Отравление Навального 
30.08.2020

Лукашенко свергает Польша, а Навального хотели убить: большое интервью Сергея Маркова

Известный политолог о странностях в истории с отравлением главного оппозиционера и о том, как готовят «кровавую кашу» в Беларуси

Ко дню рождения Александра Лукашенко 31 августа польские спецслужбы готовят кровавые провокации, считает политолог Сергей Марков. В интервью «БИЗНЕС Online» эксперт рассказал о главной политической ошибке Путина за 20 лет и том, почему сейчас Кремль проигрывает информационную войну в истории с отравлением Навального.

Сергей Марков: «Митингующие в Белоруси — это толпа марионеток. Всем руководят спецслужбы Польши. При деятельном участии других структур» Сергей Марков: «Митингующие в Беларуси — это толпа марионеток. Всем руководят спецслужбы Польши при деятельном участии других структур» Фото: «БИЗНЕС Online»

«МИТИНГУЮЩИЕ В БЕЛАРУСИ — ЭТО ТОЛПА МАРИОНЕТОК. ВСЕМ РУКОВОДЯТ СПЕЦСЛУЖБЫ ПОЛЬШИ»

— Сергей Александрович, в одном из своих постов в соцсетях вы пишите о том, что белорусская оппозиция на 30 августа готовит Лукашенко кровавую кашу аккурат к его дню рождения — 31 августа. Как могут развиваться события? На сколько далеко пойдут протестующие и сам Лукашенко?

— Протестующие здесь особенно не при чем. Митингующие в Беларуси — это толпа марионеток. Всем руководят спецслужбы Польши при деятельном участии других структур. Там немного работают и американские спецслужбы, но контрольный пакет акций в протестах Беларуси держат спецслужбы Польши. Их цель — свержение Александра Лукашенко, установление пропольской хунты. Почему хунты? Потому что с неизбежностью будет преступный режим. Большинство населения против статуса Беларуси как польской полуколонии и, соответственно, насильственной дерусификации, которая в этом случае будет неизбежна. Главное для Польши — чтобы Беларусь стала частью нового издания Речи Посполитой, польской империи. Конечно, в стилистике XXI века это будет называться иначе —  коалиция или союз. Но если раньше был Люблинский треугольник, то теперь стремятся создать Люблинский квадрат, чтобы в него входили страны, территории которых в прошлом входили в Речь Посполитую (то есть это Польша, Литва, Украина, Беларусь), и через это воссоздание Польши превратить ее в главную политическую силу Восточной Европы и одну из трех великих держав Евросоюза. Польша хочет стать на один уровень с Францией и Германией и быть частью тройки руководителей этого огромного объединения ЕС. Вот такой большой план.

Практически вся белорусская оппозиция в Польше и Литве, все ключевые СМИ находятся там же. Это прежде всего телеграм-канал Nexta, с помощью которого осуществляется руководство протестами, и телеканал «БелСат», который осуществляет общую политическую работу. Польские спецслужбы в чем-то добились успеха в Беларуси. Конечно, митинги, которые проходили в выходные 16 и 23 августа на 100 тысяч в Минске и 100 тысяч в других регионах страны в совокупности, — это большие акции для Беларуси.

В то же время протестующие представляют меньшинство населения. Думаю, вряд ли больше 10, может, от силы 15 процентов готовы ходить под польскими бело-красными флагами. Те, кто участвует в митингах, — это практически полная мобилизация сторонников протестов. Больше у них, в общем-то, и нет. С одной стороны, есть массовые митинги, это победа польского штаба госпереворота, а с другой, всеобщая забастовка провалилась. И это победа Лукашенко. Белорусская вертикаль власти не посыпалась, она эффективно работает. Это тоже победа Лукашенко. Начали также проходить массовые акции в поддержку Лукашенко, за суверенитет Беларуси и против Запада. Это тоже успех Лукашенко. А кроме белорусских флагов там появились еще и георгиевские ленты. И это отблеск России.

Сейчас будет третья большая акция, намеченная на 30 августа. Если она пройдет так же, как и две предыдущие, после этого все пойдет на спад.

— Вы считаете, что протест выдохнется?

— Да. Лето закончится, хорошая погода тоже, начнется учебный год и таких массовых акций уже не будет. Безусловно, будет попытка раскачать университетскую среду, чтобы забастовали студенты, чтобы они начали драться с полицией. Но главное, революция потеряла темп и нет стратегии победы. И она превращается в простой протест, который без оптимизма скоро выдохнется. Польское руководство протестами видит угрозу того, что революция рассыпается, поэтому сейчас они обдумывают возможность выхода на другой уровень. Это может быть только уровень политического насилия.

Речь идет о двух сценариях: либо захват административных зданий, либо захват центральной площади в Минске, например площади Независимости, и создание постоянной базы типа киевского майдана, каким он был в 2014 году. Это обсуждается. Они и раньше хотели это сделать, но побоялись, потому что было жесткое противостояние белорусских силовиков. Александр Лукашенко прямо предупреждал, что в случае попыток захвата власти он применит силу. Будет ли сейчас такой захват, мы опять не знаем. Если этого не произойдет и они не перейдут на силовой уровень, постепенно начнется спад протестов и закончится все ничем, как и предыдущие попытки поднять восстание, в 2010 году. Но сейчас есть все основания полагать, что вероятность захвата либо площади, либо административных зданий очень высока.

«Владимир Путин выступил с обращением, где четко предупредил, что если будет применено насилие в Белоруссии, то белорусские силовики могут рассчитывать не только на свои силы, но и на помощь российских коллег» «Владимир Путин выступил с обращением, где четко предупредил, что если будет применено насилие в Беларуси, то белорусские силовики могут рассчитывать не только на свои силы, но и на помощь российских коллег» Фото: kremlin.ru

«ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПУТИНА НАПРАВЛЕНО ПАРИЖУ, БЕРЛИНУ И ЕВРОБЮРОКРАТИИ»

— На основании чего есть основания ожидать силовых захватов?

— Думаю, президенту наша разведка докладывает об этом. Поэтому Владимир Путин выступил с обращением, где четко предупредил, что если будет применено насилие в Беларуси, то белорусские силовики могут рассчитывать не только на свои силы, но и на помощь российских коллег. Сейчас, уверен, в польских спецслужбах обсуждается вариант о том, что, может быть, наоборот, спровоцировать участие России в этом кризисе и в идеале убить кого-нибудь, например, из белорусских студентов, а потом кричать, что это дело рук российских силовиков, чтобы пролилась символическая кровь между Беларусью и Россией. Возможно, рассматривается и вариант расстрела «небесной сотни». Напомню, что сами руководители киевского майдана расстреляли демонстрантов для того, чтобы повесить это преступление на Виктора Януковича. И это привело к их победе. Сейчас наверняка обсуждается возможность такого же расстрела как повторения успешного сценария захвата власти.

— Путин предупредил, что сформирован резерв силовиков для помощи Беларуси в случае захвата административных зданий, насилия, разбоя и прочего. К чему это может привести? Нет ли угрозы, что предупреждение президента России еще больше разожжет ситуацию?

— Предупреждение Путина направлено не на то, чтобы остановить демонстрантов, потому что они сами по себе ориентированы на мирное развитие событий. И не на то, что чтобы остановить польские спецслужбы, потому что они абсолютно отмороженные и готовы на любые преступления для захвата власти в Беларуси. Предупреждение Путина направлено Парижу, Берлину и евробюрократии. Там не любят современные польские власти и побаиваются их провокаций и радикализма. А у них есть синдром «крымский» и «донбасский». Они боятся, что если Запад своими какими-то по-настоящему радикальными действиями спровоцирует Россию на активный ответ, то РФ предпримет такие меры, которые не просто помогут Лукашенко, а обеспечат то, что Беларусь пойдет по пути Крыма. Этого они сильно боятся. После предупреждения Путина наверняка из Берлина, Парижа, Брюсселя обрывают телефонные провода и звонят в Варшаву, требуя от них не допускать никаких силовых действий в это воскресенье.

— Лукашенко обещана помощь в самой тяжелой ситуации. И все-таки могут ли быть введены российские силовики в Беларусь и как скоро? Или предупреждения Путина так и останутся предупреждениями?

— Они будут введены без сомнения, потому что если Владимир Путин допустит такой же русофобский государственный переворот в Беларуси, как он допустил на Украине из-за того, что по ошибке не ввел туда войска, то его рейтинг в стране рухнет. Его уже обманули по Украине в апреле 2014 года. Были договоренности в Женеве, где Запад предоставил гарантии того, что не будет никакого русофобского режима в Украине. Эти гарантии были даны России Францией, Германией, Евросоюзом и США. Мало кто знает об этих женевских договоренностях, но это были очень серьезные, ключевые переговоры по Украине, после которых Путин решил не вводить туда войска, но его банально кинули. Теперь президент им не верит. И не позволит себя опять обмануть.   

— То есть вы считаете, что Путин правильно поступил, выразив открытую поддержку Лукашенко?

— Он поступил совершенное правильно.

— А почему он выдерживал паузу и, несмотря на то, что поздравил Лукашенко с победой, когда накалялась обстановка, публично не вмешивался? Что изменилось теперь? Почему Путин пошел на такой серьезный шаг?

— Информация разведки о том, что готовится мятеж. И правильные действия Лукашенко.

«По майданному сценарию события в Украине развивались именно потому, что Россия не вмешалась в ситуацию силовым способом. И это была серьезная ошибка Владимира Путина» «По майданному сценарию события в Украине развивались именно потому, что Россия не вмешалась в ситуацию силовым способом. И это была серьезная ошибка Владимира Путина» Фото: Smerus (David Conway), wikimedia.org, (CC BY-SA 3.0)

«КОГДА ЛУКАШЕНКО ВЗЯЛ АВТОМАТ, ОН ТЕМ САМЫМ ПОДАЛ СИГНАЛ: «Я НЕ СБЕГУ, КАК ЯНУКОВИЧ, Я НЕ СПРЯЧУСЬ ЗА ВАШИМИ СПИНАМИ»

— Вы считаете, Путин должен действовать решительно. Но кто-то, наоборот, выражает опасения по поводу силового вмешательства России в белорусский кризис, беспокоясь о том, что оно может привести к волне русофобии в Беларуси, новой межславянской вражде.

— Ничего подобного. Я бы возразил так: куда вводят российские войска, там России всегда рады. Донбасс — прекрасный пример. Крым — прекрасный пример. Абхазия — прекрасный пример. Южная Осетия. А куда российские войска должны войти, но не входят, там цветет ненависть к России. Харьков, Одесса, Запорожье — прекрасные примеры. Поэтому надо постараться быть последовательными и вводить полностью.

— Не грозит ли ввод российских войск в Беларусь тем, что события будут развиваться по негативному украинскому майданному сценарию?

— По майданному сценарию события в Украине развивались именно потому, что Россия не вмешалась в ситуацию силовым способом. Не ввела войска, вот они так и развивались. И это была серьезный промах Владимира Путина. Главная его политическая ошибка за 20 лет правления — это неввод войск в Украину. И ведь не надо было вводить войска во всю Украину, достаточно только туда, где им были бы рады. Это такие регионы, как Крым, Донецкая, Луганская, Харьковская, Одесская, Николаевская, Запорожская, Херсонская, Днепропетровская, Кировоградская области. Только туда, где абсолютное большинство населения приветствовало бы их цветами.   

В Киеве российским войскам не были бы рады, и не надо было их туда вводить. Но две трети населения Украины молились на российские войска.

— Это вопрос для большой дискуссии. Но мы сейчас про Беларусь. После того как Лукашенко появился с автоматом, вы назвали его крутым и написали, что Янукович ему сейчас завидует. Вы действительно считаете, что Лукашенко с автоматом перевешивает 100-тысячные митинги?

— Он не перевешивает 100-тысячные митинги. Лукашенко с автоматом без митингов своих сторонников и без аплодисментов силовиков и офицеров — ничто. Но когда он взял автомат, тем самым подал им сигнал: «Я не сбегу, как Янукович, я не спрячусь за вашими спинами, я беру ответственность на себя, я буду сражаться. Поэтому вы не бойтесь. Вы можете смело на меня рассчитывать». Вот это главный месседж президента Беларуси силовикам. Лукашенко проявил себя как сильный лидер, готовый сражаться, готовый на насилие отвечать насилием, а не бормотанием, как бывший президент Украины. Лукашенко сказал: «Я не предатель, как Янукович. Я вас не предам и буду твердо стоять до конца». Это самое главное.

— По вашим словам, максимум 15 процентов белорусов готовы ходить под польскими флагами. Но в Беларуси не проводится соцопросов. Как тогда оценить количество сторонников и противников Лукашенко? Какова объективная картина настроений в белорусском обществе?

— У меня есть доступ к российским соцопросам. Согласно информации, которую я имею, за два месяца до выборов рейтинг Александра Лукашенко был 75–80 процентов. Потом он стал спорить с Россией и его рейтинг уменьшился где-то до 60 процентов. Сейчас, думаю, ситуация примерно такая. Рейтинг Лукашенко примерно 55 процентов. За пропольский путь выступают 10–15 процентов населения. 100-тысячные митинги в Минске и в других городах, которые в целом набирают еще 100 тысяч, — это почти полная мобилизация сторонников протестов. Ситуация способствует их полной мобилизации.

Далее. Процентов 25–30 — это сторонники максимальной интеграции с Россией и фактически создания одной страны, но, что важно, с сохранением специфической белорусской социально-экономической модели. То есть, чтобы российские олигархи не захватили предприятия Беларуси и чтобы у них не было такого разорения сельского хозяйства, как в соседней Смоленской области. А 55–60 процентов белорусов устраивает ситуация, которая есть сейчас.

— Почему же в таком случае очень многие эксперты, политологи, в том числе пророссийские, говорили о мизерном рейтинге Лукашенко? Называлась цифра, что у него перед выборами было не более 30 процентов.

— Они не правы. Я сейчас объясню, в чем дело. Во-первых, часть из них просто скрытые предатели, которые не верят в Путина и ждут, когда он уйдет. Вторая группа (они есть и среди нас) — это люди, которые активно поддерживали критику Лукашенко со стороны российских властей. Ведь перед выборами президент Беларуси допустил огромные ошибки в отношениях с Россией. Вот наши коллеги и передавали ему послание из России — дескать, если вы не с нами, то мы к вам очень критичны.

«Товарищи, садитесь, будем поправки к Конституции принимать». Но зачем им поправки к Конституции при президенте Лукашенко? Они хотят свергнуть президента Лукашенко» «Товарищи, садитесь, будем поправки к Конституции принимать». Но зачем им поправки к Конституции при президенте Лукашенко? Они хотят свергнуть президента Лукашенко» Фото: «БИЗНЕС Online»

«НЕ БУДЕТ НИКАКИХ ПЕРЕВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА. НО ДУМАЮ, ЧТО БУДУТ ВНЕОЧЕРЕДНЫЕ ВЫБОРЫ В ПАРЛАМЕНТ»

— Почему забастовка в Беларуси, как вы говорите, провалилась?

— Потому, что у нее очень маленькое число поддержки, а за Александра Лукашенко выступают 55–60 процентов населения. Это те, кого устраивает нынешняя ситуация. Конечно, всем хочется больше и больше денег. Две трети из тех, кто за быструю интеграцию с Россией, тоже в основном за Лукашенко. Его рейтинг среди пророссийских групп упал в течение последнего месяца после того, когда он начал свои странные игры. То, что он обсуждал возможность выдачи людей, которые воевали на Донбассе, киевской хунте, вообще отобрало у него разом, думаю, процентов 15 поддержки. Даже само обсуждение этого, а не выдача рассматривается как предательство, что в душе он уже предал. Это было совершенно недопустимо.

Еще один момент, почему провалилась забастовка. Все же видят, что произошло на Украине, где чудовищная ситуация в экономике. Украина всегда была намного богаче Беларуси, на протяжении многих столетий. А сейчас уникальный период в истории, когда Беларусь стала богаче Украины. Более точно: Украина стала беднее Беларуси. Белорусы это видят и прекрасно понимают, что забастовки на предприятиях могут привести к тому, что они вообще никогда не будут по-нормальному работать. Третья причина связана с тем, что поддержка пропольской оппозиции сконцентрирована в так называемом офисном планктоне. Это те, кто связан с интернет-проектами, молодежь, студенты, тусовщики всякие, городские мажоры, дети богатых родителей. А те, кто работает на промышленных предприятиях, — это люди среднего возраста, которым 40–50–60 лет. Они совершенно не предрасположены к оппозиционным настроениям. И они бастовать не хотят.

— Тем не менее они бастовали.

— Да, на каждом предприятии обнаружилось какое-то количество людей, которые хотят бастовать. Но в целом на предприятиях это не больше 3 процентов работающих.   

— Будет ли конституционная реформа в Беларуси, которую предложил Лукашенко, и состоятся ли перевыборы президента? И если да, то чем они могут закончиться?

— Не будет никаких перевыборов президента. Но думаю, что будут внеочередные выборы в парламент. И различные оппозиционные силы, которые сейчас оформились, получат возможность быть там представленными. Но для того, чтобы принести кризис на более позднее время, Лукашенко хочет посадить их за стол переговоров и чтобы они ушли с площади. Они хотят с помощью площади его свергнуть, а он хочет их убрать с площади и сказать: «Товарищи, садитесь, будем поправки к Конституции принимать». Но зачем им поправки при президенте Лукашенко? Они хотят свергнуть его. Так что Лукашенко просто-напросто хочет выиграть время. А в каком направлении будет идти реформа Конституции, абсолютно неясно. Ничего там особенно менять не надо, кроме небольших нюансов. Но компромисс в конечном итоге, думаю, будет достигнут на позиции того, что должны состояться выборы в парламент, где могли быть представлены эти политические группировки.

«Лукашенко победит, потому что за него большинство белорусов, за него силовики, за него Россия. И у него есть смелость и готовность брать всю ответственность за себя» «Лукашенко победит, потому что за него большинство белорусов, за него силовики, Россия. И у него есть смелость и готовность брать всю ответственность за себя» Фото: AP / TASS

«ЛУКАШЕНКО ПОБЕДИТ, ПОТОМУ ЧТО ЗА НЕГО БОЛЬШИНСТВО БЕЛОРУСОВ, ЗА НЕГО СИЛОВИКИ, РОССИЯ»

— Если Путин будет вынужден ввести войска, то у России обострятся отношения с Европой?

— Ну конечно. Если будет кровь, то будут введены российские силовые подразделения. Поэтому сейчас многое зависит от Франции и Германии. И кровь в Беларуси — тоже. Займут они принципиальную, жесткую позицию, нажмут жестко на Варшаву, — крови не будет. А если будут что-то там намекать, то с большой вероятностью Варшава устроит кровавую кашу.

Париж и Берлин к тому же догадываются, что поляки, может быть, не правы в своих оценках ситуации в Беларуси. И тогда последняя целиком, как я сказал, вместо ненависти к России может пойти по пути Крыма. Да, в Беларуси небольшая часть тех, кто против России, но она может стать такой же маленькой, как в Крыму. В последнем, между прочим, против России были около 15 процентов населения. Большинство крымско-татарского сообщества было против. Всего они составляли где-то 13 процентов населения. Из них около 3 процентов были скорее за Россию, 10 процентов — скорее против. Плюс 5 процентов крымчан были, что называется, украиносвидомыми. Примерно такой же процент против России и в Беларуси. Теперь Берлин и Париж требуют от Варшавы, чтобы не было крови, чтобы поляки не переводили демонстрантов на силовой сценарий. Но сейчас многое зависит от их решительности. Скажу чуть вульгарно, но Макрон и Меркель могут сопли жевать: пыр-мыр... А они должны сегодня, прямо сейчас звонить и жестко говорить: «Если будет кровь, мы вас, поляков, будем считать ответственными за кровь в Беларуси. Мы знаем, что это вы всем руководите. И мы в этом случае будем публично винить не Россию, а вас».   

— Ваш прогноз: чем закончится белорусский кризис, кто победит? Останется ли Лукашенко у власти? И удастся ли избежать войны в случае, если России придется вмешаться?

— Лукашенко победит, потому что за него большинство белорусов, за него силовики, Россия. И у него есть смелость и готовность брать всю ответственность за себя. К тому же Беларусь без майдана живет намного лучше, чем Украина с майданом.

— В соцсетях вы также писали про радикальную антипутинскую прозападную оппозицию, которая сегодня закрепляет русофобский образ в белорусском кейсе. Кого вы имеете в виду и какое место здесь занимает Навальный?

— Занимает он важное место. Главного лидера группировки, которая выступает под одним лозунгом: «Путин — диктатор, он не легитимен, он должен уйти». Россия при этом должна полностью согласиться на все условия Запада, в том числе сдать свое ядерное оружие, контроль над нефтью и газом, согласиться на полную дерусификацию Украины и Беларуси и на разделение России на несколько государств, а часть территории отдать. Хорошо известен план Андрея Илларионова, который он не сам придумал. Ему его рассказали в Вашингтоне, в коридорах американской власти. По этому плану предполагается, что на Украину должны перейти Краснодарский край, Ростовская, Белгородская и Курская области, а в Беларусь — Брянская и Смоленская области. Калининград должен уйти Германии, Карелия и Печенга — Финляндии, а все Курильские острова и Сахалин — Японии. Фактически Россия должна быть разделена на несколько стран. Вот такой план, по большому счету. Илларионов его описал. Он не пишет, что ему его подсказали в Вашингтоне, но, поскольку он там постоянно сидит, у нас есть все основания полагать, что это не его собственная придумка, а результат совместной работы вашингтонских ястребов. Еще оппозиционеры прямо говорят, что наличие нефти и газа мешает России. У них есть даже такой термин, как «нефтегазовое проклятие России».  А если они придут к власти, то у них появится термин «территориальное проклятие России». Они будут рассказывать, что у нас слишком большие территории и это способствует тому, что Россия живет плохо.

— Ну теперь наказание за соответствующие заявления есть в Конституции. Хотя ее можно снова поменять.

— Да с легкостью. Посмотрите, что на Украине происходит. Оккупационный режим. Какая Конституция?

— А как российская оппозиция закрепляется в белорусском кейсе?

— Наша оппозиция тесно связана с Западом, она является выразителем его воли внутри российского общества. Когда Запад имел умеренно-критическую позицию по отношению к России, все было более-менее нормально. Но все изменилось, когда Запад занял резко русофобскую позицию и поддержал госпереворот на Украине, становление там чудовищного режима. В последней ведь, кроме бойни на Донбассе, в рамках террора примерно по тысячи-полторы убиты в обычных областях Юго-Востока. В Одессе, кроме хорошо известного случая сожжения людей в Доме профсоюзов, более тысячи человек были схвачены и убиты. Никаких расследований не проводится. И Запад поддерживает этот террористический режим. Это настоящая европейская «Джебхат ан-Нусра» захватила власть.

И когда наши оппозиционеры поддержали режим на Украине, они стали маленькой сектой. Мне хорошо известно, что Навальный много раз просил свое американское начальство разрешить ему поддержать воссоединение Крыма с Россией. Он прекрасно понимает, что неподдержка обрекает его на маленького сектанта. Но американцы запретили ему это делать, и он топчется в очень узкой электоральной нише в 5–6 процентов тех, кто выступает за то, чтобы сдать Крым русофобам. А когда оппозиционеры еще и в Беларуси выступают за это, они еще больше укрепляют свой имидж русофобов. Понятно становится населению, что они не за свободу, а против России. Сегодня они отрицают, что Польша руководит белорусскими протестами, что является очевидным фактом. То есть эти люди явно лгут, и это видно всем. Таким образом, снижается их политический потенциал значительно.

«Путин понимает, что власть оказалась в слабой ситуации. Плюс еще такая комбинация, которая говорит о возможном отравлении. Действительно, все очень странно» «Путин понимает, что власть оказалась в слабой ситуации. Плюс еще такая комбинация, которая говорит о возможном отравлении. Действительно, все очень странно» Фото: EPA / CLEMENS BILAN / ТАСС

«ПУТИН ПРЕКРАСНО ПОНИМАЕТ, ЧТО ИЗ НЕГО ЛЕПЯТ ОБРАЗ ЧУДОВИЩНОГО МОНСТРА, КОТОРЫЙ ОТДАЕТ ПРИКАЗЫ ТРАВИТЬ СВОИХ ПРОТИВНИКОВ».

— В интервью, в котором Путин сообщил о готовности помочь Беларуси и прокомментировал другие актуальные темы, не было вопроса про Навального, ситуацию с отравлением которого обсуждают и в России, и за рубежом. Почему?

— Я много общаюсь с начальством и знаю, что когда начальники что-то не говорят, значит, им нечего сказать по этой теме. Хорошего нечего сказать. Ну что Путину было сказать? Такая катастрофическая ситуация со здоровьем человека, который является одним из очень важных игроков на оппозиционном поле. Я бы сказал, самым важным. Навальный, Ходорковский, а также Михаил Касьянов, который имеет наиболее высокий статус как бывший премьер-министр, — вот три самых главных лидера оппозиции. И когда с одним из них происходит что-то такое катастрофическое в плане здоровья, ответственность ложится на власть в любом случае. Даже если его пьяный сосед пырнул ножом, часть людей все равно будет считать, что виновата власть и все подстроено.

Путин понимает, что власть оказалась в слабой ситуации. Плюс еще такая комбинация, которая говорит о возможном отравлении. Действительно, все очень странно. Врачи не могут найти естественных причин произошедшего. Есть неестественные причины. Плюс немецкие врачи уже заявили как-то хитро о возможном отравлении. Конечно, российская власть находится в очень слабом положении. К тому же ситуация идет по накатанной технологии в том же ряду, что отравление Скрипалей, отравление Ющенко. Еще хотели повесить отравление Кара-Мурзы. Попытки отравления Политковской. Путин прекрасно понимает, что из него лепят образ чудовищного монстра, который отдает приказы травить всех своих противников.

И непонятно, что делать. Как выйти из этого? А завтра Ходорковского отравят и скажут, что виновата российская власть. У Путина сложная ситуация. Как из нее выйти, не очень понятно. Не отдавать немцам Навального было нельзя. А если бы он помер у нас? Отдали. Теперь могут все сфальсифицировать. Как это было с малазийским Boeing, который не отдавать голландцам было нельзя. Сейчас стало известно, что Нидерланды рассматривали вариант силовой операции с высадкой десанта на Донбассе. Видимо, тогда уже были данные разведки, что это возможно. То есть надо было отдать осколки самолета. А когда отдали, предоставили возможность сфальсифицировать результаты расследования. Очень трудная ситуация, в которой сложно найти внятный выход. С моей точки зрения, выход заключается в том, что у нас должна быть более-менее ясная версия произошедшего. Мы для себя должны решить, что реально произошло.    

— Реакцию российских властей на отравление Навального вы оцениваете как странно-непонятную?

— Я ее оцениваю как понятную и не странную, но очень проигрышную. Идея такая — «давайте дождемся справедливого расследования». Но не будет такого расследования, которому бы все поверили. Не будет. Еще наша позиция — «а вот не докажите, что мы виноваты». Ну что это за позиция? Так хулиганы говорят, которых милиция схватила, а доказать не могут. Это ошибочная позиция.

— Кто мог быть заказчиком отравления Навального?

— Есть несколько версий произошедшего. Первая очевидная. Это обострение хронических заболеваний, как было в случае с Владимиром Кара-Мурзой. Так получилось, что я за рюмкой чая встретился с его лечащим врачом и он мне рассказал, что ни о каком отравлении речи не идет.Дело же в обострении конкретного хронического заболевания. Второй вариант — какие-то внешние вещества, принятые добровольно. Вариант Ющенко — по всей видимости, он вкалывал себе стволовые клетки и что-то пошло не так. Либо наркотиками мог баловаться чуть-чуть Навальный, либо еще какие-то употреблял вещества. То есть добровольно принял что-то неудачно. Третий вариант — реальное отравление. Мне кажется, что отравление наиболее вероятно.   

Кто может иметь к этому отношение? Всех этих миллиардеров, которые считают себя пострадавшими от расследований Навального, довольно много. Но людей, которые хотят ему отомстить, немного. Поясню, почему. Миллиардеры настолько занятые люди, у них так много сегодняшних вызовов, что заниматься прошлыми вызовами нет практически никакого желания. Мести в отношении прошлого у них практически не бывает. Но они могут быть резкими в отношении будущих нападок. Поэтому нужно смотреть две группы людей. Первая — это те, в отношении которых ФБК сейчас проводит коррупционные расследования и они могут пострадать. Вторая группа — это конкуренты полукриминальных людей, которым помогал Навальный на выборах. Кто-то может серьезно потерять, а кто-то, вероятно, хочет стать депутатом где-нибудь в Томске или Кемерово и с помощью этого депутатства получить криминальный иммунитет и сохранить себе свободу, бизнес и выжить. А если он проиграет человеку Навального, то им займутся правоохранительные органы и вместо нормального миллионера или полумиллиардера он окажется в тюрьме. Семья разрушена, все остальное. Да еще противники могут убить где-нибудь. Среди таких людей прежде всего и нужно искать заказчиков возможного отравления Навального. И, конечно, всегда остается версия сакральной жертвы со стороны иностранных спецслужб. Это вариант Политковской. Но я думаю, что Политковскую убили в день рождения Путина по заказу Березовского.

— Ну Березовский уже не может ответить.

— Это была одна из основных версий. Я сейчас не помню нюансов и аргументации, но я тогда еще писал и говорил, почему наиболее вероятно, что Политковская была убита по заказу Березовского, чтобы навесить это на Путина.

«Сегодня со стороны противников Путина и Кремля сложилась очень четкая схема произошедшего с Навальным. Логичная, внутренне мало противоречивая и она максимально будет раскручена» «Сегодня со стороны противников Путина и Кремля сложилась очень четкая схема произошедшего с Навальным. Логичная, внутренне мало противоречивая, и она максимально будет раскручена» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЕЩЕ ОДНА ВЕРСИЯ: В КРЕМЛЕ УБИЙЦЫ ЧУДОВИЩНЫЕ. ПРИ ЭТОМ ОНИ ГЛУПЫЕ И КОСОРУКИЕ — СКРИПАЛЯ ВОТ ОТРАВИТЬ НЕ СМОГЛИ»

— Как вы оцениваете развитие событий вокруг истории с отравлением Навального?

— Сегодня со стороны противников Путина и Кремля сложилась очень четкая схема произошедшего с Навальным. Логичная, внутренне мало противоречивая, и она максимально будет раскручена. Во-первых, причина. Они говорят, что Кремль заинтересован в том, чтобы убить Навального, потому что он главный оппозиционный лидер внутри России. Кремль понимает, что рейтинг его обрушивается, и боится таких же выступлений, которые происходят в Хабаровске и Беларуси. Кремль смотрит и думает: а если в Хабаровске будет такой лидер, как Навальный? Ужас! Ужас! Ужас! А если бы в Беларуси был такой лидер, как Навальный? Ужас! Ужас! Ужас! Поэтому надо убить Навального как можно быстрее. Вот объяснение причины. Какие они приводят факты для вывода о том, что это сделали российские власти? Первое. Отравление не показали омские врачи, поскольку им запретили, зато показали немецкие, потому что им никто не запрещает. Второе. Отравление произошло в Томске. Потому что во всех городах за Навальным шла слежка эфэсбэшников, а в Томске ее не было. А почему не было слежки? Потому что те, кто следит, зафиксировали бы отравление. Значит, отравлением занимался кто-то настолько могущественный, что может дать приказ эфэсбэшникам снять слежку с Навального. Третье. Отравили именно для того, чтобы убить. И этим объясняется то, что плохо ему стало в самолете. И пока самолет летел, ему не успели бы оказать помощь и он бы там и скончался. Но наиболее вероятно, что умер бы Навальный от того, что заснул бы и не проснулся. Факты говорят о том, что было запланировано именно убийство. Далее они говорят, что этот план поломала плохая дозировка. Еще одна версия: в Кремле убийцы чудовищные. При этом они глупые, косорукие и ничего делать не умеют — Скрипаля вот не смогли отравить.  Даже в России отравить Навального не смогли, потому что дали ему не ту дозу. И он не заснул, а стал кричать. Плюс в Кремле, по их теории, не могут спрогнозировать, что люди бывают и нормальными, что летчики оказались такими и они спасли Навального, когда решили посадить самолет в Омске. Далее говорят, что, когда было принято решение посадить самолет, через пять минут последовал анонимный звонок о заминировании омского аэропорта. Это тоже часть мифа, который рассказывают противники Кремля.

— Так был звонок или нет?

— А вы слышали реакцию российских властей на это? Не было никакой реакции. О том и речь. То есть, как говорят враги Кремля, к этому имеет отношение кто-то настолько могущественный, что у него есть доступ к переговорам летчиков с аэропортом и он может быстро организовать такой анонимный звонок. Со своей стороны могу сказать, что за пять минут принять такое решение невозможно. Это сказки. Кстати, то, что это все миф, подтверждают и слова про слежку. Об этом говорит пресс-секретарь Навального. Но какие основания ей верить, если она все время лжет? Поверить в это может только тот, кто считает, что пресс-секретарь Навального и его люди очень правдивые. Лично я в это не верю. Я считаю, что они все придумали.

— Потом Навального привезли в больницу.

— Да. Вкололи атропин, который и спас его, а дальше оппозиционера якобы не хотели отдавать в Германию. Они говорят, что в пятницу утром его привезли и только через сутки увезли в Германию. Слишком долго ждали. Но они игнорируют то, что решение должны были принимать прежде всего немецкие врачи, которые подтвердили, что готовы взять на себя ответственность. А им нужно было время, чтобы провести совещание с омскими коллегами, посмотреть анализы, наверняка взять дополнительные анализы, еще что-то проверить. Врачам нужно время, чтобы принять решение, может ли пациент лететь. Это раз. И жене Навального нужно было время, чтобы взять на себя ответственность. Для этого она должна была получить информацию от немецких врачей, которым она верит.

— Кстати, с женой Навального тоже был скандал, когда ее не пускали к мужу.

— Это странно. Но я не думаю, что ее не пускали к мужу. Мое мнение, что ее к нему не пускали, когда она шла не одна.

— Говорили, что ее не пускали якобы потому, что не было свидетельства о браке, хотя в паспорте указано, что она жена.

— Странная история. В таких случаях, когда что-то происходит с известным человеком, бывает хаос. Приходят всякие начальники, и никто не хочет брать на себя ответственность. Стоит какой-нибудь капитан, которому дали команду никого не пускать, и он не пускает. Это наиболее рациональное объяснение. При этом было лечение. И есть факт. Навальный поступил в очень тяжелом, практически бессознательном состоянии. А омские врачи его спасли, хотя работают в очень слабенькой клинике. Нареканий на нее довольно много. Плохое учреждение, надо прямо сказать. Но плохое оно в смысле финансирования, а не в плане профессионализма врачей. И они, наши русские искусники-левши, смогли спасти Навального, хотя оказались в очень сложной ситуации, работая в не самом богатом медицинском учреждении, а точнее, в одном из самых бедных. Честь и слава омским врачам. И зарплату и оборудование, хочется добавить.

«Немецкие власти закрылись. В отличие от омских врачей, которые по несколько раз в день брифинги давали. Германские врачи сначала сказали, что это, возможно, отравление, но почти сразу замолчали» «Немецкие власти закрылись, в отличие от омских врачей, которые по несколько раз в день брифинги давали. Германские врачи сначала сказали, что это, возможно, отравление, но почти сразу замолчали» Фото: AP / TASS

«ВЛАСТИ СДЕЛАЛИ ВСЕ ВОЗМОЖНОЕ И НЕВОЗМОЖНОЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ ЗАКРЫВ ГЛАЗА НА КАКИЕ-ТО ЗАКОНЫ И ИНСТРУКЦИИ, ЧТОБЫ ПЕРЕДАТЬ НАВАЛЬНОГО НЕМЦАМ»

— Претензии о том, что якобы российские власти установили контроль над омской больницей и отдавали приказы врачам не давать Навальному адекватного лечения, — это тоже часть теории, о которой вы говорите?

— Ну да. Это тоже часть их версии. Дескать, врачи сначала спасли Навального, а потом туда приехали начальники-отравители и стали мешать врачам его спасать и передавать в клинику Германии. Но ситуация совсем другая. В кратчайшие сроки в нарушение российских законов российские власти отдали все бюрократические приказы для передачи тяжелобольного человека в другую страну.

Сейчас по этому поводу уже анекдоты ходят. Очередь в поликлинику. Женщина подходит к регистратуре, ее спрашивают: «Вам чего?» Она отвечает: «Мне такой же полный осмотр организма, как Навальному. А мужчине, который за мной, поездку в Германию на самолете. Как Навальному». Народная мудрость уже ответила на произошедшее. Не в том смысле, что власти сдерживали лечение Навального, а в том, что власти сделали все возможное и невозможное, в том числе закрыв глаза на какие-то законы и инструкции, чтобы передать Навального немцам.

— Хотя звучали обвинения, что самолет в Германию долго стоял на приколе.

— Да. Но этому есть совершенно ясные объективные причины. Не могут врачи прилететь и сразу сказать, мол, мы его забираем. Сначала они должны провести совещание с омскими коллегами, посмотреть все анализы и так далее.

— Это понятно. А разве в экстренных ситуациях, когда есть угроза жизни пациента, не надо его отправлять как можно быстрее?

— Есть разные ситуации. Когда человек после ДТП лежит на обочине дороги, его нужно немедленно отправлять в больницу. А когда надо принимать решение об отправлении человека из больницы, то надо хорошенько подумать: а транспортабелен ли он? Возможно, более разумным будет его оставить в Омске и просто подключить хороших, квалифицированных врачей. Кстати, омским врачам уже через несколько часов стали помогать суперсветила из Москвы. Главный специалист из госпиталя Бурденко, еще из института Склифосовского. Минздрав России принял решение, и лучшие специалисты, как и положено, оказывали содействие омским врачам.

— А Меркель и Макрон не давили на Путина, чтобы он отпустил Навального в Германию?

— Насколько я понимаю, когда Меркель и Макрон звонили Путину, они говорили, что будет очень хорошо, если Навальный выживет, а самое плохое, если он умрет в Омске. Думаю, они предлагали разные варианты, в том числе свою помощь спасения оппозиционера. Они уверены, что Путин крайне заинтересован в том, чтобы Навальный выжил, и поэтому не давили на президента России, а предлагали помощь.

— Какой значимый Навальный человек.

— Он раскручен в мировых СМИ как главный соперник Владимира Путина. Вы посмотрите на действия немецких властей. Он прибыл туда как личный гость канцлера Германии Меркель. Все видели этот кортеж из 15 автомобилей, который сопровождал Навального. Я обращаю внимание также на то, что все визы были оформлены в течение нескольких часов. Более того, сегодня надо же всех на коронавирус проверять, но родственников и сопровождающих Навального никто не тестировал. Махнули рукой на очень жесткие правила по COVID-19 и сказали: «Пусть приезжают».

— Известно ли, как сейчас себя чувствует Навальный?

— Нет. Немецкие власти закрылись, в отличие от омских врачей, которые по несколько раз в день брифинги давали. Германские сначала сказали, что это, возможно, отравление, но почти сразу замолчали. Еще известно, что они обратились к британской разведке. Вообще, эта клиника, куда поместили Навального, крайне политизированная. Очень качественная, но политизированная. Именно в ней лечились Меркель и президент Германии. Именно эта больница помогали фальсифицировать дело о так называемом отравлении Ющенко. Много раз объявляли, что его отравили. Но некоторые анализы Ющенко должен был сделать, однако до сих пор от них отказывается.

— А родственники и представители Навального?

— Родственники оппозиционера тоже замолчали, ничего не комментируют. Вместо этого продолжается информационная кампания обвинения властей. Все отработано. Но если раньше вопросы о здоровье Навального и ответственности Кремля шли вместе, то сейчас они разведены.

— То есть мы не знаем, ни в каком состоянии Навальный, ни какие у него перспективы по здоровью?

— Ничего не понятно. Выживет или нет, тоже не знаем.

«Я скажу то, в чем практически уверен. Навальный как всякий большой феномен является неким сочетанием различных проектов и интересов. Главные, кто командуют Навальным, это спецслужбы США» «Я скажу то, в чем практически уверен. Навальный, как всякий большой феномен, является неким сочетанием различных проектов и интересов. Главные, кто командует Навальным, — это спецслужбы США» Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

«АМЕРИКАНЦЫ ПОЛАГАЮТ, ЧТО ОНИ ИСПОЛЬЗУЮТ НАВАЛЬНОГО ДЛЯ СВОИХ ЦЕЛЕЙ, А ТОТ ДУМАЕТ, ЧТО ОН ИХ ИСПОЛЬЗУЕТ»

— И все-таки вы уверены, что целью отравления Навального была его смерть в самолете, а сбой произошел потому, что летчики совершили экстренную посадку?

— С моей точки зрения, эта версия наиболее реалистична. Условно говоря, на 55 процентов была попытка его сознательного отравления. Но версии о том, что было или резкое обострение хронического заболевания, или добровольно принятие Навальным каких-то веществ, которые подействовали нештатно, тоже отвергаться не могут.

— Кстати, анекдоты, о которых вы упомянули, и спецоперация по переправке Навального в Германию, не подтверждают ли версию экспертов, которые считают, что Навальный — проект российских спецслужб?

— Это версия мне кажется непрофессиональной. Я скажу то, в чем практически уверен. Навальный, как всякий большой феномен, является неким сочетанием различных проектов и интересов. Главные, кто командует Навальным, — это спецслужбы США. При этом у него есть ярко выраженные собственные большие амбиции. Американцы полагают, что они используют Навального для своих целей, а тот думает, что он их использует. Это как Ленин и немецкие спецслужбы во время Первой мировой войны. Немцы думали, что они использовали Ленина, и использовали его для развала России и выхода ее из войны. А Ленин думал, что он использовал немецкие спецслужбы для прихода к власти и их использовал. Потом, кстати, он многое сделал не так, как хотели немцы. Взаимоотношения Навального и американских спецслужб в задумке похожи на отношения Ленина и немецких спецслужб. Как там получится в конечном итоге, никто не знает. Но поскольку он является ресурсом, очень мощной фабрикой по производству антикоррупционных расследований, то, естественно, его используют в конкурентной борьбе различные российские олигархические группировки, которые по своей природе являются не бизнес-группировками, а бюрократическо-политическими.

— То есть в данном случае большую роль играют олигархические группировки, а не силовые?

— Все олигархические группировки связаны с силовиками. Каждый думает, что использует другую сторону в своих целях, и происходит обмен взаимными услугами.

— А в омской больнице действительно был глава местного ГУВД?

— Он обязан там был быть. Без всякого желания. Для омских силовиков это была страшная, огромная проблема. Конечно, и глава ГУВД туда приехал. Это же серьезная ситуация, и от нее его судьба зависела. Если бы были катастрофические последствия, на него могли бы повесить вину.

— С другой стороны, эфэсбэшники. А есть еще следственный комитет. И никто не хотел брать на себя ответственность?

— Конечно. Никто не хотел. И все должны были там присутствовать для того, чтобы соблюсти свои интересы.

— Вы оцениваете реакцию власти на отравление Навального как слабую. Считаете, что она проигрывает в интерпретации случившегося, и предсказываете раскрутку в информационном поле тезиса о том, что Навальный, как главный противник Путина, отравлен по приказу президента. Это находит подтверждение?

— Конечно. Такое ощущение, что наши люди, которые отвечают за информацию, живут еще в XX веке. Тогда имели значение рациональная аргументация и закон. Сейчас это не имеет значения. Сейчас важнее не тексты, а картинки и образы. И кто раньше наиболее убедительно сможет рассказать историю, тому и поверят. А не тому, кто через год получит факты от следствия и прокуратуры. Тогда уже никто ничего не заметит, потому что изменится политическая реальность. Нам нужно научиться действовать в стилистике XXI века, когда имеют значение социальные сети, истории и правдоподобие. Я своим студентам всегда говорю, что в наше время недостаточно говорить правду. Нужно, чтобы ваша правда была еще легендирована. То есть чтобы правда и выглядела как правда. Это слово из теории разведки. Когда человек куда-то едет, он должен быть легендирован, необходимо четкое и ясное объяснение, куда он едет и зачем. Точно так же и здесь во всех действиях должна быть строгая легенда. Желательно, чтобы легенда была правдой. Наши власти говорят правду, а их оппоненты лгут, но их ложь всегда хорошо легендирована и выглядит как правда. А наша правда всегда плохо легендирована и размывается. Плохо она легендирована почему? Потому что фактов всегда недостаточно. Условно говоря, наши основывают правду на двух-трех реальных фактах. А оппоненты основывают свою историю на одном реальном факте и пяти-шести полуфактах. Но выглядит это значительно более убедительно. Российские власти должны научиться рассказывать красивые истории. Недостаточно говорить: «Давайте дождемся объективного расследования». Не будет этого. Нужно дать свою убедительную версию, и как можно быстрее.

Причем особенно странно, что такая ошибка стала большой именно у нас, ведь пол-руководства нашей страны из разведки, а потому должны хорошо понимать важность легендирования.

«Навальный получил 25 процентов на выборах мэра Москвы. Но этот результат абсолютно нельзя экстраполировать на нынешнюю ситуацию. Потому что он его получил до крымских событий» «Навальный получил 25 процентов на выборах мэра Москвы. Но этот результат абсолютно нельзя экстраполировать на нынешнюю ситуацию, потому что он его получил до крымских событий» Фото: «БИЗНЕС Online»

«МОЖЕТ БЫТЬ, НАШИ ЭФЭСБЭШНИКИ НАЙДУТ ТОГО, КТО ОТРАВИЛ НАВАЛЬНОГО. А МОЖЕТ, НАЙДУТ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ТОГО, ЧТО ОН ОТРАВИЛСЯ САМ»

— Вокруг отравления Навального действительно идет информационная война. Представили разных лагерей рассуждают о том, насколько выгодно Путину травить оппозиционера и есть ли здесь козни Запада. Насколько этичны такие рассуждения?

— Они абсолютно неэтичны. Но мы живем в мире все менее и менее этичном. Включите телевизор. Господи! Криминал и голые задницы во всех странах мира. К сожалению. А что касается того, выгодно это или невыгодно Путину, то у меня есть один из главных тезисов, который я повторяю с утра до вечера всем западным телеканалам. Навальный не представляет никакой угрозы для Кремля сам по себе. Когда ему запретили американцы поддержать воссоединение Крыма с Россией, он оказался в той узкой секте, о которой мы говорили. С точки зрения поддержки населения у Навального нулевые шансы. Большинство населения России его считают, как ни крути, американским агентом. Даже в глазах тех нескольких процентов, которые его поддерживают, он тоже агент США. А американский агент в современном российском обществе не имеет шансов получить серьезную поддержку. При этом он не только не поддержал воссоединение Крыма с Россией, но и ни разу не осудил чудовищные подавления русского языка, ситуацию с  православной церковью на Украине. С электоральной точки зрения Навальный никакой угрозы для Кремля не представляет.    

— При этом остается версия, что Путин, глядя на события в Беларуси, мог испугаться того, что и у нас начнут раскачивать нечто подобное, а Навальный возглавит протест.

— Навальный получил 25 процентов на выборах мэра Москвы. Но этот результат абсолютно нельзя экстраполировать на нынешнюю ситуацию, потому что он его получил до крымских событий. А после них мощным ударом американского сапога Навальный оказался помещенным в узкую сектантскую нишу.

— То есть Навальный, на ваш взгляд, не может возглавить протест по типу белорусского, хотя Хабаровский кейс показывает серьезное напряжение и внутри России, которое может вылиться в массовые акции?

— Навальный может возглавить протест, но маленький — только среди тех, кто согласен, что Россия должна быть разрушена. Но таких меньшинство.   

— Значит, разыгрывается кампания, цель которой демонизация Путина, Кремля и России в целом?

— Конечно. Взяли курс на свержение Путина. В этом нет никаких сомнений.

— Вы считаете, что и в данной ситуации используется модель «политического отравления» и делаете прогноз, что точных данных случившегося предоставлено не будет. Чем в итоге аукнется отравление?

— Неизвестно. Будущее открыто. Мы живем в свободном мире. Как аукнется ситуация с Навальным, мы пока не знаем. Смотрите, как плохо развивалась история с 33 «вагнеровцами». Ужасно разворачивалась. Тогда план был чудовищным. Их хотели взять, рассказать сказки о том, что есть другие 100 человек в Беларуси, потом устроить кровавую бойню и обвинить в этом Россию, чтобы она не могла помочь Лукашенко в отражении провокаций. Цель была в том, чтобы Лукашенко наезжал на Путина, а Путин, оскорбленный, не помогал Лукашенко. Вот такой был план. Благодаря же усилиям наших эфэсбэшников, утвердили принцип свободы метафизической, сделав так, что будущее стало зависеть от наших действий. И ситуация стала значительно лучше. Точно так же может оказаться и здесь. Может быть, наши эфэсбэшники найдут того, кто отравил Навального. А может, найдут доказательства того, что он сам отравился в результате того, что принимал кокаин. Кто его знает.

— Понятно, что ситуация неясная. Тем не менее хочется закончить пожеланием здоровья Навальному.

— Пожелаем здоровья Навальному и всем другим, кто занимается политическим процессом.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (125) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
30.08.2020 09:29

Какой ужасный мир . Кругом враги и злопыхатели . Одна наша страна противостоит злу всеми силами...

  • Анонимно
    30.08.2020 09:12

    Как говорили классики: "В России две беды дураки и дороги"
    И ничего не меняется )).

    • Анонимно
      30.08.2020 09:27

      Сейчас еще 2 прибавились
      Сечин и короновирус

      • а на украине этих бед нет

        • Анонимно
          30.08.2020 11:16

          День прожит зря если не приплести Украину?

          • Анонимно
            30.08.2020 11:48

            11.16.

            Если Украина этот путь прошла и получила самые отрицательные результаты - то надо об этом писать.

            Но вы хотите беларусам этой же участи и поэтому вас раздражает упоминание Украины..

            • Холуи, подхалимы, холуйчики
              Приставные все заняли стульчики.
              В сотый раз будут слушать соловушку,
              Доверяя во всём его словушку.

              А потом забивать пойдут колышки,
              Чтобы меньше у всех было волюшки.
              В кутерьме обвинив супостатушек,
              Подстрекают, мол, электоратушек…

            • Анонимно
              30.08.2020 12:52

              А Грузию? А Грузию чего не приплетаете?

              • Анонимно
                30.08.2020 18:46

                Грузия, там своя история. Просто некоторые не знают, что там испокон века война грузин с абхазами была. А учитывая закон кровной мести, война была перманентно. Помню, что ещё моя мать направляла посылка и в Гудауты семье папиного фронтового друга чёрные платки и чулки - дефицит, потому что постоянный траур, который надо соблюдать год. А убивали там постоянно ещё при Советской власти, но негласно. В 90-е, когда никаких сдерживающих факторов уже не было, полномасшабая война Грузии против Абхазии. РОССИЯ ВЫСТУПИЛА НА СТОРОНЕ СЛАБЫХ - АБХАЗОВ. Защитила. Но там по-прежнему столько развалин - привет от Грузии

        • Анонимно
          30.08.2020 18:58

          Бред

      • Анонимно
        30.08.2020 14:11

        В германии митинги против власти - оказывается меркель отказалась выполнять условия сша!!! Ну вот и до гейпарадовской Европы докатилось)))

    • Анонимно
      30.08.2020 09:46

      уважаю вас за самокритику. или вы из другой страны пишите?

      • Анонимно
        30.08.2020 10:12

        Да, из России будущего!

      • Анонимно
        30.08.2020 10:14

        Из той же в которой и Вы мой "остроумный"))

        • Анонимно
          30.08.2020 19:07

          Какое-то время он, конечно, будет трепыхаться и пытаться удерживать власть, но чем дальше - тем менее адекватно это получается. Бегать с автоматом за натовскими ядерными боеголовками - выглядит это как-то не ага. Но деваться некуда. Пять известных стадий принятия уже начались, и сейчас Лукашенко на стадии перехода гнева к торгу, после чего через депрессию ему придется принимать неизбежное. Он проиграл.

  • Анонимно
    30.08.2020 09:29

    Какой ужасный мир . Кругом враги и злопыхатели . Одна наша страна противостоит злу всеми силами...

    • Анонимно
      30.08.2020 10:47

      Навальный однозначно пил вечером алкоголь + наркосодержащие препараты, я так думаю.

      • Анонимно
        30.08.2020 11:20

        От алкоголя и наркосодержащих препаратов здоровые мужики не впадают в кому, даже при употреблении их в огромных количествах.

        • Анонимно
          30.08.2020 13:12

          Вот сказал, так сказал. Токсиколог, нарколог?

          • Анонимно
            30.08.2020 17:36

            Если было бы так, то в Омске врачи, сразу во всех тв сообщили, что в организме Навального, обнаружены наркотические средства и повышенный уровень алкоголя. Но об этом тишина, только какие то журналисты типа Соловьева и тд., озвучивают эту передовую тему.

    • Анонимно
      30.08.2020 13:21

      Ага а по вашему значит это какой прекрасный мир..Кругом одни друзья и доброжелатели.Ну не бред ли вы пишете сивой кобылы уважаемый?

    • Анонимно
      30.08.2020 14:54

      яга нищая но святая Россия со своими стодолларовыми пенсиями и трехсотлолларовыми зарплатами противостоит мировому злу ..

      Смешно !

    • Анонимно
      30.08.2020 18:58

      Очередной эксперт, который пытается нам вдолбить в голову, чтоб мы терпели.

    • Анонимно
      1.09.2020 14:06

      Всю статью можно прокомментировать так: ХАХАХАХАХАХАХАХАХАХА

  • Анонимно
    30.08.2020 09:48

    Луку свергает свой же народ.

    • Анонимно
      30.08.2020 10:10

      в 1917 то же свой же народ сверг. И что получили? Сначала брат на брата с оружием в руках, потом ценой своих жизней начали с нуля строить новую страну. Уверены что через кровь и смерти надо строить новое государство? Нельзя по другому? Надо сначала разрушить?

      • Анонимно
        30.08.2020 10:23

        Если лука уйдет сам ничего рушить не надо будет

        • Анонимно
          30.08.2020 10:35

          Если Лукашенко откажется - будете рушить?.

        • Анонимно
          30.08.2020 10:35

          Согласен. Нельзя оправдывать тиранию заботой о народе.

          • Анонимно
            30.08.2020 23:19

            Конечно, лучше какой-нибудь пустопляс и пропойца, как наши Горбачев и Ельцин, который профукает Беларусь и сдаст полякам? Белорусы, надеюсь, не садомазохисты?

        • Анонимно
          30.08.2020 10:55

          На Украине ушел сам и что получили.

          • Анонимно
            30.08.2020 11:07

            Шахтеров на танках из военторга получили.

            • Анонимно
              30.08.2020 11:51

              Вначале был антиконституционный Майдан, затем нацбатальоны растреливающие мирных жителей, затем пушки и самолеты растреливающие Донецк и Луганск, а потом уже шахтеры с танками из военторга.

              Хронологию не забывайте.

              • Анонимно
                30.08.2020 12:24

                А отпускников с заблудившимися куда вставите?

              • Анонимно
                30.08.2020 12:53

                вы все перепутали опять.

              • Анонимно
                30.08.2020 13:30

                Это метода коллективного запада. Прав автор. Можно подмать, что все они тревожатся о простом народе

              • Анонимно
                30.08.2020 18:51

                И сейчас мирные кварталы Донецка бомбят - мама не горюй. В Горловке столько домов разрушили, ужас!

          • Анонимно
            30.08.2020 11:14

            А что получили?

            • Анонимно
              30.08.2020 11:45

              11.14.

              Получили 3-хкратное падение уровня жизни, закрытие или резкое сокращение производства на высокотехнологичных предприятиях.
              Безработица огромна и почти 10 млн. украинцев зарабатывают на жизнь вне своей страны.
              Но главный минус - криминальный беспредел и быть избитым или убитым за свое мнение.

              Т.е в стране где кричали и кричат о наличии свободы, на самом деле жесточайший террор за инакомыслие..

              • Анонимно
                30.08.2020 11:58

                А у нас ракеты под хохлому распишу, ввсокотехнологично. Куда там США.

              • Это вам 1 канал напел?
                На всех курортах мира украинцев больше чем россиян в РАЗЫ!!!
                Был на субподряде в Украине в 2019-2020..
                Живут хорошо, не хуже РФ!!
                Однозначно

                • Анонимно
                  30.08.2020 12:40

                  Реалист вы опять из параллельной реальности про каких то массовых украинцев на курортах. Пишите жалобы в МИД тех стран, кто дает статистику по туризму. Надоели уже чушь вечную писать

                • Анонимно
                  30.08.2020 13:43

                  Реалист вы зачем тут пишете враньё?Есть статистика уровня жизни в мире.Россия занимает 26 место в списке но в 2016 году была на 24-й.,а ваша хвалёная Украина всего лиш 69 место.Это от издания Forbes США.
                  https://www.forbes.ru/biznes/356095-rossiya-podnyalas-na-26-mesto-v-reytinge-luchshih-stran-mira

                • Анонимно
                  30.08.2020 14:16

                  12.06.

                  Реалист, я понимаю что вам охота отстоять свою точку зрения, но зачем вы делаете это так глупо?.

                  Насчет украинцев которых с ваших слов якобы в разы больше на курортах мира, приведу один факт который вашу глупость прибьет как тапок таракана.

                  Если посмотреть число вылетов только из Пулково (Питер) в другие страны, то их в 3 раза больше чем число вылетов из аэропортов Украины ВМЕСТЕ ВЗЯТЫХ!!!


                  .

                  • Анонимно
                    30.08.2020 14:28

                    ВЫ путаете полеты бизнес джетов,из Пулково, сполетами чартеров из борисполя.

                    украинцев на курортах больше чем чем российских

                    • Анонимно
                      30.08.2020 15:35

                      14.28.

                      Вы любите прыгать на граблях?

                      Я написал про вылеты только регулярных и чартерных рейсов..

                • Анонимно
                  30.08.2020 18:58

                  Только Зеленский за миллиард долларов 200 млн передал иностранцам контроль за всеми успешными предприятиями Украины (а строилпто их советский народ), за фарацевтикой и медициной, судебной и налоговой системой. ПРОДАЛ ОСТАТКИ НЕЗАЛЕЖНОЙ В РОЗНИЦУ. А вот Лукашенко так в жизни не сделает. Честный мужик, и сейчас не за себя сражается, а за порядок и стабильность в социалистической Беларуси. Не хочет, чтобы белорусы, если его не будет, вспоминали бесплатную медицину и образование, как прекрасный сон.

                  • Анонимно
                    31.08.2020 05:22

                    В капиталистической Германии образование тоже бесплатное, и ее вузовское образование получше белорусского будет.

                    • Анонимно
                      31.08.2020 10:46

                      А Вы уверены, что после ухода Лукашенко в Беларуси останется хоть что-нибудь бесплатное? Я - нет

              • Анонимно
                30.08.2020 13:44

                11:45 Меня удивляют такие вот тупоголовые. Хорошо, а если бы в Украине не сменили бы Януковича, она бы цвела и пахла? Вы еще сами не знаете в какую пропасть падаете, а все об украинцах и белорусах думаете. Как раз за украинцев спокоен. Да, падение производства, но опять таки, оттяпали Донбасс, падение уровня жизни. Но у них есть возможность все исправить, но уже без совков и России. Да, они будут, как поляки вначале работали у немцев, французов и англичан, тоже там же работать, благо есть где работать. И как поляки будут возрождать свою экономику уже на новых конкурентных принципах. Поляки показывают рост экономики и своего благосостояния. Будет и украинцев тоже самое. А вот у других бывших совков что-то другое намечается.

                Sheldon

                • Анонимно
                  30.08.2020 14:24

                  Тупоголовые те, кто не считается с реальностью.
                  А реальность такова что высокотехнологичные предприятия дававшие основной доход бюджету Украины - уничтожены или еле дышат.
                  Польша в составе ЕС , а Украину никто туда не собирается принимать, поэтому глупо приводить в пример Польшу.

                  К слову Болгария,Румыния и т.д. хотя и находятся в ЕС, но не блещут результатами.
                  Если Украина продаст земли (к чему ее ведут), то от Украины останутся только - флаг,гимн и долги..

                  • Анонимно
                    30.08.2020 14:29

                    еще раз совесткиевысоко технолгичные производств аэто отсталые произвосдтва ненужных вещей.
                    в румынии и вболгарии народ уже живет лучше чем в Росии.
                    На украине тоже кстати жизнь лучше.
                    авсе ваши технолгии этопарки скамейки и прочая чепуха

                  • Анонимно
                    30.08.2020 15:07

                    Найти своё место возле параши это дело не сложное.Его уже указали Украине и давно,а вот как долго будут выкарабкиваться из этой субстанции вопрос времени.Уже сейчас прошло свыше 6 лет а воз и ныне там.Похоже это счастье мы в нашей жизни больше и не уведем.А у поляков программа поддержки экономики с ЕС,а если быть точнее уже заканчивается и 2021 году будут уже финансировать юг ЕС.Польза поляков в экономическом плане минусовая они банкроты.В кассу ЕС они платят только до 6 млрд евро,а вот берут из неё 16 млрд евро.По этой причине эту помощь прекращают.Советую прочесть программу ЕС Европа двух скоростей,а потом уже постить весь этот бред.

                  • Анонимно
                    31.08.2020 05:24

                    Швейцария тоже не в составе ЕС, а Британия недавно оттуда вышла.

                • Анонимно
                  30.08.2020 14:50

                  13.. шАлдон, смело так ярлыки вешаешь . Сам - то кто?

                • Анонимно
                  30.08.2020 18:59

                  Но при Янукович не было кровопролитной войны с собственным народом на Донбассе

                  • Анонимно
                    30.08.2020 19:25

                    18:59 Тупоголовыми называю и тех, кто путает причину со следствием. Янукович и есть причина дальнейших действий, в том числе и войны на Донбассе и потери Крыма. Это его политика привела почти к полному разоружению украинской армии, к тотальной коррупции власти, потери его влияния на сознание народа, превратив его в кучку вороватых чиновников, которые торговались с Россией как им выгодно все сдать.

                    Sheldon

                    • Анонимно
                      30.08.2020 22:05

                      Нет, Шелдон, Янукович был только повод, а цель была другой - превратить Украину во врага и плацдарм против России. Не случайно майданщики орали - москаляку на гиляку, кто не скачет, тот москаль. А первый указ Рады после майдана - запрет русского языка, после чего встал многонациональный Донбасс - им же ясно дали понять, не украинцам на Украине делать нечего. Киев двинул против Донецка танки и до сих пор долбит Донецк дальнобойными снарядами, причём по мирным кварталам и ШКОЛАМ. ДЕТЕЙ ПОУБИВАЛИ - УЖАС! Вот чем заканчиваются майданы

                      • Анонимно
                        31.08.2020 10:29

                        22:05 Может взгляните на события с другой стороны? Газовую войну объявила Украине Россия. Тот самый договор, который был подписан Тимошенко чуть ли с пистолетом у виска, потом отмененный и по приговору суда Россия вернула очень много денег Украине потом, но уже после Януковича. Янукович уже дальше тянул Украину в сторону Россия. Неужели до вас до сих пор не доходит, что все эти события как в Украине, так сегодня и в Белоруссии инициированы только желанием России присоединить их к себе, лишить их независимости. То есть воссоздать нечто подобное СССР-2.1.

                        И как все нормальные народы, украинцы, как и белорусы не хотят терять своей самостоятельности.

                        Sheldon

                        • Анонимно
                          31.08.2020 12:12

                          10.29 Это все ваши фантазии. Или методичка? На майдане в Украине, да и сейчас бесились бендеровцы, ненавидящие Россию и всё русское. Вот и начали геноцид населения Донбасса, среди которых было много русских, татар, евреев ( те, правда, выехали сразу после того, как Украина погнала танки). А присоединять Россия во взбесившейся Украине никого не собирается. Даже Донбасс, хотя они просятся и бижаюся. Только гуманитарная помощь и пенсии старикам Россия платит, потому что Киев лишил стариков ДНР и ЛНР пенсий и держит города Донбасса в экономической блокаде, не говоря уж о ежедневных обстрелах мирных кварталов.

                        • Анонимно
                          31.08.2020 12:31

                          10.29 Ну так теперь все ясно, шалдон. Спасибо разъяснил. Твой взгляд с той стороны. Наш взгляд - изнутри.

        • Анонимно
          30.08.2020 18:50

          Да вы тут же разрушит социализм, который так бережно сохранял Лукашенко

      • Анонимно
        30.08.2020 12:53

        В 1917 был вооруженный госпереворот. Народом там и не пахло.

        • Анонимно
          30.08.2020 13:06

          в феврале было народное восстание
          в октябре переворот

    • Анонимно
      30.08.2020 11:41

      Какой народ его свергает? Пургу и пропаганду здесь не неси. Один народ выходит за Лукашенко,а другой против, а по факту Лукашенко выиграл выбору.
      Свои сказки расскажи в Грузии и Украине.

      • Анонимно
        30.08.2020 12:54

        Пургу только Песков может нести.

      • Анонимно
        30.08.2020 19:01

        Верно. Видео с митинга защитников Лукашенко убеждает - протестунов ничтожная кучка

    • Анонимно
      30.08.2020 13:27

      Польша гадит. Им по фигу белоруссы. ИМ нужна Беларуссия. Шакалы одним словом

      • Анонимно
        30.08.2020 14:20

        Я скажу более того почему гадят.Они хотят найти 1.Рынок сбыта польских товаров2.За счёт дешёвых белорусов а они скорее будут дешевле чем украинцы производить на польских заводах дешевый польский товар в ущерб России.Вот и всё.Этот их майдан потом окупится с лихвой.

        • Анонимно
          30.08.2020 14:26

          Рынок сбыта это хорошо.Это означает что белоруссов будут деньги покупать хорошие польские товары.
          Польский ширпотреб лучше российского .
          тричетвертых промышленности вбедларуссиии убыточно вот источник революции

          • Анонимно
            30.08.2020 14:36

            14.26.

            Если 1 млн.. беларусов будут работать в Польше и на развитие Польши, а в Беларуси все встанет, то остальным 9 млн. беларусам идти на паперть или умирать?

          • Анонимно
            30.08.2020 14:40

            Вы я гляжу так и не поняли.Зарплаты маленькими будут.На какие шиши всё это будете покупать?Опять кредиты?Да эти товары польско белорусские в России продаваться не будут.Россия ведёт санкции.Это вы о чём мечтатель?

  • Анонимно
    30.08.2020 10:07

    Простым быть преступно, "сложно" думать надо.
    Сейчас у руководства не должны быть люди такого плана-я начальник, а все дураки.

  • Анонимно
    30.08.2020 10:21

    Вот все аналитики пишут только про власть, про то кто стоит за спинами протестующих. Мало кто пишет, а что же делать, я вот кроме бряцения оружием как подросток, лично со стороны Лукашенко не одной положительной меры для народа не увидел. Это политолог так снисходительно про беларусов мол это все марионетки, считай быдло, да нет товарищ Маркин 250 тысяч в нормальной стране не выходят какими бы уговорами их, не лечи. Значит большие проблемы правления Луки наступили, и вот о чем надо говорить и что бы в России не повторилось.

    • Анонимно
      30.08.2020 10:43

      10.21.

      Один показательный пример.

      В СССР самый большой автобусный завод был во Львове,а Беларусь автобусов вообще не производила.

      В Украине аж 6-го президента избрали, но автобусы не выпускают.
      Лукашенко всего лишь второй президент в Беларуси, но сохранил не только заводы и предприятия оставшиеся после СССР, но открыл массу новых и в том числе по производству автобусов.
      И теперь "демократичная" Украина закупает автобусы в Беларуси.

      В Беларуси нет олигархов, развита промышленность и сельское хозяйство.
      И благодаря Лукашенко Беларусь не поддалась психозу коронавируса и не останавливала работу предприятий.

      • Анонимно
        30.08.2020 11:50

        Вы сколько лет прожили на Украине и в Беларуси, чтобы судить о них? Ваше мнение и автобусы их жителям до лампочки. Люди сами решают, в отличии от нас, как им жить и куда и на каком автобусе двигаться. Сколько уже слышал, что Украина (США, Европа....) вот вот загнется. Сколько раз уже Украина уже замёрзла зимой без нашего газа. Только вот у них безвиз, президент без махинаций на выборах, а у нас евро под 100, инфляция 40% и превращение в северную корею.

        • Анонимно
          30.08.2020 16:16

          Не особо-то они и решают сами.
          Газ и электричество хотите по ценам, как на Украине?
          Евро нет и 90, инфляция тоже далеко не 40.
          Ваши страхи преувеличены)

    • Анонимно
      30.08.2020 19:03

      Лукашенко справится, а мы поможем, если что. Все-таки белорусы нам братья, а в Беларуси социализм. Это надо ценить и охранять

    • Анонимно
      30.08.2020 22:17

      Ну, это Ваша проблема, что Вы ничего не увидели в правлении Лукашенко, кроме того, что Вам очень хотелось видеть - только негатив. А мне вот во время командировки псковичи рассказали, что на границе псковской области с Беларусью разительная разница - разбитые русские шоссейки сменяются прекрасными белорусскими трассами. Вы не заметили в своей слепой ( а может быть, спланированной и оплаченной) злобе, что там действующие и как часы работающие государственные заводы, что там бесплатная медицина и прекрасное образование, которое тоже безвозмездное для родителей. Интересно, как может процветать страна, если правитель слабый? Ответ очевиден - это невозможно. Значит, Лукашенко сильный правитель, который поддерживает в стране достойный уровень жизни. Это аксиома

  • Анонимно
    30.08.2020 10:29

    вся россия вышла из лихих 90х где бандитом считалось быть престижно помню разговор с одним уважаемым инженером который восторгался шашуриным и бандитский менталитет крепко сидит в мозгах россиян именно поэтому к власти прошли те кто мечтает захватить весь мир правда это шло еще с времен кипения разума возмущенного который вел россиян в смертельный бой что бы разрушить весь мир до сих пор это есть до сих пор россия считает весь мир врагами с которыми нужно воевать ну и подбирает себе пропагандистов этого таких как соловьев киселев и этот вот марков россия идет по пути ссср и кончит также как ссср ибо не может существовать государство основанное на злобе ненависти презрении к другим и стремлении к роскоши

    • Анонимно
      30.08.2020 13:49

      10.29 Начал ты хорошо, кончил за упокой. ВЫвод не верный. Если не слушать наших, то слушай аминова. А с Нексты не наш формат

      • Анонимно
        30.08.2020 15:38

        я уже несколько десятилетий слушаю наших только с целью понять как нельзя жить и поступать и выводы я делаю свои а не ваши с вашими выводами чуть не околел

  • Анонимно
    30.08.2020 10:33

    Во вторых, о чем пишет, этот Маркин, что какие то польские спецслужбы переиграли наши Российские, считай союзного гос-ва. И продолжают удерживать там ситуацию?

  • Анонимно
    30.08.2020 10:33

    Во вторых, о чем пишет, этот Маркин, что какие то польские спецслужбы переиграли наши Российские, считай союзного гос-ва. И продолжают удерживать там ситуацию?

  • Анонимно
    30.08.2020 10:33

    Слишком подробно. Плюс несколько процентов фантазии. Какие то страхи о плане Илларионова вместе с достоверными подробностями.

  • Анонимно
    30.08.2020 10:48

    Нельзя бесконечно о людей вытирать ноги.Даже смирные белорусы взбесились только бежать им некуда.В Евросоюз не примут.Будут в предбаннике сидеть но квоты на производство заставят выполнять.А это конец всей промышленности.В Россию примут с радостью.Но на другой день москвичи приедут и скупят всё на корню и без всяких квот порежут всё на металлолом.Вот и ходят они кругами батьку пугают.

    • Анонимно
      30.08.2020 11:39

      10.48.

      Зачем москвичам покупать предприятие и резать его на металлолом?.
      Если москвичи (россияне) купят предприятия, то предприятия продолжат работу. Но вот количество работающих и зарплата могут уменьшиться..
      Получается что подавляющему большинству беларусов нужен Лукашенко ..

      • Анонимно
        30.08.2020 13:53

        Москвичи и Федералы - разные вещи. Запад придет - станет бедная агрария, а не страна. Конечно народ за Лукашенко. Именно на планктон и сделано воздействие поленьев. Батька выстоит.

  • Анонимно
    30.08.2020 11:17

    А после них мощным ударом американского сапога Навальный оказался помещенным в узкую сектантскую нишу.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/479226

    Тоже мне политолог, говорит советскими пропагандистским штампами.

  • Анонимно
    30.08.2020 11:23

    В стране (Украина) - где победил Майдан:

    Горняки шахты «Надежда» во Львовской области отказываются подниматься на поверхность из-за долгов по зарплате, сообщил глава Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец.

    Сейчас на территорию предприятия съезжаются жены шахтеров с детьми, члены шахтерских семей – они намерены провести собрание. Зарплату на предприятии не выплачивают с марта», – добавил он.

    • Анонимно
      30.08.2020 11:44

      В России все рабочие доовольны?))
      Или просто боятся сесть на 3 года за бросок пластикового стакана?

      • Анонимно
        30.08.2020 12:36

        У нас Мордор, а в Украине -свобода..
        Свобода по-полгода не платить зарплату..

      • Анонимно
        30.08.2020 16:47

        В сравнении с украинскими, возможно, и довольны.

  • Анонимно
    30.08.2020 11:52

    Батька при помощи России не дал голову поднять коричневой хунте и уничтожить Беларусь, как Украину. Дальше видно будет. Судя по информации источников АП РФ, политологов и событиям, таких как визит Патрушева - секретаря совбеза РФ, предстоящий возможный визит Путина в Минск и ряду других признаков, наиболее вероятный вариант это проведение достроечный выборов с победой пророссийского кандидата и усиленные интеграционные процессы с Россией в форме примерно автономного региона в составе России.

  • Анонимно
    30.08.2020 11:58

    Так чего вы хотите от капитализма. ни в России, ни в Украине не осталось гос.предприятии. Они сохранились только в Беларуси у"тирана" Лукашенко, как и бесплатная медицина и образование, прекрасные дороги. И коррупции там нет. Вот такой вот диктатор.. Всем бы таких..

    • Анонимно
      30.08.2020 13:56

      11.58 Да и нам бы все это. Как всегда гумманитарии и планктон все будоражат. Ничего - туман рассеится, пена сойдет, и полякам надо показать, то что надо

      • Анонимно
        30.08.2020 14:02

        не покажешь.показывать нечего вам.
        лука уйдет. беларссы будут свободны. И пляки ближе им чем мы русские или татары

  • Анонимно
    30.08.2020 12:56

    Съездил бы товарищ Марков в Беларусь. Общался бы с людьми,так сказать народом.Похоже тебе кто то платит,не Кремль ли? Я вот был в последний год два раза в командировке.Там все не так просто. На улицах люди не улыбаются(кузлэрендэ нур юк),..На заводах тихо-тихо разговаривают.Жизненный уровень упадке. Молодежь уезжает на заработки Польшу,Германию и Россию.Городах улицы как в Советское время....(В первый раз прилетел- как будто я в областном городе России 2000-х годах) И еще-белорусскую речь не слышал я в Минске.

    • Анонимно
      30.08.2020 13:52

      Ну если вы людям в Минске говорите «кузлэрендэ нур юк» конечно они улыбаться не будут. Такими фразами вы и в Казани прохожих озадачите. Вообще не знаю, в какой вы Беларуси бываете, я правда кроме Минска нигде не был, но и там люди доброжелательные и россиянин для них не иностранец, а такой же как они. Фактически разницы живешь ты в Казани или Минске для них нет.

    • Анонимно
      30.08.2020 14:22

      12.56 В литве уже треть молодежи уехала, а в твоей цветущей поляндии, как ни странно - народ тоже стремительно сокращается - это такой цветцщий повод

      • Анонимно
        30.08.2020 14:31

        А что плохого что есть экспорт рабочей силы?? из литвы или польши?
        Этостране дает деньги две трети потом возвращается польша это показала

        а экспортрабочейц силды даетприбыль в бюджет они же бабло прислают обратно

        • Анонимно
          30.08.2020 16:07

          А это стране ничего хорошего не дает. Главное не дает будущего. Экспорт рабочей силы - слова казенные, а за ними трагедия нации

  • Анонимно
    30.08.2020 13:04

    ну наконец то собрались в комментариях знатоки геополитики. читаю и очередной раз смеюсь над комментариями. Ну прямо "весь народ против " )))) да 90 % населению пофигу все. и как бы плохо не было не куда не пойдут, ни на один митинг. так что не надо тут про "весь народ" лапшу вешать

  • Анонимно
    30.08.2020 13:33

    Зачем Россия всегда должна оправдываться за все́ и за вся? Европа раздолбала Ливию и ничего. Про США вообще можно не говорить, лезет всюду. А тут какая-то Польша, какой-то Навальный.

  • Анонимно
    30.08.2020 14:28

    Одно название политолог-все он знает,хотя ему об этом никто из Кремля не сообщал.Как философ

  • Анонимно
    30.08.2020 15:28

    База для социальных протестов есть в любой стране. В любой! В РФ это безработные, кредитные и иные должники, обманутые дольщики и вкладчики банков и других финансовых учреждений, гражданские активисты (прежде всего, "зеленые" и "западники"), разорившиеся предприниматели (только за последний год закрылся 1 миллион ИП и т.д.). База для социальных протестов также есть. Повышение пенсионного возраста, цен, тарифов, налогов, падение зарплат и доходов. России, если она хочет выжить как государство, нужно наступать, а не обороняться. В тучные годы сверхдоходов от нефти и газа РФ слишком увлеклась проведением весьма затратных Праздников и строительством трубопроводов. Именно в дни закрытия Олимпиады в Сочи произошел переворот на Украине. Почва для протестов тоже есть. Обогащение части населения (в руках 10% населения 83% богатств, а клан Роттенбергов признан ФОРБС богатейшим в России) и обеднение другой части (в РФ сейчас 18,5 млн.бедных и 45 млн.кредитных должников) создают условия для роста недовольства. РФ либо вернет контроль над территориями Союза, либо повторит его судьбу.
    А.В.

  • Анонимно
    30.08.2020 16:05

    Чушь несёт

  • Анонимно
    30.08.2020 16:37

    Молча надо выводы делать и повернуться лицом к народу, пока не поздно, время еще есть, пока есть...

  • Анонимно
    30.08.2020 20:05

    Лукашенко снова бегает с автоматом вокруг своей резиденции: по новой подает знаки тем, кто не понял его решимости?

  • Анонимно
    30.08.2020 23:08

    Странно видеть некоторые комменты, Маркоа дельные вещи говорит! а вы тут ерничиете. 1. либо вы из стана врагов России как единого государства 2. либо насьолько наивны, чоо не верите в наличие реальных врагов в России. А они есть!!!! это и США и англия !!!!! и ТНК некоторые и сожрать хотят и разодрать на части!!!!! Читайте маркова внимательно он много очень верно подметил и про "легендированную правду" и роо то что типа навальный хочет амер спецслужбы использовать в стиле ленина. Да он очень информированный человек в отличие от многих здешних "комментаторов"

    • Анонимно
      31.08.2020 07:42

      ну да у тяп ляповских тоже были везде враги с которыми нужно было воевать и у грязи и у севастопольских у нас россия это набор тяп ляпа грязи и севастопольских которые хотят иметь врагов что бы воевать с ними взрывать и убивать

      • Анонимно
        31.08.2020 09:01

        Разве у России самый большой военный бюджет,разве Россия имеет по всему миру базы, разве Россия окружает США системой ПРО?.

        Я понимаю аноним (07.42.), что вы ненавидите Россию и россиян, но зачем тогда здесь живете?.

        Ответ прост - вы глупый и желчный человек, переехав вы будете всех ненавидеть уже на Западе.
        Из России вы можете уехать, а от себя не убежите..

  • Анонимно
    30.08.2020 23:29

    А еще аргументы против Лукашенко имеются, кроме возраста и автомата? Хлипкая какая-то у вас доказательная база. Да и понятно - невозможно серьезно обвинить человека, если он не крадет, не имеет счетов и собственности за границей, не трус и не собирается бежать из страны, как Янукович, потому что жизнь вложил в Беларусь за годы правления - социализм там сохранил, бесплатную медицину, образование и не дал прихватизировать гос.промышленность. Факты говорят сами за себя - Янукович достойный правитель

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль