Строительство и недвижимость 
20.10.2011

Виктор Токарев: «Большие деньги не решают проблему казанских пробок»

ГОРОДСКОЙ ШТАБ ПО БОРЬБЕ С ПРОБКАМИ НАЧАЛ СОБИРАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ. ПРОШЛА ПЕРВАЯ ДИСКУССИЯ

Сегодня на круглом столе в НКЦ «Казань» обсуждали перспективы развития улично-дорожной сети и самую больную тему последних лет – автомобильные пробки. В разговоре, на котором присутствовал корреспондент "БИЗНЕС Online", приняли участие ведущие архитекторы, проектировщики, градостроители, чиновники. Эксперты предлагали строить новые мосты, запретить парковку на обочине дорог, взимать плату в фонд города за непредусмотренные собственниками парковки, размышляли о том, как расходится территориальный «изюм», спорили об автобусных полосах и пытались прогнозировать востребованность перехватывающих парковок.

IMG_3856.jpg
На круглом столе в НКЦ «Казань» обсуждали перспективы развития улично-дорожной сети и автомобильные пробки

И 99 МЛРД. РУБЛЕЙ МАЛО!

На реконструкцию дорог до 2013 года в рамках подготовки к Универсиаде выделено 39 млрд. рублей, напомнил главный инженер управления капитального строительства и реконструкции Казани Юрий Петренко. Но это лишь около трети того, что необходимо, отметил он. Специалисты института территориального развития и транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, разработавшие программу реконструкции улично-дорожной сети, считают, что Казани на решение проблемы необходимы вложения в объеме 99 млрд. рублей.

Даже с учетом 42 млрд. рублей, которые город надеется получить в рамках целевой программы по подготовке к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году, полностью решить проблему модернизации улично-дорожной сети не удастся.

Да, многоуровневые паркинги, перехватывающие парковки, новые транспортные развязки, строительство новых дорог и выездов из города, завершение строительства большого казанского кольца улучшат ситуацию в городе, согласились эксперты, но до конца проблемы не решат.

ПАРКОВКИ И РАЗВЯЗКИ НЕ ПОМОГУТ СВЯЗНОСТИ ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА

Виктор Токарев - заслуженный архитектор РТ, член экспертного совета Госдумы РФ, отметил те противоречия, которые, на его взгляд, есть в реализации масштабных программ.

- По большому счету, даже если Казань получит стопроцентную магистральную сеть, стопроцентные развязки, подземные переходы и парковки, проблемы транспорта не исчезнут, - заявил Токарев. – Большие деньги, которые выделены в рамках подготовки к Универсиаде, по сути, решают конкретные задачи в связи с проведением массовых мероприятий. Конечно, это все останется в Казани, но этого явно недостаточно. Речь необходимо вести о развитии дорожной сети города в целом. Даже сегодня в последней редакции генплана города она обладает теми же недостатками, что и в предыдущем генплане Казани.

Токарев отметил, что существующая система мостов и дамб через Казанку не отвечает требованиям связности территории. Да, проехать вроде бы можно, но связность предусматривает наличие трех-пяти вариантов, как можно проехать из одной точки в другую. Те ветки мостов через Казанку, которые существуют, недостаточны.

Он привел в пример Лондон и Париж, где расстояния между мостами не больше, чем две ширины реки, у нас же – более шести, и предложил строительство еще трех мостов, которые связали бы район речного порта и адмиралтейства, улицу Чистопольскую с Советской площадью, Ново-Савиновский район с Вахитовским от начала моста Миллениум с выходом у НКЦ «Казань», также предложил строительство туннелей и фактически второго уровня улицы Пушкина. Дополнительные мосты заметно повысили бы связность территорий Казани, считает Токарев.

НЕ ВТЫКАЙТЕ ДОМ ПОСРЕДИ УЛИЦЫ!

Но все это – перспективы дня далекого, а что же делать сейчас? Как бороться с пробками сегодня – ведь уже сейчас в Казани 196 машин на 1000 жителей, к 2015 году прогнозируется уже 250 машин, а к 2020 – 320 автомобилей на 1000 человек!

Токарев предлагает внимательнее относиться к застройке территории, а не «втыкать дома посреди улицы» – там, где в перспективе могут пройти дороги. Он привел пример застройки Овражной улицы, Шамовского оврага, улицы Тихомирова, где проезды, которые могли бы быть, сейчас закрыты постройками.

Кроме того, считает архитектор, необходимо вообще запретить парковку на проезжей части дорог – это совершенно бесплатный способ повысить их пропускную способность. А строящиеся парковочные площадки у новых домов надо делать с запасом, вдвое перекрывающим потребности жителей дома. В пример он привел комплекс «Вишневый сад», где парковка предусматривает 200% потребности проживающих.

Необходимо также, по мнению эксперта, пересмотреть организацию полос общественного транспорта. Сейчас они загружены менее, чем на 10%, а в европейских городах – на 95%! То есть значительная часть и без того дефицитной дорожной сети, по сути, не используется. Надо или усилить интенсивность движения общественного транспорта и пустить по этим полосам спецтранспорт - коммунальный, такси и т.д., чтобы снизить загрузку других полос движения, или вообще отказаться от автобусных полос, резюмировал Виктор Токарев.

Тут в дискуссию включился Айдар Абдулхаков - начальник комитета по транспорту Казани.

- Говорить о том, что у нас автобусные полосы у нас недозагружены – да, возможно. Но без них будет еще хуже! Но именно автобусы перевозят 400 тысяч пассажиров в день, то есть половину всего пассажиропотока. Ежедневно в городе работают 1000 автобусов – конечно, это не идет ни в какое сравнение с 300-тысячной армией автомобилей, зарегистрированных в Казани. И, конечно, возникает вопрос: для чего нужны автобусам эти полосы? А для того, чтобы они быстро перевозили основную массу пассажиров. И говорить сегодня о том, что надо обратно пустить на эти полосы легковой транспорт, крайне неверно!

ПЕРЕХВАТЫВАЮЩИЕ ПАРКОВКИ: ЛОНДОНСКИЕ РЕАЛИИ ПРОТИВ УТОПИИ ПО-КАЗАНСКИ

По поводу выделенных автобусных полос Виталий Логинов - заслуженный архитектор РФ, полностью согласился с Токаревым.

- Вот эту букву «А» недавно ввели в Москве, и, думаю, они скоро от этого откажутся, - считает Логинов. – Пока не будет движения по расписанию, как в Голландии, Париже, еще где-нибудь, когда интервал движения автобуса по полосе – минута, порядка не будет.

IMG_3815.jpg
Виталий Логинов: "Вот эту букву «А» недавно ввели в Москве, и, думаю, они скоро от этого откажутся"

А начинать всегда трудно. Красивая картинка – приехал человек в Казань, оставил авто на перехватывающей парковке и поехал дальше на автобусе…

- Ребята, в городе с населением меньше пяти миллионов человек такая схема не будет работать, - разочаровал Логинов. – Каждый приткнется где-нибудь, и этим закончится!

- Но начинать-то с чего-то надо, - парировала Гульсинэ Токарева. – В Лондоне все давно пересели на общественный транспорт. В исторической части города те же проблемы, что и у нас. Не хватает парковочных мест. Так у них там, в учреждениях, предусматривается только одно парковочное место – для шефа, а все остальные ездят на общественном транспорте. Мы это видели, когда были в мастерской Нормана Фостера.

Еще одно сомнение Логинова прозвучало касательно запрета парковки на обочине. Но вот тут как раз, по его мнению, должна работать дорожная полиция, нельзя оставлять машины на дороге по диагонали, да еще в два ряда.

- Ну, проводите акции, - обратился Логинов к представителям ГИБДД. – Ведь это ГАИ должно заниматься организацией движения на дорогах. Подумайте, что в городе начнется, когда наступит зима.

- У нас сейчас любой студент может купить автомобиль, да – и у нас 250 машин на тысячу жителей будет скоро… Но в США – почти 800 машин на тысячу человек, и пробок нет, ребята! – заявил он. – Почему? Потому что все подсчитано, обходные пути и дороги есть - вот к чему надо стремиться. Надо анализировать транспортные потоки, пешеходные потоки, чтобы строить развязки и переходы там, где реально ходят люди.

- Вот я понаблюдал за движением развязки на Ямашева, - поделился архитектор.- Развязка с отнесенным поворотом – это же не развязка.

РЫНОК ДОЛЖЕН КОМПЕНСИРОВАТЬ ЖАДНОСТЬ ЗАСТРОЙЩИКОВ

В защиту развязок выступил Николай Васильев - начальник управления архитектуры и градостроительства минстроя РТ.

- Если у нас есть понятие недоремонт, то есть и понятие недореализации того, что когда-то планировалось, - заявил он. - Виктор Степанович сегодня показал вариант тоннельного «шунтирования» набережной, но ведь пройти по старой магистрали, которая предполагалась по генплану 1969 года, очень сложно, там масса инженерной инфраструктуры внизу. И часто любая развязка дешевле, чем вынос коммуникаций, которые занимают эту территорию…

А вот на что надо обратить внимание – это на градостроительную дисциплину при резервировании этих участков, подчеркнул Васильев. Многие городские территории необходимо держать, не давая занять их под застройку, чтобы вокруг такого каркаса наращивать городскую ткань.

IMG_3816.jpg
Николай Васильев: "Если у нас есть понятие недоремонт, то есть и понятие недореализации"

- Очень много такого «изюма» ушло под сиюминутную застройку жилья в центре! – заявил Васильев. - Значительно больше надо было резервировать под скверы, парковки – но сегодня время еще не ушло, может быть еще хуже…

Прозвучали убедительные цифры. Сейчас в городе улично-дорожная сеть занимает 7-8% территории. В европейских городах в среднем – 17-20%, а в Америке – 30-35%.

Принципиально в городе изменится что-нибудь к лучшему, по мнению Васильева, когда замкнется Большое казанское кольцо.

Он тоже вернулся к теме парковок, а точнее их отсутствия возле объектов и предложил рыночными методами компенсировать отсутствие парковок там, где здания уже стоят, а благоустройство изначально не было заложено.

- Когда мы строим какое-то здание - если оно в центре, на какой-то магистрали, - надо понимать, что рынок должен компенсировать жадность застройщика. Если мы не предусмотрели парковку по нормативу – пожалуйста, эти средства должны быть собраны в общий фонд города. Если мы сегодня видим, как у ресторана стоит аншлаг «Стоянка запрещена, VIP-персоны» – пожалуйста, имеешь право поставить. Но заплати городу, потому что эта территория принадлежит городу. А средства будут аккумулированы на строительство парковок.

ДЛЯ БОРЬБЫ С ЗАТОРАМИ НУЖНА ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ

Все корни транспортных проблем заложены в генеральном плане, - считает Давид Кордончик, проректор КГАСУ. Транспортная схема существует не сама по себе – она существует для доставки людей к градостроительным ориентирам, к местам притяжения людских масс. То есть – к жилым массивам, торговым комплексам, историческому центру, месту работы и так далее.

- Уличная сеть характеризуется не только понятием связности, о чем говорил Виктор Степанович Токарев, но и понятием плотности. А существующая сеть плохо приспособлена для приема большого количества машин, которые притягивают к себе градостроительные ориентиры, - отметил Давид Михайлович. – К тому же мы постоянно говорим о развитии магистральной сети. А ведь та же питерская разработка содержит пункт о строительстве дорог-дублеров…

И на самом деле, по мнению Кордончика, главное средство борьбы с заторами – это деконцентрация транспортных потоков. Машины, уходя с магистралей, попадают в узкие внутриквартальные проезды – и тормозят движение. Получается нечто вроде бассейна, вода из которого уходит через узенький слив… Необходимо выводить из центра объекты массового притяжения людей – и привязывать их к сети скоростного транспорта.

А для этого – и в этом эксперт полностью согласен с предыдущими докладчиками – нужен грамотный генплан города.

МЫ ТОЛЬКО ДИАГНОСТЫ, А ЛЕЧИТЬ ДОЛЖЕН КЛАССНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ

Гульсинэ Токарева, оценив приглашение властей к диалогу на важную тему, привела убедительную метафору:

- Мы можем сформулировать свои предложения по улучшению ситуации, выявить так называемые болевые точки, помочь в сборе анамнеза, но мы – архитекторы, все-таки не диагносты. Лечить должен классный специалист.

В ходе дискуссии неоднократно звучало имя Михаила Блинкина, научного руководителя НИИ Транспорта и дорожного хозяйства. Он, по словам Виктора Токарева, кстати, подсчитал, что недостатки московской дорожно-транспортной сети обходятся москвичам в миллиарды рублей, который тратится на нерациональное передвижение.

Но парадоксом для многих прозвучали его слова о том, что Казань в сравнении с другими городами по транспортным проблемам – один из лучших городов.

ШТАБ ПО БОРЬБЕ С ПРОБКАМИ ПРОДОЛЖИТ СВОЮ РАБОТУ

По словам представителей исполкома, все, что говорили сегодня эксперты, будет внимательно изучаться. Свои идеи может предложить каждый – на сайте мэрии Казани работает интернет-приемная. Как заявил на прошлой неделе мэр Казани Ильсур Метшин, штаб по борьбе с пробками будет собираться еженедельно.

Как сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Юрий Петренко, создана рабочая группа, которая будет формировать, анализировать, систематизировать все поступающие проекты, идеи, мнения. Лучшее ляжет в основу программы реконструкции дорожно-уличной сети Казани.

IMG_3875.jpg
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (21) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    20.10.2011 19:45

    На многих улицах "пробки" образуются из-за препятствий после перекрестка (ямы или сильно выступающие рельсы), а так же из-за того, что светофор переключается слишком быстро - на главных магистралях города есть светофоры, которые включают зеленый на лишь 20 секунд. Так же интересует - кто проектировал развязку Тецевская-Дементьева-Декабристов - хотелось бы увидеть этого "деятеля"?

  • Айдапад
    20.10.2011 21:03

    Как и у любой другой проблемы лечить надо не следствия а причину. Можно как угодно расширять дороги, тратить миллиарды на развязки и мосты, но если не оптимизировать потоки людей и соответственно транспорта в масштабах города и пригородов как единой системы, результат будет нулевым. 1. Вынести министерства и ведомства из центра города. Что они все делают на центральных улицах? 2. Студенты во всем цивилизованном мире учатся в студенческих городках за городской чертой. Нечего им делать в центре города.3. Автобусные линии строятся и проектируются ОТДЕЛЬНО от дорог общего пользования, а не рисуются кисточкой на уже существовавших ранее дорогах.4. Ситуация в местах скопления автотранспорта должна оперативно регулироваться сотрудниками ГИБДД. Кто видел их хоть раз там где пробки?Товарищи чиновники. Сделайте сначала хоть что то из этого списка, может быть тогда и существующая транспортная система будет пригодна для использования "конкретными человеками" без мигалок и спецсигналов.

    • Asinho
      21.10.2011 00:51

      Что за популярный миф, что все университеты на окраине? Колумбийский университет в центре Манхеттена, Сорбонна в центре Парижа, МИТ и Гарвард в центре Бостона, Имперский и Университетский колледжи в центре Лондона. Сотни ведущих университетов мира расположены в центре города, и это нормально.

  • Анонимно
    20.10.2011 22:27

    Хорошая идея, взять пятилетку или десятилетку и переводить в год по одному министерству на Южную трассу, на каждой остановке свое министерство и названия остановкам придумывать не надо, и так понятно! Начать с Минсельхоза- зачем им такое здание под Кремлем, возможно на южной строить еще помпезнее нет вопросов!!! А из старого здания сделать дом Приемов где проводить свадьбы, банкеты, встречать Высоких гостей, возможно проводить молодежные мероприятия, конгрессы и т.п.

  • Asinho
    21.10.2011 00:23

    Предлагаю снести Кремль, вместо него можно воткнуть 10-полосную магистраль + много места для парковки. С таким подходом можно воплощать мечту горе-архитектора о 800 автомобилях на 1000 человек.На 39 миллиардов можно было бы создать лучшую в Восточной Европе систему наземного транспорта с выделенными троллейбусами и трамваями, доставляющими за 30 минут с окраины в центр без всяких пробок. Но мыши плакали, кололись и продолжали есть кактус.

  • Анонимно
    21.10.2011 08:03

    Ребят, на Дементьева каждый день заторы и пробки! Ну, подумайте своей головой, постройте подземную или наджелезно-дорожную дорогу невозможно уже!!!!!

  • Анонимно
    21.10.2011 10:03

    сотрудников гибдд надо заставить работать-где пробка там должен стоять регулировщик! даже не регулировать а просто за порядком следить ! чтобы на затупили в конец перекрёсток!!!

  • Анонимно
    21.10.2011 10:31

    Бразильский город Куритиба получил всемирную известность благодаря инновационной транспортной системе «скоростного автобуса» — по сути наземного метро. В конце 80-х ситуация с транспортом в Куритибе стала настолько острой, что зашли разговоры о строительстве метрополитена. Однако мэр города Жайме Лернер с цифрами доказал, что вариант автобусного движения по выделенными полосам с ценой 2 млн. долларов за километр в 10 раз дешевле, чем легкое метро, и в 50 раз дешевле, чем обычная классическая подземка. В итоге проект был реализован без привлечения средств из государственного бюджета, а срок реализации не превысил двух лет.Автобусы, изготовленные под заказ шведской компанией Volvo, могут вмещать до 270 человек и двигаются по специально отведенным полосам. Для системы скоростного автобуса (Bus Rapid Transit) придуманы специальные остановки оригинального дизайна. Оплата происходит при входе на остановку. Автобусы оборудованы откидными трапами, а высота остановки совпадает с уровнем пола автобуса. С магистрального экспресс-автобуса на локальный можно перейти на пересадочной остановке, сделав всего несколько шагов.

  • Анонимно
    21.10.2011 11:15

    Полностью согласен с предложением Айдапада "Можно как угодно расширять дороги, тратить миллиарды на развязки и мосты, но если не оптимизировать потоки людей и соответственно транспорта в масштабах города и пригородов как единой системы, результат будет нулевым". К тому же нужно стимулировать людей пересесть на общественный транспорт. Если бы хоть малую чать средств, затрачиваемых на строительство переходов и развязок, направляли на субсидирование автобусных парков и таксопарков, эффекта было бы намного больше. Кто бы не ездил на дешевом такси либо на комфортном и дешевом автобусе?

  • Анонимно
    21.10.2011 12:14

    Полностью согласен с тем, что студентов нужно переместить из центра, скажем на ул. Тэцевская, или в соц.город куда то, того глядишь и перестанут ездить на автомобилях, т.к. бензин дорогой им будет проще на метро доехать, сейчас же из группы в 30 человек минимум 10-15 ездят на авто...

  • Анонимно
    21.10.2011 12:16

    Нужно бороться с произволом проезда перекрестков! По правилам если впереди затор, ты не должен выезжать на перекресток, на деле все прут, из-за этого пробка!

  • Анонимно
    21.10.2011 12:29

    Хорошо что собрались, хорошо что высказались, хорошо что вспоминали московского "гуру" Михаила Блинкина (хотя наверное могли бы пригласить и лично поучаствовать), хорошо что изучают европейский опыт и методы, но всё это очень, очень запоздало. Этот "совещательно-аналитический" процесс давным-давно мог бы породить целый комплекс мер, которые постепенно воплощаясь в реальность давали бы уже заметный и опережающий темпы автомобилизации эффект. Но увы, кроме кабинетных разговоров, дорогостоящих развязок и немного метро, пока реально ничего нет... А где же пресловутая эффективность???

  • Грандиознийшие проекты!Как только все это разместить на 7 процентах территории? Под землю три этажа и вверх два. Или может все таки не строить так плотно, а оставлять место под нормальнве дороги.Почему в Челнах это можно, а в Казани нет? И угадайте, какой вариант выберут у нас.....

  • Kazak
    21.10.2011 13:19

    Для студентов метро на кольце зачем построили? Да и исторические здания в котором они учатся. Глупо переводить на окраину. Неэффективно. Эффективнее, запрещать им вьезжать в центр, экономическими методами.

  • Анонимно
    21.10.2011 17:02

    Конечно! НУ почему минсельхоз РТ в центре Казани? Почему не на Высокой Горе? Или еще где поближе к своим товаропроизводителям? Минздрав ближе к РКБ. Минторгпром отправить в промышленную зону. Уверяю вас, пробки станут значительно меньше. Думать надо о комфорте не только работающих там, но и о тех, на кого они работают.

  • Анонимно
    21.10.2011 17:35

    В пример он привел комплекс «Вишневый сад», где парковка предусматривает... В "Вишневом саде" парковку водой заливает каждый дождливый день так, что машины плавают. Там vip-жильцы все машины снаружи оставляют

  • Анонимно
    21.10.2011 18:29

    Предлагать выносить из центра все ВУЗы, министерства и ведомства могут только непрофессионалы и демагоги. Половина центра Казани в руинах и пустырях, целые кварталы и слободы заброшенной застройки. Выносить последнее это обрекать центр на еще большее запустение и эффект Детройта. Проблема совсем не в переполненности центра (он наоборот не заполнен), а в неправильной организационной политике, когда в центр все едут на машинах. Необходимо опутать центральную часть удобным внеуличным скоростным транспортом, построить новые станции метро, провести ограничительную политику для автотранспорта, тогда никаких проблем не будет. Люди сами пересядут на метро, когда будет хороший охват. Лихорадочное строительство парковок на месте скверов и парков и желание вынести из центра все что там еще есть это ошибочный экстенсивный подход, который вызовет еще большую автомобилизацию и притоки транспорта в центр, коллапс и вымирание исторической части города. Необходимо уделить особое внимание развитию скоростного общественного транспорта

  • Анонимно
    22.10.2011 01:19

    В 1999 году на Кипре меня поразили пустующие от транспорта улицы в рабочее время. А в 2004 в Лондоне поразило, что компания ВТ 100000 (Сто тысяч) сотрудников (50%) отправило работать домой, выделив стол и компьютер. В 2005 году наши банкиры в Лондоне спросили у крупного бизнесмена в Сити какую машину он имеет. Он ответил никакую и ездит на метро. А на его фирме 1 служебная машина на 5 этажей офиса. В 2006 году я узнал, что большинство в GB студентов обучаются по интернету. По моему пробки в Казани - это организвция труда и жизни 19 века + доступный авто.

    • Анонимно
      22.10.2011 09:55

      Полностью согласен. Личный транспорт ограничить, въезд в центр - платный, наладить наконец работу автобусов по расписанию. Строить метро больше и быстрее.

  • Анонимно
    23.10.2011 08:59

    Читая статью и комментарии - понимаю с ужасом, что нет элементарно компетентных инженерных расчетов и экономики. Действительно бал правят только чиновничьи деньги, а посмотрев на строительство уродливых развязок понимаешь кто и как портит любимый город. Какое убожество культуры.

  • Анонимно
    22.11.2011 17:16

    Пробки не от неправильно припаркованных автомобилей, а из-за плохой пропускной способности всех перекрёстков. Взять перекрёсток с проезжей частью с тремя полосами:1)крайний левый встал и ждёт поворота налево, крайний правый разрешает только поворот направо из-за того, что это ряд "А", остаётся средний-прямо для основного потока. Этого очень мало. А если рядов всего два-это вообще тормозной перекрёсток. Не говоря про квартала, где вообще есть улицы с дорогами в один ряд. Ещё фактор, уменьшающий пропускную способность-"стоп-линия" нарисованная за 15-20 метров от границы перекрёстка. Драгоценные секунды, данные на проезд перекрёстка, теряются на преодоление этих бесполезных метров. Места для разворотов необходимы на всех дорогах между всеми перекрёстками, особенно через трамвайные пути. Это очень сильно разгрузит сами перекрёстки. Ещё необходимо прибавить хотя-бы по ряду справа за 100метров перед перекрёстками, благо по ряду, а то и по два многие дороги позволяют это сделать. И убрать на этих участках камеры и сплошную разметку, чтобы водители могли заранее перестраиваться. Можно ещё много грехов наших городских чиновников указать, создавших пробки своими запретами и введением "платных рядов "А" на наших дорогах,...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль