Общество 
14.09.2020

Имам-мухтасиб Черемшанского района: «Если работать с людьми, то они потянутся в мечеть»

Рамиль хазрат Ибрагимов собирает 35–40 тонн овощей и фруктов — закят с урожая, проводит месячник ислама и спартакиаду среди мусульман

Как опыт республиканского ифтара 2020 года был распространен на татарстанскую глубинку? Может ли религиозная практика вывести людей из онлайна, где они оказались по воле коронавируса, вновь в офлайн-пространство? Любят ли мусульмане играть в хоккей? Имам-мухтасиб Черемшанского района Татарстана Рамиль Ибрагимов рассказал в интервью «БИЗНЕС Online» о посткоронавирусной жизни за 200 километров от Казани.

Рамиль Ибрагимов: «Гает намаз Курбан-байрама прошел в большинстве своем на улице. Всего в районе имеется 24 мечети, и в подавляющем большинстве, люди собирались на свежем воздухе» Рамиль Ибрагимов: «Гает намаз Курбан-байрама прошел главным образом на улице. Всего в районе имеется 24 мечети, и в подавляющем большинстве люди собирались на свежем воздухе»

ДОЛЖЕН СРАЗУ СКАЗАТЬ, ЧТО РАБОТА В КАЗАНИ МНЕ ОЧЕНЬ ПОМОГЛА

— Рамиль хазрат, вы один из самых молодых мухтасибов ДУМ РТ, но ваше назначение прошло достаточно незаметно. Чем занимались до того, как отправиться в Черемшанский район Татарстана?

— Я с благословения нашего муфтия Камиля хазрата Самигуллина, которому весьма признателен за доверие, был назначен имамом-мухтасибом Черемшанского района в начале апреля этого года. Уже началась пандемия коронавируса, так что новости из нашего татарстанского муфтията на тот момент не были в центре внимания. До этого я в 2013–2016 годах работал имамом в казанской мечети «Ярдэм», но затем решил вернуться в родные края и стал имам-хатыбом центральной мечети районного центра Черемшан. Должен сразу сказать, что работа в Казани мне очень помогла. Видел методы, которые используют в «Ярдэм», и все время думал, что такую деятельность, в частности с людьми с ограниченными возможностями, можно и в деревне развернуть. Руководитель «Ярдэм» Илдар Баязитов приезжал к нам, у него ведь тоже корни в Черемшанском районе, на правах земляка и опытного организатора многое подсказывал. Но мы сейчас уже работаем с разными категориями населения, не только с инвалидами, но и, например, с молодежью.

— Как пережил карантин Черемшанский район? О том, что мечетям Казани в эти месяцы было тяжело, мы знаем, а вот жизнь храмов Аллаха в районах не так активно обсуждалась.

— Не секрет, что большинство мечетей в районах существует на пожертвования. Из-за того, что не было пятничных намазов, праздничной молитвы на ураза-байрам, у имамов появилось беспокойство: где взять деньги на содержание мечети? В городах какое-то движение оставалось, люди приходили, перечисляли средства через интернет, а в деревнях, вы сами знаете, хорошо, если на намаз придут 10–15 человек, преимущественно пожилого возраста… А это значит, что никакого дохода нет. Но ничего, мы старались справляться.

В некоторых деревнях люди готовили еду для раздачи, составляли продуктовые наборы. Я  был поражен активности людей, ладно, в Казани есть доставка, а в районе она откуда? Так что атмосфера Рамадана была, несмотря на пандемию В некоторых деревнях люди готовили еду для раздачи, составляли продуктовые наборы. Я был поражен активности жителей. Ладно, в Казани есть доставка, а в районе она откуда? Так что атмосфера Рамадана появилась, несмотря на пандемию

— В Казани во время Рамадана мечети переформатировали проведение ифтаров, развозили еду по домам нуждающимся. Как прошла ураза на черемшанской земле?

— Точно так же, как и в городах Татарстана. В предыдущие годы у нас коллективные ифтары проходили по очереди в разных деревнях, например, в моем родном Старом Кадееве сегодня, завтра — в Лашманке или Амирово, вот так и ездили по району на разговение все 30 дней, все было расписано. В этом году, несмотря на пандемию, решили сохранить традицию, но переформатировали ее. Мы почти каждый день готовили плов, раздавали ланч-боксы примерно на 90 человек, все это развозили волонтеры, я сам привозил ежедневно 26 ланч-боксов по списку. Так делали в Черемшане. В некоторых деревнях также люди готовили еду для раздачи, составляли продуктовые наборы. Я был поражен активности жителей. Ладно, в Казани есть доставка, а в районе она откуда? Так что атмосфера Рамадана появилась, несмотря на пандемию

— Наконец-то мечети открылись, как у вас сейчас с соблюдением санитарных норм?

— Естественно, надеваем маски, перчатки, приходим в мечети со своим молитвенным ковриком. Гает намаз Курбан-байрама прошел главным образом на улице. Всего в районе имеется 24 мечети, и в подавляющем большинстве люди собирались на свежем воздухе. Все прошло с соблюдением мер, никаких штрафов не было, хвала Аллаху.

В ноябре мы будем проводить месячник ислама: этой традиции уже несколько лет, вместе с администрацией демонстрируем художественные фильмы, проводим викторины, проповеди на татарском языке, в деревнях проходят день вагаза В ноябре мы будем проводить месячник ислама: такой традиции уже несколько лет, вместе с администрацией демонстрируем художественные фильмы, проводим викторины, проповеди на татарском языке, в деревнях проходит день вагаза

ЭТО ЗАКЯТ С УРОЖАЯ, МЫ ЕЖЕГОДНО СОБИРАЕМ 35–40 ТОНН ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ

— Жизнь, слава Аллаху, возвращается к привычному ритму. Чем сейчас заняты мусульмане Черемшанского района?

— Сейчас начали сбор гушр-садака (налог или сбор в размере 1/10 или десятины, которая выплачивается с продуктов земледелия, — прим. ред.). Это закят с урожая, мы ежегодно собираем 35–40 тонн овощей и фруктов, которые передаем и в казанскую мечеть «Ярдэм», и в Альметьевск, в Набережные Челны, в Казанское высшее мусульманское медресе имени 1000-летия принятия Ислама, в медресе «Мухаммадия», даже в Ульяновскую область. Народ привык уже к такой традиции, с удовольствием участвует, в нескольких деревнях успели собрать дары земледелия, складировали и готовят к отправке. Для Казани мы все собираем в центральной мечети, имамом-хатыбом которой я также являюсь, а потом отправляем в столицу. Гушур-садака распределяем обычно уже в конце сентября, ведь если припоздниться, то урожай может замерзнуть, испортиться, да и перед нашими земледельцами будет неудобно, если так произойдет. Скажут: «Мы собирали, а хазраты сберечь даже не смогли».

— Начался новый учебный год, у вас тоже стартуют примечетские курсы?

— У нас в начале октября начинается собственный учебный год, открывать его сейчас нет смысла, ведь люди еще не собрали урожай с грядок. К сожалению, пандемия не позволила полноценно завершить прошлый учебный год, сорвала многие планы. Так, у нас каждое лето проходили детские мусульманские лагеря при мечетях.

Что касается учебы, то у нас все готово, есть штат педагогов, кроме того, мы поделили район между хазратами, каждый имам ездит в определенную деревню, обучает там желающих. В ноябре мы будем проводить месячник ислама: такой традиции уже несколько лет, вместе с администрацией демонстрируем художественные фильмы, проводим викторины, проповеди на татарском языке, в деревнях проходит день вагаза. В начинаниях нас поддерживает и руководство района, глава Фердинат Давлетшин, ему огромная благодарность! Люди довольны! Ведь сейчас все в онлайне, даже сельчане перестали общаться друг с другом вживую, больше по телефону, в соцсетях, а тут такая хорошая возможность увидеться. Кроме того, у нас проходят спартакиады среди мусульман, например, зимой — по хоккею с шайбой. Три года подряд наша команда занимала первое место, надеемся, что и в этом году она пройдет.

«Мы должны думать, что оставим своим детям, сейчас в век интернета их тяжело контролировать, у них другое мышление, они зависят от интернета» «Мы должны думать, что оставим своим детям, сейчас, в век интернета, их тяжело контролировать, у них другое мышление, они зависят от сети»

ЭТО ВАЖНАЯ ЗАДАЧА — ВЫВЕСТИ ДЕТЕЙ ИЗ ОНЛАЙНА В ОФЛАЙН!

— У людей в районах есть интерес к религии? Или они больше заняты работой, подсобным хозяйством и так далее?

— Если работать с людьми, то они потянутся в мечеть. Даже представители других конфессий, видя, что идут мероприятия, спартакиады, конкурсы, приходят, интересуются. Человек как губка, все впитывает в себя. Если ему сегодня прочли проповедь, он может ее не понять, но задуматься о ее содержании, и когда случаются в жизни различные испытания, скажем, человек остается один, то именно тогда могут прийти на ум слова, сказанные муллой на вагазе.

Бывает, что кто-то приходит в мечеть, затем начинает это делать регулярно, потом включается в жизнь прихода и уже сам предлагает помощь в качестве волонтера. Конечно, как говорил один хазрат, хочется видеть плоды твоей деятельности моментально, но так не бывает, даже наш пророк Мухаммад 23 года занимался призывом людей к исламу. Ведь если бы Аллах пожелал, то он бы всех сделал мусульманами, но тут также нужна системная работа.

— Есть ли сегодня проблемы на селе с точки зрения исламского служения?

— Проблема в том, что молодежь уезжает из села, говорят, нет работы. Но, как сказал главный казый РТ Джалиль хазрат Фазлыев, ну как нет работы, на селе она никогда не кончается. Многие имамы держат скотину, кто-то пчеловодством занимается, есть те, кто параллельно работает у нефтяников. Если у человека есть желание работать, он будет это делать, каждый на своем месте должен отдавать себя. Мы должны думать, что оставим своим детям, сейчас, в век интернета, их тяжело контролировать, у них другое мышление, они зависят от сети. Я думаю, что важная задача — вывести детей из онлайна в офлайн! В Черемшане есть бассейн, спортзал, а никто не ходит! Хотя цены чисто символические. Люди не хотят покидать свои дома, нужно их привлекать всевозможными мероприятиями. Мечетей, хвала Аллаху, хватает, есть в каждой татарской деревне, большая открылась в 2018 году, спасибо спонсорам. ДУМ РТ поддерживает, присылают экземпляры Корана, религиозную литературу.

— Какие планы на ближайшее время?      

— Мы в мухтасибате открыли фонд, куда перечисляем деньги, они будут тратиться на социальное служение, уже есть списки нуждающихся. Планируем  в центральной мечети Черемшан обновить специальную детскую комнату. Она была и раньше, сюда раз в неделю приводили детей, доходило до 15 человек, они играли, делали рисунки, поделки. Приводили даже ребят из семей, где не совершают намаз. Родители говорили, что видят в этом большую пользу, дети стали более воспитанными, рассказывают о том, что услышали в мечети.

***

Реквизиты для желающих оказать помощь:

На правах рекламы

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (15) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    14.09.2020 08:39

    Молодцы, так держать! Хорошо, кода на селе работают, поднимают духовность. Это профилактика радикализма

    • Анонимно
      14.09.2020 10:13

      Радикализм (от слова "радикус" - корень, основа) - сохранение, защита и развитие корней (традиций, основ, ценностей, канонов, норм). Спрашивается: Разве может религия (любая!!!) быть без корней (основ)? По-вашему, "профилактика радикализма" - это выкорчевывание корней. Вторая ваша ошибка - в суннитском исламе нет понятия "духовность" (духовенство), как в других религиях. В Коране сказано: Они станут спрашивать тебя о духе (душе или Джибриле). Скажи: «Дух — от повеления моего Господа, а вам дано знать об этом очень мало» (Ночной перенос, 85-й аят). Как видим, сегодня в исламе многое извращено: и понятия, и практика вероисповедания. Но вам простительно - вы же не знаете ислам. Или же знаете его на примере мулл-чалмоносцев, которые далеки от настоящих корней (традиции Пророка (мир ему) или же Сунны). И, третье, любая религия должна (обязана) бороться за свои корни (радикус) и отстаивать их - иначе это будет фикция, театрально-формальное и атрибутивное зрелище и самообман. Нельзя обольщаться благотворительной деятельностью и, тем более, публично и громко ее демонстрировать (делать из этого некий пиар) - особенно в наше время - время обилия пищи. Милостыню нужно, как сказал Пророк (мир ему) давать не афишируя ("Левая рука подающего милостыню не должна ведать, что делает правая рука"). Милостыню дают ведь не только верующие, но и неверующие (любой добрый человек). Верующий человек должен, прежде всего, довести до неверующих КОРНИ (радикус). И отличать настоящие корни (традиции) от ненастоящих. Он должен быть настоящим суннитом.

  • Анонимно
    14.09.2020 09:26

    Работа ведется достойная, Ин ша Аллах все цели достигнуться

  • Анонимно
    14.09.2020 09:26

    Молодец Рамиль, не побоялся вернуться в деревню после столько работы в Казани

  • Анонимно
    14.09.2020 09:27

    Такой молодой хазрат!!

  • Анонимно
    14.09.2020 09:44

    великую мудрость сказал "если работать с людьми то потянутся".

  • Анонимно
    14.09.2020 09:46

    Ярдэм - он всем пример а Вы молодцы

  • Анонимно
    14.09.2020 09:47

    Рамиль хазрат полюбился нам как опытный духовный наставник, не раз направлял на верный путь в моменты сомнения. Удачи ему и его команде!

  • Анонимно
    14.09.2020 09:58

    Рамиль молодец!Всегда активный,настроен на диалог!

  • Анонимно
    14.09.2020 10:09

    Узенен остазларын искэ алганнарны, Аллах Раббыбыз хэрвакыт дэрэжэлэрен арттырыр.

  • Анонимно
    14.09.2020 10:47

    Хорошо, что есть молодые, энергичные специалисты своего дела. Успехов Вам!

  • Анонимно
    14.09.2020 11:34

    приятно читать о таких людях и делах.

  • Анонимно
    14.09.2020 11:55

    Рамиль человек который в любой ситуации постарается помочь!
    Удачи во всех начинаниях ему!

  • Анонимно
    14.09.2020 13:09

    молодец Хәзрәт!
    Аллаh ярдэм итсен
    успехов, удачи,
    и чтобы Аксакалы поддерживали молодежь

  • Анонимно
    14.09.2020 14:50

    реально удивился, что такой хазрат молодой

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль