Нефть и нефтехимия 
2.12.2011

Бриллиант в короне ТАИФ

БЕЗ КРЕДИТНОГО ЯРМА

Безусловно, это предприятие – самый яркий бриллиант в короне ТАИФА. Судите сами – по итогам девяти месяцев 2011 года ОАО «ТАИФ-НК» стало ВТОРЫМ предприятием РТ по объему выручки (94 млрд. рублей!), обойдя ОАО «Нижнекамскнефтехим» (91 млрд. рублей). Оно второе (!), после "Татнефти", и по объему чистой прибыли - 12 млрд. рублей.

Отметим, что при всем при этом предприятие не обременено кредитами и займами. Да-да, в графах отчетности «кредиты и займы» у него стоит цифра 0. Это существенный прогресс в сравнении с загрузкой займами на 9,8 млрд. рублей в третьем квартале 2009 года.

Акции такого желанного для инвестора предприятия невозможно купить – оно на все 100% контролируется ОАО «ТАИФ». Правда, в последнее время пошли разговоры о допуске посторонних инвесторов в ОАО «ТАИФ-НК» - при условиях участия в предстоящей масштабной инвестиционной программе.

Основные производственные показатели ОАО «ТАИФ-НК»

Показатель

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

9 мес. 2011г.

Первичная переработка, тыс. т

7 466

7 556

7 672

8 060

8 106

6 194

Глубина переработки

69,3

71,1

74,1

73,3

73,5

75,3

Выход светлых нефтепродуктов, %

55,7

59,6

62,6

63,5

64,0

64,0

Следует отметить, что глубина переработки нефти предприятием составляет (в зависимости от качества сырья) до 73 - 74%, что выше общероссийского уровня – 71%. По итогам 2010 года НПЗ занимает 8 место по глубине переработки нефти среди нефтеперерабатывающих предприятий РФ, индекс Нельсона составил 4,2.

За 9 месяцев 2011 года компания реализовала 6,1 млн. т нефтепродуктов собственного производства (с учетом сбыта продукции через собственную сеть АЗС).

produkcia.jpg

В общей доле реализованной продукции поставки на внутренний рынок за 9 месяцев 2011 года составили 50,27% - 3,1 млн. т (с учетом сбыта продукции через собственную сеть АЗС). Наибольшим спросом пользовались дизельное топливо, автомобильные бензины, прямогонный бензин, мазут топочный марки М-10, топливо печное бытовое. Доля реализации нефтепродуктов в РТ составила 77,31% от общих поставок на внутренний рынок.

На экспорт за 9 месяцев 2011 года было отгружено 3 млн. т нефтепродуктов (49,73% от общей доли реализованной продукции). Наибольшим спросом пользовались дизельное топливо, керосин технический, мазут топочный, вакуумный газойль, бензин газовый стабильный.

Значительная часть дизельного топлива и керосина ТАИФ-НК (до 1 млн. т/год) направляется на экспорт в Северо-Западную Европу. Подключение к трубопроводу «Север» позволит отправлять на экспорт до 2,5 млн. т/год дизтоплива наиболее экономичным видом транспорта.

Поставщик сырья в виде сырой нефти и газового конденсата - ОАО "ТАИФ", то есть материнская компания группы. Следует заметить, что поставки нефти и конденсата между ними ведутся по рыночным ценам. А вот по какой цене они приобретаются у ОАО "Татнефть", неизвестно…

Если говорить о балансовых показателях, то они также демонстрируют хорошую динамику. Так, стоимость чистых активов за 9 месяцев текущего года составила 26 млрд. рублей (+ 41%). Выручка выросла до 94 млрд. рублей (+ 35%). Чистая прибыль бьет все мыслимые рекорды - 12 млрд. рублей (+ 130%). Рентабельность собственного капитала - 52% (+ 65%). Коэффициент чистой прибыльности - 13% (+ 73%). Рентабельность продукции (продаж) составила 16% (+ 62%).

Основным фактором, повлиявшим на увеличение всех доходных показателей за рассматриваемый период, является, безусловно, увеличение цен на нефтепродукты вследствие увеличения цен на нефть.

Рост всех показателей произошел вследствие очищения предприятия от ярма банковских долгов по сравнению с предшествующим периодом.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ И ЗНАЧИМЫЕ СОБЫТИЯ

Вся стратегия у ОАО «ТАИФ-НК» сосредоточена на главном – довести глубину переработки до 98%. Для этого компания приступила к созданию комплекса глубокой переработки тяжелых остатков (КГПТО).

Проект позволит исключить производство топочного высокосернистого мазута с ростом выпуска светлых высоколиквидных нефтепродуктов, соответствующих мировым и европейским требованиям качества, с ростом глубины переработки до 98,5% и ростом переработки нефти до 9,1 млн. т/год.

ОТСТАВКА ТОП-МЕНЕДЖМЕНТА: ВЕРСИИ И ПОДОПЛЕКА

Отметим, что на фоне всех этих позитивных событий довольно неожиданной стала недавняя (в октябре) отставка гендиректора ТАИФ-НК Александра Бабынина, который занимал эту должность аж (!) с июля 2006 года. Именно при нем компания сконцентрировала в своих руках всю нефтепереработку группы "ТАИФ".

Технология, которую лоббировал Бабынин, разработана компанией UOP (США), входит в корпорацию Honeywell. Если говорить более точно - гидрокрекинг тяжелых остатков во взвешенном слое катализатора с высокой конверсией – процесс UOP Uniflex™. Эта тиражируемая и проверенная мировым рынком (десятки установок) технология позволила бы ТАИФ-НК исключить производство низколиквидного мазута с одновременным ростом выпуска светлых нефтепродуктов — за счет увеличения глубины переработки нефти с нынешних 73,5 до 98,5%. При этом перерабатывающие мощности завода возрастают на 1,8 млн. т - до 10,1 млн. т в год. Предлагаемый бывшим гендиректором ТАИФ-НК проект оценивался в $2,5 млрд. с НДС. Интересный факт, который показывает, как эффективно ТАИФ торгуется с поставщиками технологий и подрядчиками, – по словам главы ТАИФА Альберта Шигабутдинова, торг начинался с отметки 6,5 млрд. долларов за подряд.

Но как ранее заявлял Бабынин, плоды семилетней работы над проектом были перечеркнуты желанием руководства идти по принципиально другой технологической схеме, промышленно ранее не применявшейся. Это новая технология, разработанная Институтом нефтехимического синтеза РАН, под эгидой авторитетнейшего среди нефтепереработчиков РФ ОАО «ВНИПИнефть» - технология гидроконверсии тяжелых остатков мощностью 2,5 млн. т/год с использованием наноразмерных частиц катализаторов. Проект, одобренный руководством ТАИФ, оценивается в в $2,7 миллиарда. Это необычный проект, базирующийся на оригинальном использовании старого (открыт в 1920 году) доброго немецкого процесса Фишера – Тропша.

Примечателен тот факт, что ранее ОАО «ВНИПИнефть» также выиграло тендер по технологиям при постройке установки каталитического крекинга ОАО «ТАИФ-НК», оттеснив тем самым всех других зарубежных лицензиаров. Используемые отечественные технологические решения позволили построить и запустить установку каталитического крекинга ОАО «ТАИФ-НК» с гораздо меньшими затратами.

Учитывая теснейшую интегрированность ОАО «ВНИПИнефть» в ключевые проекты татарстанской нефтепереработки, становится неудивителен факт выбора именно данного технологического решения, а не иностранного, за которое ратовал Бабынин. Возможно, это и есть ответ на вопрос о том, почему Бабынин ушел в отставку. Есть, правда, сомнения в реализуемости технологии – она ранее нигде серьезно не применялась, соответственно, и затратность проекта также под большим вопросом. Но последствия этого решения будут понятны только в среднесрочной перспективе. А пока ТАИФу можно только гордиться и наслаждаться бриллиантом (НК-ТАИФ) своей империи, ставшей в нынешнем году, по версии Forbes, крупнейшей в РФ среди частных компаний.

Отчеты компаний за 9 месяцев:

«КМПО» попрощался с банками

Почему UBS сбросил акции Нижнекамскшины?

Как «Фичи» просчитались с «Нижнекамскнефтехимом»

«ВАМИН» замаслил конкурентов

«Татспиртпром» выиграл битву с «серыми» спиртзаводами

Акции "Таттелекома" оказались защитным активом

"Татнефть": насколько велика долговая нагрузка?

КВЗ не заметил кризис на биржах

«Казаньоргсинтез» распугал спекулянтов

Кризис опять догнал КАМАЗ

Предприятия: ТАИФ, ТАИФ-НК
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (20) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    2.12.2011 09:25

    ТАИФ-НК реально молодцы! бензин у них качественный, да и цена ниже, чем по Казани, регулярно только их бензином заправляюсь

    • Анонимно
      6.12.2011 13:50

      Знающие люди говорят, что бензин у них "сухой". Поэтому ГРМ движка быстрее выходит из строя

  • Анонимно
    2.12.2011 11:49

    Они ВИНК не собираются делать, вроде бы в ТАИФе заикались об этом. Созда ли бы вторую Русьнефть.

  • Анонимно
    2.12.2011 11:50

    На счет качества бензина я не уверен, есть топливо лучше. Но заправляясь в фирменных заправках ТАИФ-НК или КАРСАР, я уверен, что мне не зальют «бодягу».

  • Анонимно
    2.12.2011 12:08

    Молодцы, цены гнут, уже 27 рублей бензин. А прибыли растут

  • Анонимно
    2.12.2011 12:40

    В ДОСТИЖЕНИЯХ ОАО ТАИФ-НК БОЛЬШАЯ ЗАСЛУГА Бабынина А.А.!!!Молодец!

  • Анонимно
    2.12.2011 12:46

    У ТАИФ-НК нет кредитов и займов. Естественно! Мы все знаем, кто лоббирует наверху их интересы!!!! А остальных бизнесменов, готовых вливаться в бизнес нефтехимии и промышленности, на километр не допускают! Не дают построить НПЗ в Татарстане, чтобы не было конкурентов ТАИФу, чтобы чистую прибыль в 12млрд ни с кем не пришлось делить

  • Анонимно
    2.12.2011 13:14

    Сан Саныч погорячился! А зря!! Мне жаль, что он ушел.А про ВНИПИнефть это что-то новенькое. И вроде как не 1-ое апреля )))

  • Анонимно
    2.12.2011 13:31

    нанодисперсные катализаторы... мдя...2,7 млрд юсд... не знаю,НО обычно для страхования рисков делают "пробирка"-лабораторный реактор-пилотный реактор-опытно-промышленный комплекс-и наконецпроизводство. дай им Бог большой удачи! чтобы все работало, вертелось и маржа была.Предлагаю все республике скрестить пальцы за них. Им сейчас это очень нужно.

  • Анонимно
    2.12.2011 14:50

    Технология, на основе которой ТАИФ собирается теперь делать схему предлагается фирмой KBR. К РАН и ВНИПИНефть не имеет отношения. Подробнее об этом сказано в публикации Нефть и Капитал (№11 ноябрь 2011 г.).

  • Рамиль
    3.12.2011 17:25

    Почему в Татарстане бензин дороже, чем в России?

  • Анонимно
    4.12.2011 09:27

    Ещё бы такие прибыли... если дерективно продают прямогонку НКНХ по стоимости выше чем НКНХ ж/д цистернами доставлять из любого региона. Да и по сути ...ЭЛОУ-АВТ тоже собственностью НКНХ была, ТАИФ-НК бесплатно отжал по указанию сов.беза РТ.

  • Анонимно
    5.12.2011 08:25

    По поводу бесплатно отжал - об этом многократно писалось, почитайте, если умеете читать. ТАИФ появился на НКНХ с живыми деньгами в период кризиса неплатежей и бартерной экономики. У ТАИФа живые деньги были потому что они везли товар из-за границы, который раскупали, отрывая руки. А НКНХ не было, чем платить зарплаты рабочим. И вот в этот момент ТАИФ кинули на НКНХ с просьбой покупать продукцию за живые деньги. В результате НКНХ задолжал огромные деньги ТАИФу, а отдавать нечем. И вот тут, в счет погашения огромных долгов, НКНХ отдал ТАИФу с огромной прибылью для себя сломанную установку ЭЛОУ. Согласитесь, это совсем другая история.

    • Анонимно
      5.12.2011 10:36

      Про "Уметь читать"... "Отдал"..."Сломанная" и другие приведённые предыдущим автором а-ля технических терминов.Про наших благодетелях привожу "совсем другию историю" ....некрасивую историю.Кабинет министров республики принял постановление № 657 «О создании АО “Нижнекамский нефтеперерабатывающий завод”», которым поручил «Татнефти» на период строительства завода обеспечить поставку на НКНХ 6 млн тонн нефти ежегодно. Но не напрямую (ключевое слово "не напрямую"), а через ТАИФ (перекупщик-спекулянт). Тем же постановлением кабинет министров обязал (!!!) «Нижнекамскнефтехим» передать ТАИФ установку ЭЛОУ АВТ-7 в аренду. В течение следующих четырех лет ТАИФ брала у «Татнефти» сырую нефть, перерабатывала ее на арендованном оборудовании ЭЛОУ АВТ-7 и продавала самостоятельно продукты переработки по рыночным ценам своему арендодателю — НКНХ. В итоге в 2001 году НКНХ оказался должен ТАИФ 380 млн долларов за полученное сырье и в качестве оплаты долга просто отдал арендатору установку. Вот так из состава имущественного комплекса крупнейшего в стране нефтехимического комбината было выведено сырьевое звено, контроль над которым получила ТАИФ (как впоследствии и над самим комбинатом). Таким образом, «Татнефть», бывшая тогда главным инвестором и акционером строившегося в Нижнекамске НПЗ, осталась в итоге ни с чем. По сути, достроила завод и отдала его за бесценок ТАИФ.

  • Анонимно
    6.12.2011 13:12

    Опять негатив по поводу политики руководства республики. О чем говорите? Тогда отдали хорошую или плохую установку АВТ, а теперь это настоящий НПЗ входящий в 10-ку лучших НПЗ России. Только "присвоением" АВТ такое не случается. Не стоит связывать беды НКНХ с этим случаем. У кого были деньги, тот и замутил дело. Почему НКНХ само не построило НПЗ? с 1967 по 1998 прошел 31 год. Нужно радоваться своим сегодняшним успехам и успехам своих соседей. Вот НКНХ в этом году тоже с высокой чистой прибылью, порядка 7-8 млрд рублей(отчет за 9 мес.).

  • Анонимно
    6.12.2011 13:29

    Что НКНХ сделал для самостоятельного создания НПЗ? Да был ли вообще тогда план строительства НПЗ? А самое главное - были ли средства на столь масштабные планы, которые сначала Татнефть, а потом и ТАИФ воплотили в преуспевающий НПЗ?

  • Анонимно
    7.12.2011 10:32

    В отличие от ТАИФ-НК, НКНХ хоть как то поддерживало социальную сферу в Нижнекамске и не было средств на модернизацию производств.Должны действовать реальные рыночные механизмы, есть оценочная стоимость, покупайте если цена устраивает. Так нет - проще по указанию просто забрать. И огромная прибыль Таиф-НК 12 ярдов за три картала обусловлена, только тем, что НКНХ вынуждена брать прямогонку у них по дерективным ценам.

  • Анонимно
    10.02.2012 19:50

    Прибыли дохрена А премию за декабрь за жали на 100%.

  • Анонимно
    13.02.2012 20:26

    Премию за декабрь выдали полностью. уважаемые акционеры не жадничайте.

  • Анонимно
    13.02.2012 20:28

    ТАИФ-НК потрепал нервы и цены на АЗС Татнефти

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль