Общество 
27.08.2020

Дочь Мустая Карима об отце: «Он тептярь, а у них язык очень близок к татарскому»

На открытии памятника главному поэту Башкортостана Хабиров говорил о «духовном пастыре», а зять Сечина рассказывал о дружбе деда с Шаймиевым

«Мы вас уважаем как человека слова, нашего старшего товарища и моего личного друга», — говорил сегодня глава РБ Радий Хабиров своему татарстанскому коллеге Рустаму Минниханову, фактически поддержав его на будущих президентских выборах в республике. Все это происходило в Казани, на пересечении Оренбургского тракта и улицы Даурской, где торжественно открыли памятник народному поэту Башкирской АССР Мустаю Кариму. С некоторыми из VIP-гостей удалось пообщаться и корреспонденту «БИЗНЕС Online».

Тимербулат Каримов (справа) был здесь вместе с супругой Ингой Сечиной, дочерью могущественного руководителя «Роснефти» Игоря Сечина Тимербулат Каримов (справа) был здесь вместе с супругой Ингой Сечиной, дочерью могущественного руководителя «Роснефти» Игоря Сечина

МЕТШИН: «СТАРОЕ НАМОЛЕННОЕ МЕСТО КАК БУДТО ЖДАЛО мустая карима»

Сегодня утром в Казани на пересечении Оренбургского тракта и улицы Даурской ждали Рустама Минниханова и Радия Хабирова. Хотя едва ли не самый интригующий гость церемонии открытия памятника народному поэту Башкирской АССР Мустаю Кариму явился на место уже заранее. Член совета директоров ЗАО «Русская медная компания», глава города Плеса и учредитель фонда им. Мустая Карима, внук литератора Тимербулат Каримов был здесь вместе с супругой Ингой Сечиной, дочерью могущественного руководителя «Роснефти» Игоря Сечина, и оказался доступным для комментариев.

Любопытно, что когда наш корреспондент подошел познакомиться с Тимербулатом Олеговичем, то предприниматель заговорил с ним по-башкирски, а вот журналистам из татарских СМИ, попросивших об интервью на родном языке, отказал. В разговоре с «БИЗНЕС Online» Каримов подчеркнул, что Татарстан для его деда был не чужим. «Самая большая эмоция сейчас — счастье и благодарность, — сказал зять Сечина. — Счастье, что такой памятник возник в одном из красивейших городов мира, в Казани, которая была родной для Мустая, где жили его друзья. Это и Хасан Туфан, и Риза Ишмурат, и Наки Исанбет, и Сара Садыкова, и Хайдар Бигичев, и Роберт Миннуллин, и Ренат Харис. Татарстан всегда отвечал любовью на любовь, здесь нет ни одного театра, где бы не была поставлена пьеса Мустая. И то, что такой монумент появляется в дни празднования 100-летия республики — большое счастье. Символично, что вчера Татарстан отметил заслуги великого сына своего народа Минтимера Шаймиева, установлен бюст на его родине, а сегодня открывается памятник Мустаю, а ведь они были очень близкими друзьями. Это не просто дружба, такие отношения помогали в самые трудные времена решать непростые вопросы».

Альфия Мустаевна (в центре) сказала про своего отца, что тот свободно говорил на татарском и башкирском благодаря своему происхождению Альфия Мустаевна (в центре) сказала про отца, что тот свободно говорил на татарском и башкирском благодаря своему происхождению

Здесь же была и мать Тимербулата Олеговича, Альфия Каримова. Она даже говорила по-татарски, правда, с большим трудом, поэтому по ходу беседы плавно перешла на русский. Альфия Мустаевна сказала про отца, что тот свободно говорил на татарском и башкирском благодаря своему происхождению. «Башкирский и татарский — два родных языка, отец свободно на них писал. Он тептярь, у них же язык очень близок к татарскому. А башкирский знал в совершенстве, он же башкирский народный поэт», — сообщила Каримова нашему корреспонденту.

Из уфимских гостей здесь был и ректор Башкирского государственного педагогического университета им. Акмуллы Салават Сагитов, который назвал Карима символом всей страны и даже в целом тюркского мира. «В прошлом году мы отметили 100-летие Мустая Карима очень торжественно. Мустай-агай ведь не был просто писателем, поэтом Башкортостана. К столице Татарстана у него отмечали особое отношение, наши связи существовали всегда, а сейчас мы видим, какое большое внимание ему уделяют в республике. Приятно, что автором монумента Кариму в Казани является Андрей Ковальчук — скульптор, создавший в 2013 году памятник поэту в Уфе».

Сам автор памятника Андрей Ковальчук тоже сказал журналистам, что работалось легко. Ну, как тут не согласиться с определением «изге кеше» Сам автор памятника Андрей Ковальчук тоже сказал журналистам, что работалось легко. Ну как тут не согласиться с определением «изге кеше»

А мэр Казани Ильсур Метшин в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» назвал место, где установлен монумент, «намоленным», заслуживающим масштаба поэта: «Напротив института культуры, здесь наша главная дорога, Оренбургский тракт, который соединяет центральную часть России с Сибирью, Уралом. Поэтому, проезжая, каждый будет видеть памятник. Здесь же и путь в аэропорт, мы станем показывать скульптуру по дороге нашим гостям. Старое намоленное место как будто ждало Мустая Карима. Мы сделали все работы за пять недель. Говорят же, „изге кеше, җиңел кеше“ („святой человек, легкий человек“), поэтому все прошло гладко».

Кстати, сам автор памятника Андрей Ковальчук тоже сказал журналистам, что работалось легко. Ну как тут не согласиться с определением «изге кеше».


«ОН НАШ ОБЩИЙ ВЕЛИКИЙ ТАТАРО-БАШКИРСКИЙ ЛИТЕРАТОР»

«Он наш общий великий татаро-башкирский литератор», — собравшиеся здесь представители творческой интеллигенции двух братских республик все как один подчеркивали роль главного поэта Башкортостана в истории близких друг к другу тюркских народов.

Коллега Карима, татарский писатель Рабит Батулла сравнил Мустая-ага с гордой птицей: «Из-за того, что он народный поэт Башкортостана, он башкир, но ведь и татарам служил. Очень много пьес есть на татарском. Мустай Карим — наш орел, у которого одно крыло татарское, другое — башкирское, если одно повредится, то птица разобьется. Чтобы она летала, татары должны оберегать башкирское крыло, а башкиры — татарское». Литератору вторил и председатель союза писателей РТ Данил Салихов: «Татары и башкиры — единоверцы, язык и деяния общие, мы кровные соседи. Татары обогащали башкирскую культуру, башкиры — татарскую, так было всегда».

Авторитет Мустая Карима в Башкортостане был непререкаем Авторитет Карима в Башкортостане был непререкаем

Авторитет Карима в Башкортостане был непререкаем. Его имя открывало многие закрытые двери, об одной интересной истории поведал «БИЗНЕС Online» глава фонда им. Вагапова Рифат Фаттахов. «Я пригласил Мустая Карима на концерт Вагаповского фестиваля в Уфе, он хорошо знал Рашита Вагапова, — рассказал собеседник. — Любопытно, что, когда мы организовывали концерт, были силы, которые не хотели этого. Я пошел к Мустаю-абыю и попросил помочь, выйти на президента Башкортостана, а поэт очень мудро ответил, что никуда не станет звонить, но посоветовал всем сказать, что на концерт придет Мустай Карим. Я так и сделал, и отношение ко мне изменилось на 100 процентов, в результате мероприятие прошло с оглушительным успехом».

То же самое ждало и церемонию открытия памятника, которая началась после приезда на Оренбургский тракт руководителей двух республик, Минниханова и Хабирова, в национальных костюмах близкого по покрою фасона.

Напомним, что в 2019-м президент РТ приезжал в Уфу на празднование столетия БАССР и открывал там памятник Габдулле Тукаю. И вот теперь в Казани глава Башкортостана Напомним, что в 2019-м президент РТ приезжал в Уфу на празднование столетия БАССР и открывал там памятник Габдулле Тукаю. И вот теперь в Казани глава Башкортостана

«НАШ ДУХОВНЫЙ ПАСТЫРЬ ВСЕГДА ЛЮБИЛ ТАТАРСТАН И ВЫСТУПАЛ ЗА ВЕЧНУЮ ДРУЖБУ ДВУХ НАРОДОВ»

Напомним, что в 2019-м президент РТ приезжал в Уфу на празднование столетия БАССР и открывал там памятник Габдулле Тукаю. И вот теперь в Казани глава Башкортостана, который, правда, предпочел устроить визит дня за два до главных празднований 29–30 августа.

Герой федеральных новостей последних недель Хабиров держался уверенно: как-никак вчера его поход на акционеров БСК поддержал сам Владимир Путин. Озаряемый жаркими лучами августовского солнца, глава РБ совсем не напоминал себя самого недельной давности, стоявшего в грязи под проливным дождем у подножия Куштау. Быстро преодолев традиционный заградотряд с чак-чаком и баурсаком, главы братских регионов выслушали стихи Карима в исполнении артистов и заняли место рядом с импровизированной трибуной.

Минниханов вручил Хабирову медаль «100 лет ТАССР», лично прикрепив ее к лацкану главы Башкортостана. Автор памятника Ковальчук получил из рук президента Татарстана благодарность Минниханов вручил Хабирову медаль «100 лет ТАССР», прикрепив ее к лацкану главы Башкортостана. Автор памятника Ковальчук получил из рук президента Татарстана благодарность

В своем выступлении Минниханов отдал должное классику башкирской словесности, «имя которого золотыми буквами вписано в российскую и мировую литературу», а творчество близко татарскому народу. Затем Рустам Нургалиевич вручил Хабирову медаль «100 лет ТАССР», прикрепив ее к лацкану главы Башкортостана. Автор памятника Ковальчук получил из рук президента Татарстана благодарность.

Татарскому поэту Ренату Харису Хабиров вручил Орден Салавата Юлаева, а мэру Казани Метшину — почетную грамоту Татарскому поэту Ренату Харису Хабиров вручил орден Салавата Юлаева, а мэру Казани Метшину — почетную грамоту

В свою очередь Хабиров передал татарстанцам привет от 4 млн жителей Башкортостана. Глава республики напомнил, что 60 лет назад сам Карим написал стихотворение к 40-летию ТАССР, и тут же зачитал отрывок из него на башкирском языке. «Для нас большая честь, что сегодня в сердце Казани будет открыт замечательный памятник. Наш духовный пастырь и наставник, мастер слова, поэт, фронтовик Мустай Карим всегда любил Татарстан и выступал за вечную братскую дружбу двух республик и их народов», — отметил Хабиров, поблагодарив президента Татарстана за решение установить монумент. «Вы замечательный и один из самых искусных руководителей нашей страны. Вы очень опытный политик. Но, что важно, мы вас уважаем как настоящего человека, человека слова, нашего старшего товарища и моего личного друга», — добавил глава Башкортостана, обращаясь к Минниханову.

Тимербулат Каримов: «Татарстан не оставался равнодушным к чувствам Мустая Карима, он отвечал любовью на любовь» Тимербулат Каримов: «Татарстан не оставался равнодушным к чувствам Мустая Карима, он отвечал любовью на любовь»

Не отставая от друга, Хабиров тоже вручил награду: скульптор Ковальчук получил из его рук орден Дружбы народов. Председатель союза художников, обласканный высоким вниманием сразу двух руководителей регионов, запутался и назвал главу Башкортостана «Радием Хабировичем». Тот тактично промолчал. Татарскому поэту Ренату Харису Хабиров вручил орден Салавата Юлаева, а мэру Казани Метшину — почетную грамоту.

Последним к микрофону вышел Каримов. Поэт, по словам внука, с детства зачитывался Тукаем, затем Хади Такташем, а потом уже сам вместе с татарскими писателями на казанском вокзале встречал Хасана Туфана, возвращавшегося из тюрем и лагерей. Последняя неоконченная работа Карима — о татарском композиторе Назибе Жиганове. Внук также вновь напомнил о дружбе деда с Шаймиевым: «Татарстан не оставался равнодушным к чувствам Мустая Карима, он отвечал любовью на любовь».

Мероприятие завершилось возложением цветов к памятнику Мероприятие завершилось возложением цветов к памятнику

Мероприятие завершилось возложением цветов к памятнику. Ковальчук провел Хабирова и Минниханова вокруг, разъясняя смысл элементов композиции, после чего руководители регионов покинули сквер. Правда, только после того, как сделали селфи со всеми желающими. Главу РБ в этот день в Казани ждали еще открытие здания театра «Созвездие-Йолдызлык», экскурсия в один из микрорайонов, отремонтированных по программе «Наш двор», и личная встреча с президентом Татарстана.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (352) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
27.08.2020 14:45

Счастье, что такой памятник возник в одном из красивейших города мира, в Казани, которая была родной для Мустая, где жили его друзья. Это и Хасан Туфан, и Риза Ишмурат, и Наки Исанбет, и Сара Садыкова, и Хайдар Бигичев, и Роберт Миннуллин, и Ренат Харис. Татарстан всегда отвечал любовью на любовь, нет ни одного театра в Татарстане, где бы ни была поставлена его пьеса. И то, что этот памятник появляется в дни празднования 100-летия Татарстана — это большое счастье.
Тут больше и добавить нечего
И делить нам нечего
Два братских народа два крыла поволжских тюрок

  • Анонимно
    27.08.2020 14:43

    От дела внуку, от внука правнуку
    Так и живем

    • Анонимно
      27.08.2020 19:23

      Актанышские тоже тептяры в основной массе, не зря на границе с Башкирией

      • Анонимно
        28.08.2020 08:30

        Тептяре-те же татары, только снялись и ушли восточнее во время оккупации ваней грозным

      • Анонимно
        28.08.2020 08:33

        Смешно смотреть на дядей в сталинских френчах.
        Они на самом деле думают , что это татарская городская одежда?

        • Анонимно
          28.08.2020 14:15

          Это не сталинские френчи, а традиционные татарские бишметы.

  • Анонимно
    27.08.2020 14:43

    Рухы шат булсын.

    • Анонимно
      27.08.2020 16:33

      Дашь на дашь. Они поставили памятник Тукаю, а мы Кариму. А кому ещё нужны эти памятники малоизвестным национальным поэтам.

  • Анонимно
    27.08.2020 14:45

    Счастье, что такой памятник возник в одном из красивейших города мира, в Казани, которая была родной для Мустая, где жили его друзья. Это и Хасан Туфан, и Риза Ишмурат, и Наки Исанбет, и Сара Садыкова, и Хайдар Бигичев, и Роберт Миннуллин, и Ренат Харис. Татарстан всегда отвечал любовью на любовь, нет ни одного театра в Татарстане, где бы ни была поставлена его пьеса. И то, что этот памятник появляется в дни празднования 100-летия Татарстана — это большое счастье.
    Тут больше и добавить нечего
    И делить нам нечего
    Два братских народа два крыла поволжских тюрок

    • Анонимно
      27.08.2020 16:54

      Главные улицы города по богатству магазинов и великолепию зданий не уступают первым городам мира... Вы слушали, Эмиль, не уступают!

      • ...Гнилые стены коннозаводского гнезда рухнули, и вместо них в голубое небо ушел стеклянный тридцатитрехэтажный дворец шахматной мысли. В каждом его зале, в каждой комнате и даже в проносящихся пулей лифтах сидели вдумчивые люди и играли в шахматы на инкрустированных малахитом досках. Мраморные лестницы ниспадали в синюю Волгу. На реке стояли океанские пароходы. По фуникулерам подымались в город мордатые иностранцы, шахматные леди, австралийские поклонники индийской защиты, индусы в белых тюрбанах — приверженцы испанской партии, немцы, французы, новозеландцы, жители бассейна реки Амазонки и, завидующие васюкинцам, — москвичи, ленинградцы, киевляне, сибиряки и одесситы...

  • Анонимно
    27.08.2020 14:47

    Ничего хорошего не могу сказать о этих людях. Подавили всё и всех вокруг себя и жируют семьями, создавая видимость благополучия. Вот например с миллиардов Татарстан получил только дороги за 30 лет, да и то только в Казани. Больше ничего от слова совсем.

    • Анонимно
      27.08.2020 15:46

      14:47 Вы как моя жена, вечно всем недовольна, вечно все не хватает. Никакого добра не помнит, про хороший достаток в семье говорит "Ну и чё? Это твоя обязанность". Пушкин свою сказку про старика и золотую рыбку про таких как раз писал.

      • Анонимно
        27.08.2020 16:02

        а че тогда выбрал такую жену, раз так характер не нравится?

        • Анонимно
          27.08.2020 17:52

          Я не выбирал, она меня выбрала и женила на себе.

          • Анонимно
            27.08.2020 17:57

            Я понял этом намек, я всё ловлю на лету, но что конкретно ты имела ввиду!

    • Анонимно
      27.08.2020 16:36

      А газификацию села кто получил? Не Татарстан? Уже как 20 лет. Выезжайте в любую сторону от Татарстана. Нет газа в деревнях, дровами до сих пор топят.

      • Анонимно
        27.08.2020 17:09

        с Гондурасом сравниваться будем?

        • Анонимно
          27.08.2020 18:45

          Владимирская,Ивановская области не газифицированы даже на 60%,уловили разницу?

          • Анонимно
            27.08.2020 19:31

            "Фонд газификации" в РТ это и чтец и жнец и на дуде игрец. Нужна вода - обращайся в ФГ((

            • Анонимно
              27.08.2020 21:23

              Газофикация Татарии - для сведения патриотов РТ-началась с подачи Госплана СССР в середине 80-х годов.
              Проекты были профинансированны и реализованы на ещё Союзные деньги..

              • Анонимно
                27.08.2020 21:29

                А в остальных регионах деньги разворовали?
                Почему не газифицировали?

              • Анонимно
                27.08.2020 21:32

                Газификация села в Татарстане проведена в 90-е, 00-е годы, когда что такое Госплан уже никто не знал.

                • Анонимно
                  28.08.2020 08:58

                  По ГОС плану завершали газификаци. А ты думаешь все по волшебной палочке сделано с нуля? Основной базис был поставлен при СССР

                • Анонимно
                  28.08.2020 23:30

                  Если бы госплан то не видать бы вам метрополитена в Казани и то что создано
                  Жаль село загубили

      • Анонимно
        27.08.2020 17:26

        Почему в РТ за подключение газа берут 200-300-400 тысяч рублей?

        • Анонимно
          27.08.2020 18:24

          А где по другому?

        • Анонимно
          27.08.2020 19:05

          Везде так берут, поэтому газификация села В России нереализуема. Татарстан успел в 90-х и начале 2000 -х.

      • Анонимно
        27.08.2020 19:26

        Я из Марий Эл. В нашем посёлке прошла газификации в 80-х годах. Когда в Кукушкино на Нефтебазе газа не было ещё в 90-х.

    • Анонимно
      27.08.2020 16:37

      Почти каждый двор в Казани отремонтированный и с детской площадкой. Такое только в Москве можно увидеть пиво Казани сейчас.

    • Анонимно
      27.08.2020 16:37

      А метро откуда в Казани? Это тоже ничего?

    • Анонимно
      27.08.2020 16:38

      Новый завод ТАНЕКО. Никто после развала СССР не строили заводы такого уровня и масштаба. Вы думайте немного перед тем, как написать.

      • Анонимно
        27.08.2020 16:51

        Один завод за 30 лет?

      • Анонимно
        27.08.2020 17:30

        СИБУР куда как круче
        Антипинский нефтеперерабатывающий завод
        еще десятки примеров привести?

        • Анонимно
          27.08.2020 17:55

          Приведи, плз, десятки примеров!

          • Анонимно
            27.08.2020 18:04

            Гугл в помощь, лентяй

          • Анонимно
            27.08.2020 18:08

            См. сайт "сделано в России"

          • Анонимно
            28.08.2020 15:43

            Антипинский нефтеперерабатывающий завод, г. Тюмень
            Буденновский газохимический комплекс (первая очередь)
            Завод по переработке попутного нефтяного газа ООО «Монолит»
            Завод полипропилена «Полиом», г. Омск
            РусВинил, г. Кстово Нижегородской обл.
            Тобольск-Полимер
            Южно-Приобский газоперерабатывающий завод, ХМАО
            Яйский нефтеперерабатывающий завод (первая очередь)
            Завод по сжижению природного газа Ямал СПГ
            Новошахтинский завод нефтепродуктов
            Пуровский завод переработки газового конденсата

            и много другое...


            • Анонимно
              28.08.2020 16:20

              "Внешнее впечатление подтверждается сухими цифрами статистики. Относительно небольшой по размерам (68 тыс кв км, 44 место в РФ) и численности населения (3,81 млн человек, 8-е место в РФ) Татарстан уже много лет делит лидерство с обеими столицами и богатыми нефтяными регионами по величине ВРП (в 2015 году 2 трлн рублей, 5-е место в РФ), объему инвестиций в основной капитал (520,2 млрд рублей, 5-е место), занимает 6 место по вводу жилья (2,4 млн кв м), 5-е место по объему розничной торговли. По динамике промышленного производства Татарстан не только опережает среднероссийские показатели, но уже в 2004 году восстановил объемы конца советского периода -
              ЧЕМ НЕ МОЖЕТ ПОХВАСТАТЬСЯ НИ ОДИН ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ РЕГИОН. Здесь производится более 30% грузовых автомобилей, почти 50% полиэтилена, 43% синтетических каучуков, 33% шин для автомобилей и сельхозмашин, добывается 6% российской нефти".
              https://cyberleninka.ru/article/v/chto-delaet-tatarstan-uspeshnym-regionom

        • Оптимист
          27.08.2020 18:25

          Антипинский и Танеко
          2 НПЗ построили в России за последние 20 лет

          • Анонимно
            28.08.2020 09:04

            Тебе же сказано - ПЕРЕРАБОТКА. танеко - переработка. Завод не могут наши строить. Наши порушили всю промышленность. Другого не могут

        • Анонимно
          27.08.2020 19:07

          Круче? Чем? Давайте конкретно.

          • Анонимно
            28.08.2020 14:18

            ТАНЕКО круче глубиной переработки сырья, она достигает 98 процентов. Ни на одном НПЗ России такого нет.

            • Анонимно
              28.08.2020 15:37

              Да будет вам известно, на танеко часть установок до сих пор не запустили, в том числе кпто
              так что о 98% говорить не нужно

      • Анонимно
        28.08.2020 09:02

        Это ПЕЕЕРЕРАБОТКА. Заводов НЕТ. Совсем нет. Потомущта промышленность убита в угоду запада. Мы колония запада

    • Анонимно
      27.08.2020 16:49

      За тридцать лет татары получили мечеть Кул Шариф. Это воистину великое достижение современных татар. Теперь историю точно не забыть.

  • Анонимно
    27.08.2020 14:47

    Самый главный персонаж -Инга Сечина))

  • Анонимно
    27.08.2020 14:49

    Зятья,братья,сватья и прочий ближний круг образно говоря кланов.А кто зять Сечина?Интересно було бы знать фамилию.

  • Анонимно
    27.08.2020 14:50

    Опять про языки и национальности?
    Ща начнется на 300 комментов)

    • Анонимно
      27.08.2020 16:51

      Да даже дочка Мустая Каримова говорит исключительно по русски.

      • Анонимно
        27.08.2020 17:07

        И к тому же путает.

        «... Он тептярь, у них же язык очень близок к татарскому."

        Это тоже самое сказать, что у псковчан или поморов язык очень близок к русскому!!!.

        Sheldon

        • Анонимно
          27.08.2020 18:01

          Шелдон ! В отличии от Тептяр, где нибудь было написано, нация или сословие Псковчане или Поморы? Сказали А, скажите и Б.

        • Анонимно
          28.08.2020 15:52

          Шелдон!!! Зачем в рот, как будто, воды набрали ?

      • Анонимно
        27.08.2020 17:14

        Зачем врете то)
        Статью читали?
        Начала говорить по татарски, потом перешла на русский

  • Анонимно
    27.08.2020 14:50

    Кто все эти люди?

  • Анонимно
    27.08.2020 14:52

    Очень приятно смотреть, что татары и башкиры друг-друга приглашают

  • Анонимно
    27.08.2020 14:54

    Президента Чувашии не хватает рядом
    Тюрки вместо должны быть
    С праздником Татарстан
    Салам вам из Чувашии

    • Анонимно
      27.08.2020 15:23

      Якутов ещё. Гагаузов. Долган. Хакасов. А потом придут турки и всех вас растворят, как это у них прекрасно получалось всегда

    • Анонимно
      27.08.2020 15:30

      Спасибо, вам также большой салям

    • Анонимно
      27.08.2020 15:44

      Согласен с Вами... Это наверно уж "наших" упущение, не пригласили, хотя надо было...

    • Анонимно
      27.08.2020 15:45

      Вәгаләйкемсәләм Чувашиягә! Уважение чувашам, очень трудолюбивый народ!

    • Анонимно
      27.08.2020 16:40

      Чуваши, к сожалению не тяготеют к татарам, больше к русским. Видимо из-за веры. И башкиры не всегда на стороне татар. Вот это печально.

      • Анонимно
        27.08.2020 17:17

        Мы тюрки
        Значит братья
        Черемшанский чуваш

        • Анонимно
          27.08.2020 17:57

          Вы скорее омусульманенный чуаш.

          • Анонимно
            27.08.2020 19:08

            А там в Черемшанах полным полно чуаш омусульманенных. Многие и Уяв отмечают как истинные чуаши, потом.и Уразу держат,, как настоящие мусульмане.

            • Анонимно
              27.08.2020 19:22

              Православные мы
              Есть и те кто Тенгри верит
              Чуваш мусульман не встречал
              Черемшанский чуваш

              • Анонимно
                28.08.2020 16:26

                Встречал, ошибаешься)))
                Они называют себя, сегодня, татарами.
                Просто перешли на "з"-язык.

      • Анонимно
        27.08.2020 17:18

        А как к вам тяготеть, если вы об этих народа только свысока либо уничижительно рассуждаете

      • Анонимно
        28.08.2020 17:34

        А почему " к сожалению" ? Отатаривание лучше чем обрусение?

  • Анонимно
    27.08.2020 14:54

    Мостай Кәрим кызының ни татарча, ни башкортчарәтләп сөйләшә белмәве бик кызганыч...

  • Анонимно
    27.08.2020 14:57

    Вся беда в том, что потомки известных национальных поэтов, писателей, композиторов полностью обрусели. Не знают языка своих предков. Очень жаль!

    • Анонимно
      27.08.2020 15:23

      А в чем беда то? Ну не хотят, как выясняется, внуки гордиться только лишь национальностью

      • Анонимно
        27.08.2020 15:41

        Гордятся
        Памятники открывают
        Статью читайте
        Говорят они и на татарском и на башкирском))

    • Анонимно
      27.08.2020 20:15

      Потомки всегда умнее предков.

  • Мнение моё
    27.08.2020 14:59

    Что такое они носить стали вместо костюмов? На Рамзана хотят быть похожими.

    • Марат Ш
      27.08.2020 15:10

      Во всём стараются подражать своему могущественному коллеге из Чечни.

    • Полувоенные френчики привлекают не служивших в армии косплейщиков (глянул - Хабиров, однако, служил. Похвально).

      • Анонимно
        27.08.2020 15:19

        А Соловьев служил?

        • С трудом понял, о ком Вы.
          Он шоумен, а не политик, может одеваться хоть клоуном (вот, кстати, да!), никаких канонов/протоколов этим не нарушит.

          • Анонимно
            27.08.2020 15:31

            А какой протокол нарушен?

            • Протокол не потянете вы.

              Попробуйте с простого, с копирования наглядных образцов. Есть понятие европейского делового стиля одежды. Смотрите и копируйте то, как одевается Путин. Ну, если не нравится Путин - как одевается политическое руководство зарубежных стран.
              Тогда, возможно, вы почуете (но все равно не поймете), почему нелепо выглядит китайско-филиппинский костюм.

              • Анонимно
                27.08.2020 15:53

                Это не китайского филипинский а татарский
                Вы же татарин, вам ли не знать?

                • Вот, кстати, вместо фантазий про тысячелетний Татарстан, взяли бы и издали капитальный научный труд по истории татарского костюма. Хотя понятно, что татары как нация молодая, не успели заиметь устойчивых канонов в одежде.

                  • Анонимно
                    27.08.2020 16:04

                    У русских кокошник у нас тюбетей

                  • Анонимно
                    27.08.2020 16:05

                    Есть такие труды
                    Рад что вы начали интересоваться своей историей Эмиль

                  • Анонимно
                    27.08.2020 17:02

                    Писал об этом Фатых Сибагатуллин, у татар не было своей национальной одежды.

                    • Анонимно
                      27.08.2020 18:27

                      Татары без одежды ходили)))???

                      • Анонимно
                        27.08.2020 19:22

                        Опять!!!!Путаетесь !! Одежда и НАЦИОНАЛЬНАЯ одежда.

                        • Анонимно
                          27.08.2020 19:31

                          Они в русской национальной ходили?)))
                          Или в какой?

                          • Анонимно
                            27.08.2020 21:14

                            Они в русской национальной ходили?)))
                            Или в какой?
                            __________________
                            Понятие "русский" ввели в XVIIIвеке...а так были московиты...да и те из финоугорских племён ...почитай и одежда стало быть была либо народов "эрзя" или "мокши"

                            • Анонимно
                              28.08.2020 22:10

                              27.08.2020 21:14
                              А ты кто такой, ТЫКАЛО?
                              ты историк, филолог, лингвист, генетик? У тебя есть научная степень, опубликованные научные труды?

                        • Анонимно
                          27.08.2020 19:32

                          А что такое национальная одежда?
                          Одежда в которой ходит нация?
                          Правильно?

                          • Анонимно
                            27.08.2020 20:16

                            Национальную одежду одевают по праздникам. А если у татар не было праздников ? Для работы есть повседневная одежда!!! Где это и когда видели доярок или пастуха в национальной одежде ????

                            • Анонимно
                              27.08.2020 20:29

                              Как это?
                              У всех были праздники а у татар не было?
                              Мы любим праздники

                              • Анонимно
                                27.08.2020 20:42

                                Ну, что ж, слово дадим Фатыху Сибагатуллину ////У нас ведь даже национальной одежды нет, ну что это такое: у бурят есть, у якутов есть, у чувашей есть, у марийцев есть, а у татар нет. С этого все ведь и начинается. ////Может успокоитесь?

                      • Анонимно
                        27.08.2020 19:34

                        Татары без одежды ходили)))???
                        Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/479001

                        Эмиль не устает повторять что татары это очень молодая нация... Не удивлюсь если он думает что татары до 20 века образно говоря в кленовых листах ходили....

                    • Анонимно
                      27.08.2020 19:10

                      Фатих тот еще историк.

              • Анонимно
                27.08.2020 15:55

                По Вашему получается Нарендра Моди вообәе в лохмотьях ходит :D

                • Видите ли, тем более не пристало носить этнический восточный костюм лидеру этнически многосоставного образования. Подавляющее большинство жителей которого принадлежат к европейской, западной культуре.

                  Это очередной провал пиар-службы.

                  • Анонимно
                    27.08.2020 16:24

                    А татары разве не европейская культура?
                    Татарстан разве не в Европе?)
                    Помним о своих корнях и это хорошо
                    Президент Израиля вон в кипу носит
                    И Макрон тоже иногда
                    И Трампа в ней видели
                    Ничего, живут как то

                    • А что за вклад внесен в европейскую культуру? Вариант лекала индийско-китайско-филипинского костюма?

                      • mad big
                        27.08.2020 17:03

                        Так Битлы все таки кто? Татары они или индокитофиллипинцы?

                      • Анонимно
                        27.08.2020 21:15

                        А что за вклад внесен в европейскую культуру? Вариант лекала индийско-китайско-филипинского костюма?
                        Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/479001

                        Татары и турки были связующим звеном между Европой и Ближним Востоком.

                    • Анонимно
                      27.08.2020 16:43

                      Татары между Европой и Азией.

                    • Анонимно
                      27.08.2020 19:33

                      Тюбетейка напоминает нам что есть Бог над нами...

                  • Анонимно
                    27.08.2020 16:43

                    Я считаю, что это достижение пиар службы. Это возрождение татарского костюма. Отлично. Не удивлюсь, если и остальные прикупят такой костюм. Я себе уже присматриваю.

                    • Анонимно
                      27.08.2020 17:11

                      16-44 то есть это уже татарский костюм???

                      • Анонимно
                        27.08.2020 19:11

                        Да, такой костюм носила татарская интеллигенция на рубеже 19-20 веков.

              • Анонимно
                27.08.2020 17:09

                15.42 браво, Эмиль.

            • Анонимно
              27.08.2020 16:53

              Административный наверно.

          • Анонимно
            27.08.2020 17:01

            Гатауллин как всегда не в бровь, а в глаз! Браво!

      • Анонимно
        27.08.2020 15:25

        Это не военные костюмы, а образно говоря старотатарские костюмы.

        • Анонимно
          27.08.2020 20:08

          15.25 т.е Рамзан Кадыров носит старотатарский костюм? Он бы очень удивился этому...

    • Анонимно
      27.08.2020 16:36

      14:59 Кстати, тоже обратил внимание. Удивился. Зачем служба протокола такой уклон делает. Ведь в республиках живут разные народы. Зачем первым лицам в официальных костюмах подчёркивать принадлежность только к одному?

  • Марат Ш
    27.08.2020 15:06

    К моему стыду, я не знаком с творчеством Карима Мустай. Но я знаю о сеянтусской трагедии. Кстати, а Хабиров не желает посетить Сеянтус и почтить память безвинно убиенных?

    • Анонимно
      27.08.2020 15:48

      Озын озак балачак прочитайте обязательно. Хотя бы предисловие автора, оно очень сильное.

  • Анонимно
    27.08.2020 15:06

    Почему каждое благое дело у нас начинается с выяснения национальности? Разве талант имеет национальную или расовую, или религиозную принадлежность? Талант -это мировое достижение!
    Разве так важно к какой нации, на каком языке писали Байрон, Пушкин, Бодлер-их творчество достояние веков!

    • Анонимно
      27.08.2020 15:37

      А разве национальность это дурная болезнь, которой надо стеснятся? Весь мир состоит из национальностей, и в этом его прелесть.

      • Анонимно
        27.08.2020 16:13

        Это не прелесть, не болезнь - она просто есть. Какого либо окраса придавать не надо

        • Анонимно
          27.08.2020 16:32

          О этот окрас - данность, нравится вам, или нет. Как небо голубое, листва зеленая, или пшеница желтая. И, разумеется, в красках природы - прелесть!

      • Анонимно
        27.08.2020 16:19

        В Татарстане какая то болезненная тема, при более менее плотном начале общения начинаются выясняловки кто есть кто по национальности.

        • Анонимно
          27.08.2020 16:44

          Это ответ на многовековое воздействие на татар, защитная реакция. Учите историю, потом не будете удивляться.

    • Анонимно
      27.08.2020 15:46

      С одной стороны вы правы, с другой стороны кроме как Казани и Уфе этим людям больше негде ставить памятники и помнить в целом. Не обижайтесь на татар, у них больше нет родного места. Жили бы отдельно, было бы меньше как вы его называете национализма.

  • Не успевают ленты разрезать. Вчера бюст, сегодня - памятник.
    Хотя отрадно, что в бесконечном тоскливом сериале вручения чиновниками друг другу медалек-бюстов нашлось место и для поэта.

    • Анонимно
      27.08.2020 15:54

      Праздник же
      У нас традиции такие
      Новыми объектами праздник встречать

      • У "нас" - это у руководства?
        Потому что ни русские, ни татары никакими "объектами" (бюст отставному чиновнику - объект?) праздник не встречают.
        Танцы, песни, угощения, веселье - да.
        Занудные речи у каменных изваяний - нет.

        • Анонимно
          27.08.2020 16:13

          Жаль что только один плюс можно ставить.

        • Анонимно
          27.08.2020 16:17

          БКК, манеж футбольный для детей и многое многое другое
          Для всех татарстанцев, не деля на русских и татар
          Радуемся все вместе)
          С праздником многонациональный Татарстан!

        • Анонимно
          27.08.2020 16:58

          Эмиль, вам просто необходимо выдвигаться в депутаты, а там и в министры я бы вас поддержал

          • Анонимно
            27.08.2020 18:12

            Я тоже поддержу

            • Оптимист
              27.08.2020 18:30

              Маргина́л, маргина́льный челове́к, маргинальный элемент (от лат. margo — край) — человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей и так далее.

              Партия маргиналов

              • Анонимно
                27.08.2020 21:08

                Сам термин маргинальности получил очень широкое распространение в социологии, и маргиналами называют людей, чьё поведение и образ жизни не вписываются в общепринятые правила и нормы. Также социологи отмечают, что маргинал – это тот человек, который одновременно принадлежит к двум разным социальным группам. То есть маргиналы не подходят полностью ни к одной социальной группе.

                Ни русские ни татары
                Оторвавшиеся от татарских корней но и русские их не принимают в свои
                Это есть маргиналы

              • Анонимно
                27.08.2020 21:12

                Типы маргинальности
                Есть несколько типов маргиналов. Их деление очень понятное, поскольку базируется на причинах развития такого особого образа жизни. Итак, типы маргинальности могут быть следующими
                Например этнический, когда люди в связи с определёнными обстоятельствами вынуждены поменять место жительства. Они оказывают среди представителей другой расы, культуры, народности, национальности. Приспособиться к чужой религии, языку, культуре, обычаям они могут не всегда. Яркий пример – переехавшие в Татарстан из других регионов

                • Анонимно
                  27.08.2020 21:59

                  Во втором-третьем поколении вписываются в толерантный многонациональный Татарстан и перестают быть маргиналами

            • Анонимно
              27.08.2020 18:32

              А я застопорю.

  • Анонимно
    27.08.2020 15:13

    Дочь Сечина и все остальные. Вот такая тусовка была.

  • Анонимно
    27.08.2020 15:16

    Тяптяры вообще кто, Татары или Башкиры, или вообще другой народ.

    • Анонимно
      27.08.2020 15:25

      Тататыпы, сбежавшие от насильного крещения.

      • Анонимно
        27.08.2020 20:49

        А в Уфимской губернии крещения не было?

        И почему у нас в Казанской губернии, при "насильственном крещении" так много татар-мусульман осталось?

    • Анонимно
      27.08.2020 15:36

      15.16 тут про татар ни чего не ясно, кто они и откуда взялись здесь) а вы про тяптяр спрашиваете))

    • Анонимно
      27.08.2020 15:38

      Это стопроцентные татары, разговаривающие на татарском языке.

      • Анонимно
        27.08.2020 15:51

        Нет. Это стопроцентные башкиры, разговаривающие на татарском языке.

        • Анонимно
          27.08.2020 16:37

          15:38 и 15:51 как проценты высчитывали?

        • Анонимно
          27.08.2020 16:46

          Башкиры, разговаривающие на татарском языке, это круто сказано. Пусть будет так.

          • Анонимно
            27.08.2020 17:22

            Есть мордва, разговаривающая на татарском-каратаи, есть татары, разговаривающая на удмуртском - бесермяне. А эти вот башкиры. чему удивляться?

            • Анонимно
              28.08.2020 11:25

              В Башкирии башкирами почему-то считают тех, кто говорит по-татарски и называет себя татарами.

    • Анонимно
      27.08.2020 15:56

      15:16 С тептярями очень познавательная картина складывается. Если интересно, можете полистать википедию.
      https://ru.wikipedia.org/wiki/Тептяри

      В Императорской России тептяри постепенно складывались в отдельный народ очень сложного синтетического татаро-чувашско-башкирского-черемиского-удмуртского и т.д. происхождения.

      Оставалось ещё чуть чуть, до формирования полного национального самосознания. Не хватило времени.

      Они оказались разорваны между ТАССР и БАССР. Молодые элиты обеих республик переписали тептярей "на себя", так как молодые дети делят общую жилплощадь. Каждая стороны утверждала свою точку зрения. Одни проводили политику, что тептяри - это татары. Другие, что башкиры.

      Спустя десятилетия этого молодого народа не стало. Почти. Очень мало теперь в Башкирии и Татарии знает свои настоящие корни, и может сказать, я - тептярь!

      • Анонимно
        27.08.2020 16:06

        Это скорее сословие состоящее из множества народов

        • Анонимно
          27.08.2020 17:52

          Какое сословие. Вот Мешары служивые люди из татар, тептяры то-же служивые люди из башкир или как их считают башкиры без земельные башкиры. И самое главное по генетики татары R1A -как восточная Европа , а башкиры R1B, как западная Европа.

          • Анонимно
            28.08.2020 07:32

            Башкиры R1B 80-90 процентов среди башкиры только Бурзянский район, на границе с Татарстанлэом и 20 процентов нет. Зато татарской R1A до Уфы 80 процентов.

        • Анонимно
          27.08.2020 18:58

          16:06 Сословия вводят и отменяют, а народ остаётся. Вот башкиры в 1798 году былы возведены в особое башкиро-мишарское сословие. Затем через полвека, сословие упразднили. Разве это означает, что башкирский народ тоже упразднили?

      • Анонимно
        28.08.2020 21:22

        Все правильно говоришь. Единственное "но", на бумаге типтяр не стало, а в реале куда не плюнь, в центральной и западной части Башкирии среди татар и башкир найдешь человека, называюшего себя типтярем. Достаточно взглянуть на перепись населения. Ещё в царской России типтярей насчитывалось большое количество. А в переписи первой половины прошлого века типтяри "резко исчезли", но зато башкиры "резко расплодились" на такое же количество, сколько было до этого типтяр...
        Мне в 2002 году, во время переписи одна "мадам" сказала: нет национальности "типтяр", это народность башкир...(((

        Но почему-то сами башкиры говорят "почему по-татарски разговариваешь, татарин что-ли?". А татары говорят: "по-башкирски же разговариваешь, значит башкир"...

  • Анонимно
    27.08.2020 15:28

    Ну вот, оказалось, что Мустай Карим не башкорт.

  • Анонимно
    27.08.2020 15:30

    Да уж, такой заголовок башкирам очень не понравится.

  • Анонимно
    27.08.2020 15:41

    Тептяре у нас давно башкирами стали?

    • Анонимно
      27.08.2020 16:46

      В Башкирии, все кто живёт в Башкирии является башкирами. Не удивляйтесь.

    • Анонимно
      27.08.2020 17:12

      15.41 а татарами давно?

    • Анонимно
      28.08.2020 21:29

      Ну типтяр, живущих в Татарии записывают как татар, а типтярей, живущих в Башкирии записывают в башкир. В Википедии прочитал. В Татарии действительно ли так не знаю, а в Башкирии это точно так на все 100%.

  • Анонимно
    27.08.2020 15:45

    Вот новгородцы, вологодцы, вятичи и другие регионалы русские или другие народы? Тюрки придурки вместо того чтобы быть едиными делятся и делятся. Скоро уж на племена и семьи начнем делиться

    • Анонимно
      27.08.2020 15:54

      Тогда, получается, надо обратить взгляд в сторону турок. У них и история достоверная, первоклассно верифицированная европейской историографией в отличие от наших сказок, и культура. И прочая, прочая.

    • Анонимно
      27.08.2020 16:46

      Верно,время объединяться тюркам.

    • Анонимно
      27.08.2020 16:47

      Их делят. Они не делятся.

    • Анонимно
      27.08.2020 16:59

      Скорее на кланы.

    • Анонимно
      27.08.2020 18:57

      Не делятся, это их делят. Подумайте, кому это выгодно.

    • Анонимно
      28.08.2020 00:10

      Ошибаешься, тюрки не делятся - их стараются поделить.

  • Анонимно
    27.08.2020 15:50

    Я типтяр и я Башкорт

    • Анонимно
      27.08.2020 15:59

      Я типтяр и я татар
      Мы наверно переходное звено между татарами и башкирами
      Вернее связующее(
      Салям брат

      • Анонимно
        27.08.2020 17:00

        Над словами "переходное звено" здорово посмеялся.

        • Анонимно
          27.08.2020 17:17

          17.00 Смейся, смейся, не отвлекайся. А мы тем временем обьединимся в один тюркский народ!!!! Вместе мы - сила!!!!

          • Анонимно
            27.08.2020 17:56

            Как? Создадите одно государства, а столица где будет. В 1920 году пробовали и из-за столицы чуть не подрались одни хотели Казань другие Уфа, а как же Астрахань, Тобольск или Крым.

            • Анонимно
              27.08.2020 18:33

              Тюрская Республика
              Чуваши, татары, башкиры
              Столица в Булгаре, посередине, нашей общей древней столице

          • Анонимно
            28.08.2020 16:32

            И общим, объединяющим, языком будет западнобашкирский!

      • Анонимно
        28.08.2020 21:45

        Когда мне было лет 10-12, я спросил у родственников: мы кто, татары или башкиры? Мне ответили: мы ни татары и не башкиры, мы - типтяри.)))
        Так что мы типтяри. Это просто татарам и башкирам хочется за счёт типтяр увеличить свой процент по отношению к численности населения в наших республиках.
        PS: если бы башкир, татар и типтяр объединили в одну национальность - я не против.Но раз башкиры и татары существуют по отдельности, то почему бы не существовать и типтярам? Вот этого не понимаю.

    • Анонимно
      27.08.2020 18:54

      У меня мать из тептярской деревни,они считают себя татарами.

      • Анонимно
        27.08.2020 19:18

        А мне можно ссчитать себя хохлом. Я из русского села с 400 летней историей.

      • Анонимно
        27.08.2020 21:30

        Тептяры всегда были татарами. Мустай всегда был татарином и впаспорте было написано татарин.И вдруг стал башкиреном.

  • Анонимно
    27.08.2020 16:08

    "Вся беда в том, что потомки известных национальных поэтов, писателей, композиторов полностью обрусели. Не знают языка своих предков. Очень жаль!"

    Очень символично! Дело Мустай Карима продолжается... идет процесс очищения нации "от Иванов", не помнящих своего родства. Ученики "духовного учителя" награждаются орденами и заполняют брешь и пустоту, разрушая культурный код татарского и башкирского народов.

  • Анонимно
    27.08.2020 16:22

    Афәрин татары и Башкиры должны быть вместе и бороться за родные языки Ведь не секрет что Мустая Карима в оригинале могут стать все меньше людей а из молодежи единицы Это ненормально Так не должно быть Почему русские могут свободно читать книги в оригинале и говорить на языке предков а другие народы не могут Прчему так
    Вот мы вместе решим общую задачу а там видно будет

  • Анонимно
    27.08.2020 16:41

    На Востоке Башкортостана живут тюркоязычные Сибайцы, жители г.Сибая и соседних районов, их язык очень похож на башкирский.

  • Анонимно
    27.08.2020 16:45

    Мустай Карим гордость татарского народа!

  • Анонимно
    27.08.2020 17:05

    Глупость какая утверждать, что "тептярский" язык- это не татарский. Просто невежество какое-то.

    • Анонимно
      27.08.2020 17:24

      Она правильно сказала. Это он сейчас татарский язык без Арабизма. Почитайте дореволюционных татарских авторов. Ничего непонятно Один Арабизм. Как то писал один автор здесь на Б. О. Нынешний татарский язык, это язык башкорт Юго - Востока Татарстана, без Арабизма.

      • Анонимно
        27.08.2020 17:53

        17.24. Те, кто изучали "старотюрский", гусманский, иске-татар теле, старотатрский язык, знают, что в своих трудах Габдулла Тукай и вся татарская интеллигенция писали на арабской графике и использовали арабские, турецкие и персидские литературные фразы и выражения. Такие как "прогресс"
        " تقدم "
        и так далее. Использовали русские термины и определения по минимальному количеству.

    • Анонимно
      28.08.2020 16:33

      Глупость какая утверждать, что "тептярский" язык- это не башкирский. Просто невежество какое-то.

  • Анонимно
    27.08.2020 17:07

    Тюрки - Великие интеграторы Евроазиии...
    От Желтого до Черного моря и Средиземного моря...

    • Анонимно
      27.08.2020 17:14

      17:07 Сам себя не похвалишь, день зря прошёл?

    • Анонимно
      28.08.2020 22:16

      27.08.2020 17:07
      И КОГО они интегрировали? 1,5 миллиарда китайцев? 1,5 миллиарда индусов, 300 миллионов арабов? 700 миллионов европейцев?

    • Анонимно
      29.08.2020 13:14

      27.08.2020 17:07
      У Желтого моря никогда НЕ было тюрок! Монголы и маньчжуры - БЫЛИ!

  • Анонимно
    27.08.2020 17:11

    Тептяри, мишари и т.д. все это представители одного большого татарского народа. Русские же не делят себя на костромских, воронежских или рязанских! Отчего такая настойчивое, неуёмное желание у татар делится на этнические группы?

  • Анонимно
    27.08.2020 17:14

    Да многие "башкирские" поэты и писатели в Башкирской АССР и Башкортостане, по факту, являлись этническими татарами, которых "переписали" в башкиры.

  • Анонимно
    27.08.2020 17:17

    Все мишари, тептяри и прочие "самостоятельные этнические группы", всегда при встрече и разговоре, например, с русскими называют себя татарами, в первую очередь. А среди самих татар любят называть себя: мишарами и т.д. Что за самохвальство?

  • Анонимно
    27.08.2020 17:17

    Теперь понятно на чьи деньги сняли фильм "Сестренка"!!!
    Фильм один из лучших за последнее время. Видно не дешевый.
    Сечину спасибо, жаль у нас нет таких зятьев татар.

  • Анонимно
    27.08.2020 17:20

    По-сути, современную "башкирскую" журналистику основали татарские питатели и творческая татарская интеллигенция. Которых потом очень удачно стали называть башкирскими.

  • Анонимно
    27.08.2020 17:21

    Нет такой национальности как мишарин или типтярин! Ещё один искусственный камень преткновения! Есть современные татары, живущие по всей России и за её пределами.

  • Анонимно
    27.08.2020 17:23

    Мы вместе
    Мы тюрки
    Мы братья

    • Анонимно
      27.08.2020 18:00

      Николай 2 тоже так кричал мы славяне братья. Болгары, Поляки, Сербы, Чехи и т.д.

    • Анонимно
      27.08.2020 21:23

      Хорош демагогией заниматься

  • Анонимно
    27.08.2020 17:24

    Мои знакомые татары, живущие в г. Туймазы, в одной из последних переписей населения проведенных ещё во времена СССР, "записались" в башкиры, чисто из меркантильных интересов и соображений, так в институты Уфы и других городов поступить было легче, да и продвижению по службе.

    • Анонимно
      27.08.2020 17:46

      Ваши знакомые в Туймазах это Мишаре, переселившиеся после Взятия Казани Иваном Грозным. И в Оренбургской области то же самое. Есть про это доступные материалы. Читайте. Там указаны откуда прибыли мишаре и где заселились. Генерал Ишмуратов, Гази Загитов, к примеру, из Мишар.

      • Анонимно
        27.08.2020 17:54

        И мулла Батырша тоже из Мишэр.

        • Анонимно
          28.08.2020 16:38

          И Батырша никогда не называл себя татарином. И говорил с "татарами" от имени башкир. На что в Сеитовском посаде ему ответили:"Будут сильными башкиры - мы будем за башкир, будут сильными русские - мы будем за русских".

      • Анонимно
        27.08.2020 18:13

        17.46. Ага. Забыли ещё упомянуть про майора Гаврилова, крещенного татарина, который, по свидетельству очевидцев, и по-русски плохо разговаривал.

        • Анонимно
          27.08.2020 18:43

          Дааа, так плохо он по русски разговаривал и поэтому только стал командиром полка ! А так если Б хорошо разговаривал, то стал бы командармом !

          • Анонимно
            27.08.2020 18:50

            Для командира полка хорошее знание русского не главное
            Там другие качества ценятся
            А если знаешь только русский и больше ничего выше пастуха не поднимешся

            • mad big
              27.08.2020 20:04

              Насмешил изрядно! Попробуй без русского языка полком покомандовать. Особенно в те годы. Может только лошади тебя и поймут.

            • Анонимно
              28.08.2020 22:19

              27.08.2020 18:50
              Командира полка ВЕСЬ полк ПОНИМАТЬ должен!
              в ЛЮБОЙ армии мира!

      • Анонимно
        27.08.2020 18:14

        17:46 Кстати, вклад мишар в историю очень слабо изучен. Как будто мишар никогда не существовало.

        • Анонимно
          27.08.2020 18:36

          18.14. Правильно. Нужно глубже и тщательнее "копать историю", наверняка, первые упоминания о мишарах и тептярах восходят ко временам падения Трои или Карфагена.

          • Анонимно
            27.08.2020 18:48

            18:56 Вы не верно интерпретировали мой комментарий. Отнюдь. Речь не о придворных "исследованиях" местных "акадэмий", вроде "первокопателей" Черного моря и Татарского пролива.

            Вполне интересно, если исследования будут охватывать последние 2-3 века. Именно в это время происходило становление этносов нашего региона.

            Например, ещё в периоды наполеоновских войны, использовали вполне официальный термин "башкиро-мишарские полки". Т.е. мишар соотносили не с казанскими татарами, как ныне принято, а скорее с башкирами. Почему так?

      • Анонимно
        27.08.2020 18:20

        17.46. Отчего-то "мишаре" вдруг появились только в русских хрониках времён Ивана Грозного. Ни в персидских, ни в турецких и среднеазиатских источниках того времени о таком отдельном "народе", как "мишаре" и "тептяри" вообще не упоминается.

        • Анонимно
          27.08.2020 18:36

          18:20 Каким боком к мишарам персы, турки и т.д? Где они, и где мишары? Наиболее подробные сведения могут дать наиболее близкие народы.

          • Анонимно
            27.08.2020 18:54

            18.36. Правильно. Потому что до летописей Ивана Грозного о "существовании" мишар или тептяр в мире вообще ничего не было известно. И лишь каким-то чудом они вдруг появились в хрониках о падении Казанского Ханства.

          • Анонимно
            27.08.2020 19:00

            18.36. Потому что Казанское Ханство тогда имело крепкие дипломатические и культурные связи с Османской Турцией, Крымским Ханством, среднеазиатскими султанами и их послы, писцы и путешествкнники часто гостили в Волжской Булгарии и Казанском Ханстве. А о "мишарах" или "тептярах", которых они никогда в глаза не видели, следовательно, никаких записей о них не оставили.

        • Анонимно
          27.08.2020 18:39

          Отчего это Сигизмунд Герберштейн Австрийский посол.побывав в. Казанском Ханстве Чуваша и Черемис называет татарами ?

          • Анонимно
            27.08.2020 18:51

            18:39 Вот уж авторитет ваш Сигизмунд, да он кроме татар про другие народы хоть слышал? И может ли он отличить их друг от друга. Или у него все "на одно лицо"?

            • Анонимно
              27.08.2020 19:15

              18 51 !!!!! Слышал ии знал. Читайте!!! И вы тоже очень много узнаете. Вам, поверьте, пойдёт на пользу!

            • Анонимно
              27.08.2020 20:15

              Сигизмунд Герберштейн в отличии от Ибн Фадлана действительно был здесь. Так что читайте научные труды а не сказки.

              • Анонимно
                27.08.2020 20:34

                Вы его видели тут?

              • Анонимно
                27.08.2020 23:35

                20.15. Так и Карл Фукс жил в Казани и написал много интересного о культуре, быте и обычаях казанских татар и тарар Поволжья.

          • Анонимно
            27.08.2020 18:51

            Так мы тоже всю Африку неграми зовем

            • Анонимно
              27.08.2020 19:37

              18.51. Про политкорректность что-нибудь слышали? Или только сказки Маршака о Африке читали? На африканском континенте живут африканцы: представители арабской культуры и многочисленные африканские племена и народности.

              • Анонимно
                27.08.2020 19:48

                И в Северной Америке живут очень много разных племён. Всех почему то называют Индейцы.

              • Анонимно
                27.08.2020 21:25

                А тебя хулиганы в подворотне пинали ногами? Ну вот и не нада тогда про свою политкарректость

            • Анонимно
              28.08.2020 22:22

              27.08.2020 18:51
              На севере Африки живут арабы и берберы!

              • Анонимно
                30.08.2020 06:58

                ((((На севере Африки живут арабы и берберы!)))). Ух ты, вот это да !!! А мы и не знали.

                • Анонимно
                  30.08.2020 18:00

                  30.08.2020 06:58
                  это вы - ЗНАЕТЕ!
                  А вот собеседник
                  27.08.2020 18:51, который написал ТАК:
                  "Так мы тоже всю Африку неграми зовем"
                  Этого - НЕ знает! и ВСЕ, кто ему плюсанул - ТОЖЕ!

                • Анонимно
                  30.08.2020 18:03

                  30.08.2020 06:58
                  Видите ли в чем дело.
                  У меня СВЕРХУ текста ЦИФЕРКИ стоят, вот ТАК:
                  "27.08.2020 18:51
                  На севере Африки живут арабы и берберы!"
                  Это ОЗНАЧАЕТ время поста, на КОТОРЫЙ я даю ОТВЕТ! ВСЕ очень ПРОСТО!

  • Анонимно
    27.08.2020 17:30

    Не удивлюсь, если вслед за мишарами и тептярами, своё законное право на историческую идентификацию объявят все татары, живущие в разных уголках нашей необъятной страны. На дальнем востоке татары "объявят" себя, как "кон чыгыш"- ными тюрко-кочевниками, на западе "кон батыш" ными этнической группой и т.д.

  • Анонимно
    27.08.2020 17:36

    Теперь, наряду с мишарскими и тептярскими, ждём появления новых гаплогрупп татар: чулманских, нократских, идельских и ак идельских! Все эти группы схожи с "татарскими" и имеют близкий к татарскому языку культуру и традиции.

    • Анонимно
      27.08.2020 17:52

      17 36 !!!! Татарский язык, татарский язык!!!! А что ж тогда просите Тафсир 1908 года написанный по ТАТАРСКИ, перевести на ТАТАРСКИЙ язык? Что ж тогда ДУМ Р. Т. хочет вернуться в старотатарский язык, который был до революции? Как понять, может объясните и поясните.

      • Анонимно
        27.08.2020 19:16

        Старая религиозная литература на татарском языке сложно для понимания для современного татарина.

        • Анонимно
          27.08.2020 19:32

          А Тукай ? Или Исхаки, тоже самое. Не религиозная литература.

          • Анонимно
            27.08.2020 20:15

            Тукай и Исхаки читаются с легкостью и удовольствием. Нужно лучше знать родной язык просто, больше читать. И никаких проблем.

            • Анонимно
              27.08.2020 20:31

              Да, очень хорошо читаются, когда есть сноски Арабским словам.по татарски.

              • Анонимно
                27.08.2020 21:37

                Одна, две сноски на страницу, но многие из этих слов вовсе не являются незнакомыми. Те кто жили с бабушками, эти сноски и не смотрят, потому что бабушки наши эти слова использовали каждый день и не считали это сложным.

                • Анонимно
                  28.08.2020 09:55

                  Одно, две сноски на страницу ????? Вот, из Тукая. Смогли ли ваши бабушки понять? Вряд ли.
                  /////Имтияз алган бала»
                  Тырышты бу бала, чын ләззәт алды инде тәхсилдән;
                  Югары булды урны «афәрин»нән һәм дә «тәхсинэнән.

                  Ни кушсаң, да укый алды, ни әйтсәң шуны язалды;
                  Балаларның арасында үзенә «имтияз» алды.

                  Беренче кәррә мөмтаз булса бер инсан туганнан соң,
                  Фәхерле Имтиязларны алыр үскәч тә аннан соң //// Тут и татарским языком и не пахнет. Современным.

                  • Анонимно
                    28.08.2020 22:39

                    09.55. Понимаете ли, до революции татарский язык был более богат и многогранен! Современники Тукая свободно владели многими арабскими, персидскими и турецкими терминами и фразами, в то время этого не знать считалось невоспитанностью и дурным тоном, а эти "непонятные" для современных татар слова являются чисто арабскими, литературными:
                    امتياز -
                    Имтияз- различие, отличие.
                    لذة-
                    Лэззэт- сладость.
                    تحصيل-
                    Тэхсил- приобретение, добывание.
                    تحصين-
                    Тэхсин- укрепление.
                    إنسان-
                    Инсан- человек.
                    فحر-
                    Фэхер- копать.
                    Вот таким богатым и разнообразным был раньше литературный татарский язык.

            • Анонимно
              28.08.2020 22:53

              Тукай и Исхаки читаются с легкостью и удовольствием.
              ----
              Конечно легко, если в переводе на татарский)

        • Анонимно
          27.08.2020 19:43

          19.16. Конечно сложна для понимания, так как "холодильник" у нас считается холодильником, а не "боз киштэсе", пылесос- пылесосом, а не сувырткыч жиhaзы, стол- эстэл, а не "маса", стена- стена, а не "дивар", самолёт- самолёт, а не "очкыч", врач- "врач", а не табиб, ручка- "ручка", а не калэм, космос- "космос", а не жиhaн или фэза, чистый- "чиста", а не тэмиз, пакь или саф. Потому что современные татары в языковом вопросе сильно обрусели.

          • Анонимно
            27.08.2020 21:06

            В те времена еще не было холодильников и пылесосов.
            В татарском языке орудия труда,технические устройства легко образуются с помощью суффиксов -кыч(-кеч) и -геч(-гыч):
            суыткыч(суыт+кыч)-холодиль(ник);
            тузан суыргыч-пылесос;
            очкыч(оч+кыч)-самолет,
            Таким же образом может образоваться
            бозваткыч(бозват+кыч)-ледокол;
            кугыч(ку+гыч)-насос;
            кискеч(кис+кеч)-резец и т.п.
            С помощью суффиксов -к;-ак,әк;-ка,-кә,-ке;-гы,-ге можно образовать другие орудия труда и технические средства:
            иләк(илә+к)-сито,решето;образовано от глагола илә-просеивай;
            урак(ур+ак)-серп;
            тотка(тот+ка)-рукоятка,ручка(дверная);
            пычкы(пыч+кы)-пила;
            По этому принципу в татарском языке можно образовать такие технические средства и устройства как санак-компьютер;
            боралак-вертолет;
            уже электрический ,водяной,газовый счетчик -санагыч.
            Еще есть другие суффиксы для орудий труда и технических средств:-выч,-веч;-как,-кәк;-гак,-гәк.
            янавыч(яна+выч-точило,брусоеэк для заточки;
            ишкәк(иш+кәк)-весло.
            Так что в татарском языке есть арсенал для образования названий для орудий труда и технических устройств и средств.
            Здесь в школах специальные предметы как физика,химия,математика,информатика,биология изучаются на русском и поэтому многие татары не знают такие слова т.е.словарный запас специальных татарских слов не изучается и не пополняется.То есть язык остается кухонным с нехваткой словарного запаса татарских слов.
            Вся система образования построена так чтобы выдавить татарский язык из всех сфер.Сделать его исскуственно ненужным.О ограничениях для тат.языка писал в комментах Фандас Сафиуллин.

            • Анонимно
              27.08.2020 21:39

              Подскажите пожалуйста, где можно найти русско- татарский словарь сельскохозяйственных терминов?

              • Анонимно
                27.08.2020 22:04

                21.39. Меня тоже интересует вопрос, есть ли профессиональный словарь экономических и юридических терминов и определений полностью на татарском языке? Чтобы были полностью собраны все экономические и политические термины. Для общего развития и кругозора. Да и татарстанским чиновникам пойдёт на пользу.

                • Анонимно
                  1.09.2020 20:35

                  Оне только важно щёки надувают в академиях и институтах языка, а полезных словарей по пальцам руки фрезеровщика пересчитать можно.

  • Анонимно
    27.08.2020 17:42

    Очень удобно разделить татар по их географическому проживанию, дальше сами переругаются кто есть кто: тептярин, мишарин или "переходное" звено из одной группы в другую! Всё как у Дарвина. Хватит делить и без того искусственно раздробленный и разобщенный татарский народ на "новые" этнические группы.

  • Анонимно
    27.08.2020 18:25

    Априори нет такого отдельного этноса и гаплогруппы как "мишари" или "тептяри", которые вдруг неожиданно "появились", якобы, в русских толмачных летописях времён падения Казанского Ханства (Булгарского Валлията- среднеазиатских источниках).

  • Анонимно
    27.08.2020 18:33

    все друг другу грамоты медальки раздали

  • Анонимно
    27.08.2020 18:44

    Нужно более подробно изучить вопрос "происхождения" тептяр или мишар, возможно, их культура и традиции имеют более глубокие исторические корни и, не исключено, что восходят со времён Александра Македонского.

  • Анонимно
    27.08.2020 18:55

    Наверняка первые упоминания о "тептярах" и "мишарах" восходят ещё к Геродоту.

  • Анонимно
    27.08.2020 18:57

    Повезло ему с внуком.

  • Анонимно
    27.08.2020 19:22

    Всем известно, что в древней Японии существовало особое служивое сословие: самураи. Но это вовсе не означает, что после их упразднения, как сословия, и технической модернизации Японии бывшие "самураи" вдруг объявили себя отдельным от японского народа этносом или этническим кластером. Конечно же нет. Они так и остались японцами по происхождению и не требуют отдельной национальной идентификации и определения.

  • Анонимно
    27.08.2020 19:28

    Мои дальние родственники проживают в Башкортостане, но я никогда от них не слышал, чтобы они назвали себя иначе, будь то мишаре или тептяре. Говорили и говорят чисто на татарском, литературном "эдэби телдэ", правда почему-то бабушек называют не "эби" или "дэу-эни", а "зур-эни" и "нэнэй", а так все говорят так, как и обычно разговаривают татары в Татарстане, Самарской области, Ульяновской, Свердловской или московские татары. Всем всё ясно.

    • Анонимно
      28.08.2020 16:44

      Не ври! Никто нигде не говорит на литературном, "эдэби телдэ". Ни татары, ни башкиры, ни русские, ни англичане, ни немцы. Говорят на разных говорах своих языков.
      Кстати, татарский и башкирский по сути один язык, один языковой массив. Где одни говоры постепенно переходят в другой.
      Просто сложилось так, что появились два литературных языка.

  • Анонимно
    27.08.2020 19:32

    Все татары, живущие во всех уголках и областях РФ едут получать религиозные знания и обучаться литературному татарскому языку именно в Казань. Так как Казань является столицей, неким культурным центром татарской культуры, поэзии и искусства.

  • Анонимно
    27.08.2020 19:46

    Коллега Карима, татарский писатель Рабит Батулла сравнил Мустая-ага с гордой птицей: «Из-за того, что он народный поэт Башкортостана, он башкир, но ведь и татарам служил.

    Муж Инги Сечиной внук писателя сказал, что Мустай Карим был типтяр, а это извините уже не башкиры , а татары.

    • Анонимно
      28.08.2020 00:56

      Мустай Карим - татарин из чисто татарского села под Уфой.

      • Анонимно
        28.08.2020 08:16

        Александр Ключарев русский по национальности. Однако , считается татарским композитором.

        • Анонимно
          28.08.2020 14:36

          Александр Ключарев вырос в Татарской слободе Казани в доме самого богатого татарина того времени Ахмат-бая Хусаинова. Его отец Сергей Ключарев был бухгалтером в Ахмат-бая. Естественно, находясь в татарской языковой и культурной среде, Александр Ключарев все это усвоил и стал знаменитым татарским композитором. Его жена была татарка из Старо-татарской слободы.

      • Анонимно
        28.08.2020 11:41

        Большинство выдающихся представителей башкирской культуры родились в татарских семьях и их родным языком был татарский язык.

        • Анонимно
          28.08.2020 14:39

          Все башкиры говорят именно на татарском языке. Т.н. башкирский язык был придуман в советское время совершенно искусственным образом. На башкирском языке говорят только артисты театров и дикторы телевидения.

          • Анонимно
            28.08.2020 16:49

            А вы братец, забываете, что татары потомки мусульманских чувашей и черемис.
            Чуваши и марийцы немусульмане тоже очень подверглись башкиризации-татаризации. В языковом плане. Кроме собственно Чувашии. Особенно это было заметно в конце XX века. У многих из них основным языком, по сути родным, был башкирско-татарский.

  • Анонимно
    27.08.2020 19:56

    Все потомки пассионарных татар растворяются в русских.

  • Анонимно
    27.08.2020 20:07

    Молодцы!!! Известным людям нужно ставить памятники!!!

  • Анонимно
    27.08.2020 20:43

    Не близок к татарскому, а чистейший литературный татарский язык. Без всяких бармаем-кайтмаем (например у татар Гафурийского района), т нэмэ (мензелинские татары), а в мишарских деревнях говор вообще чикающий, они фонему ч говорят Чь. три например очЬ.

  • Анонимно
    27.08.2020 20:46

    Есть в Гафурийском районе Башкирии целые деревни тептяр, рыжие и голубоглазые в основном. В 1937 году при переписи жителей одной стороны улицы записывали татарами, другую – башкирами. Получилось смешно. Взрослые родные братья и сёстры оказались записанными людьми разной национальности. Но они себя так и считают тептярями.

  • Анонимно
    27.08.2020 21:09

    Зачем Хабиров одел монгольскую одежду?
    У него монгольский дэгэл, который одевается так: левая сторона запахивается на правую.
    Именно так одеваются “истинные башкиры” Зауралья, степные башкиры. Тем самым он, будучи этническим татарином (он так называемый юрматынский башкир”, которые раньше жили возле Казани (были татарами и остаются ими) и говорят на чистом татарском языке), хочет угодить этим башкирам (отатарившимся монголам Зауралья).

  • Анонимно
    27.08.2020 21:10

    Есть в Сармановском районе татарские деревни. Но, отдельно кладбища татар, отдельно Тептяр. Если один народ, как понять тогда ? Вывод один, разные они. Обратное как доказать?

  • Анонимно
    27.08.2020 21:20

    С Башкортостаном нужно жить,как родственники и добрые соседи.А вот брататься ненадо.Мы разные.И по сознанию и по поведению.Достаточно сравнить процветающую Казань и серую Уфу.Или проехать из аккуратных и чистых Бавлов в обшарпанный Белебей.

    • Анонимно
      27.08.2020 21:42

      Посмотел комментарии на странице Хабирова. Половина граждан Башкирии просят его равняться на Казань и Татарстан.

      • Анонимно
        27.08.2020 22:39

        21.42. Посидели бы они на "самоизоляции" как в Татарстане с заблокированными городами, штрафами и СМС уведомлениями, сразу бы разхотели "равняться" на хваленый ТатарСтан.

    • Анонимно
      27.08.2020 21:44

      21.20. Зато в среднем зарплаты, пособия и субсидия в соседнем Башкортостане выше! А услуги и платежи по ЖКХ ниже! И в республиканском РКБ у них обслуживание и проживание лучше. И отношение к людям проще.

      • Анонимно
        28.08.2020 05:07

        Глава Башкирии Хабиров ввёл УСН 1% во время COVID-19, отнёсся к людям по человечески, а нам в ТАТАРСТАНЕ его платить нечем.

      • Анонимно
        28.08.2020 07:54

        Но башкиры всё равно хотят как Казани и Татарстане. Они в восторге и гоняют свого главу за опытом в Татарстан.

    • Анонимно
      27.08.2020 23:43

      21.20. Западные башкирские города: Туймазы, Белебей, Нефтекамск, Октябрьский очень отличаются по архитектуре и благоустройству с теми же восточными татарскими городами как: Альметьевск, Азнакаево, Бавлы, Лениногорск и т.д. По уровню благоустройства татарстанские города выглядят более презентабельно и благополучно.

  • Анонимно
    27.08.2020 21:35

    Так ведь "тептяри" появились среди татар Поволжья и Урала ближе к середине ХVIII века во времена печально известного Луки Конашевича, который вёл насильственную политику христианизации народов Поволжья. И тех татар, которые отказывались переходить в христианство, выгоняли со своих мест проживания "тибкэннэр" яшэу урыннан, вот они и ушли не по своей воле дальше на Восток, к ближайшим соседям башкирам.

    • Анонимно
      28.08.2020 16:51

      Типтяре - башкиры, потерявшие свои вотчины. Из-за участия в восстаниях.

  • Анонимно
    27.08.2020 21:46

    Зато башкиры молодцы! Не ввязались в многомиллиардные долги и кредитную кабалу на проведение различных универсиад и мундиалей.

    • Анонимно
      28.08.2020 01:01

      Я эту кабалу никаким боком не чувствую, надо еще больше кредитов занимать у Москвы и не возвращать их, ведь это все равно наши татарские деньги, отнятые у нашей республики.

  • Анонимно
    27.08.2020 22:07

    Кто гостил в Башкортостане, наверняка заметили, что жители соседней Башкирии более простые, открытые и добродушные. Не так испорчены и избалованы, чем в Татарстане.

  • Анонимно
    27.08.2020 22:11

    Башкирия, в основном, более безболезненно прожила "лихие" 90-ые, там не было всплеска бандитизма и уличной преступности, как во времена "казанского феномена", люди более простые и отзывчивые, зарплаты в среднем выше, показухи и коррупции меньше.

    • Анонимно
      28.08.2020 01:03

      Почему-то народ из Башкирии валом (массово!) валит в Татарстан, а туда от нас никто не едет.

  • Анонимно
    27.08.2020 22:20

    Главное, чтобы башкиры не "заразились" от ближайших своих соседей "бюрократической" лихорадкой и показушностью. Ещё свежи в памяти в период "пандемии" блокады блок-постами городов в РТ. Рейды по ловле "провинившихся" несознательных граждан, драконовские штрафы и т.д. В принципе, такой дикости в Башкирии не было.

  • Анонимно
    27.08.2020 22:22

    Казань цветёт и пахнет только за счёт кредитов и долгов, набранных на время проведения Универсиад, ЧМ и мундиалей. Однако рано или поздно долги придётся отдавать обратно, а как?

    • Анонимно
      28.08.2020 01:05

      Никогда их не придется отдавать, эти кредиты просто спишут. Надо еще больше в Москве занимать, ведь это все равно наши деньги, отнятые у Татарстана, региона-донора.

  • Анонимно
    27.08.2020 22:36

    Дальнобойщики, что колесят по всей России часто говорят, что "милиционеров" у вас в Татарии более придирчивые и злые, даже в соседней Башкирии не так.

  • Анонимно
    27.08.2020 22:46

    Не завидуйте "успехам" продвинутого ТатарСтана. Лидерство по количеству выписанных штрафов в период "пандеми", постоянные проверки, штрафы и т.д. не дают повода для зависти. А пособия, зарплаты и уровень жизни, в Татарстане не самый лучший и высокий во всём ПФО.

  • Анонимно
    27.08.2020 22:53

    Тимербулат Каримов социализировался.

  • Анонимно
    27.08.2020 23:10

    В единстве сила. Нечего делить, надо друг у друга учиться. Нечего национализм разводить среди одного народа с единой культурой. Разумно подходить надо, на народе срываться последнее, он не виноват. Зачем сразу штрафовать. Все за какие то глупые палки и отчеты бьются, работу показывают. Работа в делах, а не в отчетах. Дела народ оценит. А Шаймиев молодец смог удержать в 90х и не развалить.

  • Анонимно
    27.08.2020 23:38

    За более чем 1000-юю историю добрососедских отношений между волжскими булгарами и предками башкир, между нашими народами исторически сложились крепкие родственные связи, язык и культура! Хвала Аллаху! Альхамду-лиЛляh! И так будет дальше всегда. Ин шаа-Аллаh!

  • Анонимно
    27.08.2020 23:47

    Почему-то некоторые из знакомых ИП-ков и предпринимателей предпочли переехать со своим бизнесом и делом в соседнюю Башкирию, и говорят, что совсем не жалеют и не хотят возвращаться обратно, так как по их словам в Татарстане высокие цены, налоги и прочие выплаты и непомерно раздутый чиновничий аппарат. Которые только тем и занимаются, что выписывают штрафа, квитанции и дублируют друг друга.

    • Анонимно
      28.08.2020 01:09

      Ну зачем это вранье, в Татарстане десятки тысяч людей, переселившихся из Башкирии (самые известные: Салават, Мухаммат Сабиров, Зиля Валеева, Роберт Миннуллин и др), А вот переселенцев из Татарстана в РБ днем с огнем не найдешь.

  • Анонимно
    27.08.2020 23:49

    Самое большое количество татар, после Татарстана конечно же, проживают в соседней Башкирии. Так уж исторически сложилось.

    • Анонимно
      28.08.2020 01:11

      Не исторически сложилось, а по воле большевиков не был проведен референдум в Уфимской губернии, который они сначала обещали провести.

  • Анонимно
    27.08.2020 23:52

    В Башкортостане живут более простые и отзывчивые люди. Многие кто отдыхал в санаториях Башкирии это подтвердят. А у нас люди более закрытые и прижимистые что ли. Особенно в Казани. Наверное сказался печальный опыт "казанского феномена" и уличные банды 90-х.

  • Анонимно
    27.08.2020 23:56

    Что интересно башкиры, проживающие на Юго-Востоке РБ внешне очень похожи на казахов. Это видно приезжему гостю сразу. И девушки у них очень красивые и радушные. Вообще много слышал и от татар и от башкир, что жёны башкирки лучше, так как менее вредные и требовательные. Более простые и добродушные. Вот такие комплименты я слышал в адрес башкирских девушек.

    • Анонимно
      28.08.2020 01:07

      Какие там женщины можешь узнать по рассказам Г,Исхаки и Г.Ибрагимова. Они, мягко говоря, незакомплексованные, особенно в отношении с пришлых гостей, особенно, если у этих гостей имеются какие-то деньги.

    • Анонимно
      28.08.2020 18:33

      Вы похоже никогда не видели башкир и казахов.

      • Анонимно
        1.09.2020 20:39

        Да ну... Радий Хабиров и Асанбаев - бывший вице-премьер Казахстана, например, как близнецы похожи)

  • Анонимно
    27.08.2020 23:58

    Почему-то совсем не видно в наших супермаркетах настоящего 100% башкирского мёда!!!

  • Анонимно
    28.08.2020 00:01

    На своём личном опыте могу сказать, что на западе Башкирии пекут очень вкусный хлеб, который напоминает классический деревенский вкус. Пробовал наш казанский, челнинский, чистопольский, бугульминский, бавлинский, что тоже не плохи! Но почему-то именно башкирский хлеб хвалят многие мои друзья, что заезжают в соседнюю Башкирию.

  • Анонимно
    28.08.2020 03:53

    В КНР проживают сотни и сотни различных китайских племён и народностей со своими этническими особенностями и диалектами, но они всё равно считают себя одной единой нацией и народом.

    • Анонимно
      28.08.2020 14:46

      В КНР проживают и весьма многочисленные национальные меньшинства: уйгуры, маньчжуры, монголы, тибетцы и другие, иногда численностью в десятки миллионов человек.

      • Анонимно
        1.09.2020 20:40

        Справедливости ради, тот народ, который собственно именуется китайским (хань) тоже очень разнороден и на севере просто не понимают речь южан, только иероглифы выручают.

  • Анонимно
    28.08.2020 05:20

    Уфимский уезд Указом Петра 1 от 1708 года входил в состав Казанской Губернии, пора вернуть родной татарский город татарам, а столицей башкир был Челябинск (Челэбе от башкирского слова "чилэк"- ведро.
    Уфа до революции 1917 года была культурной столицей татар, там проживала интеллигенция татар. Даже сегодня женщины в Уфе ходят в театры с Ак Калфак на голове, изюминка и подчёркивание особого колорита татар в Уфе.
    Уфа- это чисто татарский город, попавший башкирам при политеке Троцкого по расчлененению татарских земель и народов, также как Батыревский и Комсомольский районы Чувашии, ранее входившие в Казанскую Губернию Буинского уезда. В состав Казанмкой Губернии ранее входили Мари Турецкий район и Бэрэнге рацон в Марий Эл, там проживает 87% татар. А также по 2 района Ульяновской бласти, Кировской области и в Самарской области тоже 2 района ранее входили в состав Казанской Губернии.

    • Анонимно
      28.08.2020 14:52

      По периметру границ Татарстана проживает около 3 миллионов татар. Город Малмыж и Малмыжский р-н Кировской области, с татарским населением, расположены в 150 км от Казани. А до областного центра Кирова от них 600 км, если человек заболеет, его везут в Киров, а не в Казань.

    • Анонимно
      28.08.2020 15:52

      05.20. Гафу итегез, но слово "Челяби" имеет общетюрское название: были ордынские мурзы и беки с таким именем и в Османской империи было распространено данное имя.

      • Анонимно
        28.08.2020 17:05

        Татаристы с вами сильно не согласны. Не существуют никаких тюрков, башкир, ногаев, казахов, узбеков.... Есть только татары, татары, татары.

    • Анонимно
      28.08.2020 16:03

      предлагаете расширить границы РТ?

    • Анонимно
      28.08.2020 17:03

      До событий 1735-1740-х годов, башкиры вообще не были в составе России. Башкиры признавали русского царя сюзереном, платили ясак, и участвовали в войнах. В остальном они были совершенно независимы. В Уфе сидел воевода, в полномочия которого входил сбор ясака и ничего более. В дела башкир он не вмешивался.
      Так, что Уфа входил в губернию лишь в воображении у некоторых чиновников.

    • Анонимно
      28.08.2020 17:20

      Чиләк- он и в татарском языке так же. Но Чиләбе- это не ведро, а Челлә Би (варианты: Бай, Бей)- "Би высшего достоинства". Отсюда же упомянутый в одном русском предании татарский воин Челубей (тот же Челлә Би). По вашей версии получается, что его звали "Ведро".

  • Анонимно
    28.08.2020 11:20

    Теперь ждем памятник Ангаму Атнабаеву,он тоже достоин.

  • Анонимно
    29.08.2020 02:03

    Человек той национальности на языке которой он думает. Думает на русском значит русский, думает на тептярском значит тептяр. Остальное внешняя атрибутика.

    • Анонимно
      29.08.2020 14:31

      02.03. Правильно. Думает на Esperanto и Латинице, значит он эсперант и латин, думает фразы на приморском, древнерусском или скифском, значит он потерянное связующее временное звено.

    • Анонимно
      30.08.2020 19:18

      Не соглашусь. У человека мозг уникален в этом плане. Когда человек думает на одном языке, а говорит на другом - мозгу приходится сначала сформировать мысль на одном, потом перевести на другой язык. Если постоянно и длительное время общаться только на втором языке, тогда мозг постепенно перестраивается и начинает думать на этом языке, чтобы лишний раз не переводить потом на другой язык. Человек за всю свою жизнь, из-за переездов, может побывать в разной языковой среде.
      Считаю, у человека не может в течении жизни меняться национальность, вслед за тем, на каком языке думает человек в данный момент.
      PS: в детстве думал на типтярском, после школы начал думать на русском, т.к. поехал в город учиться, а после учебы остался в городе. А в городе практически каждый день круглосуточно разговариваешь на русском...
      Сейчас, когда не разговариваю с кем-то, стараюсь думать на типтярском, чтобы язык не забывался, т.к. начал замечать за собой, что при общении на родном языке некоторые слова не сразу вспоминаются теперь. Теперь я понимаю, почему в детстве со мной родственники, уехавшие в город, общались на родном в перемешку с русскими словами.)))

  • Анонимно
    2.09.2020 10:15

    Казань цветёт и пахнет только за счёт кредитов и долгов, набранных на время проведения Универсиад, ЧМ и мундиалей. Однако рано или поздно долги придётся отдавать обратно, а как?
    -1 плюс минус
    ответить

    Анонимно
    28.08.2020 01:05

    Никогда их не придется отдавать, эти кредиты просто спишут. Надо еще больше в Москве занимать, ведь это все равно наши деньги, отнятые у Татарстана, региона-донора.

    Нищаво Отдавать Небудем!!!!
    Это наши деньги!!!!
    Татарские!!!!
    Мы свои деньги,некому неотдадим!!!!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль