Общество 
25.08.2020

Профессор Малинецкий: «COVID-19 сразу показал, чего стоят реформы образования»

Советская школа, воспитавшая людей, которые создали ядерный щит и запустили в космос Гагарина, полностью развалена

«Реформаторы» образования впервые всерьез пожали плоды своих трудов в эпидемию китайского коронавируса. «Специалисты», воспитанные в соответствии с новейшими реформаторскими установками, показали полную профнепригодность. Все, что удалось сделать полезного, — заслуга еще остающихся в строю советских профессионалов. «Реформы» довели дело до того, что во всей Москве почти невозможно найти учителя, способного решить задачи школьных олимпиад! А с молодыми врачами лучше вообще не соприкасаться...

Мы всегда гордились своим математическим образованием. Но не всё так хорошо, как думается Мы всегда гордились своим математическим образованием. Но не все так хорошо, как думается

РЕФОРМЫ РАЗВАЛИЛИ НАШЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Выдающийся учёный Ричард Фейнман в своё время преподавал физику в Бразилии. В этой стране были студенты, профессора, университеты. Одна беда — физику они не знали. От слова «совсем». Дело в том, что студентам было велено заучивать то, что толковали профессора, а потом пересказывать это преподавателям, чтобы успокоить последних. Ребят, которых хотели разобраться в предмете, шпыняли и третировали, потому что они отнимали время у занятых людей. Понимать всю эту «талмудистику» было необязательно, потому что никто применять её в Бразилии не собирался. Фейнман понял ситуацию, постарался объяснить её всем, кому смог, а затем взялся за дело. Пояснял, показывал, читал лекции. Но продолжалось это недолго. Отозвал его Госдеп, дав понять, что физика посылали отдохнуть и развлечься, а он решил сделать из Бразилии мировую державу…

У нас дела с образованием обстоят иначе. Наверное, все в детстве читали сказку «Конёк-горбунок». Обычно вспоминают про Ивана-дурака, волшебного конька или перо Жар-птицы, забывая про старинушку, у которого было три сына. А он-то и есть ключевая фигура. Именно он поставил задачу, дал указание охранять поле, осуществил обратную связь между положением дел в хозяйстве и действиями персонала.

Судя по всему, в российском образовании появляется обратная связь, и это даёт надежду. «Заграница нам поможет!» — энергично восклицал Остап Бендер. И нам она уже помогла. Важно просто отнестись к этому всерьёз. Старшее, советское поколение полагает, что у нас отличное образование. Молодёжь думает, что у нас «как во всём мире». И то, и другое неверно. Понять это помогла международная программа по оценке образовательных достижений (Programme for International Student Assessment, PISA). В этой программе исследуются возможности и компетенции среднего 15-летнего школьника страны. Цель программы — ответить на вопрос: «Обладают ли 15-летние школьники знаниями и умениями, необходимыми для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». В 2018 году в исследовании PISA участвовали 600 тысяч школьников из 79 стран. У детей не спрашивают теорем, формул, правил, а просят применить имеющиеся у них знания к решению несложных задач по математике, естественным наукам и чтению.

Мы всегда гордились своим математическим образованием. Но не всё так хорошо, как думается. Результаты 2018 года таковы: 1-я десятка: П-Ш-Ц-Ч (Китай) (В этой стране исследования проводились в городах Пекин, Шанхай, Цзенсу, Чжэцзя.); Сингапур; Макао (Китай); Гонконг (Китай); Тайбэй (Тайвань); Япония; Южная Корея; Эстония; Нидерланды; Польша. Россия находится на 30-м месте, Беларусь — на 38-м, Украина — на 43-м. Наши результаты ниже, чем средний показатель стран-членов Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), в которую входит 37 государств, в том числе и лидеры. По естественным наукам мы на 33-м месте, а по чтению (на родном языке!) — на 31-м.

Исследования PISA проводятся каждые три года, поэтому интересна динамика результатов России. Возьмём ту же математику: 2000 год — 22-е место, 2003-й — 29-е, 2006-й — 34-е, 2009-й — 38-е, 2012-й — 34-е, 2015-й — 23-е, 2018-й — 30-е.

Отсюда следует ясный вывод — 30 лет перманентных реформ привели наше образование, которое в советские времена было одним из лучших в мире, к развалу. Лидерами в мировом среднем образовании являются сегодня страны, делающие ставку на высокие технологии, на быстрое развитие: Китай, Сингапур, Тайвань, Япония, Южная Корея. Наше образование ниже среднего в мире, как и положено стране-сырьевому донору, которой сейчас является Россия и которым Запад хочет видеть её и дальше.

Высшая школа при всём желании не может устранить многое из того, что упущено в средней. И мы очень часто пытаемся давать высшее образование тем, кто не имеет среднего. Происходящее не является случайным — оно носит системный характер для всего постсоветского пространства. Это вопрос государственной стратегии, видения нашего будущего, и он не решается заменой Иванова на Петрова, а Петрова на Сидорова. На Украине и в Белоруссии, вроде бы и реформы, и люди другие, но, судя по тесту PISA, они находятся там же, где и Россия… Как и для нас, для них нет места «в калашном ряду».

Помню, как ломали советскую среднюю школу. Одним из идеологов развала был профессор А. Г. Асмолов. Он видел школу как «сад культуры достоинства, сад современности для бесстрашного поколения сложных, свободных людей, готовых к изменениям реальности, сад вариативного образования XXI века», где «не ребенок должен готовиться к школе, а школа должна готовиться к ребенку». Вещи, связанные со знаниями, умениями и навыками, он считал второстепенным моментом в этом процессе — мол, «школа переводится в греческого как „досуг“… и школа станет досугом опять». Асмолов пророчил: «Знаете, что такое одарённый ученик? Это ученик, который учит учителя… Нас ждёт образование будущего — пространство парадоксов».

И под эти разглагольствования о вариативности и досуговости школьного образования была разрушена советская система. Помню круглые столы: «Культура достоинства против культуры полезности». Не важно, что человек ничего не умеет, — важно, чтобы он это делал «достойно». Но ситуация меняется — в стране принимаются Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы), чтобы сориентировать школы, что дети должны знать. И тут уже А. Г. Асмолов протестовал: мол, с помощью ФГОСов школа будет «выращивать роботов». Достоинства и вариативности в тех, кого подготовят, видно мало, ведь каждому своё… Но, как видим, что-то меняется.

Последствия образовательного развала Россия чувствует на себе. Многие отрасли ощущают кадровую катастрофу. Космосом руководит журналист, промышленностью — социолог, и этот список можно продолжать до бесконечности. Не так давно в пилоты российских самолётов звали гастарбайтеров… В этот год из жизни ушло много моих коллег, друзей, знакомых. Всё чаще слышишь о врачах: «не поняли», «не сумели», «не знали». Раньше с этим не сталкивался. Но не удивляюсь. «Учим не тех, не тому и не так», — всё чаще говорят преподаватели медицинских вузов. И действительно — как можно отбирать будущих врачей, которым мы доверим свои жизни, по результатам единого государственного экзамена (ЕГЭ), который заставляет принимать тех, кого в глаза не видели, и кто, может быть, не очень готов к учёбе по медицинским специальностям?!

Наглядный урок преподнесла нашему отечеству борьба с COVID-19. Почти всё, что было сделано, удалось благодаря случайно оставшимся советским кадрам, научным организациям, системным решениям. Видно, неплохо учили и работали в советской стране.

КАК ОНИ ЭТО ДЕЛАЛИ

В этом году ушёл со своего поста директор Департамента образования Москвы И. И. Калина, возглавлявший его 10 лет. Он вошёл в историю тем, что, вопреки мнению учителей, родителей, учеников и здравому смыслу объединял учебные заведения в комплексы. Объединение пяти школ в одну с присоединением детских садов позволяет избавиться от 60-70 учителей и многих администраторов. Не стало лицеев и гимназий, специализированных школ. Каток реформ уравнял школы, заставил к сильным, ведущим присоединить слабые. В московским Физтехе у первокурсников спрашивали, что будет, если скрестить ужа с ежом. Круто было отвечать, что 2 метра колючей проволоки. В Департаменте решили провести схожий эксперимент — многочисленные петиции, обращения в суд и прокуратору не подействовали. «Какой огурец в хороший рассол ни попадёт: маленький, большой, свежий, малосольный, — происходит усреднение, все становятся одинаково хорошими солёными огурцами. Поэтому не страшно даже слияние обычных школ с девиантными: если подростков с асоциальными поведением помещать в хорошую социальную среду (прежде всего, в школьную), то они тоже станут достойными учениками», — пояснял господин Калина. Педагогика, однако…

Другая новация — инклюзивное образование. Это когда детей с серьёзными диагнозами или отклонениями помещают в обычный класс. Хотя у нас было очень сильное специальное образование, отличные дефектологи, продуманные программы. И таким ребятам нужна другая среда, иные подходы, другая поддержка… Если учитель тем детям, которые совсем «не тянут» программу, вынужден ставить положительные оценки, то обычные ученики видят, что школьной отметке грош цена. На этом пути развалилось американское среднее образование, где учителей «из соображений политкорректности» принудили ставить удовлетворительные оценки детям, принципиально не делающим домашнее задание.

И вот эпоха Калины кончилась, многие вздохнули с облегчением. Хочется верить, что обратная связь сработала. Впрочем, И. И. Калине предоставлено место советника мэра по образованию и начальника некого центра в Минобразе. Может быть, лучше его было направить по овощной части, огурцы солить?

Однако только в сказках, когда Щелкунчик побеждает мышиного короля — сразу всё преображается. Восстановить разваленное значительно труднее. Мне довелось выслушать множество жалоб на грубость, хамство, канцелярщину, бюрократию от учителей и директоров московских школ. Но писать или сказать на камеру практически все отказались: «Меня просто уволят, если узнают в департаменте… Если выгонят из этой московской школы, то в другую уже не возьмут, а это огромная потеря в зарплате…» Государство в государстве, и как вернуть его к здравому смыслу — пока совершенно непонятно.

Впрочем, есть люди, которые видят путь в будущее. Недавно вышла книга одного из создателей школы «Сириус» Ю. В. Громыко: «Российская система образования сегодня: решающий фактор развития или путь в бездну? Образование как политическая технология». В этой книге рассказано и о том, как Китай учился организации образования у нас, и о том, чему стоит нам сейчас поучиться у Китая, и про что была написана диссертация самого И. И. Калины. Впрочем, Ю. В. Громыко находится в положении «бывшего лучшего королевского стрелка» в нашей системе образования. Но это положение можно изменить. Стратегии и перспективы найдутся.

Сложнее с учителями. В этих гигантских калино-комплексах иногда есть физико-математические классы. И директор одной из таких школ попросил меня найти учителей по физике и математике, которые умеют решать олимпиадные задачи, предлагая им очень приличную зарплату. Это оказалось удивительно сложным делом даже в Москве. Что уж говорить о других городах? Это наглядно показало заблуждение нашего прежнего правительства, считающего, что деньги могут решить все проблемы. Если нет людей, которые умеют решать и учить, то никакими деньгами тут делу не поможешь. Деньги можно сравнить с бензином для машины. Если неисправен мотор, то бензин не поможет машине поехать. США тратят огромные деньги на образование, но их результаты по PISA–2018 очень скромны (математика — 37-е место, естественные науки — 18-е, читательская грамотность — 13-е).

COVID-19 РАССТАВИЛ ВСЁ ПО СВОИМ МЕСТАМ

Ещё одна нота позитива связана с программами электронных школ и вузов. Высшая школа экономики (ВШЭ), в лице её ректора Я. И. Кузьминова и многих его коллег, считала, что время прежнего образования закончилось. Что электронное, дистанционное — лучше и более эффективно: мол, профессора ведущих вузов должны записать свои лекции на видео, чтобы эти записи прокручивать студентам. Ректор одного из продвинутых вузов объяснял на научной конференции, что у них теперь электронные профессора, преподаватели, доценты. Как выяснилось, в электронную форму у них не удалось перевести только ректора, главбуха и уборщиц. Московская электронная школа (МЭШ) — приоритет эпохи Калины. Об «электронном учебнике» от Чубайса, который должен был сотворить «Роснано», лучше не вспоминать. Да и захватывающие дух электронные перспективы образования, о которых говорит Герман Греф, тоже лучше оставить в покое.

И вот COVID-19 расставил всё по своим местам. Оказалось, что всё это — в лучшем случае имитация. Тут уже запротестовали и родители, и учителя, и многие вузы. Никак не удаётся выучить заочно или электронно боксёров, хирургов и представителей многих других профессий. А вот «эффективных менеджеров», наверное, получится! «Я не могу учить детей, когда не вижу их глаз. У одного вопрос появится сразу, у другого — через неделю, у третьего — через год. И я их понимание и проблемы вижу», — объясняла родителям одна из ведущих преподавательниц математики. Людей должны учить люди, а не машины.

Ещё одним источником оптимизма для меня является журнал для младших школьников «Квантик» и для старших — «Квант». «Квант» издаётся больше 50 лет. Он ориентируется на тех, кто всерьёз интересуется физикой и математикой. Именно его читатели совершенствовали наш ракетно-ядерный щит, делали удивительные открытия. В советские времена его тираж достигал 350 тысяч экземпляров! «Квантик» был создан в 2012 году. Но его тираж — всего 4 тысячи, да и тираж «Кванта» сейчас невелик. Тем не менее, эти журналы есть, и благодаря ним можно многое вырастить. Есть дети, которые их читают, и помогающие детям родители. Очень надеюсь, что Россия повернётся лицом к будущему, и таких детей будет больше. Как заметил один из реформаторов: «В России так же тяжело уничтожить науку, как её создать». Во всяком случае ему это не удалось.

Наша задача гораздо проще, чем у Фейнмана. В отличие от него, нам нужно, совершенствуя образование и науку, вновь сделать Россию великой державой. И делать это нужно не в одиночку, а сообща. Очень надеюсь, что у нас получится.

Георгий Малинецкий

«Завтра», 24.08.2020

Георгий Малинецкий — математик, доктор физико-математических наук, профессор, автор более 350 научных работ, руководитель сектора «Нелинейная динамика» Института прикладной математики РАН, вице-президент нанотехнологического общества России.

Родился в 1956 году в Уфе.

Окончил с отличием физический факультет МГУ им. Ломоносова, кафедра математики (1973). 1982 год — кандидат наук, 1990-й — доктор наук.

Координатор проекта «Системный анализ и математическое моделирование мировой динамики» программы фундаментальных исследований президиума РАН «Экономика и социология знания», член редакционной коллегии журнала «Рефлексивные процессы и управление» и альманаха «История и математика», член «Изборского клуба».

Лауреат премии ленинского комсомола (1985) и премии правительства РФ в области образования (2002).

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (22) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
25.08.2020 11:43

Хорошая статья время пиара и говорильни пожрало все достойное. Людей со знаниями задвигают так как они не удобны и говорят то что думают, а вот дураков готовых шашку достать и рубать все на право и налево на высоких должностях пруд пруди.

  • Анонимно
    25.08.2020 10:37

    Ядерные технологии у американцев похитили, а космонавтика в виде ученых Циалковского и Королева - плоды царского образования. Цаилковский большую часть жизни при царях в 19 веке прожил.

    • Анонимно
      25.08.2020 11:29

      Судя по тексту сразу видно Российское образование

    • Анонимно
      25.08.2020 11:40

      10:37
      Задолбали уже "умники с Актаныша".. Даже фамилию правильно написать не в состоянии. И с этим "образованием", пытаются рассуждать о высоких материях, космосе и ядерной энергетике...

      • Анонимно
        25.08.2020 13:01

        11.40 Никакой даже простой сообразительности нет.Причем тут "умники с Актаныша".Оттуда никто на эти сайты не заходит,т.к. там конкретно татароязычная среда.Тем более сейчас в Актанышском р-не идет уборочная,нужно пока погода хорошая убрать урожай.Вы же любите сидя на диване покушать и продукты растениеводства и животноводства выращивается татарскими сельскими тружениками рабочий процесс у к-рых идет в основном на татарском языке.Что означает о конкурентноспособности татарского языка в агропромышленном производстве.
        Для сравнения сравните агропромышленный сектор Актанышского р-на с каким либо агропромышленным сектором российской глубинки где рабочий процесс идет на другом языке.
        И этого еще ничего не значит правильно написать фамилию Циолковского,если у кого рабочий процесс по сборке ракет идет "могучем"языке и на этом языке умудрились просверлить дырку в корпусе ракете .Разве рабочий процесс по сборке ракет идет на татарском языке?

        • Анонимно
          25.08.2020 16:01

          13;01
          Ну что вы так нервничаете? Актаныш, с недавних пор, стал именем нарицательным. Вы же заметили, что фраза в кавычках? Только и всего.. Ничего личного или негативного к труженикам села не имею, ибо сам живу на селе.. Умерьте уже свою буйную фантазию.
          По поводу "конкурентноспособности татарского языка"... Очень глупо делать выводы "вселенского масштаба", только на примере одного района. Успех зависит не от знания тат. языка, а от количества денег, влитых в ту или иную область промышленности. Это касается и дырки в корпусе МКС, а не ракеты.

    • Анонимно
      25.08.2020 12:00

      для начала, ЦИОЛКОВСКИЙ, собственно на этом можно и закончить, продолжать нет смысла.

  • Анонимно
    25.08.2020 11:43

    Хорошая статья время пиара и говорильни пожрало все достойное. Людей со знаниями задвигают так как они не удобны и говорят то что думают, а вот дураков готовых шашку достать и рубать все на право и налево на высоких должностях пруд пруди.

  • Анонимно
    25.08.2020 11:44

    Протоколы на выборах рисуют и ладно. Какие после этого могут быть претензии?

  • Анонимно
    25.08.2020 11:46

    Насколько, он прав! К сожалению, это "глас вопиющего в пустыне"(( Так всё и останется до тех пор, пока всё не рухнет! Сейчас, очень сложно доказать и продемонстрировать преимущества старого советского образования не только школьникам, но и их родителям, которые сами являются "продуктами" реформ..Население уже зазомбировано. Гаджетами, интернетом.. Свято верят средствам электроники. Думать,размышлять - не хотят, категорически!

    • Анонимно
      25.08.2020 12:26

      Если было все так плохо не было бы такого конкурса в "сильные" школы.

  • Анонимно
    25.08.2020 12:09

    Поздно пить Боржоми!

  • Анонимно
    25.08.2020 12:23

    Ну не зря же у большинства наших депутатов дети все заграницей учатся, копни каждый второй. А тут главное скрепы и сразу в рай..

  • Анонимно
    25.08.2020 12:23

    Пробежался по-диагонали и есть, что настучать.
    Сын в этом году закончил пятый класс, я - в семьдесят восьмом прошлого столетия: есть что сравнивать - сейчас учебный план и сопутствующее обеспечение, как материальное, так и нематериальное - круче. Эт, рассуждение на уровне подсистемы, в противовес автору, как представителю системы, бросающему упрек в надсистему. Субъективно? Да. Как авторская интерпретация, которая интересна с точки зрения истории в какой-то промежуток времени. Жаль толь, что на личности переход произошел в явном виде, что сослужит автору не айс в будущем:-).

  • ЛиНаРа
    25.08.2020 12:36

    Меня просто до жути пугает уровень современного школьного и высшего образования. Сужу по своим детям - один школьник-старшеклассник, второй -студент. Учатся очень хорошо. Но достаточно с ними пообщаться на определенные темы, дать какие то нестандартные задачи - все становится ясно. Но я то в силах это оценить, как раз благодаря советскому образованию. А молодые родители, , как сейчас пишут "жертвы ЕГЭ" даже не в состоянии оценить уровень падения знаний. Сейчас тоже есть талантливая молодежь-но это те, кто двигается вперед не благодаря полученному образованию , а вопреки.
    Сейчас у детей в школе культивируются клиповое мышление, тестовые ответы и получение готовых знаний из интернета. А еще социальная активность и прочая шелуха, которая не дает развиваться умению анализировать, устанавливать причинно -следственные связи, углубляться в вопрос.

  • Анонимно
    25.08.2020 12:58

    Один из факторов регресса - отечественный социум, само гражданское общество, которое низко оценивает знания и умения, полагая, "что все это можно найти в интернете"

  • Анонимно
    25.08.2020 14:41

    "Советская школа, воспитавшая людей, которые создали ядерный щит и запустили в космос Гагарина, полностью развалена"

    хм, наверное имелось в виду советская школа эпохи ИВС. Школы, ВУЗы (а образование зависима от экономики, в общем, как и все остальное тоже) не сказал что прямо таки процветали на закате СССР.

  • Анонимно
    25.08.2020 14:45

    всегда умиляют разговоры "а вот в СССР". Ну не развалилась бы она, если б норм было там все

  • Анонимно
    25.08.2020 15:05

    Выкрутасы и кульбиты в образовании всех уровне с начала
    времен алкократии 90-х, реперы их: Филиппов, Фурсенко, Ливаннов и т.д. связаны с обезьянским подражанием западу, отсюда болонка,егэ ,скопусы и пр. фокусы и прелести. Калина и др."ягоды" типа местных механизаторов с.х.поставленных рулить не тракторами,а минобразнауки плоды этой политики.Мысли уважаемого профессора верны, их как говорится Богу бы в уши,но скорее всего не дойдут,будет попрежнему оптимизация и пр.То же самое в медицине с укрупнением и обьединением как это проделали казанские эскулап-баши.

  • Анонимно
    25.08.2020 15:42

    Наподражлись западу и надерьмократизовались при ельцинщине по полной программе,только в конце нулевых начали вылезать из этой вонючей ямы,но метастазы ее до сих пор не убрали.А ковид не дремлет и образование ,простите за непотребное слово, пока будет "офлайнить". Впрочем и на западе и даже граде на холме то же самое,а то и похуже.

  • Анонимно
    25.08.2020 23:02

    Ошибка в сведениях об авторе. Он закончил физфак в 1979 (поступил в 1973)

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль