Руслан Галимов: «Одна из серьезных проблем современного образования — дети не понимают, зачем нужна учеба, что она даст в будущем?» Руслан Галимов: «Одна из серьезных проблем современного образования — дети не понимают, зачем нужна учеба, что она даст в будущем?» Фото: Евгений Жура

Надо не просто дать образование как сумму знаний, но вдохновить ребенка, помочь найти ту сферу, где он будет успешным

— Руслан Расихович, в вашей биографии есть очень непонятный момент — как вы вообще стали учителем? Закончили крутой факультет ВМК — вычислительной математики и кибернетики — в Казанском университете. Могли пойти в программисты, суперпрестижная профессия, денежная! А стали работать учителем. Но, извините, эту профессию ни престижной, ни денежной не назовешь… Может, ваши родители работали учителями?

— Нет, родители у меня технари. Я родом из Лениногорска, из вполне обычной семьи. Отец был инженером, руководил отделом в нефтегазовой организации. Мама в 90-е годы работала операционистом — по сути, это IT-специалист. Так что родители и их профессии на меня, конечно, тоже повлияли. Я учился в физматклассе средней школы №4 в нашем городе. Очень любил математику, хотя по складу ума больше гуманитарий, всегда нравилось коммуницировать с людьми. Увлекался логикой, системным мышлением.

— Понятно, почему пошли на ВМК.

— Первое время учиться оказалось сложно, потому что не было понимания, как данные знания можно применить в жизни. Это вообще одна из серьезных проблем современного образования — дети не понимают, зачем нужна учеба, что она даст в будущем? А для меня, как учителя, очень важным конкурентным преимуществом стали как раз знания, полученные на факультете ВМК. Я обладал пятью технологиями и, как учитель информатики, как педагог, мог их прекрасно использовать в образовательном процессе, разрабатывать ценные продукты.

А на то, чтобы пойти в учителя, повлияла моя классная руководительница в школе. Она была великолепным преподавателем и наставником. На ее похоронах (я был студентом 2-го курса), я подумал, что должен продолжить ее дело — стать педагогом. Наверное, к некоторым людям так и приходит осознание своего призвания. На 4-м курсе мне предложили преподавание в 19-й гимназии — решил попробовать. Отличная школа, умный и вдохновляющий директор — словно сама судьба поддержала мою идею пойти в учителя.

Я стал изучать психологию, педагогику, методику образования детей. Полагаю, одна из главных задач учителя — помочь каждому своему ученику найти именно его признание, ту сферу деятельности, к которой у него есть способности, где у него будет получаться, где он станет стремиться достигнуть большего. Настоящий учитель не может учить только по учебникам: выучил — молодец, пятерка, до свидания, следующий! Задача учителя — через свой предмет раскрывать ребенка в первую очередь как личность. Не просто дать ему образование как сумму знаний, но вдохновить, помочь отыскать то направление, где он будет успешным, продолжит развиваться дальше; ту сферу, которая станет основой для его собственных исследований. Имея педагогический стаж более 12 лет, я это хорошо понимаю.

— Где вы работали учителем?

— Сначала в гимназии, где потом стал заместителем директора. Затем был замдиректора в IT-лицее КФУ, во втором лицее-интернате. Далее мы развивали собственный научно-методический центр «Академия навыков». А в 2019 году мы с моей супругой, учителем-нейропсихологом Нуршат Галимовой основали первую детскую академию «АЛИФ», которая со временем переросла в частную школу ALPHA SCHOOL.

К этому времени мы набрали большой опыт разработки и внедрения различных образовательных проектов, изучили опыт разных стран. Я защитил магистерскую диссертацию по формированию образовательной среды, написал на эту тему монографию, несколько книг по профориентации и раскрытию потенциала детей. Мы с супругой закончили «сингапурские» курсы по педагогике, побывали в конце нулевых в Южной Корее — стране – лидере в сфере информатизации образования. Вернувшись оттуда, мы с коллегами создали, наверное, первый в России электронный дневник, на основе которого в дальнейшем был разработан edu.tatar.ru — электронное образование РТ. По сути, тогда мы начали создавать продукты, которые меняли подход к образованию в корне.

Сегодня я автор уже 12 инновационных образовательных продуктов, программ и методических разработок для школьников по темам предпринимательства, навыков Soft Skills, профориентации, нейротехнологиям, IT и инженерного обучения. Причем все свои проекты мы разрабатывали, исходя из насущных проблем, с которыми сталкивается образование. Наши проекты были замечены правительством Татарстана. Наш электронный дневник внедрили по всей республике.

«Еще интересный проект дети сделали в IT-лицее — предложили способ, как можно уменьшать освещение улиц в темное время суток с экономией до 50 процентов затрат. Мы посчитали эффект для всей России — миллиарды и миллиарды!» «Еще интересный проект дети сделали в IT-лицее — предложили способ, как можно уменьшать освещение улиц в темное время суток с экономией до 50 процентов затрат. Мы посчитали эффект для всей России — миллиарды и миллиарды!» Фото: «БИЗНЕС Online»

Кто-то из моих учеников еще в школе стал миллионером

— Поражает еще одно ваше достижение — 9 детей, которых вы обучали, имели миллионные стартапы. Можно подробнее о самых интересных детских проектах?

— Да, через меня прошло около полусотни детских проектов разного типа — IT, социальных, инженерных. Кто-то из детей даже заработал, еще учась в школе, большие деньги, стал миллионером. Например, восьмиклассник 19-й гимназии Данил разработал сразу несколько проектов, а затем, опираясь на полученный опыт, создал браузерную игру. Его школьный проект приняли в казанском IT-парке. Тогда впервые в один из лучших бизнес-инкубаторов страны попал детский проект. После этого мы начали интегрированно работать с IT-парком, у нас там каждые полгода дети проходили с собственными проектами.

Данил привлек в свой проект двух восьмиклассников и всего за четыре месяца обучил тому, что знал сам. Тогда я окончательно убедился — в школе надо создавать такие условия, такое пространство, использовать такие программы, при которых дети будут сами стремиться развиваться. Эту задачу мы и поставили в IT-лицее. Там у нас появился еще десяток серьезных проектов. Один из них, по внедрению карточной системы в конкретном санатории и создании защищенного браузера, сделал Данияр Садыков. Он к 10-му классу уже заработал около миллиона рублей. Последний его проект прошел даже через два бизнес-инкубатора — в Набережных Челнах и Казани.

На тот момент эти дети даже меня, учителя, превосходили в знаниях, мне просто нужно было вовремя направлять их к более масштабным и интересным целям. Я состыковывал их с профессорами из КФУ. Один из них как-то сказал мне: «Ну я на некоторые вопросы вашего ученика ответил, а на дальнейшие уже ответить не могу».

Еще один проект был во втором лицее. Здесь ребята разработали фирменную атрибутику. Через полгода в обороте уже имели товара на полмиллиона рублей. Это стало очень значимым для них — учась в 9-м классе, имеют пусть небольшую, но постоянную прибыль.

Еще интересный проект дети сделали в IT-лицее — предложили способ, как можно уменьшать освещение улиц в темное время суток с экономией до 50 процентов затрат. Мы посчитали эффект для всей России — миллиарды и миллиарды! К сожалению, из-за проходившей в Казани Универсиады в 2013 году финансирование проекта было урезано и до реализации не дошло. Зато во время работы над проектом ребята приобрели очень много полезных навыков и умений, которые применимы в жизни.

Мне важно, чтобы ребенок занимался проектом не потому, что это модно или надо сделать какой-то проект, а чтобы он осознал личные способности, развивал навыки, умел справляться с эмоциями и работать над своей мотивацией.

Я рад, что получил опыт работы в разных школах, с детьми различного уровня подготовки — это подтвердило, что мои методы — действенные. Моя методика в 2016 году попала в список инновационных продуктов и программ минобрнауки РФ.


У нас нет ни троечников, ни двоечников, ни отличников — эта система вообще изжила себя

— Почему, Руслан Расихович, вы с супругой решили создать свою частную школу?

— Над реализацией этого проекта работает большая команда специалистов не один год. А главную финансовую поддержку, благодаря которой данный проект состоялся, оказывает наш бизнес-партнер, Абдуллин Наиль Мулахметович, президент компании «СПК-Магистраль». К развитию проекта подключаются все больше единомышленников — учителя, методисты, специалисты по работе с детьми, научные консультанты, родители наших учеников, которые также всячески помогают.

Что нас подтолкнуло? В какой-то момент пришло понимание, что успешных проектов у детей могло бы быть гораздо больше. Изучение нейропсихологии и методологии привело нас к тому, что подготовить ребенка к подобному успеху можно начиная с еще более раннего возраста. Мы видим, как надо работать с детьми, что нужно сделать, чтобы ребенок был готов к школе. А по нашей статистике, которая подтверждается публичным отчетом минздрава и Ассоциацией нейропсихологов РФ, только один из 50 готов к школе. Готов к школе — это психоэмоциональная готовность, социальные навыки, физическая готовность, и только в последнюю очередь мы говорим о знании букв и цифр.

Когда мы начали погружаться в эту тематику, то статистика нас шокировала — 86 процентов детей испытывают трудности в обучении! Это цифра из публичного отчета минздрава РФ за 2016 год. А сейчас таких 92 процента. Оказывается, у многих детей мозг еще недостаточно созревает для обучения. Раньше, в советское время, подобных проблем было меньше. Просто дети тогда были гораздо подвижнее. Играли в казаки-разбойники, гоняли во дворе в футбол, девочки прыгали со скакалкой. А сейчас к малоподвижному образу жизни детей…

— Которые часами сидят в своем телефоне или у компьютера…

— …добавляется плохая экология, отнюдь не экологически чистые питание и вода плюс проблема безопасности — мало кто без присмотра оставит ребенка на улице, и ему постоянно не хватает движения. Для коррекции развития необходимо заниматься простыми или сложными физическими упражнениями, которые заставляют мозг работать. В своей школе мы это учитываем. В классе максимум 16 детей. С ними работают два учителя и тьютор. Личного внимания хватает каждому.

Детей принимаем с пяти лет, потому что именно в этом возрасте начинается активная подготовка мозга к обучению в школе, появляется возможность устранить имеющиеся проблемы, а если их нет, то более качественно подготовить будущего первоклассника. Вообще, мозг очень гибок до 11 лет, а чем старше человек, тем менее его мозг нейропластичен. С ним потом тоже можно работать, но уже сложнее. С пяти лет происходит и социализация ребенка, он учится выстраивать свои отношения не только в семье, но и в обществе — с другом, учителем, коллективом, знакомыми взрослыми.

У нас разработана своя система наблюдений за успехами детей. И тут очень важна помощь родителей. Мы уже три года проводим курсы для них, чтобы вместе с семьей ребенка выстроить успешное его развитие. Родитель в нашей школе — важный участник процесса образования и развития. Семья и школа — единомышленники и союзники. У нас работает команда специалистов — в том числе педагоги-наставники, психолог, нейропсихолог, учителя по творческому, эмоциональному интеллекту, которые в тандеме с семьей ребенка ведут его к успеху. Главный критерий результативности — желание ребенка учиться, радость, которую он получает от этого, его горящие глаза. Знаете, когда летом, в каникулы, наши ученики рвутся на уроки, хотят учиться — для нас это тоже показатель.

«Мы учим ребенка видеть мир целостно» «Мы учим ребенка видеть мир целостно» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Как проходит у вас рядовой урок?

— Мы учим ребенка видеть мир целостно. Например, у первоклашек по математике есть урок, темой которой являются свойства геометрических фигур. В это же время на уроке по окружающему миру они проходят признаки осени, наблюдают за ними на прогулке, изучают листья деревьев, их форму. А потом на уроке творчества делают мозаику из разных геометрических фигур на панно в форме листа в особой технике, красят в цвета осени. Вроде бы просто, но при этом формируется межпредметная связь, изучается несколько явлений, развиваются аналитическое и творческое мышление, приобретается много навыков. Окружающий мир — это один из центральных предметов, который мы ведем с 5 до 11 лет. И все через опыт, через развитие. В таком возрасте дети интересуются всем этим, проявляют творческую активность, креативность, и подобное надо использовать, не загубить. В жизни важен как раз поиск решений, это в учебнике дают задачи, ответ которых известен — в жизни не так, в жизни ответ приходится искать самому.

Мы помогаем ребенку учиться с учетом его сильных и слабых сторон, его индивидуальных особенностей, например особенностей памяти: у кого-то это слухоречевая, у кого-то зрительная. Вот почему ученик получает тройки? Часто потому, что об этих особенностях педагог и не подозревает. Нейропсихология — наука относительно новая.

Мы об этом знаем, и все это учитываем в своем подходе, ориентированном на практику. У нас нет ни троечников, ни двоечников, ни отличников — я считаю, что данная система вообще изжила себя. Мы же знаем много примеров, когда бывший троечник становится отличным предпринимателем, в целом успешным человеком. Но ему наверняка мешал ярлык троечника, скорее всего, на уроках у него не было ситуации успеха. Это одна из проблем образования — там слишком много ярлыков и установок, которые мешают реализовываться.

— Как это состыковывается с нейропсихологией и предпринимательством?

— Предпринимательство не просто способ заработать много денег. Успешным предпринимателем в первую очередь движет идея. Предприимчивость сегодня — это не только качество, это уже навык. А любой навык можно приобрести.

Стать миллионером можно, если «прокачать» определенные навыки, приобрести нужные знания, научиться их умело использовать. Для этого надо тренировать мышление, мозг.

Сначала ребенка важно научить пониманию того, как мир устроен, для чего ученик вообще что-либо делает, изучает. Этому способствует аналитическое мышление. И только потом можно учить его финансовой грамотности, проектной деятельности.

«Мы серьезно и основательно готовим детей к реальной жизни, учитывая их желания, понимая их истинные склонности, таланты, мотивацию» «Мы серьезно и основательно готовим детей к реальной жизни, учитывая их желания, понимая их истинные склонности, таланты, мотивацию» Фото предоставлено ALPHA SCHOOL

Часто выпускники понятия не имеют, «есть ли жизнь» после ЕГЭ?

— Вы уверены, что ваши дети те же ОГЭ и ЕГЭ сдадут успешно?

— Конечно! Часто выпускники понятия не имеют, «есть ли жизнь» после ЕГЭ, — не могут ответить, что дальше, куда после вуза. То есть они сдают экзамен, как все вокруг, и не совсем понимают, для чего им это нужно в долгосрочной перспективе. Знания важны! Но важно также, чтобы дети получали их не из-под палки, не занимались зубрежкой — это сейчас не работает.

Нужно помогать детям находить свое направление для развития их сильных сторон. И получать образование уже именно под эти цели. Когда ты концентрируешься на сильных сторонах ребенка, они подтягивают слабые. Сильные становятся энергией, драйвером развития. А при концентрации на слабых сторонах человек не может нормально развиваться. Задача учителя — находить сильные стороны ребенка и давать ему все возможности для развития.

— Методика имеет под собой научную основу? Как это работает?

— Да, вся применяемая нами методология протестирована на практике, и на данный момент мы занимаемся оформлением научного патента на образовательную технологию. Важнейшее место в комплексном развитии ребенка мы отдаем нейропсихологии. Благодаря именно такому подходу мы получаем высокий процент успеваемости учеников. Дети у нас не просто учатся — они делают это с удовольствием, без принуждения. С помощью нейроподхода нам удается воспитывать людей, уверенных в себе, в своем будущем.

На данный момент в нашей системе обучения одновременно используется несколько самых эффективных мировых образовательных практик.

Поиском методик по всему миру и их тестированием занимается собственный научно-методический центр «Академия навыков». А затем лучшие мы интегрируем в образовательную среду школы с учетом менталитета и особенностей региона.

— Так чем же ваши выпускники будут отличаться от обычных?

— Если коротко — каждый из них станет осознанной и созидательной личностью. Все люди, конечно, разные, но данная формулировка, думаю, правильная. А что значит «осознанная личность»? Это когда человек берет ответственность на себя. Это тот, кто находится «здесь и сейчас», понимает и принимает реальность, знает, как в ней надо действовать, умеет решать любые проблемы, не боится ошибаться и действовать. Мы серьезно и основательно готовим детей к реальной жизни, учитывая их желания, понимая их истинные склонности, таланты, мотивацию. Неслучайно у нас дети уже во 2-м классе изучают финансовую грамотность, а в 3-м учатся инвестировать. Мы воспитываем гармоничную личность — человека, который будет успешным и счастливым.