Политика 
18.10.2020

«Это безмолвие мы пытались понять»: что в Турции думают о роли России в Нагорном Карабахе

Азат Ахунов о том, как некогда страна – «больной человек Европы» начинает диктовать свои условия мировым игрокам

В эти дни российско-турецкие отношения проходят испытания на прочность, констатирует известный казанский исламовед и востоковед Азат Ахунов. Конфликт в Нагорном Карабахе поставил Россию в сложное положение. О том, что пишут сегодня в турецких СМИ о нашей стране и как президент Эрдоган демонстрирует поддержку турецким армянам, — в материале постоянного автора «БИЗНЕС Online».

Конфликт в Нагорном Карабахе поставил Россию в сложное положение Конфликт в Нагорном Карабахе поставил Россию в сложное положение Фото: © Михаил Воскресенский, РИА «Новости»

ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО НАСЕЛЕНИЯ ПРОТИВ ВТЯГИВАНИЯ РОССИИ В ДАННЫЙ КОНФЛИКТ

«Мы никогда не квалифицировали Турцию как нашего стратегического союзника», — такое громкое заявление прозвучало на днях из уст главы МИД России Сергея Лаврова. Сразу пришли на память события пятилетней давности, когда произошел трагический инцидент с российским Су-24, приведший в итоге чуть ли не к разрыву межгосударственных отношений.

И в этот раз некоторые восприняли информацию как прямое руководство к действию. На Кубани сразу же запретили ввоз мандаринов из Турции. При этом не все дочитали интервью Лаврова до конца. Да, он сказал, что Турция не является нашим стратегическим союзником, но подчеркнул, что республика является тесным партнером России и на многих направлениях партнерство имеет стратегический характер.

В эти дни российско-турецкие отношения проходят испытания на прочность. Конфликт в Нагорном Карабахе поставил Россию в сложное положение. Наша страна строит ровные, добрососедские отношения как с Азербайджаном, так и с Арменией. За спиной Азербайджана маячит дружественная Турция (а еще и Израиль), разговаривать с которыми на повышенных тонах также не с руки. Остаются намеки и полунамеки, но до последнего китайского предупреждения еще далеко. В целом мнение российской общественности можно обозначить как нейтральное. Подавляющее большинство населения против втягивания России в данный конфликт, особенно против того, чтобы Россия направляла туда своих военных.

«МЫ ПОДДЕРЖИВАЕМ УКРАИНУ ПО ВОПРОСУ КРЫМА, ГРУЗИЮ — И МЫ ПРАВЫ»

А что происходит в Турции? Как на все это реагируют турки, как оценивается позиция России в карабахском конфликте?

В целом Турция единодушна в поддержке азербайджанской стороны. Если по каким-то иным вопросам всегда возникают разногласия, что характерно для политической системы Турецкой Республики, то по данной проблеме все голоса сливаются в единый хор поддержки.

Да, Азербайджан и Турция — это два родственных народа, говорящих на одном огузском языке. Турки и азербайджанцы могут понимать друг друга без переводчика. Но… насколько они близки, настолько же и далеки. Окончательно слиться в горячих, братских объятиях мешает вера. Азербайджанцы в преобладающей свой массе шииты (около 85%), турки почти поголовно сунниты. Суннитско-шиитский раскол никуда не делся, а потому вносит свои коррективы и в отношения двух народов. Ситуацию сглаживает то, что за годы советской власти азербайджанцы практически растеряли всю свою религиозность.

В целом, Турция единодушна в поддержке азербайджанской стороны В целом Турция единодушна в поддержке азербайджанской стороны Фото: Emrah Gurel/AP/TASS

Азербайджан и Турция — стратегические партнеры. Подписанный в Баку в августе 2010 года Договор о стратегическом партнерстве  и взаимопомощи стал продолжением аналогичного соглашения о военном сотрудничестве от января 1992 года. Статья №2 нового договора гласит, что если одна из сторон подвергнется вооруженной атаке или агрессии со стороны третьего государства или группы государств, то стороны окажут взаимную помощь с использованием всех возможностей. Статья №3 предусматривает тесное сотрудничество в оборонной и военно-технической политике. Таким образом, Анкара уже сейчас имеет все законные основания оказать Азербайджану полномасштабную военную помощь.

«Мы поддерживаем Украину по вопросу Крыма, Грузию — и мы правы. Точно так же поддерживаем и Азербайджан. Если будет нужно, мы поможем, но сейчас видим, что возможностей Азербайджана хватает. У нас военное сотрудничество с ним, и Азербайджан получил все необходимое ему у других стран, у нас в том числе, и это его право. На поле боя мы можем помочь, если возникнет такая необходимость», — открыто заявил недавно глава турецкого МИДа Мевлют Чавушоглу.

УЖЕ В ПЯТНИЦУ ЭРДОГАН РЕЗКО ПОДНЯЛ ГРАДУС СВОИХ ЗАЯВЛЕНИЙ

Турция и в 1990-е однозначно поддерживала Азербайджан в период наиболее острой фазы военного конфликта в Нагорном Карабахе. Турки направляли в Азербайджан военных советников, вооружение, блокировали границы Армении, но до прямого ввода турецких войск дело тогда не дошло. Баку потерял Карабах в том числе и из-за политической нестабильности в самой стране, когда друг за другом сменялись президенты, происходили военные перевороты. Сейчас ситуация абсолютно иная. За годы мира и тучные нефтяные годы Азербайджан кратно нарастил свои военные мышцы. Да и Турция уже совсем другое государство. Она начинает диктовать свои правила игры не только соседям, но и реально превращается в крупного международного игрока, с которым нельзя не считаться.

Еще несколько лет — и Турция окончательно сбросит и энергетические оковы. В августе Реджеп Тайип Эрдоган победоносно заявил об обнаружении в территориальных водах Турции газового месторождения объемом 320 млрд кубометров, вчера было объявлено о новых запасах в размере еще 85 млрд кубометров газа. Общий объем в итоге составляет 405 млрд кубометров. Для сравнения: «Газпром» в 2019 году добыл 500,1 млрд кубометров газа. Все это позволяет Анкаре уверенно, не оглядываясь на Москву, говорить о своей полной поддержке Баку любыми методами, вплоть до военных.

Все это позволяет также лидеру Турции день ото дня усиливать тональность своих заявлений. Анкару абсолютно не устраивает ситуация, когда «великие державы» пытаются отодвинуть ее от карабахского кейса, по старинке считая ее «больным человеком Европы».

В минувшую среду Эрдоган выразил мнение, что Минская группа ОБСЕ должна завершить переговоры по Нагорному Карабаху и «вернуть территории» Азербайджану. «Азербайджан всего лишь требует возвращения оккупированных территорий, но Минская группа, в частности США, Франция и Россия, затягивает процесс. Все, что Минская группа должна сделать, так это сейчас же завершить переговоры и отдать территории их владельцу», — заявил глава государства во время выступления в парламенте.

Но уже в пятницу Эрдоган резко поднял градус своих заявлений. В очередной раз затронув крымский вопрос, он четко обозначил, что Анкара не признает «аннексию» полуострова и вместе с Украиной будет «поддерживать крымских татар». Это и был его «ответ Чемберлену», т. е. Лаврову.

Эрдоган четко обозначил, что Анкара не признает «аннексию» полуострова и вместе с Украиной будет «поддерживать крымских татар» Эрдоган четко обозначил, что Анкара не признает «аннексию» полуострова и вместе с Украиной будет «поддерживать крымских татар» Фото: kremlin.ru

В ТУРЦИИ ДО СИХ ПОР ПРОЖИВАЮТ ОКОЛО 90 ТЫС. АРМЯН-ХРИСТИАН

Турецкая пресса в целом трактует позицию России как «хитрую». Например, ведущая турецкая газета Sabah пишет: «Россия желает сохранить позицию, которую она занимала с самого начала, и замять вопрос за столом переговоров. Подобно тому, как проблема удерживалась в морозильной камере на протяжении 30 лет, Россия сегодня тоже после некоторой активизации может снова заморозить».

Турки с подозрением и недоверием смотрят на Москву, которая пока занимает нейтральную позицию. Им ясно, что русские на стороне армян, но главный вопрос заключается в том, когда Россия перейдет к активным действиям в защиту своих армянских партнеров. «Несмотря на то что ход боевых действий в Карабахе складывался в пользу Азербайджана, Россия не видела проблем в том, чтобы долгое время хранить молчание. Именно это безмолвие все мы пытались понять. Мы знали, что Россия хочет прижать Пашиняна, но задавались вопросом, как долго это будет продолжаться», — пишет та же газета Sabah.

В Турции до сих пор проживают около 90 тыс. армян-христиан. Вместе с амшенцами (мусульмане и христиане) их число достигает 400 тыс. человек. В стране действует более 45 церквей Армянской апостольской церкви, издаются газеты, работают теле- и радиоканалы на армянском языке. В Стамбуле имеется 17 армянских общеобразовательных школ.

В пятницу представитель Эрдогана Ибрагим Калын сообщил о смерти от онкологического заболевания Маркара Эсаяна, турецкого армянина, журналиста, депутата парламента от правящей Ak Parti. «Мы потеряли дорогого Маркара Эсаяна. Соболезную нам. Он был одним из прекрасных людей, которых вырастила эта страна. Желаю терпения его семье и родственникам»,  — написал Калын в своем «Твиттере». В феврале этого года Эсаяна в его стамбульской квартире навестил президент Турции, показав тем самым свое отношение к одному из ведущих лидеров армянской общины.

Если посмотреть передовицы издающейся в Стамбуле армянской газеты Agos, то станет понятно, что журналисты, конечно же, симпатизируют своим соплеменникам и настроены пророссийски. Но все высказывается в обтекаемых формулировках с соблюдением определенного политеса. Например, в пятничной статье Викена Четериана главным виновником новой конфронтации в Карабахе назван Азербайджан. «Только Россия может сказать последнее слово в этом конфликте», — утверждает журналист газеты Agos.

ДЛЯ АЛИЕВА ОДИНАКОВО ВАЖНЫ МНЕНИЯ ПУТИНА И ЭРДОГАНА

По улицам Стамбула перемещаются многочисленные авто- и мотоколонны с флагами Азербайджана. Громко сигналя и скандируя лозунги, они тем самым хотят сказать, что турецкий народ всецело на стороне азербайджанских братьев. Но все это вызывает беспокойство у местных армян. BBC опросило ряд лидеров армянской диаспоры, в том числе и главного редактора вышеупомянутой газеты Agos Эдварда Данзикяна. Все они говорят, что пока в Турции межэтнических проблем нет, но градус национализма растет на глазах. Все они ратуют за то, чтобы армяно-азербайджанский конфликт разрешился мирным путем.           

Пока рано строить какие-либо прогнозы. Трудно предсказать, как будет развиваться ситуация дальше. В США стартовали досрочные президентские выборы, все силы брошены на борьбу за кресло. Вокруг России вспыхнули очаги напряженности в Беларуси, Карабахе, Киргизии. Большинство государств мира накрыла вторая волна коронавирусной пандемии. Если не будет давления со стороны мировых держав и международных организаций, Баку вполне может отыграть назад свои территории вокруг и внутри Нагорного Карабаха. Россия, США и Франция будут склонять Азербайджан к «мирным переговорам». Для президента страны Ильхама Алиева одинаково важны мнение и позиция как российского президента Владимира Путина, так и Эрдогана. В какую сторону качнется чаша весов, будет известно уже скоро.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (71) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
18.10.2020 09:28

Армяне привыкли воевать телами русских и татарских солдат, сами они ничего не могут
На надо Россию втягивать в эту войну

  • Анонимно
    18.10.2020 09:28

    Армяне привыкли воевать телами русских и татарских солдат, сами они ничего не могут
    На надо Россию втягивать в эту войну

    • Анонимно
      18.10.2020 09:38

      Турков сначала убрать. Договоренности были, что турки и Россия не вмешивается, а они обманули. Турецкие прокси воюют, в Генштабе Азербайджана руководят турецкие военные, а сам Азербайджан полностью не самостоятелен, все как прикажут в Анкаре.
      Вот когда паритет восстановят, тогда да - пусть сами армяне с азербайджанцами разбираются, решают.

      • Анонимно
        18.10.2020 14:25

        То что Турция вмешивается в этот процесс, здесь и ежу понятно. Но в то же время Эрдоган ничего не привирает, говорит реально о 8 оккупированных районах Азербайджана, т.е он бъёт по больной теме. Тем более было осуждение этого и со стороны ООН. Я не знаю, что мешало армянской стороне и минской группе за 30 лет решить эту проблему, и тем самым лишить Турцию такого повода для выступлений.
        Т.е., проблему в чем то создали и сами.

      • Анонимно
        18.10.2020 22:30

        Прежде всего, армянские оккупанты должны освободить азербайджанские земли. Азербайджан ведет священную народную освободительную войну за свою свободную Родину. (Карабай)

    • Анонимно
      18.10.2020 09:57

      Что мешает Армении просто отдать оккупированные территории Азербайджану?
      То, что эти территории завоевали не армяне - уже точно известно.
      И надеяться, что Псковская дивизия опять своими телами будет прикрывать армян - тоже уже вчерашний вопрос.

      • Анонимно
        18.10.2020 14:44

        А почему про независиомсть Горного Карабаха никто не гворит? Надо дать незваисимость и автономию этой республике!

        • Анонимно
          18.10.2020 15:29

          Согласен...
          Также надо дать автономный статус марийским и чувашским землям в Татарии..
          А на востоке Татарии - территориям башкир...
          На севере - воссоздать Вятскую губернию...
          С Балтасинским, Елабужским и Мамадышским уездами...

          • Анонимно
            18.10.2020 16:53

            С чего ты решил, что жителям Мармй Эл нужна какая-то независимость? У меня живут там родственники и они никогда этот вопрос не поднимали. Они рассматривают себя как часть России.

          • Анонимно
            18.10.2020 17:07

            Вы такую несусветную чушь здесь написали, просто поражаешься. Территории Татарстана определяли по местам проживания татар, тем более более 70 % ещё не вошло в республику.

        • Анонимно
          18.10.2020 16:05

          Так независимость или автономию, вы уж определителсь

        • Анонимно
          18.10.2020 17:06

          Полная независимость невозможна, это противоречит всем международным актам, поскольку это прерагатива Государства Азербайджан. Если сейчас дать независимость, то пойдет цепная реакция, республики Кавказа в составе России могут тоже попросить и далее. А вот широкую автономию, по примеру Татарстана в период Ельцина (взять сколько можно проглотить) можно рассматривать.

        • Анонимно
          18.10.2020 22:34

          Хорошая идея по поводу признания независимости Нагорного Карабаха. Если уж признавать , то всех желающих. В том числе и независимость Республики Татарстан. (Карабай)

          • Анонимно
            19.10.2020 11:52

            хахах.. в центре России и независимость..? сам же проситься обратно начнешь, когда твою нефть покупать не будут

        • Анонимно
          19.10.2020 18:22

          93 тысячи армян 1000 тысяч беженцев азербайджанцев - какая независимость у азербайджанцев от Баку?

      • Анонимно
        18.10.2020 21:10

        18.10.2020 09:57
        Какая Псковская дивизия? Советские войска были ВЫВЕДЕНЫ из ОБЕИХ республик, после августа 1991 года! А наемники, из числа БЫВШИХ военнослужащих СА, воевали опять-таки на ОБЕИХ сторнах!

    • Анонимно
      18.10.2020 18:40

      Давно живу в Турции,азербайджанский и турецкий это не один язык,идентично 50% слов!Отношение турок к азербайджанцам скорее пренебрежительно-презрительное!Может сейчас пропаганда что-то изменит!Люовью и дружбой там никогда не пахло,учитывая,что 80% всех Азери живёт в Иране!

      • Анонимно
        20.10.2020 15:52

        "80% всех Азери живёт в Иране"

        Потому что современный Иран построили именно азербайджанцы. Учите матчасть)

  • Анонимно
    18.10.2020 09:55

    Потеряно очень много дорогой военной техники. России придется восстанавливать армянский арсенал чтобы поддержать союзника. Это произойдет за счет налогов, так как в текущей ситуации Армении платить нечем. В результате вырастут цены, налоги, сборы.

    • Анонимно
      18.10.2020 18:27

      почему придется русским восстанавливать армянам технику? Будут у них деньги - купят что надо...

      • Анонимно
        18.10.2020 18:59

        Они никогда не покупали
        Русский Иван просто потуже затянет свой пояс что бы помочь армянам

    • Анонимно
      18.10.2020 18:50

      Этого хлама советского на сотни лет наделано, вон каждый год целые гектары складов взрываются, в армению могут скинуть, но это не поможет армянам, с чувством унижения и поражения азербайджанцы десятилетиями жить не смогут.

  • Анонимно
    18.10.2020 10:07

    В статье описано чего "достигла" российская внешняя политика за последнее время. Это же надо умудриться со всеми испортить отношения. А потом удивляются и хватаются за голову, что Турция всех подбирает очень крепко.

    • Анонимно
      18.10.2020 10:48

      Это говорит лишь о том, что вы не учили историю в учебных заведениях и полном отсутствии у вас знаний о геополитике в целом. Россия ни с кем не ссорилась.

      • Анонимно
        18.10.2020 11:22

        Ссорились только верхушка с неумными действиями
        Простой народ ни с кем не ссорился
        Рад и украинцам и грузинам и американцам

        • Анонимно
          18.10.2020 14:27

          А что же тогда твоё правительство думает и делает иначе?

      • Анонимно
        18.10.2020 12:26

        Да, неправильно выразился, она присваивала территории соседей.

      • Анонимно
        19.10.2020 21:55

        /Россия ни с кем не ссорилась./
        Она со всеми обострилась.

  • Анонимно
    18.10.2020 10:25

    Почему никто не говорит о том, что Армения атаковала мирные города Азербайджана вообще не из зоны конфликта? Как это расценивать?

  • Анонимно
    18.10.2020 11:15

    Даже в Стамбуле 17 армянских школ для 400 тыс армянской диаспоры, а сколько татарских школ в Казани? Это все, что нужно знать о национализме в Турции и России.

    • Анонимно
      18.10.2020 11:33

      Да ну? Это лишь говорит, что они нет такой нужды у людей. В Турции кстати татары и другие народы - номинальны и неофициальны. По Конституции Турецкой республики все граждане - турецкой нации и язык у всех один турецкий. То есть там только турки, а национальность вне закона.
      Это вам ответ на «все что нужно знать о национализме в Турции и России».
      Не благодарите, за ликбез.

      • Анонимно
        18.10.2020 12:27

        Нужду государство создает или отбирает.

      • Анонимно
        18.10.2020 12:34

        Вы, для начала, Конституцию Татарстана откройте и прочитайте, в частности раздел о государственных языках. Не благодарите за ликбез.

      • Анонимно
        18.10.2020 13:10

        11:33 Дурака то не валяйте, если не знаете. Да, в Турецкой республике все народы турецкой национальности. А вы понимаете смысл нации и чем отличается от народа? Поясню, это тоже самое, что в России россияне, а русские есть русские. Тоже самое в Германии есть немецкая нация и все то, кто получил гражданство относится к немецкой нации, но вот внутри самого государства есть разные общины. И многие их них имеют и свои церкви, мечети, синагоги, свои школы. Правда, это не отменяет то, что они должны обучать многие предметы по тем стандартам, которые приняты в каждом немецком регионе. Если ученик переезжает и одной Земли в другую, то для определения в какой класс и в какую гимназию нужно сопоставить программы обучения, которые прошел ученик. Это так для сведения. И почему глупость по дурости пишите про то, что национальность в Турции вне закона. Вам тут четко и ясно прописали и про армян, которые имеют свои школы, про курдов не написали, но у них есть даже большая фракция в парламенте Турции, которая имеет большой вес и защищает интересы курдов.

        Sheldon

        • Анонимно
          18.10.2020 21:13

          18.10.2020 13:10
          "Тоже самое в Германии есть немецкая нация и все то, кто получил гражданство относится к немецкой нации"
          Т.е. вы - НЕМЕЦ?

      • Анонимно
        18.10.2020 16:11

        Вы бы повнимательнее учили матчасть, а не притягивать отдельные факты к своей позиции. Скажите еще, что в Турции нети ни курдов , ни хемшилов, ни татар. А они есть. Вы, очевидно, представитель "российской нации"

      • Анонимно
        18.10.2020 17:20

        Ой не убедил....

    • Анонимно
      18.10.2020 12:33

      название и содержание в Турции это две разные вещи. пора бы знать. под вывеской таких школ обучение идёт только на турецком языке и изучают только турецкую программу.

    • Анонимно
      18.10.2020 14:28

      Даже более того, в Баку проживает около 160 тыс. русского населения, имеются русские школы, а с обратной стороны такого и в помине нет

    • Анонимно
      19.10.2020 22:02

      /Даже в Стамбуле 17 армянских школ для 400 тыс армянской диаспоры, а сколько татарских школ в Казани?/
      Что творят "злые турки", не дают жизни национальным меньшинствам! Но вот беда, - армяне притязательны в отношении своего языка, культуры и образования, а постсоветские татары непритязательны как дети рабочих и крестьян.

  • Анонимно
    18.10.2020 11:43

    Оказывается есть договор О стратегическом партнерстве 2010 года заключенный на всякий случай.

  • Анонимно
    18.10.2020 11:59

    Армян по миру много живет, пусть свою Армению защищают сами...

    • Анонимно
      18.10.2020 18:30

      на Армению никто не напал - они должны вернуть чужое

  • Анонимно
    18.10.2020 12:32

    Неудачная внешняя политика. Теряем и теряем.... Про внутреннюю уж вообще молчим.

  • Анонимно
    18.10.2020 14:08

    Еще недели две-три и война там закончится. Практически армяне уже не могут организовать оборону. Дроны уже ведут охоту на скопления людей в блиндажах, окопах, укрытиях, даже под мостом достают, залетая туда. Трудность для азербайджанской армии заключается в том, что они сейчас продвигаются в гористой местности, где оборону против целого полка может держать отделение или взвод солдат, подготовленных для боев в гористой местности. Главное там снабжение таких опорных точек.

    И по поводу России. Пора уже осознать, что даже имея ядерное вооружение в экономическом плане Россия второстепенная держава. Ей уже не под силу гибридная война на многих фронтах. Та же Армения для нее уже не подъемный груз. Азербайджан только довольно скромным подсчетам набили военную технику в армян на 1,5 млрд. долларов, это было неделю назад. Вчера, например, показали как в воздух взлетела очередная система С-300 в боевой готовности. А ведь все это поставляла Россия практически безвозмездно как своей союзнице по ОДКБ. Сейчас Россия смотрит на все это со стороны, понимая, что влезть в эту войну будет для нее реальной катастрофой. И она уже тут не нейтральная сторона конфликта, а союзница Армении, которой она не может прийти на помощь в военном отношении. Понимает это и Алиев.

    Конечно, самым разумным выходом было такой. Армения при поддержке России полностью гарантирует деоккупацию Нагорного Карабаха вместе с 7 районами Азербайджана, признает эти земли за Азербайджаном. Далее уже по ходу. Возникает вопрос о статусе самого Нагорного Карабаха, правда, сейчас это уже может быть и не актуальным, если оттуда уйдут армяне. Но все же. Далее, события могут для России развиваться следующим образом. Армения не дождавшись конкретной военной помощи от России, свергает Пашиняна за проигрыш в войне, но приходят уже во власть не сторонники России, а те, кто против него, еще похлеще Пашиняна. Тогда уже вопрос присутствия российских военных баз в Армении станет под вопросом. Тогда России придется уйти с Кавказа. Как сейчас выясняется, эти военные базы ничего существенного в военном отношении для России то и не имеют в свете того, как турки воюют. Но Россия может закрепится склонив Алиева на то, чтобы ввести миротворцев в Нагорный Карабах. Тогда присутствие России может стать примерно таким же как и в Приднестровье. Но думаю, что это все понимают, и этого уж точно не будет.

    Есть еще один серьезный аспект, о котором тут мало пишут, концентрируясь на отношениях России и Турции, Армении и Азербайджана. Но там есть еще игроки. Это Иран, это Израиль, это США и Китай, да еще забывают про Пакистан, который прямо заявил, что по первому требованию Азербайджана направит свой воинский контингент на помощь. Вот так вот. Иран вроде бы на стороне Армении, как не странно, через ее территорию идет снабжение, точно шло снабжение военной техникой Армении. Потому понятно, почему Израиль снабжает Азербайджан вооружением, теми дронами-камикадзе, баллистическими ракетами Лора. И даже сейчас идут поставки из Израиля в Баку через воздушный мост через Грузию. И тут кстати, пришло сообщение от армянской стороны о том, что в Баку из Афганистана самолетами доставляют боевиков. Правда, все это, конечно, фейк. Нужны азербайджанцам еще и боевики из Афганистана. Но тяжелые военно-транспортные самолеты из Афганистана совершали несколько рейсов, но с военных баз США. Тут есть предположение, что США договорились с Алиевым, что в Азербайджане будет база НАТО в обмен на то, что США в конфликте с Арменией в дальнейшем встанут на ее сторону. Почему это надо США? Тем более имея довольно мощную проармянскую диаспору у себя. А дело в том, что существует договоренность Ирана в Китаем о стратегическом партнерстве в свете обострения отношений США с Китаем. И по этой договоренности Китай строит военно-морскую базу в Иране, вкладывает около 400 млрд. долларов в инфраструктуру Ирана, а в дальнейшем даже строит там военные базы для защиты Ирана от нападения из вне. Китай строит блок протяженностью уже до Средиземного моря, считая что Афганистан после ухода американцев, за ней Иран, а Иран имеет виды на Сирию. Вот такой там расклад сил намечается.

    Sheldon

    • Анонимно
      18.10.2020 17:52

      Вам пора уже готовить отдельную большую статью. Очень познавательно читать ваши сообщения.

    • Анонимно
      19.10.2020 22:08

      /И тут кстати, пришло сообщение от армянской стороны о том, что в Баку из Афганистана самолетами доставляют боевиков./
      Это кстати подхватывали даже в СВР РФ, говорили, что сирийские боевики воюют в Карабахе. Директор СВР слушает "армянское радио"?

  • Анонимно
    18.10.2020 14:10

    Турция и РФ - союзники, другого не дано.

  • Анонимно
    18.10.2020 14:10

    Турция - инвестор №1 РТ.

    • Анонимно
      18.10.2020 15:50

      Какой инвестор, назовите хоть один завод построенный турками на свои деньги и выпускающий продукцию? Все что они строят это за наш счёт,отнимая рабочие места у монолитчиков и основных строителей

  • Анонимно
    18.10.2020 14:11

    Без Турции РТ будет туго.

  • Анонимно
    18.10.2020 14:12

    Идёт интеграция крымских татар с казанскими татарами при поддержке РФ и Турции.

  • Анонимно
    18.10.2020 14:41

    Яшәсен төрки бердәмлек!

  • Анонимно
    18.10.2020 17:46

    В Армении установлен 6 метровый памятник прихвостни немецких фашистов Гергену Тер-Арутюняну (НДЖЕ),осужденный военным трибуналом СССР за военные преступления на 25 лет(смертной казни в то время не было), и после этого Армения союзник РФ?

    • Анонимно
      19.10.2020 14:28

      А в Москве открыт памятник антисемиту Солженицыну...

    • Анонимно
      19.10.2020 18:47

      Повтор не пропущенного. Если бы этот тип,звали его скорее Гурген попал в руки Ивана Баграмяна или Ивана Исакова, героев ВОВ,они бы лично расстреляли мразь позорящую имя армян.Касаемо фейкового вброса 14:28, то Солженицын никогда не был антисемитом.

      • Анонимно
        19.10.2020 22:14

        Имя армян позорит не гурген, а население страны, в которой ему ставят памятник. Потому что невозможно поставить памятник при значимом протесте населения.

  • Анонимно
    18.10.2020 19:07

    Правильный анализ автора, но с некоторыми моментами можно поспорить. Знаю давно азербайджанца, в Уфе живет, свой небольшой бизнес, воевал молодым офицером в первую войну в Карабахе, даже в плену был. С его слов азер- ы и турки относятся как к братьям друг другу, а вот персов иранцев азербайджанцы не переваривают, называя их шакалами, хотя вроде все шииты. Для азербайджанцев в их сознании более важна принадлежность к тюркам, а принадлежность к шиитской ветви Ислама не играет для них сокровенной роли.

    • Анонимно
      18.10.2020 20:30

      Да, это так. В Иране азербайджанцев по некоторым подсчетам до 30-35 млн. Намного больше чем в самом Азербайджане. Но там они занимают в иранском обществе не видную роль. Их нет во власти, в управлении страной, нет и среди богатых. Там армяне занимают все более высокие положения, несмотря на то, что по вере они далеки от ислама шиитской ветви. Это сложилось исторически. Турция и Иран были врагами многие сотни и сотни лет, и в этом противостоянии персы видели азербайджанцев как сторонников турок, да и других тюркских народов. Потому сейчас они все же больше на стороне армян, хотя в этом конфликте они объявили, что не пропустят через свою территорию военные грузы в Армению. Но гуманитарные грузы пропустят, хотя известно, что под видом гуманитарных грузов как раз и идет военное снабжение Армении. Иран как раз слабое звено у Азербайджана в войне с Арменией. Потому и Израиль тут на стороне Азербайджана.

      Sheldon

  • Анонимно
    18.10.2020 19:21

    В июле 1988 г. НКАО в соответствии закона СССР о самоопределении субъектов государства проведя референдум вышел из состава Азербайджанской ССР, а в декабре 1991 г. на основе того же закона вышел из состава СССР. Так что, НКАО это суверенное государство, правда признали его лишь несколько малозначимых стран и несколько штатов США. На территории НКАО сейчас живут 100% армяне. Отсюда вопрос: кто агрессор здесь? Однозначно Азербайджан. Выход из ситуации такой: мировое сообщество признает Нагорный Карабах как законное суверенное государство и осуждает агрессию Азербайджана, вынуждает его покинут территорию НКАО. А те, завоеванные 7 районов в войне в 1992-1993 гг. Армении наверное следует вернуть Азербайджану. Правда это непросто, т.к. там тоже живут армяне. На одной территории эти две нации ужиться уже не смогуть. Обе стороны в жестокости зашли слишком далеко.

    • Анонимно
      19.10.2020 18:27

      366 полк российский выбил азербайджанских солдат из Карабаха 30 лет назад. Теперь полков русских там нет - вот и результат

  • Анонимно
    18.10.2020 21:36

    Интересы и позиции сторон конфликта и их покровителей не изменились с 1994 года. Изменилось соотношение сил на поле боя. Столкнулись техника и тактика XX и XXI века. Молниеносно устранить этот разрыв и уравновесить ситуацию не удасться. Дипломатия сможет отразить лишь имеющееся соотношение сил.

  • Анонимно
    18.10.2020 21:44

    С рынка нефти и газа нас выдавливают давно. Теперь и с рынка вооружений начнут после Карабахской войны.

    • Анонимно
      19.10.2020 11:26

      Да не. Мы же продавали всякое барахло Армении, а серьезное вооружение - нет. Все нормально будет. Даже искандер не самой последней модели в Армении, и то они использовать не могут.

  • Анонимно
    18.10.2020 22:38

    Будет справедливо, если Азербайджан вернет себе, оккупированные армянами земли. (Карабай)

  • Анонимно
    19.10.2020 03:08

    Имея таких "союзничков", как Армения во главе с упертым прозападным "соросенком" Пашиняном и Азербайджан с верным "эрдогановцем" Алиевым,враги не нужны, они вполне их заменяют. Такое Ивану Баграмяну и Гейдару Алиеву и в самом страшном сне не могло привидится.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль