Общество 
27.09.2020

«Главная проблема – дата 21 мая безграмотна. В этот день принятия ислама не было»

Празднование 1100-летия ислама в Булгарии должно стать фактом осмысления прошлого, но не показухой с распространением псевдонаучных мифов

В 2022 году Татарстан отметит 1100-летие принятия ислама Волжской Булгарией. «Считается, что ислам проник на территорию современной России еще в районе Дербента в IХ веке. Но это не тюркское государство, и оно не представляло собой государственное единство», — объясняет главный научный сотрудник Института археологии им. Халикова АН РТ Искандер Измайлов. В очередной статье на «БИЗНЕС Online» он рассказывает о том, как булгарские правители внедряли строгие каноны вероучения и воевали с язычниками.

Президент Татарстана Рустам Нургалиевич Минниханов отметил, что в 2022 году предполагается торжественно отметить 1100-летие принятия ислама в Булгарии Президент Татарстана Рустам Нургалиевич Минниханов отметил, что в 2022 году предполагается торжественно отметить 1100-летие принятия ислама в Булгарии

татары-кряшены представляют собой особое культурное явление, только находясь в ареале татарского мира

Юбилей на фоне эпохи. Начало века плавно перевалило за второе десятилетие. Но взгляд общества устремлен назад в прошлое. В этом движении «спиной вперед и обернувшись назад» есть определенная логика и смысл. Посмотреть в будущее мы не в состоянии. Но, кажется, если мы правильно измерим и поймем свое прошлое, то сможем не оступиться, шагая вперед. Прошли юбилеи начала века — основание Казани, образование Татарской Республики и другие важные, но менее судьбоносные даты.

Однако праздники и памятные годовщины не иссякают. Такое впечатление, что политики утром перед работой за чашкой кофе читают не газеты, а учебники истории. Вот и в своей инаугурационной речи президент Татарстана Рустам Минниханов отметил, что в 2022 году предполагается торжественно отметить 1100-летие принятия ислама в Булгарии.

Что ж, это именно тот юбилей, который нужно и должно широко отмечать, учитывая роль и значение, которое мусульманская религия сыграла в татарской истории. Она составила не только язык и саму сущность культуры, насытила ее новыми смыслами и образами, но и в соединении с тюркскими традициями вызвала к жизни уникальную тюрко-мусульманскую цивилизацию. Никак нельзя переоценить ислам, ставший настоящей крепостью веры, о которую разбились все попытки имперской власти превратить татар-мусульман в обычных православных подданных в первой половине XVIII века.

Мусульманские общины стали основой консолидации нации. Поддерживая и развивая горизонтальные связи между собой, они создали плотную сеть, обеспечивая внутреннее единство татарского мира. Именно благодаря татарскому исламу появились различные модернизаторские и обновленческие течения богословской и философской мысли, такие как джадидизм, исламский социализм, а позднее и мусульманский коммунизм. Мусульманские традиции были и являются в явной и неявной форме основой для национально-культурной идентичности татар. При всех религиозных различиях даже татары-кряшены представляют собой особое культурное явление, только находясь в ареале татарского мира, поскольку за его пределами культурно они станут практически неразделимыми в православной среде.

Мусульманская Булгария и булгарский ислам. Среди тюркских народов, вообще в Евразии, Волжская Булгария — первое государство, которое приняло ислам Мусульманская Булгария и булгарский ислам. Среди тюркских народов, вообще в Евразии, Волжская Булгария — первое государство, которое приняло ислам

В ПОСЕЛЕНИЯХ БУЛГАР ЗА РЕДКИМ ИСКЛЮЧЕНИЕМ НЕ ОБНАРУЖЕНЫ КОСТИ СВИНЕЙ И ВИННЫЕ АМФОРЫ

Вместе с тем нельзя не отметить несколько острых моментов, которые, уверен, еще будут обсуждаться и вызывать острые дискуссии.

Мусульманская Булгария и булгарский ислам. Среди тюркских народов, вообще в Евразии, Волжская Булгария — первое государство, которое приняло ислам. На сей статус никто более не может претендовать, я не думаю, что кто-то в России не согласится. Хазарский каганат не принимал, а Караханидское государство приняло лишь в конце Х века. Да, считается, что ислам проник на территорию современной России в районе Дербента в IХ веке (другие даже говорят, что в VIII веке). Но не суть важно. Потому что, когда ислам распространился там, Дербент был в составе Арабского халифата. Во-первых, это не тюркское государство, а во-вторых, оно не представляло собой какого-то государственного единства, а было в составе другого. Так что, повторю, среди тюркских государств нет других, которые бы приняли ислам раньше, чем Булгария. Здесь нет никаких противоречий.

Наличие и широкое распространение ислама среди булгар не вызывает сомнений и доказывается целым комплексом исторических и археологических данных. И все эти материалы опровергают сложившиеся в околонаучной среде представления о том, что ислам в Булгарии якобы был довольно толерантным и терпимым к разным верованиям и традициям.

Историческая правда, очевидно, была прямо противоположной. Находясь в центре языческого мира, являясь самой северной страной ислама, булгары остро чувствовали свою оторванность от мира ислама. Компенсировали свое пограничное положение они строгим исполнением всех религиозных заповедей и выработанных канонов. Например, в поселениях булгар за десятилетия раскопок (за редким исключением) не обнаружены кости свиней и винные амфоры, тогда как на Руси и у языческих соседей обо всем этом известно в предостаточном количестве. Строгим и единообразным был и погребальный обряд, с которым археологи знакомы детально. Все это было бы невозможно без прямой государственной поддержки и искоренения следов языческих традиций.

Наличие и широкое распространение ислама среди булгар не вызывает сомнений и доказывается целым комплексом исторических и археологических данных Наличие и широкое распространение ислама среди булгар не вызывает сомнений и доказывается целым комплексом исторических и археологических данных

БУЛГАРСКИЕ ПРАВИТЕЛИ ВОЕВАЛИ С ЯЗЫЧНИКАМИ

Обычно считается, что суннитский ислам ханафитского масхаба (толка), который был, судя по всем данным, распространен в средневековом Поволжье, терпимо относился к различным проявлениям «народного» ислама и некоторым послаблениям в вере. Но для Булгарии все было не так. Ощущая себя хранителями и защитниками «Стены Искандера», булгарские правители не только внедряли строгие каноны вероучения среди своих подданных, но и воевали с язычниками за пределами своих границ, что не мешало им при этом вести взаимовыгодную торговлю с Русью и Северо-Востоком Европы. Но это уже элементы «реальной политики» в Средневековье, которые указывают, что булгарские правители были не религиозными фанатиками, а очень верующими прагматиками. Разумеется, эти сведения разрушают привычную картину «веротерпимого» ислама с эпохи Средневековья, но таковы упрямые факты.

Очевидно, что память об этом строгом следовании канонам ислама сохранялась сквозь века, вплоть до раннего Нового времени, когда она стала основой для формирующихся представлений о булгарском исламе как «светлом прошлом», когда вера была крепкой, а люди — истинно верующими. Отголоском этой памяти стала мифологема о «Божественном граде Болгаре» как цели религиозно-политического возрождения, а истинная вера получила название «булгарская». Самым ярким политическим ответвлением данного движения стала идеология «ваисовцев» с их проповедью неприятия Российского государства и требованием возврата к первоначальному исламу — своеобразная смесь салафизма и социализма. В этом они предвосхитили различные реакционно-революционные движения современного мусульманского Востока, но среди татар особого успеха их проповеди не имели. Яркой отповедью их деятельности стала поэма Габдуллы Тукая «Сенной базар, или Новый Кисекбаш».

Исламское обновление у татар шло в другую сторону, к модернизации, а не к консервации прошлых традиций. Поэтому попытки возврата к политическому булгаризму в новых условиях кажутся наивными и весьма абсурдными. Такое впечатление, что некоторые наши политики, не имея четких представлений о своем прошлом, поплутав по лабиринту нехитрого набора идей, вернулись к старой булгарской теории. Причем источником «вдохновения» стали не новые идеи историков — таковых просто нет, поскольку булгаризм как научная концепция прекратила свое существование. Теперь это не течение научной мысли, а просто фантомные боли наших политиков, которые за недостатком исторического образования оперируют не фактами, а своими устаревшими представлениями, полученными еще в советской школе. Такова модель, которая исподволь, через мифическое возрождение Болгара, внедряется в головы людей, сея в умах разброд и шатание, провоцируя новый этап шараханья нашего сообщества в потемках вместо того, чтобы открыто и честно отвечать на вызовы прошлого и настоящего.  

Но и в самом праздновании юбилея ислама есть немало подводных камней, умело подложенных нашими политиками, которые не только сами плохо знают историю, но и предпочитают действовать не прибегая к научной экспертизе, что приводит к укоренению ненаучных взглядов на прошлое татар.

Согласно официальной научной версии, Волжская Булгария приняла ислам 16 мая 922 года. Но Госсовет республики в свое время решил утвердить другую дату — 21 мая. Почему она? Неизвестно Согласно официальной научной версии, Волжская Булгария приняла ислам 16 мая 922 года. Но Госсовет республики в свое время решил утвердить другую дату — 21 мая. Почему она? Неизвестно

ЧЕМ НЕ УГОДИЛА НАШЕМУ ГОССОВЕТУ ДАТА 16 МАЯ?

Миф первый: день принятия ислама. Согласно официальной научной версии, Волжская Булгария приняла ислам 16 мая 922 года. Но Госсовет республики в свое время решил утвердить другую дату — 21 мая. Почему она? Неизвестно. Если не принимать во внимание нелепых указаний на каких-то астрономов, самым сильным аргументом было то, что «в мае в Болгаре делать нечего — обычно там еще холодно».

Между тем исторические источники прямо и недвусмысленно дают указания насчет возможной даты этого события. В X веке в Поволжье, в Булгарию было оправлено посольство багдадского халифа ал-Муктадира. Необычайной удачей его стали не дипломатические и миссионерские успехи, которых, к слову, практически не было, а то, что, пытаясь реабилитироваться, секретарь посольства Ахмед Ибн-Фадлан написал докладную записку в виде настоящей книги, где описывал их путешествие. Вопреки всем обстоятельствам, этот документ сохранился и стал достоянием науки.

Что писал сам Ибн-Фадлан о дате прибытия в Булгарию к правителю Алмышу: «Наше прибытие к нему было в воскресенье, когда прошло 12 ночей (месяца) мухаррама 310 года (т. е. 12 мая 922 года)…  Итак, мы оставались воскресенье, понедельник, вторник и среду в палатках, которые были разбиты для нас, пока он не собрал царей, предводителей и жителей своей страны, чтобы услышать чтение письма. Когда же наступил четверг, и они собрались…» Далее он описывает события этого волнующего и ключевого для всей истории Поволжья дня. Любому человеку, знакомому с азами арифметики и умеющему считать дни, достаточно двух минут, чтобы подсчитать, что день, когда состоялся торжественный прием посольства, пришелся на 16 мая. В отличие от многих других событий в мировой истории, в этом случае мы имеет точную дату. Она, видимо, так сильно врезалась в память секретаря посольства, что он указал ее точно и воспроизвел последовательность событий.

Так чем же не угодила нашему Госсовету конкретная дата, не оставляющая сомнений в своей точности? Бог его знает! Новую дату авторы закона неуклюже попытались прикрыть, повторюсь, неким «новым стилем» и «открытиями казанских астрономов». Вот уж действительно хуже неграмотного может быть только полуграмотный человек.

И ведь главная проблема не в том, что дата 21 мая неверна, — она просто безграмотна. Гораздо интереснее, что, видимо, в этот день никакого принятия ислама просто не было И ведь главная проблема не в том, что дата 21 мая неверна — она просто безграмотна. Гораздо интереснее, что, видимо, в этот день никакого принятия ислама просто не было

К СЛОВУ ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ «ГРАМОТНОСТИ» ДЕПУТАТОВ И ВЛАСТЕЙ

Не будем описывать реформу календаря, совершенную римским папой Григорием XIII в 1582 году, когда прежний юлианский календарь был заменен на более точный григорианский. При этом следующий день после заседания 4 октября был объявлен 15 октября. Но не все страны перешли на этот новый календарь. Отсюда ошибка в датах в разных странах стала накапливаться. Православная же церковь не использует его и до сего дня.

Подобная историческая безграмотность ранее уже привела к другому печальному казусу. В свое время, не разобравшись толком в деталях и не принимая во внимание возражений историков, законодатели назначили День памяти защитников Казани на 15 октября, тогда как данное историческое событие произошло 2 октября 1552 года (эту дату можно перевести и на новый стиль, но и тогда это будет 12-е число). Это все потому, что кому-то пришла в голову мысль, что для пересчета даты XVI века в ХХ потребуется 13 дней. Но по этой логике в нынешнем веке дата должна быть пересмотрена на 16 октября (ведь сейчас наступил новый век). Вот к чему приводит тривиальное историческое невежество!

Но это к слову об исторической «грамотности» депутатов и властей. В случае же с Днем принятия ислама проблема в том, что историки по общему соглашению не переводят даты на единый стиль по той единственной причине, что тогда пришлось бы пересматривать все (!) даты мировой истории до 1582 года. Но этим историки предпочитают не заниматься, оставляя попытки перевернуть прошлое с ног на голову академику-геометру Фоменко.

В конце концов, историческая хронология — это не астрономия, а способ соотнесения и синхронизации различных дат и цифр. Только представьте себе, что кто-то начнет в соответствии со своими представлениями менять все даты, а другие — нет. Результат можно проиллюстрировать на двух примерах: массовая резня протестантов в Париже в ночь на 24 августа на День святого Варфоломея окажется вовсе не «Варфоломеевской ночью», а знаменитый Юрьев день («Вот опять тебе, бабушка, и Юрьев день»), окажется вовсе не Юрьевым. Для людей, живших в Советском Союзе, которые праздник Великого Октября отмечали в ноябре, эта раздвоенность сознания вполне объяснима. Но не для современного общества и науки.

И ведь главная проблема не в том, что дата 21 мая неверна — она просто безграмотна. Гораздо интереснее, что, видимо, в этот день никакого принятия ислама просто не было. Если, действительно, обратиться к тексту Ибн-Фадлана, то можно убедиться в том, что ни в этот, ни в никакой другой день после приезда багдадского посольства правитель булгар Алмыш не принимал ислам.

Булгария стала первой тюркской страной, принявшей ислам. Но никакого принятия ислама в мае 922 года не было Булгария стала первым тюркским государством, принявшим ислам. Но никакого принятия ислама в мае 922 года не было

НА ПЕРВЫХ ПОРАХ СРЕДИ ЗНАТИ ИСЛАМ КОНКУРИРОВАЛ С ХРИСТИАНСТВОМ И ИУДАИЗМОМ

Миф второй: багдадское посольство и принятие ислама. Мусульманство начало проникать в Среднее Поволжье довольно рано, практически одновременно с первыми купеческими караванами. На первых порах среди знати оно, видимо, конкурировало с христианством и иудаизмом (центром его распространения в Поволжье с начала VIII века становится Хазария). Но уже на рубеже IX–X веков ислам побеждает.  

Победа была в значительной мере предопределена наличием сильных мусульманских общин — выходцев из Средней Азии в Булгарии. Ни один источник — ни восточный, ни булгарский — не упоминает в связи с принятием новой религии багдадских халифов. И это неслучайно. Сами булгары четко и недвусмысленно указывают, откуда пришел ислам в Поволжье и какие религиозные связи оставались для булгар актуальными на протяжении многих веков — Средняя Азия и Бухара, даже монеты булгары чеканили в подражание саманидским дирхемам.

Вновь подчеркну, что Булгария стала первой тюркской страной, принявшей ислам. Но никакого принятия ислама в мае 922 года не было — просто потому, что правитель Булгарии и его двор к моменту приезда посольства уже были мусульманами. Скорее всего, они приняли ислам в период объединения булгарских племен примерно в 908–920 годах. Неудивительно, что уже во время прибытия его послов из Булгарии в Багдад, они прямо сказали вельможам Халифата, что их правитель — мусульманин. Но вся проблема в том, что при халифском дворе исповедовался шафиитский толк ислама, тогда как у булгар, благодаря историческим обстоятельствам, был распространен другой — ханафитский толк.

В чисто богословском аспекте данный факт играет важнейшую определяющую роль. Дело в том, что в IX–X веках в Средней Азии, особенно при дворе Саманидов, наибольшее распространение получил ханифитский мазхаб ислама, в то время как в Багдаде утвердились мазхабы аш-Шафии и Ханбаля. По ряду замечаний Ибн-Фадлана, описывавшего ошибки религиозной практики булгар (особенности чтения хутбы, двойная икама, неупоминание имени халифа и т. д.), можно заключить, что они следовали в ней как раз учению Абу Ханифы.

Булгары, как потом и все другие поволжские мусульмане, так и остались ханафитами вплоть до наших дней Булгары, как потом и все другие поволжские мусульмане, так и остались ханафитами вплоть до наших дней

ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ ПРИЗНАНИЕ СТРАНЫ СДЕЛАЛО БУЛГАРИЮ ИЗВЕСТНОЙ И ПОЛНОПРАВНОЙ СТРАНОЙ ИСЛАМСКОГО МИРА

Все вышеописанное убедительно свидетельствует о приоритете среднеазиатского центра ислама на выбор веры у булгар. Об этом прямо писал тот же Ибн-Фадлан, когда пытался переучить булгар и внедрить свои каноны вероучения. Но все оказалось тщетным. Булгары, как потом и все другие поволжские мусульмане, так и остались ханафитами вплоть до наших дней.

Но как же тогда трактовать приезд багдадского посольства в Поволжье и оценить его роль? Определенно, что она была важна и судьбоносна. Именно благодаря этому посольству произошло то, что можно назвать «дипломатическим признанием Булгарии в качестве мусульманской страны». Именно с этого времени начинаются регулярные торговые и дипломатические контакты между булгарами и странами Ближнего Востока. Например, через несколько лет сын булгарского правителя посетил Багдад и был принят халифом в качестве реального политического деятеля. Дипломатическое признание страны сделало Булгарию известной и полноправной страной исламского мира. И это очень серьезный факт политической истории. Впрочем, он может быть новостью только для скорых на решения чиновников и депутатов. Среди историков как раз царит полное единодушие: ислам получил распространение задолго до багдадского посольства.

В таком же ключе написаны и обобщающие труды по татарской истории — «История татар с древнейших времен», «Татарская энциклопедия» и все учебники по истории Татарстана и татарского народа. Все! Жаль, что для политиков реальная история часто отбрасывается и заменяется мифами и сказками.

Реальность такова, что распространение ислама было связано с влиянием выходцев из Средней Азии. Этот факт нашел отражение даже в официальной булгарской историографической традиции Реальность такова, что распространение ислама было связано с влиянием выходцев из Средней Азии. данный факт нашел отражение даже в официальной булгарской историографической традиции

ПОСЛЕ ДВУХ ВЕКОВ ГОНЕНИЙ НА РЕЛИГИЮ У ТАТАР БУЛГАРИЗМ ПРЕВРАТИЛСЯ В КРИЗИСНЫЙ КУЛЬТ С РЕЛИГИОЗНЫМ ПОДТЕКСТОМ

Миф третий: фантомы асхабов [сподвижники] Пророка. Ни о каких асхабах Пророка ни в каких исторических источниках речи не шло, и не могло идти. Впервые они появились на страницах истории довольно поздно и в достаточно субъективном историческом сочинении «Таварихи Булгария» Хисамутдина Йалчигула конца XVIII века. На его страницах появляется легендарное указание на то, что в 9 год Хиджры (631 год по современному летоисчислению) булгары пригласили трех сподвижников (асхабов) Пророка. История эта не просто субъективна, она состоит из причудливой смеси преданий и местных легенд, переработанных автором, сдобренных провиденциализмом и благоговением перед царской властью.

Реальность такова, что распространение ислама было связано с влиянием выходцев из Средней Азии. Данный факт нашел отражение даже в официальной булгарской историографической традиции. В ее древнейшем варианте, сохранившемся в труде ал-Гарнати (середина XII века), сообщается, что ислам эмиром булгар был принят после его излечения «одним факихом из Бухары». Вслед за этим в ислам перешло все население Булгарии и именно благодаря этому обстоятельству оно победило в сражении войско хазарского кагана.

Как видим, в средние века историки были куда реалистичнее. Они понимали, что прямая ложь об асхабах Пророка будет поднята на смех и ее не воспримут всерьез. Но в преданиях, записанных в XVIII–XIX веках, сюжет этот был изложен более подробно, в нем приписывается распространение ислама в Булгарии трем асхабам (сподвижникам) Пророка Мухаммеда. Один из них излечил дочь правителя от смертельного недуга и, женившись на ней, дал начало новой исламской династии. С точки зрения исторической реальности сюжет этот носит характер легенды. Просто в это время после двух веков гонений на религию и светскую культуру у татар булгаризм превратился даже не в легенду, а в кризисный культ с религиозным подтекстом, в котором причудливо сочеталось несочетаемое.

Празднование 1100-летнего принятия ислама и дипломатического признания Булгарии необходимо и нужно именно как факт нового научного осмысления прошлого Празднование 1100-летнего принятия ислама и дипломатического признания Булгарии необходимо именно как факт нового научного осмысления прошлого

НА ДЕЛЕ ПРОИСХОДИТ ВОЗРОЖДЕНИЕ КАКОЙ-ТО ФАНТАЗИЙНОЙ ПСЕВДОРЕАЛЬНОСТИ

Разумеется, это предание можно расценивать как попытку булгарских средневековых историков удревнить корни своего правоверия и утвердить в среде населения Булгарии чувство превосходства над соседями, не способными претендовать на родство со сподвижниками Пророка.

Внеисторическая основа этого сочинения  и изложенных в нем легенд была ясна уже такому реалистически мыслящему ­татарскому Геродоту — Шигабутдину Марджани. Он подверг эту легенду резкой критике, указав: «Бо́льшая часть известий, излагаемых в истории Хисамуддина, суть лживые предположения, пустые воображения и чистая ложь». И он был прав. Но, что было ясно еще в середине позапрошлого века разумному историку и знатоку мусульманских источников, ныне для некоторых не кажется убедительным.

Часто политики готовы раздувать любой миф, полагая, что творят благое дело, но в действительности же просто внедряют в общественное сознание нелепые мифы. Думая, что утверждают историческую традицию, они уничтожают науку, превращая прошлое в безумный кубик Рубика, который можно крутить и вертеть как угодно. На деле происходит возрождение не культурно-исторической традиции и научной картины прошлого, а какого-то подобия альтернативной истории или фантазийной псевдореальности.

Празднование 1100-летия принятия ислама и дипломатического признания Булгарии необходимо именно как факт нового научного осмысления прошлого, всех обстоятельств, их сопровождавших, а также оценки и переоценки роли и места ислама в культуре и традициях татарского мира, но именно в качестве реального научного осмысления и пропаганды, а не показного политического мероприятия, где будут воспроизводиться псевдонаучные мифы и фантазии.

Искандер Измайлов

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (223) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
27.09.2020 09:09


Азат Д

1100 лет назад ислам приняла Волжская Булгария.

  • Анонимно
    27.09.2020 09:04

    А 1000 летие Казани было достоверным?

    • Анонимно
      27.09.2020 09:19

      Ещё как. А то, что Москву основали не тюрко-монголы это ложь.

      • Анонимно
        27.09.2020 09:28

        Москву Основал Татарин Юрий Долгорукий

        • Анонимно
          27.09.2020 10:31

          Москву основал булгарин, по некоторым другим сведениям половец Степан Кучка, а отобрал у Кучки, полуполовец Юрий Долгорукий. В любом случае предки татар и русских.
          Рим Дашкин

          • Анонимно
            27.09.2020 11:25

            Какая же каша у вас в голове...

            • Анонимно
              27.09.2020 11:55

              11.25 Не менее забористее чем у вас.))

              • Когда история - гостайна
                И нет в политике констант,
                Всем по команде - Вира, Майна,
                Предложат нужный вариант.

                Чтобы поверив ошалело
                В навязанный фальсификат,
                Ломали копья оголтело,
                Приняв за истину догмат.

                И чтоб отбросили сомненье,
                Пойдя у лжи на поводу,
                И получали наслажденье,
                Держа свой разум за узду.

                Итогом этой дрессировки,
                Средь исторических оков,
                Запрет введут ходить за бровки
                Без розовых своих очков…

              • Анонимно
                27.09.2020 15:13

                Вы тоже из секты "свидетели монголо-татарской величайшей во вселенной цивилизации"? Ну тогда с вами только древние укры могут посоперничать... Ну те, которые Черное море выкопали))

                • Анонимно
                  28.09.2020 07:51

                  15:13
                  Да! Укры выкопали Черное море - татар не успели застолбить. Не надо тупить дальше - татары насыпали Уральские горы, однозначно!!!

          • Анонимно
            27.09.2020 14:52

            Пловцы это славянские племена по гаплотип R1a, пловцы не от слова поле, а от слова полова - сухая трава. Они были светлые, с соломенным цветом волос. Точно не монголы.

            • Анонимно
              28.09.2020 16:06

              27.09.2020 14:52
              Полвцы -это те кто плывет по воде! А вот половцы - это ТЮРКИ, которые сами себя назвали КИПЧАКАМИ! А русские их назвали половцами, от слова ПОЛЕ - так тогда называли степь! Так что половцы точно не монголы! Но и НЕ славяне!

            • Анонимно
              28.09.2020 22:59

              До сих пор не доходит до людей, что биологический принцип R1a и языковой могут быть никак не связаны между собой.

          • Анонимно
            27.09.2020 22:59

            27.09.2020 10:31
            Опять ВЫ? Бояре НЕ основывали городов, города основывали князья! Христианское имя Степан НЕ было характерно, ни для язычников-половцев, ни для булгар-мусульман!
            Юрий Долгорукий был НЕ полуполовец, а полуангличанин - его мать -английская принцесса Гита, дочь английского короля Гаральда, погибшего в 1066 г. в битве при Гастингсе!

          • Анонимно
            27.09.2020 23:35

            27.09.2020 10:31
            Матерью "полуполовца" Юрия Долгорукого, является английская принцесса Гита -жена Владимира Мономаха, и дочь английского короля Гаральда, погибшего в битве при Гастингсе в 1066 г.

            Христианское имя Степан НЕ характерно, ни для язычников-половцев, ни для булгар-мусульман!


            • Анонимно
              28.09.2020 23:00

              /... английская принцесса Гита -жена Владимира Мономаха/
              Зита и Гита.

        • Анонимно
          28.09.2020 18:31

          Москву основал в 1088 году опальный булгарский князь Ахад Мосха, который скрываясь от преследований, основал в лесах крепость «Мосха». Она быстро стала городом и ее рууские начали называть «Мосхов» или «Москов», в дальнейшем «Москва»...

          • Анонимно
            28.09.2020 20:13

            28.09.2020 18:31
            Город Москва был так назван по РЕКЕ, на которой он был основан!Эта река так называлась много веков ДО возникновения одноименного города!

    • Анонимно
      27.09.2020 09:30

      Летоисчисление всех городов мира идёт от первого упоминания в письменных источниках, а Казань впервые упоминается лишь в 15 веке.

      • Анонимно
        27.09.2020 09:52

        То что на территории современной Казани уронили монетку 1000 летней давности однозначно означает, что уронили ее именно на территории города и именно 1000 лет назад, а не чистом поле когда-то

        • Анонимно
          27.09.2020 10:37

          У меня есть золотордынская монетка 14 века.

          Собираюсь поехать в Нью-Йорк.
          А вдруг я там эту монетку на Брайтон-бич уроню в канализационный колодец?

          Через 50 лет, когда её найдут сантехники-эмигранты Иванов и Хабибуллин, Нью-Йорк буде праздновать свое 700-летие?

        • Анонимно
          27.09.2020 10:50

          Монетку можно найти в любом месте земли, но находка этой монетки никак не может означать то, что на месте её находки было какое либо поселение, а уж тем более город.

          • Анонимно
            27.09.2020 11:02

            Раз монетке 1000 лет и нашли ее в Казани, однозначно указывает на , что что уронили ее 1000 лет назад на территории города Казани

            • Анонимно
              27.09.2020 11:16

              Слабая логика.
              Очень слабая.
              Может это женская интуиция?

            • Анонимно
              27.09.2020 11:21

              11 02. У меня в правом кармане брюк тоже есть монетка 1860 года. Уроню ка я его в Нижнекамске.

              • Анонимно
                27.09.2020 11:23

                Слишком молодая монетка.

                Нижнекамску 984 года было в 2005 году еще

            • Анонимно
              27.09.2020 11:25

              Ничего не означает факт находки монетки, так как монетку могли уронить случайно например в месте ночевки купцов.

              Еще раз вам говорю, летоисчесление всех городов мира идет от первого письменного упоминания, а не от первой археологической находки пребывания людей на этом месте.

              С такой логикой можно объявить 3000-летие Москвы, так как археологами на месте раскопок в городе найдены черепки горшков 3000 летней давности.

              • Анонимно
                27.09.2020 11:51

                Ничего вы не поняли.

                Раз монетку нашли в Казани, то и уронили в Казани.

                Уронили бы в чистом поле, нашли бы в чистом поле

              • Анонимно
                27.09.2020 11:55

                Так Казань основали еще до изобретения письменности

              • Анонимно
                27.09.2020 11:57

                11.25 Ваши черенки это не цивилизация ещё . А вот монета
                это уже ДА!

                • Анонимно
                  28.09.2020 07:55

                  11:57
                  Между прочим, монетка-то СЛАВЯНСКАЯ, чешская. Вот и делайте выводы, где была в те времена цивилизация, а где было другое - купцов грабили пришлые кочевники. Вот случайно монетка и выпала из кармана штанов. Или кочевники ещё не придумали штаны к тому времени?

                  • Анонимно
                    28.09.2020 12:59

                    07.55 если у них не было штанов, то откуда, по Вашему, выпала монетка?))

                    • Анонимно
                      28.09.2020 17:31

                      12:59
                      Монетка выпала из кошелька. Кошелек крепился к поясу. Пояс надевали на талию. Можно и без штанов.

              • Анонимно
                27.09.2020 13:31

                11.25. Наличие населён пункта на месте Москвы 1000, 3000 лет назад доказано. Но он не славянский, не русский, а финский.
                Поэтому и ход не даётся.

                • Анонимно
                  27.09.2020 15:17

                  Так и в Казани 1000 лет не было никаких татар, а жили они многие тысячи километров от этих мест в Монголии.

                  • Анонимно
                    27.09.2020 19:07

                    Татары жили в Монголии? Тогда где жили ваши предки? В Африке?

                • Анонимно
                  27.09.2020 20:12

                  Финский? Что за финский населённый пункт?

                  • Анонимно
                    28.09.2020 06:43

                    Волхов, Ладога, Новгород.
                    Наши предки много где жили: от Средиземного моря до Охотского и дальше. Мы русские. Совесть не позволяет от предков отказаться.

            • Анонимно
              27.09.2020 11:31

              Вам про Нью-Йорк пример приводили уже)). Но для вас, ещё пример приведу - уронил я у себя на огороде древнеримскую монету (а она у меня действительно есть), через лет ннадцать находят эту монету... И о чудо! Моему огороду 2500 лет! Его ещё рабы римского патриция окучивали))

              • Анонимно
                27.09.2020 11:52

                Да, это именно так работает.

                Казани же 1000 лет

                • Анонимно
                  27.09.2020 13:08

                  1000-летие признала и утвердила РАН (иначе не было бы указа российского президента о праздновании 1000-летия). Вы катите бочку на федеральную науку и федеральную власть.

              • Анонимно
                27.09.2020 11:59

                11.31 Наверное, вашему огороду всё же поболе)))) Сколько там лет нашей планете? Или ваш огородик потом отдельно прилетел на метеорите?))

                • Анонимно
                  27.09.2020 15:21

                  Огород, рассматривается в данном случае как сельхозугодие, ну или в случае с монетой, как загородное землевладение (пусть и очень удалённое, но у богатых свои причуды) римского патриция, а не как часть земной коры.

              • Анонимно
                27.09.2020 12:00

                11.31Таки празднуйте
                свои 2500 лет)) вам кто-то запрещает?

                • Анонимно
                  27.09.2020 12:08

                  Чтобы праздновать, надо дружить с головой.

                  • Анонимно
                    27.09.2020 12:50

                    Не. Надо лишь быть толерантности ым и независтливым.

                  • Анонимно
                    27.09.2020 12:59

                    Что бы праздновать надо иметь 0,5 литра и прздник удался, потому что для праздника сгодится любой повод...прздник он в душе у каждого.

                    • Анонимно
                      27.09.2020 13:36

                      Философски подходите к жизни.
                      Так же думали и золотоордынские ханы, большинство которых погибло от бытового алкоголизма.
                      Вы настоящий Хан.

                      • Анонимно
                        27.09.2020 14:11

                        Да я Хан, а что это даже прикольно, пойду обмою новое звание....

                        • Анонимно
                          28.09.2020 07:58

                          14:11
                          Берегись, как бы тебя НЕ прирезали свои же - золотоордынские ханы много резали друг друга. Историки обозвали это время "великая замятня" - от этого и пропала Золотая Орда!

                          • Анонимно
                            28.09.2020 09:13


                            Азат Д

                            Так и русские князья тоже. До ЗО о Москве не слышно были, потом подавили тверских и стали главными на Руси.

                            • Анонимно
                              28.09.2020 11:46

                              09:13
                              Не переводи стрелки на других! Вы же тоскуете по Золотой Орде. Вот тебе и напоминают, что Золотую Орду погубили сами же татаро-монголы - горячие монгольские мальчики разодрались между собой, повырезали друг друга. Помни об этом, когда мечтаешь о ТЕХ временах...

                  • Анонимно
                    27.09.2020 15:06

                    12.08 Это ваши проблемы, праздновать, не праздновать. Вы хотите восхищения, что вы, типа, дружите с головой? Но всем ВСЕ РАВНО, дружите вы или не дружите, празднуете или нет.А вам охота лезть везде, где вас не спрашивают. Так что дружбой с головой вы преувеличили))))

              • Анонимно
                27.09.2020 18:56

                11.31 Погодите-ка! Ваш огород в Казани? Значит и нашей Казани не менее 2500 лет!!!!!!

              • Рашид
                27.09.2020 21:55

                11:31 А кто такие правила придумал.

      • Рашид
        27.09.2020 21:52

        09:30 Давайте дождёмся переводов Бустанова. Там говорят куча не обследованного.

    • Анонимно
      27.09.2020 19:05

      Дата основания Казани подтверждена не местными и даже не федеральными властями, а ЮНЕСКО.

      • Анонимно
        28.09.2020 07:35

        Накормили представителей ЮНЕСКО чак-чаком вот и подтвердили они, и что хотите подтвердят. Никто не устоит перед татарским чак-чаком.

      • Анонимно
        28.09.2020 08:05

        19:05
        И что? Может, скажете, ЧТО нашли в Казани - монетку, подвеску-украшение, пломбу?

        Если ЭТО монетка, то почему она сделана из свинца с небольшими примесями серебра? И ГДЕ торговали за свинцовые деньги? Вроде в те времена ценились и использовались деньги из золота и чистого серебра!

        Главное, почему эта монетка ОДНА единственная - таких в мире больше НЕТ, даже в Чехии! Специально для Казани делали? И даже написали на монетке имя не ВЕНЦЕСЛАВ, как тогда было принято, а по-другому?

    • Анонимно
      27.09.2020 19:11

      В Татарстане все города и села 1000-летние!

    • Анонимно
      27.09.2020 19:41

      09.04 Я уверен что Казани намного больше чем 1000 лет!

      • Анонимно
        27.09.2020 20:14

        На чем основана ваша уверенность?
        На бурной фантазии?

    • Анонимно
      27.09.2020 19:51

      Что у Русских Летосчисление в 2020 год,достоверно?До появления Русских,были Славянские племена,ныне 20 сентября по их Летосчислению 7529 год.В своё время,Пёрт 1,отменил Летосчисление у Славян.То есть,украл 5 тысяч лет.

      • Анонимно
        28.09.2020 08:07

        19:51
        Госпидя-я-я-я! А сколько нулей у нас на деньгах украли... Петр со своими украденными 5-ю тысячами лет просто отдыхает!
        Ведь после деноминаций и нам проще деньги считать, и историкам также считать года проще...

      • Анонимно
        28.09.2020 16:12

        27.09.2020 19:51
        Календарь "от сотворения мира" - не славянский, а ВИЗАНТИЙСКИЙ, ХРИСТИАНСКИЙ. Дата отсчета - 5508 г. до н.э. - год сотворения мира и Адама. Славяне-ЯЗЫЧНИКИ, НИКАКОГО отношения к этому календарю НЕ имели!

        • Анонимно
          28.09.2020 17:33

          16:12
          Конечно не имели отношения! Только пользовались им несколько веков!

          • Анонимно
            28.09.2020 20:16

            28.09.2020 17:33
            ПОСЛЕ принятия христианства -ДА! Но этот календарь привязан к Библии, а НЕ к языческому прошлому славян!

    • Анонимно
      27.09.2020 20:22

      09.04 Вот охота вам копать? Делать совсем нечего? То ноете, что деньги на всякую ерунду тратятся, то сами баламутите. Хотите, чтоб по новой все начали выяснять? Опять миллионами на это дело!!Вам это надо? 1000 так 1000. Да хоть 100000, нам от этого ни жарко, ни холодно. Сам я русский и православный, если чё.

    • Анонимно
      29.09.2020 11:57

      В этом мифе И.Л. принимал активное участие....

  • Анонимно
    27.09.2020 09:09


    Азат Д

    1100 лет назад ислам приняла Волжская Булгария.

    • Анонимно
      27.09.2020 09:28

      Все верно и никаких татар в то время на этих землях не было.

      • Анонимно
        27.09.2020 09:45

        А кто говорит, что в то время там жили татары? Булгары и ордынцы, это предки сегодняшних татар.

        • Анонимно
          27.09.2020 10:16

          Но булгары и ордынцы это и предки современных "русских".

          Более того, современные "русские" это законные наследники и Волжской Булгарии, и Монгольской империи, и Золотой Орды.

          А ещё более того, секретарь Багдатского посольства, учёный араб Ибн-Фадлан, о котором пишет в статье доктор наук, профессор И.Измайлов, в своей Книге прямо сообщает, что глава Булгарии, булгарин Алмуш был царем "сакалиба", т.е. славян.

          Таким образом, в 922 году на Средней Волге Ислам добровольно приняли и племена славян.
          Как бы это многим и не нравилось.

          Кто не верит - спросите у доктора наук, профессора И.Измайлова - он ратует за честную Науку и сам, следовательно, позиционирует себя честным Ученым.

          Если доктор наук, профессор И.Измайлов промолчит - будем считать, что "молчание знак согласия".

          • Анонимно
            27.09.2020 11:05

            10:16
            //Таким образом, в 922 году на Средней Волге Ислам добровольно приняли и племена славян.
            Как бы это многим и не нравилось//
            Именьковцы - это язычники балто-славяне. К 10 веку они были ассимилированы булгарами. Но ход Ваших мыслей (добровольное принятие ислама местными славянами) лично мне нравится.

            • Анонимно
              27.09.2020 11:21

              Это не ход "моих мыслей" - это Исторический факт - учёный араб Ибн-Фадлан писал в своей Книге о "царе сакалибов", т.е. о царе славян.

              Славянские племена отказались от язычества и ДОБРОВОЛЬНО приняли религию Единобожия - Ислам - в 922 году на Средней Волге вместе с племенами булгар и финно-угоров.

              И этот Исторический факт невозможно вычеркнуть из Истории Человеческой Цивилизации.

            • Анонимно
              27.09.2020 12:52

              Именьковцы к славянам не имеют никакого отношения. А вот к балтам и скандинавам - самое прямое. Кстати , появилась новая версия, что только казанские татары в РФ имеют гены скандинавов.

            • Анонимно
              28.09.2020 08:20

              11:05
              Кроме того, большая часть славян-именьковцев бросила обжитые места и УШЛА из Поволжья на берега Днепра, где чуть позже они образовали государство Киевскую Русь.

              Славяне ушли из Поволжья под натиском племен булгар, которые несколькими волнами всё прибывали и прибывали из степей Причерноморья.

              А булгар в свою очередь выгнали из Причерноморья хазары. И рассеялись булгары по всему свету - читай про 5 сыновей хана Кубрата - и в Поволжье, и в Болгарии, и в Кабардино-Балкарии, и даже дошли вплоть до Адриатического моря...

              • Анонимно
                28.09.2020 15:58

                28.09.2020 08:20
                Киевскую Русь основал в 882 г. князь Олег, когда он пришел с СЕВЕРА,с Новгорода, и занял Киев, куда и перешла столица! Местные славяне - поляне, пришли туда за несколько веков до этого, но НЕ с востока, а с ЗАПАДА! С прародины славян - из Польши! А именьковцы были ПОЛНОСТЬЮ ассимилированы булгарами! На каком языке они говорили ДО этого, точно НЕ установлено! Но в ЛЮБОМ случае, свой язык они -УТРАТИЛИ!

                • Анонимно
                  28.09.2020 17:39

                  15:58
                  Если именьковцы были ПОЛНОСТЬЮ ассимилированы булгарами, то почему археологи нашли множество памятников именьковской культуры, брошенные их жителями. Селища и городища именьковцев не имеют следов пожарищ и разрушений, они просто одновременно опустели. Потому что люди их них собрались и ушли всем составом на берега Днепра.

                  Я так понимаю, что ассимилированные люди своих жилищ не бросают, а продолжают в них жить дальше. Или именьковцы свои жилища побросали пустыми и переехали всем составом в жилища булгар? Не?

                  • Анонимно
                    28.09.2020 17:48

                    28.09.2020 17:39
                    Значит, вам все-таки УДАЛОСЬ найти надписи именьковцев? Они так и НАПИСАЛИ: "Мы уходим на Днепр"!

                    • Анонимно
                      28.09.2020 18:12

                      17:48
                      Читайте хоть немного труды археологов - они умеют работать и с бесписьменными культурами. Бесписьменных культур МНОГО - не только именьковцы.

                      Ушедшие на запад именьковцы составили ядро носителей ВОЛЫНЦЕВСКОЙ культуры - вывод сделан на основании родства этих двух культур. Впоследствии на базе волынцевской культуры была создана Киевская Русь.

                      • Анонимно
                        28.09.2020 20:25

                        28.09.2020 18:12
                        Прямо таки ТЩАТЕЛЬНО обследовали маршруты именно именьковцев? Славяне расселялись с запада на восток, а НЕ наоборот! Начиная с первых веков н.э. - со своей прародины (в Польше) на территорию современных Украины и Белоруссии, и кончая освоением БАМа!
                        ДОСТОВЕРНЫЕ источники свидетельствуют о том, что славяне вышли к устью Оки, в 1221 г., с основанием Нижнего Новгорода, к устью Суры - в 1521 г., с основанием Васильсурска, а к устью Свияги -в 1551 г., с основанием Свияжска!

          • Анонимно
            27.09.2020 11:36

            Никогда и никем добровольно не принимались никакая чуждая религия. Либо приходили захватчики, либо правящая верхушка огнём и мечем её насаждали.

          • Анонимно
            27.09.2020 12:02

            10.16. Всё правильно.
            У соседних народов, у народов одной страны бывают общие этнические компоненты.
            Современные русские и татары имеют финно-угорский, тюркский, славянский... компоненты, но в разных количествах и сочетаниях.

          • Анонимно
            27.09.2020 12:04

            10.16. Безусловно.
            РФ является преемницей всех государств, которые были на её соврем терр: Тюрк каганата, Золотой Орды, постордынских татарских государств...

            • Анонимно
              27.09.2020 12:44

              Всё верно.
              Но небольшое уточнение - "татарских" государств не было.
              Ни одного
              Кроме АТССР, образованной марксистами, диктаторами Лениным и Троцким в 1920 году.

              • Анонимно
                27.09.2020 13:11

                12.44.
                Имеется в виду, эти постордынские госудртва по мере вхождения в Россию дали названия этничеким группам татар: казанским, астраханским, сибирским, крымским...

            • Анонимно
              27.09.2020 15:05

              12.04
              По праву завоевания?

          • Анонимно
            28.09.2020 15:53

            10.16 Ибн Фадлан пишет, что глава Булгарии, булгарин Алмуш был царем "сакалиба". Хорошо, вопрос, и он же добавляет т.е. славян? Или какой то переводчик нашелся?

            • Анонимно
              28.09.2020 16:54

              28.09.2020 15:53
              Волжская Булгария,уже будучи государством, граничила на западе с плменем вятичей, которые в 10 веке государственности еще не имели. Ко времени утверждения Олегом Вещим в IX веке Древнерусского государства (из полян, словен, кривичей, радимичей, северян, дреговичей и древлян) со столицей в Киеве, вятичи НЕ входили в состав Древнерусского государства. Неудивительно, что волжские булгары периодически накладывали на них дань. Обычная практика того времени!
              А присоединять вятичей к Руси стали после 966 г., т.е. уже ПОСЛЕ правления хана Алмуша!

        • Анонимно
          27.09.2020 10:20

          Что за национальность такая ордынцы?
          Что еще придумаете?

        • Анонимно
          27.09.2020 10:30


          Азат Д

          Знаете когда Орда приняла ислам?

      • Анонимно
        27.09.2020 10:31


        Азат Д

        И куда булгары делись по вам?

        Да русских тут тоже не было. Василий Пестрый разрушил Булгар.

      • Анонимно
        27.09.2020 10:42

        тем более русских

      • Анонимно
        27.09.2020 11:31

        09.28 Термин татары придумала советская власть.

        • Анонимно
          27.09.2020 12:45

          Советская власть скопировала "татар" у чиновников Российской империи.
          У террориста Ленина папа был крупным царским чиновником, штатским генералом.

      • Анонимно
        27.09.2020 11:57

        9.28. А кто сказал, что татары в 10 веке были в Поволжье?
        Были тюрки, в т. ч. тюрко-булгары.

    • Анонимно
      27.09.2020 11:52

      9.09. Поправка: Исламский халифат признал Тюркскую Булгарию как исламское государство.

    • Анонимно
      27.09.2020 11:54

      Чтобы подчеркивать происхождение и не путать с Дунайск Болгарией предлагаю использоать термины Тюркская Булгария, тюрко-булгары.

  • Анонимно
    27.09.2020 09:12

    Будет врать!
    Булгарские правители искали союзников против хазар и нашли их в Багдаде. Приняли Ислам по политическим соображениям.
    Кто хотел быть язычником-оставался таковым. Общество раскололось.
    Не стоит умалчивают, что первопричиной в этих широтах было Христианство. Дети Кубрата были христианами.

    • Анонимно
      27.09.2020 09:20

      На счёт христианства истинная ложь. Его тут не было никогда.

      • Анонимно
        27.09.2020 10:03

        09 20.а армянская православная церковь на территории Булгара это что ? В самом центре Булгар.

        • Анонимно
          27.09.2020 12:02

          10.03 Фальсификация археологических фактов!!

        • Анонимно
          28.09.2020 17:17

          Армяне в Булгаре - гастарбайтеры, изготавливали булгарские памятники, как признанные резчики по камню. Им разрешили построить для себя церковь. К местному населению отношения не имеют.

    • Анонимно
      27.09.2020 10:06

      09.12
      А христианство было принято не по политическим соображениям? ))
      Что касается принятия православия Кубратом, это был его личный выбор. Народ и дети Кубрата христианство не приняли. Поэтому даже в Дунайской Болгарии (соседствующей с православной Византией) принятие христианства дунайскими болгарами состоялось в 865 г., когда болгарский царь с языческим болгарским именем Борис крестился под именем Михаил. В Среднем Поволжье христианами до середины 16 в. были выходцы из Руси, не считая нескольких вероотступников (если верить русским летописям).

      • Анонимно
        27.09.2020 12:11

        10.06. В национальном отношении христианство православное - еврейско-греческая , ислам - арабская религии. Почему соврем русские и татары спорят по чужим учениям.

        • Анонимно
          28.09.2020 23:06

          / Почему соврем русские и татары спорят по чужим учениям./
          Потому что они стали нашими.

      • Анонимно
        28.09.2020 17:21

        Где вы вычитали, что Кубрат принял христианство? Будучи христианином он должен был бы дать своим детям христианские имена и крестить их- но этого нет, все его дети- язычники. Похоронен по языческому обряду- его могила хорошо исследована.

        • Анонимно
          28.09.2020 17:54

          17:21
          Информация к размышлению - погугли самостоятельно тему "перстни хана Кубрата". Посмотри на монограмму на перстнях - "Кубрат патриций".

    • Анонимно
      27.09.2020 10:33

      Хртстианство появилось в этих и соседних широтах позже.
      Рим Дашкин

      • Анонимно
        27.09.2020 11:38

        Вы жили в те времена? Только не надо на доморощенных "историков" ссылаться.

        • Анонимно
          27.09.2020 12:02

          11 38 Аа, да, точно, вы же жили!)))

          • Анонимно
            27.09.2020 15:32

            Так я, в отличии от вас, вероятно все же жившего в те времена, не заявляю так категорично что было, а что нет. Откуда вы ТОЧНО знаете что христианство появилось гораздо позже?

        • Анонимно
          27.09.2020 20:19

          Даже ссылаясь на московских ученых получается, что христианство в Среднем Поволжье появилось относительно недавно.
          Рим Дашкин

      • Анонимно
        27.09.2020 12:12

        10.33. Вам то какой резон от этого?

    • Анонимно
      28.09.2020 17:48

      Если вы сделали такое сенсационное открытие насчёт детей Кубрата- укажите источник: в каких документах отражёно это фантастическое событие, иначе это действительно враньё. Имена сыновей Кубрата: Аспарух, Альцек, Батбаян, Кубер, Котраг- напишите, какие из этих имён являются христианскими.
      Мы конечно понимаем вашу озабоченность исчезновением крященов, ибо нет крященов- значит нет и вашей должности "предводительница крященов" и зряплаты за это, но ваши нелепые выдумки вам в этом не помогут. Врать нехорошо- вам это должны были объяснить ваши родители.

      • Анонимно
        28.09.2020 18:15

        17:48
        Я не обязана заниматься с тобой ликбезом элементарных знаний!
        Аккуратнее в выражениях, жертва ЕГЭ! Ищи информацию в Инете самостоятельно - или тебе религия не позволяет?

    • Анонимно
      28.09.2020 18:34

      Дети Кубрат хана были язычниками, как и все булгары до принудительного принятия ислама)...

  • Анонимно
    27.09.2020 09:18

    «И так уж нас татарами обзывают, хотя на самом деле мы булгары… А болгары — это ближайшие родственники булгар. Просто одни остались на Волге, а другие ушли дальше, на Дунай, и смешались со славянами.
В 1236 году монгольское нашествие во главе с Батый-ханом было направлено прежде всего на Булгарское государство, которое в неравной схватке потеряло свою независимость и не только. А в XIX веке булгары потеряли даже свое самоназвание, когда вдруг были объявлены татарами. Наши предки — древние булгары, на протяжении веков имели самые добрые, дружественные отношения с Древней Русью. Взаимоуважение и взаимовлияние культур наших народов оставило свой огромный след в истории нашей единой Отчизны. 
После вхождения в состав России наши предки в течение пяти столетий доблестью и трудом доказали любовь и преданность нашей единой Родине.
После вхождения в состав России наши предки в течение пяти столетий доблестью и трудом доказали любовь и преданность нашей единой Родине. Будь то искоренение польского нашествия во главе с Лжедмитрием, восстановление единства Российского государства в Смутное время, отражение нашествий Карла XII, Наполеона и агрессии фашистской Германии в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов.
Народы нашей великой державы, России, — это почти 200 больших и малых народов, в течение многовековой истории вместе делили ее радости и горести. У нас в веках не «стояние» друг против друга, а жизнь бок о бок, плечом к плечу. И наша страна — это единая держава — Россия.»
Шейх-уль-Ислам Талгат Сафа Таджуддин, Верховный муфтий, председатель Центрального духовного управления мусульман России.

    • Анонимно
      27.09.2020 10:13

      Ну если вы здесь цитируете Талгата,то диспут можно закрывать.

    • Анонимно
      27.09.2020 12:21

      9.18. Тюрко-булгары - один из комонентов только КАЗАНСКИХ татар.
      Этого компонента нет у татар постордынских государств: астраханских, сибирских, ногайских, крымских.
      Педалирование булгаризма (под лозунгом "Мы - не татары") частью казанских татар, которые взвалили на себя с 1920 года роль доминанты в татарском мире, кроме вреда соврем татарам ничего не даёт.

      • Анонимно
        27.09.2020 12:56

        Не зацикливайтесь на компонентах. И не преувеличивайте их влияние на единство татар.

  • Анонимно
    27.09.2020 09:26

    "При всех религиозных различиях даже татары-кряшены представляют собой особое культурное явление, только находясь в ареале татарского мира. Поскольку за его пределами культурно они станут практически неразделимыми в православной среде" Уж как тужатся татаристы удержать кряшен в своих объятиях, даже спесиальный термин придумали "татары-кряшены". А кряшены говорят, что они не татары, и в конце концов как и нагайбаки обретут статус самостоятельного коренного малочисленного народа, вопреки всем их татаристов потугам. И этот процесс обретения самостоятельности наблюдается у всех народов, приписанных при Сталине к татарам.

    • Анонимно
      27.09.2020 09:58

      А почему тогда на татарском языке говорят?

      • Анонимно
        27.09.2020 10:52

        Не на татарском, а на кипчакском.
        Татары пришли из монголии и говорили на монгольском.

        • Анонимно
          28.09.2020 16:02

          10.52 Кипчакского языка нет, кипчаки говорили на татарском языке, изучите Кодекс Куманикус в конце концов.

          • Анонимно
            28.09.2020 18:41

            Не стоит быть таким категоричным... Кипчакский язык и есть Татарский, сами кипчаки-куманы об этом и говорят, согласно Кодекс Куманикус...
            Кипчаки/куманы - более позднее название татар.
            Кипчаки - тюркский вариант, куманы- европейский, половцы - русский... И это все - один и тот же народ, средневековые татары...

        • Анонимно
          28.09.2020 18:38

          Татары, пришедшие с Востока, говорили на тюркском языке, идентичном с кипчакским... Они не скрывали , что одного рода с кипчаками)...

      • Анонимно
        27.09.2020 10:57

        09 58 ! Не задумались, сами татары сейчас разговаривают не на своём языке. И ДУМ озабочена этим вопросом ////Зачем возрождают старотатарский язык?
        18 августа 2019


        Недавно в Болгарской исламской академии наук заявили, что будут заниматься изучением старотатарского языка. Это связано с тем, что старый язык имел не кириллическую письменность, а арабскую вязь. Так же старотатарский сам по себе отличается от того, на котором говорят современные татары. Большое количество трудов того периода лежит и ни кем не используется. ///// И, чей же язык у сегодняшних татар. Может они разговаривают на языке Керэшен!!!!

        • Анонимно
          27.09.2020 22:47

          09:26
          10:57
          Тут даже угадывать не требуется- УШИ ЛЮБИТЕБЯ КУМЫСА ТОРЧАТ))
          Только вас так сильно ВОЛНУЕТ вопрос- как поменьше татар насчитать.....А уж когда перепись приблизится- у вас вообще резьбу сорвёт. Ваши уже давно из кожи вьн лезут чтобы татар юговостока РТ в башкиры переписать, по деревням ездят агитируют "историческими фактами".....мало вам татар Башкирии, записанных башкирами

          • Анонимно
            28.09.2020 12:13

            12 47..(((УШИ ЛЮБИТЕБЯ КУМЫСА ТОРЧАТ)) И, да, ещё он и пустил стрелу прямо в лоб. Так метко он прицелился. Никак не получается увернутся.

    • Анонимно
      27.09.2020 10:38

      Нагайбаки после обретения статуса отдельного народа стали стремительно ассимилироваться. Остается только фольклорный ансамбль.
      Кряшены проживающие за пределами Татарстана и Башкирии также исчезают за редкими исключениями. Остаются только те кому за 45 лет.
      Рим Дашкин

      • Анонимно
        27.09.2020 11:41

        Вам из Москвы виднее.

        • Анонимно
          27.09.2020 20:37

          Вы тоже можете посмотреть на ютюбе и поизучать эту тему хотя бы в интернете.
          Рим Дашкин

      • Анонимно
        27.09.2020 13:14

        Аерылганны аю ашар, бүленгәнне бүре ашар.

        Татар онытты бу әйтемне.

    • Анонимно
      27.09.2020 11:12

      Слово "кряшен" переводится как "КРЕЩЕНЫЙ".

      То есть автоматически возникает вопрос: "Крещеный КТО? Крещеный араб, крещеный татарин или крещеный якут????".

      То есть обозначение некой группы как "крещеные" означает, что основная масса народа была НЕкрещеная и лишь небольшую часть этого народа крестили.

      Аналогично, в бывшей Югославии часть людей объединены в группу под названием "мусульмане". А кто это такие? Все верно, это часть сербов, которые приняли Ислам, поэтому их самоназвание и название "мусульмане". То есть СНАЧАЛА все сербы приняли православие и ПОТОМ часть стала мусульманами. Аналогично, СНАЧАЛА все татары были мусульманами, а уже ПОТОМ, после нашествия Ивана Грозного, часть татар были крещены и стали крещеными ("кряшенами").

      • Анонимно
        27.09.2020 13:46

        Филолог! Сладко поешь ! Разве есть такая нация Крещеный якут или Крещеный Калмык или Крещеный араб ??? А Сербов Мусульман называют БОСНЯКИ.

        • Анонимно
          27.09.2020 16:03

          Нации "крещеный якут" нет, потому что всех якутов русские крестили.

          А вот из татар лишь маленькую группу смогли крестить, поэтому появилась группа крещеных татар (кряшенов) в отличие от тех, которые не крещены.

          А относительно боснийцев в бывшей Югославии, то Вы ЛЖЕТЕ. У меня множество друзей, бизнес-партнеров и просто знакомых из Хорватии, Боснии и Герцеговины, Сербии, Черногории. На территории бывшей Югославии есть общность, которая так и называется "МУСУЛЬМАНЕ". То есть когда то часть местного населения приняди католичество и это сегодня хорваты, часть приняли православие и это сербы, а часть местного СЛАВЯНСКОГО населения приняли Ислам и именуют себя "мусульманами", при этом их язык есть суть практически сербский язык, как и хорватский язык не особо сильно отличается.

          P.S.: Есть там и другие общности, с другим пооисхождением, например, те же албанцы, но в рамках обсуждения вопроса крещеных татар достаточно рассмотрения того, что части одного народа приняли разные религии и успели сформироваться как сербы (принявшие православие), хорваты (принявшие католичество) и МУСУЛЬМАНЕ, которые приняли Ислам относительно недавно, при Османской империи, поэтому не успевшие оформиться под каким то иным названием (как и кряшены, то есть крещеные татары, которые были крещены недавно, после нападения Ивана Грозного).

          • Анонимно
            27.09.2020 16:49

            Дык по вашей логике, принявших Православие татар должны были назвать ХРИСТИАНИН или ПРАВОСЛАВНЫЙ. Или не так? А кого ж тогда Сербы называют БОСНЯКАМИ? Или ГОРАНЦЫ?

            • Анонимно
              27.09.2020 16:55

              Босняки возникли в результате обращения в ислам южных славян (в основном сербов и хорватов[29]) Боснии, в период её нахождения в составе Османской империи[30].

            • Анонимно
              27.09.2020 17:41

              Уфффф. Сегодня "босняками" называют ВСЕХ ГРАЖДАН Боснии и Герцеговины, можете хоть в википедии посмотреть про государство "Босния и Герцеговина".


              САМИ ВСЕ ЮГОСЛАВСКИЕ НАРОДЫ называли и называют принявших Ислам славян мусульманами, просто мусульманами. Видимо, Вы были еще маленьким и не застали в сознательном возрасте югославского конфликта, а все заставшие прекрасно помнят, что и на российском телевидении тоже использовался термин ИМЕННО "МУСУЛЬМАНЕ".

              И аналогично крещеных татар называют "крещеные"/"кряшены", нет в татарском языке иного слова, кроме "кряшен" для перевода слова "крещеный" (кроме уничижительных некоторых слов), оно так и переводится.

              • Анонимно
                27.09.2020 17:53

                Ну не надо врать !!! Никто никогда не говорил МУСУЛЬМАНЕ. Говорили, между сербами и боснийцами. Не надо это перевести на войну религий !!!!

                • Анонимно
                  27.09.2020 19:12

                  Вообще то боснийцы - это и сербы, и мусульмане, и хорваты. То есть в Боснии проживает 3 народа, а все вместе они называются боснийцы (это как "россияне" в России).

              • Анонимно
                27.09.2020 18:11

                17.41 сеобов- мусульман и боснийцев православные сербы называют босняками. Был там несколько раз, знаю.

                • Анонимно
                  27.09.2020 18:51

                  Зачем Вы придуриваетесь:

                  https://m.youtube.com/watch?feature=youtu.be&v=WLGUCboC8GE

                  С 13м.50сек. до 14м.30сек. смотрите.

                  Народ, понимаете официально народ называют "Мусульмане". В самой Боснии.

                  • Анонимно
                    27.09.2020 19:02

                    18 51 а зачем нам нужно знать как они сами себя называют!????? Другие как называют ???? То есть, не сами Боснийцы. Дошло хоть???

                    • Анонимно
                      27.09.2020 19:11

                      Их все так и называют мусульманами. Все. И хорваты, и американцы, и кто угодно еще. Видео снято НЕ мусульманами, но на протяжении всего видео ВСЕ ПОЛИТИКИ, вообще все, кто там есть, называют этот народ просто Мусульманами.

                      Точно так же, как крещеные татары на татарский переводится как "кряшен".

              • Анонимно
                27.09.2020 18:12

                ////Уфффф. Сегодня "босняками" называют ВСЕХ ГРАЖДАН Боснии и Герцеговины,//// что, так устали врать вздыхаете ? Не надо крутить и вертеть. Мне известно кого сейчас называют БОСНЯКАМИ. Изначально, кого называли ????

                • Анонимно
                  27.09.2020 18:52

                  Жителей Боснии, то есть сербов, хорватов и мусульман, проживающих в Боснии.

            • Анонимно
              27.09.2020 20:41

              В русских дореволюционных документах они так и называются православными татарами, а в народной речи назывались керэшенами.
              Рим Дашкин

              • Анонимно
                28.09.2020 00:04

                В русских дореволюционных документах они так и называются Магометанин. А в народной речи татары Казанские.

          • Анонимно
            27.09.2020 17:02

            16 05. В Москве есть Центр Православных татар. Они себя так и называют. Но никак не называются кряшенами. По вашему умозаключению они обьязаны быть кряшенами. Иль не так ? Иль, татары Золотой Орды принявшие Православие. Они тоже должны быть кряшены. Их тоже не много было. .

            • Анонимно
              27.09.2020 17:14

              Вы уважаемый 16 05 тоже учёный как Рифкат Ахметьянов??? ////12 марта 1993 года появилась статья учёного-филолога Рифката Ахметьянова «Откуда взялись кряшены?», рассказывающая о тюркском христианстве. Как отмечает автор, согласно историческим данным, часть тюрков уже в 4-5 веках исповедовала христианство. В Византийских источниках зафиксированы факты отправления Византийскими императорами миссионеров в гунно-болгарские племена, говорится даже о переводе Библии на болгарский язык. Известен факт, что в 5-12 веках на территориях нынешних Казахстана и Киргизии жили христиане-несторианцы. В некоторых арабских источниках сообщается, что в 9-10 веках часть Волжских болгар исповедовала христианскую религию. «Языковой материал подтверждает истинность этих фактов», - пишет далее автор. ////

              • Анонимно
                27.09.2020 17:39

                (((((А вот из татар лишь маленькую группу смогли крестить, поэтому появилась группа крещеных татар (кряшенов) в отличие от тех, которые не крещены.)))) и сколько их было крещено? Значит массовое Крещение татар вранье ?

          • Анонимно
            27.09.2020 17:41

            ////Нации "крещеный якут" нет, потому что всех якутов русские крестили./////. А татар то татар кто ж тогда крестил ? Получается сами ж татары !!!!!

            • Анонимно
              27.09.2020 18:54

              И часть татар, и якутов крестили русские. Именно поэтому и у якутов, и у крещеных татар/кряшенов только русские имена и фамидии. А, например, грузинов и армян крестили НЕ русские, поэтому у грузин и армян свои имена и фамилии, отличающиеся от русских.

              • Анонимно
                27.09.2020 19:23

                По истории грузин крестили прибывшие из Византии. Там не были с фамилией Махарашвили или Георгадзе. Или с именами Дато, Сосо. Че то, у вас одно с другим не клеится. И армян крестили другие. Имена и фамилии должны быть крестителей. Как у якут и кряшен, русские. А у них свои, армянские.

                • Анонимно
                  27.09.2020 22:03

                  Все нормально клеится. Почему у якутов и у кряшен исключительно русские имена и фамилии? Потому что их крестили русские после захвата Иваном Грозным и позднее.

                  • Анонимно
                    28.09.2020 10:03

                    Ничего не клеится 22 03. Не знаешь ни че го !!!!! Якутские имена, разве они русские??? \/// Айа?л изобретатель Бэргэн меткий Тимир железный Айаал изобретать Далбарай птенчик Толлуман бесстрашный Айаан путешествие Дохсун удалой Тускул лучшее будущее Айнан путешествие Дуолан удалой Уолан мужчина Айтал светлое божество–творец Дьулустаан упорный, целеустремленный Ургэл созвездие Плеяд Айхал радость Куобах заяц Уруй ичил – радость и торжество Айхан радость Кытах большая деревянная чаша Харысхан защищающий кровь Алаадыы оладья Кэскил лучшее будущее Хорула приехавший из Хорулы Алгый благословенный Манчаары осока Чоррун резкий, грубый Арбай кустарник Мичил подобный богу Эллэй прародитель якутов Атырдьах вилы Нуолан рассудительный, неспешный Эргис вертящийся, энергичный Бароон барон Нууча русский, русак Эркин честный Биэбэй голубчик Саллаат солдат Эрхаан храбрая кровь Болторхой круглолицый Сулустаан звезда Эрхан храбрая кровь Брааскай бурят Сэргэх чуткий, осторожный Эрчим энергичный

      • Анонимно
        27.09.2020 20:21

        А ты не лу ал, что основная масса населения тогда были язычнмками, а часть приняла Крещение. А мусульман там не было в те времена.

    • Анонимно
      27.09.2020 12:06

      09.26 Да пусть хоть к марсианам причисляются)))) Историия покажет ещё ху из ху. А мы татары не оскудеем, ещё больше нарожаем, Алла бирса))))

  • Анонимно
    27.09.2020 09:50

    Не надо ковыряться в носу. Если по правде, самой великой рекой является Кама, а Волга ее приток. Но попробуй это сказать московским историкам.

    • Анонимно
      27.09.2020 16:00

      Это общеизвестный факт, никто его не скрывает.

      • Анонимно
        27.09.2020 17:42

        А почему тогда в итоге в Каспийское море впадает типа Волга, а не Кама (как должно быть и раз это "общеизвестный факт")?

        • Анонимно
          28.09.2020 09:15

          17:42
          Дык потому Волга, а не Кама, что издревне верховья Волги заселены гуще, чем верховья Камы. И городов в верховьях Волги несравнимо больше, чем в верховьях Камы. И торговать Югу с Севером и с Балтикой удобнее по Волге, а не по Каме.

    • Анонимно
      27.09.2020 16:06

      Да, по всем правилам, именно Волга впадает в Каму, то есть после Камского устья продолжается именно река Кама, а Волга является лишь одним из притоков Камы. Именно так на старых картах и обозначали. Но из политических соображений все наплевали на географию.

  • Анонимно
    27.09.2020 09:59

    Искандар Лерунович ! Остаётся выяснить, где же все таки Булгары принимали Ислам, в каком месте или городе. А то получается какой то каламбур . По выводам учёного - археолога Фаяза Хузина местом принятия Ислама является не нынешний Булгар, а Биляр. Так как, он считает на территории нынешнего Булгара нет ни одной постройки того периода. Все постройки там Монгольского периода. Так вот вопрос. Где будут отмечать 1100 летние принятия Ислама древними Булгарами?

    • Анонимно
      27.09.2020 17:13

      Какая разница? Капитуляцию Германии приняли в Берлине- предлагаете праздник победы отмечать только там? Какое значение имеет 21 мая или нет- День победы на западе отмечают 8 мая, у нас- 9 мая. Вообще 21 мая 922 года- это дата прибытия посольства персидского халифата к Булгарскому Хану- не больше и не меньше. Ибн Фадлан пишет, что булгары и так уже мусульмане- у них есть мечети, они читают намаз. 21 мая- это лишь условная официально установленная дата.

  • Анонимно
    27.09.2020 10:05

    Почему-то автор не упомянул о военно-стратегическом значении его для молодого государства к IX-веку арабы захватили всю Северную Африку,Пиренеи,захватили часть территории Франции...на юге Восточной Европы-добрались до Кавказа...и союз с таким могучим государством как Арабский халифат-был выгоден для выживания Булгарии,ибо нависала серьёзная опасность со стороны Хазарии и потом была вероятность арабской экспансии дальше на север...

    • Анонимно
      27.09.2020 10:55

      Мало того, сам Ибн Фадлан писал, что царь Булгарии находился в прямой зависимости от хазар и платил хазарам налог, а также отдавал все что пожелает хазарский каган, в том числе он забирал дочерей булгарского царя себе в жены.

  • Анонимно
    27.09.2020 10:37

    Тема надоела. На дворе кризис, обнищание, смута. Вот о чем надо думать.

  • Анонимно
    27.09.2020 11:15

    Всё методы хороши для политиков, чтоб исторические факты и домыслы свалить в кучу, и представить народу, как удобно им. Эта метода описана в книге одного современного израильского учёного. Так создается историческая подоснова политической основы государства, которое в средние века таковым не было.
    Даже Германия сложилась из княжеств только в 1871 году. Ну, мы, понятно , круче;))

  • Анонимно
    27.09.2020 12:42

    Педалирование ислама отдаляет татар-кряшен от массы татар.

  • Анонимно
    27.09.2020 12:49

    ДОБРОВОЛЬНОЕ принятие в 922 году тюркскими, славянскими и финно-угорскими племенами Поволжья религии Единобожия - Ислама - надо праздновать на уровне ООН - это всемирное событие, впервые произошедшее в Истории Человечества.

  • Анонимно
    27.09.2020 12:49

    До 1917 не ислам сохранил татар, а татарская нац система образования, существовавшая под крылом ислама, где обучались до 97% детей-татар.
    Возврата образовательной школы под религию не будет уже никогда. О каком возрождении религии мы говорим? Которая без системы образования - пустышка, ритуал.

    • Анонимно
      27.09.2020 14:34

      ключевое слово - под крылом ислама. Вы спми себе противоречите

  • Анонимно
    27.09.2020 12:51

    Религию восстановили, а нац систему образования татар загубили.
    Чему радуемся?

  • Анонимно
    27.09.2020 12:53

    Что даёт татарской нации уточнение времени и места принятия ислама?
    Совсем приоритеты, ориентиры потеряли?

  • Анонимно
    27.09.2020 13:13

    1100-летие принятия ислама булгарами по мусульманскому летоисчислению в 1989 году уже отпраздновали Таджутдин и Татарский обком КПСС. Надо ли тратить деньги на его празднование по григорианскому календарю?

  • Анонимно
    27.09.2020 13:19

    Москва запретила, в 1917 татары рушили мечети; в 1990 Москва разрешила, татары рванули мечети строить.
    Аллах от власти.

    • Анонимно
      28.09.2020 06:59

      Да развелось младо богослужителей безусых учащих как жить но смотрящих в твои карман

  • Анонимно
    27.09.2020 13:20

    Соврем русско-арабоязычн ислам в РФ татарам как нации почти ничего не даёт.

  • Анонимно
    27.09.2020 13:20

    Татарга татар телле Татар исламы кирәк.

  • Анонимно
    27.09.2020 13:21

    Этнизация ислама назрела.

  • Анонимно
    27.09.2020 13:23

    Русскозычные татары подменили татарский язык русскоязычным исламом. Произошла духовная измена нации.

    • Анонимно
      27.09.2020 14:03

      13.23. Русскозыч татарин в исламе превратится в просто русского мусульманина. За что боремся?

    • Анонимно
      28.09.2020 07:27

      Поэтому есть поговорка бизге бара бир вот что главное моя хата с краю

    • Анонимно
      29.09.2020 08:29

      На Земле существует жизнь только биологическая. Духовная на небесах))

  • Анонимно
    27.09.2020 14:12

    Борцуну против всякошной фальсификации истории Измайлову, надо дать оценку еще нескольких резонансных событий: 800,а затем 1000 -летия Казани и предстоящему,учитывая недавнее сенсационное открытие специалиста по синтаксису М.Закиева, написавшего в БО ,что ей более 3000 лет. Осталось только отыскать монетку,или хотя бы половинку ее, оброненную когда приехавшие сюда жители Аппенин учились как надо строить города в т.ч и Рим.Шутка конечно но,что скажешь по случаю открытия,после которого академик РАН Фоменко и профессор Носовский выглядят бледновато.

  • Анонимно
    27.09.2020 14:30

    Краткий повтор.Пламенному борцу за истину Измайлову,надо дать оценку самому сенсационному открытию 21 века в нашем регионе,что Казани не какие жалкие 1000,а около 3000 лет. Фоменко и Носовский с их ноу-хау- хронологией бледнеют на этом фоне.

  • Анонимно
    27.09.2020 14:34

    объясните этому, прости Господи, историку, что ислам в Дагестане появился при халифе Умаре, когда был захвачен Дербент. И было это не в 9 и не 8-м веке, как он утверждает, а в первой половине 7 века.

    • Анонимно
      27.09.2020 17:01

      Повтор не пропущенного.Не знаю отношения к этому "прости Господи историка" но то,что ислам утвердился в Дербенте и прилегающих местах намного раньше чем в наших краях факт бесспорный. Неизвестно только как отмечают это в Дагеcтане-помпезно как мы или скромнее. М.б.кто то из тех мест, напишет об этом?

  • Анонимно
    27.09.2020 15:20

    Коль уж речь пошла о Болгаре напомню,пламенному борцу за истину и всем читателям,что мы обязаны Петру Великому, сохранением остатков его сооружени,которые местные попы и жители начали активно разбирать на хоз. постройки,строжайше под страхом строгой кары запретвшего этот вандализмю и в письме уже из Астрахани,напомнишему Казанскому губернатору о этом,а также приказавшего снять копии наадписей старых надгобий на местном кладбище, что особенно важно,ибо большинство их потом исчезли. Здесь же состоялась первая и последняя встреча русского монарха с рядовыми тататарам,имею ввиду,что Еатерина Великая,возвращаясь из Казани здесь беседовала с паломниками,о чем подробно, с уважением к исламу, написала Вольтеру.Оба события заслуживаю быть отмеченными и не только словесно.

    • Анонимно
      27.09.2020 18:23

      Доброе отношение в исторической памяти татар к Екатерине Великой связано и с тем,что она сняла ограничения при строительстве мечетей и закрыла печально известеную ноовокрещенскую контору в Свияжке-центр насильственного крещения татар и других народов края. Неслучайно все хорошие сооружения и особенно дороги, татары называли екатерининскими, был даже популяреый шляген о них.

    • Анонимно
      28.09.2020 17:37

      Петруха был в Булгаре в 1722 году, а в 1734 году там закончили строительство каменной церкви. Булгарские памятники, которые скопировали в 1722 году, лежат в фундаменте этой церкви- вот куда они "исчезли". На камнях в фундаменте даже частично видны эти надписи. Нам надо восстановить свою историю- разобрать эту церковь и вытащить память о наших предках из-под ига. Как сказано в одной из этих эпитафий:
      "Ул сәгать киләчәк һичшиксез
      Вә Аллаһ терелтеп торгызыр кабердән".

      • Анонимно
        28.09.2020 18:07

        17:57. До вброса фейка о "петрухе" надо было поговорить с архивистами, копии снятых по приказу Петра Великого эпитафий,а они показывают очень многое о жителях того времени,прислали в Казань в конце ХХ века.

  • Анонимно
    27.09.2020 16:13

    Любимая поговорка президента Каримова: не разрушай старый дом, не построив нового
    Фото: Азат Ахунов

  • Анонимно
    28.09.2020 06:32

    Ну, чисто: непредсказуемый мир с мультяшными героями.
    Мифы при чем? Существует хронология этого действа, летописная, причем в Багдаде. Этой версии и придерживаются.

    • Анонимно
      29.09.2020 08:25

      Воистину непредсказуемый)
      Четыре религиозные реформы, начиная с 7 века, четыре реформы языка за 90 лет.
      Не много для такой небольшой территории?
      Мечутся как угорелые.

  • Анонимно
    28.09.2020 06:39

    Интересно вы эти статьи жевать до каких пор будете? До очередного повышения цен? Приняли /не приняли какая уже разница? Вам что лучше жить стало? Вашу голову отвлекают грамотно.

  • Анонимно
    28.09.2020 06:51

    Участвовал в церковном отпевании кряшенских церквях так не слова по русски поп чесал на татарском вот я удивился и запись на татарском где тут христианство

    • Анонимно
      28.09.2020 09:55

      06 58 а сейчас сами татары на каком языке чешут? Что то не можете понять что написано по татарски в Тафсире 1908 года. Просите его перевести на татарский язык!!!!!!

    • Анонимно
      28.09.2020 16:02

      28.09.2020 06:51
      Христианство на РАЗНЫХ языках бывает!

  • Анонимно
    28.09.2020 07:57

    1100 лет, ну да, а что население исповедовало 1200 лет назад? Неужели под пляски в ислам перешли?

  • Анонимно
    28.09.2020 11:37

    Мифы облегчают для большинства восприятие реальности. У нас сейчас "татарское богословие" так же мифологизируется и идеализируется

  • Анонимно
    29.09.2020 08:21

    Историческая правда: сыновья Кубрата были христианами.

    • Анонимно
      29.09.2020 21:50

      29.09.2020 08:21
      и КАК их звали? Петр? Михаил? Андрей? Иван?

      • Анонимно
        2.10.2020 08:32

        В Европе нельзя было находиться и быть не христианином.
        Ушли из Европы, поменяли имена, а позднее и веру?

  • Анонимно
    1.10.2020 06:12

    Населённым пунктам включая городов на территории Татарстана более 1000 лет. Это связано существованием на этой территории Волжской Булгарии. Этим все сказано, где бы не копали, можно найти культурный слой Великих Булгаров. Коментах, где хотят искажать все это не вооружённым глазом видно - ехидства, зависть, ложь, безграмотность.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль