Бизнес 
28.11.2011

«ВАМИН» замаслил конкурентов

СЕБЕСТОИМОСТЬ СЪЕДАЕТ РОСТ

Напомним, что Вагиз Мингазов - основной владелец ОАО «ВАМИН-Татарстан», в минувшую пятницу был избран депутатами Госсовета РТ на пост члена Совета федерации. Этому событию предшествовал его уход с должности генерального директора компании, который он занимал в последние пять лет. Мингазов переместился на должность председателя совета директоров, отойдя от оперативного управления. В ситуации этих кадровых пертурбаций представляет большой интерес финансовое положение, в котором находится предприятие.

Как стало известно из неконсолидированного отчета ОАО «ВАМИН-Татарстан» по стандартам РСБУ, выручка компании выросла на 14% до 12,2 млрд. рублей за 9 месяцев 2011 года в сравнении с 10,7 млрд. рублей за аналогичный период 2010 года.

Но камнем преткновения стал опережающий рост себестоимости на 17% до 10,9 млрд. рублей. При этом особенно важно, что в абсолютном выражении себестоимость прибавила больше на 46 млн. рублей. Именно на такую сумму (или 3,3%) просела валовая прибыль предприятия.

Структура выручки ОАО «ВАМИН-Татарстан»

1.jpg

В сложившихся условиях наращивать выпуск продукции нецелесообразно: так как каждая следующая условная единица товара приносит больше затрат, чем прибавку к общей стоимости. Здесь в срочном порядке стоит уделить внимание поиску путей сокращения как постоянных, так и переменных издержек.

Пока же «ВАМИН-Татарстан» под натиском конкурентов вынужден был увеличить коммерческие расходы более чем на четверть до 533 млн. рублей.

В то же время удалось сэкономить 231 млн. рублей (или 31%) на выплатах процентов. В результате по итогам 9 месяцев 2011 года чистая прибыль составила 133 млн. рублей и оказалась выше на 25 млн. рублей (23%) относительно 108 млн. рублей за аналогичный период 2010 года.

Следует подчеркнуть, что, несмотря на общую прибыльность компании, показатели эффективности находятся на весьма низких значениях, так чистая рентабельность продаж в течение двух последних лет составляет порядка 1%, а рентабельность собственного капитала – порядка 3,5%.

ДЛИННЫЕ ДЕНЬГИ И ЭКОНОМИЯ НА ПРОЦЕНТАХ

Отдельного внимания заслуживает вопрос долговой нагрузки компании – как известно, она является одной из главных проблем компании в последние годы. Так, за 9 месяцев 2011 года кредитный портфель ведущего поставщика молочных продуктов Казани вырос на 174 млн. рублей (или 3,6%) до 5 млрд. рублей, в сравнении с 4,8 млрд. рублей за аналогичный период 2010 года. Но при этом за прошедшие три квартала 2011 года «ВАМИН» заплатил на 231 млн. рублей (или 31%) меньше процентных платежей. Что говорит о смягчении условий кредитования относительно 2010 года.

Также позитивом является и то, что компании удается удерживать долю длинных денег в кредитном портфеле выше 50%. К тому же общая нагрузка привлеченных средств на собственный капитал сократилась на 11,7% до 219,4. Хотя такой уровень и является довольно высоким: собственных средств компании недостаточно, чтобы покрыть и половину привлеченных ресурсов.

Основные показатели финансовой устойчивости ОАО «ВАМИН-Татарстан»

Наименование показателя

9 мес. 2009

9 мес. 2010

9 мес. 2011

Абсолютное
изменение
2011
к 2010

Изменение в %

Собственный капитал и резервы, млн. руб.

3267

3429

3583

154

4,5

Долгосрочные займы и кредиты, млн. руб.

930

2616

2714

98

3,7

Краткосрочные займы и кредиты, млн. руб.

3625

2231

2307

76

3,4

Кредиторская задолженность, млн. руб.

2067

3079

2840

-239

-7,8

Отношение суммы привлеченных средств к капиталу и резервам, %

202,7

231,1

219,4

-11,7

Коэффициент текущей ликвидности

1,18

1,35

1,28

-0,08

Коэффициент быстрой ликвидности

0,20

0,41

0,35

-0,06

Структура кредитного портфеля ОАО «ВАМИН Татарстан»

2.jpg

ВАМИН ГОТОВИТ НОВИНКИ

Традиционно среди своих конкурентов на рынке молочной продукции «ВАМИН» выделяет: ООО «Эдельвейс М», ОАО «Юнимилк» (бренды «Простоквашино», «БиоБаланс»), ОАО «Вимм-Билл-Данн» (бренд «Веселый молочник»), группу Danon.

Интересно, что заметный вклад в усиление борьбы за 9 месяцев 2011 год внес и бренд «Вкусняево» от «Алабуга сотэ», который активно продвигал свое асептически упакованное молоко значительно дешевле остальных игроков.

Заметим, что «ВАМИНу» удалось продвинуться на рынке животного масла. Объем реализации данной продукции вырос более чем в 2 раза до 2,03 млрд. рублей за 9 месяцев 2011 года.

Динамика реализации масломолочной продукции ОАО «ВАМИН Татарстан»

Наименование показателя

9 мес.
2009

9 мес.
2010

9 мес.
2011

Изменение
2011 к 2010

Изменение
в %

Цельномолочная продукция, млн. рублей

1685

1537

2418

881

57,3

Масло животное, млн. рублей

845

918

2031

1113

121,3

Сыр жирный, млн. рублей

2736

1948

2820

872

44,8

При этом общий существенный рост масломолочного направления привел к увеличению его доли в общей структуре выручки с 41% за три квартала 2010 года до 59% по итогам аналогичного периода 2011 года. Однако такой динамике сопутствовал и существенный рост сбытовых расходов: на 28% до 533 млн. рублей. Это явный сигнал об усилении борьбы в сфере маркетинга и продвижения масломолочной продукции.

Товарная структура выручки ОАО «ВАМИН-Татарстан»

3.jpg

Кстати, наряду с проводимыми исследованиями рынка молочной продукции, «ВАМИН» в ближайшем будущем намерен внедрить в производство ряд новых продуктов. Среди них стоит отметить серию кисломолочной биопродукции (ряженка, йогурт и т.д.), ультрапастеризованное молоко (планируемые бренды «Просто молоко» и «Добрым людям») и серию продукции «Халяль».

Сможет ли ведущий производитель молочной продукции РТ обуздать свои издержки и как отразится внедрение новых линеек продуктов на конечном результате, читатели смогут узнать в очередном аналитическом материале, посвященном ОАО «ВАМИН-Татарстан».

Основные показатели деятельности ОАО «ВАМИН Татарстан»

Наименование показателя

9 мес. 2009

9 мес. 2010

9 мес. 2011

Абсолютное
изменение 2011 к 2010

Изменение в %

Стоимость чистых активов эмитента, млн. руб.

3715

3875

3242

-633

-16,3

Выручка от реализации, млн. руб.

9666

10732

12228

1496

13,9

Себестоимость, млн. руб.

8312

9349

10891

1542

16,5

Затраты на 1 рубль продукции, руб.

0,860

0,871

0,891

0,020

2,2

Валовая прибыль, млн. руб.

1354

1383

1337

-46

-3,3

Коммерческие расходы, млн. руб.

355

418

533

115

27,5

Операционная прибыль, млн. руб.

999

965

805

-160

-16,6

Проценты к уплате, млн. руб.

736

745

514

-231

-31,0

Прочие доходы, млн. руб.

113

136

480

344

252,9

Прочие расходы, млн. руб.

339

235

649

414

176,2

Чистая прибыль (убыток), млн. руб.

109

108

133

25

23,1

Производительность труда, тыс. руб./чел

1285

1511

1759

248

16,4

Среднесписочная численность, чел.

7523

7104

6951

-153

-2,2

Расходы на з/п и соц. обес., млн. руб.

212,6

250,7

345

94

37,6

Отчеты компаний за 9 месяцев:

«Татспиртпром» выиграл битву с «серыми» спиртзаводами

Акции "Таттелекома" оказались защитным активом

"Татнефть": насколько велика долговая нагрузка?

КВЗ не заметил кризис на биржах

«Казаньоргсинтез» распугал спекулянтов

Кризис опять догнал КАМАЗ

Предприятия: Вамин Татарстан
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (7) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    28.11.2011 14:44

    Я не согласен аналитиком в данной статье, который пишет, что нет заинтересованности в увелечинии прозводства,т.к рентабельность снизилась.Вамин, при снижении рентабельности увеличил массу прибыли.Предприятие перерабатывающее промежуточную продукцию так и должен действовать.За счет увеличения производства должен увеличить массу прибыли.Иначе поставщики молока не поймут,если переработчик на его продукции будет иметь высокую рентабельность.Уровнем закупочных и оптово-розничных цен, надо регилировать распределение прибыли между производителеи и переработчиком.Если переработчик увеличил рентабельность за счет снижения себестиомости переработки, то это доля у него и должен остаться и немного может увеличить рентабельность.Но в условиях инфляции и кризиса врядь ли можно добиться этого.

  • Анонимно
    28.11.2011 16:23

    "Иначе производители не поймут". Кто их спрашивает? Какой вал прибыли? Если так пойдет дальше - себестоимость перекроет выручку. Речь пойдет не о прибыли. а об убытке. Есть желающие работать на убытки???"ВАМИНу" нужна оптимизация и срочное повышение маржи: за счет новая продукция, более агрессивная политика!Виктор Османов.P.S. И кто там совет дает - подпишись трус анонимный :)

  • Анонимно
    28.11.2011 17:57

    при увеличении объемов реализации пост. расходы будут распределяться на больший объем продукции, что приведет к росту рент-ти в целом. Ради такой политики некоторые предприятия держат в ассортименте маржинально убыточные виды продукции (для поддержания объемов и общей рент-ти). Так что зря вы, Виктор, бравируете перед оппонентом. Вообще от резких выводов лучше воздерживаться, когда информации явно недостаточно, нужно ведь смотреть еще реализацию в натур. выражении и ее темпы, инфляцию (цены по сырью и по ГП), чтобы составить полную картину. А потом уж делать выводы. В ежекв. отчетах эта инфа не всегда есть, ее только у предприятия можно получить.

  • Анонимно
    28.11.2011 19:50

    Проблема с\х предприятий Татарстана в том что Вамин скупает (под административным нажимом) у всех молоко за 1\2 цены. Если даже при этом он не может заработать себе прибыль, то это подтверждает, что Вамин пилят и внутри и снаружи. Не удивлюсь если через несколько лет узнаем, о том что наш министр с\х в доле.

  • Анонимно
    28.11.2011 21:03

    "Аноним" = "никто". Кого интересует мнение пустого места? Республика должна знать своих героев - регистрируйтесь и подписывайтесь. Виктор Османов

  • Анонимно
    28.11.2011 22:53

    "Рост выручки компании на 14%..." Из них инфляция реальная около 15%- значит нет роста "физических объемов". Почему БО не считает это? Или я неправильно понял? И весь эффект пока получается не за счет увеличения объемов производства и перераспределения постоянных расходов на бОльший объем продукции, а за счет увеличения ее цены для нас- конечных покупателей.

  • Анонимно
    29.11.2011 09:31

    ага, сначала регистрируешься, а потом начинаетяс спам...нет уж, у меня уже ящик взломали один раз, больше не хочу.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль