Университет Иннополис выходит на новый виток развития. При университете будет создан опорный центр по подготовке специалистов в области цифровой экономики и информационных технологийУниверситет Иннополис выходит на новый виток развития. При университете будет создан опорный центр по подготовке специалистов в области цифровой экономики и информационных технологийФото: «БИЗНЕС Online»

опорный центр в 2020 году профинансируют на 550 млн рублей

Университет Иннополис выходит на новый виток развития. Вчера на портале правовой информации было опубликовано постановление премьер-министра Михаила Мишустина, согласно которому при университете будет создан опорный центр по подготовке специалистов в области цифровой экономики и информационных технологий. Его, как рассказали нашему изданию в вузе, возглавит Елена Макарова, последний год занимавшая пост руководителя направления аналитических исследований Университета Иннополис, а до этого после многих лет работы в НКО «Региональный фонд социально-экономического развития „Туган Иль“» возглавлявшая отдел по научной деятельности Института управления, экономики и финансов КФУ.

Строго говоря, документ вносит изменения в программу субсидирования Университета Иннополис. Напомним, впервые федеральные деньги вуз увидел в конце декабря прошлого года — тогда, после включения в состав учредителей правительства РФ, ему выделили из казны 500 млн рублей — четверть годового бюджета. Сегодня же в описании документа черным по белому говорится, что на финансирование опорного центра только в 2020-м предусмотрено еще более 550 млн рублей.

«Цель опорного образовательного центра, созданного на базе Университета Иннополис, — это апробация и масштабирование модели обеспечения приоритетных отраслей высококвалифицированными кадрами, — отмечает вице-премьер РТ Роман Шайхутдинов. — Очень важно, что такой центр создан именно в Татарстане, на базе Университета Иннополис. Сегодня это не только высшее учебное заведение, крупнейший научно-исследовательский центр и компания-разработчик, но и активный участник национальной программы „Цифровая экономика“, который в прошлом году обучил 3 950 человек из 21 региона РФ по программам подготовки кадров для цифровой экономики РФ. В этом году 1 ноября стартует очередная образовательная программа по персональным цифровым сертификатам».

Роман Шайхутдинов: «Цель опорного образовательного центра, созданного на базе Университета Иннополис — это апробация и масштабирование модели обеспечения приоритетных отраслей высококвалифицированными кадрами»Роман Шайхутдинов: «Цель опорного образовательного центра, созданного на базе Университета Иннополис, — это апробация и масштабирование модели обеспечения приоритетных отраслей высококвалифицированными кадрами»

Куда пойдут эти деньги? В документе говорится, что в 2020 году до 75% субсидии может быть направлено на зарплаты сотрудников, 2% — на аренду помещений и зданий, а оставшиеся 23% — на закупку товаров, работ и услуг. При этом отмечается, что средняя заработная плата одного работника не может превышать размера среднемесячной начисленной заработной платы по соответствующему виду экономической деятельности в России… если он не иностранный специалист. Тем можно платить в 4 раза больше.

Ради чего все это? На базе центра сформируют консорциум из высших и средних учебных заведений. В него войдут 45 избранных вузов и ссузов со всех федеральных округов России. Им предстоит разработать новые образовательные программы, по которым будут готовить профессионалов в различных сферах: как напрямую связанных с IT-технологиями, так и смежных, вроде инженерии, медицины, педагогики, экономики и других. Эксперты Университета Иннополис проанализируют образовательные программы учебных заведений, после чего предложат механизмы и возможности внедрения цифровых компетенций.

Кого это коснется? Де-факто консорциум, по нашим данным, существует уже с весны. Публичного списка его членов в открытом доступе нет, но, по нашим данным, в него входят разные заведения, от федеральных университетов до техникумов. По данным пресс-службы Университета Иннополис, среди них КГМУ, Дальневосточный, Сибирский, Балтийский и Южный федеральные университеты, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Лобачевского, Уфимский нефтяной технический университет и другие.

Для масштабирования опыта планируется открыть в регионах не менее пяти центров-спутников. «Создание новой структуры будет способствовать подготовке высококвалифицированных кадров для цифровой экономики, что позволит удовлетворить потребность регионов в специалистах такого профиля», — говорится в описании документа.

На базе центра сформируют консорциум из высших и средних учебных заведений. В него войдут 45 избранных вузов и ссузов со всех федеральных округов РоссииНа базе центра сформируют консорциум из высших и средних учебных заведений. В него войдут 45 избранных вузов и ссузов со всех федеральных округов России

А есть конкретные цели? Есть: по программе повышения квалификации «Цифровые технологии в преподавании профильных дисциплин» обучат 700 преподавателей и методистов, участвующих в консорциуме учебных заведениях. Методисты актуализируют образовательные программы, куда включают цифровые компоненты, а преподаватели адаптируют под них свои дисциплины. По оценкам Университета Иннополис, они смогут в свою очередь обучить цифровым компетенциям 10 тыс. студентов широких предметных областей. Отмечается, что при разработке программ привлекаются представители индустрии, которые задают направление обучения, «чтобы полученные компетенции оказались максимально востребованными в реальном секторе экономики».

Хватит ли 10 тыс. обученных студентов? «Вузы и колледжи в Татарстане каждый год выпускают больше 3 тысяч востребованных IT-специалистов. Однако мы нуждаемся в большем количестве кадров с цифровыми компетенциями», — отмечает замминистра цифрового развития РТ Радик Гисмятов. По его словам, по показателям программы «Кадры для цифровой экономики» желательно, чтобы выпускников, владеющих цифровыми навыками, было около 10 тысяч. А во всей России, по оценкам аналитиков АПКИТ (ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий), чтобы удовлетворить потребность рынка в IT-кадрах, надо как минимум в 2,5 раза увеличить набор и выпуск студентов соответствующих специальностей. Этому вторят и цели федерального проекта: к 2024 году вузы должны предложить рынку 120 тыс. выпускников в сфере IT, а доля населения, обладающего цифровыми навыками, должна достигнуть 40%. «Открытие на базе Университета Иннополис подобного центра — это важное событие для развития IT-потенциала Республики Татарстан. Создаваемый центр станет местом взращивания профессионалов, которые будут проводить грамотные цифровые процессы в каждой отрасли: медицине, образовании, сельском хозяйстве и других», — констатирует он. 

«Вузы и колледжи в Татарстане каждый год выпускают больше 3 тысяч востребованных ИТ-специалистов. Однако мы нуждаемся в большем количестве кадров с цифровыми компетенциями»«Вузы и колледжи в Татарстане каждый год выпускают больше 3 тысяч востребованных IT-специалистов. Однако мы нуждаемся в большем количестве кадров с цифровыми компетенциями»

КГМУ пересмотрит учебные программы с учетом цифровых компетенций

Одним из тех вузов, кто вроде бы не имеет прямого отношения к IT, но принял решение учитывать запрос на цифровые компетенции при обучении студентов, является КГМУ. Как рассказал «БИЗНЕС Online» ректор медицинского университета Алексей Созинов, целый ряд преподавателей, в том числе те, которые занимаются клинической подготовкой в КГМУ, уже с весны 2020 года проходят соответствующие стажировки и перерабатывают учебные программы по целому ряду дисциплин, внося в них разделы, связанные с цифровой медициной.

«Безусловно, уже сегодня каждый врач каждый день работает в единой государственной информационной системе здравоохранения. Для того чтобы сейчас приходящий в отрасль специалист обладал данной компетенцией, его надо обучать этому, навыкам в сфере общественного здоровья, информатизации здравоохранения, в рамках поликлинической медицины, электронного больничного, взаимодействию с экспертами в страховых компаниях, которое тоже происходит в электронном виде. Я не говорю уже о научном компоненте, навыках работы с большими данными, без которых невозможно понимание диагностических процедур, основанных на визуализации», — говорит Созинов. Он допускает, что студентов-медиков нужно учить и Big Data. «Наша цель — чтобы все, абсолютно все наши преподаватели имели эти компетенции и задача, как вуза-участника консорциума, взять на себя изменение всей образовательной программы», — подчеркивает он.

По словам ректора КГМУ, подготовка преподавателей занимает несколько месяцев. Вуз за нее не платит, но обязуется скорректировать учебные программы. Это требует большой методической работы: у разных дисциплин разный уровень цифровой вовлеченности.

«Создание опорного центра — это продолжение того, что уже делается. Я думаю, что мы будем развивать сотрудничество еще активнее», — уверен Созинов.

Алексей Созинов: «Создание опорного центра — это продолжение того, что уже делается. Я думаю, что мы будем развивать сотрудничество еще активнее»Алексей Созинов: «Создание опорного центра — это продолжение того, что уже делается. Я думаю, что мы будем развивать сотрудничество еще активнее»

«Какие специальности могут быть усилены IT-технологиями? Да практически все!» 

Мы попросили ректоров других татарстанских вузов, пока не входящих в консорциум, оценить перспективность опорного центра.  

Альберт Гильмутдинов — ректор КНИТУ-КАИ:

— Я хотел бы поздравить коллег из Иннополиса. Это, несомненно, большой успех, молодцы, что они убедили руководство страны создать такой центр. Меня, к сожалению, долго на работе не было. Сначала отпуск, потом я болел, поэтому я просто не в курсе этого проекта и применительно к КНИТУ-КАИ ничего конкретного на сегодняшний день сказать не могу.

Я не думаю, что какая-то одна мера, один какой-то конкретный шаг решит эту большую проблему нехватки IT-специалистов. Но это точно то, что будет способствовать решению проблемы. Какие специальности нашего вуза могут быть усилены IT-технологиями? Да практически все. Мы технический университет, и цифровые технологии практически в любой специальности, по которым мы здесь готовим специалистов, очень активно используются. Это и инженерные расчеты, и управление жизненным циклом изделий, и организация производства. Вне всякого сомнения, на 100 процентов в любой специальности это крайне актуально, востребовано.

Насколько мне известно, я не слышал, чтобы какие-то опорные центры были созданы до этого. Да, системная и глубокая подготовка ведется во многих вузах нашей страны с разной степенью успешности. Но о каком-то явно выделенном опорном центре я пока не слышал.


Рашит Низамов — ректор КГАСУ:

— То, что ребята получили деньги, — это хорошо. Для нас же тут пока конкретики никакой нет. С Иннополисом мы много совместно работаем, в том числе и по вопросу образовательной деятельности. Но опять-таки, цифровизация — что такое? Это создание некой цифровой платформы, которая объединяет все отрасли человеческой деятельности. И поэтому они здесь, наверное, должны постараться все наши общие цифровые достижения, успехи слить в единый конгломерат. Насколько это удастся, я пока не могу сказать.

IT-специалистов в общем-то успешно готовят наши вузы республики, и Иннополис в том числе. Здесь больше нужно говорить о цифровизации. А IT-технологии и цифровизация — это близко, но не одно и то же. Цифровизация — создание взаимоприемлющих программ в различных отраслях деятельности человека: в строительстве, приборостроении, пищевой промышленности и так далее. То есть практически все эти продукты должны подходить друг другу, все должно совмещаться. Поэтому даже у нас, в строительном направлении, мы сейчас над этим работаем, есть так называемые БИМ-технологии. Это интеллектуальные системы, когда здание, начиная от проектирования и заканчивая реализацией, находится в одном программном поле. Это как пример локальной цифровизации — наши строительные БИМ-технологии.

Какие учебные специальности нашего вуза могут быть существенно усилены IT-технологиями? Если мы добьемся с Иннополисом взаимной слаженной работы, то это как раз и будет БИМ-проектирование. Это будущее. Сегодня в Англии 70 процентов госсзаказов идет через БИМ-проектирование. То есть это на сегодня наивысший уровень мысли в проектировании. Поэтому мы в данной части готовим специалистов, и здесь мы готовы консолидироваться с Иннополисом. Чтобы они вместе с нами готовили какие-то курсы. Во всяком случае хуже не будет. Если они получат деньги, появится инициатива, они будут двигать все это вперед.