Культура 
9.10.2020

«Впервые в истории татарстанского кино два наших фильма попало на стриминг-сервис»

Руководитель дирекции «Время кино» Альбина Нафигова о том, почему кинематографисты стремятся попасть не в кинотеатры, а на стриминги

Дирекция по поддержке кинопроектов и организации киномероприятий «Время кино» в третий раз стала участником бизнес-площадки Московского международного кинофестиваля. Руководитель дирекции Альбина Нафигова в своем материале для «БИЗНЕС Online» рассказала о том, чем живет региональное кино, от чего зависят его успехи и что может помочь местным кинематографистам зарабатывать не отходя от дома.

Альбина Нафигова (справа): «Локации, кинокомиссии, система «одного окна», дополнительные бонусы для копродукции — все это в приоритете» Альбина Нафигова (справа): «Локации, кинокомиссии, система «одного окна», дополнительные бонусы для копродукции — все это в приоритете» Фото предоставлено Альбиной Нафиговой

Регионы просят огня и «топят» за рЕбейты

В этом году наша дирекция в третий раз стала участником бизнес-площадки на Московском международном кинофестивале, которую проводит молодежный центр союза кинематографистов России. Чем живет сегодня региональное кино и как меняется его карта?

Кинокомиссии, система «одного окна», дополнительные бонусы для копродукции — все это в приоритете. Большинство регионов в своих презентациях сделало ставку на привлечение внешних проектов и работу с внешними студиями. Лидер по ребейтам — Калининградская область, которая давно и успешно действует в данном направлении. Там появился целый бизнес-кластер ренталов и ваген-сервисов — они сдают в аренду оборудование для кино и зарабатывают на этом. В ближайших планах — наращивать объемы. Для привлечения клиентов в Калининграде планируют добавочный процент для копродукционных, международных проектов. 50% возмещения затрат предлагается проектам, которые максимально используют местные кадры и обучают их. Уже есть реальные успешные примеры такого трудоустройства.

В этом году наша Дирекция в третий раз стала участником бизнес-площадки на Московском международном кинофестивале, которую проводит Молодежный центр Союза кинематографистов России В этом году наша дирекция в третий раз стала участником бизнес-площадки на Московском международном кинофестивале, которую проводит молодежный центр союза кинематографистов России Фото предоставлено Альбиной Нафиговой

Богатство своих возможностей продемонстрировали Камчатка, Хакасия, Башкортостан, Архангельская и Иркутская области. Представитель иркутской кинематографии среди преимуществ отметил свой филиал ВГИКа и высокую долю молодых кадров в местном союзе кинематографистов. Тольятти претендует на центровую роль в Самарском регионе, здесь получилась структурированная презентация, почти «дорожная карта». Были озвучены цифры и допандемийные релизы.

Тюмень оказалась представлена «Медиаполисом», который старается объединять визуальную мощь региона, не ограничиваясь только кино. Это коммерческое видео, интернет-контент и короткий метр. Московская область показала работу своей кинокомиссии, отдельно отметив службу «одного окна» и готовность предоставлять комплекс услуг бесплатно. Директор Башкирской киностудии рассказал о прокатных планах в своем регионе. Это, несомненно, мудрое решение — задуматься о сбыте.

От якутского кино был видеоролик, в котором четко прослеживался вектор на самодостаточность. Фестивальные успехи на мировых киносмотрах уже закреплены победой в Москве на фестивале А-класса в прошлом году и на «Кинотавре» в нынешнем сезоне. Если вы в своем регионе можете снять фильм за 2 млн и продемонстрировать валовый сбор в 5 раз больше, вам есть чем гордиться. Якуты, как всегда, молодцы.

Со всеми оговорками Зулейха открыла не только глаза, но и представила карту кинолокаций и возможностей нашего региона Со всеми оговорками «Зулейха» открыла не только глаза, но и представила карту кинолокаций и возможностей нашего региона Фото: «БИЗНЕС Online»

…пришли к обороту в несколько миллионов рублей

Теперь о Казани. Мы начали с диаграммы рейтинга 2017 года и сравнили его с нынешней ситуацией. Несмотря на отсутствие киностудии, объемы производства выросли, в том числе с участием входящих проектов. Так что в пункте плана «построить киностудию» надо постараться ответить на некоторые вопросы. Для кого? Как она будет функционировать и выходить на самоокупаемость? Какая маржинальность возможна без дальнейшей господдержки?

Кинокомиссии и ребейты в Татарстане не в чести, но при этом мы имеем самую рейтинговую сериальную историю. Со всеми оговорками «Зулейха» открыла не только глаза, но и представила карту возможностей нашего региона. По крайней мере, по итогам прошлого года я не припомню столь масштабного кинематографического шоурила от другого субъекта.

В качестве примера мы рассказали о своем проекте «Алтын тэлинке (Золотая тарелка)». И в этот же день запустили серию показов в Москве при поддержке Полпредства РТ В качестве примера мы рассказали о своем проекте «Алтын тэлинке» («Золотая тарелка»). И в этот же день запустили серию показов в Москве при поддержке полпредства РТ Фото предоставлено Альбиной Нафиговой

В 2018-м мы уже делали презентацию с отсылкой на историю кинопроизводства, представляли статистику по прокату национального кино и его развитию в динамике. В этом году обсуждали развитие креативных кластеров и индустрий. Поэтому мы обратились к новейшей истории киномероприятий и событий и благодаря бизнес-площадке составили свою арифметику инвестиций. Итак, без учета коммерческих показов и поддержки фонда президентских грантов, войдя с уставным капиталом 10 тыс. рублей, мы пришли к обороту в несколько миллионов. Из них больше половины — софинансирование со стороны партнеров и собственные средства.За это время мы смогли оплатить услуги 60 творческих специалистов, провести более 10 больших киномероприятий (не считая обычную прокатную деятельность и работу в сфере локального кинопоказа) и вложить средства в поддержку кино.

Кстати, во многих регионах киноактивность представлена работой НКО. Это эффективная форма деятельности и возможность сотрудничать с государством и бизнесом. К тому же хорошие перспективы для НКО открываются благодаря фонду президентских грантов. В качестве примера мы рассказали о своем проекте «Алтын тэлинке» («Золотая тарелка»). И в этот же день запустили серию показов в Москве при поддержке полпредства РТ. Каждую пятницу в автономии татар Москвы можно будет смотреть фильмы из каталога кинопремии (каталог на сайте золотаятарелка.рф).

Кроме столицы, в наших планах показ фильмов в разных городах России. Региональные активисты отзывчивы, а благодаря кинопремии мы узнали, сколько кино снимается в регионах России Кроме столицы, в наших планах показ фильмов в разных городах России. Региональные активисты отзывчивы, а благодаря кинопремии мы узнали, сколько работ снимается в субъектах Фото предоставлено Альбиной Нафиговой

Кроме столицы, в наших планах показ фильмов в разных городах России. Региональные активисты отзывчивы, а благодаря кинопремии мы узнали, сколько работ снимается в субъектах. В этом проекте много открытий для нас самих. Оказалось, что, несмотря на пандемийные шалости, можно реализовать такое мероприятие, как кинопремия. Партнером выступило наше министерство по делам молодежи, которое продемонстрировало такую мобильность и слаженность, что все невозможное стало возможным. Вместо одного события пришлось провести пять, и на кинопремию приехали все эксперты и представители регионов из шорт-листа. Молодость — это прекрасно!

Мы проанализировали фестивальную активность в нашем городе и пришли к выводу, что часть фестивалей так и останется историей допандемийного периода. Та же ситуация прослеживается и в целом по мировой карте фестивалей. В России каждый регион имеет в своем событийном календаре кинофестиваль. И в этом пункте рейтинга у нас все очень неплохо. Прошлогодний проект «Кино за 7 дней» был представлен как вариант фестивальной активности, в череде региональных кинокампусов он выделяется своей международностью. Здесь мы учитываем и географию участников, и наличие солидного жюри.

Прокат-самокат и другие приключения регионального кино

Кинопроизводство и сбыт в нашей презентации были представлены дебютной работой на стадии производства «Я приду», драмой «Пустота» и комедией «Кире». Чем они замечательны? Две последние работы вышли на новый этап на пути к зрителю. Их официальные онлайн-релизы состоялись на платформе Start.ru, как раз в даты Московского кинофестиваля. Это произошло впервые в истории нашего татарстанского кино, с чем и поздравляем наших молодых кинематографистов. Дебют же примечателен тем, что запустился по следам питчинга с наибольшим призовым фондом от министерства культуры РТ. В прошлом году это был самый высокий показатель среди региональных питчингов.

На бизнес-площадке нас порадовал интересный формат общения регионалов с участниками киноиндустрии один на один. У каждого региона была возможность поговорить с представителями «Яндекса», МТС, «Старт.ру», специалистами по праву и фестивальному продвижению. Кто-то презентовал свои проекты, кто-то задавал вопросы, было интересно даже просто послушать, что уж говорить о непосредственном участии. Интересная и вполне объяснимая закономерность: региональные фильмопроизводители уже не смотрят так вожделенно в сторону киносетей, их представителей почти и не было на данном форуме. Большинство видят свою аудиторию в интернете, поэтому предпочитают офлайн-общение со стримингами. Понимают, что между размещением фильма на YouTube и на киноплатформе большая разница. Что характерно, осознают, что выход в открытый доступ раньше фестивального старта — большая глупость. Отсюда делаем вывод: региональные кинематографисты все еще верят в фестивали, меньше надеются на кинотеатры (я про настоящий прокат через ЕАИС) и все больше горят желанием попасть на серьезные онлайн-платформы, некоторые из которых заинтересованы поддерживать кинопроизводство. Оно и понятно, сейчас самое время каналам сбыта обеспечить себя контентом. И в этой борьбе за эксклюзив вполне логично профинансировать его на стадии производства.

Мне нравится мечтать. Представим: если регионы рвутся в бой, а стриминги дадут им огня, то вполне возможно, что часть кинематографической молодости будет оставаться в своем регионе и снимать для онлайн-аудитории. А когда в эту формулу вольются ребейты и в субъекты потекут федеральные и международные проекты, то специалисты смогут получать опыт и обучаться, не отходя от региона слишком далеко. При этом станут вызревать бизнес-проекты. Например, у нас имеется рентал. Есть киносклад. Появятся вагены, киноеда, продюсерские центры, локейшн-сервис. И пусть у них будет возможность зарабатывать. Наверное, об этом тоже можно было поговорить на совете по культуре при президенте РТ. Ведь министр культуры РФ Ольга Любимова — человек из сферы кино. Но в тот день очень хотелось побыть Маугли и послушать аксакалов…

Альбина Нафигова

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (31) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
9.10.2020 15:12

Перечитал статью несколько раз. Я считал, что кино в Татарстане нет. А тут получается что есть и оно развивается. И хорошая идея не из бюджета деньги тянуть, а работать так, чтобы была коммерческая прибыль. Хочу пожелать киношникам Удачи!

  • Анонимно
    9.10.2020 08:39

    Мнение авторов блогов и статьи, совершенно не отражает действительность, и в корне отличается от реальности.

  • Анонимно
    9.10.2020 08:51

    Вы хотите сказать, что онлайн-платформа - это круче, чем прокат в кинотеатрах? Бредовый бред.

    • Анонимно
      9.10.2020 14:24

      Для фильмов не на русском языке онлайн-кинотеатры - большое подспорье, учитывая, что народы так или иначе расселены по территории всей страны и далеко не во всех населённых пунктах даже "домашних" регионов есть кинотеатры.

      Платежеспособной публики в стране не много и если есть возможность показать татарам Москвы, Сибири или тем, кто живёт за рубежом кино на родном языке и заработать на этом, чтобы держать киностудию на плаву, то такой возможностью нужно пользоваться.

  • dembel
    9.10.2020 09:49

    Так победим!

  • Анонимно
    9.10.2020 10:29

    А где татарские фильмы?
    Все есть и директор и замы,все на служ.авто,фестивали,ковровые дорожки!
    А по тнв крутят казахские фильмы с глупым переводом!

    • Анонимно
      9.10.2020 19:17

      На сайте Татаркино есть онлайн кинотеатр, там можно несколько фильмов посмотреть. Не много, конечно, но есть.

  • Анонимно
    9.10.2020 14:16

    Интернет - это место для роликов аля Макс-10500. Но большое кино всегда нуждается в большом экране. В противном случае, идёт обесценивание труда десятков людей и самого фильма.

    • Анонимно
      9.10.2020 18:50

      Так никто не отрицает большой экран и фестивальные показы. Читайте внимательнее)

  • Анонимно
    9.10.2020 15:08

    То, что автор хвалит по делу других творцов-регионалов - это хорошо. А вот с продвижением, казалось бы, профессионально сделанной псевдокомедии"Кире" со слабым сценарием и спорной режиссурой всё смотрится уныло, даже тоскливо. Чтобы что-то продвигать в народ от нашей Республики нужно что-то толково снимать, делать. А с этим у нас пока или уже всё плохо. Как говорится, нечем гордиться, господа. Хотя эти молодые люди могли бы взять тот же фильм " Яблоко любви", победивший на международном фестивале и вполне достойно представить татарское кино. Но не хотят они признавать пророков в Отечестве своём, хоть ты тресни!

    • Анонимно
      11.10.2020 18:23

      Есть среди комментаторов товарищ, которому всё кажется, что о чём бы не была статья - она на самом деле про очень важный фильм «Яблоко любви». Успокойтесь уже! Никто этот фильм не знает, никому он не интересен, ни на фестивальном, ни на зрительском уровне. Поэтому об этом фильме не говорят и не пишут. Не потому, что его нарочно кто-то задвигает. Просто он всем абсолютно безразличен, к нему ноль интереса. Это кино временем не востребовано, его нет в информационном пространстве, оно пролетело мимо времени и мимо людей. Хватит уже насильно совать его во все обсуждения, это нелепо!

  • Анонимно
    9.10.2020 15:12

    Перечитал статью несколько раз. Я считал, что кино в Татарстане нет. А тут получается что есть и оно развивается. И хорошая идея не из бюджета деньги тянуть, а работать так, чтобы была коммерческая прибыль. Хочу пожелать киношникам Удачи!

  • Анонимно
    9.10.2020 15:56

    Опять автор хочет оправдаться задним числом за эту несчастную "Зулейху"! Напрасное дело. Паровоз ушёл, кричать вдогонку бесполезно. Оскандалились мы вместе с российским телевидением на всю планету. А прагматичные продюсеры этого проекта, как бы "заработавшие" на нём кучу денег живут и в ус себе не дуют, посмеиваясь над спонсорами и инвесторами этого сериала, а также - над критиками и зрителями, которых возмутила откровенная халтура, снятая режиссёром Анашкиным, который набил руку только на сереньких или слащавых мелодрамах. Автору публикации стоит обходить таких людей стороной, а не упрямо пытаться делить с ними дурную "славу" и моральную ответственность за содеяннное.

  • Анонимно
    9.10.2020 16:31

    Есть кинематограф и есть всякая пена, накипь околотворческая. Никакие модерновые "измы" и якобы новаторские подходы к кинопроизводству не заменят настоящего искусства. Настоящим киношникам необходимо старательно работать и всерьёз заниматься творчеством, а не пиариться и, извините, "кидать понты направо и налево". Может быть, автору этой заметки для разнообразия стоит попробовать самой сделать какой-то мало-мальски стоящий фильм?.. И тогда, бог даст, многое прояснится в её сознании. Или уже поздно менять лошадей? Вот в чём вопрос...

    • Анонимно
      9.10.2020 19:07

      Реально? Вопрос в этом? А что вам мешает? Неужели автор заметки?)))

  • Анонимно
    9.10.2020 19:55

    Ну, конечно, серьёзно. Мы спорим на критической волне.
    Ехидничать, грешить краснобайством и пиариться без оглядки любому амбициозному человеку гораздо легче. Но свои амбиции нужно реализовывать в творчестве. Кино в Татарстане делалось и до вашего появления на горизонте. Но вы упорно не желаете признавать очевидного. Придумываете всякую модерновую муть вместо того чтобы работать по-настоящему. Живёте по принципу "Кто смел, тот съел" В итоге нашу Республику обходят другие регионалы.
    А творчество Рустама Рашидова с присными в виде того же "Кире" мало кого устраивает в данное время. Вот он и уехал в Москву счастья искать. Здесь в Казани его поддерживали вполне достаточно. Немало человек поработал за бюджетные средства. Пора и честь знать...

  • Анонимно
    9.10.2020 20:02

    Слушайте, в своё время посмотрел в кинотеатре "Мир" несколько татарских фильмов. Попадаются и неплохие, честно говоря. Очень растрогал "Яблоко любви" на военную тему и тему народной памяти о ВОВ. Был ещё фильм с комедийными эпизодами про мальчика, выигравшего много денег в лотерею. Тоже вполне трогательно смотрится картина.
    С уважением можно относиться к творчеству Ильдара Ягафарова и Салавата Юзеева. Но давно их работ на экране не появлялось. Так что не всё плохо в мире местного кино. Хотя и радоваться пока особо нечему.

  • Анонимно
    9.10.2020 20:59

    Альбина, а как дела с прокатом КИРЕ, что то ничего не слыхать? Столько шума было в прессе и чуть ли не всероссийский прокат прям начнется... Реально то, вы что то смогли заработать, где результат "успешного" проката, про который вы заявляли как о практически решенном деле или опять все бла-бла-бла

  • Анонимно
    10.10.2020 03:16

    Да какой там к дьяволу прокат этой как бы "комедии" в виде попусту разрекламированного и воспетого рекламщиками фильма"Кире"! Чтобы снимать комедии особый талант нужен! Господин Рашидов им уж точно не обладает! Технически всё вроде бы снято, смонтировано, но изъяны сценария и режиссуры прямо кричат с экрана! И на что только деньги тратят господа периферийные творцы!

    • Анонимно
      11.10.2020 18:34

      Фамилия режиссёра «Кире» - Рашитов. Он талантливый парень, который также снял фильмы «Айсылу» и «Неотосланные письма». Жаль, что из-за хейтеров вроде вас талантливые татары бегут из нашей республики. Считайте это ответом и на предыдущие ваши безграмотные посты про «рашидова». Коверкать фамилию человека - неуважение, раз уж пишете, потрудитесь узнать, о ком пишете

  • Анонимно
    10.10.2020 10:33

    Татарскому кинематографу быть Да здравствует Татаркино

  • Анонимно
    10.10.2020 10:45

    Мечты-мечты, где ваша сладость в нашей бренной жизни?

  • Анонимно
    10.10.2020 10:53

    Много лет подряд радужные надежды на развитие татарстанского кино разбиваются о стиль работы местных продюсеров. Они предпочитают наживаться за счёт кино, а не развивать его по-умному. Психология временщиков и рвачей - это настоящий бич современного татарстанского кинематографа. Принципы "своя рубашка ближе к телу" и "лучше синица в руках" убивают реальное творчество на корню. А что с этим делать? Приставить к каждому продюсеру неподкупного контролёра и надсмотрщика - это утопия. Но всё же стоит поискать выход из замкнутого круга.

  • Анонимно
    10.10.2020 15:29

    Министерство культуры на производство фильмов выделяет жалкие гроши. А на такие вот околокиношные мероприятия и всякие там модерновые междусобойчики, семинарчики, сборища с туманной целью и т.д. денег тратится в разы больше. А почему? А может быть, потому так их проще "освоить" и перекинуть нужным людям?.. Трудно сказать и что-то доказать. Но обидно, что по сути на серьёзном подходе к кинопроизводству по сути поставили жирный крест. Создаётся видимость какой-то работы в сфере кино. А реального дела остаётся всё меньше и меньше...

    • Анонимно
      11.10.2020 01:19

      О, интересная, но тоскливая информация. Вот почему в отличие от других республик и областей татарское кино еле дышит и никак не может разродиться явными шедеврами.
      А есть ведь и ещё такие горе-умники, которые рекомендуют вообще никаких денег на развитие кино не давать. Ну, восемь с чем-то миллионов бюджетного финансирования - это почти что ничего. Жест жалости и сочувствия к нашим издёрганным жизнью творцам в лучшем случае...

  • Анонимно
    11.10.2020 13:00

    Дорогие деятели культуры, включая автора, не стоит ли вам использовать в ваших опусах поменьше иностранных слов. У каждого из них есть русские, вполне понятные синонимы. Или вы думаете, что ваше злоупотребление всякими чужеродными терминами - показатель вашего интеллекта и продвинутости? Заблуждаетесь. Ещё классики нашей литературы едко высмеивали соотечественников, которые изъяснялись на курьёзной смеси "французского с нижегородским". Довелось как-то поправить в диалоге одного политтехнолога , который слишком часто использовал слово "мониторинг. Пришлось спросить, почему ему не нравится простое и ёмкое слово "обзор". А человек этот смутился и стал оправдываться, что, мол, во всём мире так говорят. Вот и нам нет смысла кочевряжиться... Словом, Михаила Задорнова с его сатирой на вас нет., господа"стримингсервисники"..."

  • Анонимно
    11.10.2020 13:47

    А что с проектом режиссера Влада Петрова "Пувырга"? По задумке очень любопытный фильм должен был получитсья?
    Что-то слышно об этом?

  • Анонимно
    11.10.2020 14:53

    Кстати, Влад - молодчина. Из года в год занимается реальным творчеством и скромно делает своё дело. И не пиарится почём зря в духе автора этой статейки. Пожелаем удачи ему и таким как он - настоящим труженикам местного кино. .

  • Анонимно
    11.10.2020 18:55

    Кинематографисты стремятся попасть на стриминги, потому что это единственное место кроме youtube, куда они вообще могут попасть))

  • Анонимно
    11.10.2020 20:32

    Да бросьте вы. При наличии прокатного удостоверения на фильм они могут попасть куда угодно. ТВ, кинотеатры и Инет с его великими возможностями. А некоторые даже плюют на всё и размещают в Инете, что считают нужным. Цифровая революция сделала своё мощное дело, слава богу. авторам можно дерзать и не ныть по любому поводу.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль