Политика 
19.09.2020

Глеб Павловский: «Пойдет кровавая борьба в верхах, из-под ковра будут вылетать трупы»

Как Путин сам доломал свою систему, в каком качестве вернется Навальный и почему Лукашенко уже нечем торговать

«Мы в ситуации расставания с системой Путина», — считает политтехнолог Глеб Павловский. В интервью «БИЗНЕС Online» он рассуждает, что показало нынешнее голосование и чего ждать от выборов в Госдуму, почему отравление Навального говорит о десятках успешных убийств, а без поддержки России Лукашенко уже потерял бы власть.

Глеб Павловский: «Вихрь 2020 года начался с переделки Конституции, пандемии и локдауна» Глеб Павловский: «Вихрь 2020 года начался с переделки Конституции, пандемии и локдауна» Фото: «БИЗНЕС Online»

«МЫ В ЦЕНТРЕ ЦИКЛОНА И МОЖЕМ ТОЛЬКО МЕЧТАТЬ О СТАБИЛЬНОСТИ»

— Глеб Олегович, два месяца назад вы в интервью нашей газете сказали: «Трансфер не отменился, он ускорился, и Путину не удастся его отменить». После единого дня голосования, когда «Единая Россия» празднует победу почти во всех регионах, ваше мнение как-то изменилось?

— Вопрос: чья победа? Чтобы оценить итог выборов, определите контекст своих интересов. Выборы не были реально партийными, поэтому бессмысленно говорить о победе «Единой России», поскольку сохраняется (и за этим очень следят) ставка на включение всех представителей истеблишмента в «Единую Россию». Все губернаторы фактически шли через ЕР. Они не были политическими фигурами, и то, что они сохранили свои места, — просто архитектурное обстоятельство.

А вот на местных и муниципальных выборах процесс другой, и очень интересный. Падение поддержки «Единой России» заметно, но не является единственным трендом. Что мы хотим понять? Если мы исходим из того, что постройка власти на месте и не может меняться, тогда нечего и обсуждать, кроме того что на выборах от нее отвалилось. Но как не замечать, что мы в центре циклона и можем только мечтать о стабильности? Вихрь 2020 года начался с переделки Конституции, пандемии и локдауна. Затем были «плебисцит на пеньках», восставший Хабаровск, попытка убийства Алексея Навального, мирный гражданский мятеж в Беларуси… А пока еще только сентябрь! Нас куда-то сносит, и для выборов лучше поискать другой контекст, чем устойчивость губернаторов.

— Вы говорите о вихре, циклоне, но ведь в единый день голосования не было особого протестного голосования.

— А я не говорил о протесте. Его динамика тоже заметна, но не она центральная. И вообще, забыть бы такое унылое ожидание чуда протестной мобилизации. В последние годы это новая мантра, постоянно твердят про «протестный потенциал», «протестное голосование», молятся на уличные акции. Все подобное ничего не значит. Человек может находиться в протестном состоянии, но при этом в рот тянет ложку, а не лозунги. Есть зато важная вещь для системы власти — путинский транзит, неудержимо уносящий путинскую систему. Он наметился раньше, но с 15 января этого года Путин взялся сам расшатывать государственный порядок и доломал-таки его к июлю. Если определять, в какой политической ситуации мы очутились, то мы в ситуации расставания с системой Путина. Конечно, мы не знаем, какое время это займет, но все протекает в очень экстремальных формах.

— У вас есть предположения? Кто-то ожидает, что транзит растянется до 2036 года.

— Те, кто ждет 2036-го, просто решили не участвовать ни в чем. И это нормально: человек не обязан вмешиваться во все политические дела современности, тем более что подобное опасно. Просто не слушайте тех, кто рассказывает вам про какой-то 2036 год. Они что-то знают хотя бы о 2021-м? Нет. Вот и не надо их слушать и про дальнейшее.

Речь идет об актуальном процессе, который в этом году сорвался с колес. Каждый месяц подкидывал новые ситуации, к которым мы не были готовы. Разве мы были готовы к ситуации в Хабаровске? А политический класс? Нет. Он и сейчас не решил, как быть с этим. Оппозиция была готова к тому, что сделают с Конституцией? Нет, хотя некоторые, в том числе я, многажды предупреждали, что надо опередить власть, чтобы не реагировать потом вдогонку на ее действия. Кто предупрежден — тот вооружен. Нам показали, что бывает, когда мы не готовы. Мы выкрикиваем гневные кричалки в спину уходящей власти. Мы не были готовы ни к событиям в Беларуси, ни к отравлению Навального. Но это факты, которые никуда не денутся от того, что их не признают, а обсуждают только «замыслы» администрации президента. Она-то как раз с фактами не справляется. В результате поразительная прострация Кремля, который, избегая расследовать покушение, довел дело до международного кризиса.

«Несомненно, Кремль запускал реформу Конституции, чтобы зафиксировать дизайн власти, остановить время» «Несомненно, Кремль запускал реформу Конституции, чтобы зафиксировать дизайн власти, остановить время» Фото: «БИЗНЕС Online»

«МЫ СПОЛЗАЕМ ПУТЕМ РАСШАТЫВАНИЯ И РАСПАДА УПРАВЛЕНИЯ В ПОСТПУТИНСКИЙ ТРАНСФЕР»

— То есть они, как и оппозиция, не ожидали ничего из того, что вы перечислили?

— Они не ожидали последствий ничего из того, что сами запустили. Несомненно, Кремль запускал реформу Конституции, чтобы зафиксировать дизайн власти, остановить время. Но они не его остановили. Все сорвалось с колес, появилось смехотворное обнуление сроков президента на так называемом всероссийском голосовании, которого нет в Конституции и которое сделало новый Основной Закон незаконным. Это же никуда не спрячешь. Граждане не станут идти на баррикады за Конституцию 1993 года, но новая незаконна от начала до конца. Так идет накопление песка в системе, и это крупноформатный песок.

— Скоро будет не песок, а камни.

— Оттого важно не терять понимание, где, в каком русле мы движемся, куда идем. Мы сползаем путем расшатывания и распада управления в постпутинский трансфер. Путинская система трансформируется в нечто другое (тут тьма вариантов). Глупо думать, что мы еще постоим тут, подождем, пока Путин уйдет, режим преобразуется, и потом будем действовать. Мы ведь можем оказаться в значительно худших условиях, чем сейчас. Даже за «консервативный», так сказать, мирный трансфер еще надо побороться. Пора брать процесс в руки. Никакой транзит Путина силами Кремля неосуществим, реален только общественный. Российское общество в составе своих основных групп может организовать этот самый трансфер системы (желательно максимально мирный) в более нормальное состояние. На данном пути и важен опыт прошедших выборов, причем со стороны и власти, и общества. А в перспективе, конечно, значимы выборы в Госдуму. Все участники выборов 13 сентября на самом деле готовились, апробировали свою технику перед 2021 годом.

— Значит, трансфер не контролируется Кремлем? Или он пытается, но ничего не получается?

— Смотрите, возникла обширная политическая сцена. Между прочим всего еще год-два тому назад ее не было. И, уже находясь на сцене, вы спрашиваете: «А кто все это контролирует? Кто организовал?..»

— Где режиссер?

— Вы, в частности, и контролируете. От ваших и чужих действий зависит, но и от действий властей тоже. Путин, конечно, также на этой сцене, но он уже ее не контролирует. Номинально он может все, но, не имея стратегии, просто все тормозит. Никто в политике, применяя какой-то инструмент, не может рассчитывать, что тот останется его собственностью. Вот, например, «Умное голосование» — замечательная вещь…

— Но оно не особо сработало на этих выборах.

— Оно хорошо сработало на городском уровне. Помимо разрушения кадровой гегемонии «Единой России» и системы коррупционных сделок, оно вынуждает всех наращивать профессиональные политические кадры, которые скоро понадобятся на местном уровне.

«Умное голосование» дало из 500 рекомендованных 60 избранных — неплохой процент. Но и власть данный инструмент освоила. Уже на этих выборах она успешно корректировала состав спойлеров, а на думских — будет управлять ими еще изощреннее. Власть тоже использует «Умное голосование», подбрасывая ему своих. Но при этом она вынуждена улучшать качество кандидатов, иначе те продуют. А выигрыш получает избиратель — повышение качества кандидатского корпуса. Впрочем, это лишь одна из техник — «негативной коалиции». За счет одного «Умного голосования» нельзя будет добиться решающего результата на думских выборах.

«Нам предлагают обсуждать состав Госдумы-2021, но это все равно что обсуждать раскраску бульдозера, который едет копать котлован — желтый или цвета хаки» «Нам предлагают обсуждать состав Госдумы-2021, но это все равно что обсуждать раскраску бульдозера, который едет копать котлован, — желтый или хаки» Фото: duma.gov.ru

«ОБЩЕСТВО МОГЛО БЫ СОПРОВОЖДАТЬ МИРНЫЙ ПРОЦЕСС УХОДА ПУТИНА И ЕГО КРУГА ОТ ВЛАСТИ»

— Вы говорите про общественный трансфер. Что вы имеете в виду?

— Общество могло бы сопровождать мирный процесс ухода Путина и его круга от власти. Общество, а не кремлевский «двор», который заведет дело в тупик (это уже сейчас ясно). Вот они попытались правкой Конституции решить проблему трансфера. И что вышло? Создали нелегитимную конструкцию президентства и власти, которая затрудняет даже им управление страной. Доверять этим людям трудно даже лоялистам, и обществу придется брать в свои руки процесс, больше некому. А что такое общество? Это движение гражданских корпораций, которое становится все более заметным. От городских муниципий до управленческих когорт. Именно оно существенно понизило поддержку «Единой России» в среднем по стране. Это не шутка, на ЕР завязан весь правящий истеблишмент, который сильно ослабил свои позиции. Конечно, элиты уже ищут выход, они же не присягали «Единой России». Они еще способны изменить стратегию выборов в Думу и сами выборы могут передвинуть на весну, чтобы сбить всех с толку.

А трехдневка, с которой трудно бороться? Попробуйте, когда там уносят одни пакеты, а приносят другие. Это означает, что надо значительно больше наблюдателей. Значит, люди должны понимать, что на данных выборах большой приз. Сейчас они еще не понимают, что призом является президентское кресло в конечном счете, что они борются за нового президента. Процесс уже не остановится, его будут тормозить, его можно сделать конфликтным, болезненным, но он уже идет. Мы готовимся изменить систему власти и президентскую систему — это очевидно.

— А будет ли выбор на выборах (простите за тавтологию) в Госдуму? Или опять все те же на манеже?

— Впереди год почти, а этот срок еще могут и уменьшить.

— Кстати, есть мнение, что выборы могут состояться уже весной — вы об этом упомянули.

— Совершенно не исключено, потому что аппарат находится в состоянии лихорадочного зуда, почесывания во всех местах одновременно, потому что стратегии у них нет, им нужны какие-то действия, имитирующие стратегию, например перенос выборов. Это мобилизует сам аппарат, и он считает, что подобное и есть мобилизация избирателей. Да, перенос возможен, тем более мало времени. Но не надо обращать внимания на трудности, их будет много, надо просто не упускать из виду контекст. Таковым является конструкция государства и верховной власти, а не какие-то успехи и неудачи администрации президента. Я смотрю, что обсуждение выборов до сих пор идет в контексте того, что удалось, а что нет администрации. Почему это важно? Подобное для них значимо, так как они получают какие-то премии и медали «За заслуги перед Отечеством» III степени. Мы тут при чем? Нам надо обсуждать другие вещи. Мы привыкли внутри деполитизации обсуждать заявления об аппаратных намерениях: то перенос выборов, то мавзолей. Вбросы лишают нас возможности планировать политическое будущее. Они нам диктуют фиктивную хронологию, лишенную всяких оснований. Ведь нам предлагают обсуждать состав Госдумы-2021, но это все равно что обсуждать раскраску бульдозера, который едет копать котлован, — желтый или хаки.

— Но все равно сейчас обсуждают, получит ли «Единая Россия» конституционное большинство, о котором мечтает.

— Пусть обсуждают, теряют на это время. Я думаю, что повестка дня, в том числе выборов в Госдуму, — промежуточная, это переходная Дума. Сама данная повестка дня должна целиком перейти в зону дебатов общества от внешней до внутренней политики, а не обсуждать удачи и неуспехи каких-то кандидатов на неких местных выборах. Многие события идут в прямо противоположных направлениях. С одной стороны, административная система деполитизируется, даже партия «Единая Россия» и аппарат тоже. Зато население и другие партии, которые даже возникли как спойлеры, политизируются и работают на разнообразие, плюрализм картины в целом. Надо понимать, что в России все мы движемся в разных направлениях.

Согласен, чрезвычайных событий очень много. Одна пандемия сработала, конечно, на этих выборах, потому что люди изменились. Все мы немножко изменились, сидя в изоляции. От этих ошеломляющих событий, которые происходили одно за другим, мы парализованы, а система стабилизирована. Наша система власти устроена так, что благословляет чрезвычайщину и обожает обстоятельства, в которых можно ломать собственные правила и законы. Как она и поступила с процедурой голосования. Никто бы не позволил натворить то, что сделали под предлогом пандемии на июльском голосовании «на пеньках». Режим извлек из этого прибыль? Да. Ведь что происходит с человеком? Когда его отбрасывают к задаче выжить, он перестает думать о будущем, и это дает временный выигрыш власти. Но временный! Кто бы полгода назад сказал, что в Беларуси случится такая ситуация? Мы вообще не интересовались этими выборами в Беларуси. Все знали, кого там выберут. Так зачем за этим следить? Беларусь казалась нам значительно более стабильной и тихой, чем Россия. Так что не надо слишком сильно залипать на человеческую пассивность. Это просто другой тип истерического поведения, чем протест.

«Просто, глядя на Беларусь, тем более по гостелевидению, много ли поймешь. Работает иначе. Но возникает смутное ощущение, что времена меняются, и это ощущение верно» «Просто, глядя на Беларусь, тем более по гостелевидению, много ли поймешь. Работает иначе. Но возникает смутное ощущение, что времена меняются, и оно верно» Фото: © Виктор Толочко, РИА «Новости»

«У ВЛАСТИ ЕДИНСТВЕННОЕ ЖЕЛАНИЕ — СОХРАНИТЬСЯ, НО ОНА ДАЖЕ ЭТО НЕ УМЕЕТ ОБЪЯСНИТЬ ЛОЯЛИСТАМ: КАК?»

— Должно ли белорусское общество стать примером для российского?

— Давайте не будем романтиками. Человек, глядя в телевизор, не идет подражать. Примеры так не действуют. Пример работает, когда уже есть посредник, политика, политические лидеры, которые предлагает человеку делать что-то. А так просто, глядя на Беларусь, тем более по гостелевидению, много ли поймешь. Работает иначе. Но возникает смутное ощущение, что времена меняются, и оно верно.

Представьте себе белорусский сценарий в Москве, ведь это государство перестанет существовать — факт. Для власти подобное momento mori. Но так именно, скорее всего, не произойдет.

— Почему? Разве россияне не могут так же каждый день выходить на улицу и стоять под Кремлем?

— Вы готовы? Я нет. Это кажется каким-то нерусским занятием — выходить каждое воскресенье на улицу и Кремль околачивать. Не надо представлять себе триллер. Перед нами некая последовательность задач. Сейчас главная из них — проанализировать эти выборы, понять, на кого из избранных кандидатов общество может рассчитывать (их не так много). Мы начинаем со страшно низкого уровня после 15 лет курса деполитизации. Поэтому надо проанализировать методы, технологии. «Умное голосование», кстати, не единственное, есть еще методология Юлии Галяминой. Существуют, в конце концов, новые партии.

— Четыре новые партии называют проектом Кремля.

— Да, из них три на что-то способны, а еще одна провалилась. Знаете, мы с вами тоже когда-то были проектами наших родителей, которые решали, скорее всего, нужны мы им или нет. Но в итоге потом как-то выбились из-под управления. Поэтому не стоит так переживать по данному поводу. 10 лет назад, в разгар деполитизации, все эти спойлерские проекты были послушными, как заиньки, жались к ноге власти и работали целиком внутри ее правил. Но сейчас власть уже не может дать им стратегию. 10 лет назад еще могла, а сейчас нет. Сегодня у власти единственное желание — сохраниться, но она даже это не умеет объяснить лоялистам: как? Какой она хочет сохраниться, каким образом: сохранить премиальный слой на самом верху? Это утопия, не получится. Поскольку у власти нет стратегии, то чем скорее она появится у российского общества, тем лучше, меньше станет болезненных моментов в дальнейшем. Раз кто-то уронил знамя государственности, то кто-то должен его поднять, иначе всем плохо будет.

— Вы говорите про политизацию населения. Но возьмем хотя бы Архангельскую область, где из-за Шиеса были массовые протесты, но явка на выборы губернатора по традиции низкая.

— Это значит, что избиратели пока что решили ту проблему, которая остро их волновала, и  губернатор здесь ни при чем — отступила Москва. Люди решили ее своими силами, при помощи своих и других общественных движений, СМИ. Но они не чувствуют, что им нужен свой губернатор, как Хабаровску Фургал, — тоже факт. А почему? Губернатор превратился в путинскую трансмиссию. Если президент решил проблему и разрешил губернатору об этом сообщить, как с Шиесом, с Шиханами, то подобное хорошо. Но никто не считает, что данное политическое решение губернатора — решение президента. А ведь когда-то, еще лет 15 назад, каждый губернатор рассматривался как потенциальный кандидат в президенты, на него и смотрели: годен или нет. Само понятие «тяжеловес» в отношении губернатора означало его федеральный потенциал, что мужик — годный кандидат в президенты. Они и выдвигались в кандидаты, и никого это не шокировало, Россия не распадалась. Мы поворачиваемся к ситуации, когда губернатор опять будет интересен с такой общероссийской точки зрения. Как потенциальный президент или премьер он становится по-новому интересен.

Поэтому те, кто готовит сейчас выборы, не сидят на месте. С их точки зрения, Госдума — это сервис, ЧОП, прикрывающий забор вокруг застройки. Чисто функциональный девайс, и не более того. Мысль о том, что Дума может что-то в стране представлять независимо от Кремля, даже в голову не приходит, все забыли, что так было еще 15 лет назад. Разрушение политической системы пошло примерно с 2004–2005 годов. Но это было не так давно, и подобное вернется. Не возвратится прежним, потому что тогда существовала мощная инфраструктура партий, фракций в разных заксах, была масса местных региональных партий. Это во многом уничтожено, начинать придется с более низкого уровня. Но, как и тогда, 15 лет назад, подобное будет привязано к построению верховной власти в России. Путинский проект уже был, он даже слишком удался, как мы видим. Но теперь строиться начнет другой, ничего не поделаешь, при всем уважении и, я бы даже сказал, сострадании к Владимиру Путину.

— Вы говорите про мирный трансфер.

— Только в гражданском варианте он возможен, мирный. Легко понять, что будет, если общество устранится, — пойдет тяжелая, жестокая, иногда кровавая борьба в верхах, из-под ковра будут вылетать трупы. Как там мыслят политику, мы видели на отравлении Навального. Почему вы думаете, что между собой они станут разбираться иначе?

«Никто не знает, когда Навальному это [вернутся в политику] позволит его состояние. Он может заявить такое намерение, но вряд ли имеет возможность осуществить его немедленно» «Никто не знает, когда Навальному это [вернуться в политику] позволит его состояние. Он может заявить такое намерение, но вряд ли имеет возможность осуществить его немедленно» Фото: «БИЗНЕС Online»

«НАВАЛЬНЫЙ ВЕРНЕТСЯ, ВПРОЧЕМ, УЖЕ В ДРУГОЙ РОЛИ — СВОЕГО РОДА ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ ФИГУРОЙ, РОССИЙСКИМ ЛИДЕРОМ»

— Кому было выгодно отравление Навального? Кто его отравил?

— Я не знаю. Но понятно, что данный человек чувствовал себя абсолютно прикрытым кремлевским «ближним кругом». А кто это может быть? Кто угодно. У нас нормальный среднемировой процент выродков. Существенно то, что где-то в стране есть производственный узел, производящий и модифицирующий средства тайного умерщвления, и он может их применять. Мы неверно представляем себе его мощность: ведь известны становятся только неудачи. А «Новичок» — слишком экзотический яд, чтобы его применяли при такой низкой эффективности, с таким процентом скандалов. Значит, в неизвестных нам случаях все прошло хорошо, и известное нам число отравлений надо умножить примерно на 10, поэтому яд продолжает кто-то и как-то применять. А где эта метастаза? Понятно, что где-то в районе головного мозга системы власти. Но мы не знаем, без расследования это понять нельзя. То, что расследования нет до сих пор, означает, что оно блокируется на очень серьезном уровне.

— Какова была цель отравления: совсем устранить или припугнуть?

— Я не знаю. Вы думаете, что сможете это каким-то образом логически установить? Вы не войдете в психику убийцы. Это могла быть попытка убить, неудавшаяся в силу пары случайностей вроде поведения пилота, который приземлился на промежуточном поле, и введения атропина местным врачом. Может, это было что-то другое. В мировой истории отравлений постоянно виден сюжет с неверной дозировкой — то со слишком большой, то с недостаточной.

— Зачем нужно было отравить Навального именно сейчас?

— Подумайте, почему вы об этом спрашиваете? В измененном состоянии ума мы задаемся такими дурацкими вопросами. А почему именно сейчас, а не в июне например? Этот вопрос не имеет никакого смысла. Поскольку нет расследования, мы играем в Эркюлей Пуаро. Не обсуждая политику, мы обсуждаем, как лучше использовать мавзолей после того, как оттуда вынесут Ильича. Это все досужие вопросы.

— Как думаете, Навальный вернется в политику?

— Он уже заявил о таком. Но никто не знает, когда ему это позволит его состояние. Он может заявить такое намерение, но вряд ли имеет возможность осуществить его немедленно. Не знаю, какие ему нужны восстановительные процедуры, но я уверен, что он будет пытаться вернуться, мне это кажется несомненным. Навальный вернется, впрочем, уже в другой роли — своего рода общенациональной фигурой, российским лидером. Не такая простая роль, к ней не так легко перейти. Можно и от одного этого сломаться. Не он первый испытывал такой челлендж.

«Само согласие сидеть в кресле рядом с ним [Путиным] для Лукашенко это защита, страховка от собственных силовиков» «Само согласие сидеть в кресле рядом с ним [Путиным] для Лукашенко — это защита, страховка от собственных силовиков» Фото: kremlin.ru

«ЛЮДИ НА УЛИЦАХ МИНСКА, КОТОРЫЕ НЕ МОГУТ СВЕРГНУТЬ ЛУКАШЕНКО, ДЛЯ ПУТИНА НЕ СИЛА»

— Вернемся к событиям в Беларуси. Там протесты продолжаются уже месяц, но ничего особо не меняется, Лукашенко по-прежнему у власти. И зачем была встреча с Путиным? Или мы уже купили Беларусь за 1,5 миллиарда?

— Давайте отвыкать от лексикона бульварной прессы. Как можно ее «купить», как ворованную лошадь у цыгана? Как можно у человека, который явным образом не контролирует страну, купить эту страну?

— Значит, Лукашенко ничего уже не контролирует?

— Кое-что контролирует. Наверное, можно купить у него тысячу омоновцев, но Путину это не нужно — свои есть. Или говорят, что пусть расплатится предприятиями. Но мы же знаем по России, что каждое государственное предприятие имеет реальных владельцев, теневых бенефициаров, и ни один из них не уступит собственности, из которой извлекает ренту. Лукашенко не сможет, не создав опасный новый конфликт, ничего продать России, тем более отделить какой-то процент суверенитета и продать Путину. Ему уже нечего продавать, поэтому так жалко он выглядел на переговорах.

— Зачем он тогда приезжал?

— Его жизнь зависит от Путина. Последний прекрасно понимает это. Само согласие сидеть в кресле рядом с ним для Лукашенко — защита, страховка от собственных силовиков. Те видят, что, раз Лукашенко еще сохраняет контакт с Путиным, значит, не стоит торопиться перебегать на другую сторону. Лукашенко таким образом страхует свою спину, больше ничего. Это вряд ли произведет впечатление на демонстрантов в Минске, зато действует на его генералов.

— Нужна ли была Лукашенко силовая поддержка от России?

— Нет, это все разговоры, с самого начала было ясно, что подобное театр — какие-то 300 омоновцев в лесу под Брестом. Чепуха, потому что белорусский ОМОН настолько зверский, что сам Золотов может позавидовать. Я даже не знаю, как Лукашенко доводит их до такого состояния. Но для него важно, что Путин говорит о нем: «Батька — за мной, пока не трогайте». Этого ему достаточно.

— Для Путина в чем выгода участвовать в таком театре?

— Путин выигрывает время, оттягивая решение. Во-первых, он всегда любит это делать по возможности. Во-вторых, он пока не знает толком, что делать. Я бы сам не знал. Метнуться к координационному совету оппозиции и договариваться со Светланой Алексиевич — о чем? Там нет людей власти, которые смогут гарантировать достигнутые договоренности. Путин не верит в народ, ни в какой — русский, белорусский, украинский, американский — все равно. Поэтому люди на улицах Минска, которые не могут свергнуть Лукашенко, для Путина не сила. Вот если бы они свергли Лукашенко, он бы их нехотя зауважал. А так он не станет вести с ними переговоры, и, пока у него нет замены, Лукашенко остается безальтернативным.

— Как же они могут его свергнуть?

— Вопрос не ко мне. Как-то же свергли в свое время Михаила Горбачева. Неважно как. Имеет значение — могут или нет. Кстати, думаю, в режиме ожидания и Запад находится. Не смогли? Значит, остается прежняя власть, и вы можете ее презирать, вводить санкции, но де-факто признаете Лукашенко президентом Беларуси.

— Каков ваш прогноз по ситуации в Беларуси?

— Совершенно необычная революция. Такого долгого двоевластия я не ожидал и не встречал. Причем двоевластия, устроенного так, что на одной из сторон нет вообще никакой заявки на власть. У людей, которые по субботам и воскресеньям выходят на улицы Минска и других городов, нет власти. Координационный совет — не орган власти.

— Лукашенко уже почти всю оппозицию посадил в СИЗО.

— А это слабо отражается на мятежной улице, вот в чем дело. Значит, улица не управляется этой оппозицией и выходит без них.

— Ощущение, что улица управляется телеграм-каналами.

— Люди выходят на улицы, а телеграм-каналы — просто удобные девайсы, потому что говорят: «Идем от Пушкинской, сворачиваем к Дроздам». Это оперативное ориентирование, но не управление. Телеграм-каналы не заставляют людей идти на улицу, а работают с теми, что вышли, а выходит помногу. Я думал, все это схлопнется неделю назад, ан нет. Раз каждую неделю выходят по 100–200 тысяч человек, значит, в промежутках они же чем-то заняты — разговаривают в семьях, на работе. Они не чувствуют себя фриками, маргиналами, они делают важную общественную работу. Это социально одобряемая деятельность — выходить на улицу и требовать от Лукашенко ухода. Очень необычная ситуация, и я жду следующего воскресенья, чтобы понять, что произойдет. Вечных двоевластий не бывает, они кончаются так или иначе. Думаю, если бы Путин не принял Лукашенко, тот сегодня уже не был бы президентом. Так что роль Путина велика, как в советском анекдоте — тиран закрылся от народа во дворце и там оттягивал свой конец. Лукашенко действительно этим и занимается. Бесперспективная деятельность, и у нее есть дедлайн, Лукашенко должен провести инаугурацию в первой половине октября, потому что в первой половине ноября у него заканчивается законный президентский срок по прежним выборам. Так что впереди неизбежен проясняющий ситуацию конфликт.

— Как думаете, Лукашенко может сдаться после того, что уже наговорил?

— У него шарнир неограниченной подвижности, он может крутиться в любую сторону. Несомненно, как только ему не нужен будет Путин, чтобы сохранять свою власть, он еще раз может повернуться к Западу, не испытывая никаких чувств. Ориентироваться на Лукашенко нельзя, он предатель по характеру. Все, с кем он пришел к власти, его первая команда, или далеко от власти, или, как некоторые, бесследно исчезли.

— Некоторые эксперты связывали успех «Единой России» на выборах с минскими событиями, указывая, что лоялисты просто испугались белорусских протестов и голосовали за стабильность. На ваш взгляд, чему научили белорусские протесты нашу власть и наше население?

— Наша власть, к сожалению, потеряла способность извлекать опыт. Я это наблюдаю уже довольно давно. Так было не всегда, но последние годы она в состоянии распада способности анализировать. Это хорошо заметно по внешним делам. Они проще, чем внутренняя политика: там меньше участников и ошибки легче исправлять. Увы, идет распад стратегического сознания в управлении страной, и я не вижу, какой опыт они извлекли. Хорошо уже то, что Путин не сделал худших ошибок. Промахом было признание Лукашенко, но он не сделал худших ошибок пока.

— Каких?

— Худшей ошибкой было бы солидаризироваться с Батькой в его борьбе с белорусским народом. Этого Москва не сделала, хотя еще не вечер. Встреча Путина и Лукашенко была очень холодной. Зная Путина и видя, как лебезил Лукашенко, вымогая моральную поддержку, ее он так и не получил на самом деле. Только холодная дипломатическая поддержка и 1,5 миллиарда — в такой ситуации не помощь.

Что касается народа, то он у нас пугливый, чуть что — кидается к ценности выживания. На этом держится наша система, она всегда шантажирует население, говорит: «Мы тебе не нравимся? А выжить хочешь или нет? Раз хочешь — терпи нас!» Вот основная формула российской власти. Наше пугливое население, увидев кучу народа на улицах Минска, ожидает, что вот-вот появятся танки, как в 1993 году, и временно активизирует лояльность. Но мы знаем о людях, которые в Хабаровске выходили несколько месяцев и продолжают, кто они? Они не отличаются от тех, кто выходит в Минске. Так что я не стал бы закладываться на месте Кремля на наших лоялистов. Как говорил монархист Тихомиров, в России бывают времена, когда даже дворники становятся революционерами, а в остальное время все тихо-мирно, но нельзя и двугривенного поставить на эту стабильность.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (96) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
19.09.2020 12:12

1/нефть
2/газ
3/лес
От всех этих продаж Вам господин адепт не досталось и 3 рублей

  • Анонимно
    19.09.2020 08:53

    Каких кровей принц Навальный?

  • Анонимно
    19.09.2020 09:07

    Спасибо за интересное интервью!

    • Анонимно
      19.09.2020 11:50

      Выдаёт желаемое за действительное.. Буду голосовать за Путина. Не хочу хаоса и распродажу России.

      • Анонимно
        19.09.2020 11:54

        Россию уже продали- не заметил господин адепт?))

        • Анонимно
          19.09.2020 11:57

          Что конкретно продали? Назови три позиции. Только чётко.

          • Анонимно
            19.09.2020 12:12

            1/нефть
            2/газ
            3/лес
            От всех этих продаж Вам господин адепт не досталось и 3 рублей

          • Анонимно
            19.09.2020 12:20

            ТОРы китайцам, люминий просто весь, море норвегам и океан у Беринга амерам.... мало?

            • Анонимно
              19.09.2020 12:28

              Так дарим или торгуем этим?

            • Анонимно
              19.09.2020 12:32

              Ну если вы за более жёсткую политику в отношении западных и восточных партнёров - то я за. Но есть вероятность превратиться в Северную Корею. Поэтому нужен баланс.

          • Анонимно
            19.09.2020 12:46

            Альфа банк Роснефть Сбербанк Лукойл АвтоВАЗ вообще все в офшорах. Кроме ЖКХ которое тебя доит на зарплату министров

            • Анонимно
              19.09.2020 14:28

              Управляющие компании держат Счета в Кипрских офшорах.

            • ПанАлекс
              19.09.2020 17:45

              ЖКХ еще больше в офшорах - даже Медведев, будучи президентом, признал, что более 1/3 средств ЖКХ выводится в офшоры!

      • Анонимно
        19.09.2020 11:55

        Путин в твоем голосе не нуждается))
        Там и без тебя все решат

      • Анонимно
        19.09.2020 12:11

        Распродажа уже в конечной стадии. В 2032 она завершится.

      • Рашид
        20.09.2020 00:12

        Любопытно што у тебя есть такое за что можно переживать о распродаже.

  • Анонимно
    19.09.2020 09:12

    Глеб - ты не прав! Всё будет с точностью до наоборот!

    • Анонимно
      19.09.2020 19:48

      Такие как Глеб и создали основу путинизма. Если честно, они как раз и профукали страну в 90-ые годы, а теперь опять сидят и пытаются то ли оправдаться, то ли просто потрепаться. Самые большие ошибки. Это приватизация по Чубайсу. Это расстрел псевдолибералами Белого Дома в 1993 году. И наконец это выборы 1996 года, когда к власти пришел олигархат при участии вот таких как Глеб. А далее дефолт 1998 года и т.д. Теперь мы имеем то, что имеем.

      Sheldon

  • Анонимно
    19.09.2020 09:14

    На 100℅ согласен с автором. Я Путина всегда сравниваю с Брежневым. Сначала какой то подъем, потом стабильность, потом застой, Сейчас как и во времена Брежнева верхушка держаться Путина. Только к сожалению человек не может вечно жить. После смерти Леонида Ильича что стало с строной все мы знаем.

    • Анонимно
      19.09.2020 09:30

      а я вашего лёшика навального сравниваю с борькой ельциным - тот тоже всё про коррупцию верещал, про привилегии.. и что в итоге - развал Великой Державы!!! Гнать надо в зашей ваших лёшиков и этих политобманщиков типа павловского, белковского и других из их стаи!

      • Анонимно
        19.09.2020 10:45

        Частично согласен. Борька и в поликлинику районную шастал с журналюгами и за руль садился "москвича", и с коррупцией боролся. В результате все богатства России передал в частные руки.

        • Анонимно
          19.09.2020 17:08

          Передали в частные потому, что государственная экономика оказалась крайне неэффективным и неконкурентоспособной. По модернизации производства мы отставали от передовых стран на 50 лет и более, в стране был полнейший дефицит и талонная система.

          • Анонимно
            20.09.2020 23:58

            Зато сейчас с частной, компрадорской экономикой мы впереди планеты всей и в полном расцвете! Да, ещё у нас построено эффективное, ПРАВОВОЕ государство. Легитимная выборность органов всех ветвей власти, независимость судов, открытая пресса. Справедливое налоговое законодательство и социально ориентированное общество. Ура...

        • Анонимно
          19.09.2020 22:26

          и картошку сажал на даче

      • Анонимно
        19.09.2020 12:50

        Великая Держава? О чем вы? Великие за считанные дни не разваливаются. СССР был Колосс на глиняных ногах! И не более.

        • Анонимно
          19.09.2020 20:37

          Колосс на эксплуатации труда. Ничего не поменялось.

      • Анонимно
        19.09.2020 17:12

        Великую Державу не Ельцин и никто другой свалить не смогли бы, иначе какая тогда эта великая держава, которую всякие проходимцы типа Навального могут разрушить. В стране был системный кризис, прежняя система экономики и политики пришла в противоречия с реальностью и поэтому нужны были кардинальные реформы. Иное дело как их провели, не было личности у нас типа Дэн Сяопина, не было. Вся верхушка политбюро были дряхлые старикашки, которые с трудом передвигались.

        • Анонимно
          20.09.2020 09:38

          Не пишите чушь.В стране был не системный,а структурный кризис.Такие выводы сделали несколько международных комиссий,которые во времена Горбачёва приезжали в СССР с тем,чтобы оценить состояние экономики.Требовались структурные реформы,но все было поправимо.СССР развалился рукотворно,кое-кому очень хотелось в капитализм,в роскошь и свободу.Предательство на высшем уровне чистой воды,а главную роль в нем сыграла верхушка КГБ,которому люди верили в абсолюте.Даже сейчас многие не могут осознать роль Андропова и Примакова в развале страны.

      • Анонимно
        20.09.2020 09:56

        Ельцин был в этом развале последний точкой, а все началось после смерти Брежнева! Андропов и Черненко по возрасту и здоровья ушли за Леонидом Ильичом. А дальше молодые псевда коммунисты быстро продались. Сегодня тоже Путин,,Лавров, Шойгу, Мишустин. А кто за ними быстро друг-другу дорогу закроют. Начнется дилемма наворованное!!!

    • Если сравнивать Путина с брежневым, то только с молодым энергичным и амбициозным.
      И не забывай, что страну развали, отнюдь не старик, а молодой горбачев, так что возраст тут ни при чем.

      • Анонимно
        19.09.2020 17:16

        Горбачев только следствие причин, при чем очень глубинных и тяжелых.

      • Анонимно
        20.09.2020 23:06

        Страну развалил советский народ.
        Но начался развал, конечно, с Прибалтики и Кавказа. Империи всегда начинают развал с недопереваренных захваченных территорий.
        Литва уже в 88 готова была отделиться, Азербайджан в 89.В 90 - Западная Украина и Грузия. Потом - везде.
        Советская власть стала немодной, некрасивой, как сейчас сказали бы отстойной. Помню август 91, если кто и был за коммунистов, то молчал в тряпочку, могли и навалять.
        В общем тогда СССР, как Воронья Слободка, запылал, подожженный с 5 страной. А Горбачев пытался его сохранить. Просто ума не хватило. Кстати, это о как раз много говорит об плохой системе отбора: наверху оказался человек, который толком не представлял, чего он хочет и еще меньше - как это сделать. Он шарахался из стороны в сторону. В результате развал

  • Анонимно
    19.09.2020 09:16

    Этот политолух хочет сам то, что тут написал! Но этого не будет - ваше либероидное время подходит к концу - это вам всем конец - либералы должны паковать чемоданы и ехать к западным хозяевам в надежде, что им там подавать будут, но и там вы не нужны - вы только тут можете лить грязь, получая западные гранты...

    • Анонимно
      19.09.2020 15:55

      19.09.2020 09:16
      Президент РФ Владимир Путин в интервью российским и зарубежным журналистам в Красной Поляне подтвердил, что является "настоящим либералом и придерживается либеральных взглядов".
      19 янв 2014

      вы хотя бы ИНОГДА - думайте, перед тем, как что-либо написать!

    • Анонимно
      2.10.2020 17:51

      Молодец! В корень смотрите. А болтовня политолуха не талантлива. Сам себя и разоблачает.

  • Анонимно
    19.09.2020 09:18

    Спасибо! Приятно читать умные вещи.
    Статья Глеба Павловского вряд ли соберёт много откликов. Традиционно. Его размышления не для большой публики. Нет жареных, истеричных прогнозов, оценок.

    • Анонимно
      19.09.2020 09:26

      Ни одной умной вещи - все лекала одни... все из прозападной методички - из каждого утюга эти дожди, эхи и эти озвучиватели прозападной стратегии в отношении России.

    • Анонимно
      19.09.2020 11:48

      Всегда умиляют рассуждения персон когда-то служивших именно тем кого потом критикуют, потому что их оттуда попросили. Обыкновенный обиженный лицемер , пытающийся выглядеть объективно.
      778.

      • Анонимно
        19.09.2020 21:57

        умные люди имеют способность понимать и исправлять собственные ошибки.

  • Анонимно
    19.09.2020 09:23

    Что касается народа, то он у нас пугливый, чуть что — кидается к ценности выживания. На этом держится наша система, она всегда шантажирует население, говорит: «Мы тебе не нравимся? А выжить хочешь или нет? Раз хочешь — терпи нас!». Вот основная формула российской власти.

    • Анонимно
      19.09.2020 10:34

      Хреново, что российская оппозиция эту формулу не учила.

    • Анонимно
      2.10.2020 18:08

      Вот так автор излагает тезис о том, что люди желают стабильности.

  • Анонимно
    19.09.2020 10:25

    Численность населения РФ с доходами ниже прожиточного минимума во II квартале 2020 года увеличилась на 1,3 млн. до 19,9 млн человек

    Поправки работают

  • Анонимно
    19.09.2020 10:26

    Уже для большинства не секрет что страна Россия превратилась в страну изгоя.в России действующая власть разрушила медицину,дошкольное образование /ясли-садики/,школы, больницы,ФАПы. Разрушен малый и средний бизнес и их производства.разорены и убиты деревни и с/х это теперь какие то рабы на бывшей своей земле...

    Везде алкомаркеты и шаурма &пицца которую готовят в павильонах без воды и канализации...

    Вот только часть вышеперечисленного и как нам обычным россиянам просто выжить??? О развитии речь не идёт вообще...просто не умереть

    • Анонимно
      19.09.2020 10:47

      России не предназначена для жизни

    • Анонимно
      19.09.2020 14:37

      Везде алкомаркеты и шаурма &пицца которую готовят в павильонах без воды и канализации...
      Это малый и микро бизнес, вообще-то, отсюда росли Эдельвейсы, если не помните.

    • Анонимно
      19.09.2020 19:31

      Ученических проездных нет.

  • Анонимно
    19.09.2020 10:35

    Ничего нового не сказал. Все то же, что и раньше. И снова врет.

  • Анонимно
    19.09.2020 10:40

    Денег больше не будет. Да вообще никаких не будет. Задержите дыхание: Рай близко.

  • Анонимно
    19.09.2020 10:42

    Отличная оценка! Все в точку!
    Особенно про "Что касается народа, то он у нас пугливый, чуть что — кидается к ценности выживания. На этом держится наша система, она всегда шантажирует население, говорит: «Мы тебе не нравимся? А выжить хочешь или нет? Раз хочешь — терпи нас!». Вот основная формула российской власти."

    • Анонимно
      19.09.2020 12:00

      10.42.

      Конкретно в Татарстане прошли выборы президента и некоторых депутатов Госдумы.

      Кто из избиравшихся сказал или намекал :
      Мы тебе не нравимся? А выжить хочешь или нет? Раз хочешь — терпи нас!..

      Никто такого не говорил и ваши слова глупая ложь, направленная выставить власть и россиян негативно.

      А потом удивляетесь почему россияне в массе своей терпеть не могут всяких оппозиционеров типа вас, Яшина, Соболь и т.д.

      Потому что кроме лжи, нахрапистости и злобности - ничего у вас за душой нет..

    • Анонимно
      19.09.2020 12:10

      Можешь их не терпеть. Тогда реально столкнёшься с ценностями выживания.

  • Анонимно
    19.09.2020 10:55

    — Они что-то знают хотя бы о 2021-м? Нет. Вот и не надо их слушать и про дальнейшее.

    Уверяли, что в 2020 все случится, теперь в 2021. Вот и не надо их слушать и про дальнейшее.

  • Анонимно
    19.09.2020 10:57

    Господин Хотелкин.

    • Анонимно
      19.09.2020 11:19

      Лучше 20летОбещалкин?

      • Анонимно
        19.09.2020 11:56

        При Обещалкине все дворы завалены новыми авто, а молодые пацаны покупают своё жильё и летают с девчонками в Турции, кто бы что не верещал. И деньги есть у тех кто умеет работать.

  • Анонимно
    19.09.2020 12:09

    Отставной козы барабанщик путает метафоры:
    1. Центр циклона как раз абсолютный штиль ("Око" тайфуна).
    2 Далее хотелки типа "Лёха наш Перзидент". Несколько побед "уточек" на муниципальных выборах, начиная с "унылого голосования" в Москве за год покажут народу, что "уточки" кроме как вывешивать ЛГБТ флаги в муниципальном совете и отменять День Победы в районе, более ни на что не годны. А тут - и выборы в Госдуму. Тем более, туда будут участвовать новые, конструктивные оппопартии (типа Прилепина, хотя он "перевертыш" почище Шевченко). Но хоть молодой, энергичный, пусть щекочет засидевшуюся публику.

  • Zet
    19.09.2020 12:22

    Всё российское общество в растерянности. От любого руководства до обывателей городов и сел.

    • Анонимно
      22.09.2020 08:20

      в стране нет общества, есть население в поселениях....

  • Анонимно
    19.09.2020 12:41

    За что нам любить эту Власть? За то, что она лишила нас пяти лет пенсии, подняв пенсионный возраст? За то, что все время растут цены и тарифы? За то, что две трети работающих живут в долг, потому что не могут на свою зарплату прокормить семью или купить квартиру? За то, что ректора ВУЗов получают по 1 млн.в мес., а доценты - 30 тыс.? За то, что Сечин и Миллер получают миллионы руб.в день, а средняя зарплата по стране - 40 тыс.в месяц? За то, что многие живут на 1-2 МРОТ в месяц? За то, что на фоне повышения пенсионного возраста и НДС она продолжает "осваивать" триллионы рублей на мега-инфраструктурные проекты? За то, что выборы, по сути, превратились в фарс и их результат известен заранее? За то, что в результате "оптимизации" по всей стране закрылись тысячи бюджетных школ, больниц и поликлиник, а взамен открылось множество платных клиник и школ? Так за что нам любить нынешнюю Власть в России???
    А.В.

  • Анонимно
    19.09.2020 12:56

    Не очень то правильно описал про ситуацию в Белоруссии. Там все достаточно просто. Изначально, когда Лукашенко в мае во время встречи с Путиным опять его продинамил, или кинул с процессом объединения двух стран, видимо, и было принято решение о том, чтобы вытащить новых кандидатов, которые могут сменить Батьку и уже без него довести процесс присоединения Белоруссии к России до конца. И чтобы не ошибиться, были выдвинуты несколько кандидатов, зная нрав Лукошенко, который мог их и устранить. Что в общем и случилось. Правда, устранил он их всех, да еще и в придачу тех, кто скорее и прибыл в Белоруссию, чтобы на каком то этапе помочь справиться с силовиками Батьки, если что, хотя бы до прибытия основных сил из Москвы. Батька изначально все это понял, потому начались его метания в сторону Запада, наезды на Россию и Путина. И спутал все карты. Он просто не ушел и все тут. А оппозиции как таковой в Белоруссии нет. Да и те, кто вроде выступают против Батьки, сами не прочь встать рядом с Путиным. Недаром, вот недавно, одна из жен, Валерия Цепкало, в интервью с СМИ в открытую призывала Путина, обращаясь к нему как с самому образованному и интеллигентному правителю в мире, убрать Батьку и встать на их сторону, обещая даже поставить ему памятник в Минске после прихода их к власти. Или та же Тихановская обращается не к Западу за помощью, сидя в Литве, а к России, к Путину, обещая, что они должны быть вместе. Да и те, кто выходят на улицы, хотят одного - ухода Батьки, но не против аншлюса с Россией. Потому и Путин в задумчивости. Потому и встреча с Лукашенко была довольно холодной и, по сути, безрезультатной, хотя говорили они наедине четыре часа. Можно сделать только один вывод. Путин дал Лукашенко срок, чтобы он наконец разобрался там у себя в стране, не привлекая Путина к разборкам. А вот когда там ситуация станет уже довольно кровавой, то он может и прийти, чтобы спасти ситуацию, а заодно и выпенуть из кресла Лукашенко. Тогда он будет спасателем белорусского народа от диктатора.

    Sheldon

    • Анонимно
      19.09.2020 14:34

      Чалдон,после победы Лукашенко,первым поздравил с Победой,был Си Цзиньпин.Китай,поставил точку на Карте,что стремится в Европу.Путин поздравил 4ым.Лукашенко,глубоко начхать на ЕС и РФ.

    • Анонимно
      19.09.2020 14:37

      ЧЕКА

      У Шелдона как всегда -В огороде бузина, в Киеве дядька)..

      Украина уже признала что провокация с охранниками - их рук дело.

      Но Шелдон пытается впутать охранников в свою теорию).

      • Анонимно
        19.09.2020 16:01

        19.09.2020 14:37
        Т.е белорусское КГБ надо разогнать за профнепригодность?

        • Анонимно
          19.09.2020 19:40

          ЧЕКА

          Если считаете что КГБ Беларуси -самая большая по численности и лучшая в мире, тогда надо разогнать..

    • Анонимно
      19.09.2020 16:05

      Сколько же тупоголовых тут, не умеющих сложить два на два. Какой Китай? Лукашенко в свое время играл на чувствах Путина, привлекая и Китая для этого. Даже обещав им продать нефтеперерабатывающий завод, но как всегда кинул. Так что Китаем тут и не пахнет. А поздравления можно засунуть хоть куда. И кто там первым поздравил его с победой тут вообще никакой роли не играет. Как написал, для Белоруссии конец один, его при любом раскладе съест Россия. И тут даже сомневаться трудно. Белоруссия не Украина, в ней нет националистических идей. Там некому до конца стоять и выстоять против России, а Россия, осененная скрепами о строительстве русского мира, в данном случае славянского, и идеей возрождения СССР, никуда ее не отпустит.

      Sheldon

      Да, по поводу того, что охранники из Украины, тут бы вам, прежде чем глупость писать, могли бы и по сайтам полазить, почитать.

  • Анонимно
    19.09.2020 14:40

    Если Центризбирком постоянно врет, то теряется связь с народом. Власть сама себя постоянно переизбирает и наживается, потом дети сваливают в Англию проедать то, что сперли.

  • Анонимно
    19.09.2020 15:47

    от того что есть воры не значит что Россией должны править навалильные и павловские!

  • Глеб Павловский правильно всё говорит. Ну ведь он не знает, что с этим "подарком" Россия, которая родилась (конечно же) как новое государство на обломках Древней Тартарии и Древней Руси, Российской Империи и Советского Союза.
    От чего эти супер-мега-субъекты и его народы страдали. Ведь до бональности всё просто: от (примерно) 1% населения и в Татарии и в Руси, и в Имерии, и в СССР, страдающих ЭГОИЗМОМ, ЖАДНОСТИ, и вследствие этого ЖЛОБСТОВОМ. Мир уже давно отказался от этих человеческих пороков. Не только отказался, но и пресекает их в людях, невзирая на их высокий социальный статус и положение. И даже королева Великобритании не может позволить себе "этих капризов", хотя, кто ей сможет поприкнуть и указать пальцем?
    А вот мы, россияне, не сможем. Так и будем ведь длобстоввать до последнего россияниянина. Хотя КТО НАМ ЗАПРЕЩАЕТ ЖИТЬ БЕЗ ЭТИХ НЕДОСТАТКОВ, НО СЧАСТЛИВО? Неужели народ российский не в состоянии перевоспитать зарвавшееся 1% (примерно) населения?
    Парадокс! Нет не может. И всё тут.

  • Анонимно
    19.09.2020 17:02

    Судя по грамотности текста и замаху на абсолютную истину, Габдель всё-таки пенсионер МВД;-)))

    • 17.02.
      У меня больше технические ошибки, а не граматические. Ибо, когда надо, я напишу грамотнее Фортунатова Филиппа Федоровича. Не беспокойтесь за меня.
      Кстати. Зато пишу всегда доходчиво. Иных до кишок потом пробирает от злости. И потом ядом желчи разбрыгивают со стороны в сторону.

  • Анонимно
    19.09.2020 17:13

    В России 120 богатейших людей имеют денег почти в 2 раза больше, чем 90% населения, чем 130 миллионов россиян. Кто то скажет, что это капитализм и социальная несправедливость его неотьемлимая черта. Я же скажу, что ныне 70-80% экономики страны контролируется государством через госкомпании. Россия за 20 лет, начиная с 2000 г., заработала 3,5-4 триллиона долларов только на продаже оружия. А ведь были еще налоги; сборы, платежи, штрафы, продажа оружия, сырья и т.д. И так получается, что текущая социальная несправедливость в России создана искусственно государством через перераспределение государственных средств посредством госконтрактов и так называемого частно-государственное партнерство, а также установление несправедливой системы оплаты труда в стране, при которой некоторые категории товаров населения (чиновники, силовики, правоохранители и т.д.) получают гораздо больше, чем остальные категории населения.
    А.В.

    • Анонимно
      21.09.2020 00:14

      Вы бы более тщательно подходили к озвучиванию цифр. Ну какие 3,5-4 трлн дол на продаже оружия. У нас годовой ВВП порядка 2 трлн дол. (Камский)

      • Анонимно
        21.09.2020 11:47

        Да. Спасибо за поправку. Я все ждал, когда кто-то обратит на это внимание. Конечно, 3,5-4 триллиона долларов - речь идет о продаже нефти и газа. Оружия продается гораздо меньше. От 15 до 25 млрд. в год. Спасибо, что заметили ошибку.
        А.В.

  • Анонимно
    19.09.2020 17:15

    Спасибо Глебу Павловскому за содержательный анализ причин окончательного разложения российсой империи и неизбежного её конца. Новый пролетатиат ХХ! века - айтишники - сметёт эту историческую гниль чудовищного воровства и беззакония.

  • Анонимно
    19.09.2020 20:13

    Почитав ответы, Павловский изменился, похоже многое переосмыслил.
    Интересно у него не появилось чувства горечи или сожаления ?
    Теперь он больше напоминает зрителя, который почти знает каким будет финал. Отличное интервью.

  • Анонимно
    19.09.2020 22:09

    17.45. про офшоры подтверждаю.забиваешь в Яндекс или другой поисковик кор.счёт на платёжках и сразу выдаёт полную информацию где юрисдикция и тд...ничего что связано с Россией там нет.Россия страна транзитёр этих сумм и не более того

  • Анонимно
    20.09.2020 05:49

    Всё будет хорошо, у нас сильный лидер! Меньше слушайте, не грамотных завистников и шпионов вроде этого политолога либераста.

  • Анонимно
    20.09.2020 10:02

    В итоге мы пришли к Брежневскому застою образца осени 1982 г. К началу 80--х до 25% ВВП СССР приходилось на теневой сектор экономики (цеховики и т.д.). Повышение пенсионного возраста также привело к росту теневых (серых) зарплат, росту числа т.н.самозанятых, которые фактически работают по найму, но работодатели в целях оптимизации налогов переводят их в эту категорию. Самозанятые - это новая черта в экономике России. Они платят от 4 до 6% государству, хотя само государство не вложило в создание для них рабочих мест ни копейки. Эта категория позволяет государству и предпринимателям сократить свои социальные расходы. Таким образом, в экономической сфере мы наблюдаем огосударствление экономики. При этом социальные расходы государства все время сокращаются через повышение пенсионного возраста, рост числа самозанятых и т.д. Господство в экономике крупных корпораций, как правило, связанных с Властью дружескими или семейными узами ведет к концентрации богатств в руках избранной части населения. И действительно, наверху пищевой пирамиды РФ сейчас находятся 120 богатейших людей России, на которых приходится треть (33,3%) национальных богатств страны. Эта категория входит в состав 10% богатых людей РФ, на которых приходится 83% национальных богатств. Это, помимо первой категории, чиновники федерального, регионального и местного уровня, связанный с ними бизнес, работники МВД, прокуратуры, офицерский состав армии и ряд других категорий. И, наконец, третья категория - это 90% населения РФ, на которую приходится всего 17% нац.богатства. это почти в 2 раза меньше, чем у 120 самых богатых людей и почти в 5 раз меньше, чем у 10% богатых. Распределение львиной доли национального богатства в руках избранных категорий населения приводит к отмиранию малого и среднего бизнеса, к экономической стагнации и росту теневого сектора экономики. Экономический застой сопровождается застоем политическим. Господство одной политической партии в стране, как и господство КПСС, отсутствие социальных лифтов и перспектив роста и развития для громадной части населения, невозможность изменить ситуацию в стране посредством честных и прозрачных выборов ведут к нарастанию в российском обществе масштабов социального протеста. И по мере углубления социальной пропасти между 10% богатых и 90% остального населения масштабы социального протеста постепенно достигают критической массы.
    А.В.

  • Анонимно
    21.09.2020 10:46

    ..хорошая работа у "политолога"..
    ври, завирай.. да по-больше, да пострашнее..
    побольше почитают, побольше в ведомости зарплатной отразится..
    правда и посадить могут не надолго.. ( как Павловского),
    но ты веди себя правильно.. не перебарщивай, не завирайся..)))

  • Анонимно
    3.10.2020 07:28

    Мистер Глеб Павловский, пожалуйста, не суйте Лёшу в национальные лидеры и в политики. Ролики под его именем делались хорошие, в этом вся его заслуга. А дальше очередная марионетка, обмен шила на мыло.
    Вы же пожилой человек уже, пора и вам о душе подумать.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль