Машиностроение 
28.11.2011

Как казанский «Сокол» перешел дорогу Михаилу Погосяну

КАЗАНСКИЕ «СГОВОРИЛИСЬ» С ПИТЕРСКИМИ

Арбитражный суд Москвы зарегистрировал иск ОАО «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» к министерству обороны РФ и ОАО «Опытно-конструкторское бюро «Сокол», выигравшему тендер на разработку больших беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), сообщил Российскому агентству правовой и судебной информации представитель суда. Он уточнил, что в иске речь идет о признании недействительным размещения госзаказа.

Заказ этот, без преувеличения, можно назвать грандиозным для РФ. Ведь успехом в разработке БПЛА таких классов (а речь, скорее всего, идет об ударных машинах со средней дальностью и продолжительностью полета не менее 12 часов) могут похвастаться лишь США и Израиль. Нет смысла говорить об отставании РФ от мировых лидеров, напомним лишь, что некогда СССР был в числе передовиков, сегодня же наша страна особенно отстает в области тяжелых беспилотников.

В начале октября минобороны РФ определило разработчиков больших беспилотных летательных аппаратов (тендеры проводились с августа 2011 года). Конкурс на опытно-конструкторскую работу (ОКР) ценой 2 млрд. рублей по созданию аппарата взлетным весом около одной тонны выиграла петербургская группа компаний «Транзас». Конкурс на научно-исследовательскую работу (НИР) на 1 млрд. рублей по созданию БПЛА весом до пяти тонн - казанское «ОКБ «Сокол». В ходе ОКР будет создан готовый к производству образец. НИР – создание прототипа с неопределенными серийными перспективами.

Интересно, что «Транзас» и «Сокол» договорились о стратегическом сотрудничестве: первый сосредоточится на разработке систем управления обоими беспилотникам и на их целевой нагрузке, второй - на разработке непосредственно летательных аппаратов и их наземной инфраструктуры. Испытания должны начаться в 2015 году. Дроны будут многоцелевыми и поступят не только в армию, но и в МВД и МЧС.

Решение «Транзаса» и «Сокола» пойти на широкую кооперацию вполне оправданно, отмечает «Военно-промышленный курьер». Хотя «Транзасу» и удалось создать ряд приличных беспилотников (например, «Дозор-600»), его главная специализация - электроника, системы управления и различная полезная нагрузка. Зато «Сокол» много лет занимался разработкой и постройкой планеров, беспилотных самолетов-мишеней, а в последние годы предложил комплексную систему мониторинга - «Данэм» (в ее составе - БПЛА с дальностью полета 2400 км и полезной нагрузкой 100 кг), а также разведывательно-ударный беспилотник «Дань-БАРУК» (взлетная масса - 500 кг). Аналитики предполагают, что аппарат «Сокола» будет похожим либо на американский MQ-9 Reaper, либо на израильские БПЛА двухбалочной схемы, либо на десятитонный «Прорыв» разработки ОКБ Яковлева.

Дань-БАРУК.jpg
Компания «Транзас» и ОКБ «Сокол будут вести совместную разработку БПЛА. На фото: «Дань-БАРУК»

СУДЕБНОЕ ДЕЛО С ГРИФОМ «СЕКРЕТНО»

Конкурентом казанцев в тендере выступал «МиГ», входящий в состав ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК). И похоже, «мигари» были уверены в победе. В августе, когда был объявлен конкурс, гендиректор корпорации Сергей Коротков заявил, что «МиГ» и «Сухой» совместно разработают новые беспилотники для минобороны. «По беспилотной тематике «Сухой» и «МиГ» проводили свои работы внутри каждого КБ, но потом мы договорились в рамках Объединенной авиастроительной корпорации объединить усилия. Есть решение, что «Сухой» является головным по тому конкурсу, который проводится министерством обороны, а РСК «МиГ» - самым крупным смежником в реализации этой программы», - процитировал Короткова «Интерфакс».

Напомним, что пару лет назад активно обсуждался проект слияния фирм «МиГ» и «Сухой», а гендиректор «сухих» Михаил Погосян стал еще и гендиректором «МиГа». Сегодня Погосян – президент ОАК, а также председатель совета директоров обеих этих компаний. И можно уверенно сказать, что беспилотные амбиции у руководства ОАК весьма значительны. В июле прошлого года, будучи в Казани, Погосян так обрисовал перспективы: «Когда речь зайдет не только о разведывательных, но и об ударных аппаратах массой в 15 тонн, никакие израильтяне с этой задачей не справятся. Мы этим займемся, но чуть позже».

«Сокол», напомним, в ОАК не входит. А еще одним раздражающим фактором для ОАК может служить то, что руководить работами «Сокола» и «Транзаса» будет бывший директор программ БПЛА в ОКБ Сухого Николай Долженков. После Сухого он перешел в ОКБ Яковлева: отсюда и предположение о том, что казанский аппарат будет напоминать яковлевский десятитонник. Кстати, не исключено, что «МиГ» предлагал на конкурс уменьшенный вариант своего десятитонного БПЛА «Скат».

Получить комментарий у корпорации «МиГ» не удалось. Заместитель генерального директора – заместитель главного конструктора «Сокола» Аркадий Салееев сообщил газете «БИЗНЕС Online»: «Об отношениях фирмы «Микояна» и минобороны мы ничего не знаем, а у «Сокола» с «Микояном» вообще никаких отношений нет. У нас есть отношения с минобороны, но оно пока никак эту ситуацию не комментирует. Сейчас мы можем только, как и вы, наблюдать за событиями по СМИ».

В пресс-службе Арбитражного суда Москвы газете «БИЗНЕС Online» сообщили, что «данное дело имеет гриф «секретно», поэтому любая информация по нему закрыта». Слушаться дело также будет в закрытом режиме.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (10) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    28.11.2011 08:10

    Ну вот, а ещё говорят, что оборонка загнулась! А оказывается просто нужно платить людям деньги за их труд и всё будет в ажуре! )))

    • Анонимно
      28.11.2011 08:48

      США на днях испытали беспилотник, двигающийся в 5 раз быстрее звука. Наша оборонка не совсем еще загнулась, но катострофически отстала.

  • Анонимно
    28.11.2011 08:23

    Уверены, что предложение конструкции у Сокола оценили верно и по закону, надеемся что Погосян еще не Берия, а ОАК - не Гулаг. Время по местам поставит. Но в авиации побеждают не погоны, а реальные конструкции Не числом, а умением... Рядом вон завод - рсталось в бильярд играть и в ящики складывать - и без Погосяна сократился...

  • Анонимно
    28.11.2011 09:04

    Погосян несет разорение Российской авиации.

  • Анонимно
    28.11.2011 09:38

    в оборонке давно уже решают не мозги, а лоббисты

  • Анонимно
    28.11.2011 10:16

    Заголовок неверный: это Погосян выскочил на дорогу СОКОЛА! Однажды в такой ситуации Погосян попадет кому-то на кенгурин... Так разнести промышленность - это было только на украине в Харькове в 1942-43 годах... Эти суммели по всей России все остановить. Летают чужие самолеты...и беспилотники ( Ливия пример)

  • Анонимно
    28.11.2011 10:46

    Этот Погосян,мало того что из КАПО превратил в производство хвостов и опереньев для своего инвалида Суперного Джета.Он еще умудряется палки вставлять в колеса по беспилотникам.Предлагаю,руководству Татарстана, объявить его персоной нон-гранта.

    • Анонимно
      28.11.2011 11:12

      Объявить сбюор подписей о недоверии чиновнику сидящему на двух "генеральских стульях" Главнокомандущий куда смотрит? Почему не готовит молодых, где новые люди, стажеры, авторы, конструкторы, инженеры...? В армении их не готовят! ресурс в России, пока не уехали ребята и девчата в дальние страны...

  • Анонимно
    28.11.2011 12:19

    Погосян просто тупо играет по планам путина. Ясно, что он разваливает и КАПО и Сокол, но он просто пешка в большой игре.Голову включайте перед выборами...Хотелось бы услышать мнения гусей лизоблюдов:)

  • Анонимно
    29.11.2011 00:27

    Ну, ладно - что будет дальше? Мужики - летать уже не будут казанские самолеты? Смелых не стало как Копылов? Не родились еще или скукожились?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль