% до 2,3 миллиарда. И опережающим темпом, на две трети, получилось уменьшить стоимость покупных комплектующих. Выглядит так, что на КОМЗе в свою пользу перетряхнули портфель поставщиков или заметно продавили по ценам существующих. Не будем исключать, что Колесов все же добился снижения стоимости на изделия Казанского вертолетного завода.

На базе «КОМЗа» было создано специальное предприятия по производству средств радиоэлектронной борьбы «Рычаг», которыми оборудовались винтокрылые машины На базе КОМЗа было создано специальное предприятие по производству средств радиоэлектронной борьбы «Рычаг», которыми оборудовались винтокрылые машины Фото: «БИЗНЕС Online»

В то же время заработная плата основного персонала даже выросла, пусть и незначительно, — на 2,2% до 811 млн рублей. Что характерно, зарплаты непроизводственного персонала росли бодрее: плюс 5,9% до 168 млн рублей.

Валовая прибыль КОМЗа сократилась почти на 61% до 561 млн рублей, и все же это третий по величине результат в истории предприятия, впереди только 2016 и 2018 годы: 1,91 млрд и 1,43 млрд рублей соответственно. То есть, несмотря на падение оборотов, с наценкой все было на твердую четверку по пятибалльной шкале.

Ну и, конечно, улучшился баланс прочих доходов и расходов. Их отрицательное сальдо сократилось более чем вдвое, на 89 млн, до 68 млн рублей. К сожалению, в отчете предприятия и приложениях к нему состав таких расходов не раскрывается.

В сухом остатке чистая прибыль КОМЗа снизилась на 62% с 948 млн в 2018 году до 360 млн рублей в 2019-м. Это в 2 раза ниже среднего значения за последнюю пятилетку, пусть и четвертый по силе результат в истории. Суммарно же за последние пять лет завод заработал чистыми 3,4 млрд рублей, в 2009–2019 годах — 3,73 миллиарда.

Итого на пару в прошлом году «Завод Элекон» и «КОМЗ» получили без малого 2 млрд рублей чистой прибыли, а точнее, 1,967 млрд — на 684 млн меньше, чем в 2018-м. За пятилетку профит от двух предприятий составил 10,79 млрд рублей.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (20) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
10.08.2020 08:19

Колесов. Очень интересно, какие способности и таланты позволили этому человеку подняться до таких высот? А дети? Тоже также способны, предприимчивы? Только ни одного слова нет нигде о жене....

  • Анонимно
    10.08.2020 08:19

    Колесов. Очень интересно, какие способности и таланты позволили этому человеку подняться до таких высот? А дети? Тоже также способны, предприимчивы? Только ни одного слова нет нигде о жене....

  • Анонимно
    10.08.2020 08:35

    основа производства комз при ссср были перископы для подводных лодок и немножко биноклей сейчас перископы судя по всему не заказывают и делать их некому все ушли на пенсию вот колесов и дергается отбивает хлеб у вертолетного завода а у того самого дела плохие украина перестала поставлять моторы и заграничные заказы рухнули

    • mad big
      10.08.2020 09:26

      Моторы давно уже Питер делает. Ну а головное КБ в России т так располагается.

      • Анонимно
        10.08.2020 09:45

        эти моторы годны лишь для внутреннего российского потребления для экспортных поставок они не годны с ними вертолеты не покупают экспортные делались с моторсичевскими

        • Анонимно
          10.08.2020 10:29

          Сказки не рассказывайте. Да и что с дилетантами спорить. Вы вообще про авторский надзор хоть что-нибудь знаете? Не один болт в этом движке без согласования с головным КБ не может быть изменен. Просто КБ не согласует изменения, а добросовестный приобретатель не рискнет ставить такой двигатель. А как вам то, что моторсичь вполне себе спокойно эти движки через Белоруссию двигает всем, кто захочет.

          • Анонимно
            10.08.2020 10:46

            сертификацию этого движка на международной арене не признают и все это слова сотрудника завода а вертолет с незаконно поставленными движками за границей покупать не будут поэтому ми 8 за границей не берут а военные заказывают вертолеты в улан удэ

          • Анонимно
            10.08.2020 11:20

            Вообще то КБ Климова наше, просто изготовление было в Украине, вы путаете с двигателями для самолётов Д436 вот они как раз чисто Украинский, но на их модификацию для самолётов Бе-200 и Ту-334 наши купили полностью документацию с правом корректировки без согласования с Украиной, так же наши в лице РТ полностью купили лицензию и авторские права на двигатель АИ-22, который должен был производится на КМПО для Ту -324/ 414. Но у нас есть великий Погосян и суперджет, который с начала был региональным самолетом перекрыв производство ТУ -324/414, а потом сразу стал ближнемагистральным самолётом перекрыв дорогу в производства Ту-334.

            • Анонимно
              10.08.2020 18:21

              на экспортные вертолеты ставили движки из мотор сич а украина наложила эмбарго на поставку их в россию и поэтому русское умничанье под видом хитрости здесь не пройдет ни один покупатель из за границы покупать не будет а вот внутренние заказы на которые можно ставить все что угодно ушли в улан удэ поэтому вместо того что бы выдумывать всякие хитрости лучше подумать почему внутренние заказы ушли в улан удэ

  • Анонимно
    10.08.2020 09:10

    Не хотелось бы в экономической статье видеть все эти «деревянные», «целковые» и «обломы»
    Не профессионально
    Критику прошу воспринимать как дружественную — болею за качество неплохого информационного ресурса

  • Анонимно
    10.08.2020 09:35

    Ни раз уже видела в бухгалтерии бюджетных организаций договора о якобы задолженности, ранее его не было, но с появлением нового главного бухгалтера обязательно появляется такой договор подписанный ещё прежними работниками и начинается карусель, требования по выплате и так далее, естественно новый человек пытается найти возможность погасить долг, так по крайней мере делают в структурах от культуры.

  • Анонимно
    10.08.2020 10:48

    Никакой научной деятельности. Пользуется только наработками советского периода.

  • Анонимно
    10.08.2020 11:05

    Прибыль 16 и 18 годов скорее всего связана с руководящим составом того времени

  • Анонимно
    10.08.2020 12:01

    Сейчас на Элеконе очень не компетентное руководство

  • Анонимно
    10.08.2020 12:28

    Друзья ...в бюджет России уже полгода практически не поступает валюта и нет экспорта
    продукции гражданской и военной промышленности.
    Дорабатывают прежние договора,контракты,обязательства и на двухдневную рабочую неделю и минималку ...

    • Анонимно
      10.08.2020 16:42

      Но ведь население при падающей нефти оплачивает растущую стоимость ГСМ. Баланс миллиардов долларов у форбсников сохраняется.

  • Анонимно
    10.08.2020 16:22

    Нет кто-нибудь знает, что это за перечисления по договорам по образовавшимся долгам, это полное враньё, такое только в бюджете встретишь!

  • Анонимно
    10.08.2020 22:25

    Какая оборонка, не оборонки в России, за 25 лет все пропало, дорабатывают остатки и делят деньги направленные на оборонку между собой. Зачем им оборонка, свои миллиарды, дворцы дети и жены у них находятся под крылом дедушки Трампа.

  • Анонимно
    11.08.2020 20:41

    Причем здесь движки если практически все заказы отданы улан уже Климовске движки на вертолетах идут на экспорт заказы нужны вот вся проблема

  • Анонимно
    21.08.2020 06:19

    статья хорошая. особенно про модельки машин общей стоимостью 7 млн руб. при прибыли за это время 10 млрд. руб. и падении за последний год от общего производства в 500 млн.руб

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль