Коронавирус 
7.10.2020

«Риски вылечиться от коронавируса, но оказаться в социально больном обществе велики»

Не 1 млн, а 2,5–5 млн переболевших: статистика Роспотребнадзора против общественного мнения

Пандемия подорвала не только физическое, но и социально-психологическое здоровье людей. Взрослые стали чаще обращаться к психотерапевтам, а у детей на «дистанте» — рост депрессий. Государства не обращают внимания на науку, не могут договориться о единой методике подсчета заболевших, врачи противоречат друг другу… Как не потерять рассудок в «коронавирусном» инфопотоке, обсуждали вчера на круглом столе в Москве эксперты-общественники. За дискуссией следил корреспондент «БИЗНЕС Online».

Вчера в пресс-центре ТАСС прошёл «круглый стол» на тему «Россия и мир в ожидании второй волны коронавируса». Первым слово взял генеральный директор ВЦИОМ Валерий Фёдоров Вчера в пресс-центре ТАСС прошел круглый стол на тему «Россия и мир в ожидании второй волны коронавируса». Первым слово взял генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров

НЕ БЬЕТСЯ С ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКОЙ

«Россия и мир в ожидании второй волны коронавируса» — круглый стол на эту тему прошел вчера в пресс-центре ТАСС. Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров рассказал о результатах проведенного в апреле – октябре телефонного опроса. Каждые сутки опрашивали 1,6 тыс. человек из 500 населенных пунктов России и 1 тыс. москвичей, после чего результаты сравнивались с предыдущими.

В августе о коронавирусе как о главном событии отзывались 9% респондентов, к концу сентября — 16%. «Это вторая волна страха коронавируса», — обозначил тенденцию Федоров. По данным опроса от 5 октября, 15% ответили: они очень боятся, что сами или их близкие заболеют коронавирусом. 59% — что в какой-то мере этого опасаются. 11% уверены, что с ними и их близкими ничего не случится. 10% не задумывались о таком. 5% сообщили, что они или их близкие уже переболели. Как подчеркнул Федоров, если экстраполировать данные 5% опрошенных на всю страну, получится, что коронавирусом переболели 2,5-3 млн человек, что не бьется с официальной статистикой в 1 миллион.

На вопрос о том, что станет больше всего беспокоить, если начнется вторая волна пандемии, 43% ответили, что будут бояться заболеть, и только 14% — волноваться о работе и материальном состоянии. Как должны отличаться ограничения в случае второй волны от тех, что были при первой? 36% респондентов ответили, что нужны послабления, 16% хотят ужесточения мер, 31% согласен, чтобы ограничения остались бы такими же, а 12% против любых ограничений.

Примечательно, что респонденты в регионах в большинстве своем негативно отреагировали на возможную самоизоляцию, «дистант» в вузах и школах, возвращение «нерабочих дней». Против карантинного «отдыха» 60%. Зато в Москве за «дистант» 55%, при этом среди работающих 61% против него. Директор фонда «Общественное мнение» Лариса Паутова заметила, что мнение респондентов по данному вопросу резко меняется, когда дело касается их самих: работающая мама с двумя детьми вряд ли захочет, чтобы школы и детские садики не работали.

На вопрос о том, что будет больше всего беспокоить, если начнётся вторая волна пандемии, 43% ответили, что будут бояться заболеть и только 14% станут волноваться о работе и материальном состоянии На вопрос о том, что станет больше всего беспокоить, если начнется вторая волна пандемии, 43% ответили, что будут бояться заболеть, и только 14% — волноваться о работе и материальном состоянии

В целом, россияне пессимистичны по поводу срока окончания эпидемии. 26% считают, что коронавирус победят в ближайшие полгода, 24% — что за год. За срок от трех и более лет проголосовали 10% опрошенных, что на 5% выше, чем месяц назад.

Фонд социальных исследований, которым руководит Владимир Звоновский в последнюю декаду августа опросил 1 427 человек старше 18 лет. 4,3% ответили, что болели коронавирусом. Это почти совпадает с данными ВЦИОМ, поэтому Звоновский предположил, что вирус обнаружили у 3,5–5,5 млн взрослых граждан страны. «Это более чем в четверо больше официальных данных на тот период — 956 тысяч заболевших», — заметил он. Больше всего переболевших пришлось на СКФО и Санкт-Петербург — 11%. По мнению Звоновского, это связано со специфическим для Северного Кавказа способом повседневной коммуникации, а такому значению в Санкт-Петербурге, вероятнее всего, виною плотность населения. Это подтверждает и то, что на третьем месте находится Москва — в столице 8% респондентов сказали, что болели или болеют. В ПФО болели 3% респондентов.

4,3% опрошенных ответили, что болели коронавирусом. Эти значения примерно совпадают с теми, что были у опроса ВЦИОМ. Исходя их этих данных можно предположить, что вирус был обнаружен от 3,5 до 5,5 млн взрослых граждан страны 4,3% опрошенных ответили, что болели коронавирусом. Эти значения примерно совпадают с теми, что были у опроса ВЦИОМ. Исходя их таких данных можно предположить, что вирус обнаружили у 3,5–5,5 млн взрослых граждан страны

ПАНДЕМИЯ СТРАХА

Глава исследовательской группы «Циркон» Игорь Задорин напомнил, что пандемия — комплексное явление: медицинское, информационно-медийное, экономическое, социальное и так далее. Поэтому нужно ставить вопросы не только о физическом здоровье, но и о социально-психологическом: «Насколько сейчас здорово наше общество из-за этого пандемического шока? Информационное воздействие такое, что, можно сказать, нынешняя эпидемия — первая в прямом эфире. Поток информации, что падает на головы наших сограждан, беспрецедентный». Экономический фактор: ранее не было случаев, чтобы какое-то заболевание напрямую связывалось с экономикой. Социальный: раньше изолировали больных, на этот раз дома остались и здоровые. «Пандемия страха поразила всю страну, произошло то, о чём мы говорили ещё в апреле, — о предполагаемом росте психических расстройств. Увеличилось число обращений к невропатологам, психотерапевтам. Особенно меня потряс тотальный рост депрессий у детей на „дистанте“», — подчеркнул глава «Циркона».

Задорин отметил, что информационный поток только увеличивает значение неопределенности у граждан, кажется, что на данный момент ничего спрогнозировать нельзя. Увеличивается зависимость от государства, что сказывается, например, на представителях МСП — они сейчас вообще никак не могут спрогнозировать, что их ждет, и полностью полагаются на власти. «Мы пришли к обществу, которое приведено в состояние испуга, зависимости, к потере определенности и разделенности, — подытожил он. — С моей точки зрения, это больное общество. К такому надо прибавить, что у нас нет к подобному „иммунитета“, и данными „болезнями“ общество может болеть долго и мучительно. Риски вылечиться от коронавируса, но оказаться в социально больном обществе велики».

«Увеличилось число обращений к невропатологам, психотерапевтам. Особенно меня потрясло последнее исследование, что случился тотальный рост депрессий у детей на дистанте» «Увеличилось число обращений к невропатологам, психотерапевтам. Особенно меня потрясло последнее исследование, что случился тотальный рост депрессий у детей на «дистанте»

С позицией Задорина не согласился председатель совета фонда развития и поддержки международного дискуссионного клуба «Валдай» Андрей Быстрицкий. Он назвал выступление коллеги «апокалиптичным», и, по его мнению, Задорин показал только одну сторону медали. «У российского общества есть поразительная живучесть, мы недооцениваем его цепкость, жизнелюбие, старание выжить и саморефлексию», — уверен Быстрицкий.

Данилин напомнил о том, что в Москве за день выявляют 4 тыс. зараженных, а в Петербурге — 400. Означает ли это, что Петербурге в 10 раз меньше болеют или же в Москве в 10 раз лучше выявляют коронавирус? Он посетовал, что статистика по количеству больных суха — просто общее количество и распределение их по регионам. В отличие от Китая или Швеции, не указаны крайне тяжелые больные и другие детали. Данилин считает это важным упущением, которое также увеличивает неопределенность. «Мы вообще ничего не знаем о коронавирусе и не можем ничего прогнозировать», — констатировал он. Впрочем, Данилин уточнил, что за 9 месяцев пандемии миру не удалось договориться о едином методе подсчета больных.

Его мысль продолжил глава экспертного совета Экспертного института социальных исследований Глеб Кузнецов. По его мнению, во время первый волны нарратив действий властей по всему миру был следующим: мы не понимаем, что это, давайте предоставим науке все, чтобы она узнала. «Сейчас происходит изменение парадигмы, — указал он. — Есть замусоренность темы, когда каждый человек в белом халате может в научном журнале высказаться без рецензирования. Происходит затуманивание, и никакого научного консенсуса нет. И, как следствие, нет никакого нового знания, по сравнению с апрелем. Сперва было накопление, потом вышли на плато, а сейчас происходит деградация». Получается, ни один из острых вопросов весны не получил должного научного ответа, которое бы разделяло хотя бы большинство в научном сообществе. Поэтому перед второй волной государства предлагают меры, которые были реализованы во время первой, а новые знания не получают хода. Например, никто не интерпретирует опыт Израиля, где жесткие ограничения во время первой волны привели к большому числу заболевших во время второй, никто не изучает провал масочной системы в Испании. «Государства даже на уровне риторики перестали обращаться к науке и начали — к научно-популярному подходу, — подчеркнул Кузнецов, — исходя из логики „ну надо же что-то делать“ и с целью оптимизации собственных расходов».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (39) Обновить комментарииОбновить комментарии

Коронавирус лишь один из факторов невротизации россиян . И далеко не главный .
Основные это низкие заработные платы , отсутсвие социальных гарантий , нереальные цены на недвижимость и высокие ставки на ипотеку .
Добавьте сюда 20-летнее обнищание в связи со повышением курса валют и позицию «осажденная крепость» которая хлещет со всех официальных каналов информации .
В итоге , депрессии , алкоголизм , наркомания, социальная деградация .
И никакого просвета впереди .

  • Анонимно
    7.10.2020 08:18

    Общество уже давно социально больное

    • Пурхан
      7.10.2020 08:37

      И вирус тут не причем ,когда люди добравшиеся до бюджетов разных уровней ,схематозно и нещадно его разворовывают .

      • Анонимно
        7.10.2020 10:59

        Общество больное, особенно в вопросе коллективной безопасности, мало кто понимает важность ношения маски для того, что не заразить окружающих. Моя хата с краю, так сказать...

        • Анонимно
          7.10.2020 11:27

          Соглашусь, многие люди, зная правила, которых сейчас придерживается большинство, либо специально, либо просто забывают их соблюдать.

          • Анонимно
            8.10.2020 07:53

            Вы внимательно читали статью?Жесткая изоляция в Израиле и масочный режим в Испании не дали ничего....Носите намордник дальше и , главное, верьте.

        • Анонимно
          8.10.2020 13:42

          Вы, уважаемый, меньше смотрите телевизор, по которому нагнетают страх в обществе, а больше прислушивайтесь к мнению здравомыслящих людей. Например, почитайте обращение бельгийских врачей к мировому сообществу. Оно есть в интернете. Не будьте объектом манипуляций, сохраняйте трезвый ум и хладнокровие. Соблюдайте разумные меры профилактики и будете здоровы.

      • Анонимно
        7.10.2020 11:29

        Ага, поэтому столько выплат было сделано во время самоизоляции да? Вам то может кажется, что 10 тысяч на каждого ребенка в семье это мало, тем более если у вас и детей нет, но таких семей тысячи. Плюс тем, кто остался без работы тоже выплаты делались.

        • Анонимно
          7.10.2020 12:11

          11:29, Да, я считаю, что выплаты по 10 тысяч на ребёнка - это мизерная подачка! Пусть и два раза выплачивали - но это унизительная подачка! Сначала запретил работать, а потом кинули подачку. Те, кто работал - тот потерял значительно больше за всё время "нерабочих дней". Посчитайте, а считать-то вы умеете! ( :-) ) Работали муж и жена с зарплатами 30 тысяч и 20 тысяч (размер зп взят условно).То есть в месяц их доход составлял 50 тысяч. "Сидели" дома они 3 месяца (например) - потеряли 150 тысяч зарплаты. Кинули им 20 тысяч на 1 ребёнка. И что дальше? Где остальные 130 тысяч? И это если учесть, чо работали они "на дядю". А если свой бизнес? А "свой бизнес" уничтожен в стране - больше 30% не возобновили работу после "изоляции". АИ это только начало! Основное закрытие фирм и ИП начнётся в ноябре-декабре 2020! Повезло с этими подачками только многодетным - ни дня не работали и нате вам по 20 тысяч на каждого ребёнка. Ещё и бюджетники остались в прибыли - сидели дома, а им платили (вот, только вопрос - из какого кармана?).
          Ну, и совсем смешно - "плюс тем, кто остался без работы тоже выплаты делались". :-)) Сколько там тысяч выплатили каждому страдальцу-безработному? И сколько месяцев эти выплаты осуществляли? И как дальше жить - на что? И где работу искать?

          • Анонимно
            7.10.2020 12:39

            Если бы не отправили людей на самоизоляцию, была бы выше смертность и заболеваемость. Вы бы первый обвинили властей в бездействии.
            Пандемия она и есть пандемия. Все правильно сделали.

          • Анонимно
            7.10.2020 17:09

            Что это за бизнес если за менее чем 3 месяца был уничтожен. Да пострадала туристическая отрасль, но это в основном обычные наценщики. Закрылось часть гостиниц, но фактически недвижимость осталась у собственника, сможет в крайнем случае продать не такая проблема. А вот предприятия которые выпускают реальную продукцию как работали, так и будут работать. Поэтому только реальный сектор производства в РФ может иметь успех, поверьте моему опыту.

        • Анонимно
          7.10.2020 12:32

          Согласен. Меры помощи семьям с детьми были оказаны неслабые.

  • Коронавирус лишь один из факторов невротизации россиян . И далеко не главный .
    Основные это низкие заработные платы , отсутсвие социальных гарантий , нереальные цены на недвижимость и высокие ставки на ипотеку .
    Добавьте сюда 20-летнее обнищание в связи со повышением курса валют и позицию «осажденная крепость» которая хлещет со всех официальных каналов информации .
    В итоге , депрессии , алкоголизм , наркомания, социальная деградация .
    И никакого просвета впереди .

    • Анонимно
      7.10.2020 12:32

      С ипотекой вы погорячились. Она сейчас невысокая.

      • Анонимно
        7.10.2020 13:58

        Зато квадратный метр сделали заоблачным

        • Анонимно
          7.10.2020 20:58

          В любом мало-мальски приличном городе мира квадратный метр сейчас заоблачный. Это обычная ситуация. Здесь Россия вообще не уникальна.

  • ПанАлекс
    7.10.2020 09:55

    Рассмешили - типа ученые не могут договориться о методиках!
    Какие тут ученые - политики и чиновники определяют, признавать больного или здорового коронавирусным или нет! И решают, то признавая здоровых больными, то наоборот, при трекратном росте пневмонии, не признавая больных больными!
    Иксперты почему то (боятся) не задают простые вопросы -
    А кто же сейчас решает, подтвердился ли диагноз коронавирус или нет, кто подписывается под тестами? А уж "коммерческая тайна" с финансовыми потоками сотен млрд. р. по всем этим тестированиям!
    Это как "Черный ящик" - врачи Скорой помощи, участковые терапевты и многие многие врачи получают какие то странные инструкции и предписания - кого могут направить на тесты, кого нет. И даже при явных симптомах врачи направляют на тесты-анализы, но кто их проводит и кто решает и подписывает "подтверждение ковида" или отрицательный вердикт - лечащих врачей исключили из "схемы"!
    При этом, будучи в лидерах в мире по якобы в числе лидеров по количеству тестов, РФ почему то не в состоянии (или в категорическом нежелании) обеспечить доступность тестирования всем, как в Ю.Корее и прозрачность и независимость от политиканов!
    А чтобы граждане сами не стали тестироваться недорогими быстрыми тестами, их ввоз категорически запретили, а поставщиков вылавливают и сажают!

  • Анонимно
    7.10.2020 10:02

    в один день читаю в сми высказывания вирусологов-эпидемиологов-врачей. один говорит, в россии началась вторая волна, второй - второй волны нет, потому что первая не закончилась, третий - нет такого понятия "вторая волна". кому верить?))

    • DINARIUS
      7.10.2020 11:30

      Какая разница как это называют, вирус то никуда не девается. Гигиену и меры безопасности соблюдай и все норм будет.

  • Анонимно
    7.10.2020 10:22

    Сегодня +11 615 заболевших. Точнёхонько весенний пик. На работе все бухтят про карантин, закрытие границ и курортов, как важно сидеть дома и не болеть. А ещё всего-то 2 недели назад были готовы выйти в офис поголовно.

    Это к вопросу как люди переменчивы и как ими рулят НАСТРОЕНИЯ

    • Анонимно
      7.10.2020 10:52

      У нас все только и мечтают о самоизоляции.

      • DINARIUS
        7.10.2020 11:31

        Все мечтали о выходе из самоизоляции, не задумываясь о последствиях) вот тебе и последствия, тех же отпусков в том числе.

  • Анонимно
    7.10.2020 10:44

    Девушка на фото умница.

  • Анонимно
    7.10.2020 10:58

    Если "не могут договориться" о методике подсчёта, значит это выгодно!

  • Анонимно
    7.10.2020 11:01

    Власти рт ждут когда школы, вузы, муз.шк останутся без преподавателей из-за ковида и пневмонии. А на больничном листах как всегда будут писатьОрви, ОРЗ и пневмония.

    • Анонимно
      7.10.2020 12:35

      Если сейчас все объявят, что школы оправляют на дистант, взбаламутяться все, включая учителей.

  • Анонимно
    7.10.2020 11:05

    Чем больша людей с масками на лицах - тем слабее будет так называемая "вторая волна коронавиурса", потому что ношение маски снижает риск заражения окружающих чуть ли не на 70%. Суть в том, что 2 недели человек может вообще не понимать, что он болеет, инкубационный период такой, зато заражение окружающих идет полным ходом.

    • Анонимно
      8.10.2020 09:57

      а ты не забывай что основная масса носить одну и ту же маску полгода, носят ее опустив ниже носа, нормально так риск снижается неправда ли?

  • Анонимно
    7.10.2020 11:40

    Извините, но мне 51 год и я очень хорошо помню, что было 20 лет назад. Говорить об обнищании за эти годы, как минимум, нечестно. Мы просто привыкли ныть и говорить, что все плохо.

    • Анонимно
      7.10.2020 14:57

      ИЗВИНИ неверю тебе тебе 21 год ВЕС честно! 20 лет назад было лучше чем сейчас!

      МНе 60 лет!

      • Анонимно
        8.10.2020 07:56

        Мои родители,которым за 70,говорят, что никогда они так хорошо не жили, как сейчас. Кому верить будем, господа?

      • Анонимно
        8.10.2020 12:25

        Родилась в 1969, школу закончила в 1986, университет в 1998. работаю с 1987. знаю, что говорю!

    • Анонимно
      7.10.2020 18:52

      11:40, 20 лет назад ещё работали 80 тысяч советских заводов, фабрик и предприятий, которые убили за эти 20 лет!

      • Анонимно
        7.10.2020 21:00

        Никогда во всём СССР даже не было 80 тысяч фабрик и заводов. Что вы сказки из инета повторяете.

      • Анонимно
        8.10.2020 12:25

        мои родители работали на заводе, который закрыли 20 лет назад

  • Анонимно
    7.10.2020 11:44

    Кто будет преподавать на дистанционно обучение если большинство преподавателей будут на больничном.

    • Анонимно
      7.10.2020 16:43

      искусственный интеллект. греф уже постарался для этого

    • Анонимно
      8.10.2020 13:47

      При дистанционном обучении на всю страну достаточно одного преподавателя по каждому предмету. А остальные останутся за бортом. К 2023 г. школ в нынешнем формате уже не должно остаться. Так, что учителя станут одними из первых жертв цифровизации.

  • Анонимно
    7.10.2020 14:58

    ЕСЛи эпидемия то вводите карантин ,если нет эпидемии то молчите!! и все
    все самоизоляции вне закона

  • Анонимно
    9.10.2020 19:23

    Начало фильма Аватар- люди идут по переходу в масках.Какого года фильм? герои в масках?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль