Общество 
13.08.2020

«Геология убита!»: старейший казанский НИИ на краю гибели

ЦНИИгеолнеруд вместо ученого возглавил инженер-судоводитель; сотрудники уверены, что на здание положили глаз крупные бизнес-структуры

Ликвидации своего института опасаются сотрудники ЦНИИгеолнеруда, причастного к открытию крупных месторождений и составившего программу изучения недр Татарстана. Коллектив живет в режиме вынужденного простоя, с 2016 года число сотрудников сократилось с 230 до 140. Коллеги предрекают институту судьбу московских геофизиков, в здании которого расположился салон красоты, и указывают, что в стране, по сути, кончилась геология. Что происходит с еще недавно прибыльным НИИ — выяснял «БИЗНЕС Online».

На грани закрытия оказалась одна из старейших научных организаций Казани — ФГУП «ЦНИИ геологии нерудных полезных ископаемых». С 2018 года институт существует в режиме вынужденного простояФото: Андрей Титов

«Акционирование геологических предприятий — это разводка и профанация»

На грани закрытия оказалась одна из старейших и маститых научных организаций Казани — ФГУП «ЦНИИ геологии нерудных полезных ископаемых» (Геолнеруд, основан 13 апреля 1945 года). Об этом «БИЗНЕС Online» сообщили источники в геологической отрасли. По их словам, с 2018-го институт существует в режиме вынужденного простоя и многие сотрудники находятся в отпусках за свой счет или перешли на двух-трехдневку. «Некоторые по привычке пытаются работать всю неделю, но это не поощряется, поскольку платить нечем, — отмечают наши собеседники. — Народ бежит: если в 2016 году были 230 человек, сегодня — 140 (до развала Союза там работали 600 человек и еще по 100 — в ереванском и ташкентском филиалах — прим. ред.), при этом основные отделы сократились в четыре раза».

Работники ЦНИИ, с которыми на условии анонимности пообщался «БИЗНЕС Online», полагают, что институт закроют. Подозрения усиливает то, что 28 февраля произошла объяснимая, по их мнению, только ликвидаторскими намерениями смена директора ЦНИИ. Вместо заслуженного геолога Евгения Аксенова федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) назначило с приставкой и. о. Александра Смолькина, ранее не имевшего отношения к геологии. Наши собеседники подчеркнули, что с коллективом новый шеф не встречался и никаких разъяснений о будущем ЦНИИ, которые в данной ситуации были бы весьма уместными, не давал, зато начал ремонт своего кабинета.

На запрос «БИЗНЕС Online» Смолькин не ответил, как и головная организация ЦНИИ — Роснедра. Пресс-служба АО «Росгеология» сообщила нам, что Геолнеруд находится в стадии акционирования, после чего войдет в геологический холдинг. Подтвердив то, что количество работников уменьшилось («в связи с сокращением объемов государственного заказа по изучению нерудных материалов, а также недозагруженностью ЦНИИ коммерческими заказами»), в федеральной компании заверили: «Сотрудники предприятия, в зависимости от объема выполняемых работ, находятся на режиме полной рабочей недели».

«Геолнеруд» – единственный в стране институт, который обладает полным комплексом компетенций на геологоразведочные работы. Институт, без преувеличения, мирового класса — много ли у нас таких?» «Геолнеруд единственный в стране институт, который обладает полным комплексом компетенций на геологоразведочные работы. Институт, без преувеличения, мирового класса много ли у нас таких?» Фото: Андрей Титов

В Росгеологии убеждены, что после акционирования заказов у ЦНИИ прибавится. В институте такой уверенности не разделяют, указывая на печальную судьбу некоторых других ранее вошедших в холдинг ФГУПов. «Акционирование геологических и геофизических предприятий — это разводка и профанация, — заявил нашему изданию московский геолог-геофизик, доктор технических наук и публицист Григорий Шехтман, напомнив историю другого попавшего под крыло холдинга крупнейшего института, столичную ВНИИгеофизику, из которой в 2016 году вынудили уволиться всех специалистов, а здание отдали в аренду конторам типа салона красоты. — Акций как таковых никто из сотрудников „Геофизики“ никогда не видел, 100 процентов этих акций сразу после акционирования стало принадлежать государству, а в уставе НИИ первая строчка начала гласить: „Основная задача предприятия — это получение прибыли“. „Геофизику“ уничтожили, чтобы принадлежащее ей здание — лакомый кусочек в центре Москвы — сдать в аренду. С казанским Геолнерудом наверняка будет так же».

Напомним, Росгеологию основали в 2011 году для консолидации отраслевых государственных активов (сегодня в структуре ОА «Росгео» находится 60 компаний). В последний раз холдинг привлек общественное внимание в связи с громким скандалом, в центре которого оказался отвечавший за развитие и коммерцию первый замгендиректора Руслан Горринг. В начале 2019-го в сеть попало видео, в котором он, матерясь, рассказывает об интимных отношениях со своими сотрудницами. Фамилия Горринга (он ее, кстати, как и отчество Израилович, придумал сам, в действительности бывшего чиновника зовут Руслан Магомедович Ганижев) стала нарицательной, символизируя назначение на ответственные места непрофессионалов и разложение высшего чиновничества. Даже родился термин «Горринг-геология». Скандал привел к уходу с поста шефа агентства Романа Панова, самого же Горринга уволили и осудили на 3 года и 6 месяцев заключения за мошенничество с землей.

Еще в 2016 году руководитель «Роснедр» Евгений Киселев пообещал президенту Татарстана, что «Геолнеруд» будет ФБУ, но этого так и не произошло «В 2016 году руководитель Роснедр Евгений Киселев пообещал президенту Татарстана, что Геолнеруд станет ФБУ, но этого так и не произошло» Фото: © Владимир Федоренко, РИА «Новости»

«ПООБЕЩАЛ РУСТАМУ МИННИХАНОВУ…»

Как утверждают сотрудники казанского ЦНИИ, приватизация института едва ли не сразу превратилась в детектив.

«Примерно с 2014 года бюджетные ассигнования на геологоразведочные работы в стране начали стремительно падать, и к 2017-му стало понятно, что всех, кто живет в основном на бюджетные деньги, не прокормить, — рассказывают специалисты. — Тогда же вышел указ президента России о ликвидации ФГУПов, которые предписывалось либо акционировать, либо преобразовать в федеральные бюджетные учреждения. Кто ближе к Москве, подсуетился — сумел стать ФБУ. То же самое должно было быть с нами. В 2016 году руководитель Роснедр Евгений Киселев пообещал Рустаму Минниханову, что „Геолнеруд“ станет ФБУ, но этого не произошло, а Киселеву, похоже, указали, чтобы не в свое дело не лез. Президент Татарстана потом направлял письмо прежнему премьеру Дмитрию Медведеву, но ему ответили: поскольку институт успешный, он будет акционирован и войдет в Росгеологию. Одновременно в закон о недрах внесли поправку, запрещающую давать государственные деньги небюджетным организациям. Стало ясно, что нас отсекли от средств — бюджетные рубли у института всегда были на уровне 60–70 процентов».

Эти рассуждения хорошо бьются с последними доступными (увы, они обрываются 2016 годом) финансовыми данными по Геолнеруду. Его капитал оценивался в 56,5 млн рублей, займов не имелось, дебиторская задолженность на 9 млн превышала кредиторскую (68 млн), то есть с финансовой устойчивостью все было в порядке. Но потом на институт словно обрушились злые духи из известного геологического романа — чистая прибыль стремительно пошла вниз: с 4,3 млн в 2014-м до 3,4 млн в 2015-м и 751 тыс. рублей в 2016-м. В прошлом остались и «жирные» подряды: заказы на сотни миллионов пришлись на 2013 и 2014 годы, а в 2019-м был только один скромный контракт на 30 миллионов.

В мае 2019 года федеральное агентство по управлению имуществом по РТ и Ульяновской области предъявило ЦНИИ иск на 10 млн рублей за пользование находящимся в его аренде земельным участком. Дело в том, что изначально Геолнеруд платил за землю 1,06 млн в год, но, согласно договору, арендодатель может менять стоимость аренды. Геолнеруду выставили новый ценник — 9,8 млн рублей, а с 1 января 2019-го с поправкой на инфляцию платеж вырос до 11 миллионов. С учетом взаимных платежей и обязательств суд предписал институту погасить агентству долг в 4,3 миллиона. Однако очевидно, что новые арендные платежи Геолнеруду не потянуть даже в том случае, если он будет зарабатывать, как в 2014-м. Придется или искать инвестора, или освобождать место, которое геологам теперь не по карману.

К слову, сотрудники ЦНИИ утверждают, будто на здание института (ул. Зинина, 4 — центр Казани), а также на 2,2 га земли в казанском поселке Дальнем, где у ЦНИИ технологический корпус, положили глаз две крупные телекоммуникационные компании.

Директора ЦНИИгеолнеруд заслуженного геолога Евгения Аксенова перевели в «Росгеологию», лишив, по сути, всех рычагов влияния Директора ЦНИИгеолнеруда, заслуженного геолога Евгения Аксенова, перевели в Росгеологию, лишив, по сути, всех рычагов влияния Фото: rosnedra.gov.ru

ГЕОЛОГА МЕНЯЮТ НА «СПЕЦНАЗОВЦА»

В контексте институтских бед любопытен следующий момент. Когда корреспондент «БИЗНЕС Online» попытался в кругах, близких к минприроды РФ, узнать о происходящем с ЦНИИ, ему посетовали, что в Геолнеруде есть противники приватизации — они-то, дескать, и нашептывают журналистам всякие небылицы.

У работников ЦНИИ другая точка зрения: от гендиректора института Аксенова «административной дубиной и финансовой удавкой» пытались получить согласие на приватизацию — он отказывался это делать, пока вопросы с передачей имущества не будут приведены в соответствие с законом. О каких конкретно расхождениях идет речь, неизвестно, но есть информация о том, что среди прочего они касаются московского Центрального научно-исследовательского геологоразведочного института цветных и благородных металлов. По каким-то причинам его технологический центр с рядом нерешенных имущественных вопросов повесили на баланс Геолнеруда, что стало еще одной удавкой на его шее.

По данным наших источников, 25 февраля Аксенова вызвали в Москву, где «с ним был жесткий разговор», после которого он написал заявление — не об увольнении, а об уходе с поста гендиректора: как говорят источники, шеф ЦНИИ намеревался остаться на какой-то из руководящих должностей в институте, чтобы иметь возможность воздействовать на ситуацию. Но, по данным наших собеседников, в холдинге или Роснедрах решили иначе — перевели его в Росгеологию, лишив, по сути, всех рычагов влияния.

«Смена директора предприятия была запланирована в связи с усилением направления работ „нерудные материалы“ в АО „Росгео“, — прокомментировали кадровые решения в холдинге. — С учетом значительного опыта в указанном направлении деятельности Аксенов Е.М. был назначен на должность советника генерального директора – председателя правления АО „Росгео“. В соответствии с новыми должностными обязанностями Аксенов Е.М. сохранит за собой руководство направлением деятельности „нерудные материалы“ в АО „Росгео“ и будет курировать деятельность ЦНИИгеолнеруда. При этом в целях развития предприятия, в частности его коммерческой составляющей, директором назначен Смолькин А.А., обладающий значительным опытом привлечения коммерческих заказов и взаимодействия с частными заказчиками».

«Институтом всегда руководили геологи, — говорит один из наших собеседников. — Теперь же прислали инженера-судоводителя» (такая информация у сотрудников — биографии Смолькина в открытом доступе нет, но в Мурманском государственном техническом университете, который он окончил, действительно есть кафедра судовождения). По информации в сети, в дополнение к МГТУ Александр Антанасович окончил Московскую бизнес-школу, столичные же City Business School и Institute of Business Studies Moscow, а потом — РАНХиГС. В 2013–2016 годах он трудился в «Мосводоканале», до 2019-го возглавлял московское НПО «Викарт Кемикал групп», а 28 октября того же года стал исполнительным директором Росгеологии. Также в соцсетях Смолькин указал, что он председатель общественного объединения военнослужащих запаса сил специального назначения.

«Мы выбрали почти все, что можно было найти на поверхности. Надо переходить на более скрытые месторождения, но это более трудоемко и потому никого не интересует. А кто будет решать государственные вопросы?» «Мы выбрали почти все, что можно было найти на поверхности. Надо переходить на более скрытые месторождения, но это более трудоемко и потому никого не интересует. А кто будет решать государственные вопросы?» Фото: © Эттингер, РИА «Новости»

ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА

Между тем непонятно, зачем вообще понадобилось акционировать Геолнеруд, главным выгодополучателем от деятельности которого может быть только государство.

ЦНИИгеолнеруд — это базовое государственное предприятие в области разведки месторождений неметаллов. Основные направления деятельности: фундаментальные исследования по нерудному минеральному сырью; разработка программ воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы неметаллических полезных ископаемых; научно-методическое и аналитико-технологическое обеспечение геологоразведочных работ на неметаллы. Если в целом, то это госполитика по воспроизводству и использованию минерально-сырьевой базы агрохимического, горно-технического, горнохимического, нерудного металлургического и минерально-строительного сырья, а также сырья для продукции высоких технологий. В России нет, по сути, ни одного значимого нерудного месторождения, к открытию которого был бы непричастен Геолнеруд. Минниханов неслучайно так интересуется судьбой института, немало сделавшего и для Татарстана: из относительно свежего — республиканская программа геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы РТ.

Но, похоже, все дело в том, что в России попросту кончилась большая геология. «За последние 30 лет не открыто ни одного масштабного месторождения, в том числе нерудного профиля, — правительство подбирает то, что наразведывали при советской власти, — описывает ситуацию один из наших собеседников. — Геология убита! Прежде всего исчезла геологическая съемка, то есть геологическое картирование, а без нее новые объекты выявить невозможно. И, положа руку на сердце, Геолнеруд сегодня действительно не нужен, ведь если нет запроса на неметаллы, то и научного сопровождения не надо. Понадобится лет через 20, когда окончательно выработаем наразведанное в советское время, и тогда геология, конечно, будет восстанавливаться (не может страна без нее), но большой кровью».

«В Приморском крае было единственное в России крупное месторождение плавикового шпата (флюорита). В 2016 году его закрыли, а флюорит стали покупать в Китае и Монголии» «В Приморском крае было единственное в России крупное месторождение плавикового шпата (флюорита). В 2016 году его закрыли, а флюорит стали покупать в Китае и Монголии» Фото: © В.Павлов, РИА «Новости»

Наш собеседник привел убийственную историю по одному из профильных для Геолнеруда полезных ископаемых: «В Приморском крае было единственное в России крупное месторождение плавикового шпата (флюорита). В 2016 году его закрыли, а флюорит стали покупать в Китае и Монголии. А ведь вся металлургия на нем держится! Кроме того, без флюорита невозможно производство ядерного топлива и оружия. Это катастрофа!.. Да, у нас качество сырья хуже китайского, но, конечно, оно таким будет, если руду перерабатывать на коленке — нужны современные технологии, вложения».

Проверка Счетной палаты показала, что в 2015–2019 годах на госпрограмму «Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр» вместо запланированных 231,5 млрд рублей было выделено только 155,8 млрд, из-за чего она потеряла свое первоначальное содержание. Втрое сокращен перечень изучаемых твердых полезных ископаемых. Ни по одному из них не обеспечено планового воспроизводства.

«У нас получился олигархический перекос — геология отдана на откуп коммерческим структурам, — рассказал „БИЗНЕС Online“ первый вице-президент российского геологического общества Евгений Фаррахов. — Но они большой наукой не занимаются, поскольку озабочены прежде всего своей капитализацией… Мы разрушили хорошую систему геологии и при этом выбрали почти все, что можно было найти на поверхности. Надо переходить на более скрытые месторождения, но это более трудоемко и потому никого не интересует. А кто будет решать государственные вопросы?.. Поэтому возможная ликвидация Геолнеруда станет непоправимой ошибкой. Это единственный в стране институт, который обладает полным комплексом компетенций на геолого-разведочные работы по нерудным полезным ископаемым и агрохимсырью. Институт, без преувеличения, мирового класса — много ли у нас таких?»

А вы бы хотели, чтобы ваш ребенок выучился на геолога?
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (122) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
13.08.2020 08:05

Ничего нового, удивительно, что до сих пор их не выкупили и не банкротили.

  • Анонимно
    13.08.2020 08:05

    Ничего нового, удивительно, что до сих пор их не выкупили и не банкротили.

    • Анонимно
      13.08.2020 08:25

      Федералы пришли
      Все разваливается
      Другого и не ожидалось

      • Анонимно
        13.08.2020 09:05

        "Федералы пришли
        Все разваливается
        Другого и не ожидалось"
        Вот как раз таки наоборот! Был на фед.балансе, а теперь республиканский и вуаля - смена руководителя и прощай НИИ.

        • Анонимно
          13.08.2020 09:46

          Моряка ставить руководить геологами???
          Бред

          • Анонимно
            13.08.2020 10:27

            Господа!.
            Снимите уже розовые очки.
            Давно понятно, что в Татарии, кроме нефти, никакой другой промышленной деятельности НЕТ.
            Не будет НЕФТИ - не будет НИЧЕГО.

            • Анонимно
              13.08.2020 11:07

              В России добывают 550 миллионов тонн нефти
              Ещё больше газа
              Ещё больше угля
              Алмазы , металлы, уран, лес и ещё вся таблица Менделеева
              А в Татарстане всего 30 млн тонн нефти
              Татарстан цветёт, а остальная Россия выживает
              Значит не в нефти дело
              Согласны?

              • Анонимно
                13.08.2020 11:25

                Это наверно потому что доходы от нефти и газа уходят арабам и англичанам которые владеют недрами через Роснефть

              • Анонимно
                13.08.2020 12:41

                У нас в России 88 регионов. На каждый регион добывается примерно 6,2 млн тонн нефти. А Татарстан один добывает 30 млн тонн нефти, т е больше, чем в среднем на регион добывается в 5 раз больше. Вот отсюда и цветет Татарстан.

                • Анонимно
                  13.08.2020 13:17

                  А что ты манипулировать тут пытаешся
                  Считай газ
                  Считай уголь
                  Кузбасс вон угля импортирует в 3 раза больше чем Татарстан нефти
                  Считай золото
                  Алмазы
                  Уран
                  Все считай
                  Ты кого пытаешся обмануть, школяр?
                  Ты по своему интеллекту судишь о людях?
                  Ты ошибаешся

                • Анонимно
                  13.08.2020 13:28

                  Татарстан по численности населения не Тыва же. Численость населения 3% от российского уровня. Получается 15 млн. тонн. Смотрим дальше. Нефть у нас далек не такая дешевая в добычи как в Сибири. Третье, Вы еще забыли про газ, металлы, уголь, лес, которые тоже тащат из страны. Итого получаем, что с точки зрения ресурсной базы - мы ничем не лучше среднего уровня по РФ. А ваши дилетантские рассуждения говорят о том, кто несет этот бред про полную зависимость от нефти в РТ.

                  • Оптимист
                    13.08.2020 14:03

                    Пишет какой то недалекий человек, не обращайте внимания
                    По его логике ХМАО например должно как в Дубаи жить)

                  • Анонимно
                    14.08.2020 10:12

                    А Татарстан лес свой отдал выпиливать турецкой фирме Кастамона. Вы этого оказывается совсем не знаете умный человечек.

                • Оптимист
                  13.08.2020 13:29

                  Вы не из России
                  В России 85 регионов
                  Врете все время
                  Что вам надо на БО?

                  • Анонимно
                    13.08.2020 15:41

                    А вы совсем забыли о нефтепереработке и химии, которая приносит нам баснословные деньги и отнимает здоровье граждан Татарстана. Сегодня больных раком больше, чем в остальных регионах России. Подъете, пожалуйста, к онкологической больнице и увидите. Машины некуда поставить.

            • Анонимно
              13.08.2020 11:38

              Научные институты практически все в республике потеряли свои первоначальные задачи и цели, нет поддержки у республиканских властей, нет заинтересованности по развитию, гуманитарные местные институты объединили под местную академию, где их успешно и похоронили, а федерального подчинения варятся в собственном соку, как неродной сын! Поменяется отношение, будет и наука!

            • Анонимно
              13.08.2020 14:14

              В 2006 году было принято решение о создании инфраструктуры поддержки бизнеса. К 100-летию республики создано 100 таких объектов.

              Среди них:

              - крупнейшая и самая успешная в стране особая зона «Алабуга»;

              - первый в России ИТ-город «Иннополис»;
              - крупнейший в Европе Индустриальный парк «Мастер»;

              - 80 промышленных муниципальных площадок, их резиденты формируют более 10% всего объема промышленного производства Татарстана.

            • Анонимно
              13.08.2020 14:15

              Татарстан стабильно входит в десятку крупнейших производителей зерна, картофеля, сахарной свеклы.

            • Анонимно
              13.08.2020 14:16

              Татарстан занимает чуть более 2% сельхозугодий страны, но находится на 1 месте в ПФО по объему производства сельхозпродукции. Лидерство республики стало возможным благодаря реализации программ Президента Татарстана Рустама Минниханова, направленных на развитие сельского хозяйства, поддержку аграриев и улучшение качества жизни на селе. Всего за 10 лет в республике реализовано свыше 100 президентских программ и проектов Президента Татарстана различной социальной направленности.

            • Анонимно
              13.08.2020 14:19

              Позволю себе не согласиться. Минниханов, как мне кажется, четко понимает, что без диверсификации экономики нет будущего. И у нас удельный вес сырьевой составляющей понемногу снижается при увеличении ее физического объема. ТАНЕКО, «Аммоний», «Оргсинтез» и КЗСК — очень много проектов... А иннополис?

            • Анонимно
              13.08.2020 14:20

              Минниханов - председатель ассоциации инновационных регионов России. Мы много говорим о создании благоприятных бизнес-условий, чтобы была мотивация у человека, который хочет заниматься бизнесом. Поэтому не просто так промплощадки появляются по всей республике

            • Анонимно
              13.08.2020 14:21

              1300 фермеров Татарстана получили гранты на развитие за 10 лет.

            • Анонимно
              13.08.2020 14:54

              Господи,да сколько же можно разваливать всю промышленность в стране? Обидно за профессионалов,которые остаются без своей любимой работы,ведь это профессионалы высокого класса,имеющие огромный опыт и знания.Разве может нормальное государство поступать так?Были бы деньги ,вложилась совместно с сотрудниками и создали народное предприятие,как в Наб челнах картонажное предприятие.Уважаемые сотрудники,ведь вы же умнные люди,придумайте что-нибудь.
              9 плюс минус
              Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/477656

            • Анонимно
              13.08.2020 18:14

              Ошибаетесь. Еще есть газ и гипсовые залежи!

        • Анонимно
          13.08.2020 10:00

          Владелец BDSM-гарема и топ-менеджер Росгеологии Руслан Израилович Горринг отсидит за взятки 3,5 года. Ранее нетрадиционного чиновника звали Русланом Магомедовичем Ганижевым. Он получил 24,5 млн рублей с бизнесмена, бежал от следствия, сменил фамилию, ушел на госслужбу, где насиловал подчиненных. Сексуальными успехами хвастал в игровых стримах, зачал четверых детей и раскаялся

        • Анонимно
          13.08.2020 10:05

          Вопросы, вопросы, вопросы...

          Почему Россия, третья в мире страна по площади сельскохозяйственных земель (123 млн. га), импортирует продукты питания?

          Почему страна Менделеева, Курчатова, Вавилова не способна сделать нормальный сотовый телефон?

          Почему правоохранительная система не заметила Горринга, находящегося 8 лет в розыске, на посту замглавы «Росгеологии»?



          Вопрос: за что уважать нынешнюю власть? - я даже не задаю.

          И это только за один день.

        • Анонимно
          13.08.2020 13:25

          Где вы увидели, что он республиканский. ФГУП - это фед гос унитарное предприятие

        • Анонимно
          13.08.2020 14:01

          Самое главное, Путин здесь не причём.

      • Анонимно
        13.08.2020 09:18

        Не набрасывайте. Этот институт никогда не был татарстанским, просто и федералы тогда были другие

        • Анонимно
          13.08.2020 11:15

          Разве не доходит, что все реформы идут по одному и тому же сценарию. "Ростех", Роснано", "Роснефть" и т.д. Вот будет еще и "Росгеология". Все как и положено в унитарном государстве под названием Россия. И чего местным то волноваться. Закроют, так закроют. Тут ведь есть геофак в КГУ. Им бы и заниматься более успешно как раз недрами как Татарстана, так и соседей. Может на геофаке и сосредоточиться. А эта московская структура и будет заниматься тем, чем ей и положено и продиктовано из Москвы.

          Sheldon

          • Анонимно
            13.08.2020 12:20

            И КГУ нет, и геофака нет! Есть коммерческий холдинг КФУ и в нем институт геологии и НЕФТЕГАЗОВЫХ технологий, где вся геология тоже в нефтИ!

            • Анонимно
              13.08.2020 13:57

              И что? Знаю. Но ведь там геологию никто еще не отменял. Сегодня все заточена на нефть, будет спрос, будут и другие задачи решать. Так что ничего катастрофичного не вижу. Этот институт давно сидел и штаны там сотрудники просиживали. Потому Москва и решила, а зачем он нужен. Была страна СССР, так там другие масштабы были. А сейчас что им делать?

              Можно критиковать, но и менять надо. Если не нужна такая геология, так и убрать надо. На Западе никто вот так штаны не просиживает, отсылая к былым заслугам. Если не надо, не работает, все расформировали, уволили, новое начали. Может и в другом месте, с другими людьми.
              Sheldon

      • Моисей
        13.08.2020 09:28

        Потеря здания не так страшна как потеря коллектива
        Уйдут люди, это конец
        Не будет связи поколений геоллогов, все умрёт
        Восстанавливать очень тяжело будет
        Это как с ТУ-160
        Столько лет мучений, а так и не могут запустить производство
        Все есть, а людей способных это сделать нет
        Я думал такие безобразия остались в 90х
        Оказывается нет

        • Анонимно
          13.08.2020 10:00

          Удивительно, что Татарстан сохранил и это направление.


          Низкий поклон Шайми бабай.

          • Анонимно
            13.08.2020 11:19

            Шаймиев государственник
            Именно он сохранил Россию от развала в 90х
            Низкий ему поклон
            Анастасия

            • Анонимно
              13.08.2020 12:06

              11.19 судя по всему, вам лет 25, и 90-е вы не застали

              • Анонимно
                13.08.2020 12:42

                47 лет мне
                Прекрасно помню те времена
                И благодарна Минтимеру Шариповичу
                Все национальные республики смотрели на Татарстан
                Екатернбирг с его Уральской республикой
                И если бы Шаймиев сказал выходим, то России бы не было
                Я прекрасно понимаю о чем говорю

                • Анонимно
                  13.08.2020 13:08

                  Шаймиева неплохо так за это отблагодарили. Не делайте из него бессеребреника. Все мы знаем кто у нас в Форбсе сидит. Он в первую очередь не о вас думал, а о себе.

        • Анонимно
          13.08.2020 11:21

          Производство Ту-160 восстановить в нынешних условиях невозможно не питайтесь иллюзий. Я это заявляю как специалист, проработавший очень много лет ( цех 2- шасси, поворотный узел крыла, топливоприемник и другие узлы)

        • Анонимно
          13.08.2020 20:04

          Вы ошиблись. такие безобразия не остались в 90-х годах прошлого века. Они в те года только начинались. А сейчас эти "безобразия" принесли свои плоды. В 90- е годы было на порядок больше и институтов, и предприятий, и специалисты были. Сейчас много чего уже нет. Обанкротили и продали. Специалисты ушли, или за рубеж уехали.

      • Моисей
        13.08.2020 09:31

        Это преступление против государства которое происходит на наших глазах
        Другого объяснения у меня нет
        Вот чем должен заниматься ФСБ, а не ловить подростков за лайки

        • Анонимно
          13.08.2020 10:59

          Здесь руки коррупционеров из местных не вооружённым взглядом очевидны, не надо переводить на федеральную сторону.

        • Анонимно
          13.08.2020 11:22

          Господи,да сколько же можно разваливать всю промышленность в стране? Обидно за профессионалов,которые остаются без своей любимой работы,ведь это профессионалы высокого класса,имеющие огромный опыт и знания.Разве может нормальное государство поступать так?Были бы деньги ,вложилась совместно с сотрудниками и создали народное предприятие,как в Наб челнах картонажное предприятие.Уважаемые сотрудники,ведь вы же умнные люди,придумайте что-нибудь.

    • Пурхан
      13.08.2020 08:38

      Геологи много пьют,возможно,но хорошие геологи на дороге не валяются.

      • Анонимно
        13.08.2020 09:00

        В смысле, в подпитье хорошие геологи валяются прямо у геологических разработок? ))))))))

      • Анонимно
        13.08.2020 12:29

        В детстве мечтал стать геологом, но не стал. Не употребляю.

    • Актуальная статья. БО респект!

      Вскрыта универсальная сущность, которая имеет место и в других отраслях науки.

      Было бы наивно полагать, что власть не знает этого положения дел.

    • Анонимно
      13.08.2020 10:47

      А зачем государству Россия геологи, институты, недра отданы на откуп друзьям президента и иностранцам, а они своих геологов привлекут, хотя бы из-за бугра.

    • Анонимно
      13.08.2020 10:48

      Хотели же независимости от Москвы. Вот, берите, пользуйтесь, содержите. Теперь можно самостоятельно финансировать и работать на территории РТ.
      Что не так?
      Почему татнефть или таиф не берет такое нужное и успешное НИИ себе?
      Возможно потому, что им пригодятся 1-2 или 5 человек из перспективных или с опытом. А не 100 - 150 окладов, которые нужно выплачивать каждый месяц. В том числе, руководящих. Представляете какая это сумма? Еще и содержать здание с огромной коммуналкой и платить за него налоги.

      • Анонимно
        13.08.2020 22:50

        у Татнефти своя геологическая служба есть, ТАИФу зачем надо???

  • Анонимно
    13.08.2020 08:06

    ЖК Геологический на месту вуза самое то.

    • Анонимно
      13.08.2020 08:58

      Осталось геофак университета приватизировать и построить на его месте жилой комплекс "Геологический")))

    • Анонимно
      13.08.2020 10:05

      Это не ВУЗ

  • Анонимно
    13.08.2020 08:07

    Задача приватизация института удащей. Все как обычно. Наука не нужна.

  • РС
    13.08.2020 08:09

    Может это и к лучшему??? Нет геологов - нет информации о полезных ископаемых, а значит их не будут добывать и ТУПО продавать за бугор?
    Хоть что то останется нашим детям.

    • Анонимно
      13.08.2020 08:17

      А ха ... приедут к папуасам из зарубежа и все разведают. Тут можешь даже не сомневаться.

    • Анонимно
      13.08.2020 08:21

      Их придется покупать за валюту

      • Анонимно
        13.08.2020 09:31

        для экологии выгоднее покупать готовый продукт чем добывать нефть уголь и лес загрязняя все налево-направо.

  • Нет в РТ Бизнес структкр! все структуры РТ Гос!

    • Анонимно
      13.08.2020 08:19

      Ага. А все госструктуры в частных карманах.

      • Верно!
        Даже ПСО казань -гос компания
        Хозяин Депутат
        Работает только на гос контрактах
        Все бенефицианты чиновники
        Все кредиты ,все лизинги все проведено через го банки и учреждения
        Чистой воды гос компания

  • Анонимно
    13.08.2020 08:13

    На самом деле это когда то мощная научная база почти полностью утеряна. Пустые коридоры, малочисленные работники.
    Какая основная проблема с моей точки зрения?
    Основная-это отсутствие благоприятных условий для развития производств , которые занимаются добычей и переработкой полезных ископаемых ( а к ним относятся далеко не только нефть) Ведь этот институт делал не только широкий спектр исследований, но и там была мощнейшая научная база, специалисты высокого уровня в разных направлениях этой темы. С моей субъективной точки зрения все утеряно.
    Куда проще просто сдать все в аренду, как сдаются многие производства, исследовательские институты и т.д
    Поэтому видимо и покупаем-продаём все зарубежное.
    Вольский

  • Анонимно
    13.08.2020 08:19

    Это можно определить лишь как вредительство.

  • Анонимно
    13.08.2020 08:19

    Ну с Герингом понятен уровень этих надстроек. Откровенные вредители

  • Анонимно
    13.08.2020 08:23

    Ещё один пример деградации науки, образования и здравоохранения за последние 20 или даже 29 лет!

    • Анонимно
      13.08.2020 12:33

      и культуры! "Ликвидации своего института опасаются сотрудники ЦНИИгеолнеруда....." Привет друзьям по несчастью от Национальной библиотеки РТ

  • Анонимно
    13.08.2020 08:24

    Нефтегазовый институт КФУ закроет все потребности

  • Анонимно
    13.08.2020 08:30

    Вариантов ответов маловато. Не стал поэтому ответчать в опросе.

    Мой ответ был бы
    Да если это достойно оплачивается, это благородная профессия

  • Анонимно
    13.08.2020 08:48

    Тенденция многих лет.
    Стырить у людей сотню млрд одному мусину государство может позволить дать, а содержать науку не имея бождета который тоже попилен не может.
    Особо цинично то, что земля дорожает в аренде вдесятеро. Видимо под зданием алмазные копи нашли и государство компенсирует недодобычу арендой.
    Если все в частных руках... Медицина... Образование... Разведка руд, так на фиг такое государство

    • Анонимно
      13.08.2020 09:38

      да везде разведкой полезных ископаемых (по-вашему разведкой руд) занимается не государство, а частные структуры (АО тоже просто много хозяйчиков) зачем государству тратиться на рисковые проекты? плюс чиновники разного рода содержать, надо снять нагрузку с государства, бюджетные деньги надо тратить на врачей и учителей.

  • Анонимно
    13.08.2020 08:54

    Институт болен давно,еще с периода катастройки. М.б. надо его присоединить к КФУ?

    • Анонимно
      13.08.2020 10:23

      Было бы логично, но КФУ такое не нужно. Денег не сделаешь)

  • Анонимно
    13.08.2020 09:01

    Нерудные материалы - это в основном щебень, гравий, песок, керамзит, иначе говоря материалы для строительства, включая производство стройматериалов это один из основных потребителей, а темпы у нас по строительству совсем не соответствует объемам СССР, к тому же в СССР стройка велась по всей стране и материалы необходимо было именно находить поблизости, чтобы не таскать совсем издалека.
    А по объему промышленного строительства упали ниже не куда, раньше было очень много заводов ЖБИ, сейчас от них ничего не осталось, да и строят сейчас в основном из других материалов, много стало технологий строительства, это скажем так на поверхности айсберга.
    А если говорить о производстве металлургов, то стали в СССР производили 163 млн. тонн, а сейчас 75 млн. тонн, все сосредоточено на производстве труб для трубопроводов, по цветметаллам все ориентировано на экспорт.
    Пишут про флюорит, что закрыли месторождение, конечно кому оно нужно, его же надо развивать, вкладывать деньги, зачем это делать, если купить в конечном счете будет дешевле, так как допрасходов нет.

  • Анонимно
    13.08.2020 09:02

    Что имеем - не ценим. Не нужна наука в России. Это факт. Нужна ликвидное имущество, леквидная земля и геологические фонды. Они стоят денег.

  • Анонимно
    13.08.2020 09:18

    Инженер-строитель во главе Геолнеруда и Горринг в руководстве Росгеологии татарстанцев не должны смущать - у нас в руководстве немало таких:
    Министр транспорта - юрист;
    Министр культуры - менеджер предприниматель;
    Министр образования - механизатор;
    Министр экологии - учитель математики;
    Минземимущества - охранник

  • Анонимно
    13.08.2020 09:28

    Напишите лучше, что в татарстане не убито и не перекуплено в частные руки! Какая наука! Распил и бабло наш лозунг!!

  • Анонимно
    13.08.2020 09:33

    Но, похоже, все дело в том, что в России попросту кончилась большая геология.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/477656

    Как и всё остальное "большое" в нашей стране: нет ни космоса, ни авиа - и машиностроения, ни науки... ни-че-го не останется скоро

  • Анонимно
    13.08.2020 09:46

    Вредительство...

  • Анонимно
    13.08.2020 09:50

    Статья написана опираясь только с одной точки зрения, опираясь на мнение "анонимных" сотрудриков.
    На самом деле, институт катится в яму с 2014 года. Факторы как внешние, так и внутренние, в частности нежелание брать ответственность у бывшего руководства института. Все молодые кадры были растеряны, никого не держали, жили светлым прошлым. А теперь, когда "заслуженным" сказали, что тёплой подушки на стуле нет, кончилась, они взвыли.

    • Анонимно
      13.08.2020 10:32

      На запрос «БИЗНЕС Online» Смолькин не ответил, как и головная организация ЦНИИ — Роснедра.
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/477656

      Значит, есть что скрывать. Скорее всего, коллектив сократят до минимума - для выполнения каких-то не столь глобальных, как прежде, задач, а большую часть здания сдадут в аренду.

    • Анонимно
      13.08.2020 11:34

      а разве будет молодой сотрудник работать за 15-20-25 тысяч?
      зачем это?
      себя на это не прокормишь, не то что семью

      • Анонимно
        13.08.2020 12:36

        Конечно, молодому и зеленому сотруднику зарплата не меньше 100 в месяц. И плевать что он ничего толком не умеет и опыта у него нет. Глааное ведь молодость и запрос на огромный оклад. Ну и конечно поменьше работать.

  • Анонимно
    13.08.2020 10:08

    У нас хоть что-нибудь в стране осталось НЕ на краю гибели, а?!

  • Анонимно
    13.08.2020 10:26

    С каким удовольствием читаю материалы Латыпова - всё-таки это настоящий журналист-расследователь, специалист по темам оборонки, промышленности, науки. Может, и обратят внимание на ситуацию с действительно прекрасным когда-то НИИ после статьи.. Правительству РТ нужно искать рычаги влияния, чтобы сохранить то, что ещё осталось от научного института...

  • Анонимно
    13.08.2020 10:33

    Все добывающие компании давным-давно частные.
    С какого перепуга государство обязано для них проводить геологические работы по поиску месторождений полезных ископаемых???
    Сейчас не СССР, где все было в госсобственности - и поиск, и добыча, и реализация. Государство и финансировало все эти работы. Все это в прошлом...
    Потихоньку идем к пещерам...

    • Анонимно
      13.08.2020 11:10

      Государство продаёт лицензии на разработку
      Это прибыльный бизнес

      • Анонимно
        13.08.2020 11:21

        Пока хватает ранее разведанных запасов )
        У власти временщики - на их век хватит, а дальше не интересно. Минэкологии (и природных ресурсов) будет что-ли заказывать разведку, чтобы потом лицензии продавать? Они со свалками не могут до конца разобраться, а министры там меняются с выдающейся частотой. Просто не успевают въехать в тему)
        Не о прибыли там думают, а об удержании кресла под собой.

  • Анонимно
    13.08.2020 10:49

    Ломать не. СТроить

  • Анонимно
    13.08.2020 10:50

    Делить и вычитать не умножать и создавать

  • Анонимно
    13.08.2020 12:28

    Работники Геолнеруда, ну хоть анонимно скажите, что думаете обо всем этом!!!

    • Анонимно
      13.08.2020 14:08

      Я думаю, как и любой российско-советский человек, они молчали и адаптировались до последнего момента, когда уже за попу взяли.
      Этот процесс полгощения был известен и шел уже много лет.
      Обратная сторона "советской культуры" - терпеть и молчать, плыть по течение. Закричать, когда уже за борт выкинули. Так что никакого практического смысла в статье нет, кроме развлекательно-огорчительно-информационного.

    • Анонимно
      13.08.2020 20:30

      Причина нынешнего состояния Института не в действиях нового руководства, он в 2020 году заступил. И начал наводить порядок.
      А почему анонимы раньше молчали? Правильно, потому что с прежним директором им жилось припеваючи. Спроса с них никакого не было, они ж Заслуженные.
      В статье факты отражены, а выводы сделаны однобоко.
      Мнение сотрудника

    • Анонимно
      13.08.2020 22:33

      Там остались такие мастодонты, кто не владеет инструментарием для "поделиться думами обо всем этом".
      Глубоко пенсионеры. Все уже повидавшие на своем веку.
      Они мега-специалисты, но их знания не нужны нынешним боссам, дипломированным специалистам МВА)

  • Анонимно
    13.08.2020 12:32

    На суше нефти все меньше и меньше, уходим в моря и океаны. Не зря директором моряка поставили.

  • Анонимно
    13.08.2020 12:38

    негодующие, выпинываемые из гибнущего НИИ геологи, выходят с полными чумоданами самородков.

  • Анонимно
    13.08.2020 12:49

    Всю страну убили и убивают , стало Баранов питает иллюзии что у нас что есть ! Нового ни чего нет ни производства ни технологий ни чего . Нефть , газ и все , остальное все с бывшего СССР . Людям голову марочат , что есть . Кто не работает в промышленности тот не поймёт !!! На Корню все убивают и развития нет , ни какого . Псевдо путриоты все надеятся и ждут , но они диванные эксперты все !!!! И пенсионеры !!!

  • Анонимно
    13.08.2020 14:01

    Процесс поглощения шел уже несколько лет, все это было известно давно, и институт действительно уже давно пустовал.

    А вообще, этот институт по духу, укладу, атмосфере и ученым - когда-то был очень крутой организацией, именно таким должны быть Research & Development - места для талантливых и увлеченных исследователей. А не какие-то убогие "инно" и "парки". Это просто космос и дырка от рундука, если сравнивать.

  • Анонимно
    13.08.2020 15:10

    Большинство молодежи уволились. Средний возраст сотрудников на момент смены директора составлял 67 лет!!! Поговаривали,что его поставили из центра, чтобы произвести чистку и закрыть институт.Кадровым вопросом он первым делом и занялся. Провел ревизию всех кадров, сократил старичков, неэффективных работников, которые при старом руководстве отсиживали часы на работе. Кроме того в институте с недавних пор ужесточен режим, никуда не отпроситься, только за свой счет. Поговаривают, что в перспективе будут проводить дорогостоящие анализы, но для этого необходимо переоснащение лабораторий. Но это вопрос неопределенного времени,да и в центре города хим.производством никто заниматься не позволит. Куда катится один из крупных НИИ Поволжья и РФ никто не знает.

    • Анонимно
      13.08.2020 21:30

      Да пока хватает старичков. Тех уволенных стариков компенсируют уволняющиеся помоложе. Еще надо оптимизировать , хотя бы до 100. А лучше еще меньше. И больше контроля!!! А то как заповедник СССР был. Было бы отлично пересмотреть штатное расписание, слишком много ведущих специалистов выполняющих рядовые лаборантские работы, с естественным снижением зарплаты.

  • Анонимно
    13.08.2020 15:17

    обидно за сотрудников которые всю жизнь посветили своей любимой работе

    • Анонимно
      13.08.2020 15:30

      Как может быть обидно за людей, которые "всю жизнь посвятили своей любимой работе".
      Какой-то смысловое замыкание в вашей реплике)

  • Анонимно
    13.08.2020 15:20

    Верхи жируют,низы пашут

  • Анонимно
    13.08.2020 16:54

    Геология и Россия-Российская империя,СССР,Россия связанные понятия,это основа промышленности,экономики,благосостояния,не понимание этого губительно для настоящего и будущего России...

  • Анонимно
    13.08.2020 17:01

    Ты подумай о будущем институьа. Он гибнет! Твоя молодежь бежит из твоего института. Там никто не хочет работать, никто! Эта барахолка! Рубль, рубль, рубль ... Эта грязная синяя бумажка! ПРОСТОЙ ЧЕЛОВЕК

  • Анонимно
    13.08.2020 17:24

    Из четырех действий усвоили только два, отнять и делить. К сожалению умножать и прибавлять мы уже не можем.

  • BigeR
    13.08.2020 21:31

    Да, у нас качество сырья хуже китайского, но, конечно, оно таким будет, если руду перерабатывать на коленке — нужны современные технологии, вложения».

    От того, что руду будут перерабатывать с применением новых технологий, КАЧЕСТВО сырья лучше не станет, а вот готовая продукция из него станет сильно дороже.... Те кто это говорит, живут совком и разучились элементарно считать ....

  • Анонимно
    14.08.2020 16:05

    Кризис науки.

  • Анонимно
    18.08.2020 16:32

    По-настоящему, Росгеологию убил Горьков и его команда.
    Долг -11 млрд рублей. Огромный штат советников, помощниц...
    Активные попытки продавать все имущество дочек РГ чтобы спасти ситуацию. Полный развал и убийство Зарубеж-геологии.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль