Культура 
26.08.2020

Дни татарстанского кино: «Я так удивлялась: неужели можно плакать над этой историей?»

Фестиваль стартовал с премьеры фильма «Сумбуль», снятого по бестселлеру Зифы Кадыровой

В условиях пандемии размашистый казанский мусульманский кинофестиваль заменили Дни татарстанского кино — неделя показов началась вчера в Казани. Но, как отметил корреспондент «БИЗНЕС Online», организаторы все же не смогли обойтись без красной дорожки, песен-плясок и показа фильма, спродюсированного руководителем «Татаркино» Миляушой Айтугановой.

В Казани начались «Дни татарстанского кино» В Казани начались Дни татарстанского кино

«КОРОНАВИРУСНЫЕ» СЪЕМКИ, МЕДНЫЕ ТРУБЫ И ГОЛЛИВУДСКИЙ ПРОЛОГ

Как известно, очередной Казанский международный фестиваль мусульманского кино пройдет в техническом режиме. Надеемся, что это предполагает отказ от традиционно пышных и вполне бессмысленных церемоний открытия и закрытия (как было в прошлом году), а не проведение их за закрытыми дверями. Вместо феста директор «Татаркино» Миляуша Айтуганова предложила публике расширить формат традиционных Дней татарстанского кино — там покажут фильмы, вошедшие в конкурсную программу фестиваля мусульманского кино в номинации «Национальный конкурс».

Если бы кинотеатры к 24 августа не открыли, то показы прошли бы в сквере им. Аксенова, однако все сложилось и в понедельник вечером перед «Миром» появилась небольшая красная дорожка. Слух услаждали духовые инструменты группы Just Brass. Музыканты продолжали играть, даже когда появились ведущие Светлана Говорунова и Булат Гилязов, которым даже с микрофоном пришлось перекрикивать медные трубы.

На дорожке стали появляться кинематографисты — первым смело ступил на красный ковер опытный драматург и сценарист Мансур Гилязов На дорожке стали появляться кинематографисты — первым смело ступил на красный ковер опытный драматург и сценарист Мансур Гилязов

Тем временем на дорожке стали появляться кинематографисты — первым смело ступил на красный ковер опытный драматург и сценарист Мансур Гилязов. Вслед за ним должны были пройти другие члены союза кинематографистов РТ, однако они запаздывали. Впрочем, для главы союза Ильдара Ягафарова можно найти оправдание — он завершает производство своей картины «Живы ли вы?» по сценарию Гилязова. (Чуть позже драматург поделился нюансами съемок: «Вся группа — это более 30 человек — больше месяца находилась в Заинском и Сармановском районах, а там все непросто с коронавирусом. Но никто не заболел, все вернулись счастливые, довольные и здоровые»). Зато на дорожке появились создатели фильмов, которые покажут на мини-фестивале: молодые режиссеры Солтан Сунгатуллин, Павел Москвин, Ильшат Рахимбай, их более опытные коллеги Сергей Киатров, Ренат Хабибуллин, Наиль Хайретдинов и другие. Закрыла дорожку съемочная команда картины «Сумбуль» (Татарстан – Узбекистан).

На дорожке появились создатели фильмов, которые покажут на мини-фестивале На дорожке появились создатели фильмов, которые покажут на мини-фестивале

Забавно было наблюдать, как кинематографисты входили в одну дверь «Мира» и минуты через две выходили из другой — видимо, в целях безопасности в зал заходить разрешали лишь в определенное время. Но вот всех пустили внутрь, и ведущая сходу отметила, что если бы не нынешняя ситуация и требования Роспотребнадзора, то случился бы полный аншлаг — зрительские места заполнились приблизительно на 40%. 

Участница дуэта MisStereo Эльвира Игламова сыграла на электроскрипке мелодии из голливудских фильмов — загадочный выбор для открытия Дней татарстанского кино: даже если партитуры классической музыки из фильмов достать сложно, есть новые сочинения для картин «Татаркино». По-видимому, те же чувства испытал и замминистра культуры Татарстана Дамир Натфуллин. «Хочется верить, что когда-нибудь наше национальное кино тоже войдет в пролог и музыка из него будет популярна и всеми нами любима», — тактично отметил чиновник. Также он наградил Айтуганову и директора кинотеатра «Мир» Ольгу Архипову памятным знаком «100 лет образования ТАССР».

Участница дуэта Mis Stereo Эльвира Игламова сыграла на электроскрипке мелодии из голливудских фильмов Участница дуэта MisStereo Эльвира Игламова сыграла на электроскрипке мелодии из голливудских фильмов

Далее снова и пели, и плясали — Анзор Набиуллин исполнил песни из диснеевских мультфильмов, а студенческий ансамбль узбекского танца «Хумо» показал хорезмский танец, после которого, по словам Говоруновой, «пахнуло узбекской свежестью». Не забыли и показать ролик с предыдущих кинофестивалей мусульманского кино и поприветствовать участников номинации «Национальный конкурс» нынешнего. Двое из них — режиссер фильма «Фанис Зиганшин. Разговор за сценой» Хабибуллин и сам исполнитель заглавной роли — сидели в амфитеатре, и когда очередь дошла до них, то ведущая почему-то вспомнила, что они занимают «самые классные места для поцелуев», чем вызвала смех их соседа Рахимбая.

Дамир Натфуллин наградил Миляушу  Айтуганову (справа) и директора кинотеатра «Мир» Ольгу Архипову памятным знаком «100 лет образования ТАССР» Дамир Натфуллин наградил Миляушу Айтуганову (справа) и директора кинотеатра «Мир» Ольгу Архипову памятным знаком «100 лет образования ТАССР»

«У НАС ДВА БРАТА НЕ МОГУТ ЛЮБИТЬ ОДНУ ДЕВУШКУ. ЭТО ХАРАМ»

К 19:30 людей в зале прибавилось — они пришли посмотреть фильм «Сумбуль», билеты на который продавались свободно. Идея создать совместное татаро-узбекское кино и экранизировать произведение Зифы Кадыровой появилась год назад, после Дней узбекского кино в Казани. «С продюсером Улугбеком Абдуллаевым мы посмотрели спектакль Набережночелнинского драмтеатра, Абдуллаеву понравилось, — рассказала Айтуганова, выступившая продюсером фильма. — Мостиком между нашими командами был генконсул Узбекистана Фариддин Насриев, который сказал: „Очень классная идея, давайте сделаем международный фильм“. Но когда мы приехали в Узбекистан в мае прошлого года на Дни узбекского кино, в „Узбеккино“ нам сказали: „Хочется снять историческую картину, а не мелодраму. И вообще, у нас два брата не могут любить одну девушку, это харам“. И завернули наш сценарий». В итоге необходимый сюжетный поворот, который бы не поменял исходную историю и удовлетворил «Узбеккино», сочинил приглашенный Абдуллаевым режиссер Рашид Маликов, известный по фильму «Стойкость» (участник внеконкурсной программы КМФМК-2018).

Отметим, что фильм снят без штампов, которыми так грешат татарстанские режиссеры, не слишком затянут, не изобилует длинными бессмысленными планами. Правда, не обошлось без флешбеков под татарскую песню и коптерных съемок Казани, но, к счастью, они заняли минуты две. «История, конечно, примитивная на первый взгляд, но это абсолютно прокатное кино для массового зрителя, — уверена Айтуганова. — Пять лет назад книга Зифы Кадыровой была бестселлером, самой читаемой в татарской литературе, потому ее и выбрали для экранизации. Мы проверяли сюжет на разной аудитории, кое-кто плакал. Я так недоумевала: неужели можно плакать над этой историей? Сама себе удивлялась: как можно за подобное взяться?»

К 19:30 людей в зале прибавилось — они пришли посмотреть фильм «Сумбуль», билеты на который свободно продавались К 19:30 людей в зале прибавилось — они пришли посмотреть фильм «Сумбуль», билеты на который свободно продавались

Сюжет действительно больше напоминает индийское кино или сериалы на федеральных каналах: деревенская девушка Сумбуль (Сабина Асанова) влюбляется в харизматичного Булата (Айдар Валиев). Но он думает не о свадьбе, а о сексе. В результате героиня ждет ребенка, а молодой человек успевает влюбиться в Фирузу (Юлия Маленкова). Отец Булата заставляет его жениться на Сумбуль, однако тот продолжает встречаться с Фирузой, а тем временем в его жену влюбляется скромный брат Булата Байрас (Динар Хуснутдинов). Узнав об изменах, главная героиня уезжает к своему дяде в Бухару, за ней стремится Байрас, который и сам не знает всех секретов своей семьи.

В фильме звучит сразу три языка: татары говорят по-татарски, исполнительница главной роли из Узбекистана и Маленкова — по-русски, а живущие в Бухаре мужчины могут и произнести речь на узбекском. И если последнее оправдано сюжетом, то диалог мужчин и девушек на разных языках при полном понимании друг друга выглядел странно — как будто лишь для того, чтобы доказать, что фильм татарстанский. В картине есть несколько очевидных незатянутых гэгов и пара неочевидных — было непонятно, то ли происходящее на экране действительно задумано как забавная ситуация, то ли просто наивно снято. В зале смеялись. Отдельно стоит отметить, что после кадров с Бухарой появляется желание посетить этот город. Остается надеяться, что виды Казани вызывают у иногородних зрителей такие же чувства.


После показа желания высказаться ни у кого из зрителей не возникло, и Айтуганова немного разочарованно резюмировала: «Вопросов нет? Ну тогда хлопаем и расходимся».

До 30 августа в «Мире» покажут фильмы «Вопреки», «Танцуй в Углу», «Апанаевская мечеть — жемчужина Казани», «Пустота», «Мать», «История одной фотографии», «Фанис Зиганшин. Разговор за сценой», «Шла, шла и увидела», «Волчий Яр», «Ревизские сказки. Архивное дело» и «Әпипә». Завершится фестиваль премьерой художественной картины «Отряд Таганок» — повесть Мустая Карима экранизировал режиссер из Башкортостана Айнур Аскаров. Все работы будут презентованы режиссерами и другими членами творческих групп, а перед показами состоятся творческие встречи с актерами и авторами музыки для татарстанского кино.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (53) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
26.08.2020 09:46

Честно так и не понял чем занимается Татаркино? Как обстоят дела в региональных кинотеатрах и остались ли они? Как с кинопрокатом всех ранее показанных на кинофестивалях фильмах, где они и кто может посмотреть? Дел пока не видно от Татаркино, кроме фотографий у красного ковра!

  • Анонимно
    26.08.2020 08:36

    Опять деньги из бюджета РТ пошли на все эти проекты, направленные исключительно на татар. Хотя, в бюджет платят, и марийцы, и чуваши, и удмурты, и русские жители республики.

    • Анонимно
      26.08.2020 09:26

      "слышу звон, да не знаю, где он"

    • Анонимно
      26.08.2020 09:51

      нет, там исключительно деньги татар, долго сидели по копейке вычленяли. Ерунду не порите пожалуйста

    • Анонимно
      26.08.2020 10:00

      08.36

      это вы про федеральное телевидение и кино говорите?

    • Анонимно
      26.08.2020 10:04

      кина имеш...кыланар инде...

    • Анонимно
      26.08.2020 13:54

      Каждый регион наверное свое кино показывает. Причем тут русские ,чуваши или люди других национальностей. Татары других регионах тоже платят налоги , однако там не проводят дни Татаркино.

  • Анонимно
    26.08.2020 09:15

    Молодцы ребята, работайте дальше.

  • Анонимно
    26.08.2020 09:19

    Как только памятная дата появляется, то обязательно надо медалью себя наградить, зачем это, совсем обесценены татарстанские медали!

  • Анонимно
    26.08.2020 09:46

    Честно так и не понял чем занимается Татаркино? Как обстоят дела в региональных кинотеатрах и остались ли они? Как с кинопрокатом всех ранее показанных на кинофестивалях фильмах, где они и кто может посмотреть? Дел пока не видно от Татаркино, кроме фотографий у красного ковра!

  • Анонимно
    26.08.2020 09:48

    Даже интересно стало ) Над чем может плакать Мадина Тимерзянова?! )) И вообще, как можно с таким скептическим отношением сделать что-то положительное?!

  • Анонимно
    26.08.2020 09:48

    Мероприятие направленно на поддержку татарского кино. Молодые режиссёры хоть могут поесть нормально на банкете, т.к. все их финансы уходят на съёмки фильмов, которые будут пылится потом на полках. А все более менее крупные проекты сняты неместными режиссерами и продюсерами, либо на бюджетные деньги, по моему мнению. С привлечением "рядовых" актеров местных театров, да и продюссером за бюджетные деньги, в основном выступает одна и та же мадам, по моему мнению. Поэтому все эти "мыльные" фильмы, многосерийные фильмы, экранизации татарских классиков, постановки с участием именитых "деятелей" культуры в итоги оказываются неинтересны после первого просмотра рядовым зрителям, по моему мнению. Как например с экранизацией романа А. Абсалямово "Белые цветы", по моему мнению. А между тем , данный "междусобойчик" стабильно проходит каждый год, под той или иной вывеской, по факту и по моему мнению.

    • Анонимно
      26.08.2020 10:24

      Какие еще банкеты, ауууууу

      • Анонимно
        26.08.2020 13:13

        Аууу, молодых режиссеров на данных фестивалях кормят обещаниями, и вешают друг на друга медальки. Ну а банкет это уж традиционно, но вас и других участников массовки по видимому туда не приглашают, по моему мнению

        • Анонимно
          26.08.2020 13:59

          Может быть, вам незнакома структура мероприятий, но голословно о чем-то заявлять - показывать лишь себя не с лучшей стороны. Не было никаких банкетов.

          • Анонимно
            26.08.2020 19:12

            Конечно, приглашенные "высокие" гости, на свои кровные покушали в макдональдсе, и позвякивая медальками разошлись по домам. Не смешите мои копыта, как говорил один популярный герой мультики.

  • Анонимно
    26.08.2020 09:53

    У Миляуши Лябибовны всё перемешалось лекции как совещания, студенты как зрители и ни у кого нет вопросов!

  • Анонимно
    26.08.2020 10:09

    Снимите уже что-нибудь актуальное, про ТФБ, МСЗ и др.

  • Анонимно
    26.08.2020 10:17

    Здорово, что у молодых режиссёров есть возможность показать свои фильмы на большом экране в рамках хотя бы такого маленького фестиваля! Желаю им удачи!

    • Анонимно
      26.08.2020 11:13

      А почему вы минусите? Сами же говорите, нужно нормальное кино. Чтобы оно было, нужно поддерживать начинающих авторов, вдруг среди них - будущий Скорсезе, Гайдай или Спилберг? Разве плохо, что есть возможность поучаствовать в фестивале, показать фильм зрителю, получить обратную реакцию?

      • Анонимно
        26.08.2020 13:17

        Минусы - это и есть обратная реакция.

        • Анонимно
          26.08.2020 13:30

          Тогда сами себе противоречите.

        • Анонимно
          26.08.2020 13:58

          Ну так выскажите это лично авторам фильма, дайте советы, раз вы так хорошо в кино разбираетесь.

        • Анонимно
          26.08.2020 15:41

          Обратная реакция - это конструктивная и мотивированная критика, диалог с авторами.

  • Анонимно
    26.08.2020 10:23

    Нас татар якобы 8 миллионов. Может и так. Но реально думающих на татарском, преживающих за татар как за нацию. От силы миллиона полтора. Смыл пыжиться снимать кино, вкладываться в футбол.Зачем какив своё время индейцы велись на блестящие побрякушки хвататься за все блестящие. Пытаться организовать мусульманское кино. В мировые спрртивные обытия. Мы должны отойтти от хвастовства. Серьезно сосредоточиться на своей культуре. На национальном театре, национальный борьбе, национальной кухне, одежде, языке, образование. Мы должны это делать для себя. Что бы не раствориться мы должны не выставлятлять себя и распыляться а закрыться, и развиваться в своём национальном социуме. Иначе как нация мы обречены.

  • Анонимно
    26.08.2020 10:29

    Медаль заслужили кинематографисты снявшие хронику Татарстана. Ни одной медали те кто вели летопись Татарстана не получили, а Айугановой вручили. В министерстве чем думают?

  • Анонимно
    26.08.2020 10:34

    На мой взгляд мусульманское кино и просто встреча за госсредства это всё же разные мероприятия! То, что мы видим организовано так себе, можно сказать никак, задач нет, целей тоже! Для награждения Айтугановой могли бы собраться в другом месте!

  • Анонимно
    26.08.2020 10:36

    А где на вывесках перевод на татарский язык???Опять во всем москва виновата?

  • Анонимно
    26.08.2020 10:51

    Всё таки хочу понять, чем занимается Татаркино?

  • Анонимно
    26.08.2020 11:36

    Пусть лучше пенсионерки встречают гостей у красной дорожки, совсем встречающих не видно, неудобно как-то, и зал практически пустой!

  • Анонимно
    26.08.2020 12:06

    Люди, брызжущие ядом в комментах - у вас всё настолько плохо в жизни?))

    • Анонимно
      26.08.2020 12:16

      Это не яд - это вакцины к оздоровлению. Прислушивайтесь!

  • Анонимно
    26.08.2020 12:12

    А где фильмы,мультфильмы?!По тнв крутят казахские фильмы,мультфильмы заграничные?!
    Зато фестивали,красные дорожки,дойка бюджета есть!!!

    • Анонимно
      26.08.2020 12:37

      Казахские фильмы это ччитай татарские фильмы. Один менталитет. Одни корни. Вот Узбеки другие, а казах за педким исключением тот же татарин. Или татарин тот же казах. Пародокс. Но это так.

      • Анонимно
        26.08.2020 13:22

        Мы не будем снимать своё Кино и выпускать мультики, хотя деньги на это бюджетом выделяются, даже канал имеется, ещё и детский. Т.к. дешевле купить и озвучить казахские и другие иностранных творения. Ведь татары очень похожие на казахский, турецкий, мексиканский, индийский народ. Жизнь мексиканца Хуана очень близкая и понятно нашему простому татарскому парню Рашиту. У нас повсеместно развиваются такие же жаркие страсти, а татарский танец очень похож на то что вытворяет Мидхун Чакраборти.

  • Анонимно
    26.08.2020 14:24

    В Казанском регионе России существуют государственные учреждения Татаркино и Татмультфильм, финансируемые из бюджета. А почему же тогда в Казани нет государственных студий Русское кино и Русский мультфильм? Почему в Казани регулярно за бюджетные деньги приводится фестиваль мусульманского кино, но фестиваля православного кино не было ни разу?

    И наконец: если все граждане России равны, то почему регион России под номером 16 называется Татарстан, а не Казанская область?

    • Анонимно
      26.08.2020 15:51

      В Московском Улусе Золотой Орды существуют государственные учреждения Роскино и Союзмультфильм, финансируемые из бюджета. А почему же тогда в Московии нет государственных студий Татарского кино и Татарский мультфильм? Почему в Московии регулярно за бюджетные деньги приводится фестиваль православного кино, но фестиваля мусульманского кино не было ни разу?

      И наконец: если все граждане России равны, то почему Московский Улусе Золотой Орды называется Россия, а не Московский Улус Золотой Орды?

  • Анонимно
    26.08.2020 14:29

    «История, конечно, примитивная на первый взгляд, но это абсолютно прокатное кино для массового зрителя" - кто так тупо определил уровень восприятия массового зрителя, тот и получит дырку от бублика в прокате.

  • Анонимно
    26.08.2020 15:40

    Продюсером фильма "Апипа" выступает Миляуша Айтуганова! Вот не знала, что она такая богачка.
    Обычно продюсер - это тот на чьи деньги снимается фильм. Если фильм снимается на деньги Татаркино, при чем тут Айтуганова, надо было так и писать продюсер Татаркино!

    • Анонимно
      26.08.2020 22:05

      Продюсер не дает деньги, а изет их, это раз. Фильм не снимался на деньги театр кино, это два.

  • Анонимно
    26.08.2020 21:48

    Господа кинематографисты и стойкие кинолюбители, а не затянулся ли период "становления татарстанского кино"? Уже без малого тридцать лет идут один за другим пресловутые "блины комом". То тут недоработка, то там - явный промах и недочёт в очередном прилично стоящем проекте. И даже попытка сотрудничества с успешно возрождающимся узбекским киномиром опять явно не удалась. Может быть, пришла пора решительно поменять ситуацию в сфере местного кино? Иначе нас снова успешно обойдут на поворотах другие творцы-регионалы.

  • Анонимно
    26.08.2020 22:14

    А какой был бюджет у этого фильма? Интересно было бы узнать. Или опять будет звучать ария из надоевшей всем оперы - дескать, сжелан данный кинопроект на голом энтузиазме и на средства самих киношников? Хорошо бы сделать смету произведённых расходов более известной и прозрачной, как это принято в цивилизованных странах.

  • Анонимно
    26.08.2020 22:46

    "...отметим, фильм снят без штампов, чем так грешат татарстанские режиссеры..." - ну так и снимал фильм не "наш местный Рахимбай", выпускник Кулька и мастерской великого Барыкина, а режиссер профессионал, Рашид Маликов у которого за плечами ВГИК (мастерская Юрия Озерова)

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль