Общество 
14.08.2020

Минтимер Шаймиев: «Дальше нельзя жить так, как мы жили до сих пор»

Речь первого президента РТ о национальном образовании, «вольностях» федеральных органов и патриотизме, который «не придет сам по себе»

«Даже для того, чтобы учебники на национальных языках стали не пособиями, а учебниками, сколько боролись мы за это дело!» — вспоминал сегодня, выступая перед педагогами в стенах полилингвального образовательного комплекса в Елабуге Минтимер Шаймиев. Первый президент РТ объяснил, как поправки к Конституции защитят родные языки, рассказал о желающих из других регионов перенять образовательный опыт республики и предложил внедрять трехъязычие начиная с детсадов.

Минтимер Шаймиев: «В Татарстане, где бок о бок живут представители 173 национальностей, крайне важно сохранять и развивать межнациональное и межкультурное согласие»Фото: Олег Спиридонов

о поправках к конституции, которые сохранят родные языки

Для многонациональной РФ культурно-образовательный вопрос — это ключевая проблема, особенно то, что касается языков народов Российской Федерации. В стране в системе образования изучается 100 языков, в 22 республиках РФ они, кроме русского, закреплены как родные, государственные. В Татарстане, где бок о бок живут представители 173 национальностей, крайне важно в этих условиях сохранять и развивать межнациональное и межкультурное согласие, воспитать молодое поколение воспринимающим разнообразие языков и культур, готовым дорожить своим историческим наследием.

Уже с дополнениями Конституция РФ гарантирует всем народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Недавно всей страной дружно мы приняли эти поправки и закрепили в Основном Законе. Потому хочется быть уверенным, что данные положения Конституции будут неукоснительно реализованы, Надеемся, что ни одно ведомство на этот раз отныне не позволит себе не выполнять Основной Закон Российской Федерации, тем более что в статье 69 добавлен пункт о том, что государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей РФ, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового разнообразия.

Яснее не напишешь, остается выполнять Основной Закон. Мы граждане Российской Федерации, независимо от того, кто какое положение занимает. Я думаю, больше вольности со стороны федеральных органов не повторятся, иначе необъяснимым становится. Я это почему говорю? Потому что не с чужих слов. Мы таким занимаемся. В докладе наш министр сказал: даже для того, чтобы учебники на национальных языках стали не пособиями, а учебниками, сколько боролись мы за это дело, хорошо хоть достучались. Вот таких проблем много.

Сложившаяся ситуация по национальному языковому образованию, реализуемая в системе общего школьного образования, вызывает многочисленные вопросы у родительского сообщества, учителей, большого числа граждан, обеспокоенных процессами, происходящими в этой сфере. Об этом же свидетельствует озабоченность авторитетной республиканской комиссии по сохранению и развитию татарского языка при президенте РТ под руководством уважаемого всеми нами Марата Готовича Ахметова. Я думаю, что общими усилиями и тут наши желания будут реализованы. 

«У татар говорят: язык — самый дорогой подарок матери своему ребенку. Красивее, содержательнее сказать невозможно»Фото: «БИЗНЕС Online»

о том, что «нельзя жить так, как жили»

У татар говорят: язык — самый дорогой подарок матери своему ребенку. Красивее, содержательнее сказать невозможно. Только через осознание величия родного языка, языка матери, собственной культуры человечество способно воспринимать величие культуры других народов, что в свою очередь дает возможность воспитывать уважительное отношение, внимание и понимание культурного языкового разнообразия остальных народов. С 1 сентября текущего года вступит в силу новый закон, который вносит поправки в федеральный закон «Об образовании». В связи с этим у школ, колледжей, вузов будет время до 1 сентября 2021-го подготовить рабочие программы воспитательной и социальной программы. Министерство образования и науки республики, руководство вузов совместно с вышестоящими федеральными образовательными структурами должны провести конструктивную работу и достичь полного взаимопонимания. Почему? Потому что дальше нельзя жить так, как мы жили до сих пор. Закон принят, один год дан, чтобы в программах учебных и воспитательных совместно работать, чтобы потом это всех удовлетворило, сдружило, [чтобы мы] достигли понимания, чтобы с горечью больше с таких трибун мы не говорили, чтобы взялись и работали, имея полное понимание. Мы же этого хотим, приглашаем к пониманию, многонациональной Российской Федерации. Я думаю, раз уж вы (обращение к президенту Российской академии образования Юрию Зинченко прим. ред.) тут, то доведем вместе до полного понимания.

«В государственном университете сейчас уже готовят для полилингвальных школ учителей, которые будут вести уроки на иностранных языках. Уже 150 абитуриентов приняты»Фото: «БИЗНЕС Online»

О значении полилингвальных комплексов

Мы ничего невозможного, нереального не ставим. Мы хотим объединиться, дружно жить, получать знания. Патриотизм не придет сам по себе. Нельзя сделать ребенка патриотом, просто посадив его и сказав: «Будь патриотом». Я абсолютно убежден, что создание полилингвальных образовательных комплексов поможет максимально эффективно реализовать конституционные права граждан на изучение родных языков и вместе с тем изменить взгляд на языковую, а если взять шире, гуманитарную подготовку учащихся.

В государственном университете сейчас уже готовят нам для полилингвальных школ учителей, которые будут вести уроки на иностранных языках. Уже 150 абитуриентов приняты. При тех лабораториях, которыми располагает сейчас Казанский государственный университет, а мы обошли все… эти лаборатории созданы на самом высоком техническом уровне и научном для того, чтобы готовить специалистов. А мы там сейчас увеличиваем подготовку педагогических кадров. Уже сегодня было сказано, что более 10 тыс. иностранных студентов учатся.

Сейчас есть закон России, что старшекурсников можно приглашать учительствовать. И практику будут проводить, и материальная поддержка появится, и эту жизнь они станут проходить в молодом возрасте, когда надо учиться. Это очень ценное предложение.

Считаю принципиально значимым усилить внимание к преподаванию в школах и прежде всего полилингвальных образовательных учреждениях дисциплины «История и культура Татарстана» в данном случае. И когда эти школы станут появляться в других регионах, какие разговоры могут быть… тут и патриотические мотивы, и элементы патриотического воспитания, все будет заложено.

«Только упорный труд, постоянное саморазвитие, неустанный поиск станет основой успеха в 21 веке. Иное не дано» «Очень важное значение в создании комплекса «Адымнар» — опора на неразрывную связь с семьями учащихся» Фото: president.tatarstan.ru

о связи с семьями учащихся

Очень важное значение в создании комплекса «Адымнар» (первый полилингвальный комплекс — прим. ред.) — опора на неразрывную связь с семьями учащихся. Мы должны находить общий язык. Тем более будем учиться не на одном только языке. Мы должны достичь понимания, проникнуться уважением друг к другу, на этой основе еще воспитанием детей, которые станут хорошо учиться и дружить. На подобное будем обращать надлежащее внимание.

Только упорный труд, постоянное саморазвитие, неустанный поиск станут основой успеха в XXI веке. Иное не дано. Мы иначе отстаем в образовательном мировом пространстве, не изменяем наши подходы, мышление, не создавая надлежащих условий вот таких. Здесь учебные пространства созданы, так же мы должны делать постепенно и в других школах, это очень важно.

Неслучайно сегодняшний августовский педсовет проходит под девизом «Образование XXI века: настоящее для будущего». Это определяет все, что мы делаем и станет залогом успешного будущего наших детей. Кто, если не мы, всей страной возьмется за решение спокойно, достигая взаимопонимания. Мы обязаны. Иначе это неблагодарность будет с нашей стороны детям нашим.

«Где Иннополис еще есть, который вот так работает?»Фото: «БИЗНЕС Online»

о том, что об иннополисе говорят больше, чем о «сколково»    

Время быстро идет. Дети должны стать конкурентоспособными, мы не должны радоваться, если уехала из Татарстана какая-то семья в Америку… Мы способны на это дело: так быстро начали и постигаем уровень, создание условий. Обеспечивать кадрами наша республика в состоянии. Тем более она не может иначе развиваться. По современным технологиям во многом, если не сказать, во всем мы быстро все осваиваем и внедряем. И это обеспечивает успех развития республики. Тем более, что очень важно, наш президент оказался современным и понимающим все дела, со всей глубиной. Я радуюсь этому, мир такой. Многие же сейчас делегации просятся посмотреть, ознакомиться с Татарстаном, каким образом достучаться, прийти с лингвистическими или создавать совместные проекты. Такого понимания достигли за эти годы. Величайшее же достижение, когда просятся к нам. Бывало, сколько я сам ездил в какие-то страны, достучишься, а тут уже начинают к нам стучаться.

Сегодня встречались с учащимися Иннополиса. Не знаю, как президент это воспримет, надо, чтобы дети поженились, и ускорить выделение им квартир. Не хочется их куда-то отправлять даже. Такой труд вкладывается. О нашем Иннополисе сейчас говорят больше, чем в свое время создавали первый Иннополис («Сколково» прим. ред.) под Москвой. Я хочу, чтобы все достигали успехов, потому что это капитал в человека. Когда есть хлеб на столе, решающую роль играет капитал в человека. Мы должны быть конкурентоспособными, достойно представлять свою родину для того, чтобы достичь успехов.

Мы на генетическом уровне способный народ. Почему мы не должны беречь, приумножать, понять и, как говорится, постигать успехи? Мы способны. Мы можем гордиться, какие мы, дети каких родителей, потому что мы можем. Если бы сомневались, мы за такие дела не взялись бы. Зачем терять время? Готовое бы ждали когда-нибудь, потом бы начали изучать… Мы впереди. Нам уже эти позиции нравятся, мы хотим всегда быть впереди во всем, приятно же. Новые веяния, инновации требуют от всех нас готовность, поспокойнее бы принять такой новый мир. Но мы становимся таковыми, способными их принимать. Где Иннополис еще есть, который вот так работает?

Я посмотрел сегодня на молодежь, у которой встреча была с президентом республики. Не прикажешь же, я говорю, поженились бы, квартиры бы дали — это капитал уже, первичный капитал.

«Еще один вопрос надо внимательно изучать. До ЕГЭ доходит одна треть, чуть выше. Остальные дети идут в колледжи, в профобразование» «Еще один вопрос надо внимательно изучать. До ЕГЭ доходит одна треть, чуть выше. Остальные дети идут в колледжи, в профобразование. Огромный там резерв» Фото: president.tatarstan.ru

о резерве в виде учащихся колледжей

Сейчас главы администрации, тем более после сегодняшней встречи, то, что сейчас здесь увидели, многие активные уже до этого начали поднимать вопросы — каким образом бы иметь такое у себя в районе. Это же тоже хороший сигнал. Я считаю, что ответ таким должен быть: идущий одолеет. Если мы понимаем, что это важно, мы должны подумать. Имея, например, первые 6 комплексов, которые за год два сдали, обеспечив уже практически их кадрами надежными.

С педучилищами еще надо как следует поработать. Во все времена, когда мы учились, росли, завидовали педучилищам. Еще один вопрос надо внимательно изучать. До ЕГЭ доходит одна треть, чуть выше. Остальные дети идут в колледжи, в профобразование. Это тоже хорошо, потому что среди них есть такие ребята. С ними отдельная работа должна быть, тут проблема. Огромный там резерв.

В каждом районе это невозможно (построить полилингвальный комплекс — прим. ред.) даже в ближайшем будущем, мы могли бы межрайонные иметь. Интернаты возвести, например, при базовых комплексах. Проще для сельских ребят, такая потребность у нас появится. Мы будем искать. Мы, как говорится, на творческом пути. Если до этого додумались, решим и дальше, имея уже опыт. 

Мы могли бы классы создавать полилингвальные в отдельных районах, интернаты в базовых комплексах. Мысли приходят «Мы могли бы классы создавать полилингвальные в отдельных районах, интернаты в базовых комплексах. Мысли приходят» Фото: president.tatarstan.ru

о трехъязычном образовании в детсадах 

Я почему говорю об училищах… в детских садах, дошкольных учреждениях мы же тоже так можем спокойно готовить воспитателей, которые могли бы заниматься с детьми на трех языках. Туда хорошие ребята идут. Есть у нас над чем работать. Мы могли бы классы создавать полилингвальные в отдельных районах, интернаты в базовых комплексах. Мысли приходят.

Мы находим постепенно взаимопонимание. Если кто дорожит силой государства, авторитетом в мире Российской Федерации, мы же такого хотим? От этого все выигрывают. Коль так, давайте и будем заниматься. Я хотел бы поздравить с началом нового учебного года, пожелать здоровья вам. Терпения, очень большое терпение нужно. По терпению вы должны быть образцом для всех нас. Оно у вас получается. Сами прекрасно выглядите, дети стремятся к лучшим поступкам в учебе, одним словом, вместе мы способны решать любые задачи и обязаны это делать.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (351) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
14.08.2020 16:18

Странно, 20 лет нас уверяли, что так хорошо мы еще никогда не жили, встали с колен, то, се... а тут вдруг "дальше так жить нельзя".

  • Анонимно
    14.08.2020 16:15

    "Так жить нельзя " сказал один режиссер. И получил за это правительственную премию.
    Понимаем , что так как прежде нельзя жить, но что поделаешь живем на 10 тысяч.Вынуждены!

    • Анонимно
      14.08.2020 16:31

      Сказать с серьезным лицом, но ничего не сказать. Главное с серьезным лицом.

    • Анонимно
      14.08.2020 16:34

      Вынуждены ! ////.
      . Точнее не скажешь. Вести разговоры о языке матери на сегодняшний день это не уместно. Хочется жить не богато и не бедно,а достойно.

      • Анонимно
        14.08.2020 17:10

        Никто и никогда не смириться с запретом родного языка
        Зачем испытывать терпение народа?

        • Анонимно
          14.08.2020 17:23

          Необходим обучение на родных языках

          • Анонимно
            14.08.2020 17:34

            Без национального образования не будет национальной культуры
            Без национального образования и культуры не будет народа
            Молодец Бабай

            • Анонимно
              14.08.2020 17:38

              Необходима возможность сдачи ЕГЭ на родном языке

              • Анонимно
                14.08.2020 17:43

                Без языковой среды язык умрёт
                Надо создавать двуязычную языковую среду в Татарстане

                • Анонимно
                  14.08.2020 17:59

                  Нетатарам достаточно изучать татарский как государственный

                  Уровень А1/Breakthrough) – Элементарный уровень, будет достаточно
                  Скажем 1-2 часа в неделю было бы достаточно
                  Но для этого нужен ФГОС с государственными языками Республик, соотвественно и методики под него
                  Но его до сих пор нет, хотя КС РФ давно постановил что он должен быть
                  Васильева успешно игнорировала, из за этого все учили татарский как родной, в том числе и русские
                  Это неправильно

                  Сейчас все нерусские учат русский как родной, наравне с русскими детьми, это тоже не совсем правильно

                  • Анонимно
                    14.08.2020 22:21

                    Татарам достаточно учить русский на уровне 57-59 слов и несколько предложений.

                    • Анонимно
                      14.08.2020 22:47

                      Хоть вообще не учите. Нам все равно.

                    • Анонимно
                      15.08.2020 09:31

                      Зачем решать за всех татар? Чтобы они только у станка или в поле могли понимать? Они сами решат что и сколько.
                      Вы сами не выучили 60 слов, а пошли дальше в изучении. Почему-то. Оставили бы себе кроме татарского 60 слов из других языков и ставили бы плюсик или минусик во всех вопросах, где вы бы не понимали.
                      Но своим примером не интересно? Только бы других поучить.

                    • Анонимно
                      15.08.2020 21:19

                      Ты прав достаточно и этого количества а упор делать на английский так как все цивилизованные страны изучают английский, а русский нужен только мигрантам из центральной Азии.

                  • Анонимно
                    14.08.2020 23:14

                    Нетатары не будут его изучать ни на каком уровне. Успокойтесь уже.

                  • Анонимно
                    15.08.2020 07:18

                    Чего то у Вас все слова не татарские?

                  • Анонимно
                    15.08.2020 08:50

                    кто где живет в татарстане или якутии и т.д. обязан учить с садика язык страны проживания, как родной и на этом языке сдовать школьные экзамены, помимо языка страны проживания, надо учить язык межнационального общения-русский для россии и мира английский. разве не так?

                    • Анонимно
                      15.08.2020 09:14

                      08-50 Страна проживания у нас - Россия! Разве не так?! Глобус купи!

                    • Анонимно
                      15.08.2020 09:25

                      Срана проживания все нас - Россия.Тот же Татарстан - часть России,как и все регионы.Русский изучать обязательно, потому что это язык межрегионального общения, так примерно скажем.Тот же татарский - по желанию.Татарская культура - это часть общей культуры РОссии,как башкирская культура, алтайская культура, якутская культура.

                    • Анонимно
                      15.08.2020 14:02

                      Татарстан это не страна, а субъект Российской Федерации

                      • Анонимно
                        15.08.2020 14:37

                        Всё верно, это субъект федерации, а у каждого субъекта есть свои законы, но они не должны противоречить конституции России, сохранение и изучение родных языков не противоречит основному закону, а будут изучать русские дети язык место проживания или нет это другой вопрос, но возможность такая должна быть предоставлена

                  • Анонимно
                    15.08.2020 16:13

                    Зачем, объясните кто нибудь? Зачем мне его учить, если он мне не нужен от слова "совсем"?

                    • Рашид
                      15.08.2020 16:29

                      16:13 В Татарстане государственный язык обязаны знать все, как русский в России. Только русский язык ко всему прочему ещё и принудительный.

                      • mad big
                        15.08.2020 18:03

                        Не учите и своим детям запретите. Никто не против. Будьте первым!

                      • Анонимно
                        15.08.2020 21:28

                        16.29. нет обязанности в Татарстане знать татарский, т.к. Татарстан это часть России

                        • Рашид
                          15.08.2020 22:20

                          21:28 Аргументы надо заметить жиденькие. Неучить татарский как предлагает бутербот и ваши дети могли вместе с вами когда татарский был обязательным. А Россия это федерация состоящая из государств краёв и областей. И грошь ей цена коли в ней исчезают народы представляющие его.

                      • Анонимно
                        7.09.2020 06:08

                        С каких пор Татарстан стал Государством.

                    • Анонимно
                      16.08.2020 08:27

                      Потому что живешь в Татарстане. Жил бы во Франции, небось, французский быстро выучил. Посмотрела бы я на вас с английским как там выкручивались.

                      • Анонимно
                        16.08.2020 17:26

                        Ну, да! Татарстан - это как Франция! Это же такая гордость быть кем? Тут такие писатели! Дюма, Бальзак, Стендаль, Золя, Сименон! Всемирно известные! Ах, нет таких? И за Тукая, оказывается, группа молодых литераторов писала? Забавно! Тогда не сравнивайте Татарию с Францией, а уж тем более с Англией! Ну, нету тут ярких личностей! Нету! Отдыхайте!

                    • Анонимно
                      17.08.2020 13:52

                      16:13.Очень жаль, что приходиться объяснять зачем человеку знать язык народа субъекта РФ в котором он проживает.

                      • Анонимно
                        20.08.2020 21:23

                        народ субъекта РФ многонационален - все языки надо знать?

                    • Анонимно
                      17.08.2020 14:08

                      16:13.Очень жаль,что некоторым образованным людям приходится объяснять, для чего необходимо знать язык народа-субъекта РФ в котором он проживает.

                    • Анонимно
                      17.08.2020 14:12

                      16:13. не говори никогда никогда.

                • Анонимно
                  14.08.2020 18:36

                  Создавайте! Только от русских отстаньте, они все равно не будут вам ее создавать! Двуязычную!

                  • Анонимно
                    14.08.2020 18:53

                    А как без русских?
                    Без русских никак

                  • Анонимно
                    14.08.2020 20:37

                    Да кому вы нужны. Не хотите не учите. Только от татар тоже отстаньте. Разумные татары никогда не откажутся от своего родного языка.

                    • Анонимно
                      15.08.2020 14:36

                      И не учим, и отстали от вас уже давно, только такие как ты, никак не успокоятся.

                • Анонимно
                  16.08.2020 08:33

                  Уважаемый, БЛАГИМИ НАМЕРЕНИЯМИ - выстлана ДОРОГА В АД ... это не я говорю - так говорит история БЫТИЯ человечества ... РАЗДЕЛЯЙ - и ВЛАСТВУЙ.

              • Низами
                14.08.2020 17:51

                ЕГЭ - это Единый государственный экзамен.
                А живем мы в государстве Россия.
                И государственным языком в государстве Россия является русский язык.

                • Анонимно
                  14.08.2020 17:58

                  В Татарстане 2 государственных языка
                  Русский и татарский
                  Конституция РФ

                  • Анонимно
                    14.08.2020 18:07

                    Если только ее альтернативная версия, не для широкого круга) Это Конституция РТ. На гос языках ведется документооборот. Но изучается один из них добровольно

                  • Низами
                    14.08.2020 18:10

                    Татарстан - это не государство...
                    Это всего-навсего один из регионов государства Россия...

                    • Анонимно
                      14.08.2020 18:19

                      Странно
                      А государственный татарский есть))
                      Живите теперь с этим

                    • Анонимно
                      15.08.2020 05:47

                      Правильно

                    • Анонимно
                      15.08.2020 10:15

                      я одно не пойму зачем русскому человеку изучать татарский язык - предствим он чиновник сегодння работает в Татарстане днти должны учить татарский язык завтра его направили в Чечню дети лоджный изучать чеченский язык -абсурд -силом как сам Шаймиев говорит ничего не првьёшь -просто власти нужно сделать чиновник должен знать язык на 100% на работу свере управления 100% учителё 100% вот таким макаром кому это надо будет учить -для всего дожен быть стимул какойто

                    • Рашид
                      15.08.2020 22:26

                      18:10 Почитай Конституцию бездарь. Такой ник хороший и такую глупость написал.

                  • Анонимно
                    15.08.2020 08:41

                    Только Татарстан не государство! Пора уже это исправить. У нас одно государство - Россия

                    • Анонимно
                      16.08.2020 16:24

                      а если быть совсем точным, нет такого гос-ва, есть комерческая организация.

                • Анонимно
                  16.08.2020 08:28

                  Единый государственный экзамен может быть на любом языке. Ну, кроме ЕГЭ по русскому языку, естественно.

              • Анонимно
                14.08.2020 18:58

                Единый гос экзамен - поэтому проводится на едином языке!

              • Анонимно
                15.08.2020 07:18

                Это очень хорошо будет! Я чукча! Живу в Казани. И тоже буду сдавать ЕГЭ на родном языке.

            • Анонимно
              15.08.2020 21:46

              Сначала довели национальное образование почти до нуля молча, а сейчас они "молодцы"? Однако, как говорится, поезд уже ушел и поздно пить боржоми... Перед выборами вспомнили о татарском языке как всегда.

          • Анонимно
            14.08.2020 17:42

            Так выбирайте обучение в родной школе

            • Анонимно
              14.08.2020 18:09

              Нет их
              ЕГЭ только на русском это прямой запрет национального образования

              • Анонимно
                14.08.2020 18:14

                а гуглить не пробовали?

                • Анонимно
                  14.08.2020 18:20

                  Что есть егэ на татарском или чеченском?
                  Думаете стоит погуглить?))
                  Наивнвный)

                  • Анонимно
                    15.08.2020 14:40

                    Так ты по татарски двух слов связать не можешь. Неужели тот деревенский суржик, на котором ты общаешься с односельчанами, можно назвать татарским языком?

        • Анонимно
          14.08.2020 17:29

          17 10 ! Вы где были до сих пор ? Опять проспали ? Эту тему давно уже закрыли. Читайте интервью МШШ! Зачем народом прикрываешься ?

          • Анонимно
            14.08.2020 17:40

            Тот же МШШ сказал,что "насильно мил не будешь", когда его спросили про обучение татарскому русских детей!

        • Анонимно
          14.08.2020 17:39

          Пишите заявление и учите детей на татарском родном языке! Только вот ведь опять напишет это заявление всего несколько родителей. Почему так?

        • Анонимно
          14.08.2020 20:31

          Оло-ло. Вот те здрасьте! Запрет-это без масок в магазин заходить...

        • Анонимно
          15.08.2020 02:46

          а кто запрещает.,,.


        • Анонимно
          16.08.2020 16:07

          Статью, для начала прочитайте, а не только заголовок к ней!

      • Видимо, имеется в виду, что нельзя так жить всем другим, кроме спикера.

        Потому что спикеру для резкой смены жизненной парадигмы достаточно прибегнуть к простому, но радикальному рецепту: раздать все людям и начать жить на пенсию.
        Пусть даже и президентскую.

        • Рашид
          14.08.2020 22:04

          17:38 Т.е. ты мил человек тоже против принудиловки в обучении чужих языков? А как же быть с русским. Для нас он чужой. Вынуждены его пользовать.

          • Анонимно
            14.08.2020 22:23

            Не учите и не говорите на русском. И тем более, не пишите на русском. Никто не принуждает. Пишите на родном.

            • Рашид
              15.08.2020 11:51

              22:23 Разве требование знания русского языка при трудоустройстве перестало иметь место быть? Или в учебных заведениях русский язык с иностранным перестал быть принудительным?

              • Анонимно
                15.08.2020 13:43

                11-51 А ты , мил человек ,в какой стране живешь? Паспорт у тебя какого государства? Так почему ты удивляешься ,что надо знать русский язык? Ехай во Францию ,Германию ,Италию- там тоже надо знать ихнии гос.языки?

              • Анонимно
                15.08.2020 13:52

                Водите с собой переводчика, оплачивайте его из собственных средств. И тогда учитесь и работайте где хотите.

              • Анонимно
                15.08.2020 15:34

                Рашид, эти комментарии вас позорят. Порой лучше промолчать, что бы казаться умнее.

                • Рашид
                  15.08.2020 16:57

                  15:34 Это всё эмоции... Мне на ваше мнение уважаемый глубоко фиолетово. Любопытно почему такой нужный и столь же популярный язык принудительный?)

          • Анонимно
            15.08.2020 16:19

            22.04 особенно тебе а Москве))

      • Анонимно
        17.08.2020 14:24

        Достойно жить можно, но так нельзя! Мест нет, уже все занято!

    • Анонимно
      14.08.2020 17:40

      Старые песни о главном.

      • Анонимно
        14.08.2020 17:45

        Главное тут: "нас не трогайте"

      • Анонимно
        14.08.2020 17:48

        Что сделал Шаймиев, стоб казанцы из чуваш и марийцев могли учиться в Казани на чувашское и марийском? Или он толтко татар видит, а других не замечает.

        • Анонимно
          14.08.2020 17:54

          17.48 В Чувашии как с татарским, не подскажите?

          • Анонимно
            14.08.2020 17:59

            Так ведь это наши везде твердят, что мы лучше всех, что "мы можем"! Почему же не станут примером для других регионов, обеспечив чуваш и марийцев обучением на их родных языках?

            • Анонимно
              14.08.2020 19:29

              Были чувашские школы в Татарстане, пока кое у кого что- то не зачесалось.

              • Анонимно
                14.08.2020 20:28

                Где в Казани была Чувашская школа?

              • Анонимно
                14.08.2020 20:53

                Где была Чувашская школа в Казани, не подскажете?

                • Анонимно
                  15.08.2020 00:48

                  Где была Чувашская школа в Казани, не подскажете?
                  Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/477847

                  С удовольствием, в очередной раз (наверное, уже в тридцатый) ответим на Ваш вопрос и будем отвечать Вам с таким же удовольствием, столько раз ,столько Вам потребуется,чтобы понять реальную ситуацию.))

                  Итак,много лет назад ,ещё при суверенитете, Управление образования Казани,учитывая ,что в Казани живет много чуваш,прорабатывало возможность открыть в Казани чувашскую школу .

                  Для этого пытались набрать в Казани хотя бы ОДИН класс детей,которые хотели бы изучать родной чувашский язык.

                  Это не удалось ,потому,что родители чувашских детей,живущие в Казани, НЕ ЗАХОТЕЛИ(а это их законное право) отдавать своих детей в чувашский класс.

                  Вся информация об этом есть в Интернете.

                  Если Вы считаете,что самосознание у родителей -чуваш Казани сильно изменилось,
                  то создайте группу активистов и обращайтесь в органы образования Казани, а также заручитесь поддержкой Главы Чувашии.

                  Но если у Вас не получится набрать в Казани хотя бы ОДИН класс детей,согласных изучать чувашский язык,
                  то целую государственную школу для двух -трех детей,к сожалению, никто по закону не сможет для Вас открыть .

                  • Рашид
                    15.08.2020 22:31

                    00:48 В Чувашии должны создавать школы. А вот в России да, даже у одного ребнка должна быть возможность учить родной язык по первому же заявлению об этом на общих основаниях.

        • Анонимно
          14.08.2020 22:05

          Имынна так!Он тептярь, а говорит, что татарин.

    • Анонимно
      14.08.2020 18:35

      Хоть пособием назови, хоть учебником по татарскому языку! Внутри-то все равно пустота, потому что нет методики обучения русскоязычных детей татарскому! Вот за нее надо было переживать, а не за то, как они называются! Не за форму, а за содержание!

    • Анонимно
      14.08.2020 18:36

      Так 10 тысяч - это не проблема, главное - чтобы все по татарски заговорили. Вот жизнь сразу и наладится!

    • Анонимно
      14.08.2020 21:23

      Вот именно, что так жить нельзя, как жили раньше. Когда татарский язык навязывали всем. Хорошо, что федеральный центр поставил местных на место. Сохраняйте свой язык сами, без принуждения.

    • Анонимно
      14.08.2020 21:32

      Да! "Так жить нельзя". Только почему при строительстве полилингвальной школы страдают жители соседних соц.ипотечных домов?
      1. После начала её строительства во дворе дома №12 по ул.Чистопольская возле детской площадки образовалось болото в двухметровом котловане с растительностью с острыми как пики стеблями. Ждём летального случая?
      2. Почему выезд с этой школы организован на придомовую частную территорию дома №14 по ул.Чистопольская, а не на внутриквартальный муниципальный проезд между домами №13 и 15/16 по ул.Абсалямова?

    • VG
      15.08.2020 17:29

      а сыновья у шаймиева в форбсе ,но так жить нельзя - а у нас по 5 000 на селедку в мес

      • Анонимно
        17.08.2020 16:35

        Хлеб - всему голова. - (Русская народная пословица)

        Списки Форбст - всему голова( власть, сила, культ денег). Знания татарского не являются приоритетом.

        Всё покупается сейчас.
        Не только нефть, металлы, газ.
        Не только недра и земля:
        Озёра, острова, поля.
        Не только парки и леса.
        Не только сыр да колбаса.
        Не только женская краса,
        Электората голоса,
        Но слава и престиж страны,
        Дипломы, статусы, чины,
        Короны в мире красоты
        И министерские посты.
        В товар превращены сейчас
        Умы, таланты, сила масс.
        И даже малый эмбрион
        В товар сегодня превращён.
        Товар - печать. Товар - эфир.
        А доллар - мера. Он кумир.
        Наш Мир неузнаваем стал.
        Всем в Мире правит капитал.

  • Анонимно
    14.08.2020 16:16

    Я полностью согласен с тезисами первого Президента Республики. Но у меня вопрос один,почему Тукаевским районом правит педагог,который далёк от сельского хозяйства? У него нет уровня главы района,у него уровень директора школы или максимум зав рано.

    • Анонимно
      14.08.2020 16:24

      А когда Энгель минобром руководил, вас ничего не смущало?

      • Анонимно
        14.08.2020 16:52

        Энгель боец национального сопротивления

        • Анонимно
          14.08.2020 17:12

          Энгель Мужчина
          Не побоялся разрушить этот фарс когда одни делали вид что учат, другие делали вид что учатся
          Большая благодарность ему от народа
          Иногда лучше разрушить и построить заново

          • Анонимно
            14.08.2020 17:30

            Молодец он
            С характером
            Его предшественник был бесхребетный карьерист
            Хорошо что так получилось
            За одного битого двух небитых дают
            Мы стали умнее
            Мы стали сильнее
            Мы открыли глаза
            Спасибо Вам Энгель

          • Анонимно
            14.08.2020 17:43

            И чего он добился?
            Бараны тоже упрямы, и идут на пролом

        • Низами
          14.08.2020 18:14

          Чего, чего "боец"? Сопротивления кому? Или чему?
          БО вроде бы не юмористический журнал, а вполне себе серьезное, информационно-аналитическое интернет-издание...

      • Анонимно
        14.08.2020 19:56

        Сегодня инфо вышло, что жители села Кузякина Актанышского района обратились с жалобой на алкомагазин в шаговой доступности от местной мечети. Куда смотрит Энгель, почему выдал разрешение на торговлю спиртным этому магазину?

        • Анонимно
          14.08.2020 23:27

          А что, до или после молитвы в мечети идут причащаться в магазин?

        • Анонимно
          15.08.2020 09:33

          19.56 в чем проблема? Кому мечеть, кому магазин. Магазин может тоже жалобу написать на мечеть.

    • Анонимно
      14.08.2020 16:35

      ну, я думаю, он, хотя бы, аббревиатуру РОНО сможет написать без ошибок...

      • Анонимно
        14.08.2020 17:22

        он все может, по сравнению с диванным экспертом как ты

    • Анонимно
      14.08.2020 16:39

      А чего удивляетесь? В республике везде так, сватья да братья. Умные наши дети все валят в Москву или за рубеж.

      • Анонимно
        14.08.2020 17:42

        У определенных местных дети тоже валят в школу около станции метро Горки, где не учат на татарском!

        • Анонимно
          14.08.2020 17:47

          Скажу по секрету: там как следует не учат и русскому и английскому. Провальный проект

      • Анонимно
        15.08.2020 11:12

        В Москве вас никто не ждёт Будете если вы специалист будете специалистом и вас никто в руководства не пустит Так же в других областях Татар не пускают в руководство Если пускают то только тех кто вышла замуж за русского или отреклась июли мусульман Пример Набиуллина

      • Анонимно
        15.08.2020 21:56

        А Вы, вообще житель Татарстана, хотя бы
        Во втором поколении ?

  • Анонимно
    14.08.2020 16:18

    Странно, 20 лет нас уверяли, что так хорошо мы еще никогда не жили, встали с колен, то, се... а тут вдруг "дальше так жить нельзя".

    • Анонимно
      14.08.2020 16:24

      Торгуется видать снова с Москвой по каким-то плюшкам.

      • Анонимно
        14.08.2020 16:42

        И правильно делает. Хватит уже все отправлять в Москву и ждать потом сигналы. Мы живем в Федерации. Регионы должны жить распоряжаясь сами своими доходами.

        • Анонимно
          14.08.2020 16:53

          Согласен, москва жирует за наш счет, при этом население нашей республики нищает с каждым днем

          • Анонимно
            14.08.2020 17:26

            14.08.2020 16:18

            нам и тогда врали и сейчас не перестали. Пенсионеров уже никто не слушает давно

          • Анонимно
            14.08.2020 17:26

            Так правильно. У вас руководители беззубые. Они за плюшки себе выжмут вас до нитки. Москва скажет больше отправлять, будут больше с вас собирать и больше отправлять
            Сколько штрафов они собрали. Впереди России всей. А вы дальше за них голосуйте. У вас же нет мозгов.

          • Анонимно
            14.08.2020 17:45

            Хватит кормить Казань. Жители Лениногорска, Буинска, Тетюшей и остальных, должны жить в такой же среде, что и казанцы.

            • Анонимно
              14.08.2020 21:06

              Хватит кормить вахитовский район, жители кварталов тоже имеют право на нормальную среду

              • Анонимно
                14.08.2020 21:45

                Так переезжайте. Что вам в Вахитовский район не пускают.

                • Анонимно
                  16.08.2020 17:42

                  Вы в Вахитовском районе жили? Там вообще-то жизнь не сахар! Мы уехали оттуда в Советский район и счастливы! Магазины в центре все дорогие, вечером на улице никого нет, ни погулять, ничего! Ездили в Ашан за продуктами! Улица Баумана тоже - скопище бомжей! Как вспомню, так вздрогну! Если что, мы жили на Маяковскокго, очень счастливы, что оттуда уехали, притом квартира на 2 комнаты больше, не очень умных еще много, кто в центр стремится!

          • Анонимно
            14.08.2020 21:29

            За наш счёт в ТАИФе жируют. Знаете кто там ЖИРУЕТ? Фамилии угадает?

            • Анонимно
              15.08.2020 00:36

              или татары, или американцы. Потому что ТАИФ - это татаро-американские инвестиции и финансы

              • Анонимно
                15.08.2020 11:17

                Почему русское географическое общество и почему медицина у нас символизирует кресты а не полумесяц Это оскорбляет достоинство мусульман

                • Анонимно
                  15.08.2020 11:38

                  потому что по правилам демократии - решает большинство. Если в этих обществах большинство так решило и это не противоречит законам - то все правильно

          • Анонимно
            15.08.2020 17:08

            москва жирует ?там з п сейчас 45 т р при съеме квартиры в 30 т р -бегут оттуда

        • Анонимно
          14.08.2020 17:42

          16.42 Торгуется то не в пользу народа. А так бы ещё в 90 х мог создать суверенитет, но сторговался....за список форбс.

        • Анонимно
          15.08.2020 19:05

          Регионы живут всебе в удовольствие там молоко через два три дня закиснет ,в Москве молоко может годами стоять...Москву кормят чем не попадя... а в республиках там этоне пройдёт.

          • Анонимно
            16.08.2020 17:43

            Это вы вообще о чем? Или просто так поболтать зашли от скуки?

      • Анонимно
        14.08.2020 16:44

        Битва за КОС.

      • Анонимно
        16.08.2020 08:18

        А плюшки-то, видимо, отбирать начали. Детям федеральных чинуш "на поесть" не хватает. А от детей своих чинуш отдавать не хочется.

    • Анонимно
      14.08.2020 16:32

      Уловлен ветер перемен..

      • Анонимно
        14.08.2020 16:52

        значит реально что то почуял...

        • Анонимно
          14.08.2020 17:24

          Да, 90 е возвращаются

        • Анонимно
          14.08.2020 17:45

          Почуял, что его полилингвальные школы медным тазом накрываются! Потому что нет такого ФГОС, чтобы три языка углубленно учить - русский, татарский и английский!

          • Думаю, Вы угадали.
            Но у них все равно ничего не получилось бы, кроме "двух бассейнов и трех квадратных метров на ученика". Кадров нет и не будет.

          • Анонимно
            14.08.2020 18:10

            И все- таки главный бонус этих поллилингвальных это английский. Убери эту приманку и никто не польстится на все эти прибамбасы.

            • Анонимно
              14.08.2020 18:24

              Английский там преподаёт черт знает кто, нет ни произношения, ни, простите, элементарной грамотности.
              Понаехи из ЮАР, Ямайки и других shitholes.
              Кстати, сейчас глянул - они там со своего сайта убрали сведения о том, откуда преподы родом, и что и где они заканчивали. Раньше эта инфа была. Потом люди, видимо, подсказали - убрать, чтоб совсем уж смешно не было.

              • Анонимно
                14.08.2020 18:40

                Так родители ведь тоже не глупые! Быстро разберутся, что под видом углубленного изучения английского языка им втюхивают обязательный татарский!

                • Анонимно
                  14.08.2020 19:31

                  Пусть идут в школы по месту прописки. Никто их в эти школы не тащит.

                  • Анонимно
                    14.08.2020 19:48

                    Так если именно эта странная школа по месту прописке? А там ребенка будут обязательный татарский заставлять учить, когда его родители этого не хотят?

                    • Анонимно
                      14.08.2020 20:49

                      Именно такая ситуация у меня и получается, школа во дворе)

                    • Анонимно
                      14.08.2020 21:46

                      А что до строительства этой школы, других по проще рядом с вами не было.

                • Анонимно
                  14.08.2020 20:30

                  Втюхивают же обязательный гусский, как и аглицский.

              • mad big
                14.08.2020 19:46

                Это как Рубэн тренировали обычные учителя физкультуры из Испании. Тренера еще те были.

              • Анонимно
                14.08.2020 23:21

                А платят этим преподам так же кк и местным?Или в долларах? За чей счет банкет? Насколько это сообразуется с законом? А учебники у них Российские, из Перечня? Имею представление о том, какие это специалисты. Родители будут добирать знания у своих, отечественных репетиторов по английскому, увы.

              • Анонимно
                15.08.2020 01:01

                Английский там преподаёт черт знает кто, нет ни произношения, ни, простите, элементарной грамотности.
                Понаехи из ЮАР, Ямайки и других shitholes.
                Кстати, сейчас глянул - они там со своего сайта убрали сведения о том, откуда преподы родом, и что и где они заканчивали. Раньше эта инфа была. Потом люди, видимо, подсказали - убрать, чтоб совсем уж смешно не было.
                Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/477847

                У знакомых (рядовые ИТР) дети учили английский в Казани у учительниц-татарок,теперь они уже несколько лет живут и успешно работают в Англии.
                А вы, вместе с вашими детьми, продолжайте и дальше смеяться и веселиться в Казани .))

                • Анонимно
                  15.08.2020 11:39

                  все кто у данных учителей живут в Англии?
                  Все кто живет в Англии учились только у данных учителей?

          • Анонимно
            14.08.2020 18:35

            Похоже в этом вся проблема, ФГОС то по третьему и четвертому плану не утвердили, а тут полилингвальное образование

            • Анонимно
              14.08.2020 18:58

              Вот и я про то же! Нет такого ФГОС, как они захотели!

              • Анонимно
                14.08.2020 20:50

                Сейчас придумают свое, мы это хорошо умеем)

                • Анонимно
                  16.08.2020 17:47

                  Центр не даст что-то свое придумать! Кончилась эта малина! Тем более, что на носу выборы! Будем жить, как по всей России! По ФГОС! По федеральным государственным стандартам!

                • Анонимно
                  16.08.2020 18:42

                  Шаг влево, шаг вправо, дальше, я так думаю, сами дополните! Будет так, как во всей России! Уймитесь! "Мы можем" - уже в прошлом!

    • Анонимно
      15.08.2020 07:26

      Уж кому кому, а человеку чья семья в топ 3 среди долларовых миллиардеров РФ про плохую жизнь лучше помолчать. Видать добро из рук уходит... Скоро узнаем.

    • Анонимно
      15.08.2020 11:04

      Экономика действительно возрождается лучше многих регионов и именно это так. Что касается языка то Так конечно жить нельзя...Шаймиев прав!!!

      • Анонимно
        15.08.2020 11:41

        надо обратиться к истокам - к монголо-татарам

        • Анонимно
          16.08.2020 10:24

          В Кошани/Хузани обитали черемисы, там отродясь не было монголо-татар.

    • ПутчДемона
      17.08.2020 16:29

      Верни прихваченные 90-е активы людям, татарстанцам — вот тогда мы может и заживем немного лучше. А пока только цитата из Вождей: "Буржуазии нужны такие прислужники, которым бы доверяла часть рабочего класса и которые бы прихорашивали, подкрашивали буржуазию разговорами о возможности реформистского пути, засоряли народу глаза этими разговорами, отвлекали народ ... размалевыванием прелестей и возможностей реформистского пути."

  • Анонимно
    14.08.2020 16:19

    для всех народов Федерации нужно образование на их родных языках от детского сада до ВУЗОВ и профессуры

  • Анонимно
    14.08.2020 16:20

    татарский язык в Татарстане

    русский язык в России

    а советский язык запретить

    • Анонимно
      14.08.2020 16:32

      все правильно, Россия большая, пусть спасают русский язык там, татары будут спасать свой родной язык в Татарстане, все по справедливости.

      • Анонимно
        14.08.2020 19:58

        Интересно, а 150 тысяч московских татар согласятся с вами и вернутся в Татарстан, чтобы сохранять здесь родной язык?)

        • Анонимно
          14.08.2020 21:47

          А зачем им возвращается, они у себя в Москве на исторической родине.

          • Анонимно
            14.08.2020 23:03

            Ну так и русские тут тоже на исторической родине!!!!! а казань так вообще город во многом русской культуры!!!!!

            • Анонимно
              15.08.2020 11:20

              Про русских сказали что они в основном выходцы финно-угорских племён из орды

            • Анонимно
              15.08.2020 20:15

              Ну это Вы голубчик, загнули. На счёт русской культуры. Это в чем это выражается? Культура эта?

              • Анонимно
                16.08.2020 14:56

                Юрт в Казани нет-факт. Все больше дома в которых были русские печи.

              • Анонимно
                16.08.2020 17:48

                Да вы их не слушайте! Местным только бы поболтать! Фактов -то никаких нет!

    • Анонимно
      14.08.2020 16:37

      Татарстан - маленький кусочек России, учите географию что ли

    • Анонимно
      14.08.2020 17:01

      А Вы в России живете, на минуточку.

      • Анонимно
        14.08.2020 17:19

        Я в Татарстане живу дядя, не навязывай мне своё !

        • Анонимно
          14.08.2020 17:30

          А что такое "Татарстан"?

          • Анонимно
            14.08.2020 17:34

            17.30

            российская школа не помогла?

            или прогуливал?

          • Анонимно
            14.08.2020 17:47

            Татарстан или Татария - регион России или Российской федерации! Помни это, малай!

            • Анонимно
              14.08.2020 18:06

              17.47. Правильно . Татарстан- регион многонациональной РФ, который создан для сохранения и развития татарского народа и татарского зыка. Не для чего иного.

              • Анонимно
                14.08.2020 18:41

                Кто это вам сказал? Вас однозначно обманули! Татарстан создан для расцвета всех народов, его населяющих! И русского, в частности!

                • Анонимно
                  14.08.2020 18:56

                  А в России не получается?
                  Расцветать?))
                  Русский Север вон весь вымер))

                  • Анонимно
                    14.08.2020 19:12

                    Татарстан в России находится, второй раз вам это уже повторяем! Здесь и будем расцветать! И русские, и все другие народы, его населяющие? Или вы против?

                    • Анонимно
                      14.08.2020 20:35

                      Да кто против, да ты 1000 раз скажи, повторение мать утешения, и услада дуракам. И как же татарам развивать свой язык, если среда языковая уничтожается.

        • Анонимно
          14.08.2020 18:00

          учится в школе надо было. Хоть на русском, хоть на татарском. Меньше проблем было бы с географией

  • Анонимно
    14.08.2020 16:20

    При Шаймиеве весь ИЯЛИ писал докторскую невестке директора вместо того, чтобы заниматься национальным образованием. А время упущено уже...

    • Анонимно
      14.08.2020 17:21

      Написали хоть? А то - мы писали, мы писали, наши пальчики устали!

  • Анонимно
    14.08.2020 16:22

    государственный язык очень усложнен

    зачем 6 падежей 3 рода в государственном документооброте?

    можно 1 род

    и 2 падеж об-винительный и от-дательный

    и все

    • Анонимно
      14.08.2020 17:02

      У Вас очень сложный прикол,80 процентов не поняли,но я понимаю,что Вы предалагаете русским языком по татарским правилам изьясняться))

      • Анонимно
        14.08.2020 17:14

        Спасибо, и грамотно, и весело)

      • Анонимно
        14.08.2020 17:48

        17.02

        вы не знаете ни татарский язык ни русский и ни советский

        и к сожалению не поняли идеи облегчения жизни 140 млн.россиян

  • Анонимно
    14.08.2020 16:23

    у меня внучка очень хочет английский изучить, хочет в Лондон!

    • Анонимно
      14.08.2020 16:56

      правильно, в Англии хипстеры и классный инди рок, а это модно среди российской молодежи

  • Анонимно
    14.08.2020 16:25

    В детско саду на трех языках учить говорить, о чем идет речь? не совсем понял.

    • Анонимно
      14.08.2020 17:49

      Ни о чем! Просто так сказал, чтобы должность воспитателей с татарским языком ввести!

  • Анонимно
    14.08.2020 16:26

    хорошая статья - программная

    • Низами
      14.08.2020 18:39

      Программы-то все они давно научились озвучивать...
      И даже финансирование из госбюджета получают...
      Только вот как до реализации дело доходит - всегда проблемы находятся...

  • Анонимно
    14.08.2020 16:27

    Согласился бы с вами М.Ш. но под язык надо же что то положить.Не требую черной икры, но хотя бы поест по -человечески, чтоб языком пошевелить.

  • Анонимно
    14.08.2020 16:30

    Так жить нельзя! Вся прибыль от нефти(РОСНЕФТЬ,ТАТНЕФТЬ,ЛУКОЙЛ тд...) в бюджет!!! И на снижения пенсионного возраста хватит,и социалку,образования,на зарплатам бюджетникам. А на каком языке разговаривать решу сам.

  • Анонимно
    14.08.2020 16:34

    Минтимер Шаймиев: «Дальше нельзя жить так, как мы жили до сих пор»
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/477847
    Обычно, каждый год так говорят))

    • Низами
      14.08.2020 18:41

      И особо в годы значимых выборных кампаний...

    • Анонимно
      15.08.2020 02:00

      В сентябре выборы Минниханова и местных депутатов вот опять тему татарского и погнали в массы. Притом что в городах у татар эта тема абсолютно не популярна. Наконец-то татароязычные тоже выдохнули и можно нормально английский и русский учить, а на татарском в быту немного изъясняться и хватает...сельский язык - несложный и больше нигде не нужный. А уж нетатары как рады что не тратят эти часы на ненужный язык. Вместо того чтобы татароязычную среду и применимость языка улучшать и создавать, модные и интересные проекты делать на татарском, к каждым выборам будут педалировать ненавистную многим принудиловку изучения татарского.

  • Анонимно
    14.08.2020 16:37

    Я тоже надеюсь , что никаких вольностей региональные органы больше себе не позволят!

  • Анонимно
    14.08.2020 16:38

    Главое пусть не забывает, что родной язык у кажого свой. И часто это не татарский

  • Анонимно
    14.08.2020 16:39

    хорошо что эту проблему не откладывают, надо прямо сейчас действовать!

  • Анонимно
    14.08.2020 16:41

    Ничего МШШ не делал. Равно как и сейчас не делается. Оглядываемся на Москву. Только в начале 90-х что-то делалось, и то как шантаж федералов.

  • Анонимно
    14.08.2020 16:45

    При царе обучение было разделено на гимназии и реальные училища.В гимназиях был упор на языки а в реальных на технические предметы.Создавая трёхязыковые школы мы как бы восстанавливаем гимназии с гуманитарным уклоном потому что количество учебных часов в неделю не бесконечно.Ну а старые русские и татарские школы если в них не усердствовать изучением языков вполне могут заменить реальные училища.А кроме этого у нас ещё есть и математические и английские школы.Надо просто дать возможность людям свободно выбирать для обучения детей нужный им тип школы и все дебаты закончатся сами собой.Неужели трудно понять эту простую истину.

    • Анонимно
      14.08.2020 18:11

      Согласна,что просто надо дать возможность свободно выбирать для детей нужный им тип школы,язык !

      • Анонимно
        14.08.2020 18:24

        Проблема в том, что эти товарищи (которые нам совсем не товарищи), признают только один вид школ, где все обязательно учат татарский.

      • Анонимно
        14.08.2020 18:44

        Тип школы - это что? А язык и сейчас можно выбрать, для этого только родителям нужно написать заявление. Об этом, между прочим, и в статье говорится, что надо с родителями работать, а то они почему-то не хотят писать заявление на татарский!

  • Анонимно
    14.08.2020 16:47

    Нашли кого слушать. Сначала у трибун КПСС выступали, а сейчас нам говорят что так жить нельзя. Что вы за руководители такие?

    • Анонимно
      14.08.2020 19:31

      они же обещали построить коммунизм, так построили для своей социальной прослойки и личной семьи. Тогда недовольных третировали с трибун, сейчас вешают ярлык манкурта, кто не хочет их поддерживать

    • Анонимно
      14.08.2020 21:02

      16.47. Да,так жить нельзя,почему же вы допустили этого,ведь вы у власти с самого развала союза?

    • Анонимно
      15.08.2020 20:19

      В Хронологии еще и Кувейт обещали)
      При этом вложили деньги в Швейцарии. И тишина. ..

  • ПанАлекс
    14.08.2020 16:48

    Ну так отдайте персональную пенсию из бюджета Татарстана и живите на пенсию как все пенсионеры Татарстана!

  • Анонимно
    14.08.2020 16:51

    Нет обязательному татарскокому тем кто его учить не желает. Сохраняйте его с внуками своими, очень дорогой, Минтимер Шарипович

  • Анонимно
    14.08.2020 16:52

    отрыв от видения реальных чаяний народа заметен.

  • Анонимно
    14.08.2020 16:52

    16.23 Для Вас разнарядки нет)))

  • Анонимно
    14.08.2020 16:55

    Сейчас есть закон России, что старшеклассников
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/477847
    МШШ оговорился - старшекурсников имелось ввиду

  • Анонимно
    14.08.2020 17:13

    Не надо раскачивать лодку, она и так качается, а плюхнутся цены на нефть, вот тогда начнётся кипишь и беспредел.

  • Анонимно
    14.08.2020 17:17

    Оптимистично,красиво,многословно, но мало убедительные лозунговые призывы и оправдания..Оказывается генетически не потерял,а приобрел татарский народ.Как будто не произошел отрицательный отбор татарской элиты в условиях подчиненности всегда жесткому, завоевавшему государству. С порождением у татар комплекса неполноценности со стыдливостью. Сначала надо изучать, что стало с менталитетом татарского народа находившимся в течении пяти веков в условиях ассимиляции.Почему Татарстанский патриотизм подавил татарский патриотизм?
    В условиях не востребованности в общественной среде татарский язык не станет ли перемолотым окончательно, между жерновами двух глобальных языков. Хотя бы дали начальное образование на родном языке и спасли бы часть детей от манкуртизации. По последней переписи минусовали более 200 тысяч татар, в будущем году как будет ?. Вот оценка говорливым,занимающихся гипнозом господам,упускавшим момент вместе с разогнанными турецскими лицеями,оставившие без родной земли,ведущим нас в небытье.

    • Анонимно
      14.08.2020 19:50

      А русских стало почти на 5 млн меньше по итогам последней переписи 2010 по сравнению с 2002. Украинцев меньше на миллион. Тоже отминусовали, что ли? Вы сначала разберитесь в статистике, все данные в открытом доступе. Это абсолютная убыль: рожали меньше, чем умирало, уезжали за рубеж и т.д.

  • Анонимно
    14.08.2020 17:59

    Именно они допустили русификацию татар, с одной стороны, и арабизацию, с другой стороны. А теперь говорят, что так жить нельзя. По вашей милости так татары и живут.

  • Анонимно
    14.08.2020 17:59

    Я думаю надо продать блокирующий пакет таифа и деньги все вложить в изучения и развите всех языков народов РТ.Вот и весь ответ.

    • Анонимно
      14.08.2020 18:16

      Лучше Роснефть продать и пустить на языки народов РФ
      Впрочем она уже продана арабам и англичанам

      • Анонимно
        14.08.2020 18:42

        арабский и английский язык развивается

        благодаря в том числе и деньгам роснефти

    • Анонимно
      14.08.2020 18:17

      а что Газпром и роснефть уже продали за иллюзии

  • Анонимно
    14.08.2020 18:07

    Не надо вырывать слова из контекста. Он говорит именно об отношении к татарскому языку- так жить нельзя. Притягивать сюда и вопросы социалки и прочие некорректно. А по большому счету , о многом можно сказать про страну-Так жить нельзя.

  • Анонимно
    14.08.2020 18:12

    Адымнар, в самом названии заложены принципы трехязычия...

  • Анонимно
    14.08.2020 18:22

    Учите хоть татарский, хоть какой. Нам только его не навязывайте.

    • Анонимно
      14.08.2020 19:18

      Тоже так думаем.Не навязывайте татарам большие обьемы литературы прошлого века.

      • Анонимно
        14.08.2020 19:49

        Не учите хоть совсем литературу! Кто против-то?

        • Анонимно
          14.08.2020 20:15

          Да в фгосах она обязаловкой стоит.Разве можно по заявлению от нее отказаться в пользу других предметов?

          • Анонимно
            16.08.2020 17:50

            Запросто! ФГОС4 - обучение на родных языках. Там русская литература в в крайне облегченном варианте! Вперед!

        • Анонимно
          14.08.2020 20:44

          Вы же и против, давайте уберем одиннадцать лет обучения русского языка и литературы, он же язык межнационального общения, да и русским он ненужен.

          • Анонимно
            16.08.2020 17:52

            Вы уже русских спросили, нужен им русский язык или нет? Или просто так бредите?

  • Низами
    14.08.2020 18:29

    Я знаю мир: в нём вор сидит на воре.
    Мудрец всегда проигрывает спор с глупцом,
    Бесчестный - честного стыдит,
    А капля счастья тонет в море горя.

    Омар Хайям

  • Анонимно
    14.08.2020 18:58

    по татарскому радио на татарском языке идет передача о сельчан. О зарплате в 12 тысяч в известной агрофирме,директор которой очень близок к руководству Республики..Это говорит официальное государственное радио!
    ТАК ЖИТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕЛЬЗЯ.Это позорно для татар.знакум

    • Анонимно
      14.08.2020 19:36

      Вы о чем. Поинтересуйтесь окладами федеральных бюджетников. Удивитесь.

  • Анонимно
    14.08.2020 19:40

    "язык — самый дорогой подарок матери своему ребенку". Жизнь - вот самый дорогой подарок матери ребенку. А говорить он будет на том языке, на котором говорят в его окружении. Подруга-татарка вышла за англичанина, уехала в Лондон, живет там более 20 лет. Дети говорят на английском. Им там ни татарский, ни русский не нужен. Хоть они о понимают и тот и другой.

    • Анонимно
      15.08.2020 13:55

      Ваши "матери" были финно-угорские. И языки у них были не тюркские.
      Ни одна тюркская жена-кочевница не сумела бы вести такое сложное хозяйство в финской избе у русской печи.

  • Анонимно
    14.08.2020 19:53

    Друзья мои !!
    Хорошо что с таким хорошим выступил Уважаемый СОВЕТНИК Президента РТ.
    Я думаю для начало КАЖДЫЙ ТАТАРИН должен иметь в своей БИБЛИОТЕКЕ ТАТАРСКУЮ АЗБУКУ.
    1.Татарский язык 1-4 класса.
    2.Иметь не менее 30 книг на ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ.
    К сожалению КЛАССИКОВ ТАТАРСКОГО НАРОДА ПРОДАЮТ ЗА ОЧЕНЬ ДОРОГИЕ ДЕНЬГИ.
    Как то был на выставке на ВДНХ в Москве,от Татарстана продажами занимались два ИЗДАТЕЛЬСТВА и яЯЯЯЯЯЯЯ был у них.
    ТАТАРСКИЕ КЛАССИКИ в продаже были,правда не очень расширенно ,но почему то привезли раздельные ТОМА и я вам скажу ЦЕНЫ ЛОМОВЫЕ две книги стоили 2600 тыс руб.
    Почему так дорого?
    Татарские КЛАССИКИ ДОЛЖНЫ ИДТИ БЕСПЛАТНО.
    Уважаемый СОВЕТНИК !!
    Почему бы уважаемой организации как ТАИФ которая работает с НАРОДНЫМИ ИСКОПАЕМЫМИ (НЕФТЬЮ) не провести АКЦИЮ ПОПУЛИЗАЦИЮ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА и выпустить за свой счёт ВСЕХ ТАТАРСКИХ КЛАССИКОВ и провести раздачу в КАЗАНИ в МОСКВЕ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ,УФЕ,ТОМСКЕ,ЕКАТЕРИНБУРГЕ,САХАЛИНЕ.на бесплатной основе.
    Таким образом на всю РОССИЮ провести АКЦИЮ ПОПУЛИЗМА ТАТАРСКОЙ КЛАССИКИ на ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ !!
    Думаю ТАИФ если выпустит 1 млн экз. не обеднеет.
    Этим мы сделаем большой вклад в РАСПРОСТРАНЕНИЕ Татарского языка на деле а не на СЛОВАХ!!!
    с уважением
    Простой человек


    • Анонимно
      14.08.2020 20:05

      Интересно Камиля в Лондоне читает татарские книги классиков и учит татарский со своими детьми по Алифбе ?
      Думаю все мы знаем ответ...

    • Анонимно
      14.08.2020 21:55

      Какой простой человек, этак можно поверить и в успехи мелиорации

    • Анонимно
      15.08.2020 16:26

      Простой человек!!!! Вместо бесплатных книг ТАИФ может раздать каждому жителяю Р. Т. по 100000 рублей. Мы и на эту сумму согласны.

  • Анонимно
    14.08.2020 20:04

    У нас наблюдается нравственная деградация общества. Нужно детям всех национальностей прививать цивилизованную систему ценностей. в первую очередь. Мы, например, пригласили в сиделки к маме со знанием языка и трепетно соблюдающую религиозные ритуалы, а она ее обворовала.

  • Анонимно
    14.08.2020 20:33

    Их кроме языка, похоже ни чего не волнует. Изучайте сколько влезет, зачем насильно заставлять, тем кто не хочет изучать. Диктатура, она и в африке диктатура. Желания надо учитывать, зачем мне татарский или башкирский, если я не имею желания. Татарстан, регион РФ, а не государство Татарстан. Насильно ни когда ни чего не создать, только негатив вызывают этим. Люди должны видеть выгоду от изучения и сами идти.

  • Анонимно
    14.08.2020 20:37

    До это было БИлингвально - по факту преподавали только татарский язык, сейчас ТРИ - суть та же! Все только ради татарского!

  • Анонимно
    14.08.2020 21:07

    Грубо, для выживания человека нужен определённый набор знаний, кому-то достаточно просто на русском изьясняться, кемгя сөйләшергя татарча әйбәт киряк, кто-то учит языки программирования. Откройте возможности с хорошей зарплатой для всех направлений, может тогда контент на татарском купряк була.

  • У подданных империй нет Родины, следовательно, и настоящего патриотизма

  • Анонимно
    14.08.2020 21:25

    Было у нас 3 ПТУ и педагогическое училище с довоенных времен. Только в профтехучилище №18 выпускалось в год 300
    специалистов для нужд трикотажной , швейной фабрик и ателье индпошива и 180 слесарей, токарей и сборщиков направлялось на часовой завод в 70 и 80-тые годы. Теперь один многопрофильный колледж примерно в 6 раз меньше . А на завод не устроишься ни за какие коврижки. А педучилища с выпуском молодых воспитателей и музыкантов прочих просто нет.

  • Анонимно
    14.08.2020 21:34

    Отдай все акции и научи нас жить по татарский.

  • Анонимно
    14.08.2020 21:48

    Зачем изобретать велосипед? Вы создали школы, гимназии с приставкой "татарская"много лет назад... Почему их "задушили" ? По отношению к тем школам, которые сохранили обучение на татарском языке,а их единицы! полнейший игнор! со стороны советника. В упор их не видят и не поддерживают,скорее наоборот делают все, чтобы не мешали говорить об отсутсвии Нац.образования. При всём уважении, борьбы за учебники никакой не было. Об этом говорит и запись с заседания комитета по сохранению языков, там какая-то дама говорила об учебниках, что никак не решается. Пыль в глаза. Необходим мониторинг существующих практик, а потом уже делать шефства, филиалы, аналоги.

  • Анонимно
    14.08.2020 21:53

    Патриотично очень. Особенно когда историю с разных ракурсов учить родного края

    • Анонимно
      16.08.2020 17:59

      Ой! Да как начинаешь учить историю родного края, просто диву даешься! И Тукая, оказывается, группа литераторов во главе с Амирханом создала для развлечения! И Сююмбике была в войсках Ивана Грозного, а не сидела в осажденной Казани! И герб Казани - дракон и герб Булгара - барс придумал сам Иван Грозный для своей печати! И что термин "татары" ввел в конце 19 века Марджани, а раньше все здесь были казанлы! И что потомки булгар - чуваши, а не местные. Прямо тащишься от здешней истории! Особенно, как монетку подкинутую вспомнишь!

  • Надо говорить не о сохранении языка, а о сохранении народа.
    Цель шовинистов - уничтожение народов России, и это находит понимание и поддержку в руководстве России

  • Анонимно
    14.08.2020 22:38

    Интересно,а почему же мы так жили- как нельзя было,а?

  • Анонимно
    14.08.2020 23:10

    После выборов забудут тему с татарским в школах. Лет на 5.

  • Анонимно
    15.08.2020 01:09

    Не будет федерализма и обеспечения прав всем народам живущим в РФ, будет распад. Если РТ будет нарушать чьи-то права, тоже будет распад. ШМШ правильно говорит, что в республике нужно уделять особое внимание национальному вопросу. А вот ВВП этого не понимает до сих пор похоже.

  • Анонимно
    15.08.2020 01:12

    На татарском можно стать первоклассным математиком, биологом, океанологом? Нет? Значит он не нужен

    • Анонимно
      15.08.2020 12:09

      Можно. Мой дед стал. А на русском языке можно сейчас что ли? Нет. Только на английском

    • Анонимно
      15.08.2020 23:36

      Русские тоже билингвистически если продают в америку и ничего им не мешает сохранить русский язык в америке Почему нам татарам запрещают сдавать егэ на татарском у себя в исторической родине Это нарушение прав коренных народов

      • Анонимно
        16.08.2020 18:05

        Короче, пусть едут все русскоязычные в Америку и сдают там все экзамены на русском и вообще говорят только по-русски! Так или не так? Иначе это нарушение прав, по вашему? Я вас правильно понял? Да, и с чего это вы взяли, что здесь вы на исторической родине? Доказательства этому есть? Те же русские, чуваши, марийцы, мордва живут здесь давным-давно и это их историческая родина, если что! Родина же татар - Алтай! Или вы об этом забыли?

  • Анонимно
    15.08.2020 01:19

    "Как всегда
    на предвыборном концерте
    традиционно прозвучали
    "Старые песни о Главном"
    в прекрасном исполнении
    самого заслуженного солиста Республики ".(с).
    )))

  • Анонимно
    15.08.2020 05:36

    Собрав основные богатства республики под контроль своей семьи можно о чем угодно рассуждать: о языке, мудрости и сожалеть о том, что так нельзя жить... его дети , внуки, ближние люди в списке Форбс, а народ нищий. Странно? Нет, все, как в сказке про репку.

  • Анонимно
    15.08.2020 05:53

    Пустая очередная провокация ! Ни на мизинец ничего не изменится, так же как и всегда! Откроют границы, наши верха благополучно продолжат осваивать просторы новой родины за бугром, там татарский нужен меньше всего!

  • Анонимно
    15.08.2020 05:55

    Марат. Есть объективный социальный процесс. Его можно тормозить, но остановить невозможно.

  • Анонимно
    15.08.2020 07:00

    Так жить нельзя- это слова революционеров,например, Ленина.Это значит призыв к изменению существующего строя,власти,уклада жизни. Революция- это хаос и т.д.Оно нам надо? В США, незнаю,в центре раздачи демократии,изучают языки идейцев в школах?

  • Анонимно
    15.08.2020 07:20

    Для начала отмените абон.плату в садиках!
    Мы ждем перемен!!!

  • Анонимно
    15.08.2020 07:43

    Да хоть заучитесь, ноете и ноете. Мои дети точно татарский учить не будут.

    • Анонимно
      15.08.2020 14:35

      Поддерживаю. При любом раскладе мой ребёнок татарский язык учить не будет.

  • Анонимно
    15.08.2020 08:01

    Эти слова больше относятся к народу, а не удащливым

  • ПанАлекс
    15.08.2020 08:33

    Прихватизировал нефтянку Татарстана в собственность своей семьи, используя служебное положение, вместе с американцами, а теперь говорит что так жить нельзя!
    Согласен - верните народу Татарстана нефтедобычу и нефтепереработку и так жить можно будет!

  • Анонимно
    15.08.2020 08:36

    Дайте жить людям Достойно, и множество вопросов , в том числе и языка, решатся сами по себе. А это ваше бла бла бла, при том что детей миллиардерами сделали толькл раздражает людей.

  • Анонимно
    15.08.2020 08:38

    ТАИФ включая 43 предприятия плюс хапнули Акции Татнефти и Акбарс можно порасужтать о языке

    • Анонимно
      16.08.2020 21:23

      Заглотили ваучеры вкладчиков учителей и врачей через фонд "Образование" его организаторы и теперь крутят за счет них приобретенной недвижимостью.Это общество Чубайс назвал "плодоносящей веточкой приватизации" при своем посещение Казани когда-то. Только плодоносит она, как оказалось только для её учредителей.

      • Анонимно
        17.08.2020 16:41


        Один из учредителей фонда Алексей Семин - в списках Форбст!
        Гордитесь, акционеры!
        А кто там ещё, за ширмой?

  • Анонимно
    15.08.2020 08:51

    Указы Петра I короткие, доступные и выполняемые.
    C начало надо менять коренном образом систему образования.
    С 1-го класса по 4 -го класса начальное образование.
    С 5-го по 8 базовое образование.
    С 9 по 12 класса среднее профессиональное образование
    с присваиванием специальность по выбору.
    Это Техникумы, Лицеи, Колледжи и другие учебные заведения.
    Учебные заведения МО, МЧС, МГО, ДОСАФ и.т.д
    Наравне со средним образованием, надо получить специальность,
    чтобы затем смогли устроиться на работу.
    Все великие конструкторы доказывают эту версии.
    Только потом в ВУЗы в соответствии выбранного направления.
    В этом случае эффективность ВУЗа возрастает.
    Поскольку, первые два года не эффективно теряется.
    Возникает возможность вести более современные знания.
    Нужно больше внедрять практику.
    Все компоненты имеются и они работают смотри:
    https://mirvuzov.ru/poleznoe-i-interesnoe/kolledzh
    В ВУЗы только после 12 летним образованием, будучи имеющим, специальность по профилю.
    Вот решение всех вопросов.

  • таубистәсе
    15.08.2020 08:59

    смешно на вас смотреть, как можно говорить о языке если вы им не занимаетесь. Ребятушки вы сначала наверстайте язык на котором можно говорить ПЕРЕДАВАЯ МЫСЛЬ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ а потом топите за его изучения. Вот я знаю татарский язык, всё хорошо пока разговор не выходит за пределы дома! но когда я хочу объяснить НАПРИМЕР другому татарину что мне нужно от инструмента который хочу приобрести, то имею русско-английский диалог на татарской грамматике. Зачем нам этот труп? Академики выдайте хотя бы 100 слов основанных на корнях тюркских и арабских слов (ИЗ КОТОРЫХ СЕЙЧАС СОСТОИТ КОСТЯК ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА) за сентябрь месяц 2020 года. Я первый кто будет говорить на этом языке, а пока ТАТАРСКИЙ - это труп, а вы те кто измываетесь над трупом. Ясли мой пример с трупом для 5 батальонов национально озабоченного контингента татар оскорбителен, то вам пример с трофейной шкодой и мерседесом эС класса. Да на мерседесе я буду ездить, а шкоду в утиль.

    • Фидарис
      16.08.2020 09:21

      Вы возмущаетесь фактом своего владения татарским языком на, простите, "кухонном" уровне и вините в этом "академиков". На самом деле тут тот случай, когда "Мерседес" покупается (то бишь владение литературным языком) не за деньги, а за кропотливые трудовые вложения. А "контингент" пытается бороться за то, чтобы у вас была возможность удовлетворить ваши пусть даже откровенно мнимые вожделения. Но для многих татар это есть жизненная необходимость.
      Не обижайтесь. Постарайтесь накопить на "Мерседес", не ожидая подачек от "академиков".

      • таубистәсе
        16.08.2020 20:14

        вы не правы, потому что каждый должен заниматься своим делом. "Академики", вернее ученые татарского языка должны подходить к вопросу академически, и правильно заниматься словообразованием учитывая особенности языка, подход к словообразованию родственных народов, конъюнктуру РФ, мировые тенденции и многое другое. Я замешиваю бетон вяжу арматуру, чего я должен спасать. Я пойду куплю хлеб, который ДЛЯ МЕНЯ ДОЛЖНЫ приготовить те кто живет за счет бюджета. Единственно что требуется от меня, когда они сделают свое дело, то поддержать использованием.

  • Анонимно
    15.08.2020 09:57

    Живя в Татарстане , наверно надо знать татарский , хотя бы разговорный.

  • Анонимно
    15.08.2020 10:23

    Хе-хе..."Так дальше жить нельзя". Типа поправки помогут. )) Это он виноват в том, что закон о языках в Конституции Татарстана не был реализован, а превращён в фарс, который стал противным не только русскоязычным, но и татарам. Верхушка типа политиков и "татарской интеллигенции" виноваты в смерти татарского языка. Кулуарные решения вручения премий друг другу по очереди , издания книг, которых никто не читает, политическая беззубость("Зулейха не прозрела") -причины гибели языка. Но они готовы обвинить родителей, дедушек и бабушек , что мы не учим татарскому детей. Болтуны...Грустно и противно.

  • Анонимно
    15.08.2020 13:50

    В национальных республиках, где два, а то и более государственных языков, должны все документы власти быть на всех языках. Как теперь в Чувашии? Чувашский язык официально нигде не используется. Только остаётся фольклор на сцене. Дети уже в сёлах сызмальства начинают говорить на русском языке, в садике и школе это продолжается. Нет уроков чувашского языка в достаточном количестве. Получается, чувашский язык в Чувашии не нужен. Это политика сверху, которую "нижние" выполняют на 150 процентов. В таком случае чувашский язык может вообще исчезнуть. И это в федеральном государстве.

  • Анонимно
    15.08.2020 14:41

    Верните собственность в пенсионный фонд республики!

  • Анонимно
    15.08.2020 15:01

    Пандемия - после 65 лет всем оставаться дома, а нашему МШ дома не сидиться....

  • Анонимно
    15.08.2020 15:03

    А кто расформировал все колхозы и совхозы.... и заводы и фабрики...
    А кто позакрывал школы и садики...
    А кто уничтожил селы....
    и т.д.....

  • Анонимно
    15.08.2020 15:38

    Изучение истории и культуры родного края (Татарстана, Чувашии, Нижегородской области и пр.) - огромный образовательный и воспитательный ресурс, который мы потеряли. А студенты так активно и эмоционально включались в работу, обсуждая наши достижения и проблемы. Нельзя полюбить то, чего мы не знаем! Нельзя продолжать так жить: не зная и не любя свою РОДИНУ!

  • Анонимно
    15.08.2020 17:01

    Я думаю, больше вольности со стороны федеральных органов не повторятся
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/477847
    Я так не думаю. Из Киндер-сюрприза может выскочить что угодно.

  • Анонимно
    15.08.2020 18:19

    Тот кто хочет быть чистым, умываться не обязательно, надо облить грязью все и всех вокруг!
    Как только все, что изложено в послании Минтемира Шаймиевам исполнится, Российская Федерация будет самой демократичной и процветающей страной. Опыт Татарстана сегодня заслуживает перенятия для других регионов России. Троезычность (для кого-то двоезычность) - гарант сохранения нациоанальной идентичности, федеративной государственности и интеграции в мировое сообщество

  • Анонимно
    15.08.2020 21:35

    какие вольности федеральных властей он имел ввиду? как раз были большие вольности местных властей в поголовном навязывании всем татарского языка в течение 26 лет, которые прекратились только в 2017 г.

  • Анонимно
    15.08.2020 23:39

    Да здравствует Татарская нация наравне с другими нациями мирового сообщества

  • Анонимно
    16.08.2020 07:18

    Лукашенко тоже думал что он патриот, оказалось, что народу такой патриот не нужен

  • Анонимно
    16.08.2020 20:36

    Говоря о сохранении и развитии межнационального и межкультурного согласия не следует путать это сохранение и развитие с их навязыванием народу.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/477847?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

  • Анонимно
    17.08.2020 10:44

    "о трехъязычном образовании в детсадах" - ради татарского еще и третий прицепили!

  • Анонимно
    17.08.2020 10:47

    "и патриотизме, который «не придет сам по себе» - он приходит сам по себе, если государство повернуто к народу передом. И поворот это как раз и Шаймиев сделал в РТ! ВСе только себе! Принудительно его не привить!

    • ПутчДемона
      17.08.2020 15:24

      Бабаи видят в патриотизме лишь защиту своих активов, приватизированных в смутное время. Где активы — там и "родина". Народ видит в патриотизме защиту Родины и народа. Каждый вроде бы за свое, но патриотизм у нас и у них получается разный. И нам их не понять, и им нас понимать не хочется.

      • Анонимно
        17.08.2020 16:43

        Фраза Салтыкова-Щедрина звучит так: "Когда в России начинают говорить о патриотизме, знай: где-то что-то украли...

        • Анонимно
          17.08.2020 17:06

          Подлинная цитата Салтыкова о патриотизме:

          "Идея, согревающая патриотизм, - это идея общего блага... Воспитательное значение патриотизма громадно: это школа, в которой человек развивается к воспринятию идеи о человечестве".

        • Анонимно
          17.08.2020 17:06

          Авторство.
          Народное. Ошибочно приписывается М.Е. Салтыкову-Щедрину.

        • Анонимно
          17.08.2020 17:07

          Вероятно, из публицистики начала 90-х гг.

        • Анонимно
          17.08.2020 17:09

          Идея, согревающая патриотизм — это идея общего блага.
          Нельзя быть паразитом и патриотом ни в одно и то же время, ни по очереди, то есть сегодня патриотом, а завтра проходимцем. Всякий должен оставаться на своем месте, при исполнении своих обязанностей.

        • Анонимно
          17.08.2020 17:12

          Заведомый казнокрад может объясняться в любви к отечеству.

  • Анонимно
    17.08.2020 20:45

    Здорово, молодцы с этими школами всё сделали.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль