Прошедшее накануне в Казанской ратуше первое заседание недавно созданного совета по культуре при президенте РТ почтила своим присутствием профильный федеральный министр Ольга Любимова, а самым ярким предложением стала идея главы СТД РТ Фарида Бикчантаева о создании театрального вуза в Татарстане. О том, как Салават Фатхетдинов изменил фамилию Любимовой, Александр Славутский пытался «не пропустить леща» и за что голосовали в конце мероприятия, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Начало первого в истории заседания совета по культуре при президенте РТ задержалось накануне больше чем на час
МИНИСТР ЛЮБИМОВА ВПЕРВЫЕ В КАЗАНИ
Начало первого в истории заседания совета по культуре при президенте РТ задержалось накануне больше чем на час. Все это время журналисты грустили в пресс-центре, организованном в Казанской ратуше. «Никуда отсюда не выходить», — напутствовали прессу твердо, хоть и беззлобно, видимо, сотрудники службы безопасности главы республики. Формат, при котором корреспондентам остается смотреть только размытую картинку общего плана на телевизионном экране, где даже невозможно разглядеть лица выступающих, для этой площадки довольно привычен. Хотя, думается, для дебюта нового экспертно-совещательного органа в области культуры можно было придумать и нечто более креативное, чем вот такое чисто бюрократическое по форме мероприятие. А еще в пресс-центре висели снимки с фотовыставки, посвященной Виктору Цою, и ощущение внутренней свободы, которое они создавали, еще резче контрастировало с часовым вынужденным наблюдением за пустым президиумом по телекартинке.
Один из коллег удачно пошутил: «Это редкое для минкульта мероприятие, на котором не хватает массовки». Еще кто-то заметил, что вот именно сейчас бы не помешали печеньки и чай, вспоминая закончившийся часом ранее пресс-завтрак с министром культуры РФ Ольгой Любимовой. Данная встреча, состоявшаяся в театре им. Качалова, которая должна была стать некоей презентацией Любимовой в Казани, впервые приехавшей сюда в нынешнем качестве, по факту больше запомнилась участникам своей организацией. Журналистов оказалось больше, чем мест за столом, так что «шудрам» с задних рядов пришлось просить удачливых коллег-«брахманов» передавать им бутерброды.
Кстати, в Качаловский театр госпожу федерального министра привели не зря, ведь Ольга Любимова — правнучка Василия Качалова по матери
Кстати, в Качаловский театр госпожу федерального министра привели не зря, ведь Любимова — правнучка Василия Качалова по матери. За директора, он же художественный руководитель, русской драмы Александра Славутского можно было порадоваться. После отставки в 2018-м замминистра культуры РФ Александра Журавского, бывшего проректора Казанской духовной семинарии, Славутский лишился «своего человека» в высоких московских кабинетах. Но теперь у директора русской драмы есть целый министр, которая не только оценила качество кресел в зрительном зале, но и трогательно возложила букет алых роз к памятнику прадеду (единственному в мире, заметила Любимова) в фойе театра.
Теперь у Александра Славутского есть целый министр, которая не только оценила качество кресел в зрительном зале, но и возложила букет алых роз к памятнику прадеду (единственному в мире, заметила Любимова) в фойе театра
Любопытно, но, согласно первоначальному плану, высокая столичная гостья должна была присутствовать только в самом начале совета, а потом отбыть по своей программе в Зеленодольск. Но в итоге министр культуры России участвовала в мероприятии от и до, видимо, решив узнать, что это за структуру создал один из самых успешных по ее ведомству регионов. Напомним, что совет по культуре учрежден указом президентом РТ в конце января 2020 года. Его задача — информировать президента Татарстана о положении дел в области культуры и искусства и обеспечивать взаимодействие с организациями и творческими работниками. Также совет будет разрабатывать предложения по актуальным вопросам государственной политики в республике. В состав организации входят более 30 деятелей культуры и руководителей культурных учреждений республики. Председатель — Рустам Минниханов, его зам — глава аппарата президента РТ Асгат Сафаров, секретарь — министр культуры РТ Ирада Аюпова.
Первая встреча членов совета с главой республики несколько раз переносилась из-за пандемии, а на самом мероприятии предполагалось обсудить «Стратегию развития культуры Республики Татарстан на 2020–2025 годы», созданную в недрах минкульта. Об этом документе многие слышали, его никто не скрывает, но мало кто читал и пытался всерьез разобраться в «активизации культурного потенциала» или «создании условий для меценатской деятельности».
Рустам Минниханов: «Развитие культуры — приоритетное направление государственной политики республики. Это то, чем мы по праву гордимся»
«С КАЖДЫМ ГОДОМ В РЕГИОНЕ РАСТЕТ УРОВЕНЬ СРЕДНЕЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ»
Наконец-то томительное ожидание завершилось и президиум заполнили высокие гости, включая министра культуры РФ, Минниханова и госсоветника РТ Минтимера Шаймиева. Первым взял слово для приветствия президент Татарстана, который был в хорошем настроении и все время призывал коллег похлопать ораторам, особенно Любимовой и Аюповой, видимо, напоминая, что аплодисменты — неотъемлемая часть жизни мира культуры и искусства.
«Развитие культуры — приоритетное направление государственной политики республики, — начал Минниханов. — Это то, чем мы по праву гордимся. Сегодня мы говорим о богатейших традициях в области литературы, музыкального и изобразительного искусства, о востребованности наших библиотек, музеев, детских школ искусств… Подтверждение тому — высокий интерес населения к культурным событиям региона, а также стабильный конкурс в учебные заведения культуры и искусств». Далее президент РТ напомнил, что в республике проводится большая работа по подготовке и поддержке кадров в сфере культуры, и сообщил, что республика будет решать вопросы безвозмездного предоставления земельных участков для молодых специалистов в области культуры в сельских районах Татарстана, что позволит им закрепиться на местах.
«Особое внимание мы уделяем сохранению национальной культуры родного языка, развитию творческого потенциала и культурного наследия многонационального народа Татарстана. Реализуется государственная программа по развитию культуры, сохранению языков и национальной идентичности татарского народа», — продолжил Минниханов. В конце он поблагодарил федерального министра за поддержку: «Будем обращаться. Я уже начал».
Президент Татарстана напомнил: «На сегодняшнем заседании мы рассмотрим проект „Стратегии развития культуры РТ на 2020–2025-й и на период до 2030 года“, который призван способствовать комплексному развитию отрасли. С одной стороны, это сохранение культурных традиций, материального и нематериального культурного наследия, с другой — необходимость внедрения инновационных решений, которые являются неотъемлемым условием успешного развития республики».
Ольга Любимова: «Татарстан — регион с богатейшими культурными традициями. 1000-летнюю историю имеет татарская литература. Важно, что данные традиции неизменно находят широкую поддержку руководства региона»
Далее с панегириком в адрес культурной отрасли РТ выступила Любимова. «Татарстан — регион с богатейшими культурными традициями. 1000-летнюю историю имеет татарская литература, — сообщила министр культуры РФ. — Важно, что данные традиции неизменно находят широкую поддержку руководства региона. Сам факт создания совета по культуре и искусству при президенте республики подтверждает, что культура — приоритетное направление вашей политики, Рустам Нургалиевич. Это отражено и в финансировании. Удельный вес культуры в консолидированном бюджете Татарстана в прошлом году достиг 4,9 процента — один из самых высоких показателей в нашей стране. С каждым годом в регионе растет уровень средней заработной платы работников учреждений культуры. По итогам первого полугодия она превысила 34 тысячи рублей. Это первое место в ПФО!»
Также Любимова перечислила большие культурные стройки РТ: капитальный ремонт театра кукол в Набережных Челнах, детских школ искусств (18 объектов), запланированное на 2021-й начало строительства двух центров культурного развития в Елабуге и Зеленодольске, а также симфонического концертного зала в Альметьевске. «Хотела бы отдельно поблагодарить руководство региона за безупречную реализацию национального проекта „Культура“. По итогам 2019-го выполнены все поставленные задачи и целевые показатели. Построено и капитально отремонтировано более 70 объектов, уже открыто три модельные библиотеки, пять виртуальных концертных залов, 6 кинозалов, проведены масштабные фестивали и межмузейные выставочные проекты», — добавила оратор.
Любимова перечислила большие культурные стройки РТ: капитальный ремонт театра кукол в Набережных Челнах, детских школ искусств (18 объектов), запланированное на 2021-й начало строительства двух центров культурного развития в Елабуге и Зеленодольске
«Татарстан — это всегда надежный партнер, который активно участвует в наших новых проектах и в качестве пилотного региона… Республика входит в число лидеров по внедрению современных технологий в культуре по цифровому развитию отрасли. Поэтому мы приняли решение со следующего года создать на базе Казанского государственного института культуры центр непрерывного образования и повышения квалификации по направлению „информационные технологии“», — сообщила Любимова. В своей речи она также поблагодарила Шаймиева за реализацию проекта развития Свияжска и Болгара.
Затем докладывалась Аюпова: «Уважаемый Рустам Нургалиевич, в ваших программных статьях вы обозначили, что культура Татарстана, сохраняя и приумножая накопленное достояние и традиции, используя арсенал передовых культурных инструментов, должна формировать духовную основу каждой личности и транслировать успешность и мощный потенциал республики». Далее была речь вполне в духе ежегодных министерских коллегий с перечислением успехов и основных направлений будущей деятельности. Что касается первого, то министр культуры РТ напомнила: Татарстан регулярно претендует на лидирующие позиции в стране по ряду направлений в области культуры: 5-е место в России (1-е в ПФО) по числу музеев, 4-е — в стране (1-е в ПФО) по объемам музейного фонда, 3-е — в России (1-е в ПФО) по количеству посещений музейных организаций, 7-е — в России (2-е в ПФО) по количеству новых театральных постановок.
В республике работает 16 государственных театров, из которых 9 — татарские, чем не может похвастаться ни один национальный регион России
«И НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ У НАС АКТЕРЫ, ЗНАЧИТ, — ФИЛОЛОГИ, ПСИХОЛОГИ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ»
В общем, первые полчаса совет по культуре никак не напоминал живой орган с дискуссиями, разными мнениями, острой полемикой и прочим. Оставалась надежда на выступления членов нового органа. И первое же из них содержало конкретное предложение.
Главный режиссер театра им. Камала Фарид Бикчантаев в данном случае выступил и как глава союза театральных деятелей РТ. Он напомнил, что в республике работает 16 государственных театров, из которых 9 — татарские, чем не может похвастаться ни один национальный регион России. Готовит актеров для них два учебных заведения — Казанское театральное училище и Казанский государственный институт культуры, и ситуацию с кадрами он охарактеризовал как «беда». «При поступлении на работу выпускник Казанского театрального училища получает меньше оклад, чем выпускник КазГИКа, разница составляет 22 процента. Поэтому выпускники училища, едва начав служить в театре, вынуждены поступать на заочное отделение вузов Татарстана. И на сегодняшний день у нас актеры, значит, — филологи, психологи с высшим образованием и другие специальности. Однако есть проблема и посерьезнее», — заинтриговал Бикчантаев.
Глава СТД РТ сообщил: «В последние годы резко сократилось количество, а в 2019-м совсем исчезли бюджетные места по направлению „актерское искусство“ в Казанском государственном институте культуры. На следующий год их также нет. Это особенно тревожно для национального театра». После чего он добавил, что и русские театры хотели бы больше иметь дело с местными выпускниками.
«Весь спектр театральных специалистов мы можем готовить у себя в республике»
«Столичные коллеги нас призывают вернуться к системе национальных студий для воспитания кадров национальных театров. Данная система хорошо работала в советские годы», — продолжил режиссер, напомнив о знаменитом поколении «щепкинцев» — актеров Камаловского театра. Однако, по мнению главы СТД РТ, сейчас это невозможно — уехав на четыре года из родного региона, будучи выдернутыми из татарской языковой среды, артисты попросту не вернутся, оставшись в Москве. Кроме того, такое обучение дорого стоит и, скорее всего, его пришлось бы оплачивать из бюджета Татарстана. По оценке Бикчантаева, обучение подобной студии из 20 человек в ГИТИСе обойдется в 37−38 млн рублей в год. При этом республика испытывает нехватку и других театральных профессионалов: режиссеров, художников, критиков…
«Весь спектр театральных специалистов мы можем готовить у себя в республике, — уверен главреж театра им. Камала. — У нас есть потенциал, ресурсы, люди, которые способны щедро делиться своими знаниями во всех театральных областях. И Республика Татарстан может быть одним из всероссийских центров театрального образования, создав свой театральный институт, сосредоточив все силы в одном месте».
В заключение своей речи Бикчантаев сказал: «Заручившись поддержкой театральной общественности Республики Татарстан, я прошу вас, Рустам Нургалиевич, рассмотреть возможность создания на базе Казанского театрального училища Казанского государственного театрального института, который бы отвечал всем вопросам современного профессионального театра». Эти слова были встречены аплодисментами, хотя и не вызвали ответа из президиума.
Александр Славутский: «Татарстан — уникальный регион. Здесь понимают, что вкладывать деньги в искусство — это инвестировать в генофонд народа»
«НА ТАТАРСКОЙ ЭСТРАДЕ БОЛЬШЕ «КАХАТЭИШНИКОВ», ЧЕМ ПРОФЕССИОНАЛОВ»
Более существенных предложений в этот вечер из аудитории не прозвучало. К примеру, Славутский, уже знакомый Любимовой, сначала поздравил всех с победой на президентских выборах, а потом принялся расхваливать Татарстан: «Когда я где-нибудь в Москве говорю такое, мне отвечают, мол, ты специально леща пропускаешь, хвалишь власть». Но босс Качаловского театра уверял всех в своей искренности. «Татарстан — уникальный регион. Здесь понимают, что вкладывать деньги в искусство — это инвестировать в генофонд народа. Я никогда не хожу с протянутой рукой, как будто подаяния прошу. Рустам Нургалиевич однажды даже пошутил, что я, как тюбик, пока не выдавлю до конца, не сделаю… Ну правильно! Выдавливается почему? Потому что он прекрасно знает, что я не для себя лично, а для своего театра, для своего дела… Я сегодня даже просить ничего не хочу, Рустам Нургалиевич!» — самоотверженно воскликнул Славутский.
В конце, правда, он вспомнил, что имеется и еще что-то важное, помимо «мы 11 раз выступали в Марселе», и поддержал предложение Бикчантаева: «В Екатеринбурге есть вуз, в Ярославле есть, а в Татарстане — нет. Лучше нашего региона-то нет. Я не потому, что хочу подхалимажем заниматься, я объективно говорю». Любимова на этот раз все-таки решила откликнуться — сослалась на присутствие в зале своего зама Ольги Яриловой, отвечающей в ведомстве за направление образования, предложив обсудить данный вопрос с руководителями уже существующих творческих вузов, а также проанализировав потребности Татарстана. «И потом вернемся к данной теме», — резюмировала министр культуры России.
«Да и вы нам теперь нечужая», — добавил Славутский. «Я и была нечужая, — парировала Любимова. — Спасибо вам большое».
«Рауфаль Сабирович, какие мысли? Кроме института», — с легким раздражением обратился Минниханов к директору оперного театра Рауфалю Мухаметзянову. Тот, как и худрук театра им. Качалова, явно не готовился к выступлению, хотя оно и было заявлено в программе. Мухаметзянов напомнил, что скоро исполнится 40 лет его директорству, и поблагодарил минкульт РФ за грант в 10 млн рублей, который помог недавно представить премьеру к 80-летию знаменитого танцовщика Владимира Васильева, а скоро данную работу покажут в родном для артиста Большом театре. Видимо, для этого Мухаметзянову и давали слово.
Впрочем, надо было сказать что-то еще, и директор оперного театра спросил федерального министра: «Знаете, немножко мне кажется странным такой вопрос: канал „Культура“. Вся продукция происходит на русском языке. Почему? Это какая-то установка? Или какое-то направление политики?» Любимова ответила, что такие вопросы нужно задавать ВГТРК, и напомнила о работе портала «Культура.рф», где выкладываются в том числе и записи спектаклей. Интересно, что, как выяснил корреспондент «БИЗНЕС Online», там театр им. Джалиля представлен только бог знает откуда взявшейся записью спектакля «Богема» 1985 года, где партию Мими на русском поет Зиля Сунгатуллина. Второй же вопрос Мухаметзянова был и вовсе удивительным — он забеспокоился, что перестали выпускать справочники с выходными данными всех концертных организаций и театров страны. Министр культуры России сообщила, что они существуют, но в электронном виде.
Салават Фатхетдинов: «Откуда взять продюсеров, если их нигде не готовят, у нас нет таких учебных заведений»
Далее на конкретику вырулил профессор КазГИКа Салават Фатхетдинов, человек не очень публичный, редко появляющийся на подобных мероприятиях, да еще и произносящий речи по-русски. Он заострил внимание на проблемах татарской эстрады. «Откуда взять продюсеров, если их нигде не готовят, у нас нет таких учебных заведений», — сокрушался профессор КазГИКа. По его словам, сегодня каждый выпускник КХТИ, который не смог реализоваться в своей профессии, хочет стать продюсером, не обладая ни юридической, ни экономической базой знаний в той же системе авторского права. «На татарской эстраде больше „кахатэишников“, чем профессионалов», — сказал Фатхетдинов. К слову, директор казанской оперы, чей фестиваль «Yзгәреш җиле» Фатхетдинов когда-то нещадно критиковал, как раз окончил Казанский химико-технологический институт.
А еще профессор КазГИКа обратился к федеральному министру: «Можно я немного изменю вашу фамилию — Любимая Ольга Борисовна?..» Он попросил организовать телеканал, на котором можно было бы демонстрировать успехи в культуре народов России.
Затем кинорежиссер и продюсер Алексей Барыкин говорил о необходимости создания возможностей для того, чтобы молодые кинематографисты не уезжали из Татарстана; директор челнинского театра «Мастеровые» Армандо Диамантэ попросил не забыть о реконструкции здания его учреждения; директор фонда «Живой город» Инна Яркова, кажется, единственная вспомнила о стратегии культуры, которую должны были обсуждать, и сказала, что нужно как можно быстрее создавать арт-бизнес-инкубаторы, прописанные в ней…
В конце Минниханов дал слово Шаймиеву. Все приготовились, что окончательный хронометраж мероприятия станет теперь непонятен, но госсоветник РТ оказался очень краток: «Я просто сижу и радуюсь». Радовался Шаймиев тому, что вновь избранный президент Татарстана уже на второй день после голосования обсуждает вопросы культуры.
Ну а далее глава республики поставил на голосование ту самую стратегию, которую, видимо, не прочли даже многие члены совета. По свидетельству очевидцев, не все участники подняли руки за, но точным подсчетом никто себя утруждать не стал. Окончательно, с внесенными изменениями, «Стратегия развития культуры Республики Татарстан на 2020–2025 годы» должна быть принята правительством РТ в октябре.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 241